Практическая работа по теме "Древний Рим". Древний рим занятия
Практическая работа по теме "Древний Рим".
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №
ТЕМА: Древний Рим.
Цель: создание у учащихся представлений о древнегреческой цивилизации.
При изучении раздела «Древний Рим» необходимо достичь следующих дидактическихзадач:
а) образовательные :
- познакомить с природно-географическими особенностями Древнего Рима и основными событиями в её истории;
- способствовать формированию представления о мифологии как источнике исторической информации;
- подвести учащихся к пониманию причинно – следственных связей и закономерностей в историческом прошлом.
б) развивающие:
-развитие памяти учащихся;
-развитие умений преодолевать трудности при решении исторических задач;
-развитие любознательности учащихся;
- развивать способность сравнивать информацию, находить сходства и различия;
-развитие умений искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника и других источников информации, в том числе, дополнительной литературы, интернета;
- совершенствовать умения ориентироваться в историческом пространстве при помощи карты.
в) воспитательные :
- воспитание ответственного отношения к учебному труду;
- воспитывать интерес к историческому прошлому и культурному наследию народов мира;
- воспитывать чувство ответственности и самостоятельность, ориентировать на духовно – нравственные ценности: патриотизм, взаимопомощь и дружба.
Прочитайте текст и выполните задания.
Древний Рим
Царский Рим. Легенды связывают основание Рима с беглецами из взятой греками-ахейцами Трои. Знатный троянец Эней после падения города долго странствовал, затем высадился в устье Тибра и стал царем латинян — народа, в котором соединились троянцы и местные жители. Потомок Энея Ромул основал в 754 — 753 гг. до н.э. город Рим и стал его первым царем. При нем население Рима состояло из его спутников — молодых мужчин. Хитростью они похитили девушек племени сабинян. Похищенные женщины примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабиняне объединились в единую общину.
После Ромула в Риме правило еще шесть царей. Сабинянин Нума Помпилий царствовал 43 года и прославился миролюбием. Зато его преемники Тулл Гостил ни и Анк Марций повели наступление на соседние земли. Следующий царь Тарквиний Древний был этруском. При нем Рим значительно вырос.
Для принятия важных решений цари собирали народное собрание. Оно избирало царя, принимало закон о наделении его империем (властью), Решения народного собрания утверждал сенат (совет старейшин). Потомки первых членов римской общины именовались патрициями (от лат. раtсr — «отец»). Это была римская аристократия. Плебеи поселились в Риме позже патрициев и первоначально не входили в состав общины, не участвовали в народном собрании и не обладали правом на землю. Шестой царь Рима этруск Сервий Туллий включил плебеев о состав римской общины. Они должны были служить в войске. Но права участвовать в народном собрании и других нрав они так и не подучили. Седьмой царь Тарквиний, прославившийся своей жестокостью, был свергнут в 510 г. до н.э.
Управление в Римской республике.Борьба патрициев и плебеев. После свержения царской власти Римское государство окончательно приобрело черты полисного управления. Время после свержения Тарквиния и до установления императорской власти называется периодом Римской республики.
Высшим органом государства считалось народное собрание. Оно могло объявлять войну или заключать мир, принимать и отменять коны, избирать всех высших должностных лиц. Но ни один закон не мог быть принятым народным собранием без его обсуждения в сенате. Сенат состоял из 300 человек.
Непосредственно управляли государством должностные лица, которые избирались народным собранием сроком на один год. Главными из этих должностных лиц я влились консулы. Два консула управляли государством, командовали войсками, судили граждан и составляли списки членов сената. В случае чрезвычайных обстоятельств на 6 месяцев назначался диктатор, который обладал неограниченными правами, ему подчинялись консулы.
На все государственные должности избирались только патриции. Они захватили и большую часть бывших царских земель. Из этих земель патриции предоставляли участки плебеям за плату. Однако плебеи упорно боролись за свои права. Со временем они стали составлять большую часть римского войска. Патриции вынуждены были пойти на уступки. Была учреждена должность народного трибуна. Плебеи избирали двух народных трибунов, которые могли приостанавливать решения сената, народного собрания (право «вето»).
Плебеи также требовали записать законы с целью предупредить злоупотребления со стороны патрициев. После долгих обсуждений законы были выбиты на 12 медных досках (таблицах) и выставлены на всеобщее обозрение. Законы 12 таблиц подтверждали частную собственность на землю и все остальное имущество граждан.
В середине IV в. до н.э. по предложению народных трибунов Секстия и Лициния были приняты законы о выделении плебеям участков из земель, присоединенных к тому времени к Римской республике в результате завоеваний. Другой закон определял, что отныне один из консулов должен быть обязательно плебеем. Римских граждан теперь нельзя было превращать в рабов за долги. Борьбу плебеев с патрициями запершило принятие в начале III в. до н.э. закона, по которому плебесциты (решения плебейских собраний) были обязательны для всех граждан, в том числе и для патрициев.
Патриции и плебеи перестали враждовать друг с другом. Их верхушка объединялась в сословие сенаторов — членов сената. Средние земледельцы, торговцы и вообще зажиточные люди назывались всадниками. Вес остальные горожане-бедняки составляли плебс (в новом значении этого слова). Все граждане Рима независимо от положения считались рапными перед законом.
