Росписи древние. Уникальные росписи по дереву – культурное наследие Руси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Роспись по дереву (фото). Виды росписи по дереву. Росписи древние


Уникальные росписи по дереву – культурное наследие Руси

Искусство росписи по дереву можно отнести к исконно русскому достоянию. Это одна из самых древних отраслей народного промысла, широко распространенная по всей территории России, особенно в северных ее широтах. Русская роспись по дереву упоминается еще в былинах.

росписи по деревуВ древних избах роспись располагалась абсолютно на всех предметах быта (посуде, утвари, игрушках и украшениях), ею украшалась сама изба (наличники, крыльцо). Особого общения между находящимися на огромном расстоянии друг от друга селами быть не могло, а соответственно, подражания в росписи тоже удалось избежать. Потому этот вид народного творчества подразделялся на своеобразные школы, которые получали свое имя по месту возникновения. Отличались они не только названиями, но и стилем письма, качественным составом красок, орнаментами и характерными деталями, по которым сразу, безошибочно, узнавался адрес изготовления изделия.

русская роспись по деревуТак, Хохломская роспись по дереву, или «хохлома», возникла, как и многие другие, в Нижегородской области, в одноименном селе. Эта манера росписи по дереву очень известна, о ней упоминается во многих фольклорных произведениях, и не только. Отличается она обязательным золотым фоном, на который наносятся черными и красными (реже зелеными) красками орнамент. Такой росписи в основном  подвергались шкатулки, короба, небольшие бытовые изделия.

русская роспись по деревуЧасто встречаются образцы Городецкой росписи по дереву, которая возникла в вышеуказанной области, естественно, в городе Городец. Ее характерной чертой является белая обводка рисунка, что делает узор выпуклым. Основная фигура на общем фоне изображается локальной краской, что тоже заставляет ее бросаться в глаза.

Реже встречается Полхов-Майданская (в основном  свистульки и игрушки) и роспись с выжиганием, или Сергиево-Посадская. Чаще всего последняя применялась при росписи шкатулок с обязательным изображением на крышке Троице-Сергиевой Лавры.

Палех, хотя он как школа возник при советской власти, тоже можно отнести к традиционной росписи по дереву. Он впитал в себя богатый объем знаний и умений древних мастеров.

Особого упоминания заслуживает Мезенская роспись по дереву, самая древняя из всех, возникшая на заре времен, при формировании славянских племен. Никто не знает точно, что было ее предтечей, - древние промыслы республики Коми или древнегреческое искусство. Символика Мезенской росписи имеет четкое толкование, ей присущ такой общеизвестный знак, как свастика, олицетворяющая живое солнце. Имеются и такие символы: «лебедь», «бердо», «уточка», волнообразные и наклонные линии, символизирующие воду и дождь. Благодаря этим знакам можно расшифровать смысл, заключенный в древних панно.

мезенская роспись по дереву

Возникла эта роспись в деревне Палащелье (отсюда ее второе название - «Палащельская») Архангельского края, на реке Мезени, впадающей в Мезенскую губу Белого моря. В этих краях издревле расписывалось все, но основным предметом художественной обработки местных мастеров была прялка. Мезенская прялка изготавливалась не из трех традиционных частей, а вырезалась целиком из специально подысканных деревьев, корневище которых могло служить ее основанием. Все это делалось для того, чтобы орнамент получился более емким и смог поведать потомкам какой-нибудь завет или историю.

fb.ru

История росписи

История и технология настенных росписей.

 

Конечно,в этой статье я не претендую на полноценный обзор истории настенной росписи в полном объёме.Это скорее,краткие тезисы-где,что,когда. Здесь я пользовалась различными источниками из интернета,и даю ссылки на эти источники.

 

Первые пещерные рисунки. Материалы взяты из поста из Википедии: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пещерная_живопись

Самое древнее изображение,известное современному человеку,находится в пещере Сулавеси в Индонезии,ему порядка 39000лет.Эти  отпечатки рук мы врядли пока можем назвать словом "роспись" в полном смысле этого слова,но это уже вполне осмысленное декорирование помещения)

http://www.bbc.co.uk/russian/society/2014/10/141007_cave_paintings_art

На фото ниже мы можем увидеть "Руки" из пещеры Сулавеси,Индонезия

Есть несколько наиболее известных пещер,где можно увидеть на стенах и потолках зарисовки живых существ и схематичные изображения человеческих фигур.Несмотря на видимую простоту,выполнены они твердой рукой отменного рисовальщика и поражают цельностью и точностью изобразительной линии

5мест,где можно увидеть удивительную наскакльную роспись:

http://venividi.ru/node/28739

Быки пещеры Альтаира,Испания

 http://kaplyasveta.ru/posle-altamiry/naskalnye-risunki-peshhery-shove.htmlТак же очень любопытны росписи рисунки пещеры  Шове,Франция

http://alex-talaman.livejournal.com/889275.html

Рисунки на стенах в пещере Шове,Франция.

