Амфора древняя. Что такое амфора? Греческая амфора - символ жизни и смерти, имеющий женскую душу. Раскопки амфор. Какие бывают амфоры, виды амфор
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Амфора - это... Определение, использование, происхождение. Амфора древняя


Женщина или сосуд? Амфоры Древней Греции – Ярмарка Мастеров

Амфора — еще один древнегреческий сосуд, пожалуй, наверное, самый известный широкому кругу людей. Хотя тут как посмотреть наверняка слово такое слышали все, но вот как именно он выглядит, все же думаю, далеко не все себе представляют. Ну да амфора, сосуд такой, что-то там с Древней Грецией.Сам я впервые увидел амфоры «в живую» в музее в Танаисе (древнегреческое поселение на территории современной Ростовской области), там же про них рассказывали. Помню, что-то про способы укладки при транспортировке на кораблях и про то, что амфоры это сосуды без плоского дна, которые самостоятельно стоять не могут, хотя «интернеты» и музеи в которых я побывал с тех пор, все же более широкий круг сосудов называют амфорами и более округлые и плоскодонные.Итак, что же такое древнегреческая амфора?А́мфора (с древнегреческого буквально то, что можно переносить с двух сторон или в других источниках «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. С плоским дном редки. Были распространены у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.Часто для переноски амфор использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.Иногда являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. Немного отвлекаясь, от темы повествования нужно сказать, что в истории Греции был период, когда вазопись являлась довольно таки значимой стороной не просто искусства но и социальной жизни. Было правило, что при отдыхе с друзьями нельзя говорить ни о делах, ни о политике, соответственно сюжеты росписей на сосудах становились темой для обсуждения и ведения непринужденной беседы.Вернемся к амфоре. Для древнего грека амфора — это человек. Мало того, греки считали, что амфора — это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили скалывая стенку амфоры, и укладывая в позе эмбриона внутрь сосуда. Захоранивали прямо в подвале дома. Соответственно амфора служила еще и символом материнской утробы. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом — «кормили» покойников. Так что амфора — это ещё и надгробный памятник. Получается, что амфора обладает двойной сущностью, это и начало, и конец жизни.Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины — самым древним из них является ручная лепка. До сих пор особенно большие сосуды часто делают в технике лепки из жгутов. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем, также грекам был известен способ изготовления в формах.Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. У греков и римлян амфора служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же амфора сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.Также амфорами называются двуручные расписные вазы, так называемые панафинейские призовые амфоры (от Панафинейских игр*), наполненные оливковым маслом они служили призом в спортивных соревнованиях.Не путайте с другим древнегреческим сосудом — пеликой. Пелика тоже имеет две ручки, но в отличии от амфоры к низу расширяется. Отдаленно напоминает нашу крынку, только с ручками и плоской ножкой.В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием**.Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.Часто амфорами также называют сосуды похожих форм других культур, например египетские, с которых, судя по всему, греки и скопировали форму своих амфор.

греция

Амфоры, поднятые с кораблекрушения, произошедшего у берегов Греции, примерно 2400 лет назад.

древность

Этрурия, Цере. Около 600 г. до н. э.

керамика

 Древняя Греция, Коринф. Около 620/615 — 570 гг. до н. э.

ваза

Сирия или Северная Италия. Середина - вторая половина I в.

«Бургонская ваза» — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон

Амфора краснофигурная. Эос и Кефал. Создано: Аттика. Около 440 г. до н.э.

 Южный Понт. I в. Найдено: Городище Танаиса.

Клазомены. Первая четверть VI в. до н.э.

Панафинейская чернофигурная амфора: Афина. Создано: Греция. Около 500 г. до н.э.Найдено: Ритуальная площадка около могилы 15 (Некрополь Пантикапея. Раскопки В.В. Шкорпила 1911 г.).

Финиш в гонках повозок. Псевдо-панафинейская амфора. Ок. 500 г. до н. э. Глиптотека. Мюнхен

Некрополь Нимфея, погребение Д-2. Крым

Хиос. Вторая половина VI - начало V в. до н.э.

Лесбос. Середина VI в. до н.э. Найдено: Березань

Сирия или Северная Италия. Середина - третья четверть I в.

Менде. Третья четверть V в. до н.э. Найдено: Городище Нимфей. Крым

Фасосская амфора с клеймом и дипинто*** Найдено Пантикапей. Крым, окрестности Керчи

* Панафинеи, Панафинейские игры — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

**Эксекий — известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, 550 — 530 гг. до н. э.

***Дипинто надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов.

При копировании указывайте источник.

www.livemaster.ru

это... Определение, использование, происхождение :: SYL.ru

Испокон веков человек искал способ хранения жидкости. Первоначально для этой цели могли служить случайно сформированные природные объекты, например, камни с полостями. Позже люди научились самостоятельно создавать ёмкости из различных подручных средств: очищать изнутри и высушивать плоды, создавать углубления в камне, дереве и других материалах. Наконец, был освоен метод производства керамики, после чего появляются различные виды глиняных изделий, и один из них – это амфора.

