Учебник древний египет. Текст книги "Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

5 книг по религии Древнего Египта. Учебник древний египет


Древний Египет читать онлайн, Деревенский Борис Георгиевич

Додинастический период и раннее царство около 3000–2640 гг, до н. э.

Древние египтяне называли свою страну «Та-Мери», то есть «Черная земля», имея в виду плодородие ее почвы, в противоположность «Красной земле» — окружающей их безводной и безжизненной пустыне. Наименование «Египет» дано этой стране греками и представляет собой искаженное поэтическое обозначение одной из ее столиц, Мемфиса (находившегося близ нынешнего Каира), — Хетка-Птах, что значит «Дворец души [бога] Птаха».

Как и в доисторические времена, так и сейчас, почти все население Египта обитает по берегам Нила, главной транспортной артерии страны. Одна из величайших рек мира — Нил вытекает из больших африканских озер, расположенных у экватора, проходит пять порогов и затем плавно течет на протяжении 700 километров в глубокой долине, окаймленной высокими каменистыми обрывами. Ширина этой долины колеблется от 12 до 15 километров.

Египетские пирамиды тысячи лет возвышаются над песками пустыни

Дождей в Египте почти не бывает. Плодородие нильской долины обеспечивается сезонными разливами реки, которые вызываются таянием снегов и обильными дождями в центральной Африке. В летние месяцы вода в Ниле быстро прибывает, река выходит из берегов и затопляет значительные участки долины. Осенью вода спадает, и река входит в свои берега. После разлива почва в долине остается влажной и покрытой слоем плодородного ила. С древнейших времен египетские земледельцы получали высокие урожаи. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, технические культуры, разбивали сады. Значительная часть населения была занята также скотоводством. К IV тысячелетию до нашей эры в Египте сложилось относительно развитое хозяйство.

Вид на пирамиды с Нила

Природные условия поделили страну на две части: Верхний Египет, простирающийся вдоль течения реки Нил от первого порога до города Мемфиса, и Нижний Египет, занимающий дельту Нила — широкую низменность, образованную многочисленными рукавами, на которые разбивается Нил при впадении в Средиземное море. В древнейшие времена, когда еще не было единого государства, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте существовало несколько десятков областей (по-гречески — номов). Ном включал в себя более или менее крупный город с окрестными селениями. Во главе каждого из номов стоял правитель (номарх), постепенно превращавшийся в местного царька. Он распоряжался жизнью города, служением богам, земледельческими и ирригационными работами, содержал вооруженную силу. Номы часто воевали между собою. С течением времени одни номархи подчиняли себе других и образовывали довольно крупные области, находившиеся под властью одного правителя. Процесс централизации Египта шел медленно и продолжался несколько столетий. Помимо амбиций тех или иных номархов, объединение страны было вызвано насущной хозяйственной потребностью: для улучшения земледелия необходимо было регулировать разливы Нила в общеегипетском масштабе. Это могла сделать только централизованная власть.

Нил испокон веков кормил египтян

Наконец, в долине Нила сложились два больших царства: в одно входил Верхний Египет со столицей в городе Фивы, другое располагалось в Нижнем Египте со столицей в Мемфисе. Властители Верхнего Египта носили высокую белую корону, по форме напоминавшую бутылку; корона же властителей Нижнего Египта была красной и походила на сидение со спинкой. «Египтяне пользуются хорошей репутацией, — писал древнегреческий географ Страбон. — Выбрав царя, они разделили массу народа и назвали одних воинами, других — земледельцами, третьих же — жрецами. Попечению жрецов подлежат священные дела, а попечению остальных — человеческие. Из последних одни занимались делами военными, другие же мирными — земледелием и ремеслами; от них именно и поступали подати царю».

Фараон имел в Египте неограниченную власть

Образование единого государства произошло около 3000 г. до нашей эры, когда правитель Верхнего Египта по имени Хор-Сом (его также называют Нармером) силой оружия подчинил дельту Нила. Изготовленная в ознаменование этого события каменная плита найдена при раскопках города Иераклеополя. На одной стороне этой плиты Хор-Сом изображен в короне Верхнего Египта — он поражает булавой побежденного врага, очевидно, нижнеегипетского правителя. На другой стороне плиты тот же царь предстает среди своих знаменосцев, но уже в короне Нижнего Египта. Очевидно, такое изображение должно было символизировать покорение Хор-Сомом этого царства.

Хор-Сом был одним из царей, непосредственно предшествовавших I династии фараонов. Древнеегипетский историк Манефон (IV в. до н. э.) называет основателем I династии правителя из города Тинис по имени Менее (около 2950 г. до н. э.). С начала третьего тысячелетия до нашей эры историки ведут отсчет времени по годам правления царей. Владыки объединенного Египта стали носить так называемую двойную корону, составленную из корон прежних правителей, причем бутылкообразная верхнеегипетская корона была вложена в красную корону Нижнего Египта. Отныне царей величают «владыками Обеих Земель, обладателями обеих корон». Во всем мире египетских царей по библейской традиции принято называть фараонами. Библейское слово «фараон», по-видимому, является переделкой древнеегипетского «пер-о», что значит «большой дом». Таков был один из царских эпитетов.

Объединение страны способствовало развитию сельского хозяйства — основы древнеегипетской экономики. Царские чиновники следили за разливами Нила, организовывали общественные работы по орошению полей, заботились о сохранности каналов и плотин. Наряду с хлебопашеством в Египте развивается садоводство. В дельте Нила преобладает виноградарство и виноделие, а в верхней части страны в изобилии разводят финиковые пальмы. Повсеместно выращиваются смоковницы (инжир). Из технических культур огромное значение приобрел лен. Древние египтяне носили почти исключительно льняные одежды. Из домашних животных главную роль играл крупный рогатый скот, использовавшийся не только в качестве мясной и молочной пищи, но и в земледельческих работах и при перевозке тяжестей. Надо учитывать, что необычайное плодородие почвы в долине Нила позволяло получать высокие урожаи с помощью самых примитивных орудий. Не только в Раннем царстве, но и в более поздние времена египтяне продолжали делать сошники и мотыги из дерева; потребность в металлических орудиях в сельском хозяйстве оставалась невеликой.

В долине Нила хорошо родится пшеница

В Раннем царстве правило всего две династии фараонов. Хотя Нижний Египет считался присоединенным к Верхнему, время от времени он предпринимал попытки отделиться и вернуть себе самостоятельность. Дело даже дошло до отделения, и фараону Хасехемуи из II династии пришлось заново завоевывать дельту Нила. На одной сохранившейся с того времени надписи сообщается, что при подавления восстания в Нижнем Египте было убито почти 50 тысяч человек, — возможно, однако, это число преувеличено. Окончательно Нижний Египет был усмирен лишь к концу правления II династии.

Крупный скот играл важную роль в жизни египтян

Древнее царство и 1-й переходный период около 2640–2040 гг. до н. э.

На скотобойне

Раннее царство, собственно говоря, представляет собою вступительный этап к более длительному историческому периоду, получившему в науке условное наименование Древнего царства. Его история охватывает почти шесть веков и четыре царствовавших династии — с III по VI. Этот период характеризуется еще большим сплочением страны (прекращаются попытки отделения Нижнего Египта) и необычайным усилением личной власти фараона. Владыка страны считался воплощенным богом. Подданные, являясь перед лицом фараона, должны были падать на живот и целовать землю перед его стопами. Фараон управлял страной с помощью огромного и сложного бюрократического аппарата, возглавляемого верховным сановником — «джати» (визирем), который контролировал учреждения и храмы, ведал набором ополчения и был верховным судьей.

Древнеегипетский рынок

В городах развиваются ремесла. Но основная масса населения Египта продолжает заниматься земледелием. Увеличивается количество занятых в хозяйстве рабов, которыми становятся захваченные во время военных экспедиций пленники, а также разорившиеся крестьяне. Растет обмен товарами как внутри страны, так и за ее пределами. Продукты сельского хозяйства и изделия египетских мастеров доставляются в соседние страны: Палестину, Ливию и вверх по течению Нила, в «страну черных», Нубию. На протяжении всей своей истории древние египтяне не знали денег — у них происходил прямой товарообмен.

Быт египтян эпохи Древнего царства был довольно непритязателен. В условиях жаркого климата население не особенно нуждалось ...

knigogid.ru

Учебное пособие - Древний Египет

Реферат потеме:

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

1.Система управления

Древние египтяне своюстрану называли Кеми. Ее считали «житницей мира».Египет стоит у истоков европейской цивилизации. Письменные знаки египтян леглив основу финикийского алфавита, из которого возникла азбука греков и римлян.Египетские ученые разработали начала многих наук: астрономии, медицины,геометрии, механики и архитектуры. Люди Кеми превзошли другие народы в ремесле,технике, сельском хозяйстве.

Но народ этой страны,вероятно, мог сделать еще больше, если бы его инициативу, предприимчивость неограничивали деспотизм и каноны жреческой идеологии. Личность была подавленавластью и произволом бюрократии. Всеобщее повиновение фараону, властям лишьизредка прерывалось возмущением народных масс.

Древний Египет по своемуполитическому устройству представлял собой самое централизованное,бюрократическое государство Древнего Востока. Только ему присущи были четкиефункциональные обязанности чиновников различных рангов. Это было государство,причины стабильности которого на протяжении тысячелетий все еще представляютсязагадочными.

