Любителям экзотики, впервые попавшим в Среднюю Азию, советуют непременно съездить в Самарканд, Бухару, Хиву. В Ташкенте можно полюбоваться прекрасными современными площадями и проспектами, своеобразными архитектурными ансамблями, возникшими совсем недавно на месте одноэтажных кварталов… Путешественников, выезжающих в Ташкент, не встретят небесно-голубые купола мавзолеев, подобных самаркандскому Гур-Эмиру, не откроются издали стройные колонны минаретов, подобных бухарскому Каляну, не пройдут они по мощеным еще в XII веке улочкам, как это можно сделать в древней Хиве… Небогат Ташкент памятниками прошлого. И все же знакомить своего гостя с образцами древнего восточного зодчества я начал бы именно в Ташкенте. И в первую очередь рассказал бы ему о сооружении, которое хорошо знакомо каждому ташкентцу, хотя, может быть, далеко не каждый обращал на него пристальное внимание.
Тысячи горожан спешат в воскресный день на главный городской базар — Октябрьский рынок. Не преминут заглянуть и в Главный универмаг столицы. Поэтому всегда оживленно на площади имени Ахунбабаева. Но не спешите, пройдя вдоль фонтанов у ГУМа, входить в его шумные, многолюдные залы. Оглянитесь на минуту назад, на площадь. Напротив, на холме, вы увидите, будто впервые, это необычное сооружение. Оно стоит, словно на постаменте, торжественное, строгое. Вход его увенчан высоким парадным порталом, по сторонам разбегаются в два этажа арки, завершающиеся на углах мощными колоннами минаретов. Фасад здания украшен голубой плиткой, выложенной в традиционный восточный орнамент. Это медресе Кукельдаш — один из немногих памятников средневековой восточной архитектуры, сохранившихся в Ташкенте.
Тем, кто бывал в Самарканде, это сооружение с первого взгляда напомнит сказочный по своей красоте ансамбль Регистан. И это не случайно, ведь Кукельдаш — его ровесник.
Кукельдаш сооружен в XVI веке во времена правления в Ташкенте Дервиш-хана. Руководил строительством жестокий и могущественный визирь Кукельдаш, увековечивший свое имя в названии нового медресе.
Здесь, в религиозном дурмане, зубрили толстые духовные книги будущие муфтии, казии, муллы. Образно и ярко сказал о подобных учебных заведениях Садриддин Айни: «Эти старые медресе, построенные три-четыре столетия назад, доныне удивляющие нас своим великолепием, точно выражали феодальный строй, внешне нарядный, величественный, сверкающий, а внутри темный, удушливый, смрадный, невыносимо тесный. В этих зданиях выражены лицемерие и жестокость феодалов, то средневековье, которое в России давно изучают по книгам и в музеях, а я видел сам, пережил и перестрадал, прожив в нем половину своей жизни».
С древним Кукельдашем связано много легенд и историй — и трагических, и удивительных, и забавных. Рассказывают, например, что здесь казнили женщин, нарушивших супружескую верность: их зашивали в мешок, поднимали на самый верх медресе и бросали на пролегавшую рядом Шейхантаурскую улицу. Другая история повествует о необыкновенном фисташковом дереве, которое более трехсот лет росло прямо на вершине одного из кирпичных куполов медресе. Оно считалось священным, о нем было сложено много легенд и песен. Перелистывая старые подшивки газет, я встретил даже фотографию этого раскидистого дерева, удобно устроившегося на куполе здания. Вспоминается и другая, не менее занятная история о том, как глупый осел заглянул в мечеть Кукельдаша, когда в этом здании устроили караван-сарай (был и такой период в жизни древнего медресе).
Многое претерпел за несколько веков жизни Кукельдаш. Не раз разрушался он от землетрясений, в результате чего из трех этажей остался только один. Сильно пострадали и минареты, которые высились раньше подобно регистанским.
В 1977 году началась комплексная реконструкция этого ценного памятника архитектуры. Предполагается вновь построить второй этаж, проделать большую реставрационную работу внутри и снаружи здания.