Название

Слово «амфора» происходит от греческой приставки, обозначающей удвоение, и корня «нести». Вольно переводя данное название на русский язык, получим «сосуд с двумя ручками для переноски».

амфора этоНо что такое амфора и чем она отличается от других глиняных изделий? Многие люди могут использовать это название по отношению к любым видам сосудов: маленьким и большим, с ручками и без них, использующимся для хранения продуктов или их производства. Однако такая утварь, как амфора, имеет вполне определенный внешний вид и назначение.

Использование

Амфора – это ёмкость для хранения жидких и сыпучих веществ, в первую очередь – оливкового масла и вина. Для производства этих продуктов использовались сосуды величиной больше человеческого роста – пифосы. Амфоры для этих целей не годились, так как были слишком малы. В современных единицах измерения объём сосуда мог варьироваться от пяти до нескольких десятков литров.

После использования по прямому назначению амфора могла найти применение в качестве урны для захоронения – примеры подобного рода встречаются в греческой культуре уже на ранних этапах её существования. В более позднее время амфора стала использоваться также как урна для голосования.

Форма

Можно отметить несколько интересных особенностей сосуда, имеющих существенное значение. Амфора имеет две ручки, ориентированные вертикально, что не слишком удобно для ручной переноски. Всё потому, что сквозь отверстия обычно продевались палки: держась за них, два человека переносили сосуд. При необходимости можно было одновременно нести более одной амфоры.

что такое амфораВторой особенностью является часто встречающийся заостренный низ, иногда сходящийся к небольшой плоскости, а иногда и вовсе имеющий вид конуса. В получающемся углублении оставался осадок, выпадающий при хранении вина. Кроме того, такая форма позволяла укреплять амфоры при транспортировке на корабле - нижняя часть сосудов закапывалась в песок.

Происхождение

Древнейшие известные амфоры датируются концом второго тысячелетия до нашей эры. Очевидно, существовали и более древние экземпляры, однако археологических подтверждений этому пока не найдено. Амфора – это лишь сосуд, и после использования о его сохранении никто не заботился. Таким образом, многие обнаруживаемые сегодня изделия представляют собой разбитые или утерянные экземпляры, а также сосуды, вторично использованные в качестве урн для захоронения.

Процесс создания сосуда

Первоначально глиняные амфоры создавались методом ручной лепки. Веревочный каркас обмазывался глиной и высушивался. После изобретения гончарного круга основная масса сосудов стала производиться с его помощью - это ускорило время производства и способствовало улучшению качества изделий.

амфора символПозже мастера стали экспериментировать и с материалами: известны деревянные и мраморные, бронзовые и стеклянные амфоры. Зачастую они уже не использовались по прямому назначению, выполняя исключительно декоративную функцию. К примеру, мраморные амфоры тяжелы и неудобны при использовании по назначению.

Амфора в культуре

Амфора – символ жизни и смерти. Возможно, появлению такой ассоциации способствовало использование сосудов в качестве погребальных урн. И сегодня ученые обнаруживают амфоры в местах захоронений.

В Древней Греции в зимнее время сосуды использовались для хранения зерна: глиняное изделие зарывалось в землю, и зерно оставалось под землёй до тех пор, пока в нём не возникала необходимость. Логическая связь между «сосудом для хранения» и «сосудом для захоронения» могла возникнуть именно по этой причине.

В различных контекстах сосуд также может символизировать изобилие, чистоту.

Художественное оформление

Амфора - это не только предмет, используемый в быту, но и объект художественной культуры. Каждый регион привносил свои особые черты при украшении и даже в процессе придания формы сосуду, и на основании этих данных учеными разработана их полноценная классификация.

амфора значениеНаиболее часто амфоры имеют однотонное оформление, однако встречаются и образцы, на которых изображены сцены из греческой и римской мифологии, главными героями которой являются боги и герои. Есть и сюжеты, в основе которых лежат спортивные мероприятия, сражения, а также орнаменты. Найденные артефакты, которые можно увидеть в музеях, практически всегда следов краски не имеют, однако в своё время большинство из них были яркими и красочными.

www.syl.ru

Разберемся с древней греческой керамикой? Часть 1.

                                                                " О строгая невеста тишины,                                                                 Дитя в безвестье канувших времен,                                                                 Молчунья, на которой старины                                                                 Красноречивый след запечатлен! ".......