Политическая историяДревнего Египта по своей хронологии не имеет аналогов. Она насчитываетнесколько тысячелетий. Первый период этой страны — Раннее царство — составилнесколько столетий в IIIтыс. до н. э. Это эпохакаменных орудий, начальной стадии классового общества, преодоления сепаратизмаместных правителей и консолидации номов (областей) Верхнего и Нижнего Египта. Вконце данного периода сложилось единое государство. Столица Верхнего Египта — Гераклеополь, Нижнего — Мемфис. Раннему царствусоответствуют 1 и II династии. Предания называют

Мину первым фараоном, отэтой эпохи ведут начало египетские летописи. Официально провозглашалось, чтофараону покровительствует царский бог Хор, в виде сокола. Титулатура первой династии содержала иероглифправления божественного Хора — сына убитого Озириса.Цари этой династии, кроме Хора, имели нечто вроде прозвища: Скорпион, Двойник,Боец, Сом, Хват, Змей, Простиратель, Целостноесердце. Дружественная утроба. Высокая рука. Соединенный титул царя и государя внаименовании фараона появился при Простирателе. Вдвойной короне фараона отражалась двуединая власть: белый венец означалгосподство над Верхним Египтом, красный — над Нижним. Символом первого былкоршун, второго — змея-аспид. Вторая династия обозначалась не Хором, а Сетом.

Опору власти фараонасоставляли вельможи, высшие жрецы и чиновники. Весь служилый люд, начиная отсвободного земледельца и кончая царскими слугами, обозначался универсальнымтермином «хам».

Вельможи, правителиобластей по богатству могли конкурировать с правителями, их усыпальницы неуступали царским. Вероятно, фараон держал с ними советы по важным делам: такбыло во всех странах, где шел процесс становления раннеклассовых обществ игосударственности. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца, он жесчитался казнохранителем государства. Налицо признаки дворцово-вотчиннойсистемы. Следующим по иерархии чинов идет заготовитель припасов. Имелсямногочисленный штат писцов; все учитывалось и докладывалось царю. Царь имелсвое войско. На местах царскую администрацию возглавляли номархи.

Царский престол моглазанимать женщина, эта традиция утвердилась еще при третьем царе первойдинастии. Становление государственности шло параллельно с усилением царскойвласти, правителю стали приписывать все победы, на изваяниях той эпохи фараон возвышался над всемиостальными, в окружении опахалоносцев и царскихслуг. Большие средства тратились на заупокойный культ, на сооружение усыпальницфараона, содержание жрецов, призванных обеспечивать загробную жизнь правителя,после того как он переходил под власть Озириса — царя мертвых.

Итогом правления фараоновРаннего царства следует считать создание единого государства. Вместе с темпредания сообщают о борьбе фараонов против сепаратистов, объединившихся вокругномарха Нижнего Египта.

Второй период ДревнегоЕгипта — Старое царство (большая часть IIIтыс. до ч.э… III-VIII династии). Эта эпохазнаменуется все большим употреблением орудий из металла, бронзы, меди, этопериод сооружения великих пирамид, подъема производительных сил и массовогопринудительного труда сотен тысяч людей на строительстве усыпальниц, гдехранились мумии царей. В период Старогоцарства была усовершенствована система водоснабжения, что позволило существенноподнять урожайность. За счет войн возросло число пленных, рабов, особенно ливийцев, эфиопов. Невольникипродавались так же, как скот, инвентарь.

В хозяйственной жизнипреобладали имения вельмож, большие богатства имели храмы. Чиновники ислужители культа получали владения за свою службу и могли распоряжаться такимимуществом. В имениях фараона, вельмож, в храмах трудилось коренное население, труд иноплеменных рабов в такиххозяйствах не носил массового характера. Рабы использовались в домашнемхозяйстве в качестве слуг, ремесленников.

Власть фараона становитсяабсолютной. Служба по ирригации и орошению, объявление войны, назначениядолжностных лиц, их перемещение, трудовые, финансовые повинности, службасудоходства, высший суд — все это считалось прерогативой фараона. Он назначал, жаловал, приказывают, казнил, миловал, вводил новыеуказы, отменял старые и т.д. Ему воздавались божественные почести. Толькосамым близким вельможам дозволялось целовать ноги царя, всем остальным — томесто, где он находился, касаясь носами пола, ползли они к повелителю.

Помощниками фараона поуправлению были высшие чиновники: по управлению хозяйством царя, главасудебного ведомства, по контролю за номархами, царскими складами и мастерскими.Им подчинялась масса писцов. В столице имелся градоначальник. Однако даже самыевысокие чиновники не имели права вмешиваться в командование армией.Командование ополчением, войском находилось в руках самого царя, его ближайшегородственника или поручалось доверенному лицу, имевшему военный опыт, знания.Свои должности вельможи обычно передавали по наследству, их сыновья первоевремя проходили нечто вроде стажировки в качестве помощников, писцов,учетчиков. По мнению Ю.Я. Перепелкина,знать отнюдь не стыдилась постигать ремесла:сановники являлись владельцами мастерских, зодчими, художниками, прорабами(начальниками работ). Специалистов по делопроизводству, а также врачей готовилив учебном заведении «Дом жизни».

Правовое положениезамужних женщин мало, чем отличалось от мужчин. Они могли состоять нагосударственной службе, заниматься наукой, имели свои мастерские, столовые,выполняли функции жрецов при гробницах, распоряжались своим земельным наделом идругим имуществом. Однако в ту эпоху юридическая практика еще не имела четкихпонятий собственности, владения и распоряжения.

Ближайшее окружение царя,сановники были, как правило, его родственниками.

Старое царство определялоськак централизованная бюрократическая монархия. Власть правителя обожествлялась,фараоны стали именовать себя «вторым солнцем», позднее — Сыном Ра (солнца). Царя-победителя изображали в виде льва счеловеческой головой, разрывающего когтями своих врагов. Всякое выступлениепротив царя, оскорбление его чести, достоинства объявлялось преступлением,самым тяжким грехом. Фараон имел свой отряд телохранителей. В ту эпохусооружались колоссальные пирамиды, усыпальницы. Они потрясали современников.Остается загадкой, почему и зачем такие монументальные сооружения строились недля живых, а для мертвых. Видимо, согласно религии, главный смысл жизни, еерадости находились в потустороннем мире… Не исключено, что пирамиды должныбыли внушить страх подданным, продемонстрировать безграничное величие властифараона. Религия утверждала, что нет разницы между людьми и богами. Разница водном: боги — те же люди, но они отошли в небо и живут там по законам обычныхлюдей: едят, пьют, одеваются, распевают песни, любят близких. Фараон послесмерти становился звездой, вместе с Солнцем навещал свои владения, свою семью.Мог помочь, сделать добро или причинить вред. Ему полагалось иметь такую жепищу, как и живым. Для этого в усыпальницы полагалось приносить все, что нужнобыло живому человеку. Царь и после смерти оставался владыкой земли и неба, жилна том свете в роскоши, изобилии. Простые смертные были обречены на жажду,голод и забвение.

Огромные траты напирамиды, рост сепаратизма, усиление новой знати ослабили царскую власть.Начались междоусобные войны, борьба за престол, за корону фараона (2160-2134гг. до н.э.). Победу одержала ливанская знать, ей удалось снова объединить всюстрану под единой властью. Среднее царство существовало примерно с 2050 по 1700г. до н. э. Вначале онобыло неустойчивым, местные номархи почти не считались с центральной властью,цари часто менялись, на престоле были женщины. Отдельные фараоны правили несколькомесяцев, а то и дней, их часто свергали. Вскоре страну захватили чужеземцы — гиксосы, подвергшие ее страшным погромам. Гиксосы владели Египтом 150 лет. Фараон Яхмос 1 изгнал гиксосов, сего именем связывается начало Нового царства и образование мировой египетскойдержавы.

Древний Египет в периодединства, консолидации страны по своему государственному устройству являлся самойцентрализованной монархией Древнего Востока, с высокоорганизованнойбюрократической системой управления. Во главе этой державы стоял монарх,обладавший абсолютной, ничем не ограниченной властью, его персонаобожествлялась при жизни. Он был носителем высшей законодательной,исполнительной и судебной власти.

За три тысячи лет доновой эры на египетском троне восседали фараоны тридцати династий. Этихполубогов в бело-красной короне было свыше двухсот. Среди них были талантливыеадминистраторы, полководцы, тираны, миротворцы и кровожадные агрессоры,авантюристы и душевнобольные. Но все они были деспотами… Власть фараона былаабсолютной. Им приписывают составление свода законов. Египетский фараонсчитался сыном бога Ра, посредником между небом иземлей. В его титулатуре указано, что он — царьВерхнего и Нижнего Египта. Символом его власти была диадема с коброй. Привступлении на трон ему присваивалось пять имен. На официальных приемах фараондержал многохвостовую плеть и посох в виде крюка — дабы покорять и наказывать.В знак особой привилегии фараону разрешалось курить. По традиции фараоныженились на сестрах (хотя были исключения), брили голову. Если на престолеоказывалась женщина, ее изображали в шлеме с подвязанной бородой. В такомобличий выступала Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса Первого. История почти неоставила данных о государственной деятельности этой царицы. Возможно,женщины-фараоны не хуже мужчин исполняли долг правителя. Спустя много столетий Клеопатра — жена и сестра юного Птолемея XXII Дионисия — оставила заметный след вполитической истории своей страны, с ее именем связана борьба за независимость Египта.

