Территория Казахстана была заселена с глубокой древности ,об этом свидетельствуют археологические раскопки. Так на склонах хребта Каратау у поселка Конырдек были найдены кремневые орудия древнего человека а также на стоянках Борыказган и Танирказган . В центральном Казахстане известна стоянка Кудай-коль на северо-восточной окраине Сары-Арки. На территории Жезказгана наиболее известны l древни стоянки Шаман-Айбат и Обалысай. А палеолитические памятники Западного Казахстана Шахбагата, Онежек расположенные у залива Сарыташ вызвали особый интерес у археологов. Все эти стоянки относятся к каменному веку (палеолит).Для позднего палеолита наиболее известные стоянки это Канай, Свинчатка, Пещера, Ново-Никольское, и Шульбинка, в Прииртышье и бассейне реки Иртыш. В этот период у древних людей Казахстана появляется религия.
Древний Казахстан в век бронзы замечателен тем, что люди занимались добычей руды и плавкой металла. Люди этой эпохи заселявшие территорию Казахстана были не только прекрасными воинами, пастухами и земледельцами, но и великолепными металлургами. Из бронзы они изготавливали топоры, ножи, кинжалы и различные украшения. Они же начали разрабатывать месторождения меди, которые используются до сих пор, — это Жезказганские и Саякские медные карьеры. Жили эти люди в больших поселениях и древних городах, окруженных стенами и рвами. Города были населены воинами и ремесленниками, жрецами и земледельцами. обитали эти племена на территории Казахстана около тысячи лет — с XVII в. до н.э. до IX- VIII вв. до н. э. В конце бронзового века, в первом тысячелетии до новой эры население Казахстана переходит к кочевому образу жизни. В это время возникают племенные союзы. Сведения о племенах и племенных союзах, обитавших на территории Казахстана, относятся к середине первого тысячелетия
до новой эры. В древнеперсидских источниках племена занимавшие территорию современного Семиречья и бассейна Сырдарьи назывались саки .Саки создали свое первое государство, центр которого находился в Жетысу (Семиречье), в юго-восточном Казахстане. Цари саков одновременно исполняли роль верховных жрецов. Саки имели свою письменность, мифологию и выдающееся искусство мирового уровня, получившее в научной литературе название «искусство звериного стиля». Сюжеты — хищные звери , щедевры- сделанные из золота и бронзы, сегодня украшают экспозиции музеев мира. Но прежде всего они были прекрасными наездниками. Первыми в мире именно саки научились стрелять из лука на полном скаку. На северо-западе Казахстана жили племена савроматы, на восточном побережье Каспийского моря племена каспии. Все племена занимались скотоводством и земледелием. Примерно в это время на юго-западе региона существовали государства Согд, Бактрия с их высочайшей для того времени культурой. В конце IV века и начале III века до нашей эры на территории Казахстана образовывались новые племена усуней, кангюй и аланов, которые жили между озером Балхаш и отрогами Тянь-Шаня, кангюй населяли предгорья Каратау, а аланы, потомки савроматов расселились на западе в степях Казахстана.
Особое место в развитии региона принадлежит «Великому шёлковому пути», который проходил через регион Казахстана и связывал Китай с Византией. Главным предметом торговли здесь были шёлковые ткани. Много городов возникло на северном пути маршрута в бассейне реки Сырдарьи.
Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией, Францией и Италией.
По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка., а также двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который начиная с VIII в. становится преобладающей, а затем и единственной религией казахов. На берегу Сырдарьи, в г. Туркестане возводится в конце XIV — начале XV вв. религиозная святыня всех тюркоязычных народов — комплекс Ходжи Ахмеда Ясави.
Литература:
История Казахской ССР (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Алма-Ата, «Наука» КасССР, 1979
Кляшторный С., Султанов Т. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.
Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алма-Ата, Наука, 1993.
Читайте также:
tr-kazakhstan.kz
История Казахстана
История до нашей эры
Миллионы лет назад люди стали осваивать плодородные, богатые дичью земли, ныне входящие в состав современного Казахстана. Доподлинно известно, что первые прародители homo sapiens - питекантропы и неандертальцы, селились на данной территории в районах гор Каратау и Мугоджары, а также на Мангистау и в северном Прибалхашье. Раскопки, проведенные на месте энеолитического поселения Ботай, подтвердили, что еще в IV-Ш тыс. до н.э. племена, населявшие северо-запад Казахстана, приручили верблюда, дикую овчарку, горного барана, освоили коневодство, научились изготавливать различные изделия из меди, камня, кости и глины.
В эпоху бронзового века на территории Казахстана проживали племена, относившиеся к андроновской и бегазы-дандыбаевской культуре (XVII - VIII в. до н.э). Они практиковали скотоводство, земледелие и металлургию. Были храбрыми воинами
Люди, принадлежавшие к данным культурам, как правило, проживали в больших поселениях, окруженных стенами или рвами (прообраз городов). Им на смену пришли саки. Представители этих племен вели кочевой и полукочевой образ жизни, часть из них практиковала земледелие (в долинах рек Сырдарья, Чу и Талас). Саки слыли прекрасными наездниками. Они одними из первых освоили технику стрельбы из лука на скаку. Кроме того, саки имели свою письменность, мифологию, занимались искусством. Стиль, в котором создавали произведения сакские живописцы и ювелиры, в последствии вошел в научные труды под названием «звериный».
В VI - III вв. до н. э. саки создали на территории современного Казахстана первое государство. Оно располагалось в районе Жетысу (Семиречье). Наиболее известным правителем данных племен, оставившим значительный след в истории, считается Томирис - царица южных саков (массагетов), кочевавших в Приаралье. Томирис со своим войском удалось захватить в плен одного из влиятельных полководцев древнего мира – Кира (530 г. до н. э.). В последствии, по приказу правительницы, пленник был казнен.
Спустя десятилетие Дарий (четвертый царь Ахеменидской державы) также попытался огнем и мечом поработить непокорных саков и завладеть их землями. Однако конные отряды храбрых кочевников, нанесли значительный урон войску захватчиков и вынудили его ретироваться. К числу наиболее изученных памятников сакской культуры, на сегодняшний день относятся: могильник Бесшатыр, место расположения - долина реки Или, и курган Иссык, находящийся в Алматинской области. В последнем, археологи обнаружили останки сакского воина в кольчуге из золотых пластин. Находка получила условное название – «Золотой человек». Также из могилы были извлечены более четырех тысяч украшений (выполненных из листового золота), бронзовое и золотое оружие, статуэтки и сосуды различной величины.
Во II - III вв. до н. э. на просторах к югу и юго-востоку от Алтая послился народ хунну. Костяк хунну составляли представители монгольских и прототюркских племен. Хунну регулярно ввязывались в войны против китайской империи. Бытует мнение, что их набеги, явились первопричиной, побудившей императора Цинь Ши-хуанди отдать приказ о начале строительства Великой китайской стены.
Со временем империя хунну стала огромной, ее земли простирались от Маньчжурии на востоке до Памира на западе. У хуннов существовал свод законов. Действовал суд. Наиболее тяжкими деяниями, за которые предусматривалась смертная казнь, считались: нападение на соплеменника, кража, а также различные воинские преступления.
Империя хунну, как единое государство, просуществовала до II в. н.э., после чего под влиянием внутренних и внешних факторов, в обществе воинов-кочевников произошел раскол.
