Система «Четырех крестов» древней Руси. Крест древней руси
Система «Четырех крестов» древней Руси
В течение IX-XV веков на Руси, как повествуют сохранившиеся исторические источник, была создана система подземных сообщений между поселениями, имеющих оборонное значение. Их протяженность вызывает восхищение – сотни километров. В узловых точках этой системы, как правило, на поверхности, стояли храмы. Входов в подземелья было немного и знали о них только посвященные. Вероятнее всего, всю систему тайных подземных ходов создали только монахи.
Сегодня известна система, получившая название «Четырех крестов»:
Первая – Киевский крест; вторая – северо-западная система: Остров, Порхов, Псков, Новгород, Изборск, Печоры, Гдов, Ладога, Тихвин, Орехов, Ивангород, Копорье, Ям; третья – восточная система: на Урале; четвертая – южная: Средняя Азия, Краснодарский край, Крым.
Система «Четырех крестов» являлась самой большой тайной древней Руси и олицетворяла силу и мощь русского государства.
К XVI век в России действовали каменные крепости, связанные между собой не только хорошими дорогами для быстрого передвижения на лошадях, но и подземными ходами, уходящими за территорию крепостей на расстояния до 30 км. Эти подземные проходы предназначались для подвоза продовольствия и боеприпасов в случае их осады. Ходы были рассчитаны на движение по ним на конных повозках.
На сегодня известно о 49 подземных ходах древней Руси. В тоже время, в настоящее время не доказано, что существует некая глобальная сеть подземных ходов на Руси. Пока известно, что практика строительства тоннелей под землей сводилась к созданию отдельных подземных ходов, не связанных с друг другом. Со временем многие подземные коридоры либо обвалились, либо заросли кальцитовой корой и исчезали. Поэтому найденные подземные ходы древних русичей, которые сохранились, немногочисленны.
В Москве и области очень много подземных ходов. Большинство из них возникли при проведении горных работ – в московском регионе добывали белый камень. Специалисты, изучающие подземные ходы под Москвой, утверждают, что под столицей проходят четырехуровневые подземные коридоры. Никаких карт этих подземелий не существует. Все они построены в разное время. Глубина их различна – зависит от рельефа местности. На самом нижнем уровне находятся тоннели относящиеся к системе Четырех крестов (9-16 век). На втором и третьем уровне проходят ходы, построенные в 16-19 веках (как правило к ним относятся объекты под дворцово-парковыми резиденциями). Ходы первого уровня, чаще всего, выполняли хозяйственную функцию: соединяли кухню со столовой или же были, так называемыми потешными ходами, которые использовались для развлечения богатых вельмож, а построены они были в 18-19 веках. Как правило, ходы различных уровней не соединяются между собой, чтобы исключить затопление нижних уровней через верхние. В подземных ходах находятся многочисленные ловушки.
В Петербурге все дворцы великих князей, построенные в 18-19 веках, имеют потайные ходы. А под самим императорским дворцом выстроены целые катакомбы с большой сетью ответвлений в виде широких коридоров, уходящих далеко от здания. Глубина подземных тоннелей не превышает 6-10 метров, поскольку в те времена строители подземных коридоров не имели необходимого опыта и технологий для прокладки тоннелей на больших глубинах.
На севере Петербурга располагается любимое место отдыха горожан – Шуваловский парк. Под самим парком находится большая сеть подземных ходов. Легенды указывают на их создателя – массона, графа Шувалова. Кроме этих древних подземных ходов там же существуют тайные ходы, построенные военными в более поздний период. Кстати, практически во многих парках Петербурга были построены оборонные сооружения с подземными переходами, дотами и помещениями. Предполагается, что их возводили перед Первой мировой войной, а модифицировали перед Второй мировой войной.
В 1970 году произошел интересный случай. Недалеко от Петербурга в районе поселка Саблино двое подростков пошли в известные всем катакомбы. Они наткнулись на неприметный лаз, заваленный камнями. Через него мальчики попали в сводчатый коридор шириной около двух метров, прорубленный в красном песчанике. В этом подземном проходе остались следы узкоколейки, а от основного коридора шли многочисленные ответвления. Ребята прошли по этому коридору 6 км, и, хотя проход шел дальше, мальчики решили вернуться.
Сохранились рассказы старожилов, утверждающих, что существует подземный лабиринт, уходящий под Волхов. Он может вывести к Новгороду. Эти ходы пытались исследовать, но в подземельях недостаточно воздуха и люди возвращались обратно.
Согласно существующим легендам есть подземный ход ведущий из Печерской крепости на расстояние в 50 верст и доходит он до Псковской крепости. Ход достаточно узкий и идти по нему можно только пригнувшись, но подземный проход имеет удобные пещеры для отдыха, собственные родники и запас свеч.
