Экономика древнего междуречья. Основные черты и особенности экономического развития государств Месопотамии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

11.Особенности экономического развития Месопотамии и Индии в древности. Экономика древнего междуречья


Экономическое развитие Междуречья.

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

 

Другим древнейшим центром цивилизации стала территория речных долин Тигра и Евфрата – Междуречье ( Двуречье), позже названное греками Месопотамией. Южная часть Месопотамии образовалась в результате заполнения Персидского залива речными наносами. Морские воды все дальше отступали на юг, а на их месте возникла заболоченная равнина.

Раскопки подтверждают, что первые поселения в Междуречье появились в VI тысячелетии до н. э. в горных областях, к востоку от Тигра. Позже древние племена в поисках новых земель двинулись на запад, завоевывая постепенно всю Верхнюю Месопотамию. В IV тысячелетии до н. э. произошло освоение Нижней Месопотамии, где возникли первые очаги земледелия. В это же время в Междуречье расселились пришедшие с востока племена шумеров , основавшие здесь свои первые государства.

В районе Двуречья с древнейших времен земледельцы выращивали множество зерновых, бобовых, бахчевых и прочих культур. Крестьяне сеяли ячмень, просо, горох, гречиху, фасоль, баклажаны, тыкву, огурцы, лук, чеснок, кунжут и многое другое. Повсюду разбивались виноградники и сады, где росли яблони, инжир и другие плодовые деревья. Особо почитаемыми были финиковые пальмы, из плодов которых делали муку, вино, сахар, уксус, из волокон пальмы изготавливали ткани, косточки употреблялись вместо угля в кузницах и т. д.

На территории Двуречья не было лесных массивов. По берегам рек росли только ивы и камыши. Людям приходилось очень экономно использовать в хозяйстве пальмы, ивняк. С отдаленных гор с большим трудом доставляли древесину кедров и кипарисов, которая ценилась очень дорого. Зато имелись большие запасы природного асбеста и глины, из которой делали гончарные изделия. В отличие от Египта, в Междуречье не было залежей мрамора, гранита и других каменных пород. Для строительства храмов, дворцов, плотин люди изготавливали глиняные кирпичи. На севере выплавляли железо, свинец, олово.

Как отмечалось выше, в странах Древнего Востока в течение многих веков основной хозяйственной единицей являлась сельская община, где у каждой крупной семьи имелся свой надел. В ходе экономического и политического развития в общинах стал заметным процесс социального расслоения. Появление и закрепление имущественных прав у руководителей общины, должностных лиц, служителей культа, военачальников означало формирование знатных сословий, представители которых освобождались от податей и повинностей. Они захватывали себе военнопленных, превращая их в рабов, присваивали лучшие общинные земли, получая вместе с этим власть. Постепенно в обществе создавался государственный аппарат для соблюдения выработанных на протяжении веков социально-экономических норм.

Зарождение государств Междуречья начиналось в эпоху Медно-каменного века (начало IV – середина III тысячелетия до н. э.) в соответствии с племенными традициями. На советах старейшин, на собраниях всех свободных людей, способных носить оружие, выбирали вождей, т. е. формировалась "военная демократия". Со временем управление государством переходило на принципы восточной деспотии, особенно в регионах с развитым ирригационным хозяйством, где требовались жесткое централизованное единоначалие и контроль за масштабными ирригационными работами.

Первые государственные образования Междуречья были небольшими, в пределах одной или нескольких территориальных общин. Как правило, это были города-государства, окруженные высокими глинобитными стенами. Центром таких городов-государств являлся храм, посвященный главному божеству данной общины. Изначально храмы строились не только как культовые сооружения, но и как место хранения страхового продовольственного фонда, как военные склады. Вокруг храмов формировались храмовые хозяйства, сыгравшие огромную роль в экономике Междуречья. Богатые и могущественные храмовые хозяйства возникали, прежде всего, там, где была необходима многочисленная производственная кооперация для осуществления огромных общественных работ (например, ирригационных). При этом жрецы становились организаторами данных работ, совмещая культовые и технологические обязанности.

В храмовых хозяйствах работали пекари, пивовары, плотники, кузнецы, каменщики и другие мастера из числа общинников. Для обработки храмовых земель привлекалось большое количество общинников-гурушей, которым платили за труд продуктами. Храмовое хозяйство возникло на базе сельской общины, которая еще долгое время сохраняла большое значение в государствах Двуречья. Общины состояли, как правило, из многочисленных семейных коллективов, в которых имелись даже рабы, используемые на домашних работах.

