Древние поговорки. Дела славянских волхвов или смысл древней поговорки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Полные версии пословиц и поговорок. Древние поговорки


Поговорки русского народа | Я русский

Авось да как‑нибудь до добра не доведут.

Аппетит приходит во время еды.

Баба с возу – кобыле легче.

Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает.

Беда (никогда) не приходит одна.

Бедному собраться – (только) подпоясаться.

Бедность не порок.

Беды мучат, да уму учат.

Без детей горе, а с детьми вдвое.

Без имени и овца баран.

Без копейки рубля не бывает.

Без меня меня женили.

Без смерти не умрешь.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без стыда лица не износишь.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Береги (платье снову, а) честь смолоду.

Береженого Бог бережет.

Берись дружно, не будет грузно.

Битая посуда два века живет.

Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.

Ближняя соломка лучше дальнего сенца.

Близок локоть, да не укусишь.

Бог (Господь, Христос) терпел и нам велел.

Бог дал, Бог и взял.

Бог даст день, даст и пищу.

Бог дурака, поваля, кормит.

Бог любит Троицу.

Бог не без милости (казак не без счастья).

Бог не выдаст, свинья не съест.

Бог плута (шельму) метит.

Бог труды любит.

Бог‑то Бог, да и сам будь не плох.

Богу Богово, а кесарю кесарево.

Бодливой корове Бог рог не дает.

Больше всего люди обижаются на правду.

Большому кораблю – большое плаванье.

Брат за брата не ответчик.

Будет и на нашей улице праздник.

Будь жена хоть коза, лишь бы золотые рога.

Был конь, да изъездился.

Был муж, да объелся груш.

Была бы спина – найдется и вина.

Была бы шея, а хомут найдется.

Были бы денежки в кармане.

Были бы кости, а мясо нарастет.

Было бы корыто, а свиньи найдутся.

В гостях воля хозяйская.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не каплет.

В дождь коси, а в вёдро греби.

В здоровом теле – здоровый дух.

В камень стрелять – только стрелы терять.

В огороде бузина, а в Киеве дядька.

В полплеча работа тяжела, а оба подставишь – легче справишь.

В пустой бочке звону больше.

В семье не без урода.

В сиротстве жить – только слезы лить.

В темноте и гнилушка светит.

В тесноте, да не в обиде.

В тихом омуте черти водятся.

В Тулу со своим самоваром не ездят.

В чужих руках ломоть велик.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем.

В чужую жену черт ложку меду кладет.

Вашими (твоими) бы устами да мед пить.

Вдовец деткам не отец, а сам круглый сирота.

Везде хорошо, где нас нет.

Век живи, век учись, а дураком помрешь.

Велика Федора, да дура.

Ветром море колышет, молвою народ.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Видать птицу по полету.

Видит собака молоко, да рыло коротко.

Владей Фаддей, моей (своей) Маланьей.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Вода камень точит.

Воду в ступе толочь – вода и будет.

Волк коню не товарищ.

Волка (волков) бояться – в лес не ходить.

Волка ноги кормят.

Вольному воля (спасенному рай).

Вор ворует, а мир горюет.

Вор у вора дубинку украл.

Ворон ворону глаз не выклюет.

Вот Бог, а вот порог.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Время – деньги.

Все видно, что хлеб, что мякина.

Все минется, одна правда останется.

Все мы люди, все мы человеки.

Все перемелется, мука будет.

Все под Богом ходим.

Все хорошо, что хорошо кончается.

Всему свое время.

Встанешь раньше, шагнешь дальше.

Всяк (каждый) по‑своему с ума сходит.

Всяк кулик свое болото хвалит.

Всяк молодец на свой образец.

Всяк правду ищет, да не всяк ее творит.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Всякая вина виновата.

Всякая сосна своему бору шумит.

Всякое семя знает свое время.

Всякому овощу свое время.

Выше головы не прыгнешь.

Выше лба уши (глаза) не растут.

Выше меры (через силу) и конь не скачет.

Где кто родился, там и пригодился.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Где мед, там и мухи.

Где наше не пропадало.

Где тонко, там и рвется.

Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги (а по ним ходить).

Глаза боятся (страшатся), а руки делают.

Глас народа – глас Божий.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Говорить правду – терять дружбу.

Говорят, что кур доят.

Год прожил, так и рог нажил, другой проживу – и второй наживу.

Голый, что святой (беды не боится).

Голь на выдумки хитра.

Гора родила мышь.

Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдется.

Горбатого могила исправит.

Горе женится, нужда замуж идет.

Господь не выдаст, свинья не съест.

Гость на порог – счастье в дом.

Гость недолго гостит, да много видит.

Гостям два раза рады: когда они приходят и когда уходят.

Грех воровать, да нельзя миновать.

Грибов ищут, по лесу рыщут.

Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Гром гремит не из тучи, а из навозной кучи.

Гром не грянет, мужик не перекрестится.

Гусь свинье не товарищ.

Давши слово, держись, а не давши, крепись.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Дают – бери, а бьют – беги.

Два медведя в одной берлоге не живут.

Дважды в одну реку войти нельзя.

Две собаки грызутся, третья не приставай.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

Девичий стыд до порога, а переступила, так и забыла.

Дела идут, контора пишет.

Дела как сажа бела.

Дела не делай, а от дела не бегай.

Дело мастера боится.

Денежки счет любят.

День год кормит.

День да ночь – сутки прочь.

Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.

Деньги дело наживное.

Деньги что вода.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Держи карман шире.

Дешево и сердито.

Дитя не плачет, мать не разумеет.

Для друга семь верст не околица.

До Бога высоко, до царя далеко.

До свадьбы заживет.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброму Савве добрая и слава.

Доводчику (доносчику) первый кнут.

Долг платежом красен.

Долгие проводы – лишние слезы.

Дома стены помогают.

Дорога ложка к обеду.

Дорого, да мило, дешево, да гнило.

Дорого яичко к Христову дню.

Дружба дружбой, а служба службой.

Дружба дружбой, а табачок врозь.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Друзья познаются в беде.

Думы за горами, а беда за плечами.

Дура спит, а счастье у ней в головах стоит.

Дурак не дурак, а сроду так.

Дурака и в алтаре бьют.

Дурака учить, что мертвого лечить.

Дуракам закон не писан.

Дураков не сеют, не жнут, сами родятся.

Дурная голова ногам покоя не дает.

Дурни думкой богатеют.

Дурные примеры заразительны.

Дыма без огня не бывает.

Едешь на день, хлеба бери на неделю.

Если бы молодость знала, если бы старость могла.

Если всюду торопиться, так ни на что времени не хватит.

Есть нечего, да зато жить весело.

Есть‑то есть, да не про вашу честь.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Ешь пироги, хлеб береги.

Ждать да догонять – нет хуже.

Жена – не рукавица: с руки не сбросишь, за пояс не заткнешь.

Жена – не сапог, с ноги не скинешь.

Жена без мужа – вдовы хуже.

Жена приласкает, а мать пожалеет.

Женатый – не проклятый.

Женится – переменится.

Жениться не напасть, да как бы, женившись, не пропасть.

Женский ум лучше всяких дум.

Жив человек смерти боится.

Живая душа калачика хочет.