                              Джон Китс "Ода греческой вазе" (Перевод Г Кружкова)

Почему мне полюбились греческие вазы, я как-то давно рассказывала в этой записи http://liorasun55.livejournal.com/126036.html Но, осознав, что древние сосуды - не только предметы быта, но и произведения древнего искусства, я решила поинтересоваться ими более подробно, и, как это обычно бывает, все оказалось весьма не просто. Оказывается, вазы очень отличаются друг от друга и в зависимости от периода, и от места, где они производились, и от способа нанесения рисунка, и уж форм, и соответственно, названий у них тоже немало. В общем, как обычно: то, что дилетанту кажется простым, на поверку оказывается целой наукой! :)

И, чтобы расставить точки над "и" и с понимаем дела рассматривать фотографии из Берлинского Altes Museum, которые я привезла из последнего отуска, я решила упорядочить те сведения, которые мне удалось собрать по этой теме.

(фотография взята отсюда http://www.fotokonkurs.ru/photo/99031)

Многообразие форм  может продемонстрировать вот эта картинка:

Вообще-то, если разобраться, вазы - это посуда. Посуда нужна в хозяйстве всегда, потребность в ней, видимо, появилась тогда, когда древний человек понял необходимость запасать продукты....А потом он научится и готовить в ней пищу. Когда-то очень давно, в эпоху неолита, кто-то догадался слепленный из глины предмет бросить в огонь. Он приобрел твердость, и так родилась керамика. Мы и сегодня охотно пользуемся керамической посудой и, похоже, человечество еще долго от нее не откажется, несмотря на то, что у нас есть обилие других материалов для производства посуды всех форм.

Каждый, кто хоть немного интересовался историей и археологией, знает, что керамика является важным маркером для датирования культурных слоев, открывающихся при раскопках. Именно потому, что она сопровождала человека многие тысчелетия и потому, что ученые знают, как она развивалась и изменялась на протяжении всех этих веков в зависимости от места расположения на земле.

Почему древние греки  придумали такое множество форм для своих ваз? Форма сосуда определялась в зависимости от того, для хранения каких продуктов она предназначалась. А хранили древние греки в основном оливковое масло, вино и воду, а также сыпучие продукты. Конечно, появилась потребность и подавать питье и еду к столу, и разливать вино, и формы античной керамики множились и совершенствовались.

Но чтобы описать, чем отличаются друг от друга разные сосуды, сначала нужно освоить, как принято называть части вазы.  Для этого очень удобна эта картинка:

Пожалуй, самая известная нам из греческих ваз - амфора . Вряд ли есть человек, который не слышал о ней.Амфора (с древне-греческого ἀμφορεύς «сосуд с двумя ручками»  - сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками, служил для транспортироваки вина и масла. Амфоры и украшали быт древних греков, и были практичны в повседневной жизни. В амофрах было удобно хранить вино: закрыть узкое горлышко воском или смолой, и вино, находящееся в нижней широкой части не испарялось и сохранялось дольше. Осадок накапливался в нижней узкой части и не взбалтывался, когда вино наливали из амфоры. Амфору благодаря ее конусовидной нижней части было легко зарыть в землю и тем самым сохранять вино при более низких температурах.

 Форма амфор претерпевала изменения от века к веку и зависила от места ее изготовления. Немецкий археолог Генрих Дрессель создал квалификацию амфор, и те, кто желает углубиться в тему, могут почерпнуть очень интересные сведения здесь http://kourtaki.newmail.ru/russian/history/Amphora.htm

Благодаря продолговатой округлой форме амофры их было легко укладывать веером в трюмы древних кораблей. Собственно, амфоры были древней тарой .

Это амфора из Берлинского Старого музея (снимать там не запрещается, но все экспонаты под стеклом). Изображения на вазах - это отдельная очень увлекательная и обширная тема, поскольку разбираться, какой сюжет изображен художником на каждой из них, углубляясь параллельно в чтение Мифов Древней Греции - невероятно интересное занятие, но это - материал для многих книг, а не для одного рассказа)

Было бы ошибкой полагать, что амфорами пользовались исключительно греки. Их находят  при раскопках на очень обширной территории, немало их в Причерноморье и в Крыму, например.. и это потому, что греческие амфоры были очень ценимы скифскими царями. (разыскивая информацию для статьи, я много раз видела упоминание таких фактов. Если вы помните, недавно даже Путину повезло нырнуть и - о, чудо! - вынырнуть с древней амфорой в руках :))  

Амфоры часто запечатывались глинянной пробкой, которую фиксировали смолой или гипсом. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города-изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический), а римляне вешали на ручки ярлычок, например, с указанием сорта вина.

Гидрия (лат. Hydria ), иначе Кальпида (лат.  - Kalpis)  -   сосуд для воды, имеющий три ручки:  две небольшие горизонтальные  по бокам и одну вертикальную., а также длинную шейку.  Похожи на амфоры, но у гидрий более округлое тулово.

