Ткани древнего египта. Одежда Древнего Египта. Одежда фараонов в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Одежда в Древнем Египте. Ткани древнего египта


Одежда Древнего Египта. Одежда фараонов в Древнем Египте

Образование 18 ноября 2014

Древний Египет считается одной из самых старых цивилизаций. Она имела собственные культурные ценности, политический строй, мировоззрение, религию. Отдельным направлением была и мода Древнего Египта. Надо отметить, что эволюция этой цивилизации еще полностью не изучена и все еще представляет особенный интерес для многих ученых. Мода Древнего Египта является предметом изучения современных модельеров и дизайнеров. В чем причина такого интереса? Разберемся далее. одежда древнего египта

Общие сведения

Чем же так привлекает сегодня одежда Древнего Египта? Обсуждение в основном ведется вокруг точного и изящного кроя, а также оригинальной отделки. Все элементы были продуманы до мелочей. Одежда Древнего Египта (женская, мужская, одежда фараонов и простых людей) была удобной, в ней не было ничего лишнего. Но вместе с этим создавалось впечатление вполне завершенного образа.

Одежда Древнего Египта: основные характеристики

Наряды прошлых культур отличаются своей неизменяемостью, однообразием и постоянством. Но даже в те далекие времена можно увидеть техническое усовершенствование элементов, точность расчета выкроек, изящество при обработке тканей. Одежда и прически Древнего Египта были продуманы подробнейшим образом. Несмотря на то что костюм отличается контрастностью, он весьма выразителен, гармоничен. Одежда Древнего Египта делала фигуру человека геометрически стилизованной. Это видно по сохранившимся скульптурам и рисункам. В такой стилизации очень ярко проявлялись замыслы моды. В некоторых случаях даже резче, чем это было на самом деле. Скульпторы и художники Египта обучались искусству стилизации в специальных дворцовых школах. Все они находились при храмах. Искусство стилизации было предписано существовавшими канонами, точными нормами и устоявшимися традициями, которые не нарушались никогда. Такая точность и ясность касалась и причесок, и одежды египтян. Следует сказать, что наряды этой цивилизации оставались неизменными на протяжении продолжительного периода: в четвертом тысячелетии они были такими же, как и во втором. Собственно, речь идет о двух типах одежды: мужском и женском. По ее отделке можно было судить о принадлежности человека к определенному общественному классу. одежда древнего египта женская мужская одежда фараонов

Видео по теме

Совершенствование нарядов

Свое начало история древнеегипетской одежды берет с мужских набедренных треугольных повязок с передником. Их называли "схенти". Эти повязки были украшены многочисленными драпировками. С течением времени эта одежда Древнего Египта совершенствовалась. Драпировки стали сложнее, их начали скреплять на талии поясом, который был украшен золотыми нитями и орнаментом. Надо полагать, что такая отделка свидетельствовала о достаточно высоком социальном положении владельца. Одежда Древнего Египта совершенствовалась далее. Впоследствии схенти стали носить как нижнее белье. Сверху на него надевали прозрачную накидку, похожую по силуэту на трапецию, и подвязывали поясом. В дополнение к наряду шла плиссировка, украшения и головные уборы.

Контрасты

Именно с мужской простой набедренной повязки начал складываться наряд египтян. Туловище было обнаженным. Изначально повязка исполняла роль "фартука" и считалась рабочей одеждой. Но из нее стала складываться одежда вельможи в Древнем Египте. У человека, занимавшего более высокий статус в обществе, повязка была аккуратно собрана в складки, украшена поясами. Передняя часть элемента книзу расширялась в виде треугольника. Он также был отделан геометрическими узорами. В скульптуре и живописи можно отметить, как четко контрастирует белая повязка и коричнево-красный цвет кожи. Такой оттенок был четко определен. Цвет кожи женщин и рабов изображался по-другому. Он был желтым. одежда и прически древнего египта

Женская одежда

Платье было исключительно функционально. Какую одежду носили в Древнем Египте представительницы слабого пола? Платье шили из тонкой ткани. Оно выглядело как тесно облегающий футляр. Впоследствии такое платье получило название kalasins. Ткань точно обрисовывала фигуру, в связи с чем есть предположение, что эта одежда Древнего Египта была вязаной. Позднее платье разделилось на жилет и юбку. Последняя по своей длине доходила до середины икры. На юбке был высокий пояс, который подчеркивал фигуру женщины. Идеалом считалась высокая стройная брюнетка с широкими плечами и тонкой талией. Плотно обтягивавшая икры юбка не позволяла совершать широких шагов. Это означает, что и походка была четко регламентирована. Элементами жилета выступали две широкие бретельки. Как правило, они завязывались на плечах. Грудь при этом оставалась обнаженной. Однако она не выставлялась напоказ, как, к примеру, в более поздней критской моде. Натурализм был сдержан и ускользал от внимания в первый момент. какую одежду носили в древнем египте

