Древний египет боги. Боги и богини Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Боги древнего Египта. Древний египет боги


Бог Тот (Древний Египет) - Русская историческая библиотека

Поклонение богу Тоту (см. статью Боги Древнего Египта) возникло в городе Гермополе (по-древнеегипетски – Хмун). Древние египтяне произносили имя этого божества, скорее всего, как «Джехути» или «Техути». «Тот» – грецизированная его форма. Упоминания о Тоте есть уже в весьма древних «Текстах пирамид», так что не исключено, что его культ был старше почитания других восьми главных богов Гермополя – Огдоады. Из-за скудости источников невозможно понять, почему и как Тот стал верховным богом в Гермополе и какова была его связь с Огдоадой.

Религиозные функции Тота довольно разнообразны. На первое место выступает почитание его как бога мудрости и знаний. Однако благодаря своей популярности позже он нередко выступал как демиург (творец мироздания) и победитель сил мрака. Уже в «Текстах пирамид» Тот упоминается и как бог луны. В древнеегипетской «Книге Коровы» рассказывается, как бог Ра приказал Тоту быть его заместителем, везиром на небе, ибо луна – помощник солнца в освещении земли. Не исключено, что Тот первоначально считался именно лунным богом, а уже потом с ним стало связываться представление о времени (фазы луны), счете, «ночной» магии, тайных учениях, знании письма и всех наук. Тот считался покровителем профессиональных писцов. Сохранился ряд молитв, адресованных писцами этому богу.

Бог Тот

Тот – бог с головой ибиса

Автор изображения

 

На виньетках 125-й главы «Книги мертвых» мудрый Тот фигурирует как писец великого суда богов в загробном мире, он участвует в вынесении окончательного приговора душе умершего, сердце которого взвешивается на точных весах. Отсюда Тот – «владыка Истины», судья в мире богов и покровитель судей. В мифологической сказке о «Злоключениях Хора и Сета» Тот является писцом божественной Девятерицы – эннеады. Во времена Нового царства он считался творцом разных языков, «отличающим язык [одной] страны от [языка] другой».

Священным животным Тота был ибис, а в более поздние времена и павиан. Он и изображался с головой ибиса.

 

 

В мифологической истории Египта, легендах о времени фараонов-богов, иногда рассказывается, что Тот правил нильской страной после бога Хора и до богини Маат, в течение 7726 лет. Однако в большинстве известных мифов и легенд Тот не выступает в качестве фараона. Гораздо охотнее в этом боге-мудреце видели не царя, а его советника и визиря.

Бог Тот был весьма почитаемой фигурой египетского пантеона. По характеристике Б. Тураева, он являлся у египтян «идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровения» и ума. Культ Тота был широко распространен в стране. Помимо Великого Гермополя (Hermopolis magna) и Малого Гермополя (Hermopolis parva) культ Тота существовал в Фивах, Абидосе, Гераклеополе, Фаюме, Танисе, Бубасте, Эдфу, Дендере, Мемфисе, на Синае, в Нубии и т.д.

Древнеегипетский бог Тот

Изображение бога Тота в виде павиана. Ок. 1400 до Р. Х. Британский музей

Автор фото

 

В качестве супруги Тота чаще всего фигурирует богиня письма Сешат, затем богиня истины Маат и, наконец, Нехемауит. В рамессидовские времена в Саисе матерью Тота считалась богиня Нейт. В птолемеевские времена его матерью в Гермонте названа богиня Раит-Тауи.

Луна ассоциировалась у древних египтян не только с Тотом, но и с другими богами – прежде всего с членом фиванской триады богом Хонсу. В поздних текстах нередко говорится о божестве Хонсу-Тоте. Были еще лунные боги Дуау и Ях. Имя последнего и означает «луна».

Среди фараонов прославленной XVIII династии было четыре Тутмоса (в том числе и знаменитый Тутмос III). Это «теофорное» имя в переводе означает: «Тот родил его». Родоначальник же этой династии именовался Яхмосом («Ях родил его»).

Древним грекам Тот сильнее всего напоминал их бога Гермеса. Именно поэтому египетский центр почитания Тота – город Хмун – назывался у эллинов Гермополем.

 

rushist.com

Боги древнего Египта

Отдельная тема – роль религий в жизни Египта, да и всего Востока. Нет сомнений в том, что религиозные верования и обряды играли исключительную роль повсюду, где обитал человек, ибо тот, как справедливо заметил Т. Тэйлор, – религиозное животное. Древний Восток – родина всех религиозных систем. Не были исключением и египтяне, «самые богобоязненные люди» (как говорил о них Геродот). Множество их богов различалось лишь головами, тогда как человеческие тела были одинаковы. Египтяне почитали дождь, как слезы Нила, поклонялись Солнцу, почве, камням, животным, деревьям и растениям.

Вначале среди египтян господствовала «естественная религия», единство духовного и природного начал. Народы в своих поступках и инстинктах руководствуются не столько писаными законами или мыслями книжников, рекомендациями ученых и политиков, а некими давно устоявшимися канонами и культами, напоминающими чары мифологии и колдовства. Гегель так объяснял эту склонность людей к религии: «Убеждения, настроенность человека не обязательно принимают форму религии; они могут сохранять известную неопределенность. Однако для тех, кого называют народом, последняя истина содержится не в форме мыслей и принципов; народ склонен считать правом лишь то, что ему дано как определенное, особенное. Эта определенность права и нравственности обретает для народа свое наиболее убедительное подтверждение только в форме существующей религии…»

Возможно, это имеет место потому, что в таком природно‑религиозном единстве легче постигается и сам бог. По свидетельству ученых, в Месопотамии и Египте (у египтян и у шумеров) уже к началу III тысячелетия до н. э. существовали тщательно разработанные религиозные системы. Египтяне считали, что бог создал все земли, но ранее других – все же землю Египетскую. История религиозных представлений древних египтян, по словам Б. Тураева, несомненно, является одним из основных элементов истории их культуры («последняя может быть понятна только при основательном знакомстве с первой»). Однако понятно и то, что в готовом виде религии не могли появиться на свет. В работе Г. Редера о народной религии в Египте показано, как мелкие культы с годами сливались в более крупные, создавая таким образом сложные богословские системы.