В истории Междуречья существовали различные древние государства: Шумерское, Аккадское, Вавилония и др. Расцвет Шумерского государства приходится на III тысячелетие до н. э. В этом государстве на равнине между Тигром и Евфратом успешно развивались земледелие и садоводство, которые в значительной мере зависели от этих рек. В течение нескольких месяцев в году в Двуречье стояла невыносимая жара, от которой высыхали все поля и мелели реки. К концу весны, когда происходило таяние снегов в горах Армянского нагорья, начинался такой бурный разлив, что кое-где реки сливались, образуя огромные водные пространства. Для того чтобы защитить поля от таких наводнений, нужно было возводить многочисленные ирригационные сооружения. Люди строили каналы, плотины, водохранилища, каменные набережные вдоль каналов и рек. Кое-где русло каналов помещали в каменные трубы. Осушенные земли использовались под пашни. По берегам каналов выращивали тенистые рощи финиковых пальм, которые защищали людей от жары.

В Шумерском государстве высокого уровня достигло ремесленное производство: металлургия, кузнечное, гончарное и ювелирное дело и т. д. Достаточно рано стали развиваться внутренний обмен и внешняя торговля. Это можно объяснить тем, что равнина Междуречья (в отличие от замкнутой долины Нила) была открыта для внешнего мира со всех сторон. По Месопотамии во всех направлениях проходили удобные дороги, транспортными путями служили реки и каналы, по которым плавали парусные и гребные суда, со стороны Аравийской пустыни подходили караванные пути, с моря приплывали корабли из южных стран, особенно много – из Индии.

С севера в страны Двуречья ввозили медь, драгоценные металлы и камни, древесину, строительные материалы, с юга кочевники везли скот, шерсть, кожу, из Индии – золото, слоновую кость, пряности и др. Из государств Двуречья вывозили продукты земледелия и ремесленные изделия, в частности ковры, узорчатые ткани, холодное оружие, глиняную утварь с художественной росписью и многое другое.

В начале III тысячелетия до н. э. на территорию Междуречья, вероятно, с Аравийского полуострова и Северной Африки (через Палестину и Сирию) пришли близкие к семитским племенам аккадцы. Они постепенно ассимилировались с шумерами, используя при этом их культуру. В середине тысячелетия на основе города-государства Аккад было создано Аккадское царство, которое достигло своего наивысшего расцвета в XXIV веке до н. э. при царе Саргоне Древнем (2316–2261 гг. до н. э.). Он объединил все города-государства, существовавшие в тот период на территории Северной Месопотамии(Ур, Урук, Эриду, Лapc, Лагаш, Шуруппак, Ниппур, Киш и др.), а также Шумерское государство, превратив Аккадское царство в крупнейшую державу на Ближнем Востоке.

Это позволило создать единую ирригационную систему в долинах Тигра и Евфрата, что привело к росту продуктивности сельского хозяйства. Саргон и его преемники заметно понизили экономическую роль храмовых хозяйств, подчинив их государству. Царская собственность пополнялась и за счет наступления на общинные земли. Заодно выросли привилегии приближенных к царю вельмож. В стране заметно увеличилось количество рабов. Аналогичной политики придерживались и цари из династии Ура, к которым перешла власть в XXII веке до н. э. В этот период Аккадское царство сумело добиться выхода к Средиземному морю.

Разорение общины приводило к снижению эффективности сельского хозяйства, массовому обнищанию крестьян, которые все чаще попадали в долговое рабство, становившееся наследственным, т. е. распространявшимся и на детей. Труд таких рабов использовался в государственном хозяйстве на тяжелых работах. Рабы существовали и в частных хозяйствах, где их положение было гораздо лучше: они могли иметь семью и откупиться на волю.

В конце III тысячелетия до н. э. Шумеро-Аккадское царство распалось, и почти два столетия оно переживало период политической раздробленности. Но уже в XIX веке до н. э. на развалинах Киша и Аккада, на левом берегу Евфрата (южнее нынешнего Багдада) возвысился город Вавилон, который стоял на перекрестке торговых путей и являлся крупным торговым центром. Постепенно правители Вавилона вновь смогли объединить соседние города-государства, на основе которых было создано государство Вавилония (Старовавилонское царство). Его самостоятельная династия правила в 1894–1595 гг. до н. э. Пик развития этого государства пришелся на XVIII век до н. э., когда его возглавлял царь Хаммурапи(1792–1750 гг. до н. э.). Будучи искусным политиком и талантливым полководцем, он присоединил к Вавилонии большую часть Месопотамии. В этот период достигли расцвета поливное земледелие, скотоводство, садоводство.

