Религия древних римлян. § 27. Религия древних римлян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Божества древних римлян. Религия древних римлян


Божества древних римлян. Всеобщая история религий мира

Божества древних римлян

Город Рим был основан в VIII в. до н. э. племенем латинов, проживавшим сначала в Центральной Италии, регионе, получившем название Древний Лациум. По свидетельству римского историка Теренция Варрона, это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. А уже в VI в. до н. э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен.

Традиционно история Римского государства делится на несколько периодов, каждый из которых по-своему отражает становление религиозных воззрений римлян и связан с особыми процессами развития культа, что, в свою очередь, непосредственно связано с изменением оценки древними римлянами окружающего мира, переосмыслением ими взаимоотношений с богами и своего места в этом мире.

Ранний период – так называемый царский (VIII-VI вв. до н. э) – связан с возвышением Рима, усилением его значимости в Центральной Италии и укреплением позиции латинов. Период Республики (VI-I вв. до н. э.) был связан с ростом Римского государства и обострением социальных противоречий в римском обществе. Он делится на две части, рубежом между которыми были Пунические воины. Это было время противостояния Рима и Карфагена и период покорения эллинистического Востока, когда становится ощутимым влияние на римскую культуру различных культов покоренных народов.

Эпоха ранней Империи (I в. до н. э. – III в. н. э.), когда четко обозначилось место Рима во взаимоотношениях народов, как входящих в состав империи, так и сохранявших самостоятельность. В этот период Римское государство достигло вершины своего могущества, оформился культ императоров и наметился кризис античной религиозной системы.

Наконец, эпоха поздней Империи (IV-V вв. н. э.), характеризующаяся острым кризисом власти, разложением устоев, укрепляющих власть обожествленного императора, и одновременно растущим влиянием монотеистических тенденций в миропонимании римских граждан. Именно в этот период завершилось становление христианства, в корне изменившее облик Рима и приведшее к созданию универсальной, воспринятой идеи единого бога-спасителя, близкого и понятного каждому.

Территория Древнего Лациума

О наиболее древних верованиях италийских племен известно мало, и интерпретация соответственных археологических данных зависит отчасти от общих точек зрения авторов на этнический состав древнего населения Италии, в частности на соотношение индоевропейцев и предшествовавшего им неиндоевропейского населения. Но, как бы ни решался вопрос об отношении найденных культов к тому или иному этносу, важно, что в древнейшей Италии обнаружены как следы культа богинь-матерей (изображавшие их статуэтки), так и символы солнца (колесо с лучами и крест).

К культу небесного, солнечного и военного бога (или героизированного вождя) относится и найденный на территории племени вестинов «всадник из Капестрина» – бог в военной одежде, в шлеме и с ореолом вокруг головы. Культ животных и пережитки тотемизма засвидетельствованы как статуэтками, так и названиями таких племен, как гирпины (от h?rpus – «волк»), пицены (от picus – «дятел»), бовнапы (от bos – «бык»).

В то же время названия других племен происходили от имен богов: от Марса – марсы и мамертипы, от Оне – оски, от Весты – востины, от Вулкана – вольски. Очевидно, сюда же можно причислить арицийскую Диану с ее святилищем на озере Нема, типичную богиню плодородия, леса, «хозяйку зверей» с ее погибшим и воскресшим смертным любовником Вирбием, впоследствии отождествленным с греческим Ипполитом, растоптанным конями, воскрешенным Асклепием по просьбе Артемиды и перенесенным ею в лес, где он почитался как прислуживавшее младшее божество.

Юпитер

Почитание Солнца, видимо, впоследствии большой роли не играло. Согласно традиции, только род Аврелиев имел своим богом Солнце – Sol. Его связывают с сабинами, поскольку Аврелии были сабинским родом. В пользу существования культа Солнца в древнейшей Италии свидетельствует обычай авгуров, членов одной из жреческих коллегий, ориентироваться на восток и юг – например, круговое движение при молитвах справа налево имитировало движение солнца.

