Глава 1. Абхазы - древний этнос с самобытной культурой. Древний этнос
Глава 1. Абхазы - древний этнос с самобытной культурой.
Анализируя вопрос о происхождении абхазов и истории заселения занимаемой ими территории, большинство негрузинских ученых и некоторые современные грузинские исследователи (например, профессор О. Джапаридзе) считают, что всю западную часть Кавказа до IV-III тысячелетий до н. э. заселяли хетто-абхазо-адыгские племена. На генетическое родство древних абхазо-адыгских племен с хеттами указывают такие известные ученые, как И. Дьяконов, С. Еремян, И. Дунаевская, Вяч. Иванов и др.
Исследователи называют два направления передвижений предков народа на нынешние места их обитания: с Северного Кавказа, где ныне проживают родственные абхазам абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги, и с юга, со стороны Малой Азии через Колхиду. Согласно первому варианту - колыбель абхазо-адыгов должна быть локализована на северных склонах Западного Кавказа, в Прикубанской нише (Г. А. Меликишвили, М. Д. Лордкипанидзе и др.). Оттуда, в промежутке до I в. н.э. (по мнению таких авторов, как П. Ингороква, и после XVI в.) часть тамошнего населения переместилась на Черноморское побережье. Однако, поскольку со второй половины II тысячелетия до н.э. на Западном Кавказе абсолютно преобладали южные культурные потоки, то гипотезы о переселениях предков абхазов с севера на рубеже нашей эры и тем более в XVII в. лишаются какого-либо археологического обоснования.
Второй, южный, вариант сводится к тому, что прародиной абхазо-адыгов была Колхидская экологическая ниша и прилегающие к ней северо-восточные районы Малой Азии. Еще в конце II - начале I тысячелетия до н. э. там обитали племена, предположительно, родственные адыго-апсилам кашки-абешла (О. М. Джапаридзе, Г. А. Меликишвили, В. Г. Ардзинба и др.). В этом случае необходимо допустить перемещение (по побережью через восточнопричерноморский коридор и через перевалы) прямых языковых предков адыгов в течение II - начале I тысячелетия до н. э. на северные склоны Западного Кавказа. Предки зихов-убыхов при этом заняли нишу между Гагрским хребтом и Туапсе, связанную с соседними территориями достаточно труднопроходимыми сезонными тропами. Протоабхазские же племена как первичная часть общности продолжали обитать в Колхиде, где их в лице апсилов, абасгов и санигов их застали античные авторы.
Последними миграционными событиями в обозримом уже через письменные источники 2000-летнем диапазоне были перемещения части адыгов на восток (кабардинцы) и части абхазов на Северный Кавказ (абазины), обратные же передвижения сколь-нибудь серьезного масштаба не отмечены. Зато весьма показательна и миграция этнонимов: название абхазов – «абаза» переместилось с территории современного Гудаутского района (историческая Абасгия) на обширные области Северо-Западного Кавказа.
Попытка некоторых грузинских ученых подкрепить гипотезу о существовании в этом регионе грузинского царства тем, что найденные в большом количестве на территории Восточного Причерноморья монеты (названные колхидками) являются атрибутом колхидской государственности, е получили поддержки, так как эти монеты чеканились греческими городами и несут явный отпечаток греческой монетной традиции.
В то же время исторические материалы, начиная с I тысячелетия до н. э. свидетельствуют о наличии государства абхазов, располагавшегося на территории Западного Закавказья. Еще в VI в. до н. э Прокопий Кесарийский в работе «Война с готами» написал о существовании границы между лазами и апсилами, жившими вместе с абазгами. Современная картвелология хотя и причисляет лазов к картвелам, но сами они себя таковыми никогда не считали и не считают до сих пор. По его мнению, проходила она по реке Фазис, которая ныне называется Риони. Уже к III в. до н. э., в период начала правления династии Фарноваза в Закавказье, четко была определена граница территории абхазов. Она проходила по Кавказскому хребту, реке Ингур (Энгури), берегу Черного моря до нынешнего Батуми, по горам до истока реки Чорох и до озера Палакацио, далее по правому берегу реки Дебеда до Куры и, наконец, до Алазани с притоками. Важно то, что на конец IV в. до н. э. Абхазия являлась независимой страной, не входила в состав того, что нынешние грузинские историки называют «Грузией», а также то, что абхазы не относились к «грузинскому населению».
К концу I в. н. э. в Причерноморье образовалось несколько раннефеодальных протоабхазских княжеств, которые несколько веков взаимодействовали друг с другом и с соседними народами. Заселенная абхазами территория служила как бы мостом между Северным Кавказом и Черным морем. Второе направление связей определяло море - вдоль его берегов издавна двигались корабли в сторону Малой Азии и Крыма. Немаловажную роль играло и то, что основание треугольника, занятого абхазами, было открыто воздействиям с юго-востока, откуда вела подгорная дорога («Абхазский путь»), которой пользовались завоеватели и купцы.
Джваншер Джваншериани (Джуаншер Джуаншериани) в ХI в. в книге «Деяния Вахтанга Горгосала» написал, что в V в. граница между Абхазией и Иверией проходила опять-таки по Риони. Иоанн Сабанисдзе в VIII в. сообщал, что границы Абхазии заключают в себе территорию Халдии с Трапезунтом. Это же подтверждает византийский император и историограф Константин VII Багрянородный (Порфирогенет), который в Х в. тоже говорит о Трапезунте в границах Абхазии.
К XVII в. Абхазия определилась как самостоятельное, полностью независимое государство на нынешней территории. В «Новом и полном географическом словаре Российского государства, или Лексиконе», изданном в Москве в 1788 г., читаем:
«Абхазы вольный и многочисленный народ, живущий в Кавказских горах, язык коих ни с каким другим из известных, как только с черкесским, некоторое, но и то небольшое сходство показывает. Земля, на которой живет народ сей, на собственном их языке Абсны называется», т. е. Абхазией. Далее в источнике отмечены границы проживания абхазского народа: «В прежние времена, - говорится в словаре, - жил народ сей только по Западной, к Черному морю примыкающейся стороне Кавказских гор по рекам, прямо в сие море между Кубанью и Енгури впадающим. Последняя река отделяет его от Мингрельцев. Большая часть народа живет и доныне в сей стране и составляет уезды: Хирпис, Чаши, Садзе, Аибга и Ахшипсе, кои черкесам под общим именем Кушгашик, т. е. загорных, известны».