Девушки ходили с ними к источнику за водой. Гидрии носили на голове или на плече, придерживая их рукой. Изображения таких сценок из жизни можно увидеть и на рисунках, изображенных на самих вазах.

Иногда гидрии использовались также как урны для хранения пепла умерших.

Лично мне очень понравилась идея трех ручек: за две удобно  нести воду, а также подставлять сосуд под струю воды, а третья нужна, когда наклоняешь сосуд, выливая из него воду, а также удобно нести пустой сосуд, держа его за вертикальную ручку.Вот гидрия из колекции Эрмитажа, датируется 510 годом до нашей эры.

А вот гидрия из Метрополитен-музея, на которой изображена сценка наполнения гидрии из источника :)

Как мы видим из росписи на вазе, ничего не изменилось с шестого века до нашей эры: женщины, прийдя за водой, используют повод для того, чтобы всласть пообщаться :)

Канфары - широкие сосуды для питья с двумя ручками, что-то типа кубка. Чаще всего на высокой ножке. Изящные ручки канфара  выступают за верхнюю линию сосуда. Канфар считался атрибутом Геракла и особенно Диониса : греческий Бог вина часто изображался с канфаром в руках.

Канфар из Афинского археологического музея

Это рисунок, изображающий бога Диониса с канфаром в руках. Нарисован он в 500 г. до нашей эры на блюде, которое хранится в Лувре.

Килик (греч. kylix, лат. calix — "круглый")   - ваза, из которой пили вино. Это сосуд, имеющий вид плоской чаши на ножке или невысоком поддоне с двумя горизонтальными ручками. Килики были весьма рапространены. Снаружи и внутри килики украшали росписью. На многих киликах встречается надпись: «Chaire kai piei eu" (греч., "Радуйся и пей счастливо"). Повествовательные сцены изображали по окружности на наружной стороне чаш (в перерывах между возлияниями килики подвешивали за ручку к стене и такие росписи были хорошо видны)

  Вот килик из Греции, датируемый первой четвертью 6-го века до нашей эры и являющийся экспонатом Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.  

Этот же килик изнутри

и он же снизу

КРАТЕ́Р (греч. krater, от kerannymi — "смешиваю") — древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой. Согласно обычаям, древние эллины смешивали одну часть вина с двумя частями воды — пить неразбавленное вино считалось проявлением дикости, неумеренности, хотя пьянство было распространенным явлением (вспомним Вакха). Кратеры представляют собой большие сосуды с широким устьем, наподобие котлов, и двумя ручками по бокам.

Примеры кратеров:

Оба кратера из коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Продожение здесь (часть 2): http://liorasun55.livejournal.com/314944.html

Да, на всякий случай: я не специалист и не волшебник, я только учусь. Просьба отнестись к моим изысканиям соответственно :)

liorasun55.livejournal.com

Что такое амфора? Греческая амфора

Слово «амфора» происходит от греческого «amphoreos» или «amphiphoreos», где «amphi» — это с обеих сторон, а «phero» — несу. Таким образом,  амфора — это то, что можно нести с обеих сторон и их, действительно, носили именно так, ведь это ни что иное, как сосуд для вина или масла, а также для сыпучих веществ, который с обеих сторон имеет по одной закругленной ручке. Так, часто для их переноски использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.

Их изготавливали из глины, хотя иногда можно встретить амфоры и из металла, и из дерева. Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины — самым древним из них является ручная лепка. Для этого, изготавливали веревочный каркас сосуда, на который позже «надевали» амфору. После того, как был изобретен гончарный круг,  амфоры стали делать  уже на нем. А еще античные сосуды делали на основе заранее приготовленных форм.

Для Древнего Грека амфора была не просто предметом для хозяйственных нужд, она была еще и человеком с... женской душой. Даже то, из чего она состоит, назвали частями человеческого тела. Так, амфора имеет горло, тулово, ножку и ручки и все эти названия были даны ей совсем не случайно!

Кроме того, амфора была и определенным символом смерти и жизни. Так, в древнем некрополе Херсонес были найдены амфоры с захороненными в них детьми, которые лежали в позе эмбриона. Таким образом выяснилось, что сосуды часто использовали в качестве гроба. Кстати, при захоронениях взрослых людей амфоры ставили сверху на курган. Получается, что амфора, которая напоминает по форме женщину и имеет женскую душу олицетворяла утробу матери (дети в позе эмбриона) и, в то же время, выступала в роли гроба и могильного камня.

А еще амфора — это важный предмет культуры, ведь они зачастую украшены необычной и яркой росписью или интересными рисунками, которые называли dipinti. Историкам удалось проследить переход простых геометрических орнаментов к более сложным  изображениям животных и растений. Так, во время среднеминойского периода (Среднеминойский период длился с XXII в. до XVIII в. до н.э., для него характерно появление раннегосударственных образований, строительство монументальных дворцовых комплексов. В это время появились ранние формы письменности) наблюдается появление многокрасочной росписи, которую назвали по имени поселения, в котором впервые нашли такие амфоры — камарес. Такая роспись была очень распространена на Крите. Позже появляются достаточно сильно стилизованные образы животных и морских обитателей.