Особое внимание уделялось расширению и улучшению оросительных систем. В документах того времени отмечается, что строительство и чистка каналов выполнялись в основном не рабами, а крестьянами – общинниками. И хотя эти работы были жизненно необходимы, люди считали их одной из форм повинностей. Каждый взрослый свободный человек был обязан отработать на ирригационных сооружениях в среднем один-два месяца в году. Высокого уровня достигло ремесленное производство, которое включало большое количество специальностей. Ремесленниками считались не только столяры, плотники, судостроители, камнерезы, но и цирюльники, врачи, трактирщики, ветеринары и пр. Большое значение имела внутренняя и внешняя торговля. На экспорт поставлялись зерно, финики, сезамовое (кунжутное) масло, шерсть, а импортировались лес, металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия, а также ввозились рабы.

Благодаря развитию торговли далеко за пределы страны вышел вавилонский язык, на котором объяснялись не только купцы разных стран, но и их правители. Даже египетские фараоны были вынуждены прибегать к помощи переводчика для перевода своих посланий на вавилонский язык. Масштабы распространения этого языка на Ближнем Востоке можно сопоставить с тем, какое влияние оказывал французский язык на Европу в XVII–XIX веках, а английский – на мировую экономику и политику в настоящее время.

Бурное развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению денег. Сначала в качестве денег употребляли меха пушных зверей, скот, шкуры и т. д. Позже при обмене стали использовать небольшие слитки одинакового веса из меди, серебра, золота (т. е. монеты), причем внешний вид этих монет был самым разнообразным. Иногда монетам придавали вид целого быка или его головы (в память о прежних "деньгах"). В раскопках даже находят деньги в форме палочек, колец, кружочков. Деньги собирали, чтобы осуществлять крупные покупки – приобретать дома, землю, скот, рабов и др. Особенно большие запасы денег накапливались в храмах, куда их приносили не только в качестве даров, но и на хранение, так как здесь деньги были в безопасности. Кроме того, храмы имели большие денежные поступления от своих многочисленных земельных угодий и ремесленных мастерских. Почти во всех храмах жрецы пускали деньги в рост под определенный процент.

В годы правления Хаммурапи были составлены знаменитые Законы (Кодекс) Хаммурапи – самый большой и наиболее подробный памятник права, основанный на устном (традиционном) праве древней Месопотамии. Стоит отметить, что этот Кодекс использовался более тысячи лет в юридической и хозяйственной практике многих стран Древнего Востока.

В Кодексе были определены основные сословия вавилонского общества: свободные общинники (авилум), т. е. полноправные граждане страны, занимавшие наиболее почетное положение; царские люди (мушкенум), или неполноправные граждане, находившиеся под непосредственной властью царя; рабы (вардум), по своему статусу приближавшиеся к неодушевленным предметам или скоту. Кроме этих сословий в стране имелось большое количество жрецов, государственных чиновников, представителей высшей знати и др.

Законы Хаммурапи охватывали все сферы хозяйственной деятельности (сельское хозяйство, ирригационные работы, ремесленное производство, торговлю, ростовщичество). Исходя из текста, можно отметить, что в XVIII веке до н. э. в Старовавилонском царстве шло активное разложение сельской общины, поскольку законодательно закреплялось право общинников продавать свои земельные наделы или расплачиваться ими за долги. В этот период происходил распад крупных храмовых хозяйств, а земли царских хозяйств щедро раздавались в условное владение приближенным царя за службу или арендаторам за часть урожая.

В Кодексе Хаммурапи подробно описывались условия аренды земельных пахотных участков, садов, виноградников, пастбищ. ( § 42 - § 52 )

За аренду садовых земель, к примеру, следовало платить 2/3 урожая, а пахотных угодий – 1/3. В арендные отношения вступали как крестьяне, так и крупные землевладельцы, ростовщики, которые, в свою очередь, сдавали эти земли в субаренду на более тяжелых условиях.

Законы четко определяли взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Раб являлся полной собственностью господина вплоть до возможности его продажи наравне с имуществом. Убийство раба или нанесение ему увечья считалось причинением имущественного ущерба его хозяину. За убийство раба следовало отдать пострадавшей стороне такого же раба или возместить его стоимость. За нанесение увечья рабу полагалось заплатить его владельцу половину стоимости (§ 199). Особое место в Кодексе занимали статьи, где говорилось о степени наказания рабов и рядовых общинников за нерадивость, халатное отношение к работе.