Согласно словарю в западной части Абхазии проживают тубы, убыхи, шаши, шапсуги. Далее составители словаря отдельно описывают «третью малую часть абхазского народа…, которая в прежнем столетии (т. е. в XVII веке) на северную сторону гор перешла, где она между Черкесскими уездами и Кабардою (речь идет об абазинских племенах)... Язык сих северных абхазов с языком полуденных абхазов совершенно сходствует». Далее указано, что центром всей этой территории является крепость Сухум-Кале, где находятся владетельные абхазские князья.
А как видят историю возникновения абхазов грузинские ученые? С. Шамба приводит выдержку из отзыва кафедры древней истории, археологии и этнографии Сухумского филиала Тбилисского государственного университета: «Ученые кавказоведы знают, что абхазский народ составляет два этноса. Исторические абхазы (те же грузины) и сегодня составляют около 80% абхазов. Они носят грузинские фамилии, большинство из них говорят
по-грузински и однофамильцев имеют среди грузин. Апсуа (абазины) на территории Абхазии появляются только в позднем Средневековье. До 1621 г. ни один апсуа в Абхазии не жил. С этого года в церковных и других летописных документах в Абхазии подтверждается проживание лишь трех фамилий».
С. Шамба отмечает, что в этом опусе выражается распространенный и распространяемый в Грузии взгляд на историю абхазского народа (и не только абхазского). Поскольку сам факт проживания на территории современной Абхазии предков абхазов отрицать невозможно, так как он подтвержден многими античными и средневековыми источниками, была выдумана концепция, согласно которой древние и средневековые абхазы - это те же грузины. Современные же абхазы (их называют апсуа по самоназванию абхазов) - «пару веков назад спустились с гор» - т. е. с Северного Кавказа.
В 1989 г. грузинский писатель Р. Мишвеладзе направил открытое письмо писателю Фазилю Искандеру, в котором писал: «...в природе никогда и нигде не существовали ни абхазский язык, ни абхазская культура, а проклятые большевики ввели в заблуждение наивных адыгейцев, придумали для них на территории Грузии абхазскую автономию, в паспортах записали несуществующую национальность «абхаз».
А вот как история абхазского народа выглядит в кратком ее изложении группой известных грузинских писателей М. Кахидзе, Р. Мишвеладзе. Т. Мебуришвили и Г. Джумухидзе в газете "Ахалгазрда комунисти" от 6 мая 1989 г., из которых следует, что абхазы вовсе не абхазы, а «с Северного Кавказа пару веков тому назад к нам (т. е. в Грузию) пришли адыгские племена (апшилы и абазги)... Племена, пришедшие в гости, назвались именем древнейшего грузинского племени, племени абхазов, и, осмелев от нашего простодушия, навязали адыгский язык грузинским абхазам, которые в течение тысячелетий и звука не могли издать на другом языке, кроме родного грузинского». Последнее утверждение звучит совершенно абсурдно и в корне противоречит как историческому опыту, так и законам лингвистики. В истории бывали случаи, когда тот или иной народ переходил на язык более развитых в культурном отношении пришельцев. Например, предки румын даки перешли на язык римлян. Обратных случаев не наблюдается. Так кочевники-булгары передали свое название балканским славянам, но те сохранили свой язык, который и сейчас понятен русским, украинцам и др. Как же могли, по утверждению грузин «безродные полудикие племена, не имевшие ни культуры, ни истории» навязать свой язык «простодушным грузинским абхазам»? Более того, известно, что фонетика абхазского языка настолько сложна и своеобразна, что освоить ее можно лишь в раннем детстве, а взрослые люди не способны это сделать. Но даже грузинские националисты не додумались до утверждений о тотальном похищении «полудикими адыгами» младенцев «грузинских абхазов».
Грузинским «историкам» Т.В. Коридзе и З.Д. Абашидзе удалось протащить этот тезис даже в «Православную энциклопедию», издающуюся под эгидой Московской патриархии, где в статье «Абхазский - Западногрузинский католикосат» встречается утверждение, что нынешние абхазы - это «переселившиеся в 30-е гг. XVII в. с Северного Кавказа племена, принявшие самоназвание местных абхазов».
В № 4 органа СП Грузии журнала «Критика» за 1989 год читаем: «Племя «апсуа» (самоназвание абхазов), спустившееся с Северного Кавказа и поселившееся на древнейшей грузинской земле, совершило неподдающееся человеческому понятию коварство: назвало себя «абхазами» и, присвоив нашу историю, «объявило» себя сыновьями и хозяевами самого прекрасного уголка земли Грузии... Если же хотели настолько уважить это апсуйское племя, написали бы им национальность – «апсуа». Свое недовольство вы (абхазы) имеете право выражать только в Адыгее». Особой эмоциональностью и грубостью отличаются статьи Р. Мишвеладзе: «...пядь за пядью облитую кровью, в течение веков завоеванную, мы пядь за пядью уступали всем без разбору - дервишу ли безродному, или спустившимся с Кавказских гор племенам, не имеющим ни культуры, ни истории... Станем хозяевами своих земель, создадим новые грузинские села на занятых гостями территориях». Как заявляет известный грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: «Абхазы - грузинское племя. А те, кто пришел к нам с Северного Кавказа, - всякая шваль, адыгея, убийцы и полудикие племена…».
Бывший президент Грузии З. Гамсахурдиа отмечал: «Грузия является страной грузин», подразумевая при этом, что Абхазия тоже принадлежит грузинам.
Писатель и публицист Г. Е. Церетели, один из организаторов группы «Меоре-даси» общественно-политического течения грузинской интеллигенции, как утверждала грузинская советская историография, идейно близкий русским революционным демократам, еще в 1873 г. писал:
«Весь Кавказ является нашей страной. Следует мысленно представить, что наша нога стоит на нашей земле, что мы находимся в нашей стране. Поселимся ли в стране черкесов, хоть в Дагестане, везде наша родина». Вслед за этими утверждениями Церетели призывал грузин занимать все побережье Черного моря до Крыма, к которому, «словно пиявки, присосались чужеродцы: греки, татары, евреи и другие».
