Древние куклы. Куклы на временной оси: обзор истории кукол. С кем все играли, кому доверяли
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия (28 фото). Древние куклы


Куклы прошлого / Моя Планета

 

Куклы-обереги и куклы-наложницы, куклы-игрушки и куклы-пособия, атрибут для взрослеющих девочек, мальчиков и бесплодных женщин — «Моя Планета» узнала, как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия.

 

В далекие времена куклы еще не были детскими игрушками, они служили для ритуальных целей, играли роль талисманов и оберегов. Изготавливались древнейшие куклы из природных материалов: дерева, камня, костей животных, глины, льна. В каждой стране были свои секреты.

 

Чехия

 

 

Самой древней куклой считается марионетка из мамонтовой кости, найденная при археологических раскопках в захоронении города Брно, на территории нынешней Чехии. У этой мужской фигурки, изготовленной около 28 000 лет назад, были подвижные конечности, в то время как ее хозяин — некий шаман, лежавший в той же могиле, страдал от проблем с суставами. Ученые предполагают, что эта обрядовая кукла использовалась в специальных лечебных ритуалах. Она не сохранилась целиком и была реконструирована по осколкам.

 

 

Греция

 

 

В Древней Греции кукол делали специальные ремесленники, мастеря фигурки из тканей, воска, глины, иногда с подвижными конечностями. Как выглядела типичная игрушка в Древней Греции в VII веке до н.э., весь мир узнал благодаря Олимпийским играм 2004 года. Талисманами игр были два странных человечка: Феб и Афина — точные копии античных кукол, найденных при раскопках.

 

 

Рим

 

 

Ученые считают, что куклы стали использоваться в игровых целях в Греции лишь в I веке н. э. По традиции, распространенной в Древнем Риме, кукол девочкам дарили в день праздника, посвященного Сатурну. Игрушка сопровождала маленькую хозяйку до самого дня свадьбы, а после возлагалась на алтарь богини любви Венеры. Если же девушка умирала незамужней, игрушку хоронили вместе с ней. Пожалуй, самая удивительная из древних игрушек — кукла девочки по имени Креперейя Трифена (II век н. э.) Она была найдена в древнеримской гробнице в 1889 году и долго оставалась без внимания ученых. Кукла удивительна своими пропорциями, гнущимися конечностями на шарнирах и натуралистичностью — по всем этим параметрам она могла бы тягаться с современной Барби. Женская фигурка вырезана из слоновой кости так искусно, что мы видим перед собой портрет красавицы, одетой и причесанной по древнеримской моде. При ней найден небольшой сундук с нарядами, драгоценности, гребни и зеркальце.

Кроме кукол, дети Римской империи играли в солдатики, фигурки животных и даже имели кукольные домики с миниатюрной мебелью. Были у них и волчки, и обручи, и мраморные шарики (марблс), снискавшие затем популярность во всем мире.

 

 

Египет

 

 

В собрании Британского музея хранятся куклы, найденные при раскопках в Египте. Первая — деревянная, изображающая женскую фигуру с волосами из бусин, изготовлена более 3500 лет назад. По мнению одних ученых, эти куклы помещались в могилы мужчин в качестве наложниц для оказания интимных услуг в загробном мире. Другие полагают, что это символ плодородия, который должен был обеспечить покойному перерождение. Подобные куклы археологи находили во многих захоронениях Фив, датируемых 2080–1990 годами до н. э.

Вторая кукла датируется IV–III веками до н. э. Это тряпичная набивная фигурка, изготовленная из грубого льняного полотна и набитая лоскутками и папирусом. Лицо кукле-мотанке не делали специально: боялись, что в нее вселятся злые духи. Подобные игрушки были популярны у египетских детей в римский период. По этой же технологии изготавливались древние куклы-обереги славянских народов.

 

 

Африканский континент

 

 

Самая известная африканская кукла — акуаба. Деревянная фигурка, изображающая женщину с дискообразной головой, выглядит странно, но при этом воплощает собой идеал красоты и совершенства, как его понимают представители племени ашанти из Ганы, где и зародилась традиция изготовления этих ритуальных статуэток. Такую куклу дарили отцы своим дочерям для игр в дочки-матери, веря, что она обладает магической силой и поможет девочке превратиться в завидную невесту. По легенде, подобную куклу, только в образе ребенка, впервые сделала беременная женщина по совету местного жреца, чтобы успешно выносить плод. Несмотря на насмешки, она не снимала куклу со спины до родов и стала матерью красивой и здоровой девочки. Традиция сохраняется по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти заказывают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения потомства.

 

 

Америка

 

 

У коренных племен Америки было принято мастерить кукол из сухих листьев либо шелухи от кукурузных початков. Игрушка делалась без лица, так как существовала легенда о самой первой кукле из кукурузной шелухи, которую смастерил Дух кукурузы для развлечения детей и сделал слишком красивой. Игрушка стала больше времени уделять себе, чем детям, и была наказана: лишилась лица за тщеславие и нарциссизм.

У индейцев народа хопи, живших на территории современных юго-западных штатов, были ритуальные куклы — качина. Они также никогда не изображались с открытым лицом, а только в масках. Фигурки вырезали мужчины племени из тополя, ярко раскрашивали, декорировали перьями, бусами, мехом, кожей, а затем дарили девочкам и девушкам во время специальной церемонии. Куклы должны были напоминать о духах качина — бессмертных существах, которые, согласно поверьям, приносят дождь и влияют на все события жизни индейцев хопи. Известно около 400 различных кукол качина, и каждая из них выполняет роль оберега.

Во многих странах Латинской Америки с давних пор существует обряд кинсеаньера, символизирующий переход девочки в возраст совершеннолетия. Он праздновался и празднуется в некоторых семьях в наше время в 15-й день рождения девушки. Часть церемонии составляет прощание с последней куклой (ultima muñeca): ее дарит отец девушки, а затем от нее следует отказаться, показав свою взрослость. Сейчас куклу наряжают так же, как именинницу, а затем кидают более молодым участницам торжества, как букет невесты на свадьбах. Считается, что начало этой традиции положил народ майя.

 

 

Япония

 

 

Куклы в Японии официально признаны «живым национальным сокровищем». Многие из них выступали (и выступают) в роли талисманов. Например, кукол госё-нингё в виде толстощеких детей принято дарить перед долгим путешествием. Кукла-неваляшка Дарума служит для загадывания желаний на Новый год и подлежит сжиганию, если желание не сбылось. Еще одна древняя традиционная японская кукла — кокэси — также не имеет рук и ног, представляет собой маленькую девочку.