В тексте законов было определено, как следует пользоваться водой из каналов, как должны проходить наем работников, покупка рабов, перевозка товаров по рекам и многое другое. Законы требовали, чтобы все население честно и правильно выполняло условия и обязательства договоров, а за нарушение этих условий несло ответственность. Так, предусматривались строгие наказания за причинение ущерба оросительным системам, представлявшим огромную ценность в масштабе страны. В случае, если рухнул дом и в нем погибли жители, строителей этого дома следовало казнить и т. п. Особенно суровые наказания присуждали тем, кто посягал на чужую собственность или на устои патриархальной семьи. Большинство людей, совершивших подобные преступления, ожидала смертная казнь. (например: § 22-§ 25)

Большое внимание уделялось проблеме распространения долгового рабства, так как оно вело к уменьшению числа налогоплательщиков. В связи с этим Кодекс ограничивал произвол ростовщиков, чья деятельность считалась величайшим социальным злом того времени, поскольку приводила к быстрому обезземеливанию крестьян и утрате ими личной свободы. Плата за денежную ссуду не должна была превышать 20 %, а за натуральные займы – не более 30 % в год. Долговое рабство ограничивалось тремя годами (§ 117) . При этом рабы могли иметь небольшое хозяйство, вступать в брак со свободными женщинами, а их дети объявлялись свободными.[2]

В Вавилонии большое развитие получила наука. Особое внимание уделялось астрономии (космогонии). Именно в эту эпоху были определены орбиты Солнца, Луны и пяти самых ярких планет, видимых невооруженных глазом (их латинские названия Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Вавилонские жрецы составили лунный и солнечный календари. Они разделили год на 12 частей по 30 дней в каждой. На годовом небесном круге движения Солнца эти 12 частей (месяцев) отметили большими созвездиями Зодиака. Каждый месяц разделили на четыре недели, а каждый день недели получил название по именам семи великих вавилонских богов. Такой принцип деления года потом заимствовали европейцы.

Жрецы пытались объяснять солнечные и лунные затмения и даже научились их предсказывать. Они установили время летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Именно в Вавилонии было принято деление часа на 60 минут, а минуты – на 60 секунд и т. д. Вавилоняне придумали цифры, которые сохранились до настоящего времени под названием "арабские". В Вавилонии были составлены азбука, грамматика. Способ письма отличался от египетских иероглифов, его назвали клинописью. Из глиняных дощечек составлялись книги и целые библиотеки.

После смерти царя Хаммурапи могущество Вавилонии было подорвано бесконечными набегами внешних врагов. В XVI веке до н. э. страну завоевали горные племена касситов , явившиеся с территории Персии, которые установили так называемую касситскую династию, правившую около 400 лет. На рубеже II и I тысячелетий до н. э. страна подверглась вторжениям войск эламитян (из Персии), халдеев (с юга Месопотамии) и др.

В 732 году до н. э. на Вавилонию напало воинственное государство Ассирия, и вавилоняне не смогли оказать его войскам достойного сопротивления. Вскоре на берегах Тигра вырос ассирийский город Ниневия , не уступавший Вавилону ни по размерам, ни по красоте. Позже ассирийцы совершили военные походы и в другие страны, в частности захватили Израильское царство, Египет и др. Их владения простирались от Армении и Ирана до Сахары. В VII веке до н. э. эту огромную державу возглавлял царь Ашшурбанипал (669–627 гг. до н. э.), который прославился не только своей жестокостью, но и огромной библиотекой древних памятников письменности, находившейся в Ниневии.

Но господство ассирийцев продолжалось недолго, и уже в конце VII века до н. э. это государство распалось. Вавилония вновь обрела независимость, и на ее месте возникло Нововавилонское (Халдейское) царство, где в 626–538 гг. до н. э. правила халдейская династия. Расцвет Нововавилонского царства пришелся на период правления царя Навуходоносора II (605–562 гг.), считавшего своими главными врагами правителей Египта, с которыми он враждовал из-за земель Палестины. В 587 году до н. э. Навуходоносор II разгромил Иерусалим и увел почти всех иудеев в Вавилонский плен, где они и находились почти 50 лет. В течение длительного времени Навуходоносор II также боролся с Финикией за господство на Средиземном море.

В Нововавилонском государстве возобновилось строительство многочисленных ирригационных систем, храмов, дворцов, висячих садов, культовых башен-зиккуратов. Было начато строительство знаменитой Вавилонской башни, высота которой достигла 91 м. В этот период происходили заметные изменения в экономике. Рабство постепенно теряло свои позиции, многие рабы стали получать имущественные права, землю, возможность организовать собственное хозяйство. Ограничивалось долговое рабство. В 539 году до н. э. Вавилония попала в полную зависимость от Персии и потеряла статус самостоятельной державы.

 

 

studopedya.ru

11.Особенности экономического развития Месопотамии и Индии в древности

Общий очерк истории государств Междуречья.