Экономическую основувласти фараона составляли царские поместья, угодья, огромное число рабов. Емудоставалась большая часть военной добычи. «Сердце царя радостно, когда емуприносят подарки»,- сказано в одной надписи. Так, при фараонах XVIII династии вштате управления были управители гробницы и поминального храма, царские писцы, опахалоносцы, камергеры, главная кормилица царя,скорняки, птичники, кравчие, брадобрей, повара, садовники и др. При докладемелкие чиновники лежали на животе, передвигались ползком и не вставали безразрешения фараона.

Основную массу чиновниковсоставляли писцы. В Древнем царстве перечень должностей мог составить целыйтом: советники, судьи, начальники «белого дома», управляющие, глашатаи,чиновники по иностранным делам, управлению захваченными землями, контролю засбором налогов, управлением на местах, за окладами, по надзору за рабами,устройству дорог, каналов и др. Каждый чиновник имел свой штат помощников. Всезаписывалось, учитывалось, проверялось писцами, счетоводами, контролероми. Правители имели свою свиту чиновников.Источники упоминают писцов разных рангов: царские, при судах, казначействе,налоговом ведомстве, царской библиотеке, храмовой казне. Школы находились прихрамах, там учили читать, писать, рисовать. Ученики учили наизусть священные иклассические тексты. Много внимания уделялось изучению законов, истории,географии, будущих чиновников знакомили с основами строительства. Лень,нерадивость в учебе наказывались. Народ чиновников боялся и ненавидел, так какони не только жили за счет его труда, но и обкрадывали фараона, брали взятки,злоупотребляли властью, совершали должностные преступления.

Родственники царязанимали наиболее важные должности в государстве. Высшую должность управителядворца и начальника всех ведомств (чати, визирь) потрадиции полагалось занимать сыну фараона или ближайшему родственнику, иногдаиз касты жрецов.

Судя по документампериода фараона Тутмоса III(XV в. до н.э.), визирь, чати, возглавлял всю систему управления.Он восседал на седалище со спинкой, рядом находился жезл — символ его власти,перед ним было разложено 40 кожаных свитков с законами. Рядом стояли вельможиболее низкого ранга, в том числе начальник приемной, писцы.

При разборе жалоб ритуалтребовал выслушать обе стороны. Функции верховного сановника: надзор за состояниемвоенных крепостей, ирригационных сооружений, руководство взиманием налогов,разбор территориальных споров. Он контролировалсудебные органы, требовал, чтобы решения судей принимались коллегиально, а неединолично. Чати назначал чиновников в Верхний иНижний Египет, о своей деятельности те докладывали ему о сроках восхода звезды Сириус, об уровне подъема воды в Ниле, о возможномнаводнении, о состоянии военных крепостей. Кроме судебной палаты, в его ведениибыла сокровищница. Дом оружия, архив, в которомхранились данные переписи населения. Вместе с правителем Дома войны (военнымминистром), он формировал ополчение, отвечал за строительство крепостей. Вотдельные периоды чати был главой столичного управления. Косвенные данныеговорят о наличии у чати инструкции, в которой были расписаны функциональныеобязанности всех его подчиненных.

Иероглифы, обозначавшиесановников, вельмож, всех служилых в управлении, имели три значения: «большие, послушныеприказу» (состояли при фараоне), «господин, послушный призыву» и ниже рангом -«послушныйпризыву». Последняя категория включала тех, кто работал в храмовых хозяйствах,в имениях крупных чиновников. В нее входили не только свободные, но и рабы.Многие сановники занимали должности обычно по наследству, но формально ихназначение утверждалось указом фараона.

Носители обуви, опахалафараона, хранители его одежды одновременно выполняли обязанности государственныхчиновников. Из жизнеописания чиновника Уны (сер.XXV в. до н. э. — нач.XXIV в. до н. э.) узнаем,что его карьера началась с носителя царских сандалий, затем он стал начальникомсклада, а в конце жизни он — предводитель войска и начальник управления поВерхнему Египту.

Гробницы вельмож исановников размещались у пирамиды фараона. Чем он был выше по должности, темближе его могила располагалась к царской усыпальнице. Рассказ о преданностицарю, усердности по службе, о наградах и повышениях занимал обычно главноеместо в надгробных надписях. Из них можно представить структурубюрократического аппарата.

Сановник Мечен из Раннегоцарства Египта (XXVIII в. до н. э.) на стенах своей гробницы поведал потомкам освоей карьере, о том, как ему удалось сколотить приличное состояние. Надгробнаянадпись содержит важные сведения о номенклатуре должностей: начальникипограничной, продовольственной службы, главы финансового ведомства, канцелярии,судьи разных рангов. Названы и другие вельможи, обязанности которыхопределялись весьма сложно: правители Домов двух ночей, ножей, двух собак,начальник Западных ворот, чиновник с громким голосом и др. Вероятно,практиковалось совмещение должностей.

Военное ведомство вЕгипте возглавлял специальный сановник, начальник Дома войска или Дома оружия,он подчинялся только фараону, руководил строительством укреплений, крепостей,военных кораблей, ему подчинялись мастерские по изготовлению оружия. Во времявоенных походов и экспедиций армию возглавлял сам фараон. Во время войныобъявлялся набор в ополчение.

Вначале армия состояла изополченцев, со временем ее заменило постоянное войско профессионалов. Воиныжили в отдельных поселениях, имели наделы земли, которые во время военныхпоходов обрабатывали рабы. Гвардия фараонанаходилась в особо привилегированном положении, особенно в эпоху Новогоцарства. Вспомогательную роль играла полиция, которая обычно комплектовалась изпленных нубийцев и ливийцев. Местные правители в лице номарха и главныесборщики налогов имели свои полицейские подразделения. Полицейские служащиебыли надсмотрщиками во время общественных работ, преследовали уголовныхпреступников, выполняли обязанности палачей. Кроме охраны общественногопорядка, военно-полицейские части помогали властям взимать подати, проводитьмобилизацию населения для строительства ирригационных сооружений, пирамид, храмов.

Специальное подразделениеполиции — охрана пирамиды, усыпальницы фараонов. Ограбление царских мемориаловкаралось мучительной смертью: отрезали нос, уши, руки, сажали на кол.Жестокость наказания не устрашала преступников.Почти все гробницы фараонов были разграблены еще в древности.

В структуре управлениядревневосточной деспотии финансовое или налоговое ведомство также играло важнуюроль. Так, в Древнем Египте казначей, или главный хранитель сокровищ, имелгромкий титул «Начальник над всем, что есть и чего нет». Вероятно, онпрогнозировал будущий урожай и ожидаемые доходы. В его ведомство поступалидонесения о сборе податей. Ему подчинялся начальник Серебряного дома(казначейства), который, надо полагать, составлял смету доходов и расходов.

Система бюрократии Египтауделяла большое внимание общественным работам. Трудовые ресурсы учитывались,проверялись, устраивались смотры. Это составляло основную обязанность царскихписцов, которые знали количество занятых в каждой из каст. Выход из кастыремесленников происходил только с санкции фараона. Его администрация следила заэффективным использованием трудового населения, особенно на ирригационныхсооружениях. К строительству каналов, дамб привлекалосьпочти все трудоспособное население, кроме жрецов и чиновников. Функцияобщественных, публичных работ являлась главной в деятельности государства.

Следовательно, управлениестроилось на принципах бюрократического централизма. Такая система представляетсобой древневосточный вариант административно-командной системы, с четким определением функциональных обязанностей чиновников истрожайшим подчинением по вертикали.

На местах властьпринадлежала наместникам фараона — номархам. При РамзесеII насчитывалось 44 нома (области). Каждый ном сохранял известную хозяйственнуюсамостоятельность, имел свой религиозный культ, свой герб, знамя. Приторжественных церемониях к знамени прикреплялся значок.

Номарх обладал большимиполномочиями: наблюдал за состоянием местной системы орошения, возглавляладминистративный аппарат, ведал судом и ополчением.

Бюрократическая системапредписывала даже нечто вроде аттестации усопших покойников. Существовали нормымогильной площади, количество продуктов и предметов бытового обихода, которыедолжны были находиться в захоронениях, и, конечно, учитывался ранг усопшего.Кроме того, полагалось нечто вроде сопроводительной записи, письма. В нихобычно отмечалось, что этот человек был добродетелен, не крал, не убивал, несоблазнял чужих жен, не обижал малых детей, не обманывал близких, несквернословил. Имелись и такие подписи: «покойный не давил гирю, не плутовал с отвесом и т.п.», т.е. соблюдал древнеегипетскую метрологию.

Судя по источникам,государство регламентировало поведение подданных фараона и в личной жизни. Так,по школьным поучениям эпохи Нового царства, существовали фиксированныеобязанности, нормы поведения земледельца, воина, пекаря, конюха, писца: «будьприлежен, дисциплинирован, не ленись», осуждалось пьянство, увлечение танцами.Высоко оценивалась должность писца: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, удалит от мотыги, ты небудешь носить корзину, она отдалит от гребли и весла, удалит от хлопот. Небудешь ты под владыками многими, под начальниками многочисленными». Писецосвобождался от трудовой повинности, связанной с содержанием ирригационныхсооружений.

