Государства, которое мы знаем, как Древний Египет, уже давно нет. Оно вместе со своими богами, владыками, жрецами и остальным народом отошло в область легенд. А то, что сохранилось до наших дней, мало что дает для понимания духовной жизни страны Кемет — «Черной», как ее называли когда-то. Если бы мы чудом перенеслись во времени и оказались, скажем, в XXI в. до н. э. на берегах Итеру (Нейлоса по-гречески, по нашему — Нила), то были бы, наверное, отвергнуты как дикари.
Это был мир, одушевленный человеческим воображением. О сложности этой культуры говорит тот факт, что египтяне имели пять форм души, с которым общались ежедневно, обращаясь к ним за помощью и советом. Они назывались: Ка, Ба, Шуит, Рен и Ах. Шуит — это тень, которая обладает собственной индивидуальностью и силой. Рен — сокровенное имя человека, которое может замещать его во время отсутствия его самого. Ба изображалась птицей с человеческой головой и напоминала русских вещих птиц Алконоста и Сирина. Это душа, живущая в сердце человека и, одновременно, его внутренний собеседник. Именно так Хахепересенбу из «Беседы разочарованного со своей душой» обращался к своей Ба: «Ответь ты мне на слова мои, объясни мне то, что происходит по стране…» Если Ба не отвечало, человек испытывал страх. «О, приди, сердце мое! — восклицает Хахеперресенбу, — не молчи, сердце преданное!» Ба не только сообщало человеку ранее ему неизвестное и направляло его поступки, но заставляло стареть тело, а после смерти помогало бороться с опасностями загробного мира, превращаясь в феникса, журавля, змею или крокодила.
Со своим Ка человек не мог беседовать, это был приказ свыше, интуитивное предчувствие беды. В «Рассказе Синухета» царедворец описывает, как, узнав о смерти фараона Амунемхата I, своего покровителя, бросился бежать прочь: «Что до этого бегства, совершенного смиренным слугою, то я не замыслил его, не было его в моем сердце, я не задумал его: я не знаю, что оторвало меня от моего местопребывания».
Ах — это сверкающий дух, проявляющийся лишь после смерти тела и пребывающий рядом с околополярными звездами, «не знающими уничтожения».
Еще сложнее, чем представления о множественности душ, были взаимоотношения египтян с богами. Немецкий исследователь Георг Шустер писал: «В стране, где как нигде более на земном шаре, регулярность явлений природы сказывается в такой определенной, характерной форме, в стране, где вся жизнь обуславливается исключительно своеобразными свойствами природы, — древние египтяне принуждены были, уже в самую раннюю эпоху, согласовать с природой свою духовную жизнь и от примитивных форм культа перейти к строго определенным формам религиозной мысли и чувства».
Эти формы, как и нормы повседневной жизни, регулировались жрецами, бывшими одновременно учеными, судьями, предсказателями и астрологами. Искусства и медицина были так же в их ведении. Для этого отбирали наиболее способных людей. У египтян обучались многие знаменитые греки: законодатели Ликург и Солон, философы Фалес, Пифагор и Демокрит, математик Архимед, историки Геродот и Диодор. Есть сведения, что они были посвящены в сан жречества, но о ритуалах молчали, дав клятву сохранения тайны. Тем не менее, известно, что испытания, особенно если это касалось высших иерархов, включало психическую, а иногда и физическую смерть. Выживали лишь те, кому покровительствовали боги, недостойные уходили в мир теней.
По сообщениям античных историков, жрецы хранили обширные летописи о народе Египта. На основании этих священных документов в 250 г. до н. э. храмовый писец Манефон из Гелиополиса составил историю Египта на греческом языке. От этого произведения сохранились лишь отрывки, спасенные иудейским историком Иосифом Флавием. Но и на основании фрагментов можно восстановить общую картину. Природная катастрофа, произошедшая между X и VIII тыс. до н. а, разрушила сушу, соединяющую Европу и Африку, Италия и Тунис стали полуостровами разных континентов. Тогда же сформировалось новое русло Нила, куда пришли люди с разных сторон: из Азии, из центральной Африки и с запада — может быть, это были уцелевшие жители Атлантиды.
Сами египтяне утверждали, что их история началась с царства Осириса, до которого было три других, божественных, царства: Царство Воздуха Шу; Царство Духа Ра (Солнца) и Царство Земли Геб. Последнее — эра Атлантиды.