Часть хунну откочевала в район гор Джунгарского Алатау, где образовала государство Юэ-Бань. Другая группа двинулась на запад Казахстана (район Волги, Эмбы и Урала). На Урале и Поволжье к ним присоединились угорские племена. В 375 г. хунну-угорский тандем направился в Европу. Здесь визитеры из Азии значительно потеснили Римскую империю.
История I-го тысячелетия
В середине I-го тысячелетия на просторах от монгольских гор до Каспийского моря начинается процесс формирования древнетюркского племенного союза, что в конечном итоге приводит к появлению государственности.
В 551 г. в данном регионе формируется первый каганат, получивший название Тюркский. Этот факт способствовал развитию ремесел и торговли. Образование Тюркского каганата, положительным образом отразилось на функционировании азиатско-европейского торгового пути, ныне именуемого историками как «Великий шелковый путь».
Также создание каганата способствовало строительству в степи первых городов, таких как Чирик-Рабат, Отрар, Сыгнак, Испиджаб, Тараз и Баласагун. Они располагались вдоль течения рек Чу, Талас, Сырдарья, а также у побережья Аральского моря, и являлись важными населенными пунктами Великого шелкового пути.
В VI веке земли Тюркского каганата стали именоваться Туркестаном, что в переводе с персидского означает «страна тюрков». Тюркский каганат, как полноценное государство просуществовал менее ста лет и уже в VII веке распался на две части - восточную и западную. Правители Восточного каганата заняли земли на Алтае и Байкале. В свою очередь, Западный каганат расположился на участке степи от Иртыша до Волги. Спустя некоторое время Западный каганат, распался на Хазарский и Тюргешский каганаты. Последний из которых, с приходом в регион арабов, уступил место Карлукскому каганату.
Каким образом арабы проникли в степь? В VII -VIII веках китайские императоры, из правящей в ту пору династии Тан решили силой присоединить к своей империи часть Туркестана. Однако Арабский халифат также проявлял интерес к этим землям.
При поддержке карлуков (кочевое тюркское племя) арабы разгромили китайское войско на реке Талас. Одержав победу, арабы познакомили племена, населявшие южные окраины степного региона с исламской религией, а также присущей им моделью письменности. Со временем арабская вязь практически полностью вытеснила традиционное древнетюркское руническое письмо.
Халифат не долго удерживал занятые позиции, уже в IX-X веках на современной территории Казахстана образовались два новых тюркских государства – Караханидское (место расположения - юг и восток региона) и Огузское (запад). Создание Караханидского государства стало возможным благодаря объединению ряда тюркских племен, среди которых главную роль играли карлуки, чигили и ягма.
Караханиды оставили свой след в истории, как завоеватели, сумевшие овладеть Мавераннахром (правобережная область Амударьи), что привело к быстрому падению государства Саманидов.
В первоначальном состоянии Караханидское государство просуществовало до 1042 г., после чего распалось на Западно- и Восточно-Караханидское ханство. Разрозненность привела к тому, что в 1089 г. Западно-Караханидское ханство попало в зависимость от сельджуков, затем в 1128 г. было захвачено каракитаями, а в 1210 г. стало вассалом хорезмшаха Мухаммеда II.
Остатки Караханидского государства были ликвидированы в 1212 г. Найманский хан Кучлук уничтожил восточных караханидов в Узгене и Кашгаре. Их западных соплеменников постигла аналогичная участь в Самарканде.
Теперь вернемся к ранее упомянутому Огузскому государству. Огузы занимали земли на Сырдарье и западе нынешнего Казахстана. Они в союзе с Киевской Русью, и Волжской Булгарией, участвовали в боевых действиях против Хазарского каганата.
В середине XI века Огузов стало теснить, набиравшее силу племя кыпчаков. Под давлением противника они были вынуждены покинуть насиженные места и двинуться на южный берег Каспия и далее в Закавказье и Малую Азию.
По мнению историков, на сегодняшний день прямыми потомками огузов являются: гагаузы, туркмены, азербайджанцы и анатолийские турки.
Золотая орда
Вытеснив огузов, кыпчаки уже к середине XI в. заняли практически всю территорию современного Казахстана, исключение составлял лишь семиреченский регион (Жетысу).
Земли, на которых проживали данные племена, именовались Дешт-и-Кыпчак или Половецкое Поле. Последнее название, равно, как и термин «половцы», вошел в обиход европейцев с подачи русских военачальников. Сами кыпчаки так никогда себя не именовали.
Кыпчаки считались одними из лучших воинов Азии, поэтому нет ничего удивительного в том, что когда монголы захватили Дешт-и-Кыпчак, эти племена стали основной боевой силой Золотой орды. Правда, далеко не все кыпчаки встали под знамена Чингисхана. Часть из них, а именно - западные кипчаки, ушла в Крым.
Сегодня бытует мнение, что именно они стали родоначальниками крымских татар.В 1218 г. монголы вторглись на территорию Казахстана. Войска Чингисхана прошлись по Сырдарье, при этом до основания разрушив такие города как Отрар, Сыгнак и Ашнас. Первоначально кочевники оказывали яростное сопротивление, но затем многие племена сложили оружие и добровольно, либо по принуждению, присоединились к монгольской армии.
Тюркская степь вошла в состав монгольских улусов, во главе которых встали сыновья Чингисхана. Правителем Восточного Дешт-и-Кыпчака (от Балхаша до Нижнего Поволжья) стал Джучи - старший сын полководца. Земли Туркестана, Семиречья и Мавераннахра, вошли в состав улуса Чагатая. Третий сын Чингисхана – Угэдей получил в свое распоряжение северо-восточную часть Семиречья, Тарбагатай, а также районы верхнего Иртыша и западной Монголии. После смерти Чингисхана и его сына Джучи (оба эти событии произошли в 1227 г.), монгольская империя распалась на несколько независимых государств. Восточный Дешт-и-Кыпчак, часть территории Хорезма и западной Сибири вошли в состав Золотой Орды - государства, созданного Бату (средний сын Джучи). Столицей империи стал город Сарай-Бату, располагавшийся неподалеку от современной Астрахани.
Подавляющее большинство ордынцев составляли представители тюркских племен, таких как кыпчаки, канглы, найманы, кереиты и коныраты. Парадоксально, но уже на тот момент в Золотой Орде монголы являлись этническим меньшинством. По оценкам историков, они составляли лишь пятую часть от всего войска Бату.
Роковым для правителей Золотой орды стал 1391 г. В этом году Тамерлан, или «железный Тимур», как уважительно величали его соплеменники, разгромил ордынское войско, после чего некогда могучее государство, распалось на два части – западную - Ак-Орда и восточную - Кок-Орда. Последняя, в свою очередь, делилась еще на два крыла - Ногайскую Орду и Узбекское ханство.
История Казахского ханства
Устав от жесткой политики хана Узбекского улуса, султаны Жанибек и Керей вместе со своими аулами покинули степи Сырдарьи, это произошло в 1460 г. Они откочевали в Семиречье, где в 1465 г. на землях правителя Могулистана Есен-буги, создали Казахское ханство. После смерти хана Узбекского улуса, казахи вернулись на берега Сырдарьи и прогнали оттуда его сподвижников.
Со временем правители Казахского ханства сумели объединить под своим началом группу племен Восточного Дешт-и-Кыпчака, и затем, не без их участия, в борьбе с шейбанидами Мавераннахра (на юге) и Ногайской Ордой (на западе), расширить границы своего государства от Иртыша до Жаика. После этого, казахам покорился семиреченский Могулистан. Также последователям султанов Жанибека и Керея, удалось отбить у Ногайской Орды степи Сары Арки. В годы правления Тауке-хана в Казахском ханстве был принят свод законов «Жеты Жаргы». Его создателями были известные общественные деятели, ученые и мыслители - Толе би, Казыбек би и Айтеке би.
