Древний египет быт. Быт и культура народов Древнего Египта (стр. 2 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Быт и культура народов Древнего Египта. Древний египет быт


Быт и семья в Древнем Египте

Это, пожалуй, один из самых интересных разделов в истории Древнего Египта! Утренний туалет, особенности семейной трапезы, вечерние бдения и домашние праздники — обо всем этом мы расскажем в этой статье.

Быт и семья в Древнем Египте

Египтяне очень заботились о чистоте своего тела и жилища

Чистота тела, одежды и своих жилищ — вот, о чем так сильно заботились египтяне. Мылись жители Древнего Египта несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. В то время не было ни ванны, ни душа, в качестве умывальных принадлежностей использовали тазик и кувшин. Вероятно, в тазик насыпали песок, а в воду для умывания добавляли натрон. В воду для полоскания рта добавляли очищающую соль — «бед». В то время существовала даже специальная пенящаяся паста — «суаб».

Как только мужчина заканчивал утреннее омовение, к работе приступали мастера маникюра и педикюра. Женщина, в свою очередь, вверяла себя парикмахеру.

Между прочим...

утренний туалет фараона считался при дворе значимым событием и было за честь присутствовать при нем.

Писцы садились перед правителем на корточки и, держа кисточки в руках, записывали все его приказы. Цирюльник приводил в порядок щеки и голову, сбривая лишний волосяной покров. Однако это всего лишь первая часть туалета, после которой фараон переходил в руки специалистов по умащениям и благовониям. Кстати, в то время было принято подводить глаза черным порошком и не только потому что египтянам нравились удлиненные глаза, но и еще в целях предохранения глаз от воспалений, вызываемых палящим солнцем, ветром, пылью или насекомыми.

Между прочим...

чтобы избавиться от запаха пота египтяне натирали себя мазью-смесью скипидара и ладана с порошком из неизвестных зерен и благовониями. Невероятно! — уже тогда существовали различные мази для складок на теле, для очищения и омоложения кожи, от пятен и прыщей.

Быт и семья в Древнем Египте

Также египтяне очень много времени уделяли своим волосам

Египтяне много внимания уделяли и своим волосам. Седые волосы вырывали, а специальные средства предотвращали поседение бровей и облысение. Лишние волосы и пушок также удалялись. В отличие от знатных дам, которых причесывали парикмахеры, крестьянки причесывались сами.

На удивление, после утреннего туалета семья не спешила собраться за утренним завтраком. Хлеб, пиво, кусок мяса, вырезка и пирог — все это подавалось главе семьи сразу после умывания. А его жена завтракала в то время, пока ее причесывали или сразу после этого. Согласно многочисленным изображениям, на столиках рядом с фруктами и овощами часто стояли тазик, кувшины и т.д. Это говорит о том, что египтяне ели в основном руками.

Вечерние бдения египтян длились недолго. Вставали они с восходом солнца и ложились довольно рано, не считая жрецов и ночной стражи. Тем более освещение было очень скудным: использовались лампы, которые заправлялись маслом клещевины или оливковым.

Любопытно, как же отдыхали египтяне? К примеру, у богачей было немного дел, поэтому свободного времени было хоть отбавляй, и его нужно было заполнять. Охота в пустыне, прогулки, паломничества, рыбалка и ловля птиц на болотах — все это было любимым занятием богатого египтянина.

Однако самым главным развлечением были пирушки. Друзья и родственники непременно присутствовали на таких праздниках. Столы просто ломились от еды и разнообразных лакомств, дополнением ко всему служили хмельные напитки. Музыканты, певцы и танцоры — без них не обходилось ни одно празднество!

Знатных персон хозяин дома встречал у входа и провожал через сад. Если он возвращался из царского дома, все его родственники ожидали его перед парадной дверью. Иногда фараон ожидал приглашенных в гостиной, а встречали их дети и слуги.

Как только заканчивались пожелания, комплименты и приветствия, все гости занимали свои места. Хозяева дома и самые почетные гости при этом усаживались в богато украшенные кресла с высокими спинками. Для остальных гостей заранее устанавливались табуреты с перекрещенными ножками. В скромных домах гости усаживались на циновках. Мужчины — по одну сторону, женщины — по другую.

