Древние князья руси. Первый князь на Руси: политика и экономика
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кто был первым князем на Руси? Древние князья руси


политика и экономика :: SYL.ru

Вопрос о том, кто в истории первый князь Древней Руси, до сих пор актуален. Все потому, что отношение к данной теме у историков разные. Некоторые считают, что ответы нужно искать «Повести временных лет», которая принадлежит перу известного летописца. Другие же говорят, что сведения, описанные в этой рукописи, не могут считаться стопроцентно достоверными и их нужно перепроверять и не прекращать исследований. В данной статье мы приведем множество различных фактов и предположений по поводу этого вопроса.первый князь на руси

Предыстория

О стране русов появились первые свидетельства в первой трети 9-го века. Так, например, в летописях 839 года можно найти информацию о послах кагана народа рос, которые прибыли сначала в Византию, город Константинополь, а оттуда отправились к франкскому императору Людовику Благочестивому. Именно в этом году впервые в исторических письменах встречается этноним "Русь". Однако в “Повести временных лет” первый поход русичей к берегам Босфора датируется 866 годом, что, по мнению некоторых ученых, ошибочная дата.

Междоусобица

Есть информация, что уже в 862 году славянские и финно-угорские племена стали вести между собой междоусобные войны. Об этом в “Повести” пишется: «Встал род на род». Однако никто из них не мог одержать верх над другими. Но простой люд страдал, погибали невинные женщины и дети, и, естественно, встал вопрос о том, как прекратить эту бессмысленную войну. И вот именно тогда словени, или славяне, подумали, что этот вопрос может решить только иноземный владыка. Они собрали посольство и отправили его к варягам, которые жили на берегах Балтийского моря, которое в те времена называлось Варяжским. Пришли они в эти земли и обратились к местным князьям с такой речью: «Земля наша огромная и обильная, но нет в ней порядка. Мы просим вас прийти на нашу землю, установить порядок и владеть нами”. Трое из варяг - братья Рюрик, Синеус и Трувор, которые назывались руссами, или росами, - воспользовались приглашением славянских делегатов и отправились на их землю. Среди них был будущий первый князь на Руси. Около двух лет братья старались адаптироваться к новым условиям, им то приходилось воевать, то наказывать за неповиновение, то за дружеским столом сидеть и хлеб делить. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус правил Белоозере, а Трувор господствовал в Изборске. Кто-то из местных был рад их приезду, а кто-то – против. Через два года двое из братьев - Трувор и Синеус – умерли. Таким образом, первым князем-варягом на Руси был именно Рюрик. Он стал в одиночку княжить на всей огромной земле, заселенной славянскими племенами. И поскольку он и его братья звались русами, то земля вскоре стала называться Русью.первым князем варягом на руси был

Хазары и варяги – враги и спасатели

Согласно другой версии, призыв варяг на землю восточных славян был обусловлен не междоусобицей, а натисками хазар. Их набеги стали невыносимыми для местных жителей, и они решили найти свое спасение у варягов. Рюрик - первый князь на Руси, – приехав с братьями, побил хазар, и стал княжить. Столицей вновь образовавшегося государства стал город Новгород. Есть также версия, что эти трое братьев - младшие сыновья знатного рода. Согласно европейскому обычаю, наследство получл только старший брат, а остальные оставались ни с чем. Вот почему Рюрик и его братьев решили воспользоваться приглашением славян.

Поход на Константинополь

В том же 862 году пришедшие с братьями варяги жаждали двинуться к Средиземному морю, к ним присоединились и дружинники Рюрика, который является первым князем-варягом на Руси. Был среди них Дир, а также его друг и соратник Аскольд. Они решили направиться в Константинополь и установить торговый путь из “варяг в греки”. Для этого князь подчинил себе Киев. Так говорится в “Повести”. А вот согласно Никоновской и Новгородской летописи, Аскольд и Дир не имели к Рюрику никакого отношения. Есть даже версия, что эти два дружинника - потомки Кия - легендарного князя днепровских полян. Он же и является основателем Киева.  первый великий князь всея руси

Игорь и Олег

В Новгороде у князя Рюрика родился сын Игорь. Когда в 879 году он ушел из жизни, его мальчик был еще совсем ребенком, и поэтому княжение было передано Олегу, он же стал регентом Игоря. Некоторые ученые-историки считают, что в этом вопросе было не все так просто, и власть в Новгороде была узурпирована Олегом. Даже когда Игорь вырос, он не желал передавать ему бразды правления. Одним словом, когда первый князь на Руси Рюрик умер, то его место занял Олег. политика первых князей руси

Псевдокорни Рюрика

Некоторые ученые считают, что варяги – немецкие, датские, шведские, финские или даже норвежские племена. А автор “Повести временных лет” имел в виду, что Рюрик и его народ жили на землях, расположенных на юге от Варяжского, то есть Балтийского моря, в районе, который расположен ближе к Ангельну и Гольштейну. На современной карте эти земли находятся в северной части Германии. Можно ли отсюда сделать вывод, что первый князь на Руси Рюрик имеет немецкое происхождение? Думаем, что нет, и народности, которые обитали здесь, намного ближе к русским, нежели к немцам. Кстати, среди них встречаются такие имена, как Руссы, или Варины и т. д. Некоторые европейские исследователи считают, что у Рюрика могут быть шведские корни. Однако русские ученые видят за этой версией политический смысл и полностью отрицают ее. Во время Ливонской войны между Швецией и Россией Иван Грозный предположил, что в жилах шведского короля Юхана Третьего не течет голубая кровь, а тот напомнил русскому царю о том, что Рюрик – первый Великий князь Руси - варяг и имеет шведские корни. А вот в 1-й половине 18-го века петербуржские академики, имеющие немецкие корни, высказались за версию немецкого происхождения Рюрика и его братьев. Эту теорию стали называть норманской, однако Ломоносов, изучив данный вопрос, пришел к заключению, что она не соответствует истине и не имеет никаких исторических реалий. Да и согласно “Повести” четко видно, что варяги и шведы, варяги и норманы – разные племена.первый великий князь руси

Олег - первый русский князь на Руси

В 882 году хорошо известный нам по поэме Вещий Олег – регент князя Игоря, сына Рюрика - собрал дружину и направился из Новгорода на юг. По пути он захватил Любеч и Смоленск и установил в этих городах свою власть. Дружина Олега состояла из варягов и племен чуди, мери, словен и кривичи. Они направились в сторону Киева и захватили его, убив при этом бывших дружинников Рюрика - Аскольда и Дира, правивших этим городом. После этого Киев был объявлен столицей государства Олегова, а подвластные новгородской земле племена должны были платить ему дань. Олег начал строительство крепостей вокруг своей столицы. Об этом событии есть свидетельство летописца, согласно которому, Олег - первый князь Киевской Руси - посредством силы и оружия распространил свою власть на землях северян и древлян, а племя радимичей приняло его условия без борьбы, предпочитая платить дань Олегу, а не хазарам. А те, в свою очередь, начали против них экономическую блокаду, перекрыв путь русских купцов через их земли.

