Архитектура Древнего Египта: Новое Царство. Древнее царство архитектура
Архитектура Древнего Египта
Архитектура Древнего Египта (3000 – 30 гг. до н.э.)
Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники архитектуры Древнего Египта сосредоточены в дельте реки.
Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:
В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.
Древнее Царство
Расцвет архитектуры Древнего Египта начинается с 3 тысячелетия до н. э., после объединения страны.
Начало Древнего царства связывают с восшествием на престол первого фараона III Династии Джосера, известного своей строительной деятельностью, и трудами знаменитого придворного архитектора Имхотепа.
Особого расцвета Мемфис достиг при IV династии египетских фараонов (2720-2550 гг. до н.э.). В эпоху фараонов IV династии осуществляется переход, через ромбовидную пирамиду Снорфу в Дашуре, от ступенчатой структуры к пирамиде с гладкими и однородными стенами, как в пирамиде Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура) в гизском некрополе под Каиром.
Ступенчатая пирамида фараона Джосера (XXVIII в. до н. э.) представляет собой если не первое, то во всяком случае одно из первых в истории человеческой культуры цельнокаменное сооружение, отличающееся к тому же впечатляющим размером. Ему же мы обязаны изобретением первого нивелира.
Среднее царство
Положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.
Фигуры не располагаются строго по фризам, свободно размещены в пейзаже, среди холмов пустыни, изображаются картины сбора папируса, ремесленники за работой и т. д. Таким образом, новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью.
Краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, синевой цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо; контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.
То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись. Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток. Совершенны яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и синих тонов и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазурная роспись.
Новое Царство
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или священными овнами (баранами). Аллея сфинксов приводила к входу — каменному пилону — грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посредине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане, открытый двор, обнесенный колоннами. В центре двора по главной оси также прокладывалась каменная колоннада. Она намечала прямую линию пути к колонным залам, молельням, кладовым и другим помещениям. Монументальные рельефы покрывали стены храмов. Мощные колоннады, многочисленные скульптуры дополняли их торжественный облик.
Сохранившиеся колоннады и храмы древней столицы донесли до наших дней величавый дух архитектуры этого периода.
Украшая их статуями, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора превратились в своеобразные каменные города с аллеями и площадями, колоннадами и храмами. Колонны имели мощные капители (декоративное завершение) и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, как бы воспроизводя фантастический каменный лес. И в то же время египетские храмы Нового царства благодаря своему теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов не производили ощущения гнетущей мощи камня.
Многообразие рельефов и росписи, многие из которых насыщены в этот период динамикой. Мчащиеся колесницы, тонконогие лани, в паническом беге спасающиеся от разящих стрел охотников, стройные кони, летящие галопом, сменили прежние торжественные, спокойные шествия. Рельефы стен повествуют о путешествиях, иноземных послах, о ладьях, пускающихся в плавание.
Архитектура позднего царства и эллинойского египта
Греческая колонизация дельты Нила, вторжения персов и войск Александра Македонского способствуют более интенсивному культурному общению стран Средиземноморья. Это накладывает отпечаток и на архитектуру Египта.
Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения страны под властью саисских фараонов (7 в. до н. э.) характеризуется появлением холодного, изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. Однако и в этот период искусство не исчерпало себя окончательно. Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому эллинистическому периоду.
Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека.
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.
Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.
Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.
Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.
Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.
Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.
www.privatehouse.ru
Архитектура Древнего Египта: Новое Царство
Новое царство. Это была великая эпоха архитектуры Древнего Египта и его истории. Выдающаяся плеяда могущественных людей управляла империей в течение длительного времени после изгнания захватчиков Гигсосов. Имена: Тутмос, Аменхотеп, Хатасу (Хатшепсут), Сети и Рамзес прославили великолепные восемнадцатые и девятнадцатые династии. Внешние завоевания в Эфиопии, Сирии и Ассирии расширили территорию и увеличили влияние империи. Большинство самых впечатляющих раскопок и находок в Египте, таких как гробницы в Баб-эль-Молуке, Мединет-Абу или храм Хатшепсут, Аменхотепа принадлежит этому периоду, и как раз именно в этих зданиях характерные элементы египетской архитектуры были доведены до совершенства и исполнены в самом грандиозном масштабе.
