Древней греции сады. Практическое занятие №2 Сады Античной Греции и Древнего Рима Древняя Греция
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сады и парки Афин: лучшие зелёные оазисы греческой столицы. Древней греции сады


Древнегреческие сады и парки

Как известно, для эпохи Древней Греции характерны гуманизм и стремление к единению и гармонии человека с природой. Парки и сады для древних греков были местом для уединения, бесед и размышлений. Все самые известные философы Эллады черпали в них вдохновение, именно туда приходили послушать мудрые речи их ученики.

Зарождение древнегреческого искусства обустройства садов и парков произошло более чем три тысячи лет тому назад. Его расцвет приходится на середину первого тыс. до н.э. и совпадает с пиком развития идеалов гармонии духовного и телесного начал.

Греки предпочитали проводить свой досуг на свежем воздухе. Поэтому именно сады представляли собой подходящую обстановку для физического и духовного воспитания молодых людей. Сады и парки обрамляли также амфитеатры, стадионы для физических занятий и игр были неотъемлемой частью оформления архитектурных сооружений, подчеркивая величие храмов и других жемчужин греческого зодчества.

Особенности расположения

Планировка греческих садов отличалась свободой композиции зеленых уголков. Сады обустраивались с различными целями. Так, античным богам, героям и повелителям посвящались так называемые герроны – рощи в их честь. Для философских бесед и уроков были предназначены специальные парки – философские сады. Городские улицы украшали ряды тенистых деревьев – аллеи. И, конечно же, каждый уважающий себя гражданин стремился окружить свой дом своим собственным удобным и прохладным садом.

Популярными в озеленении были цветущие растения, пышные деревья и кустарники, позволяющие придать саду насыщенность и тенистость. Греки любили устраивать в садах террасы, наполненные разнообразными растениями. Особенным украшением эллинских садов были фонтаны и скульптуры, которыми так славится эта эпоха. В греческих парках устраивались даже бассейны.

Герроны с течением времени постепенно превращались в общественные места для отдыха, где прямые дорожки и прямоугольные площадки были приспособлены для занятий спортом.

Уже к началу первого столетия до н.э. садово-парковые зоны греческих полисов постепенно утратили свое прогрессивное воспитательно-созидательное значение. Их лужайки и аллеи превратились в места преимущественно для увеселений и отдыха. А с приходом в земли Эллады завоевателей искусство организации ландшафтов подверглось сильному влиянию азиатских веяний, как, впрочем, и другие сферы общественной и духовной жизни греков.

www.letopis.info

Садово-парковое искусство Древней Греции — Мегаобучалка

По своему географическому положению Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейско­го моря и часть Малой Азии. Местность гористая: характерно наличие це­лого ряда горных кряжей, отделяющих одну область от другой. Следует также указать на изрезанность морского берега. Климат - средиземномор­ский, с жарким, засушливым летом и мягкой зимой, однако климатические условия не везде одинаковы.

Примечательно следующее: воздух в Греции исключительно ясный, прозрачный, что обеспечивает хорошую видимость на большом расстоя­нии. Почвенные условия и водные ресурсы благоприятны для развития са­дово-паркового искусства.

Что касается естественных насаждений, то на горных склонах, где сейчас растут лишь низкорослые деревья, когда-то произрастали дремучие леса. В основном для Греции характерны маслина, дуб, сосна приморская, пиния, платан, кипарис, кедр, вяз, тополь, инжирное и гранатовое деревья, лавр благородный, мирт.

Надо также отметить разнообразие строительного материала - бело­го, голубовато-серого мрамора и темно-фиолетового мраморовидного из­вестняка.

В истории культуры и искусства Древней Греции мы различаем не­сколько периодов.

Первый - эпоха разложения родового строя и переход к классовому обществу и к античному рабовладельческому государству, с древнейших времен, включая VIII век до н. э.

Второй - Архаическая эпоха, когда окончательно складывается ан­тичное рабовладельческое государство, эпоха, характеризующаяся разви­тием городов VII и VI веков до н. э.

Третий - Классическая эпоха, время расцвета афинской рабовла­дельческой демократии, греко-персидских войн, блестящая эпоха в ис­тории архитектуры, скульптуры и декоративной живописи, когда сложи­лись регулярные планы городов, завершились большие архитектурные ан­самбли и сформировался тип жилого дома V-IV веков до н. э.

Четвертый - эпоха эллинизма, характеризующаяся экспансией на востоке: в Малой Азии и Египте возникают новые города. В этот период заметно сильное влияние Востока, восточной культуры. Создаются мону­ментальные городские ансамбли Ш, II и I веков до н. э.

Народное творчество сказалось во всех областях искусства, в эпосе, живописи, создании орнаментов, в возникновении и развитии греческой мифологии.

Архитектура Древней Греции достигла необычайного расцвета. До сих пор, как и скульптура, она является высшим непревзойденным образ­цом (имеется в виду классический период и эллинизм). Исключительная заслуга архитекторов и ваятелей Древней Греции в том, что ими была раз­работана система ордеров - дорического, ионического и коринфского. Эта система легла в основу архитектуры последующих эпох, а именно антич­ного Рима и эпохи Возрождения в Италии. Основной принцип ордерной системы заключается в гармоническом сочетании всех частей здания, про­порциональности колонны (опоры несущей части) и перекрытия (несомой части), а также в пропорциональности частей самой колонны, ее базы, стержня (ствола) и капители, диаметра колонны и ее высоты.

Примечательна основная, характерная, черта древнегреческой архи­тектуры. Она отражает в себе, светлое, радостное сознание. По словам Ф. Энгельса, "это яркий солнечный день". Храм древних греков - это жи­лище человекоподобного божества. В представлении людей античности боги, богини, нимфы, музы были такими же людьми и отличались от про­стых смертных лишь необычайной красотой, одаренностью, силой, отва­гой. Таковы образы Афины - богини мудрости и военного дела; Аполло­на - покровителя искусств, олицетворяющего солнце, и другие персонажи греческой мифологии. Поэтому их прекрасные скульптурные изображения близки и понятны и спустя 2,5 тыс. лет.

Великолепные архитектурные ансамбли гармонично сочетались с окружающей природой. Достаточно назвать Афинский Акрополь, который справедливо считают венцом архитектурного совершенства.

Зачатки садово-паркового искусства относятся к X-VIII векам до н. э. В этот период существовали священные рощи, или нимфеи, и герооны. В них обитали боги, нимфы и музы.

Нимфей (нимфеум) - это дубовая или кедровая роща или роща мас­лин с источником в центре. Вначале оформление источника было простое. Постепенно он стал украшаться колоннами, скульптурой, иногда неболь­шим сооружением садового типа.

Героон, в отличие от нимфея, первоначально представлял собой ро­щу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил мемори­альный характер. Постепенно герооны стали украшать статуями выдаю­щихся личностей, колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей устраивались гимнастические игры и состязания. Таким образом, героон фактически стал прообразом спортивного парка. Один из первых типов общественных садов - священные рощи героев, посаженные в честь основателей городов и других выдающихся людей, которым поклонялись как богам. Места эти называли героонами. Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), проводимые в день, посвященный памяти героев. Крупнейшие состязания, однако, были посвящены не героям, а богам, например олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос. Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивали ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев. Для насаждений в святилищах выбирали особенно красивые декоративные сорта деревьев, чаще всего местные: платан, черный тополь, кипарис, ольху, мирту и лавр или необычную для Греции пальму (святилище Аполлона на Делосе). Известны также святилища, украшенные плодовыми деревьями.

Центром композиции нимфеи в Итакской роще был художественно обработанный водоем, в который с высокой скалы низвергались воды источника. Вокруг водоема по кругу росла влаголюбивая черная ольха. На вершине скалы был помещен алтарь, на котором приносили жертвы нимфам. Позже в Риме и еще более в эпоху Ренессанса композиция нимфеи получила широкое распространение как излюбленный парковый мотив: тенистый грот с водяными устройствами в окружении растительности.

В X-VI вв. до н. э. сложился тип священной рощи в виде парка, украшенного малыми архитектурными формами и спланированного по определенной системе. Садовое искусство древнейшей эпохи еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. В классическую эпоху намечается отделение общественного парка, не связанного с религиозным культом, от священной рощи. Этот процесс можно проследить в связи с историей развития знаменитого афинского парка у героона Академа в Элевзисе. Парк постепенно превратился в образцовую школу для молодежи. При Кимоне в 460 г. до н. э. сад Академии был обводнен, засажен тенистыми деревьями, обрамлявшими прямые аллеи для конных и пеших прогулок. Спустя полвека знаменитый философ Платон (427-347 гг. до н. э.) под сенью деревьев поучал своих учеников. Среди учеников выделялся Аристотель, впоследствии гениальный ученый древности. На склоне лет Аристотель назначил преемника - своего лучшего ученика Тиртама, которого называли Феофрастом (божественным оратором).