Большая часть японских кукол предназначена не для игр, а для любования. Например, механические куклы каракури-нингё, придуманные в XIII веке, умеют пить чай, двигаются по ступенькам, показывают фокусы и удивляют публику еще десятью разными способами. А секрет игрушек, которые двигаются сами собой, заключается исключительно в смещении центра тяжести.

Кроме того, всем японским девочкам полагается иметь коллекцию кукол хина-нингё: это набор фигурок, изображающих императорский двор, является частью приданого японской девушки. В праздник девочек Хинамацури куклы выставляются на многоступенчатой подставке, начиная с императора, которого помещают на самый верх, и заканчивая слугами. Свой набор кукол гогацу-нингё, представляющий собой коллекцию самураев в доспехах, полагается иметь японскому мальчику и выставлять на праздник Кодомо-но хи.

 

 

Анатомические куклы со всего света

 

 

Кроме магических, ритуальных и игровых кукол существовал отдельный класс: анатомические куклы. Они использовались в медицинских целях и представляли собой максимально достоверное изображение человека.

В Китае во времена империи Цин (1644–1912) появилась докторская кукла — она изображала обнаженную аристократку и служила для диагностики. Вачам-мужчинам было запрещено прикасаться к телу высокопоставленных пациенток. Поэтому доктор имел при себе статуэтку и просил показать на ней, где у женщины болит. По другой версии, у китайских дам были свои домашние персональные куклы, похожие на них самих. Старинные докторские статуэтки из слоновой и мамонтовой кости являются популярным товаром на интернет-аукционах.

В Японии в XVIII–XIX веках популярностью у просвещенной публики пользовались образовательные шоу о человеческой анатомии. На одном из таких показов в 1864 году была продемонстрирована беременная кукла. Ее живот мог открываться, демонстрируя внутренние органы. К пособию прилагался набор младенцев, показывающих разные стадии развития плода. Такие куклы использовались также для обучения акушеров и гинекологов.

 

За века кукла прошла долгий путь развития — от ритуальных свертков из подручных материалов до предельно натуралистичных созданий из полиуретана. Но это уже другая история.

www.moya-planeta.ru

История кукол с древних времен до наших дней – Ярмарка Мастеров

Куклы... на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством - мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию. Предлагаю Вам заглянуть в историю и проследить долгий путь развития кукольного искусства от древнейших времен до наших дней.

Перенесемся к истокам кукольного ремесла - в Древний Египет. Возраст самых древних из обнаруженных археологами кукол насчитывает около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, иногда представляющие из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение - куклы хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, дабы умерший не был одинок.

авторская публикация 2014

Куклы использовались жрецами в проведении ритуалов и мистерий, посвященных Осирису, а позднее из объекта поклонения переместились на сцену народных театров. В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства. Куклы все более преображались, их облик все более приближался к человеческому. В Средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо Церковью, ибо считалось кощунственным искажением человеческого образа. Кроме того, ваяния в форме человеского тела широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов. Подробнее об этом можно прочесть в книге "Молот ведьм" (Я. Шпренгер и Г. Инститорис). Однако несмотря на неодобрение Церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.

Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине 17 века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров.

куклы

Кукла Пандора. Франция, 17 век.

Промышленная Европа середины 18 века была охвачена новой тенденцией - созданием механических кукол-андроидов. Известные французские кукольники стремились в своих работах синтезировать канонические черты кукол и достижения технического прогресса. Механические куклы "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза получили всемирную известность и по сей день вызывают неподдельный интерес публики.

куклы ручной работы

 Механическая кукла "Музыкантша". Автор Анри-Луи Жаке Дроз

В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское, Сергиев Посад... Зверушки, барыни, свистульки - народные умельцы создавали необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки.

Период правления Петра I был веком реформ - это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.

история кукол

Экспонат музея Аксакова в г. Уфа.

После февральской революции искусство изготовления кукол пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера...

Ближе к концу 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ, которая достигает своего апогея в наши дни. Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство, однако истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного. Их куклы выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера. В такую куклу невозможно не влюбиться, и даже если Вы не являетесь коллекционером и вообще в принципе далеки от волшебного мира кукол, Вы все же едва ли сможете взглянуть на такую работу без восхищения!

Фарфоровая кукла. Автор - Александра Кукинова.

www.livemaster.ru

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия (28 фото)

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

В далекие времена куклы еще не были детскими игрушками, они служили для ритуальных целей, играли роль талисманов и оберегов. Изготавливались древнейшие куклы из природных материалов: дерева, камня, костей животных, глины, льна. В каждой стране были свои секреты.

1. Чехия

Самой древней куклой считается марионетка из мамонтовой кости, найденная при археологических раскопках в захоронении города Брно, на территории нынешней Чехии. У этой мужской фигурки, изготовленной около 28 000 лет назад, были подвижные конечности, в то время как ее хозяин — некий шаман, лежавший в той же могиле, страдал от проблем с суставами. Ученые предполагают, что эта обрядовая кукла использовалась в специальных лечебных ритуалах. Она не сохранилась целиком и была реконструирована по осколкам.

1. Чехия куклы, прошлое

2. Греция

В Древней Греции кукол делали специальные ремесленники, мастеря фигурки из тканей, воска, глины, иногда с подвижными конечностями. Как выглядела типичная игрушка в Древней Греции в VII веке до н.э., весь мир узнал благодаря Олимпийским играм 2004 года. Талисманами игр были два странных человечка: Феб и Афина — точные копии античных кукол, найденных при раскопках.

2. Греция куклы, прошлое

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

3. Рим

Ученые считают, что куклы стали использоваться в игровых целях в Греции лишь в I веке н. э. По традиции, распространенной в Древнем Риме, кукол девочкам дарили в день праздника, посвященного Сатурну.

3. Рим куклы, прошлое

Игрушка сопровождала маленькую хозяйку до самого дня свадьбы, а после возлагалась на алтарь богини любви Венеры. Если же девушка умирала незамужней, игрушку хоронили вместе с ней. Пожалуй, самая удивительная из древних игрушек — кукла девочки по имени Креперейя Трифена (II век н. э.) Она была найдена в древнеримской гробнице в 1889 году и долго оставалась без внимания ученых. Кукла удивительна своими пропорциями, гнущимися конечностями на шарнирах и натуралистичностью — по всем этим параметрам она могла бы тягаться с современной Барби.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Женская фигурка вырезана из слоновой кости так искусно, что мы видим перед собой портрет красавицы, одетой и причесанной по древнеримской моде. При ней найден небольшой сундук с нарядами, драгоценности, гребни и зеркальце.