Часто при раскопках античных городов можно найти много керамических изделий. По этой причине они представляют наибольший интерес для ученых. Раскопки античных городов проводятся постоянно, в том числе и сейчас. Так, амфоры были найдены в 1941 г. при Мирмекийской археологической экспедиции, во время Подводно-археологической экспедиции на Черном море в 1997 г., участниками Таманской археологической экспедиции в 2006 г., а также во время археологических раскопок в Фанагории, проходивших совсем недавно. Раскопки для поиска амфор могут вестись как на суше, так и под водой. Для раскопок на земле используют лопаты и кисточки, а при поиске амфор в море применяют металлоискатели.

Разные амфоры, в зависимости от места производства могут немного отличаться друг от друга. Так, на острове Лесбос амфоры имели круглые ручки, а их ножка сужалась книзу, а на острове Хиос амфоры были пухлогорлыми. Вообще, в 1899 г. была проведена серьезная классификация почти всех амфор. Ее сделал немецкий ученый Генрих Дрессель. Он составил таблицу из 45 амфор и расположил их в хронологическом порядке. Он сумел определить возраст многих сосудов за счет того, что на большинстве из них были начертаны имена известных консулов, которые имели власть в течение определенного периода времени.

А еще амфора, правда не совсем «настоящая», а стилизованное под нее современное изделие, может служить прекрасным сувениром для ваших друзей и знакомых. Лично я была бы не против получить такой подарок на день рождения или Новый Год, а Вы?

www.ruavtor.ru

Амфора :: NoNaMe

Амфора

Амфора, древнегреческий сосуд, пожалуй, наверное, самый известный широкому кругу людей. Хотя тут как посмотреть наверняка слово такое слышали все, но вот как именно он выглядит, все же думаю, далеко не все себе представляют. Ну да, амфора, сосуд такой, что-то там с Древней Грецией.

----------------------<cut>----------------------

Сам я впервые увидел амфоры «в живую» в музее в Танаисе (древнегреческое поселение на территории современной Ростовской области), там же про них рассказывали. Помню, что-то про способы укладки при транспортировке на кораблях и про то, что амфоры это сосуды без плоского дна, которые самостоятельно стоять не могут, хотя «интернеты» и музеи в которых я побывал с тех пор, все же более широкий круг сосудов называют амфорами и более округлые и плоскодонные.Итак что же такое древнегреческая амфора?А́мфора (с древнегреческого буквально то, что можно переносить с двух сторон или в других источниках «сосуд с двумя ручками») — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Амфоры чаще остродонные, нередко с маленькой ножкой или круглодонные. С плоским дном редки. Были распространены у греков, римлян, этрусков. Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы, серебра, мрамора, стекла.Часто для переноски амфор использовали две деревянные палки, которые просовывали в ручки амфоры.Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина. Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.Иногда являлись пиршественными вазами. Нередко украшались росписями. Немного отвлекаясь, от темы повествования нужно сказать, что в истории Греции был период, когда вазопись являлась довольно таки значимой стороной не просто искусства но и социальной жизни. Было правило, что при отдыхе с друзьями нельзя говорить ни о делах, ни о политике, соответственно сюжеты росписей на сосудах становились темой для обсуждения и ведения непринужденной беседы.Вернемся к амфоре. Для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. В древних греческих городах, расположенных на берегах Черного моря, в подвалах домов археологи иногда находят младенческие захоронения. Младенцев в Понтийской Греции хоронили скалывая стенку амфоры, и укладывая в позе эмбриона внутрь сосуда. Захоранивали прямо в подвале дома. Соответственно амфора служила еще и символом материнской утробы. Амфору или лекиф с отколотым дном греки ставили на могилу. В дни поминовения усопших в такой сосуд наливали воду с медом – «кормили» покойников. Так что амфора – это ещё и надгробный памятник. Получается, что амфора обладает двойной сущностью, это и начало, и конец жизни.Существовало несколько способов для изготовления амфор из глины — самым древним из них является ручная лепка. До сих пор особенно большие сосуды часто делают в технике лепки из жгутов. После того, как был изобретен гончарный круг, амфоры стали делать уже на нем, также грекам был известен способ изготовления в формах.Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма, что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. У греков и римлян амфора служила также мерой жидкостей; греческая объемная мера, обыкновенно называвшаяся metretes и вмещавшая 39,39 литра, называлась иногда также amphoreus. У римлян же амфора сделалась общепринятым названием древнего квадрантала, вмещавшего 26,26 литров.Также амфорами называются двуручные расписные вазы, так называемые панафинейские призовые амфоры (от Панафинейских игр*), наполненные оливковым маслом они служили призом в спортивных соревнованиях.Не путайте с другим древнегреческим сосудом –пеликой. Пелика тоже имеет две ручки, но в отличии от амфоры к низу расширяется. Отдаленно напоминает нашу крынку, только с ручками и плоской ножкой.В художественном отношении наиболее интересны древнегреческие расписные амфоры периода архаики и классики, созданные Эксекием**.Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель. Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов.Часто амфорами также называют сосуды похожих форм других культур, например египетские, с которых, судя по всему, греки и скопировали форму своих амфор.

