Занятия древняя греция. Конспект урока истории "Древняя Греция" 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методический конспект "Древняя Греция". Занятия древняя греция


Урок-путешествие «Древняя Греция»

I. Организационный момент. Создание образовательной среды.

(Учитель со звонком начинает урок. Представляется.)

Хайре, пайдес! Калой кай агатой!

Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!

Меня зовут Алексей Петрович, сегодня мы с вами проведем урок истории. А с вами мы познакомимся по ходу урока.

Вводное слово учителя:

Я предлагаю вам посмотреть маленький видеоролик (Греция)

Ребята, что это за страна? (Греция)

А не хотите еще лучше узнать эту страну? (Да)

Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. И самым лучшим способом познакомиться с этим - это путешествие с помощью машины времени. Чтобы своими глазами увидеть, как жили греки.

В ходе нашей игры мы разделимся на 3 команды. Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества и уважения своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

Итак, мы начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока мы будем выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно. За каждый правильный ответ команда получает древнегреческую монету.

Чтобы избежать неприятностей во время путешествия, командам нужно выбрать своего бога покровителя.

(Входят боги загадывают загадки)

1. Меня особенно почитают земледельцы, всюду сопровождают сатиры. В честь меня устраивались театральные представления. (Дионис)

2. Меня зовут Громовержец. Если я взмахну рукой, то удары грома раскатятся по небу… (Зевс)

3. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава… (Деметра)

Вот мы и определились с покровителями, которые будут нам помогать в путешествии. У каждого бога-покровителя маршрутный лист, в котором есть задания для каждой команды.

Но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним:

Где находится Греция? (На Балканском полуострове)

Какая там природа? (Горы, тепло, омывают Эгейское и Ионическое моря)

Как называется самая высокая гора? (Олимп)

А чем знаменита эта гора? Самая высокая гора в Греции)

Кто там живет? (Боги)

Вот мы и готовы к перемещению во времени.

Ребята, вы не против, если я буду вашим капитаном? (нет) Я тут проложил примерный маршрут.

Основными пунктами назначения будут:

гора Олимп;

Афины;

Спарта;

Олимпия.

– Итак, ребята, закрыли глаза. Мы отправляемся.

(Звучит космическая музыка)

III. Выполнение заданий и их проверка (Маршрутный лист)

Гора Олимп

Учитель:

Мы перелетели на гору Олимп. Самую высокую гору в Греции.

Греки верили, что здесь живут боги. Они вмешиваются в жизнь людей. То помогают, то мешают. Чтобы не гневить богов, нужно знать кому и когда нужно преподнести дар.

Перед вами эти боги. Ваша задача правильно назвать, какой бог чему покровительствовал.

Имена богов

Чему покровительствовали

Зевс

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Аид

Бог царства мёртвых

Деметра

Богиня плодородия

Гермес

Вестник богов, покровитель дорог и путников

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Афродита

Богиня красоты и любви

Арес

Бог войны

Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Дионис

Бог виноделия

Молодцы, все справились. Осторожно, пристегните ремни, полетели дальше.

Город Афины

Итак, мы оказались в Средней Греции и мы в одном из самых известных городов.

Ныне это столица Греции Афины. В нем много красивых зданий и храмов.

Почему он так назван? (В честь богини Афины)

(Ученик рассказывает миф о споре Афины и Посейдона.)

Назовите основные районы Афин. (Агора, Акрополь, Пникс, Театр Диониса…)

Сегодня главный храм Афин – Парфенон разрушен. Однако в V веке до н.э. он выглядел совершенно по другому. Давайте посмотрим.

Фильм Парфенон – храм богини Афины.

Учитель:

историки считают, что Афины являются родиной демократии.

Что такое демократия? (Власть народа)

Что значит власть народа? (Возможность управлять государством)

Какой властью обладало Народное собрание? (Объявляло войну, утверждало законы)

Кто участвовал в Народном собрании? (Все граждане)

А кто такие граждане? (Оба родителя родились в Афинах)

Какие достопримечательности Афин вам известны? (Парфенон, театр…)

Ребята, а вы знаете, на чем писали древние греки?

Вот здесь у меня какие-то странные предметы. Греки называли их табулами. Это доски, покрытые воском. На них с помощью специальной палочки острым концом выдавливали буквы. Она изготавливалась из кости или из металла и называлась стиль. Другой конец палочки – плоский, чтобы можно было затирать неправильно выведенные буквы.

Каждой группе я сейчас раздам табулы и стили. Попробуйте написать слово, которое видите на экране. (На досках пишут I Σ Т O Р I A)

Вот так пишется мое имя греческими буквами.