…Туристы, затаив дыхание, войдут через массивную резную дверь под прохладные своды, где стоит гулкая тишина. Пройдут по тенистому дворику, вымощенному щербатым кирпичом, заглянут в полутемную келью, где в нишах стоят старинные книги, а на кошме разложена нехитрая утварь средневекового студента. И через несколько минут в глаза снова брызнет яркий солнечный свет, отраженный широкими витринами ГУМа и зеркальными окнами высотной гостиницы «Москва». А за спиной со скрипом закроется массивная дверь Кукельдаша — еще одна страничка истории нашего города.
Что ещё почитать на схожие темы
mytashkent.uz
Медресе Кукельдаш. Достопримечательности Ташкента
Медресе Кукельдаш - самое крупное медресе и один из наиболее известных исторических памятников Ташкента. Найти его не сложно, оно находится в историческом сердце города - в районе площади Чорсу и ташкентского Регистана. В IX и X веках именно здесь находились Кешские крепостные ворота, одни из трех городских ворот.
Центральный архитектурный ансамбль - Регистан был в каждом крупном городе. Здания, входящие в такой ансамбль, отличаются изысканной архитектурой, монументальностью, оригинальным замыслом и необычной отделкой. Ташкентский Регистан не исключение, достаточно внимательно присмотреться к медресе Кукельдаш.
Медресе Кукельдаш было построено в XVI веке (1570 г.) во времена правления династии Шейбанидов визирем, приближенным к ташкентским султанам Барак-хану и Дервиш-хану. Визирь носил прозвище «кукельташ» («кукельдаш»), что в переводе означает «молочный брат хана».
Медресе Кукельдаш - одно из крупнейших медресе XVI века, сохранившихся в Центральной Азии. Оно построено из жженого кирпича по традиционному для медресе принципу: большой внутренний двор, окруженный кельями-худжрами, дарсханой (комнатой для занятий) и мечетью. Фасад открывается изящным входным порталом высотой почти 20 метров (пештак), двухъярусными балкончиками с неизменными угловыми башнями - гульдаста. На портале сохранились остатки декора - майолика и глазурованные кирпичи. На окнах медресе есть специальные солнцезащитные решетки - панджара, в узорах которых внимательный посетитель может разглядеть вплетенные в рисунок имена, священные для любого мусульманина - Аллаха и пророка Мухаммеда.
Медресе Кукельдаш неоднократно ремонтировалось и реставрировалось, поэтому нынешний облик здания значительно отличается от первоначального, хотя по размерам и архитектурному замыслу этот памятник древнего зодчества не уступает известным медресе Бухары и Самарканда.
Как и любое медресе, медресе Кукельдаш было учебным заведением. Однако на протяжении нескольких веков своего существования медресе Кукельдаш не единожды приходило в упадок. Чего только не «повидало» медресе на протяжении своей долгой истории. Например, в XVIII веке здесь был караван-сарай, в котором останавливались приезжие купцы. На это время приходится разрушение венчающих медресе башен - гульдаста. Позже, в XIX веке медресе Кукельдаш было крепостью кокандских правителей. При ташкентском восстании защищающихся жителей города обстреливали из пушек, расположенных на портале медресе Кукельдаш. В 30-х годах XIX века при Беклер-беке венчающие мечеть и дарсхану голубые купола и второй этаж келий были разобраны на кирпичи для постройки других зданий и позже восстановлены силами ташкентских мастеров.
С медресе Кукельдаш связано множество легенд. Например, считается, что долгое время оно служило местом казни - с самого высокого парапета центрального портала на прилегавшую к медресе Кукельдаш Шейхантаурскую улицу сбрасывали в мешках неверных жен, что должно было служить наглядным примером преимуществ высоконравственной жизни. Еще одна легенда повествует о необычном раскидистом фисташковом дереве, которое в течение нескольких сотен лет росло прямо на одном из куполов медресе и считалось священным.
В XIX веке медресе Кукельдаш пострадало от двух землетрясений - 1868 и 1886 года, свод входного портала был разрушен и частично восстановлен только в 60-х годах XX века.