Система образования быларазветвленной и высокоразвитой. Подготовка чиновников велась в учебныхзаведениях. Принимались туда дети аристократов, высшей знати, чиновничества.Ученики проходили испытательный срок, принятые на учебу зачислялись на полныйпансион. Такие учебные центры были в Гелиополе,Мемфисе.

При Рамзесе II самыйпрестижный учебный центр — Дом Сети — находился в Фивах.Здесь обучали будущих жрецов, судей, писцов. Счетоводов и бухгалтеров готовилив школе при царской сокровищнице.

В других учебныхзаведениях преподавали астрологию, математику, филологию, выыускали хирургов, врачевателей. Медицинский центр был в Галиополе. В Доме Сети размещался главный научныйцентр, нечто вроде академии, и при нем имелась огромная библиотека.Древнеегипетские студенты привлекались к наблюдениям и научным исследованиям.Научные знания носили кастовый характер и были достоянием жрецов. Весь учебныйи воспитательный процесс находился под абсолютным контролем жрецов, которыемонополизировали знание. Аттестация жрецов во многом определяла карьеру, апорой и судьбу выпускника учебного заведения. Чиновники и жрецы входили в кастузнати. Они освобождались от государственных повинностей. Высшие судебныесановники в Древнем царстве обозначались иероглифом «уста Нехена» (божества), главный интендант — «казначейбога».

Религия в Древнем Египте,как и в других странах Древнего Востока, являлась доминирующей формойобщественной идеологии. Но в этой стране официально не было государственнойрелигии, религиозной ортодоксии, единой церковной организации. Каждый храм имелотносительную самостоятельность. Сейчас трудно объяснить, почему жречество несоздало единой, бюрократической системы, возможно, этому противились фараоны.

Религия требоваласоблюдения обрядов заупокойного культа. По ее понятиям, человек продолжал виной форме бытия существовать и на том свете. В одном из поучений XXII в. до н.э. говорилось: «Хорошотворить для будущего. Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели…Проходит жизнь на земле, недолга она. Процветает тот, кто оставляет о себе(добрую) память. Праведный живет вечно...» Египтянин заранее готовился кзагробной жизни, так требовала религия.

Наличие мумии былогарантом загробной жизни, но ее бальзамирование, копчение, весь процессконсервации стоили дорого. Изготовление мумии по 1-му разряду стоило талантсеребром. В могилу и гробницу обязательно клали мотыгу, заступ и коромысло,дабы и на том свете было чем возделывать и орошать землю.

Основные почестиполагались властвующим. В эпоху Древнего царства фараоны сразу после воцаренияприказывали строить для них баснословно дорогие пирамиды, на что тратилиськолоссальные средства. Доведенные до отчаяния египтяне бунтовали. По легенде,фараон Хуфу (Хеопс), разорив народ и государствостроительством своей пирамиды, в поисках средств послал даже родную дочь назаработки в публичный дом. Фараоны Хуфу и Хафра (Хефрен) не были погребены в своих пирамидах, так какзнали о намерении простого люда вытащить их мумии из гробниц и уничтожить.

Приведем еще примеробожествления личности фараона. На тридцатом году правления фараон Рамсес IIвознамерился стать богом. Нужно было придумать способ поразить воображениесоотечественников. В отвесной скале, возвышающейся над левым берегом Нила, быливырублены четыре совершенно одинаковые исполинские фигуры высотой 20 метров.Самые крупные из них изображают Рамсеса II, сидящего на троне. Он правилстраной с 1317 по 1251 г. до н.э., прожил 89 лет. Рядом храм царицы Нефертити. Храм посвящен победе Рамсеса над хеттами в1296 г. до н. э. Тогда был подписан первый из известных человечеству мирныхдоговоров.

Вес каждой скульптуры — около 1200 тонн. У ног колоссов расположилась семья фараона — скульптурныеизображения 111 его сыновей и 67 дочерей. Разве мог простой человек при видетакой необычной мощи хоть на минутку усомниться в божественности своего царя?

Внутри храма, кудадопускались только жрецы и аристократия, находились статуи фараона — восемьстоящих Рамзесов десятиметрового «роста». Ониобразуют своеобразный коридор в огромном пространстве высеченного в скалехрама, все стены которого покрыты рельефами и иероглифами. Стены Абу-Симбела — это грандиозная книга, повествующая ожизни и подвигах Рамзеса II.

Эти колоссальныемонументы построили безвестные мастера, и они сохранились до наших дней. Лишьодного из четырех колоссов Большого храма «обезглавило» когда-то землетрясение.Место поклонения фараону постепенно поглотила пустыня. За 32 века на статуях встенах осели тонны песчаной пыли. Песок забвения надежно «законсервировал»памятники, укрыв их на десятки столетий от доброжелателей и проходимцев, отвойн и пожаров. Лишь в начале прошлого века пустыня стала неспешно открывать Абу-Симбел. Потом усилиями египтологов многихпоколений храмы были очищены от песчаных завалов и подробно изучены.

При сооружении Асуанскойплотины, когда возникла угроза затопления Абу-Симбела, советские строителиспасли древние шедевры — их вырезали из скалы, распилили на отдельные блоки,подняли на высоту, недоступную Нилу, и снова аккуратно собрали. Храмы«прижились» в новых условиях.

Из некоторых источников видно, что между высшими жрецамии военачальниками шла конкуренция за влияние на царя, за получение привилегий,льгот, пожалований. Жрецы добивались средств на храмы, военные — на войско икрепости. Фараон нередко использовал интриги между этими двумя группами в своихинтересах.

В начале XIV в. до и.э. фараон Эхнатон провелрадикальную реформу в области религии. Он сбросил сбожественного престола прежних богов и провозгласил нового, единого бога Атона, культ солнечного диска. Новая религия совпала срасцветом культуры, искусства, зодчества, живописи.

Оценка деятельностивеликого реформатора самая противоречивая. Вот некоторые высказывания об Эхнатоне: «Самая замечательная фигура на ДревнемВостоке...» «неограниченный рационалист...» «Бесноватый эпилептик, вышедший изада, чтобы разрушить осирическое предание...» «Бытьтаким умным, как он, в то время значило навлечь несчастье». Вероятно, ближе кистине мысль о том, что Эхнатон пошел на открытый разрыв со знатью и нанестяжелый удар по консервативному фиванскому жречеству.

Один из приближенныхсановников Эхнатона, вельможа Ман, в надписи на гробнице оставил сведения оструктуре власти фараона. Носитель опахала стоял по правую руку от царя, затем — царский писец, возможно, начальник канцелярии. В штате фараона состояличиновники, ведавшие новобранцами, начальник храмового хозяйства, вероятно,главный жрец культа Атона, затем руководитель всяких работ (не исключено, чтоон возглавлял службу ирригации), потом командующий войском. Сановники фараонаполучали от него ежедневно «пищу и довольствие».

Эхнатон умер загадочнойсмертью, неожиданно для друзей и врагов, организовавших его свержение. Его преемникТутанхамон тоже царствовал недолго. Имя Эхнатонабыло предано анафеме. Случилось наихудшее: фараон и его первая жена, мудрая ипотрясающе красивая женщина, оказались без гробницы. Их могилы не найдены досих пор. Жречество сделало все, чтобы восстановить прежних богов и убедитьнарод забыть фараона-реформатора.

Система управленияДревним Египтом пережила народные восстания. нападения гиксосов,периоды раздробленности, сепаратизма. Она существовала тысячелетия,в этом ее загадка и феномен.

2.Право

Самые первые законы былиякобы написаны Мином, основателем первой династиифараонов. Имеются данные о фараонах, которыесоставляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права несохранились, вероятно, мало шансов найти их.

Наличие свода законовкосвенно подтверждается в речении Ипувера (XVIII в.до н э.). Верховныйсановник фараона Тутмоса III (XVI- XV вв.) во время официальных приемов держал перед собой «сороккожаных свитков (с законами)». Как видим, они былиначертаны не на папирусе, а на коже, т.е.рассчитаны на длительное хранение.

Еще в древностиегипетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ееформах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении ираспоряжении недвижимым имуществом. Сделки с землей, скотом, рабами заключалисьпо ритуалу, с участием свидетелей, в том числе жреца. Такие контракты обычносоставлялись в суде.

Формализм в распоряжениинедвижимой собственностью — характерная черта юриспруденции многих странДревнего Востока.

Брак также оформлялсяписьменно, имел вид договора. Замужняя женщина могла распоряжаться своимимуществом. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась частьприданого и часть имущества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданогои в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоватьсявсем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Следовательно,закон охранял имущественные интересы женщины.

Право содержало нормы обраке и семье. Женитьба и строительство дома считалось понятием равнозначным.Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты.Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственникамизапрещались. Но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-тосказал: «Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяетфараону делать все, что он хочет». Рамзес II за 67лет царствования имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много женрангом ниже. У него было 162 сына. Рамзес III имел всего три жены, но также любил женское общество.

В Древнем Египтесуществовали гаремы. Муж называл свою супругу «сестрой», а она его «братом».Муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. В отличие от греков,египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги вместеходили в храмы.

Древние надписи содержаткрасочные описания жизни верных супругов. Вместе с тем законы и обычаификсируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, абрат — сестру, однако в «разумных пределах». Увечья наказывались. Виновныйдолжен был доказывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить стопалочных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.