Сакральные пещерные фрески Древней Индии и Шри-Ланки. Фресковая роспись на протяжении веков  была сакральной,т.е.посвящённой религиозной тематике, и редко выходила за пределы культовых сооружений.Основной сюжет росписей это священные изображения божеств,символика и орнаменты.Фрески Дамбулле уже полноценная роспись растительно-минеральными красителями,употреблявшимеся так же для традиционной росписи по тканям.

Фрески Шри-Ланки,храм в Дамбулле.

 

 

Фрески Древней Индии,роспись в храме Аджанты.

 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

*******

Древняя Греция . Росписи стен и потолков в домах Помпеи.

В  78г н.э от извержения Везувия погибли греческие города Помпея и Геркуланум.Когда в середине 18века стали производится раскопки, на стенах и потолках зданий обнаружились красивые настенные рисунки,достаточно хорошо сохранившиеся под слоем пепла. Росписи были выполнены горячими красками на основе воска,и затем затерты сверху восковой эмульсией. Эта техника называется энкаустика.Энкаустика обладает необыкновенной прочностью,и сумела выдержать даже воздействие высоких температур.Сегодня фрагменты этих росписей находятся в Италии,в музеях Неаполя и Палермо.

Эллины  часто украшали рисунками стены богатых вилл, храмов, терм, библиотек и даже домов терпимости.Это была первая светская роспись в истории искусств Изящные орнаменты, имитация архитектурных форм, пейзажи, бытовые и эротические сценки составляли основные сюжеты рисунков на стенах и потолках.Иногда стены помещений были полностью покрыты росписью,как например на вилле Ливии. Можно сказать,что вся интерьерная роспись после открытия и расчистки Помпейского комплекса в 1750-х годах, находится под влиянием искусства эллинов.К сожалению,имен художников история не сохранила.

В истории искусств существует деление на четыре Помпейских стиля.Каждый из них обладает рядом изобразительных особенностей,однако это тема скорее для научной дессертации,чем для  сайта.Поэтому,если желаете ознакомиться с этим вопросом поподробне,то прочитать об этом можно здесь: www.pompeii.ru/arte/.

Посмотреть видео о фресках Помпеи можно здесь:

http://youtu.be/SyksbJU4jJM

 

Раннее христианство.

Сакральные росписи пещерных храмов в центральной Турции,куда Рим вытеснил первых христиан,являются первыми живописными изображениями христианской культуры.Здесь мы уже видим образы,ставшие впоследствии основой Византийской иконографии. При росписи использовалась смесь воска и масляной краски с добавлением елея,так называемый "Елеодорский воск"

Посмотреть видео о фресках Каппадокии можно здесь:

http://video.yandex.ru/users/ded195413/view/1880

Фрески христианских подземных церквей Каппадокии,Турция

Росписи храмов Древней Руси.

Художественное убранство храмов Древней Руси осуществлялось по классической фресковой технологии.На поверхность наносился толстый слой влажной известковой штукатурки,в нем быстро процарапывался рисунок,и затем  шла роспись темперными красками,пока штукатурка не высохла.Работа велась только по сырому.Краски были водорастворимымим,состояли из натуральных минеральных пигментов,растёртых на натуральном связующем. При использовании этой техники, в результате взаимодействия красителей и гашеной извести в составе штукатурки, образовывался прочный красочный слой,который сохранял ясные и прозрачные цвета до наших дней.

Три мастера,прославивших русскую фреску-Дионисий,Феофан Грек и Андрей Рублев 

Мастер Дионисий. Росписи Ферапонтова монастыря

http://www.dionisy.com/

СРЕДНИЕ века   РОСПИСИ ЦЕРКВЕЙ В ШВЕЦИИ

Северное Возрождение.Фрески Италии

В Романской культуре господствовал культ Собора,там главное место занимали  витражи и скульптура.Средневековые же замки декорировались достаточно скудно,и тоже в основном деревянными панелями и тканью. На Востоке и в Византии правили бал керамика и мозаика. Роспись жилого интерьера была представлена в основном небольшими орнаментальными фрагментами. Расцвет фресковой росписи начался в Италии в эпоху Кватроченто. Имена художников этого периода известны всему миру- Джотто,Мантенья,Гирландайо,Бенаццо Гоцолли и множество их учеников и последователей.

Ренессанс.