В середине XX века, во времена Союза в здании медресе Кукельдаш располагалась выставка, активно пропагандирующая атеистический образ жизни. Несложно себе представить, что на фоне прекраснейшего из образцов исламской архитектуры выставка смотрелась довольно неубедительно. До недавнего времени в медресе был музей узбекских национальных инструментов. В годы Независимости здание медресе Кукельдаш было полностью отреставрировано по сохранившимся фотографиям 80-х годов XIX века. Сегодня это величественное двухэтажное здание (легенды гласят, что когда-то оно было трехэтажным, хотя доказать это сегодня сложно) - доминанта архитектурного ансамбля ташкентского Регистана. После реставрации было решено вернуть медресе Кукельдаш роль духовного учебного заведения. С угловых башен медресе муэдзины призывают верующих на намаз, в левой части здания проходят занятия для живущих в худжрах студентов, в правой - проводятся религиозные богослужения.
На одной из стен медресе Кукельдаш выгравирована надпись, как нельзя лучше отражающая судьбу архитектурного памятника: "смерть является неизбежностью человека, но произведенные им работы остаются навечно".
Медресе Кукельдаш (Узбекистан) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Добавить отзыв Следить
В Средние века жаркая и засушливая Центральная Азия была настоящим оазисом, в котором процветали наука и культура. Быть умным, разбираться в искусстве и богословии — вот джентльменский набор успешного молодого узбекского мужчины того времени. Ввиду отсутствия в средневековом Ташкенте университетов (в их современном понятии), роль центров образования играли медресе — мусульманские учебные заведения, выполняющие функцию средней школы и духовной семинарии. Кукельдаш — крупнейшее учреждение подобного рода и по совместительству один из знаковых архитектурных памятников столицы Узбекистана. Находится он в историческом центре Ташкента — в районе площади Чорсу, рядом с одноименным базаром.
Что посмотреть
За время своего существования мерседе Кукельдаш использовалось как крепость и гостиница, пережило два мощных землетрясения. Теперь здесь, как и 4 столетия назад, работает исламское образовательное учреждение.
Сегодняшний облик здания отличается от первоначального. Правда, современным строителям и реставраторам стоит отдать должное — размеры и архитектурный замысел памятника полностью соответствуют канонам средневекового зодчества.
У мерседе Кукельдаш — традиционная для таких заведений архитектура: просторный внутренний дворик, окруженный двумя этажами худжров (келий), где сейчас живут студенты, и мечеть Джами в углу. Главный фасад украшен высоким порталом, на котором сохранились аутентичные элементы декора: майолика и глазурованный кирпич (правда, его своды освещаются современными лампами). По бокам от портала устроены лоджии и угловые минареты. На окнах установлены защитные панели — панджара. Если повнимательней присмотреться к ним, то можно заметить будто заплетенные в орнамент имена Мухаммеда и Аллаха. Слева от медресе вдоль самого его торца пролегает дорога, ведущая на базар «Чорсу».
Практическая информация
Адрес: Ташкент, пр-т Рашидова, 3.
Как добраться: ближайшая станция метро: «Чорсу». Автобусы №№ 11, 27, 32, 35, 44, 46, 47, 53, 73, 84, 89, 91, 100, 115 и 132 (остановка «Торговый комплекс Чорсу»).
Время работы: 9:00-18:00. Вход: 2000 UZS. Цены на странице указаны на январь 2017 г.
tonkosti.ru
Медресе Кукельдаш в Ташкенте, Узбекистан
Медресе Кукельдаш – это одно из самых старинных и больших по размеру учебных заведений Ташкента. Расположен этот исторический памятник недалеко от базара Чорсу и площади Регистан. В 9 и 10 столетиях здесь стояли Кешские ворота.
Практически в каждом крупном городе есть архитектурный комплекс Регистан. Этот ансамбль состоит из монументальных зданий оригинальной постройки и изысканной отделки. Регистан в Татарстане отвечает всем особенностям, характерным для комплексов этого типа.
Медресе Кукельдаш в 1570 году был построен на средства визиря, который был правой рукой ханов Дервиш-хану и Барак-хану. За особое покровительственное отношение к себе визирь заслужил прозвище «кукельташ» («искренний друг хана»).
В Центральной Азии не сохранилось больше и величественней мерседесе, чем Медресе Кукельдаш. Построено здание из прочного жженого кирпича с классической для медресе планировкой. Прямоугольное строение с кельями-худжрами, дарсханой и мечетью, замыкает в себе большой внутренний сад. Главный вход в мерседесе сделан в виде изящного пештака (арка) высотой около 20 метров, также фасад украшают балкончики и гульдаста (массивные угловые башни). На входной арке до сих пор сохранились глазурованные плитки и декоративная майолика 16 века. Для защиты от солнца и эстетики на окнах учебного заведения, установленные узорчатые панджара, в вензелях которых переплетаются имена пророка Мухаммеда и Аллаха.
