Древний город суза. Город Шуш в Иране - библейские Сузы.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний город Сузы. Древний город суза


Древний город Сузы | Города мира

Древний город Сузы, зимняя резиденция Ахеменидов (558 – 330 гг. до н. э.). Лучники (стрелки) Дария (522 – 486 гг. до н.э.). Около 500 г. до н.э. Музей Лувр. На барельефе из дворца изображена армия персов, скорее в церемониальной, чем в военной одежде. Мастера Суз переняли греческие мотивы, но сохранили собственный оригинальный стиль. Сузы – древний город в Иране, один из самых древних городов мира, центр религии древнего Ирана, столица Элама, одна из столиц Ахеменидов. Из древнего города Сузы происходят шедевры эламского и ахеменидского искусства.

Где находится древний город Сузы? Древний иранский город Сузы – сейчас археологическое городище Сузы. На месте древних Суз находится город Шуш, административный центр провинции Хузестан в Иране. Древние Сузы расположены на юго-западе Ирана, у подножия гор Загрос, в 250 км к востоку от реки Тигр.

Древняя религия Ирана. Посмертное скульптурное изображение головы эламитянина. Сузы. 15 – 14 вв. до н.э. Музей Лувр. В сер. 2 тыс. до н.э. сузцы хоронили своих покойников в семейных склепах, вырытых прямо под их домами. Возле головы умершего часто ставили портрет.Облик Суз, древнего города в Иране, открытый археологическими раскопками. Археологические работы на месте Суз ведутся с конца 19 в. Остатки города имеют вид четырех холмов. Первый «холм акрополя», который находится на юге (царский город Элама). Второй «холм ападаны» находится на севере. Здесь расположены руины дворца ахеменидского времени с рельефами, изображающими шествие воинов, а также остатки парадного зала эпохи Ахеменидов – ападаны и храма огня (521 – первая половина 4 в. до н. э.)). На востоке находятся «холм царского города» (резиденция ахеменидской и сасанидской знати (6 в. до н.э. – 7 в. н. э.) и «холм города ремесленников», где в результате раскопок был открыт некрополь парфянского (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.) и селевкидского времени (312 – 64 гг. до н.э.)).

Сузы – один из самых древних городов мира.Основание городского поселения в начале 4 тыс. до н.э. История Суз восходит к первой половине 4 тыс. до н. э. Археологи открыли остатки земледельческого поселения, окруженного стеной. Археологи открыли следы монументальной архитектуры, а также каменные и примитивные медные изделия, печати, памятники пиктографической письменности.Древний город Сузы, столица Элама. Керамика этого времени украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей.

Сузы – значительный город древнего Ирана в первой половине 3 тыс. до н.э. В первой половине 3 тыс. до н. э. Сузы – значительный политический и экономический центр древнего Ирана. К этому периоду восходят открытые археологическими раскопками гробницы царей, множество орудий труда и оружия, изделия из золота, иероглифическая письменность. Искусство этого периода представлено в Сузах изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, изображениями бытовых сцен: на печатях изображены охота, ремесленные работы, учет урожая.

Древний город Сузы – столица Элама. Эламское искусство Суз. Стелла с кодексом Хаммурапи. Во второй половине 3 – первой трети 1 тыс. до н. э. Сузы – столица Элама. К этому времени относятся выдающиеся произведения эламского искусства, происходящие из Суз. Это бронзовая статуя царицы Напир-Асу, керамика, расписные глазурованные облицовки, рельефы и ряд памятников, захваченных эламитянами во время походов в Месопотамию (стела Нарамсина, стела с кодексом Хаммурапи). Древний город Сузы, столица Элама. Крылатый сфинкс из дворца Дария.

Большое научное значение имеют найденные в Сузах памятники письменности (клинопись): договор с аккадским царём Нарамсином, надписи эламских царей, документы хозяйственной отчётности и частноправовые.

Столица Сузы – религиозный центр Элама и древнего Ирана. Религия древнего Ирана. Во главе древнеиранского пантеона богов времени возвышения Суз и Элама стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали матерью богов. Большую роль играл и культ Иншушинака, покровителя Суз и бога подземного мира. Бог солнца и справедливости Наххунте считался создателем дня. Судя по изображениям на печатях, культовые действия совершали нагие жрецы. В сценах религиозных церемоний участвовали музыканты, которые, по-видимому, были также жрецами. Во главе многочисленного жречества стоял верховный жрец, имевший большое влияние при дворе и сопровождавший царя в походах.

Древний город Сузы в 7 вв. до н.э. – Х в. Сузы – одна из столиц Ахемнидов (558 – 330 гг. до н.э.). Искусство Суз эпохи Ахемнидов. В 645 г. до н.э. Сузы были разграблены и разрушены ассирийцами. Древний город Сузы, столица Элама. Археологическое городище Сузы в Иране.

После завоевания Элама в середине 6 в. до н. э. персами, Сузы – зимняя резиденция Ахеменидов. При Дарии I (522 – 486 гг. до н.э.) в городе велось большое строительство. Раскопки выявили в Сузах памятники ахеменидского искусства: барельеф «Стрелки (лучники Дария)», капитель колонны в палате аудиенций (ападане) дворца Дария и др. Материалы для сооружения дворцов доставлялись из 12 стран, на работах были заняты мастера из многих областей.

После македонского завоевания (4 в. до н. э.) Сузы получили устройство греческого города. Наиболее поздние находки на городище Сузы относятся к 9 – 10 вв. н. э. (люстровая керамика исламского времени).

Сузы – город Шуш в Иране. Могила пророка Даниила в Шуше. Дальнейшая история Суз связана с городом Шуш в Иране. Город Шуш расположен на месте древних Суз. Главной достопримечательностью города Шуш является могила пророка Даниила.

Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, нажми:

www.gorodamira.biz

Древний город Сузы

7 тыс. лет до н.э.         ИранИран, Загрос

В археологическом отношении город Сузы — уникальный памятник почти полностью исчезнувших цивилизаций — эламской, персидской и парфянской.

Спустя десять веков на странные развалины около тихого городка Шуш обратил внимание английский археолог Уильям Кеннет Лофтус (1820-1858 гг.), в 1852 г. исследовавший бассейн Тигра и Евфрата. Лофтус первым догадался, что перед ним руины библейских Суз.Систематические раскопки начались в конце XIX в., ими занималась французская археологическая экспедиция под руководством Марселя-Огюста Дьёлафуа (1844-1920 гг.). В 1885 г. он работал в Сузах, исследовал дворцы Дария I и Артаксеркса II и вывез во Францию барельефы из глазурованного кирпича. Сегодня они и другие находки из Суз выставлены в зале Лувра, названном именем Дьёлафуа.В ходе раскопок обнаружились руины огромной крепости, колоннад и зданий эпохи Дария и Ксеркса, ансамбль «Царского города», акрополь, статуя Дария Великого (ныне выставленная в Археологическом музее Тегерана), «стела побед» царя Нарамсина, керамические, медные и бронзовые изделия, а также несметное количество глиняных клинописных табличек.Ценнейшей находкой, сделанной в конце 1901 — начале 1902 г. стала каменная стела с клинописным текстом — сводом законов вавилонского царя Хаммурапи, созданным в 1750-х гг. до н. э. — один из древнейших правовых памятников в мире. Стела — экспонат парижского музея Лувр.Руины города (именуемые также городищем Шуш) занимают четыре исторических холма (телля), каждый — со своей особенной застройкой.На холме акрополя стоит царский город Элама. Холм Ападаны — руины сооружений эпохи Ахеменидов: дворца, парадного зала и храма Огня. Холм царского города — дома знати эпохи Ахеменидов и Сасанидов. Холм города ремесленников — местонахождение парфянского и селевкидского некрополя.Сузы построены по классическому для того времени плану: в самой высокой части — крепость с дворцами, обнесенная широким рвом с водой и тремя стенами с башнями. Дома горожан — вне стен, в долине.Дворец эламских правителей, перестроенный в дворец Дария, стоит на искусственном холме. От величественной постройки, разрушенной армией Александра Македонского, мало что осталось. Стены дворца сложены из кирпичей, колонны — целиком каменные. Дворец включал парадный зал, зал для увеселений, помещения для царского гарема и три основных двора. Дворец украшали всемирно знаменитые рельефы с изображением воинов и крылатых львов, сегодня выставленные в Государственном музее в Берлине и в Лувре. На месте сохранились отдельные скульптуры, а также часть покрытия парадной царской дороги.Согласно Ветхому Завету (Книга Есфирь), именно тут происходили события, связанные с легендой об иудейке Эсфири, сумевшей упросить царя персов Артаксеркса I спасти еврейский народ от истребления.Необычный элемент комплекса рядом с дворцом Дария — так называемая крепость Моргана. Французская экспедиция Жака де Моргана произвела большие раскопки в 1897-1911 гг. Чтобы уберечь жизнь археологов и сохранить находки от местных жителей, промышлявших разбоем, и построена эта крепость, Сооруженная по образцу замков средневековой Франции, она сложена из кирпичей, принесенных с других раскопок. После окончания раскопок крепость оставили в дар городу.Сузы — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2015 г.Сегодня на месте библейских Суз стоит иранский город Шуш — место паломничества верующих разных религий. Согласно легенде, в местности Шуш-Далиэль находится Наби-Даньял — могила пророка Даниила, священное место для мусульман-шиитов, персидских иудеев и христиан.http://geosfera.org/aziya/iran/2474-suzy.html