Считаем необходимым, обратить внимание на работу Г. Пайчадзе «Названия Грузии в русских письменных исторических источниках», где нарушен основной принцип исследования, используемый мировой наукой: сначала анализ, затем синтез и в конце выводы. Г. Пайчадзе уже первый абзац своей работы начинает даже не с выводов, а с заключения о том, что все Закавказье буквально со II тысячелетия до н.э. являлось «Грузией», а все народы, обитавшие на его территории, - этнические «грузины». Что же касается «грузин» и «Грузии», то, как уже отмечалось, такого народа, нации или этноса, а также страны не существовало вплоть до новейшего времени. Поэтому говорить о существовании Грузии на протяжении 26 веков - это нонсенс, выдумка, не имеющая ничего общего с исторической действительностью. Из нашего исследования видно, что такие этнические группы народов, как колхи (потом гурийцы) и сваны действительно существовали в указанный период и что в начале ХХ в. они наряду с картвелами и кахетинцами вошли в состав новосозданной нации - грузин. В новое государственное образование вошли также и другие этнические группы: мингрелы, аджарцы, месхетинцы и др. Грузинская нация была образована и получила этот статус с момента начала существования государства Грузия 26 мая 1918 г. и, следовательно, существование нации и государства насчитывает едва ли одно столетие.
Начиная с XX в. происходит и коренное изменение этно-демографической ситуации в Абхазии. Если в 1886 году абхазы составляли 85 процентов населения Абхазии, то в 1916 году их доля снизилась до 57 процентов, а в 1926 упала до 27 процентов. Грузинская оккупация затянулась на долгие годы и перешла в жестокий постоянный геноцид. В результате планомерного заселения грузинскими поселенцами Абхазии, после ее аннексии Грузией и позже, в период существования СССР, был нарушен демографический баланс. Коренное население оказалось в меньшинстве и в таком угнетенном состоянии, что любые вопросы, связанные с суверенитетом, уже не только рассматриваться, но даже подниматься не могли, поскольку они должны были бы решаться большинством народа страны. А грузинское большинство было создано искусственно, за счет переселенцев из страны-оккупанта. Абхазия в этой ситуации теряла не только свою независимость. Наступление шло на язык народа, был введен грузинский алфавит, планомерно уничтожалась культура этноса. В итоге Абхазию из суверенного государства превратили в некую область, в которой проживает на правах меньшинства малая народность.
В числе доводов о том, что абхазы – это грузины, указывают и на наличие среди абхазов однофамильцев грузин. Это действительно имеет место. Обычно это бывает в результате ассимиляции либо искусственного или естественного изменения этно - демографической ситуации в регионе. Период интенсивного изменения фамилий в Абхазии приходится на время начала геноцида абхазского народа Грузией, активного заселения края грузинами и замены абхазского руководства страны грузинским. Процесс сопровождался этническими чистками, политической и физической расправой, уничтожением правящей элиты страны и ее интеллигенции и пришелся на годы сталинского режима. В сложившейся ситуации наличие среди фамилий, принадлежащих коренному этносу, иных, принадлежащих другим народностям, не может использоваться для отнесения всего этноса к этим народностям по такому признаку, как фамилии, поскольку их изменение происходило и в более ранние времена.
Исторические источники свидетельствуют, что еще в первый период грузинизации Абхазии духовными служителями разного уровня назначались исключительно пастыри из картвельской народности, не знавшие ни местного, ни русского языков. Они вели книги записи рождений, венчаний и смертей, и с их помощью абхазские фамилии переделывались на грузинский манер: Маан - Маргания, Эмхи - Эмухвари, Ачба - Анчабадзе, Инал-ипа - Иналашвили и т. д. Такая трансформация фамилий имела место и в ХХ веке в новый период грузинизации края. Авторы знают случаи, когда еврей Михельсон в потребу необходимости преобразовал свою фамилию в Михалашвили, а русский Маклаков - в Маглакелидзе.
Целенаправленная последовательная политика грузинского руководства по осуществлению геноцида по отношению к абхазскому народу должна была привести к полному очищению Абхазии от негрузинской части населения, и это явилось одной из причин конфликта, имевшего место в 1989 году. С целью полной ассимиляции абхазов, Минюст Грузии издает постановление № 3/1 от 23 февраля 1990 г., обязывающее органы ЗАГСа и МВД Абхазской АССР у граждан абхазской национальности с фамилиями, оканчивающимися на «ия», «иа», «ва», «уа» в документах, удостоверяющих личность, в соответствующей графе записывать национальность - «грузин». Это явилось насильственным изменением национальности этнических абхазов, а, соответственно, и их гражданства.
Детально описывая ситуацию в Закавказье в начале XIX в., Н. Дубровин сообщает следующее: после неоднократных просьб владетелей княжеств Центрального Закавказья о подданстве России:
«Россия предполагала причислить Грузию к числу русских губерний как «Царство Грузинское», и после 1800 г. Грузия (Картли и Кахетия, авт.) «на вечные времена» присоединяется к России. Ее территория к северу граничила с Кавказским хребтом, с запада от Имеретии отделялась Хопинскою долиною. От Ахалцихского пашалыка горами, на продолжении от урочища Топаравана до Ахбабы. С юга от Карского пашалыка она отделялась р. Арпачаем, от ханства Эриванского - оз. Гокча. К востоку р. Джагор отделяла ее от Ханства Ганжинского, а р. Алазань от Джаро-Белокань.
Грузия включала в себя Карталинию, Кахетию, Самхетию (состоящую из Триолети и Борчалы), Казахи, Шамшадыль, Бамбаки и Шурагель; земли хевсуров, пшавов, тушин, осетин. Все пространство ее не превышало 280 верст с востока на запад и 300 верст с севера на юг. Народонаселения было около 100 тыс. душ.
Западную часть Закавказья составляли царство Имеретинское, владения Мингрельское, Абхазское, Гурийское, признанные независимыми от Турции по Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 г., и пашалык Ахалцихский».
Первые официальные упоминания о «Грузии» содержались в военных сводках и отчетах в период войн с Персией в ХУШ веке, в которых принимала участие и Россия. На рис. 2 представлена карта того времени, определяющая границы «Грузии» в понимании российских военачальников. В соответствии с картой, являющейся юридическим документом, эти границы включали в себя только Карталинию. Абхазия к этому княжеству никакого отношения не имела.