Небесный мир строился по образцу земного египетского государства. Боги возникали из небесного хаоса. У каждого поселения имелись собственные божества (животные, растения, небесные светила и т. д.). Многие божества представлены в образе человека (богиня правды Маат изображалась в виде женщины с пером на голове, а уже упомянутый бог мудрости Тот – в образе человека с головой ибиса). Согласно египетской мифологии, мир возник из цветка лотоса (священного лотоса над великим озером). Лотос дал жизнь юному солнечному богу Ра. По другим преданиям, солнце явилось в виде золотого теленка. Тексты Пирамид повествуют о Ра, «золотом теленке, рожденном небом». Фараоны Египта в дальнейшем часто изображались в облике сына небесной коровы.

В других сказаниях создателями мира выступают не птицы и животные, а боги и богини (богиня‑женщина Нут или боготворец Хнум, вылепивший мир на гончарном круге). В них находили отражение реальности окружающей жизни (рождение младенца, изобретение гончарного круга и т. д.). В эпоху матриархата божества‑покровители номов Египта – это в большинстве своем женщины (богиня неба Нут и др.), а в эпоху патриархата на первые места выходят боги‑мужчины. М. Матье описывает, как мемфисский бог Птах творит богов, города, искусства, жизнь для праведных или смерть для грешных: «И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движение всех членов, согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей… И он родил богов, он создал города, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины». Таковы были представления древних египтян о миссии разного рода божеств и их роли в повседневной жизни. Боги – воплощения законов небесных и земных, суровые стражи порядка.

Можно сказать, что Египет – родина первых божеств. Как утверждал Гермес Трисмегист, «наша страна – всего мира святилище». Такой же точки зрения придерживались греки. Один путешественник‑грек говорил: «Почти весь мир научили египтяне поклоняться богам, и мы знаем, что боги обитали и доныне обитают здесь». Ученые разделяют точку зрения, что первое представление о божественном слове как творческой силе мироздания возникло в Египте. Дж. Брестед считает, что родиной учения о логосе является Египет. Сравним с Библией, Евангелием от Иоанна: «Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было бог. Все через него». Это же можно сказать о мифах. Если признать, что в «древней Европе не было богов» и что Европа заимствовала мифические элементы повсюду – у Египта, на Крите, в Вавилоне и Палестине, как и то, что статуя так называемого гелиополитанского Зевса была по своей природе египетской, то можно предположить, что и миф возник там же.

Возможно, что в сущности мифологии всех народов являются повторением одной‑единственной прамифологии. Ю. Браун в «Естественной истории сказаний» выражал уверенность, что исходным пунктом этих великих мифологических переселений был Египет. По его словам, человечество владеет вобщем‑то небольшим запасом фундаментальных идей и образов, которые создали наши представления о жизни и смерти. В большинстве случаев все эти идеи космологического характера, и явились они из Египта. «Отсюда этот единственный духовный, основной капитал человечества эмигрировал, как одна цельная масса сказаний, в Исландию, Эфиопию, Индию, Мексику, Новую Зеландию, в греко‑романский и германский миры», – пишет В. Вундт, развивая концепцию Брауна.

В египетской истории порой трудно отличить сказку от реальности. Сведения греков (скажем, Диодора Сицилийского) также звучат довольно фантастично… Царям предшествовал род богов. Исчисляя время, истекшее от царства Солнца до похода Александра, говорят о 23 тысячах лет. «Они говорят – это, очевидно, сказка, – что из богов, царствовавших на земле, старейшие владели скипетром по 12 веков каждый, а потомки их – не менее чем по 300 лет». Первым царем египтян, согласно мифологии, было Солнце, затем правил Сатурн, который дал жизнь Осирису и Исиде.

Миф об Осирисе и Исиде лежит в основе системы религиозной мысли египтян. Пантеон богов состоял из «Гелиопольской девятки»: бога Амона‑Ра, создателя вселенной, и четырех пар божеств. Египетская религия вызывала большой интерес у древних народов. Плутарх, «последний универсальный ученый эллинизма», даже посвятил этой теме специальный труд. Все крупные египтологи писали о религии Египта (Г. Масперо, А. Эрман, Х. Бонне, З. Моренц, Б. Тураев, М. Коростовцев и др.). Для египетской религии характерны политеизм, синкретизм, веротерпимость и относительная свобода религиозных воззрений. Вера египтян не была застывшей формой, она развивалась и эволюционировала в направлении монотеизма, хотя процесс сей занял много лет.

Божества в Египте

Среди божеств египтян особенно популярны были Ра, Тот, Осирис, Исида… Первым родился Осирис. В момент его появления на свет некий голос якобы возвестил, что родился «властелин всей земли». На четвертый день в болотах Нила родилась Исида. Опять же согласно легенде Осирис и Исида полюбили друг друга, находясь еще в чреве матери. Став царем Египта, первым фараоном, Осирис научил египтян выращивать злаки, повышать плодородие земли, дал им основной свод законов, приучил к почтительности к богам. Он просвещал и наставлял народ, вывел его из нищеты и варварства. По этой причине его ставят на одну ступень с Ра, богом солнца, а порой и выше…

Культ Осириса, который обещал людям воскрешение и вечную жизнь, просуществовал долго. Миссию заступницы и покровительницы у египтян выполняла богиня Исида. Ей были известны загадки земли и неба, она заслоняла людей от сил зла, поддерживая мировой порядок. В ней видели символ мудрости и глубокомыслия. Исида играет главенствующую роль в египетском пантеоне. Ее обычно изображают в длинном одеянии, с коровьими рогами, в ее руках – копье, систр и пальмовая ветвь, символизирующая древо жизни. Место зарождения культа – один из номов Нижнего Египта. Легенда гласит, что ее и ее сына после гибели мужа, Осириса, преследовали враги. Тогда она спрятала сына, младенца Хора, в зарослях Дельты, но, вернувшись после короткой отлучки на то же место, обнаружила его тело бездыханным.