На связь Солнца и Юпитера указывают обычный символ Солнца, колесо, помещавшееся в храме Юпитера, и то, что жрец, принося жертву, держал в руке круг, причем и колесо, и круг были символами союза, скрепленного клятвой. На то же указывает и лучистая корона, которую, по свидетельству римского поэта Вергилия, носил царь Латин в знаменитой поэме «Энеида».

Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации».

Вакх, бог виноделия, у подножия Везувия

Например, описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Исследователь Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в древнейшей римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика).

Само основание Рима уже носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти.

Божества более позднего происхождения, даже самые важные – такие, как Юнона Регина – помещались вне померил, главным образом на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в. до н. э.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик – богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и другие.

Между тем традиционные верования римлян не оставались неизменными. Древняя триада Юпитер – Марс – Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и богиней Вестой, еще в царскую эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер-Оптимус Максимус, Юнона, Минерва. Этим богам, соответствующим греческим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. В период III в. до н. э., эпоху войн с Карфагеном за господство в Средиземноморье, произошла окончательная эллинизация римской религии.

Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам – ларам и пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших – майи и лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.

Воинственный Марс

Часто для обозначения божеств используется понятие «гений». Слово это употреблялось в единственном или во множественном числе. Гений считался духом-защитником каждого отдельного человека. Под особой защитой гения находилось брачное ложе. Но кроме этого, гении были хранителями определенных мест и предметов. Их символом была змея, а позже их изображения получили человеческий вид.

Любопытно, что как муж имел своего гения, так и жена имела свою юнону (juno), своего рода женского гения. Не только отдельные люди и места, но и семейства, города и народы имели своих гениев.

Хранительница очага Веста

При этом иноземные влияния всегда были очень сильны. У этрусков римляне заимствовали Менрву (Минерву), богиню разума и искусств. Выработанные религиозные греческие понятия, сливаясь с родственными образами или вовсе вытесняя бледные римские представления, в конце концов совершенно подчинили себе римскую мифологию. Юпитер слился с Зевсом, Юнона – с Герой, Вулкан – с Гефестом, Диана – с Артемидой и так далее. Греки принесли в Рим не только своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, но и научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, создали более сложный, чем примитивные магические обряды, культ.

Наименее ясно и, вероятно, наиболее сложно происхождение образа главного римского бога классической эпохи – Юпитера. По-видимому, в основе своей это олицетворенное сияющее небо, или Небо-отец, образ, параллельный санскритскому и греческому. Но это вряд ли позволяет считать его просто древним индоевропейским божеством. У римлян его имя употреблялось и нарицательно, в значении просто неба. Юпитера почитали и как бога грозы.

Одним из самых древнейших богов, культ которого ввел, возможно, еще легендарный основатель Рима Ромул, был Янус bifrons («двулобый») или geminus («двойной»). Его храм, расположенный вблизи центральной площади – Форума – отпирался на время войны и был закрыт во время мира. Янус считался богом дверей и вообще всякого начала.

Бог Марс сначала был, по-видимому, покровителем земледелия у сабинян, но со временем он превратился в бога войны и отождествлялся с греческим Аресом. Возможно, это произошло потому, что землю жителям Рима приходилось добывать силой оружия, отвоевывая у соседей. Воинственные свойства Марса становились тем важнее, чем больше места занимала война в жизни самих римлян. Его священными животными были прорицатель-дятел (picus) и волк. В календаре Марсу посвящался месяц март.

С. Byэ. Диана

Очень важным у римлян был культ богини Весты. Весте в качестве богини и домашнего, и общественного очага отводилось центральное место как в религии семьи, так и в культе государства. Она была главной богиней дома, и вся жизнь семьи состояла под ее покровительством. Но и общественное благо в государстве считалось связанным со служением ей.

Ларарий в доме Веттиев в Помпеях украшает изображение гения места (в центре). I в. н. э.

Зловещим предзнаменованием для государства было угасание священного огня богини. Если случалось такое несчастье, то нерадивая жрица – весталка – строго наказывалась, а огонь должен был вновь добываться древним способом, через сверление плодового дерева или же, может быть, от солнечных лучей. Весталки молились о благе римского народа, поэтому и сами они, и культ, которым они заведовали, находились под особенным надзором pontifex maximus – верховного жреца, главы римского культа.