Натуралистическая деталь вкупе со строгой стилизацией фигуры встретится в дальнейшем неоднократно. Такое сочетание со временем станет весьма популярным. Чем больше стилизована одежда, тем сильнее подчеркнута натуралистическая деталь. Идеалом красоты была царица Клеопатра. Она обладала всеми качествами, которые должна иметь женщина: правильными чертами лица, миндалевидным разрезом глаз, смуглой кожей, сильным характером и незаурядным умом. Царица Клеопатра имела превосходное чувство стиля. Это проявлялось во всем, в том числе и в одежде.

Особенности нарядов

Следует подробнее сказать о натурализме и стилизации костюмов. В сравнении с поздними аналогиями, к примеру, испанской модой периода маньеризма, веяниями рококо и готики, кажется, что египетская одежда является воплощением какого-то завершающего этапа длительного развития культуры костюма. Существует предположение, что наряды стали в некотором роде высшей стадией предшествующих несохранившихся тенденций неолита. Здесь следует обратить внимание на изящные детали костюмов. Одежда, как женская, так и мужская, основывается на контрастах материала и цвета. На гладкой мягкой ткани или обнаженном теле выделены рельефные полосы цветных фаянсовых бус, обычно зеленых либо синих. Они формировали нечто вроде воротника и дополняли женскую или мужскую одежду. Красочные украшения, как правило, контрастировали с белой тканью, колоннообразные фигуры – с черными густыми волосами либо париками, которые геометрически обрамляли лицо. Грим накладывали и мужчины, и женщины. В соответствии с существовавшей традицией подкрашивались губы, брови и глаза. Во времена Нового царствования одежда фараонов в Древнем Египте была еще больше стилизована, роскошна. Наряды отличались многообразием красок. одежда фараонов в древнем египте

Дальнейшее развитие

Положенный только женщинам класирисис впоследствии стали носить и мужчины. Начали появляться новые элементы наряда. Одним из них стал верхний плащ. Он представлял собой нечто вроде шали, мягко собранной в складки сверху жилетки и перекрещенной на груди. В результате образовались короткие рукава. В новой одежде снова можно увидеть стилизованный треугольник. Он прослеживается в форме рукавов и в юбке, передняя часть которой имела вид колокола. Но сейчас это не столько геометрическая фигура, а больше стилизованный лотос. Одежда фараонов в Древнем Египте всегда была дополнена украшениями. Среди ремесел в те времена была популярна гравировка и чеканка. Египтяне умело обращались с драгоценными камнями и их аналогами. Именно от этой цивилизации пошли различные украшения: диадемы, браслеты, серьги, броши, перстни и прочее. одежда древнего египта обсуждение

Ювелирное искусство

Украшения были неотъемлемой частью наряда людей высших классов. Одежда вельможи в Древнем Египте отличалась роскошностью. Следует отметить, что ювелирное искусство этого народа как по художественной выразительности, так и по техническому исполнению никто так и не смог превзойти. Египетская мода, драгоценности, как, впрочем, и все искусство в целом, практически во все времена привлекали своей таинственностью. В современном же мире они в прямом смысле пережили возрождение. На то повлияло открытие в 1920 году гробницы Тутанхамона.

Ткани

Несмотря на то что с давнего времени в долине Нила было распространено овцеводство, шерсть считалась "нечистой" в ритуальном смысле. При изготовлении одежды использовались исключительно льняные полотна. Мастерство прядильщиц того времени не перестает поражать воображение современных историков. Сохранились некоторые образцы полотен, в которых на 1 кв. см приходилось 60 нитей утка и 84 основы, а 240 метров такой пряжи весили всего ничего. Практически прозрачные легчайшие ткани, которые изготавливали египетские прядильщицы, сравнивались с "сотканными воздухом" или "дыханием ребенка". Ценились они очень высоко. одежда вельможи в древнем египте

Полотна окрашивали в разные цвета, но преимущественно в зеленый, красный и синий. С начала Нового царства стали появляться и другие оттенки: коричневый и желтый. Полотна не красили черным. Голубой цвет считался траурным. Однако наиболее распространенной и любимой у представителей всех классов общества была белая ткань. Полотна могли быть как узорчатыми, так и однотонными. Излюбленными орнаментами являлись перья. Они были символом богини Исиды. Популярны были и узоры в виде цветков лотоса. Рисунки наносились на ткань вышивкой или особым методом окрашивания с использованием разных протрав.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Сакрализация власти фараона в древнем ЕгиптеОбразование Сакрализация власти фараона в древнем Египте

Культ фараона в Древнем Египте играл особую роль в существовании общества. Это явление поддерживалось учением жрецов. Согласно ему, фараона считали воплощением божества или богочеловеком.