Будучи искусной волшебницей, магией заклинания Исида спасла сына, затем хитростью отвоевала для него престол. Ее популярность и авторитет у простого народа объясняются тем, что именно народ пришел ей на помощь, когда она пыталась спасти сына. Никто из знатных семей не внял мольбам. Лишь простые рыбаки протянули ей руку помощи и поддержки. Народ с энтузиазмом собирался на празднества в ее честь в Бусирисе (в середине египетской дельты), где находился самый большой храм благословенной Исиды.

Культ Осириса процветал в древнем городе Тасу (греки называли его Абидос). Жители сооружали тут величественные монументы богу. Увы, большинство их засыпано песком. До нашего времени дошли лишь руины святилища и древнего города. Хотя сохранился храм фараона Сети I и другие храмы, что известны превосходной живописью. Страбон отозвался о некоторых из них как о прекраснейших строениях. В Египте считалось почетным и престижным, если египтянину удавалось возвести в Абидосе заупокойную молельню или мемориальную стелу.

Богиня материнства и плодородия Исида – верная супруга и любящая мать. Она – божественная мать фараона, кормящая его грудью. Как и Хотхор, богиня любви, она покровительница женщин, олицетворяет собой образ женщины‑матери. Впервые в мире египетское искусство, пишет Матье, привлекло внимание к такому глубокому человеческому чувству, как материнство, и высоко подняло его, закрепив в облике Исиды с младенцем Гором. В возникшем на почве народной мифологии образе Исиды издревле сосредотачивались чаяния тысяч египетских матерей, веривших, что она может так же избавить от болезней и смерти их детей, как, по легенде, спасла она от смертельной опасности своего сына. Созданный искусством образ Исиды‑матери был широко распространен среди населения Египта, сыграв в дальнейшем немалую роль в сложении христианской историографии. «Глубокая любовь, которой проникнут миф об Осирисе, – пишет Карпичечи, – окружила милосердием и нежностью фигуру Исиды, богини, наиболее близкой египетскому народу, самому человечному и страстному созданию, когда‑либо появлявшемуся в древнем мире».

Древние боги Египта

Авторитет Исиды был высок не только в Египте, но в Риме, Греции, Галлии, Британии и Германии, на Апеннинском и Иберийском полуостровах, в Северной Африке, Нубии, на Черноморском побережье, в Месопотамии. Как объяснить популярность культа Исиды, женщины, знавшей магические слова? О причине повсеместного обожания Исиды В. В. Розанов сказал так: «Египтяне, и только они одни во всемирной истории, среди всех цивилизаций Востока, взяли – как я указываю – для изображения Изиды самый острый, страстный и нежащий «уголок материнства» – кормление грудью младенца. Кроме них ни один народ этого не сделал; и хотя мне раз это попалось на халдейском рисунке, но только раз: и в Халдее оно почему‑то не удержалось.

Увлекательно то, что боги – Египта, Месопотамии, хеттов, Палестины, Сирии, Персии, Греции, Рима – пользовались уважением у других народов, пусть даже если это боги соперника или противника. Предположим, персы имели обычай приносить жертвы греческим богам «по эллинскому обычаю» даже в ту пору, когда находились в состоянии войны с греками. При отправлении культа своего, иранского бога Ахура Мазды отпускали аж в три раза меньше вина, чем предназначалось чужому богу, эламскому богу Хумбану. Дело, конечно, не в вине, а в отношении к вероисповеданию. Значимо и другое: древние научились уважать обычаи, порядки и культы других народов. Сражаясь с противником бывало не на жизнь, а на смерть, и даже убивая его, они тем не менее пытались не прекращать жизненную, религиозно нравственную пуповину, связывавшую их со всем человечеством.

Хоть вера египтян (в образном смысле) и была «звероподобной». В отличие от греков, воспринимавших богов своих в образе людей, народ Древнего Востока считали творцами мира существа, имевшие обличие зверя. У шумер и вавилонян – это Тиамат (двукрылый змей), у китайцев – дева змея, Нюйва, слепившая первых людей из глины, у египтян – бог демиург Хнум, изображённый в виде барана (бараночеловека), создавший из глины первые человеческие существа. Египтяне обильно населяли божественный мир животными. Небо представлялось им в образе гигантской небесной коровы, богини Нут, солнце – в виде золотого теленка, древнейший бог Нун (всемирный хаос) – в виде лягушки, Гор, бог солнца и неба, являлся в виде человека с головой сокола или солнечного диска.

Древние индусы считали прародителями мира божественных быка и корову. Финикийцы демиургом называли Илу, являвшегося в образе старца или в образе быка. Творцом мира у самаритян считался бог козел. Древние майя и ацтеки создателями мира считали фантастических животных. У майя творцом мира выступала Ицамна – пресмыкающееся с чертами птицы и ягуара, а в религиозных культах Латинской Америки двукрылый змей Кецалькоатль («змей, поросший зелеными перьями») рассматривался как творец человека и мира. Считалось, что он обучил ацтеков возводить дома и взращивать рис.