Таким образом, Веста принадлежала к главным божествам римлян; она действительно была Веста-мать (Vesta-mater), потому что важнейшие культовые боги в Риме назывались отцами и матерями. Веста при этом была девственная богиня, и известно, что целомудрие было главной обязанностью весталок. Нарушительниц этого обета погребали заживо.

По мнению исследователя С.А.Токарева, каково бы ни было происхождение отдельных образов римских богов, культ их по мере образования и расширения Римского государства принял характерную для античных обществ форму – почитания богов-покровителей полиса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Религиозные верования древних римлян - Основы культурологии Библиотека русских учебников

Древнеримская религия имеет ряд общих черт с древнегреческим, что обусловлено частично похожими историческими условиями и прямым воздействием, в то же время отличалась определенным своеобразием

древним истоком религиозных верований и обрядов римлян была семейно-родовая религия. Римляне верили в души умерших - маны, которые считались покровителями семьи и рода, в пенаты (от penus - провизия, запасы пищи) - домашних духов-оберегов, в ларов-духов-покровителей (lares familiaris - духи семьи, lares регшагипи-духи мореплавания, lares militares - духи военных). У каждого члена семьи был св йй гений считавшийся выражением силы данного человека, его энергии и способностей. Всеми домашними почитался гений отца - genius domus. Семейно-родовой культ был связан у римлян также архаичным чествованием огня, который позже получил общегосударственной формми.

Также издавна римляне почитали различных богов, например,. Юпитера - бога неба, света, обладателя погоды и дождя, носителя победы;. Юнону - жену. Юпитера. Многие из богов по своему происхождению были связаны с земледельческими культами. Так, например,. Марс считался богом войны, но был также покровителем земледелия и скотоводства;. Венера, богиня любви и красоты, в то же время считалась божеством садоводства и виноградарства;. Минерва - богиню плодородия, покровительницу мирного труда, наук и мудрости, а также ремесел, медицины и искусства. Кроме того, римляне населяли весь мир, все предметы и явления многочисленными мелкими божествами и дух хамы, широко практиковали гадания и разнообразные магические диї.

В создании начальной староримской религии огромная заслуга принадлежит одному из царей. Рима -. Нуми. Помпилия, который решил подкрепить действие права и закона опорой на страх перед богами. Он установил порядок жертвоприношений, учредил должность верховного жреца бога. Юпитера, назначил жрецов богов. Марса и. Квирина, должность понтифика, который должен наблюдать за осуществлением жертвоприношений, т.е. то начал благоустройство культа, формальная сторона которого позже получила в древнеримской религии особое значение. Римляне считали очень важным тщательное соблюдение всех обрядовых норм и уста влены формул, поскольку малейшее нарушение их в действиях или словах, в частности, в произнесении имени бога, могло рассердить бога, и тогда весь обряд терял действенность. Поэтому все обращения к богам, магические формулы, заклинания, были четко нормированы: причем их умаление считалось пренебрежением того божества, которому в данный момент обращались, а их преувеличенияня

- пренебрежением к другим богам

По мере роста римского государства, присоединения к ней новых территорий римский пантеон обогащался новыми богами и богинями, причем особенно ощутимым было влияние. Греции: римляне стали почитать и греч цьких богов, например,. Аполлона,. Геракла (потом. Геркулес). При этом римские боги стали отождествляться с греческими:. Юпитер - с. Зевсом,. Юнона - с. Герой,. Минерва - с. Афиной,. Диана - с. Артемидой,. Марс - с. Аресом,. Венера - с. Афродитой,. Веста

- с греческой богиней. Гестия

На начало II в до не, окончательно сложился культ 12 главных римских богов:. Юпитер - царь богов, бог грома и молнии. Юнона, его сестра и жена - покровительница женщин и материнства;. Нептун - бог мо. Оря и покровитель мореплавания;. Минерва - богиня воинов, покровительница ремесла;. Марс - бог войны;и; . Венера - богиня красоты и любви;. Аполлон - покровитель музыки, искусства, врачей и прорицателей, бог. Солнца;. Диана - богиня. Луны и охоты;. Вулкан - бог кузнецов и ремесленников;. Меркурий - бог торговли, вестник. Юпитера;. Церера - богиня земледелия;. Веста - богиня домашнего очага и государства. Веста считалась покровительницей. Рима, ее имя происходило от слова"гореть"и именно огонь был ее единственным зримым ликом. Этой богине нале ежало исключительное положение в системе культа и только ее храмы имели округлую в основе формоснові форму.