Неверность мужа ненаказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью.Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, говорится водной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросилсобакам. В литературе женщин не жаловали, у них якобы имелась масса пороков:легкомыслие, капризность, неверность, лживость, мстительность, неспособностьхранить тайны. Зато мужья — рассудительны, преданны, заботливы.

Женитьба, размерыприданого, рождение ребенка, смерть фиксировались в «Доме жизни», деловомцентре, своеобразном университете. При таком акте присутствовали свидетели.

Египтяне были чадолюбивы,особенно ждали мальчика, наследника. Ребенок до трех лет находился при матери,которая носила его в особой сумке, висящей на шее, спереди. Руки матери былисвободны, а ребенок мог дотянуться до груди. Надпись гласила: «Воздай своейматери за все, что она сделала для тебя! Снабди ее хлебом в изобилии… Ты был для нее нелегкой ношей… Она долго носила тебя насвоей шее, и три года ее грудь была у твоего рта. И она не отворачивалась сотвращением от твоих нечистот».

В числе преступленийупоминаются восстания против фараона, неповиновение властям, отказ участвоватьв общественных работах, ограбление, взятки, чародейство, убийство кошки, льва,крокодила, совы, летучей мыши, если они считались священными животными в даннойместности, и др.

Вид наказания зависел отположения преступника и тяжести преступления. Участники восстания подлежалипоголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники.Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц. Захищение храмового имущества взыскивался штраф в 100-кратном размере. Обычнаякража требовала компенсации в 2-3-кратном размере. Пострадавший мог обратитьсяв городе к главе воровской касты. За возврат вещи владелец платил похитителючетвертую часть ее стоимости.

Подделка документовкаралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорныхнаказаний. Оно применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику.

Уголовное наказаниегрозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

В начальный этап Древнегоцарства преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее этафункция перешла к судье. Предания содержат нелестные отзывы о представителяхсудейского сословия за их крючкотворство, пристрастность.

Есть основания полагать,что уже в древности существовал свод правовых предписаний. На одном изображениивидно, что в руках вельможи свиток, возможно, законник.

Виновный в кражеимущества фараона кроме штрафа подвергался телесному наказанию (200 ударовпалками и 5 ран). Рамсес 1 издал указ о наказании взяточников. Их ссылали накаторгу, перед тем отрезали нос. Дети таких взяточников лишались привилегий,низводились до положения ремесленников. «И твой сын не будет на твоем месте».

Законы, обычаи особоохраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись,надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...» «Ктосодеет подобное, да сожрет его крокодил, да укусит его змея. Никто не нальет имводы, не совершит погребальных церемоний, сыновья не займут их место, будутголодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах».Такие угрозы исходили из того, что египтяне были суеверны, наивны, боялисьбожьего гнева, испытывали страх и ужас перед загробными карами. Преступниковставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники,каменоломни, хоронили живьем — не помогало. Вначале царствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине царицбыли вскрыты и ограблены. Стражники вступили в сговор с грабителями, низшимижрецами, чиновниками. Чтобы спасти мумии фараонов, их извлекли и без украшенийи золотых масок поместили в тайных местах.

В речении Ипусера, жившего в начале XVII в. до н. э. во времена народноговосстания, говорится: «Свитки законов судебной палаты выброшены и по ним ходятна перекрестках...» Ипусер огорчен гибельюзаконности и правопорядка, скорбит о расхищении бумаг из финансового ведомства,об уничтожении списка рабов. Народное восстание, свидетелем которого былИпусер, до основания разрушило весь государственный правовой механизм.«Начальники повержены, спасаются бегством». К сожалению, большинство памятниковегипетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированностьо египетской правовой системе.

www.ronl.ru

Читать книгу Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы Барбары Мертца : онлайн чтение

Барбара МертцДревний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы

Посвящается моим детям и их отцу

Предисловие

Мой любовный роман с Древним Египтом начался в далеком детстве, когда в местной библиотеке я впервые познакомилась с Джеймсом Генри Брэстедом, с его «Историей Египта». Любовь еще цветет, хотя с тех пор прошло много лет и много увлечений. Столь субъективное признание необходимо, я думаю, чтобы объяснить причину появления этой книги, а также чтобы оправдать другие замечания, которые появятся ниже. Порой серьезным египтологам могут показаться обидными мой фривольный тон или склонность к фантазиям. Фривольность, быть может, имеет место, но не стоит принимать ее за принижение египтологии вообще или некоторых ученых и их любимых теорий в частности. Мало академических предметов выигрывают от смертельно серьезного к ним отношения. Я, напротив, подозреваю, что большинство из них только выиграли бы от добродушного подтрунивания, особенно над самими собой. Если я позволяю себе посмеиваться над областью, которой сама служу, это должно быть подтверждением того факта, что я действую на основании общего принципа, а не из частного злопыхательства. Все это только шутки, яд не настоящий, здесь никого не хотят обидеть.

По справедливости, однако, надо предупредить читателя, что перед ним не исторический труд. Это скорее неформальные очерки египтологии – исследований всего древнеегипетского. Мой критерий отбора материала был очень простым: я включала все, что находила интересным. Поэтому вы познакомитесь – в неравных дозах – с официальными археологическими отчетами, со сплетнями, с историческим теоретизированием. Вы также познакомитесь – я надеюсь – с людьми. Внимание к личностям как-то вышло из моды в серьезной истории, хотя теперь тенденция, кажется, поворачивается в их пользу. Я придерживаюсь весьма традиционной точки зрения, считая, что события есть продукт взаимодействия человека и среды, но я верю, что форму событиям придает конкретный человек, который держит вожжи судьбы в данный момент времени. Поэтому я откровенно говорю о людях, когда имею возможность: по большей части о фараонах и царицах, но также о художниках, о кудесниках, даже о чиновниках.

Любая попытка оценить или даже просто описать характер исторического персонажа – дело трудное и весьма субъективное; часто биограф невольно больше говорит о себе, чем о герое своего труда. В случае персонажей древней египетской истории практически невозможно – да просто невозможно – произвести что-нибудь, кроме спекуляций. Даже о внешних событиях наши сведения скудны и неполны, знание внутренних мотивов и влияний полностью отсутствует. Я пыталась указывать точки, где я оставляю твердую почву и уношусь в счастливый полет фантазии, но, несомненно, я отметила не все подобные случаи. Мое утешение в том, что такая же ошибка совершалась и совершается многими профессиональными историками.

Я часто размышляла над тем, почему столь многих людей привлекает археология. Некоторые мотивы, например притягательность спрятанных сокровищ, вполне очевидны, именно к этой стороне воображения обращается большинство популярных книг по археологии. Но в археологии и в истории вообще есть другой тип задач, который также привлекает широкую аудиторию – людей, которые любят загадки, головоломки и простые логические упражнения. Когда мы, будучи студентами, читаем учебник истории, нам преподносится ряд высказываний, которые мы с большим или меньшим безразличием принимаем за истину. Мы видим мастерски нарисованную на основании данных, взятых из десятков различных источников, связную картину событий, но мы не видим мастера и лишены возможности проследить за умственными процессами, посредством которых создается общая картина. Прослеживать эти процессы в деталях не только увлекательно, но и выгодно, ибо в конце мы ставим под вопрос источники некоторых высказываний и даже не соглашаемся с выводами, извлеченными из них. Здесь лежит желанная цель: вопрошающая мысль должна быть развита у любого читающего человека. Я пыталась указать некоторые источники и некоторые методы, которые мы применяем, чтобы получить то, что называется египетской историей. Многие из них шире, чем египтология, но видимы в ее контексте столь же ясно, сколь и в других.

Любая книга подобного рода, сжатая и упрощенная для технически неподготовленного читателя, включает проблемы с тем, что пришлось опустить. Для специалиста большинство пропусков будут болезненно очевидными. Ни один из переводов не является буквальным; они сжаты, приглажены и вообще изменены, чтобы их легче было читать. Я старалась сохранять дух оригинала. Переводы, несомненно, обязаны своей возможной ценностью профессорам, которые вдолбили в мою голову знание древнеегипетского, и я не колеблясь опиралась на переводы таких авторитетов, как Брэстед, Гардинер и Уилсон. Вопиющие ошибки объясняются моим упрямым отказом согласиться с превосходными переводами указанных экспертов. В одном случае я скопировала буквально перевод хорошо известного ученого: принадлежащая сэру Алану Гардинеру версия «Второй песни арфистки» кажется мне одним из самых прекрасных переводов древнего текста на английский. Я не могла улучшить его, поэтому просто позаимствовала и хотела бы поблагодарить сэра Алана за позволение использовать его в книге. Переводы неегипетских текстов были взяты из работы Гетце в превосходной книге Причарда «Древние ближневосточные тексты, касающиеся Ветхого Завета». Письма Амарны взяты из Брэстеда, я использовала его версии, выведенные из переводов немецкого ученого Винклера, предпочтя их более поздним изданиям из-за прекрасного литературного языка переводов. Библейские цитаты приведены по Библии короля Якова по аналогичной причине. (Мы даем их по русскому синодальному переводу Библии. – Примеч. перев.)