В то же время верованиям Востока присущ дух свободы… М. А. Дандамаев пишет: «Для Древнего Востока была характерна полная независимость вероисповедания, причиной которой были не политические или моральные мотивы, а полное отсутствие убеждения о ложной вере, о каких либо формах ереси. Еретические учения не могут начаться при политеизме, так как каждый культ считается правомерным и имеющим основание на существование. Раз признается политеизм, совершенно разумно и желательно в случае необходимости прибавить к своим традиционным богам и богов чужеземных. В силу указанных причин Древний Восток, в отличие от более поздних периодов, не знал крестовых походов с целью распространения какой-никакой либо религии… Еще в прошлом веке многие ученые высказывали всецело неверное воззрение, что Древний Восток погиб из за религиозного разделения людей, из за презрения к культам иноверцев, затруднявшим контакты среди людьми…

Ведь в действительности прозелиты никому не были нужны в древности, ибо ни один человек не был заинтересован в том, чтобы делиться с ними нисколько не безграничными благодеяниями своих богов. Рано или поздно стало формироваться учение о строгом монотеизме, в V веке до н. э. иудейские законоучители силой внедряли его среди своих соплеменников. Так был нанесен первоначальный самый тяжкий удар древним плюралистическим (религиозным) представлениям». Удары палкой, которые обрушились на тех, кто поклонялся финикийско ханаанским божествам наравне с Яхве и заключал смешанные браки, встретили яростное противодействие со стороны народа. Но впоследствии долгой и яростной борьбы, унизительных и мучительных наказаний, демагогии и важных экономических реформ удалось настоять торжества монотеизма. То, что палка для Яхве стала главным аргументом веры, неудивительно. Но и православие, пришедшее в Египет в III веке н. э., а прежде тем в Рим или Иудею, как и мусульманство, вошедший в бытие и уклад жизни стран Востока с VII века н. э., зачастую обращались к насилию как к аргументу веры.

О верованиях древних египтян хотелось бы сообщить еще вот что… В их религии возникли закрепленные признаки богов. В сознании бог Сет служил олицетворением зла, а бог Озирис был его антиподом – олицетворением добра. Восток не знал еще в то время эсхатологических учений, свирепо повествующих о рае и аде. Ученые отмечают: не только в клинописной, но и в обширной ветхозаветной литературе ни рай, ни ад «ни разу не упоминаются». Характерен эпизод из «Книги Мертвых», принадлежавший жрецу Ани, современнику Сети I, где содержится беседа между умершим Ани и богом Атумом. Ани высказывает недоверие в том, что предстоящее загробное бытие будет легче земного. Атум пытается убедить его в обратном: «Ани: «О, Атум, что это (значит), что я отправляюсь в пустыню? Там то нет воды, нет воздуха, она глубока глубока, она темна темна, она вечна вечна!» Атум: «Ты будешь в ней век вековать с удовлетворенным сердцем». Ани: «Но в ней нет радостей любви!» Атум: «Я дал прозрение взамен воды, воздуха и радостей любви, умиротворенность сердца взамен хлеба и пива!»». Доводы в пользу «рая» неприкрыто звучат не ахти веско.

Акт воздаяния здравицы в честь фараона совершался в Египте изо дня вдень. Так когда-то молились за здравие государя императора в храмах России. Царь – преемник бога на земле. «Как наверху, так и внизу», – гласила древнеегипетская поговорка. Восхваление фараона как подлинного бога – литературная гиперболизация. Ее должно разуметь как молитву египтян, обращенную к богу. В ней они молят выказать верность к царю, дарить ему здоровье и долгую жизнь. Подтверждений подобной интерпретации молитв в египетских текстах куча (дифирамб Сенусерту III, или «Повесть о Синухе», воспевающую как бога фараона Сенусерта I). В построенном царицей Хатшепсут храме имелась посвящение. В ней «царь богов» Амон непосредственно указывает на разграничение своих полномочий с царицей: «Мое имя – во главе всех богов, твое имя – во главе всех людей».

Фараон предстает перед людьми в облике «богочеловека», мыслится как «богочеловек», но заключенное в нем человеческое происхождение сближает его со смертными. Он зависел от богов и нуждался в их помощи. В молитвах фараон непрерывно подчеркивал, что «послушен» воле богов. И еще один интересный случай: в провинциальных центрах «отцом» фараона считался коренной высший бог. На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами существовал строго соблюдавшийся незыблемый «договор», основанный на принципе «do ut des» («даю, чтоб ты дал»), – боги даровали фараону долголетие, личное благосостояние и преуспевание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам выполнение культа, сооружение храмов, дары и т.д.

Интересные статьи

egypethome.ru

Боги и мифы древнего Египта

Современная египетская культура, как и любая другая, проистекает из мифологии. Египтяне пытались подражать своим богам, так как считали их просто эталоном нравственности и порядочности. Древний Египет манит, и по сей день, своими тайнами, глубокими корнями и загадочностью.

Общие сведенья о богах Египта

Когда-то Египет называли «дар Нила», так как, разливаясь, река Нил приносила обильный плодородный ил, на котором потом произрастал урожай.

Египтяне древности превосходно строили и проектировали здания. Это доказывают пирамиды, а также руины древних храмов, построенные в честь богов. Их боги не общались с людьми и практически не вмешивались в человеческие дела, но имели все чувства: ненависть, любовь, зависть, мстительность. Ближе всего египтянам был бог города, в котором проживал человек.

По древним верованиям боги создали воду, небо, землю, а также растения, животных, людей, их чувства и т.д. Именно глубокая вера в богов и подвигла этот великий народ на создание своих архитектурных шедевров. Свои мифы египтяне записывали на папирусных свитках, высекали на стенах усыпальниц и на камнях храмов. Около 200 лет тому назад мифы предали огласки – ученый Ж.Ф. Шампольон смог расшифровать иероглифы.

Египетских богов насчитывалось примерно 700, каждый имел 5 имен, каждое имя, в свою очередь, имело связь с 1-м из элементов, а так же с астрономическими телами.

Боги не только создали весь мир, но и всегда поддерживали его, предохраняя от бед и ненастий, хотя для этого необходимо было им поклоняться. Так ли это на самом деле мы можем только гадать. Но египтяне были абсолютно уверены в покровителях и своей уязвимости перед богами.

По-египетски слово бог – нетер. Оно первоначально значило не совсем то, к чему привыкли мы или римляне или греки. Нетер – достопочтенный, возвышенный. Соответственно, река Нил, солнце, земля и небо, герои прошлого, фараоны, все были богами.

Творец в египетской мифологии

Многие боги Египтян изображены со звериными ликами, это связано с тем, что когда-то племена поклонялись зверю-покровителю Тотему. После многочисленных перестановок выдвигались главные боги в каждом царствовании.