В 1718 г. Казахское ханство распалось под натиском джунгар, однако сохранило унаследованное от монголов территориальное разделение на три жуза - Старший, Средний и Младший.
Войны между Казахским и Джунгарским государствами начались в первой половине XVII века. Вторгаясь на территорию Казахстана, джунгары преследовали две цели – расширение жизненного пространства, а также пополнение казны государства за счет налога ясак (налог с покоренных). Набеги неприятеля на казахские земли продолжались до 1756 г. Самый трудный период казахско-джунгарского противостояния приходится на 1723-1727 гг. Это время в последствии будет названо «Актабан шубырынды» («Годы великого бедствия»).
В период с 1723 по 1727 гг. джунгарам удалось захватить города Туркестан и Ташкент. В те годы, спасаясь от захватчиков, множество обездоленных людей были вынуждены сниматься с насиженных мест и искать спасение на узбекских землях.
Следует отметить, что казахские воины не уступали джунгарам в выносливости и выучке, однако, последние имели в своем арсенале на порядок больше огнестрельного оружия, изготовляемого пленными русскими оружейниками под началом шведа Юхана-Густава Рената. Кроме того, в отличие от противника, обороняющаяся сторона не имела постоянной армии, как правило, каждый жуз собирал войско только к определенному походу. Перечисленные факторы естественным образом повлияли на продолжительность и характер боевых действий.
Несмотря на военную мощь противника, в отдельных сражениях казахские воины сумели нанести джунгарской армии значительный урон. Так, в 1643 г. отряды Жангир-султана и ополчение Старшего жуза во главе с Жалантос-батыром, праздновали победу в битве у подножья Джунгарского Алатау. В учебники истории это сражение вошло под названием Орбулакская битва. Затем, в 1654 – 1657 гг., в ходе четвертой войны против войск хунтайджи Сэнгэ казахи вернули себе Семиречье. В декабре 1729 - январь 1730 гг. в районе Анракайских гор казахские ополченцы дали серьезный отпор джунгарским войскам (Анракайская битва).
Также в истории казахско-джунгарского противостояния особое место занимают битвы на реках Аягоз, Арысь и Буланты. В данных сражениях воины Казахского ханства, за счет тактических особенностей ведения боя, измотали противника и вынудили его отступить.
Понимая, что без поддержки из вне, сражаться с захватчиками с каждым годом становится все более проблематично, хан Младшего Жуза Абулхаир в 1730 г. обратился к российской императрице Анне Иоанновне с предложением о создании военного союза против джунгар. Но императрица не поддержала данную инициативу, предложив в ответ протекторат со стороны России.
Следует отметить, что помимо Казахского ханства, джунгары на тот момент также находились в состоянии войны с Цинской империей, которая собственно и поставила финальную точку в затянувшемся локальном конфликте. В 1756 г. циньско-маньчжурская армия окончательно разгромила Джунгарское ханство. Оставшиеся в живых джунгары укрылись от преследователей на территории Калмыцкого ханства.
На землях, некогда принадлежавших джунгарам, Цинская империя основала провинцию Синьцзян (1761 г.). Китай также интересовало Семиречье, однако здесь сыграли свою роль ранее достигнутые казахско-русский договоренности и поэтому император «поднебесной» был вынужден отказаться от планов на данный регион.
Датой начала процесса присоединения Казахстана к России считается 10 октября 1731 г. Как упоминалось ранее, инициатором данных действий с казахской стороны, выступил хан Младшего жуза Абулхаир.
В отличие от Младшего жуза, процесс присоединения Старшего и Среднего жузов к России, растянулся на многие годы. Формально, Старшей жуз получил российское подданство 10 июня 1734 г., о чем свидетельствует указ тогдашней императрицы Анны Иоанновны. Однако на деле территориальная удаленность региона от границ России, а также близость Коканда, значительно застопорила этот процесс. Поэтому в 1818 г. Старший жуз вновь обратился с просьбой о принятии его в российское подданство. В мае 1824 г. император Александр I подписал грамоту, согласно которой 14 султанов Старшего жуза, кочевавших со своими аулами по Семиречью, получили российское подданство. Затем, в течение 15 лет остальные роды жуза, также присягнули на верность России.
В 1830 г. правители нескольких волостей Среднего жуза, следуя примеру земляков, также изъявили желание принять российское подданство. Что выиграло Казахское Ханство от нахождения в составе Российской Империи? В первую очередь, российское правительство, желая защитить новые владения, приняло ряд мер по обеспечению безопасности на присоединенных территориях. Торговые маршруты, проходившие через территорию ханства, приобрели более высокое международное значение. В Казахстан стали поступать инвестиции, предназначавшиеся для строительства дорог, заводов и фабрик. Торгово-экономические отношения между двумя государствами получили новый импульс развития.
В тоже время присоединение к России, привело к некоторым негативным последствиям. В первую очередь, изменился быт казахских племен. Вследствие чего, многие кочевники были вынуждены перейти к несвойственному им оседлому образу жизни. В ходе непродуманной аграрной политики, проводимой новой администрацией, разразился кризис в пастбищно-скотоводческой сфере. В связи со строительством крепостей и других военных укреплений, казахи потеряли значительную часть своих лучших пастбищ. Появились так называемые «запретные земли» - территории, на которые доступ местному населению был воспрещен. Кроме того, в 1822 г. вышел в свет «Устава о сибирских киргизах» - документ, согласно которому в Казахстане была ликвидирована ханская власть.
Вполне естественно, что все эти и другие негативные нововведения вызвали недовольство в казахском обществе, которые впоследствии вылились в народно-освободительные восстания. Наиболее известные из них - Крестьянская война (Пугачевский бунт) - 1773 -1775 гг., народное антифеодальное и антиколониальное движение казахов Младшего жуза под руководством Сырыма Датова – 1783 - 1797 гг., восстания бедноты в Западном Казахстане – 1836 - 1838 гг. (руководители Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов), Казалинское восстание Жанкожи Нурмухамедова - 1856 г. и другие.
Народный гнев еще более усилился, когда в первом десятилетии XX века, в результате столыпинской аграрной реформы в Казахстан из центральных районов России было перевезено около 500 000 крестьянских хозяйств. В общей сложности им было выделено более 17 млн. десятин уже освоенных земель, ранее принадлежавших местному населению.
Казахстан в составе СССР
Установление Советской власти в Казахстане, начавшееся сразу после Октябрьской революции, в большинстве регионов республики завершилось к марту 1918 г. Перовск, ныне Кызыл Орда, стал первым населенным пунктом республики, где власть от прежних управленцев перешла в руки рабочих и солдат. Это произошло 30 октября 1917 г. Одним из последних городов страны, где установилась Советская власть, был г. Верный, ныне г. Алматы (3 марта 1918 г). В августе 1920 г. был принят декрет об образовании в составе РСФСР Киргизской советской автономной социалистической республики, со столицей в г. Оренбурге. В состав новоявленной республики вошли: Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская, Уральская, Букеевская и Оренбургская губернии.
Спустя 5 лет Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР, состав республики пополнили Сырдарьинская и Жетысуйская области, некогда относившиеся к Туркестанской АССР, а также Каракалпакская автономная область. Последняя, позднее была преобразованием в Каракалпакскую АССР.