Не исключено, что эти находки подземных проходов под русскими городами, были частью системы Четырех крестов, ее фрагментами, а вполне возможно, представляли собой отдельные автономные укрепрайоны. При этом, идея с существованием отдельных укрепрайонов достаточно правдоподобна, поскольку длина коридоров могла быть оптимально подобрана в соответствии с задачами обороны, да и этот подход давал возможность строить подземные ходы в соответствии с конкретным ландшафтом местности.
История подземных ходов была бы безобидной, если бы многочисленные источники в зарубежных странах не рассказывали о наличии некой межконтенентальной сети подземных тоннелей. Вот, что рассказывал старый человек своему сыну, когда привел его в подземелье под Бабьей горой, находящейся между Польшей и Словенией: «По тоннелям, которые расходятся отсюда, можно попасть в разные страны и на разные континенты. Вот тот, что слева, в Германию, затем в Англию, и дальше, на американский континент. Правый тоннель тянется в Россию, на Кавказ, потом в Китай и Японию, а оттуда — в Америку, где соединяется с левым. Попасть в Америку можно и по другим тоннелям, проложенным под полюсами Земли. На пути каждого тоннеля есть «узловые станции», подобные той, в которой мы сейчас находимся». Рассказ старика прервал странный звук, похожий на тот, что издает поезд. Старик продолжил рассказ: «Тоннели, которые ты видел, построили не люди, а могущественные существа, живущие под землей. Это их дороги для передвижения с одного конца подземного мира на другой. А передвигаются они на летающих огненных машинах. Если бы мы оказались на пути такой машины, то сгорели бы заживо. К счастью, звук в тоннеле слышен на большом расстоянии, и у нас достаточно времени, чтобы избежать такой встречи.»
На сегодня подземный мир исследован мало и это можно объяснить множеством причин. Но если мы сможем найти подземные цивилизации, то это станет настоящей сенсацией 21 века!
No related links found
tainy.net
Дохристианские храмы Руси - Это фейк или правда?
Ещё о ведической Руси
Ведические храмы Древней РусиГде скрыты древнерусские храмы? Можно ли считать храмы первыми министерствами? / Валерий Чудинов
Ещё с Валерием ЧудиновымХрам Свентовида в Арконе. Художник Всеволод ИвановКак направления экономической и социальной деятельности были поделены между храмами? Как внешний вид храма зависел от его территориального расположения и геологического рельефа? Чьи храмы, по мнению профессора Валерия Чудинова, скрываются среди северных болот, а чьи – вырубаются в скалах? На каком языке сделаны надписи, которые находят в крымских пещерах? Зачем турки и крымские татары пытались уничтожить эти надписи и почему сегодня на них не обращают внимание во время экскурсий?В период христианства ведические храмы с удовольствием заняли последователи новой религии. Они же назвали своими большинство дохристианских символов. Откуда в христианство пришел крест? Какое настоящее имя Георгия Победоносца? Зачем Святой Георгий убивал копьем змея? Кого в древней Руси награждали Георгиевским крестом и существовала ли уже георгиевская лента? – профессор Чудинов изложит свой взгляд на эти вопросы.Валерий Чудинов: — Итак, вопрос о ведических храмах. Я хотел бы сначала чуть в сторону. Мы представляем, что мы живем в государстве, но у меня такое впечатление, что тысячу лет назад государство, в нашем смысле слова, не существовало. А что существовало? Храмы играли роли наших министерств, допустим, храм Мары – это не просто погребальная служба, как вот сейчас людей хоронят именно через погребальные конторы, но это еще и здравоохранение, это еще и социальное обеспечение, то есть там религиозные функции, может быть, не на первом плане стояли, а на первом плане стояли социальные. Поэтому, сколько храмов, столько и разных направлений деятельности. Например, храм Рода, он занимался строительством и производством любых инструментов, а храм Яра, он занимался всякими новинками, допустим, если в военной области, значит, это не только тактика, а, главным образом, стратегия. Если это, допустим, картография, это и карты, и глобусы, и так далее. То есть все было распределено по храмам четырех богов.