Поход на Византию

В начале 10-го века русские дружины под предводительством князя Олега совершили победоносный поход на Византию. В результате этого были заключены письменные договоры о льготных условиях торговли для купцов из Киевской Руси. Историки считают, что успех войска Олега можно объяснить тем, что ему удалось сплотить силы всех племен, населяющих молодое Древнерусского государство, этим укрепив его государственность. Олег, который имел титул Великого князя, правил Русью более 30 лет. После него на престол взошел сын Рюрика - князь Игорь. Это произошло в 912 году (год смерти Олега). Историки спорят, кто же из них - Олег или Игорь - первый Великий князь всея Руси. Первый может быть назван таковым по заслугам, а второй - по происхождению, поскольку именно он является сыном основателя государства Русского.

Князь Игорь

Сын Рюрика после того, как возглавил государство, совершил 2 военных похода на Византию. Изначально он затеял военную кампанию против Хазарии, куда его вовлекла Византия. Однако там его постигло поражение, после чего войско Игоря повернуло оружие против Византии. Однако болгары успели предупредить своих союзников-греков, что десятитысячное войско князя Игоря надвигается на Константинополь. Тем не менее русский флот успел разграбить Вифинию, Гераклею, Пафлагонию, Никомидию и Понтийскую, однако был разбит. После этого великий князь, бросив тех, кто уцелел во Фракии, с приближенными на нескольких ладьях бежал в свою столицу. Позже до него дошла весть, что оставленных им во Фракии воинов доставили в Константинополь и казнили. Из Киева он послал своим союзникам, варягам, приглашение присоединиться к нему и совершить новый поход в Византию, который он осуществил в 944 году. В войско Игоря входили поляне, кривичи, словены, тиверцы, варяги и печенеги. Они достигли Дуная, и отсюда Игорь отправил послов в Константинополь, которым удалось заключить договор о беспошлинной торговле. Русь же обязалась защищать владения Византии в Крыму. В 943-944 гг. войско великого князя совершило поход на Бердаа, а через год Игорь был убит древлянами, хотя есть версия, что его убил его же воевода Свенельд по причине несогласий при дележе дани.первый князь всея руси

Ольга

Вдова Игоря и мать будущего великого князя Святослава после смерти мужа взяла бразды правления в свои руки, и тогда князь древлян Мал послал к ней сватов. Ольга посчитала это оскорблением и велела послов казнить. Однако этого ей показалось недостаточно, и она, собрав войско, в 946 году осадила крепость древлян Искоростень, которая в итоге была сожжена, а древляне были покорены киевлянами. Ольга обложила их страшной данью. Это было ее местью. Она не простила им того, что ее муж, первый Князь всея Руси, погиб от их руки. В 947 году Ольга отправилась в Новгород , где ввела систему даней и оброков, согласно которой местные жители сами должны были отвозить их и отдавать тиунам (налоговым инспекторам). Именно благодаря ей с тех пор политика первых князей Руси была миролюбивой по отношению к Византии. Ольга первая из правителей Древнерусского государства официально приняла христианство византийского обряда в 957 году. Он отправилась в Константинополь. Император Константин Багрянородный называл Ольгу архонтиссой Руси. Целью ее поездки было добиться крещения и признания Руси Византией как равной христианской империи. После крещения ей дали христианское имя Елена. Тем не менее историки утверждают, что ей тогда не удалось договориться о союзе, и тогда она отправила послов к императору Оттону I в Германию с просьбой учредить церковь на Руси. После этого, Константинополь пошел на уступки, а германскому посольству пришлось вернуться обратно. После этого русское войско, посланное Ольгой-Еленой, поддержало греков в войне с арабами на Крите. Ольга умерла в 969 году.первый князь древней руси

Князья все Руси

Так назывались русские владыки, которые имели претензию на верховную власть над всеми русскими землями, и этим титулом назывались киевские князья. Однако в какой-то период времени Киев был в упадке, и тогда главным политическим и церковным центром Руси стал Владимир. После этого князья Владимирские именовались князьями «всея Руси». В московский же период этот титул не предполагал власть над всеми бывшими землями Древнерусского государства, а только лишь возвышение над другими князьями.

Первый Московский князь всея Руси

Даниил Александрович является родоначальником московских князей, принадлежащих к династии Рюриковичей. Он - сын великого князя Александра Невского. Даниил Александрович унаследовал княжеский титул от своего отца еще в самом раннем детстве. Он правил Московской Русью с 1263 по 1303 годы. Однако пока он был слишком мал, чтобы править государством, за него это делал его дядя Ярослав Ярославович. Он же и воспитывал маленького Данилу после смерти его геройского отца. С 15 лет он начал активно действовать внутри своего княжества. Его называли строителем, а построенные им крепостные сооружения очень помогли при обороне Москвы.первый московский князь всея руси

Победа над Золотой Ордой

Чуть повзрослев, он начал вести собственную политику, главной направленностью которой было расширение владений княжества. Он активно принимал участие в княжеских междоусобицах, причем со своими братьями Андреем и Дмитрием за княжение над Великим Владимиром, ну и за Новгород. В 1285 он, объединившись с дядей, одолел ордынское войско, и эта битва вошла в историю как первая победа русского войска над Золотой Ордой. Через 15 лет ему удалось соединить к Московскому княжеству Коломну, Лопасню и другие земли вдоль Москвы-реки, а столкнувшись с рязанским князем Константином Романовичем, он взял его в плен. А вот Переславль-Залесский был завещан ему князем тех земель. Умер первый князь всея Руси Данила, сын легендарного Александра Невского, в 1303 году.

www.syl.ru

Кто был первым князем на Руси?