Саргон I, основатель Аккадского царства (ок. 2250 до н.э.; Багдад, Иракский музей) Первые государства возникли в Двуречье в начале III тыс. до н. э. в виде небольших городов-государств с пережитками родоплеменных отношений (Ур, Лагаш и др.). Древнейшее население - шумеры – создало государство Шумер, которое существовало в течение 7 веков. В середине III тыс. до н. э. происходит возвышение Аккада, затем в конце III тыс. происходит завоевание аккадцами шумеров и образуется мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее около века. В это время происходит формирование основ древневосточной деспотии (начиная с Саргона Древнего – XXIV в. до н. э.). Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватывают кочевники-амореи, опорным пунктом которых стал Вавилон. В начале II тыс. происходит возвышение Вавилона и образуется Старо-Вавилонское царство, которое постепенно расширяло свои владения. При 6-м царе Хаммурапи (1792-1750) Старо-Вавилонское царство переживает расцвет. При последователях начинается постепенный упадок и 1595 г. Старо-Вавилонское царство было уничтожено касситами, которые правили Междуречьем около 4 веков. Новое возвышение Вавилона происходит в VII-VI вв. до н. э., когда было образовано Ново-Вавилонское царство, но просуществовало оно недолго – в VI в. до н. э. оно было завоевано персами.

Социальная структура общества Древней Вавилонии.

город Вавилон (реконструкция; гравюра на меди Эрлаха, 1726) Социальная структура Вавилонии была сложной из-за многоукладности экономики. В отличие от Египта наблюдался более высокий уровень развития товарно-денежных отношений. В праве существовала четкая граница между рабами и рабовладельцами, хотя рабский труд не преобладал ни в одной из отраслей производства. Право оговаривает не столько бесправие раба, сколько ограничение его прав (например, мог взять в жены свободную женщину и дети признавались свободными). Наряду с рабами имелись другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства. В период Ново-Вавилонского царства рабам начинают предоставлять хозяйственную самостоятельность. За рабами признается право выступать в суде в качестве истцов и ответчиков.

Социально-экономические различия наблюдались также между верхушкой, не принимавшей участия в производительном труде и состоящей из высших царских и храмовых чиновников во главе с царем, купцов и ростовщиков, а также общинников, ведущих самостоятельное хозяйство. Общинники – самая значительная часть населения. В общине происходило расслоение, что приводило к развитию аренды земли и личного найма. В праве отражено множество форм личной зависимости: раб от господина, дети от отца (продажа сына в рабство), долговая кабала. Должники не превращались полностью в рабов (срок 3 года) и их права защищались законами.

Вавилон ок. 600 до н.э.: на переднем плане Ворота Иштар и Дорога процессий; на втором плане справа — «висячие сады» (реконструкция)В Месопотамии существовало деление не только между господами и зависимыми людьми, но и между самими свободными. Причем, каждая категория имела и внешние отличия и за их устранение полагались наказания (блудница, покрывающая голову, как порядочная женщина; цирюльник, сбривающий рабский знак). В Вавилоне существовало также деление на авилумов (“человек”, “сын человека”) и мушкенумов (“падающие ниц”). Мушкенумы скорее всего пришельцы, не имеющие корней в общине. Были царскими служилыми людьми низшей категории. Различия фиксировались в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чести. В некоторых случаях мушкенумы обладали особой правовой защитой (кража их имущества каралась как кража из дворца).

Особая категория в Месопотамии – тамкары: ростовщики, кредиторы, торговцы, связанные с деятельностью царского дворца. Они пользовались свободой финансово-торговой деятельностью и в I тыс. до н. э. не только совершали крупные сделки, в т. ч. и с землей, но и создавали торговые объединения и банковские дома.

Ремесленники находились в определенной зависимости – их деятельность регламентировалась царскими надсмотрщиками, а также и сбыт продукции. Большей независимостью пользовались представители “ученых” профессий: врачи, писцы, предсказатели будущего, хотя их деятельность правом трактовалась как вид ремесла. Жречество не сложилось в оформленное сословие. Должности жрецов иногда продавались.

Древняя Индия

Общий очерк истории

Первые государственные образования возникли в долине реки Инд в конце III-начале II тыс. до н. э. - т. н. Хараппская цивилизация (2500/2300-1800/1700 гг. до н. э.). Из-за того, что не расшифрована письменность, трудно судить о государственности, но большинство ученых считают, что была. Цивилизация погибла по невыясненным до конца причинам.

Во второй половине II тыс. до н. э. на Индостан пришли арийские племена, которые находились на стадии разложения первобытного строя. В начале I тыс. до н. э. начинается освоение железа, что приводит к ускорению темпов общественного прогресса, социальной и имущественной дифференциации. Это способствует формированию государственности. Процесс формирования государства растянулся в разных областях Индии до середины I тыс. до н. э. С усилением общественного неравенства вождь племени (раджа) подчиняет органы племенного управления, за эту должность ведется борьба среди аристократии, и вскоре она становится наследственной. По мере усиления власти царя-раджи падает роль народных собраний. Органы племенного управления превращаются в государственные, на их содержание собирается налог. В долинах рек Инд и Ганг большую роль играла организация ирригации, что способствовало объединению племен и повышенному значению хозяйственных функций формирующегося государства. Так постепенно на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования в форме монархий или олигархических республик, в которых политическое господство осуществлялось при помощи военной силы.