Гробницы Нового Царства. Некоторые из них конструктивные сооружения, другие находятся в земле; оба типа представляют собой значительное разнообразие в компоновке и деталях. Вырезанные в скале гробницы в Баб-эль-Молуке, среди которых двадцать пять королевских могил, поразительны одновременно простотой их устройств и глубиной и сложностью шахт, туннелей и палат. Подобные туннели создавались и впоследствии, во времена Геродота. Были учтены все возможные меры предосторожности, чтобы ввести в заблуждение и сбить с толку возможных расхитителей, для сохранения мавзолея в неприкосновенности.
На десятки метров врезались эти могилы в скалу. Палаты, часто устроенные с колоннами и подобными, что устраивались в хранилищах, крышами, были великолепны – с расписанным рельефом и украшениями. Две наиболее выразительно созданные из этих блестящих сокровищниц намеревались навсегда запрятать от человеческих глаз, что свидетельствует об искренности египетской веры и высоких мотивах, вдохновившим на подобное искусство.
В то время как могила обычного человека занималась просто им же самим, включая Ka-образные статуи и часто молельню, а также мумию, царская могила требовала что-то более серьёзно продуманное по своим масштабам и компоновке. В некоторых случаях внешние структуры храмового стиля имели место в подземной молельне и сердабе. Царское изображение, много раз используемое в живописи и скульптуре, имелось всюду в здании храма. Из этих могильных храмов три вызывают наибольший интерес. Это следующие сооружения: царицы Хатшепсут (XVIII династия) в Дейр-эль-Бахри; Рамзеса II (XIX династия), или Рамессеум, неподалёку на юго-западе; Рамзеса III (XX династия), Мединет-Абу, еще далее на юго-запад. Как и склепы, они все были на западной стороне Нила, также как и могильный храм Аменхотепа III (XVIII династия), или Аменофеум, от которого едва остался какой-либо след, кроме двух сидящих колоссов, которые, возвышаются с Фиванской равнины, впечатляя путешественников и в наши дни. Это ныне искалеченные скульптуры, которые были известны начиная с древних времен как колоссы Мемнона (17 метров высотой) и когда-то обрамляли вход в сад храма Аменхотепа. Мединет-Абу обчень похож на Рамессеум, который занимает площадь 180 × 55,5 метров. А храм Мединет-Абу занимает 152 × 49 метров, не считая чрезвычайной ширины его входных опор. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри частично выкопан и частично конструктивен. Образец, который также встречается в меньшем масштабе в нескольких малых мавзолеях. Такое здание, как храм Хатшепсут, называют «храм в скале».
Царица Хатшепсут. Женщина-фараончасть 1часть 2
Дополнительно можно изучить:
archstory.ru
Архитектура Древнего Египта: Среднее Царство
Склепы. Памятники этого периода архитектуры Древнего Египта, в отличие от предыдущего, почти совершенно погребального характера. Теперь мы сталкиваемся с двумя типами могил. Один из них, структурный и пирамидальный, представлен многими примерами в Абидосе, наиболее священным из всех мест погребения Египта. Они построены из кирпича и имеют умеренный размер, вызывая лишь незначительный художественный интерес. Второй тип могил – вертикальные туннели в утёсах западного берега Нильской Долины. Вход в них был устроен с восточной стороны, как того требовали традиции. Но такие туннели становятся предметом рассмотрения архитектуры лишь тогда, когда в дополнение к обычным изображениям фресок они подвергались обработке своих структурных форм.
Такая обработка обнаруживается в нескольких могилах в Бени-Хасане, где колонны сохранились в скале в палатах молельни и в вестибюлях или подъездах, которые предшествуют палатам. Это многоугольные колонны, в некоторых случаях сгруппированные вместе. Вышеупомянутый в архитектуре Древнего Египта тип колонн, с восемью, шестнадцатью, или тридцатью двумя гранями (ребра или края делятся в них с небольшой подчеркнутой вогнутостью в каждой грани, вроде гофрирования) содержит квадратный абак, предваряя греческий Дорический ордер, и давая начало прото-дорическому ордеру. Колонны этого типа также были найдены в Карнаке, Калабше и Абидосе. Обращение к примитивной деревянной конструкции наблюдается в зубчатых орнаментах на простом архитраве входа, который в прочих отношениях напоминает тройные входы в отдельные мастабы Древнего Царства.