Живем да хлеб жуем.

Жизнь прожить – не поле перейти.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

За его (ее) языком не поспеешь босиком.

За правду‑матку и умереть сладко.

За одного битого двух небитых дают.

За свой грош везде хорош.

За спрос денег не берут.

За чем пойдешь, то и найдешь.

За что купил, за то и продаю.

Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.

Залетела ворона в высокие хоромы.

Запас кармана не трет.

Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.

Зашел к куме, да засел в тюрьме.

Звонки бубны за горами.

Зелен виноград не вкусен, млад человек не искусен.

Земля не клином сошлась.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Знает кошка, чье мясо съела.

Знай край, да не падай.

Знай наших (последняя копейка ребром).

Знать птицу по полету.

Зовут зовуткой, а величают уткой.

Золото и в грязи блестит.

Золото моем, а сами голосом воем.

Зубы есть, да нечего есть.

И будь без хвоста, да не кажись кургуз.

И волки сыты, и овцы целы.

И Москва не сразу строилась.

И на погосте бывают гости.

И на старуху бывает проруха.

И нашим, и вашим.

И рад бы в рай, да грехи не пускают.

И смех и грех.

И сырые дрова загораются.

И у стен бывают уши.

И хочется и колется.

И через золото слезы льются.

И черт под старость в монахи пошел.

Игра не стоит свеч.

Игуменья за чарочку, сестры за ковши.

Из огня да в полымя.

Из песни слова не выкинешь.

Из спасиба шубу не сошьешь.

Или грудь в крестах, или голова в кустах.

Или пан, или пропал.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Испокон века книга растит человека.

Ищи – не сказывай, нашел – не показывай.

Ищи ветра в поле.

К обедне ходят по звону, а к обеду по зову.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Кабы знал, где упасть, так соломки бы подостлал.

Каждая курица свой насест хвалит.

Каждому свое.

Каждому своя болячка больна.

Как аукнется, так и откликнется.

Как веревочка ни вейся, а концу быть.

Как волка ни корми, а он все в лес глядит.

Как ни кинь, все клин.

Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.

Как хочу, так и ворочу.

Каков поп, таков и приход.

Каково живется, таково и спится.

Какой палец ни укуси, все больно.

Капля и камень долбит (точит).

Кашу маслом не испортишь.

Кобыла с волком тягалась, только хвост да грива осталась.

Когда будем помирать, тогда будем горевать.

Кого люблю, того и бью.

Коготок увяз – всей птичке пропасть.

Колотись да бейся, а все же надейся.

Кому какое дело, что кума с кумом сидела.

Кому на ком жениться, тот в того и родится.

Конец – делу венец.

Кончил дело, гуляй смело.

Конь о четырех ногах, да спотыкается.

Конь узнается при горе, а друг при беде.

Копейка рубль бережет.

Коса – девичья краса.

Кошке игрушки, а мышке слезки.

Красна птица пером, а человек умом.

Красота до венца, а ум до конца.

Кто в море не бывал, тот Богу не маливался.

Кто везет, того и погоняют.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто думает три дни, тот выберет злыдни.

Кто едет, тот и правит.

Кто ест скоро, тот и работает споро.

Кто жить не умел, тому и помирать не выучиться.

Кто мал не бывал, тот пеленок не марал.

Кто посеет ветер, пожнет бурю.

Кто пьян да умен, два угодья в нем.

Кто рано встает, тому Бог дает.

Кто старое помянет, тому глаз вон.

Куда иголка, туда и нитка.

Куда ни кинь, везде (всё) клин.

Куй железо, пока горячо.

Курица по зернышку клюет, да сыта бывает.

Ладно, коли все сам умеешь; не ладно, коли все сам делаешь.

Ласковый теленок двух маток сосет.

Лбом стенку не прошибешь.

Лег – свернулся, встал – встряхнулся.

Легче (полегче) на поворотах.

Лежачего не бьют.

Лес по дереву не плачет.

Лес рубят – щепки летят.

Лестницу надо мести сверху, а не снизу.

Летний день год кормит.

Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Лиха беда начало.

Лови ветер в поле.

Ложка дегтю в бочку меда.

Лучше жить в зависти, чем в жалости.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Лучше поздно, чем никогда.

Лучше синица в руки, чем журавль в небе.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Люби не люби, да почаще взглядывай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Любовь зла – полюбишь и козла.

Любовь не картошка – не выбросишь в окошко.

Любя, помни, что есть ненависть. Ненавидя, помни, что есть любовь.

Людское счастье, что вода в бредне.

Мал золотник, да дорог.

Мала птичка, да ноготок востер.

Малая собачка до старости щенок.

Матушка рожь кормит всех сплошь, а пшеничка – по выбору.

Мать высоко руку подымет, да не больно опустит.

Мели, Емеля, твоя неделя.

Мертвых с погоста не носят.

Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем.

Милости прошу к нашему шалашу.

Милые бранятся – только тешаться.

Мир не без добрых людей.

Много будешь знать, скоро состаришься.

Много спать – добра не видать.

Молодец против овец, а против молодца и сам овца.

Молодо – зелено (погулять велено).

Молоды опенки, да черви в них.

Молчание – знак согласия.

Москва не сразу строилась.

Москва от копеечной свечки сгорела.

Москва слезам не верит.

Мошна туга – всяк ей слуга.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

Муж да жена – одна сатана.

Муж с женою бранится, да под одну шубу ложится.

Мужик год не пьет, и два не пьет, а как черт прорвет, так и все пропьет.

Мужик задним умом крепок.

На бедного Макара все шишки валятся.

На безрыбье и рак рыба.

На битой дороге трава не растет.

На Бога надейся, а сам не плошай.

На брюхе шелк, а в брюхе щелк.

На веку, как на долгой ниве.

На вкус и на цвет товарища нет.

На воре шапка горит.

На всех не угодишь.

На всякий роток не накинешь платок.

На всякий чох не наздравствуешься.

На всякого (каждого) мудреца довольно простоты.

На всякое хотенье есть терпенье.

На крепкий сук – острый топор.

На ловца и зверь бежит.

На людях (на миру) и смерть красна.

На наш век дураков хватит.

На нет и суда нет.

На одном конце червяк, на другом – дурак.

На охоту ехать – собак кормить.

На погосте жить, всех не оплачешь.

На посуле, что на стуле: посидишь да и встанешь.

На рогоже сидя, о соболях не рассуждают.

На сердитых воду возят.

На тебе, Боже, что нам не гоже.

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

На торной дороге трава не растет.

На час ума не стало, навек дураком прослыл.

На чужой каравай рот не разевай (а пораньше вставай да свой затевай).

Набралось гостей со всех волостей.

Наделала синица славы, а море не зажгла.

Назвался груздем, полезай в кузов.

Насильно мил не будешь.

Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка.

Начал за здравие, а кончил за упокой.

Наш пострел везде поспел.

Наша хата с краю.

Наше дело телячье (поел да в закут).

Нашла коса на камень.

Не Боги горшки обжигают.

Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Не будь гостю запаслив, а будь ему рад.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Не было ни гроша, да вдруг алтын.

Не было печали, так черти накачали.

Не было у бабы хлопот, купила порося.

Не в деньгах счастье.

Не в лоб, так по лбу.