Граница между Абхазией и Мингрелией, указанная на карте XVIII века, являющейся первым юридическим документом, проходит по реке Енгурн (Ингур), а так называемая «Грузия», согласно этой карте, расположена на незначительной территории Центрального Закавказья и даже не граничит с Абхазией. Южная граница Абхазии по реке Ингур отмечается и другими авторами:
«Мы теперь уже в Абхазии, границы которой принято считать от города Гагры до р. Ингур, несмотря на то, что часть страны, от р. Кодор до р. Меркулы или Мокви, очень долго принадлежала Мингрелии и составляла одну из дальнейших частей княжества Дадианов; от Меркулы же до Ингури простирается так называемая Самурзакань, или владение Мурза-Хана», пишет графиня Уварова.
Рис. 2 Выкопировка из «Плана операций корпуса ген.-майора Сухотина в Азии в компании 1771 году»(фрагмент). Из «Грамоты и др. исторические документы ХУШ столетия, относительно Грузии. Т. 1, с 1768 по 1774 годы».
В книге «Сведения об удобствах квартирного расположения всех родов войск в Абхазии (Краткое военно-статистическое обозрение с квартирной картой)», составленной 1-м отделом Департамента Генштаба в 1843 году, подробно описывается граница Абхазии, начиная от Самурзакана до земли джигетов. В ней приводится подробная характеристика природы - лесов, вод, рек, озер, населенных пунктов, состояние хозяйств в целом, сословное положение и др. К книге приложена большая квартирная карта Абхазии.
Ф. Ф. Торнау в книге «Воспоминания кавказского офицера» пишет, что «настоящая граница Абхазии начинается на правом берегу Ингури». Интересные сведения о границах Абхазии мы находим в трудах К. Д. Мачавариани. Он писал:
«Границы Самурзаканского участка составляют с севера Кавказские горы (отроги их), с юга Черное море, с востока река Ингур и пограничная Мингрелия, а с севера - р. Охурей и Кодорский участок - Самурзакан получила свое название от князя Мурзакана Шервашидзе, которому владетель Абхазии поручил заведование этим участком... С левой стороны Ингура начинается Мингрелия, именно Зугдидский и Сенакский уезды». В этой работе также подчеркивается, что Самурзаканский район всегда являлся территорией Абхазии и находился за пределами Мингрелии, а на начало ХVIII в. был заселен только абхазами.
В 1864 г. грузинский священник Д. Мачавариани и русский генерал И. Бартоломей отмечали: «Самурзакань отделяется от последней (Мингрелии) Ингуром, который часто бывает непроходим, тогда как со стороны Абхазии она не имеет такой преграды. Это может служить объяснением большего влияния в прежнее время Абхазии, чем Мингрелии, на Самурзакань и подтверждением народного предания о прежней нераздельности Абхазии с Самурзаканью». На протяжении последних трех веков и до сего дня эта река является политической и государственной границей Абхазии, отделяющей ее от Мингрелии и Грузии.
Летописные источники подтверждают существование с VIII по ХI в. могущественного независимого государства - Абхазского царства, территория которого охватывала районы на севере до Кубани, на юге - до Батума, включая часть современной Восточной Грузии, с Тбилиси и далее до Армении. В последующий период в составе Абхазо-Имеретинского царства существовало автономное политическое образование – княжество Абхазия. В XII-XIII вв. резиденцией абхазских владетельных князей Чачба - Шарвашидзе служил Цхум (Сухум). Этот княжеский род правил Абхазией до середины XIX в. В середине XIII в. под ударами монголов Абхазо-Имеретинское царство распалось на множество царств и княжеств, среди которых было и отдельное государство - княжество Абхазия. Затем, на протяжении 600 лет, до принятия в состав Российской империи в 1810 г., ни с одним царством или княжеством Абхазское княжество не объединялось. Напротив, в течение этих столетий с переменным успехом вело с ними борьбу. Так, например, в конце XIII - начале XIV в. Мингрелия оккупировала восточные области Абхазии (Цхумское воеводство) до Анакопии. Борьба за эту территорию велась до XVII в. К моменту вступления в 1803 г. Мингрелии в состав России крепость Анаклия на левом берегу р. Ингур находилась в руках Абхазии, где в заложниках пребывал наследник мингрельского владетельного князя. Даже наличие крупнейшего оборонительно-разграничительного сооружения Кавказа - 60-километровой Келасурской (Великой Абхазской) стены не смогло остановить абхазов, взявших тот рубеж штурмом и восстановивших по р. Ингур свою древнюю политическую границу. Контролируемая абхазскими князьями территория то сужалась, то вновь расширялась, но никогда Абхазия не прекращала своего существования в своих исторических границах.
В конце XVIII – начале XIX века большинство кавказских государств вошли в состав России: Картли-Кахетия – в. 1801 году, Мингрелия – в 1803 году, Имеретия – в 1804 году, Гурийское княжество – в 1811 году. В 1804-1806 гг. к России были присоединены азербайджанские ханства. В 1810 году в состав России вошла и Абхазия, которая никогда не была и не представляла себя «грузинским» народом, нацией или этносом. Граница с юга отделяла Абхазию от Мингрелии и других царств и княжеств, являвшихся самостоятельными государственными образованиями. Абхазия вошла в состав Российской империи как суверенное государство, субъект мировой политики, что и было признано и зафиксировано юридически. Абхазское княжество, испросив у России покровительство, вошло в ее состав с собственной территорией, фактически идентичной сегодняшней, сохранив при этом, в отличие от всех других княжеств, существовавших на территории современной Грузии, автономный статус.
Начавшееся сразу же после 1810 года переселение абхазов в Турцию (так называемое "махаджирство") приобрело массовый характер. Несколько десятков тысяч людей были вынуждены покинуть родину. Для оставшихся - царские чиновники были чужой властью. В 1866 г. вспыхнуло Лыхненское восстание, в котором приняли участие примерно 20 тыс. человек. Это была попытка восстановить княжество, т. е. государственность, но оказалась неудачной и была подавлено военной силой. А вслед за этим начались жестокие репрессии - тюрьмы, ссылка, каторга. В 1877 году произошло новое восстание и очередные репрессии, в том числе повторное переселение в Турцию. На этот раз Абхазию покинули до 50 тыс. человек. Это была национальная трагедия. На протяжении XIX в. Абхазия лишилась около 180 тыс. человек, из них 135 тыс. абхазов. Страна обезлюдела. Ее территория стала заселяться народами иных национальностей: армянами, греками, немцами, эстонцами, русскими, украинцами, евреями. Но больше всего в страну устремилось так называемых грузин, т. е. картвелов, кахетинцев и мингрелов. За десятилетие (1886 - 1897 гг.), численность поселенцев из Закавказья в Абхазии выросла в шесть раз, достигнув 26 тыс. человек. Национальный состав населения резко изменился.