Эти зубчатые орнаменты – имитации концов стропил, и некоторые археологи заявляют о деревянном происхождении всей системы колонной архитектуры. Но эти вырезанные в скале шахты и тяжелые архитравы ни в каком отношении не напоминают деревянные опытные образцы, а указывают скорее на имитацию вырубленной в скале хорошо развитой существовавшей ранее системы каменного строительства, некоторые детали которой, однако, были несомненно получены с помощью ранних методов деревянного строительства. Хранилище было ниже молельни и имело отдельный вход. Сердаб был заменен нишей, в которой ничто не было вырезано из родной скалы. Некоторые из могил имели в палате молельни колонны с четырёхлистными элементами и капителями в виде растущих бутонов, и этот символ стал в последующем периоде одной из самых характерных форм архитектуры Древнего Египта.
Храмы. Из храмов этого периода только два представляли собой некоторую важность для истории. Оба принадлежат двенадцатой династии (с 2200 г. до н.э.). Один из них как масса сильно разрушенных фрагментов был найден в руинах Бубастиса. Некоторые фрагменты представляют собой символ упомянутой выше колонны растущего соцветия лотоса. Другие из колонн, что были идентифицированы среди руин Большого Карнакского храма, составили самую старую часть того обширного скопления религиозных зданий и включали колонны так называемого прото-дорического типа. Они свидетельствуют, что конструктивные каменные колонны, так же как включенные в скалу декоративные, использовались в том раннем периоде архитектуры Древнего Египта (2200 г. до н.э.). Действительно, вероятно, что целая архитектурная система Среднего Царства была основана на шаблонах, которые мы рассматриваем, развившихся со временем. Скорее всего возведение размноженных колонн различных типов и создание сложных в плане храмов, украшенных колоссальными статуями, обелисками, и расписным рельефом, были отлично изучено и осуществлено в этот период. Но то, что тогда было создано, погибло, будучи, по всей вероятности, уничтоженным, чтобы освободить дорогу для более роскошных строений последующих времен.
Некрополь в Бени-ХасанеЛегендарный лабиринт — Видео-реконструкция
Дополнительно можно изучить:
archstory.ru
Архитектура эпохи Древнего царства. Египет
Российская академия художеств
Санкт-Петербургский государственный академический
институт живописи, скульптуры и архитектуры
имени И.Е. Репина
Факультет теории и истории искусств
Отделение заочного обученияАрхитектура эпохи Древнего царства. Египет
Реферат по истории искусства древнего Востока
(I курс)
Санкт-Петербург
2008г. Архитектура эпохи Древнего царства. Египет
египет архитектура пирамида
Более десяти тысяч лет назад, когда климат в прилегающих к Нилу степях и саваннах был более влажным, здесь обитали кочевые племена охотников, избегавших селиться в болотистой и нездоровой долине Нила. Однако постепенное иссушение климата превращало саванны и степи в бесплодную пустыню, что заставило первобытных охотников с течением времени заселить берега Нила. Параллельно формировалась египетская народность: с коренным населением протокушитами и протоберберами смешались протосемиты, возможно, пришедшие из Аравии. Пустыни тормозили дальнейший приток кочевых племен, и к концу четвертого тысячелетия до нашей эры здесь сложился относительно однородный этнический тип.
Свою страну древние египтяне называли «Кемет», что означает «Черная», ибо темный цвет плодородной почвы связывался у них с представлением о вечном возрождении жизни. В дальнейшем за страной закрепилось греческое название «Айгюптос», вероятно произошедшее от видоизмененного наименования «Хикупта» («Крепость духа Пта»), соответствовавшего городу Мен-Нефер (Белая стена), известному нам как Мемфис, расположенному неподалеку от современного Каира. История Египта древнейшего периода — до образования государства и возникновения классового общества - восходит к тому времени, от которого сохранились лишь памятники материальной культуры. Первые поселения в долине Нила относятся к каменному веку, который подразделяется на три периода — палеолит, неолит и энеолит. От эпохи палеолита дошли только вещи утилитарного назначения. Искусство заявляет о себе лишь со времени неолита, когда изделия стали украшаться и появились предметы, специально предназначенные для культовых целей. На раннем этапе существования древнеегипетского искусства уже проявилась одна из основных его особенностей: функциональность памятников — соответствие предметов их прямому назначению. При изготовлении культовых вещей — керамических и каменных сосудов, ритуальных ножей, украшений, обнаруженных в захоронениях, использовались те же формы, что и для изделий быта. Жилые постройки древнейших обитателей Нильской долины служили прообразом погребальных сооружений. Раскопки неолитических захоронений, относящихся к Бадарийской культуре, обнаружили различные предметы погребальной утвари, что указывает на существование веры в загробную жизнь. Умершим приписывалась способность покровительства своим живущим сородичам. Отсюда возник культ предков.