Официальная история Кемет начинается с III тыс. до н. э., когда начала править первая династия правителей. Первый владыка, Нармер, завоевал Нижний Египет вплоть до берегов Средиземного моря. Отныне фараоны носили сдвоенную корону — белую, Юга, и — красную, Севера. Столицей государства был провозглашен Абидос, а Гелиополь и Нехеб стали городами-святилищами.
Всего династий было тридцать. В 311 г. до н. э. верховную власть захватил самопровозглашенный царь Птолемей I Сотер. Династия его потомков правила до 44 года, когда Египет окончательно пал. Это произошло в период правления Клеопатры VII.
Древний Египет остался не только в памятниках древности. Немецкий историк литературы Иоганн Шерр отмечает: «В стенах Нильского храма человеческая мысль много тысячелетий назад с необычайной смелостью и энергией взялась решать великую загадку о смысле и цели человеческой жизни. В умственной жизни западных стран и поныне слышится взмах крыльев теологического гения древнего Египта».
Ещё понравится
Поделитесь впечатлениями
magicru.ru
Древний Египет. Тайны цивилизаций [История Древнего мира]
Древний Египет
Древний Египет — единственное государство в мире, где с самого начала общество было организовано по образцу стада павианов. Вся власть в стране была в руках одного человека. Его называли живым богом, и люди молились на него.
Ученые подразделяют историю Древнего Египта на несколько периодов: Древнее царство (конец IV–III тысячелетие до н. э.), Среднее царство (конец III тысячелетия — XVI век до н. э.), Новое царство (XVI–XI века до н. э.), Поздний и персидский период (X–IV века до н. э.), эллинистический период (IV–I века до н. э.).
Природа и первые поселения. Египет был расположен там же, где он находится и сейчас, — в Африке, в плодородной долине реки Нил. На севере, в широкой дельте Нила, находится Нижний Египет, за дельтой, где длинная узкая долина тянется до Нубии, — Верхний Египет. Со всех сторон долину окружает пустыня Сахара.
10 тысяч лет назад Сахара не была пустыней. Там было много растительности и диких животных, на которых охотились люди каменного века. Климат менялся, и Сахара превратилась в пустыню. Люди и животные постепенно уходили отсюда в поисках воды. Они дошли до страны, которую мы называем Египет. В те времена в долине Нила водились страшные змеи, крокодилы и другие опасные животные. Поэтому из соображений безопасности люди селились на краю долины.
Постепенно они поняли, что лучше приручать животных, чем убивать их на охоте. Переход к земледелию здесь произошел лишь в период 5000–3100 годов до н. э. К IV тысячелетию до н. э. здесь уже были одомашнены собаки, овцы, крупный рогатый скот, гуси, свиньи и мартышки. Видимо, домашние животные и злаковые растения попали сюда с территории Западной Азии, где они были одомашнены на 6 тысяч лет раньше (Зави-Чеми, Джармо, Иерихон, Чатал Гуйюк).
Число людей росло, и они стали расчищать землю у реки, чтобы строить там деревни. Они научились выращивать пшеницу, ячмень, овощи, а также делать посуду из глины и обжигать ее, прясть из шерсти одежду и использовать медь и золото для изготовления орудий.
Год фермера. Выращивание зерна. Каждый год в июле вода в Ниле поднималась и затопляла сухие берега. Несколько недель длилось наводнение. Древние египтяне придумали, как сохранить эту воду на весь год. Они стали строить каналы и дамбы, которые задерживали ее, а потом снабжали этой водой поля.
В ноябре вода спадала, крестьяне разрыхляли землю и сеяли зерно. Пшеница и ячмень росли здесь и зимой. Когда начинали появляться ростки злаков, приходил чиновник, замерял поле и говорил, сколько крестьянин должен сдать хлеба после сбора урожая для живого бога — фараона. Так создавалась прочная система контроля за земледельцами и присваивания части их урожая.
Чтобы отделить зерна от стеблей, колосья срезали, собирали в снопы и пускали по ним скот. Коровы топтали растения, и зерна высыпались на землю. Зерно собирали, ссыпали в крупные сосуды и убирали в хранилища.
После сбора урожая начинался ремонт каналов и канав для подготовки их к следующему наводнению. Во время наводнения часть крестьян работала на стройках фараона в счет налога, которым их обложили чиновники.