chrontime.com

Сузы (город) — Иран — Планета Земля

СузыИстория города

Город просуществовал тысячи лет и вполне мог бы совсем исчезнуть из памяти человечества, если бы не многократное упоминание о нем в Ветхом Завете.

Развалины Суз занимают холмистую возвышенность (телль) на берегу реки Керхе у подножия гор Загрос, на восток от общего русла рек Тигр и Евфрат.

В глубоком прошлом тут существовала разветвленная сеть каналов, воды текло так много, что везде росло множество цветов. Особенно лилий, и, предположительно, в честь них город и получил свое название. Вероятнее всего, мы имеем дело с легендой, а на самом деле название происходит от эламского имени бога и покровителя города — Ишуншинака.

В ходе раскопок города обнаружена древняя, еще доэламская культура, существовавшая около 7 тыс. лет до н. э. Ее назвали сузианской, а ее земли — Сузианой.

Мы не знаем пока, как на месте Сузианы появилось царство Элам. Известно лишь, что Сузы — город настолько древний, что уже в первой половине 4-го тыс. до н. э. тут уже стояло крупное поселение. Точно установлено, что в 3-1-м тыс. до н. э. Сузы являлись столицей Элама.

Город с полным основанием можно назвать ветхозаветным, упоминание о его местонахождении на реке Улдай содержится в Библии, в Книге пророка Даниила: «...я был в Сузах, престольном городе в области Епамской, и видел я в видении, как бы я был у реки Улая» (Дан 8:2).

Наивысшего расцвета Сузы достигли при царе Унташ-Напирише (Унташ-Гале), правившем около 1275-1240 гг. до н. э. Царь провозгласил Сузы столицей страны, воздвиг большой зиккурат с храмом наверху, а город окружил многокилометровой кирпичной стеной.

О жизни в эламских Сузах можно судить разве что по библейским источникам, в основном по Книгам Неемии, Есфири и пророка Даниила. Однако сведения, почерпнутые из Ветхого Завета, в ряде случаев подтверждаются результатами археологических раскопок.

Несколько раз Сузы — один из важнейших торговых городов Переднего Востока — захватывали более сильные соседи: в 2330-2340 гг. до н. э. — аккадский царь Саргон, в 2112-2003 гг. до н. э. — царь Шумера, около 1110 г. до н. э. — вавилонский царь Навуходоносор I. Но всякий раз эламские Сузы возрождались.

В 668 г. до н. э. (называются также 665 и 645 гг.) ассирийский царь Ашшурбанипал напал на Элам и захватил Сузы. Сражение оказалось скоротечным, но после него Ашшурбанипал устроил страшную резню, которую гордо описал на каменной стеле, обнаруженной в Ниневии.

У ассирийцев Сузы отобрали мидяне, а у тех — Кир Великий, персидский царь династии Ахеменидов, в 540-538 гг. до н. э. Персидским царям Сузы нравились красотой местности и удачным расположением: в стороне от потенциальных врагов. Сын Кира — Камбиз II — превратил Сузы в зимнюю резиденцию Ахеменидов. Дарий I перестроил древний дворец эламских царей.

В 331 г. до н. э. Александр Македонский уничтожил Персидскую империю.

Утратив столичный статус, Сузы продолжали существовать при греках под названием Селевкия.

При Селевкидах Сузы получили статус полиса с новыми правами и привилегиями, делавшими город почти независимым от царя.

Власть над Сузами пытались установить парфяне и сасаниды, но пришлось уступить римлянам. Однако римляне недолго удерживали город. Крупное Месопотамское восстание, в котором движущей силой были иудеи и парфяне, прокатилось по всему Ближнему Востоку. Императору Траяну не хватало легионов, чтобы обуздать восточные окраины империи. В итоге римляне отказались от идеи превратить Сузы в дальний форпост и, по воле императора, оставили их.

Утратившие свое влияние и значение Сузы постепенно пустели. В 638 г. их захватили арабы-мусульмане, а в 1218 г. окончательно разрушили монголы.

Жители еще оставались в городе до X в., позднее произошло полное запустение, здания разрушались. Постепенно многие жители перебрались в соседний Дизфуль, о городе начали забывать, о нем напоминало только арабизированное название поселка Шуш. И, возможно, забыли бы вовсе, если бы не святыня восточного мира — гробница пророка Даниила.

Древние выбрали особенное место для города, переживавшего взлеты и падения на протяжении более 4 тыс. лет. Здесь, в Юго-Западном Иране, на территории нынешней провинции Хузестан, расстилались плодородные земли, питавшиеся водами рек — притоков Тигра, в древности известные как Хоасп и Эвлей.

Археологический памятник

В археологическом отношении город Сузы — уникальный памятник почти полностью исчезнувших цивилизаций — эламской, персидской и парфянской.

Спустя десять веков на странные развалины около тихого городка Шуш обратил внимание английский археолог Уильям Кеннет Лофтус (1820-1858 гг.), в 1852 г. исследовавший бассейн Тигра и Евфрата. Лофтус первым догадался, что перед ним руины библейских Суз.

Систематические раскопки начались в конце XIX в., ими занималась французская археологическая экспедиция под руководством Марселя-Огюста Дьёлафуа (1844-1920 гг.). В 1885 г. он работал в Сузах, исследовал дворцы Дария I и Артаксеркса II и вывез во Францию барельефы из глазурованного кирпича. Сегодня они и другие находки из Суз выставлены в зале Лувра, названном именем Дьёлафуа.

В ходе раскопок обнаружились руины огромной крепости, колоннад и зданий эпохи Дария и Ксеркса, ансамбль «Царского города», акрополь, статуя Дария Великого (ныне выставленная в Археологическом музее Тегерана), «стела побед» царя Нарамсина, керамические, медные и бронзовые изделия, а также несметное количество глиняных клинописных табличек.

Ценнейшей находкой, сделанной в конце 1901 — начале 1902 г. стала каменная стела с клинописным текстом — сводом законов вавилонского царя Хаммурапи, созданным в 1750-х гг. до н. э. — один из древнейших правовых памятников в мире. Стела — экспонат парижского музея Лувр.

Руины города (именуемые также городищем Шуш) занимают четыре исторических холма (телля), каждый — со своей особенной застройкой.

На холме акрополя стоит царский город Элама. Холм Ападаны — руины сооружений эпохи Ахеменидов: дворца, парадного зала и храма Огня. Холм царского города — дома знати эпохи Ахеменидов и Сасанидов. Холм города ремесленников — местонахождение парфянского и селевкидского некрополя.

