Говард Филлипс Лавкрафт (20 августа 1890, Провиденс, Род-Айленд, США — 15 марта 1937, там же) — американский писатель, поэт и журналист, писавший в жанрах ужасов, мистики и фэнтези, совмещая их в оригинальном стиле. Родоначальник Мифов Ктулху. Наряду с Робертом Говардом считается одним из основателей жанра фэнтези.
При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые лавкрафтовские ужасы.
В возрасте 8 лет
Лавкрафт родился 20 августа 1890 года, в 09:00 утра, на Энджелл-стрит, в городке Провиденс, штате Род-Айленд, США. Он был единственным ребенком в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Известно, что род Лавкрафтов проживал в Америке ещё со времён Колонии Массачусетского залива (XVII век).
Когда Говарду было 3 года, его отец был помещён в клинику с серьёзным психическим расстройством, где находился вполть до своей смерти 19 июля 1898 года. Сам писатель впоследствиии утверждал, что его отец скончался от паралича, вызванного "нервным истощением", которое стало следствием чрезмерного труда и недосыпания.
После госпитализации Уилфрида Лавкрафта, сёстры Сары - Лиллиан Делора Филлипс и Энни Эмелин Филлипс, и её отец - Уиппл Филлипс стали оказывать финансовую поддержку семье Лавкрафтов.
Говард Лавкрафт рос вундеркиндом - в возрасте шести лет он уже писал стихи. Его дед Уипл поощрял его интерес к чтению, особенно к классической литературе, и часто рассказывал ему оригинальные рассказы в жанре готических ужасов. Однако здоровье маленького Говарда оставляло желать лучшего - он был болезненным ребёнком, и из-за своего слабого здоровья он перестал ходить в школу в возрасте девяти лет. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу. В 1904 году умирает Уиппл Лавкрафт, после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в более дешёвый дом на той же улице. Говарда опечалил переезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году, он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.
Раннее творчество Править
1915 год
После окончательного ухода из школы, Говард продолжал жить у матери на Энджелл -стрит, ведя отшельнический образ жизни. Разумеется, что найти работу он себе так и не сумел, и жил за счёт матери.
Всё изменилось, когда он написал письмо в редакцию глянцевого журнала "Argosy", в котором жаловался на вялость сюжета опубликованного там рассказа некого Фредди Джексона. Обсуждение этого письма в колонке журнала попало на глаза президента любительской ассоциации прессы, Эдварда Дааса, который в 1914 году приглашает Лавкрафта присоединится к ним. Эта ассоциация всячески толкала его на то, что бы он написал новые стихи и эссе. Вскоре Говард начал сторить огромную сеть корреспонденции. Среди его корреспондентов были Роберт Блох, Кларк Эштон Смит, Роберт Говард.
Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному», как ему казалось, жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственные рассказы» (Weird Tales).
Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии, в 1919 году, попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года в результате осложнения после операции на желчном пузыре. Вплоть до самой смерти она вела переписку со своим сыном.
Жизнь в Нью-Йорке Править
Вместе с Уильямом Барлоу в Бостоне (1921)
В 1919—1923 гг. Лавкрафт активно писал, создав за эти годы более 40 рассказов, в том числе в соавторстве.
Вскоре на собрании журналистов-любителей Говард Лавкрафт встретил Соню Грин, имевшую украинско-еврейские корни, и бывшую на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин, Нью-Йорк. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ «Он». Через несколько лет супруги расстались, хотя и не оформили развода. Лавкрафт вернулся в родной город.
Возвращение в Провиденс
Править
Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 года
Лавкрафт в Флориде (1934)
(этот адрес является адресом дома Доктора Уиллета в повести «Случай Чарльза Декстера Варда»). Этот период, возможно, наиболее интересный и продуктивный в жизни писателя. Он много путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон, по-прежнему ведёт активную переписку. Самые главные произведения Лавкрафта (иногда называемые «старшими текстами»), начиная с «Зова Ктулху» (1926), написаны именно в это время.
Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания.
Знаете ли вы, что… Править
До 6 лет родители Лавкрафта одевали его как девочку и заставляли носить длинные волосы.
Лавкрафт написал 8 рассказов в возрасте 6-12 лет, однако с 15 до 26 лет пробовал перо лишь однажды.
При жизни Лавкрафт и его произведения не были известными, но через 30 лет после своей смерти писатель был признан широкой публикой.
Литературным душеприказчиком Лавкрафта был Р.Х. Борлоу (1918–1951), американский писатель, историк, антрополог, который в соавторстве с Лавкрафтом написал несколько рассказов.
Жена Лавкрафта Соня Грин имела украинские корни.
ru.lovecraft.wikia.com
Лавкрафт. Мифы Ктулху, Цикл Снов
Сегодня творчество Говарда Филлипса Лавкрафта известно повсеместно, в том числе и в нашей стране. Он считается одним из основоположников «страшных историй», литературы ужаса и фэнтези. Однако его путь к славе был куда более тернистым и трудным, чем может показаться. При жизни была издана всего одна его книга («Тень над Иннсмаутом», 1936 год), а за пределами его родного города имя Лавкрафта было мало кому известно. В Россию же Лавкрафт пришёл только в 90-е годы, именно тогда у нас возник большой интерес к его творчеству.
Имя: Howard Phillips Lovecraft. Годы жизни: 20 августа 1890 — 15 марта 1937 (46 лет). Место рождения: Провиденс (Род-Айленд, США). Место смерти: Провиденс. Страна: США.
Лавкрафт вёл более чем скромную, затворническую, уединённую жизнь среди любимых книг, редко покидая пределы своего дома. Почти всё время он жил в Провиденсе, лишь на краткий период, после свадьбы, переехав в другой город. При жизни он не был удачлив и знаменит и зарабатывал деньги не столько публикацией собственных произведений, сколько обработкой и правкой текстов начинающих авторов, а также много времени занимали у него занятия любительской журналистикой. Написал он не так уж и много, да и не был до конца уверен, что то, что он создаёт, действительно имеет большое значение, он не считал себя профессиональным писателем и не стремился непременно опубликовать всё написанное, продать свои произведения подороже. «Торгашество» ему было глубоко отвратительно, как говорят, он не предлагал в новые издательства вещи, которые уже когда-то были отвергнуты в другом.
Говард Филлипс Лавкрафт
Однако при всей своей замкнутости и необщительности Лавкрафт вёл активную и огромную по объёму переписку с самыми разными людьми, в том числе и с другими писателями-фантастами. Эпистолярное наследие Лавкрафта по объёму во много раз превышает созданные им художественные тексты и представляет, должно быть, не меньший интерес. С детства он писал ещё и стихи, в которых слишком сильно ощущается влияние стилистики того времени — многие из них слишком сухие, пафосные и безжизненные, хотя есть и более сильные вещи.
Хотя творчество Лавкрафта относится к фэнтези и ужасам, сам он был очень рациональным человеком, со скепсисом относился к «сверхъестественному» в жизни, суевериям, магии, астрологии. Он всерьёз увлекался наукой, даже наравне с творчеством, писал статьи для научных журналов, вступал в дискуссии с другими авторами. Его всегда интересовали история (особенно краеведение, он тщательно изучал и очень хорошо знал историю Новой Англии и Провиденса), мифология, но также он интересовался и естественными науками и с особой страстью занимался астрономией. Писал он и научные статьи, и эссе. Все эти увлечения, безусловно, отразилось и на его творчестве. Судьба писателя была очень непростой, а жизнь его непродолжительной — он прожил всего 46 лет. Он прочитал огромное количество книг и синтезировал в своём творчестве множество влияний и элементов. Одними из любимых его писателей были Шарль Бодлер, Эдгар По, с детства он полюбил античную мифологию, восхищался сказками «Тысячи и одной ночи». Из современников ему были близки Роберт Говард, Эдвард Дансейни, Артур Мейчен, Алджернон Блэквуд, Амброз Бирс, Лафкадио Хирн.
Лавкрафт не очень любил своё время и с некоторым пренебрежением относился к искусству 19-го века, но почему-то чувствовал родство с более давним прошлым, XVIII веком, очень им интересовался. К произведениям того времени его стиль ближе, как отмечают исследователи и критики. Лавкрафт был англоманом и консерватором и в своих увлечениях и взглядах нередко даже чересчур усердствовал, говоря наивные и странные вещи (например, был ярым сторонником возвращения Америки в состав Великобритании). Но важнее для понимания его творчества именно влияние английской культуры и атмосферы Новой Англии, XVIII века, готической литературы на его произведения.
«Восемнадцатый век — моя страсть... По сути, он был той финальной фазой, что завершила эпоху, совершенно свободную от духа механизации, эру, что в общем и целом была наиболее удовлетворительной для жизни человека. Эстетически эта эпоха напрочь лишена величия елизаветинского века и никоим образом не сравнима с перикловой Грецией или Римом времен Августа. Ее притягательность для меня — лишь следствие ее близости...»