Но дело этим не закончилось. В том же 1864 году, в связи с началом массового исхода коренного населения в Турцию, часть территории Абхазии от реки Мзымта до реки Бегрипста была присоединена к образованному в то время Черноморскому округу, впоследствии губернии. Царское правительство и в дальнейшем продолжало нарушать территориальную целостность Абхазии. В конце XIX в. император Николай II подарил значительную часть Гагринского участка своему родственнику, принцу А. Ольденбургскому, который в 1903 г. основал «Гагринскую климатическую станцию» – аристократический курорт. Указом императора от 24 декабря 1904 года было утверждено «Положение о присоединении Гагринской климатической станции с прилегающим районом до реки Бзыби к Сочинскому округу Черноморской губернии». Колонизация территории, начавшаяся с первой половины ХIХ столетия, приняла массовый характер в последней четверти века и шла со всех сторон – из Турции, России, Мингрелии, Имеретии. По данным Г. Дзидзария, Абхазия в ХIХ в. делилась на Бзыбский, Абхазский (Сухумский) и Абжуйский округа, Цебельдинское (с 1837 г.) и Самурзаканское (с 1840 г.) приставства. В 1840 г. было образовано Джигетское приставство в пределах от р. Гагрипш до р. Хоста (Малая Абхазия). В 1841 г. эта территория была причислена к Абхазскому княжеству, а в 1847 г., вместе с Цебельдинским приставством, передана Черноморскому округу. Столицей являлись Лыхны. Г. Дзидзария также сообщает, со ссылкой на И. К. Аша (1830), что «северо-западной границей Абхазии является р. Гагрипш, с которой и начинается земля джигетов», а после того, как русские построили в Гагре в 1830 г. укрепление, эта земля была присоединена к Абхазии, а еще позже вошла в Сухумский отдел.
Территориальное устройство Сухумского военного отдела, формально входившего в состав Кутаисской губернии, подвергалось и позже постоянным реформациям. После 1864 г. бывшее III отделение Черноморской береговой линии (от р. Гагрипш до р. Кодор) было поделено на округа: 1) Очемчирский (бывший Самурзаканский округ и Цебельда), Гудава, Окум, Бедия, Очемчири, Илори, Дальское ущелье, Георгиевское и Цебельдинское укрепления; и 2) Пицундский: (Абхазия, бывший Абживский, Бзыбский и Сухумский округи), Дранды, Келасури, Сухум-Кале, Аацы, Гудаут, Соук-су, Цера, Пицунда, Гагры, Псху, Ахчи-Псху.
Таким образом, на основе объективных сведений можно сделать следующие выводы:
1) Античные авторы подтверждают существование абхазского этноса с V в. до н. э. и далее, а также его обитание на территории Абхазского государства, располагавшегося на всем побережье Западного Закавказья. Его южная граница проходила по р. Фазис (Рион), а иногда в его пределы входили и более южные районы, в том числе Трапезунт.
2) Хотя Абхазское царство, располагавшееся на территории нынешней Абхазии, областей Восточного, Южного Закавказья и частично Армении в течение почти шести веков, распалось на ряд отдельных феодальных образований, самостоятельное Абхазское государство продолжало существовать на исторически подтвержденной территории зарождения его этноса. Весь период обитания в этом районе с V в. до н.э. абхазов как этноса, территория Абхазии оставалась в существующих ныне границах, являясь собственностью ее народа и никогда не передавалась во владение кому-либо в легитимном порядке.
3) Расположение в доисторические времена абхазов в области нынешней Колхиды и их вытеснение к северу племенами, позже заселившими этот район, подтверждается наличием различного рода абхазских топонимов в Юго-Западном Закавказье.
4) Государство абхазов уже в ту пору владело собственным названием - "Абсны", сохранившимся до настоящего времени в прочтении "Апсны", что и есть Абхазии.
5) Подтверждается многочисленность абхазского населения, проживающего в стране, особенно учитывая то обстоятельство, что к этому времени еще не имело места махаджирство, приведшее к исходу из страны нескольких сотен тысяч абхазов и близких им народов.
6) В документах четко определена территория средневековой Абхазии и ее границы, проходящие с юга по р. Ингур до Кавказского хребта, вдоль него на север и до Кубани.
7) Предельно ясно оговаривается самобытность абхазского языка, не имеющего сходства с другими (в первую очередь, с языками картвельской группы), кроме определенного подобия с черкесским и рядом других языков народов Северного Кавказа. Вероятно, сходство с языком этого народа и послужило одной из причин отнесения в "Словаре..." границ Абхазии к Кубани, поскольку в ту пору на северной от границ Абхазии территории проживали именно черкесы.
8) Указание на наличие в стране только одного языка свидетельствует об отсутствии на территории Абхазии, других народностей с собственным языком, т.е. о гомогенности ее населения.
9) Очень важным является тот факт, что Абхазия отделяется от Мингрелии рекой Ингур (Энгури), служащей естественной границей. Это подтверждает то, что на исконно абхазской земле до середины ХVIII в. (во всяком случае, до его начала,) никогда не проживали так называемые «грузинские» племена
и, тем более, народы картвельской семьи. Раздел проходил, как и в настоящее время, по р. Ингур. Первое упоминание о южной границе по р. Ингур, отделяющей Абхазию от южных соседей, относится к III в. до н. э.
11) Приведенные летописные материалы еще раз устанавливают безосновательность всех инсинуаций со стороны историков, политиков и писателей Грузии, пытающихся доказать, что в мире нет, и не существовало никогда ни Абхазии как государства, расположенного на собственной территории в строго очерченных границах, ни абхазского этноса, проживающего на этой территории на протяжении нескольких тысячелетий.