Кроме кукол, дети Римской империи играли в солдатики, фигурки животных и даже имели кукольные домики с миниатюрной мебелью. Были у них и волчки, и обручи, и мраморные шарики (марблс), снискавшие затем популярность во всем мире.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

4. Египет

В собрании Британского музея хранятся куклы, найденные при раскопках в Египте. Первая — деревянная, изображающая женскую фигуру с волосами из бусин, изготовлена более 3500 лет назад. По мнению одних ученых, эти куклы помещались в могилы мужчин в качестве наложниц для оказания интимных услуг в загробном мире. Другие полагают, что это символ плодородия, который должен был обеспечить покойному перерождение. Подобные куклы археологи находили во многих захоронениях Фив, датируемых 2080–1990 годами до н. э.

Вторая кукла датируется IV–III веками до н. э. Это тряпичная набивная фигурка, изготовленная из грубого льняного полотна и набитая лоскутками и папирусом. Лицо кукле-мотанке не делали специально: боялись, что в нее вселятся злые духи. Подобные игрушки были популярны у египетских детей в римский период. По этой же технологии изготавливались древние куклы-обереги славянских народов.

4. Египет куклы, прошлое

5. Африканский континент

Самая известная африканская кукла — акуаба. Деревянная фигурка, изображающая женщину с дискообразной головой, выглядит странно, но при этом воплощает собой идеал красоты и совершенства, как его понимают представители племени ашанти из Ганы, где и зародилась традиция изготовления этих ритуальных статуэток. Такую куклу дарили отцы своим дочерям для игр в дочки-матери, веря, что она обладает магической силой и поможет девочке превратиться в завидную невесту. По легенде, подобную куклу, только в образе ребенка, впервые сделала беременная женщина по совету местного жреца, чтобы успешно выносить плод. Несмотря на насмешки, она не снимала куклу со спины до родов и стала матерью красивой и здоровой девочки. Традиция сохраняется по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти заказывают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения потомства.

5. Африканский континент куклы, прошлое

6. Америка

6. Америка куклы, прошлое

У коренных племен Америки было принято мастерить кукол из сухих листьев либо шелухи от кукурузных початков. Игрушка делалась без лица, так как существовала легенда о самой первой кукле из кукурузной шелухи, которую смастерил Дух кукурузы для развлечения детей и сделал слишком красивой. Игрушка стала больше времени уделять себе, чем детям, и была наказана: лишилась лица за тщеславие и нарциссизм.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

У индейцев народа хопи, живших на территории современных юго-западных штатов, были ритуальные куклы — качина. Они также никогда не изображались с открытым лицом, а только в масках. Фигурки вырезали мужчины племени из тополя, ярко раскрашивали, декорировали перьями, бусами, мехом, кожей, а затем дарили девочкам и девушкам во время специальной церемонии. Куклы должны были напоминать о духах качина — бессмертных существах, которые, согласно поверьям, приносят дождь и влияют на все события жизни индейцев хопи. Известно около 400 различных кукол качина, и каждая из них выполняет роль оберега.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Во многих странах Латинской Америки с давних пор существует обряд кинсеаньера, символизирующий переход девочки в возраст совершеннолетия. Он праздновался и празднуется в некоторых семьях в наше время в 15-й день рождения девушки. Часть церемонии составляет прощание с последней куклой (ultima muñeca): ее дарит отец девушки, а затем от нее следует отказаться, показав свою взрослость. Сейчас куклу наряжают так же, как именинницу, а затем кидают более молодым участницам торжества, как букет невесты на свадьбах. Считается, что начало этой традиции положил народ майя.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

7. Япония

Куклы в Японии официально признаны «живым национальным сокровищем». Многие из них выступали (и выступают) в роли талисманов. Например, кукол госё-нингё в виде толстощеких детей принято дарить перед долгим путешествием. Кукла-неваляшка Дарума служит для загадывания желаний на Новый год и подлежит сжиганию, если желание не сбылось. Еще одна древняя традиционная японская кукла — кокэси — также не имеет рук и ног, представляет собой маленькую девочку.

7. Япония куклы, прошлое

Большая часть японских кукол предназначена не для игр, а для любования. Например, механические куклы каракури-нингё, придуманные в XIII веке, умеют пить чай, двигаются по ступенькам, показывают фокусы и удивляют публику еще десятью разными способами. А секрет игрушек, которые двигаются сами собой, заключается исключительно в смещении центра тяжести.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Кроме того, всем японским девочкам полагается иметь коллекцию кукол хина-нингё: это набор фигурок, изображающих императорский двор, является частью приданого японской девушки. В праздник девочек Хинамацури куклы выставляются на многоступенчатой подставке, начиная с императора, которого помещают на самый верх, и заканчивая слугами. Свой набор кукол гогацу-нингё, представляющий собой коллекцию самураев в доспехах, полагается иметь японскому мальчику и выставлять на праздник Кодомо-но хи.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

8. Анатомические куклы со всего света

Кроме магических, ритуальных и игровых кукол существовал отдельный класс: анатомические куклы. Они использовались в медицинских целях и представляли собой максимально достоверное изображение человека.

В Китае во времена империи Цин (1644–1912) появилась докторская кукла — она изображала обнаженную аристократку и служила для диагностики.

8. Анатомические куклы со всего света куклы, прошлое

Вачам-мужчинам было запрещено прикасаться к телу высокопоставленных пациенток. Поэтому доктор имел при себе статуэтку и просил показать на ней, где у женщины болит. По другой версии, у китайских дам были свои домашние персональные куклы, похожие на них самих. Старинные докторские статуэтки из слоновой и мамонтовой кости являются популярным товаром на интернет-аукционах.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

В Японии в XVIII–XIX веках популярностью у просвещенной публики пользовались образовательные шоу о человеческой анатомии. На одном из таких показов в 1864 году была продемонстрирована беременная кукла. Ее живот мог открываться, демонстрируя внутренние органы. К пособию прилагался набор младенцев, показывающих разные стадии развития плода. Такие куклы использовались также для обучения акушеров и гинекологов.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

За века кукла прошла долгий путь развития — от ритуальных свертков из подручных материалов до предельно натуралистичных созданий из полиуретана. Но это уже другая история.