Наиболее известные и значимые художественные произведения Говарда Филлипса Лавкрафта составляют два основных цикла, условно называемые «мифами Ктулху» и «циклом снов». Не пытаясь сейчас в одной статье проанализировать все особенности этих циклов и рассказать о каждом произведении в отдельности, скажу о том, что меня лично наиболее впечатлило и на что, как мне кажется, стоит обратить внимание тем людям, которые только знакомятся с творчеством Лавкрафта.
Мифы Ктулху
Лавкрафт создал собственную мифологию, которая охватывает почти все его произведения, а позднее его концепция использовалась и другими авторами, его последователями и подражателями, которых было очень много. Один из наиболее известных, общавшийся с ним лично и даже писавший с ним в соавторстве — Август Дерлет, благодаря которому во многом имя Лавкрафта и стало известно, именно он вложил много сил в публикацию его произведений. Одним из последователей Лавкрафта среди наших современников, особенно в начале творчества, считают, кстати, и Стивена Кинга.
Азатот
В мире Лавкрафта люди не были во вселенной или на Земле первыми разумными существами, задолго до нас здесь уже жила более развитая инопланетная раса, обладавшая огромными знаниями и невероятными способностями, умеющая заглядывать в будущее и прошлое и менять саму реальность. Их называют Старцами. Эти существа были мало похожи на нас, они могли жить практически вечно и умирали в основном своей смертью, тогда, когда им уже самим надоедало жить. По версии, появляющейся в некоторых рассказах писателя, они и создали людей как своих рабов или слуг. Однако по каким-то причинам их цивилизация была уничтожена, чаще говорится о том, что они проиграли в войне с более древней расой из другого мира, полуматериальными чудовищными существами, которых практически невозможно было уничтожить. По внешнему виду они напоминают огромных осьминогов, покрытых чешуёй, имеющих рудиментарные крылья. Их так и называют Древними и наиболее известный их представитель — Ктулху. В наше время (в реальности Лавкрафта) мало кто знает о том, что Ктулху и Древние на самом деле не ушли навсегда и не умерли, они затаились где-то в глубине, под землёй или же в морской бездне. И однажды, когда срок пребывания человечества на земле подойдёт к концу, а звёзды расположатся особым образом, Древние вернутся. И тогда уже ничто не спасёт нас. В «Зове Ктулху», например, затонувший остров с древним городом Р’льехом, где спит великий Ктулху, ненадолго всплывает на поверхность. И хотя Древние находятся очень глубоко под водой, они могут на расстоянии влиять на разум людей, вызывать у них странные видения и сны. Некоторые люди, наделённые богатым воображением, художники, писатели, оказываются особенно чувствительны к этим влияниям. В рассказах же «За гранью времён», «Хребты Безумия» эти существа таятся в глубине земли, в заброшенных невообразимых городах, там, где не ступала нога человека. И есть большая опасность их пробуждения, если человечество будет бездумно исследовать эти запретные области. Они могут быть в горах Антарктиды или же под руинами храмов древних египтян, или же где-то ещё. Однако человек вряд ли может чувствовать себя хозяином земли или «венцом творения», здесь он находится лишь временно, как и всё остальное — именно такое впечатление создаётся при чтении данного цикла. Ощущение этой неизбежной гибели цивилизации, неминуемая опасность, грозящая нам всем, и пугают здесь больше всего.
Лавкрафт, собрание сочинений, СПб., Азбука, 2010 г.
Лишь немногие знают о существовании Древних, но некоторые примитивные, дикие племена поклоняются им как богам, ждут их прихода и призывают их, выполняя особые ритуалы, читая заклинания, принося кровавые жертвы. То же делают и некоторые оккультисты, колдуны, черпающие свою силу из особых ритуалов, знающие особые формулы и заклинания для того, чтобы призывать или подчинять этих древних существ. С подчинением, впрочем, зачастую всё проходит не столь гладко («Случай Чарльза Декстера Варда», «Скиталец Тьмы»). Непонятно, правда, зачем этим людям ускорять приход Ктулху, тем самым приближая и собственную гибель, ведь неоднократно повторяется, что всё погрузится в хаос. Или же они как-то планируют этого избежать, может быть.
Cthulhu by Alexander Liptak
Обычно произведения этого цикла имеют сходный сюжет, вписывающийся в определённую схему. Явно любимый герой Лавкрафта в данном случае — учёный, увлекающийся историей, этнографией, мифологией, древними цивилизациями и необычными культами. Это всегда умный, деликатный человек, джентльмен, достигший определённых высот в своей области, часто признанный специалист в каких-то вопросах. Он-то и обнаруживает культ Ктулху, сталкивается со «сверхъестественным ужасом», с неописуемым. В этих ситуациях законы природы и здравого смысла перестают действовать, человек оказываются абсолютно беззащитным, оказываясь перед лицом того, что намного древнее и могущественнее его. Часто Лавкрафт использует в данном случае записки, дневники, письма, а повествование ведётся от первого лица, что позволяет лучше проникнуться атмосферой, погрузиться в происходящее. Он отличный стилист и умеет описывать происходящее точно, образно, в деталях рисуя открывающиеся перед его героями картины. Наверное, многих не напугают данные произведения, да это и не чистые ужасы, но этот цикл очень интересен.
Зов Ктулху. Москва, АСТ, Хранитель, 2006 г.
Для большей убедительности Лавкрафт часто приближается в своих рассказах к жанру научного очерка, исследования, он упоминает множество книг, как вымышленных, так и реально существующих. Приятно встретить у него, например, Джеймса Фрэзера и некоторые другие имена, упоминаемые совершенно не случайно. Одно из «изобретений» Лавкрафта — запрещённая во многих странах книга Некрономикон, сохранившаяся лишь в нескольких экземплярах, да и то лишь в более поздних переводах. Её автор — безумный арабский поэт Абдул Аль-Хазред (псевдоним, выдуманный в детстве самим Лавкрафтом под влиянием «Тысячи и одной ночи»), живший в 700-е годы н.э., исследовавший руины Вавилона и «подземные лабиринты Мемфиса», пустыню Аравии. Он поклонялся древним богам, Йог-Сототу и Ктулху, а в своей книге записал поистине чудовищные ритуалы и заклинания, с помощью которых можно призвать Древних. Однако и он не совладал с этим знанием и был, как считается, растерзан монстром на улицах города, что наблюдала толпа прохожих, остолбеневших от страха. Некрономикон стал основным источником знаний о культе Ктулху, обрядах, заклинаниях, а также о таинственном прошлом, намного более древнем, чем то, что известно обычной науке. Обычно упоминаются также Пнакотические манускрипты или рукописи и другие книги, вымышленные как самим Лавкрафтом, так и его друзьями-фантастами, с которыми он обсуждал данную тему. Например, упоминаются некие «Люди монолита» Джастина Джеффри, книга, придуманная Говардом (упоминается в рассказе Тварь на пороге).
Место действия в произведениях данного цикла — Новая Англия, которую Лавкрафт так хорошо знал и где жил сам. Многие из городов запоминаются: Аркхэм, Иннсмаут, Данвич («Ужас Данвича», «Тварь на пороге», «Тень над Иннсмаутом»). Среди древних богов называются также Йог-Сотот, Йиг — бог змей, мстящий за убийство «своих детей»; Дагон — морское божество, покровительствующее рыбакам и подводной расе рыбоподобных существ, «глубоководных», которые также живут необыкновенно долго и в которых перевоплощаются те люди, которые поклоняются этому грозному и сильному богу; Азатот — огромный слепой, безумный бог, повелевающий демонами, находящийся где-то за пределами нашего мира и самого времени; ползучий хаос Ньярлатотеп, посланник древних богов. Многих из них сложно представить, большинство не изображается в подробностях, однако отталкивающее, неприятное и ужасающее впечатление они производят. Это что-то, относящееся к неописуемому, что-то настолько страшное, что на него даже нельзя взглянуть и после этого сохранить рассудок и жизнь. Не случайно у Лавкрафта есть даже рассказ с названием «Неименуемое». Многие критики считали, что Лавкрафту просто не хватало таланта и умения, чтобы в деталях изобразить то, что пугает его героев, я же думаю, что он делал это вполне сознательно, т.к. каждый может представить на месте этого неописуемого, сверхъестественного ужаса что-то своё, один же конкретный образ вряд ли будет настолько пугающим. Впрочем, современного читателя и зрителя сложно чем-либо напугать по-настоящему, мы уже ко всему привыкли, а произведения Лавкрафта, помимо простой занимательности, содержат ещё и большой подтекст, в них есть свои философия и мировоззрение, свои представления о жизни. Они всегда ближе к фэнтези, чем к ужасам или даже представляют синтез этих двух жанров. В настоящее же время для нас более привычен натурализм в описании «страха», монстров, а стиль Лавкрафта может показаться устаревшим и непривычным.
У Лавкрафта не так много больших вещей, однако есть одна, относящаяся к этому циклу и, определённо, заслуживающая внимания — это «Случай Чарльза Декстера Варда». Из всего цикла мне также наиболее всего нравятся такие вещи, как «Ужас Данвича», «Тень над Иннсмаутом», по которому был снят фильм «Дагон»; «Тварь на пороге», «Курган», «Зов Ктулху», «Шепчущий в ночи» и «Хребты Безумия». Они же и наиболее известны.