Римский культ сводился к выполнению в точно определенные моменты и в точно определенных формах определенных обрядов, жертвоприношений, в произнесения узаконенных ритуальных формул. Исключительно важной формой шаров ьту была мантика - система гадания. Перед каждой важным событием общественной характерру

- перед началом войны, заключением мира, построением храма или другого сооружения - римляне обращались к богу за разрешением на это. Наиболее распространенными способами мантики были:

- ауспиции - ворожба в полете птиц, или наблюдения за тем, как священные куры клюют зерно;

- гаруспиции - ворожба на внутренностях животных, принесенных в жертву;

- ворожба на основе наблюдений за необычными явлениями природы, которые считались злыми знамениями

В римском обществе существовало многочисленное жречество; жрецы были должностными лицами государства, а все религиозные дела решал сенат. Должность жреца была выборной она не оплачивалась, однако была влиятельной. Хотя в. Риме не было особого жреческого сословия, однако здесь издавна существовали жреческие коллегии. Каждая коллегия имела свою специализацию: например, жрецы-Фламини обслуживали одного какого-то бога; жрецы-авгуры гадали по характеру полета птиц; понты-фики - должностные лица, следили за календарем, назначением праздников. Особым почетом пользовались вестал. ЛКИ - жрицы богини. Весты, которые поддерживали очаг в ее храме. Даже магистраты должны уступать им дорогу, а когда весталка встречала преступника, которого вели на казнь, то закон освобождал его от пок арання. Будучи представительницами знатных родов, весталки оставались в звании жрецов 30 лет, и давали обет безбрачия и строгой целомудрия, нарушение которого строго каралось - их живьем закапывали в землмлю.

В период. Римской империи начинается обожествление императорской власти. Обожествление императоров, сначала посмертное, а затем и при жизни, началось с. Юлия. Цезаря, который подчеркивал свою принадлежность к безсмер ртних богов. Ему первому был устроен"апофеоз"- официальные божественные почести после смерти. К. имени наследника. Юлия. Цезаря -. Октавиана, получивший неограниченной власти, было добавлено имя"Август", т.е."возвеличен богами","равный богам"Большое значение приобрел культ богам".. Великого значення набув культ гения. Августа, непосредственно утверждал его исключительную власть. Август стал верховным жрецом - великим понтификом, также авгуров и др.. Культ. Августа распространялся и в завоеванных. Римом странах: например, в в. Египте он считался фараоном и сыном бога. Солнца. Ра. После смерти. Августа сенат принял воздвигнуть ему храм и установить его культ. Император. Калигула уже при жизни провозгласил себя богом и даже приказ ав заменить головы на статуях греческих богов изображением собственной, был введен официальный культ"гения императора"Таким образом, обожание императора становилось главным содержанием римской религии, приучите ала к дисциплине и подчиненности. Со своей стороны императорская власть осуществляла непосредственное управление всеми религиозными делами и в таких условиях потребности в церкви не булв церкві не було.

На поздних этапах существования. Римской империи в ней усиливается влияние восточных культов, обещали страждущим потустороннее счастливую жизнь, которого они не могли получить от многочисленных римских богов - ведь в традиционной римской религии представления о потустороннем мире были смутным.

Среди восточных культов появилась и новая религия, которой предстояло большое будущее. Это было христианство зародившееся в первой половине I в не в. Палестине как одна из сект иудейской религии. В силу целого ряда качеств и специфических исторических условий развития, о которых будет речь в следующих разделах, оно постепенно набрало большое значение и в конечном итоге стало государственной религией. Римской империйерії.