Вплоть до конца девятнадцатого века о царствовании первых правителей имелись лишь туманные, порой полудостоверные, полулегендарные представления. Ученые опирались на свидетельства греческих и римских авторов и на древнеегипетские письменные источники, среди которых следует отметить фрагментарно сохранившийся Туринский папирус, содержавший перечень царских имен. Однако и древнеегипетские тексты зачастую имели довольно сильные расхождения. Наиболее авторитетным и ценным из них принято считать Палермский камень - древнейший из дошедших документов. Вся поверхность его была исписана именами фараонов в последовательности их царствования с указанием продолжительности правлений. Вероятно, подобные источники легли в основу труда египетского жреца Манефона (конец IV - начало III в. до н.э.). Манефон разделил всю историю Египта на 30 династий, которые он объединил в три крупные периода, называемые царствами: Древнее, Среднее и Новое. В результате последующих уточнений были выделены эпохи Раннего царства (I—II династии) и два Периода распада, первый (VII-X) и второй (XIII-XVI династии), связанные со временем децентрализации египетского государства. Хотя это подразделение условно, ученые пользуются им и по настоящее время. В последние годы было много сделано в изучении истории Египта I тыс. до н.э. — так называемого Позднего периода. Его начало (XI-VIII вв. до н. э.) открывается кратковременным правлением местной XXI династии, за которой следует период нашествия иноземцев и захват ими египетского трона (XXII—XXV династии). Затем наступает своеобразный период возрождения - эпоха Сажса (XXVI династия). С 525 года до н.э. на египетском престоле воцаряется XXVII персидская династия, а сам Египет входит в состав ахеменидской державы. Далее наступает последний период его самостоятельности, приходящийся на время XXVIII-XXXI династий и продолжавшийся до нашествия Александра Македонского (332 г. до н.э.), не считая кратковременного вторжения персов в 341 году. Завоевание Египта греками положило начало эпохе эллинизма, отмеченной органичной взаимосвязью древнеегипетской культуры с античной.
На основе сохранившихся документов и данных археологических раскопок ученым удалось установить последовательность правителей додинастического периода. Основателем I династии принято считать Мена, однако по другим источникам он отождествляется с Нармером, что в настоящее время рядом ученых справедливо оспаривается. В списке Палермского камня первому фараону I династии предшествовал перечень имен еще более древних правителей. Подтверждение этому документу нашли археологи. В конце XIX века в Абидосе обнаружили некрополь, где среди найденных предметов оказались вещи с изображением сокола над именами царей. Эта находка дала ключ к установлению царских имен. По этому признаку ученые объединили семь правителей, предшественников Мена, в так называемую «нулевую династию».
Но поскольку нас в нашей работе интересует лишь архитектура периода Древнего царства то и остановимся на нём, итак…
Древнее царство — эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры, свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении государственного строя, успехах хозяйственной жизни и сложении религиозной системы. Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому периоду своего апогея. Централизация повлекла за собой развитие бюрократического аппарата. Важнейшие государственные должности распределялись среди вельмож, во многих случаях — родственников фараона. Из их среды назначались правители номов-провинций. Сам же фараон сочетал высшие полномочия с саном верховного жреца, сделавшись, таким образом, и главой духовной власти. Весь Египет с его населением считался собственностью фараона. В Древнем царстве впервые упоминается о людях, именовавшихся «слугами фараона». Самая ранняя надпись, в которой это название встречается, обнаружена на камнях пирамиды Джосера. Подъем хозяйства и развитие ирригационной системы требовало большого притока рабочей силы, которая поступала за счет обращенных в рабов пленных. В религиозной системе в эпоху Древнего царства складываются официальные версии важнейших догматов и теорий. Представление о божественности фараона - сына бога во плоти - содействовало укреплению его единовластия. Наделение царя божественной сущностью и приписываемая ему роль покровителя страны обусловили сложный религиозный ритуал, характер мистериальных празднеств и оказало воздействие на все возрастающее значение заупокойного культа. Об этом свидетельствует небывалый расцвет монументального каменного зодчества, апофеозом которого явились гигантские пирамиды, причисленные еще в древности к семи чудесам света.