12) Подтверждается факт наличия признака, необходимого для признания за государством суверенности, – наличие собственной территории и проживание на ней коренного этноса – абхазов.
www.apsuara.ru
Древние этносы и государства — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — каталог, страница 1
Аварский каганат Ава́рский кагана́т, государственное образование аваров в Паннонии в середине 6 — конце 8 вв., основанное выдающимся полководцем, ханом (каганом) Баяном. Представлял собой объединение кочевых... Авары Ава́ры (обры), крупный кочевой племенной союз, в котором преобладали тюркоязычные племена. Русские летописи называли их обрами. Впервые упоминаются Приском Панийским в середине 5 в., позднее сведения... Алания Ала́ния, государство аланов в центральной части Северного Кавказа, на рубеже 9-10 веков выделилось из Хазарского каганата; распалось в результате монголо-татарского нашествия в начале 13 века. В... Аланы Ала́ны (самоназвание ироны, в византийских источниках — аланы, грузин. осы, рус. ясы) — ираноязычные племена сарматского происхождения, предки осетин. Аланы выделились в 1 веке нашей эры из... Анты (в истории) А́нты, название объединения славянских племен у византийских и готских писателей 6 — начала 7 вв. Название впервые встречается в керченской надписи 3 века нашей эры. Основные сведения по истории... Берендеи Беренде́и, тюркское кочевое племя в южнорусских степях в 11-12 вв. Берендеи упоминаются в русских летописях с 1097 до конца 12 века. Вместе с родственными торками и печенегами ко второй половине 11... Бужане Бужа́не, название группы восточных славян, живших в верховьях Западного Буга и Южного Буга. Упоминаются в «Повести временных лет». Предполагают, что бужане и волыняне ранее назывались дулебами. По... Булгар Булга́р (Болгар), средневековый город в 5 км от левого берега Волги (ниже устья Камы), упоминается в источниках с 10 века; в конце 10-11 веках — столица Волжско-Камской Булгарии. В 1236 разорен и... Буртасы Бурта́сы, племенной союз 5-11 веков в Среднем и Нижнем Поволжье (примерно от современной Сызрани до Волгограда). Буртасы впервые упоминаются арабскими авторами в 10 века, в русских литературных... Весь Весь, прибалтийско-финское племя. По летописи, обитало в районе Белого озера; по данным топонимики, занимало территорию от Восточного Приладожья до Белозерья. С весью торговали булгарские купцы,... Волжско-Камская Булгария Во́лжско-Ка́мская Булга́рия (Болгария), средневековое государство в Восточной Европе 10 — начала 15 века, первое государственное образование на территории Среднего Поволжья и Прикамья. Оно сыграло... Волжско-Камские Булгары Во́лжско-Ка́мские Булга́ры (волжско-камские болгары), тюркоязычные племена, составившие в 10-14 веках основу населения Волжско-Камской Булгарии. Племена булгаров пришли во второй половине 7 века на... Волыняне Волы́няне (велыняне), объединение восточнославянских племен, живших в в 10-11 веках на территории Волыни в бассейне верхнего течения Западного Буга и Припяти. Видимо, волыняне выделились из... Восточные славяне Восто́чные славя́не, одна из трех (наряду с западными и южными) основных групп древних славян, образовавшаяся после распада их этнической и языковой общности. Восточные славяне сложились в 6-9 веках... Вятичи Вя́тичи, союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения Оки. Родоначальником вятичей летопись считает легендарного Вятко: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася... Голядь Го́лядь, балтийское племя, упоминаемое в русских летописях 11-12 веках; жило в бассейне реки Протвы, правого притока реки Москвы, между вятичами и кривичами. В 12 веке было ассимилировано восточными... Гунны Гу́нны (лат. Chunni, Hunni), кочевой племенной союз, сложившийся во 2-4 веках в Приуралье из тюркоязычных хунну, пришедших во 2 веке из Центральной Азии и местных племен угров и сарматов.... Древляне Древля́не, восточнославянский племенной союз в 6-10 веках, занимавшее территории Полесья и Правобережной Украины по течению рек Тетерев, Уж, Уборть, Ствига, Случь; к северу до реки Припять. Древляне... Дреговичи Дреговичи́, восточнославянский племенной союз, живший по реке Припять и ее левым притокам. По Припяти известны археологические памятники дреговичей 9-10 веков: остатки земледельческих поселений,... Дулебы ДулЁБЫ, восточнославянский племенной союз на территории Западной Волыни. По летописи, в 7 веке дулебы пострадали от нашествия аваров; в 907 году их дружина участвовала в походе Олега на Царьград....
megabook.ru
Ящик пандоры – Русский этнос это древнейшее в Европе нордическое население
Откуда есть пошла Русская земля? Может ли русский народ, чье народное («национальное») самосознание на протяжении многих веков подавлялось всеми возможными методами, сохраниться в эпоху, когда запущены глобальные процессы целенаправленного планомерного уничтожения белой Расы через пропаганду расового смешения, ведущие к вырождению человечества, повышению его управляемости и, в конечном счёте, к его гибели?
На исследование вопросов Расы в современном мире наложено табу. Силы, манипулирующие человечеством прочно ассоциировали эту тему с человеконенавистническими идеологиями. И сделано это далеко неслучайно. Именно здесь кроется та духовная сила, о которую разбивались все планы поработителей человечества.
Об исследованиях расовой принадлежности русского народа, которые официально проводились в СССР, историк Георгий Сидоров пишет следующее:
«Я перелистнул несколько страниц и мне на глаза попалась монография Н.Н.Чебоксарова «Монголоидные элементы в населении центральной Европы». Удивило количество людей, которых исследовал учёный, их, оказалось не много – не мало, а целых 8500 человек. «Ну и работу провернул этот Чебоксаров! – невольно восхитился я. – Сколько же лет он работал?».
И мне захотелось найти выводы, сделанные учёным. И когда я их отыскал, то не поверил своим глазам: Н.Н.Чебоксаров, ссылаясь на данные своей работы, утверждал, что основной признак монголоидности – эпикантус, у русских, в развитом виде, почти не встречается. Его еле заметные зачатки из 8500 обследованных, он встретил всего у 12 человек! В Германии же неразвитый эпикантус заметен у 8% граждан. Эстонцы, латыши, немцы, французы, даже западные украинцы считают нас, русских, полуазиатами. Пишут научные статьи о том, что мы, русские, возникли от смешения финнов, уральских угров и древних, ушедших из Европы на восток неполноценных европеоидных племён. Мало этого, с VI века нас периодически прессовали то гунны, то авары, позднее печенеги, половцы и наконец, монголы. Но данные антропологического исследования говорят, что мы, русские, более европеоиды, чем немцы! Как это понимать? У немцев монголоидных признаков на 2% больше, чем у нас. Откуда могли взяться монголоиды в Западной Европе? Неужели это потомки загадочных тунгров? Гибридных племён, смешанных с европейским питекантропом? Другого вывода я не находил.