Не в свои сани не садись.

Не в службу, а в дружбу.

Не ваш воз, не вам его и везти.

Не вели казнить, вели слово молвить.

Не верь речам, верь своим очам.

Не все коту Масленица (бывает и Великий пост).

Не все сосны в лесу корабельные.

Не все то золото, что блестит.

Не всяк злодей, кто часом лих.

Не всякое лыко в строку.

Не всякому слуху верь.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Не говори худо о себе, твои друзья об этом позаботятся.

Не гонкой волка бьют, уловкой.

Не дай Бог свинье рога, а мужику барства.

Не дал Бог свинье рогов, а бодуща была бы.

Не до жиру, быть бы живу.

Не единым хлебом жив человек.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не избывай постылого, приберет Бог милого.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Не купи двора, купи соседа.

Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Не место красит человека, а человек место.

Не мой воз, не мне его и везти.

Не нам попов судить, на то черти есть.

Не обманешь – не продашь.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Не по хорошу мил, а по милу хорош.

Не подмажешь – не поедешь.

Не пойман – не вор.

Не радуйся чужой беде, своя на гряде.

Не робей, воробей (дерись с вороной).

Не родись ни умен, ни красив, а родись счастлив.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Не с богатством жить, а с человеком.

Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

Не с той ноги, кума, плясать пошла.

Не светило, не горело, да вдруг припекло.

Не слыть, а быть.

Не солгать, не продать.

Не спеши языком, спеши делом.

Не страшно нищему, что деревня горит – взял сумку да пошел.

Не та шинель, что пуговицами блестит, а та, что греет.

Не так живи, как хочется, а так, как Бог велит.

Не так страшен черт, как его малюют.

Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.

Не тот живет больше, чей век дольше.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Не учи рыбу плавать.

Не хвались, едучи на рать.

Не хочу в ворота, разбирай забор.

Невестке в отместку.

Недосол на столе, а пересол на спине.

Незваный гость хуже татарина.

Неказиста кляча, да бежь хороша.

Нет дыму без огня.

Нет милее дружка, как родная матушка.

Нет розы без шипов.

Нет худа без добра.

Новая метла чисто метет.

Нос вытащит – хвост увязит, хвост вытащит – нос увязит.

Ночная кукушка денную (дневную) перекукует.

Нужда научит калачи есть.

Обещанного три года ждут.

Обжегшись на молоке, станешь дуть и на воду.

Общий горшок гуще кипит.

Овес за лошадью не ходит.

Овчинка выделки не стоит.

Один в поле не воин.

Один за всех, все за одного.

Один и дома горюет, а двое и в поле воюют.

Один карась сорвется, другой сорвется, третий, Бог даст, и попадется.

Один рот и тот дерет.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Одна ласточка не делает весны.

Одна муха не проест и брюха.

Одна паршивая овца все стадо портит.

Одна речь не пословица.

Одной рукой узла не завяжешь.

Одному и у каши неспоро.

Око за око, зуб за зуб.

Опять двадцать пять.

Опять за рыбу деньги.

Остер топор, да сук зубаст.

От добра добра не ищут.

От домашнего вора не убережешься.

От жару и камень треснет.

От работы лошади дохнут.

От свиньи визгу много, а шерсти нет.

От судьбы не уйдешь.

От сумы да от тюрьмы не отрекайся.

От трудов праведных не наживешь палат каменных.

От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека ничем.

Отольются кошке мышкины слезки.

Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

Отсюда не видать.

Охота пуще неволи.

Охота смертная, да участь горькая.

Паны дерутся, а у холопов чубы трещат.

Пар костей не ломит.

Первая (рюмка, чарка) колом, вторая соколом, третья мелкими пташечками.

Первый блин (всегда) комом.

Первый снег – не зима, первая зазноба – не невеста.

Перед смертью не надышишься.

Перемелется, мука будет.

Пеший конному не товарищ.

Пешком ходить – долго жить.

Пиво варит не кто богат, а кто тароват.

Писали не гуляли.

Плетью обуха не перешибешь.

Плохие вести не лежат на месте.

По одежке встречают, по уму провожают.

По одежке протягивай ножки.

По Сеньке и шапка (по Ереме колпак).

По сытому брюху хоть обухом (бей).

Повинную голову меч не сечет.

Под голову кулак, а под бока – и так.

Под лежачий камень вода не течет.

Подальше положишь, поближе возьмешь.

Поделом вору и мука.

Поехала кума неведомо куда.

Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву.

Поживем – увидим.

Позавидовал плешивый лысому.

Пока солнце взойдет, роса очи выест.

Покажется сова лучше ясного сокола.

Поклониться – голова не отвалится.

Полюбится сатана пуще ясного сокола.

Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй.

Попытка не пытка (а спрос не беда).

Поработаешь до поту, так и поешь в охоту.

После драки кулаками не машут.

После свадьбы всякий тысяцкий.

Пословица вовек не сломится.

Пословица недаром молвится.

Поспешишь – людей насмешишь.

Потеряешь – не жалей, найдёшь – не радуйся.

Потчевать можно, неволить грех.

Похожа свинья на быка, только шерсть не така.

Почин дороже дела.

Пошел в попы, так служи и панихиды.

Правда – хорошо, а счастье лучше.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Правда глаза колет.

Прежде отца в петлю не суйся.

Прежде смерти не умрешь.

Привычка – вторая натура.

Пригрели змейку, а она тебя за шейку.

Придет осень, за все спросит.

Пришла беда, отворяй ворота.

Пролитую воду не соберешь.

Проси много, а бери что дадут.

Простота хуже воровства.

Против ветра не надуешься.

Против рожна не попрешь.

Прямо (только) вороны летают.

Пуганая ворона куста боится.

Пустили козла в огород.

Пьяница проспится, а дурак никогда.

Пьяному море по колено.

Работа дураков любит.

Работа не волк, в лес не убежит.

Рад бы в рай, да грехи не пускают.

Разбойник – живой покойник.

Ранняя птичка носок прочищает, поздняя глаза продирает.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Рассердясь на блох (на вшей), да и шубу в печь.

Расти большой, да не будь лапшой (тянись верстой, да не будь простой).

Ремесло за плечами не виснет.

Риск – благородное дело.

Руби дерево по себе.

Рука руку моет (и обе белы бывают).

Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.

Рыба с головы гниет.

Рыбак рыбака видит издалека.

С волками жить – по‑волчьи выть.

С глаз долой – из сердца вон.

С горы видней.

С дураком пива не сваришь.

С кем поведешься, от того и наберешься.

С лихой собаки хоть шерсти клок.

С лица не воду пить.

С малыми детками горе, с большими – вдвое.

С миром и беда не убыток.

С миру по нитке – голому рубашка (рубаха).

С одного вола две шкуры не дерут.

С паршивой овцы (собаки) хоть шерсти клок.

С пчелкой водиться – в медку находиться, а с жуком связаться – в навозе оказаться.

С сильным не борись, с богатым не судись.

С собакой ляжешь, с блохами встанешь.

С суконным рылом да в калашный ряд (не суйся).

Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

Сапожник без сапог.

Свинья грязь найдет.

Свои люди – сочтемся.

Свои собаки грызутся, чужая не приставай.