Сузы построены по классическому для того времени плану: в самой высокой части — крепость с дворцами, обнесенная широким рвом с водой и тремя стенами с башнями. Дома горожан — вне стен, в долине.

Дворец эламских правителей, перестроенный в дворец Дария, стоит на искусственном холме. От величественной постройки, разрушенной армией Александра Македонского, мало что осталось. Стены дворца сложены из кирпичей, колонны — целиком каменные. Дворец включал парадный зал, зал для увеселений, помещения для царского гарема и три основных двора. Дворец украшали всемирно знаменитые рельефы с изображением воинов и крылатых львов, сегодня выставленные в Государственном музее в Берлине и в Лувре. На месте сохранились отдельные скульптуры, а также часть покрытия парадной царской дороги.

Согласно Ветхому Завету (Книга Есфирь), именно тут происходили события, связанные с легендой об иудейке Эсфири, сумевшей упросить царя персов Артаксеркса I спасти еврейский народ от истребления.

Необычный элемент комплекса рядом с дворцом Дария — так называемая крепость Моргана. Французская экспедиция Жака де Моргана произвела большие раскопки в 1897-1911 гг. Чтобы уберечь жизнь археологов и сохранить находки от местных жителей, промышлявших разбоем, и построена эта крепость, Сооруженная по образцу замков средневековой Франции, она сложена из кирпичей, принесенных с других раскопок. После окончания раскопок крепость оставили в дар городу.

Сузы — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2015 г.

Сегодня на месте библейских Суз стоит иранский город Шуш — место паломничества верующих разных религий. Согласно легенде, в местности Шуш-Далиэль находится Наби-Даньял — могила пророка Даниила, священное место для мусульман-шиитов, персидских иудеев и христиан.Сузы на карте

Общая информация

Местонахождение: юго-запад Ирана, Загрос.Административная принадлежность: город Шуш, шахрестан Шуш, провинция (остан) Хузестан.Основан: не позднее 5-го тысячелетия до н. э.Язык: персидский.Этнический состав: персы, евреи.Религии: ислам (шииты), иудаизм.Денежная единица: иранский риал.Реки: Керхе, Диз.

Цифры

Площадь ранних Суз (Сузы I): 18 га (включая Акрополь — 7 га и дворец Ападана 6,3 га).Размеры города в период расцвета: длина с востока на запад — 2 км, с севера на юг — 1,5 км.Удаленность: около 250 км к северу от побережья Персидского залива, около 250 км к востоку от реки Тигр.Население города Шуш: 53 897 чел. (2006 г.).

Климат и погода

Тропический, засушливый.Средняя температура января: +12°С.Средняя температура июля: +30°С.Среднегодовое количество осадков: 300 мм.Среднегодовая относительная влажность: 45%.

Достопримечательности

Археологический комплекс города Сузы

Погребения протоэламского периода (конец 4-го — начало 3-го тыс, до н. э.), остатки царского города эламского периода (акрополь с храмовой платформой, 4-е тыс. до н. э.), дворец Ахеменидов (дворец Дария, включая парадный зал и храм Огня, 521 г. — первая половина IV в. до н. э.), некрополь парфянского (III в. до н. з. — III в.) и селевкидского времени (312-64 гг. до н. э.), крепость Моргана (конец XIX в.), Музей города Шуш.

Прочие

Наби-Даньял (могила пророка Даниила), древний эламский город и храмовый комплекс Дур-Унташ (около 1250 г. до н. э.), гробница поэта Дабил ибн Хазаи (765-863 гг.).

Любопытные факты

  • Во время раскопок Суз обнаружена бронзовая статуя царицы Напир-Асу, супруги Унташ-Напириша, — в человеческий рост, весом более 1,7 т, но без головы. Того, кто отделил голову, не остановило проклятие, заключенное в надписи на статуе: «Да не найдется ему места под солнцем и да не сохранится у него потомства!».

  • О доэламской Сузиане известно, что в ней уже существовала письменность. Однако те обрывки записей, что найдены при раскопках, не дают возможности прочитать ни слова на языке древней Сузианы.

  • Французский исследователь Суз Марсель-Огюст Дьёлафуа не был ученым-востоковедом. Он служил чиновником по снабжению в разных городах Франции, а когда его направили в Алжир, там увлекся археологией, бросил службу и обратился в правительство Франции с просьбой направить его на раскопки в Персию. Власти охотно согласились, так как ученые-археологи сторонились беспокойного края с его разбойниками и землетрясениями. По сути любитель-археолог, Дьёлафуа представлял себе задачу ученого в том, чтобы вывезти с раскопок как можно больше ценного во Францию, а не исследовать их на месте. Ценой огромных усилий ему удалось отправить в Париж многотонные фрагменты дворцов, что подорвало здоровье непривычного к такому труду Дьёлафуа, и он вернулся на службу, став железнодорожным чиновником. Известно, что в экспедициях его сопровождала жена Жанна, переодетая мужчиной и коротко стриженая, чтобы не провоцировать гнев религиозных фанатиков. По возвращении во Францию она не сменила стиль одежды и даже получила особое разрешение полиции.

  • Вавилонский царь Навуходоносор I, захвативший Сузы, в них особо и не нуждался. Но царем двигало чувство мести. Пятьюдесятью годами ранее царство Элам захватило Вавилон и вывезло оттуда в Сузы священную реликвию — каменную стелу с текстом законов царя Хаммурапи. О победоносном походе свидетельствует обнаруженный в Сузах обломок статуи Иммерии — вавилонского бога сил природы. В ярости Навуходоносор I сравнял Сузы с землей. Затем Элам еще 300 лет не упоминался в письменных источниках — вплоть до 821 г. до н. э.

  • Раскопки привели к неожиданному открытию, косвенно подтверждающему правдивость библейской легенды об Эсфири.В Книге Есфирь (Есф. 5:1,2) говорится, что царь персов Артаксеркс, находясь в своем дворце, «увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе». Детальные раскопки показали, что гарем царского дворца в Сузах и внутренний двор соединялись переходом, а в тронный зал со стороны двора вход оставался открытым, и поэтому царь должен был сразу увидеть пришедшую по переходу Эсфирь.

  • В Ветхом Завете (Первая книга Ездры) содержится указание на то, что после завоевания Элама ассирийцами Аснафар (Ашшурбанипал) переселил жителей Суз (в Библии они именуются Сусанцами и Епамитянами) в Самарию (Езд. 4:9,10). Подобная «депортация» практиковалась уже в те древние времена: считалось, что царь оказал величайшую милость изгнанным уже тем, что лишил их только крова, а не жизни.

  • Усыпальница пророка Даниила построена в типично мусульманском стиле. Считается, что именно пророк Даниил принес в эти места идею о едином боге, почему персы считают его — отчасти — одним из своих пророков. Существует еще несколько мест, претендующих на то, чтобы называться местом захоронения пророка (или частей его тела): Александрия (Египет), Эль-Хилла и Киркук (Ирак), а также Самарканд (Узбекистан).

geosfera.org

Город Шуш в Иране - библейские Сузы.: unclesasha

«Когда Румата миновал могилу святого Мики — седьмую по счету и последнюю на этой дороге…»(Стругацкие, «Трудно быть богом»)