АмфораАмфораАмфораАмфораАмфораАмфораАмфораАмфораАмфораАмфораАмфора Лесбос. Середина VI в. до н.э. Найдено: Березань АмфораАмфораАмфораАмфораАмфора

* Панафинеи, Панафинейские игры — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

**Эксекий — известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, 550—530 гг. до н. э.

***Дипинто надписи и знаки, в рим. время наносившиеся красно-бурой краской при помощи кисти на амфоры. Часто содержали краткие сведения о владельце товара, отправителе или получателе груза, иногда отметки тамож. органов.

При копировании указывайте источник

txapela.ru

Амфора – один из древнейших сосудов

2013-06-12

На современном антикварном рынке большой популярностью коллекционеров пользуются всевозможные старинные сосуды. Особняком в этой группе предметов стоят древние амфоры – двуручные античные сосуды, имевшие распространение на территории Рима и Древней Греции. На протяжении своего существования амфоры изготавливались из разных материалов: серебра, керамики, дерева, бронзы и стекла.

 

Традиционные амфоры имели ручки и тулово овальной формы, сужавшееся книзу. Горловина такого сосуда была известна под названием «коллум». В некоторых экземплярах также имелся специальный носик, служивший для слива. В древних амфорах было принято хранить зерна, вина и масла. Для разных продуктов существовали старинные амфоры специальной формы. Так, в остродонных сосудах перевозили вино и масло. Подобные амфоры для обеспечения долгосрочного хранения продуктов закапывались в песок. В этом случае их запечатывали смолой, глиной или гипсом.

 

Археологические находки свидетельствуют, что сосуды с вином обязательно оснащались специальными табличками, на которых указывался сорт и год создания вина. Такие амфоры благодаря своей форме были невероятно удобными при транспортировке в корабельных трюмах и даже на палубах.

 

Еще одна разновидность старинных амфор имела ножку. Такой антиквариат использовался для подачи вина на стол во время пиршеств. Некоторые амфоры, не являвшиеся утилитарными предметами, богато декорировались росписью. Более ранние амфоры, имевшие резко отграниченную шейку, были характерными для так называемого геометрического стиля десятого – восьмого столетия до нашей эры. Поздние амфоры отличались пластичной мягкой формой, в которой плечи, шейка и тулово были очерчены единой, достаточно плавной линией. Именно такая форма со временем сравнивалась с грациозностью женской фигуры.

 

Не менее распространенными были крупные дипилонские амфоры, украшавшиеся росписями геометрического характера. В седьмом и шестом столетии старинные амфоры декорировались в чернофигурном стиле, а в пятом и четвертом веке – в краснофигурном. Древние художники изображали на амфорах картины по мотивам популярных картин известных живописцев и древнегреческих мифов, а также сюжеты, связанные с темами пиршеств, семьи, быта и удовольствий. Подобные изображения представляют для исследователей особый интерес, ведь их можно читать как книги.

 

Особой декоративностью отличались древние панафинейские амфоры. Такие старинные сосуды имели большие размеры, объемный изысканный тулов и небольшой изящный венчик. Подобные амфоры, наполненные оливковым маслом, вручались победителям атлетических соревнований, проводившихся в честь празднования Великих Панафиней. Одна сторона амфоры содержала изображение Афины, а вторая – сцены спортивных состязаний. Сосуды, использовавшиеся в быту, украшались процарапанными надписями.

 

В конце шестого столетия до нашей эры мастера, изготавливавшие вазы, намного чаще стали отдавать предпочтение пелике и стамносу – сосудам, имевшим более «полную фигуру» и выпуклые стенки, позволявшие создавать разнообразные сюжетные композиции. 

transantique.ru

Амфоры

Где и как лучше искать амфоры:

Помимо случайных находок амфор Вы можете вести целенаправленные поиски с помощью прибора – магнитометра. Такие приборы реагируют на любое изменения магнитного поля. Среди металлов такое изменение вызывают только железо и сталь.

Глина, из которой были изготовлены амфоры, содержат значительную часть окиси железа. При обжиге глины частицы окиси железа ориентируются по направлению магнитного поля Земли и застывают в таком положении. Таким образом, амфора имеет свое собственное магнитное поле. Это обстоятельство позволяет обнаружить амфору на расстоянии нескольких метров.