Капитель Ашоки со львами на пилястре из Сарната (III в. до н.э.)Из нескольких десятков государств в IV в. до н. э. наибольшего могущества добилась Магадха. В конце века Магадха ведет успешные войны с соседями и производит объединение с соседними областями под руководством талантливого правителя Чандрагупты (с 314 г.), который стал основателем династии Маурьев. В правление Маурьев образуется империя, которую обычно называют по имени этой династии. Создание империи Маурьев имело благотворное влияние: происходит стирание племенных рамок, взаимодействие культур, ускорение экономического и общественного развития. Были заложены основы государственности, получившие дальнейшее развитие в последующие века. Наивысшего расширения империя достигает при царе Ашоке (сер. III в. до н. э.). После его смерти наблюдается упадок государства, происходит переход власти к другой династии (II в. до н. э.) и распад империи на множество мелких государств.

2. Деление общества на варны и касты. Рабство

Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на варны и касты. Это деление сформировалось в ходе разложения родовых отношений, в процессе социальной и имущественной дифференциации. Важным фактором было освящение этого деления религией – брахманизмом.

В соответствии с религиозными представлениями древних индийцев бог-творец всего существующего Брахма создал людей из разных частей своего тела и предназначил их к разным видам деятельности. По наиболее распространённой богословской версии, Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бёдер и шудр — из ступней. Фактически родоплеменная аристократия, захватившая монополию на прежде выборные общественные должности, составила две привилегированные варны — брахманов, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатриев, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну— вайшьев. В источниках сохранились упоминания о борьбе между брахманами и кшатриями за политическое преобладание, также как и о сопротивлении, которое вайшьи оказывали брахманам и кшатриям, пытавшимся поставить племенное управление на службу интересам богатого меньшинства.

Всё более частые войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Это были отбившиеся от своего племени люди, потомки побеждённых в обычных в этот период межплеменных войнах, вытесненных с мест, где они ранее жили, и лишённых, таким образом, основного средства производства — земли, и т. д. В период расцвета первобытнообщинного строя подобные «чужаки» или просто не принимались в общину и этим обрекались на гибель, или принимались и становились равноправными общинниками. Когда появилось общественное неравенство, чужаки если и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел и не участвовали в племенном собрании, так же как и в племенном культе: они не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рождёнными» в отличие от «единожды рождённых» шудр. Шудры составляли четвёртую, низшую варну.

Термином для обозначения раба в Древней Индии было слово даса, основное значение которого первоначально было «враг», «чужак». Происхождение этого термина, несомненно, указывает на то, что первыми рабами были военнопленные. Рабство постепенно распространялось всё шире, число рабов росло. Обращение военнопленных в рабство стало делом самым обычным. Существовало и долговое рабство. Иногда обнищавшие свободные продавали в рабство своих детей или самих себя. Дети рабынь считались рабами; впрочем, если они были рождены от хозяина, то часто ничем не отличались по своему положению от других его детей.

Рабы находились на положении, мало отличающемся от положения домашнего скота. Их продавали, дарили, передавали вместе с другим имуществом как приданое. Они передавались зависимыми царями в качестве дани. В источниках сохранились воспоминания о человеческих жертвоприношениях, причём в жертву приносились также рабы. Слова «раб», «сын рабыни» считались ругательствами. Рабы исполняли самые тяжёлые работы, подвергались избиениям, заковывались в цепи и т. п.

studfiles.net

Основные черты и особенности экономического развития государств Месопотамии — реферат

                  Министерство  образования и  науки 

                       Российской  Федерации

       федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

                 высшего профессионального  образования

                         «ПЕТРОЗАВОДСКИЙ

                 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

                               (ПетрГУ)

                    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ      

                               РЕФЕРАТ

                     По предмету «История экономики»

На  тему: Основные черты и особенности экономического развития государств Месопотамии».              

                                            Студентки 1 курса

                                            Группы 85101

                                            Садовова Яна Игоревна

                                            Научный руководитель Кадникова 

                                            Татьяна Геннадьевна    

                       г. Петрозаводск

                           2011

  

 

     Древняя Месопотамия, как одно из первых государств, образовавшихся на нашей планете, имеет  большое значение, как для экономической  истории, так и для истории в целом. Центром древнейшей цивилизации на Востоке стал район речных долин Тигра и Евфрата.

     На  примере этого государства мы можем изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государства и развитие экономики.