А теперь вы напишите свои имена греческими буквами. (В маршрутных листах)

Лишь старшие ученики писали на папирусе. Это был дорогой материал, который привозили в Грецию из далекой страны. А как называется эта страна? (Показывается папирус с египетскими иероглифами).

Образование греков никогда не прекращалось.

А как называются школа для занятия спортом? (Палестра)

Что такое гимнасии? (Школа для взрослых)

Наверное, устали в путешествии. Пора и размяться. Мы видим греческий танец «Сиртаки». Можно подражать танцовщицам. А можно побегать по горам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель:

Ну, немножко размялись. Тогда в путь.

А отправляемся мы в известный греческий город, о котором говорили, что он не имеет стен. Считалось, что его стенами является доблесть воинов.

Спарта

Работа с картой и атласами.

Где находится Спарта? (В Южной Греции, Лаконии)

– Чем была знаменита Спарта? (Воинами)

Фильм о спартанском воспитании.

Ребята, как вы считаете, можно ли сегодня применить такие методы?

А что вы думаете про афинскую школу?

Где бы вам хотелось учиться: в спартанской или в афинской?

А может в современной?

Работа в маршрутных листах. Объясните значение выражения:

«Со щитом или на щите»

Олимпия

Учитель:

Следующей целью путешествия является город, в котором проходили Олимпийские игры.

Когда состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н. э.)

Почему спортивные состязания в Древней Греции получили такое название? (По названию города Олимпия).

Как часто они проходили и сколько длились? (Раз в 4 года)

Фильм «Виды спорта» и «Марафонская битва»

В маршрутных листах выполним задания «Олимпия»

Какому богу были посвящены игры? (Зевсу)

Кто мог участвовать в состязаниях? (Мужчины, свободные греки)

Сколько дней продолжались игры? (Пять дней)

Перечислите основные состязания, проходившие в ходе игр? (Бег, кулачный бой, борьба, прыжки в длину, бег колесниц…)

Как чествовали победителей по возвращении в родной город?

Учитель: Итак, мы совершили путешествие по Древней Греции.

IV. Рефлексия.

Понравилось вам путешествие?(да)

Что конкретно понравилось?

А что не понравилось?

Выскажите, пожалуйста, свое мнение.

В Афинах существовал обычай голосовать белыми и черными камнями. Если согласен – кидали в горшок белый камень, а если нет, то – черный. А в Спарте голосовали криком, кто кого перекричит.

Но нам с вами нужно вернуться в свое время. Поэтому мы будем голосовать привычными нам смайликами под греческими масками.

 

V. Подведение итогов путешествия

Подсчитывается количество монет, полученных командами. Команда победитель получает горшок ВИНОГРАДА

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Методический конспект "Древняя Греция"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Братский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ

преподавателя

специальность Фармация, Cестринское дело

Очная форма обучения

по программе базовой подготовки

ОУД.00 Базовые

ОУД 03. ИСТОРИЯ

Вид занятия: теоретическое занятие

Тема: Древняя Греция

Разработчик:

Иваненко О.Н. – преподаватель учебной дисциплины высшей квалификационной категории

Братск, 2016 г.

Тема «Древняя Греция»

(проблемно-диалогическая технология)

Продолжительность занятия - 90 минут

Цель занятия:

Учебная:

Рассмотреть особенности географического положения и природы Греции, особенности минойской и микенской цивилизации, последствия вторжения дорийцев в Грецию. Охарактеризовать особенности полисного строя Древней Греции. Ознакомить с великой греческой колонизацией и ее последствиями. Сравнить развитие Афин и Спарты. Сформировать представление о походах Александра Македонского и их результатах.

Развивающая:

Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, внимание, прививать навыки анализа и сопоставления, их взаимосвязи.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к предмету, толерантное отношение к различным культурам, обычаям, образу жизни.

В результате изучения темы обеспечивается достижение следующих результатов:

личностных:

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

М2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

М3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

предметных:

П1. сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

П2. владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

П3. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

Методическое оснащение занятия:

Материально – техническое оснащение: проектор (авторская презентация «Древняя Греция»)

Раздаточный материал: У-МП, Словарь исторических терминов.

Место проведения: аудитория

Литература для подготовки:

· Энциклопедический словарь юного историка. - М., Педагогика-пресс, 1993.

· Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. -  М., Высшая школа, 1990.

· Любимов Л. Искусство Древнего Мира. - М., Просвещение, 1971.

· Боннар А. Греческая цивилизация. - Ростов-на-Дону, 1994.

· Яковлев А.Ю. История Древнего Рима. – СПб.: Питер, 2004. – 368 с.

