Древние погребения. Первые погребения древних египтян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Обряд погребения у древних славян. Древние погребения


Первые погребения древних египтян | Тайны веков

Первые погребения древних египтян

Египетские пирамиды тысячелетиями поражают воображение ученых и путешественников, и все задаются вопросом о цели возведения этих гигантских сооружений. На пирамиды с удивлением взирали греческие путешественники и римские легионеры, арабские халифы и европейские паломники, попадавшие в Египет по пути в Святую землю. После того как египетское государство одряхлело и сделалось добычей молодых и сильных соседей, смысл и назначение этих удивительных сооружений со временем были забыты, и вокруг них стали создаваться легенды. Ученые высказывали мнения, что они служили зернохранилищами, обсерваторией, убежищем от наводнений и даже эталонами геометрических мер, возникших по воле богов.

В свою очередь, фантазия многих народов создала о пирамидах целый цикл сказаний, привязанных к тем или иным легендарным героям. Друзы, например, называют строителем пирамид своего мессию, а евреи утверждают, что они воздвигнуты (как и город Мемфис) библейским Иосифом, сыном Иакова и Рахили, в бытность его главным казначеем Египта. Пирамиды служили ему теми амбарами и житницами, в которых хранился хлеб на 7 предстоящих голодных лет. Христиане считают пирамиды гробницами Сифа и Еноха, еще дальше пошли арабы, сказания которых относят их возведение к временам, предшествовавшим жизни Адама.

Не менее интересно предание коптов, согласно которому…за 100 лет до Всемирного потопа приснился царю Суриду страшный сон, будто вся земля провалилась, а небо покрылось черными тучами. Падавшие с неба звезды превращались в белых птиц, которые уносили в своих когтях обезумевших от страха людей. Встревоженный Сурид созвал своих гадателей и звездочетов и потребовал у них объяснить этот сон. И мудрецы предсказали ему надвигающийся потоп. Тогда царь повелел построить пирамиды и спрятать в них все сокровища, прах своих предков и книги, в которых заключались все знания Египта. На самой большой из пирамид он повелел выбить надпись: «Эту пирамиду построил я, царь Сурид… Пусть венценосец, воображающий, что он равен мне по могуществу, попытается разрушить ее за б00 лет, а уничтожать легче, чем созидать. Я одел ее шелком, пусть он покроет ее рогожами».

Через 100 лет наступил потоп, но он оказался бессилен перед пирамидами.

Так рассказывают легенды, но все имеющиеся исторические сведения говорят о том, что в первую очередь пирамиды были усыпальницами фараонов или, по крайней мере, их воплощений. Как только на трон возводили нового фараона, он немедленно начинал строительство собственной гробницы. Место для царской усыпальницы выбирали в Западной пустыне, в Стране мертвых — там, где садится солнце. Здесь божественный дух фараона следовало выпустить на волю, чтобы он мог воссоединиться с богами на небесах.

Когда фараон умирал, жрецы и жрицы молились за него, семья и придворные оплакивали его; народ пребывал в страхе, уверенный в том, что верх взяли темные силы. Завтра царем станет сын умершего, он начнет править страной, и равновесие между силами добра и зла восстановится, а пока требуется сохранить тело покойного от разрушения максимально дольше, «дабы душа не скиталась по свету».

Человек, по представлениям древних египтян, имел несколько душ. В саркофаге фараона оставалась «ка» — жизненная энергия, которой боги наделяли каждого смертного при рождении. Эта сила была невидимой, но изображалась в облике того, кого одухотворяла. Со смертью человека «ка» покидала его тело, но продолжала по-прежнему заботиться о своем хозяине. После смерти покойный получал жизненную силу.

Часто она изображалась еще и парой поднятых рук из жертвоприношений. «Ба» (собственно душа) при желании могла путешествовать где угодно и принимать любую форму. Обычно она изображалась птицей с человеческой головой и представляла собой «чистый дух», который в подземном царстве представал перед судом высших сил. Был еще и «акх» — сияющий, благословенный дух, путешествующий с негасимыми звездами и изображавшийся в виде ибиса с гребнем. Благополучие этих сил зависело от состояния тела умершего, поэтому в Древнем Египте большое значение придавали бальзамированию.

Существовало несколько видов бальзамирования. Обряд первой категории предназначался для фараонов и знати и стоил очень дорого. Тело покойного фараона переправляли на другой берег Нила — в храм, находящийся в Долине царей. Здесь происходило вскрытие полостей тела, которые промывались пальмовым вином и квассией; потом они наполнялись воском и писифальтом с берегов и со дна Мертвого моря. Потом тело натирали ароматическими маслами, посыпали благовонным порошком и помещали в раствор меди и смол на три недели. По прошествии этого времени на покойного надевали рубахи и бинтовали тело пропитанным гипсом шелком, которого требовалось около 500 метров, и лакировали. Из храма в подготовленную пирамиду траурная процессия шествовала по закрытому проходу, свет в который проникал только через отверстия в крыше.

data-ad-client="ca-pub-7206746909524663"data-ad-slot="9127896632"data-ad-format="auto">

Умершие цари получали жертвоприношения каждый день, простые люди только в день поминовения усопших. Если жертвоприношения прекращались, их роль продолжали играть заклинания и рисунки на внутренних стенах заупокойных храмов, которые строили рядом с гробницами.

Таким образом, для древних египтян загробная жизнь была возможна только при физическом сохранении тела или хотя бы точного портретного изображения человека. Поначалу умерших хоронили в простой яме с крышей — небольшим курганом из камней и щебня, чтобы защищать могилу от животных-падалщиков. В последующие времена захоронения стали производиться в подземных помещениях, защищенных от грабителей и похожих на обычный дом. В науке такие сооружения называются мастаба, которые и были предшественниками известных нам пирамид.

Гробницы людей состоятельных превращались в своего рода «сейфы» с обширными кладовыми. Несколько таких мастаба образовывали целые «города мертвых», располагавшие своим обслуживающим персоналом и стражами — жрецами заупокойного культа, ремесленниками, художниками, мастерами бальзамирования, администраторами и охранниками.

Царей додинастического периода истории Египта (IV тыс. — 3000 г до н. э.) и времени правления фараонов первых династий тоже хоронили в больших богатых мастаба, сложенных из необожженного кирпича с отдельными элементами из неосвоенного еще тогда камня. Самая большая из всех найденных к настоящему времени мастаба принадлежала Птах-шепсесу: она состояла более чем из 40 помещений.

Мастаба предназначались, с одной стороны, для захоронения тел умерших фараонов и представителей привилегированных классов. С другой стороны, в ней совершались жертвоприношения. Поэтому мастаба разделялись на две части: погребальную камеру и наземные сооружения для поминовений (молельни). Наружная часть представляла собой четырехугольное строение, которое издали было похоже на пирамиду. Боковые стены, возведенные из кирпича или камня и строго ориентированные по частям света, имели чаще всего гладкую поверхность. Над дверью, обращенной на запад — в «Страну теней», писали молитву богу Анубису, прося его даровать усопшему хорошее погребение, исправным приношением даров облегчить ему путешествие в загробном мире.

Перед входной дверью иногда строили перистиль с колоннами, за которыми и помещались молельни. В семейных мастаба каждый усопший имел собственную молельню, которые порой занимали половину, а то и три четверти наземной части гробницы. В отличие от погребальных камер, молельни никогда не закрывались и в любое время были доступны для жрецов и родственников, которые приходили сюда с жертвоприношениями и молились.