Римские завоевания.
В VI —Vвв. до н.э. Рим начинает завоевывать соседние территории. Основой силы Рима стало войско — легионы, состоявшие из всех граждан — членов полиса. Римлянам удалось отразить нашествие галлов (кельтов), хлынувших в IV в. до н.э. в Италию. Они постепенно завоевывали Италию и к началу III в. до н.э. стали ее полными хозяевами.
Самым тяжелым испытанием для ранней Римской республики стала 2-я Пуническая война с Карфагеном — финикийским государством в Северной Африке. Потерпев поражение в холе долгой 1-й Пунической войны (пунами римляне называли карфагенян), потеряв флот и владения на Сицилии и в Сардинии, Карфаген не смирился с этим. Карфагеняне захватили часть Иберии (современная Испания). В 218 г, до н.э. карфагенский полководец Ганнибал совершил отгула беспримерный поход в Италию, перейдя через Альпийские горы. Он нанес поражение римлянам на севере Италии, а весной 217 г. до н.э. на берегу Тразименского озера вновь разбил их. Однако силы Ганнибала таяли, а римская армия крепла. В 216 г. до н.э. 87-тысячная римская армия встретилась с 54-тысяч¬ной армией Ганнибала близ местечка Канны. Римляне ударили в слабый центр Ганнибала, но были втянуты в мешок между его сильными флангами. Оказавшиеся в западне римляне пытались сопротивляться, но вскоре битва перешла в их избиение.
Казалось. Риму не избежать гибели. Но были приняты чрезвычайные меры, и война продолжалась. Римляне стали одерживать победы. Молодой талантливый полководец Рима Публий Корнелий Сципион завоевал владения карфагенян в Иберии. В 204 г. до н.э. Сципион высадился в Африке. Ганнибал вынужден был покинуть Италию. В 202 г. до н.э. Сципион в битве при Заме разгромил Ганнибала. Карфаген заключил мир с Римом, приняв все условия победителей. В ходе 3-й Пунической войны во II в. до н.э. Карфаген был уничтожен, тогда же были захвачены Македония и Греция, ряд других земель.
Римляне превращали завоеванные земли в провинции — «поместья римского народа». Во главе их становились наместники из числа должностных лиц Рима. Местное население было обложено налогами, у него отняли часть земли. Стремясь разобщить жителей провинций, римляне применяли метод «разделяй и властвуй». Лояльные им города и общины получали преимущества и льготы, остальные были их лишены.
Последствием долгих войн, обогащавших часть римлян и разорявших других, стало ослабление войска: обедневшие граждане уже не могли вооружиться за свой счет, а многие богачи не желали проливать кровь в битвах. Римский полководец консул Гай Марий в конце II в. до н.э. первым стал набирать на службу в легионы добровольцев — римских граждан и союзников Рима. Солдаты получали оружие, плату за службу, а после ее окончания им обещали земельные участки. Боеспособность римского войска вновь резко повысилась. Но потеряв непосредственную связь с римской общиной, воины превращались в исполнителей воли своих командиров-полководцев.
Римское общество времен Республики.
Основой силы Рима считалась крепкая семья. Се глава являлся полновластным хозяином своих домочадцев. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, старшие заботились о младших. Женщина-мать пользовалась большими правами и уважением.
После Пунических войн (период Поздней Римской республики) стала заметна «порча» добродетельных нравов римлян. Жажда обогащения была главной целью части верхушки римского общества. Новые захваты сулили им новые доходы. Напротив, бедняки были мало заинтересованы в завоеваниях. Ведь пока они служили в войске, их хозяйства разорялись, семьи беднели.
Римляне Поздней республики были образованнее своих предков. Многие из них знали греческий язык, детей воспитывали греческие учителя. Римляне переняли от греков страсть к роскоши и пирам. «Порча» нравов наблюдалась даже у плебеев. Все большее значение приобретал труд рабов.
Гражданские войны.
В I в. до н.э. в Риме начались гражданские войны. Власть захватил диктатор Корнелий Сулла, устроивший массовое истребление своих противников в Риме. Затем он убыл на войну в Малую Азию. Сторонники демократического правления, которых возглавил Гай Марий, собрали войско и в 87 г. до н.э. взяли Рим, перебив там приверженцев Суллы. Марий восстановил прежние республиканские порядки. Но в вскоре он умер, а Сулла возвратился в Италию. После двухлетней войны он в 82 г. н.э. взял Рим, уничтожив сотни своих противников.
Важным событием в период Поздней Римской республики стало восстание рабов под предводительством Спартака, выходца из Фракии. Оно началось с выступления в 74 г. до н.э. гладиаторов и вскоре охватило всю Италию. Войско Спартака, к которому сбежались тысячи рабов, нанесло ряд поражений легионам. С большим трудом римлянам под руководством Лициния Красса удалось разбить в 71 г. до н.э. повстанцев.