План занятия

1. Вводная часть – 20 минут

1.1. Организационный момент

1.2. Мотивация занятия

1.3 Контроль исходного уровня знаний

2. Основная часть – 55 минут

2.1. Минойская и микенская цивилизации

2.2. Особенности природно-географического положения и хозяйственной жизни

2.3. Города-гocударства Гpeции

2.4. Походы Александра Македонского

2.5. Медицина в Древней Греции

3. Заключительная часть – 15 минут

3.1. Контроль уровня усвоения знаний

3.2. Подведение итогов

3.3. Домашнее задание

Ход занятия

Вводная часть

1.1. Организационный момент

  1. Приветствие студентов.

  2. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.

  3. Запись темы и плана занятия (Презентация, слайд 1, 2)

1.2. Мотивация занятия

Каждый период в истории мировой культуры по-своему ценен. Но особую роль ученые отводят античной культуре, т. е. культура Древней Греции и Древнего Рима. Ибо литература, искусство и философия Древней Греции и Древнего Рима стали отправной точкой в развитии всей последующей европейской цивилизации. Искусство античного мира впервые воспело человека как прекрасное и совершенное явление природы. Античное искусство надолго сохранило значение образца и во многом осталось непревзойденным и недосягаемым.

«...Без того фундамента, — писал Энгельс, — который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

1.3 Контроль исходного уровня знаний

1. Выполнение теста (см. КИМ -9 №3)

2. Проблемный вопрос:

 - Кто для кого существует: человек для государства или государство для человека?

Основная часть

2.1. Минойской и микенской цивилизации

(Презентация, слайд 3) Древняя Греция и Древний Рим создали свои цивилизации, которые как составные части входят в единую великую античную цивилизацию. Античная цивилизация является фундаментом современной европейской цивилизации.

Понятие «античность» происходит от латинского слова, означающего «древность».

Но античность - это только греко-римская древность. Колыбель античности - северная часть Средиземноморья. Постепенно античная цивилизация распространилась по всему Средиземноморью, охватила Северную Африку, часть Западной Азии, обширные пространства Европы.

Как и у других народов, у греков существовал миф о Всемирном потопе, когда весь мир оказался покрытым водой. Спаслись только два человека - Девкалион и его жена Пирра. У них родился сын Эллин, которого греки считали своим предком. По его имени они и назвали себя эллинами, а свою страну - Элладой.

Первые государства в Греции возникли на острове Крит. При раскопках на Крите археологи нашли глиняные таблички с надписями. Следовательно, у его жителей была письменность. Но на Крите тогда жили еще не греки, и ученые не знают, на каком языке написаны эти таблички. Поэтому до сих пор никто не смог их прочитать.

Сначала на Крите существовало четыре государства, центром каждого из которых был большой дворец. Но потом весь Крит был объединен под властью царей, живших в Кноссе, и стал единым государством. Его расцвет приходится на 16 - первую половину 15 века до н. э.

(Презентация, слайд 4) Предполагают, что Крит объединил царь Кносса Минос. Греческие историки называют его первым властителем моря. Жителей острова ученые условно называют минойцами.

На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые отдаленные уголки Средиземного моря. Устанавливаются оживленные торговые и дипломатические связи с Египтом и финикийскими государствами.

В Кноссе находился самый большой дворец. Этот дворец почти 40 лет раскапывал знаменитый английский археолог Эванс. Дворец совсем не был похож на тяжелые постройки Древнего Востока. Жить в нем было удобно. Во дворце существовала система снабжения водой и канализация. Археологи обнаружили также комнаты с терракотовыми ваннами. Все здание сверху донизу прорезывали специальные световые колодцы. Через них свет и воздух поступали в нижние этажи.

В середине 15 века до н. э. происходит ужасная катастрофа - мощное извержение вулкана на одном из островов. Прибрежные города были разрушены.

Воспользовавшись этой катастрофой, около 1400 года до н. э. на Крит вторглись с Балканского полуострова греки-ахейцы. Ахейцы давно с завистью смотрели на богатый остров. Критяне не смогли оказать сопротивления врагам. Ахейцы захватили остров и разграбили его.

(Презентация, слайд 5) Произошедшие события нашли отражение в эпосе. В частности, существует гипотеза, что Платон под погибшей Атлантидой имел ввиду цивилизацию Крита. Не исключено, что Гомер, описывая Троянскую войну, обратился к эпосу времен войн ахейцев с «народами моря».

С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков выдались неурожайные годы и было мало контактов с другими народами, и поэтому в иностранных источниках мало встречается упоминаний о греках. Но с распространением железа в 8 веке до н. э. началось ее очень быстрое развитие Греции. В результате Греция обогнала в своем развитии страны Древнего Востока.