Погребальные камеры и молельни оформлялись настенными рельефами и изображениями. В некоторых мастаба от жертвенника в погребальную камеру шло специальное отверстие, закрытое со стороны камеры плитой, на которой изображался хозяин гробницы за столом с едой. Такое изображение должно было магически «кормить» и «поить» умершего, а также помогать его душе, вылетающей и возвращающейся через это отверстие, узнавать свое тело Исследователь А.О. Большаков считает, что мысль о том, будто сам покойный мог «выходить» наружу, в это время особой роли не играла Особенно ярко это проявилось в гробницах в долине Саккара под Мемфисом, где под мастаба, в скале, было высечено множество помещений, которые передают план жилого дома со спальней, комнатами, женской половиной, жилищем для прислуги и т. д. Таким образом, в этот период загробная жизнь ограничивалась только подземными помещениями, которые и играли главную роль.

Со временем, а именно после сооружения гробниц в Избет эль-Вальда, изображения полностью исчезают из погребальных камер до правления фараонов VI династии. Появляется страх перед изображениями, которые, по мнению древних египтян, могут повредить живым, так как настенные росписи специально предназначались для загробной жизни. Хотя изображения на личных вещах покойного, которые клали вместе с ним, допускались.

Древнейшие мастаба строились из массивных плит, изготовленных из кирпича-сырца, с наклонными внешними стенами. Погребальные камеры всегда располагались в подземелье, обычно на глубине 2–3, но иногда 10 и более метров. Чаще всего они высекались в скале, а если выкапывались в песке, то стены их выкладывали кирпичом, а потолок перекрывали крепкими бревнами. Самые маленькие погребальные камеры занимали площадь всего в один квадратный метр, и мертвые тела помещались там наискось — из угла в угол.

В погребальной камере больших размеров помещался саркофаг с мумией усопшего. Саркофаг всегда делался из камня, обычно из одной каменной глыбы, отполированной или украшенной небольшим рельефом. В одних мастаба саркофаги стояли у стены и ничем не были прикреплены к полу, в других, наоборот, накрепко вделывались в плиты пола. Но стояли они всегда у западной стены погребальной камеры. Саркофаг в нее помещали уже во время строительства, и он стоял там в ожидании гроба с покойным Гроб, имевший форму человеческого тела (или забинтованной мумии), обычно был сделан из дерева, снаружи и изнутри его украшали рисунки и надписи. Установив гроб с мумией в саркофаг, его плотно закрывали крышкой, а вокруг раскладывали различные предметы погребальной утвари. После совершения погребальных обрядов в пространство между передней камерой и шахтой опускали тяжелую каменную плиту, потом шахту засыпали песком и камнями. Таким образом, доступ в погребальную камеру навсегда закрывался, и усопший получал вечный покой.

agesmystery.ru

Погребальные обряды в Греции

С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.

Что было раньше?

Все древние мыслители и философы в своих учениях сходились в одном – смерть неизбежна. Но все, что с ней связано - тайна. В традиционных религиях и философских течениях никто никогда не сомневался в том, что человеческая душа существует. В момент смерти она покидает тело и уходит в царство мертвых. Считалось, что мир иной схож с «белым светом».

Со временем взгляды на душу и все, что происходит с ней после смерти, менялись, а вот большинство древних обрядов, укоренившихся веками, не изменилось.

Греки считали, что нельзя допускать гнева Богов и, чтобы душа умершего чувствовала себя в царстве мертвых вполне комфортно, придумали массу обрядов задабривания высших сил. Уже в те времена, как это принято и сейчас, родственникам умершего человека выражали слова сочувствия и скорби, вспоминали лишь положительные черты характера и поступки.

Древние жители Греции оставляли мертвых в домах, где они некогда жили. С тех времен пошла традиция держать семейные склепы. Но позже, когда цивилизация столкнулась с эпидемиями различных смертельных заболеваний, эллины переносили тела умерших на острова, предавая их земле там, либо просто выделяли места для захоронений все городских стен.

Греки практиковали 2 разновидности погребения:

  1. Предание земле.
  2. Кремация (после сожжения прах клали в урну и закапывали).

Еще с тех времен сохранился обряд возложения цветов на могилы. Вместе с телом в гроб клали те предметы, без которых умерший не мог представить свою земную жизнь. В почете были: оружие, драгоценности, масла.

В Древнегреческой мифологии всесторонне описан процесс перехода души человека в мир иной. Так, после смерти душу к реке Стикс вел Гермес. Там их ждал Харон. Чтобы сесть в лодку и попасть в царство мертвых, ему нужно было заплатить. Люди придумали класть в рот покойному монетку, якобы она обязательно пригодится ему в ином измерении.

В руку клали лепешку, смазанную медом. Это предполагало возможность задобрить Цербера. Трехглавый пес охранял вход в Аид.

Когда эпоха сменилась, в классическом понимании греков Средневековья укоренились иные видения, но обряды погребения они соблюдали. Однако, дорогостоящие мероприятия, доходившие даже до проведения состязаний, сменились приглашением плакальщиц, покупкой благовоний. Власти некоторых греческих полисов ввели законы, освобождающие граждан от издержек на похороны. Правовой кодекс также предписывал грекам проводить похоронную процессию на улицах городов в полной тишине.

В комнату, где находился умерший, запрещали входить женщинам в возрасте до 60 лет. Исключение составляли лишь ближайшие родственники. Обряд придания земле покойного проводили либо в день смерти, либо на следующие сутки. Тело нужно было вынести до восхода солнца.

Поминальный обед устраивали у места погребения. Но есть источники, свидетельствующие о проведении этого обряда в доме покойного. Родственники и друзья усопшего повторяли трапезу на 9 день после смерти, но предварительно они посещали могилу.

Женщины надевали все черное. Мужчины крепили на рукава траурные повязки. Греки в древности, как и сейчас, полагали, что душа в первые дни должна находиться дома. Тело могли нести только друзья умершего, или дальние родственники. В гроб обязательно клали ветви кипариса. Это - дерево скорби.

Когда родственники решали, что тело нужно кремировать, вместе с ним сжигали и все добро, которое предназначалось для погребения. Прах собирали воедино, в урну и хоронили. Часто огонь после кремации заливали самым лучшим сортом вина. Урны были керамическими. Еще один обычай: первыми с кладбища должны были уходить представительницы слабой половины, за ними мужчины.

Современные погребальные обычаи греков

Традиции древних в современной Греции считаются греховными. Их называют языческими. Урну с прахом долго держат открытой, чтобы дух имел возможность выйти в небеса, говорят старейшины. Однако, так же как и в древности, все присутствующие при погребении усопшего, возвращаются в его дом, чтобы поучаствовать в поминальном обеде, вместе с близкими родственниками покойного.

Похороны ныне проводят по строго христианским обычаям. Отпевания обязательны, также ка и крест на могиле. Кремация сейчас в Греции не распространена. Одно время она была запрещена, но земель под захоронения не хватает. Ныне цены на могилы в Греции весьма высоки. Это больше всего касается городских поселений. Если родственники не заплатят за захоронение, то через пару лет останки умершего поднимут на поверхность, и сожгут.

Сами греки предпочитают делать могилы в семейных склепах, говоря о том, что содержать могилу предка на общем кладбище дороже, чем построить высокий дом.

Кстати, именно греческие обычаи ныне соблюдают христиане всего мира. Например, украшение могил цветами и возложение букетов в последующие после захоронения дни описывал сам Цицерон.

Возведение памятника, а в древности это была античная скульптура – не менее распространенное явление, как в Греции, так и в других государствах христианского мира.