Согласно Лаврентьевской летописи, основателями государственности на Руси были не пришлые варяги, а наш русский князь Олег.

Вот уже более 200 лет прошло с того момента, когда Николай Михайлович Карамзин научил нас начинать историю государства Российского с 862 г. Он писал об этом с убеждением, будто летописание Нестора «мы решительно ни опровергнуть, ни исправить не можем, как и заменить его другим вернейшим». Н.М. Карамзин представил эпоху зарождения русской государственности столь красочно, что и сегодня в разных вариациях то давнее время рисуется во многих исторических изданиях его словами.

В подспорье к своим выводам Н.М. Карамзин брал «новейшие летописи» XVI в. - Степенную книгу, Троицкую и Радзивиловскую летописи и многие другие. А так же Исландские повести, историю Тацита, жившего в первом веке нашей эры, греческие писания и проч.

«Летописание Нестора» это начальная часть Лаврентьевской летописи, дошедшей до нас в редакции 1377 г. Именно она и сегодня является одним из древнейших письменных источников, где подробно описывается откуда пошла Русская земля. На эту летопись указывается, когда у кого-то возникают сомнения в подлинности устных легенд и сказаний, бытовавших с давних времен. На эту летопись ссылаются всегда одной фразой: «так написано в летописи», если кто-то пытается возразить по поводу правдивости отдельных фраз, призвать к разумному прочтению с более критическим взглядом статьи с явными оговорками, с патриотичным настроем там, где русский летописец говорит о величие Руси.

Нельзя сказать, что о летописи написано мало. Наоборот, ей посвящено множество исследовательских работ, монографий, рефератов, литературных сочинений. Только вот в них все сообщения летописи воспринимаются за установленный исторический факт, за нечто неоспоримое, непреложное. И окрик «так написано в летописи!» становится громче, если это касается так называемой норманской теории происхождения русского государства. То есть, любая дискуссия допускается только в рамках признания варягов завоевателями Руси в середине IX в., а варяга Рюрика родоначальником первой русской правящей династии. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на сайт всезнающей Википедии. Материалов на эту тему предостаточно и в печатных изданиях - и все с одной целью, чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений в подлинности написанного в летописи. Однако, чем больше их читаешь, тем больше возникает подозрений в искренности их авторов, в преднамеренности и надуманности сказанного. Всегда присутствует осадок какой-то заданности. Складывается ощущение будто тебя хотят убедить прежде, чем ты начнешь сомневаться. Тебе претит и оскорбляет достоинство, а тебе внушают: нет, в том нет ничего зазорного. Подспудно создается ощущение того, что здесь что-то не так. 

Интерес к Лаврентьевской летописи и варяжской теме сегодня усиливается еще и по причине известных событий на Украине. Идеологическая возня вокруг понятия «Киевская Русь» для украинских националистов приобретает особое значение. В одних устах Киев и Русь это уже два разных государства. В других — Киевская Русь и есть настоящая славянская Русь, тогда как Новгородская и затем Московская представляют собой смешение славян, варягов и финно-угров. По их утверждениям крови русской у «москалей» не осталось. Обращаясь к Лаврентьевской летописи, хотели бы мы того или нет, но эта червоточина где-то застревает в мозгу и хочется понять в каком месте зарыта истина.

Прежде чем непосредственно обратиться к летописанию, необходимо сделать небольшие отступления. Сказать немного о самой Лаврентьевской летописи и напомнить версию варяжского пришествия на Русь в изложении Н.М. Карамзина. Начнем с последнего.

По мнению Н.М. Карамзина летописец правдиво пересказывает древние предания. По ним мы узнаем о быте наших предков, их традициям, верованиям, торговым отношениям с соседями. Величию счастья введения монархической власти, пишет Н.М.Карамзин, мы обязаны варягам — норманнам со Скандинавии. Они были образованнее славян, тогда как последние, заключенные в диких пределах севера, жили в варварстве: имели жестокие обычаи, поклонялись идолам, приносили людей в жертву языческим богам. Если св. Колумбан, пишет Н.М. Карамзин, в 613 г. обратил многих немецких язычников в истинную веру христианскую, то из земель славянских он возвратился без успеха, устрашенный их дикостью. Слабые и разделенные на малые области славяне не могли объединить наше отечество. Несторовы варяги обитали в королевстве Шведском. Финны их называли россами, ротсами, роутсами. Эти смелые и храбрые завоеватели в 859 г. наложили дань на чудь, словен ильменских, кривичей, мерю. А через два года бояре словенские возмутили народ легкомысленный, вооружили и выгнали норманнов. Но распрями обратили свободу в несчастье, ввергли отечество в бездну междоусобия. И только, утвердив дружественную связь, словене новгородские и кривичи с финскими племенами весью и чудью смогли договориться. Они отправили за море посольство к варягам-руси. И сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». И избрались три брата, окруженные многочисленною скандинавскою дружиною, готовой утверждать мечом права избранных государей, — Рюрик, Синеус и Трувор. Так в 862 г. сии честолюбивые братья оставили свое отечество навсегда и прибыли в Новгород. Некоторые предания говорят, будто варяги притесняли славян и вскоре они вознегодовали на рабство, привыкшие к вольности от безначалия. Но эти древние сказания Нестора кажется одной догадкою и вымыслом. Вскоре Трувор и Синеус умерли и Рюрик стал властвовать один. И было у него двое единоземцев именем Аскольд и Дир. Отпросились они в Константинополь искать счастья. По дороге увидели городок маленький. Сей город был Киев. И завладели Аскольд и Дир Киевом, призвали к себе многих варягов и стали властвовать. Так варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на севере, Асколь и Дир на юге. И только после смерти Рюрика в 879 г. его родич, а значит варяг, Олег смог объединить эти две области древней Руси. Случилось это в 882 г. Тогда Киев объявлен был матерью городов русских. Тот родич Олег стал править по малолетству Игоря — сына варяга Рюрика, ибо, как сказано в летописи Несторовой, был в тот год Игорь еще очень мал. Но правил Олег долго: целых 33 года. Олег, властолюбивый, окруженный блеском побед, обагренный кровью невинных князей варяжских Аскольда и Дира, приучил и Игоря к повиновению. Так что тот не дерзал и требовать своего наследия. В 903 г. избрал для него супругу, славную своими женскими прелестями и благонравием, Ольгу. Как сказано в новейших (!) исторических книгах простого варяжского роду из Пскова. Умер Олег Вещий согласно легенде от коня своего в 912 г.