Помимо магнитометра и других приборов для извлечения амфор, существует самый простой способ – это воздух. Амфоры, приподнятые с морского дна могут  сами всплыть на поверхность, если Вы будете направлять в них отработанный воздух.

Найденные амфоры могли быть или грузом затонувшего корабля, или являлись частью снаряжения   античных судов, в которых хранился корабельный провиант, а после употребления амфоры выбрасывали за  борт или на морском дне находили свое пристанище свалки древних поселений, позднее оказавшихся на морской пучине.

Большинство амфор обнаруживаемых сегодня в Черном и Средиземном морях – греческого, римского или финикийского происхождения.

Амфоры предназначались для транспортировки товаров потребителю. На месте назначения порожний сосуд   разбивали, а обломки выбрасывали. Но не всегда, порой использованные амфоры находили себе дальнейшее применение, например, в Северном Причерноморье целые амфоры широко использовались жителями вторично домашнем хозяйстве. В них хранили различные жидкие и сухие продукты, носили воду. Иногда амфора сама служила предметом торговли. Возможно, что пустые амфоры вновь использовались для перевозки вина, о чем в частности могут свидетельствовать, обнаруженные в 1954 году в Ольвии (Ольвия-древнегреческая колония, развалины которой находились на берегу Днепровско-Бугского лимана.) склады привозных амфор V век до нашей эры. Другой пример дальнейшего применения амфор: им отбивали горло и  использовали в качестве урн, где хранили прах усопших. Такие простые захоронения можно найти сегодня на старинном  кладбище, принадлежащим римскому порту Остия, наряду с великолепными захоронениями состоятельных граждан.  Амфоры также использовались в качестве дренажных труб – у них предварительно отбивали острые концы дна и вставляли один в другой. В Карфагене тысячи амфор были наполнены песком и из них сложена опорная стена крепости. (Из книги Гюнтера Ланитцки “Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города”.)

Ниже вы найдете информацию о:

  • Римских амфорах из каталога Генриха Дресселя
  • Финикийских амфорах VII-II века до н.э
  • Греческих амфорах II-IV века
  • Римских амфорах Восточного Средиземноморья
  • Римских амфорах Южного Средиземноморья
  • Римских амфорах Южной Испании
  • Греческих амфорах VIII-IV век до н.э
Каталог римских амфор Генриха Дресселя

15 том научного труда Генриха Дрисселя “CorpusInscriptionumLatinarrum”

1899г. Берлин.

В этой таблице приведены 45 амфор, которые расположены  хронологически

 и в соответствии с содержанием. У сосудов, на которых были имена консулов,

Дрессель смог определить возраст. Ведь с самого раннего периода в Риме назначались два правителя (консулы), которые на один год одинаковыми полномочиями. Возник обычай обозначать имена правящих  консулов  и год их правления.                                                                                        

TDresseltab1.jpg (12222 byte)

TDresseltab2.jpg (11506 byte)

TDresseltab3.jpg (9402 byte)

TDresseltab4.jpg (9337 byte)

TDresseltab5.jpg (8786 byte)

1: Римская винная амфора, 129 до н.э. - 13 н.э.

2: Римская винная амфора, 16 до н.э. - 29 н.э.

3:Римская винная амфора, 8 до н.э. -146 н.э.

4:Римская винная амфора ,4 до н.э. - 24 н.э.

5: Римская винная амфора, 12 год до н.э. - holotype

6: Римская винная амфора, 36 год до н.э. - holotype

7, 8, 9, 10, 11: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для хранения рыбы

12: Римская амфора для хранения рыб 13, 14, 15: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для хранения   и перевозки  соленой  рыбы

20: Римская (Betica - Южная Иберия)  амфора для оливкового масла, II - III н.э.

26, 27: III век н.э.  и позже

Все остальные формы относятся к более позднему периоду, они были классифицированы  Дресселем не точно.

Финикийские амфоры VII-II век до н.э

TphoenicianE.jpg (5340 byte)

E form

Амфора для хранения вина.Карфаген 3-2 век до н.э.

Высота 100-115 см.

   
TphoenicianA.jpg (7658 byte)

A form

Амфора для хранения вина. Карфаген 3-2 век до н.э.

Высота 60-70 см.

Ширина 40 см.

   
TphoenicianB.jpg (8168 byte)

B form

Амфора для хранения вина.   Мавритания 8-5 век до н.э.

Высота 55-65 см.

Ширина 35-40 см.

   

TphoenicianD.jpg (5704 byte)     

D form

Амфора для хранения зерна.Сардиния 8-5 век до н.э.

Высота 55-60 см.

Ширина 30-40 см.

