Древний маяк. Александрийский маяк, он же Фаросский - высочайшая конструкция Древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Александрийский маяк: краткое описание. Древний маяк


Самый древний маяк в мире • Сооружения

декабря 06, 2010

Самый древний маяк в мире

Башня Геркулеса

Самый древний в мире маяк из ныне действующих носит название Башня Геркулеса (исп. Torre de Hércules). К слову, он является и единственным из ныне используемых римских маяков: был построен еще во времена расцвета Римской империи, а находится в городе Ла-Корунья (Испания), в его северной части.

Башня Геркулеса, высота которой составляет 55 метров, расположена на возвышающемся на высоте 57 м скалистом берегу полуострова, который находится в заливе Бетансос, что в Атлантическом океане.

Ранее (до 1791 года) башня представляла собой строение призматической формы с квадратным основанием. Снаружи были две двери и окна с ассиметричным расположением. Сегодня в каменной стене можно заметить следы некогда выбитой спиралеобразной лестницы ведущей наверх. Башня Геркулеса не зря носила такое название: она была одним из самых высоких зданий в Испании построенных римлянами. Два нижних этажа здания были высотой по 9,6 метров каждый, а верхний – 14,35 метров.

Башня сегодня

На сегодняшний день в интерьере Башни Геркулеса оставлены неизменными неотъемлемые атрибуты древнеримских строений. На четвертом этаже, высота которого составляет 21 метр и который был пристроен в ходе переделки производимой еще в 1791 году, имеется двухуровневая комната восьмиугольной формы, а каждый из трех нижних этажей включает в себя по 4 комнаты. Толщина гранитных стен башни составляет 2,15 метров, из них 155 см – внутренняя часть, а внешняя отделка – 60 см.

С 2009 года Башня Геркулеса числится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чудо света - Александрийский маяк

Отметим, что первым маяком в истории был Александрийский маяк, который, к тому же, считается одним из семи чудес света. Он был построен еще в III веке до н.э. на острове Форос, недалеко от известного египетского города Александрия, в честь которого и был назван.

Он предназначался для освещения пути в александрийской бухте: ранее корабли часто разбивались об рифы, которые находились в этой бухте. Маяк простоял чуть менее тысячи лет и в 796 году н.э. был разрушен землетрясением. Позднее арабы, поселившиеся в Египте, проводили работы по восстановлению маяка, а в конце XV в. по приказу султана Кайт-бея на месте маяка была воздвигнута крепость, которая и по сей день привлекает множество туристов.

Вика Юнер, Samogo.Net

Последние опубликованные

Самая большая свинья в мире: где она живет? Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производители Рейтинг детских смесей: самые популярные производители

samogoo.net

Александрийский маяк - чудо света на острове Фарос

Александрийский маяк

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Александрийский маяк чудо света

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк на острове Фарос: предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Фаросский маякМаяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство Александрийского маяка

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов, притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро: как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет (часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка).

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).

Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света (хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э.).

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Александрийский маяк фото

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птоломей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя, затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.

Как выглядел Фаросский маяк

Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

    Фаросский маяк со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;Для того чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра, который, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Александрийский маяк: крушение

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше – восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

Источник

Похожие чудеса:

chydesa-mira.ru

Семь чудес света: Александрийский маяк

Шестым чудом света является Александрийский маяк (он же Фаросский маяк). Построен он был в 3 веке до нашей эры на Средиземном море.

В Египте, на небольшом острове Фарос, что недалеко от Александрии, была бухта, имеющая большое значение для торговых судов. Именно по этой причине появилась необходимость в постройке Фаросского маяка.

Семь чудес света Александрийский маяк (1)

Едва ли кто-то предполагал, что выдающееся сооружение войдет в семь чудес света. В темное время суток языки пламени, отражаемые водной гладью, были видны на расстояние более 60 километров, позволяя кораблям благополучно миновать рифы. Днем, вместо света использовался столб дыма, заметный также чрезвычайно далеко.