Сады общественного значения в Древней Греции появились в V и IV веках до н. Судя по дошедшим до нас данным о гимнасиях в Дельфах и Пергаме, общественные сады Эллады имели прямолинейные дорожки и аллеи. Они были размещены на террасах. Сооружения для занятий спортом (ксистосы), плавательные бассейны, алтари, храмы были окружены рощицами, в которых росли пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья. Среди рощ, на аллеях возвышались статуи, вазы, били фонтаны. По традиции, унаследованной от геронов, в общественных парках, начиная с конца V в. до н. э., хоронили наиболее почитаемых граждан и учителей гимнасий. Так, Феофраст был похоронен в парке, окружавшем его школу.

В греческом монументальном зодчестве большое распространение получили зрелищные сооружения, обязанные своим появлением культу Диониса: одеоны и театры. Открытые театры достигали огромных размеров и практически вмещали все население полиса. Самый большой театр Греции в Мигалополе вмещал 44 тыс. зрителей. Самыми красивыми были театр в Эпидавре (середина IV в. до н. э.) архитектора Поликлета Младшего и театр Диониса в Афинах (IV в. до н. э.), расположенный на южных склонах Акрополя. Греческие театры отличались исключительной акустикой и оптикой, идеальной связью со свободно обозреваемым окружающим ландшафтом. Кроме театров, строили много стадионов с трибунами для зрителей, вырубленными в скале или возведенными на искусственной подсыпке. Одним из таких сооружений был стадион в Милете (первая половина II в. до н. э.).

Имеются сведения о посадке платанов на общественных площадях. Глав­ная площадь Афин - Агора - меняла свой облик. Первоначально она не от­личалась строгой симметрией в планировке. На ее территории в разных местах возвышались маленькие алтари или храмы, а также росли деревья. Наряду с платанами сажали тополя и маслины. В тени деревьев около ал­тарей было место встреч, часто деловых. Но в классический период Агора решена в регулярной композиции, и деревья возвышаются не только в раз­ных местах, но и в виде рядовой посадки по контуру площадки.

Особенный интерес представляют последние данные археологиче­ских раскопок Агоры (начало раскопок относится к 1936 году). Как видно на плане реконструкции, на северо-западе на некотором возвышении нахо­дится храм Гефеста - бога огня и кузнечного искусства. Храм (ныне со­хранившийся) построен в IV веке до н. з., то есть относится к классиче­скому периоду. Здание окружено регулярными посадками, относящимися, по мнению ученых, к III веку до н. э. Прекрасное сооружение в стиле клас­сического периптера доминировало над площадью и было обращено глав­ным фасадом на восток, в сторону прецессионной Панафинейской дороги, откуда оно воспринималось в традиционном ракурсе. С юга, запада и севе­ра храм был окружен регулярной посадкой деревьев в два ряда. Предпола­гают, что сажали невысокие деревья (судя по размерам посадочных ям, об­наруженных в скалистом грунте). В первом ряду, очевидно, небольшие де­ревья, возможно, гранатовые или айва, во втором - лавр или самшит. Раз­меры посадочных ям разные. Композиция тесно связана с архитектурой здания и с ансамблем Агоры в целом. Следует заметить, что храм рассчи­тан не только на близкую, но и на дальнюю точку восприятия. Поэтому около храма Гефеста нельзя было размещать и высаживать деревья боль­шой высоты.

Примечательны рядовые посадки платана вдоль главных улиц. Об этих тенистых аллеях упомянуто у Плутарха. Важным свидетельством это­го являются обнаруженные трубы для полива. Предположительно, что около алтаря, посвященного двенадцати богам, были сделаны посадки пла­тана, а также черного и белого тополя. Группа деревьев окружала фонтан в юго-восточном углу Агоры и около Одеона Агриппы на западе, близ Па­нафинейской дороги.

К эллинистическому периоду относятся аллеи из деревьев вдоль портиков - крытых галерей - и дорожек или площадок для бега и спортив­ных игр.

По литературным данным можно судить о так называемых философ­ских садах - настоящих парках, обсаженных платанами, тополями, мас­линами и другими видами деревьев. Вдоль берегов реки Илисос в Афинах велись ученые беседы, но о планировке таких территорий пока ничего не­известно. Некоторые исследователи склонны думать, что философские са­ды представляли собой зачатки ландшафтного стиля в садово-парковом искусстве.

Общественные городские площади небольших размеров - агоры - были обсажены платанами; на них устраивали небольшие общественные сады, украшенные по периметру колоннадами, что положило началу формированию перестильного элемента в архитектуре.

В Греции была создана своеобразная мифология, тесно связанная с прекрасной и тогда еще почти не измененной человеком природой. В легендах и поэтических сказаниях часто упоминаются цветы, что свидетельствует о большой любви к ним. Еще в конце V в. до н. э. появились руководства по разведению цветов и садовому делу. Греки выращивали розу, махровый левкой, хризантему, что в переводе означает "золотой цветок". Жители Эллады любили гвоздику. Феофраст называл ее "божественным цветком". По преданиям, гвоздика выросла из глаз пастушка, вырванных богиней охоты Артемидой за то, что он игрой на свирели разогнал всю дичь. Любопытных, осмеливавшихся подсматривать за богиней любви Афродитой во время купания, Зевс обращал в "анютины глазки". Белая лилия возникла из капли молока матери богов - Геры и т. д. Расцвет садово-паркового искусства приходится на эпоху эллинизма. В центре Александрии, четвертую часть которой занимали зеленые насаждения, находился парк, называемый Папейон. Парк украшал искусственный холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. С этого холма открывался чудесный вид на весь город. Еще больше славилась своими садами столица Сирии - Антиохия на Оронте. Около Антиохии находился известный всему греческому миру парк Дафны, возникший возле святилища Аполлона и Артемиды. Заложили его Селевкиды, посадившие 300 кипарисов. В дальнейшем он разросся и достиг 15 км по окружности. Местность, занятая парком, изобиловала родниками. На его территории было много сооружений: купален, портиков, фонтанов, домов для развлечений, гостиниц и т. п.

Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки - перголы, обвитые плющом и другими вьющимися растениями. Возрос спрос на скульптуру, специально приспособленную к фону зелени или гротам. Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Эллинистический сад, утративший свое общественно-воспитательное значение, превратился главным образом в место для развлечений и отдыха.

Жители древней Эллады предпочитали небольшие частные сады, о чем можно судить по описанным Гомером в "Одиссее" садам Алкиноя и Лаэрта.

Описывая возвращение одиссея на Итаку он так характеризует сад Лаэрта – отца Одиссея.

«Сад там и дом он имел; отовсюду широким навесом дом окружен был; и днем под навесом рабы собирались вместе работать и вместе обедать; а ночью там вместе cпали».

Возвратясь на Итаку «Одииссей отправился к плодоносному саду, там встретить надеясь Лаэрта. Старца Лаэрта в саду одного Одиссей многоумный встретил; он там подчищал деревцо; был одет неопрятно; притаился под грушей, дал волю слезам и, в молчанье Стоя там, плакал.

Дело обдумав, уверился он напоследок, что лучше опыту старца притворно-обидною речью подвергнуть. Так рассудив, подошел Одиссей богоравный к Лаэрту, Голову от наклонял, деревцо подчищая мотыгой. Близко к нему подступивши, сказал Одиссей лучезарный: «Старец, ты, вижу, искусен и опытен в деле садовом; Сад твой в великом порядке; о каждом равно ты печешься Дереве; смоквы, оливы, и груши, и сочные грозды, Лоз виноградных, и гряды цветочные — все здесь в приборе.»

Известно, что в середине IV века до н. э. у Демона в Афинах был дом с садом, в котором выращивались, наряду с овощными культурами, фиал­ки, лилии, розы, гранатовое и инжирное деревья, возможно, и платан. Кроме того, в III-I веках до н. э. при усовершенствовании жилого дома внутренние дворики украшались цветами, фонтаном или скульптурой.