2.2. Особенности природно-географического положения и хозяйственной жизни

 У-МП

Работа с картой

 - Расскажите о Греции, используя данные карты

 - Предположите, каким образом особенности природно-географического положения могли повлиять на хозяйственную жизнь населения? (см. приложение 6: сравните свое предположение с текстом)

 Информация для преподавателя

Южная Греция — это полуостров Пелопоннес, связанный узким перешейком с остальной Грецией. Здесь греки-дорийцы основали город Коринф, поэтому перешеек называется Коринфским.

Происхождении названия Пелопоннес

Знатный юноша Пелопс бежал, спасаясь от врагов из своего родного города. Он нашёл приют у могущественного царя Эномая, который правил в Южной Греции. Однажды увидел Пелопс дочь Эномая — прекрасную Гипподамию — и полюбил её. Но царь не хотел выдавать дочь замуж; ему было предсказано, что он погибнет от руки её будущего мужа. Эномай объявил, что Гипподамия станет женой того, кто победит его в состязаниях на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было равного ему в искусстве управлять лошадьми. Немало женихов принимали вызов Эномая, каждому позволял он отправиться в путь раньше себя, потом догонял их и убивал копьём. Головы женихов, которые погибли, были прибиты на дверях дворца Эномая.

Понял Пелопс, что только хитростью сможет победить в соревнованиях. Решил подкупить слугу царя — Миртила: «Если поможешь погубить Эномая, отдам тебе полцарства. Замени железные оси на колеснице Эномая на восковые. Миртил пообещал и сделал это. Эномай погиб. Пелопс женился на Гипподамии и завладел всем царством. С тех пор Южная Греция стала называться «остров Пелопса», по-гречески — «Пелопоннес». С Миртилом Пелопс делиться не стал, сбросив его с высокой горы в море. Падая, Миртил проклял Пелопса и всех его потомков. С тех пор многочисленные беды преследовали потомков Пелопса.

---

 У-МП

Берега Греции имеют множество больших заливов и маленьких бухт. В Греции не было такого места, которое бы далеко находилось от моря. Греки были прекрасными мореплавателями. Море не разделяло их, а соединяло. Оно кормило, снабжая рыбой, устрицами, креветками, осьминогами. Но плавали по морю только летом и ранней осенью. В октябре начинались бури, и до весны выходить в море опасались.

Почти треть территории Греции покрыта горами. Они делят ее на множество небольших областей. Из одной области в другую по суше можно было попасть только по узким долинам или через перевалы. Рек в Греции много, но они больше похожи на ручьи. Летом реки пересыхают.

Основным источником существования в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители часто имели хозяйство в деревне и пользовались тем, что оно давало. Греческое крестьянское хозяйство было очень небольшим и давало ровно столько продоволь­ствия, сколько нужно для одной семьи. В хозяйстве работал хозяин, его семья и несколько наемных работников либо рабов. Если хозяин жил по большей части в городе, он брал слугу, который присматривал за хозяйством и получал за это плату.

Во всей Греции выращивали яблоки, груши, инжир, гранаты, айву, орехи, различные овощи: капусту, горох, бобы. Очень любили греки лук и чеснок. Сеяли лен, из которого делали ткани. Ни апельсинов, ни лимонов, которые сейчас к нам привозят из Греции, древние греки не знали.

Многие крестьяне держали домашний скот: лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней и домашнюю птицу. Как правило, ло­шадей привозили из Фессалии, богатой пастбищными землями. Лошадей для вспашки не использовали - они стоили очень дорого.

На плодородных зем­лях коровы давали много молока; быков использовали при вспашке, а мулов - для перевозки грузов; от овец и коз получали молоко, мясо употребляли в пищу, а из шкур выделывали кожи.

Зерновые культуры выращивали на плодородных землях. Это са­мые главные культуры, так как хлеб был основным продуктом питания у греков. Зерновые сеяли в октябре, чтобы он успели вырасти в тече­ние самого влажного периода года. Работали в паре: один направлял деревянный плуг, который тащили быки, другой шел за ним, бросая семена в землю. В апреле или мае урожай собирали закругленными ножами, которые называются серпами. Затем поле оставляли под пар (незасеянным) на какое-то время, чтобы восстановилось плодородие почвы. Зерно обмолачивали (отделяли от стеблей), гоняя мулов по вымощенной камнем площадке, устланной колосьями. Некоторые площадки были устроены так, чтобы ветер мог сдувать всю шелуху, которая покрывала зерно. Зерно отделяли от мусора, подбрасывая его в воздухе, чтобы всю мякину выдуло ветром. Это называется - веять зерно. Затем толкли зерно в ступе, чтобы удалить шелуху.