Семь чудес света Александрийский маяк (2)

Простояв практически 1000 лет, Александрийский маяк серьезно пострадал от землетрясения, произошедшего в 796 году н.э. Когда в Египет пришли арабы (XIV век), они решили восстановить грандиозную постройку, достигнув всего 30 метров от первоначальной высоты.

Однако реконструкции не суждено было завершиться, и к концу 15 века Кайт-бей, известный султан, обосновал на фундаменте маяка крепость. Кстати она существует до сих пор.

Семь чудес света Александрийский маяк (3)

Интересные факты про чудо света Александрийский маяк

Во времена царствования в Египте Птолемея II, было принято решение построить знаменитый маяк. По плану, на осуществление задумки должно было уйти 20 лет, но все жители увидели шедевр гораздо раньше. Главным архитектором и строителем этого сооружения является Сострат Книдский.

На мраморной стене маяка он высек свое имя, а затем, наложив тонкую штукатурку, написал слова, прославляющие Птолемея. Естественно, через недолгий срок штукатурка обсыпалась, и в века вошло имя выдающегося мастера. Так вот, Сострат окончил строительство Фаросского маяка за 5 лет, что по меркам древности было вообще мгновением!

Семь чудес света Александрийский маяк (4)

Александрийский маяк складывался из трех башен. Первая, самая нижняя, прямоугольная часть монумента, служила техническим целям. Там жили рабочие и солдаты, а также хранились необходимые для ухода за маяком инструменты и инвентарь. Над первой частью возвышалась вторая, восьмиугольная башня.

Вокруг нее вился пандус, чтобы поднимать по нему топливо для огня. Третий ярус представлял собой величественную цилиндрическую постройку, оборудованную сложной системой зеркал. Именно здесь горел жизненно важный огонь, распространяя свой свет на многие километры вокруг.

Высота седьмого чуда света Фаросского маяка составлял от 120 до 140 метров. На самом верху была установлена статуя бога морей Посейдона.

Семь чудес света Александрийский маяк (5)

Некоторые путешественники, описывая поразившее их чудо, упоминали о необыкновенно устроенных статуях. Первая указывала рукой на солнце, на протяжении всего дня, а когда солнце заходило – рука опускалась.

Вторая статуя днем и ночью отбивала звуком каждый час. Третья постоянно указывала направление ветра, играя роль флюгера.

Семь чудес света Александрийский маяк (6)

В XII веке нашей эры корабли перестали пользоваться александрийской бухтой по причине того, что она стала чрезвычайно илистой. Именно это послужило тому, что выдающееся сооружение пришло в полный упадок. Еще позднее, в XIV веке, вследствие землетрясения чудо света Александрийский маяк совершенно разрушился.

На его месте была воздвигнута крепость, не раз менявшая свой вид. Сейчас на этом историческом месте располагается база египетского флота и, несмотря на разные предложения, идею восстановления маяка власти не рассматривают.

Если вы любите интересные факты и истории из жизни великих людей — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Александрийский маяк фото. Cамый старый маяк в мире. Чудеса света.

Гавань Александрии представляла большую опасность для судоходства, Нил вносил большое количество ила, что усложняло маневрирование среди мелководья и камней. Для облегчения жизни мореплавателям и обозначения безопасного пути, был построен Александрийский маяк, находившийся на расстоянии 1300 метров от берега.

Александрийский маяк фото

Александрийский маяк фото

Строительство началось около 280 лет до нашей эры. Нам точно известно имя создателя маяка, которое было высечено и скрыто под слоем штукатурки, на одной из плит найденных ученными на дне гавани. Надпись гласит: «Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради мореходов».

Александрийский маяк, чудеса света

Александрийский маяк, чудеса света

Между островом Фарос и материком построили временную дамбу, по которой доставляли необходимые материалы. Для строительства были собраны известные ученые и академики Александрии, задействован весь флот и лучшие технические решения.