     Целью данного реферата является рассмотрение экономики Древнего Междуречья. Чтобы выделить основные черты и закономерности развития экономики и систематизировать знания , нам необходимо рассмотреть каждое царство в отдельности

    • Шумер
    • Аккад
    • Шумеро-аккадское царство
    • Митанни
    • Ассирия
    • Вавилон

     Основная  задача изучить экономические процессы, особое внимание уделить развитию земледелия и скотоводства, ремесла и тоговли.

     В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в  южной части страны, в исторической области Шумер. В XXIV—XXIII вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

     В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну.

     С XVI по XIII в. до н. э. в западной части  Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур. В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

     При написании данной работы, было изучено  множество источников, разобрано  много тем.

     Шумер - древнейшая цивилизация. В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры. Страна Шумер получила своё название от народа, поселившегося около3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалёку от впадения её в Персидский залив.

     Древнейшие  племена людей кормились в  основном охотой на диких зверей или  собиранием питательных плодов и корней. Но со временем племя разрасталось, и для того, чтобы прокормить его, требовалось гораздо больше места для охоты. Шумеры, придя в скудный край Междуречья, понимали, что собирательством и охотой им здесь не прокормиться ни в коем случае. Они и занялись земледелием и скотоводством, чтобы добыть себе пропитание.

     Заболоченные  земли вокруг первых шумерских поселений  не могли дать достаточный урожай, поэтому уже в начальный период формирования Шумера все хозяйство  в общине было, как мы бы сказали сейчас, плановым. Жители общины складывали “в общую кучу” все, что удавалось вырастить или добыть, и затем делили между всеми, оставляя часть добытого впрок — на случай засухи, неурожая, голода. Шумеры выращивали овощи (лук, бобы, репу, огурцы, различные травы). Некоторые сорта овощей предназначались для людей, что-то шло в пищу и животным. Животные наравне с людьми получали свой ежедневный или еженедельный паек.

     На  севере страны с давних пор рос  виноград. Шумеры всячески культивировали виноградники. Из части урожая готовили вино, что-то сразу шло в пищу работникам, а что-то засушивалось впрок. Для долговременного хранения изюм отправляли в храм. В дело шла и лоза. Шумер был практически безлесной страной, и лозу, а также тростник, срезанный вдоль болот, использовали для хозяйственных нужд. Этими материалами укрепляли дамбы и берега искусственных каналов, их использовали при строительстве домов, при изготовлении лодок.Одним из важнейших растений в сельском хозяйстве шумеров была финиковая пальма. Под ее плантации отводились специальные поля, за урожайностью финиковых пальм строго следили. Старые деревья, уже не приносящие плодов, срубали и использовали в строительстве. Прежде всего, разумеется, дерево шло на строительство или украшение храма. Позднее из дерева стали изготавливать сельскохозяйственные инструменты, мачты лодок, а порой и лодки целиком.

     Шумеры  тщательнейшим образом ухаживали  за суровой, выжженной солнцем землей, и наконец земля с благодарностью ответила на их заботы. Шумер превратился  в цветущую долину, где урожай с полей снимали до трех раз в год. Продуктовое изобилие позволяло храмовым служителям не только сытно кормить весь свой город, но и продавать излишки продуктов в соседние страны, обменивая их на металлы, камень и прочие материалы, которых не было на шумерской земле. За долгие годы шумеры стали чрезвычайно опытными земледельцами.

     Домашний  скот занимал в жизни шумеров  едва ли не столь же значительное место, сколь и земледелие. Шумеры одомашнили почти все виды сельскохозяйственных животных. По количеству стад первое место среди домашнего скота у шумеров занимали овцы. Их разводили ради молока, мяса и ради шерсти. Стада, как и все остальное, принадлежали храму, и пастухи, охранявшие овец на выпасе, получали за свою работу ежедневный паек при храме. Важное место в хозяйстве шумеров занимал и крупный рогатый скот. Коров они держали ради молока, а волы широко использовались в земледелии как тягловая сила. В домашнем хозяйстве шумеры держали свиней. Этим животным храмы не уделяли большого внимания, оставляя заботу о них простым горожанам. Ездили шумеры преимущественно на ослах, ими же пользовались для перевозки грузов. Кроме ослов, шумеры держали и лошадей, однако предпочитали не ездить на них и не использовать в качестве тягловой силы. Последнее место в животноводческом хозяйстве шумеров занимало разведение птицы. У шумеров были и собаки. Ее использовали пастухи для охраны овечьих стад, а также охотники, которые держали специально подготовленных гончих псов. Несомненно, у них собака считалась надежным и ценным помощником, но большинство жителей Шумера были земледельцами и не видели в собаке никакой пользы.