Столицей Казахской АССР стал г. Кызыл Орда. Позднее (в 1927 г.) статус главного года автономии был присвоен г. Алма-Аты. В 1936 г. Казахская автономная республика, решением тогдашних властей была преобразована в Казахскую ССР.В конце 30-х гг. в республике начался процесс индустриализации, что позволило Казахстану превратиться в один из крупнейших промышленных регионов СССР. В качестве приоритетного направления индустриализации было избрано развитие горнодобывающего сектора. Со временем Казахстан стал основным поставщиком свинца, цинка, титана, магния, олова, фосфора, хрома, серебра и молибдена для нужд оборонной и технической промышленности СССР.
С началом фашистской агрессии в Казахстан было эвакуировано свыше 400 заводов и фабрик из европейской части страны. Здесь были построены новые города и рабочие поселки, заводы и шахты.
На стройках, заводах и фабриках, в шахтах, наряду с жителями Казахстана и эвакуированным населением, трудились заключенных лагерей, входивших в систему ГУЛАГ, а также солдаты трудовых армий.
Однако не только в тылу, но и на фронтах Великой Отечественной войны казахстанцы проявляли выносливость, мужество и героизм. По информации из военных архивов за годы войны против фашистских захватчиков, из республики на фронт было направлено 12 стрелковых дивизий, 4 национальные кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад. Кроме того, в Казахстане было сформировано около 50 полков и батальонов различных видов войск.В годы войны 500 казахстанцев стали Героями Советского Союза, более 100 - полными кавалерами ордена Славы, четверо - Талгат Бегельдинов, Леонид Беда, Иван Павлов и Сергей Луганский были дважды удостоены звания Героя Советского Союза.
Развитие Казахстана после Великой отечественной войны
В 1955 г. в Казахстане началось строительство военного полигона Байконур для испытаний баллистических ракет. В последствии полигон стал главным космодромом планеты. В 1957 г. с Байконура был запущен первый искусственный спутник земли, а спустя 4 года (1961 г.) отсюда полетел в космос первый космонавт планеты – Юрий Гагарин. Спустя более полувека Байконур по-прежнему остается одним из ведущих космодромов, ежегодно с него осуществляются десятки запусков ракет с космонавтами на борту.
Также в послевоенные годы в Казахстане близ города Семипалатинск был построен крупнейший в мире полигон, предназначенный для испытаний новейших образцов ядерного и атомного оружия. В 1949 г. здесь была испытана первая советская атомная бомба РДС-1.
Проводимые опыты нанесли значительный вред экосистеме семипалатинского региона. Поэтому в 1989 г. активисты антиядерного движения «Невада - Семей», обратились к тогдашнему руководству страны с требованием о ликвидации данного полигона.Еще одним знаковым событием в новейшей истории Казахстана, стала широкомасштабная сельскохозяйственная компания, связанная с освоением целинных и залежных земель. В 1954 г. на очередном пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Советского союза было принято постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». За годы освоения целины в Казахстане было произведено более 597,5 млн. тонн зерна. По итогам компании республика стала один из крупнейших производителей зерновых в мире
Суверенный Казахстан
После распада СССР, Казахстан последним из союзных республик провозгласил независимость. Произошло это знаменательное историческое событие 16 декабря в 1991 г. Первыми государствами, признавшими независимость новопровозглашенной республики, стали Турция, США и Китай.
2 января 1992 г. Казахстан стал членом ОБСЕ. В том же году республика была принята в Организацию Объединенных наций. 15 ноября 1993 г. в Казахстане была введена национальная валюта – тенге. 20 октября 1997 г. - Указом Президента РК город Астана (ранее Акмола) объявлен столицей Казахстана. 25 февраля 1999 г. стартовала первая национальная перепись населения РК. 9 июля 2000 г. - уничтожена последняя штольня для ядерных испытаний на бывшем Семипалатинском полигоне.30 августа 2002 г. в столице Казахстана г. Астане, состоялась официальная церемония открытия монумента Байтерек, впоследствии ставшего одной из основных достопримечательностей города.
Решением правительств двух стран 2003 г. был объявлен годом Казахстана в России. Соответственно следующий – 2004 г. стал годом России в Казахстане. Также в 2003 году в Астане по инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева, состоялся первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В работе первого межрелигиозного форума приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма, буддизма.
Спустя три года (2006 г.) в столице, под председательством Президента РК Н.А.Назарбаева, прошел II Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В мероприятии приняли участие 25 религиозных лидеров. 2007 г. стал юбилейным для Экономической и социальной комиссии Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Казахстан отреагировал на 60-летие ЭСКАТО, выпуском специальной почтовой марки («60-летие со дня образования ЭСКАТО»). Ее автором стал известный казахстанский художник Д. Мухамеджанов. Марка вышла общим тиражом 50 000 экземпляров.Согласно анализу, проведенному специалистами Межгосударственного статистического комитета СНГ, Казахстан по итогам 2008 г. занял 4-е место среди стран СНГ по темпам промышленного роста.
В октябре 2010 г. в Казахстане прошла 6-я Конференция Министров по окружающей среде и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона. Данный региональный форум проводится раз в пять лет.
Еще одним знаковым международным общественно-политическим событием, прошедшим в 2010 г. в Казахстане стал саммит ОБСЕ. Престижный международный форум проводился 1-2 декабря в г. Астана. В ходе саммита, участники обсудили вопросы безопасности на Европейском континенте, ситуацию вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а также текущие задачи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
www.mfa.kz
Древний Казахстан — Википедия
Термин древний Казахстан охватывает период истории Казахстана вплоть до появления на её территории письменности при завоевании арабами в VIII в.
Палеолит
В Восточном Казахстане известны раннепалеолитические находки из местонахождения Козыбай на берегу реки Колгутты у села Каратогай[1]. В западных предгорьях Нарымского хребта, в 9 км северо-западнее села Курчум, на восточном побережье Бухтарминского водохранилища обнаружено два палеолитических местонахождения — Курчум-1 и Курчум-2. Охристые глинистые отложения, где были обнаружены артефакты, соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н. Подстилающие их красноцветные глины могут относиться к павлодарской или вторушкинской свите плиоцена[2][3].
Индустрия стоянки Шахбагата (протолеваллуа-ашель) на территории Форт-Шевченко (Мангышлак) имеет сходство с орудиями олдувайской культуры, индустрия стоянки Шахбагата (леваллуа-ашель I) соответствует среднему ашелю[4].
У посёлка Конырдек (хребет Каратау) найдены массивные прямоугольные кремнёвые отщепы клектонского типа. К нижнему палеолиту относятся стоянки Ушбулук I и Ушбулук II в районе Малого Каратау. К раннеашельскому периоду относятся стоянки в урочищах Борыказган, Шабакты, Танирказган, Кызылтау, Акколь 1, Казангап. В 1998 году подана заявка на включение объекта «Палеолитические объекты и геоморфология хребта Каратау» в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[5].
Видео по теме
Около 12—5 тыс. лет до н. э. произошло потепление климата, закончилось последнее валдайское оледенение. Появились стоянки по всей территории современного Казахстана. Исчезли крупные животные (мамонты, шерстистые носороги и др.). Горы Каратау (Бийликколь, Арысь и др.), Северный Казахстан, Атбасарская культура. Были изобретены лук и стрелы, наконечник в виде шарика, появились лодки (активное рыболовство), вкладывающие оружия, ловушки, силки, в охоте использовались одомашненные волки (собаки), резьба по кости, одежда из шкур.
В мезолите хозяйство и материальная культура испытали значительные изменения, но памятников этого времени на территории Казахстана насчитывается мало.