Архитектура античной Греции оказывает воздействие на развитие мировой архитектуры уже более двух тысяч лет. Такой жизненной силой она обязана соединению в выдающихся архитектурных произведениях основных необходимых качеств: утилитарности, прочности, красоты и выразительности художественного образа. Античная Греция дала миру много новых типов общественных сооружений: театров, одеонов, ипподромов, стадионов, палестр, гимнасий, лесх, портиков и стой. Приемы композиции, разработанные древними греками, не потеряли своего значения и для современной архитектуры. Древней Греции последующие поколения обязаны рождением и развитием нового типа сада - общественного. Он был или городским, или специальным при гимнасиях. Композиция садов Древней Греции - регулярная с мастерским учетом и подбором красивого ландшафтного оформления. Классическим примером гармонии величественного комплекса и рельефа является афинский Акрополь. В Древней Греции зарождались науки о растениях, природе. Много книг, написанных знаменитыми греческими зодчими, были посвящены теории и практике архитектуры. Характерные особенности садово-паркового строительства в Древней Греции такие: использование горной местности для устройства террас, создание искусственных бассейнов, фонтанов, применение архитектурных форм и скульптуры, цветов в парках. Гармонический переход от интерьера к экстерьеру зодчие создавали с помощью портиков и колоннад. Италия занимает гористый Аппенинский полуостров, отличающийся красивыми и разнообразными пейзажами, мягким и теплым климатом. Плодородные земли Италии были заселены с древних времен, а горы покрыты вековыми лесами, предохранявшими реки от высыхания. Под влиянием Греции в Древнем Риме развился тип сада при жилом доме рабовладельца - перистиль. Это окруженный колоннадой внутренний дворик, оформленный в виде партера с небольшими деревьями, кустами и цветами. Самшит, тис, кипарисы часто стригли, чтобы они гармонировали с окружающей двор архитектурой. В центре такого дворика обычно находился декоративный водоем с фонтанами (имплувий), украшенный скульптурой. Например, великолепно устроенные перистильные сады были в домах Пансы (II в. до н. э.). Вскоре перистильная композиция была перенесена на городские площади и стала основным элементом общественных зданий (здание форума в Помпее II в. до н. э.).

Непревзойденные по красоте и гармонии архитектура и скульптура Древней Греции вдохновили в нашей стране строителей Павловска: Храм дружбы на берегу Славянки, павильон Трех граций, колоннада Апполона, мавзолей «Супругу-благодетелю» - блестящие произведения парковой ар­хитектуры, отблеск Древней Эллады.

 

megaobuchalka.ru

Ботанические сады в Греции

В Греции повсеместно находятся сады и парки. Среди них есть ботанические сады разные по насыщению территорий и площади. Но наиболее примечательный и знаменитый из всех – сад Крита. Он расположен в местечке, неподалеку от области Ханья. Площадь всего ботанического сада составляет порядка 20-22 га.

сады в Греции

Проект постройки сада принадлежит одной из критских семей. Некогда их угодья пострадали от пожара. После этого был создан ботанический сад прямо на месте уничтоженного огнем. Вот уже более 10 лет здесь располагаются образцы флоры, собранные со всех уголков Греции. Есть в парке и растительность из других стран. На территории сада расположен ресторан. Его гостей угощают вином местного приготовления, а потчуют — блюдами самобытной критской кухни. Пейзаж, раскрывающийся с территории, на которой расположен ресторан, прекраснейший.

Размещение сада довольно удобное. Он находится примерно в 15 км от Фурни по дороге из Ханья в Омалос. За вход в ботанический сад на Крите взрослым необходимо заплатить, а дети пройдут бесплатно. Открыт парк с раннего утра до половины девятого вечера.

Ботанический сад Крита

сады в Греции

Огромный парк раскинулся у подножья горы Белая. В некоторых его частях имеются настолько редкие растения, что познакомиться с ними туристам представляется возможность только здесь. Помимо исконно греческой флоры, в саду растут виды тропических и субтропических культур. Не все они съедобны. Имеются рощи цитрусовых деревьев, виноградники.

Наиболее удивительным фактом для туристов становится информация о том, что сад его создатели пополняют новыми растениями ежедневно. Есть здесь и озеро, а в нем – несколько видов птиц, рыба.

Тенистый парк – это прекрасная альтернатива походам на пляж, если для кого-то они станут утомительными. Время с семьей здесь пролетает незаметно.

сады в Греции

Фруктовые деревья дают урожай круглый год. Они то цветут, то покрываются яркими плодами. Повсюду разносится аромат трав и цветущих кустов. Такое, практически беспрерывное, круглогодичное цветение происходит благодаря прекрасному климату Крита. Здесь более 300 дней в году светит яркое солнце.

Туристы увидят здесь:

  1. Авокадо.

  2. Различные сорта бананов.

  3. Особенную тропическую грушу, именуемую «дынной» или «пепино».

  4. Перечное дерево.

Не говоря уже об абрикосах, апельсинах, лимонах, сливах и т.д. Произрастают тут и лекарственные травы, а также декоративные виды кустарников и деревьев.

В ботаническом саду Крита превалируют не только представители мира флоры. Насыщена здесь и фауна. В траве можно заметить ящерку, на полянках – пчел, бабочек, красивейших, мелких и крупных жуков.

Посетители сада радуются его красоте и днём, и в вечернее время. Но если туристы едут сюда с маленькими детьми или пожилыми родителями, которые быстро утомляются от палящего солнца, стоит подумать о посещении ботанического сада Крита в вечерние часы, либо ранним утром. Сиесты тут нет, персонал работает постоянно, меняясь, уходя на небольшие перерывы. В знойный полдень посетителям милостиво предложат зонтики, прохладную воду.

Расположение критского ботанического сада

сады в Греции

Сад очень удобно разместился на горном склоне. Есть в ботаническом парке и петляющие тропы, и относительно ровные дорожки. Туристы путешествуют по саду пешком. Приезжают сюда жители не только с разных уголков мира, но и местные греки.

Ханья была построена на руинах древнейшего населенного пункта. Он часто подвергался нашествиям извне. Были здесь и войны, и кровопролитные события захватов, порабощений местного населения.

Ботанический сад Крита считается одним из крупных, самобытных и знаменитых в Греции. И это звание он получил не только благодаря прекрасной и насыщенной флоре, но и удобному, интересному географическому расположению, а также климату.

На всей территории парка размещаются свыше 200 тысяч разновидностей трав и почти столько же декоративных и плодовых деревьев.

Национальный сад в Афинах

сады в Греции

Не менее популярен и значим Королевский сад в столице Греции. Это название он получил в честь независимой правительницы страны — Амалии Ольденбургской. Она была женой короля Оттона. Создан парк был к середине 19 века. Руководил проектом и работами немец Фредерик Шмидт.

Площадь этого парка немногим меньше критского, порядка 15 га. Расположен парк практически в центе Афин, простираясь в южной части города. Здесь имеется свыше 500 видов различных растений. Многим из них не подошел климат греческой столицы. Есть животные, птицы. Павлины, черепахи и другие обитатели парка чувствуют себя прекрасно и даже производят на свет потомство.

Расположение и интерьер парка уникальны. В стройном порядке здесь последовательно размещены композиции, каждая из которых знаменует ту или иную тему. Экзотика сочетается с экзотическим оформлением ландшафта, а более традиционные мотивы представлены классическими культурами. Есть в саду и древние руины, а также памятники выдающимся личностям.

сады в Греции

Национальный парк греческой столицы – это государственный музей-заповедник. Ныне его не именуют Королевским. Что же до древностей, то уже к юго-востоку и в южном направлении парка можно наблюдать бюсты известных людей.

К концу 19 века архитектор Теофил из Дании дополнил сад своей разработкой – классическим Заппейоном. В начале века 20-го здание стало транспортным узлом афинского парка автобусов и трамваев. Теперь же здесь павильон для экспозиций.

Есть страшная история, повлиявшая на политическое будущее Греции, которая связана именно с этим ботаническим садом. Осенью 1920 года в афинском парке по привычке прогуливался король Александр. Несчастье настигло высокопоставленную особу внезапно. Короля укусила обезьянка, от чего он получил заражение крови и скончался в муках. От такого поворота дел всесторонне пострадала политика страны. Греки стали мигрировать в Турцию, а на их место прибывали турки. Именно этот период называют «геноцидом греков на территории мусульманской страны». Большинство из некогда живших в Турции материковых и островных греков вынуждены были со временем вернуться на Родину.

Ныне парк имеет официальное наименование «Национальный». Он не посвящен никаким королям, поскольку их правление давно закончилось. Но к главному входу посетители смогут подойти по улице Амалии (названной в честь некогда правившей королевы). На территории, помимо небольшого пруда и тенистых алей, имеются: музей ботаники, кафетерий, небольшой зверинец, площадка для детских игр, библиотека.

Ботанические сады в Греции 6

Сад Диомидисов

В Афинах есть и не менее крупный сад Июлии и Александра Диомидисов. Его создали представители Афинского университета в середине прошлого столетия. Территория парка равна 2000 акров.

Этот ботанический сад представляет собой одну большую систему, функционирование которой поставлено на самый оптимальный уровень. Здесь произрастает порядка 4 тысяч разновидностей всевозможных растений и деревьев.