Это по назначению, теперь, как храмы делились. Естественно, каждой местности соответствовали свои храмы. Допустим, у нас если брать среднюю полосу, особенно север ее, то там очень много болот, и, скажем, храмы Мары были болотными храмами, поэтому туда было довольно сложно добраться, они специально были уединенными, чтобы никто из посторонних туда не заходил. Если, как Вы сказали, в Крыму, Крым – это горная местность, существовали горные храмы, но и эти горные храмы можно до сих пор найти. Правда, если Вам повезет, в кавычках, и будет экскурсовод, он, как правило, о том, что это были храмы, Вам ничего не скажет. Но зато Вы сами можете убедиться, на некоторых пещерах есть надписи, до сих пор сохранились надписи по-русски, надписи еще с того времени, когда там не было турок, когда там не было различных их диалектов, скажем, крымских татар. И, оказывается, примерно, четыреста лет там были чисто русские, и надписи все русские. Другое дело, что во времена турок и еще позже эти надписи вырубались, там есть следы кирки, под которыми можно видеть отдельные буквы, но целиком уже прочитать очень сложно надпись. Значит, это тип горных храмов. Вот такие же точно горные храмы, например, есть в Болгарии, там, скажем, недалеко от города Русе, Вам как нравится такое название, это на границе с Румынией, есть деревня под названием Иваново, там тоже горные храмы, причем там двухэтажные, трехэтажные горные храмы. Это все очень интересно. То есть наши предки на протяжении тысячелетий вырубали в скалах горные храмы.
Но позже, когда наступил период христианства, с удовольствием христиане заняли эти места и стали объяснять, что это именно христианские храмы, якобы у христиан никаких предшественников не было. На самом деле предшественники были, более того, была даже символика. Вы, наверное, в курсе дела, что само понятие Христа - это понятие дохристианское. И чем отличается, как Вы знаете, современный если мы берем католический крест, он имеет перекрестие где-то на уровне третьи от высоты, он такой вытянутый по вертикали. А если Вы берете православный крест, то у него две горизонтальные планки, верхние поменьше, нижние побольше и еще одна по диагонали, то есть он восьмиконечный. Если мы берем дохристианские кресты, то это, как правило, типа мальтийского креста, то есть крест с расходящимися лопастями, они расширяются к концам. И в частности, крест святого Георгия, один в один, это крест Яра, бога Яра. Кстати, слово «ярий», если Вы его произнесете по-гречески, а греки в качестве йоты используют букву «г», у них «г» читается как мягкая «й». И отсюда Ярий будет звучать как Йорий, понимаете? Это просто греческое произношение имени Яры. Так что герб Москвы, где святой Георгий Змея убивает копьем, это очень древний символ. И мне было удивительно в Крыму среди археологических находок есть находка такого креста, где написано, что да, действительно это крест Яра. Им награждали воинов Рюрика, представляете? То есть, по крайней мере, это 9 век нашей эры. Я не знаю, наверное, не было георгиевской ленточки, но сам крест именно такого типа, как у нас до революции награждали крестом Святого Георгия, был.
Нательный крест на Руси называли “Тельник”, нательную рубаху
Нательный крест на Руси,“тельник” спасал моряков испокон веков.
Вот такой утерянный для русских "Тельник" спасал наших дедов, выходивших в море до революции.
Древнейших на Руси крест.
Такой крестик, как и морские символы Вера, Надежда, Любовь носили на голое тело, как и тельняшку, которую изобрели русские и она так и носит исконно русское название - тельняшка.
Тельняшка, в просторечии тельник — это древнейшая флотская нательная фуфайка. (Википедия)
"Своя рубаха ближе к телу" - гласит русская поговорка. И именно тельняшка связанная руками любимого человека с вплетенными любовью и теплом спасали на Руси отважных воинов и моряков с незапамятных времен.Причем "Тельники" - обереги, символы защиты русским морякам любимые вязали именно полосатыми, чтобы не только отличаться от волн и ночью и днем и были заметны вахтенному, чтобы рыб отпугивать и морского дьявола как оса иметь отпугивающий вид но и помнили, что жизнь у нас всегда полосками и за любой черной полосой обязательно наступит светлая полоса жизни. Главное верить в это. Восточная ж страна и Инь- Ян никто не отменял.
Крест и полукружие под крестом пришедшие от якоря теперь так и означают - якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве
И до сих пор вы можете встретить этот элемент якоря на всех храмах.Русский Крест на храмах пришел из Моря
Крест в форме русской буквы X подчеркивающий и имя Христа называется “Андреевским” - именно на таком кресте был распят Святой Апостол Андрей Первозванный и в 1694 году император священной римской Империи Петр Великий приказал поместить изображение Андреевского креста на русском военно-морском флаге, который с этих пор называется “Андреевский” флаг.
Икона Андрея Первозванного осталась в Морском Соборе Андрея Первозванного в Питере. Сфотографирую - покажу. Это будет уже отдельная тема и дам тут ссылку.
30 Сентября - День моряков и морских святых и всех моряков поздравляю с их днем и всем желаю Веры, Надежды и Любви!
Потом родили легенду, что существовали три морские покровительницы: Вера, Надежда, Любовь которые спасали наших предков вышедших в море. Всем девочкам, рожденным в этот день выбирали эти имена и моряки женились именно на женщинах с этим именем и свадьбы играли именно в этот день - в этот день заканчивался пахотный и уборочный сезон и моряки начинали собираться в дальние походы к южным берегам.