Цикл Снов
Многие исследователи считают, что Лавкрафт всю жизнь вдохновлялся собственными снами, которые с раннего детства были очень яркими, красочными и реалистичными, так что мальчик просыпался в страхе, и ему приходилось даже давать снотворное. По поводу того, что некоторые сюжеты рассказов взяты из реальных снов, писал и он сам (например, о «Безымянном городе»). Однако не стоит и преувеличивать их влияние, конечно же, писатель много работал над текстами, многое в них менял и продумывал сюжеты своих произведений. Иначе они не были бы так правильно, хорошо выстроены.Если произведения из цикла о Ктулху в большей мере показывают пугающие, неприятные картины, то цикл снов более фэнтезийный. И здесь, как понятно, многое связано именно со сновидениями и путешествиями по ним. Основные герои сознательно стараются ускользнуть в мир снов, сбежать от убивающей их, серой и неприятной реальности. На другой же стороне они находят город своей мечты, сны оказываются дверью не только в прекрасные и опасные, полные приключений миры, но и в прошлое, в воспоминания о детстве, самых светлых и приятных моментах жизни. За то, чтобы попасть туда, правда, тоже приходится сражаться. А некоторые герои даже используют особые ритуалы и наркотические вещества для того, чтобы проникнуть в иные миры и свободно путешествовать в снах — «Гипнос», «Книга», «Хаос наступающий» и некоторые другие. Тут чувствуется, как мне кажется, некоторое влияние По и Бодлера, также интересовавшихся влиянием наркотических веществ на сознание (у Бодлера есть даже эссе, посвящённые данной теме: «Опиоман», «Вино и гашиш как средства для расширения человеческой личности» и другое).
Наиболее известное произведение здесь, да и просто одно из лучших в творчестве Лавкрафта — это, конечно, Сомнамбулический поиск неведомого Кадата, проникнутое романтическими настроениями, с отличным стилем, интересным сюжетом, сказочно-фэнтезийной атмосферой. Здесь сны представляют собой целый мир со своей географией, разными культурами, мифическими расами, земными и древними, неземными богами. Главный герой, опытный сновидец и путешественник, пытается найти некий «предзакатный» город, прекраснее которого ему ничего не приходилось здесь видеть. Этот город почему-то может видеть лишь он один, боги прячут путь туда от него. И, чтобы попасть в него, Рэндольфу Картеру придётся пройти очень длинный, сложный и опасный путь, однако от своей цели он не намерен отказываться и не побоится встретиться даже с ужасным Ньярлатотепом, самим воплощением хаоса. Мир снов изображается очень убедительно, чувствуется густая атмосфера.
Ночное братство, М.: АСТ, Люкс, 2005 г.
Рэндольф Картер — это герой, в образе которого много черт самого Лавкрафта, в том числе с ним связаны некоторые детали биографии автора. Хотя автобиографичность вообще свойственна для многих его произведений (не случайна, например, и фамилия Филлипс, которую он неоднократно использует в текстах, да и место действия, увлечения, интересы, привычки и характер героев — многое совпадает). Картер действует не только в этом романе, но в отдельных рассказах: «Неименуемое», «Показания Рэндольфа Картера», «Серебряный ключ», «Врата серебряного ключа». Последние два вообще примыкают к циклу снов, хотя однозначно к нему их обычно не относят. Вообще, границы между циклами чёткой нет, произведения связаны между собой общей мифологией, героями и темой. Лампа Аль-Хазреда, замечательный, кстати, рассказ, герой которого явный двойник самого автора, уж точно ближе к «Снам», чем к «Ктулху». Многое в этом цикле связано именно с темой поиска пути в мир мечты, очень далёкое прошлое нашей Земли, иные миры или же в детство. Некоторые произведения, не попавшие ни в один из циклов, также примыкают к одному или другому. В общем-то, Лавкрафт довольно часто возвращается к тем темам, которые его интересовали, развивает и дополняет их. Есть даже очень сходные сюжеты, например, «За гранью времён» и «Пришелец из космоса».
«Я не хочу описывать жизнь ординарных людей, поскольку это меня не интересует, а без интереса нет искусства. Человеческие взаимоотношения никогда не стимулировали мою фантазию. Ситуация человека в космической неизвестности — вот что рождает во мне искру творческого воображения. Я не способен на гуманоцентрическую позу, так как лишен примитивной близорукости, позволяющей различать только данную конкретность чуда... Проследить отдаленное в близлежащем, вечное в эфемерном, беспредельное в предельном — для меня это единственно важно и всегда увлекательно».Говард Филлипс Лавкрафт
Нет принципиальной разницы, с какого из циклов начинать знакомство с этим, безусловно, большим и оригинальным писателем. Хотя написано им не так уж и много, среди его художественных текстов достаточно любопытных, замечательных произведений. Его идеи, придуманная им мифология породили множество продолжателей и учеников. Он оставил свой след в литературе и стал одним из основоположников фэнтези и ужасов. Позднее мы, возможно, ещё поговорим об отдельных произведениях Лавкрафта, а также и об экранизациях его текстов, которых создано немало.
ghostlylands.ru
Лавкрафт - это... Что такое Лавкрафт?
Лавкрафт, Говард Филлипс
Го́вард Фи́ллипс Ла́вкрафт (англ. Howard Phillips Lovecraft, 20 августа 1890, Провиденс, Род-Айленд, США — 15 марта 1937, там же) — американский писатель и поэт, писавший в жанрах ужасов, мистики, совмещая их в оригинальном стиле.
Родоначальник Мифов Ктулху. При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной нам массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые Лавкрафтовские ужасы.
Биография
Лавкрафт в раннем детстве, 1892.
Лавкрафт родился в Провиденсе (штат Род-Айленд, США). Он был единственным ребенком в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Известно, что его предки жили в Америке ещё со времён Колонии Массачусетского залива (1630). Когда Говарду было три года, Уилфрида поместили в психиатрическую больницу, где тот находился в течение пяти лет до самой смерти 19 июня 1898[1].
Лавкрафт в возрасте 9-10 лет.
Лавкрафт был воспитан матерью, двумя тётками и дедушкой (Уиппл Ван Бюрен Филлипс), который приютил семью будущего писателя. Говард был вундеркиндом — читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои[1]. Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в штате[1], он познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи.
В возрасте 6—8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение — «Зверь в пещере».
Ребёнком Лавкрафт часто болел, и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу.
Уиппл Ван Бурен Филлипс умер в 1904 году, после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году, он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.
Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственнные рассказы» (Weird Tales). В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард.
Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года. Она писала сыну до своих последних дней.
В 1919—1923 гг. Лавкрафт активно писал, создав за эти годы более 40 рассказов, в том числе в соавторстве.
Лавкрафт и его жена Соня Грин, 1924.
Вскоре на собрании журналистов-любителей Говард Лавкрафт встретил Соню Грин, имевшую украинско-еврейские корни, и бывшую на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин, Нью-Йорк. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ «Он». Через несколько лет супруги расстались, хотя и не оформили развода. Лавкрафт вернулся в родной город. Из-за неудавшегося брака некоторые биографы гадали о его асексуальности, но Грин, напротив, называла его «прекрасным любовником»[2].
Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 года (этот адрес является адресом дома Доктора Уиллета в повести «Случай Чарльза Декстера Варда»). В тот период он написал практически все свои короткие рассказы, напечатанные в журналах (в основном в «Таинственных рассказах»), а также многие крупные работы, такие как «Случай Чарльза Декстера Варда» и «Хребты Безумия».
Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания. Говард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в Провиденсе (штат Род-Айленд, США).
Литературное творчество
Предшественники
К писателям, чьё творчество оказало влияние на Лавкрафта, в первую очередь нужно отнести Эдгара Аллана По, Эдварда Дансейни, Артура Мейчена, Алджернона Блэквуда, Амброза Бирса, Лафкадио Хирна.
Последователи
Август Дерлет
Пожалуй, главным из последователей Лавкрафта как с точки зрения хронологии, так и с позиций преемственности, является Август Дерлет. Несмотря на то, что впоследствии многие авторы обращались к созданному Лавкрафтом пантеону космических богов, именно Дерлет стал создателем и руководителем издательства «Arkham House», в котором публиковались произведения самого Лавкрафта, Дерлета и всех, кто так или иначе соприкасался в своём творчестве с созданными Лавкрафтом мирами. Дерлет также был довольно успешен как писатель, хотя и не мог сравниться по силе воздействия со своим учителем. Однако он был гением издательского дела — книги издательства «Arkham House» того периода в настоящее время являются библиографическими редкостями. К тому же это был редкий случай, когда издательство создавалось под творчество конкретного человека.