Ученики школ, семинарий и студенты приходят сюда, чтобы познакомиться с проектами по защите окружающей среды. Любой турист тоже может зайти сюда абсолютно бесплатно. Только в Рождество, на Новый год, Страстную пятницу, Чистый понедельник, Пасху, 1 мая и с 15 июля до конца лета сад закрыт для посещений.

сады в Греции

Несколько слов о традициях, характерных для садов Греции

Сады жители этой страны создают с древнейших времен. Греки всегда старались достичь единения души и природы. В парках прекрасно проводили время, отдыхали, поэтому огромное значение придавалось устройству интерьера садов. Историки утверждают, что все самые важные и весомые идеи в головы древнегреческих философов приходили именно в тихих, уединенных уголках парков, в тени местных или экзотических деревьев.

сады в Греции

Искусство устройства парков и ботанических садов зародилось более 3 тысяч лет назад. В прекрасных садах древние греки организовывали культурный досуг, решали многие рабочие моменты. Всегда благоприятствовал этому и климат страны. Парки и сады устраивали при стадионах, музеях, театра, храмах. Садами греки окружали и собственные дома.

Возводили парки, в которых высаживали разнообразные культуры, и в честь богов греческой мифологии. Были сады, предназначенные для занятий на свежем воздухе, именные аллеи с красивейшей растительностью.

Наиболее популярными культурами в садах были и остаются пышные цветущие растения. Особенно — высокие кустарники. Они дают хорошую тень. Фонтаны, скульптуры и даже бассейны – неотъемлемая часть таких парков.

gidvgreece.com

Практическое занятие №2 Сады Античной Греции и Древнего Рима Древняя Греция

По своему географическому положению Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейского моря и часть Малой Азии. Местность гористая. Климат средиземноморский, с жарким засушливым летом и мягкой зимой. Из растений для Греции характерны: маслина, дуб, сосна приморская, пиния, платан, кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, лавр, мирт.

Зачатки садово-паркового искусства относятся к X-VIII векам до н.э. В этот период существовали священные рощи, илинимфеи, игерооны. В них обитали боги, нимфы и музы.

Нимфей(нимфеум) – это дубовая или кедровая роща или роща маслин с источником в центре. Вначале оформление источника было простое. Постепенно он стал украшаться колоннами, скульптурой, иногда небольшим сооружением садового типа.

Героон, в отличие от нимфея, первоначально представлял собой рощу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. Постепенно герооны стали украшать статуями выдающихся личностей, колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей устраивались гимнастические игры и состязания. Героон стал прообразом спортивного парка.

Сады общественного значения появились в V и IV веках до н.э. Имеются сведения о посадке платанов на общественных площадях. Главная площадь Афин–Агора меняла свой облик. Первоначально она не отличалась строгой симметрией в планировке. На ее территории в разных местах возвышались маленькие алтари или храмы, а также росли деревья. Наряду с платанами сажали тополя и маслины. В тени деревьев около алтарей было место встреч (часто деловых). В классический период Агора решена в регулярной композиции, и деревья возвышаются не только в разных местах, но и в виде рядовой посадки по контуру площади.

Как видно на плане реконструкции (рис. 6), на северо-западе на некотором возвышении находится храм Гефеста – бога огня и кузнечного искусства. Здание окружено регулярными посадками. Сооружение в стиле классического периптера доминировало над площадью и было обращено главным фасадом на восток, в сторону прецессионной Панафинейской дороги, откуда оно воспринималось в традиционном ракурсе. С юга, запада и севера храм был окружен регулярной посадкой в два ряда. Предполагают, что сажали невысокие деревья. В первом ряду, возможно гранатовые или айва, во втором – лавр или самшит. Храм рассчитан не только на близкую, но и на дальнюю точку восприятия. Поэтому около храма Гефеста нельзя было сажать высокие деревья. Регулярная композиция тесно связана с архитектурой здания и с ансамблем Агоры в целом.

Около алтаря, посвященного двенадцати богам, были посадки платана, черного и белого тополя. Группа деревьев окружала фонтан в юго-восточном углу Агоры и около одеона Агриппы на западе близ Панафинейской дороги.

К эллинистическому периоду относятся посадки аллей деревьев вдоль портиков (крытых галерей) и дорожек или площадок для бега и спортивных игр.

В Греции существовали философские сады– настоящие парки, обсаженные платанами и другими породами деревьев. В них велись ученые беседы, но о планировке таких садов ничего не известно. Предполагают, что философские сады представляли собой зачатки ландшафтного стиля в садово-парковом искусстве.

Имеются сведения о частновладельческих садах. В них, наряду с овощными культурами, выращивались фиалки, лилии, розы, гранат, инжир, платан.

Садово-парковое искусство Древней Греции оказало большое влияние на развитие садов и парков в Древнем Риме.

studfiles.net

лучшие зелёные оазисы греческой столицы

Всем известно, что греческая столица знаменита своими уникальными античными достопримечательностями и великолепными музеями. Однако мало кто знает, что в Афинах был создан и первый в мире ботанический сад! Это произошло в IV веке до н.э., а его основателем стал ученик Аристотеля Теофраст.

Сегодня город располагает несколькими уникальными зелёными оазисами, которые сулят контакт с природой и прохладу вдали от городского шума и выхлопов или позволят приятно расслабиться в перерыве между долгими хождениями по городу.

Национальный сад, Заппейон (вид сверху) Национальный (Королевский) сад Пальмовая роща в Национальном саду Афин

От самого знаменитого - Национального сада на Синтагме - до не столь известного Ботанического сада на Иера Одос, греческая столица предлагает несколько вариантов, которые могут стать местом отдыха или спасением в разгар жаркого летнего дня.

В преддверии наступления лета совершим прогулку по некоторым афинским оазисам.

Национальный сад

Если вы находитесь в самом центре Афин, нет лучшего места для отдыха, чем Национальный сад. Настоящий оазис прямо в центре греческой столицы, за зданием парламента, одарит вас приятными минутами (или часами) в сени древних деревьев, под щебет экзотических птиц. Сад находится в «римской» части города, созданной при императоре Адриане, в античные времена на его территории находилась древняя священная роща Лицея.

Сад был заложен первой королевой независимой Греции Амалией, супругой короля Оттона, и изначально назывался «Королевский». Формирование сада началось в 1839 - 1840 г.г. посадкой 15 000 декоративных растений, привезённых из Милана. Затем растения прибывали из Европы и Северной Африки, и, конечно, из разных уголков Греции. В 1923 году сад площадью более 15 га стал достоянием общественности и был переименован в «Национальный сад».

Пальмовая роща в Национальном саду Афин Национальный (Королевский) сад Национальный (Королевский) сад

егодня посетитель Сада может побродить по тенистым тропинкам или отдохнуть в уютной беседке или на скамейке, полюбоваться сотнями видов деревьев, кустарников и других растений и некоторыми видами животных и птиц, водоёмами с черепашками и рыбками, традиционными зданиями, античными фрагментами (мозаики римской виллы, мраморные архитектурные элементы), солнечными часами и бюстами выдающихся греческих личностей. На его территории также находятся детская библиотека и детская площадка. Многие из деревьев, произрастающих и сегодня, являются, ровесниками самого сада и, по сути, «природными памятниками», поэтому Национальный сад можно смело назвать зелёным музеем под открытым небом.

Национальный сад открыт ежедневно с рассвета до заката.

Сад при Дворце Музыки (Мегаро Мусикис)

Цветущий зелёный сад при афинском Дворце Музыки (Мегаро Мусикис) предлагает своим посетителям некоторые из самых освежающих музыкальных вечеров в городе.

Сад открыл свои двери для публики семь лет назад и постепенно превратился в одно из самых популярных мест летних встреч. Сад привлекает людей всех возрастов не только тем, что здесь можно расслабиться и отдохнуть от суеты и динамичного городского темпа, но и разнообразными художественными и образовательными мероприятиями, организованными Дворцом Музыки.

Сад при Дворце Музыки (Мегаро Мусикис) Сад при Дворце Музыки (Мегаро Мусикис) Сад при Дворце Музыки (Мегаро Мусикис)

Что касается выбора растений, упор сделан на многолетних видах, таких как дуб, рожковое дерево, акация, померанцевое дерево, магнолия и т.д. Кроме того, растения подобраны таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего года. По периметру сада высажены лавры, которые защищают его внутреннее пространство от загрязнения и шума и придают ему ещё большую эстетическую ценность.

Сад Дворца Музыки открыт для посетителей ежедневно с 10 утра до захода солнца.

Ботанический сад Диомидус

Один из, быть может, менее известных зелёных уголков города - даже многие афиняне не знают о его существовании. Тем не менее, один из крупнейших ботанических садов восточной части Средиземноморья, расположенный всего в 8 км от центра Афин, в районе Хайдари, на северных склонах горы Эгалео недалеко от монастыря Дафни, не случайно привлекает внимание многих зарубежных ученых.