Такова в общих чертах концепция образования монархического строя в древней Руси. И заслуга в этом принадлежит варягам и лично Рюрику, делает вывод Н.М. Карамзин. В 1862 г. в Новгороде торжественно отмечают тысячелетие Руси, воздвигают монумент, посвященный этому историческому событию. На первом плане одного из сюжетов памятника Рюрик держит щит с выгравированными буквами SТО, обозначающими 6730 г. от сотворения мира или 862 г. от Рождества Христова. Так официально варяги утверждаются в русской истории.

Теперь прочитаем известные на сегодня сведения о Лаврентьевской летописи. Первое, наряду с Лаврентьевской называются еще два схожих списка летописей — Радзивиловская и Московско-Академическая и менее схожих, т. е. с большим допуском неточностей и расхождений списки Ипатьевской и Хлебниковский. Второе, переписана Лаврентьевская летопись двумя писцами с незначительным участием третьего. В концовке по преимуществу известий о Владимиро-Суздальской земле делается вывод, что переписана летопись в Суздале или Нижнем Новгороде. Леврентий добросовестно переписал то, что было до него написано игуменом Силивестром до 96 листа. Третье, филологи в свою очередь заявляют, что языковая личность автора трудно уловима, так как дошедшие до нас летописи сохранились в редакции XIV – XV вв. В них встречаются лексические и смысловые изменения, смешение церковнославянского (или, по А.А. Шахматову, древнеболгарского) и древнерусского языков. Этим объясняется разнобой использования грамматических систем в построении предложений, например: сице бо ся звахуть ти варязи Русь, яко се друзии зовутся Свеи. Но в то же время их выводы легко вписываются в ту же самую варяжскую схему - не отступают и не рассматривают подлинность написания самой легенды.

Теперь же посмотрим в летопись. Начнем с того, откуда взялся в нашей историографии 862 г.? В Несторовой летописи его нет! Н.М Карамзин ссылается на «новейшие» летописи, т. е. другие списки с Лаврентьевской летописи. Но можно ли их считать источниками? Средневековые переписчики поступали точно также, как и последующие, когда что-то не понимали, старались объяснить все по своему. На последнем листе Лаврентьевской летописи переписчик сознается: «Извините, отцы и братья, если где что не так описал или переписал. Чтите исправления и не кляните, ибо книги те ветхие, а умом молодым не до всего дошел». По этому же принципу в летописи XVI в. пропущенный 862 г. и вписывается. Но это же летописи шестнадцатого века, а не двенадцатого. Сознательно или не сознательно летописец пропустил 862 г., но факт остается фактом: его там нет. Кроме того, латинская S в буквенном обозначении лет, которая выгравирована на памятнике, встречается в летописи только на 42-44 листах. Во всех остальных случаях использовалась кириллическая прописная Г, зеркально отражающая латинскую букву. Может быть в это вкладывался какой-то смысл? Близость к западной культуре, например? Но и этом случае налицо искажение видения нашей истории.

И далее. Если последний летописец называет себя «мнихом» Лаврентием, переписавшим летопись по велению Суздальского князя Дмитрия Константиновича и с благословения епископа «Суждальского, Новгородьского и Городьского» Дионисия, то почему он не знает точного названия соседнего города Мурома? Он у него пишется то без последней буквы, то с мягким знаком — Муро (Муроский), Муромь (Муромьский). Хотя и «родные» города он называет неправильно: Суждаль, Новгородь, Городьск. Воникает вопрос: может переписчик не местный? Почему чудным образом у него из некоторых слов начинают выпадать буквы? Из слова князь буква з (кня), из слова брат — т (бра). Даже из такого привычного для него слова как крест буква с (крет). И это ни коим образом не связано с употреблением некоторых слов в качестве сокращения без гласных букв. Закрадывается мысль: может переписчик не русский? А уж имена князя Олега и княгини Ольги у него как только не пишутся: и через латинское W, и через кириллическое В — Wльзя, Wльга, Вольга, Волга; Wлег, Wльг, Wльгови. И еще множество вопросов. Ну, например, почему все великие князья во второй половине летописи становятся Гюргями? Как бы он их не называл по именам в конечном итоге они у него все равно Гюрги, Юрги. Откуда взялись Рюриковичи в 1086 г., хотя до этого о них не было сказано ни слова? И куда они опять пропадают на 100 лет? Для чего летописец невообразимым образом соединяет две династические ветви одной несуразной фразой: «Юрги ожени сына своего старейшего Всеволода Володимерною Рюриковича»?

Конечно, наиболее значимы для нас первые листы летописи, где приводится легенда о варягах. И здесь то же много вопросов. Почему на листах 11-19 текст разлинован на 31 строку, а на листах 1-10 на 32 строки. Откуда на 4 листе в 16 строке взялось слово которым? Во всех остальных случаях в качестве относительного местоимения используется иже, яже, юже. Почему буква в, обозначающая номер тетради, проставлена на 10 листе? Считается, что предыдущие шесть листов утрачены. Но почему тогда на восьмом листе отсутствует номерная буква а ? Почему «на короткой дистанции» в четыре листа просматриваются три системы морфологического образования глагольных форм? Например, глагол быть прошедшего времени единственного числа пишется то с суффиксом х, то с суффиксом ш, а то с суффиксом ст: «бяху мужи мудри», «перевоз бяше тогда», «и бяста у него два мужа». Только ли смешением языков или лингвистической заменой это можно объяснить? Почему только на этих листах встречаются большие рисованные киноварью буквы, какие-то символы, метки и проч. Все это отличает текст первых девяти листов, так сказать по формальным признакам.

Теперь обратимся к содержательной стороне летописи. Попробуем смоделировать ситуацию с исключением из текста варягов и Рюрика. (Напомню, легенда о призвании варягов появляется в летописи на 7 листе.) Так вот, на 6 оборотном листе приводится хронология княжения русских князей от первого до Ярослава Мудрого. Читаем: «В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля... А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, потому что он сел в Киеве, до первого года княжения Игоря 31 год, а от первого года княжения Игоря до первого года Святослава 13 лет...» и т. д. Получается, следующая статья должна начинаться с 882 г., т.е. с легенды об образовании городка Киева тремя братьями Кием, Щеком и Хоревом и вокняжением Олега в Киеве.