Гражданские войны и восстания первой половины I в. до н.э. привели к ослаблению республиканских институтов власти. В 60 г. до н.э. было заключено соглашение триумвират между самыми влиятельными политиками Рима — Гнеем Помпеем, Лицинисм Крассом и Юлием Цезарем. Сенат был оттеснен триумвирами от власти. Вскоре Гай Юлий Цезарь стал наместником провинций в Галлии, где прославился как полководец, завоевав в 58 — 51 гг. до н. э. заальпийскую Галлию до реки Рейн. В 53 г. до н. э. Красе погиб на войне, а Помпеи вступил в соглашение с сенатом и выступил против Цезаря. В 49 г. до н.э. началась новая гражданская война. Цезарь разбил Помпея и стал единовластным правителем Рима. Его власть приближалась к царской. Однако в 44 г. до н. э. он был заколот в сенате заговорщиками.
Рождение Римской империи.
После гибели Цезаря развернулась борьба как между сторонниками и противниками республики, так и между претендентами на верховную власть. Одним из таких претендентов был внучатый племянник Цезаря Гай Октавиан. Он заключил соглашение с Марким Антонием, помощником Юлия Цезаря. Вместе они разгромили в 42 г. до н. э. сторонников республики. Октавиан получил под свою власть запал Римской державы, а Антоний — восток. Столкновение между ними было неизбежным. Октавиан укреплял свою власть в Риме, Антоний женился на царице Египта Клеопатре. Война между Октавианом н Антонием закончилась в 30 г. до н.э. гибелью Антония и Клеопатры и захватом римлянами Египта. В 29 г. до н. э. Октавиан получил от сената и народного собрания звание императора. Он до конца жизни (14г. н.э.) возглавлял Римское государство. Император, получивший титул Август (по-латыни священный, возвеличенный), становился главой сената, как народный трибун обладал правом вето на все решения сената, народных собраний и других органов власти. Он же пожизненно командовал армией.
Периоды принципата и домината. С воцарением Августа в истории Рима начался период принципата (27 г. до н.э.— 193 г. н.э.). Формально сохранялись республиканские учреждения — сенат, народные собрания, другие выборные органы. Фактически власть принадлежат императору и его чиновникам. Преемники Октавиана Августа (Тиберий, Калигула, Нерон, Клавдий) прославились террором против всех недовольных новыми порядками. Сами они также погибли от рук заговорщиков. К концу I в. н.э. избрание императоров оказалось фактически в руках войск. Полководцы, опираясь на свои легионы, вели борьбу за власть. В результате римляне начали терпеть поражения в войнах с соседями. Положение нормализовалось при императоре Траяне (98— 117 гг. н.э.), который правил, считаясь с мнением сената. Траян вел постоянные войны с целью восстановить пошатнувшийся престиж римского оружия. Долгой и тяжелой была война и Дакии. В 113 г. Траян начал войну с Парфянским царством, которое уже несколько столетий успешно противостояло Риму на Востоке. Римляне заняли Армению, Месопотамию и вышли к Персидскому заливу. Но и армии императора начались восстания. В 117г. Траян был вынужден вывести свои легионы из Месопотамии. Вскоре он умер. Преемник Траяна император Адриан отказался от завоевания политики и стремился укрепить внутреннее положение империи. Состояние государства было длительное время довольно устойчивым, поэтому называют «золотым веком» Римской империи.
В III и. Римская империя вновь вступила в полосу кризиса. В ее провинциях часто правили самостоятельные властители. Германские и иные варварские племена вторгались на территорию государства. Лишь к концу III в. положение стало меняться. Наступил последний этап истории Римского государства, известный как период домината (284 —476гг.). В этот период республиканские органы власти трансформировались в обычные государственные учреждения, их члены стали чиновниками, подчинявшимися императору. Сами императоры превратились в правителей, подобных восточным деспотам.
Был создан мощный бюрократический аппарат. Государство активно вмешивалось в экономику. К концу IV в. значительная часть пригодных для сельского хозяйства земель оказалась, сосредоточена в руках крупных землевладельцев — магнатов. Спасаясь от налогов, к ним с государственных земель бежали крестьяне. На земле магнатов они становились колонами. Магнат давал им дом и участок. За это колон отдалил ему долю урожая. В колонов стали обращать и рабов. Колон в отличие от раба был заинтересован в результатах своего труда и работал гораздо лучше.
В начале периода домината Римское государство несколько укрепилось. Были отбиты нападения германцев, возвращены отпавшие провинции. При императоре Диоклетиане (284—305) провели реформы, усилившие императорскую власть, экономику и порядок в стране. Преемник Диоклетиана Константин продолжил укрепление империи. Он перенес столицу на восток империи, меньше страдавший от набегов варваров и более развитый экономически.
Исключительно удобное положение занимал греческий город Византий, где развернулось грандиозное строительство. В 330 г. провозгласили новую столицу империи — Константинополь. Здесь незадолго до смерти в 337 г. Константин принял крещение. Христианство, распространявшееся в империи с I в.., по Миланскому эдикту (313 г.) получило равноправие с другими религиями империи. В 394 г. по эдикту императора Феодосия оно стало государственной религией.
Падение Западной Римской империи.
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Особенно в тяжелом положении оказалась Западная Римская империя. Ее сотрясали восстания, вторжения варварских племен. Сил для защиты границ не хватало. В 476 г. варвар Одоакр низложил последнего западно-римского императора Ромула Августула, отослав царские регалии восточному императору.
Прочитайте текст и выполните задание 1.