Я обязана столь многим людям, что, может быть, не смогу выразить всю свою благодарность здесь: еще раз сэру Алану за позволение процитировать письмо Редьярда Киплинга и за руководство и вдохновение, которые его долгие годы трудов в египтологии дали многим студентам, включая меня; д-ру Каролине Пек из Университета Брауна и д-ру Юргену фон Беккерату из Египтологического института в Мюнхене, Германия, за статьи и репринты; д-ру Зигфриду Хорну из Университета Эндрюс за помощь на всех уровнях, включая чтение рукописи, – дружба не знает более истинного испытания; д-ру Джону А. Уилсону из Восточного института за ответы на специфические вопросы, в частности по поводу Асуанской плотины, и за неувядающий стимул, который дали его превосходные лекции по египетской истории. Г-н Жак Вандье из Лувра и д-р Генри Фишер со своими сотрудниками из Метрополитен-музея много трудились над копиями фотографий для меня. Другие музеи и институты позволили мне использовать фотографии из их коллекций. Моя благодарность терпеливым друзьям и родственникам, которые слушали меня до тех пор, пока им не опротивел сам предмет археологии; моему агенту м-ру Терону Рейнсу, который поощрял работу над тем, что казалось только смутной возможностью; соседям и друзьям, особенно миссис Джордж Ратьенс, чья добровольная помощь дала мне свободные часы для этой работы; наконец, моей бедной семье, которая выносила все неудобства жизни с работающей женой и матерью с образцовым терпением.

Барбара Мертц

Исторический обзор

До новой эры

Доисторический период – Около 4500–3110 гг.

Протодинастический (ранний династический, тинитский) период – 3110–2665 гг.

Династия I: Менес

Династия II: Перибсен, Хасехемуи

Древнее царство – 2664–2181 гг.

Династия III: от Джосера до Хуни

Династия IV: Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура

Династия V: от Усеркафа до Униса

Династия VI: Тети, Пепи I, Мернера, Пепи II

Первый переходный период – 2180–2134 гг.

Династии VII–VIII в Мемфисе

Династии IX–X в Гераклеополе: Ахтой и Мерикара

Среднее царство – 2134–1786 гг.

Династия XI: Интефы и Ментухотепы

Династия XII: Сенусерты и Аменемхеты

Второй переходный период – 1785–1571 гг.

Династия XIII в Фивах

Династия XIV в Ксоисе

Династии XV, XVI (?): гиксосы

Династия XVII в Фивах: Секненра, Камос

Новое царство (Империя) – 1570–1075 гг.

Династия XVIII: Тутмосы, Аменхотепы; Хатшепсут, Эхнатон

Династия XIX: Сети I, Рамзес II, Мернептах

Династия XX: Рамзесы от III до XI

Поздний династический период – 1075—525 гг.

Династия XXI в Фивах и Танисе

Династия XXII («ливийская») в Танисе

Династия XXIII в Фивах

Династия XXIV: Тефнахт и Бокхорис, современна династии XXV

Династия XXV («эфиопская» или «кушитская»): Пианхи, Тахарка

Династия XXVI, саисский период

Персидское завоевание – 525 г.

Династия XXVII, персидская – 525–404 гг.

Династии XXVIII–XXX, эфемерные египетские – 404–341 гг.

Династия XXXI, вторая персидская – 341–333 гг.

Завоевание Египта Александром – 332 г.

Александр и Птолемеи – 332—30 гг.

Римский период – 30 г. до н. э. – 324 г. н. э.

Византийский, или коптский, период – 324–640 гг. н. э.

Арабское завоевание – 640 г. н. э.

Глава 1Две земли

Имя и титул царя Менеса

1. ДЖЕБ-ОХОТНИК

Однажды, ясным летним утром 5263 г. до н. э., высоко на скальном уступе, поднимающемся над долиной Нила, стоял человек. Он был довольно хрупкого сложения и всего пяти с половиной футов ростом (165 см), его смуглое тело было голым, если не считать юбки из дубленой кожи. Но держался он гордо, ибо занимал высокое место среди своего народа и был вождем. Люди, которых он вел, толпились вокруг него; женщины робко выглядывали из-под гривы черных волос, успокаивая младенцев на руках, мужчины сжимали оружие – луки, стрелы, каменные топоры. Горячий ветер дул сзади, они повернулись к пустыне спиной. Когда-то она не была пустыней. Когда-то, во времена предков, там были и вода, и растительность, и животные, годные для охоты. Теперь бог отвратил лицо свое от их отчизны. И теперь они глядели горящими жадными глазами на новую землю внизу, зеленую полосу жизни, что прорезала окружающую пустыню. Острый взор вождя заметил блеск воды и мелькание птичьих крыльев, острый слух охотника уловил дальний рык гиппопотама. Пища внизу была, и все же вождь колебался. Он знал старую жизнь со всеми ее опасностями. Мог ли он противостоять леденящим угрозам неизвестности и, не сознавая своей судьбы, сделать первый шаг к Великим пирамидам?

К несчастью, этот картинный эпизод принадлежит скорее литературе, чем истории. Однако некоторые детали могут быть подлинными. Первые доисторические поселения в Египте датируются приблизительно 5000 г. до н. э., но даже чудодейственный радиоуглерод не может дать нам столь точной даты, как указанная выше. В какой-то момент в отдаленном прошлом человек спустился с плато, ставшего необитаемой пустыней, в долину Нила; он мог выглядеть примерно как вождь племени, которого в историческом романе окрестили бы Джебом, или Абом, или каким-нибудь столь же доисторическим и односложным именем. Но маловероятно, чтобы Джеб имел ощущение судьбы. Он искал для жизни места получше и понятия не имел о том, что изменение среды обитания должно драматически изменить образ жизни его народа.

Нужно признать, что в признаках великих перемен нет ничего драматичного, когда смотришь на них в пыльных музейных витринах: кремневые ножи и наконечники для стрел, не слишком отличающиеся от грубых инструментов всех первобытных народов, ветхие остатки плетеных корзин, в которых когда-то хранили зерно; кости собаки, похожие на кости любого дикого животного. Однако переход от кочевой охоты к оседлому земледелию более важен, чем пирамиды, и более увлекателен по своим последствиям, чем золото Тутанхамона. Мы находимся здесь в самом начале длинной и важной главы в великой книге истории человечества. Переворачивая страницы, мы встретим царей и завоевателей, поэтов и изобретателей. Мы вызовем видения сокровищ, несравнимых с самыми фантастическими выдумками сказочников, познакомимся с темными сторонами человеческого духа и с его ярчайшими триумфами. Однако никогда, быть может, мы не увидим снова, как человеческое существо делает такой гигантский шаг – первый шаг, как он ни мало известен и плохо описан.

Ученые обычно помещают первую революцию в образе жизни человека между палеолитом и неолитом. Эти термины, обозначающие древний каменный век и новый каменный век, были введены в оборот, чтобы описать изменения в технике обработки каменных орудий: люди неолитической эры свои инструменты и орудия полировали. Но новый метод полировки камня – наименее важное из различий между двумя периодами. Бродячие охотники древнего каменного века стали неолитическими земледельцами и пастухами; а постоянное место жительства племени – это уже обработка земли и одомашненные животные. Естественно, столь громадные перемены произошли не в один день. Долгие столетия были заняты переходом от охотничьей орды к первой земледельческой общине. В Египте, в отличие от других регионов Ближнего Востока, переходный период отсутствует вообще. Не считая некоторых кремневых орудий, оставленных древними охотниками на краю пустыни, наши сведения о Египте начинаются с остатков уже развитой деревенской жизни. Данные о старейшей додинастической культуре Египта мы черпаем из «хозяйственных отбросов» – археологический эвфемизм, означающий помойки. Доисторическим эквивалентом пивных банок и арбузных корок являются кости рыб и зверей, изношенные кремневые инструменты, осколки керамической посуды. Близ этих древних мусорных куч должны были находиться какие-то поселения, хотя вряд ли можно почтить их названием деревень; дома были, вероятно, грубыми шалашами из тростника и прутьев. Позднее – не намного позднее по археологическому счету – деревни стали поизящнее.

Нужно иметь действительно хорошо развитое воображение, чтобы увидеть что-то изящное в первых деревенских культурах. Жизнь была не слишком роскошной. Дома представляли собой жалкие хижины из глины и прутьев и состояли из единственной темной комнаты, лишенной пола и вентиляции, за исключением дыры для дыма в крыше. Тела мертвых клали в неглубокие ямы в песке, едва прикрытые соломенными матами или шкурами. Но в вещах, похороненных вместе с ними, видно стремление человеческого духа к бессмертию. Люди могли лишь постулировать продолжение жизни, которую они знали; так, охотника хоронили с его копьем, женщину – с ее бусами (суета сует!), и среди жалких косточек ребенка мы находим прах любимой игрушки.

Скелеты и сопровождающие их предметы могут говорить с нами, иногда удивительно ясно. Немые камни и обожженная глина тоже способны многое сказать тем, кто умеет слушать. От тех отдаленных времен, когда еще не занялась заря истории, осталось так мало, что археологам пришлось разрабатывать изощренные методы извлечения максимума информации из каждого найденного осколочка. Они опираются на знания многих квалифицированных специалистов – биологов, которые могут идентифицировать виды по обглоданным костям в кухонных отбросах; палеоботаников, определяющих зернышки, оставленные на дне корзины неаккуратной древней домохозяйкой. (Кстати, вопреки некоторым сенсационным сообщениям ни одно из «мумифицированных зерен», найденных в Египте, ни разу не произвело живого растения; есть предел консервирующим свойствам даже египетской почвы.)