Имена :Вазари,Микеланджело,Рафаэль,Леонардо да Винчи

В период Возрождения искусство постепенно возвращалось к идеалам античности и становилось все более светским. Знаменитые художники Микеланджело , и Рафаэль работали уже не только над росписями храмов и базилик, но и в жилых интерьерах. Фреска постепенно уступила место all fresco -росписи по сухой штукатурке. Отсюда родился термин альфрейная живопись(mural art). Всемирно известные "Лоджии Рафаэля" в  Ватикане классический образец искусства allfresco,где орнаменты,характерные для искуства Ренессанса.(акантный лист,гротеск,арабески и др.) соседствуют с античными мотивами и росписями на библейские сюжеты.

 Барокко.

Имена: Поццо

Насыщенные панно и плафоны со сложной композицией создавали атмосферу пышности и праздничности.В эпоху Барокко приветствовался эффект пышности и театральности.

 

Эпоха Просвещения

Имена: семейство Тьеполо

Ампир.Французский,немецкий,русский

Наибольшего расцвета альфрейная живопись достигла в 18-19веках в крупных дворцовых комплексах  и богатых городских кварталах Европы. Росписи вместе с экспрессивной динамичной лепниной,вышли в декорировании интерьера на первый план.  Эпоха Просвещения,насыщенная многочисленными научными и географическими открытиями использовала культурный опыт народов из разных уголков земли а так же переосмысливала  художественное наследие прошлого. Очень популярны стали росписи обманки- рисунки, изображающие на плоскости не существующие в реальности объемы и детали архитектуры . Роспись вышла так же на фасады зданий,прекрасные образцы мурализма мы видим во многих европейских городах. Роспись дворца Питти во Флоренции.

Наиболее характерный образец Французского ампира - дворец Ротшильдов в Кап-Ферра во Франции.

 

Неоклассицизм.

Имена: Роберт Адам

В разные эпохи помпейский (эллинский или неогреческий) стиль оказывал влияние на декоративное искусство и интерьерную роспись.Когда помпейские интерьерные росписи  увидели свет, то сразу стали модной тенденцией для декораторов. 

Главным представителем Нового Помпейского стиля в 18веке по праву считается гениальный английский архитектор, декоратор и художник Роберт Адам.Он оказал большое влияние на развитие и совершенствование светской интерьерной росписи.Прочесть о Роберте Адаме можно тут: www.architime.ru/architects/a_adam_robert.htm

картинки

Стиль Рококо , просуществовавший довольно незначительное время, тем не менее тоже внес свою лепту в интерьерную роспись. Росписи стали воздушнее, деликатнее. Появилась ярко выраженная "женская тема" - цветы, гирлянды, "путти"-ангелочки.

 

Эпоха Модерна позволила соединить традиции Запада и Востока, использовать в росписи восточные мотивы, заимствованные с китайских и японских шелков, анималистическую тему(животные ,птицы)картинки

В России нтерьерная живопись имела богатые традиции,но в нашей стране её история и культура надолго были преданы забвению.В официальной истории искусств правило  пренебрежение к прикладным и декоративным видам искусства Красивое интерьерное убранство считалось мещанством и "пережитком капитализма". Сохранившиеся образцы чудесных росписей чудом уцелели в столичных дворцах,ставших музеями.Пласт культуры частного дома и усадьбы в России погиб безвозвратно. Монографий и информационной  литературы по данному вопросу очень мало,так как практически не осталось сохранившихся памятников  прошлых веков. Это вам не Помпеи....Это хуже. 

картинки

 

Современная нтерьерная живопись прочно связана с дизайном и искусством декорирования помещений. Роспись должна соответствовать классу и назначению интерьера,а так же подходить ему по стилю. В отличии от картины,которую можно убрать или даже поменять,интерьерная живопись будет украшать помещение до следуещего ремонта.Поэтому,отнеситесь к выбору "одежды"для стен со вниманием!

Профессиональный интерьерный художник должен обладать классической школой рисунка, безупречным владением композицией и грамотным построением перспективы.Разбираться в стилях аркитектуры и декора.Художник обязан умело сочетать настенную роспись с другими элементами декора.Мастер по росписи стен должен сочетать технические приемы живописцев прошлого с современными материалами. Сегодня появились превосходные отделочные материалы и краски, которые позволяют ускорить процесс работы, и придать поверхности прочность и долговечность.