Но путь к достижению совершенства пролегал через длительные поиски и находки. Все более внушительные размеры приобретает гробница - мастаба, ставшая конструктивной основой монументальных сооружений из камня. Гробницы знати, так называемые «мастаба»( «Мастаба» по-арабски значит «скамья». Так называют гробницы знати Древнего царства современные египтяне. Это название удержалось и в науке.), состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабах, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона, Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое пламя. Характерно, например, что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза. В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных земледельцев-общинников можно было построить столь гигантские сооружения. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линиям наращивания надземной массы здания, однако горизонтальное увеличение последнего в конце концов не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали.
Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является заупокойный ансамбль фараона III династии Джосера. История сохранила имя его создателя - великого зодчего Имхотепа, прославленного мудреца своего времени, ученого, астронома и медика, отождествленного греками с богом врачевания Асклепием. Комплекс Джосера сооружен в Саккара, недалеко от того места, где возводились усыпальницы фараонов, начиная с Мена. По сравнению с предшествующими памятниками ансамбль Джосера включает в себя большое количество сооружений, среди которых центральное место занимает ступенчатая пирамида. Данные новейших исследований позволяют выдвинуть гипотезу относительно возведения Имхотепом пирамиды Джосера на месте мастабы его предшественника фараона Санахта - основателя III династии. Польский археолог К. Михаловский высказывает предположение, что ступенчатая пирамида Джосера являлась сердцевиной первоначального сооружения, имевшего облицовку из блоков известняка. В окончательном решении, завершившем длительные конструктивные поиски, Имхотеп пришел к прямоугольной форме основания пирамиды, выложенного из каменных блоков. Пирамида имеет шесть ступеней. Каждая последовательно возводившаяся была меньше предыдущей. Каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси, что способствовало большей прочности сооружения ввиду отсутствия связующего раствора. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона. Помимо усыпальницы на территории комплекса находилась южная гробница - кенотаф - и примыкавшая к ней молельня с карнизом, увенчанным уреями, символами фараона в виде змеи.
Расположение основных помещений было обусловлено требованиями религиозного культа. Среди них важная роль принадлежала хебседному двору, предназначавшемуся для ритуального бега фараона. Большая роль в ансамбле Джосера отводилась декоративному оформлению. Система декора отличалась предельной простотой: в отделке наружной стены зодчий использовал традиционный мотив светотеневого контраста выступов и ниш. Характерной особенностью строительной техники является имитирование в камне приемов деревянных конструкций тростниковой плетенки и перевязи - рифленая поверхность полуколонн входной галереи напоминает связки папирусов. В орнаментике фризов и в капителях колонн использованы стилизованные изображения бутонов лотоса, раскрытых цветов папируса и пальм, а также мотивы иероглифических знаков и уреи. Из всех сооружений комплекса Джосера одна ступенчатая пирамида лишена всякого декора. Являясь доминантой ансамбля, она покоряет простотой и ясностью конструкций, лаконичным силуэтом ступенчатых граней и по сравнению с мастабами – динамичным нарастанием массы вверх, сохраняя при этом спокойное величие статики форм, гармонично уравновешивающих поступательное движение.Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии. Гробница преемника Джосера, фараона Сехемхета, открытая в 1951 году египетским археологом 3. Гонеймом, возможно, также принадлежала зодчему Имхотепу.