За несколько столетий Медресе Кукельдаш неоднократно подвергался реставрациям, частично разрушался и выстраивался вновь. Поэтому современный вид здания незначительно, но отличается от первоначального в декоративной части.
Как и положено всем медресе, медресе Кукельдаш изначально функционировал как мусульманское учебное заведение. Но не всегда оно использовалось по прямому назначению. На протяжении своего многовекового существования Кукельдаш не раз переживало упадок, и было на грани полного разрушения. В 18 столетии он служил пристанищем для купцов, именно тогда были разрушены башни гульдаста. Затем в 19 веке медресе стал крепостью Кокандских ханов, откуда расстреливали из пушек мятежных людей во время ташкентского восстания. В 30-х годах 19 столетия в связи с необходимостью строительных материалов для возведения домов, купола и второй этаж келий разобрали на кирпичи.
С Кукельдаш связано не один десяток старинных сказаний и легенд. Говорят, что долгое время в медресе казнили неверных жен. Их выводили к самому высокому ограждению центрального портала, упаковывали в мешок и сбрасывали. Публичная казнь должна была показать, чем кончается прелюбодейский образ жизни. Так же бытует легенда о священном фисташковом дереве, которое несколько столетий росло на одном из куполов здания.
В 1868 и 1886 года в Ташкенте произошло два сильных землетрясения. Из-за них частично разрушилась входная арка и свод Кукельдаш. Повреждения удалось устранить лишь в 60-х годах 20 столетия.
Во времена СССР в здании медресе проводилась атеистическая выставка. Но экспозиция такого рода смотрелась странно и неубедительно на фоне древней мусульманской архитектуры. Затем Кукельдаш стал музеем народных узбекских музыкальных инструментов. За годы независимости страны медресе Кукельдаш полностью отреставрировали. Сегодня здание состоит из двух этажей, но по легендам изначально оно было трехэтажным. К сожалению никаких визуальных подтверждений (фотографий, картин) этому не сохранилось. Величественный медресе стоит центральным зданием архитектурного комплекса Регистана. Отреставрированный Кукельдаш решили вновь сделать духовным исламским учебным заведением. Каждый день муэдзины выходят на угловые башни и уведомляют верующих, что пришло время намаза. В правой части медресе проходят богослужения, а в левой обучаются студенты, живущие в худжрах.
На фасаде Кукельдаш есть надпись, предсказывающая судьба архитектурной достопримечательности: «человек смертен, но работы, которые он оставляет после себя, живут вечно».
ru.sitara.com
Медресе Кукельдаш, Достопримечательности Бухары
В Бухаре, неподалеку от известнейшего исторического комплекса “Ляби-хауз” располагается не менее известный исторический памятник - медресе Кукельдаш (1568 - 1569 гг.). Медресе Кукельдаш является крупнейшим медресе Бухары и одним из самых крупных во всей Средней Азии. Оно было построено в XVI веке во время правления Абдуллахана II на финансы бухарского эмира Кулбаба, правившего при нескольких ханах и сумевшего сохранить добрые отношения со всеми из них. За близкие отношения с ханами эмир получил титул Кукельдаш (одна из наивысших придворных должностей), что в переводе означает «молочный брат». В последствие и медресе было названо в его честь.
Многие полагают, что медресе Кукельдаш является частью комплекса Ляби-хауз, однако это неверно: проведенные исследования археологов показали, что медресе - отдельное строение и к постройкам Ляби-хауза непосредственного отношения не имеет.
Медресе Кукельдаш являлось не только крупнейшей, но и уникальной постройкой своего времени с точки зрения архитектуры. Практически все медресе тех лет были выстроены по единой схеме и представляли собой замкнутую площадь с красиво оформленным парадным входом и глухими стенами вокруг. В медресе Кукельдаш нет глухих стен, вместо этого в них расположены ниши или балконы, украшенные ганчем. В медресе находятся 160 худжр (келий), которые расположены на обоих этажах по периметру просторного двора.