Чудеса света - маяк

Чудеса света — маяк

Внешний вид маяка сохранился на монетах, а так же в древних писаниях путешественников. Основным материалом служил мрамор, гранит и известняк. Маяк был установлен на призму высотой около шестидесяти метров, основанием 32х33 м., тут хранился необходимый инвентарь. Крыша нижней части по углам, была украшена статуями тритонов, в центре стояла вторая часть — сорока метровая, восьмигранная башня, поверх которой стояла верхняя часть из восьми колонн с куполом и девяти метровой статуей Посейдона.

Маяк Александрийский

Маяк Александрийский

Свет маяка распространялся на расстояния до 100 километров, источником такого мощного свечения были горящие дрова окруженные полированной бронзой и линзами из кварца. Дрова доставляли на повозках запряженный ослами, по огромной винтовой лестнице идущей внутри маяка. Величественное сооружение прослужило человечеству более тысячи лет, а после было разрушено тремя землетрясениями. В середине тринадцатого века материк приблизился к острову скрыв пристань под песком. Ну а в 1482 году, султан Кайт — бей построил на месте маяка крепость, которая до сих пор привлекает к себе миллионы туристов.

Самый первый маяк

Самый первый маяк

До сих пор в мире нет маяка выше Александрийского, который по некоторым писаниями достигал 180 метров. Самый высокий маяк современности располагается на Француском острове Уэссан, но его высота всего лишь 100 метров.

Александрийский маяк фото. Cамый старый маяк в мире. Чудеса света.

planeta-best.ru

Чудеса света: Александрийский маяк

Одним из семи чудес мира является Александрийский маяк – сооружение, построенное на острове Фарос в третьем веке до нашей эры. Построение находится недалеко от известного египетского города Александрия, в связи с чем ему и дано такое название. Другим вариантом может быть словосочетание «Фаросский маяк» - от названия острова, на котором он находится.

александрийский маяк

Предназначение

Первое чудо света – Александрийский маяк - изначально было предназначено для того, чтобы помогать заблудившимся морякам, желающим добраться до берега, благополучно преодолев подводные рифы. Ночью путь освещали языки пламени и сигнальные лучи света, исходящие от огромного огня, а днем – столбы дыма, исходившие от костра, находящегося на самой вершине этой морской башни. Александрийский маяк прослужил верой и правдой почти тысячу лет, но был очень сильно поврежден землетрясением в 796 году до нашей эры. После этого землетрясения в истории записано еще пять очень мощных и длительных подземных толчков, которые окончательно вывели из строя это великолепное творение человеческих рук. Конечно же, его не раз пытались реконструировать, но все попытки привели лишь к тому, что от него осталась небольшая крепость, которую построил султан Кайт-бей в 15 веке. Именно эту крепость и можно увидеть на сегодняшний день. Она – все, что осталось от этого величественного творения человека.

фаросский маяк

История

Давайте немного углубимся в историю и узнаем, как же строилось это чудо света, ведь это действительно увлекательно и интересно. Сколько всего произошло, какие особенности построения и его предназначение – обо всем этом мы расскажем вам ниже, не поленитесь только прочесть.

Где находится Александрийский маяк

Маяк построили на небольшом острове под названием Фарос, что находится у берегов Александрии в Средиземном море. Вся история этого маяка изначально связана с именем великого завоевателя Александра Македонского. Именно он был создателем первого чуда света – вещи, которой гордится все человечество. На этом острове Александр Великий решил основать большой порт, что он собственно и сделал в 332 году до нашей эры во время своего визита в Египет. Сооружение получило два названия: первое – в честь того, кто решил его построить, второе – в честь названия острова, на котором оно находится. Помимо столь известного маяка завоеватель решил построить еще и одноименный город – один из наибольших портов в Средиземном море. Следует отметить, что за всю свою жизнь Александр Великий построил около восемнадцати полисов с названием «Александрия», но именно этот вошел в историю и известен до наших дней. В первую очередь был возведен город, а уже потом его главная достопримечательность. Изначально на строительство маяка должно было уйти 20 лет, но не тут-то было. Весь процесс занял только 5 лет, но, несмотря на это, сооружение увидело мир только в 283 году до нашей эры, уже после смерти Александра Македонского – во времена правительства Птолемея ІІ – царя Египта.