Стивен Кинг
Творчество Лавкрафта, повлиявшее на массовую культуру Запада, оставило неизгладимый след на творчестве бесчисленного числа писателей, работавших и работающих в жанре мистики и ужасов. Одним из творческих наследников Лавкрафта является и знаменитый «Король Ужасов» Стивен Кинг. Наиболее ярким произведением, в котором Стивен Кинг не подражает манере повествования Говарда Лавкрафта, но отдаёт дань таланту последнего, является повесть «Крауч Энд», экранизированная кинокомпанией «TNT» в сборнике киноновелл «Кошмары и фантазии Стивена Кинга». В работах Кинга чётко просматриваются следы влияния творчества Лавкрафта. Так, Роман «Оно» непосредственно отсылает читателя к космическому ужасу, пришедшему из незапамятных времён. Следует однако отметить, что ужас Кинга может быть довольно чётко разграничен на три основные части: космический (Лавкрафт), загробный и научный (Мэри Шелли).
Помимо прочего, действие большинства книг Стивена Кинга происходит в небольших американских городках, что также характерно и для работ Лавкрафта, который считал, что самые страшные вещи творятся в тихих местах.
«Некрономикон» и книги, в творчестве Лавкрафта
В Википедии есть портал«Лавкрафтовские ужасы»
Обычно Лавкрафт ссылался на древние книги, содержащие секреты, которые не должен знать человек. Большей частью ссылки были вымышленными, но некоторые оккультные работы существовали в действительности. Сочетание выдуманных документов с реальными в одном контексте позволяло первым казаться настоящими. Лавкрафт давал только общие ссылки на такие книги (в основном для нагнетания атмосферы) и редко делал детальное описание. Наиболее известным из этих выдуманных манускриптов является его «Некрономикон», о котором писатель больше всего говорил. Его объяснения по поводу этого текста были так хорошо продуманы, что многие люди и по сей день верят в реальность этой книги, и это позволяет некоторым наживаться на неосведомлённости других.
The Book of Eibon, Livre d’Eibon, or Liber Ivonis
Придумана Кларком Эштоном Смитом. Лавкрафт лишь несколько раз ссылался на эту книгу в своих рассказах: «Сны в ведьмином доме», «Существо на пороге», и «Тень из безвременья». В последние два года жизни Лавкрафт давал ссылки на два «перевода» этой книги: «Livre d’Eibon» («Дневник Алонзо Тайпера») и «Liber Ivonis» («Обитающий во тьме»). В рассказе «Каменный человек» книга Эйбона служит в качестве основной книги семейной линии колдунов Ван Кауранов, тщательно скрываемой и передающейся по наследству.
Cultes des Goules by the Comte d’Erlette
Название можно перевести как "Культы упырей". Имя автора этой книги образовалось из имени Августа Дерлета, чьи предки перебрались из Франции и чья фамилия исторически правильно писалась как Д’Эрлетт. Как и во множестве подобных случаев, Лавкрафт ссылался на эту книгу всего несколько раз: в рассказах «Тень из безвременья», «Затаившийся у порога» и «Обитающий во тьме».
De Vermis Mysteriis by Ludvig Prinn
«Мистерии червя» (в некоторых переводах — «Таинственные Черви») и их автор Людвиг Принн были придуманы Робертом Блохом, а латинское название книги «De Vermis Mysteriis» придумал Лавкрафт. Он ссылался на неё в рассказах «Тень из безвременья», «Дневник Алонзо Тайпера», «Единственный наследник» и «Обитающий во тьме».
The Eltdown Shards
Этот труд есть создание воображения Ричарда Ф. Сирайта, одного из корреспондентов Лавкрафта. Лавркафт мельком упомянул его в своих произведениях: «Тень из безвременья» и «Дневник Алонзо Тайпера».
The Necronomicon or Al Azif of Abdul Alhazred
Пожалуй, самая известная из мистификаций Лавкрафта. Он давал ссылки на «Некрономикон», также известный как «Аль Азиф», в 18-ти своих рассказах. Настоящим арабским названием этого манускрипта было «Аль Азиф», что означало — «звук, производимый ночными насекомыми», который, как считали арабы, на самом деле издавали демоны. Абдул Альхазред, мифический автор этой книги, жил в Дамаске, где и был написан «Некрономикон». В 738 году н. э. он был прилюдно поглощён невидимым демоном. «Аль Азиф» был переведён на греческий Теодором Филетом из Константинополя, который и дал рукописи название «Некрономикон». Олаус Вормиус перевёл текст на латынь в 1228 году. В 1232 году, вскоре после перевода Вормиусом, папа Григорий IX запретил как греческую, так и латинскую версию книги. Вормиус отмечает, что оригинальный арабский текст к тому времени был уже утерян. Доктор Джон Ди перевёл его на английский, но только несколько фрагментов этого варианта сохранились до нашего времени. В настоящее время латинский перевод XV-го века находится в Британском Музее, редакции XVII-го века находятся в Национальной Библиотеке в Париже, Библиотеке Гарварда, Университете Буэнос-Ариеса, и Мискатоникском Университете Акхема. Естественно, все эти копии тщательно сохраняются.
Первый раз «Некрономикон» упоминается в рассказе «Пёс» (сентябрь 1922), хотя Абдул Альхазред, автор этого труда, упоминается раньше, в «Безымянном Городе» (январь 1921). Именно здесь известнейшее изречение из «Некрономикона» упоминается впервые:
That is not dead which can eternal lie,And with strange aeons even death may die.
Пожалуй самая длинная выдержка из «Некрономикона» встречается в рассказе «Ужас в Данвиче»:
…не следует верить тому, что человек суть владыка мира единственный и последний. И его жизненная субстанция не единственная существующая на Земле. Древние были, Древние существуют, Древние будут всегда. Но не в известном нам мире, а между мирами. Изначальные, сильные и здоровые. Они невидимы для глаз наших. Один Йог-Сотот знает вход в этот мир. Йог-Сотот — и ключ, и страж этих врат. Прошлое, нынешнее и будущее едины в Йог-Сототе. Он ведает место, где Древние пробили дорогу себе в прошлые времена, ведает, где Они пройдут в будущее. Ведает их следы на Земле, которые они оставляют, невидимые. По одному только запаху люди узнают их присутствие, но образ их узнается в облике тех, кого они произвели среди смертных детей человеческих, от вида человека до формы без субстанции. Невидимыми Они кружат по Земле, ожидая нужных слов Ритуала. Их голос звучит в ветре, о Их присутствии шепчет трава. Они выкорчёвывают леса, уничтожают города, но никто не видит карающую Руку. В ледяных пустынях познал их Кадаф, а разве человек когда-либо познавал Кадаф? Льды на севере и затопленные острова в океанах скрывают камни, на которых начертаны Печати. Йог-Сотот откроет двери, пред которыми смыкаются сферы. Человек царит там, где когда-то властвовали Они. Но как после лета приходит зима, а зима сменяется весной, так и Они ждут своего Часа!!!
The People of the Monolith by Justin Geoffrey
Как книга, так и её автор были придуманы Робертом Ирвином Говардом, Лавкрафт же лишь один раз ссылается на них в рассказе «Тварь на пороге»:
Время шло, я увлёкся архитектурой и оставил свой замысел проиллюстрировать книгу демонических стихов Эдварда, впрочем, наша дружба оттого не пострадала и не стала слабее. Необычный гений молодого Дерби получил удивительное развитие, и на восемнадцатом году жизни он выпустил сборник макабрической лирики под заглавием «Азатот и прочие ужасы», произведший сенсацию. Он состоял в оживлённой переписке с печально известным поэтом-бодлеристом Джастином Джеффри, тем самым, кто написал «Людей монолита» и в 1926 году умер, крича накрик, в сумасшедшем доме, незадолго до того посетив какую-то зловещую и пользующуюся дурной славой деревушку в Венгрии.
Узнать о Джастине Джеффри можно в рассказе Роберта Говарда «Чёрный Камень» (1931).
The Pnakotic Manuscripts (or Fragments)
Ещё одна мистификация Лавкрафта. Его «Пнакотические манускрипты» или «Фрагменты» (ссылки в 11-ти произведениях) уступают по частоте обращения лишь «Некрономикону». Никаких деталей о происхождении или содержании этих текстов Лавкрафт не указывает. Скорее всего, эти тексты были написаны в дочеловеческий период.
Seven Cryptical Books of Hsan
Лавкрафт лишь упоминал о книгах Хсана в «Иных Богах» и «Сомнамбулическом поиске Кадафа Неведомого» оба раза вместе с «Пнакотическими манускриптами».
Unaussprechlichen Kulten, Black Book, or Nameless Cults by Friedrich von Junzt
Роберт Говард впервые представил «Неименуемые культы» в своём рассказе «Дети ночи» (1931). В следующем году Лавкрафт придумал немецкое название для этих трудов, так как фон Юнтц писал оригинал на немецком. Это название, «Ungenennte Heidenthume», не удовлетворило некоторых из корреспондентов Лавкрафта. Август Дерлет изменил его на «Unaussprechlichen Kulten», которое и утвердилось (хотя в переводе это означало — «Непроизносимые культы», то есть культы, название которых невозможно произнести. «Die Unaussprechlichen Kulten» или «Unaussprechliche Kulten» было бы правильнее).
