Медресе Кукельдаш построено в XVI в., в период господства узбекских правителей Ташкентского удела - Барак-хана и Дервиш-хана. Строителем медресе считается везир ташкентских ханов (1551-1575 гг.), прозванный Кукельдаш («молочный брат хана»). Сохранившаяся вакуфная грамота Дервиш-хана (1569-1570 гг.) завещает в пользу медресе караван-сарай, что свидетельствует о существовании в это время уже готового здания.
Медресе неоднократно приходило в упадок. По свидетельству ташкентского купца Нур-Мухаммеда, рассказ которого был записан в 1795 г. Оренбургской экспедицией, медресе в конце XVIII в. использовалось как караван-сарай. К этому времени, видимо, относится обрушение венчаний башен - гульдаста. Существовавшие до 1800 г. голубые купола над мечетью и дарсханой, а также второй этаж худжр были разобраны на кирпич в 1830-1831 гг. при правителе Ташкента Беклер-беке. Вслед за тем последовал ремонт силами ташкентских мастеров, оставивших свои имена в надписях на майоликовых плитках над входными дверями. Медресе служило кокандским ханам и крепостью (в 1860 г. из него вели пушечный обстрел восставших ташкентцев), и местом казни (до завоевания Туркестана Россией в 1865 г. с парапета на выстланную камнем площадку сбрасывали в мешках уличенных в неверности жен).
В 1868 и 1886 гг., во время сильных ташкентских землетрясений, верх входного пештака разрушился до пят свода. Восстановление свода портала, капитальные исследования и реставрационные работы вели в30-60-е годы XX в. советские реставраторы.
Медресе Кукельдаш - одно из крупнейших сохранившихся медресе XVI в. в Средней Азии. Памятник приподнят на высоком постаменте, выросшем на древних культурных слоях. План его традиционен - прямоугольный двор с худжрами, парадно оформленный передний фасад с высоким порталом, аркатурой и завершающими углы минаретами. Вестибюль имел коленчатые переходы, прямоугольный дворик с большим количеством расположенных в один-два этажа худжр (жилые кельи студентов медресе), входы в которые были оформлены арками.
К северо-востоку от Кукельдаша сохранились остатки памятника более раннего времени, постройка которого связана с именем Ходжа Ахрара. Это мечеть Джами.
www.malika-tashkent.com
Doca Tours | Медресе Кукельдаш
Медресе Кукельдаш — известное религиозное учебное заведение Ташкента, возведенное в 1569 году везирем ташкентских ханов династии Шейбанидов – Дервиш-хан по прозвищу «Кукелдаш», что переводится как «молочный брат». Дервиш-хан был молочным братом самого хана. В XVIII в. в медресе устроили караван-сарай для проезжих купцов, тогда же обрушились венчающие его башни – гульдаста. На протяжении многих лет здание было центром жизни города: неподалеку располагались торговая площадь, караван-сараи, кварталы ремесленников глашатаи объявляли указы правителей, проводились казни, жители делились новостями и слухами.
В XIX в. медресе служило крепостью кокандских ханов. До 1865 г. медресе Кукельдаш служило также местом публичной казни: с верхнего парапета центрального портала на выстланную камнями площадку сбрасывали в мешках уличенных в неверности жен, дабы укрепить народную нравственность.
Медресе Кукельдаш расположено на высоком холме в районе площади Чорсу. Памятник стоит на высоком постаменте, выросшем на древних культурных слоях. На своем веку Кукельдаш повидал многое, его использовали как крепость и гостиницу, он устоял после 2 землетрясений.
На сегодняшний день Медресе Кукельдаш остается центром, но уже так называемого «Старого города». Здесь, как и прежде расположен базар, на смену караван-сараям пришла гостиница «Чор-су», а в кварталах ремесленников, несмотря на развитие промышленности, из поколения в поколение передаются секреты мастеров.
Сегодня отреставрированное медресе является действующим медресе и выполняет свои прямые функции: здесь живут и обучаются студенты. Также сюда приходят верующие на пятничную молитву.
www.doca-tours.com
Кукельдаш — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Слово Кукельдаш или кукельташ может означать:
Кукельдаш или кукельташ (букв. — сердечный, искренний друг) — в Средней Азии высокопоставленная полицейская должность, в чьи обязанности входило отыскивать врагов государства и противодействовать им.