Войско фараона в Древнем Египте. С какими целями фараоны содержали большое войско?Образование Войско фараона в Древнем Египте. С какими целями фараоны содержали большое войско?

Древний Египет был государством с абсолютной монархией. Вся власть в стране была сосредоточена в руках одного человека – фараона, живого Бога на земле, таковым его считали египтяне. Древний Египет не был агресси...

Долина фараонов в Египте: описание, особенности и историяНовости и общество Долина фараонов в Египте: описание, особенности и история

Долина фараонов – удивительное место на планете, представляющее огромное древнейшее кладбище египетской знати. К гробницам богатейших людей древних времен и захоронениям египетских фараонов можно пройти по единс...

Как с одежды удалить супер-клей: список популярных решенийДом и семья Как с одежды удалить супер-клей: список популярных решений

Неоспоримым преимуществом суперклея выступает способность прочно соединять практически любые поверхности. Средства данной категории отличаются достаточно жидкой консистенцией и при неосторожном выполнении работ запрос...

Наклейки на одежду: какие они бывают и как их сделать своими рукамиМода Наклейки на одежду: какие они бывают и как их сделать своими руками

Когда ребенок подрастает и становится более-менее самостоятельным, родители отдают его в детский сад. Здесь малыш делает свои первые шаги к независимости: учится сам заводить дружбу с другими детьми и улаживать возник...

Всегда актуальный лук: одежда, как часть индивидуальностиМода Всегда актуальный лук: одежда, как часть индивидуальности

Модный и современный лук — это не просто удачно совмещённая одежда, это внутреннее состояние её обладателя. Внешний вид может многое рассказать о человеке: какой у него род занятий, характер и настроение. Такая ...

Ярлык на одежде: информация, продлевающая жизнь вашему гардеробу
Мода Ярлык на одежде: информация, продлевающая жизнь вашему гардеробу

Согласитесь, что многих из нас весьма радует приобретение очередного предмета гардероба. Мы истово обещаем новой вещи хорошо ухаживать за ней. Однако вместе с тем многие забывают обратить внимание на ярлык на одежде. ...

Как вывести жвачку с одежды: практические советыМода Как вывести жвачку с одежды: практические советы

К сожалению, в повседневной жизни нередко случаются различного рода неприятные казусы, такие, например, как прилипшая к одежде жевательная резинка. Даже самые аккуратные и педантичные люди не застрахованы от того, что...

Бохо - стиль в одежде и способ выразить себяМода Бохо - стиль в одежде и способ выразить себя

Бохо – стиль в одежде, который как нельзя лучше подчеркивает то женское, что дано...

Женская одежда оптом в МосквеМода Женская одежда оптом в Москве

Женская одежда оптом в Москве может быть куплена по вполне приемлемым ценам. При этом в большинстве оптовых магазинов можно приобрести недорогие товары, качество которых не уступает более дорогим изделиям, продающимся...

monateka.com

Одежда древнего Египта - путеводитель

Костюм Древнего Египта

Историю Древнего Египта делят на основные периоды: Древнее царство (3000-2400 гг. до н. э.), Среднее царство (2400-1710 гг. до н. э.), Новое царство (1580-1090 гг. до н. э.). Основными занятиями древних египтян были земледелие, скотоводство и ремесла (гончарное, ювелирное, ткачество, производство стекла).

Общество Древнего Египта состояло из различных сословий: рабовладельческой знати, горожан (писцов, ремесленников), свободных крестьян и рабов. По политическому устройству государство было деспотической монархией во главе с фараоном и высшей знатью — рабовладельцами и жрецами. В представлении древних египтян фараон являлся наместником бога на земле. Своеобразная египетская религия, основанная на культе богов Солнца, Луны, Земли, домашних и диких животных (крокодила, льва, шакала, коровы, кошки, сокола, змеи), пронизывала все сферы жизни. Особую роль играла религия в искусстве, в эстетических представлениях людей. Художественные образы заключали в себе символику содержания (лотос — символ плодородия и бессмертия, змей — символ власти). Изображение человека в искусстве носило условный, схематичный характер. Древнеегипетские статуи, изображающие фараона и его приближенных, статичны, монументальны. Их позы и жесты всегда канонизированы, масштаб фигуры социально обусловлен.