В марте 1951 г. Захария Гонейма назначили главным инспектором Саккара. Он справедливо удивился тому факту, что в районе находилась всего одна пирамида, принадлежавшая временам Третьей династии (Ступенчатая пирамида Джосера), и тщательно обследовал окрестности. Как он и предполагал, слишком густо усеянное строительным камнем продолговатое плато (гранит, известняк, алебастр), оказалось беременным рукотворными постройками. Гонейм обнаружил огромную платформу 518х183 м, на которой была выстроена внешняя стена, сходная со стеной, ограничивавшей комплекс пирамиды Джосера. Работы по строительству пирамиды не были закончены, - предположительно, потому что Сехемхет просто умер, проправив всего шесть лет, - вскоре после начала строительства. Если бы этого не произошло, пирамида его, скорее всего, была бы о семи ступенях и высотой около 70 м - на одну ступень и на почти пять метров выше своей джосеровой сестры. В 1954 г. обнаружили глубокий скальный вход, ведущий вниз к запертой двери. Там, перед входом, нашли 21 золотой браслет, полую золотую трубку и прекрасную золотую коробочку в форме ракушки. Имя Сехемхета обнаружилось на пяти небольших глиняных печатях, закупоривавших сосуды, а после, когда был расчищен опасный проход, в центре погребального зала нашли и прямоугольный саркофаг, выполненный из монолитного куска прозрачного алебастра. Гробница не была разграблена. В июне 1954 г., почти через три года после начала работ, надежно запертый изготовителями саркофаг осторожно вскрыли на глазах у специально собравшейся по этому поводу публики, и с изумлением обнаружили, что он девственно пуст. Внятных объяснений ненаходке пока нет. Вероятно, царя похоронили где-то еще, а где не известно. Прямоугольный алебастровый саркофаг Сехемхета имеет уникальную для царских саркофагов Египта форму, при этом он не закрывался крышкой, но в верхней части запирался скользящей Т-образной панелью.
7. Основателем IV династии был фараон Снофру. С его именем связаны три большие пирамиды в Медуме и Дашуре. Эти памятники обычно принято рассматривать как переходный этап от ступенчатых пирамид к классическим.
Полагают, что Медумская Пирамида была возведена преемником Джосера по имени Хуни, сведений о котором сохранилось очень мало. Первый фараон четвертой династии Снофру превратил ступенчатую пирамиду в Медуме в пирамиду правильной формы путем заполнения ступеней каменными плитами. Первоначально Медумская пирамида была высотой 118 метров с основанием 146х146 метров. Ныне от входа, который расположен в самом низком ее открытом слое, примерно в 20 метрах над основанием, она поднимается приблизительно на 45 метров, являя миру лишь остатки третьей и четвертой ступеней. Первые две скрыты в окружающих развалинах, от пятой остался лишь небольшой выступ, от двух или трех последних сохранились упавшие блоки. Раскопки в непосредственной близости от пирамиды позволили обнаружить множество отполированных известняковых облицовочных плит. Вход в пирамиду нашли в 1882 году. В камере были найдены лишь обломки деревянного гроба, который по своему стилю относился к эпохе Древнего царства. Однако против ожидания саркофага там не оказалось, хотя камера по размерам (5,90х2,65 метра) явно была рассчитана на него. То, что саркофаг некогда там находился, подтверждает толстая балка со следами каната, с помощью которого опускали саркофаг в камеру. Внутренняя структура Медумской пирамиды - простейшая из всех, нам известных: создается впечатление, будто ее архитектор совершенно забыл об осторожности. В пирамиде лишь один коридор, по которому в нее входили. Начинается он на северной грани пирамиды и круто опускается вглубь примерно на 7 метров ниже основания, где расширяется, превращаясь в две горизонтальные “прихожие”; точно под вершиной расположен вход в погребальную камеру. Этот вход имеет интересную особенность: в отличие от всех других пирамид в камеру попадают не сбоку и не сверху, а снизу, через отверстие, проделанное в ее полу. Погребальная камера выложена тщательно отшлифованными плитами из турского известняка; потолочное перекрытие из необычайно мощных блоков, тоже известняковых; снизу они вытесаны полукругом, так что производят впечатление свода. Камеры для погребальной утвари, которых в более ранних пирамидах было такое множество, здесь, как ни странно, отсутствуют совсем. Первоначально пирамида была построена как ступенчатая и лишь на третьем или четвертом этапе строительства ее превратили в “истинную”, заполнив уступы каменной кладкой. Пирамиды фараона Снофру в Дашуре имеют форму, приближающуюся к классической.