Большинство археологических свидетельств о доисторическом Египте пришло из захоронений. На основании этих скудных останков археологи определили ряд додинастических культур. Они взаимосвязаны, но каждая имеет свой типичный ансамбль (коллекцию предметов, произведенных и использованных носителями данной культуры). В доисторический период такой ансамбль может включать кремневое оружие, бусы и амулеты, посуду из глины или из камня.

Я никогда не могла решить, что скучнее, кремни или керамика, но я прекрасно помню ужасающую пустоту в мозгах, когда во время экзамена меня просили определить черепки керамики. Вероятно, это свидетельствует о неразвитости моего воображения, ибо керамика – один из самых полезных инструментов археолога. Сама по себе она не имеет ценности, поэтому, когда керамический сосуд бьется, люди его выбрасывают, а грабители могил презрительно морщатся, пренебрегая. По этой причине керамика является бесценным ключом к хронологии, поскольку ее редко переносят с того места, где ее выбросили. Хотя горшок можно разбить, его фрагменты практически неразрушимы. Но справедливость требует отметить, что никто не додумался до важных последствий исследования черепков, пока о них не начал размышлять сэр Уильям Флиндерс Питри.

Мы не случайно называем первым имя Питри, ибо он был поистине громадной фигурой в египтологии. Некоторые ученые называют его отцом научной археологии (лично я по некоторым причинам предпочитаю говорить о критической археологии). Простое перечисление достижений Питри в области методики раскопок заняло бы много страниц, но даже его технические прорывы не столь важны, как его подход, строго логичный и безукоризненно точный. Новый подход Питри придумал сам, его никто не учил, ибо, как он замечает вскользь, вокруг не было никого, у кого можно было бы научиться. Он прибыл в Египет тогда, когда Анри Масперо, преданный своему делу директор Каирского музея древностей, начал настаивать на соблюдении правил и научных методов, разрушая веселый азарт открытого для всех грабежа и безответственного разрушения. Но Питри, который вел с местными и иностранными грабителями открытую войну, не слишком ценил Масперо. Питри имел чудесный дар обличителя; его убийственные комментарии по поводу неэффективности и жульничества высказывались с особой научной элегантностью, которая только придавала им силу.

В своей автобиографии Питри обрушился на других археологов, на Каирский музей, Масперо, на французов вообще и многих египтян в частности. Можно предположить, что именно Питри, а не остальной мир шагал не в ногу. Это так и было, но лишь потому, что он открывал парад и его современники еще не поняли точности и изощренности установленных им методов. Очень редко страстные обвинения Питри вызывались личными мотивами; люди, которых он ругает последними словами, из-за глупости или корысти губили его драгоценные древности. Он любил большинство египтян, с которыми работал, и завоевал их любовь и лояльность настолько, что люди, которых он обучил технике раскопок, жители деревни Куфт, много лет снабжали археологические экспедиции надсмотрщиками и землекопами.

В характере Питри была черта, которая удивляет нас даже больше, чем его фанатическая страсть к деталям. Это его фантастическая энергия. Он носился по Египту, от Дельты до порогов Нубии, как мифологический дракон, глотая сырой материал и извергая его в форме аккуратных томиков с каталогами костей, камней, бус и горшков. Реальным доказательством его гения стали истории, которые начали скапливаться вокруг него, как вокруг рассеянных ученых в других дисциплинах, из-за страсти к работе не обращавших внимания на несущественные потребности повседневной жизни. Питри сам со вкусом рассказывал, как он работал голым в душных коридорах пирамид, «словно японский плотник, одетый только в очки, с той разницей, что я не нуждаюсь в очках». Ему ничего не стоило пройти 10–20 миль через пустыню, чтобы получить недельную плату для своих рабочих; на раскопках в Палестине ему и его помощникам пришлось черпать из колодца питьевую воду, по цвету и консистенции напоминавшую густой гороховый суп. Тем лучше, небрежно замечал Питри, они сразу получали воду, овощи и мясо.

Работалось с ним, очевидно, нелегко. Особенно трудно было приноровиться к его привычкам в еде, а студентам приходилось делать это. В гробнице на плоском камне, служившем обеденным столом экспедиции, выставлялся ряд консервных банок и консервный нож. Когда Питри заканчивал обедать, он передавал следующему то, что оставалось в банке. Говорят, что у двоих его студентов случился роман, пока они ухаживали друг за другом при одновременном пищевом отравлении.

Я повторяю эти рассказы, не испытывая угрызений совести, поскольку, по моему мнению, они скорее возвышают, чем принижают фигуру великого ученого. Большинство крупных вкладов в сумму знаний внесли люди, которым было о чем думать, кроме количества соли в супе.

Среди многих достижений Питри была классификация доисторических египетских культур. Он не имел письменных материалов, у него не было даже самого основного хронологического инструмента археолога – стратифицированного разреза. В Египте такие разрезы встречаются редко, хотя обычны в других частях Ближнего Востока, где являются лучшим источником относительной хронологии. Лучшие образцы находятся между Тигром и Евфратом, в бывшем Вавилонском царстве. Здесь встречаются крутые холмы, или телли, которым приписывалось искусственное происхождение еще до того, как археологи начали их раскапывать. Телли – это бывшие города, люди постоянно жили здесь в течение столетий. Самое раннее селение строилось на уровне земли. Когда оно разрушалось – в силу естественного упадка или в результате военного конфликта, – новые поселенцы разравнивали обломки и строили новые дома на этом приподнятом участке. Столетиями город поднимался все выше и выше, мирно опираясь на руины, оставленные предшественниками. Поэтому, когда археолог раскапывает такой холм, он может спокойно допустить, что город на самом верху этой мусорной кучи является последним по времени, а остатки в самом нижнем слое – самые ранние. Отсюда археолог может вывести «плавающую» хронологию, которая дает последовательность различных культур, но не их абсолютную датировку. Он может пронумеровать эти культуры снизу вверх или сверху вниз или назвать их по буквам алфавита; лично мне хотелось бы, чтобы он договорился с коллегами о каком-нибудь едином подходе. А то если холм имеет девять уровней, третий уровень сверху может именоваться Асмар III, Асмар VI или Асмар С. Чтобы дать «плавающей» хронологии абсолютную датировку, археолог должен иметь хотя бы один предмет, который можно датировать либо по надписи на нем, либо путем сравнения с другой культурой, где абсолютная хронология уже имеется.

У Питри не было ни таких разрезов, ни справочников для сравнений. Пионеру приходится писать книги самому. У него были только могилы – сотни могил, не имеющих видимого отношения ни друг к другу, ни к чему-либо еще. Могилы эти – всего лишь ямы в песке с некоторым набором предметов. Общее в них – присутствие костей и керамики. Однако Питри посмел задать себе вопрос: нельзя ли расположить эти ямы в песке во временной последовательности? То, что он задал подобный вопрос, является подтверждением его таланта; но то, что он смог ответить на него, кажется доказательством гениальности.

Кости не выглядели многообещающими, поэтому Питри обратился к горшкам. Горшков было много, но, что самое важное, не все они были одинаковы. В дополнение к тем качествам, которые мы назвали, керамика имеет еще одно свойство. Она подвержена диктату моды, она меняется.

Горшки Питри с волнистыми ручками

Слева направо – от ранних к позднейшим формам – показано вырождение ручек

Отобрав примерно 700 могил, Питри, начинавший карьеру как статистик, заполнил по каждой могиле специальный бланк. Бланк был разграфлен на столбцы, по одному на каждый тип посуды, найденной в данной могиле. Столбцы же были разделены по внешнему виду на ряд общих категорий: красная лощеная посуда, посуда с черным верхом, неглазурованная посуда и т. д. За начальную точку Питри взял посуду с волнистыми ручками. Подобные горшки происходили из-за рубежа; мы можем проследить их развитие из примитивных образцов, найденных в Палестине, но в Египте они появляются уже полностью сформированными. Волны – это бороздки, впрессованные в полочки-ручки пальцами гончара, с их помощью было удобнее держать и переносить сосуд.

На ранней стадии эти горшки шарообразны, с хорошо выраженными ручками и волнистостью. Позже они «худеют», ручки делаются менее заметными. На последней стадии горшок с волнистыми ручками представляет собой высокий цилиндр с простым волнистым рисунком – остатком первоначальных ручек в верхней части.

Определяя эти стадии, Питри сделал одно допущение – что со временем черты данного типа керамики перерождались из функциональных в чисто декоративные. Допущение было подкреплено изменением содержимого горшков. Вначале они содержали ароматические притирания, прикрытые тонким слоем глины. Потом притирания заменила ароматизированная глина. Последними были горшки, содержавшие простую твердую глину. Здесь понятие вырождения более очевидно, и это плохо характеризует додинастических египтян. Когда родственники покойного стали более изощренными и расчетливыми, они решили, что, в то время как они могли спокойно использовать драгоценные притирания сами, их полезность для мертвеца была весьма сомнительной. Бедный труп, в сущности, не обжуливали. Его нужды удовлетворялись с помощью магии – соответствующие заклинания могли обратить глину в призрачные притирания. В более поздние периоды этот процесс магической подмены достиг логической кульминации: мертвые снабжались для будущей жизни моделями или даже картинками вещей, которые им могли понадобиться.