Свой глаз – алмаз (а чужой стекло).

Свой глаз – смотрок.

Свой своему поневоле друг.

Свой ум – царь в голове.

Своя воля страшней неволи.

Своя земля и в горсти мила.

Своя ноша не тянет.

Своя рубаха ближе к телу.

Своя рука владыка.

Свято место пусто не бывает.

Седина в бороду, бес в ребро.

Семеро одного не ждут.

Семь бед – один ответ.

Семь верст до небес и всё лесом.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Сердце вещун (чует добро и худо).

Сердце не камень.

Сердце не лукошко, не прошибешь окошко.

Сердце сердцу весть подает.

Сердцу не прикажешь.

Сила есть – ума не надо.

Сила солому ломит.

Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты.

Сказал бы словечко, да волк недалечко.

Сказано – сделано.

Сказка сладка, а песня быль.

Скатертью дорога.

Сколько вору ни воровать, а кнута не миновать.

Сколько голов, столько умов.

Сколько лет, сколько зим.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Скупость не глупость.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сладок мед, да не по две ложки в рот.

Слезами горю не поможешь.

Слепой сказал: «Посмотрим».

Слово – серебро, молчание – золото.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слухом земля полнится.

Слушай ухом, а не брюхом.

Слышал звон, да не знаешь, где он.

Смелому горох хлебать, а несмелому и (пустых) щей не видать.

Смелость города берет.

Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Смерть не за горами, а за плечами.

Смерть по грехам страшна.

Смерть причину найдет.

Смех и грех (горе).

Смирен топор, да веретено бодливо.

Смола к дубу не пристанет.

Смолоду прореха, под старость дыра.

Снегом да паром, так не будешь старым.

Снявши голову, по волосам не плачут.

Со счастьем хорошо и по грибы ходить.

Собака лает, ветер носит.

Собаке собачья смерть.

Сова о сове, а всяк о себе.

Согласного стада и волк не берет.

Солдат спит, а служба идет.

Соловья баснями не кормят.

Сорную траву из поля вон.

Сорок лет – бабий век (сорок пять – баба ягодка опять).

Сорока на хвосте принесла.

Спасибо вашему дому, пойду к дому другому.

Спасибом сыт не будешь.

Спать долго – встать с долгом.

Спишь – меньше грешишь.

Спустя лето в лес по малину (не ходят).

Старая любовь не ржавеет.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Старость не радость (не красные дни).

Старую собаку не батькой звать.

Старый друг лучше новых двух.

Старый как малый.

Старый конь борозды не портит.

Старый старится, молодой растет.

Стерпится, слюбится.

Страшен сон, да милостив Бог.

Стриженая девка косы не заплетет.

Стыд не дым, глаза не выест.

Суженого конем не объедешь.

Сухая ложка рот дерет.

Счастливым быть – всем досадить.

Счастье без ума – дырявая сума.

Счастье на мосту с чашкой.

Сыпь, Матвей, не жалей лаптей.

Сытый голодного не разумеет.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Там хорошо, где нас нет.

Твоими бы устами мед пить.

Терпение и труд все перетрут.

Терпи, казак, атаманом будешь.

Тихие воды глубоки.

Тише едешь, дальше будешь.

То густо, то пусто (то нет ничего).

Тонул – топор сулил, а как вытащили – и топорища жаль (стало).

Торговля – кого выручит, а кого выучит.

Торговля знает меру, вес да счет.

Тот же блин, да на другом блюде.

Ты ближе к делу, а он про козу белу.

Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Тяп‑ляп – и корабль.

У бабы волос долог, да ум короток.

У богатого телята, а у бедного ребята.

У всякого Павла своя правда.

У всякого плута свой расчет.

У всякого скота своя пестрота.

У всякой избушки свои поскрипушки.

У всякой пташки свои замашки.

У всякой старухи свои прорухи.

У голодной кумы хлеб на уме.

У злой Натальи все люди канальи.

У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.

У семи нянек дитя без глазу.

У страха глаза велики.

У Фили пили, да Филю ж и били.

У хлеба не без крошек, у торговли не без урону.

Убитая сорока ружье красит.

Убыток уму прибыток.

Уговор дороже денег.

Укатали Сивку (бурку) крутые горки.

Ум бороды не ждет.

Ум хорошо, а два лучше (того).

Умная голова, да дураку досталась.

Умные речи приятно и слушать.

Упустишь огонь – не потушишь.

Ус в честь, а борода и у козла есть.

Утопающий за соломинку хватается.

Утро вечера мудренее.

Ученого учить – только портить.

Ученье свет, а неученье тьма.

Учи, пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется – не научишь.

Федот, да не тот.

Хвали утро вечером.

Хвалилась синица море зажечь.

Хвалился черт всем миром владеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти.

Хвались, да не поперхнись.

Хвастать – не косить, спина не болит.

Хвастливое слово гнило.

Хвост голове не указка.

Хлеб всему голова.

Хлеб за брюхом не ходит (а брюхо за хлебом).

Хлеб‑соль ешь, а правду режь.

Хорош кус, да не для наших уст.

Хорош на девке шелк, коли в девке толк.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Хороша Маша, да не наша.

Хорошего понемногу.

Хороший товар сам себя хвалит.

Хоть есть нечего, да жить весело.

Хоть тяжелая доля, да все своя воля.

Хрен редьки не слаще.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Худую траву из поля вон.

Цыплят по осени считают.

Чай пить – не дрова рубить.

Час минёшь, век живёшь.

Час от часу не легче.

Час терпеть, а век жить.

Час упустишь, годом не наверстаешь.

Часом с квасом, порой с водой.

Чего хочется, того и просится.

Человек предполагает, а Бог располагает.

Чем богаты, тем и рады.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Чем ушибся, тем и лечись.

Чем черт не шутит (пока Бог спит).

Чему быть, того не миновать.

Через золото слезы льются.

Через сноп не молотят.

Черного кобеля не отмоешь добела.

Что было, то прошло (и быльем поросло).

Что есть в печи, всё на стол мечи.

Что за шум, а драки нет?

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Что посеешь, то и пожнешь.

Что русскому здорово, то немцу смерть.

Что с возу упало, то пропало.

Что силой взято, то не свято.

Что скоро, то не споро.

Что у кого болит, тот о том и говорит.

Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.

Что хочу, то и ворочу.

Чтоб других учить, надо свой разум наточить.

Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

Чужая душа – потемки.

Чужая изба засидчива.

Чужая сторона прибавит ума.

Чужое добро впрок нейдет.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.

Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.

Шила в мешке не утаишь.

Щи да каша – пища наша.

Это вилами на воде писано.

Это еще цветочки, а ягодки впереди.

Этот номер не пройдет.

Я не я, и лошадь не моя (и я не извозчик).

Яблоко от яблони недалеко падает.

Язык без костей.

Язык до Киева доведет.

Язык мой – враг мой (прежде ума глаголет).

Языком масла не собьешь.

Яйца курицу не учат.