В древнем Египте не было единого мнения по поводу сотворения мира, только позже создателем в мифологии (богом-творцом) стал считаться Птах. Первоначально его культ сложился в городе Мемфис, а затем распространился по всему Египту. Еще одно имя Птаха «Тот, кто за южной стеной», имея в виду под югом – вечность. Он произвел первых 8 богов, которые являлись его ипостасями, а также наш мир и все, что есть в нем языком и сердцем. К богам-последователям Птаха так же относят Ра и Осириса. Животные, люди, растения, города, ремесла, храмы и искусство: всё существует по велению Птаха.

Женой Птаха была богиня войны Сехмет, дочь бога Ра, мать Нефетрума – бога растительности. Сехмет почитали во всем Египте и изображали женщиной с львиной головой. В гневе богиня была ужасна. Мор, эпидемии болезней сыпались на людей, а ее внешний вид приводил в ужас противников фараона, которого она охраняла. С другой стороны Сехмет была еще и богиней-целительницей, она покровительствовала лекарям и врачам.

Культ бога Амон-Ра в Египте

В египетской мифологии, как и в жизни все взаимосвязано и каждое божество призвано помочь людям и служить примером для подражания, например Бог Ра, бог солнца, еженощно сражался со змеем Апопом за наступление дня. Представления о солнце как о боге, а точнее, как о силе, которая способна победить тьму, давало человеку возможность поверить в себя. Стремясь к идеалу, представляющемуся богом в виде человека с соколиной головой, человек должен был стремиться к самосовершенствованию.

В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра. Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. По мифам Ра состарился, и люди начали замышлять против него недоброе, тогда бог солнца собрал совет. Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию. Было решено наказать людей, послав богиню Сехмет, чтобы та предстала львицей, пожирающей людей. Спастись от нее удалось, лишь опоив красным ячменным пивом, от которого Сехмет уснула и забыла о мести. После этого Ра оставил своим наместником на земле бога Геба, а сам взошел на спину небесной коровы и там продолжает править миром.

Но в Египте существовал еще один бог солнца – Амон. Его культ зародился в городе Фивы, а позднее распространился и дальше, по всему Египту. Богиня неба Нут была ему женой, которая родила сына бога луны Хонсу. Вместе они составили, так называемую, фиванскую триаду. Позже богов Ра и Амона объединили и придали государственный характер. Бог солнца стал называться Амон-Ра.

Этот бог являлся любимцем, как фараонов, так и низшего класса. Амона-Ра почитали мудрым, всеведущим и справедливым богом. Его называли «визирем бедняков», «царем всех богов» и «небесным заступником». В итоге во времена 13 династии фараонов бог солнца стал считаться главным среди всех богов. Фараону Амон-Ра даровал победы в битвах и сражениях, назывался его отцом.

Культ солнечного бога Ра установился в Древнем царстве: 2900-2270гг до н.э. И уже потом, в Среднем царстве (2100-1700гг до н.э.), перетек в культ Амона и, следовательно, в культ Амон-Ра.

Осирис – самый любимый бог египтян

Древним египтянам были очень близки боги, которые много страдали. Поэтому бог Осирис (владыка загробного мира), его жена Исида, сын Гор самые почитаемые и любимые персонажи египетской мифологии по сей день.

Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба). Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса. Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора. Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты. Когда Гор вырос, он победил Сета. Боги провозгласили Гора наследником Осириса, и он занял трон отца.

Гор дал проглотить отцу свое око, вырванное у него Сетом, и Осирис ожил. Он стал богом производительных сил природы, а также владыкой загробного мира и судьей в царстве мертвых. Научил людей виноделию и виноградарству, земледелию, добыче руды (медной и золотой), градостроительству, врачеванию, а так же учредил культ богов. Остаться среди людей он не пожелал и уступил трон сыну.

Осириса изображают зеленым человеком с виноградной лозой, обвивающей его. Подобно всему живому растительному миру, он умирает каждый год и затем возрождается к новой жизни.

Его супруга, богиня плодородия, ветра и воды Исида считается символом женственности и верности супругу. Исида помогала супругу сделать Египет более цивилизованным. Обучила египтянок прясть и ткать, лечить болезни и ввела понятие брака в жизнь. Исида так же была богиней мореплавания. В отсутствие Осириса (когда он был земным царем) мудро правила страной.

Богиня Исида была очень популярна в Египте и со временем прибавила черты и других богинь. Она почиталась покровительницей рожениц, определяла судьбу новорожденных царей. Культ Исиды влиял на мифологию древней Греции, Рим, а так же повлиял на христианство.

Немаловажна была роль бога Гора (Хора), как уже было отмечено выше, сына Исиды и Осириса. Так как Гор считался богом солнца и неба, его часто изображали в виде солнца с крыльями. Образ египетского бога Гора позднее тоже стал отождествляться с богом Ра.

В свою очередь бог Сет стал отождествляться со злым началом. В египетской мифологии Сет был богом пустыни, богом чужеземных стран. Он уничтожал священные деревья, съел священную кошку богини Басты и совершал много других злодеяний.

С Нового царства (1555-1090гг до н.э.) до начала нашей эры культ Осириса почитался главным. Вообще, представление древних египтян о загробном мире были важнейшей частью религии. Они верили, что смерть – это граница между жизнью и загробным царством.

Пантеон египетских богов очень обширен. Жрецы в Новом царстве привели его в стройную систему. Боги обзавелись родственными связями друг с другом.

Египетская мифология, ее верования и ритуалы практиковались вплоть до принятия христианств. До сих пор невозможно представить Египет без этого богатого исторического наследия, которое завораживает своей глубиной и таинственностью.

warps.ru

Боги и богини Древнего Египта

Введение

Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю существования древних цивилизаций. Начало формирования её относят к 6-4 тысячелетию до нашей эры. С тех пор она претерпела существенные изменения. Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания их во всём Египте. Это имело отношение к возвеличиванию той или иной династии, которая в свою очередь покланялась некоему мифологическому персонажу. Ярким примером этого может служить распространение культа богини города Саис Нейт в 7-6 веках до нашей эры одновременно с воцарением Саисской династии.