Древние русские люди пользовались вот таким символом чтобы спасти себя в самый тяжелый момент и значение морскому кресту придавали совершенно иное, чем сейчас. Для предков это был символ надежды на прочное земное существование с верой в счастливое будущее.
В Древней Руси нательный крест считался обязательным для каждого христианина. Его носили на льняном шнурке на уровне сердца и зажимали в кулаке в случае опасности.
Русские кресты–тельники VI–XIX веков были уничтожены и переплавлены после утроенной нам англочанами революции на уничтожение Страны. Но мы не только выжили, а мы поверили, что это действительно блано, ведь у русских что не происходит - это к лучшему. Все приняли это переворот и неспроста многие моряки из белых переходили в красные и поэтому у нас осталия самый мощный русский флот в Мире.
В разных областях бытовали свои характерные формы тельников, связанные с местными, чтимыми в данном месте крестами. Так прототипом ажурных крестов с сомкнутыми концами, получивших распространение в новгородских и северных землях, послужил знаменитый новгородский Людогощенский крест 1359 года. Древнейшие кресты VI–XII веков, найденные на территории Херсонеса, древней русской столицы Киеве и других городов, имели простую равноконечную форму. В XIX веке этот тип крестов получил название «корсунского». Они изготовлялись из камня и украшались металлическими наконечниками, соединенными спиралевидной проволокой.
Для моряков якорь, крестообразный по форме, становится постепенно под влиянием церкви -или Собора символом надежды на крепчайший плод Креста — Царствие Небесное, на то, что Церковь — как корабль — доставит всех достойных в тихую пристань жизни вечной, а недостойных бросит в пучину Вод. Каждый может “взяться за предлежащую надежду, то есть крест, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий” (Еврейская библия, 18'—19). "Этот якорь, символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, и есть наша крепкая надежда."
Ещё одна разновидность древнего нательного креста русских моряков, который они брали в Море
"Крест Константиновский"Этот крест, по форме напоминающий древний русский крест или теперь его называют “мальтийский” крест или русский крест Александра Невского, имеет по четырем сторонам слова по древне русски на латыни: “IC.XC. NIKA”, что означает— “ Ии сус. Хри стос — Победитель”. Nika - Это Виктория - Победа.
Впервые эти слова были написаны золотом на трех больших крестах установленных в Царьграде Равноапостольным Императором Константином”. Теперь Морской собор Николая Чудотворца не заметен - утопает в Мечетях. Спаситель, Победитель ада и смерти в константинопольском русском морском соборе говорит: “Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его” (Апок. 3, 21). Именно этот крест с прибавлением слов “IС.ХС. НИКА” печатается, по древней традиции, теперь только на просфорах.
Неоднократно наши цари пытались себе вернуть эти древние русские святыни.Но туркам всегда на помощь приходят англичане которые боялись что русские опять выйдут в Дарданеллы. В Крымскую войну объединенным фронтом со всей Европой у русских отобрали право выходить через Босфор в Средиземное море к нашим морским святыням - к месту где захоронен главный морской святой Николай Чудотворец.Великая Греко-Российская Восточная Империя.
viktoriiako.livejournal.com
Система "Четырех Крестов" древней Руси.