Материал создан: 30.08.2014

комментарии к статье

iamruss.ru

Старинные пословицы и поговорки

Старославянские, старинные пословицы и поговорки русского народа на разнообразные темы.Тема статьи — cтаринные пословицы и поговорки:

  • Хвост вытащишь – голова увязнет.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Беспутному сыну и богатство не впрок.
  • Умный бы ты был человек — кабы не дурак.
  • Бери в работе умом, а не горбом.
  • Уговор дороже денег.
  • Бешеной собаке хвост рубят по уши.
  • Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Близок локоток, да не укусишь.
  • Будет день — будет пища.
  • Русский медленно запрягает, да быстро едет.
  • Будет тихо — будет и лихо.
  • Речист, да на руку нечист.
  • Будь как дома, но не забывай, что в гостях.
  • Работа не волк — в лес не убежит.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Блудный сын — ранняя могила отцу.
  • Такое сено, что сам бы ел, да деньги нужны.
  • Бог любит Троицу.
  • Богатство — грязь, ум — золото.
  • Человек — не орех, сразу не раскусишь.
  • Глаза как плошки, а не видят ни крошки.
  • Суров — неладно, смирен — негораздо.
  • Молодец — хоть во дворец.
  • Одна голова хорошо, а две — еще лучше.
  • Об его лоб только поросят бить.
  • Раззолочен, да подмочен.
  • И некрасива, да счастлива.
  • Умные речи и в потемках слышно.
  • Всяк умен: кто сперва, кто опосля.
  • Смелому и море по колено.
  • Богатый как хочет, а бедный как может.
  • Слово — серебро, молчание — золото.
  • Божьем именем сыт не будешь.
  • Семь раз отмерь — один отрежь.
  • Болтун речист, да на руку не чист.
  • Седина в бороду — бес в ребро.
  • Сытое брюхо к учению глухо.
  • Бог не Тимошка, видит немножко.
  • Бог шельму метит.
  • Сосед спать не даёт: хорошо живет.
  • Богатого не отличишь от вороватого.
  • Со свиным-то рылом, да в калашный ряд.
  • Большой милостыней в рай не войдешь.
  • Своя рубашка ближе к телу.
  • Большому уму и в маленькой голове не тесно.
  • С поганой овцы — хоть шерсти клок.
  • Браниться бранись, а за милого держись.
  • С волками жить — по-волчьи выть.

Старославянские, старинные пословицы и поговорки русского народа на разнообразные темы.

Прочитайте другие сборники пословиц и поговорок:

pogovorki-poslovicy.ru

Греческие поговорки

Греческие пословицы и поговорки

Греческие пословицы и поговорки

Зерно современной греческой народной мудрости взошло на почве нескольких древних цивилизаций – античности, Византии и новогреческой. Современный культурный фонд Эллады бережно хранит пословицы и поговорки, собранные и записанные Аристотелем и другими древними философами.

Территория распространения греческой словесности в давние времена была гораздо шире, чем сейчас. Еще пару веков назад греческий язык входил в обязательную учебную программу европейских учебных заведений. Вместе с азами античной лингвистики, студентам преподавали курс греческой культуры, ведь разбор и исследование поговорок – ключ к пониманию души народа.

Откуда произошли греческие пословицы?

В древности информация от одного человека к другому передавалась, в основном, в устной форме. Мысли и главные философские тезисы античных мудрецов, переходя из уст в уста, при этом часто видоизменялись, приобретая концентрированную и упрощенную форму. Короткую, меткую мысль запомнить было гораздо легче, чем несколько страниц философского трактата. Думающий человек (а греки думать любили и знали в этом толк) при желании мог самостоятельно развить лаконичную идею, посвятив этому занятии несколько часов, дней, или даже лет. Еще одним источником мудрых выражений были басни Эзопа, которые тогда пользовались огромной популярностью. До нашего времени дошли такие крылатые фразы, как «Погонишься за двумя зайцами – ни одного не поймаешь», «Поручили волку овец стеречь», и другие.

Фольклор Древней Греции оказал огромное влияние на развитие культуры стран средневековой Европы. Пословицы и поговорки переводились непосредственно с греческого языка или латыни. Известны случаи, когда фраза, изначально придуманная греками, терялась во времени, и позже приписывалась римлянам. Так произошло с поговоркой «Рука руку моет» — ее автором является греческий комедиограф Эпихарм, но в Европе пословица была известна на латыни – «Manus manu lavat». Жители современной Эллады часто употребляют мудрости своих предков в старогреческой форме. Иногда их звучание приходилось менять в угоду времени, но смысл всегда оставался таким же.

После смерти Аристотеля, его дело по коллекционированию фольклора продолжили ученики – Клеарх и Хрисипп. Позже сбор пословиц стал настолько популярным, что их изучение и анализ перешел в ранг занимательного хобби. Знать и правильно употреблять поговорки считалось высоким искусством, обладатели которого пользовались народной любовью и популярностью.

Новогреческие поговорки

С приходом нового времени, активное развитие получило греческое национальное сознание. Важным фактором борьбы с турецким игом было возрождение греческого фольклора, который позволил бы объединить страну, сделать ее сплоченнее и сильнее.

В XVIII-XIX веке в свет начинают выходить новые издания греческих пословиц под редакцией Д. Дарвариса, А. Кораиса, А. Арванитиса и И. Венизелосу. Основоположник новогречекой фольклористики и этнографии, Н. Политис, сыграл исключительную роль в формировании национальной культуры. Всю свою жизнь он занимался сбором и анализом пословиц и поговорок, распространенных как на материковой, так и на островной части Греции. Хотя из-под его пера вышли всего две книги, каждая пословица в них является жемчужиной народного творчества, и подвергается тщательному разбору. Политис сравнивал каждую поговорку с древнегреческими и византийскими аналогами, определял уровень сходства, различия и делал вывод о происхождении текста.

Сейчас греческие пословицы и поговорки опять обретают популярность – они периодически печатаются в таких журналах как «Лаографиа», «Архио Понту», а также в сборниках этнографического центра при Афинской академии наук.

О чем говорят греческие пословицы?

Большинство поговорок сохранились до нашего времени только по одной причине – они несли в себе идею, близкую простым людям. Элементы фольклора, потерявшие свою актуальность, быстро уходили в небытие и навеки остались на страницах пожелтевших пергаментов.

Совсем по-другому судьба сложилась у пословиц, в которых отображается отношение людей друг к другу, к свободолюбию и собственному государству. Они часто использовались политическими и военными деятелями с целью объединить народ, показать грекам, что их нация должна идти против врага несмотря ни на что. Особенно сильно звучат пословицы: «Лучше смерть, но на воле, чем жизнь в рабстве», «Если я грек, то стремлюсь к свободе», «Вера не знает ни сомнений, ни колебаний», «Степи выращивают коней, а горы – смельчаков».

Еще одна категория пословиц относится к физическому труду, ведь именно от его результатов зависело благосостояние обычного грека. В них выражается поддержка трудолюбию и целенаправленности, при этом остро осуждается лень и нахлебничество: «Кто работает, тот не бедствует», «Не стыдно потеть за работой, если берешься с охотой», «Труд и благополучие идут вместе».

Несмотря на все трудности и повороты судьбы, греки всегда были и остаются позитивно настроенным народом. Не теряя веры в будущее, они стойко верили, что рано или поздно справедливость окажется на их стороне.