   

TphoenicianEast.jpg (6723 byte)

Восточная Финикия

Амфора для хранения вина.Восточное Средиземноморье6-7 век до н.э.

Высота 55-55 см.

Ширина 30 см.

   
TphoenicianH.jpg (4934 byte)

H form

Амфора для хранения вина.Восточное Средиземноморье4-2 век до н.э.

Высота 100-115 см.

Ширина 40-45 см. 

Греческие амфоры II-IV век

TagoraK109.jpg (7054 byte)

Амфора для хранения вина.Греция 3-4 век н.э.

Высота 60-65 см.

Ширина 30 см.

   
Tlateroman2.jpg (8912 byte)

Амфора для хранения вина.Греция 4-7 век н.э.

Высота 45-55 см.

Ширина 40 см.

   
TagoraG196.jpg (8737 byte)

Амфора для хранения вина.Греция 1-4 век н.э.

Высота 60-65 см.

Ширина 30 см .

   
Tcamulodunum.jpg (6855 byte)

Амфора для хранения вина.Греция 1-2 век н.э.

Высота 80-90 см.

Ширина 35 см .

   
Tkapitan1.jpg (6776 byte)

Амфора для хранения вина.Греция 2-4 век н.э.

Высота 85-110 см.

Ширина 30-35 см.

   
Tkapitan2.jpg (4831 byte)

Амфора для хранения вина.Греция 2-4 век н.э.

Высота 70-75 см.

Ширина 25 см.

Римские амфоры Восточного Средиземноморья

Tegloff172.jpg (5380 byte)

Амфора для хранения вина.Кипр 4-6 век н.э.

Высота 60-80 см.

Ширина 30 см.

   
Tlateroman4.jpg (6677 byte)

Амфора для хранения вина.Кипр 2-3 век н.э.

Высота 60-80 см.

Ширина 30 см.

   
Tbiconical.jpg (3861 byte)

Амфора для хранения вина.Северный Египет 1-3 век н.э.

Высота 100-130 см.

Ширина 30 см.

Римские амфоры Южного Средиземноморья

Tmediumcylindrical.jpg (4694 byte)

Амфора для хранения рыбы,Тунис 4-5 век н.э.

Высота 100 см.

Ширина 25 см.

   
Tspatia.jpg (3461 byte)

Амфора для хранения оливкового масла,  4-5 век н.э.

Высота 90-100 см.

Ширина 20 см.

   
Tafrcanapiccola.jpg (5924 byte)

Амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 90-95 см.

Ширина 30 см.

   
Tafrcanagrande.jpg (9052 byte)

Амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 35 см.

   

Tlargecylindrical.jpg (7285 byte)

Большая цилиндрическая амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 40 см.

   
Ttripolitana1.jpg (6648 byte)

Амфора для хранения оливкового масла,  2-5 век н.э.

Высота 95-110 см.

Ширина 40 см.

   
Ttripolitana2.jpg (6924 byte)

Амфора для хранения оливкового масла,  1-4 век н.э.

Высота 90-120 см.

Ширина 35 см.

   
Tdressel30.jpg (8976 byte)  

Римские амфоры Южной Испании

Tdressel7.jpg (6066 byte)

В таблице Генриха Дресселя No7 

Амфора для хранения рыбы,

1 век до н.э. – 1 век н.э.

Высота 85-90 см.

Ширина 30 см.

   
Tdressel14.jpg (4976 byte)

Дрессель No 14

Aмфора для хранения рыбы,1 век до н.э. – 1 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 30 см.

   
Tdressel20.jpg (11373 byte)

Дрессель No 20

Амфора для хранения оливкового масла,  1-3 век н.э.

Высота 75 см.

Ширина 55-65 см.

   
Tdressel28.jpg (9887 byte)

Дрессель No 28

Амфора для хранения рыбы,2 век н.э.

Высота 55 см.

Ширина 40 см.

   
Tbeltran2B.jpg (5907 byte)

Дрессель No 8

Амфора для хранения рыбы,2 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 35 см.

   
Thaltern70.jpg (6331 byte)

Амфора для хранения дефрутума (сладкой массы),1 век до н.э. – 1 век н.э.

Высота 70-90 см.

Ширина 30-35 см.

Греческие амфоры VIII-IV век до н.э

TcorynthianA.jpg (8098 byte)

Амфора для хранения вина.  Коринф 8-4 век до н.э.

Высота 60-75см.

Ширина 50 см.

   
Tchios.jpg (8976 byte)

Амфора для хранения вина.Остров Хиос 7-5 век до н.э.

Высота 60 см.

Ширина 50 см .

   
Trhodes.jpg (6391 byte)

Амфора для хранения вина.Остров Родос 4-2 век до н.э.

Высота 65-100 см.

Ширина 35-40 см.Остров Хиос 6-5 век до н.э.

divingempire.net


Смотрите также