Древние ставили на могилах и скульптуры плакальщиц, что не возбраняется у греков и сейчас. Важной темой издавна у греков стала и эпитафия. Кстати, это исконно греческое понятие приняли и на Руси. В древней Греции изречения скорбного типа складывали в стихах. Надписи наносили на обелиски. Это было самым правильным, с точки зрения греков, выражением дани памяти предкам или умершим современникам.

В честь великих воинов и правителей греки слагали песни, читали стихи. Но и сейчас эпитафии имеют глубоко философский смысл и лирический характер. Ныне это уже не привилегия богачей.

Сейчас греки хоронят умерших так же, как и люди во всем мире, даже в России. Тело некоторое время находится в доме. Затем его отправляют на кладбище. Поминальный обед ныне там уже не устраивают. Все происходит на нейтральной территории. Это чаще. Есть случаи, когда родственники покойного решают организовать застолье прямо в жилище. Так происходит чаще в деревенских поселениях и у жителей гористой местности. Горожане не задумываются о точном соблюдении обычаев погребения, которых придерживались их далекие предки.

Итак, погребальные обряды в Греции – это частица истории и культуры не только эллинов, но и римлян, россиян, иных приверженцев европейской культуры. Погребение во все времена приобретало особый смысл, поскольку никто не знал, не знает и поныне, куда улетает душа. Если она отправляется в мир иной и выживает, Бог Харон провожает ее в царство Аида, но если нет, иные силы придают ей другой смысл существования. Пусть и не на земле.

gidvgreece.com

Обряд погребения у древних славян

Обряд похорон у древних славян имел две важные цели: создать связь между живыми людьми и мертвыми, правильно снарядить покойника в долгий путь в царство мертвых. В современных погребальных обрядах сохранилось много древних традиций того времени.

Прежде всего, у древних славян существовало два способа погребения: кремация и закапывание в землю. Богатых и обеспеченных людей сжигали, бедных и менее обеспеченных хоронили в земле.

Наши предки являлись язычниками и огнепоклонниками, следовательно, в большинстве обрядов горел костер. Похороны и поминки не были исключением. На похоронах всегда присутствовал огонь (даже при погребении в землю горел прощальный костер), а на поминках зажигалось пламя в память об усопшем.

Обрядовая кремация у славян

Сам процесс кремации всегда проводился на закате солнца, для того, чтобы душа умершего последовала за солнцем в загробный мир. Если дым поднимался столбом к небу, считалось, что сам бог Сварог спускался за душой покойного, и она отправлялась в путь в царство мертвых.

Существовало несколько видов кремации. Чаще всего людей кремировали в лодках. Существовало поверье, что душа умершего должна пересечь реку, чтобы попасть в иной мир. Саму лодку ставили кормой к закату. В нее клали сучья и сено, чтобы пламя наверняка загорелось. Туда же клали вещи, необходимые умершему в загробной жизни: амулеты, обереги и поминальную пищу. Лодку поджигал волхв или старейшина. Вместе с покойником сжигали и его домашних любимцев. Если таковых не было, то сжигали его домашних животных, например, курицу или гуся. 

Умерших также кремировали на костре. Но прежде, чем провести похороны, проводился долгий обряд прощания. При любом складе событий усопшего умывали и одевали в самую чистую и дорогую одежду. Затем его клали на стол либо лавку, складывая руки на груди, и укрывали белым холстом. Все зеркала снимали или укрывали полотенцами, для того, чтобы покойник не забирал души живых с собой. Наши предки верили, что если этого не сделать, то в семью скоро вернется смерть. Входные двери никогда не закрывали, ведь если душа, не поймет, как выйти из дома, может привязаться к этому месту на протяжении трех лет. К правой руке обязательно привязывалась медная проволока, ведущая в сосуд с землей, для связи с землей-родителем. Считалось, что так тело сохранялось намного дольше. После всех приготовлений жрец в течение трех дней читал молитву. В это время родственникам запрещалось находиться в одной комнате с усопшим. После того прочтения молитв жрецу дарили рушник (льняное полотенце) с псалтырем внутри.

Выносили умершего только ногами вперед – будто он сам выходит из дома. Близкие родственники никогда не шли впереди покойного и не несли гроб.

После сжигания прах собирали в специальную урну (домовину), а несгоревшие части тела разбрасывали по местности. Затем проводилась страва – своеобразный поминальный пир. На страве всегда подавали кутью. Весь этот обряд обычно проводился в пятницу, которая называлась «Мокоши».

Деревянные гробницы домовины в городе мертвыхДеревянные гробницы домовины в городе мертвых

Домовина раньше представляла собой деревянный столб полтора-два метра высотой с маленькой крышей наверху и небольшим оконцем. Столб был полый внутри и без одной стены – для того, чтобы ставить туда подарки после поминок. Затем захоронение засыпали землей, и получался курган.

Домовины захоранивались в шахматном порядке, для того, чтобы солнце равномерно падало на все столбы, и тень от курганов не мешала друг другу. На территории мертвого города никогда никто не жил. Это было место для военных игрищ или тризны, на тот случай, если усопший был воином. Там же разыгрывались своего рода постановки битв, где участвовал покойник.

Захоронение в землю

Как мы уже говорили, хоронили усопших и в земле. В самые древние времена покойников помещали в могилу в позе эмбриона. Считалось, что этим живые помогал душе быстрее найти новую жизнь. Ведь в материнской утробе малыш находится именно в позе эмбриона. Позднее людей начали хоронить в полный рост, лежа. Так создавалось впечатление, будто человек спит, а душа путешествует отдельно. После крещения Руси положение тела в земле изменилось, голова должна бела «указывать» направление на запад.

Останки древнерусского курганаОстанки древнерусского кургана

Разных людей хоронили по-разному. Например,  молодых девушек хоронили скромно, в гроб клали только некоторые украшения. Воинов хоронили вместе с их оружием. Людей преклонного возраста, также как и девушек, хоронили скромно, кладя в гроб только самые любимые вещи. Женщин хоронили со всеми почестями, с огромным количеством украшений и одежды. А когда хоронили человека знатного, с ним хоронили и его слуг (одного или двух). Ремесленников хоронили вместе с их инструментами.

Многое из старых обычаев осталось в современных поминках и похоронах. Например, гроб имеет форму упрощенной лодки, а на поминках часто подают кутью. Некоторые обряды были забыты или упрощены после принятия христианства. Например, чтецу больше не дарят полотенце с псалтырем внутри.

funeral.by

Древние погребения в Египте

Заупокойный культ

Найденные древние погребения показывают, что жители Нильской долины хоронили своих покойников в ямах, выкопанных в песке пустыни, часто на границе пахотной земли, и обычно на западном берегу.