То и дело вокруг гостей сновали служанки и слуги, а сами приглашенные получали по цветку лотоса и надевали на голову белый колпачок. Сытые гости продолжали развлекаться песнями, музыкой и танцами. Прямо на ходу певцы сочиняли стихи, в которых прославляли щедрость хозяина.

sitekid.ru

Быт и культура народов Древнего Египта

Тронный зал, если судить по глазурованным плиткам и фрагментам рельефа выглядел довольно сурово. Фараон повсюду представлен в виде стоящего сфинкса, а также его царскими картушами. Враги Египта изображены связанными у его ног. Они облачены в богатые одеяния, расшитые варварскими узорами, однако, надо думать, личные покои фараона и царицы украшали росписи и рельефы на более приятные темы.

Царские жилища занимали не особенно большую площадь. Это было квадратное сооружение со стороной менее сорока метров. Несомненно, фараон не останавливались здесь надолго, потому что у него был дворец и на другом берегу. В Дельте дворцов построено предостаточно, только выбирай! Мемфис, Он, Пер-Рамсес всегда радовались приезду Оном и Бубасто, на месте, которое арабы называют Телль-эль-Яхудиа; здесь и найдены глазурованные плитки того же типа, что в Мединет-Абу.

Время так безжалостно обошлось с дворцами фараонов Сети и Рамсесов, что, для того чтобы составить более ясное представление о дворцах фараонов Нового царства, нам приходится обратиться к царской резиденции Эхнатона, отстоящего по времени от этих фараонов совсем недалеко.

Пол колонных залов украшает мозаика – пруд с рыбами и водяными лилиями, окружёнными зарослями камыша и папируса, с летящими над ним водоплавающими птицами; с воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка. Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены из жизни царской семьи: царь и царица сидят друг против друга: Эхнатон – в кремле, Нефертити – на подушке. На коленях у неё младенец; старшая из царевен обнимает младшую; две другие играют ряжом на полу. Многие учёные утверждают, что не встречали более очаровательной сцены в египетском искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В самом деле, пруды, папирус, птицы, животные – всё это классические персонажи рельефов. А в Медине-Абу мы видим фараона, окружённого очаровательными наложницами. Можно с уверенностью сказать, что дворцы фараонов 19 и 20 династий украшались с такой же роскошью. Как и во времена Эхнатона, стены, потолки, мозаичные полы, колонны и карнизы радовали глаза и душу свежестью красок и образов. Богатая мебель, роскошные украшения и одежда создали исключительно изысканный ансамбль.

1.3 Жилые дома:

Состоятельные египтяне пытались подражать роскоши и комфорту царских дворцов. Их резиденции в городе или в деревне занимали порой более гектара и были окружены, так же как и владения царя или бога, толстыми и высокими стенами с каменными воротами, через которые можно было попасть к дому хозяина. Дополнительные двери, простые проходы к стене, вели к хозяйственным службам и в сады. Таким был и дом в Бубасте, куда коварная Табубуи завлекла своего возлюбленного. А вот дом Ипуи походил на маленький храм. Перед фасадом стоял ряд колонн в форме стеблей папируса. Архитрав поддерживал карниз, украшенный пальмами. Дом, в котором фараон Эйе принял и вознаградил супругу Неферхотепа, имел террасу с колоннадой. Последняя поддерживала лёгкий навес, он со всех сторон выступал за террасу и опирался краями на высокие тонкие колонны, образующие вокруг дома перистиль (зал под открытым небом). Мы имеем представление об этих домах благодаря тому, что Ипуи и Неферхотеп приказал изобразить их на стенах своих гробниц.