Что интересно: при таком подходе меняется сама идея о начале Руси.

Если по версии Н.М. Карамзина главное в начальной части летописи установление монархии в лице варяга Рюрика, основание династии Рюриковичей, то по другой версии, надо думать по замыслу монаха Нестора, главное - это духовные истоки Руси, выбор правильной веры.

В летописи это выглядит следующим образом. «Каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, принимают как предание отцов». Такой закон есть у полян. Летописец далее последовательно передает с осуждением обычаи племен других народов и соседних славянских племен, и каждый раз повторяет: «Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу и в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись». Мы, славяне, и одно из их племен — поляне, живущие на горах Днепровских, народ свободолюбивый, имеющий связи со многими соседними странами, получили благодать Божию от святого Андрея. «И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев...» Поляне были притесняемые болгарами и древлянами, но ни кем иным. Однажды, приводится сказание, хазары потребовали от них дани. Поляне поднесли им меч. Посмотрели хазары и огорчились: имеют поляне оружие обоюдоострое, «станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель». Эти строки записаны в летописи на 6 листе. А уже на следующем листе славяне ни с того, ни с сего оказываются плательщиками дани и варягам, и хазарам. Кроме того, на этих первых листах нет ни одного намека на дикость и варваризм славян, какими их представляет в своей «Истории» Н.М. Карамзин. Тем более не описывается каких-то усобиц, вражды, борьбы за княжеский стол. Идея летописца по этим первым страницам летописи — показать исповедание единой веры, а не пришествие варягов. То, что земля Киевская - мать Руси - благословенна, что апостол Андрей облек полян в истинную христианскую веру с правильными законами.

Какие выводы напрашиваются? В Лаврентьевской летописи приводятся две хронологические схемы княжения от первого князя до Ярослава Мудрого: от Олега и от Рюрика. По первой перечисляются все князья с точным указанием годов княжения в прямой и обратной последовательности. Русич Олег называется первым князем с местом княжения в Киеве. Рюрика в этом списке нет. По второй, Рюрик появляется до Олега и в Новгороде, смещая все остальные даты княжения, предложенные по первой версии. Адаптируя легенду к тексту основной летописи, переписчики каждый раз добавляли свое понимание, свое объяснение тех или иных версий древних легенд. Причем, дотошно разбирая в одном месте что-то нужное для подкрепления варяжской легенды, не обращали внимания в другом месте на нелепые несоответствия. Так, исходя из записей по «новейшим» летописям (в Лаврентьевской летописи об этом не говорится) Н.М.Карамзин женит Игоря на Ольге в 903 г. А в статье 955 г. Ольга идет в Греки. Встречается с царем Цимисхием. Тот дивится ее красоте и разуму. Говорит: «Хощю тя пояти собе жене». Легенда легендой. Но за детали все равно неловко. Если добавить к этой дате лет 17 от ее замужества, то получается, что на тот момент ей было уже более 70 лет. Или взять другие «новейшие» летописи, где вдруг у Рюрика обнаруживается жена именем Ефанда. Ну и т. д.

Что здесь можно сказать? Хронология княжения от Олега, которая приводится на 6 листе, имеет равное право на существование как и легенда о призвании варягов. Но почему-то на нее никто не обращает внимания? Ни в одном материале норманистов она не цитируется. У Н.М. Карамзина вообще не рассматривается. Это наталкивает на мысль о направленной избирательности сторонников норманизма темы варягов в угоду определенным интересам.

Между тем именно она является ключевой и, возможно, действительно сохранившейся от первого сказителя не тронутой переписчиками. И здесь уже от нас зависит какаю из них признавать правильной. Н.М. Карамзин исходил из идеи сохранения единства Руси установлением монархии. Но он же сам себе и противоречил. Возвеличивая варягов, признавая легенду о варягах, он создал другую легенду — о двух центрах древней Руси. И она не только не историчная, но и вредная не меньше первой.

Если же судить о правке Лаврентьевской летописи под варягов, то уже по формальным признакам, о которых говорилось выше, можно сделать вывод: легенда о варягах вставлена в летопись гораздо позднее XII в. Потом она оказалась выгодна, искусственно поддерживалась. Для этого были свои мотивы. Все-таки в нашу русскую историю во все времена пытались вмешиваться. Переписыванием учебников истории и сегодня занимаются целые институты зарубежных советологов. А летопись по большому счету тот же учебник истории, только средневековый. Но это уже отдельная тема.

В заключении хочется сказать: сегодня складывается уникальная ситуация, когда на волне здоровых патриотических настроений, можно не предвзято разобраться в истоках нашей начальной Руси. Но начинать надо не с самоуничижения, а с того, как говорил Ломоносов, где остальные народы себе чести и славы ищут. Наконец, с восстановления исторической правды. 

Вещий Олег вошел в историю как победитель Царьграда, прибивший свой щит к одним из ворот города.  

Николай Крюков, автор книги «Кто оставил «Варяжский след» в истории Руси?» - специально для «Исторической правды».

www.istpravda.ru

КНЯЗЬЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ - СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - История России - Подготовка к ЕГЭ

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

КНЯЗЬЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

Рюрик (годы правления 862-879)

Согласно летописному своду XII века, «Повести временных лет», Рюрик с братьями по приглашению таких племён как чудь, кривичи, ильменские словене был призван в 862 году княжить в Новгороде. В 879 году Рюрик, согласно летописи, умирает, оставив малолетнего сына под опекой Олега.

 

image3

 

Князь Олег (годы правления 879-912)

После смерти Рюрика стал править Олег. Князь Олег — первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племён вдоль пути «из варяг в греки». Он прославил себя умом и воинственностью. С большим войском пошел князь Олег вниз по Днепру и взял Смоленск, Любеч. В 882 году он захватил Киев. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: «Вот сын Рюрика — ваш князь». Князь Олег упрочил внешнеполитическое положение государства. Совершив успешные походы на Константинополь, князь обеспечил там русским купцам льготные права свободной торговли. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его «вещим Олегом».