Древние погребения в ЕгиптеТрупы завертывали в шкуры, впоследствии зашивали в циновки, или в грубый холст, клали на левый бок в позе спокойно спящего человека со слегка согнутыми ногами, а около трупа устанавливали сосуды с водой, молоком, разнообразной пищей, клали оружие и украшения, потому что уже тогда существовало представление, что покойный продолжает жить в могиле, как в доме, и что он и после смерти нуждается во всем, что ему было потребно в жизни. В этих древнейших, «архаических», погребениях находят обычно пластины из шифера, различной формы: ромбы, изображения четвероногих животных, рыб и птиц, обыкновенно снабженные в верхней части небольшим отверстием для продевания шнура, так как эти «палетки» носились на шее. Человек этого отдаленного времени был еще в значительной мере охотником, — он гарпунил рыбу в реке, гонялся в пустыне за антилопами, бил страусов, или водяную дичь в густых зарослях камыша. Изображения животных, птиц и рыб были для него волшебными, магическими знаками, амулетами, которые предохраняли его с одной стороны от невзгод охотничьей жизни, а с другой может быть помогали ему найти нужную ему дичь. Около этих палеток часто находили в погребениях кожаные мешочки с порошком зеленого камня малахита. Полагают, что этот порошок замешивался с каким-нибудь жиром на палетках и этой зеленой мазью охотник подводил себе глаза, чтобы смягчить через-чур резкий блеск солнечного света в пустыне. Наконечники стрел и копий делались в это время еще из камня, изготовляли глиняную утварь еще без помощи гончарного станка, но уже умели ковать и чеканить золото и медь, и тянуть из этих металлов проволоку, отлично сверлить камень и приготовлять стеклянную массу, из которой они приготовляли поддельные драгоценные камни.

У египтянина этого отделенного времени (около 4-х тысяч лет до нашей эры), однако, настолько твердо сложилось представление, что и в могиле человек продолжает жить прежней жизнью, что он нуждается по-прежнему в пище и питье, что помимо положенных с ним утвари и припасов, время от времени, в дни праздников поминовения усопших, родственники покойного, обычно его сын и наследник, приходили к могиле с дарами, хлебом, молоком, вином. Чтобы жить, необходимо пить и есть, а для этого важно предохранить труп от разложения, потому что нельзя было, конечно, поручиться, что горячий песок пустыни, во всяком случае, высушит его, как это иногда случалось. Поэтому уже очень рано, еще вероятно при первых династиях, стали трупы бальзамировать, т. е. обрабатывать их смолами и солями таким образом, чтобы они больше не разлагались. Искусство мумификации, бальзамировки, достигло впоследствии высокой степени совершенства и некоторые мумии действительно вполне сохранили до нашего времени черты лица человека, жившего за 4-4,5 тысячи лет до нас.

Над могилой в глубочайшей древности насыпался просто песчаный холм. Для вождей племени, знатных и состоятельных лиц, холм этот делался особо высоким и, впоследствии, с изобретением формы прямоугольного кирпича, укреплялся кирпичной и каменной кладкой. Стены такого сооружения были слегка наклонными, ради большей устойчивости. Современные арабы прозвали их «мастаба», т. е. «скамья».

Древние погребения в Египте

Гробницы вельмож Древнего царства (мастаба).

Для царей мастабы строились особо высокими, наклонные стены их сходились вверху к одной точке и все сооружение принимало форму пирамиды. С восточной стороны мастабы обычно устраивалась небольшая ниша, или иногда наоборот, довольно поместительная зала, в которой ставился каменный жертвенник для заупокойных даров, приносимых родственниками, а в глубине устраивалось подобие двери, ведущей в то помещение, где стояла гробница покойного, где было его вечное обиталище. На фоне двери обычно стояла статуя покойного, с высеченными на ней именами и титулами покойного. При четвертой династии, когда неограниченная власть «доброго бога, сына Ра, царя Верхнего и Нижнего Египта» окончательно сложилась в той форме, как мы ее знаем во все времена в Египте, вельможи и чиновники почитали за особую честь быть погребенными поближе к царю. Фараоны, начиная еще при жизни оборудование своей усыпальницы с пирамидой над ней, дарили своим приближенным за особые заслуги места и целые гробницы около своей пирамиды, и как при жизни вельможи теснились у трона, располагаясь строго по ступеням рангов, так и после смерти они покоятся в мастабах, образующих правильные улицы вокруг огромных усыпальниц царей (пирамида Хеопса, царя IV дин., имеет 147 метров в вышину, а в ширину ее основание равняется 233 метрам).

Позже, при царях Среднего и Нового царства гробницы вельмож, а затем и парей стали высекать в скалах, потому что политический центр страны переместился из Мемфиса в Верхний Египет, столицей стали Фивы, город, расположенный уже не на обширной равнине, как это было с Мемфисом, а в сравнительно очень узкой долине, где не было больше места для таких грандиозных сооружений, как пирамиды. Но по-прежнему стены гробниц украшают росписями или рельефными (выпуклыми или врезанными) изображениями различных событий жизни, окружавшей покойного.

Древние погребения в Египте

Гробницы вельмож Среднего царства, выбитые в скалах. Бени-Хасан.

informvest.ru

кому принадлежат древние могилы?. Тайна племени Голубых гор

кому принадлежат древние могилы?

Действительно, кому? Читающий эти строки, может быть, уже понял, что древние погребения принадлежат предкам тода. Но в жизни иногда бывает все сложнее. Нередко вопросы древней истории оказываются переплетенными с проблемами сегодняшнего дня. И тогда современные проблемы начинают влиять на научные выводы и их объективность. Вопрос о принадлежности "колодцев", курганов и азарамов встал с самого момента их открытия. Казалось бы естественным начать с поисков связей этих погребений с племенем тода. К чести капитана Конгрива и Джеймса Брикса, следует сказать, что оба они заявили о принадлежности погребений племени тода. Много лет спустя эту же точку зрения высказали индийские ученые Т. Б. Наяр и Д. Н. Дас. Однако в то время проблема древних погребений оказалась вопросом политическим. Дело в том, что колониальное правительство, отбирая земли у тода, пыталось доказать, что они недавние поселенцы в Нилгири и не имеют прав на землю. Открытие погребений, которые насчитывали минимум полторы тысячи лет и, по всей вероятности, принадлежали тода, спутало карты колониальной администрации. И тогда появилась версия, что захоронения не имеют отношения к тода. Ее высказал коллектор дистрикта Нилгири Сюлливан, вслед за ним — Октерлони, антрополог Маршалл, Опперт, миссионер Метц, чиновник мадрасского правительства, написавший книгу о Нилгири, Григ и, наконец, Риверс.

Вне всякого сомнения, что богатый археологический материал, полученный из древних погребений, представляет ценнейший источник по изучению прошлого племени. Но, прежде чем им воспользоваться, необходимо внести ясность в вопрос: кому же действительно принадлежат эти погребения?

Пожалуй, лучше всего начать с тех, кто считает, что создателями "колодцев" и азарамов был неизвестный вымерший народ, но только не тода. Их аргументы в зависимости от общего уровня писавших различны. Одни просто заявляли: "Нет! Этого не может быть, чтобы тода имели отношение к древним погребениям". С такими спорить трудно. Другие… Вот послушайте, что сказали другие.

Преподобный Метц: Погребения не принадлежат тода, так как они довольно равнодушно к ним относятся и позволяют, чтобы европейцы тревожили эти захоронения[53].

Антрополог Маршалл: Тода не почитают древних погребений. В отличие от тода их создатели были земледельцами, использовали лошадей, были знакомы с копьями, луками и стрелами[54].

Чиновник Григ: До тода в Нилгири жил другой народ, чьи погребения мы теперь находим. Тода — недавние пришельцы[55].

Историк Опперт: На основании многих признаков явствует, что создатели каменных сооружений были земледельцами[56].

Этнограф Риверс: Древние погребения существовали до тода, они довольно равнодушно к ним относятся. Только позже это племя увязало "колодцы" и курганы со своими богами[57].