В течение IX - XV веков на Руси, как повествуют сохранившиеся исторические источник, была создана система подземных сообщений между поселениями, имеющих оборонное значение. Их протяженность вызывает восхищение - сотни километров. В узловых точках этой системы, как правило, на поверхности, стояли храмы. Входов в подземелья было немного и знали о них только посвященные. Вероятнее всего, всю систему тайных подземных ходов создали только монахи.Сегодня известна система, получившая название "Четырех Крестов":Первая - киевский крест; вторая - северо-западная система: остров, Порхов, Псков, Новгород, изборск, Печоры, Гдов, Ладога, Тихвин, орехов, Ивангород, копорье, ям; третья - восточная система: на Урале; четвертая - южная: средняя Азия, краснодарский край, Крым.Система "Четырех Крестов" являлась самой большой тайной древней Руси и олицетворяла силу и мощь русского государства.К XVI век в России действовали каменные крепости, связанные между собой не только хорошими дорогами для быстрого передвижения на лошадях, но и подземными ходами, уходящими за территорию крепостей на расстояния до 30 км. Эти подземные проходы предназначались для подвоза продовольствия и боеприпасов в случае их осады. Ходы были рассчитаны на движение по ним на конных повозках.На сегодня известно о 49 подземных ходах древней Руси. В тоже время, в настоящее время не доказано, что существует некая глобальная сеть подземных ходов на Руси. Пока известно, что практика строительства тоннелей под землей сводилась к созданию отдельных подземных ходов, не связанных с друг другом. Со временем многие подземные коридоры либо обвалились, либо заросли кальцитовой корой и исчезали. Поэтому найденные подземные ходы древних русичей, которые сохранились, немногочисленны.В Москве и области очень много подземных ходов. Большинство из них возникли при проведении горных работ - в московском регионе добывали белый камень. Специалисты, изучающие подземные ходы под Москвой, утверждают, что под столицей проходят четырехуровневые подземные коридоры. Никаких карт этих подземелий не существует. Все они в разное время построены. Глубина их различна - зависит от рельефа местности. На самом нижнем уровне находятся тоннели относящиеся к системе четырех крестов (9-16 век. На втором и третьем уровне проходят ходы, построенные в 16-19 веках (как правило к ним относятся объекты под дворцово-парковыми резиденциями. Ходы первого уровня, чаще всего, выполняли хозяйственную функцию: соединяли кухню со столовой или же были, так называемыми потешными ходами, которые использовались для развлечения богатых вельмож, а построены они были в 18-19 веках. Как правило, ходы различных уровней не соединяются между собой, чтобы исключить затопление нижних уровней через верхние. В подземных ходах находятся многочисленные ловушки.В Петербурге все дворцы великих князей, построенные в 18-19 веках, имеют потайные ходы. А под самим императорским дворцом выстроены целые катакомбы с большой сетью ответвлений в виде широких коридоров, уходящих далеко от здания. Глубина подземных тоннелей не превышает 6-10 метров, поскольку в те времена строители подземных коридоров не имели необходимого опыта и технологий для прокладки тоннелей на больших глубинах.На севере Петербурга располагается любимое место отдыха горожан - шуваловский парк. Под самим парком находится большая сеть подземных ходов. Легенды указывают на их создателя - массона, графа Шувалова. Кроме этих древних подземных ходов там же существуют тайные ходы, построенные военными в более поздний период. Кстати, практически во многих парках Петербурга были построены оборонные сооружения с подземными переходами, дотами и помещениями. Предполагается, что их возводили перед первой мировой войной, а модифицировали перед второй мировой войной.В 1970 году произошел интересный случай. Недалеко от Петербурга в районе поселка саблино двое подростков пошли в известные всем катакомбы. Они наткнулись на неприметный лаз, заваленный камнями. Через него мальчики попали в сводчатый коридор шириной около двух метров, прорубленный в красном песчанике. В этом подземном проходе остались следы узкоколейки, а от основного коридора шли многочисленные ответвления. Ребята прошли по этому коридору 6 км, и, хотя проход шел дальше, мальчики решили вернуться.Сохранились рассказы старожилов, утверждающих, что существует подземный лабиринт, уходящий под Волхов. Он может вывести к Новгороду. Эти ходы пытались исследовать, но в подземельях недостаточно воздуха и люди возвращались обратно.Согласно существующим легендам есть подземный ход ведущий из печерской крепости на расстояние в 50 верст и доходит он до псковской крепости. Ход достаточно узкий и идти по нему можно только пригнувшись, но подземный проход имеет удобные пещеры для отдыха, собственные родники и запас свеч.Не исключено, что эти Находки подземных проходов под русскими городами, были частью системы четырех крестов, ее фрагментами, а вполне возможно, представляли собой отдельные автономные укрепрайоны. При этом, идея с существованием отдельных укрепрайонов достаточно правдоподобна, поскольку длина коридоров могла быть оптимально подобрана в соответствии с задачами обороны, да и этот подход давал возможность строить подземные ходы в соответствии с конкретным ландшафтом местности.История подземных ходов была бы безобидной, если бы многочисленные источники в зарубежных странах не рассказывали о наличии некой межконтенентальной сети подземных тоннелей. Вот, что рассказывал старый человек своему сыну, когда привел его в подземелье под бабьей горой, находящейся между Польшей и Словенией: "по тоннелям, которые расходятся отсюда, можно попасть в разные страны и на разные континенты. Вот тот, что слева, в Германию, затем в Англию, и дальше, на американский континент. Правый тоннель тянется в Россию, на Кавказ, потом в Китай и Японию, а оттуда - в Америку, где соединяется с левым. Попасть в Америку можно и по другим тоннелям, проложенным под полюсами земли. На пути каждого тоннеля есть "Узловые Станции", подобные той, в которой мы сейчас находимся". Рассказ старика прервал странный звук, похожий на тот, что издает поезд. Старик продолжил рассказ: "тоннели, которые ты видел, построили не люди, а могущественные существа, живущие под землей. Это их дороги для передвижения с одного конца подземного мира на другой. А передвигаются они на летающих огненных машинах. Таким образом, если бы мы оказались на пути такой машины, то сгорели бы заживо. К счастью, звук в тоннеле слышен на большом расстоянии, и у нас достаточно времени, чтобы избежать такой встречи. На сегодня подземный мир исследован мало и это можно объяснить множеством причин. Но если мы сможем найти подземные цивилизации, то это станет настоящей сенсацией 21 века! Ezomir.
science.ru-land.com
Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
Рис.2 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв
Редкость «сюжетных» тельных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями – чаще всего Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.2) При этом нужно учитывать популярность тельных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. – начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.
Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов – задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сличения с северным материалом можно выделить не более нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены. (Рис.3) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная. На многих крестах, происходящих с византийской территории, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. (Рис.4)
Рис.4 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв
Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, изображающих «рысь», а так же амулетов-топориков, и встречается на щитках большой группы колец, влияние на тип которых со стороны византийских предметов личного благочестия представляется весьма сомнительным. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.
Рис.5 Древнерусские нательные кресты с криновидным окончанием лопастей, XI-XIII вв.
Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу – на Балканах. (Рис.5)
Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.
Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.
Рис.6 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.
Особую, и весьма многочисленную группу, составляют так называемые крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна – в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христиански
historicaldis.ru
Система «Четырех крестов» древней Руси
В течение IX-XV веков на Руси, как повествуют сохранившиеся исторические источник, была создана система подземных сообщений между поселениями, имеющих оборонное значение. Их протяженность вызывает восхищение – сотни километров. В узловых точках этой системы, как правило, на поверхности, стояли храмы. Входов в подземелья было немного и знали о них только посвященные. Вероятнее всего, всю систему тайных подземных ходов создали только монахи.
Сегодня известна система, получившая название «Четырех крестов»:
Первая – Киевский крест; вторая – северо-западная система: Остров, Порхов, Псков, Новгород, Изборск, Печоры, Гдов, Ладога, Тихвин, Орехов, Ивангород, Копорье, Ям; третья – восточная система: на Урале; четвертая – южная: Средняя Азия, Краснодарский край, Крым.
Система «Четырех крестов» являлась самой большой тайной древней Руси и олицетворяла силу и мощь русского государства.
К XVI век в России действовали каменные крепости, связанные между собой не только хорошими дорогами для быстрого передвижения на лошадях, но и подземными ходами, уходящими за территорию крепостей на расстояния до 30 км. Эти подземные проходы предназначались для подвоза продовольствия и боеприпасов в случае их осады. Ходы были рассчитаны на движение по ним на конных повозках.
На сегодня известно о 49 подземных ходах древней Руси. В тоже время, в настоящее время не доказано, что существует некая глобальная сеть подземных ходов на Руси. Пока известно, что практика строительства тоннелей под землей сводилась к созданию отдельных подземных ходов, не связанных с друг другом. Со временем многие подземные коридоры либо обвалились, либо заросли кальцитовой корой и исчезали. Поэтому найденные подземные ходы древних русичей, которые сохранились, немногочисленны.
В Москве и области очень много подземных ходов. Большинство из них возникли при проведении горных работ – в московском регионе добывали белый камень. Специалисты, изучающие подземные ходы под Москвой, утверждают, что под столицей проходят четырехуровневые подземные коридоры. Никаких карт этих подземелий не существует. Все они построены в разное время. Глубина их различна – зависит от рельефа местности. На самом нижнем уровне находятся тоннели относящиеся к системе Четырех крестов (9-16 век). На втором и третьем уровне проходят ходы, построенные в 16-19 веках (как правило к ним относятся объекты под дворцово-парковыми резиденциями). Ходы первого уровня, чаще всего, выполняли хозяйственную функцию: соединяли кухню со столовой или же были, так называемыми потешными ходами, которые использовались для развлечения богатых вельмож, а построены они были в 18-19 веках. Как правило, ходы различных уровней не соединяются между собой, чтобы исключить затопление нижних уровней через верхние. В подземных ходах находятся многочисленные ловушки.
В Петербурге все дворцы великих князей, построенные в 18-19 веках, имеют потайные ходы. А под самим императорским дворцом выстроены целые катакомбы с большой сетью ответвлений в виде широких коридоров, уходящих далеко от здания. Глубина подземных тоннелей не превышает 6-10 метров, поскольку в те времена строители подземных коридоров не имели необходимого опыта и технологий для прокладки тоннелей на больших глубинах.
На севере Петербурга располагается любимое место отдыха горожан – Шуваловский парк. Под самим парком находится большая сеть подземных ходов. Легенды указывают на их создателя – массона, графа Шувалова. Кроме этих древних подземных ходов там же существуют тайные ходы, построенные военными в более поздний период. Кстати, практически во многих парках Петербурга были построены оборонные сооружения с подземными переходами, дотами и помещениями. Предполагается, что их возводили перед Первой мировой войной, а модифицировали перед Второй мировой войной.