Хотя Лавкрафт не ссылался на эту книгу чаще чем на другие, он дает её историю издания в рассказе «Вне времён»:
В сущности, любой читатель страшных «Безымянных Культов» фон Юнтца мог бы с первого взгляда установить бесспорную связь между ними и таинственными письменами на плёнке. Но в те времена мало кто знал эту кощунственную работу: первое её издание было уничтожено в Дюссельдорфе в 1839 году, в 1845-м появился перевод Бредуэла, а в 1909-м был опубликован сильно сокращённый вариант.
«Чёрная Книга» фон Юнтца встречается в нескольких рассказах Роберта Говарда: «Дети ночи» (1931), «Чёрный Камень» (1931), «Тварь на крыше» (1932). В последнем рассказе представлена история написания и публикации этой книги.
R’lyeh Text
Данный текст упоминается у Лавкрафта в рассказе «Затаившийся у порога». Кроме того в том же рассказе даётся вторичная косвенная ссылка на данный текст через другую вымышленную книгу профессора Шрусбери «Исследование мифотворчества у первобытных народов о Последнем дне с Особым упоминанием Текста Р’лайха».
Реально существующие книги
Как указано выше, многие из книг, на которые ссылался Лавкрафт в своих произведениях существуют на самом деле. Вот они:Ars Magna et Ultima, Raymond Lully («Дело Чарльза Декстера Варда»)The Story of Atlantis and The Lost Lemuria, W. Scott-Elliot («Зов Ктулху»)The Book of Dzyan («Дневник Алонзо Тайпера» и «Обитающий во тьме»)The Book of Thoth («Врата серебряного ключа»)Clavis Alchemiae, Robert Fludd («Дело Чарльза Декстера Варда»)Cryptomenysis Patefacta, John Falconer («Ужас в Данвиче»)The Daemonolatreia, Remigius («Фестиваль» и «Ужас в Данвиче»)De Furtivis Literarum Notis, Giovanni Battista della Porta («Ужас в Данвиче»)The Golden Bough, Sir James George Frazer («Зов Ктулху»)De Lapide Philosophico, Johannes Trithemius («Дело Чарльза Декстера Варда»)Description du Royaume de Congo et des Contrees environnantes, Filippo Pigafetta & Duarte Lopez («Картинка в старой книге»)Key of Wisdom, Artephius («Дело Чарльза Декстера Варда»)Kryptographik, Johann Ludwig Kluber («Ужас в Данвиче»)Liber Investigationis, Geber («Дело Чарльза Декстера Варда»)Magnalia Christi Americana, Cotton Mather («Картина в доме» «Неименуемое» «Модель для Пикмана» и «Дело Чарльза Декстера Варда»)Poligraphia, Johannes Trithemius («Ужас в Данвиче»)Saducismus Triumphatus, Joseph Glanvil («Фестиваль»)Thesaurus Chemicus, Roger Bacon («Дело Чарльза Декстера Варда»)Traité des Chifferes ou Secretes d’Escrire, Blaise de Vigenere («Ужас в Данвиче»)Turba Philosophorum, Guglielmo Grataroli («Дело Чарльза Декстера Варда»)The Witch-Cult in Western Europe, Dr. Margaret Murray («Кошмар в Ред Хуке» и «Зов Ктулху»)Wonders of the Invisible World, Cotton Mather («Модель для Пикмана»)The Zohar («Дело Чарльза Декстера Варда»)
Г. Ф. Лавкрафт в России
Знакомство российского читателя с творчеством Лавкрафта произошло в 1991—1993 годах. Ключевую роль в этом сыграли 2 группы энтузиастов:
1. Петербургский публицист Евгений Головин и московская переводчица Валерия Бернацкая подготовили 256-страничное собрание рассказов писателя для издательства «Terra Incognita» (1991).
2. Коллектив переводчиков из Екатеринбурга, сформировавшийся вокруг литературного агентства Kubin Ltd, подготовил полное 4-томное собрание сочинений Лавкрафта для издательства «Форум» (1991—1993). В группу входили Игорь Богданов, Василий Дорогокупля, Фёдор Еремеев и Олег Мичковский. Всего ими было издано 12 книг Лавкрафта в издательствах Москвы, Киева, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Эта же команда ответственна за издание 7-томной «Энциклопедии читателя» и создание издательства «Фабрика комиксов».
В настоящее время сборники Лавкрафта регулярно переиздаются в России по крайней мере тремя крупными издательствами — «Азбука», «АСТ», «Эксмо».
В 2006 году интерес к произведениям Лавкрафта в России был сильно подогрет после акции «Вопрос Путину», в ходе которой президенту России задавались вопросы, предварительно отобранные Интернет-голосованием. На голосовании неожиданно, в результате флешмоба, победил шуточный вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?»[3]. После этого образ и имя Ктулху стали гораздо чаще использоваться в Рунете.
Произведения Говарда Лавкрафта
Основная статья: Библиография Г.Ф. Лавкрафта
Наиболее известные и значимые произведения:
Экранизация
По мотивам произведений Лавкрафта снято несколько десятков фильмов. Наиболее известные из них созданы режиссёрами Стюартом Гордоном, Брайаном Юзной и др.:
В настоящее время в России, во Владивостоке снимается фильм «Тень над Аркхэмом» (блог фильма — community.livejournal.com/hpl_movie_blog), также основанный на произведениях Лавкрафта.
Компьютерные игры
Call of Cthulhu: Shadow of the Comet (Квест, 1993)
Prisoner of Ice (Квест/Survival horror, 1995)
Necronomicon: The Dawning of Darkness (Квест, 2001)
Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху (Квест, 2007)
Penumbra: Black Plague (Adventure/Survival horror/Action, 2008)
Примечания
Литература
Л. Спрэг Де Камп. Лавкрафт: Биография. — СПб.: Амфора, 2008. — С. 656. — ISBN 978-5-367-00815-9
Ссылки
В Викитеке есть оригинал текста по этой теме.
См. также
dic.academic.ru
Лавкрафт Говард - это... Что такое Лавкрафт Говард?
Го́вард Фи́ллипс Лавкра́фт (англ. Howard Phillips Lovecraft, 20 августа 1890, Провиденс, Род-Айленд, США — 15 марта 1937, там же) — американский писатель и поэт, писавший в жанрах ужасов, мистики, совмещая их в оригинальном стиле.
Родоначальник Мифов Ктулху. При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной нам массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр — так называемые Лавкрафтовские ужасы.
Биография
Лавкрафт в раннем детстве, 1892.
Лавкрафт родился в Провиденсе (штат Род-Айленд, США). Он был единственным ребенком в семье коммивояжёра Уилфрида Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзан Филлипс Лавкрафт. Известно, что его предки жили в Америке ещё со времён Колонии Массачусетского залива (1630). Когда Говарду было три года, Уилфрида поместили в психиатрическую больницу, где тот находился в течение пяти лет до самой смерти 19 июня 1898[1].
Лавкрафт в возрасте 9-10 лет.
Лавкрафт был воспитан матерью, двумя тётками и дедушкой (Уиппл Ван Бюрен Филлипс), который приютил семью будущего писателя. Говард был вундеркиндом — читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои[1]. Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в штате[1], он познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи.
В возрасте 6—8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение — «Зверь в пещере».
Ребёнком Лавкрафт часто болел, и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу.
Уиппл Ван Бурен Филлипс умер в 1904 году, после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году, он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.
Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере» (1905), «Алхимик» (1908)), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон», затем «Гробница». «Дагон» стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственнные рассказы» (Weird Tales). В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард.
Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года. Она писала сыну до своих последних дней.
В 1919—1923 гг. Лавкрафт активно писал, создав за эти годы более 40 рассказов, в том числе в соавторстве.
Лавкрафт и его жена Соня Грин, 1924.
Вскоре на собрании журналистов-любителей Говард Лавкрафт встретил Соню Грин, имевшую украинско-еврейские корни, и бывшую на семь лет старше Лавкрафта. Они поженились в 1924 году и переехали в Бруклин, Нью-Йорк. После тихого Провиденса нью-йоркская жизнь не полюбилась Лавкрафту. Во многом автобиографичным был его рассказ «Он». Через несколько лет супруги расстались, хотя и не оформили развода. Лавкрафт вернулся в родной город. Из-за неудавшегося брака некоторые биографы гадали о его асексуальности, но Грин, напротив, называла его «прекрасным любовником»[2].
Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт жил в «большом деревянном доме викторианской эпохи» по адресу Барнс-стрит, 10 вплоть до 1933 года (этот адрес является адресом дома Доктора Уиллета в повести «Случай Чарльза Декстера Варда»). В тот период он написал практически все свои короткие рассказы, напечатанные в журналах (в основном в «Таинственных рассказах»), а также многие крупные работы, такие как «Случай Чарльза Декстера Варда» и «Хребты Безумия».
Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда. В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания. Говард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в Провиденсе (штат Род-Айленд, США).
Творчество
Предшественники
К писателям, чьё творчество оказало влияние на Лавкрафта, в первую очередь нужно отнести Эдгара Аллана По, Эдварда Дансейни, Артура Мейчена, Алджернона Блэквуда, Амброза Бирса, Лафкадио Хирна.