У библейского пророка Даниила могил всего четыре. В иранском городе Шуш, в узбекском Самарканде, и две в Ираке: в Киркуке и под Багдадом. Последнюю могилу, говорят, недавно взорвали. Самая достоверная та, что в Иране, потому что Шуш – это библейские Сузы, именно там и было Даниилу видение.Если вы давно не перечитывали библию и подзабыли книгу пророка Даниила, я напомню. Дело было 2600 лет назад. Мировая империя Вавилона депортировала евреев с территории нынешних Израиля и Палестины туда, где теперь Ирак. Это была технология усмирения населения захваченных территорий. Люди – ресурс ценный, геноцид устраивать не выгодно, а на своей земле, где каждый куст знаком, разбредутся, потом налоги не соберёшь. А за тысячу километров назад дорогу не найдут, будут жить, где сказали, делать, что прикажут. Кроме этого, у Вавилона был практика изъятия всех объектов поклонения с дальнейшим перемещением в столицу. Хочешь молиться своим привычным богам, пожалуйста, но только в Вавилоне, соответственно заплатив за питание, проживание и прочие услуги. Поэтому из храма Соломона в Иерусалиме ковчег завета и прочее увезли, а храм на всякий случай разрушили. И вот, среди этих депортированных жителей аннексированных территорий оказался мальчик Даниил. Ему повезло. Он прошёл кастинг на роль мальчика при царском дворе. Мода была такая, чтобы для услуг во дворце были мальчики. Наверняка, их особо не стеснялись, не думали, что они всё понимают, и разговоры вели вполне откровенные. Поэтому сообразительный Даниил чётко просёк, что царство Навуходоносора того гляди закончится, а мировое лидерство перейдёт к персам. И в этом духе истолковал сообщение «мене мене текел упарсин», которое вдруг появилось на мониторе посреди стены во время вечеринки у царевича Валтасара.Когда предсказание оказалось верным, Даниил заработал репутацию авторитетного трейдера. Даже после того, как Кир, по примеру Хрушова, позволил всем переселённым народам вернуться восвояси, Даниил в Израиль не поехал, а подался в персидскую столицу Сузы и уже оттуда давал новые прогнозы. Сузы город древний, основанный ещё во времена государства Элам. Даниил в своей книге упоминает реку Улай, которая протекает через Сузы. Сейчас её называют каналом Дария, но на самом деле этот Дарий, по-видимому, во времена Даниила или вообще ещё не родился, или пешком под стол ходил, а канал выкопали граждане Элама 5000 лет назад. Примерно за 1000 лет до Даниила жители Суз успешно ходили воевать Вавилон. И привезли в качестве трофея уже тогда древнюю каменную стелу с законами царя Хаммурапи. Тут её в 19 веке французы и выкопали, чтобы под шумок увезти в Лувр.

Места тут древние, тысячелетия так и мелькают перед глазами. По наиболее правдоподобной версии Даниил умер и был похоронен здесь, в Сузах. Вот тут.

Для мусульман Даниил тоже личность уважаемая. Двор мавзолея окружён арками. В нишах, похоже, живут паломники или нищие. Или просто обедают.

Девочка моет чашки у фонтана, из кранов для омовения ног.

Для женщин у входов во двор приготовлены светлые чадры. Мужской вход в мавзолей слева, женский справа. При входе обувь сдают за номерок. Внутри доступ к саркофагу поделен поровну: одна длинная сторона и одна короткая для мужчин и так же для женщин. Отделка зеркалами, на полу ковры.

Люди молятся у решётки, читают, сидя на полу, даже лежат. Один парень оторвался от своего Корана и приветливо помахал мне рукой.

За мавзолеем дорога и река. Та самая река Улай из книги пророка Даниила. Речка небольшая, но быстрая. Я посидел, подождал откровений свыше, но безуспешно.

Ходят всякие экзотические личности библейского вида.

Далее – археологические раскопки, дворец Дария, называется Ападана. Фундаменты, остатки огромных колонн с капителями в виде бычьих голов.

Лучшая голова из тех, что французы не увезли в Лувр, в музее. У неё захватан глаз, считается, что надо потрогать на счастье.

Территория раскопок большая и не зрелищная. Живописно смотрится только замок, построенный французскими археологами в конце 19 века для жизни и охраны себя и находок. Тогда эта земля формально принадлежала Каджарской Персии, но реально там рулили местные племена, и за безопасность археологов никто не отвечал. Чтобы местное население не пограбило грабителей их культурного достояния, пришлось построить крепость. Называется замок Морганы, хотя это из совсем другой истории. Внутрь сейчас не пускают.

Эламские надписи из музея. Кто-нибудь может перевести, что тут написано?

unclesasha.livejournal.com

Сузы, столица мира

«Для того чтобы сильный не обижал слабого, чтобы с сиротами и вдовами поступали по справедливости, он велел начертать в Вавилоне, в храме Эсагила, свои законы на каменной стеле и поставить ее перед статуей, на которой он был изображен как царь справедливости».

«Он» — это прославленный вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), при котором Старовавилонское царство достигло наивысшего могущества. Хаммурапи был первым в истории великим законодателем. Он собрал разрозненные локальные законы и предписания и создал первый в мире свод законов — «Кодекс Хаммурапи», который сегодня единодушно признан специалистами как самый вьщающийся памятник древневосточной правовой мысли. Кодекс Хаммурапи не утратил своего значения и тогда, когда Вавилонское царство было уже давно разрушено.

При раскопках многих месопотамских городов археологи находили большое количество копий отдельных частей этого судебника, сделанных на глиняных табличках. А подлинник Кодекса Хаммурапи — 282 статьи, охватывавшие все аспекты жизни вавилонского общества того времени, был высечен на черном базальтовом столбе высотой 2,25 м. Находка французскими археологами в 1902 году этого первого в мире свода законов стала настоящей сенсацией. Но найден он был не в Вавилоне, как это можно было предполагать, а в Сузах — древнем городе, располагавшемся за 300 км от Вавилона, на юго-западе современного Ирана.

Обширная плодородная долина рек Карун и Керха, где в начале III тысячелетия до н. э. возник город Сузы, в древности носила название Сузиана, а вся эта страна называлась Эламом. Элам — один из очагов древнейших земледельческих культур. Уже на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. жители долины Каруна и Керхи выращивали ячмень и пшеницу-эммер. Окрестные горы были богаты строительным лесом и металлами, жители горных районов разводили скот. Через долину пролегли важнейшие торговые пути, соединявшие Элам с Двуречьем, с Северным и Восточным Ираном. И неудивительно, что возникший в этом благословенном краю, на пересечении торговых путей город Сузы вскоре стал столицей Элама и одним из крупнейших центров Древнего Востока.

Правитель Суз носил титул суккалмах — «великий посланец». Роскошные дворцы эламских суккалмахов возвышались на «акрополе» — искусственном холме, расположенном к северо-западу от Суз, на берегу Керхи. Этот гигантский «акрополь» был на 33 м выше уровня реки и на 6 м выше остального города. Отсюда суккалмах правил страной, опираясь на данные богами законы. А богов в эламском пантеоне было немало — только в одном из текстов, относящихся к XXIII веку до н. э., приведены имена 37 эламских божеств. И главным религиозным центром страны, местом обитания богов также являлись Сузы.

Первоначально, как и у многих других раннеземледельческих народов, верховным божеством эламитов была Пинекир — великая богиня-мать. Священным покровителем Суз считался Иншушинак — темный бог преисподней. К середине II тысячелетия до н. э. главенствующее положение в эламском пантеоне занял бог Хумбан. А солнечный бог Наххунте, создатель дня, был небесным судьей, каравшим за неисполнение законов, данных богами…

Обо всем этом, а также о многом другом мы сегодня знаем благодаря многочисленным находкам текстов на эламском языке. Эламиты еще в начале III тысячелетия до н. э. изобрели собственное пиктографическое (рисуночное) письмо. Оно состояло приблизительно из 150 основных знаков, передававших целые слова и понятия, и было в употреблении более 400 лет. Таблички с этим письмом — так называемым протоэламским — найдены не только в Сузах и на территории Элама, но и далеко за его пределами — в Центральном и Юго-Восточном Иране, в Месопотамии. Это свидетельствует о широком распространении эламской культуры. Однако протоэламская письменность пока еще не расшифрована.

Зато прочитаны эламские тексты, написанные другим письмом — так называемым линейным. Эта письменность возникла в Эламе во второй половине III тысячелетия, причем независимо от протоэламской. Она состояла более чем из 800 знаков, каждый из которых обозначал не слово, а слог. Материалом для письма служили камень, глина и металл. С конца III тысячелетия до н. э. эламиты также пользовались шумеро-аккадской клинописью.