Греческие поговорки в современной жизни

Благодаря многовековому влиянию греческой культуры на многие сферы жизни, произошло проникновение элементов культуры даже в обыденную речь. Существует множество поговорок и устойчивых выражений, употребляемых в прессе, на телевиденье или в разговорной речи, о смысле которых мы не задумываемся. Некоторые из них имеют очень древнее происхождение, и уходят корнями в период античности.

Ахиллесова пята – употребляется, когда разговор заходит о скрытой уязвимости, которая может легко погубить своего хозяина. Легенда об Ахиллесе гласит, что его мать, богиня Фетида, для того, чтобы сделать сына могущественным, окунула его в бурные воды реки Стикс. Только пятка, за которую пришлось держать ребенка, осталась сухой и превратилась в слабое место героя.

Дамоклов меч – символизирует напряженность ситуации, когда опасность находится в непосредственной близости. Сам Дамокл был приближенным к правителю Сиракуз Дионисию. Однажды он заявил царю, что мог бы легко справиться с его работой, так как тот постоянно проводит время в веселых пиршествах и развлечениях. В ответ, Дионисий посадил Дамокла в свой трон, а над его головой повесил тяжелый меч на длинном конском волосе. Меч постоянно раскачивался, угрожая в любую минуту упасть на голову легкомысленного оратора. Так Дионисий дал понять Дамоклу, что веселая жизнь – это только верхушка айсберга, и настоящее искусство управления страной сопряжено с постоянными опасностями.

Панический страх. Само слово «паника» неразрывно связано с именем греческого покровителя пастухов и дикой природы Пана. В порывах праведной злости, он мог наслать на человека или животное такой страх, что те без раздумий убегали, куда глаза глядят. Жители Эллады верили, что Пан может напугать не только одного или нескольких людей, но и целую армию – согласно с легендой, так случилось с войском персов под Марафоном.

Гордиев узел. Гордий был первым правителем Фригии, расположенной в Малой Азии. Согласно с народными поверьями, во время своего правления он сделал предсказание: тот, кто сможет распутать узел, которым он опутал ярмо своей повозки, станет полноправным правителем всей Азии. Через несколько столетий, Александр Македонский во время своего победного шествия по Европе посетил Фригию, где услышал древнюю легенду. Он не стал возиться с задубевшими полосками кожи, из хитросплетения которых состоял узел, и уверенным движением разрубил его.

Сизифов труд – тяжелая, бесполезная работа. Пословица произошла от легенды о цере Сизифе, который был проклят богами за свои прегрешения. Попав в загробное царство, Сизиф был вынужден бесконечно выкатывать на крутой склон горы тяжелый камень, а когда до вершины оставалось всего ничего, камень срывался и котился вниз.

До сегодняшнего дня греческий фольклор продолжает пополняться новыми пословицами и поговорками. Они не только хранят в себе мудрость прошлых поколений, но и позволяют сделать разговорный язык более ярким, эмоциональным и запоминающимся. Современной греческой молодежи необходимо тщательно беречь народное достояние, ведь оно является уникальным и чрезвычайно богатым.

gidvgreece.com

Славяночка: Древние русские поговорки

Древние русские поговорки Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Отличаясь часто мерностью склада, имея нередко созвучия в начале и в средине (аллитерацию) или в конце (рифму), эти обобщения легко запоминались, выделялись из рассказов и даже переживали в народной памяти самые рассказы.

Примерами пословиц, до сих пор связанных с рассказами или песнями, могут служисть следующие: "В горе жить не кручинну быть, а нагому ходить — не соромиться" (из песни), "от радости кудри вьются, в печали секутся", "нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит" (из сказки о журавле), "и ракитовый куст за правду стоит" ( из сказки об убитой сестре и дудке), "битый небитого везет" (из сказки), "то старина, то и деяние" (из старины).

Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Важное значение пословицы народ выразил в пословицах же: "Старинная пословица во век не сломится", "старинная пословица не мимо молвится", "добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз", "на пословице суда нет".Пословицы касаются исторических событий, отражают древний быт, верования языческие и христианские, семейный и общественный быт, мораль, и т.д. ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ. Примеры: "Солнце днем работает, а ночью отдых берет" (анимистичекое воззрение на солнце), "Который бог замочит, тот и высушит" (многобожие), "Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился" (намек на жертвоприношение), "Жил в лесе, молился пням" (почитание лешего), "Храбер, силен, а все с лешим не справишься", "Был бы бес, будет и леший", "В лесу леший, а дома мачеха", "Егорий да Влас всему хозяйству глаз" (почитание Волоса), "Что у волка в зубах, то Егорий дал", "На печи сидел, кирпичам молился" (почитание домового), "Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь", "Не все то русалка, что в воду ныряет", "Старый ворон мимо не каркнет", "Всякому бы ворону на свою голову каркать", "Венчали вокруг ели, а черты пели" (брак без церковного обряда), "Взял боженьку за ноженьку, да и об пол" (низвержение кумиров).Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: "Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана" (т.е. леший), "Всякому черту вольно в своем болоте бродить" (водяной), "В тихом омуте черти водятся).Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: "Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь", "Бойся не бойся, а року не миновать", "Где нет доли, там и счастье не велико", "Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив", "Не страшны злыдни за горами", "Деньги идут к богатому, злыдни — к убогому", "От лиха не уйдешь".ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ. Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: "Не поле кормит, а нива", "Одним конем всего поля не изъездишь", "Рыба-вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова", "Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды", "Мужик умирать собирайся, а земельку паши", "Дорогой товар из земли растет".ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ Примеры: "Бог не в силе, а в правде", "Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море", "Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда", "Золото огнем искушается, а человек напастьми", "Притча во языцех" (из псалтири), "Смирен духом, да горд брюхом", "На небо поглядывает, а на земле пошаривает", "Густо кадишь, святых зачадишь", "Спереди — блажен муж, а сзади — вскую шаташася" ( о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ. Примеры: "Хозяин в дому, как хан в Крыму", "Как Бог до людей, так отец до детей", "В девках сижено — горе мыкано, замуж выдано — вдвое прибыло", "За чужую душу одна сваха божится", "В лесу медведь, а дома — мачеха", "Жене спускать — добра не видать", "Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу", "Кто любит , тот и лупит " (жену), "Жену не бить — милу не быть".ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ — МИРА. Примеры: "Что мир порядил, то Бог рассудил", "Ты за мир, и мир за тебя", "Мирская правда крепко стоит", "Мир — велик человек", "Мир за себя постоит", "На мир и суда нет", "Мир заревет, так леса стонут".ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО. Примеры: "Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил", "Что мне законы: мне судьи знакомы", "Не бойся суда — бойся судьи", "Лошадь с волком тягалась — хвост да грива осталась", "Наказал Бог народ — послал воевод", "Конь любит овес, а воевода — принос".ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ. Примеры: "Деньги, что каменья — тяжело на душу ложатся", "Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство", "Гол да наг — перед Богом прав", "Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают", "Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил", "Коли деньги говорят, тогда правда молчит", "Не проси у богатого, проси у тароватого", "В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется."ПОСЛОВИЦЫ. ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ. Примеры: "На правду, что на солнце — во все глаза не взглянешь", "Засыпь правду золотом, а она всплывет", "Правду со дня моря выносит", "Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься", "Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть", "Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла", "Правда не на миру стоит, а по миру ходит", "Без правды не жить, да и о правде не жить", "Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться", "Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше", "Ретивая лошадка долго не живет".ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ. Примеры: "Шипит, как каленое железо, когда плюнешь" (о горячем, раздражительном человеке), "Его в ступе пестом не умелешь" (упрямый), "Идет в сапогах, а след босиком" (хитрый), "Где ни ступит, тут и стукнет" (увалень), "Ветрами подшит" (непостоянный), "Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит" (мямля), "Из молодых да ранний, петухом кричит" (выскочка), "Лепечет, что сорока" (о том, кто скоро говорит), "Сказал, что отрубил" ( о говорящем кратко и решительно), "Говорит, что река льется" (плавно), "Воркует, как голубок" (нежно), "Что слово молвит, то рублем подарит" (хорошо и дельно говорящий).ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ. Примеры: "Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает", "На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся", "Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть".