Как изменились куклы планеты за прошедшие тысячелетия куклы, прошлое

Интересные материалы:

Правила дуэли (11 фото) Военная тюрьма в Израиле (8 фото)

nlo-mir.ru

Самая древняя кукла • История

июля 09, 2012

Самая древняя кукла

Древнеримская кухня

Известно, что древнейшие куклы были ритуальными предметами. В качестве детских игрушек стали применяться позднее, однако своего символического значения при этом не утратили. Один из таких удивительных образцов был найден в древнеримской гробнице, которая была раскопана ещё в 1889 году. Изящная фигурка из слоновой кости выполнена с большим мастерством. Руки и ноги у неё подвижные, суставы закреплены на шарнирах. Очень тонко проработаны черты лица и причёска, которая строго соответствует древнеримской моде.

Было у куклы и приданое – маленький сундучок с нарядами, драгоценностями, гребнями и зеркальцем. Возможно, перед нами самая древняя кукла-игрушка, дошедшая до наших дней. Не сразу находка привлекла должное внимание исследователей. Кукла почти столетие пролежала в хранилище одного из итальянских музеев. Но начиная с 80-х годов прошлого века её видят посетители Городского хранилища древностей в Риме.

Креперейя Трифена

Хозяйкой куклы была древнеримская девочка Креперейя Трифена. Имя красивое, но очень длинное и явно восточного происхождения. Скорее всего, родители девочки были разбогатевшими вольноотпущенниками – рабами, получившими свободу. На то, что семья была богатой, указывают многочисленные драгоценные украшения, найденные в той же гробнице.

В Древнем Риме кукол дарили маленьким девочкам в день праздника, посвящённого богу Сатурну, в конце декабря. Эта кукла постоянно сопровождала свою маленькую хозяйку до дня свадьбы. Во время бракосочетания кукла возлагалась на алтарь богини любви Венеры. Если же девочка умирала до свадебного торжества, то игрушка оставалась с ней навсегда.

Так произошло с Креперейей. Она была обручена, сохранилось даже кольцо с именем её жениха Филета. Но смерть помешала отпраздновать свадьбу. Безутешные родители похоронили девочку в миртовом венке и с любимой куклой в руках.

Куклы в римских катакомбах

Удивительно, но даже после принятия христианства традиция класть кукол в могилы не была забыта. В римских катакомбах встречаются подобные захоронения молодых девушек.

Всё это подтверждает то, что кукла была одновременно и предметом для игр, и серьёзным ритуальным символом. Игры современных девочек в дочки-матери являются отголоском тех давних традиций, когда кукла помогала своей владелице примерить на себя тонкости ухода за ребёнком.

С рождением реальных детей забота матери переходила к ним. Креперейя не смогла дожить до этого, но зато осталась в истории как заботливая хозяйка самой древней куклы.

Наталья Наумова, Samogo.Net

Последние опубликованные

Самая большая свинья в мире: где она живет? Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производители Рейтинг детских смесей: самые популярные производители

samogoo.net

Очень древняя кукла (3 фото + текст)

Древнейшие куклы были ритуальными предметами, в качестве игрушек применялись позднее, но своего значения не утратили. Удивительный образец был найден в древнеримской гробнице, которая была раскопана ещё в 1889 году. Кукла выполнена из слоновой кости, очень дотошно, мастерски. Руки и ноги подвижны, четко проработаны черты лица и прическа, которая строго соответствует древнеримской моде.Очень древняя кукла (3 фото + текст)

Было у куклы и приданое – маленький сундучок с нарядами, драгоценностями, гребнями и зеркальцем. Возможно, перед нами самая древняя кукла-игрушка, дошедшая до наших дней. Не сразу находка привлекла должное внимание исследователей. Кукла почти столетие пролежала в хранилище одного из итальянских музеев. Но начиная с 80-х годов прошлого века её видят посетители Городского хранилища древностей в Риме.Хозяйкой куклы была древнеримская девочка Креперейя Трифена. Имя красивое, но очень длинное и явно восточного происхождения. Скорее всего, родители девочки были разбогатевшими вольноотпущенниками – рабами, получившими свободу. На то, что семья была богатой, указывают многочисленные драгоценные украшения, найденные в той же гробнице.В Древнем Риме кукол дарили маленьким девочкам в день праздника, посвящённого богу Сатурну, в конце декабря. Эта кукла постоянно сопровождала свою маленькую хозяйку до дня свадьбы. Во время бракосочетания кукла возлагалась на алтарь богини любви Венеры. Если же девочка умирала до свадебного торжества, то игрушка оставалась с ней навсегда.Так произошло с Креперейей. Она была обручена, сохранилось даже кольцо с именем её жениха Филета. Но смерть помешала отпраздновать свадьбу. Безутешные родители похоронили девочку в миртовом венке и с любимой куклой в руках.

Очень древняя кукла (3 фото + текст)

Удивительно, но даже после принятия христианства традиция класть кукол в могилы не была забыта. В римских катакомбах встречаются подобные захоронения молодых девушек.Всё это подтверждает то, что кукла была одновременно и предметом для игр, и серьёзным ритуальным символом. Игры современных девочек в дочки-матери являются отголоском тех давних традиций, когда кукла помогала своей владелице примерить на себя тонкости ухода за ребёнком.

С рождением реальных детей забота матери переходила к ним. Креперейя не смогла дожить до этого, но зато осталась в истории как заботливая хозяйка самой древней куклы.

Очень древняя кукла (3 фото + текст)Источник: strajj.livejournal.com

Ссылки по теме:

fishki.net

Куклы древности | Мир тайн

Куклы древности

Сегодняшним разнообразием роботов и прочих механических и электронных игрушек вряд ли можно кого-то удивить. Их производство давно стало индустрией. Но были времена, когда самостоятельно двигающиеся куклы считались роскошью. У состоятельных людей было хорошим тоном заказать у кукольника такой экземпляр, чтобы все восклицали: «Как живая!»

Со временем мастерам кукольного дела на помощь пришла механика, и куклы стали ходить, говорить, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже помогать по хозяйству. По сути они были первыми роботами.

Неизвестно, когда на Земле началась история роботов, но первые упоминания о них можно найти в легендах и мифах древних Китая, Греции, Египта. Достаточно вспомнить миф о Гефесте, который соорудил 20 медных треножников, перемещавшихся на колесах и прислуживавших гостям. Да еще двух его служанок, сделанных из золота, ухаживающих за Гефестом и развлекающих его пением.