Около 5 тыс. лет до н. э. появились каменные орудия труда, керамика. Возникло земледелие, скотоводство. На территории современного Казахстана обнаружены более 500 стоянок (пещера Караунгур, стоянки Саксаульская, Акеспе, Куланды). Неолитическая революция. Орудия труда: зернотёрка, топоры, мотыги, ступки. Обработка орудий труда: шлифование, пиление, полировка. Сырьё: нефрит, гранит. Зачатки горного дела: выплавляли, медь, свинец, золото. Культуры: Атбасарская (конец 7 — начало 6 тысячелетия). Кельтеминарская (конец 4 — начало 2 тысячелетия). Моканжарская. Усть-Нарымская.
Неолит характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах Казахстана. Одной из важных проблем неолита на территории Казахстана является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зародились земледелие и скотоводство. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных — кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади, и т. д.
IV—III тыс. до н. э. — появление медных изделий. Найдено до 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.) Ботайская культура — относится к стоянкам: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Антропологический тип людей: протоевропеоидный. Орудия труда: кремневые. Технология обработки: отщеповая. По последним данным именно Ботайской культуре приписывается одомашнение дикой лошади[9].
Античный период
В начале I тыс. до н. э. степные носители иранских языков перешли к кочевому образу жизни и отказались от колесниц в пользу наездничества, и стали известны под названиями скифы или саки. Кочевой образ жизни степных народов объясняется преобладанием скотоводства над земледелием: было невозможно пасти животных всё время в одном и том же месте, так как пастбища могли истощаться. Кочевники, тем не менее, не мигрировали постоянно, но были привязаны к определённой широкой территории, что оседлые земледельцы не всегда понимали. Кочевники, как правило, были привязаны к своим землям. Так, по рассказу Геродота, скифы долго отступали от более сильных персов, однако они готовы были умереть, защищая места погребения своих предков.
См. также
Примечания
↑ Таймагамбетов Ж. К. Древнейшая стоянка древнего человека в Восточном Казахстане // Маргулановские чтения. – Петропавловск: Петропавловск. пед. ин-т, 1992. – С. 26–27.
↑ Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Павленок К. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Харевич В. М. Стоянка-мастерская Курчум — новый палеолитический памятник на Южном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том: XXI Год: 2015.
↑ Деревянко А. П., Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Дудко А. А., Кандыба А. В., Павленок К. К., Присекайло А. А., Харевич В. М., Искаков Г. Т., Мамиров Т. Б. Археологическая разведка на территории Северного Казахстана в 2015 году.
↑ Музей палеолита Казахстана
↑ Paleolithic sites and geomorphology of Karatau mountain range
↑ Акишев К. А. Курган Иссык, Искусство саков Казахстана. — М.: Искусство, 1978.
↑ Акишев А. К. Костюм «Золотого Человека» и проблема катафрактария.
↑ Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика иссыкского головного убора. // Археологические исследования в Казахстане. — Алма-Ата, 1979.
↑ Археологи уточнили дату приручения лошадей
wikipedia.green
Древний Казахстан — Википедия
Термин древний Казахстан охватывает период истории Казахстана вплоть до появления на её территории письменности при завоевании арабами в VIII в.
В Восточном Казахстане известны раннепалеолитические находки из местонахождения Козыбай на берегу реки Колгутты у села Каратогай[1]. В западных предгорьях Нарымского хребта, в 9 км северо-западнее села Курчум, на восточном побережье Бухтарминского водохранилища обнаружено два палеолитических местонахождения — Курчум-1 и Курчум-2. Охристые глинистые отложения, где были обнаружены артефакты, соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н. Подстилающие их красноцветные глины могут относиться к павлодарской или вторушкинской свите плиоцена[2][3].
Индустрия стоянки Шахбагата (протолеваллуа-ашель) на территории Форт-Шевченко (Мангышлак) имеет сходство с орудиями олдувайской культуры, индустрия стоянки Шахбагата (леваллуа-ашель I) соответствует среднему ашелю[4].
У посёлка Конырдек (хребет Каратау) найдены массивные прямоугольные кремнёвые отщепы клектонского типа. К нижнему палеолиту относятся стоянки Ушбулук I и Ушбулук II в районе Малого Каратау. К раннеашельскому периоду относятся стоянки в урочищах Борыказган, Шабакты, Танирказган, Кызылтау, Акколь 1, Казангап. В 1998 году подана заявка на включение объекта «Палеолитические объекты и геоморфология хребта Каратау» в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[5].
В Западном и Северном Казахстане позднепалеолитические памятники почти неизвестны. Наиболее известными стратифицированными памятниками позднего палеолита являются Шульбинка в Восточно-Казахстанской области, стоянка им. Ч. Валиханова, Майбулак, комплексы Шоктас и Кошкурган в Южно-Казахстанской области, местонахождение Батпак в Центральном Казахстане, местонахождение Ангренсор 2 в Павлодарской области[6].
Около 12—5 тыс. лет до н. э. произошло потепление климата, закончилось последнее валдайское оледенение. Появились стоянки по всей территории современного Казахстана. Исчезли крупные животные (мамонты, шерстистые носороги и др.). Горы Каратау (Бийликколь, Арысь и др.), Северный Казахстан, Атбасарская культура. Были изобретены лук и стрелы, наконечник в виде шарика, появились лодки (активное рыболовство), вкладывающие оружия, ловушки, силки, в охоте использовались одомашненные волки (собаки), резьба по кости, одежда из шкур.
В мезолите хозяйство и материальная культура испытали значительные изменения, но памятников этого времени на территории Казахстана насчитывается мало.
Около 5 тыс. лет до н. э. появились каменные орудия труда, керамика. Произошла неолитическая революция: возникли земледелие и скотоводство. На территории современного Казахстана обнаружены более 500 стоянок (пещера Караунгур, стоянки Саксаульская, Акеспе, Куланды). Орудия труда: зернотёрка, топоры, мотыги, ступки. Обработка орудий труда: шлифование, пиление, полировка. Сырьё: нефрит, гранит. Зачатки горного дела: выплавка меди, свинца, золота. Культуры: Атбасарская (конец VII — начало VI тысячелетия), Кельтеминарская (конец IV — начало II тысячелетия), Моканжарская, Усть-Нарымская. Поселение неолитического времени имеется также на острове Кулалы в Каспийском море[7].
Неолит характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах Казахстана. Одной из важных проблем неолита на территории Казахстана является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зародились земледелие и скотоводство. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караунгур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных — кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади, и т. д.
IV—III тыс. до н. э. — появление медных изделий. Найдено до 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.) Ботайская культура — относится к стоянкам: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Антропологический тип людей: протоевропеоидный. Орудия труда: кремневые. Технология обработки: отщеповая. По последним данным именно Ботайской культуре приписывается одомашнение дикой лошади[11].
В эпоху бронзы на территории Казахстана получили распространение андроновская культура и бегазы-дандыбаевская культура. Археолог А. Х. Маргулан выделяет три этапа бронзового века в Казахстане:
Ранняя бронза — нуринский этап андроновской культуры.
Средняя бронза — атасуский этап андроновской культуры.
Поздняя бронза — бегазы-дандыбаевская культура.
Бронзовые орудия труда и предметы быта (серпы, топоры, кинжалы, ножи, наконечники копий и стрел и др.) выплавлялись в каменных и глиняных формах. В больших количествах изготовлялись бронзовые украшения (серьги, браслеты, бусы и др.).