Также греки выращивали виноград и оливки. Виноград собирали в сентябре и большую часть урожая использовали для приготовления вина. Сначала виноград давили ногами в больших чанах. Из этого сока получалось вино самого лучшего качества. Затем давленую виноград­ную массу помещали под пресс, отживали и разливали сок в большие кувшины-пифосы, где он постепенно превращался в вино. Некоторые сорта вин славились на весь тогдашний мир Свежий и особенно сушеный виноград заменял, наряду с медом, сахар.

Оливки собирали вручную или стряхивали с деревьев при помощи палок. Оливки употребляли в пищу во всех видах: свежими, солеными, маринованными. Но большая часть шла под пресс для полу­чения масла. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Его использовали также для освещения и в косметических целях. В афинском государстве считалось преступлением погубить оливковое дерево.

Большинство жителей Греции питалось хлебом и кашей. Обычно это был ячменный хлеб, так как пшеница стоила дороже, чем ячмень. Своего хлеба не хватало, и зерно ввозили из других стран. Другой доступной пищей были сыры, рыба, овощи, яйца и фрукты. Охота на зайцев, оленей и кабанов давала возможность употреблять мясо. Очень популярными приправами были кориандр и кунжут. В тер­ракотовых ульях держали пчел. Мед был единственной сладостью на столе древнего грека. Богатые люди питались более разнообразно. Они ели больше рыбы и мяса и могли позволить себе хлеб из пшеницы.

В Греции добывали жизненно важные полезные ископаемые: железные, медные, серебряные руды. Однако своего металла, так же как и хлеба, в Греции не хватало. Часть его привозили из других стран.

Пыч С., Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 24-25

.

Вопрос к документу:

 - Как природа Греции влияла на занятия древних греков? (Греция - страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней.)

(Презентация, слайд 14) Развитие торговли привело к появлению монет. Монету изобрели в Лидии в 7 веке до н. э. Греки очень быстро переняли это полезное новшество. Каждый полис чеканил свою монету с каким-нибудь изображением, часто помешал на ней название полиса.

(Презентация, слайд 15) Греки заимствовали у финикийцев алфавит и переделали его таким образом, что научиться читать и писать стало довольно легко. В Греции грамотных людей было много больше, чем в странах Древнего Востока.

Подобно египтянам и вавилонянам древние греки верили в раз­ных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки.

Греки верили, что главные боги живут большой семьей в рос­кошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали мо­гучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраи­вали Олимпийские игры в честь бога Зевса.

 - Каких боговы помните из древнегреческой мифологии?

 - Какие боги были покровителями некоторых занятий древних гре­ков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покро­вительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия.)

 - Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в ре­лигии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте поч­ти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жиз­ни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)

 - Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)

 - Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)

(Презентация, слайд 7-11) В Греции добывали жизненно важные полезные ископаемые: железные, медные, серебряные руды. Однако своего металла, так же как и хлеба, в Греции не хватало. Часть его привозили из других стран.

(Презентация, слайд 12) Повсюду в Греции находили хорошую глину. Из нее изготовляли посуду, сосуды для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов (вина, масла, зерна). Очень красивую посуду делали афинские мастера. Они наносили на сосуды рисунки и покрывали их черным лаком.

Во время раскопок археологи нашли огромное количество таких ваз. Сейчас они хранятся во многих музеях мира. Глядя на них, мы видим, какую одежду носили мужчины и женщины, какие у них были прически, какой мебелью они пользовались, какое у них было вооружение, как они работали, занимались спортом, какими представляли богов.

(Презентация, слайд 13-15) В Греции было много строительного камня: грубого и более ценного - мрамора. Благодаря мрамору греки смогли создать прекрасные храмы и скульптуры. При всей своей бедности природа Эллады была очень красивой, греки ее любили и гордились, что они живут в этой стране.

Древние греки выделяли семь чудес света, одним из которых был храм богини охоты, супружества и природы Артемиды в ионийском городе Эфес.

 Информация для преподавателя

Артемида - покровительница детства и материнства. «Спонсором» постройки храма был лидийский царь Крез известный далеко за пределами своего царства как человек очень богатый, но вместе с тем склонный покровительствовать религии и искусству. Подчёркивая роль Креза в постройки храма, греки нанесли две благодарственные надписи на колонны святилища.

Строительство храма заняло несколько десятилетий. Проект будущего чуда света разрабатывал специально для этого приглашённый архитектор из критского Кносса, а после его смерти в разгар строительства дело продолжил его сын. Но и он не дождался окончания «стройки века» - храм завершали уже совсем другие люди. 