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом[1] .

Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила.

Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Развитие религиозных представлений древних египтян

1.1 Религиозные верования в Древнем Египте.

Религия древних египтян зародилась в первобытно-родовых общинах и прошла длительный путь развития до сложных теологических систем восточной деспотии. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Древнего Египта: фетишизма (например, поклонение камню бен-бен, связанное позднее с культом бога Ра), обожествления растений (например, священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст – в виде кошки, бога мудрости Тота – в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д.

Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и воздух - мужскими божествами. Ибисоголовый Тот был покровителем письменности и колдовства, а богиня Маат олицетворяла миропорядок. Явления природы воспринимались как отношения различных божеств[2] .

Некоторые боги в древности почитались египтянами в виде животных или птиц[3] . Сокола Хора еще с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. После образования государства Хор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Хорами. Слиянию культа Хора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных местностях, сливались с возникавшими тут местными культами солнечных божеств.

На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми[4] . Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот – в виде человека с головой ибиса, и т. д.

Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

Итак, религия в Древнем Египте была одна, но ее формы разнообразны. Культы местных божеств, зародившиеся в доисторической древности в форме тотемизма, оказались в Египте необычайно живучими и исчезли лишь с исчезновением египетской религии. Местные культы претерпевали, разумеется, существенные изменения – менялись их содержание и форма, но самый факт их существования на протяжении тысячелетий – одна из основных особенностей египетского религиозного развития. Для жителя данной местности, во всяком случае для подавляющей массы жителей, местный бог был всем. Так было не только в незапамятные времена и на заре истории, но и в греко-римское время.

На протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Но подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других Геб. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах Гелиополя бог Сет – злейший противник солнечных богов и убийца бога Осириса, то в Гераклеополе – он помощник бога Амона – Ра.

Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека[5] . Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности. В египетских мифах нашло отражение складывание сословного общества и деспотического государства. Некоторые боги становились покровителями царей при жизни и охранителями нетленной мумии. Помимо этого, мифы в форме пророчеств донесли до нашего времени страх общественных верхов перед возмущением угнетенных низов.

Большую услугу в понимании египетских мифов оказывают изображения богов на рельефах в гробницах и храмах, статуи и статуэтки. Сохранившиеся изображения богов – это окаменевшие мифы. Застывший язык формы и жестов, несмотря на всю свою условность, настолько универсален, что не нуждается в специальном переводе. Боги представлены в своем животно-человеческом облике и с атрибутами своей власти. Создатели этих произведений, таким образом, донесли своеобразие духовной жизни древних египтян.

1.2 Господство богов Египта.

Египетская религия начиналась с обожествления природных стихий, животных и растений, окружавших каждый ном, и возникновения множества маленьких номовых пантеонов весьма аморфной структуры. Затем, по мере формирования единого государства, происходила «социализация» богов, они наделялись новыми для себя властными полномочиями в социуме, и одновременно маленькие пантеоны образовали один большой пантеон, впрочем, не менее аморфный.

«Быт» богов также напоминает картину, знакомую нам по Древней Месопотамии. Божество жило в храме, являющемся его домом («дом» и «храм» обозначались одним иероглифом), и обслуживалось жрецами, функции которых заключались в удовлетворении его вполне «человеческих» (или «животных») потребностей, а также в контроле за сохранностью и приумножением его имущества. Местом непосредственного обитания бога считался наос, особое каменное сооружение внутри храма, в котором располагалось его изваяние, скрытое за запечатанными деревянными дверями. Три раза в день священные двери раскрывались и божество «кормили», сопровождая эту процедуру предварительным умащением идола и сменой его одеяний[6] .

Обычно бог «вел» скрытный «образ жизни» и никуда «не выходил» из наоса, простые люди были лишены возможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множество праздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидал место своего обитания. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. В дни процессий божество путешествовало, посещая различные «святые места» за пределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества, также имеющие сакральное значение. Наряду с отмеченным сходством, пантеон египетских богов обладал и ярко выраженными особенностями, резко отличающими его от пантеона богов «царства Шумера и Аккада».

Египетское государство отождествлялось с личностью царя, скрывающей в своей тени все конкретные детали социального механизма. Поэтому «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или родственников. В египетской культуре отсутствуют тексты, аналогичные «Энума Элиш», где глава пантеона является лишь «первым среди равных» и для получения определенных полномочий должен добиваться решения «совета богов», здесь верховный бог сосредоточивает в своих руках всю полноту власти и никому не подотчетен. Похожая ситуация воспроизводится и на уровне отдельных номов. Ядро номового пантеона составляет семейство богов, обычно представленное богом-демиургом, его женой и сыном (например, в Фивах это были Амон, богиня неба Мут и бог Луны Хонсу; в Мемфисе – Птах, богиня войны Сехмет и бог растительности Нефертум). Каждый демиург творит свой мир и абсолютно не стремится «вступать в долю» с другими богами. Отсюда возникает и упомянутая «аморфность» египетского пантеона[7] .

В отличие от Древней Месопотамии, где все боги образуют единое сакральное пространство, в котором каждый наделяется определенными функциями, т.е. становятся «героями одного романа», в Древнем Египте такого «романа» не возникает, точнее, этот роман распадается на несколько не связанных друг с другом фрагментов. Единственной силой, придающей египетской мифологии видимость единства, является верховный бог, подобный фараону, связывающему множество номов в единое целое. Отметим в дополнение к этому, что, начиная со Среднего царства, в описаниях бога-творца и фараона наблюдается явный параллелизм: оба они представляются, во-первых, великими завоевателями, наводящими ужас на врагов, во-вторых, властителями мира, и, в-третьих, разумными правителями, заботящимися о подвластном им населении.