фаросский маяк фото

Особенности строительства

Александр Македонский решил очень тщательно подойти к вопросу строительства. Как гласят некоторые источники, он более двух лет выбирал место для постройки порта. Завоевателю не хотелось создавать город в дельте реки Нил, чему он нашел очень хорошую замену. Строительную площадку разбили в двадцати милях к югу, недалеко от иссыхавшего озера Мареотис. Ранее там находилась платформа египетского города Ракотиса, что в свою очередь немного облегчило весь процесс постройки. Вся выгода месторасположения была в том, что порт смог принимать судна как со Средиземного моря, так и с реки Нил, что было весьма прибыльно и дипломатично. Это не только увеличило прибыль завоевателя, но также помогло ему и его последователям построить крепкие связи и купцами и мореходцами того времени. Город успели создать еще при жизни Македонского, а вот Александрийский маяк стал разработкой Птолемея первого Сотера. Именно он доработал конструкцию и воплотил ее в жизнь.

Александрийский маяк. Фото

Посмотрев на изображение, мы увидим, что маяк состоит из нескольких «слоев». Три большие мраморные башни стоят на основании огромных каменных блоков, общим весом в несколько сотен тысяч тонн. Первая башня имеет форму громадного прямоугольника. Внутри нее расположены комнаты, предназначенные для жилья солдат и рабочих порта. Сверху находилась меньшая восьмиугольная башня. Спиральный пандус являлся переходом к верхней цилиндрической башне, внутри которой размещался большой костер, который и служил источником света. Вся конструкция весила несколько миллионов тысяч тонн, без учета украшений и приборов, находящихся внутри нее. Из-за этого почва начала проседать, что вызвало серьезные проблемы и потребовало дополнительных укреплений и строительных работ.

чудо света александрийский маяк

Начало огня

Несмотря на то что Фаросский маяк был построен на протяжении 285 – 283 годов до нашей эры, он начал работать только в начале первого века до нашей эры. Именно тогда и была разработана вся система сигнальных огней, работающая благодаря большим бронзовым дискам, направляющим свет в море. Параллельно с этим был придуман состав пороха, который выделял огромное количество дыма – способ указания пути днем.

Высота и дальность исходящего света

Полная высота Александрийского маяка - от 120 до 140 метров (разницу составляет перепад высоты грунта). Благодаря такому расположению свет от костра было видно на расстояние более 60 километров в яркую погоду (есть свидетельства о том, что в штиль свет было видно за 100 километров и более) и до 45-50 километров во время грозы. Направление лучей происходило благодаря особому построению в несколько рядов. Первый ряд представлял собой четырехгранную призму, высота которой достигала 60-65 метров, с квадратной основой, площадью в 900 метров квадратных. Здесь хранился инвентарь и все необходимое для подачи топлива и поддержания «вечного» огня. Основой для средней части служила большая плоская крышка, углы которой были украшены большими статуями Тритонов. Это помещение представляло собой восьмигранную башню из белого мрамора высотой в 40 метров. Третья часть маяка выстроена из восьми колонн, на вершине их находится большой купол, который украшает большая восьмиметровая статуя Посейдона из бронзы. Другое название статуи – Зевс-Спаситель.

7 чудес света александрийский маяк

«Вечный огонь»

Поддержание огня являлось заданием сложным. Ежесуточно требовалось более тонны топлива, чтобы костер мог гореть с необходимой силой. Дерево, которое являлось главным материалом, доставляли в специально обустроенных телегах по спиральному пандусу. Телеги тащили мулы, которых требовалось более сотни на один подъем. Для того чтобы свет от костра распространялся как можно дальше, за пламенем, у подножия каждой колоны, разместили огромные бронзовые листы, с помощью которых и направляли свет.