Чтобы представить себе внутреннее устройство дома, достаточно посетить раскопки Телль-эль-Амарне. Через входной портик попадаем в вестибюль, а за ним в приёмные залы с колоннами, поддерживающими кровлю. К этим проходным залам примыкают своего рода гардеробные, где найдены кирпичные сундуки для белья и одежд, а так же кладовые, в которых хранились провизия и прохладительные напитки. Остальную часть дома занимали покои хозяев и ванные. Стены этих ванных комнат облицованы камнем. В одной из углов такой ванной стояла сложенная из камня перегородка; за ней слуги могли обливать купающегося водой. Хозяин после купания, наверное, усаживался на кресло, стоявшее поодаль, для массажа. Уборная позади ванной комнаты была выбелена известью; в ней находился стульчак из известняка: положенная на кирпичные ящики с песком. Весь дом с его минимальными удобствами окружали многочисленные дворы. В одном из них были амбары в форме ульев. Псарня и конюшни располагались на сев. Стороне. На вост. Обычно находились кухня, пекарня и кирпичные домики слуг. Таким образом, слугам приходилось бегать довольно далеко с блюдами к столу хозяев. Впрочем, служебный вход позволял им проходить прямо в приёмные залы.

Домики слуг состояли обычно из четырёх комнат: прихожей, центральной комнаты с колонной, которая поддерживала крышу, кухни и жилой комнаты. Вся семья теснилась в этих комнатах, разделяя их порой с домашними животными. Впрочем, по лестнице можно было подняться на крышу-террасу. Дома управляющих, расположенные за лачугами слуг, были обширными и комфортабельными. Питьевую воду обычно брали из каменных колодцев.

1.4 Храмы Древнего Египта: ''Дом жизни'':

В ограде многих храмов находились школы, но не просто школы, где дети учились читать и писать, а специальные школы для рисовальщиков, резчиков и скульпторов, отдавших свой талант на прославление богов и фараона. При них были библиотеки, где хранились архивы храма и всевозможные тексты, переписанные армией писцов, а также назидательные и литературные произведения, которые могли понадобиться школьникам, и различные технические устройства.

Фараон Неферхотеп пожелал посоветоваться с книгами Атума. Придворный ему говорит: 'Пусть твоё величество войдёт в библиотеки и пусть твоё величество увидит все священные слова!'

Действительно, фараон нашёл книгу дома Осириса-Хентиаментиу, властителя Абидоса. А в некоторых храмах были ещё и более значительные учреждения, которые назывались 'домом жизни'.

Фараон Рамсес 4 часто посещал 'домом жизни' в Абидосе. Изучая хранившиеся там 'Анналы Тота', он узнал, что 'Осирис – самый таинственный из всех богов. Он – луна. Он – Нил. Он - тот, кто царит в ином мире. Каждый вечер бог солнца спускается к нему, и они образуют душу единую, которая правит миром, и Тот записывает их повеления'. Перечитывая эти 'Анналы' – он знал их так хорошо, как будто написал сам, - фараон понял, какой это богатый и разнообразный материал, и как много можно извлечь из него полезного. Пожелав для себя саркофаг из камня 'бехен' из долины Рахену, фараон нашёл в 'Анналах ' рассказ о предыдущих экспедициях, доставляющих для некрополей и храмов саркофаги и статуи. Назначая князей, военачальников и высших чиновников в штаб своей экспедиции, он не забыл включить в него писца 'дома жизни'. Другой Рамсес, который принимал посла царя страны Бахтан, прежде чем ответить ему, счёл своим долгом проконсультироваться с писцом 'дома жизни'. При Птолемее Филадельфе направили фараону петицию с просьбой показать его писцам 'дома жизни', чтобы они его осмотрели. Из Канопского декрета мы не знаем, что эти писцы занимались астрономией. Но они занимались и политикой. Так, два писца 'дома жизни' участвовали в заговоре против Рамсеса 3 .

Из этих и некоторых других свидетельств очевидно, что 'дом жизни' был собранием учёных, жрецов и мудрецов. Они хранили религиозные традиции, составляли ‘’Анналы’’ фараонов и храмов, записывали научные открытия и технические изобретения. Здесь, в 'доме жизни', была придумана тайнопись-криптография. Вполне возможно, что многие новшества и открытия появились в этих 'домах жизни'

2.1 Женитьба:

Каждый глава семьи жил в своём доме, будь то роскошный дворец с драгоценной мебелью или жалкая лачуга с циновкой на полу. Понятие “построить дом” и “взять жену” были для египтян синонимами. Мудрый Птахотеп советовал своим ученикам совершать то и другое в благоприятное время.

