Египет, как и любая другая велика, а на момент ее рассвета мировая держава, развивался в несколько этапов. Столь могущественное и развитое государство внесло свой вклад в мировое культурное наследие, касающееся не только архитектуры, но и письменности, литературы и даже математики, астрономии и медицины. Древние египтяне оставили множество следов для археологов, благодаря чему сегодня можно воссоздать приблизительную картину быта в тот период.
Быт народа
Повседневная жизнь очень красноречиво говорит о культуре народа в тот или иной период. Известно, что египтяне много внимания уделяли собственной внешности. Детям сбривали волосы до 12 лет. К этому возрасту, мальчикам делалось обрезание. Мужчины избавлялись от любой растительности на теле и тщательно следили за собственной чистоплотностью. Женщины даже в обыденной жизни накладывали макияж, подкрашивая веки малахитовым порошком. Глаза подводились черным как мужчинами, так и женщинами.В связи со сложным географическим положением, для создания адекватных условий для жизни египтянам приходилось тяжело работать. Их ежедневные рацион состоял преимущественно из фруктов и овощей, а также хлеба и пива.
Архитектура и искусство
Древнеегипетские памятники архитектуры до сих пор таят в себе множество загадок, неразрешимых до сегодняшних дней. Известные во всем мире храмы, скульптуры и пирамиды делают египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Монументальные гробницы фараонов или пирамиды являются одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся.Кроме пирамид, особое внимание заслуживают древнеегипетские храмы. Жилища богов, созданные египетскими зодчими, плохо сохранились, но сегодня археологи имеют возможность изучать развалины храмов Амона Ра, Хатшепсуп, Рамсеса ІІІ. Храмы представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов. Размеры храмов впечатляют. На фоне гигантских зданий пальмы представляются небольшими тростинками, а территория, отведенная под храмовый комплекс, сопоставима с размерами крупных поселений. К примеру, на верхушке одной колоны может уместиться 100 человек. В храмах находилось бесчисленное количество статуй, статуэток с изображением сфинксов, богов, царствующих фараонов и прочего. Они выполнялись как из камня, так и из бронзы.Еще одним свидетельством мастерства египетских архитекторов являются дворцы фараонов. Они не уступали по своим размерам пирамидам и храмам. На сегодня сохранились развалины дворца Эхнатона.
Письменность и язык
Язык и письменность древнего Египта развивались на протяжении всего существования народа и государства. Письменность прошла долгий этап формирования, а благодаря тому, что египтяне писали на камне, путь формирования языка можно проследить.Считается, что возникла письменность в Египте в IV тысячелетии до н. э. Она появилась на основе рисуночного письма. Ближе к II веку до н. э. рисунки стали упрощаться и получили название иероглифы. К этому моменту насчитывалось не более 700 широко употребляемых иероглифов. Они изображались не только на камнях. Еще материалами для их написания являлись папирус, глиняные черепки и деревянные дощечки.Постепенно были выделены 21 простой знак. Они передавали согласные звуки и представляли собой привычный современному человеку алфавит. На основе этих знаков начала развиваться письменность соседних государств. Однако само египетское письмо не изменилось. Писцы предпочитали традиционный способ письма.
Литература
Развитая письменность способствовала сохранению и обогащению египетской литературы, самой древней в мире. Благодаря иероглифической письменности произведения могли иметь разноплановый контекст. Устное народное творчество дошло до нас в виде нескольких песен, например, песня погонщика скота, притч или поговорок.В IV тысячелетии начали формироваться некоторые литературные жанр, например, биографии вельмож, дидактические тексты или поэтические произведения. Позже с развитием литературы создаются произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы, например «Рассказ Синухета».Огромное внимание в египетской литературе уделено дидактическому жанру. Эти произведения напоминают пророчества. Одним из древнейших произведений дидактического жанра является «Поучение Птахотепа». Тексты мудрецов, которые предостерегали народ от несоблюдения правил предписанных богами, также можно отнести к этому жанру.Некоторые народные сказки подвергались тщательной обработке, превращаясь в настоящие шедевры. Многие из них оказали значительное влияние на мировую литературу. К этим сказкам относятся «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о правде и кривде» и «Сказка о потерпевшем кораблекрушение».
www.istmira.com
Древний Египет. Краткая история Древнего Египта
Краткая история Древнего Египта.
Ж.Ф.Шампольон (1790-1832)- французский египтолог - расшифровавший секреты иероглифической письменности, изучив трехъязычную надпись на Розеттском камне.
1. Первый додинастический период (начало IV тысячелетия до н.э.). Начало разложения родовых отношений.