Медресе Кукельдаш строили лучшие мастера своей эпохи. Декоративные своды сложены из отлитых ганчевых арок в многочисленных комбинациях, мозаика в орнаменте входных ворот собрана без клея и гвоздей. Главный вход выложен мозаикой с преобладанием геометрических форм.
За все время своего существования медресе не раз меняло свое предназначение, выполняя, помимо своего непосредственного предназначения, множество разных ролей. В XVIII в. здание медресе использовалось даже в качестве караван-сарая.
Здание медресе Кукельдаш сохранилось до наших дней в довольно неплохом состоянии. И это несмотря на то что передний портал был сильно поврежден во время землетрясения и скреплен лишь простыми железными скобами, а во времена правления Беклер-бека второй этаж медресе вместе с голубыми куполами и вовсе был разобран на кирпичи. Благодаря стараниям мастеров-энтузиастов, которые зачастую брали всю инициативу реконструкции на себя, этот памятник и сохранил свой первоначальный облик.
Сейчас продолжается плановая реконструкция медресе Кукельдаш, которая должна быть завершена до 2020 года. Важным моментом современной истории медресе является тот факт, что на его территории жил и творил один из самых выдающихся среднеазиатских писателей современности - Садриддин Айни. Он умер в середине ХХ века, оставив после себя большое творческое наследие. Сегодня северная часть медресе представляет собой мемориальный музей Садриддина Айни. В экспозиции выставлены его личные вещи, а также некоторые его рукописи.
В комментариях к статье «История о древнем Кукельдаше» Abu Said опубликовал отличный материал, достойный отдельной публикации. Спасибо! Ждем обещанного продолжения.
Создание медресе Кукельдаш было связано с именами двух известных личностей шейбанидского периода – влиятельного чиновника Абдуллах-хана II (1583–1598) Кулбаба кукельдаша и ташкентского удельного правителя Дарвиш-хана . В одних, преимущественно научно-популярных изданиях, говорится о том, что медресе возвел в XVI в. Кулбаба кукельдаш,, а в других, особенно дореволюционных трудах, что оно было построено по инициативе Дарвиш-хана.
Кулбаба вначале занимал некоторые дворцовые должности, позднее – кукельдаша , был наибом хана в Герате в 1588 г. Кроме политической деятельности занимался меценатством. Он весьма ценил поэтов, ученых, ремесленников и оказывал им свое покровительство. Под псевдонимом “Мухибби” он писал стихи, а также заложил основу для создания богатой библиотеки в Балхе. О.А. Сухарева полагала, что на личные средства Кулбабы ку-кельдаша были возведены четыре медресе – в Бухаре, Балхе, Самар-канде и Ташкенте. В качестве доказательства указывается на факт присвоения этим медресе наименования “Кукельдаш” уже в середине ХVI столетия. Однако до сих пор не найдены документы или нарративные источники, свидетельствующие о возведении Кулбаба кукельдашем в Ташкенте медресе. Поэтому, хотя наименование медресе и указывает на имя предполагаемого донатора, окончательно установить его пока невозможно.Вначале XX в. Н.П. Остроумов, ссылаясь на народные сказания, писал, что Барак-хан и Кулбаба были молочными братьями. Когда Барак-хан обладал троном, Кулбаба стал его визиром и возвел медресе, которое стали называть “Кукелдаш” [Остроумов, 1907, с. 8]. По мне-нию М.Е. Массона, инициатором построения ташкентского медресе был не Кулбаба кукельдаш, а некий чиновник, носивший титул кукельдаш. Этот титул был пожалован ему ташкентскими правителями – Барак-ханом или Дарвиш-ханом. Поэтому составители фотоальбома “Исторический Ташкент. Фотография ХIХ–ХХ веков” указывают на то, что речь идет о кукельдаше, который был везиром Дарвиш-хана.Дарвиш-хан, подобно своему отцу Барак-хану, не обладал верховной властью в Бухаре. Однако он в качестве удельного правителя Ташкента пользовался авторитетом при дворе Абдуллах-хана II и был способен противостоять ханской центральной власти, как в Самарканде, так и в Балхе . Деятельность Дарвиш-хана по благоустройству Ташкента в исторических произведениях той эпохи описана недостаточно полно. Но воспоминания о ней сохранилась в исторической памяти городского населения в виде устного предания. Поэтому в исторических документах ХIХ – начала ХХ в. встречается имя Дарвиш-хана как устроителя в названиях медресе.Как отмечает ташкентский автор ХIХ в. Мухаммад Салих-ходжа, Барак-хан возвел новую мечеть Намазгах близ базара Чарсу, на почитаемом месте, где, по преданию, был захоронен Хазрат Аккаша . В период правления Дарвиш-хана строительные работы уже были завершены, когда на территории Намазгаха им была возведено еще одно сооружение – большая мечеть из обожженного кирпича, а прилегающая территория благоустроена. Данный комплекс впоследствии стал называться “Ийдгох-и Барак-хан” и “Ийдгох-и Дарвиш-хан”. По словам автора, строительство мечети Намазгах и медресе Кукельдаш было завершено при Дарвиш-хане.