Дополнительное предназначение

Согласно некоторым рукописям и сохранившимся документам, Александрийский маяк служил не только источником света для заблудившихся моряков. Для солдат он стал наблюдательным пунктом, для ученых – астрономической обсерваторией. Учетные записи гласят, что там находилось большое количество весьма интересного технического инвентаря – часов всевозможных форм и размеров, флюгер, а также множество астрономических и географических приборов. Другие источники говорят о наличии огромной библиотеки и школы, в которой обучали начальным дисциплинам, но это не имеет каких-либо существенных доказательств.

высота александрийского маяка

Гибель

Гибель маяка произошла не только из-за нескольких мощных землетрясений, но также и из-за того, что бухтой почти перестали пользоваться, поскольку она очень сильно заилилась. После того как порт стал непригоден для эксплуатации, бронзовые пластины, с помощью которых свет направляли в море, переплавили на монеты и украшения. Но это был еще не конец. Полная гибель маяка произошла в 15 веке во время одного из наиболее сильных землетрясений, когда-либо случавшихся у берегов Средиземного моря. После этого останки несколько раз восстанавливались и служили крепостью, а также жилищем для немногих жителей острова.

В современном мире

На сегодняшний день Фаросский маяк, фото которого можно очень легко найти, является одним из немногих памятников архитектуры, затерянных в истории и времени. Это то, что до сих пор интересует как ученых, так и простых людей, которым нравятся многовековые вещи, ведь с ним связано много событий, литературных работ и научных открытий, важных для всего развития мира. Увы, не так много осталось от 7 чудес света. Александрийский маяк, вернее только его часть, и есть одним из тех сооружений, которым может гордиться человечество. Правда, все, что от него осталось – это всего лишь нижний ярус, служивший складом и местом жительства для военных и рабочих. Благодаря множеству реконструкций строение не было разрушено полностью. Его переделали во что-то наподобие небольшого замка-крепости, внутри которого жили оставшиеся жители острова. Именно это вы и сможете увидеть, посетив остров Фарос, который является довольно популярным среди туристов. После полного строительного и косметического ремонта маяк имеет более современный вид, что делает его современным строением с многовековой историей.

александрийский маяк фото

Дальнейшие планы

Александрийский маяк является одним из объектов, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Благодаря этому ежегодно проводятся различные ремонтные работы с целью уберечь крепость от разрушений. Было даже время, когда говорили о том, чтобы полностью возобновить прежний вид, но этого так и не сделали, ведь тогда бы маяк потерял статус одного из чудес мира. Но увидеть его нужно обязательно, если уж вы интересуетесь историей.

fb.ru

Александрийский маяк: история, описание, фото

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира, имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта.

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.Александрийский маяк в Египте Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря. Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию, привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским. Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире. Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость. В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия, Франция, Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.

Весной 2000 года египтяне одобрили решение архитекторов, согласно которому Новый маяк будет установлен в восточной бухте на поплавок, выполненный в форме пятиконечной звезды. По задумке архитекторов ее центр станет украшать стеклянный макет древнефаросского маяка. Планируется, что Новый маяк будет иметь 3 надводных этажа, которые послужат разноуровневыми смотровыми площадками и залом. В нем каждый желающий сможет получить информацию о достопримечательностях Александрии. В общей сложности высота трех этажей будет достигать 45 м, а сам маяк, оснащенный звездой и укрепленный на прочных опорах из стали, установят на высоте 106 м. Однако это еще не самое интересное. По проекту предусмотрено обустройство стеклянного зала, находящегося под водой на глубине 3 м. Решение о его строительстве было принято на основании ценной исторической находки, обнаруженной в 1990-х годах экспедицией Европейского института подводной археологии. Ею на дне восточной бухты был открыт целый царский квартал греческой Александрии (до этого о его местонахождении не знали). Утонув из-за тектонических сдвигов, квартал канул в лету Средневековья, однако сохранил остатки многих сооружений, в том числе и дворца царицы Клеопатры. Теперь благодаря плавучему маяку с подводным залом его смогут видеть все любознательные туристы, интересующиеся Древним миром.