 Ковалевская Елена художник

www.elen-art.com

Мезенская роспись. Дудлинг древней Руси – Ярмарка Мастеров

Подруга, увидев мои работы в стиле дудлинг, заметила, он очень напоминает мезенскую роспись, которой она увлеклась в последнее время. Вдохновленная рассказом приятельницы, я решила не только больше узнать об этой росписи, но и поработать в этом стиле. Процесс оказался  очень увлекательным. Так в мою жизнь ворвался табун замечательных ярких лошадок. Первая работа была выполнена маркером и фломастерами на бумаге.

интересное

Ну чем не дудлинг?

Возможно, прочитав эту статью, кто-то откроет для себя новые возможности в творчестве.

Итак, немного истории. Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. Первые найденные образцы датируются тем же временем, что древнегреческие амфоры.

Традиционно в работе использовались только два цвета— красныйи чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились. Есть еще одна интересная особенность: всю работу выполняли мужчины, в наше время ею больше занимаются женщины.

Мне кажется, что интересно было бы, используя мотивы мезенской росписи, поработать с помощью разных материалов, но придерживаясь традиционной цветовой гаммы и элементов орнамента.

У меня возникло желание расписать в этом стиле небольшой участок стены в деревянном доме. Я бы выбрала для работы акриловые краски. Интересно будет смотреться вышивка с мезенскими мотивами.

Особо хочется сказать о самом орнаменте, который представляет собой иероглифическую письменность, имеющую как свою историю, так и свое развитие.

Символика претерпела некоторые изменения в связи с распространением христианства на русском севере: некоторые символы перестали использоваться, зато появились новые. Изображения писали на дереве, бересте и коже клюквенным соком и сажей. Отсюда традиционная черно-красная гамма. Роспись читается снизу вверх. Состоит из трех ярусов, разделенных поясами: подземного, земного и небесного, ограничивающие пояса и замыкающая все три яруса окантовка символизирует охрану свыше. Например, некоторые символы обозначались так: Лед — три ломаные линии наподобие ступенек, Юность — изображение ростка: двойная завитушка и красный бутон над ней, Дом — символ, похожий на палатку или шатер, Море — волнистая красная линия, а под ней повторяющая ее тонкая черная, Изобилие — палочка с двумя завитушками сверху, Лето — двойной квадратик с цветочком внутри.

Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи:

  • красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу;
  • оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле;

история

  • уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту;

мезенская роспись

  • ёлочки — олицетворение мужской силы, новой жизни.

творчество

  • мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира;
  • в росписи присутствуют маленькие, но очень важные элементы, которые символизируют и вселенную, и ветер, и звезды…

творческий процесс

творчество с детьми

интересные факты

Иллюстрации взяты из статьи «Традиции. Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента».

www.livemaster.ru

Роспись по дереву (фото). Виды росписи по дереву :: SYL.ru

Росписи по дереву - это особый вид искусства, история которого уходит корнями во II век до н. э., когда люди научились делать железо, а из него различные ножи, скребки, пилы и другие режущие инструменты.

Однако недостаточно было просто вырезать из дерева какое-либо изделие, человеку хотелось, чтобы результат его труда выглядел красиво. Так появились древние росписи по дереву, примитивные и далеко не художественные, но зарождение искусства произошло. В те далекие времена краски уже существовали, оставалось применить их должным образом.

росписи по дереву

Художественная роспись по дереву

Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория – деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.

Разновидности

Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.

Виды росписи по дереву :

  • мезенская;
  • полховская;
  • хохломская;
  • городецкая;
  • палехская;
  • северодвинская;
  • петриковская.

Перечислены основные виды росписи по дереву. Каждая разновидность содержит "фирменные" признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность.

виды росписи по дереву

Мезенская роспись

Мезенская роспись (или как ее еще называют - палащельская) - это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов. Эти художественные традиции появились в низовьях реки Мезень примерно в 1815 году.

Мезенская роспись состоит премущественно из орнаментированных изображений лесных обитателей: оленей и лосей, росомах, лисиц и медвежат. Все изображения обезличены и несут на себе печать статичности. Фризы, сложенные из многократно повторяющихся фигурок, нарисованных в ярких тонах, производят впечатление праздничности и вызывающей роскоши, поскольку красочные полосы орнаментов никак не вяжутся с убогой обстановкой русского жилища. Примитивная прялка, расписанная в мезенском стиле и сверкающая красками в темном углу, лишь подчеркивала запустенье горницы.

художественная роспись по дереву

Палех

Палехская роспись - народный художественный промысел, появившийся в допетровские времена. В то время село Палех в Ивановской губернии славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета это искусство достигло в конце 18-го века. Палешане, кроме написания икон, занимались реставрацией соборов и церквей, принимали участие в оформлении приделов Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря.

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью - от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву - это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

роспись по дереву для начинающих

Хохлома

Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.

Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.

Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические "братины". Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.

Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.

роспись по дереву фото

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) - это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое "белье", а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по дереву в этом случае неотделимы – они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки - русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Можно ли научиться росписи по дереву?

Народные художественные промыслы относятся к изобразительному искусству и требуют определенной подготовки, но каждый, кто обладает терпением и усидчивостью, может освоить основные принципы раскраски изделий. Существуют специальные методики, которые так и называются "Роспись по дереву для начинающих", куда входят ознакомление с процессом и практическая работа. Первоначально занятия носят обобщенный характер, а после приобретения навыков можно переходить на конкретный художественный стиль, например, городецкий. В любом случае, роспись по дереву - для начинающих это увлекательный творческий процесс.

резьба и роспись по дереву

Методы раскраски

Натуральная древесина - это материал, который требует тщательной предварительной обработки. Поверхность для росписи должна быть гладкой, без отслоений и трещин. Заготовка сначала шлифуется наждачной шкуркой, а затем покрывается специальным грунтом, который заполняет все микроскопические трещинки и выравнивает мелкие неровности. Дефекты покрупнее можно устранить с помощью шпаклевки. После предварительной обработки заготовку необходимо хорошо просушить.

Изделия народных художественных промыслов из дерева отличаются яркими, интенсивными цветами. Рисунки обычно контрастируют с фоном, черным или ярко-красным. Для раскраски изделий применяются темперные или художественные гуашевые краски, которые обладают хорошей укрывистостью. Наиболее стойкие результаты дает акриловая роспись по дереву, особенно если рисунок сверху покрыть прозрачным нитролаком. Изделия после такой обработки становятся стойкими к истиранию и не меняют свой цвет.

акриловая роспись по дереву

Роспись по дереву (фото готовых изделий представлены на странице) - это разновидность изобразительного искусства, которое корнями уходит в далекое прошлое, а живет и процветает в настоящем.

www.syl.ru

Настенная живопись

Древние люди положили начало техники настенной росписи более 18 тысяч лет назад, когда в их распоряжении были только натуральные «краски».

Ярким примером являются наскальные рисунки на стенах испанских пещер Альтамира. Несмотря на то, что человеку была доступна толоко очень ограниченная палитра цветов, это не помешало ему создавать красочные изображения. Конечно краски создавались из естественных материалов: уголь, марганец, охра, кровь и разводились водой или животным жиром.

 

наскальные рисунки в пещере

Следующим шагом в развитии настенной росписи стало строительство храмов, где художники могли реализовать различные техники живописи и создать единую композицию.

Античные времена

Важнейшим вкладом в историю и развитие живописи на стенах по праву считаются рисунки, созданные мастерами Древнего Египта. Их работы датируются 3 и 4 тысячелетиями до н. э. Наибольшее внимание в то время уделялось храмам и пирамидам, где можно встретить не только изображения египетских богов, но и проследить хронику исторических событий. Установились первые каноничные стили рисования, расширялась палитра цветов.

 

наскальные рисунки в пещере

Другой образчик античного искусства — росписи с острова Крит. Они выполнены на сырой штукатурке и были созданы для дворцов. Последние украшались как фризами, так и панелями с росписями. Хотя живопись оставалась декоративной и плоскостной, для нанесения рисунков использовались яркие краски.

 

искусство древнего Крита

Постепенно в живопись помимо изображений человека стали добавлять узоры и орнаменты, вместо привычных героических сюжетов художники больше акцентировались на лирических мотивах. Опять же, преимущественно выбирались яркие и насыщенные краски. Одна из причин — трудность восприятия светлых оттенков на стенах из белого мрамора.

Следующим шагом становится перенос настенной живописи в парадные комнаты, когда основное внимание обращается на интерьер. Новый виток развития наблюдается в Древнем Риме.

 

искусство древнего Крита

 

Живопись древней Греции до нас дошла небольшимы образцами., однако и они показывают, что искусство эллинов достиггло высокого уровня как реализма, так и символизма в живописи.

Помпезное оформление домов основывается на работах греческих художников, техника росписи выходит на высокий уровень. На стенах отражались декорации театров, дворцы или богатые орнаменты, целью которых было отразить великолепие и богатство владельца.

Возрождение — новая эпоха и второе рождение настенной живописи

Отличием этого периода можно назвать увеличение роли церковного интерьера, а также новые правила росписи. Декоративная живопись начинает тесно сплетаться с духовным содержанием рисунка. Появляются личности, имена которых навсегда останутся в истории мировой художественной культуры. Итальянские мастера — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и другие известные живописцы — породили новую волну развития настенной росписи, которая затем распространится на всю Северную Европу. Появляются первые фрески, представляющие собой роспись по сырой штукатурке.