Служанка-автоматонСлужанка-автоматон, изобретение Филона Византийского, III век до нашей эры

Но это мифы, и их толкование не всегда однозначно. А вот в Китае недавно была найдена книга, датированная IX веком, в которой упоминается о некоем Янге Уляне – умельце, создающем механических людей.

Одно из его детищ – монах, собирающий подаяния. Фигура монаха была выполнена из дерева, в руке он держал чашу для милостыни. Когда чаша была заполнена полностью, монах произносил: «Милостыня собрана». Понятно, что такому собирателю подавали чаще и больше, чем живому человеку.

Да и в средневековой Европе было немало гениальных изобретателей, создававших говорящие головы, руки-манипуляторы, летательные аппараты. Еще в 1495 году Леонардо да Винчи сделал механическую куклу, которая могла двигать руками и поворачивать голову.

В начале VIII века блестящий мусульманский инженер Аль-Джазари написал труд под названием «Книга знаний об удивительных механизмах». Эту «популярную механику» много раз переписывали. Сейчас в мире известно одиннадцать сохранившихся копий «Книги знаний». И не исключено, что одна из них находится в знаменитой пропавшей библиотеке Ивана Грозного.

Иллюстрация в книге Аль-ДжазариИллюстрация в «Книге знаний об остроумных механических устройствах», 1206

Сегодня много пишут и говорят о библиотеке Ивана Грозного. Но не только уникальным собранием книг прославился русский царь. При его дворе была еще одна диковинная вещь, на которую приезжали посмотреть купцы и послы со всего света – «железный мужик».

Историка Питера Дэнси заинтересовало это чудо, и он стал искать в архивах свидетельства очевидцев. Его поиски увенчались успехом: сохранились записки Йохана Вема, купца, который по торговым делам неоднократно посещал российский царский двор.

Вем упоминал в них о некоем «железном мужике»: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя и бежал медведь от него в ранах и ссадинах». Кроме потехи с животными, по словам купца, этот «мужик» прислуживал гостям и царю. Подносил чаши с вином, отвешивал поклоны и даже что-то пел. Что именно пел механический слуга, иностранный купец не смог понять, так как плохо знал русский язык.

Автоматон РыцарьАвтоматон «Рыцарь», воссозданный по рисунку Леонардо да Винчи

Питер Дэнси понимал, что если такая диковина существовала при дворе, значит, должны быть еще какие-то записи других очевидцев, бывавших в России тех времен. Историку пришлось перелопатить целую гору архивных материалов, прежде чем удалось обнаружить свидетельства еще двух иноземных купцов:

Железный мужик прислуживает царю за столом, подает ему при ошеломленных этим зрелищем гостях кафтан, метет метлой двор. Когда царю возразили, что вещь эта не искусством мастера сотворенная, царь сначала осерчал. Но, выпив кубок мальвазии, кликнул трех людей мастерового вида, одетых по-боярски, и что-то им приказал.

Те открыли спрятанные под одежей железного мужика крышки, в нем оказались шестерни и пружины, двигавшие руки, ноги и голову. Гости с перепугу протрезвели, а русский царь прихвастнул, будто такие слуги были на Руси еще века два-три назад.

Сведений о более раннем существовании механических кукол на Руси обнаружено не было. Зато журналист Д. Ларин, основательно поработав в архиве, нашел информацию о том, что во времена Ивана Грозного не только царь имел в услужении «железного мужика». Такие «мужики» и даже «бабы» были у некоторых его современников.

Еще одно упоминание о человекоподобных куклах при царском дворе относится ко времени правления Петра I. Был у царя сподвижник Яков Брюс – ученый, политик, имевший огромное количество заслуг в научной и военной деятельности. Именно он создал первую русскую обсерваторию в Сухаревой башне.

Имя Якова Брюса было всегда овеяно легендами. Говорили, что он знает астрологию, занимается магией и даже может изменять судьбы людей. А Пушкин вообще считал его «русским Фаустом». Но самой удивительной была история о кукле, сделанной Брюсом для Петра I, которая умела ходить и говорить.

Механический концертРоберт Ричард. Механический концерт. Три автоматона — клавесинист, скрипач, виолончелист, 1764

Документального подтверждения этому факту нет, но почему бы не предположить, что человек, обладающий таким багажом технических знаний, воспользовался библиотекой Ивана Грозного и создал механическую куклу? Существует мнение, что кукла была сделана не для царя, а после его смерти.

Известно, что по точным параметрам тела Петра I была создана деревянная фигура «Персона». По воспоминаниям современников она была облачена в парадный мундир, руки и ноги ее с помощью шарниров могли двигаться. Даже парик «Персоны» был сделан из настоящих волос Петра I.

Глаза были настолько точно выписаны художником А. Овсовым, что куклу невозможно было отличить от живого человека. Говорили, что детище изобретателя было оснащено механизмами, с помощью которых кукла могла вставать и повторять повелительный жест Петра I.

 Автоматоны

И, самое удивительное, ее лицо обладало мимикой, чем очень пугало присутствующих. Куда исчезло это потрясающее изобретение, никто не знает. Есть только предположение, что Брюс сам ее уничтожил, поскольку преемница царя Анна Иоанновна терпеть не могла никаких упоминаний о предшественнике.

В конце XVIII века швейцарские часовщики отец и сын Пьер и Анри Дро стали создавать механических людей. Кукол назвали «автоматоны». Механизмы автоматонов XVIII века работали за счет системы пружин, рычагов и зубчатых колес. По сути дела, это были те же часовые механизмы.

Над своим первым механическим человеком Пьер Дро работал почти два года. И в 1772 году автоматон «Писец», состоящий из шести тысяч деталей, был готов. Внешне кукла походила на ребенка 5-6 лет, ростом примерно 70 сантиметров, который сидел за небольшим столом. В ее правой руке находилось гусиное перо.

Кукла писецАвтоматон «Писец»

По заказу зрителей Писец аккуратно выводил на бумаге определенный текст. Для этого он опускал перо в чернильницу, затем, дважды отряхнув его, начинал писать. При этом он, как настоящий человек, наклонял голову и будто бы следил глазами за текстом.