Сад состоит из природных экосистем (цветники, рощи и т.д.) с более 3000 видами растений, в том числе, эндемичными, разбитыми по категориям. Одна из них - уникальный в своём роде «исторический» сектор, включает растения, упоминаемые в античных текстах, в том числе, ферула (Ferula communis), в стебле (нартексе) которого Прометей спрятал огонь, чтобы нести его людям, и болиголов, или Conium maculatum, ядом которого был умерщвлён Сократ.

Ботанический сад Диомидус Ботанический сад Диомидус Ботанический сад Диомидус

Сад открыт для свободного посещения. Центральный вход находится со стороны Иера Одос 403 (авт.ост. «Диомидиос»).

Роща (Алсос) в Неа Смирна

Элегантный зелёный оазис в южном столичном районе Неа Смирна был создан в 20-х годах прошлого столетия. Парк имеет лёгкий доступ, и особенно любим энтузиастами джоггинга и спортсменами, а в летние месяцы здесь проходят культурные, музыкальные, театральные представления. Это одна из самых больших зелёных зон, которые существуют в муниципалитетах Аттики, с площадью 50000 кв.м. В роще имеется детская площадка и фонтаны с питьевой водой.

Экологический парк «Антонис Тритзис»

Расположенный на площади 120 га, этот парк является частью территории, приобретённой королевской семьей в 1848 году под Центр сельского хозяйства и животноводства. С легким доступом как на автомобиле, так и на общественном транспорте, Парк «Антонис Тритзис» располагается между муниципалитетами Илион, Агии Анаргири и Каматеро и представляет собой один из немногих заказников и единственный парк в Аттике с сильным присутствием водного элемента.

Шесть водоёмов парка являются оазисом для 177 видов птиц, в том числе редких видов. Помимо птиц и богатой флоры и фауны, парк располагает конным центром, выставкой рептилий, экологическим книжным магазином, библиотекой, отделением греческих скаутов, двумя церквями и уличными театрами.

Роща (Алсос) в Неа Смирна Экологический парк «Антонис Тритзис» Археологический парк Академии Платона

Гости, кроме пешеходных маршрутов, могут исследовать тропинки на велосипеде, отдохнуть вместе со своими детьми на детской площадке, организовать пикник или посетить любую из образовательных экологических программ, осуществляемых греческим Орнитологическим обществом.

Археологический парк Академии Платона

Завершаем нашу подборку уникальным местом, представляющим собой синтез природы и античной истории – археологическим парком Академии Платона. Той самой Академии, которая была создана великим древним греком Платоном в 387-м году до н.э. И тем самым парком, на территории которого более двадцати веков назад велись философские дискуссии.

Сегодня на территории парка сохранились остатки зданий, датируемых периодом от эпохи бронзы до средневековья. Вокруг древних руин зеленеет роща с деревьями и кустарниками, размещаются спортивные и детские площадки. Около двух лет назад на территории парка открылся уникальный Цифровой музей Платона, в стенах которого разворачивается история жизни и творчества великого древнегреческого философа. И сегодня, как и во времена Платона, парк служит афинянам и гостям столицы зоной отдыха или созидания.

Кстати, вход на территорию археологического парка-памятника свободный.

www.grekomania.ru

Ист. с-п иск./Лекция 3. Древняя Греция

Садово-парковое искусство Древней Греции

По своему географическому положению Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова, многочисленные острова Эгейско­го моря и часть Малой Азии. Местность гористая: характерно наличие це­лого ряда горных кряжей, отделяющих одну область от другой. Следует также указать на изрезанность морского берега. Климат - средиземномор­ский, с жарким, засушливым летом и мягкой зимой, однако климатические условия не везде одинаковы.

Примечательно следующее: воздух в Греции исключительно ясный, прозрачный, что обеспечивает хорошую видимость на большом расстоя­нии. Почвенные условия и водные ресурсы благоприятны для развития са­дово-паркового искусства.

Что касается естественных насаждений, то на горных склонах, где сейчас растут лишь низкорослые деревья, когда-то произрастали дремучие леса. В основном для Греции характерны маслина, дуб, сосна приморская, пиния, платан, кипарис, кедр, вяз, тополь, инжирное и гранатовое деревья, лавр благородный, мирт.

Надо также отметить разнообразие строительного материала - бело­го, голубовато-серого мрамора и темно-фиолетового мраморовидного из­вестняка.

В истории культуры и искусства Древней Греции мы различаем не­сколько периодов.

Первый - древнейшая ("гомеровская")эпоха разложения родового строя и переход к классовому обществу и к античному рабовладельческому государству, с древнейших времен, включая VIII век до н. э.

Второй - Архаическая эпоха, когда окончательно складывается ан­тичное рабовладельческое государство, эпоха, характеризующаяся разви­тием городов VII и VI веков до н. э.

Третий - Классическая эпоха, время расцвета афинской рабовла­дельческой демократии, греко-персидских войн, блестящая эпоха в ис­тории архитектуры, скульптуры и декоративной живописи, когда сложи­лись регулярные планы городов, завершились большие архитектурные ан­самбли и сформировался тип жилого дома V-IV веков до н. э.

Четвертый - эпоха эллинизма, характеризующаяся экспансией на востоке: в Малой Азии и Египте возникают новые города. В этот период заметно сильное влияние Востока, восточной культуры. Создаются мону­ментальные городские ансамбли Ш, II и I веков до н. э.

Народное творчество сказалось во всех областях искусства, в эпосе, живописи, создании орнаментов, в возникновении и развитии греческой мифологии.

Природные особенности обусловили появление и развитие ряда оригинальных архитектурных сооружений: открытых театров на склонах холмов, укрепленных и доминирующих над местностью акрополей. Формирование греческой рабовладельческой республики закончилось еще в архаический период. Это была самая прогрессивная форма государственности того времени. Формирование рабовладельческого государства сопровождалось развитием общественных учреждений для свободного населения. Большое внимание уделялось физическому воспитанию молодежи; появились общественные сады. В классический период наблюдался пышный расцвет садово-паркового искусства.

Архитектура Древней Греции достигла необычайного расцвета. До сих пор, как и скульптура, она является высшим непревзойденным образ­цом (имеется в виду классический период и эллинизм). Исключительная заслуга архитекторов и ваятелей Древней Греции в том, что ими была раз­работана система ордеров - дорического, ионического и коринфского. Эта система легла в основу архитектуры последующих эпох, а именно антич­ного Рима и эпохи Возрождения в Италии. Основной принцип ордерной системы заключается в гармоническом сочетании всех частей здания, про­порциональности колонны (опоры несущей части) и перекрытия (несомой части), а также в пропорциональности частей самой колонны, ее базы, стержня (ствола) и капители, диаметра колонны и ее высоты.

Примечательна основная, характерная, черта древнегреческой архи­тектуры. Она отражает в себе, светлое, радостное сознание. По словам Ф. Энгельса, "это яркий солнечный день". Храм древних греков - это жи­лище человекоподобного божества. В представлении людей античности боги, богини, нимфы, музы были такими же людьми и отличались от про­стых смертных лишь необычайной красотой, одаренностью, силой, отва­гой. Таковы образы Афины - богини мудрости и военного дела; Аполло­на - покровителя искусств, олицетворяющего солнце, и другие персонажи греческой мифологии. Поэтому их прекрасные скульптурные изображения близки и понятны и спустя 2,5 тыс. лет.

Великолепные архитектурные ансамбли гармонично сочетались с окружающей природой. Достаточно назвать Афинский Акрополь, который справедливо считают венцом архитектурного совершенства.

Зачатки садово-паркового искусства Древней Греции относятся к X-VIII векам до н. э. В этот период существовали священные рощи, или нимфеи, и геро-оны. В них обитали боги, нимфы и музы.

Нимфей (нимфеум) - это дубовая или кедровая роща или роща мас­лин с источником в центре. Вначале оформление источника было простое. Постепенно он стал украшаться колоннами, скульптурой, иногда неболь­шим сооружением садового типа.Центром композиции нимфеи в Итакской роще был художественно обработанный водоем, в который с высокой скалы низвергались воды источника. Вокруг водоема по кругу росла влаголюбивая черная ольха. На вершине скалы был помещен алтарь, на котором приносили жертвы нимфам. Позже в Риме и еще более в эпоху Ренессанса композиция нимфеи получила широкое распространение как излюбленный парковый мотив: тенистый грот с водяными устройствами в окружении растительности.