Народ Элама создал самобытную культуру и оригинальное искусство. Шедевром эламской скульптуры является бронзовая статуя царицы Напирасу (XIII в. до н. э.), вес которой составляет 1800 кг. В эламском изобразительном искусстве II тысячелетия до н. э. заметно значительное влияние Вавилона, и это неудивительно — история Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Месопотамии. В этой истории было всякое: кровопролитные войны, мирные договоры и всегда — оживленные торговые и культурные связи. Случалось и так, что Элам на какое-то время терял независимость и подпадал под власть правителей Двуречья, а случалось и наоборот — эламиты вторгались в Месопотамию и превращали тамошние города в прах. В середине XIV века до н. э. Элам был надолго завоеван вавилонянами. Однако около 1180 года до н. э. эламский царь Шутрук-Наххунте I восстановил независимость страны и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил ее города и увез оттуда в Сузы богатую добычу. Именно тогда эламиты перетащили из побежденного Вавилона в свою столицу огромный камень с текстами законов Хаммурапи, который в самом начале XX столетия был обнаружен французскими археологами.

Этот поход на Вавилон ознаменовал начало периода наивысшего расцвета Элама. Власть эламских царей простиралась от Персидского залива на юге до области нынешнего иранского города Хамадан на севере. Однако в VIII веке до н. э. Элам в качестве союзника вавилонян оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. В ходе этих войн страна была обескровлена и в 642 году до н. э. была окончательно поражена. Сузы были захвачены ассирийцами и подверглись жестокому разгрому.

«Зиккурат Шушана (Суз), который был построен из эмалированных кирпичей, я разрушил, — похвалялся ассирийский царь Ашшурбанапал, — обломал его зубцы, которые были отлиты из блестящей меди… Шушинака, их бога-прорицателя, жившего в уединении, божественных дел которого никто не видел… богов (и) богинь с их сокровищами, их добром, их утварью, вместе с первосвященниками (и) жрецами я заполонил в страну Ашшур. 32 статуи царей, изготовленные из серебра, золота, меди, алебастра… я забрал в страну Ашшур. Я снес шеду (и) ламассу, стражей храма, всех, сколько (их) было, исторг яростных быков, украшение ворот. Святилища Элама до небытия я уничтожил, его богов (и) его богинь я пустил по ветру. В их тайные леса, в которые не проникал никто чужой, не вступал в их пределы, мои воины вступили, увидели их тайны, сожгли (их) огнем. Гробницы их царей, прежних (и) последующих, не чтивших Ашшура и Иштар, моих владык, доставлявших хлопоты царям, моим отцам, я сокрушил, разрушил, показал солнцу; их кости я забрал в страну Ашшур, их душам я доставил беспокойство, лишил их жертвоприношений (и) возлияния воды».

Царскую семью, придворных и семьи всех знатных людей Элама ассирийцы захватили в плен и увезли с собой. Часть пленных была принесена в жертву богам. По приказу Ашшурбанапала плодородные поля Элама были засеяны сорняками и засыпаны солью…

История Элама на этом фактически завершилась. Но — не история Суз.

«Вот дворец, который я построил в Сузах. Украшения его издалека доставлены. Земля была вырыта глубоко, пока я не достиг скального грунта. Когда [земля] была вырыта, был насыпан гравий, в некоторых [местах] 40 локтей в глубину, в других — 20 локтей в глубину. На этом гравии дворец сооружен. Земля была вырыта глубоко, гравий засыпан, сырцовый кирпич формован — вавилонский народ [все это] сделал.

Кедр доставлен с горы Ливан. Ассирийский народ доставил его до Вавилона, в Сузы его доставили карийцы и ионийцы. Тиковое дерево было доставлено из Гандхары и Кармании. Золото, которое здесь использовано, доставлено из Лидии и Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик, которые использованы здесь, доставлены из Согдианы. Бирюза, которая использована здесь, доставлена из Хорезма. Серебро и эбеновое дерево, употребленные здесь, доставлены из Египта. Украшения для стен доставлены из Ионии. Слоновая кость, которая использована здесь, доставлена из Эфиопии (Куш), Индии и Арахосии. Каменные колонны, которые здесь использованы, доставлены из селения Абираду в Эламе. Работники, которые тесали камень, были ионийцы и лидийцы. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидийцы и египтяне. Люди, которые инкрустировали дерево, были мидийцы и египтяне. Люди, которые формовали обожженный кирпич, были вавилоняне. Люди, которые украшали стену, были мидийцы и египтяне.

Говорит Дарий царь: в Сузах великолепное [дело] ведено было совершить [и] великолепным оно стало. Пусть Ахура-Мазда хранит меня и Виштаспу, отца моего, и мою страну».

Это — текст строительной надписи, в которой персидский царь Дарий I рассказывает о сооружении своего дворца в Сузах. Раскопки французского археолога Р. Гиршмана показали, что этот дворец был построен между 518–512 гг. — спустя три десятилетия после того, как Сузы и весь Элам были захвачены персами. Царь Дарий I избрал Сузы столицей Ахеменидской державы — вероятно памятуя о той славе, которой этот город пользовался в древние времена. И хотя персидский царский двор был «кочующим» — осень и зиму он проводил в Вавилоне, лето — в Экбатанах, весну — в Сузах, а время больших праздников — в Пасаргадах и Персеполе, весь центральный аппарат государственного управления находился в Сузах. Густая сеть дорог связывала Сузы со всеми провинциями-сатрапиями огромной империи. Персидские клинописные документы, относящиеся к рубежу VI–V вв., содержат обильную информацию о том, как из Суз во все области страны, от Египта до Индии, посылали гонцов с распоряжениями верховной власти. Сюда же, в Сузы, приходили все донесения, адресованные царю.

По свидетельству Страбона, каждый персидский царь строил в Сузах свой собственный дворец. Важную информацию о комплексе дворцовых зданий в Сузах содержит библейская «Книга Эсфирь», в которой упоминаются «внутренний двор», «дом царя» (царские покои), «дом женщин» (гарем). «Книга Эсфирь» сообщает также, что пол царского дворца в Сузах был вымощен красным, белым, черным и желтым мрамором.

В конце XIX века французским археологам предоставилась возможность проверить достоверность сообщений древних авторов. В 1884–1886 гг. супруги Делафор вели раскопки на развалинах дворца царя Артаксеркса II в Сузах. Их находки — руины монументального дворца с прекрасными скульптурами и фризами, изображающими львов, — вызвали большой энтузиазм в научной среде. В 1897–1898 гг. известный французский археолог Жак де Морган и его коллега Р. де Мекенем начали раскапывать «акрополь» в Сузах. Им удалось обнаружить культурные слои самого раннего периода существования Суз, относящиеся к началу III тысячелетия до н. э., а также установить степень разрушений, которым Сузы подверглись в VII веке до н. э. во время нашествия ассирийцев. Одной из главных находок археологов стали развалины огромного дворца Дария I — того самого, который строили мастера из семи стран и для которого двадцать стран тогдашней ойкумены прислали лучшие произведения своей земли.

В одном тексте, найденном в Сузах, говорится: «Вот материалы для украшения, которые использованы для этого дворца: золото, серебро, лазоревый камень, бирюза, сердолик, кедровые балки, дерево из Маккана, эбеновое дерево, слоновая кость… Вот страны, которые доставляли украшения для этого дворца: Персия, Элам, Мидия, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, Лидия, Иония, Урарту, Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Арейя, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гандхара, Скифия, Саттагидия, Арахосия…»

Раскопки французских археологов в Сузах продолжались с перерывами более восьмидесяти лет. Но лишь к сезону 1973/1974 гг. был окончательно прояснен план огромного комплекса ахеменидского периода: монументальные пропилеи, внутренний двор, царский дворец, приемный зал (ападана). Это огромное строительство, начатое при Дарии I, было завершено его преемником Ксерксом.