2. Второй додинастический, или герзейский (от названия деревни Герзе), период (середина IV тысячелетия до н.э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы, появление первых номовых государственных образований. В конце периода - создание Верхнеегипетского (22 нома) со столицей Эхнаб (Нехен) и Нижнеегипетского (20 номов) со столицеё в Буто, царств.
3. Объединение двух царств. Раннее царство. Правление "нулевой", I -II общеегипетских династий. (основатель Мина - по Манефону).Образование единого общеегипетского государства (33 - 29 вв. до н.э.), столица Мемфис. Победили представители Верхнего Египта. Началось строительство гробниц в Абидосе. Источники - летопись на плите, хранящаяся в Палермо (Сицилия) - Палермский камень. В летописи - краткое перечесление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии.
4. Централизация Египта в эпоху Древнего царства. Правление III-VI династий (основатель Джосер) (28-23 вв. до н.э.). Символом укрепления и централизации власти в эту эпоху стало строительство пирамид, величина которых подчёркивала божественное происхождение фараонов. Первой крупной пирамидой была - пирамида Джосера в Саккара (архитектор - Имхотеп), высота 60 метров, а при фараонах IV династии (28-26 вв. до н.э.) строительситво пирамид достигло апогея: пирамиды Хуфу (Хеопс), Хафра и Менкаура,
единственные из семи чудес света, дошедшее до нас. К концу Древнего царства влияние приобрела номовая аристократия. Власть децентролизоовалась. Источники папирус Вестакар, Геродот. Архив храма Неферикара (V - династия, 25-24 вв. до н.э.). Найденные в Коптосе указы фараонов Древнего царства.
5. I Переходный период (VII-X династии, 23-21 вв.до н.э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы. Борьба Гераклеополя (номы Южной Дельты и Среднего Египта) и Фив (Южного Египта) за объединение Египта. Фивы победили во главе с Ментухотепом - он же основатель XI династии.
6. Возрождение централизованного египетского государства в эпоху Среднего царства. Правление XI-XIII династий (середина 21-18 в. до н.э.). Развитие Фаюмского оазиса. Фараоны - от плоти считались божественными сынами бога Ра. Источники - архив жреца Хеканахта 21 век, XI династия.
7. II Переходный период (XIV-XVII династии, конец 18 - середина 16 в. до н.э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта гиксосами. Источники: "Речение Ипусера", "Речение Неферти". Египет стал частью обширного гиксоского государства (на 130 лет), объединявшего Египет, Синайский п-ов, Палестину и Сирийскую степь. Административный центр - Аварис в Восточной части Дельты. С 17 в. власть гиксосы теряют, и возрастает самостоятельность номов. Фивы (на юге) возглавили движение против гиксосов. Фараон Яхмос изгнал гиксосов, прогнав их в Палестину
8. Расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царства. Правление XVIII - XX династий (16-11 вв. до н.э.). Создание египетской империи. Появляются колесницы, защитные панцири. Активная завоевательная политика. Границы Египта при Тутмосе III достигли верховьев Ефрата. Нил стал египетским на 3200 км, до IV порога. Религиозно-политическая реформа Эхнатона.
(XVIII - династия). Цель - снижение влияния фиванского жречества, которое набрало силу после победы над гиксосами. Фараон Аменхотеп IV 1365-1348 до н.э. выдвинул на первое место культ бога солнечного диска - Атона, вопреки Амону-Ра, почитающимся фиванскими жрецами. Аменхотеп указом объявляет Атона верховным богом, а себя называет Энатоном (угодный Атону) или (Животворящий дух Атона ). Эхнатон покидает ненавистные ему Фивы, и переселяется в Ахетатон (Телль-эль-Амарна). Атон, как единое божество не имел ни божественной супруги, ни божественного потомства. Атон олицетворял могущество животворящего солнца. Но вскоре потомки Эхнатона (Тутанхатон) отменили культ Атона. Тутанхатон перенёс столицу в Мемфис, и назвался Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено.
