Древние славяне карта. "Кощуны, правду глаголящие" Гадальные карты древних славян. (Жива Божеславна)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Расселение восточных славян. Древние славяне карта


Восточные славяне в древности территория расселения и происхождение

Исторические источники VI века утверждают, что какой-либо раздробленности между славянами в это время не было, так как у племенные союзы восточных славян имели схожий и язык, и обычаи, и законы. У них также был схож образ жизни, нравы и любовь к свободе. Славяне вообще отличились очень большой волей и любовью к свободе, и в качестве раба у них выступал лишь военнопленный, причем это было не пожизненное рабство, а лишь на определенный период времени. Позже пленного могли выкупить, либо его отпускали и предлагали стать частью общины. Издавна древние славяне жили в народоправстве (демократии). По своему темпераменту отличались сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью, были гостеприимны к чужестранцам, отличались от остальных языческим многобожием и особыми продуманными обрядами.

Племена восточных славян

Самые ранние племена восточных славян, о которых писали летописцы, были поляне и древляне. В основном они расселялись в лесах и полях. Древляне часто жили за счет налетов на своих соседей, от чего часто страдали поляне. Именно эти два племени основали Киев. Древляне находились на территории современной Украины на Полесье (Житомирская область и западная часть Киевской области). Поляне населяли земли около среднего течения Днепра и по его правую сторону.

Далее после полян и древлян следуют племена дреговичей. Дреговичи населяли современную территорию районов Гомельской, Минской и Брестской областей Беларуси.

После дреговичей шли кривичи и полочане. Они населяли современную территорию Псковской, Могилёвской, Тверской, Витебской и Смоленской областей РФ, а также восточную часть Латвии.

После них были новгородские славяне. Так прозывали себя только коренные жители Новгорода и тех, кто жил на соседних землях. Также, летописцы писали, что новгородские славяне – это славяне ильменские, которые были выходцами из племен кривичей.

Северяне также были выселенцами кривичей, и населяли современную территорию Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей.

племена восточных славян

Радимичи и вятичи были выселенцами ляхов, и назывались так от имен родоначальников. Населяли радимичи междуречье верхней части Днепра, а также Десны. Ещё их поселения были расположены по всему течению Сожи и всех его притоков. Вятичи населяли верхнюю и среднюю Оку и Москву-реку.

Дулебы и бужани – это названия одного и того же племени. Они располагались на Западном Буге, и так как в летописях о них писали, что данное племя располагалось в одно и то же время в одном месте, то их после прозывали волынянами. Дулеб можно также рассматривать как отрасль хорватского племени, который поселился до сегодняшнего дня на берегах Волыни и Буга.

Последними племенами, которые населяли Юг, были уличи и тиверцы. Уличи располагались вдоль нижнего течения Южного Буга, Днепра и побережья Черного моря. Тиверцы же находились в междуречье Прута и Днепра, а также Дуная и Буджакского побережья Черного моря (современная территория Молдавии и Украины). Эти же племена оказывали на протяжении сотен лет сопротивление русским князьям, и Иорнаду и Прокопию они были так же известны, как анты.

Соседи восточных славян

На рубеже II-I тыс. до н.э. соседями древних славян были киммерийцы, которые населяли Северное Причерноморье. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. их вытеснили из земель воинственное племя скифов, которые годы спустя основали на этом месте собственное государство, которое будет всем известно, как Скифское царство. Им подчинялись многие скифские племена, которые расселились в низовьях Дона и Днепра, а также в причорноморских степях от Дуная, до Крыма и Дона.

В III веке до н.э. с востока из-за Дона на Северное Причерноморье стали переселяться племена сарматов. Большая часть скифских племен ассимилировалась с сарматами, а оставшаяся часть сохранила свое прежнее название и переселилось в Крым, где продолжало существовать Скифское царство.

В эпоху Великого переселения народов, на Причерноморье переселились восточногерманские племена – готы. Они существенно повлияли на экономику и культуру Северного Причерноморья, нынешней территории Украины и России. После готов пришли гунны, которые разрушали и грабили все на своем пути. Именно из-за их частых нападений прадеды восточных славян были вынуждены переселиться ближе к северу в лесостепной полосе.