Раскопки показали, что дворец Дария стоял на прямоугольной террасе размером 400×260 м и занимал площадь 250×150 м. В нем было 110 комнат, коридоров и дворов, общая площадь которых составляла 20 675 кв. м. Их стены украшали обширные панно из глазурованных кирпичей с изображением воинов, различных животных и мифологических существ. К царским покоям примыкал огромный парадный зал — ападана, построенный по распоряжению Дария I, чтобы устраивать здесь торжественные приемы сановников и чужеземных послов. Потолок зала поддерживали шесть рядов колонн, вершины которых были украшены капителями в виде бычьих голов.

Развалины ападаны, занимавшей площадь 10 434 кв. м, были раскопаны и обследованы французскими учеными еще в 1890-х годах. А в сезоне 1969/70 гг. археолога нашли две таблички из серого мрамора с надписями, рассказывающими о сооружении ападаны: сначала был снят слой почвы до скального фунта, затем выровнена площадка для фундамента, на котором был возведен дворец из кирпича с каменными проемами дверей и окон и прочими деталями. Царская сокровищница, царские склады и мастерские располагались к югу от дворца. Все дворцовые здания были окружены мощной стеной из сырцового кирпича. Монументально оформленный парадный вход — пропилеи — находился в восточной части террасы. Именно здесь в декабре 1972 года была найдена статуя Дария I.

Ее высота составляет 3,5 м. Голова не сохранилась, но высеченные на пьедестале надписи на трех языках — древнеперсидском, эламском и аккадском — исчерпывающим образом объясняют, кому посвящена статуя. Эту скульптуру изготовили в Египте тамошние мастера из местного камня, и она имела магическую цель гарантировать Дарию вечные благодеяния со стороны египетских богов. Царь изображен в образе египетского бога Атума, но в церемониальном персидском костюме. На пьедестале спереди и сзади выбита типичная для египетских статуй композиция — фигуры плодородия, а по сторонам — изображения коленопреклоненных представителей различных народов ахеменидской державы (всего — 24 фигуры). У каждой из них в картуше египетскими иероглифами обозначено название народа. Первоначально эта статуя, вероятно, украшала один из египетских храмов в Гелиополе, а позднее ее по приказу Ксеркса перевезли в Сузы — город, который Дарий I когда-то сделал «столицей мира» и чьи развалины напоминают сегодня о бренности всех «вечных» и «тысячелетних» империй.

В этот день:
  • Дни смерти
  • 1896 Умер Эрнст Курциус — немецкий археолог, историк античности.
  • 1941 Умер Артур Эванс — английский историк и археолог, первооткрыватель минойской цивилизации, с 1900 года вёл раскопки в Кноссе, в своих трудах реконструировал историю, культуру и религию древнего Крита.
Свежие записи

arheologija.ru

Город Шуш (Сузы) в Иране

На месте древнего библейского городища Сузы построен современный город Шуш. Когда-то этот Иранский город был столицей империи Элам. Сейчас в Шуш проживает более 65 тысячи человек. Сюда легко доехать из города Ахваз, расположенного на юго-западе от Тегерана. Недавно были выявлены незаконные раскопки исторического района Шуш и нерациональная хозяйственная деятельности территориальной громады. Все эти действия негативно сказались на историческом облике местности.

В Библии есть упоминания о царстве Элам, которое в III тыс. до н.э. занимало данную территорию. Археологам удалось определить, что Шуш находится на том самом месте, где находилась древняя столица царства Сузы. Но данное открытие произошло сравнительно поздно. До этого на маленький провинциальный городок никто не обращал внимания, считая что он не представляет исторической ценности. Путешественники считали, что здесь слишком жарко и совершенно не на что смотреть. Все изменилось в 1852 году, когда европейские исследователи начали раскопки в районе деревни Шуш. Им удалось найти фрагменты гончарных изделий, датируемые VII тыс. лет. Английский ученый В. Лофтус сделал предположение, что маленькое персидское городище и легендарная библейская столица Элама - это один и тот же город. Догадка стала сенсацией, и здесь начали проводить активные раскопки, в ходе которых удалось откопать руины большой крепости, колоннады и строения времен Дария I и Ксеркса, архитектурный ансамбль «Королевского города», старое кладбище и монумент Дария Великого (сейчас он входит в экспозицию Тегеранского Археологического музея). Также археологи обнаружили огромное количество хорошо сохранившихся керамических изделий исламского периода (V тыс. до н. э.), клинописные таблички, предметы из бронзы и меди разных эпох. Теперь все эти богатства древней столицы стали достоянием общественности.

Но в толщах земли нашли не только древности, исследователи раскопали древний город Шуш, который сам представляет большую археологическую ценность. Это священное место для мусульман-шиитов, иудеев и христиан Персии. Причиной необычного конфессионального единства стало расположение здесь гробницы библейского святого Даниила.

Городище Сузы Сузы был основан в IV тыс. до н.э., он считается одним из старейших городов мира. Первые люди поселились здесь еще раньше примерно в VII тысячелетии. Городище располагалось в долине между притоками реки Тигра, где росло огромное количество лилий. Персидские правители династии Ахеменидов использовали местный дворец в качестве своей резиденции.

Историческое развитие Сузы появились в глубокой древности, но археологи установили, что на его территории существовала доэламская цивилизация. Но она настолько древняя, что ученым не удалось найти её точное название. Поэтому её называют «сузианской» или «доэламской», а культурный период именуют «Сузиана». О жителях города доэламского периода, к сожалению, никакой подробной информации найти не удалось. Известно, что они владели своей примитивной письменностью, а это важный признак настоящей цивилизации, доказывающий, что ученые обнаружили не просто дикую общину. Из-за невозможности перевода древнего языка и отсутствия других достоверных письменных источников, исследователи не могут дать точной характеристики этой цивилизации.

Когда к власти пришел Унташ Галл, началось активное развитие города. Правитель сделал из этой территории свою административную столицу, построил множество зданий и храм Чога-Зембиль, который должен был стать центром религиозного паломничества.

В истории Сузы более известный как столица царства Элам. В Ветхом завете в Писании, книгах Есфирь, Неемии и пророка Даниила встречается множество упоминаний об этом городе. Известно, что пророк Даниил и Неемия жили в Сузах в VI столетии до н.э. во время Вавилонского пленения. В 34-й части Танаха описывается церемония бракосочетания молодой иудейки Есфирь и правителя Персии Артаксеркса, который приходился Дарию Великому сыном. Скорее всего, имя Эсфирь – это производное от имени месопотамской богини любви и плодородия Иштар. Предполагается, что имя дяди царицы Марходея взято от имени вавилонского бога флоры Мардука. После того как Эсфирь стала правительнице Суз, она помогла местной еврейской общине, защитив сородичей от притеснений и гонений. В районе Шуш-Даниэль удалось найти могилу библейского святого Даниила.

Также упоминание о Сузах встречается в Книге Юбилеев, в ней говорится, в городе правил царь Шем и сын Элам. В некоторых источниках упоминается, что у Элама была дочь или сын Сусанн (так в Эламе называли город Шуш).

Ориентировочно в 2330-2240 годах до н.э. правитель Аккада Саргон Аккадский сделал Сузы частью своей империи. Так продолжалось до тех пор, пока царь Элама Пузур-Иншушинак при помощи массового восстания не освободил Сузы. Третья царская династия Ура покорила Сузы в новошумерский период. Так продолжалось до 2004 года до н. э., пока правитель Элама Киндатту не покорил Ур, дав Сузам статус столицы.

В 1175 году до н.э. эламские войска совершили завоевательный поход в Вавилон. В качестве военного трофея они привезли в город чёрную диоритовую стелу знаменитых законов, созданных вавилонским царем Хаммурапи. В качестве мести за нанесенный позор, царь Вавилона Навуходоносор I через половину столетия собрал большую армию и сравнял Сузы с землей.