При благоустройстве центров уделов, где правили царевичи из династии Шейбанидов (вторая половина XVI в.), большое значение уделялось возведению медресе и других общественных зданий. Например, инициатором и донатором строительства в Ташкенте являлся Барак-хан, в Балхе – Кистан-Кара султан . В 20–70 х гг. ХVI в. работы по благоустройству Ташкента непосредственно вели Суюнчходжа-хан , Килди-Мухаммад султан , Барак-хан и Дарвиш-хан, которые стремились таким образом продемонстрировать свою политическую и экономическую мощь. По мнению М.Е. Массона, пышность и величие городской усадьбы Кайковус Суюнчходжа-хана (1525), мавзолеи Суюнчходжа-хана [в дальнейшем Гумбаз-и Барак-хан] и Килди-Мухаммад султана (1531–1532), медресе Барак-хана (20–50 гг. XVI в.), а также медресе Кукельдаш, тесно и непосредственно связаны со строительными традициями городов Самарканда и Герата эпохи Тимуридов.В таком случае Дарвиш-хан как наследник и продолжатель дела отца, а также как авторитетный удельный правитель в процессе ре-монта древнего Намазгаха мог пристроить медресе.Возможно, что в 20-х гг. ХVIII в., когда Ташкент оказался под угрозой захвата джунгарами, администрация медресе оказалась в весьма сложном положении. Если судить по данным ташкентского торговца Нур-Мухаммада Алимова, посетившего Уфу в 1735 г., медресе в тот период представляло собой жалкое зрелище, и было от-дано под караван-сарай . Тот факт, что распорядители вакфа были вынуждены сдавать здание медресе под караван-сарай, свидетельствует об упадке вакфного хозяйства. Лишь во второй половине ХIХ в. медресе, преодолевая неимоверные трудности, сумело в полной мере возродиться.Из-за отсутствия документов ХVII–ХVIII вв. о деятельности медресе, достоверных сведений о ней в этот период у нас нет. Если же обратить внимание на фразу из жалованной грамоты кокандского хана Малла-хана (1858-1862) “о ремонте ряда дуканов” (торговых лавок), то становится вполне очевидным, что в начале ХIХ в. вакфные дуканы медресе остались без должного присмотра, следовательно – и без со-ответствующего дохода.Нет также оснований считать, что экономическое положение медресе значительно улучшилось после присоединения Ташкента к Кокандскому ханству. Одной лишь былой прошлый славы медресе Кукельдаш не было достаточно для его восстановления. Для этого требовалось особое внимание хакимов и ханов, а также большие денежные средства. Видимо, в 1810–1850 гг. трудно было конкурировать (в смысле привлечения дополнительных вакфов, а значит, и студентов) с медресе Лашкар бек-лербеги (1838–1840), Ишанкули дадха (1838–1839) и Муй-и Мубарак (1856–1857), основанных ташкентскими хакимами и чиновниками. Причина заключалась в том, что в этих медресе в качестве главных мударрисов и мутаввали находились весьма уважаемые лица – такие богословы из знаменитых представителей братства накшбандийа-муджаддидийа Ташкента, как дамулла Мир Инайаталлах, казикалан Хаким-ходжа, шейх ул-ислам Ай-ходжа, казикалан Мухиддин-ходжа, ахунд Салих-бек, ишан Абдулмаджидхан и другие, находившиеся под опекой и вниманием ханов и хакимов. Медресе, в которых они преподавали, являлись своеобразными монополистами сверхприбыльных вакфных объектов в городе и его окрестностях. Наиболее доходные объекты города (караван-сараи, бани, лавки и др.) были переданы в пользу именно этих медресе.Хотя медресе Кукельдаш, по-видимому, владело в тот период частью земель базарной площади, мы не располагаем документально подтвержденными сведениями об этом. Нет четкого представления и о том, каким образом эта земля могла использоваться. Вакф переживал упадок, а авторитет его мутавалли среди городской общественности находился на критически низком уровне. Так, в годы правления ташкентского хакима Лашкара беклербеги даже кирпичи из кладки верхнего этажа медресе Кукельдаш были разобраны для того, чтобы использовать их при возведении строящегося медресе Лашкар беклер-беги. Вероятно, в то время были потеряны и вакфные земли, находившиеся в местности Аччи, которые администрация медресе так и не смогла возвратить обратно. Вплоть до 60 х гг. ХIХ в. нет ни единого сохранившегося документа о деятельности вакфа. Таким образом, в рассматриваемый период ни один объект не был передан медресе в вакфную собственность. Вполне вероятно, что из-за нерадивости попечителей вакфных имуществ не со-хранился ни один документ, свидетельствующий о его хозяйственной функции.(Давоми бор).