     Благодаря животноводческим хозяйствам, храмы  были обеспечены животными для жертвоприношений, мясом и прочими продуктами.

     Развиты также были охота и рыболовство. Несмотря на преимущественно сельскохозяйственную ориентацию шумеров, для охотников находилось немало работы. Они добывали мясо и шкуры диких животных, охраняли поля от потрав, а скот от хищников. Рыбная ловля велась и в реках, и в море. Для рыбной ловли вручную рыбаки пользовались дротиками, либо плели сети из тростника или различных волокон.

     В городах было много ремесленников, они принадлежали храму либо дворцу правителя. Оттуда они получали заказы и сырье для работы, владелец выдавал им паек и вознаграждение за работу. По мере развития ремесел и увеличения количества мастеров, многие из них стали обзаводиться собственными лавочками, где выполняли уже не только царские или храмовые заказы, но и работу для частных лиц. Ремесленные мастерские работали не только “под заказ”. Инструменты и рабочая утварь, глиняная посуда и ювелирные изделия, одежда, всевозможные ткани, предметы быта в больших количествах поступали на склады, откуда впоследствии либо выдавались для пользования жителей, либо шли на продажу в соседние страны. Довольно быстро шумеры освоили обработку металлов и кузнечное дело. Основным материалом для шумерских кузнецов являлась медь. Значительных высот достигло в Шумере и гончарное искусство. Древнейшее из ремесел, которыми владели шумеры — строительство и все, что с ним было связано, особенно было развито судостроительство.

     Экономика Шумера была крайне разносторонней, и  все ее составляющие были тесно взаимосвязаны. Однако самую, пожалуй, важную роль в  расцвете шумерской цивилизации, в достижении ей реальной экономической и политической мощи сыграли торговцы. Благодаря купцам развивались ремесла, повышался уровень производства. Шумерские купцы с немалой выгодой торговали в соседних и отдаленных странах, продавая сельскохозяйственную продукцию и закупая все виды сырья, необходимого для промышленного развития своего города. Экономика Шумера практически полностью зависела от импорта. Поначалу торговля, как и любая иная деятельность в шумерском городе, осуществлялась под эгидой городского храма. На заре своей цивилизации шумерам была известна только внешняя торговля. Жители города получали с храмовых складов все необходимое для жизни, ничего не платя храму за это. Постепенно, по мере того, как шумерское общество расслаивалось на классы, появлялись различные формы собственности, помимо храмовой. Земля, животные могли принадлежать кому-то из горожан, кто-то занимался собственным ремеслом, возникла и частная собственность. Это был важнейший переломный момент в формировании цивилизации шумеров, и почти сразу вслед за этим начала развиваться и внутригородская торговля. Этот вид торговли тоже оказался под полным контролем храмов и царей. Ближе к концу III тысячелетия до н.э. наряду с продовольствием, сырьем и готовыми изделиями ремесленников в Шумере возник новый объект купли-продажи — земля. На ранних этапах развития Шумера всеобщим товарным эквивалентом, своеобразной “валютой” было зерно, а при возникновении внутреннего рынка его место довольно быстро занимают медь и серебро. Золото при торговых расчетах использовалось реже — видимо, за счет того, что имело меньшую практическую значимость для большинства горожан. Товары не имели какой-то фиксированной цены. На цену влияли спрос и предложение, урожаи, войны.

 

     Семиты, жившие в V тыс. до н. э. в районе северной Африки, постепенно заселили Аравию, Сирийскую степь, а затем Месопотамию, где создали государство Аккад. Северная часть Месопотамии была заселена аккадцами, их первым царем был Шаррумкен (истинный царь) или Саргон Древний, основатель 3 династии царей Ура. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишекого правителя в войне с Лугальзагеси. Он вступил в длительную войну с Лугальзагесси, который властвовал почти во всех шумерских городах. Напав первым, Лугальзагесси вскоре был повержен.

     Таким образом, до 2340 г. до н. э. в Месопотамии было два больших государства: государство шумеров (Шумер) на юге и государство семитов (Аккад) на севере. Итогом 55-летнего правления Саргона (2316—2261 гг. до н. э.) в Аккаде было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства — земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

     Утверждение единовластия царя-деспота проходило  в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти — служилая знать, чиновничество, частично жречество. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли.

     Соединение этих государств в единое Шумеро—Аккадское царство, позитивным образом повлияло на экономическую систему Месопотамии. Это позволило регулировать всю речную и ирригационную систему Двуречья. Организация единой системы мер и веса содействовала росту торговли и межэкономических отношений. Также наблюдался рост земледелия, ремесел и торговли, что способствовало упрочению финансовых отношений.

turboreferat.ru


Смотрите также