Как только страница заканчивалась, Писец ставил точку. После чего посыпал лист бумаги песком, чтобы чернила высохли, а затем стряхивал песчинки. Механический писец мог определить, где находится край листа, переносить текст на другую строку и писать фразы до 40 знаков длиной.

Все это управлялось устройством, состоявшим из набора кулачков, отвечающих за форму, высоту букв и интервалы между ними. Конечно, Писец мог писать только определенные слова и фразы, но использование кулачков другой формы могло расширить его возможности.

Эмиль Фролих с автоматонамиЭмиль Фролих с автоматонами, 1906

Другой автоматон, созданный уже сыном Пьера Анри в 1773 году, был «Рисовальщик». Механический человек, похожий на мальчика, состоящий из 2 000 деталей, держал в руке карандаш и рисовал картины. Как настоящий художник, мальчик делал паузы, созерцал свой рисунок, сдувал с него соринки и даже ерзал на скамейке.

Возможности Рисовальщика, как и Писца, были ограничены. Он мог создать только три рисунка: портрет Людовика XV с собакой «Mon toutou» («Мой песик»), Марию Антуанетту с Людовиком XVI и Купидона, управляющего колесницей, в которую были запряжены бабочки. Автоматон также управлялся кулачковым устройством, приводимым в движение часовым механизмом.

Третий автоматон, принесший славу семейству Дро, – «Пианистка», был собран из 2 500 деталей. Привлекательная, миниатюрная девушка с рыжими волосами, исполняющая пять мелодий, сразу же завоевала популярность и симпатию зрителей. Музыка, которую исполняла Пианистка, не была записана.

Автоматоны

Автоматон, действительно извлекал ее из клавесина, сделанного по спецзаказу, касаясь пальчиками клавиш. Слегка покачивались локоны в такт движениям Пианистки, вздымалась, будто дышала грудь, прикрытая тончайшим кружевом, кокетливо опущенные глазки следили за полетом изящных пальцев.

Закончив играть, кукла вставала и кланялась зрителям. Одним словом, настоящая музыкантша. Управляющий ею механизм находился под инструментом и состоял из системы труб и мехов, набора кулачков и кривошипно-шатунного механизма.

 Автоматон

Все эти куклы были созданы настолько похожими на людей, что многие зрители были уверены в обмане. Чтобы сохранить свою репутацию, изобретателю приходилось во время демонстрации оставлять спины «Писца» и «Рисовальщика», где был спрятан механизм, открытыми.

Не менее известны механические куклы Жака Вокансона, созданные им в 1737 году. Его «Флейтист» был выполнен в человеческий рост, и движения его были вполне человеческие. Кукла выдувала изо рта воздух, а пальцы ее нажимали на нужные отверстия флейты.

Второй музыкант Вокансона был более сложной конструкции: одной рукой он держал флейту и играл на ней, а второй аккомпанировал на тамбурине. В арсенале музыканта было 20 мелодий. Третья известная кукла Вокансона – механическая утка, которая вела себя, как настоящая — ела, пила, крякала, плескалась.

Утка Вокансона«Утка» Вокансона, схема устройства

Современная Япония – один из признанных лидеров в робототехнике. Но еще в древней книге «Кондзяку Моногатари», увидевшей свет в далеком 1120 году, рассказывается о необычной кукле принца Кайи (794-871 годы).

Во время засухи принц сделал куклу, изображающую мальчика с кувшином. При наполнении кувшина водой, кукла поднимала его над головой и выливала на себя. Люди со всей Японии приходили посмотреть на это чудо и приносили воду, что помогло спасти рисовые поля от засухи.

Это легенда, но, скорее всего, какая-то доля правды в ней содержится. Кукла принца Кайи, возможно, послужила началом средневековому искусству «каракури-нинге». «Каракури» в переводе с японского означает «сложное механическое устройство», а «нинге» – «кукла».

Нинге

И действительно, эти куклы были исключительно механическими. Японским мастерам запрещалось разглашать тайну создания каракури, поэтому все сведения передавались из поколения в поколение только устным путем. Японцы относились к каракури не как к механизму, а как к чему-то живому. Их не разрешалось разбирать, а интересоваться внутренним устройством куклы было верхом неприличия.

Изготавливали каракури только из дерева определенной породы (в каждом регионе своего), при этом не использовали ни одного гвоздя. Использовались механические куклы для театральных представлений, работы по дому и развлечения гостей.

Самая известная какракури – подающая чай, перемещалась по дому на колесиках, которые были скрыты под длинным кимоно. Чаще всего, кукла находилась в дальнем углу комнаты, откуда и приближалась к гостю.

Нинге

Она держала на подносе чашку с чаем и ждала, пока гость ее заберет. Когда гость принимал угощение, каракури кланялась и возвращалась в свой угол. Японцы любили эту куклу за то, что она помогала создать непринужденную обстановку и наладить отношения с гостем.

Еще одна интересная каракури изображала лучника «Юми-ири-Дойи». Механический лучник брал стрелу со специальной подставки, накладывал ее на тетиву, поворачивал голову в сторону цели, будто оценивая ее, и стрелял.

Удивительно, как в средневековой Японии, при отсутствии современных знаний, мастерам удавалось создавать механизмы, способные передвигаться и выполнять какие-то действия. Сегодня каракури по праву считаются предками современных роботов.

Каракури

В конце XVII века французский аббат Микаль создал две говорящие головы. Антуан де Ривароль писал:

В замке Темпль можно наблюдать фантастический механизм. Он привлекает знатоков и любителей поглазеть на чудо. Это две головы из руды, которые говорят настоящими предложениями, и очень четко. Они невероятных размеров, а голоса их нечеловеческие.

Неизвестно, каким образом изобретатель смог заставить головы говорить. В записках Ривароля есть лишь какие-то туманные подробности о том, что головы были снабжены чем-то, похожим на огромные клавиатуры, и цилиндрическими деталями с разметками интервалов между словами.