Последователи
Август Дерлет
Пожалуй, главным из последователей Лавкрафта как с точки зрения хронологии, так и с позиций преемственности, является Август Дерлет. Несмотря на то, что впоследствии многие авторы обращались к созданному Лавкрафтом пантеону космических богов, именно Дерлет стал создателем и руководителем издательства «Arkham House», в котором публиковались произведения самого Лавкрафта, Дерлета и всех, кто так или иначе соприкасался в своём творчестве с созданными Лавкрафтом мирами. Дерлет также был довольно успешен как писатель, хотя и не мог сравниться по силе воздействия со своим учителем. Однако он был гением издательского дела — книги издательства «Arkham House» того периода в настоящее время являются библиографическими редкостями. К тому же это был редкий случай, когда издательство создавалось под творчество конкретного человека.
Стивен Кинг
Творчество Лавкрафта, повлиявшее на массовую культуру Запада, оставило неизгладимый след на творчестве бесчисленного числа писателей, работавших и работающих в жанре мистики и ужасов. Одним из творческих наследников Лавкрафта является и знаменитый «Король Ужасов» Стивен Кинг. Наиболее ярким произведением, в котором Стивен Кинг не подражает манере повествования Говарда Лавкрафта, но отдаёт дань таланту последнего, является повесть «Крауч Энд», экранизированная кинокомпанией «TNT» в сборнике киноновелл «Кошмары и фантазии Стивена Кинга». В работах Кинга чётко просматриваются следы влияния творчества Лавкрафта. Так, Роман «Оно» непосредственно отсылает читателя к космическому ужасу, пришедшему из незапамятных времён. Следует однако отметить, что ужас Кинга может быть довольно чётко разграничен на три основные части: космический (Лавкрафт), загробный и научный (Мэри Шелли).
Помимо прочего, действие большинства книг Стивена Кинга происходит в небольших американских городках, что также характерно и для работ Лавкрафта, который считал, что самые страшные вещи творятся в тихих местах.
«Некрономикон» и другие произведения, упоминаемые Лавкрафтом
Обычно Лавкрафт ссылался на древние книги, содержащие секреты, которые не должен знать человек. Большей частью ссылки были вымышленными, но некоторые оккультные работы существовали в действительности. Сочетание выдуманных документов с реальными в одном контексте позволяло первым казаться настоящими. Лавкрафт давал только общие ссылки на такие книги (в основном для нагнетания атмосферы) и редко делал детальное описание. Наиболее известным из этих выдуманных манускриптов является его «Некрономикон», о котором писатель больше всего говорил. Его объяснения по поводу этого текста были так хорошо продуманы, что многие люди и по сей день верят в реальность этой книги, и это позволяет некоторым наживаться на неосведомлённости других.
The Book of Eibon, Livre d’Eibon, or Liber Ivonis
Придумана Кларком Эштоном Смитом. Лавкрафт лишь несколько раз ссылался на эту книгу в своих рассказах: «Сны в ведьмином доме», «Существо на пороге», и «Тень из безвременья». В последние два года жизни Лавкрафт давал ссылки на два «перевода» этой книги: «Livre d’Eibon» («Дневник Алонзо Тайпера») и «Liber Ivonis» («Обитающий во тьме»). В рассказе «Каменный человек» книга Эйбона служит в качестве основной книги семейной линии колдунов Ван Кауранов, тщательно скрываемой и передающейся по наследству.
Cultes des Goules by the Comte d’Erlette
Имя автора этой книги образовалось из имени Августа Дерлета, чьи предки перебрались из Франции и чья фамилия исторически правильно писалась как Д’Эрлетт. Как и во множестве подобных случаев, Лавкрафт ссылался на эту книгу всего несколько раз: в рассказах «Тень из безвременья», «Затаившийся у порога» и «Обитающий во тьме».
De Vermis Mysteriis by Ludvig Prinn
«Мистерии червя» (в некоторых переводах — «Таинственные Черви») и их автор Людвиг Принн были придуманы Робертом Блохом, а латинское название книги «De Vermis Mysteriis» придумал Лавкрафт. Он ссылался на неё в рассказах «Тень из безвременья», «Дневник Алонзо Тайпера», «Единственный наследник» и «Обитающий во тьме».
The Eltdown Shards
Этот труд есть создание воображения Ричарда Ф. Сирайта, одного из корреспондентов Лавкрафта. Лавркафт мельком упомянул его в своих произведениях: «Тень из безвременья» и «Дневник Алонзо Тайпера».
The Necronomicon or Al Azif of Abdul Alhazred
Пожалуй, самая известная из мистификаций Лавкрафта. Он давал ссылки на «Некрономикон», также известный как «Аль Азиф», в 18-ти своих рассказах. Настоящим арабским названием этого манускрипта было «Аль Азиф», что означало — «звук, производимый ночными насекомыми», который, как считали арабы, на самом деле издавали демоны. Абдул Альхазред, мифический автор этой книги, жил в Дамаске, где и был написан «Некрономикон». В 738 году н. э. он был прилюдно поглощён невидимым демоном. «Аль Азиф» был переведён на греческий Теодором Филетом из Константинополя, который и дал рукописи название «Некрономикон». Олаус Вормиус перевёл текст на латынь в 1228 году. В 1232 году, вскоре после перевода Вормиусом, папа Григорий IX запретил как греческую, так и латинскую версию книги. Вормиус отмечает, что оригинальный арабский текст к тому времени был уже утерян. Доктор Джон Ди перевёл его на английский, но только несколько фрагментов этого варианта сохранились до нашего времени. В настоящее время латинский перевод XV-го века находится в Британском Музее, редакции XVII-го века находятся в Национальной Библиотеке в Париже, Библиотеке Гарварда, Университете Буэнос-Ариеса, и Мискатоникском Университете Акхема. Естественно, все эти копии тщательно сохраняются.
Первый раз «Некрономикон» упоминается в рассказе «Пёс» (сентябрь 1922), хотя Абдул Альхазред, автор этого труда, упоминается раньше, в «Безымянном Городе» (январь 1921). Именно здесь известнейшее изречение из «Некрономикона» упоминается впервые:
That is not dead which can eternal lie,And with strange aeons even death may die.
Пожалуй самая длинная выдержка из «Некрономикона» встречается в рассказе «Ужас в Данвиче»:
…не следует верить тому, что человек суть владыка мира единственный и последний. И его жизненная субстанция не единственная существующая на Земле. Древние были, Древние существуют, Древние будут всегда. Но не в известном нам мире, а между мирами. Изначальные, сильные и здоровые. Они невидимы для глаз наших. Один Йог-Сотот знает вход в этот мир. Йог-Сотот — и ключ, и страж этих врат. Прошлое, нынешнее и будущее едины в Йог-Сототе. Он ведает место, где Древние пробили дорогу себе в прошлые времена, ведает, где Они пройдут в будущее. Ведает их следы на Земле, которые они оставляют, невидимые. По одному только запаху люди узнают их присутствие, но образ их узнается в облике тех, кого они произвели среди смертных детей человеческих, от вида человека до формы без субстанции. Невидимыми Они кружат по Земле, ожидая нужных слов Ритуала. Их голос звучит в ветре, о Их присутствии шепчет трава. Они выкорчёвывают леса, уничтожают города, но никто не видит карающую Руку. В ледяных пустынях познал их Кадаф, а разве человек когда-либо познавал Кадаф? Льды на севере и затопленные острова в океанах скрывают камни, на которых начертаны Печати. Йог-Сотот откроет двери, пред которыми смыкаются сферы. Человек царит там, где когда-то властвовали Они. Но как после лета приходит зима, а зима сменяется весной, так и Они ждут своего Часа!!!
The People of the Monolith by Justin Geoffrey
Как книга, так и её автор были придуманы Робертом Ирвином Говардом, Лавкрафт же лишь один раз ссылается на них в рассказе «Тварь на пороге»:
Время шло, я увлёкся архитектурой и оставил свой замысел проиллюстрировать книгу демонических стихов Эдварда, впрочем, наша дружба оттого не пострадала и не стала слабее. Необычный гений молодого Дерби получил удивительное развитие, и на восемнадцатом году жизни он выпустил сборник макабрической лирики под заглавием «Азатот и прочие ужасы», произведший сенсацию. Он состоял в оживлённой переписке с печально известным поэтом-бодлеристом Джастином Джеффри, тем самым, кто написал «Людей монолита» и в 1926 году умер, крича накрик, в сумасшедшем доме, незадолго до того посетив какую-то зловещую и пользующуюся дурной славой деревушку в Венгрии.
Узнать о Джастине Джеффри можно в рассказе Роберта Говарда «Чёрный Камень» (1931).
The Pnakotic Manuscripts (or Fragments)
Ещё одна мистификация Лавкрафта. Его «Пнакотические манускрипты» или «Фрагменты» (ссылки в 11-ти произведениях) уступают по частоте обращения лишь «Некрономикону». Никаких деталей о происхождении или содержании этих текстов Лавкрафт не указывает. Скорее всего, эти тексты были написаны в дочеловеческий период.