Римская религия, продолжала существовать в то время, когда начало развиваться христианство, была терпимой к чужим богам и культов, особенно к богам покоренных. Римом народов, поскольку искала их пи идтримкы в укреплении своей власти. Правда, требовалось, во всяком случае формально, признавать приоритет римских богов, представляли государству.

uchebnikirus.com

Религия древних римлян. Римский Пантеон. Почитание Исиды



Вспомните. Чем религии древних египтян и греков отличались от религии древних евреев?

Древние евреи верили только в одного бога (в него же верят и евреи современные), в то время как остальные их современники, включая египтян и римлян верили во множество богов.

1. Какие впечатления вызвали у вас ранние верования римлян?

То, что у римлян было много богов и богинь – неудивительно для такой древней цивилизации. Поразило то, какие отношения у людей с ними были. Интересен принцип «даю, чтобы ты дал». То есть римляне не молили богов, а заключали с ними сделки, не получали от них милости, а платили жертвами и подношениями за услуги. Скорее ожидаешь встретить такое отношение к коммерческим партнёрам, а не к высшим силам.

2. Что вы узнали о богах Римского государства? Почему самые важные храмы в их честь возводились на форуме?

У римлян были самые разнообразные боги и богини. Часть из них имели римские корни, хотя получили эллинские черты, другие пришли от других завоёванных народов. При этом Римский форум был центром главного города, а значит и самого государства, главным местом его деловой жизни. Потому там, в одном из самых важных мест империи, стремились поставить храмы всем божествам.

3. Что представлял собой римский Пантеон?

Пантеон – это храм, в котором можно было почитать всех богов вместе взятых.

4. Рассмотрите иллюстрации в учебном пособии и объясните:

а) как в Пантеоне проявились черты греческой архитектуры;

В пантеоне есть портик с колоннами, как в эллинском храме.

б) что в нем было самостоятельным изобретением римлян.

Но сам храм не вытянуты, как эллинские, а круглый в плане. Его венчает не двускатная крыша, а римское изобретение – купол.

5. Сравните религии древних римлян и древних греков. Сделайте вывод. Почему боги Рима были похожи на богов Греции?

Римляне заимствовали у эллинов их мифы, а значит характерные черты божеств, потому что именно через мифы эти черты и проявляются. Просто имена своих богов и богинь римляне поставили вместо имён эллинских. Получается, что они почитали одних богов, просто под разными именами.

6*. Объясните, почему по всей Римской империи почитали египетскую богиню Исиду.

Римляне не боролись с богами завоёванных народов, а наоборот, искали также и их покровительства. В результате некоторые культы становились особенно популярны. Так произошло с богиней Исидой, потому что она покровительствовала плодородию (плодородие важно на любой территории) и потому что на египтян и эллины, и вслед за ними римляне привыкли смотреть как на учителей, носителей древней мудрости.

resheba.com

религия древних римлян

Результаты поиска по запросу религия древних римлян: найдено 1000 страниц.

  • Религия Древнего Рима

    ... холмов или же вырубленные в скалах представляют собой настоящие "погребальные жилища". В них есть обширные помещения-камеры, соединенные переходами. Стены гробниц расписывались художниками. Древние римляне многое заимствовали у этрусков в религии, устройстве власти, строительном и военном деле, в быте и одежде. Этрусские корни имели и некоторые выдающиеся деятели римской истории. Римская мифология ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11023

  • Религия древних славян

    ... В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению "мировых религий" (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в ... Культ каменных фетишей - очень древний. Вполне возможно, что у древних славян он возник из почитания каменных орудий, необходимых в охоте и хозяйстве. Во всяком случае, у древних римлян существовал культ первобытного кремневого орудия ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11769

  • Религия Древнего Египта

    ... Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии Древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха. Однако научное изучение египетской религии началось ... IV веке до н. э. стал частью империи Александра Македонского, а в I в. до н. э. был завоеван римлянами, богам завоевателей и местным божествам пришлось уживаться вместе, нередко передавая свои функции друг другу (это вообще характерно для ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11770