Эстетический идеал красоты

Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити).

Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» немецкого египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».

Ткани, цвет, орнамент

Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см 2 такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.

Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел траурной символики.

Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи (рис. 1). В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных — змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Кроме льна, применялись кожа и мех, в основном для изготовления одежды обрядового назначения.

Основные виды и формы костюма

В костюме Древнего Египта наиболее распространенный вид одежды — драпирующийся. Позже накладной, но никогда не распашной. Все драпировки обычно формировались со спинки наперед и располагались спереди четкими, ритмичными формами, в то время как спинка оставалась облегающей. Соответственно не было удлинения одежды сзади.

В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины и различным образом драпированная. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась поясом — тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенная форма передника — расширенная книзу или овальная (рис. 2).

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями (рис. 3). Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни.

Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.

Мужской костюм состоял из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой.

Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником — оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах. Человек в ней кажется спеленутым.

Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского нарамника. Это накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы (рис. 4). Распространенной одеждой было также покрывало (рис. 5).

Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти, треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо.

Воины носят передник и кожаный нагрудник. Одежда сельской и городской бедноты не изменяется.

Украшения, головные уборы, прически, обувь, элементы символики в костюме

Основное декоративное значение в костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.

Дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировали солнечный диск (см. рис. 4). В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев. украшенная коршуном и змеей — уреем — символом власти, и клафт — большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником (рис. 6).

Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса.

Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка.

И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами.

Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков .

На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой и двумя-тремя тонкими ремешками. На подошвах изображались различные бытовые и военные сцены. Дополнительную информацию об одежде и украшениях Древнего Египта а также фотографии различных вариантов одежды фараона смотрите здесь .

По материалам: Н.М. Каминская. История костюма

Рекомендуем ознакомится: http://afield.org.ua

worldunique.ru

Женская и мужская одежда в Древнем Египте

Интересно узнать, как одевались люди в Древнем Египте? Тогда вперед!

Одежда в Древнем Египте

В Древнем Египте для изготовления одежды использовали лен

Египет считается родиной льна, потому что именно природные условия долины Нила позволяли выращивать эту культуру. Ткани Древнего Египта были широко известны, их вывозили в Сирию и Месопотамию.

по тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, которая была надета на человека, отчетливо было видно его тело.

Усовершенствование ручного ткацкого станка способствовало ускорению темпа работы ткача, да и качество ткани стало значительно выше. В период Среднего царства ткачество стало отдельным ремеслом, которое выполнялось в специальных мастерских. Самые крупные мастерские находились при храмах.

Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.

Мужчины в период Древнего царства носили набедренные повязки различной длины — схенти. На талии повязка поддерживалась тонким ремешком или лентой со спущенными концами. Она роскошно декорировалась, а спереди завязывалась в центре талии. С набедренной повязкой или без нее египтяне носили узкий треугольный передник, который имел различную длину и ширину. На женщинах был надет кусок материи, которая обертывала фигуру от щиколоток до груди, ─ калазирис. Поддерживали ее одна или две бретели. Такую одежду носили и царицы, и рабыни. Только лишь по качеству ткани можно было судить о различии в сословиях.

Мужчины в период Среднего царства носили костюм из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой. Женская одежда практически не изменилась, только одежда знати стала богаче в плане украшений.

В период Нового царства усложняется форма костюма знати, применяются тонкие дорогие ткани различных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений и т.д. Из Сирии в Египет пришла новая форма женской и мужской одежды: накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы. По бокам такая одежда сшивалась до линии проймы.

sitekid.ru

Ткани

Производство древнего Египта

Ткани, как и большинство других предметов, сохранившихся со времен Древнего Египта, известны нам по находкам в гробницах, где их широко применяли для запеленания покойников. Иногда все же удается обнаружить какой-нибудь предмет одежды, который покойник носил при жизни, например рубашку или положенную в гробницу ткань, не предназначенную для запеленания.

Прядение и ткачество принадлежат к числу древнейших видов мастерства, которыми владели древние египтяне. Мы имеем образцы тканей, сделанных еще в эпоху неолита[3368]. На стенах нескольких гробниц XII династии [236] в Бени-Хасане[3369] и в Эль-Берше[3370], а также в гробницах XVIII династии в Фивах[3371] изображено возделывание льна, обработка льняного волокна посредством колочения, прядение, тканье или некоторые из этих операций. В Каирском музее хранится найденная Уинлоком в Фивах модель эпохи XI династии, изображающая женщин, занятых прядением и изготовлением тканей[3372].