Следующий этап развития города произошел в 668 году до н.э., на его территории произошло сражение, в котором эламиты были повержены царем Ашшурбанипалом. Окрыленный своим успехом, он разграбил и сжег Сузы дотла. До наших дней сохранилась каменная стела Ашшурбанипала, надписи на которой свидетельствую о ликованиях царя по случаю победы и приказе об уничтожении. Пройдет 10 лет после этой битвы, но некогда великая империя Элам уже не сможет восстановиться, память о ней и её прекрасной столице всегда будет оставаться на страницах Библии.

В 538 году до н.э. город захватил царь Кир Великий из династии Ахеменидов, затем престол занял его сын Камбиз II и сделал Сузы своей столицей. Александр Великий в ходе свих походов в 331 году до н.э. завоевал Персидскую Империю династии Ахеменидов. Поэтому на некоторый период город потерял свое важное назначение, но потом стал частью Селевкидской империи и был переименован на Селевкию.

Через столетие Парфянское царство отделилось от Селевкидов, а Сузы получила статус первой Столицы, второй столицей был Ктесифон. Когда римские воины завоевывали Ктесифон (а это было не менее пяти раз) цари резиденция переносили свою резиденцию в Сузы. Большую часть времени Сузы использовалась в качестве зимней столицы, а летом обязанности столицы снова переходили Ктесифону.

Римский император Траян в 116 году ненадолго захватил Сузы, начавшиеся в Римской империи беспорядки, помешали ему продлить свою аннексию. Причиной второго глобального разрушения в 638 году стало нашествие арабских войск. Третье разрушение произошло в 1218 по вине монголов. Оно стало для города последним и положило конец его дальнейшему развитию.

Какие исторические памятники посетить в Сузах?

Зиккурат Чога-Зембиль. Храм-зиккурат имеет пирамидообразную многоступенчатую форму. Древние шумеры построили его в 1250 году до н.э. в честь своих богов. Древний памятник находится недалеко города Шуш и является удивительным творением человеческой цивилизации. В храме поклонялись шумерскому богу Иншушинаку и еще нескольких богам, идущим ниже по иерархии. Зиккурат выполнял функцию религиозного центра дворцового комплекса древнего города Дурунташ, территория которого занимала более двух километров. Чога-Зембиль разделялся на пять ярусов, на самом верхнем возвышались многочисленные скульптуры идолов. Каменные глыбы здания по всей поверхности были украшены резьбой клинописных надписей с именами шумерских богов и эламских правителей. ЮНЕСКО внесла храм в число охраняемых объектов всемирного наследия.

Городище Дурунташ. Основателем города считается правитель Ташгалем, что бы защитить его он возвел три ряда мощных стен. Первая стена обороняла зиккурат Чога-Зембиль, между следующими двумя стенами находилась резиденция царя. Дворец также использовали как мавзолей для всех эламских властителей. На третьем уровне располагались здания для хозяйственных нужд. В том числе там стоял резервуар, подающий воду для полива оазиса. Так как эта местность располагалась посреди пустыни, без постоянного полива она бы быстро пришла в упадок.

В 647 году до н.э. войска ассирийского правителя Ашурбанипала завоевали Эламское царство, куда входили и Сузы. После этого городище Дурунташ уже не смогло восстановиться. В 1854 году исследователь Генри Лаярдом нашел в Ниневии интересную табличку, на которой излагается рассказ о победах месопотамского царя. Там упоминается, что он уничтожил великий город, чтобы отомстить эламитам, которые веками оскорбляли его народ. «Я захватил огромный святой город Сузы, где поклоняются их богам. Их дворцы и сокровищницы, полные злата, драгоценных камней и серебра стали моими. Я сравнял с землей зиккурат в Сузах. Я стер с лица земли храмы Элама, развеяв по ветру память об их божествах, обратив их в ничто. Я разорил гробницы их правителей, раскопал их и увез в землю Ашшура. Я уничтожил Элам и посеял по его земле соль». Стела побед Нарамсина. Эламские цари вели с соседними государствами частые войны, период их могущества приходится на III тыс. до н.э. В ходе раскопок столицы Элама исследователи обнаружили множество предметов ассиро-вавилонской культуры. По всей видимости, воины привозили их в Элам как свои военные трофеи. Одним из таких трофеев является известная чёрная стела царя Хаммурапи, а также стела побед Нарамсина. Стелла - это каменный столб, на котором обычно изображали или описывали какое-то важное событие и пр. Стела побед появилась в связи с подписанием первого в мире договора между двумя государства.

Гробница пророка Даниила. В Вавилоне библейского пророка называли Хебриу, считается, что его могила находится неподалеку от Суз в районе Шуш-Даниэль. Гробница интересна своей конусообразной формой, сделанной из белого камня, ходя нигде поблизости месторождений и добычи подобного камня не встречается. Необычно, что усыпальница иудейского пророка построена в традиционном архитектурном стиле характерном для большинства мусульманских храмов и святынь. Есть предположение, что Даниил первым стал проповедовать в Сузах монотеизм, наверное, поэтому персы относят его к числу своих пророков. Недалеко от гробницы течет река, на берегу которой по легенде Даниил увидел в видении величающегося овна, после того как отгадал тайну сна великого правителя Навуходоносора.

Официально в мире насчитывается четыре предполагаемых места, где покоится прах иудейского пророка. Первая гробница расположена в мечети Дзоул Камейн в Александрии, следующая в иракском местечке Хиллах. Третья по счету находится здесь в Сузах, а четвертая в Узбекистане в предместье Самарканда. По легенде Тамерлан не стал покорять и уничтожать Сузы, чтобы не тревожить прах усопшего здесь пророка. Тимур взял с места захоронения руку святого и перезахоронил её в мавзолее Ходжа Дониер.

Дворец Дария. Сейчас от былого величия дворца Дария I остались только развалины, но на них тоже стоит посмотреть, в их очертаниях угадываются очертания южной резиденции ахеменидских правителей. Жители Шуша прозвали это здание «Ападаной», хотя также этот тип строений называю архитекторы и ученые. Стены Дворца Дария возведены из кирпичей, а колонны каменные. Парадный зал резиденции использовался для праздничных мероприятий и представлений для проведения царского досуга. Также во дворце есть отдельное помещение для гарема и несколько двориков. Для украшения стена использовался рельеф, изображающий мужественных воинов сражающихся с крылатыми львами. На территории дворца стояло множество скульптур и монументов, некоторые из них сохранились до наших дней. Целым осталась и часть настила дороги, по которой ездил царь. Большую часть красот этого здания уничтожила армия Александра Великого.

Крепость Морганы. Деньги на постройку здания пожертвовал в IXX столетии французский исследователь, когда занимался археологическими постройками в районе Шуш. Крепость должна была служить убежищем и защитой для европейских археологов от нападения арабских и луристанских племен. Местные власти не могли гарантировать безопасность приезжим ученым, поэтому её постройка была вызвана острой необходимостью иностранцев хоть как-то себя обезопасить. Позже в замке открыли музей, но сейчас посетителей туда не пускают. Завершив свою археологическую экспедицию, Гришман подарил крепость Морганы городу. Сейчас здание очень знаменито, с ним связывают сенсационные открытия, сделанные французским исследователем. Недалеко от крепости возвышаются развалины дворца Дария I.

Музей Шуш. Рядом с гробницей иудейского пророка Даниила, недалеко от холма, на котором стоит крепость Морганы, находится музей. Необычно выглядит дворик перед зданием. В тени изобилия тропической зелени стоят древние монументы, причудливые идолы и монументальные стелы. В двух шагах от музея находится Ападана Дария.

ru.sitara.com

Город Сузы - Древние цивилизации Земли - Каталог статей

Сузы, Iran

Город был построен у подножья горной цепи Загрос на берегу реки Карке Кюр в западном Иране.