Поселения состояли из 6—20 домов. В лесостепных, степных и горных районах для строительства использовались дерево и камень. Племена Центрального Казахстана во времена поздней бронзы строили многокомнатные дома площадью до 500 м² из массивных каменных блоков. Руины этих домов сохранились в районах горного массива Бугылы и грота Акбаур. Родовые захоронения — курганы с земляными насыпями, реже массивные мавзолеи из сырцового кирпича обустраивались рядом с поселениями. Для нуринского этапа при захоронении характерна кремация, для атасуского этапа — трупоположение в согнутом состоянии на левом боку головой на запад. Один из крупнейших сохранившихся некрополей эпохи поздней бронзы — Тагискен[12].
В начале I тыс. до н. э. степные носители иранских языков перешли к кочевому образу жизни и отказались от колесниц в пользу наездничества, и стали известны под названиями скифы или саки. Кочевой образ жизни степных народов объясняется преобладанием скотоводства над земледелием: было невозможно пасти животных всё время в одном и том же месте, так как пастбища могли истощаться. Кочевники, тем не менее, не мигрировали постоянно, но были привязаны к определённой широкой территории, что оседлые земледельцы не всегда понимали. Кочевники, как правило, были привязаны к своим землям. Так, по рассказу Геродота, скифы долго отступали от более сильных персов, однако они готовы были умереть, защищая места погребения своих предков.
Железо получило широкое распространение в культуре сакских и усуньских племён, населявших Южный Казахстан во времена античности, с середины I тыс. до н. э. Железные предметы обнаружены в многочисленных археологических памятниках в долинах рек Или, Сырдарья, Талас, Иссык и др. (курганы Каргалы-1, Карашокы, Жуантобе-1, Кыдырбай-3, Алтынемель-1, Кызылауыз-3 и пр.). Саки-массагеты, выносимые исследователями в отдельную этническую группу, оставили после себя курганы Уйгарак и Тагискен.
Крупнейшим археологическим памятником античного Семиречья является Бесшатырский курган — комплекс из 31 захоронения на правом берегу Или. Однако наибольшую известность получил Иссыкский курган — место обретения Иссыкского золотого человека и Иссыкского письменного памятника.
В первой половине I тыс. до н. э. железо распространяется и за пределами Семиречья:
↑ Таймагамбетов Ж. К. Древнейшая стоянка древнего человека в Восточном Казахстане // Маргулановские чтения. – Петропавловск: Петропавловск. пед. ин-т, 1992. – С. 26–27.
↑ Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Павленок К. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Харевич В. М. Стоянка-мастерская Курчум — новый палеолитический памятник на Южном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том: XXI Год: 2015.
↑ Деревянко А. П., Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Дудко А. А., Кандыба А. В., Павленок К. К., Присекайло А. А., Харевич В. М., Искаков Г. Т., Мамиров Т. Б. Археологическая разведка на территории Северного Казахстана в 2015 году.
↑ Музей палеолита Казахстана
↑ Paleolithic sites and geomorphology of Karatau mountain range
↑ Позднепалеолитические памятники Казахстана
↑ Неолит в Астраханском крае
↑ Акишев К. А. Курган Иссык, Искусство саков Казахстана. — М.: Искусство, 1978.
↑ Акишев А. К. Костюм «Золотого Человека» и проблема катафрактария.
↑ Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика иссыкского головного убора. // Археологические исследования в Казахстане. — Алма-Ата, 1979.
↑ Археологи уточнили дату приручения лошадей
↑ Бронзы эпоха // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7.
↑ Железный век // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
ru.wikiyy.com
Древний Казахстан Википедия
Термин древний Казахстан охватывает период истории Казахстана вплоть до появления на её территории письменности при завоевании арабами в VIII в.
Палеолит
В Восточном Казахстане известны раннепалеолитические находки из местонахождения Козыбай на берегу реки Колгутты у села Каратогай[1]. В западных предгорьях Нарымского хребта, в 9 км северо-западнее села Курчум, на восточном побережье Бухтарминского водохранилища обнаружено два палеолитических местонахождения — Курчум-1 и Курчум-2. Охристые глинистые отложения, где были обнаружены артефакты, соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н. Подстилающие их красноцветные глины могут относиться к павлодарской или вторушкинской свите плиоцена[2][3].
Индустрия стоянки Шахбагата (протолеваллуа-ашель) на территории Форт-Шевченко (Мангышлак) имеет сходство с орудиями олдувайской культуры, индустрия стоянки Шахбагата (леваллуа-ашель I) соответствует среднему ашелю[4].
У посёлка Конырдек (хребет Каратау) найдены массивные прямоугольные кремнёвые отщепы клектонского типа. К нижнему палеолиту относятся стоянки Ушбулук I и Ушбулук II в районе Малого Каратау. К раннеашельскому периоду относятся стоянки в урочищах Борыказган, Шабакты, Танирказган, Кызылтау, Акколь 1, Казангап. В 1998 году подана заявка на включение объекта «Палеолитические объекты и геоморфология хребта Каратау» в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[5].
В Западном и Северном Казахстане позднепалеолитические памятники почти неизвестны. Наиболее известными стратифицированными памятниками позднего палеолита являются Шульбинка в Восточно-Казахстанской области, стоянка им. Ч. Валиханова, Майбулак, комплексы Шоктас и Кошкурган в Южно-Казахстанской области, местонахождение Батпак в Центральном Казахстане, местонахождение Ангренсор 2 в Павлодарской области[6].
Около 12—5 тыс. лет до н. э. произошло потепление климата, закончилось последнее валдайское оледенение. Появились стоянки по всей территории современного Казахстана. Исчезли крупные животные (мамонты, шерстистые носороги и др.). Горы Каратау (Бийликколь, Арысь и др.), Северный Казахстан, Атбасарская культура. Были изобретены лук и стрелы, наконечник в виде шарика, появились лодки (активное рыболовство), вкладывающие оружия, ловушки, силки, в охоте использовались одомашненные волки (собаки), резьба по кости, одежда из шкур.
В мезолите хозяйство и материальная культура испытали значительные изменения, но памятников этого времени на территории Казахстана насчитывается мало.
Около 5 тыс. лет до н. э. появились каменные орудия труда, керамика. Произошла неолитическая революция: возникли земледелие и скотоводство. На территории современного Казахстана обнаружены более 500 стоянок (пещера Караунгур, стоянки Саксаульская, Акеспе, Куланды). Орудия труда: зернотёрка, топоры, мотыги, ступки. Обработка орудий труда: шлифование, пиление, полировка. Сырьё: нефрит, гранит. Зачатки горного дела: выплавка меди, свинца, золота. Культуры: Атбасарская (конец VII — начало VI тысячелетия), Кельтеминарская (конец IV — начало II тысячелетия), Моканжарская, Усть-Нарымская. Поселение неолитического времени имеется также на острове Кулалы в Каспийском море[7].
Неолит характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах Казахстана. Одной из важных проблем неолита на территории Казахстана является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зародились земледелие и скотоводство. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караунгур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных — кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади, и т. д.
IV—III тыс. до н. э. — появление медных изделий. Найдено до 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.) Ботайская культура — относится к стоянкам: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Антропологический тип людей: протоевропеоидный. Орудия труда: кремневые. Технология обработки: отщеповая. По последним данным именно Ботайской культуре приписывается одомашнение дикой лошади[11].
В эпоху бронзы на территории Казахстана получили распространение андроновская культура и бегазы-дандыбаевская культура. Археолог А. Х. Маргулан выделяет три этапа бронзового века в Казахстане:
Ранняя бронза — нуринский этап андроновской культуры.
Средняя бронза — атасуский этап андроновской культуры.