 

Возрождение — новая эпоха и второе рождение настенной живописи

 

Снова, как и в античные времена, живопись выходит за рамки религии и появляется в светских домах. На смену первоначальной технике создания фресок приходит роспись по сухой штукатурке. Появляется такое понятие, как альфрейская живопись. Для нее характерно сочетание декоративной отделки интерьера и полноцветной живописи. К концу 18 века переживает расцвет техника создания «обманок», с помощью которых удается визуально увеличивать пространство в помещении.

Барокко и рококо

В эпоху расцвета пышности и помпезности интерьера настенная роспись призвана подчеркивать его роскошь и богатое убранство. Приветствуются удачные ракурсы, яркие краски и эффекты театральности. «Обманки» остаются востребованными, несмотря на то, что богатые люди могли себе позволить роскошные сады и не нуждались в дополнительном увеличении пространства. Техника художественной росписи доводится до совершенства — рисунки становятся практически неотличимы от архитектурных деталей.

 

Барокко

Когда на смену борокко пришел стиль рококо, к основным принципам настенной живописи присоединились легкость и деликатность, больше внимания уделялось изображению ангелочков и цветочных мотивов. Стиль рококо отличается от своего собрата более спокойными, плавными, пастельными оттенками. Здесь в большей степени присутствуют такие цвета как белый, нежно розовый, приглушенный голубой, фисташковый и, конечно же, позолота. Позолота обрамляет и роспись, и рельефную лепнину.

Современная настенная живопись

Модернистские течения и вклад промышленности в декорирование интерьера привели к появлению обоев и упадку классической росписи. Но в последнее время данная техника оформления интерьера снова привлекает к себе внимание благодаря своим возможностям. Она позволяет внести корректировки в архитектуру, отразить индивидуальность владельцев помещений, оживить помещение. Не меньшее преимущество в том, что роспись так же, как и много веков назад, создается вручную.

Современная живопись на стенах хоть и базируется на огромном пласте умений и знаний мастеров прошлых лет, но при этом активно включает в себя технологии и мотивы нынешней эпохи. За счет этого она становится более долговечной. Плюс она является хорошей возможностью внести разнообразие в большинство однотипных современных жилищ.

 

современная роспись стен

Новые тенденции и правила росписи

Главной целью современной настенной живописи является передача оригинальности и изысканности интерьера. За счет использования росписи в сочетании с предметами быта можно создать уникальный дизайн практически любого помещения — от офиса компании до личной квартиры. Немалую роль играет желание дизайнеров экспериментировать и предлагать новые решения задач оформления. В качестве примера стоит упомянуть флюоресцентные краски, аэрографию или технику оформления с искусственным созданием патины — эффектом старения.

Подведем итоги

Тяга к выражению собственной индивидуальности издавна присутствует в характере любого человека. В частности это выражается желанием обладать чем-то эксклюзивным, особенным. Наиболее простой способ реализовать это желание в эпоху современности — заказать уникальное оформление интерьера с использованием настенной росписи. В дополнение к этому дом становится более комфортным и уютным.

Вы можете обратиться в нашу студию для получения готовой настенной росписи. Наши специалисты учтут ваши пожелания при выполнении заказа и гармонично дополнят имеющийся интерьер в вашем помещении.

 

art-plane.ru

Виды декоративных росписей в русской народном быте

Какие виды русской народной декоративной росписи вы можете назвать?Почти всё могут вспомнить Хохломскую роспись. Она яркая, красивая и изделия, расписанные под хохлому можно встретить чаще всего.0_50055_345b3da8_XLГигантские матрёшки с различными видами росписи

Но ведь это далеко не всё! Наша русская народная культура безусловно очень богата.Предлагаю посмотреть серию телепередач, созданных телеканалом Загородная Жизнь, каждая серия из которых посвящена определённому виду росписи.Прикамская роспись.Мастера, работающие в живописном стиле прикамского домового письма, размещали на дверях и стенах дома, на мебели изображения сказочных птиц и зверей, цветущих и плодоносящих растений. Они тонко чувствовали и точно выражали в своих работах поэтически-сказочное миропонимание пермских крестьян, долго сохранявших в быту архаические черты.

Пижемская роспись.Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками.

Мезенская роспись.Одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Стилизация рисунка, лаконичность и выразительность росписи, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера. В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности.

Городецкая роспись.Народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца.Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет, прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах.

Если вы заинтересовались другими народными ремёслами, то телепередачи из этой серии можно посмотреть на сайте телеканала.