Нил обеспечивал людей многим. Он давал им возможность охотиться на диких уток, гусей и других птиц, а также ловить рыбу. Коровы и быки снабжали население мясом и молоком. В гробницах найдены деревянные модели стойл для скота.
Люди выращивали виноград и делали из него вино. На сосудах указано, откуда вино и кто его изготовил. Эти надписи — важный исторический источник. Пшеницу и ячмень растирали между двумя камнями-зернотерками и делали муку. В тесто добавляли чеснок и мед и запекали его в глиняных горшках. Из ячменя варили пиво.
Все египтяне молились, чтобы и в загробной жизни у них имелось достаточно пищи и пития. Они были очень набожными.
Объединение Египта. Постепенно общины на реке Нил стали объединяться. К концу IV тысячелетия до н. э. в Египте сложились два центра: Нагада — на севере и Гиераконполь — на юге. Большая часть населения жила в маленьких деревнях и занималась охотой, земледелием и скотоводством. Население в городах росло. Оба города были обнесены стенами. На кладбищах обнаружены богатые погребения.
В каждом центре власть захватил царь. Так образовались два царства: одно — в Нижнем Египте, второе — в Верхнем. Царь Нижнего Египта носил красную корону, царь Верхнего — белую. Они стали воевать друг с другом, и в 3100 году до н. э. победил царь Верхнего Египта. На границе двух царств он построил новую столицу объединенного Египта — Мемфис. Теперь царь носил красно-белую корону, а также крюк и цепь, показывающие, что он пасет и защищает подвластных ему людей. На многих предметах из столицы Гиераконполя изображены сцены насильственного покорения одного человека другим.
При раскопках в Египте найдена каменная шлифованная плитка (палетка), на одной стороне которой, сверху, было вырезано слово «Нармер». Под надписью изображен царь в белой короне, перед которым на коленях правитель Нижнего Египта в красной короне. На другой стороне палетки Нармер уже в красно-белой короне с войском и перед ним штабеля поверженных врагов. Это изображение показывает, что Нармер (али-Менес) победил царя Нижнего Египта и стал царем (фараоном) всей страны.
Новое царство. Между 1620 и 1567 годом до н. э. племена гиксосов пересекли восточную границу Египта и захватили его. Они прискакали на невиданных в Египте колесницах, запряженных конями. Пешие египетские солдаты были вооружены копьями и луками. 100 лет гиксосы правили частью Египта, прежде чем египтяне стали давать отпор захватчикам. Они научились использовать лошадей, и даже фараоны сражались на колесницах. Изгнав гиксосов, египтяне начали захватывать соседние страны. За 70 лет они установили контроль над восточным берегом Средиземного моря и Нубией. Начался новый период в истории Египта, который называют Новым царством. Развивается торговля, строятся новые грандиозные храмы, процветает наука. От этого периода до нас дошло много письменных документов.
После изгнания гиксосов армия была перестроена. Соединения по 4 тысячи воинов были разбиты на 20 подразделений по 200 воинов. В них было по 25 колесниц с 2 воинами на каждой. Колесницы шли в бой впереди пехоты. Оружие состояло из луков со стрелами, копий, дротиков, топоров, булав, кинжалов и кривых мечей. Все это было изготовлено из бронзы и дерева.
Молодых царевичей стали с детства обучать военному делу. Они устраивали парады, в которых участвовали и фараоны. Например, фараон Аменхотеп II любил, проносясь на колеснице, пробивать из лука медные мишени.
У египтян (как и у обезьян, которым они поклонялись) царем мог быть только мужчина. Однако в 1490 году до н. э. фараоном стала женщина Хатшепсут. Она носила мужскую одежду и даже устраивала военные походы в Нубию и на Восток. После ее смерти фараоном стал Тутмос III (1490–1436 годы до н. э.). Он одержал победу в 17 войнах и расширил границы Египетского царства.
Египет захватил весь восточный берег Средиземного моря (современные Израиль, Сирия, Ливан) и вышел к Малой Азии, где его остановили мощные державы митаннийцев и хеттов.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Египет в картине мира его древних обитателей. Древний Восток
Египет в картине мира его древних обитателей
С цветом аллювиальной (образованной наносами ила) почвы Египта связано одно из названий этой страны в древности — Кемет («Черная [земля]», в отличие от Джешерет — «Красной [земли]» сопредельных пустынь). Другим распространенным названием Египта было «Обе Земли» (тауи — Верхний и Нижний Египет; «парность» этих двух частей страны играла в представлениях египтян большую роль) или просто «страна» (та — «речная долина», опять же в отличие от окаймляющих ее непригодных для земледелия «нагорий» — хасут), часто — «Страна возлюбленная» (Та мери; наше современное название «Египет» — греч. Айгюптос — восходит к одному из египетских названий г. Мемфис — Хет-ка-Птах, т. е. «Подворье духа [бога] Птаха»).