mrimm.blogspot.ru

Полные версии пословиц и поговорок — Славянская культура

Полные версии пословиц и поговорок

Знакомые с детства крылатые выражения, оказывается, могут быть длинней и иметь совсем другой смысл. Некоторые из тех пословиц и поговорок, которые известны нам много лет, в оригинале были не совсем такими. Или стали не совсем такими со временем. Устное народное творчество редко записывалось раньше и, переходя от одного поколения к другому, могло и лишиться какой-то части, и преобразиться семантически. 

А иногда их значение меняли через века наши современники, подгадывая под настроение или новые реалии. В этом материале собрано 50 пословиц и поговорок, которые в действительности были длиннее или стали длинней совсем недавно.

Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

Бедность – не порок, а гораздо хуже.

В здоровом теле здоровый дух - редкая удача.

Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо.

Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

Гол как сокол, а остер как топор.

Голод не тетка, пирожка не поднесет.

Губа не дура, язык не лопата.

Два сапога пара, оба левые.

Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.

Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.

Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

Зайца ноги носят. волка зубы кормят, лису хвост бережет.

И делу время, и потехе час.

Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.

Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

Лиха беда начало - есть дыра, будет и прореха.

Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

Не все коту масленица, будет и пост.

Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.

Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.

Один в поле не воин, а путник.

От работы кони дохнут, а люди – крепнут.

Палка о двух концах, туда и сюда бьет.

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.

Пьяному море по колено, а лужа - по уши.

Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

Работа - не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

Рука руку моет, да обе свербят.

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.

Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

Собаку съели, хвостом подавились.

Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.

У страха глаза велики, да ничего не видят.

Ума палата, да ключ потерян.

Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.

Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.

Шито-крыто, а узелок-то тут.

Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет. 

Похожие статьи:

Фольклористика → Древние русские поговорки

Юмор → Язык научный и народный

Традиции → Славянские традиции

Традиции → Мудрое воспитание

Книги → Домострой

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Дела славянских волхвов или смысл древней поговорки — Славянская культура

 У Славянского жреца только 3 основных дела: "Воду в ступе толочь, Вилами по воде писать и Баклуши бить"(неизвестный священник христианской церкви во времена крещения Руси) 

Итак, дорогие мои Друзья, вы уже наверняка не раз слышали эту поговорку или отдельно каждую из трех, в тех или иных вариациях. Исконно же она появилась во времена крещения Руси христианской церковью, и иронично использовалась для выставления в несуразном свете славянских Волхвов и Капищников. Причем, сама поговорка была отнюдь не придумана "Пиар компанией” церкви Иесуса Христа, а просто была взята со слов истинных Староверов и самих волхвов. 

Но, к сожалению, понять истинное значение этой поговорки они до конца не смогли и интерпитировали это никак иначе, как проявление бесполезной работы и бесцельного время препровождения. Поэтому и играли они на том, что мол "обязанности у ваших волхвов - только лень плодить да тунеядство развивать, а мы в церкви рабским трудом богу своему молимся”…

И дабы теперь развенчать это заблуждение и искоренить из вашего языка эти выражения или, по крайней мере, дать вам их истинные понятия, я начну свое повествование.

Рассмотрим же все поговорки по-отдельности:

Воду в ступе Толочь

Вода - это самая большая загадка для человечества. Из нее вышла жизнь, она может созидать и разрушать, может хранить и передавать информацию, лечить и убивать, и все это просто-напросто Вода.

Как уже говорилось в статье "Еще немного о Воде, Уникальные и аномальные свойства воды”, Вода - это огромная кладезь информации, и от той информации, которую она несет, зависит и жизнь человека. Ведь мы тоже на 70-80% состоим из воды.

Так что же это за обязанность такая, Воду в ступе толочь? На первый взгляд занятие совершенно безполезное (т.к. не Бесам полезное, а Без (в отсутствии) пользы), но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Истинно чистой водой считается вода из родников и горных источников, в частности водопадов, и это неспроста, проходя через толщу почвы или падая с большой высоты, молекулы воды разбиваются и деструктурируются. Их энерго-информационный фон обнуляется и очищается, и затем на такую воду уже воздействует сама природа, оставляя отпечаток истинно чистой и новой энергии. Энергии созидания.

Обязанностью же волхва было собрать воду из семи источников, слить ее в ступу и толочь до тех пор, пока информационный фон воды полностью не деструктурируется и не очистится. Так как вода была собрана из источников с положительной энергией и обладала хорошей программой, но потеряв структуру, она не теряет общий позитивный фон, и, находясь в обновленном состоянии, она готова принимать программу созидания поступающую извне.

Отсюда и вытекает вторая задача Волхва:

Вилами по Воде писать

Вилами назван здесь Триглав - три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз (3х-лучевой вилки). 3-главие есть единство 3х Ипостасей: сира Яви, Нави и Прави. Плюс, любое троекратное увеличение чего либо - это тройная сила.

Вот таким 3-главом Волхв писал по истолченной в ступе воде, рисуя Руны, создающие определенную программу, необходимую той или иной семье, а чаще и всей деревне или городу, для помощи или защиты, лечения или защиты от хвори и так далее.

Затем он брал эту запрограммированную воду и разносил по всему поселению, добавляя кружку такой воды в каждую домовую бочку. Зная свойства воды, мы можем понять, что вся бочка в этот момент приобретала свойства того самого вылитого в нее стакана с запрограммированной водой. А из этой бочки глава семейства каждое утро разносил воду по всем домашним запасам. И так получалось, что всем поселением пили и использовали уже подготовленную для общего дела воду.

Вот вам и ленивая обязанность Волхва.

Третья же обязанность "Баклуши бить” ни чуть не менее важна.

Когда в поселении рождался ребенок, Волхв, принимающий или присутствующий при родах замечал день и час рождения (чаще вплоть до мельчайшего Сига). Затем в ближайшую ночь он находил дерево в Цвету (не цветущее дерево, а дерево в цвету, как у папоротника, который не цветет, но раз в год излучает биоэлюминисцентное свечение в течении одного часа, так и любое дерево в час своей Высшей силы, светится своим светом) в определенный час его максимальной силы, он проводил ритуал разрешения и сохранения и срубал это дерево. На его месте в дальнейшем он сажал одно или несколько новых деревьев.