Археологическая площадка, найденная в 1850 году В.К. Лофтусом, состоит из четырёх курганов. Один - над крепостью, был раскопан в 1897–1908 гг. Жаком де Морганом. Под вторым - к востоку - остатки дворца Дария I и соседние территории

Город Сузы был изображен на восточных воротах Иерусалимского Храма. так называемых Сузских воротах .

Сузы стали столицей Элама около 3000 г. до н. э. В 23 в. до н. э. город был завоеван аккадцами. а в следующем столетии находился под властью Ура. Впоследствии правители Элама овладели Уром.

Во время Великого переселения народов в 18-15 вв. до н.э. город, скорее всего, был захвачен индоевропейцами, как и весь Иран.

В 14–12 вв. до н. э. Сузы были столицей мощного Эламского царства, разорявшего города Месопотамии. Исключение составило начало 13 века до н.э. когда царь Унташ-напириша построил новую столицу в 40 км к югу.

Файл:Susa-destruction.jpg

Ассирийский рельеф: захват Ашшурбанипалом Суз в 647 г. до н.э. Пламя поднимается из города, а ассирийские воины рушат его кирками и ломами и уносят добычу.

В начале 12 века до н.э. эламиты захватили Вавилон и привезли в Сузы стелу с законами Хаммурапи и статую Мардука. Они уничтожили касситскую царскую династию Вавилона. Новый вавилонский правитель Навуходоносор I нанес эламитам тяжелое поражение и вернул статую Мардука.

Сузы под властью персидского царя

СУЗЫ , столица Элама. впоследствии ставшая одной из четырех столиц Персидской империи ; место действия двух книг Библии — Эсфири и Даниэля. Город Сузы был изображен на восточных воротах Иерусалимского храма. так называемых Сузских воротах .

Сузы стали столицей Элама около 3000 г. до н. э. В 23 в. до н. э. город был завоеван аккадцами , а в следующем столетии находился под властью Ура. Впоследствии правители Элама овладели Уром. В 14–12 вв. до н. э. Сузы были столицей мощного Эламского царства, разорявшего города Месопотамии. Вавилонский правитель Навуходоносор I нанес эламитам тяжелое поражение. В 645 г. до н. э. Сузы были разрушены ассирийским царем Ашшурбанипалом.

Сузы были завоеваны персидским царем Киром. Дарий I сделал город царской зимней резиденцией. Дарий построил здесь великолепный дворец. Библия называет Сузы резиденцией персидских царей.

Город был взят Александром Македонским в 330 г. до н. э. При Селевкидах и под властью парфян Сузы были греческим полисом . Вследствие восстания сасанидский царь Шапур II уничтожил город и отстроил его заново под названием Эраншр-Шапур. Согласно древней пахлевийской хронике, Сузы были восстановлены еврейской супругой сасанидского правителя Иездгерда I .

В 638 г. Сузы долго выдерживали натиск арабов. Под арабской властью город впал в запустение, хотя незначительное население сохранилось вблизи Наби Даньял . Эта могила находилась на левом берегу реки, где располагался еврейский квартал. и вызывала зависть мусульман; согласно мусульманскому источнику, при сельджукском султане Санджаре гроб Даниэля был подвешен под мостом, соединявшим мусульманскую и еврейскую части города.

Биньямин из Туделы оценивал еврейское население города приблизительно в семь тысяч человек и упомянул 14 синагог в районе могилы Даниэля. Еврейский путешественник Птахия из Регенсбурга. посетивший Сузы 15 лет спустя, нашел там лишь двух евреев — красильщика и ткача. В начале 19 в. в районе Суз жили несколько тысяч евреев.

Население: 65,00 тыс. чел.

Задать вопрос о городе Сузы

На территории остана Хузестан в Иране расположен город Сузы. основанный предположительно около 4000 года до нашей эры. Населённый пункт входит в число самых древних городских поселений в мире. Найденные при археологических раскопках керамические изделия с узорами и орнаментами, датируется 5000 годом до нашей эры. Во времена господства эламских, а затем персидских царей Ахеменидов Сузы обладал столичным статусом. На его территории располагалась резиденция правителей того времени.

Величественный дворец эламских правителей возвели на искусственно созданном холме. В период господства Дария I его перестроили, увеличив площадь сооружения. Во времена правления Артаксеркса I дворец сильно пострадал от пожара. Примерно через столетие Артаксеркс II восстановил его. Своё название древний город получил от многочисленных лилий, растущих в здешних местах.

В тот период, когда Сузы являлся столицей государства Элам, он был посвящён божеству Инанна - покровительнице Урука. О поселении упоминается в Ветхом Завете, Книгах пророка Даниила и Неемиия, которые жили в Сузах в период Вавилонского пленения в 6 столетии до нашей эры. О городе записано в Книге Юбилеев. На её страницах он обозначен как место правления Шема и его сына Элама.

В 2330 году до нашей эры Сузы стал частью Аккадской империи. Десять лет спустя город преобразовали в провинциальную столицу. В 1175 году до нашей эры по указу царя Шутрук-Наххунте в город переправили вавилонскую стелу, на которой были обозначены законы царя Хаммурапи. Спустя 50 лет Навуходоносор по этой причине захватил Сузы и разграбил его.

В 668 году до нашей эры на окраинах города произошла историческая битва, результатом которой была победа царя Ашурбанипала над эламитами. Итогом сражения стало разграбление и сожжение Суз. До нынешних времён уцелели стелы Ашурбанипала, надписи на которых свидетельствует о его захватах городов и их уничтожении.

В 538 году до нашей эры Сузы завоевал Кир Великий. Его сын Камбиз II преобразовал город в столицу. В период завоеваний Александра Македонского Персидская империя пала и когда-то величественный город потерял своё значение. Ныне в древнем городе продолжают вести археологические исследования.

На нашем сайте вы можете бронировать номер в отеле города Сузы или ближайших городах, арендовать квартиру, подобрать туры, узнать о достопримечательностях, найти экскурсии, заказать авиабилеты до ближайшего аэропорта, произвести поиск билетов на чартерные рейсы, арендовать автомобиль в городе Сузы или близлежащих городах, получить информацию о городе, заказать тур, обсудить путешествия в город Сузы на форуме.

Исторический словарь, 1999 г.

сузы древний город . Уже в 1 й половине 4 го.

Сузы – город на юго-западе Ирана, входящий в состав провинции Хузестан. Находится в 100 километрах к северо-западу от Ахваза. Численность населения ...

В. Вихлянцев. Библейский словарь , 1994 г.

сузы лилия) .

Жуков Е.М. Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

сузы эламск. Шушан, совр. Шуш) древний город; развалины в 20 км к Ю. З. от Дизфуля . С.

Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора Москва. 1891 г.

Словарь античности. Перевод с немецкого. Ред. Кузищин В.И. Авеличев А.К. Москва Прогресс 1989 г. 704 с.

сузы главный город области Элама. Один из важнейших торговых городов Переднего Востока. С конца.

Брей У. Трамп Д. Археологический словарь. М. Прогресс, 1990.

сузы , телль на берегу р. Керхе в Юго Западном Иране, исследовался французскими.

Реальный словарь классических древностей / Под ред. Й. Геффкена, Э. Цибарта. 1914.

Город Сузы

Сузы — один из самых древних городов мира, основанный по оценкам около 4000 до н. э. первые следы обитания датируются 7000 до н. э. Керамика с рисунками, найденная при раскопках, датируется 5000 до н. э. В V веке до н. э. богатая столица Сузианы, резиденция первоначально эламских, затем персидских царей . Древний дворец эламских царей был построен на искусственном холме. Дарий I нашел его слишком тесным для себя и перестроил по своему вкусу; при Артаксерксе I он сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, отстроен заново. Сузы лежали в долине между притоками Тигра Хоаспом и Эвлеем и получили свое название на эламитском от множества лилий. которыми изобиловала эта местность.

В истории Сузы получили известность как столица государства Элам.

Источники: www.ejwiki.org, eleven.co.il, tochka-na-karte.ru, interpretive.ru, findmapplaces.com

gorizont-x.moy.su


Смотрите также