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Спасительный огонь древних маяков: specnazspn

Фото Анатолий Венгрук 200 лет назад в Одесской бухте начали строить первый маяк.Он был возведен в 1827-ом году и назван в честь генерал-губернатора, князя Михаила Воронцова. Современный маяк, после взорванного во время войны, отстроили. Он встречает и провожает суда в Одесском заливе. Какие маяки встречали наших предков-мореходов описал в своей новой книге «Бабочка, взмахнувшая крыльями» Игорь Мельник, директор центра исследований древнего мореплавания.

Первые «маяки» зажигали жены моряков?– В Бискайском заливе туман. Весла финикийского судна «Мелькарт» шлепают о воду, океан молчалив. В таком «молоке» я никогда в своей жизни не был, – вспоминает Игорь Мельник. – Туман такой, что не видно не только носа суденышка, но и до мачты дойти можно только на ощупь. Наш «Мелькарт» пребывает, как сказали бы древние, у края Океана, «вблизи берегов Гипербореи, где вода вливается в земную твердь», и откуда рукой подать до входа в подземное царство Аида. Где-то рядом остров Бель-Иль. По карте вход вот-вот должен открыться, да как его разглядишь. Мы не видим ничего, только зычной октавой «до» улавливается посторонний звук. Нет, он не посторонний. Он самый что ни на есть родной. Звук этот издает маяк, оповещая мореходов об опасности. Весла шлепают по воде веселее, звук горна громче, а чуть рассеявшийся туман наконец-то открывает проблески двух створных огней на входе в спасительную бухту. Как только мы входим, порыв ветра клонит «Мелькарт» на бок. К счастью, нам он уже не страшен. Привел нас к долгожданному берегу звук маяка. – Даже не представляю, как тяжело было мореходам без маяков, наверное, так же, как и без путеводных компасов, – рассуждает историк. – Вероятнее всего, организаторами первой аварийной службы были прибрежные рыбаки. Далекие предки, застигнутые ночью в море, благодаря случайно разведенному на берегу костру могли найти путь в спасительную бухту. Случайное открытие стало жизненно необходимым. Скорее всего, первыми служителями примитивных маяков были жены рыбаков и мореходов.

Башня Неоптолема в Белгород-Днестровском и храм Ахилла на ЗмеиномПервые указания на то, что моряки при плаваниях в ночное время в древние времена пользовались огнями обыкновенных костров, мы встречаем у Гомера, который в «Одиссее» рассказывает, что жители Итаки зажигали огни для того, чтобы Одиссей мог узнать родную гавань.После легендарных времен Троянской эпопеи греки стали строить специальные каменные башни и разводить огонь на их кровле. Ночью было видно пламя, днем – столб дыма. Вероятно, уже в VII – VI вв. до н.э. сигнальные огни появились на берегах Черного моря в эллинских городах-колониях.Доподлинно известно о башне-маяке, которая носила имя греческого героя Неоптолема. Она находилась у входа в Белгород-Днестровский лиман, где в те далекие времена существовали сразу несколько крупных поселений – Тира, Никоний, и десяток мелких. Вполне вероятно, что величественный храм на острове Змеином, в те времена носившем имя Ахилла, в ночи также выполнял функции маяка. На его крыше жрецы разводили спасительный огонь.

Колосс Родосский пропускал между ног корабли?Маяки-башни были известны в Александрии, Остии, Равенне и других портах Средиземного моря, о чем сообщает римский историк Плиний Старший в «Естественной истории». Часть исследователей считает, что первым большим маяком был знаменитый Колосс Родосский – бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, построенная около 290-го года до н.э. при входе в Родосскую гавань. При этом полагали, что Колосс с факелом в руке стоял над входом в гавань с расставленными ногами, образовывавшими ворота, через которые свободно проходили корабли. – Правда, нигде в исторических документах не упоминается об огне, который был виден на Колоссе, – уточняет Игорь Мельник. – О том, как выглядели древние маяки, удалось узнать из изображений на монетах, барельефах, описаниям некоторых историков и путешественников. В основном это были крытые башни, собранные из нетесаного камня. В направлении моря башня имела открытый створ в виде узкого окна. Через эту прорезь моряки видели мерцающий огонь. В крыше делалось небольшое отверстие. Через него выходил дым, который в дневное время был также хорошим ориентиром. Один из немногих сохранившихся маяков находится в испанской бухте Виго. – Вскоре древние зодчие поняли, что башня может быть не только примитивной формы, но и стать произведением архитектурного искусства, – подчеркивает историк.