Список можно было бы продолжить. Но в этом нет необходимости. Просто приведем еще некоторые аргументы. Тода незнакомы с ремеслом, изделия которого были найдены в древних погребениях. У тода нет устной традиции, относящейся к этим захоронениям. Одежда на глиняных фигурках непохожа на одежду тода и т. д. На каждое из этих утверждений напрашивается свое возражение. Начнем с отношения тода к древним погребениям. Восприятие этого отношения — дело субъективное. Английский антрополог Росс Кинг писал в конце прошлого века: "К этим погребениям тода относятся с очевидным благоговением"[58]. Однако у этого благоговения есть свои границы, поставленные системой взглядов тода и их представлениями о загробном мире. Определенное равнодушие, непонятное приверженцам других религий, тода проявляют даже к современным азарамам. Мне не раз приходилось детально осматривать такие азарамы. Я входила в круг, огороженный камнями, приподнимала некоторые из них и однажды потревожила содержимое вторичного погребения под камнем. Сопровождающие меня тода не выразили по этому поводу никакого неудовольствия и охотно давали пояснения, показывая места, где произошла последняя церемония. Старые заброшенные азарамы самого позднего происхождения не пользуются у тода вниманием. Нередко такие места оказываются заняты другими, там могут появиться плантации или какие-либо строительные объекты. Исчезновение этих азарамов тода переживают легко. По всей видимости, это объясняется спецификой их религиозных воззрений. Дело в том, что они в отличие от других племен Индии не верят в духов вообще и в духов мертвых в частности. Если в других племенах считается, что дух мертвого может находиться в месте погребения и его нельзя тревожить, то в азарамах таких обитателей нет. Мертвые тода, как известно, уходят в Аманодр и в худшем случае могут застрять где-нибудь по дороге. Но к месту погребения или азараму они отношения не имеют. Равнодушие, выказываемое тода к древним погребениям, не является чем-то особенным или специфическим. Это часть их общего отношения к местам погребения.

Утверждение, что строители древних погребений были земледельцами, ни в коей мере не может свидетельствовать против самих тода. Возможность такого предположения вполне допустима. Культ богини-матери, который явственно прослеживается в погребениях, а также керамические изделия могут служить этому определенным доказательством. Но история знает немало примеров, когда народы, сочетавшие земледелие со скотоводством, переходили всецело к последнему и забывали традиции земледелия. В случае с тода не исключена такая возможность. Горы Нилгири с их обширными пастбищами давали больше преимуществ скотоводству, нежели земледелию.

Необходимо несколько слов сказать и относительно оружия, обнаруженного в древних захоронениях и отсутствия такового у тода. Традиция лука и стрелы, как было показано в предыдущих главах, сохранилась до сих пор. Буквально на глазах очевидцев за последние сто лет тода перестали использовать в церемониальных стрелах железные наконечники. Старинные копья и теперь можно найти в храмах тода. Поэтому утверждение, что тода никогда не были знакомы с оружием, полностью отпадает.

Действительно, тода сейчас не владеют ремеслами, изделия которых были найдены в древних погребениях. Но эти ремесла могли существовать и по ряду причин исчезнуть. Ведь исчезло же за какие-нибудь последние сто лет среди парава искусство выделки браслетов из раковин священного чанка. Рядом с тода живет племя кота. Среди них мы находим ткачей, кузнецов, ювелиров и так далее. Между двумя племенами до недавнего времени существовал натуральный обмен. Тода одевают путукхули, сотканные кота, едят из горшков, сделанных кота, употребляют ножи и топоры, выкованные кота, носят украшения, сделанные кота. Причем кота делают все это по специальному заказу, соблюдая традиционные вкусы тода. Почему же нельзя предположить существование такого обмена в далеком прошлом?

Более того, на глиняной посуде, используемой сейчас тода, вы можете найти тот же орнамент, что и на черепках из древних погребений. Древние урны очень напоминают те горшки, которые делают люди в деревнях кота. А если вы захотите найти более точное сходство, для этого надо осмотреть священные сосуды, хранящиеся в храмах. Та же форма, то же круглое основание. Отсутствует только древний традиционный орнамент. Но ведь известно, что ремесленные изделия одного и того же народа менялись во времени. Какие-то элементы исчезали, какие-то возникали вновь.

И еще об одном наблюдении. Как-то в Муллиманде я увидела двух играющих мальчиков тода. Перед ними на циновке стояли какие-то фигурки. Я подошла ближе и поняла, что дети лепили из глины. Это были фигурки буйволов, целое стадо. Фигурки были вылеплены очень точно и в той несколько грубоватой манере, столь характерной для статуэток буйволов из древних погребений. Без определенных навыков и традиции это сделать было бы трудно.

Об одежде, изображенной на фигурках из древних погребений, тоже следует сказать несколько слов. Конечно, это не современные путукхули и вряд ли это одежда, сделанная из ткани; но путукхули тода — это поздняя одежда. Сейчас трудно определить, сколько сотен лет она насчитывает. В рассказах тода о предках мы находим указания на то, что когда-то тода не носили путукхули, а шили себе одежду из шкур зверей и кожи буйволов. Каков был традиционный фасон этой одежды — сказать нельзя. Но вполне возможно, что глиняные фигурки дают нам на это ответ.

Утверждать, что у тода нет устной традиции, связанной с погребениями, значит впадать в неточность. Выше уже были приведены примеры такой традиции. К тому же слово "фин", употребляемое для погребений, означает "урна" или "горшок". Тода утверждают, что древние погребения принадлежат их предкам. Против такой устной традиции трудно что-либо возразить.

Те, кто выступал против того, что древние погребения принадлежат тода, привели в подтверждение своей версии мало аргументов. Они далеко не охватили всех сторон этой важной проблемы. У сторонников противоположной точки зрения, включая и автора, доказательств гораздо больше. Вот они.

Погребения, как правило, расположены на горах, которые тода считают священными. Обычно поблизости находится манд.

Как было уже сказано выше, между курганами и "колодцами", с одной стороны, и современным азарамом тода — с другой, в качестве связующего звена выступает так называемый старый азарам. Основные архитектурные принципы "колодца" и азарама те же самые — кольцо из камней. Этот элемент, более ярко выраженный в "колодце", бытует и сейчас у тода. Так построены загоны для буйволов, фундаменты и ограды хижин и храмов. Кольцом камней окружены памятные камни в честь жрецов.

Способы захоронения, характерные для создателей древних погребений и для тода, имеют много общих черт. Тода соблюдают вторую, или "сухую", погребальную. Состояние костей, отсутствие целых скелетов в древних погребениях свидетельствуют о том, что там соблюдено вторичное захоронение. Обычай тода хоронить вместе с пеплом во время второй погребальной и некоторые вещи, принадлежавшие покойнику (стрелы, ножи и т. д.), был также традицией создателей древних погребений. Известно, что в конце второй погребальной церемонии жрец тода разбивает в азараме горшок. Обилие черепков, покрывающих верхний слой земли в древних погребениях, свидетельствует об аналогичном обычае древних.

Т. Б. Наяр попросил в Британском музее провести экспертизу наконечника копья, которое находилось в музейной коллекции. На копье были обнаружены следы буйволиного жира. Проводивший экспертизу сделал предположение, что копье было использовано в ритуальных целях при погребальной церемонии. Каков был этот ритуал — догадаться нетрудно. Жертвоприношение буйволов, очевидно, было традиционным для тех, кто хоронил своих покойников в древних могильниках. Тода продолжают эту традицию.

Обилие статуэток буйволов, сделанных более точно, чем статуэтки других животных, свидетельствует о том, что среди создателей древних погребений был развит культ буйволов.