Низам ал-мулк Кулбаба кукельташ (умер в 1598 году) — кукельташ Абдулла-хана II, из династии шейбанидов и в дальнейшем был его активным сподвижником, за что в 1588 году был сделан наместником Герата. Был убит по приказу Абдалмумин-xaнa — сына и преемника Абдуалла-хана II. Кроме политической деятельности занимался меценатством написанием стихов (под псевдонимом Мухибби)[1].
Медресе Кукельдаш — два медресе в Узбекистане, названные в честь своего основателя Кульбаба кукельташа:
Напишите отзыв о статье "Кукельдаш"
Примечания
↑ [www.vostlit.info/Texts/rus9/Buchari2/frametext6.htm Хафиз-и Таныш Бухари. Книга шахской славы. Ч. 2. См. также примечания к части первой.]
__DISAMBIG__
Отрывок, характеризующий Кукельдаш
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди. А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю. Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
wiki-org.ru
Кукельдаш медресе. | silkadv.com
Поездка в Бухару.
«Слава живому, который не умирает!»
«Тысяча и одна ночь».
Одно из самых больших в Бухаре медресе. В нем 160 худжр. Однако такое их количество повлияло на комфорт: уменьшены площади айванов и дарсханы, отсутствуют подсобные помещения в жилых кельях.Медресе Кукельдаш - еще одна бухарская постройка периода правления Абдулла-хана II. Оно носит имя ханского сановника Кульбабы - Кукельдаша («молочный брат хана»), осуществившего строительство этого здания в 1568 - 1569 г.г.Медресе имеет габариты 86 х 69 метров и является одним из самых больших медресе Бухары. В нем размещается 160 худжр, расположенных в два этажа по периметру двора.Здесь учился один из самых известных среднеазиатских писателей XX века - Садр ад-Дин Айни (1878 – 1954 г.г.). Главный фасад медресе обращен к Ляби-Хаузу. Тимпаны арок его портала и двухъярусных лоджий отделаны голубой майоликой.Входной вестибюль имеет красивые сложные сводВторой этаж западного фасада оформлен аркадой стрельчатых ниш, в которые выходят двери худжр. В советское время медресе закрыли и какое-то время использовали как гостиницу.В западной части вестибюля медресе Кукельдаш находилась мечеть, а в восточной - дарсхана (учебный класс). барабаны их куполов опираются на пересекающиеся арки, углы которых оформлены ганчевыми сталактитами. Представляют интерес восемь настенных картин по углах дарсханы, нарисованных в 1930-е годы.Они воспроизводят эпизоды из жизни тружеников узбекского села в советское время, написанные в стиле социалистического реализма. Учеба в этом громадном медресе (80 х 68 м) построена по схеме восточного вуза-интерната.В этих многочисленных худжрах учащиеся-муллабачи проводили значительную часть жизни - около двадцати лет; по окончании им присваивалось звание мударрисов. Благодаря заслугам выдающихся деятелей средневековой Бухары, в XIX веке, сюда стекались для обучения не только с окраин Бухарского эмирата, но и со всех концов Средней Азии, Оренбурга, Казани и даже из Крыма.Муллабачи жили в худжрах. располагавшихся в два яруса и имевших выход на лоджии. В них было достаточно светло и удобно, стены часто украшались росписью и резными алебастровыми панелями.В дарсхане лекции проходили в форме вольного диспута, во время которого мударрис приучал студентов к живой полемике, остроумию и находчивости.
Источник:В. Г. Сааков «История Бухары». Издательство «Шарк», 1996 год. «Бухара. Шедевры Центральной Азии». Исторический путеводитель по Бухаре. 2012 год.
ФотографииАлександра Петрова.
www.silkadv.com
Сайт Фонда Ислама Каримова
Ташкент – это город, история которого насчитывает более двух тысяч лет, и здесь сохранилось много исторических памятников, являющихся прекрасным образцом центральноазиатского зодчества. Несомненно, особое место среди них занимает построенное в XVI веке медресе Кукельдаш.