Существует ряд работ, посвященных исследованию с различных углов зрения и описанию прядения и ткачества в Древнем Египте[3373]; в одной статье, написанной Кроуфут, проводится сравнение между древними и современными методами. Пряжу пряли руками (преимущественно женщины) при помощи небольшого веретена, которое висело на ссучиваемой нити. Ткацкий станок был ручным и горизонтальным вплоть до гиксосского вторжения, когда на смену ему пришел вертикальный ткацкий станок.

Прялки[3374], веретена, напрясла и грузики от ткацкого станка часто встречаются при раскопках.

До позднего времени основным видом тканей, встречающихся в египетских гробницах, являются льняные ткани, хотя иногда находят ткани из травяного и тростникового волокна. Шерсть, хотя в какой-то мере она, по-видимому, всегда применялась для изготовления одежды, а в более позднюю эпоху применение [237] ее совершенно несомненно, считалась тем не менее нечистой в ритуальном отношении. Геродот, говоря о

97

Египтянах, писал : «Ничего шерстяного нельзя вносить в храмы или хоронить с мертвыми; это запрещено». Лишь очень поздно Египет познакомился сначала с хлопком, а потом с шелком. Мы переходим к описанию каждого из этих материалов в порядке их значимости.

Лен (первоначально Linum humile, но теперь Linum usitatissimum) возделывался в Египте с глубокой древности. До нас сохранились льняные ткани неолитического[3375], бадарийского[3376] и додинастического[3377] периодов и эпохи I династии[3378]. Лен производится в Египте в значительном количестве и теперь. Плиний отмечает коммерческое значение выращивания льна в Египте. По его словам[3379], «благодаря льну... Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии»; он утверждает также, что страна «извлекает из льна огромные прибыли».

Древнеегипетские льняные ткани весьма различаются между собой по текстуре — от тончайшего газа до грубого холста. Ряд специалистов исследовали природу и качество египетских тканей, в том числе Дж. Томсон[3380], У. У. Миджли[3381], Т. Миджли[3382], Т. У. Фокс[3383], У. Г. Томсон[3384] [238], А. Ф. Кендрик[3385], А. Ф. Геннеберг[3386], Г. Линг Рот[3387] и Г. М. Кроуфут[3388]. По словам Т. Миджли, «в настоящее время мы довольно хорошо изучили текстуру ткани раннединастического периода в Египте, а также хорошо разбираемся в устройстве ткацкого станка со всеми его принадлежностями... Из росписи гробниц... мы узнали, какой обработке подвергались стебли льна для получения лубянистых волокон, как их очищали, чесали, выравнивали, пряли и сучили. Наконец, мы видим на этих картинах уток и основу, прикрепленную колышками к земле, прутья, разделяющие нити... и изготовление ткани из этой тщательно подготовленной пряжи. Берда не было, поэтому... промежутки между нитями основы были больше, чем в современных тканях... Если не считать этого, то просто удивительно, что для примитивного ткачества и ткачей Древнего царства осталось неизвестным лишь немногое из того, что известно и практикуется в наши дни... Так, мы видим, что еще на заре истории Египта техника прядения и ткачества достигла высокого уровня. Нет сомнения, что ранние фазы эволюции ткацкого станка следует искать в недрах додинастической эпохи».

В гробнице Тутмоса IV было найдено несколько маленьких кусочков цветной гобеленовой льняной ткани[3389], а в гробнице Тутанхамона — несколько предметов из цветной гобеленовой льняной ткани и образцы вышивки[3390]. [239]

Уинлок нашел гофрированную льняную ткань времен XI династии[3391], а в Каирском музее хранятся три образца гофрированных льняных тканей XVIII династии, причем на одной из них с исключительным искусством выполнены два ряда плиссировки, под прямым углом друг к другу[3392],

Период Династия Приблизительные даты Каменный век Палеолит Не датирован Неолит Конец неолитического периода датируется приблизительно 5000 г. до н. э. Додинастический Бадарийская культура 5000-3400 до н. э. Ранний додинастический Средний …

Для более полного понимания вопроса о ремесленных производствах Древнего Египта и применявшемся в них сырье необходимо хотя бы общее знакомство с историей этой страны. Нужно отчетливо представлять себе и глубокую …

msd.com.ua


Смотрите также