Закрепление материала по теме: «Древнейший Рим»
Город ____________ возник на берегу реки _____________ в Италии. В этой стране, расположенной на ______________________________ полуострове, _____________________ условия для жизни людей. Там __________________ климат, много пастбищ и земель, ______________________ для земледелия. Дождей выпадает _____________, чем в Греции. В 1 тысячелетии до н.э. Италию населяло много народностей, например ___________________________________________________________.
Соотнесите понятия и определения.
Патриции А) правитель в древнейшем Риме, их было всего 6
Плебеи Б) совет старейшин, состоял из патрициев
Царь В) потомки знатных жителей Рима
Сенат Г) собрание граждан Рима, в нем участвовали только патриции
Народное собрание Д) переселенцы из других областей Италии
По легенде Рим был основан в _____ г. до н.э. на берегу реки ___________. Основателем города считается ___________. Он и стал первым__________ Рима. Его окружали _____________, которые были личной охраной царя. На плечах они несли связку _____________ с воткнутыми________________, чтобы наказывать провинившихся.
- Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию, которая называется Рим. В наши дни Рим – это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Рим.
Вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Возможно, многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но значение этих слов вы узнаете сегодня.
- Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы - в Рим . Покажите этот путь на карте.
( работа с картой на доске и в учебниках)
3. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя.
- Ребята, а что вы знаете об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)
- карта
- Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.
- С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках?
( Балканский
- Какое государство на нём находится
Через Апеннинский полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).
- Вспомните, чем занимались греки? ( выращивали оливки, виноград, разводили овец).
сделаем вывод:
Греция Рим
- Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)
- Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)
- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?
2) работа по учебнику:
Прочитаем легенду об основании Рима ( стр. 204-206, почитание Весты и Марса)
- Запишем термины.
Марс – бог войны.
Веста – богиня семьи и хранительница очага.
infourok.ru
Сценарий урока "Древний Рим" - история, уроки
Конспект урока в 5 классе
Организационная информация
Автор урока: Конышева Елена Дмитриевна, учитель истории и обществознания МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово»
Предмет: история
Класс: 5 класс
Продолжительность урока: 40 минут
Методическая информация
Тема урока: Древний Рим
Автор учебника: Г.И. Годер, А.А. Вигасин, И.С. Свенцицкая
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (первый по счёту урок в разделе «Древний Рим», тема изучается в течение 1 занятия, базовая модель обучения, 70 ч. в год, 2ч. в неделю).
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (11-12 лет) в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».
Появляются следующие центральные личностные образования:
произвольная саморегуляция поведения и деятельности,
появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий,
ориентация на группу сверстников.
Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 5-6 классах:
формирование мотивов учения (осуществляется через внедрение новых предметов, в том числе уроков психологии),
развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,
развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться,
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,
становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,
усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей.
Кроме того, основным и необходимым является:
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в средней школе;
развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.
В связи началом полового созревания замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Психологические особенности школьника 11-12 лет:
«Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел
Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.
Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.
Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.
Задачи урока:
1. На основе работы с текстом учебника, историческими документами, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;
2. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;
3. Развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.
Планируемые результаты:
предметные:
1.1.Воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
1.2.Извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
-1.3.Показывать на карте географические объекты;
метапредметные:
2.1.Определять тему урока, цели;
2.2.Выстраивать алгоритм своей работы;
личностные:
3.1.Развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
3.2.Работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
3.3.Анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Актуализируют - знания о древних цивилизациях через их сравнительный анализ.
Приобретут – представление о Древнем Риме как одной из цивилизаций древности, оставивших миру богатейшее наследие.
Закрепят - знания и представления о Древнем Риме, навыки сотрудничества и работы в группе.
Структура урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Мотивационно-целевой этап (5 мин.)
3. Подготовка к осмысленному усвоению материала (8 мин.)
4. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (10 мин.)
5. Физкультминутка (2 мин.)
6. Проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала (8 мин.)
7. Рефлексивно-оценочный этап (3 мин.)
8. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
II.Мотивационно-целевой этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке. В этом учебном году мы совершили с вами увлекательное путешествие по странам и цивилизациям Древнего Мира. Давайте вспомним и назовём их (дети называют цивилизации, уже изученные в этом году)
Игра «Древние цивилизации»
Я предлагаю вам сыграть в игру «Древние цивилизации», где вы должны правильно систематизировать информацию о государствах древности. (Игра построена по принципу лото: на карточках размещены изображения, названия достопримечательностей, географические характеристики древних государств, которые необходимо правильно систематизировать).
На каждом этапе урока учащиеся проводят самопроверку заданий и осуществляют самооценивание своей активности и принимаемых решений.
II. Мотивационно-целевой этап.
Учитель: - Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока. А чтобы узнать, как она называется, вы должны пройти ещё одно испытание – отгадать ребус (дети отгадывают ребус и ставят цели на урок).
Учитель: В наши дни Рим – это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Древний Рим. Как вы поняли – это и есть тема нашего урока. История этой цивилизации завершает курс истории Древнего Мира.
Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания.
- Сами жители Рима связывают появление города и впоследствии государства с одной очень интересной легендой.
III. Подготовка к осмысленному усвоению материала
Видеофильм «Древний Рим» (4 мин.)