Орнамент, нанесенный на грудь и спину женских фигурок и иногда — на спину фигурок буйволов, очень похож на узор татуировки современной женщины тода. Обычай татуировки женщин, не совсем ясный по своему смыслу, тем не менее считается в племени очень важным.

Как мне удалось выяснить, татуировка наносится в момент достижения девушкой зрелости. Возможно, это и является определенным отличительным признаком женской зрелости. В то же время этот обряд имеет и какое-то религиозное значение. Если случится, что женщина оказывается без татуировки и умирает без нее, то перед кремацией ее тело татуируют. У тода существует убеждение, что нетатуированная женщина будет обречена на страдания в Аманодре. Ее будут там вращать, как рис мешалкой.

Если внимательно посмотреть на фигурки мужчин из погребений, то в глаза бросается сходство физического типа этих статуэток с типом тода. Те же длинные носы, тонкие губы, бороды.

Древние светильники и железные колокола из погребений имеют разительное сходство с аналогичными предметами, которые служат реликвиями в храмах тода.

Специфический глиняный сосуд, по форме напоминающий колокол, имеет своего двойника в храмовом сосуде тода — "му".

В погребениях иногда находят обработанные камни с круглой дыркой. Такой же камень служит объектом поклонения в храме рода Мельгарш.

В храмах тода хранятся изделия из золота и серебра. Эти металлы были также знакомы создателям древних погребений.

В молитвах высшего жреца тода — палола — вы найдете упоминание или о древних погребениях, или о горах, где они расположены.

Это только основные доказательства, но их достаточно для того, чтобы считать, предков современных тода владельцами древних погребений.

Тода — одно из немногих племен, которое предоставляет в наше распоряжение богатейший археологический материал, помогающий выяснить некоторые вопросы его истории.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Древнейшие погребения: библиография - О пользе бесполезного