Храм Артемиды был очень велик – в длину он насчитывал 105 метров, в ширину - 51, а высота поддерживающих крышу колонн составляла 18 м. Всего колонн было 127, каждая была даром храму от царя отдельного города и местности.

Здание украшено скульптурными композициями, выполненными лучшими мастерами Эллады. В центре храма находилась величественная статуя богини Артемиды из золота декорированная слоновой костью.

Некий безумец Герострат, мечтавший хоть чем-то остаться в памяти потомков, поджёг храм. И хотя городской совет принял решение стереть его имя из памяти людской, ещё долго по всей Элладе ходили глашатаи громко возвещавшие: «Не смейте помнить безумного Герострата, спалившего храм Артемиды в Эфесе!»

Вскоре эфесцы занялись реконструкцией храма. Новый архитектор сохранил изначальную планировку, только решил поднять здание на небольшую высоту. И на этот раз «спонсором» строительства выступил царь – на этот раз Александр Македонский, который по преданию родился в ночь поджога храма Геростратом.

Дальнейшая судьба самого величественного храма Древней Греции была трагична: в 263 г. н.э. его разграбили готы, в спустя полтора столетия все языческие храмы были закрыты и храм Артемиды Эфесской был переделан под церковь, которое тоже со временем пришла в упадок и была закрыта.

---

2.3. Города-гocударства Гpeции

(Презентация, слайд 16) В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. Здесь было нескольких сот небольших самостоятельных полисов.

Полис - город-государство.

От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром неболь­шого самостоятельного государства, со своим правительством, вой­ском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь и открытое пространство, называв­шееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.

В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции - Спарта, на по­бережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех гре­ков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В к

infourok.ru

Открытый урок Древняя Греция - история, уроки

«Путешествие по Древней Греции»

Цели урока: обучающая: систематизация знаний учащихся по истории

Древней Греции;

воспитательная: на примере истории Древней Греции, ее культуры

продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, входе игры – чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям;

развивающая: продолжить формирование умений работать с исторической

картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения, умение работать с различными источниками информации, развивать навык самостоятельной и групповой работы.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: игра – путешествие «Виртуальная экскурсия»

Технология: игровая, групповая деятельность, сотрудничество, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», карточки, интерактивная доска (презентация), звуковые эффекты, рисунки с изображением Древней Греции

Формирование ключевых компетенций:

-учебно-познавательная: умения самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать работу, представлять результаты деятельности), логически мыслить, выделять главное, сравнивать и обобщать;

- информационная: умения работать с дополнительными источниками информации (справочная и учебная литература), анализировать, отбирать необходимую информацию из различных источников;

- общекультурная: умения применять полученные знания в жизни.

Структура урока:

1. Организационный момент. (2 минуты)

- сообщение темы и целей перед учащимися

2. Закрепление знаний. (36 минут)

- проведение игры

- физкультминутка

3. Итоги урока. (3 минуты)

- анализ хода урока учителем

- оценка знаний учащихся и их активности

4. Домашнее задание. (2 минуты)

5. Рефлексия. (2 минуты)

Ход урока:

1. Организационный момент.

- сообщение темы и целей перед учащимися

Сегодняшний урок я хочу начать с таких строк:

Греция – как много в этом словеДля каждого из нас отозвалась.Олимп стоит так гордо и высоко,и видит все… всех греческих Богов

И Зевс и Гера, и ПандораВсе воедино здесь слилось.И подчиняясь всем законамВедут обычный разговор

Но смертный грек, боясь удара молнийКлянется «Зевсом» - клятвою своей,Что будет жить во все века с народомКоторый будет он любить!

Ребята на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории.

Тема нашего сегодняшнего урока «Повторение и обобщение знаний по Древней Греции».

Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Цель нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.

Сегодня мы совершим путешествие по Элладе. В ходе нашей игры вы будете разделены на 3 команды. Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно. За каждый правильный ответ команда будет получать древнегреческую монету.

Закрепление знаний.

- проведение игры

Прежде чем нам совершить экскурсию, мы должны больше узнать о той стране, в которую собираемся отправиться.

Задание 1«Визитная карточка»

Первый наш конкурс называется «Визитная карточка». Цель этого этапа заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции.

Сейчас вы выступите в роли туроператора.

Это такие люди, которые рассказывают желающим об отдыхе в какой – либо стране, все что их интересует. Но рассказывают так, чтобы им захотелось туда поехать. Сейчас вы увидите фото с изображением Древней Греции. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население и составить рассказ. Так как вы выступите в этой роли впервые, то я решила вам облегчить немного задачу: чтобы ваш рассказ получился красивым и связанным, у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски. Вы должны их заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите по 1 монете. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 монет.