 

image2

 

Князь Игорь (годы правления 912-945)

Игорь Рюрикович расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя угличей. Он способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове, отразил набеги кочевников-печенегов. Князь Игорь организовал военный поход против Византии, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побеждённым племенам. Древляне говорили: «Повадится волк, на овец, так вынесет все стадо. Убьем его». И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним.

 

image4

 

Княгиня Ольга (годы правления 945-957)

Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Искоростень. Правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов. Она отличалась редким умом. Провела первую государственную реформу: установила точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. На склоне лет своих приняла христианство.

 

image5

 

Святослав Игоревич (годы правления 957-972)

Святослав, сын Игоря и Ольги, закалил себя в походах и войнах. Он отличался суровым характером, честностью и прямотой. Всегда шёл на врагов с предупреждением: «Иду на вы». Святослав присоединил вятичей, разбил хазаров, взял Тьмутаракань, успешно воевал на Дунае с болгарами. Он завоевал Андрианополь и грозил Константинополю, но греки пошли па мир. «Не ходи на город, — говорили они, — возьми дань, какую хочешь». На обратном пути Святослав не принял меры предосторожности и был убит печенегами у порогов Днепра.

 

image6

 

Владимир Святославович (годы правления 980-1015)

Князь Владимир отобрал у поляков Червень и Перемышль, воевал против болгар и печенегов, принял крещение и в 988 году ввёл на Руси христианство. Он строил города и церкви, а при церквях открывал школы. При нём началось монастырское строение на Руси. Народ любил Владимира: в народных песнях и былинах часто упоминается, как ласковый князь, Владимир Красное солнышко.

 

image7

 

Святополк Окаянный (годы правления 1015-1019)

Владимир Святославович ещё при жизни разделил земли между своими сыновьями: Святополком, Изяславом, Ярославом, Мстиславом, Святославом, Борисом и Глебом. После смерти отца Святополк овладел Киевом и приказал убить Бориса, Глеба и Святослава, но вскоре сам был изгнан из Киева Ярославом новгородским. При помощи своего тестя, польского короля, Святополк вторично овладел Киевом, но должен был снова оттуда бежать и по дороге лишил себя жизни. В народных песнях он, как убийца своих братьев, прозван «окаянным».

 

image9

 

Ярослав Мудрый (годы правления 1019-1054)

Ярослав Мудрый — единовластный правитель Древней Руси, утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным и Мстиславом. Ярослав Мудрый осуществил военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов. Он способствовал расцвету и повышению международного авторитета Древнерусского государства, установил широкие династические связи с европейскими и византийскими дворами, был покровителем просвещения и строительства: строил города (Ярослав и Юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде). Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических законов, известного под названием «Русская правда». Сыновьям своим: Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу, дал он уделы русской земли и советовал жить мирно, дружно и в любви. Народ прозвал Ярослава «мудрым».

 

 

 

Изяслав Ярославич (годы правления 1054-1078)

Старший сын Ярослава, Изяслав I, до 1052 года был князем туровским, в 1052—1054 годах — князь новгородский. После смерти отца занял в 1054 году занял киевский престол. В 1068 году- войска Изяслава и его братьев были наголову разбиты половцами. В связи с поражением в Киеве произошёл мятеж, поэтому Изяслав вынужден был уйти в Польшу, но через семь месяцев вернулся в Киев и вновь стал великим киевским князем.

 

image10

 

Всеволод I Ярославич (годы правления 1078-1093)

Князь Всеволод I был набожен, правдив, очень любил образование и знал пять языков. С 1054 по 1073 год — князь Переяславской и Ростовской земель, член, так называемого «триумвирата» Ярославичей. Вместе со старшими братьями он принимал участие в управлении государством (новая редакция «Русской правды»), совершал походы на кочевников, вёл борьбу с Всеславом Полоцким. В 1078 году он отразил нашествие половцев. Всеволод I был первым правителем, который использовал титул «князь всея Руси».

 

image12

 

Святополк II Изяславович (годы правления 1093-1113)

Святополк II — князь полоцкий (1060-1071 гг.), новгородский (1078-1093 гг.), великий князь киевский (1093-1113 гг.). Не смог усмирить борьбу князей из-за владения городами. На съезде в Любече в 1097 году князья целовали крест «каждому владеть отцовской землей», но вскоре опять между ними началась междоусобная война.

 

image11

 

Владимир Мономах (годы правления 1113-1125)

Владимир II Мономах — внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. В 1067 году он стал князем смоленским, с 1078 года — князь черниговский. Владимир выступал за единение Руси, был участником съезда князей в Любече (1097 г), организатором успешных походов князей против половцев (1103, 1109, 1111 гг.). Во время народного восстания в 1113 году князь Владимир Мономах был призван на княжение в Киев верхушкой города для наведения порядка. Вошёл в историю как первый реформатор («Устав» Владимира Мономаха). Он установил социальный мир и упрочил основы развивающегося общества, восстановил единство государства. В назидание сыновьям и потомкам написал «Поучение», в котором изложил свои взгляды на то, что является главным в жизни человека и как он должен вести себя по отношению к другим людям.

 

image14

 

Мстислав I (годы правления 1125-1132)

Мстислав Великий — сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088—1093 гг. и 1095—1117 гг.), ростовский и смоленский (1093—1095 гг.), князь белгородский (1117— 1125 гг.), с 1125 года — князь киевский. Мстислав I продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Он выступил организатором успешных походов против Литвы, в 1127 году присоединил Полоцкое княжество. Князь Мстислав I — последний правитель единого Древнерусского государства (после его смерти между князьями вновь начались раздоры, приведшие к распаду государства).

 

 

 

Ярополк II (годы правления 1132-1139)

В 1103 году 21-летний князь принял участие в походе против половцев. В 1113 году Мономах сделал Ярополка переяславским князем. В 1132 году Ярополк стал князем киевским. Смелый воин и способный полководец, Ярополк был слабым политиком, не сумевшим остановить распад государства на отдельные княжества.