В 1970 году произошел интересный случай. Недалеко от Петербурга в районе поселка Саблино двое подростков пошли в известные всем катакомбы. Они наткнулись на неприметный лаз, заваленный камнями. Через него мальчики попали в сводчатый коридор шириной около двух метров, прорубленный в красном песчанике. В этом подземном проходе остались следы узкоколейки, а от основного коридора шли многочисленные ответвления. Ребята прошли по этому коридору 6 км, и, хотя проход шел дальше, мальчики решили вернуться.
Сохранились рассказы старожилов, утверждающих, что существует подземный лабиринт, уходящий под Волхов. Он может вывести к Новгороду. Эти ходы пытались исследовать, но в подземельях недостаточно воздуха и люди возвращались обратно.
Согласно существующим легендам есть подземный ход ведущий из Печерской крепости на расстояние в 50 верст и доходит он до Псковской крепости. Ход достаточно узкий и идти по нему можно только пригнувшись, но подземный проход имеет удобные пещеры для отдыха, собственные родники и запас свеч.
Не исключено, что эти находки подземных проходов под русскими городами, были частью системы Четырех крестов, ее фрагментами, а вполне возможно, представляли собой отдельные автономные укрепрайоны. При этом, идея с существованием отдельных укрепрайонов достаточно правдоподобна, поскольку длина коридоров могла быть оптимально подобрана в соответствии с задачами обороны, да и этот подход давал возможность строить подземные ходы в соответствии с конкретным ландшафтом местности.
История подземных ходов была бы безобидной, если бы многочисленные источники в зарубежных странах не рассказывали о наличии некой межконтенентальной сети подземных тоннелей. Вот, что рассказывал старый человек своему сыну, когда привел его в подземелье под Бабьей горой, находящейся между Польшей и Словенией: «По тоннелям, которые расходятся отсюда, можно попасть в разные страны и на разные континенты. Вот тот, что слева, в Германию, затем в Англию, и дальше, на американский континент. Правый тоннель тянется в Россию, на Кавказ, потом в Китай и Японию, а оттуда — в Америку, где соединяется с левым. Попасть в Америку можно и по другим тоннелям, проложенным под полюсами Земли. На пути каждого тоннеля есть «узловые станции», подобные той, в которой мы сейчас находимся». Рассказ старика прервал странный звук, похожий на тот, что издает поезд. Старик продолжил рассказ: «Тоннели, которые ты видел, построили не люди, а могущественные существа, живущие под землей. Это их дороги для передвижения с одного конца подземного мира на другой. А передвигаются они на летающих огненных машинах. Если бы мы оказались на пути такой машины, то сгорели бы заживо. К счастью, звук в тоннеле слышен на большом расстоянии, и у нас достаточно времени, чтобы избежать такой встречи.»
На сегодня подземный мир исследован мало и это можно объяснить множеством причин. Но если мы сможем найти подземные цивилизации, то это станет настоящей сенсацией 21 века!
hystory.mediasole.ru
Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен.
Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова — обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.
Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому – известное вологодское издание).
И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.
Рис.2 Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII ввК самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов — переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.2) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.Рис.3 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII ввРедкость «сюжетных» тельных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями – чаще всего Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.3) При этом нужно учитывать популярность тельных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. – начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.Рис.4 Древнерусские нательные кресты скандинавских типов, XI-XIII ввБольшинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов – задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сличения с северным материалом можно выделить не более нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены. (Рис.4) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная. На многих крестах, происходящих с византийской территории, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. (Рис.5)Рис.5 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII ввСуществуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, изображающих «рысь», а так же амулетов-топориков, и встречается на щитках большой группы колец, влияние на тип которых со стороны византийских предметов личного благочестия представляется весьма сомнительным. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.Рис.6 Древнерусские нательные кресты с криновидным окончанием лопастей, XI-XIII вв.Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу – на Балканах. (Рис.6)
Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.
Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.
Рис.7 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.Особую, и весьма многочисленную группу, составляют так называемые крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна – в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную привеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия, пусть и с некоторыми оговорками. (Рис.7)
Основным аргументом для разделения крестовидных привесок на «христианскую» и «языческую» группу (и то и другое обозначение условно) может служить наличие или же отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих с византийской территории. В случае с «крестовключёнными» привесками мы должны признать их в большей степени предметами христианской культуры, чем языческой, так как существуют многочисленные аналоги, происходящие со всей византийской территории, а в Херсоне этот тип, насколько можно судить, был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные, или же близкие к криновидным завершения. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий сред византийского материала, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.