XIX династия. Восстановление внешнего могущества Египетской державы началось с Хорембеха (1334-1306 гг. до н.э.) - выходец из номовой знати. Его политику продолжили преемники Рамсес I и Сети I, и особенно при Рамсесе II (1290-1224 гг. до н.э.). Походы Рамсеса II против Хеттского государства за господство в Восточном Средиземноморье. В результате мирный договор в 1270 г. до н.э. между Рамсесом II и хеттским царём Хаттусили III. Текст этого договора обнаружен на двух египетских храмов в Фивах и в архиве хеттских царей в их столице Хаттусе (совр. Богазкёй). Северная Сирия и Финикия отошла Хеттам, Южная Сирия и Финикия с Палестиной - Египту. Строилось множество крепостей на захваченных территориях: Нубии, Сирии, Палестине. Велось интенсивное освоение Дельты Нила. Строятся храмы Амона в Луксоре и Карнаке (Фивы), заупокойный храм фараона - Рамессей. Обширный храм Осириса был построен в религиозном центре Абидосе, несколько храмов в Нубии (например, в Абу-Симбеле, украшённый четырьмя 20-метровыми статуями Рамсеса II, у ног которого высечены 200 статуй его жён и детей. При преемниках Рамсеса II происходит усиление номархов, и ослабление центральной власти, происходит смута в Египте (Из папируса Харрис). Потеряны владения в Сирии и Палестине, "народы моря" опустошали Восточную часть владений, с запада нападали ливийские племена.
Основатель XX династии Сетнахт 1200 до н.э., из вельмож, стабилизировал обстановку в Египте. Его сын был назван Рамсес III (1990-1159 гг. до н.э.). Он разгромил ливийцев и отразил набеги "народов моря", подавил восстание ремесленников, занятых на строительстве фиванского некрополя. Для поддержки жрецов Рамсес III щедро одарял храмы: землями, золотом, рабами и т.д. Вероятно из-за влияния жречества во дворе против Рамсеса III был задуман заговор. При последующих фараонах, власть в Египте снова начинает слабеть. Египет теряет Сирию и Палестину.
Источники Анналы Тутмоса III, записанные на стенах храма Амона-Ра и Карнаке (город Фивы), инструкции его визира (сановника) Рехмира; архив Ахетатона (совр.Эль-Амарна), 350 документов, написанных клинописью на аккадском языке, международном дипломатическом языке II тыс. до.н.э.: переписка Аменхотпеа III и Эхнатона, членов царской семьи с првителями Сирии, Финикии, Палестины, Малой Азии, Вавилонии. Параллельно найдены документы переписки в Богазкёе (Анкара). Сопоставления архивов подтверждают достоверность данных, а также подтверждаются астрономическими данными. Текст договора 1270г. до н.э. между Египтом и Хеттским царством. Египетский текст выбит на стенах храма Амона-Ра в Карнаке и на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса II (в Рамссеуме). В богаскёском архиве найдена табличка с текстом того же договора, написанная клинописью. "Большой папирус Харрис"- об упадке и смуте в Египте при XX дин., 12 в. XX династия. Стела Пианха - о завоевании Египта кушитским царём Пианхи.
9. III Периходный период (XXI династия, 11-10 вв. до н.э.). Упадок Египта. Ок 1075 г. до н.э. после смерти Рамсеса XI XX династия прекратилась. Власть на Юге перешла в руки верховного жреца бога Амона Херихора, а на севере, в Танисе, - в руки некого Смендеса (Несубанебджеда), основавшего XXI династию, правившую лишь в Нижнем Египте. Земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание, с исчезновением общеегипетской центральной власти постепенно превращаются в их полную собственность. Поздний Египет не ведёт завоевательных войн, а сам становиться объектом завоевания.
10. Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (XXII-XXVдинастии, 11- 8 вв. до н.э.). В начале X веке до н.э. ливийцы, получавшие за службу в армии, полиции и личной гвардии фараона земельные участки, и иные вознаграждения - наводнили Дельту. Ок. 945 г. до н.э. на престол вошёл представитель одного из знатных ливийских родов Шешонк I, основав XXII дин. (ок.945-722 гг. до н.э.). Столица Бубастис в Дельте (династия Бубастидов). В 930 г. до н.э. Шешонк I взял Иерусалим и большое число городов Иудеи. В Дельте велось масштабное правительство: "двор Бубастидов" и др. В IX в. до н.э. наблюдается децентрализация, и сама династия распалась на ветви, обосновавшиеся в различных городах: Бубастисе, Мемфисе, Гераклиополе. Ок. 808 г. до н.э. правитель Таниса объявил себя царём всего Египта и начал новую, XXIII дин.(также ливийскую). XXII и XXIII династии правили паралельно до 730г. до н.э., когда Египет был завоёван нубийцами (Куш). Возрождение Египта при саисской (XXVI) династии (7-6 вв. до н.э.). Окончательно завоевание Египта нубийцами (или эфиопами) - в 712 г. до н.э. В 674-671 гг до н.э. ассирийцы завоевали Египет. В 655 г. до н.э. правитель Саиса Псамметарх I вытеснил ассирийцев из Египта. Началась новая XXVI Саисская династия (664-525 гг. до н.э.). Бурное развитие торговли в Средеземноморском районе, ориентация уже на греческих наёмников. 525г. до н.э. началось завоевание Египта персами.