Являющийся одним из крупнейших медресе в Центральной Азии, Кукельдаш расположен в историческом сердце города – в ташкентском Регистане (это центральный архитектурный ансамбль, который был в каждом крупном городе). Медресе стоит на небольшой возвышенности рядом со знаменитым базаром Чорсу, который на протяжении веков находился на перекрестке караванов, следовавших вдоль Великого шелкового пути.
Медресе было построено в 1591 г. на средства знаменитого государственного деятеля эпохи Шейбанидов Кул-бобо Кукельдаша (“кукельдаш” в переводе означает «молочный брат хана»). Согласно историческим документам, Кул-бобо являлся не только высокопоставленным чиновником, но также ученым и поэтом при дворе правителя Абдуллахана. Архитектура здания, построенного из жженого кирпича, выполнена в лучших традициях восточного зодчества. Фасад с высоким арочным входом декорирован цветной мозаикой и майоликой. Во внутреннем дворе прямоугольной формы по периметру разместились кельи-худжры, где в прошлом жили студенты, небольшая мечеть и зал для занятий (дарсхона).
В течение многих веков медресе Кукельдаш являлось центром жизни города. В XVIII веке здесь находился караван-сарай, в котором останавливались путешественники и приезжие купцы. Позже, в XIX веке, медресе служило крепостью правителей Кокандского ханства. В 30-х годах XIX века голубые купола мечети, дарсханы и второй этаж келий были разобраны на кирпичи для постройки других зданий, а позже восстановлены ташкентскими мастерами. В XIX веке медресе Кукельдаш пострадало от двух землетрясений – 1868 и 1886 года, и было впоследствии реконструировано в 1902-1903 гг. Разрушенный свод входного портала был частично восстановлен в 60-х годах XX века.
В ХХ веке в здании медресе находился музей атеизма, а затем музей узбекских национальных инструментов.
В годы Независимости здание медресе Кукельдаш было отреставрировано по сохранившимся фотографиям 80-х годов XIX века. После реставрации в 1999 году было решено вернуть медресе роль духовного учебного заведения.
fondkarimov.uz
Медресе Кукельдаш в Ташкенте — Waterfall.su
Отреставрированное медресе Кукельдаш, Ташкент.Самое большое медресе старого Ташкента это медресе Кукельдаш (Кукельдош). Медресе Кукельдаш построено в 1569 году по указанию визиря, которого в народе называли Кукельдаш, и чьим прозвищем и было названо медресе. Очень много лет медресе являлось центральным местом для жителей города. Оно собирало вокруг себя мастеров, ремесленников и торговцев, и со временем площади у медресе стали самым большим скоплением базаров, караван-сараев и очагом всей городской жизни старого Ташкента. Здесь люди могли узнать последние слухи, услышать новые указы правителей, и так же наблюдать казни на площадях.
В течении многовекового существования медресе Кукельдаш, его использовали и как крепость когда из медресе вели пушечные залпы по восставшим ташкентцам , и как гостиницу, и как место казни когда с парапетов сбрасывали неверных жен. Во дворе медресе проводились выборы депутатов в городскую думу, а в свое время здесь даже жил один из выдающихся узбекских поэтов Закирджан Фуркат. Во времена советского союза медресе использовали как склад. Медресе построено строго по традиционному плану – это прямоугольный внутренний двор и величественный монументальный фасад. Однако неизвестно как выглядело медресе при строительстве, множественные реконструкции и ремонтные работы полностью преобразили медресе. Даже ходили слухи, что изначально медресе было трехэтажным, а не двух, в каком виде оно есть сейчас. Всему виной время, и два мощных землетрясения, которое пережило медресе. Но ещё до землетрясений части архитектуры медресе разрушались, обрушились башни венчаний медресе называемые гульдаста. Голубые купола мечети, а так же худжур — второй этаж были разобраны на кирпичи. Но вскоре медресе было реставрировано силами местных мастеров, которые оставляли свои надписи над входными дверями мечети. Во время же землетрясений практически полностью порушился входной портал в медресе. Восстановление арки портала производилось уже советскими реставраторами. Медресе Кукельдаш стало первым древним памятником Ташкента, на восстановление которого были выделены субсидии. Сейчас медресе Кукельдаш реставрировано, и в некотором роде несёт то же назначение, что и сотни лет назад. Рядом с медресе расположен большой базар Чорсу, а в самом медресе учатся студенты.Медресе Кукельдаш сегодня.