Героон, в отличие от нимфея, первоначально представлял собой ро­щу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил мемори­альный характер. Постепенно герооны стали украшать статуями выдаю­щихся личностей, колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей устраивались гимнастические игры и состязания. Таким образом, героон фактически стал прообразом спортивного парка.Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), проводимые в день, посвященный памяти героев. Крупнейшие состязания, однако, были посвящены не героям, а богам, например, олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос. Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивали ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев. Для насаждений в святилищах выбирали особенно красивые декоративные сорта деревьев, чаще всего местные: платан, черный тополь, кипарис, ольху, мирту и лавр или необычную для Греции пальму (святилище Аполлона на Делосе).

В X-VI вв. до н. э. сложился тип священной рощи в виде парка, украшенного малыми архитектурными формами и спланированного по определенной системе. Садовое искусство древнейшей эпохи еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. В классическую эпоху намечается отделение общественного парка, не связанного с религиозным культом, от священной рощи. Этот процесс можно проследить в связи с историей развития знаменитого афинского парка у героона Академа в Элевзисе. Парк постепенно превратился в образцовую школу для молодежи. При Кимоне в 460 г. до н. э. сад Академии был обводнен, засажен тенистыми деревьями, обрамлявшими прямые аллеи для конных и пеших прогулок. Спустя полвека знаменитый философ Платон (427-347 гг. до н. э.) под сенью деревьев поучал своих учеников. Среди учеников выделялся Аристотель, впоследствии гениальный ученый древности. На склоне лет Аристотель назначил преемника - своего лучшего ученика Тиртама, которого называли Феофрастом (божественным оратором).

Судя по дошедшим до нас данным о гимнасиях в Дельфах и Пергаме, общественные сады Эллады имели прямолинейные дорожки и аллеи. Они были размещены на террасах. Сооружения для занятий спортом (ксистосы), плавательные бассейны, алтари, храмы были окружены рощицами, в которых росли пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья. Среди рощ, на аллеях возвышались статуи, вазы, били фонтаны. Сады общественного значения появились в V и IV веках до н. э. По традиции, унаследованной от героонов, в общественных парках, начиная с конца V в. до н. э., хоронили наиболее почитаемых граждан и учителей гимнасий. Так, Феофраст был похоронен в парке, окружавшем его школу.

В греческом монументальном зодчестве большое распространение получили зрелищные сооружения, обязанные своим появлением культу Диониса: одеоны и театры. Открытые театры достигали огромных размеров и практически вмещали все население полиса. Самый большой театр Греции в Мигалополе вмещал 44 тыс. зрителей. Самыми красивыми были театр в Эпидавре (середина IV в. до н. э.) архитектора Поликлета Младшего и театр Диониса в Афинах (IV в. до н. э.), расположенный на южных склонах Акрополя. Греческие театры отличались исключительной акустикой и оптикой, идеальной связью со свободно обозреваемым окружающим ландшафтом. Кроме театров, строили много стадионов с трибунами для зрителей, вырубленными в скале или возведенными на искусственной подсыпке. Одним из таких сооружений был стадион в Милете (первая половина II в. до н. э.).

Глав­ная площадь Афин - Агора - меняла свой облик. Первоначально она не от­личалась строгой симметрией в планировке. На ее территории в разных местах возвышались маленькие алтари или храмы, а также росли деревья. Наряду с платанами сажали тополя и маслины. В тени деревьев около ал­тарей было место встреч, часто деловых. Но в классический период Агора решена в регулярной композиции, и деревья возвышаются не только в раз­ных местах, но и в виде рядовой посадки по контуру площадки.

Особенный интерес представляют последние данные археологиче­ских раскопок Агоры (начало раскопок относится к 1936 году). Как видно на плане реконструкции, на северо-западе на некотором возвышении нахо­дится храм Гефеста - бога огня и кузнечного искусства. Храм (ныне со­хранившийся) построен в IV веке до н. з., то есть относится к классиче­скому периоду. Здание окружено регулярными посадками, относящимися, по мнению ученых, к III веку до н. э. Прекрасное сооружение в стиле клас­сического периптера доминировало над площадью и было обращено глав­ным фасадом на восток, в сторону прецессионной Панафинейской дороги, откуда оно воспринималось в традиционном ракурсе. С юга, запада и севе­ра храм был окружен регулярной посадкой деревьев в два ряда. Предпола­гают, что сажали невысокие деревья (судя по размерам посадочных ям, об­наруженных в скалистом грунте). В первом ряду, очевидно, небольшие де­ревья, возможно, гранатовые или айва, во втором - лавр или самшит. Раз­меры посадочных ям разные. Композиция тесно связана с архитектурой здания и с ансамблем Агоры в целом. Следует заметить, что храм рассчи­тан не только на близкую, но и на дальнюю точку восприятия. Поэтому около храма Гефеста нельзя было размещать и высаживать деревья боль­шой высоты.

Примечательны рядовые посадки платана вдоль главных улиц Агоры. Об этих тенистых аллеях упомянуто у Плутарха. Важным свидетельством это­го являются обнаруженные трубы для полива. Предположительно, что около алтаря, посвященного двенадцати богам, были сделаны посадки пла­тана, а также черного и белого тополя. Группа деревьев окружала фонтан в юго-восточном углу Агоры и около Одеона Агриппы на западе, близ Па­нафинейской дороги.

К эллинистическому периоду относятся аллеи из, деревьев вдоль портиков - крытых галерей - и дорожек или площадок для бега и спортив­ных игр.

По литературным данным можно судить о так называемых философ­ских садах - настоящих парках, обсаженных платанами, тополями, мас­линами и другими видами деревьев. Вдоль берегов реки Илисос в Афинах велись ученые беседы, но о планировке таких территорий пока ничего не­известно. Некоторые исследователи склонны думать, что философские са­ды представляли собой зачатки ландшафтного стиля в садово-парковом искусстве.

Наконец, имеются сведения о частновладельческих садах, описан­ных еще Гомером в «Одиссее». Описывая возвращение одиссея на Итаку он дает описание сада Лаэрта – отца Одиссея.

«Сад там и дом он имел; отовсюду широким навесом дом окружен был; и днем под навесом рабы собирались вместе работать и вместе обедать; а ночью там вместе cпали. Возвратясь на Итаку Одииссей отправился к плодоносному саду, там встретить надеясь Лаэрта. Старца Лаэрта в саду одного Одиссей многоумный встретил; он там подчищал деревцо; был одет неопрятно; притаился под грушей, дал волю слезам и, в молчанье Стоя там, плакал.

Дело обдумав, уверился он напоследок, что лучше Опыту старца притворно-обидною речью подвергнуть. Так рассудив, подошел Одиссей богоравный к Лаэрту, Голову от наклонял, деревцо подчищая мотыгой. Близко к нему подступивши, сказал Одиссей лучезарный: «Старец, ты, вижу, искусен и опытен в деле садовом; Сад твой в великом порядке; о каждом равно ты печешься Дереве; смоквы, оливы, и груши, и сочные грозды, Лоз виноградных, и гряды цветочные — все здесь в приборе.»

Известно, что в середине IV века до н. э. у Демона в Афинах был дом с садом, в котором выращивались, наряду с овощными культурами, фиал­ки, лилии, розы, гранатовое и инжирное деревья, возможно, и платан. Кроме того, в III-I веках до н. э. при усовершенствовании жилого дома внутренние дворики украшались цветами, фонтаном или скульптурой.

В Греции была создана своеобразная мифология, тесно связанная с прекрасной и тогда еще почти не измененной человеком природой. В легендах и поэтических сказаниях часто упоминаются цветы, что свидетельствует о большой любви к ним. Еще в конце V в. до н. э. появились руководства по разведению цветов и садовому делу. Греки выращивали розу, махровый левкой, хризантему, что в переводе означает "золотой цветок". Жители Эллады любили гвоздику. Феофраст называл ее "божественным цветком". По преданиям, гвоздика выросла из глаз пастушка, вырванных богиней охоты Артемидой за то, что он игрой на свирели разогнал всю дичь. Любопытных, осмеливавшихся подсматривать за богиней любви Афродитой во время купания, Зевс обращал в "анютины глазки". Белая лилия возникла из капли молока матери богов - Геры и т. д. Расцвет садово-паркового искусства приходится на эпоху эллинизма. В центре Александрии, четвертую часть которой занимали зеленые насаждения, находился парк, называемый Папейон. Парк украшал искусственный холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. С этого холма открывался чудесный вид на весь город. Еще больше славилась своими садами столица Сирии - Антиохия на Оронте. Около Антиохии находился известный всему греческому миру парк Дафны, возникший возле святилища Аполлона и Артемиды. Заложили его Селевкиды, посадившие 300 кипарисов. В дальнейшем он разросся и достиг 15 км по окружности. Местность, занятая парком, изобиловала родниками. На его территории было много сооружений: купален, портиков, фонтанов, домов для развлечений, гостиниц и т. п.

Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки - перголы, обвитые плющом и другими вьющимися растениями. Возрос спрос на скульптуру, специально приспособленную к фону зелени или гротам. Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Эллинистический сад, утративший свое общественно-воспитательное значение, превратился главным образом в место для развлечений и отдыха.

Архитектура античной Греции оказывает воздействие на развитие мировой архитектуры уже более двух тысяч лет. Такой жизненной силой она обязана соединению в выдающихся архитектурных произведениях основных необходимых качеств: утилитарности, прочности, красоты и выразительности художественного образа. Античная Греция дала миру много новых типов общественных сооружений: театров, одеонов, ипподромов, стадионов, палестр, гимнасий, лесх, портиков и стой. Приемы композиции, разработанные древними греками, не потеряли своего значения и для современной архитектуры. Древней Греции последующие поколения обязаны рождением и развитием нового типа сада - общественного. Он был или городским, или специальным при гимнасий. Композиция садов Древней Греции - регулярная с мастерским учетом и подбором красивого ландшафтного оформления. Классическим примером гармонии величественного комплекса и рельефа является афинский Акрополь. В Древней Греции зарождались науки о растениях, природе. Много книг, написанных знаменитыми греческими зодчими, были посвящены теории и практике архитектуры. Характерные особенности садово-паркового строительства в Древней Греции такие: использование горной местности для устройства террас, создание искусственных бассейнов, фонтанов, применение архитектурных форм и скульптуры, цветов в парках. Гармонический переход от интерьера к экстерьеру зодчие создавали с помощью портиков и колоннад под влиянием Греции в Древнем Риме развился тип сада при жилом доме рабовладельца - перистиль. Это окруженный колоннадой внутренний дворик, оформленный в виде партера с небольшими деревьями, кустами и цветами. Самшит, тис, кипарисы часто стригли, чтобы они гармонировали с окружающей двор архитектурой. В центре такого дворика обычно находился декоративный водоем с фонтанами (имплувий), украшенный скульптурой. Например, великолепно устроенные перистильные сады были в домах Пансы (II в. до н. э.). Вскоре перистильная композиция была перенесена на городские площади и стала основным элементом общественных зданий (здание форума в Помпее II в. до н. э.).

Непревзойденные по красоте и гармонии архитектура и скульптура Древней Греции вдохновили в нашей стране строителей известного парка Павловска под Санкт-Петербургом: Храм дружбы на берегу Славянки, павильон Трех граций, колоннада Апполона, мавзолей «Супругу-благодетелю» - блестящие произведения парковой ар­хитектуры, отблеск Древней Эллады.

studfiles.net

САДЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ САДЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Гимнасии

САДЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ САДЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

САДЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Гимнасии Сады философов САДЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Гимнасии Сады философов

МОНАСТЫРСКИЕ САДЫ Считается, что в России первые сады появились именно в монастырях. Возникнув в МОНАСТЫРСКИЕ САДЫ Считается, что в России первые сады появились именно в монастырях. Возникнув в средневековье вместе с монастырями, монастырские сады существовали и все последующие века, пройдя значительный путь развития - от небольших внутренних двориков с крестообразным расположением аллей до значительного размера ландшафтных композиций. Для садов русских монастырей (по отношению к западноевропейским) характерна большая связь с природным окружением; больший размер сада по отношению к размерам зданий, большая свобода и живописность в размещении строений и отсюда - в планировке садов, монастырский сад не ограничивался стенами монастыря.

Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в. Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в.

Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в. Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в.

Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в. Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в.

Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в. Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в.

Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в. Сад имеет форму прямоугольника площадью около 2 Кедровая роща Ярославского Толгского монастыря, XVI в. Сад имеет форму прямоугольника площадью около 2 га, примыкает к юго-восточной стене монастыря и обнесен кирпичной оградой. Главная особенность - подковообразный и симметричный по отношению к продольной оси пруд-канал, обсаженный сибирскими кедрами. Канал огибает круглую площадку, окруженную 12 кедрами – «апостолами» . Рядом на главной оси – группа из трех лип, символизирующих Святую Троицу и далее небольшой цветочный партер. Вся композиция рассчитана на восприятие не только во время прогулки по главной аллее, но и на неспешное созерцание ее из видовой беседки на стене монастыря. Функция внешних садов заключается в оформлении подходов и подъездов к монастырю, психологической подготовке прихожан, направляющихся на богослужение, создании спокойного фона. Это имело особое значение в густонаселенных местностях с их шумом и повседневной суетой.

Пустынно-Рыхловский монастырь (Левобережная Украина), XVI в. Рядом с монастырем была густая, очевидно, сосновая роща Пустынно-Рыхловский монастырь (Левобережная Украина), XVI в. Рядом с монастырем была густая, очевидно, сосновая роща и живописно спланированный сад с лужайками, где отдыхали богомольцы. Сад пересекался дорогой, тропинками и парадной трехрядной аллеей.

Лаврентьевский монастырь под Калугой, XVI в. Лаврентьевский монастырь под Калугой, XVI в.

Лаврентьевский монастырь под Калугой Лаврентьевский монастырь под Калугой

Лаврентьевский монастырь под Калугой к концу XIX в. имел три сада. Малый сад у Лаврентьевский монастырь под Калугой к концу XIX в. имел три сада. Малый сад у входа в собор (15 х50 м) состоял, главным образом, из плодовых деревьев. Он распланирован симметрично по отношению к главной широтной планировочной оси, проходящей по вершине холма и связывающей все основные элементы монастырского комплекса. Далее на оси уже снаружи находился строго регулярный сад с так называемой «конвертной» планировкой (около 3 га), продольными, поперечными и диагональными аллеями и круглыми площадками, украшенными кедрами-солитерами. К югу от монастырских стен раскинулся Нижний плодовый сад с дорогами, проложенными по склонам возвышенности. Одна из дорог подводила к озеру. Другая – к площадке с беседкой Миловидой, поставленной у бровки рельефа, откуда открывается многосторонняя панорама на долину реки.

Монастырь Нилова Пустынь, XVI в. Монастырь Нилова Пустынь, XVI в.

Монастырь Нилова Пустынь Монастырь Нилова Пустынь

Монастырь Нилова Пустынь расположен на острове Столбный озера Селигер. Вся южная часть острова отводилась Монастырь Нилова Пустынь расположен на острове Столбный озера Селигер. Вся южная часть острова отводилась под сады и огороды, за которыми находилось кладбище. Позднее были разбиты липовые аллеи. Сегодня частично сохранились сад и роща.

Сады Ватикана, XIII в. Сады Ватикана, XIII в.

Сады Ватикана. Сады Ватикана.

Сады Ватикана. Сады Ватикана.

Сады Ватикана Сады Ватикана

Сады Ватикана Сады Ватикана

Сады Ватикана Сады и парки занимают половину территории Ватикана (23 га). Были заложены в Сады Ватикана Сады и парки занимают половину территории Ватикана (23 га). Были заложены в конце XIII-начале XIV вв. по инициативе папы. Проект в ренессансном стиле разрабатывали художники. Сады разбиты на пологом склоне холма высотой от 19 до 75 м. C севера, юга и запада ограничены Ватиканской стеной. Растения в сады Ватикана завозились со всего мира. Архитекторы эпохи Возрождения тщательно разрабатывали проект садов. В оазис садов гармонично вписались, статуи, храмы и фонтаны. Каждый новый Папа вносил в ландшафтный дизайн садов свое видение. Сегодня сады разделены на три тематические части: английский, итальянский и французский сады, а также огород, поставляющий свежие продукты для папской кухни. На территории расположен Эфиопский колледж, где готовят миссионеров для Африканского континента. Французская часть характеризуется наличием большого количества металлических декоративных элементов – арок, увитых плющем и розами. Итальянский сад удивляет особой пышностью южных растений. В саду английском больше всего элементов из камней, статуй, колонн, иногда частично разрушенных.

САДЫ ВИЛЛ Вилла Медичи во Фьезоле (Флоренция), XV в. САДЫ ВИЛЛ Вилла Медичи во Фьезоле (Флоренция), XV в.