Использованы материалы статьи Галины Белышевой с сайта oracle-today.ru

Views All Time

Views All Time

2064

Views Today

Views Today

1

mirtayn.ru

Эталоны красоты кукол со времен до н.э. до современности

«Я всегда клала с собой куклу: каждое человеческое существо должно что-нибудь любить, и, за неимением более достойных предметов для этого чувства, я находила радость в привязанности к облезлой, дешёвой кукле, скорее похожей на маленькое огородное пугало. Теперь мне уже непонятна та нелепая нежность, которую я питала к этой игрушке, видя в ней чуть ли не живое существо, способное на человеческие чувства. Я не могла уснуть, не завернув её в широкие складки моей ночной сорочки; и когда она лежала рядом со мной, в тепле и под моей защитой, я была почти счастлива, считая, что должна быть счастлива и она» Ш. Бронте. «Джейн Эйр»

«Дед Фелиции рассказывал внучке, что кукла не принадлежит к миру живых, но и к миру мертвых – тоже. Промежуток, грань, обоюдоострый нож. Поэтому кукле разрешено делать то, что запретно и для людей, и для вещей. Выходить за пределы ограничений, положенных материи. Объединять возможное с невозможным. Каким образом? – зависит от мастерства кукольника» Генри Лайон Олди. «Кукольных Дел Мастер»

Первые 10 лет жизни современной девочки сложно представить без кукол. Это первые детки – пупсики, которых нянчат и возят в колясочках. Первые подруги, так похожие на настоящих девочек, которых можно расчесывать и переодевать, развивая задатки собственной женственности. Иногда эти куклы проживают с хозяйкой всю жизнь, уже не в детской, а на чердаке или в кладовке. Почти у каждой из нас найдется кукла, которую мы помним и дорожим ею, как самыми теплыми и светлыми воспоминаниями о детстве.

Куклы стали настолько неотъемлемой частью жизни детей и даже взрослых, что кажется, будто они существовали всегда. В определенном смысле, это так и есть. Правда, выглядели они совсем иначе, использовались для других целей, но, тем не менее, куклы сопровождали человека еще с доисторических времен.

Ранние куклы нашей цивилизации

До того, как обрести свой нынешний облик, с чертами лица, прической, фигурой, одеждой и аксессуарами, кукла прошла не менее короткий путь через время, чем человеческая эволюция. Наблюдая даже за современными детьми, сложно не согласится с историками и археологами, которые предполагают, что первыми игрушками в доисторические времена были камешки и деревяшки, напоминающие формой животных, людей или предметы быта.

Даже специалисты не могут точно сказать, когда именно древний человек стал целенаправленно придавать природным материалам форму человеческих фигурок. Первая фигура с выраженными чертами лица из кости мамонта была найдена на раскопках в Чехии. Ее возраст составляет 35-30 тыс. лет

Первая кукла. Музей в Брно, Чехия.

Первая кукла. Музей в Брно, Чехия.

Можно ли сказать, что история кукол началась 30 тыс.лет назад? Вероятно. Но, есть находки, с возрастом в 500-230 тыс.лет. Они более примитивны, но, тем не менее, отчетливо напоминают фигуры людей.

Без названия2

Туф «Венера из Берехат-Рама», 230 тыс. лет и Кварцит «Венера из Тан-Тана», 500 – 300 тыс. лет

Без названия3

Туф «Венера из Берехат-Рама», 230 тыс. лет и Кварцит «Венера из Тан-Тана», 500 – 300 тыс. лет

Откуда эти фигурки получили свою форму? Это творение природы или осознанные действия древнего человека? То, что их нашли около поселений, говорит о потребности человека воссоздавать или искать уменьшенные подобия себя и придавать им определенные черты, ассоциируя с собой или своими представлениями о себе в мире.

Что считать датой появления первых кукол?

Время, когда человек благодаря развитию интеллекта и орудий труда смог из подручных материалов сделать фигурку, похожую на себя, или время, когда человек испытал потребность иметь что-то напоминающее себя и наделенное определенным смыслом или силой? Если за точку отсчета принять второе, то возраст кукол гораздо больше, чем мы можем вообразить.

Олицетворение человека в виде куклы изначально не было предназначено для игры и развлечения детей. Первые куклы были ритуальными предметами, наполненными сакральным смыслом. Это была реализация представлений человека о высших силах, о предках, они служили оберегами, защищавшими от злых духов.

Понятие ритуальной куклы и куклы оберега до сих пор существует в разных странах на всех континентах.

Изобретение ткаческого станка и ткани, так же, как и первобытных инструментов, коснулось создания кукол. Первые находки, связанные с плетением ткани, относят к 5 веку до нашей эры. А найденная на раскопках древнеримская кукла из полотна и соломы, датируется 4-3 вв.до нашей эры.

4

Египетская цивилизация по праву считается одной из более развитых в древнем мире. Это сказалось и на изготовлении кукол. Производство фигурок из фаянса, дерева и металла стало ремеслом. Куклы все еще использовались в обрядах и ритуалах, но уже были фигурки людей и животных, предназначенные для игры. Древние египтяне первыми использовали большие куклы-марионетки для публичных выступлений. Это были постановки из жизни богов, которые показывали на праздники, а поскольку человек не мог изображать божество, для этих целей использовались большие куклы на простых шарнирах с привязанными нитками, за которые тянул кукловод. Для игр создавались плоские фигуры с головой и руками, но округлые внизу.

Так же, среди археологических находок встречаются подвижные фигурки животных с колесиками вместо ног. В гробницах фараонов и других особ высшего класса встречаются куклы, наиболее близкие к фигуре человека. С волосами, нарисованными глазами и губами.

5

6

2015-05-21 03-11-42 kukly.doc [Режим совместимости].png 1 2

игрушка римлянки креперии трифайны 2 век н э слоновая кость

игрушка римлянки Креперии Трифайны 2 век н. э. слоновая кость

Античность, со своими высокими стандартами красоты, развитием и эстетикой усовершенствовала фигурки, дав им возможность двигаться. Древняя Греция и Рим известны шарнирными куклами, близкими к человеку не только фигурой и чертами лица, но и возможностью шевелить конечностями. Куклы с суставами на шарнирах до сих пор популярны и являются отдельным направлением в изготовлении игрушек. Кроме подвижных кукол из дерева с простыми соединениями, которые продавались без одежды, делались различные глиняные фигурки людей и животных, которые после обжига расписывались красками.

Так же использовались дорогой материал — слоновая кость, тщательно детализировались лица. На смену сакральному смыслу и примитивным формам пришла натуралистичность и эстетика. Есть предположение, что знатные римляне отправляли в провинции кукол с одеждой, демонстрирующей столичные вкусы и моду.

Греция 5 в. до н.э.

Греция 5 в. до н.э.

Без названия5

Древний Рим

Древний Рим

Древний Рим

Древняя Греция

Древняя Греция

Темные и смутные средние века стали такими и для кукол. Вместо усовершенствования форм и материалов пришел упадок. Времена феодального строя не способствовали развитию искусства в целом, и кукольного дела в частности.