«Если так, то многое в поведении западноевропейцев становится понятным. Оказывается, со временем, генетический звериный комплекс расползся по всей западной Европе. В результате такого феномена население центральной части Германии и Австрии стало более монголоидным, чем мы, русские! Хорошо, – рассуждал я. – Всё это касается потомков питекантропов. Но в Европе жили ещё и неметы – неандертальцы. Неметы, значит, не умеющие говорить – немые. От них и произошло слово немцы. Но неметы не обладали монголоидностью. Жаль, что по линии неметов Н.Чебоксаров не проводил исследований. Иначе могли быть выводы ещё более любопытные».
Я перелистнул ещё несколько страниц подборки и натолкнулся на статью Кожевникова «Русология». В ней говорилось о результатах антропологической экспедиции 1955-1959 г. В.Бунака. Учёный обследовал 100 групп великорусов. В своей работе Бунак выявил максимальные и минимальные пределы отклонений, и пришёл к выводу, что у русского народа – они минимальные. Различные группы русских, несмотря на громадную удалённость друг от друга, представляли собой, практически, однородный этнос!
«Как это могло быть? – недоумевал я. – Неужели, древний орианский генофонд за тысячи лет изоляции русских родов друг от друга, почти не изменился? Он должен был стать другим уже сам по себе, под влиянием различных условий жизни, не говоря о факторе генетического смешения с другими этносами. Но почему-то не стал. Почему? Неужели настолько мощная у нас, русских, звёздная природа, что её не меняют даже тысячелетия изоляции? А прибалты, французы, англосаксы, даже братья по крови, поляки, нас считают полутатарами… Вот тебе и полумонголы-полутатары! За что же вы, господа западники, нас считаете «смешай господи»? Уж, не за то ли, что вы сами представляете в своём большинстве гибридную расу? В.Бунак не сделал такого вывода, но отметил, что у русских антропологический разброс изменений в два раза меньше, чем у немцев, французов, англичан и других народов Европы. Получается, что мы, русские, по расовому признаку чистокровные европеоиды к тому же, предельно однородные. Западные же европейцы – совсем иные. У них в два раза больше, чем у нас, монголоидных и других признаков, зато последние уверены, что они представляют собой эталон европеоидной расы, а мы великорусы, белорусы и малорусы – смесь монголоидов, финно-угров и неполноценных гибридных славян. Всё наоборот! Как и должно быть в нашем перевёрнутом мире!»
…Не торопясь, я прочитал статью о русской антропологии А.Л.Башмакова. Этот исследователь работал в начале XX-го века, он не относился ни к коммунистам, ни к демократам. Башмаков был рядовым русским учёным. Поэтому его работы для меня являлись наиболее ценными. Меньше, чем за час я просмотрел его монографию и остановился на выводах. Они оказались точно такими, как и у Н.Н.Чебоксарова и В.Бунака. Различные группы русских, несмотря на значительную удалённость друг от друга, антропологически однородны.
«Неужели, никто так, за кордоном и у нас, в СССР, не читал эти работы?» – не переставал удивляться я. – Или все наши продажные журналисты, которые выставляют русских как «смесь бульдога с носорогом», настолько бессовестные и наглые, что им наплевать на науку? А может, вся эта русофобствующая ватага подобралась или подобрана из инородцев и гибридов? – пришла мне внезапно мысль. – Поэтому они так и стараются!».
Раздумывая над тем, что пришло в голову, я нашёл в журнале «Вопросы антропологии» за 1995 г. статью В.Е.Дерябина – «Методика статистического межгруппового анализа антропологических данных».
«Рассмотрение смешанного набора признаков», – прочитал я длинный многообещающий заголовок.
Перелистав статью, я взялся за её изучение. В работе Деребина не было ничего нового. Учёный, так же как и его предшественники, теперь уже, применив математический анализ, пришёл к выводу об антропологическом единстве русского этноса. Мало этого, по его исследованиям мы, русские, более светлые, чем остальные народы Европы. Среди нас на 25-30% больше блондинов, чем в Германии, Дании или Швеции… От того, что я прочёл, меня бросило в жар.
«Получается, что «белокурые бестии вовсе не немцы, а мы, восточные славяне! Германские же блондины – это, в основной своей массе, онемеченные потомки западных славян и жителей балтийского порусья, русов.
Другого вывода в голову мне не приходило. Подумав немного, я взялся за изучение статьи «Краниология народов восточной Европы и Кавказа в связи с проблемами их происхождения». Эту работу написал выдающийся советский антрополог В.П.Алексеев. Поэтому я её читал с особым вниманием. Вывод у В.П.Алексеева был тот же: русский этнос более однороден, чем любой западный. Кроме этого, ссылаясь на работы своих коллег, Алексеев пришёл к выводу, что в русском этносе, несмотря на его однородность, прослеживаются древние межплеменные различия. Например, белорусы происходят от радимичей и дреговичей, правобережные украинцы от древлян. То же самое и с другими группами русского населения. Черниговцы представляют собой копию своих предков – северян, смоляне и псковичи – кривичей, новгородцы и поморы очень похожи на средневековых словен. По мнению Алексеева, русский этнос представляет собой древнейший в Европе пласт чисто нордического населения. Несмотря на еле видимые специалистами межплеменные различия, он целостен и удивительно однороден. На вопрос, как такое могло произойти, учёный в своей работе не ответил. Досконально изучив статью В.П.Алексеева, я мельком просмотрел в русском антропологическом журнале №3 и статью Краснова. Учёный написал её в 1902 году. Он обследовал 10 российских губерний. Свою работу учёный проводил на военных призывных пунктах. И какой же вывод: тот же самый. Русские, в основной своей массе, белокурые сероглазые европеоиды. Блондинов среди них, на юге, от 20% и выше. На севере – от 50 до 70%.
Перелистнув статьи ещё нескольких антропологов, я открыл одонтологическое исследование А.А.Зубова. Свою работу Зубов опубликовал в 1970 году, в период наибольшего расцвета Советской науки. К удивлению исследователя, среди всех, им изученных групп русского этноса, ни у одного человека он не обнаружил ложкообразных монголоидных зубов. По мнению А.А.Зубова, монголоиды за всю историю русского народа, никогда с ним не смешивались. Зубов первым из Советских учёных подверг сомнению факт монголо-татарского ига. По его мнению, монголов и монголоидных тюрок никогда на Руси не было, а те, кого принято считать монголо-татарами, ими, по Зубову, вовсе не являлись. Посмотрел я работы и других исследователей. Все они утверждали одно и то же. На несколько минут остановился на выводах генетиков. По их мнению, русский этнос более чем на 90% однороден и принадлежит к европеоидной нордической расе. Гибриды в нём составляли от силы 8-9%, а монголоидов, практически, нет совсем.