Рис.8 Древнерусские крестовключенные лунницы VII-XIII ввИнтереснейшим примером языческо-христианского синтеза могут служить лунницы, включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно без сомнения утверждать, что крест, возникший на некоторых типах линниц (впрочем, достаточно редких) – элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия» - то есть органического соединения языческих и христианских представлений в рамках единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование лунниц с крестом, которые должны быть включены как в своды домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов – ярчайшее его проявление. (Рис.8)
Подробнее о лунницах и других славянских оберегах можно прочитать в статье "Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков ".
Параллельно очерченной мной семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько типологических групп, основываясь на материале и технике изготовления крестов. У серьёзного историка, стремящегося к предметам «первого уровня», не может не возникнуть вопрос – а существуют ли золотые кресты-тельники? Предметы такие, конечно же, существовали, но, по-видимому, лишь в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов, происходящих с территории Руси. В то же время на территории Византии такие предметы не являются абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты кресты достаточно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.
Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой достаточно немногочисленную группу предметов. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.
Рис.9 Древнерусские каменные тельные кресты, XI - XIII вв.Отдельную группу составляют каменные тельные кресты. Их отличает простота формы, отсутствие резьбы. Лишь в некоторых случаях они обрамлены в серебряную оправу. В основном они сделаны из шифера, реже – из мрамора. Кресты из мрамора имеют византийское происхождение. Несмотря на то, что объективной редкостью они не являются – их часто находят во время раскопок на византийской территории - реально их не так много, что объясняется просто: они не могут быть найдены металлодетектором, и являются лишь случайной находкой.
Очень многочисленна группа эмалевых крестов. Стандартный «киевский» тип эмалевого креста относится к наиболее встречаемым типам домонгольских крестов. Разнообразие подтипов внутри общего типа простейшего эмалевого креста достаточно велико. Помимо самого базового разделения на два подтипа по количеству шариков, которыми заканчивается «ветвь», они различаются цветами эмали, а также декором оборотной стороны: если в большинстве своём эти кресты двухсторонние, то к более редкому типу могут быть отнесены односторонние кресты с гладкой оборотной стороной, с гравированным крестом на оборотной стороне или же с надписью, чаще всего нечитаемой из-за качества отливки.
Рис.10 Домонгольские нательные кресты с выемчатыми эмалями, XI - XIII вв.Помимо типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных привесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среду русских предметов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. (Рис.10)Рис.11 Древнерусские нательные кресты с чернью, XI-XIII ввОтдельную, достаточно немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка типов крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же — достаточно редки. (Рис.11)
Переходя к «технической» стороне описания интересующего нас материала, нельзя обойти молчанием два вопроса, волнующие любого заинтересованного человека, а именно: степень редкости предметов, к которым он обращает свой взгляд, и проблема подлинности этих предметов. Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может несколько ухудшатся, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняется. Насколько можно судить, кресты, по крайней мере, в домонгольское время, не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест – явление почти невероятное. Практическая же редкость может объясняться просто: в отличие от Византии, где существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории империи, на Руси литьевые мастерские были рассредоточены по всей территории государства. Произведения этих локальных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона бытования, и в том случае, если место производства какого-либо необычного типа крестов ещё не найдено, он может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр производства, и поятся десятки одинаковых или схожих предметов. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительно. Серебряные кресты объективно достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что наибольшую, хотя опять-таки относительную редкость могут представлять кресты необычной формы, имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более – мелкие разновидности.
Рис.12 Древнерусские нательные кресты с перегородчатой эмалью XI-XII ввСколь бы кратким не был этот набросок типологического описания крестов тельников домонгольской эпохи, он ставит перед вдумчивым читателем целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не поражать факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников. Ранее, когда единственным источником обретения предметов металлопластики являлись археологические раскопки, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым находкам энколпионов на селищах, стала ясна неправомерность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов – тельников и энколпионов – по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» (это кресты-энколпионы), другой же тип – то есть небольшие кресты-тельники – практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.
Славянская культурная ориентация – это, прежде всего ориентация на язычество. Однако это ни в какой степени не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием амулетной семантикой. Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии – наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами- ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека – своего хозяина – с силами внешнего мира. По-видимому, тельный крест имел охранительные функции – не случайно орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее соответствий среди византийского материала, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительный смысл.
«Двоеверие» как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду скудности источников, и здесь древнерусская металлопластика может являться одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Человек, обративший на неё свой взгляд, соприкасается с самой историей в её ещё нетронутом, ещё непознанном обличии, перед ним – предмет исследования, богатый и интересный, а что как не стремление к непознанному является той силой, что движет сердце и будит страсть увлеченного искателя истины?!