С 14 века куклы становятся прототипами манекенов и начинают свое перевоплощение в произведения искусства. Их используют для демонстрации дамам новых нарядов. Используя кукольное платье как образец, можно было заказать у портнихи модный столичный наряд на себя. Лица и фигуры кукол все еще вырезались из дерева или лепились из глины.

2015-05-21 03-13-42 kukly.doc [Режим совместимости]

Без названия8

Новые лица куклы получили с освоением в Европе сразу нескольких новых техник: изготовление папье-маше, которое пришло из Китая, воска, подходящего для изготовления кукол и фарфора. С 17 века начинается «золотое время» для кукол.

Это кукла образца 1640-го года

Куклы-модницы, названные «Пандоры», с 18 века стают действительно прекрасными, дополненные модными дорогими нарядами известных портных. Воск, благодаря своей полупрозрачности и цвету наиболее близок к человеческой коже, чем все используемые ранее материалы. Восковые куклы прекрасны, но из-за непрочности материала их легко повредить или просто перегреть. Кукла — все еще модный элемент декора богатого дома, а не детская игрушка. Следующим витком в эволюции кукол стало освоение производства фарфора.

1353666886_porcelain-doll-history-02

Восковые куклы

Восковые куклы

Папье-маше

Без названия11

Папье-маше

Папье-маше

Без названия12

Без названия13

Символ 18 века – механическая кукла. Оживлять игрушки стали в Европе и Азии. Самые известные экземпляры создали часовщики — отец и сын Дро. Три куклы, состоящие из тысяч механических деталей, поражают реализмом и точностью движений. Рисующий и пишущий мальчики, пианистка, эти куклы работают до сих пор, не смотря на возраст в 250 лет.

Японские двигающиеся куклы — «каракури» также демонстрирую невероятные достижения механики в 18 веке. Знаменитые писец, воин и слуга выполняют сложные и точные движения не хуже современных роботов.

Пишущий мальчик

Пишущий мальчик

Пианистка

Пианистка

Слуга

Слуга

Каллиграф

Каллиграф

С 19 века восковых красавиц потеснили куклы с головками из фарфора.

 

фарфоровая кукла bebe от леон казимир брю франция 1880

фарфоровая кукла bebe от леон казимир брю франция 1880

Бисквитный, или неглазированный фарфор с пористой структурой придал кукольным лицам еще большее сходство с человеческой кожей.

Во Франции кукла впервые получила одухотворенное детское лицо, гардероб и аксессуары. Раньше, куклы были уменьшенными копиями взрослых женщин, но мадемуазель Уре создала первую куклу-ребенка, с максимально реалистичными пропорциями и милыми детскими лицами. Ей удалось наладить первое производство в середине 19 века и сразу же завоевать огромную популярность, как среди взрослых, так и детей. Куклы были все еще дорогие, но уже не настолько хрупкие, как восковые, их могли себе позволить не только члены королевских семей и знати, но и зажиточные буржуа. Желание сделать куклу предметом игры, удобным для ребенка, привело к созданию небольших красавиц с гуттаперчевыми телами, фарфоровыми лицами, ножками и ручками.

Благодаря этому их можно было легко переодевать и удобно играть.

Без названия17

Без названия18

15e3f1

0fd354

Без названия20

Без названия19

Фарфоровые куклы

Действительно доступными и прочными куклы стали с изобретением нового материала – целлулоида. Он не настолько твердый, как современные пластики, но игрушки из нового материала одарили кукол несколькими преимуществами – прочностью, невысокой ценой и влагоустойчивостью. Можно только представить восторг юных барышень от того, что детками-пупсиками можно смело играть и даже купать их! С тех пор пупсы мало изменились по форме, с развитием химической промышленности в послевоенные годы, стали меняться только материалы – резина, каучук, полиэтилен.

2015-05-21 03-22-16 kukly.doc [Режим совместимости]

Без названия21

Без названия22

Без названия23

В конце 50х годов 20 века американка Рут Хэндлер решила, что засилие пупсиков это хорошо, но после 4-5 лет девочки теряют к ним интерес. Им надоедает возиться с малышами, но альтернативы в виде куклы постарше, например, подростка – нет. Так началась история самой популярной современной игрушки – куклы Барби. Первые экземпляры Барбары не были похожи на подростка, скорее на взрослую женщину с изобилием макияжа и прической. Поэтому кукла несколько раз модифицировалась, чтобы придать ей подростковый вид, но все равно, Барби скорее похожа на взрослую девушку. Да и бойфренд у нее имеется, и несколько профессий, и дом с обстановкой.

Барби 1960е

Барби 1960е

1980е

1980е

1990е

1990е

2014

2014

Что представляет собой современная кукла? Все, что было за всю историю человека, и сразу. У нас огромный выбор, чем порадовать своих детей или даже себя. Доступны примитивные деревянные или глиняные эко-игрушки, тканевые куклы, шарнирные, роскошные авторские Пандоры, пупсики и взрослые, механические и электронные. Остается только выбрать по душе.

1353666225_m3

1353666256_m4

Куклам придали максимально реалистичный вид, научили двигаться, даже разговаривать. Казалось бы, что дальше? Дальше, разрабатываются куклы, умеющие то, что присуще только человеку – думать. Уже есть прототипы Барби, которая может не только разговаривать с ребенком, но и сохранять через Wi-Fi диалоги в «облако», чтобы развивать навыки общения.

мастер Ноэль Круз за работой

мастер Ноэль Круз за работой

Сложно предположить, какие игрушки будут популярны через несколько десятков лет, но не вызывает сомнений, что кукла всегда живет и совершенствуется вместе с человеком, отражая его отношение к себе и окружающему миру.

Источники (эти и другие вдохновившие ресурсы):

http://www.liveinternet.ru/users/oksgurbanova/post301604844/http://babiki.ru/blog/interesting/23337.htmlhttp://www.menestrel.ru/puppets/first_puppet/http://www.liveinternet.ru/users/3871526/post178065807/http://doll-art-bjd.livejournal.com/29224.htmlhttp://babiki.ru/blog/interesting/53564.htmlhttp://www.mafrance.ru/teatr/zolotoj-vek-francuzskoj-kukly/http://mylitta.ru/425-pandora-dolls.htmlhttp://www.mstone.ru/tech/531/http://otvet.mail.ru/question/15724914

Ольга Холодкова

estemine.com


Смотрите также