Мы почти ничего не знаем о свадебных обрядах: тексты и изображения на рельефах дают мало материала. Когда фараон из ”романа” о Санти-Хаэмуасе (старший сын Рамсеса 2) решает поженить своих детей, он просто говорит: ” Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары!” Так и было сделано, и теперь рассказывает молодая жена: ”Они привели меня, как супругу, в дом Неферкаптаха. Фараон повелел, чтобы мне доставили красивое богатое приданое золотом и серебром, и все люди царского дома мне его преподнесли”. Таким образом, главной частью брачной церемонии являлся переход невесты с её приданым из отцовского дома в дом жениха. Легко представить, что этот свадебный кортеж был не менее красочным и шумным, чем процессии во время приношение даров в храмах, прибытие иноземных послов, стремящихся ”быть на воде царя, ли погребальные шествия”, которые египтяне, в общем-то, воспринимали как переселение из одного жилища в другое. Возможно, жених выходил навстречу кортежу.

Египтяне были ужасными бюрократами, и вполне возможно, что молодожёны ещё представили перед каким-нибудь чиновником, который записывал их имена и регистрировал общее имущество супругов. Когда замужнюю женщину вызывали в суд, её называли собственным именем, а затем следовало имя мужа, например: ”Мутемуйа, супруга писца священных книг Несиамона”. Из общего имущества две трети вносил муж и только одну – жена, как уточняет остракон (др.-греч. τὸὄστρακον — глиняный черепок; черепок глиняного сосуда, а также реже морская раковина) из Фив.