Поздняя бронза — бегазы-дандыбаевская культура.
Бронзовые орудия труда и предметы быта (серпы, топоры, кинжалы, ножи, наконечники копий и стрел и др.) выплавлялись в каменных и глиняных формах. В больших количествах изготовлялись бронзовые украшения (серьги, браслеты, бусы и др.).
Поселения состояли из 6—20 домов. В лесостепных, степных и горных районах для строительства использовались дерево и камень. Племена Центрального Казахстана во времена поздней бронзы строили многокомнатные дома площадью до 500 м² из массивных каменных блоков. Руины этих домов сохранились в районах горного массива Бугылы и грота Акбаур. Родовые захоронения — курганы с земляными насыпями, реже массивные мавзолеи из сырцового кирпича обустраивались рядом с поселениями. Для нуринского этапа при захоронении характерна кремация, для атасуского этапа — трупоположение в согнутом состоянии на левом боку головой на запад. Один из крупнейших сохранившихся некрополей эпохи поздней бронзы — Тагискен[12].
Античный период. Железный век
В начале I тыс. до н. э. степные носители иранских языков перешли к кочевому образу жизни и отказались от колесниц в пользу наездничества, и стали известны под названиями скифы или саки. Кочевой образ жизни степных народов объясняется преобладанием скотоводства над земледелием: было невозможно пасти животных всё время в одном и том же месте, так как пастбища могли истощаться. Кочевники, тем не менее, не мигрировали постоянно, но были привязаны к определённой широкой территории, что оседлые земледельцы не всегда понимали. Кочевники, как правило, были привязаны к своим землям. Так, по рассказу Геродота, скифы долго отступали от более сильных персов, однако они готовы были умереть, защищая места погребения своих предков.
Железо получило широкое распространение в культуре сакских и усуньских племён, населявших Южный Казахстан во времена античности, с середины I тыс. до н. э. Железные предметы обнаружены в многочисленных археологических памятниках в долинах рек Или, Сырдарья, Талас, Иссык и др. (курганы Каргалы-1, Карашокы, Жуантобе-1, Кыдырбай-3, Алтынемель-1, Кызылауыз-3 и пр.). Саки-массагеты, выносимые исследователями в отдельную этническую группу, оставили после себя курганы Уйгарак и Тагискен.
Крупнейшим археологическим памятником античного Семиречья является Бесшатырский курган — комплекс из 31 захоронения на правом берегу Или. Однако наибольшую известность получил Иссыкский курган — место обретения Иссыкского золотого человека и Иссыкского письменного памятника.
В первой половине I тыс. до н. э. железо распространяется и за пределами Семиречья:
См. также
Примечания
↑ Таймагамбетов Ж. К. Древнейшая стоянка древнего человека в Восточном Казахстане // Маргулановские чтения. – Петропавловск: Петропавловск. пед. ин-т, 1992. – С. 26–27.
↑ Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Павленок К. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Харевич В. М. Стоянка-мастерская Курчум — новый палеолитический памятник на Южном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том: XXI Год: 2015.
↑ Деревянко А. П., Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Дудко А. А., Кандыба А. В., Павленок К. К., Присекайло А. А., Харевич В. М., Искаков Г. Т., Мамиров Т. Б. Археологическая разведка на территории Северного Казахстана в 2015 году.
↑ Музей палеолита Казахстана
↑ Paleolithic sites and geomorphology of Karatau mountain range
↑ Позднепалеолитические памятники Казахстана
↑ Неолит в Астраханском крае
↑ Акишев К. А. Курган Иссык, Искусство саков Казахстана. — М.: Искусство, 1978.
↑ Акишев А. К. Костюм «Золотого Человека» и проблема катафрактария.
↑ Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика иссыкского головного убора. // Археологические исследования в Казахстане. — Алма-Ата, 1979.
↑ Археологи уточнили дату приручения лошадей
↑ Бронзы эпоха // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7.
↑ Железный век // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
wikiredia.ru
Древний Казахстан — WiKi
Термин древний Казахстан охватывает период истории Казахстана вплоть до появления на её территории письменности при завоевании арабами в VIII в.
Палеолит
В Восточном Казахстане известны раннепалеолитические находки из местонахождения Козыбай на берегу реки Колгутты у села Каратогай[1]. В западных предгорьях Нарымского хребта, в 9 км северо-западнее села Курчум, на восточном побережье Бухтарминского водохранилища обнаружено два палеолитических местонахождения — Курчум-1 и Курчум-2. Охристые глинистые отложения, где были обнаружены артефакты, соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н. Подстилающие их красноцветные глины могут относиться к павлодарской или вторушкинской свите плиоцена[2][3].
Индустрия стоянки Шахбагата (протолеваллуа-ашель) на территории Форт-Шевченко (Мангышлак) имеет сходство с орудиями олдувайской культуры, индустрия стоянки Шахбагата (леваллуа-ашель I) соответствует среднему ашелю[4].
У посёлка Конырдек (хребет Каратау) найдены массивные прямоугольные кремнёвые отщепы клектонского типа. К нижнему палеолиту относятся стоянки Ушбулук I и Ушбулук II в районе Малого Каратау. К раннеашельскому периоду относятся стоянки в урочищах Борыказган, Шабакты, Танирказган, Кызылтау, Акколь 1, Казангап. В 1998 году подана заявка на включение объекта «Палеолитические объекты и геоморфология хребта Каратау» в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[5].
В Западном и Северном Казахстане позднепалеолитические памятники почти неизвестны. Наиболее известными стратифицированными памятниками позднего палеолита являются Шульбинка в Восточно-Казахстанской области, стоянка им. Ч. Валиханова, Майбулак, комплексы Шоктас и Кошкурган в Южно-Казахстанской области, местонахождение Батпак в Центральном Казахстане, местонахождение Ангренсор 2 в Павлодарской области[6].
Около 12—5 тыс. лет до н. э. произошло потепление климата, закончилось последнее валдайское оледенение. Появились стоянки по всей территории современного Казахстана. Исчезли крупные животные (мамонты, шерстистые носороги и др.). Горы Каратау (Бийликколь, Арысь и др.), Северный Казахстан, Атбасарская культура. Были изобретены лук и стрелы, наконечник в виде шарика, появились лодки (активное рыболовство), вкладывающие оружия, ловушки, силки, в охоте использовались одомашненные волки (собаки), резьба по кости, одежда из шкур.
В мезолите хозяйство и материальная культура испытали значительные изменения, но памятников этого времени на территории Казахстана насчитывается мало.
Около 5 тыс. лет до н. э. появились каменные орудия труда, керамика. Возникло земледелие, скотоводство. На территории современного Казахстана обнаружены более 500 стоянок (пещера Караунгур, стоянки Саксаульская, Акеспе, Куланды). Неолитическая революция. Орудия труда: зернотёрка, топоры, мотыги, ступки. Обработка орудий труда: шлифование, пиление, полировка. Сырьё: нефрит, гранит. Зачатки горного дела: выплавляли, медь, свинец, золото. Культуры: Атбасарская (конец 7 — начало 6 тысячелетия). Кельтеминарская (конец 4 — начало 2 тысячелетия). Моканжарская. Усть-Нарымская.
Неолит характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах Казахстана. Одной из важных проблем неолита на территории Казахстана является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зародились земледелие и скотоводство. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных — кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади, и т. д.
IV—III тыс. до н. э. — появление медных изделий. Найдено до 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.) Ботайская культура — относится к стоянкам: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Антропологический тип людей: протоевропеоидный. Орудия труда: кремневые. Технология обработки: отщеповая. По последним данным именно Ботайской культуре приписывается одомашнение дикой лошади[10].