Что ещё почитать на схожие темы
mytashkent.uz
Медресе Кукельдаш
Медресе Кукельдаш расположено на высоком холме в районе площади Чорсу. Создателем медресе считается везирь ташкентских ханов Кукельдаш ("молочный брат хана"). Медресе традиционной композиции: обширный двор, обстроенный кельями - худжрами, с учебным залом - дарсханой и мечетью в углах.
Медресе Кукельдаш построено в XVI в., в период господства узбекских правителей Ташкентского удела - Барак-хана и Дервиш-хана. Строителем медресе считается везир ташкентских ханов (1551-1575 гг.), прозванный Кукельдаш («молочный брат хана»). Сохранившаяся вакуфная грамота Дервиш-хана (1569-1570 гг.) завещает в пользу медресе караван-сарай, что свидетельствует о существовании в это время уже готового здания.
В конце XVIII века медресе использовалось как караван-сарай, в XIX в. служило кокандским ханам крепостью, а также местом казни (с верхнего парапета сбрасывали уличенных в неверности жен).
Медресе неоднократно приходило в упадок. По свидетельству ташкентского купца Нур-Мухаммеда, рассказ которого был записан в 1795 г. Оренбургской экспедицией, медресе в конце XVIII в. использовалось как караван-сарай. К этому времени, видимо, относится обрушение венчаний башен - гульдаста. Существовавшие до 1800 г. голубые купола над мечетью и дарсханой, а также второй этаж худжр были разобраны на кирпич в 1830-1831 гг. при правителе Ташкента Беклер-беке. Вслед за тем последовал ремонт силами ташкентских мастеров, оставивших свои имена в надписях на майоликовых плитках над входными дверями. Медресе служило кокандским ханам и крепостью (в 1860 г. из него вели пушечный обстрел восставших ташкентцев), и местом казни (до завоевания Туркестана Россией в 1865 г. с парапета на выстланную камнем площадку сбрасывали в мешках уличенных в неверности жен).
В 1868 и 1886 гг., во время сильных ташкентских землетрясений, верх входного пештака разрушился до пят свода. Восстановление свода портала, капитальные исследования и реставрационные работы вели в30-60-е годы XX в. советские реставраторы.
Медресе Кукельдаш - одно из крупнейших сохранившихся медресе XVI в. в Средней Азии. Памятник приподнят на высоком постаменте, выросшем на древних культурных слоях. План его традиционен - прямоугольный двор с худжрами, парадно оформленный передний фасад с высоким порталом, аркатурой и завершающими углы минаретами. Вестибюль имел коленчатые переходы, прямоугольный дворик с большим количеством расположенных в один-два этажа худжр (жилые кельи студентов медресе), входы в которые были оформлены арками.
Медресе Кукельдаш - одно из крупнейших сохранившихся медресе XVI в. в Центральной Азии, с развитой планировкой, использующей характерные для своего времени приемы. Медресе было построено из жженого кирпича. На портале фасада сохранились остатки изразцового декора - глазурованные кирпичи и майолика.
Как памятник большой историко-архитектурной ценности, медресе Кукельдаш, несмотря на аварийное состояние, был сохранен и отреставрирован.