(учащиеся выполняют работу)

Карточка № 1.

Эта страна расположена на (Балканском) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой (лес) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (жаркий), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы (каменистые), плодородных (рек) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (Эгейскому) или (Ионическому) морю.

Карточка № 2.

Греция – это страна (гор) и быстрых горных (рек) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но (тёплая). Хотя в стране мало (лесов) и (плодородных земель), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные (пастбища), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (виноградники), ягоды которые переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести (амфоры) – сосуды для вина и масла .

Карточка № 3

Эта страна расположена на (Балканском) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (Олимп), по преданию на ней живут (греческие боги). В Греции нет (леса), пригодного для строительства, хвойный строевой (лес) можно найти только на севере. Между гор находятся зелёные (пастбища), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (виноградники), ягоды которые переливаются на солнце. Из (оливок) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе.

Подведём итог: Молодцы, с первым заданием справились хорошо и принесли в копилку своей команды первые монеты.

Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения другой страны, но и хоть немножечко знать язык.

На слайде показать карту и проверить текст

_____________________________________________________________________________

Задание 2«Переводчик»

Следующий наш конкурс называется «Переводчик».

Распечатать на формате А3 Картинку с греческим мотивам, а с другой стороны задание.

Как вы думаете, какова цель этого конкурса? (ответы ребят)

Цель: выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в двух конвертах разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 монету.

Демос

простой народ

Ареопаг

совет знати

Архонты

правители

Долговой камень

камень, установленный на земле должника

Демократия

власть народа

Илоты

рабы

Лаконичная речь

краткая

Пираты

морские разбойники

Полис

город – государство

Атлет

участник состязаний

Ипподром

место для проведения конных соревнований

Стратег

военачальник

Амфора

сосуд для вина с маслом или вином

Педагог

сопровождающий ребёнка

Триера

мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел

Оратор

человек, умеющий произносить речь

Чтобы проверить, правильно ли вы выполнили это задание, переверните карточки и у вас должна получиться картинка.

Подведём итог: итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции и исторические термины.

___________________________________________________________________________

УЧЕНИЦА РАССКАЗЫВАЕТ ОБ ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

___________________________________________________________________________

Задание 3 «Мифы и легенды Древней Греции».

Мы продолжаем с вами путешествие по загадочной стране Греция. Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории.

И следующее наше задание называется «Мифы и легенды Древней Греции».

Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции, назвать героев и передать его содержание. Сейчас вашему вниманию будут показаны предметы.

Внимание черный ящик. В ящике лежат предметы относящиеся к Мифам Древней Греции

Миф 1. меч и клубок ниток (миф о Тесее и Минотавре)

Миф 2. корабль с черными парусами (Эгей и его сын Тесей)

Миф 3. перья, воск и нитки (Дедал и Икар)

Миф 4. яблоко с надписью «Прекраснейшей» (миф о начале Троянской войны)

Миф 5. огонь, утёс, цепи, орёл, печень (миф о Прометее)

Миф 7. троянский конь (миф о победе греков)

Подведём итог: вы молодцы, вспомнили греческие мифы.

_____________________________________________________________________________

Музыкальная пауза – Девочки в костюмах танцуют танец Сертаки

Звучит греческая музыка. Учащиеся выполняют некоторые движения из греческого танца «Сиртаки».

Задание 4 «Загадочные цифры»

Задание 5 «Священный Олимп»

Но путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой, по преданию греков, жили боги. Следующее наше задание так и называется «Священный Олимп». Какова цель этого задания? (ответы ребят) (ПРЕЗЕНТАЦИЯ – Игра угадай по 4 картинкам слово)

Цель: по предметам определить, кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся. Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, и назвать покровителем чего он являлся. За каждый правильно данный ответ вы получите по 2 монеты. Вопросы будут заданы каждому участнику. Если ваш товарищ не знает ответа, то вы можете помочь ему. Если будет дана только одна характеристика, например, назовёте только бога, но не вспомните, олицетворением чего он был, то команда получит только 1 монету.

1. Колесница, орёл, молния (Зевс – бог грома и молнии)

2. Меч, шлем, копьё (Арес – бог войны)

3. Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)

4. Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)

6. Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)

7. Трёхглавый пёс, колесница (Аид – бог подземного царства)

8. Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)

Подведём итог: молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится.

ЗАДАНИЕ 6 Крылатые выражения.

А мы продолжаем своё путешествие по Греции. Сейчас мы с вами оказались перед прекраснейшим городом – Афины.

Внимание Задание – Видео вопросы

Следующий наш конкурс

Крылатые выражения.