«Вот тебе и полугунны-полуавары, полухазары-полупеченеги, полуполовцы-полумонголы! – думал я, идя к себе в спальню. – Всё как из басни Крылова, когда льву набросили на хвост ярлык, что он осёл. Последнюю тысячу лет на земле воцарилось время ярлыков. Ярлыки навязываются народам дегенеративной западной цивилизацией. Весь мир это понимает, но ничего поделать не может. А если, кто и начинает интенсивно с этой бедой бороться, то на него, в средние века устраивались крестовые походы, а в наше время, таких и бомбят, и завоёвывают».
pandoraopen.ru
Народы мира. Список и рейтинг
Вы знаете сколько народов в мире? Наверное, мало кто сможет точно ответить на этот вопрос, даже среди ученых и историков. В одной только России составляют 194 позиции народы мира (список можно продолжать и дальше). Все люди на Земле совершенно разные, и в этом самое большое преимущество.
Общая классификация
Конечно же, всех интересуют количественные данные. Если собрать все народы мира, список будет бесконечным. Намного проще классифицировать их по определенным признакам. Прежде всего это делают в зависимости от того, на каком языке говорят люди в пределах одной территории или одних культурных традиций. Еще более обобщенная категория – языковые семьи.
Вот их посчитать будет попроще. Всего в мире принято считать, что языковых семей 20. В них входят разные народы мира (кроме России). Список общей классификации представлен ниже:
Индоевропейская языковая семья. Говорят на похожем языке 150 народов, которые расбросаны практически по всей территории Азии и Европы. Численность населения составляет 2,8 млд человек.
Вторая группа – китайско-тибетская семья. Это практически все население Китая и стан смежных с ним. Всего насчитывается 1,4 млд человек этой языковой группы.
Афразийская семья объединяет арабские народы и государства Юго-Западной Азии и Северной Африки.
Нигеро-кордофанская семья – это практически все народы Центральной и Южной Африки.
Сохранившиеся в веках
Каждый народ, независимо от того, какая у него история, всеми возможными силами старается доказать, что их предки строили Вавилонскую башню. Каждому лестно думать, что он или она относятся к тем корням, которые берут начало в далеких-далеких временах. Но есть древние народы мира (список прилагается), доисторическое происхождение которых не вызывает сомнений ни у кого.
Койсанцы. Удивительно, но этот малочисленный народ Африки в мире является самым древним. В генах этих людей ученые обнаружили особое ДНК, которое отличается от любого другого. Народу этому свыше 100 тыс. лет.
Баски. (9-10 тыс. до н. э). Это были первые индоевропейцы, пришедшие на территорию Европы и не покидавшие ее до наших дней.
Китайцы (4-5 тыс. до н. э.). Центр мировой цивилизации зародился на берегах реки Хуанхэ, и самые древние народы мира (список вы видите) включают и их.
Ассирийцы (4-3 тыс. до н. э.). Первой империей в истории человечества считается ассирийская, и именно эти народы находятся на четвертом месте.
Эфиопы (3 тыс. до н. э.). Даже египтяне считали их своими прародителями.
Евреи (2-1 тыс. до н. э.). Удивительный народ, который тысячелетиями не имел свой независимой территории, но сумел сохранить традиции и культуру.
Крупнейшие народы
На Земле много крупных народов, имеющих одни исторические корни. Например, в мире 330 народов, насчитывающих по миллиону человек. А вот таких, где более 100 млн человек (в каждом) - всего одиннадцать. Рассмотрим список народов мира по численности:
Китайцы – 1,17 млн человек.
Хиндустанцы – 265 млн человек.
Бенгальцы – 225 млн человек.
Американцы (США) – 200 млн человек.
Бразильцы – 175 млн человек.
Русские – 140 млн человек.
Японцы – 125 млн человек.
Пенджабцы – 115 млн человек.
Бихарцы – 115 млн человек.
Мексиканцы – 105 млн человек.
Яванцы – 105 млн человек.
Единство в многообразии
Еще одна классификационная характеристика, позволяющая различать население мира, заключается в трех основных расах. Это европеоидная, монголоидная и негроидная. Некоторые западные ученые-историки выделяют немного больше, но эти расы все равно стали производными от трех основных.
В современном мире насчитывается большое количество контактных рас. Это привело к тому, что появились новые народы мира. Список пока не приводится учеными, ведь точной классификацией никто не занимался. Вот несколько примеров. Уральская группа народов произошла от смешения некоторых ветвей северных европеоидов и северных монголоидов. Все население южной островной Азии возникло в результате родства монголоидов и австралоидов.
Вымирающие этносы
На Земле есть народы мира (список прилагается), численность которых составляет несколько сотен человек. Это вымирающие этносы, которые пытаются сохранить свою самобытность.
Ливы. Живут в Латвии с 12 века. Сейчас насчитывается не более 280 представителей. Когда-то у них был даже родной язык, но сейчас он позабыт.
Цаатаны. В Монголии верят, что только у этого этноса сохранилась настоящая тайна шаманизма. Узнать ее можно у одного из 200 человек.
Кокопа. Родина племени - граница между Мексикой и США. Представителей немного – около 300 человек.
Ваорани. Люди этого племени живут в Эквадоре. Отличаются чрезвычайно низким ростом. Даже мужчины не бывают выше 150 см.
Мурси. Чернокожее племя Африки, узнать которое можно по растянутой нижней губе. Поселение насчитывает 7,5 тыс. человек.
Ненцы. Этот народ хорошо знают в России. Но, увы, смешанность населения приводит к полному искоренению первобытных ценностей. Осталось всего 45 тыс. человек.
Ладакхи. Единственный народ в мире, проповедующий полиандрию (когда женщина имеет нескольких мужчин). В горах Тибета сохранилось 50 тыс. человек.
Выводы
Понятие "народ" можно трактовать по-разному. Одни будут утверждать, что это население в пределах государства, другие будут настаивать на том, что неважно, где живут люди, главное, чтобы их объединяли какие-то общие черты, определяющие их принадлежность к одним историческим истокам. Третьи же будут считать, что народ – это этнос, существовавший на протяжении веков, но стершийся с годами. В любом случае все люди на Земле очень многообразны и изучать их одно удовольствие.