Самое большое медресе старого Ташкента это медресе Кукельдаш (Кукельдош). Медресе Кукельдаш построено в 1569 году по указанию визиря, которого в народе называли Кукельдаш, и чьим прозвищем и было названо медресе. Очень много лет медресе являлось центральным местом для жителей города. Оно собирало вокруг себя мастеров, ремесленников и торговцев, и со временем площади у медресе стали самым большим скоплением базаров, караван-сараев и очагом всей городской жизни старого Ташкента. Здесь люди могли узнать последние слухи, услышать новые указы правителей, и так же наблюдать казни на площадях.
Самое большое медресе старого Ташкента это медресе Кукельдаш (Кукельдош). Медресе Кукельдаш построено в 1569 году по указанию визиря, которого в народе называли Кукельдаш, и чьим прозвищем и было названо медресе. Очень много лет медресе являлось центральным местом для жителей города. Оно собирало вокруг себя мастеров, ремесленников и торговцев, и со временем площади у медресе стали самым большим скоплением базаров, караван-сараев и очагом всей городской жизни старого Ташкента. Здесь люди могли узнать последние слухи, услышать новые указы правителей, и так же наблюдать казни на площадях.
waterfall.su
Медресе Кукельдаш в Ташкенте :: UzbekistanTravel.Ru
Медресе Кукельдаш считается самым большим медресе в Ташкенте и расположено в старой части города, рядом с местным базаром Чор-су. Медресе было построено в XVI веке по приказу визиря шейбанидского султана Дервиш-хана, у которого прозвище было «кукельдаш», что означает «молочный брат хана».
Медресе состоит из двух этажей с внутренним двором. Медресе было построено из жженого кирпича и украшено цветной майоликой, характерной для этого региона. Большую территорию составляют кельи-худжры, где проживали ученики. По углам располагаются башни-минареты.
К сожалению, основной портал был разрушен с 1886 по 1886 гг. из-за землетрясений и полностью восстановлен только несколько лет назад. Во внутреннем дворе медресе расположились два огромных айвана с огромными порталами. В 1902-1903 гг. медресе было восстановлено на средства местных жителей. Восстановление коснулось главного портала, который был полностью перестроен и на фасаде появился красивый орнамент, но после землетрясения в 1946 году, медресе подверглось разрушению снова и генеральную реставрацию в медресе сделали только во время обретения независимости в Узбекистане.
Как и любой исторический объект, с медресе Кукельдаш связано несколько легенд. Одна из них гласит, что медресе служило местом казни для неверных жен, которых сбрасывали в мешках с самого высокого портала для назидания местных жителей. Другая легенда повествует о фисташковом дереве, выросшем на одном из куполов медресе. Это дерево считалось священным.
В разные времена медресе использовали и как крепость, и место казни, и библиотека и т.д. Например, в XVIII веке медресе использовали как караван-сарай для купцов. В XIX веке в медресе устроили крепость кокандских ханов, на портале которого располагались пушки для обстрела митингующих. Также медресе Кукельдаш служило местом проведения собрания для местных мусульман. В конце XIX века здесь жил великий узбекский поэт Закирджан Фуркат.
Уже в XX веке здесь располагалась выставка с атеистическим наклоном и затем музей узбекских музыкальных инструментов. Стоить заметить, что только недавно медресе вернули статус медресе и сейчас оно действительно является духовным учебным заведением для местных мусульман, т.е. напрямую выполняет функцию, ради которой и возводилось медресе.
Рекомендуем почитать: Искренний отзыв о туре по Узбекистану от семьи Голенковых (Россия, Орловская область). Мы не любим хвастаться качеством своей работы с туристами, но когда приходят такие искренние отзывы, мы не можем не гордиться собой. С приятными ощущениями от прочтения и в хорошем настроении, мы публикуем отзыв этих хороших людей, которые действительно от всей души влюбились в Узбекистан.