  • Религия древнего Египта

    ... монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта, на первый взгляд политеистическая, была на самом деле монотеизмом, как все ... множество обиходных предметов? Ответ прост: краеугольным камнем религии древних египтян было убеждение, что жизнь человека вечна, даже после физической смерти. Cвященные животные Монотеизм древней египетской религии на взгляд современного человека имеет все черты фетишизма. ...

    https://www.sunhome.ru/navigator/religiya-drevnego-egipta.html

  • Религия Древней Индии

    ... я почувствовал невидимые вибрации, которые оставались от медитаций Учителей”. Истину нужно сохранить Не восхищайтесь догматизмом никакой религии. Я думаю, что догматизм возникает из материальных причин. Церкви должны были бы быть лабораториями духовных ... красоты? Если вы следуете Истине, то вы являетесь дитятей Божиим. Нам не нужно ничего другого, кроме Божественной религии - религии Истины. Поэтому последуем Истине. Иисус сказал: И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными. (Ин: 8,32) ...

    https://www.sunhome.ru/religion/11517

  • Религия древних кельтов

    ... в итоге сократилась до Латинских и Германских племен. Из античных свидетельств известно, что в 390 г. до н.э. кельтские племена (римляне называли их галлами) осадили и разграбили Рим, а в 289 г. до н.э. разрушили Дельфы и даже продвинулись на Ближний Восток ... на развитую культуру, объединявшую племена, разбросанные на весьма обширных территориях. Археологи находят сходные изображения древних кельтских богов, одинаковые атрибуты культа (жезлы, котлы, фигурки животных), детали вооружения, украшенные ...

    https://www.sunhome.ru/journal/14056

  • Древние римляне владели искусством переработки стекла

    ... этой индустрии изобретение — стеклодувная трубка — появилось в I веке до н. э. в районе Сирии и Палестины. Римляне быстро взяли новую технологию на вооружение, и стекло вскоре стало распространённым материалом для домашней утвари. Как известно, стекло имеет ... ручками 6 тыс. сестерциев (примерно $250 тыс. на современные деньги). Высокоразвитая и успешная стекольная промышленность Древнего Рима по сей день хранит множество загадок. Неизвестно, где изобретено бесцветное стекло и как была организована ...

    https://www.sunhome.ru/journal/133308

  • Труд и религия Древней Греции

    ... всем известной добросовестностью - были подсказаны эллину его религией как непосредственное последствие его сыновних отношений к матери- ... караванов. Отсюда, однако, значение Гермеса распространилось в двух направлениях. Вообще торговля распадалась у древних, как и у нас, на две отрасли: во-первых, на крупную ввозную и вывозную ... божества - Аполлона, Гермеса, Палладу (последнюю, отождествив со своей Минервой, специально римляне), - но главное место принадлежит все-таки Музам. И не в одной только ...

    https://www.sunhome.ru/religion/12454

  • Красота в религии Древней Греции

    ... античностью, делают попытки "раскрепощения тела", восстановления выразительного жеста в его правах; и хотя на древнего эллина эти попытки, несомненно, произвели бы такое же впечатление, какое на нас производят упражнения в ... потенциального, т.е. общедоступности благ в зависимости от неотъемлемо различных способностей человека - античная демократия освятила своей религией стремление к соревнованию, это побуждение к напряжению и развитию всех индивидуальных сил на пользу совокупности. И ...

    https://www.sunhome.ru/religion/12455

  • Древний Египет стар как сама религия

    ... алтарь, перед которым произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам. Особенности религии Древнего Египта Характерной чертой древнеегипетской религии являлось особое отношение к загробному миру, как вечному продолжению земного существования. ... домашнего очага и благополучия — Осирис, Ра, Исида, Бастет, Гор, Хапи. Искусство и религия Древнего Египта К искусству в Древнем Египте было особое отношение, оно отражало веру и религиозные традиции египтян. Они считали, что ...

    https://www.sunhome.ru/religion/110871

www.sunhome.ru


Смотрите также