Ребра граней южной или иначе «ломаной» пирамиды в своем направлении от основания к вершине имеют разный угол наклона, благодаря чему пирамида не получила правильной формы. Возможно, это было вызвано поспешностью ее завершения. При пирамиде найдены два заупокойных храма, состоявших из нескольких помещений, в которых находились статуи и рельефы с изображением фараона и обрядов погребального культа.
Удрученный и недовольный пирамидой, «ломающейся» на пути к небесам, Снофру начал возведение второй пирамиды, примерно в двух километрах к северу. Это так называемая «Красная Пирамида» (названная так из-за красного известняка, используемого при строительстве), самая древняя настоящая пирамида в Египте, предшественница последующих монументальных «гигантов». Ее угол наклона равен 43 градусам, по размеру она уступает лишь Великой Пирамиде в Гизе, построенной его сыном Хуфу (Хеопсом). Фактически, Великая Пирамида лишь на 10 метров выше Красной Пирамиды. Должно быть, пирамида представляла собой впечатляющее зрелище, ведь ее имя переводится как «Сияющая Пирамида».
В заупокойном храме Снофру зодчий впервые применил свободно стоящие столбы, что позволило выявить их конструктивную функцию опор. Весь архитектурный комплекс Дашура свидетельствует о дальнейшем развитии строительной техники сооружения монументальных конструкций из камня. Как мы уже отмечали, некрополи Древнего Египта располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни, которую египтяне нарекли Страной смерти, ибо там, на западе, за горизонтом скрывалось солнце. Преемники Снофру выбрали для сооружения своих погребений место современного города Гизе, которое удовлетворяло целому комплексу условий астрономического, геодезического и культового характера, ибо пирамиды считались «домом вечности» и конструкция их должна была отвечать всем требованиям религиозных представлений. Три великие пирамиды в Гизе, фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина), имеют правильную геометрическую форму. В отличие от ступенчатой пирамиды Джосера в основании их лежит квадрат.
Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса (ок. 147 м.), определившая пропорциональную соразмерность всего ансамбля гизехских пирамид вместе с прилегающими заупокойными храмами и гигантским сфинксом фараона Хефрена. Все пирамиды довольно точно ориентированы по сторонам света. Центры первых двух расположены по одной диагонали, проходящей через северо-западный угол меньшей из них. Вершины юго-восточных углов всех трех пирамид лежат на одной линии. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении». Гизехские пирамиды имеют аналогичную конструкцию, поэтому рассмотрим лишь одну из них - пирамиду Хеопса. Строительство пирамиды Хеопса связано с именем зодчего Хемиуна, племянника фараона. В памятнике продумано всё до мельчайших деталей: от выбора места сооружения до астральной символики, согласно которой гробница вписывалась в орбиту космоса. Вход в пирамиду находился в северной стороне, откуда можно спуститься в подземную камеру, ориентированную по световому лучу на Альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира. При выборе места сооружения пирамид в некрополе Гизе египтяне должны были соблюсти целый комплекс условий, отвечавших требованиям геологии (способности почвы выдержать нагрузку давления массы камня), астрономии (ориентации пирамид по сторонам света), культа (пирамиды мыслились местом вечного пребывания души умершего фараона) и строгого конструктивного решения. Основу расчета конструкции пирамид составляли пропорции «золотого сечения», с помощью которых устанавливались основные размеры, включая и углы наклона граней. Внешние размеры пирамиды соответствовали построению внутреннего пространства, представляющего собой сложную систему помещений. Узкая входная галерея спускается наклонно до площадки, откуда расходятся два коридора -один идет в подземную камеру, о которой говорилось выше, другой поднимается на высоту 33 м, разветвляясь на две галереи. Большая галерея длиной в 50 м ведет в погребальную камеру. Стены ее сверху донизу выложены мелкозернистым известняком, уступчатый потолок производит впечатление ложного свода.
Погребальная камера облицована гранитом. Из того же материала сделан и массивный саркофаг, который уже первые исследователи застали пустым. Исчезла не только тяжелая крышка, но и мумия фараона.
В решении внутреннего пространства пирамиды поражают и отдельные хитроумные технические находки, к числу которых следует отнести разгрузочную камеру над погребальным покоем, предназначавшуюся для равномерного распределения давления. Удивление вызывает и техника сооружения пирамиды, сложенной из 2300000 блоков известняка, средним весом до 2,5 т., держащихся силой собственной тяжести без связующего вещества. Время изменило внешний облик пирамид, не сохранилась наружная облицовка граней, придававшая им гладкую поверхность. Только у вершины пирамиды Хефрена можно видеть оставшийся кусок облицовки, выцветшей под палящими лучами солнца.