И еще, не могла не поделиться, три интересные телепередачи из серии Народные промыслы России:

 Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых.

За более чем двухсотлетнюю историю на платочной мануфактуре сложилась единственная в своем роде павловопосадская школа платочного рисунка.

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.

bellezza-storia.livejournal.com

История техники настенной росписи, современная роспись стен

История настенной росписи берет свое начало в далеком прошлом. И этому есть немало подтверждений. Например, на севере Испании в пещерах Альтамира были найдены наскальные рисунки, высеченные нашими предками более 18 тысяч лет назад! И неважно, что палитра первобытного человека состояла всего лишь из четырех цветов – белого, черного, желтого и красного – все равно их работы можно приравнять к произведениям искусства, к яркому примеру монументального первобытного реализма.

Пролетали годы и века. Человечество набиралось опыта и оттачивало свое мастерство. Появились новые техники настенной росписи. Вместо пещер стали возводится храмы, в которых роспись была более разнообразной и имела законченный вид, оставаясь самым важным элементом декора.

Нельзя переоценить вклад в развитие настенной росписи Древнего Египта – древнейшего государства мира. Величайшие произведения изобразительного искусства Древнего Египта относятся еще к 4-3 тысячелетию до нашей эры. До этого времени нигде и никогда не были созданы такие грандиозные монументальные формы.фото древняя роспись Пирамиды и храмы Египта свидетельствуют о большой художественной одаренности этого древнего народа. Настенные изображения рассказывают не только о божествах, но и повествуют о важных исторических событиях. Устанавливаются и надолго фиксируются основные правила изображения в живописи. Настенная роспись приобрела большую самостоятельность, краски стали более нежными и прозрачными.

Остров Крит – признанный центр античной культуры – тоже оставил заметные следы в развитии настенной росписи. Фризы и панели, исполненные по сырой штукатурке, заполняли стены критских дворцов. Они поражали воображение яркостью красок и нарядностью рисунка, демонстрируя тем самым высочайшее декоративное чутье своих создателей. Однако общий характер живописи Крита сохранял декоративность и плоскостность.

фото древняя египетская росписьНо шло время, рисунки стали приобретать другой смысл. В конце 5-4 века до нашей эры художественной задачей Древней Греции, по-прежнему оставалось изображение человека, но все чаще в рисунке стали появляться такие стороны быта, которые не укладывались в характерные для Древнего Египта мифологические образы. Все большее место стала занимать узорчатая орнаментальность, лирические мотивы пришли на смену героическим. Основной особенностью изобразительного искусства Древней Греции является выбор насыщенных и ярких красок. Обусловлено это тем, что под палящим греческим солнцем светлые оттенки красок на белом мраморе были практически не заметны.

фото история настенной росписиС появление парадных комнат и перенесением акцента на интерьер, основываясь на греческих традициях, в домах Древнего Рима начала разрабатываться система высокохудожественных настенный росписей. В качестве декорации помещений выбираются сюжетные картины, которые полностью повторяют или интерпретируют знаменитые произведения греческих художников. Римская элита стремилась всячески продемонстрировать свой статус, в том числе и с помощью помпезного оформления своих жилищ. Поэтому настенные рисунки представляли собой сочетание изображений дворцов или театральных декораций с изысканными орнаментами. При этом все рисунки были пропитаны замысловатостью и великолепием.

фото Настенная роспись Микеланджело БуанороттиВ средние века, одновременно с усилением роли церковного интерьера, начали формироваться новые принципы росписи стен. Впервые духовное содержание объединилось с декоративностью. Именно в этот период появился термин «фреска» («affresco» - свежий – техника настенной росписи по сырой штукатурке). Наверное, все мы, хотя бы раз в жизни, слышали такие имена как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Мазаччо. Именно они создали в технике фреска самые выдающиеся и значительные произведения стенописи. Всплеск  развития культуры, которым ознаменовалась эпоха Возрождения, начался в Италии и быстро распространился по всей Северной Европе. Художники Возрождения искренне верили, что они возрождают ценности Древней Греции и Рима.

фото Настенная роспись РафаэляВ этот период живопись постепенно возвращалась к идеалам античности, становясь все более светской. Художниками расписывались уже не только храмы, но и жилые интерьеры. Постепенно истинная фреска уступила свое место «all fresco» - росписи по сухой штукатурке. Именно в это время появился такой термин как альфрейская живопись. Известные всему миру «Лоджии Рафаэля» - яркий образчик искусства allfresco, где характерные для ренессанса орнаменты (арабески, акантный лист, гротеск и др.) мирно соседствуют с росписями на библейские сюжеты и античными мотивами.