Уже по этим названиям видно, что древние египтяне считали свою страну, по сути дела, единственным в мире местом, пригодным для нормальной (оседлой и изобильной) жизни, и резко отличали ее от «искаженного мира» сопредельных с ним земель, где мало воды и люди вынуждены охотиться и кочевать со скотом, а не заниматься земледелием, где «небо сумеречно даже днем» из-за скрывающих его деревьев, а реки текут в «неправильном» по сравнению с Нилом направлении. (В середине II тысячелетия до н. э. египтяне дошли в Азии до Евфрата и сразу назвали его «Перевернутой водой» (егип. Му кед), поскольку, будучи не менее полноводным, чем Нил, он тек не с юга на север, а скорее в противоположную сторону.)
Соответственно этим представлениям, египтяне сделали вывод, что их благодатная страна специально создана богами для того, чтобы на ее территории совершалось служение им: в этом смысл ее обозначения «Страна возлюбленная», а также характерного представления о «наследии Геба», согласно которому этот бог в свое время составил завещание своим преемникам на египетском престоле, отказав «две трети» египетской земли царям Египта (т. е., собственно, всю египетскую землю в сезоны Половодья и Сухости, когда она не дает плодов и в то же время об уходе за ней надо заботиться) и «треть» земли его богам (т. е. всю землю в плодоносную пору Всходов). Тем самым боги Египта, укорененные в этой уникальной стране, воспринимались как создатели и хозяева всего мира, а служение им обретало универсальное значение, значит и власть осуществлявших его царей также должна была быть универсальной.
Стоит заметить, что в представлениях египтян «Земля» в целом, включающая как «Страну возлюбленную», так и окружающие ее «нагорья», была одной из трех основных частей мироздания, на которые оно разделилось через некоторое время после его сотворения по воле осуществившего этот великий акт бога солнца Ра. Две другие части мироздания представляли собой служащее обиталищем богов «Небо» (егип. пет) и «Загробный мир» (егип. д[у]ат; позднее, в некоторых случаях, прежде всего в представлениях, связанных с богом Осирисом, сехут иару — «поля тростника» или сехут хетеп — «поля довольства»). Хотя эти части и сообщались с земным миром, но все же были прочно от него отграничены и существовали по совершенно особым законам. Их обитателями выступали, соответственно, наделенные вечной жизнью «усопшие» (егип. аху, букв, «светлые», т. е. обладающие очень важной для них по египетским представлениям способностью видеть) и «боги» (егип. нечеру). Как и в любой архаической культуре, «боги» являлись персонификациями действующих в мире сил, заведомо превышающих человеческие: от солнечных света и тепла до болезнетворной силы эпидемий, а также сил, применяемых в магической практике.
Божества в своем собственном мире, «небе», существовали в некоей особой, не доступной человеческому восприятию форме; по некоторым косвенным признакам можно только догадываться, что в современных физических категориях эта форма ассоциировалась бы не с веществом, а скорее с энергией. Божества были способны посещать земной мир, обретая в нем вещественную форму живого существа или предмета, например, статуи. Они мыслились как совершенно зависимые от воли божества средства его проявления, называвшиеся по-египетски «хему» (букв, «слуга»), традиционный египтологический перевод этого слова как «Величество» связан с его частым употреблением по отношению к египетскому царю, личность которого также служила проявлением божественного начала, связанного с его исключительной во всем земном мире властью.
Мир, с которым отождествляли свое существование египтяне, по их представлениям имел не только четко определенное начало (момент его творения), но и конец во времени: судя по одному фрагменту «Книги мертвых», сложившейся в эпоху Нового царства (к середине II тысячелетия до н. э.), этот конец должен был состоять в превращении всех живых существ и предметов в мертвую однородную материю.