Далее, он заготавливал специальные чурбаки и в определенное время с использованием древнего ритуала начинал бить их на небольшие баклуши разного размера. То есть, он создавал заготовки для игрушек, инструментов, ручек для оружия, оберегов, талисманов, посохов и прочего, с чем ребенок за всю свою жизнь будет соприкасаться. Затем он передавал эти баклуши отцу, и отец готовил все необходимое для чада. Все, что было сделано из этого дерева, придавало ребенку силу и давало защиту на протяжении всей его будущей жизни.

Вот еще одна очень ленивая задача. А для тех, кто не верит, я предложил бы попробовать поискать цветущий папоротник….лет через 5 поймете, что это не так-то и просто, я уж не говорю о том, чтобы найти правильное дерево.

Надеюсь, теперь используя эти выражения вы будете вкладывать истинный смысл в них и будете использовать их с умом. И помните, Вилами на воде написано, это очень хороший задаток для удачного завершения дела. 

Похожие статьи:

Религия → Христианство на Руси

Аудиокниги → Фридрих Ницше. Антихрист. Проклятие христианству

Рассказы → Расскажу я Вам одну сказочку.

Философия → Волхвы

Культура → В России будут отмечать День крещения Руси

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

СМЫСЛ ДРЕВНИХ ПОГОВОРОК

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом - дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

VdFogMgmr5Y

Русские народные пословицы и поговорки — кладезь образного восприятия мира, показывающая ёмкость, точность и остроумие русской души.

К сожалению, многие образы к настоящему времени были утеряны, и смысл исконно русских поговорок перестал быть понятым современному человеку.

Давайте вспомним истинное значение поговорок, вернувшись к истокам русских присловий.

1. В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

2. В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

3. В 17 веке по распоряжению царя Алексея Михайловича, между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены очень высокие верстовые столбы. С тех пор высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».

4. В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок — «гнаться за длинным рублём».

Существуют в русском языке поговорки, которые изначально несли совсем иной смысл нежели их современная трактовка. Происхождение их корнями упирается в седую старину, старательно забытую и стёртую из истории. Раскрывающийся смысл таких пословиц рассказывает нам о ведическом мировоззрении Руси.

«Воду в ступе толочь, Вилами по воде писать и Баклуши бить»

Все эти широко используемые поговорки в настоящее время обозначают безделье, бесполезность, пустую работу.

Исконно же она появилась во времена крещения Руси христианской церковью, и иронично использовалась для выставления в несуразном свете славянских Волхвов и Капищников. Причем, сама поговорка была отнюдь не придумана местными церковниками, а просто была взята со слов истинных Староверов и самих волхвов.

Но, к сожалению, понять истинное значение этой поговорки они не смогли и интерпретировали это никак иначе, как проявление бесполезной работы и бесцельного времяпрепровождения.

Поэтому и играли они на том, что мол “обязанности у ваших волхвов — только лень плодить да тунеядство развивать, а мы в церкви рабским трудом богу своему молимся”…

Каково же истинное значение этих выражений?

ВОДУ В СТУПЕ ТОЛОЧЬ

Вода — это самая большая загадка для человечества. Из неё вышла жизнь, она может созидать и разрушать, может хранить и передавать информацию, лечить и убивать. Вода — это огромная кладезь информации, и от той информации, которую она несет, зависит и жизнь человека. Ведь мы тоже на 70-80% состоим из воды.

Так что же это за обязанность такая, Воду в ступе толочь? На первый взгляд занятие совершенно безполезное, но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Истинно чистой водой считается вода из родников и горных источников, в частности водопадов, и это неспроста, проходя через толщу почвы или падая с большой высоты, молекулы воды разбиваются и и приобретают иную структуру. Их энерго-информационный фон обнуляется и очищается, и затем на такую воду уже воздействует сама природа, оставляя отпечаток истинно чистой и новой энергии. Энергии созидания.

Обязанностью же волхва было собрать воду из семи источников, слить её в ступу и толочь до тех пор, пока информационный фон воды полностью не реструктурируется и не очистится. Так как вода была собрана из источников с положительной энергией и обладала хорошей программой, но потеряв структуру, она не теряет общий позитивный фон, и, находясь в обновленном состоянии, она готова принимать программу созидания, поступающую извне.

Отсюда и вытекает вторая задача Волхва:

ВИЛАМИ ПО ВОДЕ ПИСАТЬ

Вилами назван здесь Триглав — три растопыренных пальца или ритуальная палочка, вырезанная из одного из священных деревьев, имеющая форму руны Аз (3х-лучевой вилки). Триглавие есть единство трёх Ипостасей: силы Яви, Нави и Прави. Также, любое троекратное увеличение чего-либо — это тройная сила.

Вот таким Триглавом Волхв писал по истолчённой в ступе воде, рисуя Руны, создающие определенную программу, необходимую той или иной семье, а чаще и всей деревне или городу, для помощи, лечения или защиты от хвори.

Затем он брал эту запрограммированную воду и разносил по всему поселению, добавляя кружку такой воды в каждую домовую бочку. Зная свойства воды, мы можем понять, что вся бочка в этот момент приобретала свойства того самого вылитого в неё стакана с запрограммированной водой. А из этой бочки глава семейства каждое утро разносил воду по всем домашним запасам. И так получалось, что всем поселением пили и использовали уже подготовленную для общего дела воду.

Вот вам и ленивая обязанность Волхва.

Третья же обязанность БИТЬ БАКЛУШИ ни чуть не менее важна.

Выражение - Бить баклуши - означает бездельничать. Откуда оно пошло? Самая расхожая версия происхождения этого выражения, гуляющая по Интернету, такая:

В старые времена на Руси самым распространенным столовым прибором была деревянная ложка. Полуфабрикатом для их изготовления служили «баклуши» небольшие колотые липовые чурки. По этой версии «бить баклуши» означало заготавливать эти самые чурки для мастеров. Дело это поручали подмастерьям, работа не требовала квалификации и напряжения, поэтому стала синонимом любого ерундовского занятия или безделья.

Когда в поселении рождался ребенок, Волхв, принимающий или присутствующий при родах замечал день и час рождения. Затем в ближайшую ночь он находил дерево в Цвету (не цветущее дерево, а дерево в цвету, как у папоротника, который не цветет, но раз в год излучает особое свечение в течении одного часа, так и любое дерево в час своей Высшей силы, светится своим светом) в определенный час его максимальной силы, он проводил ритуал разрешения и сохранения и срубал это дерево. На его месте в дальнейшем он сажал одно или несколько новых деревьев.

Далее, он заготавливал специальные чурбаки и в определенное время с использованием древнего ритуала начинал бить их на небольшие баклуши разного размера. То есть, он создавал заготовки для игрушек, инструментов, ручек для оружия, оберегов, талисманов, посохов и прочего, с чем ребёнок за всю свою жизнь будет соприкасаться. Затем он передавал эти баклуши отцу, и отец готовил все необходимое для чада. Все, что было сделано из этого дерева, придавало ребенку силу и давало защиту на протяжении всей его будущей жизни.

Вот ещё одна очень ленивая задача. А те, кто не верит, могут попробовать поискать цветущий папоротник…. лет через 5 поймете, что это не так-то и просто.

Поэтому, то, что Вилами на воде написано, это очень хороший задаток для удачного завершения дела.

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net


Смотрите также