Установив ранние и поздние типы этого класса керамики, который он назвал W-классом, Питри получил начало хронологического ряда. Теперь необходимо было привязать к нему другие керамические классы, найденные с горшками с волнистыми ручками. В некоторых из могил, содержавших эти последние, встречалась также керамика, которую Питри обозначил буквой L (от английского late – поздние), поскольку ею продолжали пользоваться и в исторические времена. Это дало ему отправную точку, ибо образцы типа L, которые встречались в могилах царей I династии, могли быть датированы. В целом Питри работал с девятью классами доисторической керамики. Кроме классов L и W, он выделил красную группу с черным верхом B, красную лощеную группу P, грубую керамику R и другие. Не все могилы содержали все девять классов керамики, но в каждой было минимум два класса. Если могила имела не более одного класса, она была бесполезна для сравнительного метода и Питри не включал ее в свой корпус образцов.

Через корреляцию с посудой с волнистыми ручками Питри смог разработать структуры рядов для других классов керамики. Разумеется, хронологическое развитие различных классов должно было быть совместимым. Допустим, например, что подтипы 9– 12 керамики с волнистыми ручками постоянно обнаруживаются вместе с подтипами 1–3 красной лощеной керамики. Тогда подтипы 4–6 красной лощеной керамики не могут совмещаться с более ранними подтипами керамики с волнистыми ручками – подтипами 1–9. Если они все же совмещаются, тогда что-то неладно с внутренними подразделениями этого класса, или другого, или обоих. Это очень упрощенный пример проверки, которую Питри пришлось провести на 9 различных классах керамики и 700 раскопанных могилах. Логические процессы в такой работе не особенно глубоки, но охват материала настолько широк, что голова кружится при одной мысли об этом.

Однако именно в решении такого рода задач Питри превосходил всех; как регистратор бесчисленных деталей он не имел себе равных среди археологов. Он дал номера всем подтипам в своих 9 классах и написал номера на своих индексированных бланках, по одному бланку на каждую могилу. Выразив свою керамику математическими символами, Питри мог уже тасовать не черепки, а бумажные карточки, и мы можем представить его себе склонившимся над огромным столом, усеянным плодами своей интеллектуальной победы – семью сотнями индексированных карточек, или бегающим вокруг стола, чтобы найти нужное место для той или иной карточки, и наслаждающимся при виде особенно совместимого сочетания карточек, как гурман при виде обеденного стола из семи (или семисот) блюд.

В конечном итоге Питри получил ряд групп могил, в которых керамика формировала совместимые и логичные структуры. Во времени классы керамики, естественно, перекрывали друг друга; одна категория могла пребывать на последних стадиях развития, тогда как другая еще не выступила на сцену, а самый древний класс мог полностью исчезнуть, прежде чем самый поздний появился. Однако взаимное перекрывание классов составляло континуум, и нигде не возникало пункта, в котором сравнительный метод, включающий, как минимум, два типа, нельзя было бы применить. Питри построил свои разбросанные могилы в ряд; номера, которые он присвоил их группам, были названы «датами ряда», ибо они не имели связи с годами до н. э. Было установлено 50 номеров, от 30-го до 80-го; типично для Питри, что он оставил место для будущих открытий, которые могли предшествовать по времени его самым ранним могилам.

Питри разработал рамки, в которые вновь открытые могилы могли быть помещены путем простого сравнения типов керамики. Тогда еще не существовало способа датировать доисторические объекты по абсолютному возрасту, этот способ появился только с разработкой радиоуглеродного метода. Однако рамки давали сравнительную хронологию, и ее можно было разбить на более широкие подразделения. Некоторые группы могил и «датированных рядов» формировали некое целое, поскольку имели между собой достаточно общего, чтобы их можно было назвать отдельными культурами. Культуры различались не только керамикой, но и каменными орудиями, оружием, украшениями, костями и т. п. В дополнение к могилам мы имеем остатки доисторических поселений; объекты, найденные здесь, образуют внутренне взаимосвязанные скопления и могут быть чрезвычайно полезны в определении культур. В Египте встречается множество таких доисторических поселений, настолько древних, что строители пирамид в Гизе (4500 лет назад) забыли об их существовании.

Открытие, сделанное в одном из таких мест в 1925 г., вывело работу Питри из области чистой теории. Мисс Гертруда Кэтон-Томпсон, работая в Хемимие, раскопала стратифицированное поселение, и там были найдены доисторические культуры Питри, и в той последовательности, которую он постулировал. Ниже самой ранней известной ему культуры Кэтон-Томпсон нашла еще более раннюю, которой были приписаны даты исходя из пустых номеров, оставленных великим первооткрывателем как раз для такого случая.

Благодаря трудам множества таких преданных делу ученых, как Питри и Кэтон-Томпсон, мы имеем теперь общую картину додинастической жизни в Древнем Египте, но картину очень разрозненную и неполную. Возникло, однако, одно очень интересное обобщение, состоящее в том, что существуют четко выраженные различия между культурами двух главных географических регионов собственно Египта – Верхним Египтом и Нижним Египтом. Чтобы усвоить эту терминологию, читатель должен привыкнуть к некой алогичности: Верхний Египет – это долина Нила от Каира к югу, а Нижний Египет – это Дельта (так эту часть страны назвали греки). Алогичность иллюзорна; она возникает из-за того, что Нил течет с юга на север и регион, расположенный ближе к истокам, является верхним относительно течения реки. Поскольку Дельта на современных картах расположена наверху и река висит вниз, как хвост, большинство людей испытывают трудности в различении Верхнего и Нижнего Египта. Я их не осуждаю. Прошли годы, прежде чем я перестала делать сознательное внутреннее усилие, припоминая, где находится Верхний Египет. Но я могу им только посочувствовать, ибо эти названия часто используются археологами и изменить их уже нельзя.

iknigi.net

5 книг по религии Древнего Египта — Энгурра

Подборка из пяти книг на русском языке по религии одной из древнейших цивилизаций мира, Древнего Египта. Монографии предназначены для широкого круга читателей.

Я. Липинская и М. Марциняк - Мифология Древнего Египта

Данная книга предназначена для широкого круга читателей, которые хотят ближе познакомиться с религиозными представлениями жителей Древнего Египта. В ней подробно изложены сведения о мифах, существующих в древнеегипетской цивилизации, культовых центрах и археологических находках, которые свидетельствуют об идолопоклонстве населения богам. В конце книги приведен основной пантеон богов и демонов Древнего Египта, периодизация его истории. Текст работы сопровождается яркими иллюстрациями, которые помогают читателю лучше окунуться в мир религии и магии великой цивилизации.

Скачать: DOC

Уоллис Бадж - Египетская религия. Египетская магия

Книги, входящие в издание 1996 г. «Египетская религия. Египетская магия», подлежат перу настоящего знатока своего дела – известному востоковеду Уоллису Баджу.  В своей первой работе этого небольшого сборника автор подробно рассматривает главные пункты древнеегипетской религии, основываясь на исторических источниках, фрагменты которых приводятся в главах его сочинения. Цель этой книги — кратко рассказать читателю об основных воззрениях и верованиях древних египтян, касающихся воскресения и жизни после смерти.

Скачать: PDF

Димитри Меекс, Кристин Фавар-Меекс - Повседневная жизнь египетских богов

Среди научно-популярной литературы, посвященной древнеегипетской культуре, мифологии и религии, книга Димитри Меекса и Кристин Фавар-Меекс «Повседневная жизнь египетских богов» по-своему уникальна. В ней мир богов самодостаточен и замкнут на себе. Д.Меекс и К.Фавар-Меекс рассматривают его как сложную структуру, существующую по своим законам и на равных взаимодействующую с миром людей. Такой подход дает возможность взглянуть на оба этих мира с новой, неожиданной стороны и разрешить многие загадки, оставленные нам древними жителями долины Нила.

Скачать: DOC

Матье М. Э. - Мифы Древнего Египта

Мифы древнего Египта представляют собой исключительный интерес не только для истории египетской религии. Они являются необходимым источником и для изучения всей культуры Египта. Привлечение мифологического материала неизбежно и при исследовании отдельных вопросов истории Египта, в особенности древнейших ее периодов, и для понимания ряда проблем египетского искусства. В настоящей работе даны переводы всех основных египетских мифов, дошедших до нас в более или менее полных литературных записях. Автору казалось, однако, нецелесообразным приводить такие сказания, тексты которых перегружены массой магических формул или богословских рассуждений и которые представляют собою интерес только для узкого круга специалистов.

Скачать: FB2

Коростовцев М. А. - Религия Древнего Египта

Книга М. А. Коростовцева — лучшая отечественная монография, посвященная религии Египта, совершенно уникальная по широте охвата материала.                                                                                                                   Исследование включает не только все периоды истории египетской религии, от додинастических времен и вплоть дохристианской эпохи, но и фактически все формы ее существования: теологические труды жрецов, религиозный обиход элитарных сословий — придворных вельмож и знати, повседневный культ, храмовые службы, простонародные верования и суеверия. Материал систематизирован по темам, что крайне облегчает поиск нужных сведений и позволяет использовать книгу также в качестве справочного пособия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

engur.ru


Смотрите также