Seven Cryptical Books of Hsan
Лавкрафт лишь упоминал о книгах Хсана в «Иных Богах» и «Сомнамбулическом поиске Кадафа Неведомого» оба раза вместе с «Пнакотическими манускриптами».
Unaussprechlichen Kulten, Black Book, or Nameless Cults by Friedrich von Junzt
Роберт Говард впервые представил «Неименуемые культы» в своём рассказе «Дети ночи» (1931). В следующем году Лавкрафт придумал немецкое название для этих трудов, так как фон Юнтц писал оригинал на немецком. Это название, «Ungenennte Heidenthume», не удовлетворило некоторых из корреспондентов Лавкрафта. Август Дерлет изменил его на «Unaussprechlichen Kulten», которое и утвердилось (хотя в переводе это означало — «Непроизносимые культы», то есть культы, название которых невозможно произнести. «Die Unaussprechlichen Kulten» или «Unaussprechliche Kulten» было бы правильнее).
Хотя Лавкрафт не ссылался на эту книгу чаще чем на другие, он дает её историю издания в рассказе «Вне времён»:
В сущности, любой читатель страшных «Безымянных Культов» фон Юнтца мог бы с первого взгляда установить бесспорную связь между ними и таинственными письменами на плёнке. Но в те времена мало кто знал эту кощунственную работу: первое её издание было уничтожено в Дюссельдорфе в 1839 году, в 1845-м появился перевод Бредуэла, а в 1909-м был опубликован сильно сокращённый вариант.
«Чёрная Книга» фон Юнтца встречается в нескольких рассказах Роберта Говарда: «Дети ночи» (1931), «Чёрный Камень» (1931), «Тварь на крыше» (1932). В последнем рассказе представлена история написания и публикации этой книги.
R’lyeh Text
Данный текст упоминается у Лавкрафта в рассказе «Затаившийся у порога». Кроме того в том же рассказе даётся вторичная косвенная ссылка на данный текст через другую вымышленную книгу профессора Шрусбери «Исследование мифотворчества у первобытных народов о Последнем дне с Особым упоминанием Текста Р’лайха».
Реально существующие книги
Как указано выше, многие из книг, на которые ссылался Лавкрафт в своих произведениях существуют на самом деле. Вот они:Ars Magna et Ultima, Raymond Lully («Дело Чарльза Декстера Варда»)The Story of Atlantis and The Lost Lemuria, W. Scott-Elliot («Зов Ктулху»)The Book of Dzyan («Дневник Алонзо Тайпера» и «Обитающий во тьме»)The Book of Thoth («Врата серебряного ключа»)Clavis Alchemiae, Robert Fludd («Дело Чарльза Декстера Варда»)Cryptomenysis Patefacta, John Falconer («Ужас в Данвиче»)The Daemonolatreia, Remigius («Фестиваль» и «Ужас в Данвиче»)De Furtivis Literarum Notis, Giovanni Battista della Porta («Ужас в Данвиче»)The Golden Bough, Sir James George Frazer («Зов Ктулху»)De Lapide Philosophico, Johannes Trithemius («Дело Чарльза Декстера Варда»)Description du Royaume de Congo et des Contrees environnantes, Filippo Pigafetta & Duarte Lopez («Картинка в старой книге»)Key of Wisdom, Artephius («Дело Чарльза Декстера Варда»)Kryptographik, Johann Ludwig Kluber («Ужас в Данвиче»)Liber Investigationis, Geber («Дело Чарльза Декстера Варда»)Magnalia Christi Americana, Cotton Mather («Картина в доме» «Неименуемое» «Модель для Пикмана» и «Дело Чарльза Декстера Варда»)Poligraphia, Johannes Trithemius («Ужас в Данвиче»)Saducismus Triumphatus, Joseph Glanvil («Фестиваль»)Thesaurus Chemicus, Roger Bacon («Дело Чарльза Декстера Варда»)Traité des Chifferes ou Secretes d’Escrire, Blaise de Vigenere («Ужас в Данвиче»)Turba Philosophorum, Guglielmo Grataroli («Дело Чарльза Декстера Варда»)The Witch-Cult in Western Europe, Dr. Margaret Murray («Кошмар в Ред Хуке» и «Зов Ктулху»)Wonders of the Invisible World, Cotton Mather («Модель для Пикмана»)The Zohar («Дело Чарльза Декстера Варда»)
Г. Ф. Лавкрафт в России
Знакомство российского читателя с творчеством Лавкрафта произошло в 1991—1993 годах. Ключевую роль в этом сыграли 2 группы энтузиастов:
1. Петербургский публицист Евгений Головин и московская переводчица Валерия Бернацкая подготовили 256-страничное собрание рассказов писателя для издательства «Terra Incognita» (1991).
2. Коллектив переводчиков из Екатеринбурга, сформировавшийся вокруг литературного агентства Kubin Ltd, подготовил полное 4-томное собрание сочинений Лавкрафта для издательства «Форум» (1991—1993). В группу входили Игорь Богданов, Василий Дорогокупля, Фёдор Еремеев и Олег Мичковский. Всего ими было издано 12 книг Лавкрафта в издательствах Москвы, Киева, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Эта же команда ответственна за издание 7-томной «Энциклопедии читателя» и создание издательства «Фабрика комиксов».
В настоящее время сборники Лавкрафта регулярно переиздаются в России по крайней мере тремя крупными издательствами — «Азбука», «АСТ», «Эксмо».
В 2006 году интерес к произведениям Лавкрафта в России был сильно подогрет после акции «Вопрос Путину», в ходе которой президенту России задавались вопросы, предварительно отобранные Интернет-голосованием. На голосовании неожиданно, в результате флешмоба, победил шуточный вопрос «Как Вы относитесь к пробуждению Ктулху?»[3]. После этого образ и имя Ктулху стали гораздо чаще использоваться в Рунете.
Библиография
Основная статья: Библиография Г.Ф. Лавкрафта
Наиболее известные и значимые произведения:
Фильмы
По мотивам произведений Лавкрафта снято несколько десятков фильмов. Наиболее известные из них созданы режиссёрами Стюартом Гордоном, Брайаном Юзной и др.:
В настоящее время в России, во Владивостоке снимается фильм «Тень над Аркхэмом» (блог фильма — community.livejournal.com/hpl_movie_blog), также основанный на произведениях Лавкрафта.
Примечания
Литература
Л. Спрэг Де Камп. Лавкрафт: Биография. — СПб.: Амфора, 2008. — С. 656. — ISBN 978-5-367-00815-9
Ссылки
В Викитеке есть оригинал текста по этой теме.
См. Howard Phillips Lovecraft
dic.academic.ru
Гатаноа | Лавкрафт вики | FANDOM powered by Wikia
Гатаноа(англ. Ghatanothoa, так же Гатанотоа) — центральное мифическое божество произведения Говарда Лавкрафта «Вне времени», оставленное на Земле пришельцами Ми-го с планеты Юггот, задолго до начала существования человеческой цивилизации.
Гатаноа бессмертен и обитает в подземелье крепости, некогда располагавшейся на горе Йаддитх-Гхо, в царстве К’наа, на исчезнувшем континенте Му. Географически гора расположена вблизи Новой Зеландии.
По легенде, любой, кто увидит древнее божество или даже его изображение, впадёт в состояние окаменения, при этом мозг и внутренние органы останутся целыми и продолжат жизненную активность до тех пор, пока некий внешний фактор не разрушит окаменевшую оболочку.
Чтобы избежать пробуждения Гатаноа, люди царства К’наа ежегодно приносили в жертву двенадцать юных воинов и двенадцать девушек. Их тела сжигались на кострах в мраморном храме у подножия горы, поскольку ни один человек не осмеливался подняться к крепости на вершине горы.
В произведениях последователей Лавкрафта Править
Самое значительное выступление человека против Гатаноа было совершено служителем храма Шуб-Ниггурат по имени Т'юог, о чём рассказывается в «Безымянных культах» Фредерика фон Юнтца. Т'юог получил от своей богини свиток, который должен был защитить его от разрушительного эффекта вида божества, но из-за подмены жрецами Гатаноа свитка на поддельный, он потерпел неудачу. Описываемые события относятся к Году Красной Луны, что по версии фон Юнтца соответствует 173148 году до н.э.
По серии рассказов Лина Картера "Xothic legend cycle", Гатаноа является первенцем Ктулху.
Колин Генри Уилсон связал Гатаноа с инопланетной расой энергетических ящериц Ллоигор и назвал их слугами божества.
Гатаноа относится к младшим Древним - он потомок Великого Ктулху: "Позже Он(Ктулху) посетил зелёную двойную звезду Зотх ((англ.Xoth), где совокупился с существом по имени Идх-йаа, дабы породить Великих Древних Гхатанотхоа, Йтхогтха и Цог-Оммога. Далее Ктулху и его потомство полетели на спутник Плутона Юггот, откуда Великие Древние сошли на Землю."