Здесь приводится список публикаций на русском языке, посвященный погребальной обрядности и погребальной практике древности и примитивных племен, прежде всего т.н. "неандертальским погребениям".Список будет пополняться.
  1. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука,1980. с.163-225. /гл.3.3. Представления о смерти и потустороннем мире; гл.3.4. Погребальные обряды/
  2. Алекшин В.А. Дискуссионные проблемы изучения мустьерских погребений. // Ритуал и ритуальный предмет. СПб.: Изд ГМИР,1995. с.22-32.
  3. Алекшин В.А. Мустьерские погребения Западной Европы. // Археологические ввести, 1995, вып.4.
  4. Алекшин В.А. Особенности погребального обряда эпохи мустье (по материалам захоронений Крыма). // Археологические вести, 1993, вып.2, с.157-168.
  5. Алекшин В.А. Погребальный обряд как археологический источник. // Краткие сообщения Института археологии, 1981, Вып.167.
  6. Алекшин В.А. Социальная структура и погребальный обряд древнеземледельческих обществ. Л.: Наука,1986. 190с.
  7. Алекшин В.А. Традиции и инновации в погребальных обрядах (эпоха первобытнообщинного строя). // Преемственность и инновации в развитии древних культур. Л.,1981.
  8. Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежность похоронного обряда/ // Труды Московского археологического общества. Т.14. М.,1890. c.11-226.
  9. Артамонов М.И. Совместные погребения в курганах со скорченными и окрашенными костяками. // Проблемы истории докапиталистических обществ, 1934, №7-8, с.108-125.
  10. Бадер О.А. Погребения в верхнем палеолите и могила на стоянке Сунгирь. // Советская археология, 1967, №3
  11. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: (Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов). СПб.:Наука,1993. с. 101-123. / Гл. "Живой-мертвый"/ http://www.gnozis.info/?q=node/4903 ; http://www.verigi.ru/?book=183 (пдф)
  12. Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. Пер. с англ. М.:Наука,1981. с.364-391. /Гл.3: Смерть и представления о загробной жизни; на с.368-381 - детальное рассмотрение погребальных обрядов/
  13. Бужилова А.П. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита. // Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. М.: Ин-т этнологии и антропологии,2004. с.21-35. http://www.evolbiol.ru/antropol1.htm
  14. Бужилова А.П. Парные и непарные коллективные захоронения верхнего палеолита. Критерии отбора погребенных. // Homo sungirensis. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования. М: Научный мир, 2000. с.441-448.
  15. Бужилова А.П. К вопросу об информативности исследований коллективных погребений. // Краткие сообщения института археологии, Вып.224, 2010, с.77-84. http://www.arheolog-ck.ru/KSIA_224_07.pdf
  16. Бужилова А.П. Homo sapiens: история болезни. М.: "Языки славянской культуры",2005. /Гл.2, параграф 2.3: Коллективные захоронения в эпоху палеолита: реконструкция обстоятельств смерти/
  17. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.:Наука,1978. 238с. /с.139-154 "Похоронная обрядность"/
  18. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск: Наука,1990. с.42-76. /гл.2: Верил ли неандерталец в личное бессмертие/
  19. Гольмстен В.В. О происхождении скорченности костяков в погребениях родового общества. // Проблемы истории докапиталистического общества, 1935, №5-6, с.37-42.
  20. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука,1980. /Гл.VII: Верования и погребальный ритуал./ http://kronk.narod.ru/library/grach-ad-1980-07.htm)
  21. Гуляев В.И. Изучение погребального обряда в зарубежной археологии. // Краткие сообщения института археологии, Вып.224, 2010, с.5-19. http://www.arheolog-ck.ru/KSIA_224_02.pdf
  22. Гуляев В.И. Проблема интерпретации погребального обряда в археологии. // Краткие сообщения Института археологии,1990, Вып.201, с.103-109.
  23. Гуляев В.И. Погребальная обрядность: структура, семантика и социальная интерпретация (введение в дискуссию). // Российская археология, 1993, №1, с.76-77.  Гуляев В.И. Погребальная обрядность: структура, семантика и социальная интерпретация (введение в дискуссию, часть II). // Российская археология, 1995, №2, с.84-85.
  24. Донини А. Люди, идолы и боги : (Очерки истории религий). Пер. итал. 2-е изд. М.:Политиздат,1966. с.22-25.
  25. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л.,1975. 163с.
  26. Ефименко П.П. Первобытное общество: очерки по истории палеолитического времени. 3-е изд., перераб. и доп. Киев: Изд-во АН Укр ССР,1953. с.248-252.
  27. Зубов А.Б. История религий. Книга первая : Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. М.,1997. 344с. http://storyo.ru/history_rel/menu.htm
  28. Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. М.: Изд-во АН СССР,1959. с.197-243. /гл.4: Так называемые неандертальские погребения/
  29. Зыбковец В.Ф. Опыт интерпретации мустьерских погребений. // Вопросы истории религии и атеизма. Вып.4. М-Л.: Изд-во АН СССР,1956.
  30. Зыбковец В.Ф. Человек без религии: (У истоков общественного сознания). М.:Политиздат,1967. с.154-168.
  31. Итина М.А. К вопросу об отражении общественного строя в погребальных обрядах первобытных народов. // Советская этнография, 1954, №3, с.63-68.
  32. Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М.:Наука,1990. 255с. http://www.arheolog-ck.ru/Issledovaniya_v_oblasti_balto-slavyanskoy_duhovnoy_kulturyi_Pogrebalnyiy_obryad_1990.pdf
  33. Кабо В.Р. Круг и крест: Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра,2002. /гл.: Уйти, чтобы вернуться/ http://aboriginals.narod.ru/cc14.htm
  34. Косарев М.Ф. Мировоззренческие аспекты традиционной погребальной обрядности (по сибирским материалам). // Краткие сообщения института археологии, Вып.224, 2010,  с.33-51. http://www.arheolog-ck.ru/KSIA_224_04.pdf
  35. Краткие сообщения института археологии, Вып.224: Общие проблемы изучения погребального обряда. М.,2010. http://www.arheolog-ck.ru/?p=4434
  36. Кулемзин В.М. Методические аспекты изучения погребального обряда. // Обряды народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та,1990. с.87-105.
  37. Кызласов Р.Л. Мировоззренческая основа погребального обряда. // Российская археология, 1993, № 1.
  38. Лагуткина Е.В. Изучение погребальных памятников в археологии: подходы и методы исследования. // Краткие сообщения института археологии, Вып.224, 2010, с.19-32. http://www.arheolog-ck.ru/KSIA_224_03.pdf
  39. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. Пер. с фр. СПб.: Европейский дом,2002. с.49-68.
  40. Липс Ю. Происхождение вещей. Пер. с нем. М.:ИЛ,1954. с.385-406. /гл. 15: Царство мёртвых/
  41. Люке Р. Религия ископаемого человека. Пер. с фр. М.:Безбожник,1930. с.33-36.
  42. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М.:Наука,1978. 328с.
  43. Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ (в свете данных археологии). Л.:Наука,1976. с.149-176. /гл.8: Погребальные обряды и социальная стратификация древних обществ/
  44. Медникова М.Б. Обращение с головой умершего: погребальная практика древности по данным палеоантропологии. // Краткие сообщения института археологии, Вып.224, 2010, с.98-105. http://www.arheolog-ck.ru/KSIA_224_09.pdf
  45. Мельник В.И. Анимистические представления и погребальный обряд. // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. М.,2006.
  46. Мельник В.И. Особые виды погребений катакомбной общности. М.:Наука,1991. 136с.
  47. Мельник В.И. Погребальная практика и погребальный обряд // Краткие сообщения интститута истории материальной культуры, 1990, №201, с.73-77.
  48. Мельник В.И. Погребальный обычай и погребальный памятник. // Российская археология, 1993, № 1, с.94-97.
  49. Мельник В.И. Символика элементов погребальной обрядности по этнографическим и археологическим данным. // Краткие сообщения института археологии, Вып.224, 2010,  с.52-59. http://www.arheolog-ck.ru/KSIA_224_05.pdf
  50. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М.:Наука,1973. с.125-126 http://www.archeologia.ru/Library/Book/32033ea9376c/page125
  51. Никольский В.К. Очерк первобытной культуры. М.-Пг.: Изд-во Л.Д. Френкеля,1923. с.80-81, 100-101, 196-197. (особенно с.81) /с.148-150 в изд. 1928г./
  52. Обермайер Г. Доисторический человек. Пер. с нем. СПб.,1913. с.486-493.
  53. Окладников А.П. О значении захоронений неандертальцев для истории первобытной культуры. // Советская этнография, 1952, №3, с.159-180.
  54. Окладников А.П. /Мустьерские погребения/ // Всемирная история. Т.1. М.,1955.  http://www.bibliotekar.ru/hist1-1/19.htm
  55. Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность в системе взаимосвязанных понятий. // Советская археология, 1986, №1, с.65-76.
  56. Ольховский В.С. Погребальная обрядность (содержание и структура). // Российская археология, 1993, №1, с.78-93.
  57. Ольховский В.С. Погребальная обрядность и социологические реконструкции. // Российская археология, 1995, №2, с.85-98.
  58. Петрухин В.Я. Погребальная ладья викингов и «корабль мертвых» у народов Океании и Индонезии (опыт сравнительного анализа). // Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии. М.: Наука,1980. с.79-91.
  59. Плисецкий М.С. Ещё раз о так называемых неандертальских погребениях. // Советская антропология, 1957, №1
  60. Плисецкий М.С. О так называемых неандертальских погребениях. // Советская этнография, №2, с.151-156.
  61. Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М.,1999.
  62. Равдоникас В.И. История первобытного общества. Т.1. Л.:ЛГУ,1939. с.226-230.
  63. Равдоникас В.И. История первобытного общества. Т.2. Л.:ЛГУ,1947. с.114-116.
  64. Семенов Ю.И. /Неандертальские погребения/ // История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. М.:Наука,1983. с.383-387.
  65. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.:Наука,1966. с.380-413. /гл.13: Неандертальские погребения, их происхождение и сущность/
  66. Ситнянский Г.Ю. О происхождении древнего киргизского погребального обряда. // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып.IV. М.,2001. с.175-180 http://www.kyrgyz.ru/?page=278 /похороны на деревьях у разных народов/
  67. Смирнов Ю.А. Древнейшие погребения (год открытия – 1886). // Природа, 1986, № 11, с.58-68.
  68. Смирнов Ю.А. Мустьерские погребения (Вариант постановки вопроса). // Краткие сообщения Института археологии, 1981, вып.165, с.17-23.
  69. Смирнов Ю.А. Мустьерские погребения Евразии: возникновение погребальной практики и основы тафологии, М.:Наука,1991. 341с.
  70. Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. М.: «Восточная литература» РАН, 1997. 279с.
  71. Смирнов Ю.А. Морфология погребения. (Опыт создания базовой модели) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М.,1990.
  72. Скворцов-Степанов И.И. Избранные атеистические произведения. М.:Госполитиздат,1959. с.245, 339-345.
  73. Смирнов Ю.А., Тендрякова М.В. О роли обыденного сознания в археологической реконструкции: погребальный обряд. // Краткие сообщения института истории материальной культуры, 1990, № 201, с.68-73.
  74. Спенсер. Г. Основания социологии. Т.1. Пер. с англ. СПб.,1876. с.270-300.
  75. Тайлор Э.Б. Антропология. Пер. с англ. 3-е из. СПб.,1908. с.342-351.
  76. Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры. Первобытное общество. М.-Пг.: ГИЗ,1922.с.75-78. /похоронная обрядность у австралийцев/
  77. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.:Наука,1964. с.155-212. /гл.5: Погребальный культ/ (то же: Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Полититиздат,1990.) http://www.verigi.ru/?book=152&chapter=8
  78. Хлобыстина М.Д. Древнейшие могильники Восточной Европы как памятники социальной истории. СПб,1993. 148с. (Археологические изыскания, Вып.8.) 
  79. Хлобыстина М.Д. Погребальные ритуалы первобытных эпох: (Археология, этнография, фольклор). СПб.,1995. 136с. (Археологические изыскания, Вып.23.)    
  80. Чайлд Г. Прогресс и археология. Пер. с англ. М.,1948. с.139-169/гл.6: погребальные обряды и сооружения/ 
  81. Шерстобоева А.П. Роль междисциплинарных исследований в решении неандертальской проблемы. // Вестник Тоского государственного университета, 2009, История, 5(1), с.73-78. http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/his/05/image/05-073.pdf
  82. Яровой Е.В. Древнейшие скотоводческие племена юго-запада СССР: Классификация погребального обряда. Кишинев,1985. 