Вилла Медичи во Фьезоле (Флоренция) Вилла Медичи во Фьезоле близ Флоренции была местом встреч Вилла Медичи во Фьезоле (Флоренция) Вилла Медичи во Фьезоле близ Флоренции была местом встреч и бесед гуманистов Возрождения. Парки вилл, в которых отразились идеи синтеза разных областей знаний, создавали благоприятную атмосферу свободного научного поиска, способствовали дружескому обсуждению вопросов. Виллы являлись центрами общественной жизни за городом. Планировкой, составом растений, наполнением парковых интерьеров итальянские виллы сильно контрастировали с садами при университетах и монастырях, что делало их привлекательными для гостей. Сад создан на трех узких террасах, связанных между собою боковыми лестницами. Лестницы не играли заметной роли в композиции, а были лишь функциональными связями. На верхней террасе располагалось здание виллы и лоджия Микелоццо. Геометрическая простота формы и декора дома диктовали простоту и ясность регулярных форм партерного сада, который был своеобразным горизонтальным отражением пластики фасада. На средней террасе вдоль её границы был устроен парапет, на котором размещались вазы с геранью, и пергола. По границе нижней террасы устроен оградительный низкий парапет, а на самой же террасе заложен регулярный партерный сад. В пространственной организации террас сада участвовали низкие стриженные кустарники и цветочные клумбы; были здесь и вертикальные солитеры, но отсутствовали вертикальные членения пространства. Комфортные, продольно-осевые композиции не разрезались поперек узкими перспективами, направленными вниз по холму. Благодаря этому взгляд не обрывался вниз, а легко скользил вдоль горизонтальных линий зеленого насаждения и потому внимание приковывалось к перспективе – пейзажам прилегающих территорий. Со склонов и террас этого уникального сада открывалась одна из лучших панорам Флоренции с куполом собора Санта Мария дель Фьоре в центре. Таким образом, человек в этом саду воспарялся за границы сада и испытывал ощущение стабильности, покоя и гармоничного единства мира и человека, составляющего основу мировоззренческих устремлений эпохи Возрождения. Особенно велика роль водного оформления сада. Вода, являясь композиционным центром сада, падая с её блеском и музыкой, вызывала восхищение. Особый интерес представляли фонтаны-шутихи, призванные забавлять гуляющих людей в саду внезапным обливанием их водой. Этот прием использовался здесь впервые. Вилла Медичи во Фьезоле привлекала к себе деятелей культуры и искусства. Там было место встреч и бесед известных гуманистов эпохи Возрождения.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ САДЫ Университетские сады появились в эпоху позднего средневековья с открытием первых университетов в УНИВЕРСИТЕТСКИЕ САДЫ Университетские сады появились в эпоху позднего средневековья с открытием первых университетов в европейских городах (Париж, Оксфорд и др. ). Территории садов были небольшими и имели регулярную планировку, что было обусловлено их расположением во внутренних двориках университетских зданий. Растительный покров сначала, вероятно, не отличался большим разнообразием, сады не имели большой эстетической роли. Позднее, разница между взглядами академических ученых и университетских отразились на организации садов. Университетские сады в большей степени походили на научные лаборатории и по размерам территории и разнообразию малых архитектурных форм не могли соревноваться с величественными садами и парками вилл, бывших местом средоточия академических знаний. Ботанические сады в крупных университетских центрах состояли преимущественно из лекарственных растений, являлись экспериментальными лабораториями под открытым небом.

Ботанический сад Падуанского университета (Италия), XVI в. Ботанический сад Падуанского университета (Италия), XVI в.

Ботанический сад Падуанского университета Ботанический сад Падуанского университета

Ботанический сад Падуанского университета Первый Ботанический сад, созданный для научно-исследовательских целей, появился в городке Ботанический сад Падуанского университета Первый Ботанический сад, созданный для научно-исследовательских целей, появился в городке Падуя к западу от Венеции в 1545 году. В 1997 году Ботанический сад Падуи был причислен к памятникам всемирного наследия ЮНЕСКО как старейший образец всех ботанических садов. Первоначальной целью учрежденного Венецианским сенатом Ботанического сада было выращивание и культивирование лекарственных трав, собранных с разных уголков света . Поэтому его часто называли «Садом Аптекарей» . Позже, ботанический сад расширил свое исследовательское направление, занимаясь также изучением различных видов флоры. Планировка сада была основана на системе кругов и квадратов, разделявших территорию на 16 частей, каждая из которых была засажена определенным видом растений. Такое решение садово-паркового пространства было удобным не только для выращивания растений, но и являлось отражением представлений об идеальных пропорциях.

Ботанический сад Варшавского университета, XIX в. Ботанический сад Варшавского университета, XIX в.

Ботанический сад Варшавского университета, XIX в. Ботанический сад Варшавского университета, XIX в.

Ботанический сад Варшавского университета – один из старейших, но в то же время самых Ботанический сад Варшавского университета – один из старейших, но в то же время самых маленьких польских садов. На сравнительно небольшой территории, площадью около 5 га, собрано около 5000 разновидностей и сортов деревьев, кустарников и травянистых растений. Растительные коллекции разделены на 12 участков (секторов): Декоративные растения, Лекарственные растения и др. Сад имел трехчастную структуру. Первая - научная часть - была посвящена систематике растений, потому что считалось, что это поможет в обучении студентам университета; вторая часть – помологическая - была разработана с целью подготовки будущих плодов, а последняя, третья часть, предназначалась для общественного пользования.

Ботанический сад Ботанического института (СПб), XVIII в. Ботанический сад Ботанического института (СПб), XVIII в.

Ботанический сад Ботанического института (СПб), XVIII в. Восточная, самая старая его часть, имеет регулярную Ботанический сад Ботанического института (СПб), XVIII в. Восточная, самая старая его часть, имеет регулярную планировку, а западная (конец XIX в. ) организована в свободном пейзажном стиле.

Ботанический сад Ботанического института (СПб), XVIII в. Ботанический сад Ботанического института (СПб), XVIII в.

САДЫ КОЛЛЕДЖЕЙ В России, со старыми университетами Англии можно сравнить только древние монастыри. Подобно САДЫ КОЛЛЕДЖЕЙ В России, со старыми университетами Англии можно сравнить только древние монастыри. Подобно тому, как в монастырских кельях подвижники веками возносили молитвы Богу, в колледжах Кембриджского университета люди столетиями искали знаний. Тут все - начиная со зданий и заканчивая растениями в саду - подчинено одной цели: воспитанию образованного человека. Планировка колледжей тоже схожа с монастырской. Они, как правило, состоят из одного или нескольких прямоугольных дворов, в центре которых размещается газон или сад, а в стенах устроены церковь, учебные аудитории, трапезная и жилые комнаты (почти кельи) для членов колледжа. Архитектурные ансамбли колледжей сгруппированы вокруг прямоугольных дворов, которые сохранились со средних веков.

Колледжи Кембриджского университета, Англия Колледжи Кембриджского университета, Англия

Колледж Capel Manor House (Англия), XXI в. В колледже преподают садоводство, садовый дизайн, животноводство, Колледж Capel Manor House (Англия), XXI в. В колледже преподают садоводство, садовый дизайн, животноводство, флористику. Учебное заведение имеет статус Национального садоводческого центра. Территория площадью 12 га используется как полигон для занятий студентов. Вся площадь очень насыщена различными идеями для сада. Тут есть лес и поляны, водоемы и огороды, коллекции растений и даже небольшой зоопарк. Интерес представляет лабиринт из падуба, который в разное время менял свои очертания. В центре расположена высокая беседка. Самое замечательное в Capel Manor – это образцы садового дизайна в разных стилях. Тут есть работы студентов и известных ландшафтных дизайнеров. В каждом садике есть небольшая оранжерея или домик, где можно посидеть, полистать журналы и рекламные брошюры. Среди них есть композиции в регулярном стиле, в стиле кантри, современный сад, гипоаллергенный сад, сенсорный сад и другие.

Колледж Capel Manor House Колледж Capel Manor House

Колледж Capel Manor House Колледж Capel Manor House

Trinity College (Канада), XXI в. Четырехугольный двор Тринити-Колледжа, представляет собой многоцелевое пространство, используемое для Trinity College (Канада), XXI в. Четырехугольный двор Тринити-Колледжа, представляет собой многоцелевое пространство, используемое для проведения различных формальных и неформальных мероприятий и собраний, то есть выступает в качестве открытой гостиной учебного заведения. Дизайнерами были обыграны на современный лад средневековые и готические традиции обустройства внутренних дворов. Большое внимание уделялось также англиканскому наследию колледжа. В результате получился дизайн в духе формального стиля, предполагающего строгую симметрию в планировке участка. Симметричный порядок размещения одинаковых дизайнерских элементов придал двору торжественный вид и сделал его более удобным для проведения широкого спектра социальных мероприятий.

Park der Garten (Германия), XXI в. Парк частных садов Park der Garten расположен в Park der Garten (Германия), XXI в. Парк частных садов Park der Garten расположен в немецкой коммуне Бад-Цвишенан на севере Германии. С одной стороны, Парк Садов, также известный как Садовый центр земли Нижняя Саксония, является площадкой для демонстрации достижений в области садоводства, но, с другой стороны, это - утвержденное Министерством культуры внешкольное место учебы, где группы детского сада и школьники всех возрастов могут выбрать около 30 различных образовательных программ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

present5.com


Смотрите также