Единственными живыми существами в ней остались бы принявшие обличье змей бог-творец Ра-Атум и Осирис. Трудно сказать, предстояло ли мирозданию, с точки зрения египтян, переживать новые циклы творения и существования. Судя по тому, что этот вопрос не получил в их религиозных текстах никакого развития, он не особенно интересовал египтян как неактуальный для их земной и даже загробной жизни. Напротив, условия этой заключительной и неизбежной фазы существования каждого человека интересовали египтян настолько, что уже к концу III тысячелетия до н. э. появляются целые комплексы текстов, связанные с бытием человека в загробном мире, а к середине II тысячелетия до н. э. изучение потустороннего мира (причем в буквальном смысле этого слова) вступает в фазу тщательного вычерчивания его схем, дополняемых изображениями населявших его существ.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Путешествие в древний мир [Иллюстрированная энциклопедия для детей]
Древний Египет
Начало древнеегипетской цивилизации. Древнее, Среднее и Новое царства. Нильские суда
Одна из величайших цивилизаций возникла на узкой полосе плодородной земли вдоль берегов реки Нил в Египте.
Древнеегипетская цивилизация просуществовала 3500 лет и создала много замечательнейших памятников древней культуры.
Первые египтяне были странствующими охотниками, которые пришли из пустыни и поселились в долине Нила. На этой почве хорошо росла трава, что обеспечивало пастбищами овец, коз и крупный рогатый скот. Паводки гарантировали плодородие, но они же были бедствием, когда река разливалась в неподходящее время года и уничтожала все посевы. Крестьяне научились регулировать паводковые воды, возводя дамбы и сооружая пруды, в которых на случай засухи хранились запасы воды.
Шло время, поселки становились городами, и люди выработали систему правления. Ремесленники научились обрабатывать такие металлы, как медь. Очень ценным изобретением оказался гончарный круг. Развивалась торговля, и росло благосостояние Египта.
Около 3400 г. до н.э. Египет состоял из двух царств, Верхнего и Нижнего. Приблизительно в 3100 г. до н.э. Менее, царь Верхнего Египта со столицей в Нехеме, покорил Нижний Египет и стал первым фараоном объединенного Египта. Историю страны делят на три основных периода: Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. В период Древнего царства(2575–2134 гг. до н.э.)существенной частью религии была вера в загробную жизнь. Именно в эту эпоху строили пирамиды (см. Древний Египет/Пирамиды).
В Древнем Египте пирамиды служили усыпальницами царей, или фараонов. Для своего времени они были чудом инженерного искусства. Многие пирамиды сохранились до наших дней.
Во времена Среднего царства (2040–1640 гг. до н.э.) Египет торговал с другими землями и покорил Нубию на юге. Новое царство (1560–1070 гг. до н.э.) со столицей в городе Фивы стало золотым веком в истории Древнего Египта. Фараоны покорили земли на Ближнем Востоке и сделали страну процветающей. Богатства Древнего Египта привлекли к себе внимание других правителей. Под ударами войск Ассирии, Греции, Персии и, наконец, Рима он пал в 30 г. до н.э.
Египет часто враждовал и со своими соседями, и с более далекими странами. Фараоны с войсками отправлялись на покорение новых земель и возвращались домой, нагруженные добытыми в походах богатствами. Большинство пленников становилось рабами. Богатая знать имела обыкновение воздвигать грандиозные сооружения, часто во славу побед фараона. Два храма в Абу-Симбеле были построены фараоном Рамсесом II (правил в 1290–1224 гг. до н.э.) в честь его победы над хеттами, пришедшими из Сирии.
У входа в Большой храм высечены колоссальные изображения сидящего царя.
Малый храм выстроен в честь жены царя, царицы Нефертари.
Это бюст царицы Нефертити, жены Эхнатона (годы правления 1379–1362 до н.э.).
Царственные супруги хотели, чтобы египтяне вместо многих богов поклонялись лишь одному Атону, богу солнца. После их смерти народ вернулся к многобожию.
Нильские суда
Основным транспортом в Древнем Египте были суда, ходившие по реке Нил. Лодки строили из папируса, тростника, растущего по берегам Нила. Они двигались с помощью деревянных весел или длинных шестов. Позднее размеры судов возросли, и на них стали ставить прямоугольные паруса.
Благодаря многочисленным моделям, живописным и скульптурным изображениям, а также находкам подлинных погребальных лодок, мы хорошо представляем себе древнеегипетские речные суда.
Это судно относится к периоду Нового царства. Оно снабжено одним парусом и двумя большими рулевыми веслами и, вероятно, предназначалось для царской семьи либо служило для ритуальных целей.