Игра «Реконструкция легенды об основании Рима»
Ребятам предлагается набор фраз, высказываний, повторяющих сюжетную линию легенды, их задача состоит в том, чтобы правильно воспроизвести сюжет легенды.
Тайна рождения Ромула и Рема
Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр
Чудесное спасение, близнецов согрела и вскормила волчица
Пастух нашел детей и принес их домой
Пастух и его жена назвали детей Ромулом и Ремом
Юность Ромула и Рема. Расправа с Амулием
Братья решили основать город, в ссоре Ромул убил Рема
Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом
Ромул стал первым царем Рима
IV.Поисково-исследовательский этап, с представлением материала
Весь класс делится на 3 группы: историки, географы и политологи. Каждая группа получает своё задание и работает над ним самостоятельно, выполняя пошаговую инструкцию. Итогом работы становится выступление от каждой группы, в котором представлены результаты исследования.
V.Весёлая физкультминутка
Цель: Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
VI. Проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала
Каждая группа защищает свою работу (представители от группы). После выступления каждой группы класс выполняет задания на закрепление материала.
1-я группа «Географы» - работа с интерактивной картой.
2-я группа «Историка» - Игра «Занятия римлян»
3-я группа – заполнение схемы «Управление в Древнем Риме»
VII.Рефлексивно-оценочный этап
Учащиеся самостоятельно подводят итог своей деятельности: что удалось и что не удалось? что было сложно и почему?
▪ Мне больше всего удалось ...
▪ Я могу себя похвалить за…
▪ Я могу похвалить одноклассников за...
▪ Меня удивило…
▪ Для меня было открытием то, что ...
▪ На мой взгляд, не удалось…, потому что…
▪ На будущее я учту…
VIII.Домашнее задание
Учитель предлагает несколько на выбор заданий для учащихся, ребята записывают в свои дневники.
1.Выучить материал §44, выполнить задания стр.218
2.Сделать сравнительную характеристику Греции и Рима
3.Работа с контурной картой (отметить знакомые географические объекты)
4.Выучить легенду о подвиге Муция, стр.217
Учитель:
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Приложение №1
ГРУППА I - ГЕОГРАФЫ
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
Тема урока: Древний Рим
ШАГ 1 – Откройте карту на странице 213 учебника и внимательно рассмотрите её. Найдите на карте и запомните, где располагаются: Тирренское море, Адриатическое море, река Тибр, латины (племя), город Рим, Апеннинский полуостров, горы Альпы и горы Апеннины.
ШАГ 2 – Изучите исторический документ «Географическое положение и природа Италии»
Выпишите в рабочую тетрадь ответы на вопросы:
Где возник город Рим?
На берегу какой реки возник Рим?
Как называется полуостров, где расположен Рим?
Какими морями омывается Апеннинский полуостров?
Какие горы есть в Италии?
ВЫВОД: Изучив теоретический материал, мы узнали, что город Рим возник в ____________ на левом берегу реки ________. Основало Рим племя _____________. Полуостров, где расположен Рим, называется ___________________. Апеннинский полуостров омывается водами нескольких морей _________________, ________________ и ______________. В Италии есть горы ______________, богатые _______________.
ШАГ 3 – Подготовьте выступление вашей группы.
ГРУППА II - ИСТОРИКИ
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
Тема урока: Древний Рим
ШАГ 1 – Изучите исторический документ «Природа Италии»
Выпишите в рабочую тетрадь ответы на вопросы:
Какие занятия были хорошо развиты в Риме?
Выгодно ли было географическое положение Рима? Если да, то почему?
На каких холмах возник Рим?
Какими были дома римлян?
ВЫВОД: Изучив материал документов, мы узнали, что центральная часть Рима располагалась на двух крупных холмах___________________ и _____________________. У римлян были развиты различные занятия: _________________, __________________,_________________, ____________,_________________,______________. Но самым важным было _____________________, жители Рима вели постоянные войны и из походов привозили богатую______________.
ШАГ 3 – Подготовьте выступление вашей группы
ГРУППА II - ПОЛИТОЛОГИ
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
Тема урока: Древний Рим
ШАГ 1 – Изучите исторический документ «Управление в Риме»
Выпишите в рабочую тетрадь ответы на вопросы:
Кто такие патриции и плебеи?
Какие органы управления существовали в Риме?
Каковы были функции Народного собрания?
Как звали последнего римского царя, и чем закончилось его правление?
Составьте схему управления в Риме и запишите её в тетради.
ВЫВОД: Изучив документ «Управление в Риме», мы узнали, что жителями Рима были ___________ и ______________. В управлении страной принимали участие только ______________. Главным органом управления было _______________________. Ему управлять помогал __________________, состоявший из старейшин. Народное собрание могло ________________, ___________________, ______________. Последнего царя в Риме звали ____________________. Его правление закончилось печально, так как__________________________.
ШАГ 3 – Подготовьте выступление вашей группы
Приложение №2
Географическое положение и природа Италии
К Западу от Греции расположен Апеннинский полуостров. Апеннинский полуосторов внешне напоминает сапожок, который глубоко вдается в Средиземное море. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией, где на берегу реки Тибр некогда проживало племя латинов. Оно и основало город Рим.
На западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга Италия омывается Средиземным морем, а с востока — Адриатическим. Обилие островов и морей способствовало здесь развитию мореплавания.
Там тёплый климат, а дождей выпадает больше, чем в Греции.
По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей, и долин, пригодных для земледелия, где в долинах рек много сочных пастбищ. Вдоль всего полуострова тянутся горы Апеннины, богатые строительным канем и металлами.
Управление в Риме
Потомки знатных жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей, вплоть до продажи их в рабство. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из других областей Италии. Их называли плебеями. В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, но плебеи были этим не довольны.
Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. Последнего царя звали Тарквиний Гордый, против него был организован заговор, и Тарквиний был изгнан с трона. Больше царей римляне решили не выбирать. Большое значение в жизни Рима играл Сенат. Этот орган управления был сформирован из старейшин различных родов.
Природа Италии
На западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга Италия омывается Средиземным морем, а с востока — Адриатическим. Обилие морей способствовало развитию мореплавания. Моря были богаты рыбой и моллюсками, из раковин получали пурпур, так развивалось рыболовство.
Там тёплый климат, а дождей выпадает больше, чем в Греции.
В древности страна Италия была богата растительностью, множеством сочных пастбищ, что давало возможность развиваться скотоводству.
С глубокой древности в Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. Жители Италии выращивали пшеницу, ячмень, лён, бобовые и огородные культуры, так развивались садоводство и земледелие.
Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, серебро, золото, строительный камень и мрамор и даже соль. Это позволяло существовать множествам различных ремёсел.
Но самым прибыльным занятием были войны, которые вели римляне с другими государствами. Из военных походов они возвращались с богатой добычей. Рим называют «городом на семи холмах», самыми крупными из них были Палатинский и Капитолийский, они находились в самом его центре. Римляне в те времена жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной.
kopilkaurokov.ru
Разработка урока для урока истории на тему: "Древнейший Рим"
Цели:
- познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;
- познакомиться с легендой об основании Рима;
- выяснить, каким был политический строй в Риме
- развивать умение работать картой, находить нужную информацию;
- Сегодня на уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию, которая называется Рим. В наши дни Рим – это столица государства Италии, а в древности он был главным городом, в котором процветало очень сильно рабовладение. Это государство, как и его главный город, называлось Рим.
Вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого урока, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроках литературы и ИЗО, да и просто в обычной жизни. Возможно, многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, в средствах массовой информации, но значение этих слов вы узнаете сегодня.
- Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы - в Рим . Покажите этот путь на карте.
( работа с картой на доске и в учебниках)
3. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя.
- Ребята, а что вы знаете об этой стране? (Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)
- карта
- Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.
- С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках?
( Балканский
- Какое государство на нём находится
Через Апеннинский полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).
- Вспомните, чем занимались греки? ( выращивали оливки, виноград, разводили овец).
сделаем вывод:
Греция Рим
На Балканском полуострове
На Апеннинском полуострове
Климат жаркий
Климат тёплый, благодатный
Омывается Эгейским и Ионическим морями
Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.
Горы Олимп
Горы Альпы
Рельеф горный, мало равнинных мест
Рельеф - долины, равнины, холмистые местности
Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.
виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов
- Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)
- Скажите, как вы думаете, кто является основателем данного государства? (человек, народ)
- Это наши с вами предположения. Подтвердятся ли они при работе с источниками?
2) работа по учебнику:
Прочитаем легенду об основании Рима ( стр. 204-206, почитание Весты и Марса)
- Запишем термины.
Марс – бог войны.
Веста – богиня семьи и хранительница очага.
Весталка – жрица богини Весты.
Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.
3) Город на семи холмах и его обитатели.
- Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. – записать в тетрадях.
Зачитать!
“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.
- Задолго до даты основания Рима на холмах левобережья Тибра стали селиться племена. Они постепенно обустраивались.
- Ребята, а сейчас послушаем старинную итальянскую музыку. Слушайте внимательно и думайте, какие чувства у вас она вызывает и представления об этой стране.
5) беседа:
- Чем же занималось население?
1) осушали болотистые низины между холмами,
2) возводили укрепления
3) строили храмы богов
4) выбирали общих правителей
Что же представляли собой дома римлян? ( стр. 206) Они жили в круглых хижинах , стены которых были сделаны из прутьев, а затем обмазаны глиной. Возле каждого дома находились сад и огород, а за пределами города были общие пастбища и поля. Римляне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, лён.
- А каких животных они разводили? ( рогатый скот, свиней, коней, ослов)
- У римлян развивалось и ремесло: кузнечное дело, ткачество, изготовление гончарных изделий)
- А ещё римляне воевали, и возвращаясь домой, они угоняли скот, захватывали оружие, пригоняли рабов, а также отвоёвывали новые земли. И очень скоро владения римлян выросло во много раз.– план города.
6) Работа с документом. Стр. 207- легенда ( записать термины)
- Римский народ делился также на патрициев ( древнейшие жители Рима) и плебеев ( переселенцы из других областей Италии) Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Сформировался Сенат. О нем мы узнаем на следующих уроках. Он стал важным органом управления, а его членами стали коренные жители.
- Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда.
Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.