Яблоко раздора – причина ссоры..Троянский конь – подарок с подвохом.Нить Ариадны – путеводная нить. 

Подведём итог: Вы успешно справились и с этим заданием.

И впереди у нас остался последний конкурс:

«Личность в истории». Какую цель мы поставим для себя в этом конкурсе? Цель: обобщить и систематизировать знания исторических личностей Древней Греции.

Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова и какой вклад он внёс в развитие страны. Если вы сумеете назвать и историческое лицо и тот вклад, который он внёс в развитие истории своей страны, то получите 2 монеты. Если ваш ответ будет неполным, то сможете принести в копилку своей команды - 1 монету.

1. «…афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…»

( Эгей)

2. «Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом» (Дедал)

3. «Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» (Афродита)

3. Итоги урока.

- анализ хода урока учителем

Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране Древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. На следующем уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию – Рим.

- оценка знаний учащихся и их активности

Гера( с подносом винограда) Подождите, подождите. Этот подарок просил передать вам Дионис – Бог вина. Эти гроздья с его замечательного виноградника, отведайте пожалуйста.Подносят к гостям виноград 

4. Домашнее задание.

Составить кроссворд на тему: «Древняя Греция».

Карточка № 1.

Эта страна расположена на (_____) полуострове. Греция по рельефу - это (_____) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции – (_____), по преданию на ней живут (_____). В Греции нет (_____), пригодного для строительства, хвойный строевой (_____) можно найти только на севере. Климат в Греции очень (_____), так как летом температура в тени достигает отметки + 40 градусов по Цельсию. Почвы (_____), плодородных (_____) нет, поэтому земледелие здесь не является основным занятием населения. Путешествовать вы можете по (___________) или (____________) морю.

Карточка № 2.

Греция – это страна (____) и быстрых горных (_____) с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в знойный летний день. Зима в Греции короткая, но (_____). Хотя в стране мало (_____) и (_____), её природу нельзя назвать бедной. Между гор находятся зелёные (_____), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране вы можете увидеть огромные (____________),- ягоды которые переливаются на солнце. Из (__________) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе. У местных жителей вы можете приобрести (_____) – сосуды для вина и масла.

Карточка № 3

Эта страна расположена на ( ) полуострове. Греция по рельефу - это (горная) страна, т. к. горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора в Греции –

( ), по преданию на ней живут

( ). В Греции нет ( ), пригодного для строительства, хвойный строевой ( ) можно найти только на севере. Между гор находятся зелёные ( ), на которых пасутся овцы и козы. Путешествуя по стране, вы можете увидеть огромные ( ), ягоды которые переливаются на солнце. Из ( ) эллины делают масло, которым атлеты смазывали свои тела при борьбе.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока истории "Древняя Греция" 5 класс

Здесь Вы можете скачать Конспект урока истории "Древняя Греция" 5 класс для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок истории в 5 классе.

Тема урока: Древняя Греция.

Цель урока: Образовательная: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.

Развивающая: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран.

Воспитательная:

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами использования мультимедийных средств.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

О какой стране идет речь?(варианты ответов)

Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне.”

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

понять…

Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции.

Давайте попробуем выяснить, что вы знаете о Греции? Какие памятники или произведения вы можете назвать?

Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо – запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.

Прежде чем мы рассмотрим природу Древней Греции, давайте вспомним особенности природы стран Древнего Востока.

А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции и сравним их с природой стран Востока.

Таблица «Природные условия и занятия в древности»

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Полноводные реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плодородная мягкая почва

Плохая, горная почва

Море

Нет

Омывает всю Грецию

Горы

Нет

Много, непроходимые

Климат

Теплый

Теплые

Занятие

Основная масса населения занималась земледелием

Мореплавание, торговля, ремесло

Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков. Какие

природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?

В сапожной мастерской. В мастерской кузнеца.

Сбор оливок. Статуэтка пахаря.

Мальчик, ловящий рыбу. В рыбной лавке.

Рассказ учителя о роли оливковых деревьев и винограда в жизни древних греков.

Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.

Вспомните, когда это было?

5. Сообщения учащихся о Крите.

Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.

Есть такая страна посреди – цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …

Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…

Беседа о Крите.

- Назовите местоположение острова Крит.

- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?

- Из каких источников мы берем сведения об острове?

В чем сходство или различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

Покажите на карте город Афины.

7. Постановка проблемного задания.

Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?

Что такое мифы и к какому виду исторических источников они относятся?

Задание: Прочитайте миф о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел?

Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.

Сегодня на уроке я узнал …

выяснил…

понял…

docbase.org


Смотрите также