Всю группу пирамид в Гизе нельзя рассматривать изолированно от всего их архитектурного комплекса. Не только одна колоссальная статуя сфинкса дополняет весь этот комплекс. Большие пирамиды были окружены рядом малых и большим числом мастаб. Мастабы эти, частью раскрытые в раскопках Г. Юнкером, образуют собою тот архитектурный ансамбль, который железнымритмом и строгой геометричностью своего плана вторил конструкциям пирамид . Целый город мастаб возле, например, хеопсовой пирамиды, представляет собою некрополь ближайших родственников фараона, а также земельной знати, на протяжении особенно 5—6-й династий, сооружавшей свои гробницы рядом с фараоновой . Что же касается поминальных храмов, то об этом типе памятников мы имеем представление по дошедшему до нас храму Хефрена, Заложенные в этом памятнике стилистические черты аналогичны с пирамидой того же фараона. Печать той же предельной монументальности лежит и во внутреннем решении храма. Последний состоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения и собственно поминального храма. Оба памятника соединял длинный крытый проход. В этих памятниках мы видим следующий план внутреннего решения пространства. За «вестибюлем» идут два зала в форме перевернутой буквы Т. В самом поминальном храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона; за двором пять глубоких камер тоже для скульптур. Фасад и стены зала в этом храме облицованы розовым гранитом; из цельных квадратов великолепно отполированного гранита сделаны и столбы, разбивающие залы на три нефа (вытянутых прямоугольных в плане помещений) . Именно эти четырехгранные мощные столбы (соотношение высоты к ширине столба равняется здесь 4 к 1) и отсутствие рельефов при полной глади стен и придают тот предельный монументальный лаконизм памятнику, который стилистически роднит его с пирамидой. Расположенные перед столбами статуи сидящего на троне фараона в иератической позе фронтально довершали впечатление этого синтетического искусства 4-й династии, где религиозно-магическое познание в период зенита развития централизованной деспотии Древнего царства достигло своего предельного выражения. Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов. Преемники его уже не возводили столь грандиозных сооружений. Третья гизехская пирамида осталась незаконченной и достраивалась сыном Микерина, Шепсескафом, не из камня, а из кирпича. Для своей собственной гробницы Шепсескаф вновь обращается к форме мастабы, которая имела довольно внушительные размеры, превосходя аналогичные сооружения, располагавшиеся вокруг пирамид.
Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (ок. 2500—2300 гг. до н. э.). Они намного уступают по размерам пирамидам царей IV династии, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших блоков, частично даже из бута. Сооружение колоссальных пирамид ложилось слишком тяжелым бременем на экономику страны, отрывая массу населения от земледельческих работ и вызывая недовольство номовой знати. Возможно, что именно этим была вызвана смена династии. Новые фараоны, которые уже в силу обстоятельств своего воцарения были вынуждены считаться с номовой знатью, не могли напрягать все силы страны для сооружения своих гробниц, чем и объясняется снижение размеров и качества кладки последних. Тем большее внимание уделяется теперь оформлению пирамидных храмов. Их стены в значительно большей степени покрываются цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта. Мы видим здесь, как богини кормят его грудью, как он в образе сфинкса топчет врагов, как прибывает из победоносного похода его флот. Размеры пирамидных храмов увеличиваются, их архитектурное убранство усложняется. Именно здесь впервые появляются ставшие затем столь характерными для египетской архитектуры колонны в форме связок нераспустившихся папирусов или бутонов лотосов, пилястры в форме цветов лотоса. Возникает и третий тип египетской колонны- пальмовидный. Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени, в частности, появляется новый тип зданий так называемые солнечные храмы. Такой храм устраивали на возвышении, которое обносилось стеной. Внутри стены находился большой открытый двор с молельнями, а в центре стоял сам объект культа — колоссальный каменный обелиск. Его верхушка обивалась позолоченной медью и ярко блестела на солнце. Перед обелиском находился огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. К числу самых замечательных из них принадлежит храм Ниусир-Ра в Абидосе.