- Высшая власть принадлежала Народному собрания, которое состояло только из мужчин
- Но однажды произошёл случай, после которого римляне перестали выбирать себе царя. По легенде, однажды в Риме правил царь Тарквиний, по прозвищу «Гордый». Он не был избран на Народном собрании, а сам завоевал власть, убив при этом своего предшественника. Одних патрициев он казнил, других – выселил из Рима. Тогда римляне восстали против него и изгнали его вместе с семьёй из Рима. И с тех пор они больше никогда не выбирали себе царя.
Произошло это в 509 году до н.э.
Но об этом событии мы с вами будем говорить на следующем уроке.
4. Подведение итога урока.
1. Работа в рабочих тетрадях. ( начать выполнение № 55)
2. сочинение: «Мое представление о Риме»
5. Домашнее задание.
Параграф 44, записи в тетрадях, вопрос № 2,3 стр. 208 (П)
Самоанализ открытого урока учителя истории.
Урок по теме: "Древнейший Рим"
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- познакомить учащихся с местоположением, природными особенностями и занятием населения Рима;
- познакомиться с легендой об основании Рима;
- выяснить, каким был политический строй в Риме
- развивать умение работать картой, находить нужную информацию;
Методы обучения: частично-поисковый.
Формы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование урока: Карта “Древний Рим”, презентация, компьютер.
Данный урок - первый по счету в раздели «Древний Рим», учащиеся изучили на основе беседы «легенду об основании Рима». Выписали основные понятия, записали важнейшие даты в основании Рима. Поработали с картой, узнали местонахождения Рима.
Урок разбит на следующие этапы:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Изучение нового материала:
План:
- рассказ учителя;
- работа с таблицей;
- работа с учебником;
- беседа;
- работа с документами.
4. Подведение итогов урока.
5. Постановка домашнего задания.
6. Подведение итогов урока.
Каждый этап урока имеет логическую завершенность. Главный аспект урока- изучение «Древнейшего Рима»,
Для лучшего усвоения урока была подготовлена презентация с наглядным материалом, сравнительной таблицей.
Закрепление изученного материала разбито на 2 блока, это работа в рабочей тетради, написание эссе.
Оценка «5» - ставится за активное участие в изучении новой темы.
Оценка «4» - ставится за участие в изучении новой темы, с небольшими недочетами.
Оценка «3» - ставится за пассивное участие в изучении новой темы, а так же грубые ошибки.
В конце урока выставлены оценки.
infourok.ru
Конспект урока и презентация к уроку «Древний Рим» — Бойко Анна Владимировна
Урок 1. «Древний Рим».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель:
— рассмотреть местоположение, природные условия, занятия жителей Италии, историю возникновения Рима в эпоху царей;
— формировать умения работать с различными источниками информации, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
— развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса;
— воспитывать интерес к предмету;
— коррекция мышления на основе установления логических связей.
Оборудование: Михайловский Ф.А. «История древнего мира»: Учебник для 5 класса основной школы. 7-е изд.- М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», презентация, набор карточек и иллюстраций.
Основные понятия: Италия, римляне, земледелие, садоводство, ремесло, животноводство, мореплавание, рыболовство, Ромул, 753 год до н.э.
Ход урока:
I. Орг. Момент.
— Садятся …(девочки/ мальчики)
ПЛАН:
— Будем узнавать слова.
— Будем называть слова.
— Будем выполнять задание.
— Будем работать с картой.
— Будем работать с учебником.
— Будем работать с таблицей.
Речевая разминка.
— Какой сейчас урок?
— Какое сейчас время года?
— Какой сегодня день недели?
— Какой сейчас месяц?
— Какой сейчас год?
— Какой сейчас век?
— Какой период истории мы изучаем?
— В каком периоде истории мы живём?
— Какая сегодня дата?
— Как называется наше государство?
— Историю каких государств мы изучали?
II. Повторение.
Задание «Отыщи слово». Учитель за экраном произносит понятия в определённом порядке, а учащиеся из предложенного индивидуального набора слов выбирают и раскладывают понятия в нужном порядке.
Древняя Греция, Македония, греки, македоняне, фаланга, полис, демократия, Вавилон, Александрия.
Назовите понятия, правильно расставляя ударение.
Задание «Найдите лишнее слово». Переставьте буквы так, чтобы получились слова. В каждом столбике есть лишнее слово.
Задание «Угадайте Что? или Кто?». Учитель показывает картинку, учащиеся отгадывают, что на ней изображено.
Задание Сгруппируйте понятия. Работа с сигнальными карточками.
II. Изучение нового материала.
Подготовка к восприятию темы
— Историю какого государства мы будем изучать?
— Решите ребус. (Древний Рим).
СЛАЙДы 1,2.
СЛАЙД 3.
Запись темы на доске «Древний Рим».
— Какую тему мы будем изучать сегодня?
Цель: получить представление о Древнем Риме.
План:
1. Расположение государства.
2. Природные условия и занятия жителей.
3. Легенда о возникновении Рима.
ФИЗМИНУТКА.
1. Расположение государства.
Работа с картой. СЛАЙД 4
К Западу от Греции расположен Апеннинский полуостров, очертанием напоминающий сапог. Он как будто наступает на Грецию своим каблуком. Греки назвали эту страну Италией. Продолжением Аппенинского полуострова является остров Сицилия.