Есть теория, что Гатаноа остался на Югготе, где его почитали как верховное Божество, когда его "родственники" полетели на Землю. А уже спустя время он очутился на Земле, но без расы Юггота, которая погибла во тьме веков. Примечательно, что данная раса не является расой Ми-го, которые поклонялись другим Древним богам, хотя они и обитали на Югготе. Это какая-то другая и таинственная раса. Принято считать, что нынче Гхатанотоа погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на мифическом континете Му.
ru.lovecraft.wikia.com
Йог-Сотот | Лавкрафт вики | FANDOM powered by Wikia
Йог-Сотот (англ.Yog-Sothoth), известный под названиями Затаившийся на Пороге (Lurking in the Threshold), Ключ и Врата, Всесодержащий — бог, персонаж пантеона Древних.
Роль Йог-Сотота в пантеоне — нейтральное (ложное) божество, хранитель Врат между мирами, физическое воплощение мироздания. В рассказе Лавкрафта «Врата Серебряного Ключа» герой называет его «Бытие». Йог-Сотот заперт вне нашей Вселенной, он существует одновременно во всех временах и во всём пространстве. Это всезнающий бог, силой своей едва ли не превосходящий Азатота, а мудростью — Йига. По мнению писателя Кларка Эштона Смита, Йог-Сотот в одном из своих воплощений мог повелевать временем.
В рассказе «Ужас в Данвиче» (1929) Говард Лавкрафт описал близнецов — детей Йог-Сотота и земной женщины. Судя по тому, что один из близнецов, Уилбер Уэйтли, призывал Древних (Old Ones), чтобы контролировать второго близнеца, между Йог-Сототом и Древними есть какая-то связь, но связь эта неясна. Сам Лавкрафт даёт несколько концептуально разных определений Древних, в том числе и определяя их как потомков Ктулху, поэтому обращаться к первоисточнику в данном случае бессмысленно.
"...Правдива история Ибн Шакабао о том, что лицо Йог-Сотота - это лицо самих небес. Он и его огромное пространство - одно и то же, и вращающиеся пересекающиеся круги сфер - это упорядоченное движение его мыслей, некоторые из которых движутся быстро, а другие - медленно. Его видят в лицо, у него нет тела, поскольку его тело - это сама вселенная, однако не само вещество творения, а неосязаемая сущность и его можно воспринимать только как мерцающий диапазон постоянно меняющихся цветов, таких, какие можно увидеть на панцире жука или крыле стрекозы в лучах солнца. Ему поклоняются люди, которые восхищаются его воротами как Всем в одном, которое является единством Всего...Все эти безобразия меньше, чем тот, кто охраняет ворота, тот, кто будет руководить безрассудным путешественником, который говорит слова правильно за пределами всех сфер и в пустоте невыразимого голода. Поскольку его называют Тавил Ат'Умр, Первый Древнейший...Когда дорога луны и дорога солнца пересекаются на небесах, тогда Йог-Сотот приходит, восторженный и мощный,чтобы открыть пространства между звездами..."
"Душа Азатота обитает в Йог-сотхотхе, и Он подаст знак Древним, когда звезды укажут время Их прихода; ибо Йог-сотхотх - это те Врата, через которые вернутся Жители Пустоты. Йог-сотхотху ведомы лабиринты времени, ибо все время едино для Него. Ему ведомо, где во времени появились Древние в далеком прошлом и где Они появятся вновь, когда завершится оборот колеса..."
«Liber Logaeth» Колин Уилсон
Как предполагают исследователи, Йог-Сотот — искажённое Иак-Сет-Тотх, Единение Сета и Тота.
ru.lovecraft.wikia.com
Старцы | Лавкрафт вики | FANDOM powered by Wikia
Длина каждого экземпляра — два с половиной метра. Само бочкообразное, пяти-складочное тело равняется немногим меньшим двух метров в длину и больше одного ширину. Ширина указывается центральной части, диаметр же оснований 30см. Все особи темно-серого цвета, хорошо гнутся необычайно прочные.
Венчает торс светло-серая, раздутая, как от жабр, «шея», на которой сидит желтая пятиконечная, похожая на морскую звезду «головка», поросшая жесткими разноцветными волосиками длиной в восемь сантиметров. Гибкие желтоватые трубочки длиной восемь сантиметров свисают с каждого из пяти концов массивной (около полуметра в окружности) головки. В самом центре её — узкая щель, возможно, начальная часть дыхательных путей. На конце каждой трубочки сферическое утолщение, затянутое желтой пленкой, под которой скрывается стекловидный шарик с радужной оболочкой красного цвета — очевидно, глаз.
Из внутренних углов головки тянутся еще пять красноватых трубочек, несколько длиннее первых, они заканчиваются своего рода мешочками, которые при нажиме раскрываются, и по краям круглых отверстий, диаметром пять сантиметров, хорошо видны острые выступы белого цвета, наподобие зубов. По-видимому, это рот. Все эти трубочки, волосики и пять концов головки аккуратно сложены и прижаты к раздутой шее и торсу. Гибкость тканей при такой прочности — удивительная.
В нижней части туловища находится грубая копия головки, но с другими функциями. На светло-серой раздутой лжешее отсутствует подобие жабр, она сразу переходит в зеленоватое пятиконечное утолщение, тоже напоминающее морскую звезду. Внизу также находятся прочные мускулистые щупальца длиной около метра или больше. У самого туловища ширина их в диаметре составляет восемнадцать сантиметров, но к концу они утончаются, достигая не более шести с половиной сантиметров, и переходят в зеленоватую треугольную перепончатую «лапку» с пятью фалангами. Длина её — двадцать сантиметров, ширина у «запястья» — пятнадцать. Эта лапа, плавник или нога, словом, то, что оставило свой след на камне от тысячи до пятидесяти—шестидесяти миллионов лет назад. Из внутренних углов пятиконечного нижнего утолщения также тянутся 60см красноватые трубочки, ширина которых колеблется от семи—восьми сантиметров у основания до двух—трех — на конце. Заканчиваются они отверстиями. Трубочки необычайно плотные и прочные и при этом удивительно гибкие.
Более, чем метровые щупальца с лапками, несомненно, служили для передвижения — по суше или в воде. Похоже, очень мускулистые. В настоящее время все эти отростки плотно обвиты вокруг лжешеи и низа туловища — точно так же, как и в верхней части.
Но особенно обескураживает невероятно сложная и высокоразвитая нервная система. Будучи в некоторых отношениях чрезвычайно примитивной и архаичной, эта тварь имела систему ганглиев и нервных волокон, свойственных высокоразвитому организму. Состоящий из пяти главных отделов мозг был удивительно развит, наличествовали и признаки органов чувств. К ним относились и жесткие волосики на головке, хотя полностью уяснить их функцию не удавалось - ничего похожего у других земных существ не имелось. Возможно, у твари было больше, чем пять чувств: с трудом можно представить себе поведение и образ жизни, исходя из известных стереотипов.
В воде эти существа перемещались двумя способами: плыли, перебирая боковыми конечностями, или, извиваясь, двигались толчками, помогая себе нижними щупальцами и лженожкой. Иногда же подключали две-три пары веерообразных складных крыльев и тогда стрелой устремлялись вперёд.
Старцы первыми пришли из далеких глубин космоса на молодую Землю [3]. В то время они были высокоразвитой в технологическом отношении расой, но использовали свои знания только в случае крайней необходимости. Старцы ушли со своей планеты по причине техногенного кризиса. Считали свою прошлую механистическую цивилизацию пагубной для эмоциональной сферы. Первоначально старцы населяли только подводные пространства Земли, но впоследствии расселились и на суше.
Старцы создали все живое на Земле, которое впоследствии развилось в более совершенные формы. Старцы также создали прообраз человека и обезьяны, с целью выведения вкусного мяса и в качестве декоративной игрушки. Старцы также создали Шогготов. Впоследствии старцы сражались с восставшими против хозяев шогготами.
В ходе развития своей цивилизации Старцы были вынуждены сражаться с потомками Ктулху, с Ми-го, с Шогготами. Иногда подавляли развитие невыгодных биологических видов.
Размножение Старцев происходило спорами, но поощрялось только при заселении новых пространств. Воспитание и образование Старцев было на высочайшем уровне. Как предполагает главный герой романа «Хребты Безумия», строй государства старцев был социалистическим.
Первоначально старцы, наравне с Ми-Го, также обладали знаниями и возможностью перелетать через межзвездные пространства. Они использовали с этой целью свои крылья. Впоследствии старцы утратили первоначальные навыки и знания и не смогли улететь с Земли в другие галактики.
Старцы в массовой культуре Править
В фильме Хеллбой 2: Золотая армия, режиссёром которого выступил Гильермо дель Торо, фанат творчества Лавкрафта, в начале фильма можно видеть как в одной из комнат несколько человек пытаются справиться с существом крайне похожим на Старца, также присутствуют три Старца, которых видно в толпе в Troll Market, магическом рынке.
↑ Термин «Старцы» может так же быть воспринят как Древние, однако Древние являлись противниками Старцев по роману Г. Ф. Лавкрафта «Хребты Безумия».
↑ В романе «Хребты Безумия» профессор Лейк отмечает, что в «Некрономиконе» есть отсылка к старцам— в книге они указаны как «Эти Древние».
↑ Впрочем, иногда Лавкрафт называет первыми жителями Земли летающие полипы.