drevniy-daos.livejournal.com

Древние погребения - Энциклопедия обрядов и обычаев

Первые в истории человечества известные захоронения - это погребение неандертальцев. В 1908 г. швейцарец Отто Гаузер сделал удивительное открытие: он нашел в долине реки Везерн (Франция) могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысячелетий назад. В неглубокой могиле лежал скелет на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность. В 1938 г. было обнаружено погребение неандертальского мальчика в Узбекистане. Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то вроде ограды. Эти находки многих убедили в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам. Известный археолог А. П. Окладников писал: ".неандерталец уже убедился, что мертвец - не просто "спящий", что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем касательно живого человека. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как пришлось, а в определенном направлении - головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о "жизни за гробом". С первой эпохой позднего палеолита связаны и первые бесспорные погребальные обряды. Мертвых часто хоронили там же, где они до того жили, а сами люди покидали это место. Иногда клали труп прямо в огонь очага, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем зачастую обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Возможно, поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скорченном виде. Покойников иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большими камнями. Нередко труп или только голову посыпали красной краской. С мертвым в могилу клали украшения, каменные орудия, пищу. Для многих народов, находящихся на стадии первобытного общества, как отмечает С. Рязанов в книге "Философия смерти", свойственны также наземные захоронения. Так, первобытные племена австралийских аборигенов подсушивали тела своих умерших над медленным огнем, снимали с них кожу, окрашивали охрой и помещали нагими на помосте. У другого австралийского племени тело покойного помещают на сплетенном из ветвей помосте, на сучьях дерева, и оставляют там, пока не обнажится весь скелет. После этого кости обертывают корой и уносят на особую поляну, где члены племени садятся вокруг них и плачут. После этой траурной церемонии кости относят обратно на дерево и уже окончательно оставляют там. С. Крашенинников, посетивший в 1737-1740 годах Камчатку, отметил обряд погребения у камчадалов. Привязав ремень к шее мертвеца, его вытаскивают из юрты и почти тут же оставляют на съедение собакам. Считалось, что съеденный собаками покойник на том свете будет иметь хорошую собачью упряжку. Отголоски обычаев наземных захоронений сохраняются в религиозных воззрениях огнепоклонников, исповедующих учение Заратустры (между Х и серединой VI вв. дон.э.; пророк и реформатор древнеиранской религии). Религия запрещает сжигать или зарывать в землю умерших, чтобы не осквернять тем самым огонь и землю, поэтому их тела отдают на съедение птицам. В наше время в Бомбее проживают 100 тысяч парсов - потомков древних парсов-огнепоклонников. Здесь же, в Бомбее, существуют мрачные Башни молчания, служащие для погребальных обрядов парсов. Все деревья под этими башнями обычно облеплены тучами грифов и воронья, терпеливо ждущих своего часа. В дни похорон в Башни молчания имеют доступ только родственники умершего. Тело умершего парса по крутой лестнице поднимают на носилках на вершину башни и кладут на решетку совершенно раздетым. Носильщики стремглав убегают вниз, так как грифы немедленно набрасываются на добычу. В течение часа от мертвого тела остаются лишь кости. Когда грифы сделают свое дело, прислужники Башен молчания специальными щипцами сбрасывают останки под решетку в глубокий колодец на дно башни. Таким образом соблюдается неосквернение четырех священных стихий: огня, воды, земли и неба. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры рождается новая форма захоронения - кремация. Появляется новая идея - идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, должны содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшихся на Земле. В эпоху античности вплоть до периода Римской империи, наряду с погребением в землю, существовала также и кремация. Римские урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии (лат. columbarium - ниша голубятни). Так назывались ниши, в которых устанавливали урны с пеплом умерших. Они располагались в специально выстроенных для этой цели помещениях прямоугольной или овальной формы, которые строились также и под землей и вмещали до 700 ниш с замурованными урнами. В основном колумбарии, являлись местом захоронения бедных граждан. Обряд трупосожжения был распространен очень широко. Помимо стран греко-римского мира, он соблюдался в Индии, Индокитае, Китае, Монголии, у древних финнов и славян. Таким образом, в дохристианские времена в мире существовали два основных способа захоронения - сожжение и погребение в землю. К последнему прибегали, в частности, древние египтяне и иудеи, от которых он был заимствован христианством и распространен в обеих частях Римской империи вместо общепринятого там прежде сожжения трупов. Могилами у древних иудеев служили простые ямы, выкопанные в земле, или пещеры, которых множество в Палестине. Вход в пещеру заваливали камнем. Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами. Только царей и пророков погребали в городах. Богатые обыкновенно имели фамильные могилы и любили высекать их высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов. Над могилами иногда ставили памятники из камней или высеченные из скалы. После зимних дождей могилы белили мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле, и потому Иисус Христос уподоблял фарисеев окрашенным, т.е. наружно красивым гробам, внутри наполненным костями мертвых и всякою нечистотою (Евангелие от Матфея, гл. 23, 27). Монголы, наоборот, держали в тайне место захоронения своих ханов. Неизвестно до сих пор, где похоронен Чингисхан. В одной из монгольских летописей говорится, что над могилой Чингисхана прогнали табун в 10 тысяч лошадей, чтобы сровнять место погребения с землей. Вспоминая древний Египет, нельзя не сказать о практике бальзамирования умерших. Самой древней человеческой мумии - 7041 год. Она найдена не в Египте, а в Чили, и находится в настоящее время в Сантьяго, в национальном музее природы. Но, конечно, слово "мумия" ассоциируется у нас, в первую очередь, с культурой Древнего Египта. Для процедуры бальзамирования умерших и церемонии погребения каста жрецов создала специальный церемониал. Манускрипт о смерти и сохранении тел умерших, названный позднее "Книгой мертвых", создали жрецы во времена первой египетской династии около 4266 г. до н. э. Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца - средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг. Плакальщицы - непременные участницы похорон на древнем Востоке. От них зависело, как пройдут похороны, наполнит ли "пение их глаза наши слезами" (Иеремия). Плакальщицы шли в погребальной процессии с распущенными волосами и обнаженной грудью. Например, египтяне верили, что плач профессиональных плакальщиц может вернуть к жизни умершего. В древности близкие покойного громко сетовали на удары непостижимой судьбы. По обычаю, они тоже били себя в грудь, посыпали голову пеплом. Многие дохристианские погребальные обряды отличались сложными церемониями и кровавыми жертвами. Наиболее суровыми и жестокими были обычаи при похоронах скифских вождей. Вот как их описывает греческий историк Геродот (IV в. до н. э.): после смерти царя разрезали живот умершего, вычищали его и наполняли шафраном, толченым ладаном, семенами сельдерея и аниса. Затем покрывали тело царя воском и возили по скифским селениям и станам. И только после этого тело предавали погребению в большой четырехугольной могиле в выбранном еще при жизни царя месте. В знак печали простые скифы обрезали себе кончик уха, волосы, делали надрезы на руках, распарывали кожу на лбу и носу, прокалывали левую руку стрелами. Вместе с царем хоронили одну из его наложниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестового, а затем лошадей, "первенцев" всякого скота; клали золотые и серебряные чаши, и над всем этим насыпали высокий холм. В те времена, когда приверженцы христианства преследовались, погребения проводились тайно, в катакомбах, рудниках, каменоломнях. Для захоронений в катакомбах использовали стенные ниши - их закрывали плитами или замуровывали. Такие катакомбы обнаружены в Александрии, Риме, Неаполе, Сиракузах. Христианство запретило кремацию как противоречащую учению о воскрешении из мертвых, и к 400 году в Римской империи кремация практически прекращается. В 768 г. последовал официальный церковный запрет. В средневековой Европе простых крестьян и горожан хоронили в общих могилах, которые открывали всякий раз, когда нужно было положить нового покойника. С установлением христианства как государственной религии сформировалась единая, дошедшая до наших дней погребальная обрядность. Изменить и поколебать ее не смогли не только движения многочисленных сект и ересей, но даже войны, революции и смена общественного строя.

glossword.info


Смотрите также