Античный период
В начале I тыс. до н. э. степные носители иранских языков перешли к кочевому образу жизни и отказались от колесниц в пользу наездничества, и стали известны под названиями скифы или саки. Кочевой образ жизни степных народов объясняется преобладанием скотоводства над земледелием: было невозможно пасти животных всё время в одном и том же месте, так как пастбища могли истощаться. Кочевники, тем не менее, не мигрировали постоянно, но были привязаны к определённой широкой территории, что оседлые земледельцы не всегда понимали. Кочевники, как правило, были привязаны к своим землям. Так, по рассказу Геродота, скифы долго отступали от более сильных персов, однако они готовы были умереть, защищая места погребения своих предков.
См. также
Примечания
↑ Таймагамбетов Ж. К. Древнейшая стоянка древнего человека в Восточном Казахстане // Маргулановские чтения. – Петропавловск: Петропавловск. пед. ин-т, 1992. – С. 26–27.
↑ Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Павленок К. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Харевич В. М. Стоянка-мастерская Курчум — новый палеолитический памятник на Южном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том: XXI Год: 2015.
↑ Деревянко А. П., Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Дудко А. А., Кандыба А. В., Павленок К. К., Присекайло А. А., Харевич В. М., Искаков Г. Т., Мамиров Т. Б. Археологическая разведка на территории Северного Казахстана в 2015 году.
↑ Музей палеолита Казахстана
↑ Paleolithic sites and geomorphology of Karatau mountain range
↑ Позднепалеолитические памятники Казахстана
↑ Акишев К. А. Курган Иссык, Искусство саков Казахстана. — М.: Искусство, 1978.
↑ Акишев А. К. Костюм «Золотого Человека» и проблема катафрактария.
↑ Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика иссыкского головного убора. // Археологические исследования в Казахстане. — Алма-Ата, 1979.
↑ Археологи уточнили дату приручения лошадей
ru-wiki.org
Древний Казахстан — Википедия РУ
Термин древний Казахстан охватывает период истории Казахстана вплоть до появления на её территории письменности при завоевании арабами в VIII в.
Палеолит
В Восточном Казахстане известны раннепалеолитические находки из местонахождения Козыбай на берегу реки Колгутты у села Каратогай[1]. В западных предгорьях Нарымского хребта, в 9 км северо-западнее села Курчум, на восточном побережье Бухтарминского водохранилища обнаружено два палеолитических местонахождения — Курчум-1 и Курчум-2. Охристые глинистые отложения, где были обнаружены артефакты, соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н. Подстилающие их красноцветные глины могут относиться к павлодарской или вторушкинской свите плиоцена[2][3].
Индустрия стоянки Шахбагата (протолеваллуа-ашель) на территории Форт-Шевченко (Мангышлак) имеет сходство с орудиями олдувайской культуры, индустрия стоянки Шахбагата (леваллуа-ашель I) соответствует среднему ашелю[4].
У посёлка Конырдек (хребет Каратау) найдены массивные прямоугольные кремнёвые отщепы клектонского типа. К нижнему палеолиту относятся стоянки Ушбулук I и Ушбулук II в районе Малого Каратау. К раннеашельскому периоду относятся стоянки в урочищах Борыказган, Шабакты, Танирказган, Кызылтау, Акколь 1, Казангап. В 1998 году подана заявка на включение объекта «Палеолитические объекты и геоморфология хребта Каратау» в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[5].
В Западном и Северном Казахстане позднепалеолитические памятники почти неизвестны. Наиболее известными стратифицированными памятниками позднего палеолита являются Шульбинка в Восточно-Казахстанской области, стоянка им. Ч. Валиханова, Майбулак, комплексы Шоктас и Кошкурган в Южно-Казахстанской области, местонахождение Батпак в Центральном Казахстане, местонахождение Ангренсор 2 в Павлодарской области[6].
Около 12—5 тыс. лет до н. э. произошло потепление климата, закончилось последнее валдайское оледенение. Появились стоянки по всей территории современного Казахстана. Исчезли крупные животные (мамонты, шерстистые носороги и др.). Горы Каратау (Бийликколь, Арысь и др.), Северный Казахстан, Атбасарская культура. Были изобретены лук и стрелы, наконечник в виде шарика, появились лодки (активное рыболовство), вкладывающие оружия, ловушки, силки, в охоте использовались одомашненные волки (собаки), резьба по кости, одежда из шкур.
В мезолите хозяйство и материальная культура испытали значительные изменения, но памятников этого времени на территории Казахстана насчитывается мало.
Около 5 тыс. лет до н. э. появились каменные орудия труда, керамика. Возникло земледелие, скотоводство. На территории современного Казахстана обнаружены более 500 стоянок (пещера Караунгур, стоянки Саксаульская, Акеспе, Куланды). Неолитическая революция. Орудия труда: зернотёрка, топоры, мотыги, ступки. Обработка орудий труда: шлифование, пиление, полировка. Сырьё: нефрит, гранит. Зачатки горного дела: выплавляли, медь, свинец, золото. Культуры: Атбасарская (конец 7 — начало 6 тысячелетия). Кельтеминарская (конец 4 — начало 2 тысячелетия). Моканжарская. Усть-Нарымская.
Неолит характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах Казахстана. Одной из важных проблем неолита на территории Казахстана является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зародились земледелие и скотоводство. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных — кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади, и т. д.
IV—III тыс. до н. э. — появление медных изделий. Найдено до 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.) Ботайская культура — относится к стоянкам: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Антропологический тип людей: протоевропеоидный. Орудия труда: кремневые. Технология обработки: отщеповая. По последним данным именно Ботайской культуре приписывается одомашнение дикой лошади[10].
Античный период
В начале I тыс. до н. э. степные носители иранских языков перешли к кочевому образу жизни и отказались от колесниц в пользу наездничества, и стали известны под названиями скифы или саки. Кочевой образ жизни степных народов объясняется преобладанием скотоводства над земледелием: было невозможно пасти животных всё время в одном и том же месте, так как пастбища могли истощаться. Кочевники, тем не менее, не мигрировали постоянно, но были привязаны к определённой широкой территории, что оседлые земледельцы не всегда понимали. Кочевники, как правило, были привязаны к своим землям. Так, по рассказу Геродота, скифы долго отступали от более сильных персов, однако они готовы были умереть, защищая места погребения своих предков.
См. также
Примечания
↑ Таймагамбетов Ж. К. Древнейшая стоянка древнего человека в Восточном Казахстане // Маргулановские чтения. – Петропавловск: Петропавловск. пед. ин-т, 1992. – С. 26–27.
↑ Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Павленок К. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Харевич В. М. Стоянка-мастерская Курчум — новый палеолитический памятник на Южном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том: XXI Год: 2015.
↑ Деревянко А. П., Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Дудко А. А., Кандыба А. В., Павленок К. К., Присекайло А. А., Харевич В. М., Искаков Г. Т., Мамиров Т. Б. Археологическая разведка на территории Северного Казахстана в 2015 году.
↑ Музей палеолита Казахстана
↑ Paleolithic sites and geomorphology of Karatau mountain range
↑ Позднепалеолитические памятники Казахстана
↑ Акишев К. А. Курган Иссык, Искусство саков Казахстана. — М.: Искусство, 1978.
↑ Акишев А. К. Костюм «Золотого Человека» и проблема катафрактария.
↑ Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика иссыкского головного убора. // Археологические исследования в Казахстане. — Алма-Ата, 1979.