mirznanii.com

Реферат на тему Быт и культура народов Древнего Египта

а самого высокого качества. Громадные глыбы были отшлифованы и пригнаны друг к другу с чрезвычайной точностью. При Хефрене – преемнике Хеопса, была воздвигнута пирамида на 3 м. ниже хеопской, а по великолепию облицовки превосходила ее. Строительство пирамиды начиналось в день восшествия правителя на престол. Наскальная сцена: рабы льют масло под полозья тележек, чтобы уменьшить трение – грандиозное физическое изобретение древних египтян. Третья из пирамид Гизы, воздвигнутая при преемнике Хефрена – Микерине, знаменовала уже спад пирамидного строительства (высота 66 м). А поминальный храм после смерти фараона был наскоро достроен из кирпича-сырца. Однако вынести чудовищное напряжение, связанное со строительство громадных пирамид, страна была не в силах. Грандиозное строительство осуществлялось за счет безудержной эксплуатации населения страны, жизненный уровень которой был чрезвычайно низок. Страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение сил от хозяйства. Строительство пирамид было сокращено. Гробницы вельмож вплоть до начала IV династии оставались кирпичными, однако помещения внутри отделывались камнем или деревом, сравнительно редкими были росписи и резьба. Храмовые комплексы V династии со стройными каменными обелисками, посвященные Солнцу, среди которых выделяется особый, царский Солнечный храм в честь бога солнца Ра (храм царя Ниусера). Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно велика. Уже тогда возникали «дома жизни», где составлялись религиозно- магические и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, составлялись летописи на основе записей по годам правления царей. Сооружение усыпальниц – яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как создания человеческих рук, одно из семи чудес света, но и чувство негодования, ибо воспринимались они как символы жестокости и деспотизма царей. Большинство царей V династии строило богу Солнца каждый по особому храму, у которого имелся громадный идол - каменный обелиск в глубине двора. Цари VI династии строили не слишком большие пирамиды, но гробницы становились все более великолепными (более 30 помещений, изнутри богатая отделка, колонны, изображения и надписи). О гражданском зодчестве Древнего царства свидетельствуют скудные остатки да случайные изображения и упоминания. Обычно дома были из кирпича-сырца, камень применялся лишь в местах, требовавших особой прочности. Подпорами для перекрытий служили легкие точеные колонны. В период раздробленности наблюдался быстрый рост многоэтажности городов Египта. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском полуострове. В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом, за драгоценными каменьями (бирюза, малахит) , ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из Пунта везли благовонные смолы. Из Финикии – строевой лес, кедровое дерево. Золото добывалось в пустыне между рекой и Красным морем, однако его везли и издалека – с берегов Южного Красного моря. Культура Египта Древнего царства. Религия Религия в период Древнего царства была сложным нагромождением верований и представлений, возникших в разное время и в разных местах Египта. Центральное место в религиозном культе Древнего царства занимало освящение существующего классового строя в виде обожествления носителя верховной власти; так фараон объявлялся живым подобием бога Солнца. Богов в Древнем царстве было очень много: у каждого города их могло быть несколько. Эти городские и областные боги были олицетворением различных природных явлений: неба, земли, светил, воздуха, воды и т.д. Некоторые из них олицетворяли одновременно явления общего порядка (бог Луны – Тот – покровитель города Гермополя, также он был богом письменности). Как воплощение божества почитались также животные, растения и некоторые предметы; эти верования являлись пережитком тотемизма (вера в происхождение людей от животных) у племен, населявших долину Нила задолго до Древнего царства. Олицетворением Тота были собакоголовая обезьяна – павиан и птица ибис, а Солнце в храме города Гелиополя представлял каменный столб. Главной силой объявлялся бог Ситон, отождествленный с богом Солнца Ра в виде Ра-Атона. Тесно связанным с культом царской власти оказался и культ бога Осириса – царя загробного мира, вершителя посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов (Солнце – бог живого царя, Осирис – бог умершего). В основе почитания бога Осириса лежало обожествление ежегодно умирающих и оживающих сил природы. Осирис олицетворял воду половодья, несущую свежие силы растительности. Почитание Осириса было связано с земледелием. Притязания на посмертное небожительство были свойственны не одним царям, но и вельможам. Чтобы продолжить вести жизнь в гробнице и вне ее, тело умершего должно быть сохранено. Забота о сохранности останков привела к приготовлению мумий. В период Древнего царства искусство мумификации находилось еще только в начальной стадии. По учениям, господствовавшим в Древнем Египте, человек наделялся несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался духовным телом человека, соединение с ним означало жизнь. Одной из душ египтяне считали имя. Чтобы умершему и его душе-«двойнику» можно было безбедно жить и кормиться гробница, соответственно отделывалась, обставлялась и «навеки» обеспечивалась жертвами и жрецами. Простым людям все это было недоступно. Царь и знать возвеличивались и при жизни и после смерти. Письменность и наука. Особенности государственного устройства Египта Древнего царства требовали обширной переписки и сложной отчетности. У писцов выработался особый беглый почерк, к иероглифическому письму прибавилось новое письмо, староиератическое (писали на папирусе, от греческого – жреческий, т.к. в поздние времена им пользовались только жрецы). Грамотными были не только писцы, но и вельможи, знатные женщины, сановники. Письменные указания на камнях, адресованные строителям, также свидетельствуют об относительном распространении грамотности вне правящих кругов. Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму знаний. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день. Грандиозное древних египтян было сделано в области физики – для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид). В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Значительными были успехи врачебной науки, различались врачи «утробные», глазные, зубные (стоматология – зуб, прикрепленный к другому золотой проволокой, челюсть, просверленная при операции). Начиная с Древнего царства, существовало в Египте своеобразное высшее научное учреждение – «дом жизни». Оно имело такое значение, что доставлять все необходимое ему должны были даже номы Верхнего Египта. Изобразительное искусство Изобразительное искусство Древнего царства служило в основном религиозным целям. При III и IV династиях в изваяниях стремились к точному воспроизведению подлинника. При V и VI династиях изготовляли и более условные подобия. Раскраска и принятые цвета - красноватый для мужчин и желтоватый для женщин. Глаза, вырезанные из цветных камней или фаянса, иногда вставлялись в изваяния, и так искусно, что выглядели совсем живыми. Изображения царей должны были выражать их божественность. Перед пирамидой Хефрена лежал большой сфинкс – естественная скала высотой в 20 м., обработанная в виде льва с головой этого царя. Плоских изображений дошло до нас от Древнего царства очень много – преимущественно гробничных, меньше - храмовых. К началу IV династии изображения были различны по технике исполнения. В пору «великих» пирамид и увлечение величавой простотой, отпадала необходимость в украшении гробничных стен. При V династии художники окончательно остановились на изображениях, выполненных низким рельефом и затем расписанных. Лишь кое-где такие изображения чередовались с рельефом внутри врезанного контура. Настенные изображения в гробницах служили рели
скачать работу
Быт и культура народов Древнего Египта

referat.resurs.kz


Смотрите также