СЛАЙД 5
1) Найдите на карте Апеннинский полуостров, остров Сицилия.
2) Покажите Италию.
3) Какими морями омывается Италия?
СЛАЙД 6
На Апеннинском полуострове располагалась страна Италия. (Запись в тетрадь)
2. Природные условия и занятия жителей.
По ходу рассказа учителя, учащимися заполняется таблица.СЛАЙД 7
Природа Апеннинского полуострова в древности и занятия жителей Италии.
Апеннинский полуосторов напоминает сапожок, который глубоко вдается в Средиземное море. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией.
На западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга Италия омывается Ионийским, а с востока — Адриатическим морем. Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии способствовали здесь развитию мореплавания.
По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей и долин, пригодных для земледелия.
Италия богаче Греции водными ресурсами. Крупнейшей водной артерией является Падус, который греки назвали Эриданом. В бассейне этой реки много сочных пастбищ.
В древности страна была богата растительностью, Альпы выше 1700 м были покрыты хвойными деревьями — сосной, пихтой, елью. Ниже их сменяли широколиственные буки, дубы, благородные каштаны. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными пиниями, кипарисами, олеандрами, на склонах Апеннин и в холмистых равнинах росли лавры, мирт. На юге шелестела только вечнозеленая растительность.
С глубокой древности в Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. Из злаков культивировали пшеницу, ячмень. Жители Италии выращивали лён, бобовые и огородные культуры.
Леса и рощи густо покрывали страну. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах — серны, газели. В древней Италии были приручены свиньи, козы, крупный рогатый скот, овцы, лошади, ослы и мулы.
Моря были богаты рыбой и моллюсками. Из раковин, добываемых в Тарентинском заливе, получали пурпур.
Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.
СЛАЙД 8
Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.
3. Легенда о возникновении Рима.
История Римского государства начинается с истории города Рима. СЛАЙД 9
Работа с атласом. СЛАЙД 10
— Найдите на карте город Рим.
— Найдите на карте реку Тибр.
СЛАЙД 11
— Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий.
— Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э.
— Существует легенда о том, как появился этот город.
СЛАЙД 12
Работа с текстом в форме игры «Реставрация».
Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каж¬дое предложение должно начинаться с новой строки и нести са¬мостоятельную смысловую нагрузку.
Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемеши¬ваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо вос¬становить текст с опорой на учебник стр. 205-206.
Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать опре¬деленную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предуп¬реждается).
Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся не¬обходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.
Легенда об основании Рима
Задание. Подберите текст к данному фрагменту. СЛАЙД 13
Италия, римляне, город Рим, Ромул, 753 год до н.э.
Задание 2. Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками.
На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция. В 735 году до н.э. был основан город Рим. Основателем города Рима был Рем. Жителей Рима называли ромулы.
Задание 3. «Древо познания». Учащимся необходимо составить по 4 вопроса. Лучшие вопросы вывешиваются на Древо познания на следующем уроке.
Кто…………………………?
Где…………………………?
Когда…………………………?
Как…………………………?
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
СЛАЙД 17
1. На уроке я работал(а)
2. Сегодня я узнал(а) ……………………
3. Я выполнял(а) задания ……………………
4. Материал урока мне был: понятен / не понятен
2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
3. Домашнее задание.
а) Выучить записи в тетради
Урок 2. «Древний Рим».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель:
— сформировать представление о жителях и системе управления Римом;
— формировать умения работать с учебником;
— развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса;
— воспитывать интерес к предмету;
— коррекция мышления на основе установления логических связей.
Оборудование:
Михайловский Ф.А. «История древнего мира»: Учебник для 5 класса основной школы. 7-е изд.- М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», презентация, набор карточек и иллюстраций.
Апеннинский полуостров, Италия, город Рим, римляне, Ромул, 753 год до н.э..
Фронтальный опрос.
Где располагалась Италия?
Чем занимались жители Италии?
Когда был основан город Рим?
Кто основал город Рим?
Как называли жителей Рима?
III. Изучение нового материала.
Цель: расширить представление о Древнем Риме.
План:
1. Управление Римом.
2. Жители Рима
ФИЗМИНУТКА.
1. Управление Римом.
Задание 1: устно ответьте на вопросы по тексту учебника с. 206-207
1. Кто, согласно легендам, правил в Риме?
2. Кто был первым царём Рима?
3. Как выглядел царь перед народом?
4. Кто сопровождал царя?
5. Что такое Сенат?
6. Где решались наиболее важные вопросы?
7. Кто выбирал царя в Риме?
Задание 2: заполните Схему.
1) ЦАРЬ
2) СЕНАТ
3) НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
Итоги работы
2. Жители Рима.
Все население Рима делилось на патрициев и плебеев.
Патрициями называли себя потомки древнейших жителей Рима. Обычно у них были большие семьи, в которых отец обладал большой властью. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей и продать их в рабство. Семьи патрициев объединялись в род, члены которого справляли общие праздники, поддерживали друг друга в трудную минуту. Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.
Патриции – коренные жители Рима.
Плебеями называли переселенцев из завоеванных Римом поселений, а также из других областей Италии. Плебеи обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслами. Они жили в своей основной массе в деревнях, окружающих Рим. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.