Обратим внимание на еще одну важную особенность египетской мифологии. В Древнем Египте практически отсутствует характерное для традициональных культур и многих культур древности представление о верхнем мире, воспроизводящем по своей структуре земной, но населенном богами. Египетские боги, за редким исключением, обитают на земле или в царстве мертвых – «естественном» продолжении земного царства. Долина Нила является сакральным центром, объединяющим богов и людей. Уже упомянутые Амон-Ра, Осирис, Гор оказываются не властителями какого-то особого небесного мира, не связанного с земным, а первыми правителями Египта, и последующее благоденствие Египта во многом определяется их заботливым и мудрым правлением[8] .

Итак, религиозная реформа Эхнатона, в результате которой бог Атон был провозглашен единственным истинным правителем Египта, а сам фараон – его сыном, стала логическим завершением описанной традиции. Здесь представление о фараоне как единственном боге и о единственном боге как царе Египта получило свое наиболее законченное воплощение.

Древнейшие божества Египта

2.1 Великие боги Египта.

Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амоном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах.

Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Как это следует из гелиопольской теогонии, Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма, и затем, оплодотворив себя, породил бога Шу и его женское дополнение Тефнут, от которых затем произошли остальные боги эннеады. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.

Анубис – бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение – распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки. В эпоху Древнего царства («Тексты пирамид») Анубис почитался как главный бог царства мертвых, однако в период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования. Культовый центр – г. Кинополь.

Геб – бог земли, сын Шу и Тефнут, породивший вместе со своей сестрой и супругой, богиней неба Нут, Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду. Входил в гелио-польскую эннеаду богов. Зооморфные изображения практически отсутствуют, наиболее характерный облик – человек с короной Верхнего или Нижнего Египта на голове. Считался одним из первых мифологических царей Египта, затем передал власть над Египтом Осирису. Специальных центров почитания не имел, но являлся активным действующим лицом большого числа мифов, в частности был главным судьей в разрешении спора о праве на престол между Гором и Сетом, участвовал в суде Осириса над умершими.

Гор (Хор) (букв, «высота», «небо») – один из важнейших богов Древнего Египта, солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда – крылатого солнца. Из всех ипостасей Гора наиболее значимыми являются Гор – сын Исиды и Осириса, и Гор Бехдетский. Гор, сын Исиды, – одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. Имя Гора входит в пяти-членную титулатуру фараона.

Гор Бехдетский – сын бога Ра, сопровождающий его в плавании по Нилу и сражающийся с гипопотамами и крокодилами, воплощающими в себе врагов Ра во главе с его главным недоброжелателем Сетом. В отдельных фрагментах этого мифа Гор сливается с Ра, образуя синкретическое божество Ра-Гарахути. Гор, сын Исиды, почитался по всему Египту, центром культа Гора Бехдетского был г. Эдфу в Верхнем Египте, недалеко от Фив.

Осирис – одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации.

С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором[9] . Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами, но главным культовым центром стал для него г. Абидос – место погребения фараонов.

Птах (Пта) – главный бог Мемфиса, однако его культ был связан не только с Мемфисом, но и распространен как по всему Египту, так и за его пределами. Обычно изображался в виде человека, облаченного в скрывающие его одежды и держащего в руке посох «уас». «Главной» женой Птаха была Сехмет, однако иногда его женами называли также Маат, Тефнут, Хат хор. «Душой» Птаха считался священый бык Апис, языком – бог Тот. В мемфисской космогонической системе Птах почитался как бог-демиург, породивший «языком и сердцем» восемь остальных богов, а также гелиопольского бога-творца Атума, т.е. как творец гелиопольской эннеады. Позднее Птах объединен с богом плодородия и покровителем умерших Сокаром, а затем и с Осирисом (Птах-Сокар-Осирис).

Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх – это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия.

Ра – один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогонической модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами.

Сет (Сетх, Сутех) – в сложившемся мифологическом каноне сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Не фтиды. Сет обычно изображался в виде человека с головой осла. В период Древнего царства этот бог наряду с Гором считался защитником Ра от змея Апопа, а также покровителем фараонов, что проявилось как в «Текстах Пирамид», так и в титулатуре некоторых фараонов II династии. Но параллельно с этим существовало и представление (видимо, более позднее) о Сете как о злом божестве, боге пустыни, коварном убийце Осириса, представление, которое затем становится основным. Захватившие Египет гик-сосы отождествили Сета с семитским божеством Ваалом, назвав его Сутех и сделав главным местом его культа г. Аварис. Первоначальные места почитания Сета – г. Омбос, а также северо-восточная часть Дельты (недалеко от Гераклеополя).

Тот – бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых – доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса. Культовый центр – г. Гермополь.

Шу – бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада – девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеады (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта[10] .

2.2 Богини древних египтян.

Исида – богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах. Исида – одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса[11] . В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Первоначальный центр почитания Исиды – г. Буто в северной части Дельты.

Маат – богиня истины и порядка, считалась женой бога Тота. Изображение Маат – женщина, сидящая на земле со страусовым пером, закрепленным на голове. Маат упоминается в «Текстах Пирамид», однако ее значение возрастает в конце эпохи Древнего царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она имела важное значение в заупокойном культе – изображение Маат использовали в качестве эталона на суде Осириса. Культовый центр – Фиванский некрополь.

Бастет – богиня любви, радости, праздников; женщина с головой кошки или львица с корзинкой в руках. Иногда изображалась просто в виде большой сидящей кошки. Египтяне видели в ней разновидность богини Хатхор, а также сопоставляли ее с мемфисской львиной богиней Сехмет. Бог Анубис, считавшийся сыном Нефтиды, упоминается иногда как сын Бастет. Центром ее культа был город Бубастис (греческое название), расположенный в восточной части Дельты, на восточном берегу Дамиеттского рукава Нила, несколько севернее Гелиополя.

Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») – младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.