Альфрейская живопись подразумевала под собой полноцветную живопись с имитацией самых разных видов декоративной отделки помещения. Особой популярностью в этот период пользовались помещения-«обманки», которые позволяли визуально расширить пространство, создавая иллюзию большого объема. Наибольшего расцвета этот вид живописи достиг к концу 18 века.

фото роспись-бароккоВ эпоху барокко настенная роспись, при декорировании интерьера, вышла на первый план. Насыщенные настенные панно, вместе с экспрессивной динамичной лепниной, создавали атмосферу праздничности и пышности. Поощрялся эффект театральности, краски подбирались яркие, а нарисованные фигуры поражали воображение эффектными ракурсами. Несмотря на то, что потребность в «обманках» отпала, поскольку вокруг домов появились прекрасные сады, люди, познавшие все прелести настенной росписи, не смогли от нее отказаться. Поэтому росписи-обманки, создающие на совершенно ровных стенах иллюзию богатого декора и настоящей архитектуры, по-прежнему пользуются повышенной популярностью. При этом художественный уровень росписи на таком высоком уровне, что иногда очень сложно определить, где рисунок, а где настоящие архитектурные элементы.

Стиль рококо просуществовал недолго, но тоже внес свою лепту в настенную живопись. Она стала более деликатной и воздушной. Стала проявляться ярко выраженная «женская тематика» - ангелочки, гирлянды, цветы. Самым характерным образцом интерьерной живописи этого периода можно назвать дворец Ротшильдов во Франции.

Во времена эпохи модерн, который предпочитая графику, тяготеет к знакам и символам, настенная живопись пришла в упадок. А с появлением обоев, и вовсе исчезла. Однако ненадолго.

фото В последние годы роспись стен опять стала модной. Почему? Во-первых, это очень удобно, поскольку наши дома, по большей части, не поражают воображение своими размерами, а с помощью настенной росписи можно зрительно поднять потолок и расширить пространство. Во-вторых, роспись стен помогает ярко выразить индивидуальность хозяина, и делает помещение «живым». Есть и еще одно неоспоримое достоинство настенной росписи – это ручной труд, который в наше время ценится особенно высоко.

Возрождаться стенопись стала благодаря современным архитекторам, которые перестали заниматься исключительно проектированием скромных «коробочек». Они стали активно вмешиваться в дизайн помещений, предлагая уже готовый интерьер. В наш век, когда большая часть городских домов и квартир строится по шаблону, только настенная живопись помогает хоть как-то разнообразить интерьер и внести дополнительные краски в личное пространство каждого.

Современная роспись стен – это совершенно новый вид искусства, который опирается на многовековой опыт живописцев прошлого и современные технологии. Сегодня появились превосходные современные краски и материалы, которые позволяют не только ускорить процесс работы, но и придать поверхности дополнительную прочность и долговечность.

фото Роспись стен, являясь самой популярной тенденцией современного европейского дизайна, получила такое широкое применение благодаря своей изысканности, оригинальности, и эксклюзивности. В сочетании с самыми разными техниками нанесения красок настенная роспись способна преобразить любой интерьер, сделать каждую комнату оригинальной. Роспись стен – это вид эксклюзивного искусства, который в сочетании с обычными бытовыми предметами способен создать особую атмосферу в любом помещении независимо от его назначения, будь то рабочий кабинет или офис, помещение общественного назначения или Ваш дом или квартира.

фото Сегодня в оформлении помещений происходит революция, наступает период творческих экспериментов и новаторства. В моду входит индивидуализм, который диктует свои представления о красоте. Невозможно перечислить все возможности для воплощения творческих замыслов, которые дарят разнообразные технологии декорирования стен и потолков. Например, модные флуоресцентные краски заставят Ваш дом, в буквальном смысле, светиться, технику патирования по достоинству оценят любители классики и старины, а аэрография позволила живописи выйти на совершенно новый уровень развития.

Более подробно узнать о новых техниках и технологиях настенной росписи можно в разделе Роспись стен.

фото В наш век изобилия и перенасыщенности очень трудно сохранить индивидуальность и оригинальность. Практически никто не может похвастаться тем, что он обладает чем-то эксклюзивным. А ведь каждый из нас индивидуальность, со своим характером и мировоззрением. Именно поэтому все большей популярностью пользуется эксклюзивная отделка помещения с помощью настенной росписи. Роспись стен не только подчеркивает индивидуальность каждого человека, но и наполняет дом уютом и комфортом. Художники нашей студии подберут сюжет гармоничный с Вашим мировоззрением и профессионально отобразят Вашу индивидуальность, создавая атмосферу дома созвучную с Вашими эмоциями.

artultra.ru


Смотрите также