 

image15

 

Князь Юрий Долгорукий (годы правления 1125-1157)

Юрий Долгорукий — шестой сын Владимира Мономаха. При жизни Владимира Мономаха правил в Ростово-Суздальской земле. Подчинил своему влиянию Рязань и Муром. Вёл борьбу с Новгородом, Волжской Булгарией и со своими племянниками за киевский престол, при этом дважды захватывал его. Проводил активную градостроительную политику: основал города Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, считается основателем Москвы. Юрий Долгорукий был человеком религиозным, построил много церквей. В годы его жизни набрало силу Владимиро-Суздальское княжество, ставшее центром севера Руси. По преданию был отравлен киевскими боярами.

 

image16

 

Андрей Боголюбский (годы правления 1157 -1174)

Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого) вступил на престол в Ростово-Суздальском княжестве в 1157 году. Столицей его владений стал Владимир. В 1169 году Андрей Боголюбский взял штурмом Киев, но не остался в нём, а вернулся во Владимир. Столица русских земель из Киева была перенесена во Владимир. Сумел князь подчинить себе и новгородцев, перекрыв торговые пути к городу и лишив его хлеба. Посылал войска на Волжскую Булгарию. Главной целью Андрея Боголюбского было возвышение и укрепление Владимиро-Суздальского княжества. Он заложил во Владимире новую крепость, построил Золотые ворота с церковью, величественные соборы. Постепенно Владимиро-Суздальское княжество становится политическим центром русских земель. Однако политика Андрея Боголюбского вызвала недовольство среди населения, так как в связи со строительством, которое стоило дорого, увеличились поборы. Бояре тоже были недовольны тем, что князь стремился быть самодержавным правителем. Они организовали заговор и убили Андрея Боголюбского.

 

image17

 

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (годы правления 1176-1212)

Всеволод Большое Гнездо — сын Юрия Долгорукого. Своё прозвище получил как отец двенадцати детей. Продолжил политику брата, Андрея Боголюбского. Участвуя в жестоких и кровопролитных боях с ростовскими и рязанскими князьями, волжскими булгарами и мордвой, Всеволод превратил свои владения в крупнейшее русское княжество. Период его правления — наивысший расцвет княжества Владимирского. При нём утвердился титул Великого князя Владимирского (1177 г), который постепенно получил признание во всех русских княжествах. При Всеволоде Большое гнездо во Владимире ведётся строительство Дмитриевского Собора и перестройка Успенского храма. При жизни он начал выделять уделы своим сыновьям и после его смерти единое Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на несколько удельных, где правили Всеволодовичи.

 

image18

 

Игорь Святославович (годы правления 1178-1202)

В 1178 году Игорь Святославович стал новгород-северским князем. В 1184 году он участвовал в неудачном походе против половцев, а в 1185 году предпринял самостоятельный поход против половцев, который завершился полным поражением и ответным нашествием степняков на Русь. Это событие описано в «Слове о полку Игореве. В 1191 году Игорь отомстил кочевникам за поражения 1184, 1185 годов. В 1198 году он стал князем Черниговским.

 

image19

 

Юрий II Всеволодович (годы правления 1212-1238)

В 1207 году Юрий II принимал участие в походе против рязанских князей, а в 1210 году участвовал в походе против новгородцев. Был великим князем владимировским. Юрий Всеволодович подобно своему отцу, добивался внешнеполитических успехов, избегая военных столкновений. В период с 1220 по 1234 год владимирские войска провели 14 походов. Из них лишь четыре закончились сражением. На самом крайнем пункте русских владений на Волге, он построил Нижний Новгород.

 

 

Даниил I Галицкий (годы правления 1229-1264)

В 1211 был возведён боярами на княжение в Галиче, но в 1212 изгнан. В 1215 стал княжить на Волыни и к 1227 завершил объединение волынских земель. В 1223 участвовал в сражении на р. Калка против монголо-татар. В 1239 Даниил Романович овладел Галичем, а затем занял Киев. Ведя упорную борьбу против засилья крупных бояр-землевладельцев, Даниил опирался на мелких служилых людей и городское население. Он содействовал развитию городов, привлекая туда ремесленников и купцов. При нём были построены Холм, Львов, Угровеск, обновлён Дрохичин. После вторжения монголо-татарских завоевателей в Юго-Западную Русь (1240) и установления зависимости от татар Даниил предпринимал энергичные меры для предотвращения новых вторжений, а также против усилившейся агрессии венгерских и польских феодалов. В 1245 в битве под Ярославом войска Даниила разгромили полки венгерских и польских феодалов, галицких бояр, что завершило его 40-летнюю борьбу за отцовское наследство. Даниил Галицкий вмешался в войну за австрийский герцогский престол и в начале 1250-х гг. добился признания прав на него для своего сына Романа. Рассчитывая на западных союзников в противостоянии с Ордой, согласился принять от Папы Римского в 1253 г. королевский титул. Время княжения Даниила Романовича было периодом наибольшего экономического и культурного подъёма и политического усиления Галицко-Волынской Руси.

 

image21

 

Александр Невский (годы правления 1252-1263)

Александр Ярославович был сначала новгородским князем. В 1240 году он победил шведов на Неве: избил множество шведов и на лицо предводителя Биргера «возложил печать острым копьем своим». За эту победу князь был прозван Невским. Спустя два года (1242 г.) Александр уничтожил немецкое войско в «ледовом побоище». В 1249 году Александр Невский отправился в Орду и установил хорошие отношения с ханом Батыем. Получив ханский ярлык на княжение в Киеве, Александр выступал «заступником и ходатаем» за землю русскую. В 1262 году Александр отправился в Орду с целью «отмолить людей от беды» и договориться об отмене решения хана о наборе на Руси войск для участия в войне монголов на Кавказе. Переговоры прошли успешно, но по дороге на Русь Александр Невский скончался.

 

image23

 

Ярослав III (годы правления 1263-1272)

Первый самостоятельный князь Тверской с 1247 года. После смерти Александра Невского спор между Василием и Ярославом (братьями Александра) из-за великокняжеского престола был решён ханом в пользу Ярослава.

 

 

Иван Данилович Калита (годы правления 1325-1340)

Восседал на московском престоле с 1325 по 1340 год. За бережливость был прозван Калитой (калита — денежный мешок). В 1325 году Иван Калита, чтобы усилить собственную власть, подавил восстание в Твери. В награду за это он получил ярлык на Владимирское княжение и право сбора дани для Орды со всех русских земель. Иван Данилович обеспечивал полную и своевременную выплату дани. Такая политика позволила оградить русские земли от татарских нашествий в течении сорока лет. Иван Калита собирал под своей властью русские земли: часть прикупал, часть захватывал. Воевал с Новгородом и Смоленском. В 1326 году, благодаря стараниям Ивана Калиты, митрополия из Владимира была перенесена в Москву, и здесь ж был заложен Успенский собор. В годы правления Ивана Калиты Москва приобрела значение духовного центра Руси.