Нут – богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, дочь Шу и Тефнут, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одна из богинь гелиопольской эннеады. Так же, как и Геб, не имела особых мест почитания, но принимала участие в большом количестве мифов. Согласно одному из мифов Нут ежедневно рождает Солнце-Pa и звезды и ежедневно проглатывает их. Когда ее супруг Геб поссорился с Нут, поедающей детей, бог Шу разделил их, подняв Нут наверх, а Шу оставив внизу. В одном из фрагментов «Текстов Пирамид» Нут как супруга Геба называется «царицей Нижнего Египта»; позднее она участвует в погребальном культе, поднимая души умерших на небо и охраняя их в гробнице.

Сехмет (Сахмет, Сохмет) (букв, «могучая») – жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительница, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.

Сешат (женский род от «сеш» – «писец») – богиня письма, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ – женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступала как ипостась других богинь – Хатхор, Нефтиды. На листьях дерева «шед» Сешат записывала годы жизни и правления фараона. Также считалась покровительницей строительных работ. Изначально культовым центром Сешат был, видимо, г. Саис, однако затем главным местом ее почитания стал г. Гермополь.

Тефнут – в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием ре-лигозный праздник, происходящий в период разлива Нила. Культовый центр – г. Гелиополь.

Хатхор (Хатор) (букв, «дом Гора», т.е. «небо») – богиня неба, в древнейших мифах представленная как небесная корова, которая родила солнце. Ее зооморфное изображение – корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы. Хатхор считалась женой Гора Бехдетского. Позднее она была отождествлена с богинями Сехмет и Тефнут и почиталась в львином облике. Хатхор-Тефнут считалась Оком бога Ра и связана с большим количеством мифов (см. Тефнут). Позднее Хатхор почиталась также как богиня любви, музыки, празднеств и отождествлялась древними греками с Афродитой. Культовый центр – г. Дендера.

Но все эти боги – это только малая часть египетского пантеона. Кроме того, существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.

Заключение

За трехтысячелетнюю историю цивилизации Древнего Египта, различные боги выдвигались на первый план. Возвышение одних богов вовсе не означало уничтожения или умаления других, однако, абсолютная власть местного городского бога подтверждается множеством источников. Ярче всего об этом говорится в папирусе Инсингер, датируемом греко-римским временем: «От бога, который в городе, зависит жизнь и смерть его людей».

Местные боги становились центральной фигурой мифов, считались творцами мира, то есть наделялись чертами, свойственными всем или почти всем богам пантеона. Хотя они и претерпевали определенные изменения, сливались с главными культами божеств, меняли содержание и форму, но сам факт их существования на протяжении тысячелетий египетской цивилизации позволяет отнести их к одной из важных черт древнеегипетской религии. По существу, большинство богов древнего Египта были по происхождению локальными божествами того или иного нома. Некоторые из них в ходе исторического развития (борьбы номов, объединения страны, возвышения тех или иных центров) выдвигались на первый план и считались общеегипетскими, равно как и связанные с ними мифологические представления. Таковы, например, боги Ра, Тот, Птах, Амон[12] .

Образы богов древнего Египта несут в себе зримые черты тотемизма. Черты древних тотемов в той или иной форме (голова культового животного, рога, звериные уши и т.д.) присутствуют практически у всех богов пантеона. В основе этого явления лежало мироощущение полного единства с природой, что прослеживается и в культе, и в ритуале, и в мифологии.

Боги по убеждению египтян были безусловными и абсолютными повелителями человека, они определяли его положение на земле. В своем поведении люди должны были руководствоваться желаниями и установлениями бога и жить так, чтобы боги были ими довольны. Боги Египта определяли жизненный путь человека.

Многообразие богов древнеегипетского пантеона порождает вопрос, как сумели сочетать египтяне представления о великом множестве богов с признанием практически в каждом из них бога-творца, создателя мира, властелина судеб людей. Это происходило через слияние двух и более богов в единый образ с наделением последнего, чертами и функциями слившихся богов. Таким образом, древние боги получали в новых образах иное воплощение, а процессы синкретизма способствовали возвышению тех или иных религиозных центров Египта.

Итак, мы можем сделать вывод, что Древний Египет оказал влияние на развитие культуры всего древнего мира, и в частности на становление греческой и римской цивилизаций. Ни одна из цивилизаций – ни древнеримская, ни древнегреческая, ни древнекитайская – не может соперничать по временной протяженности и давности с египетской. Египетское общество и египетская культура просуществовали в неизменном виде три тысячи лет.

Список литературы

Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира. – М.: Добросвет, 2000. – 256 с.

История мировой культуры. Культурология // Под. ред. А. Н. Марковой. – М., 2000.

Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – М.: 2003.

Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.

Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999.

Материалы сайта http://www.helpeducation.ru/

Матье М. Э. Избранные труды пор мифологии и идеологии Древнего Египта. – М., 1996.

Рак И. В. Мифы Древнего Египта. – СПб., 1993.

Религия в истории и культуре // Под ред. М. Г. Писманника. – М., 2000.

Тураев Б. А. История Древнего Востока. – СПб., 2001.

Эра царствующих богов. / Под ред. В. Мартова. – М., 1998.

Работа предоставлена пользователем Student.km.ru.

[1] Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999.

[2] В работе были использованы материалы сайта http://www.helpeducation.ru/

[3] Матье М. Э. Избранные труды пор мифологии и идеологии Древнего Египта. – М., 1996.

[4] Матье М. Э. Избранные труды пор мифологии и идеологии Древнего Египта. – М., 1996.

[5] Религия в истории и культуре // Под ред. М. Г. Писманника. – М., 2000.

[6] Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира. – М.: Добросвет, 2000. – 256 с.

[7] Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – М.: 2003.

[8] История мировой культуры. Культурология // Под. ред. А. Н. Марковой. – М., 2000.

[9] Эра царствующих богов. / Под ред. В. Мартова. – М., 1998.

[10] В работе были использованы материалы сайта http://www.helpeducation.ru/

[11] Эра царствующих богов. / Под ред. В. Мартова. – М., 1998.

[12] Рак И. В. Мифы Древнего Египта. – СПб., 1993.

Дата добавления: 05.10.2012

www.km.ru


Смотрите также