11. Завоевание Египта Персией и включение его в состав Персидской державы (Ахемениды) (XXVII-XXX династии, конец 6-4 в. до н.э.).525г. до н.э. началось завоевание Египта персами. XXVII династия - основатель Персидский царь Камбиз. Период первого персидского владычества (525 -404 гг до н.э.). Ксеркс (486-465 гг до н.э.) начал конфискацию в храмах Египта. В Египте начались восстания. Только в 404 г. до н.э. правитель Саиса Амирт - (XXVIII дин. 404-398 гг до н.э.) - изгнал персов из Египта. XXIX, XXX дин. отражение персидского вторжения. в течении IV в. до н.э. Но в 343 г до н.э. Артаксеркс III сумел завоевать Египет. Второе персидское правление (343-332 гг до н.э). Массовые конфискации в храмах. Держава Ахеменидов правила в Египте до 332 г. до н.э., когда при Дарии III в Египет вошли войска Александра Македонского, принявшего титул фараона. С этого момента Египет входит в культурно-исторические границы античного мира и вступает в новый, эллинистический этап своей истории.Источники: Геродот, Диодор Сицилийский.. Источники - сочинение жреца Манефона "История Египта"4-3 вв.до н.э.
gugnhistory.narod.ru
Древний Египет 3
Древний Египет
Древний Египет древнейшее самоназвание: Кемет, Кеми- одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Весь Египет с раннединастического периода делился на две большие области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами. В каждом номе имелся свой главный город и почитались местные боги. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н.э. — времени политического объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов. Её развитие продолжалось в течение следующих трёх тысячелетий, в которых несколько устойчивых царств чередовались с периодами относительной нестабильности, известными как переходные периоды. Своего высшего расцвета Древний Египет достиг во времена Нового царства, после которого начался постепенный закат. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. В итоге правление фараонов официально закончилось в 30 г. до н. э., когда ранняя Римская империя захватила Египет, сделав его своей провинцией.
Успех древнеегипетской цивилизации в большой степени явился результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом, и организация ирригационной системы земледелия позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Концентрация людских и материальных ресурсов в руках администрации способствовала поддержанию коллективного монументального строительства, раннему развитию оригинальной системы письма, торговле с окружающими регионами, появлению регулярной армии для защиты от иностранных врагов и утверждения египетского господства.
В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицина, ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор. Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий.
В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне.
Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели и сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.
Крестьяне
Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Почвы долины Нила давали хороший урожай, особенно после разлива реки, когда на берегу оставался плодороднейший ил. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников.
Так, в древнем Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать людей — отбирать часть созданных ими продуктов труда. В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства. Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, строить каналы и дамбы для орошения земель.
Рабы и рабовладельцы
В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться рабовладельческий строй. Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».
Повседневная жизнь
Большинство древних египтян были фермерами, привязанными к земле. Их жилища были выстроены из кирпича-сырца для сохранения прохлады в полуденную жару. Каждый дом имел кухню с открытой крышей, в которой помещался жёрнов для помола муки и небольшая печь для выпечки хлеба. Стены были выкрашены в белый цвет и могли быть завешены льняными коврами. Полы покрывались тростниковыми ковриками, а деревянные стулья, кровати и столы составляли мебель.
Древние египтяне уделяли большое значение личной гигиене и внешнему виду. Они мылись в водах рек и использовали мыло в виде пасты из животных жиров и мела. Для соблюдения чистоты мужчины брили все тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из простых выбеленных отрезов льна, мужчины и женщины из высших слоев носили парики и украшения. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет, в этом возрасте мальчикам делали обрезание, и обривали их наголо. Матери несли ответственность по уходу за детьми, а отец обеспечивал семейный доход.
Основной рацион состоял из хлеба и пива и дополнялся овощами, такими как лук и чеснок и фруктами, например, финиками и инжиром. Вино и мясо подавали по праздникам.
Развлекались египтяне при помощи музыки и игр, таких, например, как сенет. Среди детей были популярны жонглирование и игры с мячом, также были найдены свидетельства популярности борьбы. Богатые люди практиковали охоту и катание на лодках.
Искусство
Можно сказать, что искусство Древнего Египта — это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом.
Религия
В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других), поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая.
Религия Египта прошла за 3000 лет длительный путь развития от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия — фараон Эхнатон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца Атона.
В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.