 

image25

 

Симеон Гордый (годы правления 1341-1353)

Симеону Иоанновичу, наследовавшему после Иоанна I великокняжеский престол, хан татарский «отдал всех русских князей под его руку». Князь Симеон продолжил начатую его отцом политику собирания земель и укрепления великокняжеской власти. В 1341 году возглавил поход князей на Новгородские земли и без сражения установил над ними контроль. Вёл войну с Литвой и заставил литовского князя заключить мир и заплатить выкуп. Ходил в поход на Смоленск. Правил твёрдо и властно (отсюда его прозвище — Гордый). В период его княжения был основан Троицкий монастырь. Умер во время чумы.

 

 

Иоанн II Красный (годы правления 1353-1359)

Иоанн II Иоаннович князь Звенигородский до 1354 года, князь московский и великий князь владимировский в 1353-1359, князь новгородский в 1355-1359 годах. Иоанн был князем кротким и миролюбивым, во всём следовал советам митрополита Алексея. За время его правления значительно улучшились отношения с Ордой, но в тоже время произошло ослабление Москвы и усиление её соседей.

 

image27

 

Дмитрий Донской (годы правления 1359-1389)

В 1359 году девятилетний Дмитрий (внук Ивана Калиты) оказался на московском престоле. В связи с малолетством Дмитрия от его имени управлял митрополит Алексей, который продолжил политику Ивана Калиты по собиранию русских земель вокруг Москвы. Путём переговоров с Ордой он и московские бояре, которым было выгодно усиление московского князя, добились великого княжения для Дмитрия Иоанновича. В 1362 году Дмитрий получил ярлык на великое владимировское княжение. Дмитрий Иванович покорил Тверь (1375 г), совершил успешный поход на волжских булгар(1376 г), разгромил ордынцев на реке Воже (1378 г). В 1380 году он одержал победу на Куликовом поле. За этот подвиг Дмитрий получил признание народа и прозвище Донской. Авторитет и влияние князя значительно выросли. К концу правления Дмитрия Донского под его власть перешли приокские и смоленские земли, Галич, Димитров. Владимирское и Московское княжества были объединены. Дмитрий Иванович Донской впервые передал свой престол сыну, как «свою вотчину», не спрашивая разрешения у Орды. Титул великого князя окончательно перешёл к московским князьям.

 

 

Василий I Дмитриевич (годы правления 1389-1425)

Василий I был сыном Великого Дмитрия Донского и достойно продолжал политику своего отца: стремился всеми силами усилить власть Московского князя. Во время его правления многие удельные князья стали переходить на положение великокняжеских слуг. Таким образом, удельные князья становились наместниками и воеводами в своих землях. Княжества этих князей превращались в уезды. В 1395 году Василий I выкупил ярлык на Мещеру, Тарусу, Нижний Новгород и присоединил эти земли к Москве. Московское княжество становилось всё более могущественным. Воспользовавшись проблемам Золотой Орды, Василий I прекратил выплату дани Орде. Ещё одним важным направлением внешней политики Василия I стали отношения с Литвой. В 1408 году после долгих споров между Василием I и князем литовским крайней границей литовских владений со стороны Руси была назначена река Угра.

 

image29

 

Василий II Тёмный (годы правления 1425-1462)

Правление Василия II связано с династической войной на Руси в 1425—1453 годах, которая замедлила ход объединения русских земель, принесла огромные страдания людям, продемонстрировала всю опасность княжеских усобиц. Русская церковь в конфликте между внуками Дмитрия Донского заняла сторону Василия II. Во многом благодаря поддержке церкви Василий II в 1447 году занял московский престол. По предложению Василия II в 1448 году собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции Константинопольского патриарха, так была установлена автокефалия (независимость) русской православной церкви. Внешняя политика князя была направлена на расширение территории государства. Так, например, в 1451 году к Москве было присоединено Суздальское княжество. В 1456 году Василий II совершил поход в Новгород. Итогом этого похода явилось заключение Яжелбицкого договора Москвы с Новгородом, который ввёл ограничения новгородских вольностей. В 1459 году была присоединена Вятка. В последние годы великокняжения главным предметом забот Василия II было внутреннее устройство государства.

 

image28

 

Иван III (годы правления 1462-1505)

Иван III продолжил курс своего отца на объединение земель вокруг Москвы. Присоединил в 1463 году к Москве Ярославское, а в 1474 году — Ростовское княжества. В 1478 году Иван III окончательно присоединил Новгород и ликвидировал вечевые свободы Новгородской республики. Он также присоединил к Москве Тверь (1485 г.), Вятские земли (1489 г.). Одержав победы в войнах с Литвой, Иван III присоединил к Москве Вязьму и Веховские княжества, Северскую землю. В 1503 году к Москве были присоединены Чернигов, Брянск, Гомель, верховья Дона и Западной Двины, тем самым Иван III завершил собирание русских земель и покончил с политической раздробленностью Руси. Важным направлением его внешней политики были отношения с ордой: в 1478 году он прекратил выплату дани Большой Орде, а в 1480 году «стояние» на реке Угре привело к окончательному освобождению Руси от ненавистного ига. В 1485 году принял титул «Государя всея Руси». В 1497 году издал сборник законов под названием "Судебник". Иван III воздвигнул в Москве соборы: Успенский, Архангельский, Благовещенский, выстроил каменный дворец, Грановитую палату и несколько башен Московского Кремля.

 

image31

 

Василий III великий князь московский и государь всея Руси (годы правления 1505-1533)

Василий III (сын Ивана III от брака с Софьей Палеолог) отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзнувших прекословить. Он продолжал вести политику объединения русских земель вокруг Москвы. Присоединив к Москве Псков (1510 г.) и Смоленск (1514 г.), Рязанское и Новгород-Северское княжества, Василий III окончательно уничтожил удельную систему.

 

www.compendium.su


Смотрите также