Александрийский маяк – седьмое чудо светаПервым в ряду маяков-башен стал величественный Александрийский маяк, названный в честь Александра Македонского. На своем военном пути из Македонии в Индию Александр основал город Александрия Египетская. В Древнем мире он был крупнейшим портом, известным по всему миру. Царь Птоломей I (323 – 385 гг. до н.э.), потомок одного из сподвижников Александра, решил возвести в Александрийской гавани маяк, достойный столицы Египта. На острове перед входом в порт по проекту архитектора Сострата, руками десятков тысяч рабов была возведена башня высотой, по одним данным, около 110, а по другим – даже около 180 метров! Каменные блоки, из которых строили маяк, достигали 75 тонн веса. Восьмигранная башня выглядела роскошной, словно дворец. Ее венчали мраморные статуи и крытая колоннада, в которой разводился огонь. Около трехсот человек постоянно обслуживало гигантский «фонарь», доставляя на вершину маяка дрова и другие горючие материалы. Маяк был завершен в 283 г. до н.э., его сооружение стоило 800 золотых талантов (1 талант – 26,2 килограмма), то есть около 21 тонны золота, что по сегодняшним ценам составило бы баснословную сумму – почти 200 млн. долларов.Свет Александрийского маяка был виден за двадцать пять миль. Маяк, причисленный к семи чудесам света, служил мореходам почти тысячу лет. Но землетрясение 1326-го года разрушило его до основания. Сегодня о Форосском диве напоминает лишь международное название автомобильного фонаря – «фара»...

Свет берегов римского владычества на рейде современностиДо наших дней сохранилась башня Геркулеса на рейде порта Ла Корунья, на северо-востоке Испании, которая была построена во время правления Траяна в І столетии до н.э. По одной легенде, она была построена финикийцами, а по другой – воздвигнута трудами самого Геркулеса, откуда и получила свое название. В 1797-ом году она была почти заново перестроена и продолжает до наших дней служить маяком. Ее высота 41 метр. В начале І столетия во время правления императора Калигулы была построена башня-маяк в Болонье. Вследствие выветривания берегового склона она разрушилась в 1664-ом году. По преданию, Карл Великий пользовался этой башней для ночных сигналов, чтобы собирать береговую флотилию против набегов эскадры норманнов.Такие же памятники римского морского владычества есть на берегах Англии. В Дуврской крепости, построенной в 53-ем году и сохранившейся до настоящего времени, находятся развалины маяка. Другой маяк возвышался на берегу Флинтшайра на английской стороне, третий находился на противоположном, французском берегу, на одной из высот Булона, четвертый – на мысе Фламборохэд.В общем итоге, к началу нашей эры существовало 27 маяков, освещавших берега Дарданелл, Босфора, Апеннинского полуострова, Южной Франции, Испании и Ла-Манша. Такое незначительное их количество объясняется тем, что ночные плавания в те времена были редкостью. Моряки с наступлением ночи предпочитали ложиться в дрейф, продолжая движение с первыми лучами солнца, и только самые смелые продолжали путь по звездам.Подготовила к печати Инна Ищук, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 44 от 11.11.2015-го

«Бабочка, взмахнувшая крыльями» – такой увидел галеру с гребцами на веслах Игорь Мельник, директор Центра исследований древнего мореплавания, на счету которого 6 реконструкций античных судов.И следующим должна стать галера «Джинестра» – символ рождения Одессы, с которой начался порт и город. О галерах, заходивших в генуэзское поселение на месте Одессы, – рассказ из новой книги писателя.

( Читать дальше... )

specnazspn.livejournal.com


Смотрите также