Последние, кто оказал не малое влияние на переселение и образование славянских племен были тюрки. В середине VI века с востока пришли прототюрские племена, которые образовали на огромной территории, простирающейся от Монголии до Волги, Тюрский каганат.

Таким образом, с приходом все новых и новых соседей, происходило расселение восточных славян ближе к нынешней территории Украины, Беларуси и России, где в основном преобладала лесостепная зона и болота, возле которых строились общины и которые защищали роды от набегов воинственных племен.

В VI-IX веках территория расселения восточных славян простиралась с востока на запад начиная с верховьев Дона и Средней Оки и до Карпат, а с юга на север от Среднего Поднепровья и до Невы.

Восточные славяне в догосударственный период

восточные славяне в догосударственный период

Восточные славяне в догосударственный период в основном образовывали небольшие общины и роды. Во главе рода стоял «родоначальник» - старейшина общины, который принимал окончательное решение за свое племя. Племена часто переезжали с места на место, так как основное занятие древних славян было земледелие, и им требовалась новая земля для вспахивания. Вспахивали землю либо на поле, либо рубали лес, сжигали поваленные деревья и после засеивали все семенами. Обрабатывалась земля зимой, чтобы к весне она уже была отдохнувшей и полной сил (зола и навоз хорошо удобряли земельный участок под посев, помогая ей достичь большей урожайности).

Ещё одной причиной постоянных переездов славянских племен были нападения соседей. Восточные славяне в догосударственный период часто страдали от набегов скифов и гуннов, из-за чего, как мы писали выше, им пришлось заселить земли ближе к северу на лесной местности.

Основная религия восточных славян – языческая. Все их боги были прообразами природных явлений (самый главный бог Перун – бог Солнца). Интересный тот факт, что языческая религия древних славян берет начало ещё у религии древних индонезийцев. В течении всего переселения, она часто подвергалась изменениям, так как многие обряды и образы были заимствованы у соседних племен. Не все образы в древней славянской религии считались богами, так как Бог в их понятии – это дающий удел, богатство. Как и в античной культуре, боги делились на небесных, подземных и земных.

Образование государства у восточных славян

Образование государства у восточных славян произошло на рубеже IX-X веков, так как роды становились более открыты а племена более дружественны. После их объединения в единую территорию требовался грамотный и сильный лидер – князь. Пока во всей Северной, Восточной и Центральной Европе племена объединялись в Чешское, Великоморавское и Древнепольское государства, восточные славяне пригласили править своим народом заморского князя, по имени Рюрик, после чего и образовалась Русь. Центром Руси был Новгород, но когда Рюрик умер, а его законный наследник, Игорь, был ещё мал, князь Олег взял власть в свои руки и, убив Аскольда и Дира, присоединил Киев. Так образовалась Киевская Русь.

образование государства у восточных славян

Подведя итог можно сказать, что наши предки пережили очень много бед, но выдержав стойко все испытания, основали одно из сильнейших государств, которое живет и процветает по сегодняшний день. Восточные славяне – одна из сильнейших этнических групп, которая со временем объединилась и основала Киевскую Русь. Их князья с каждым годом завоевывали все больше территорий, объединяя их в одно единое великое государство, которое боялись царства, существующие намного дольше с более развитой экономикой и политикой.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Славяне

Славяне

Славянское поселение  СЛАВЯНЕ - обширная группа племен и народов, принадлежащих к индоевропейской языковой семье. Славяне — самая большая семья родственных народов в современной Европе. Их численность — почти 300 миллионов человек. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на огромных просторах — от Балканского полуострова до Балтийского моря, от Эльбы до Тихого океана.

Данный раздел сайта состоит из следующих подразделов:

  Дославянский период - раздел рассказывает о племенах, населявших территорию Восточной Европы в так называемый дославянский период.

 перейти в раздел

  Древнейшая история славян - сравнительно с древнейшими европейскими народами, каковы, например, греки или римляне, славяне впервые выступают в истории довольно поздно, но не позже, чем другие современные европейские народы - германцы, французы, англичане. Первые упоминания о славянах восходят к концу I и ко II вв. н.э. В этих известиях славяне выступают под именем народа венеды или венеты.

 перейти в раздел

  Славянские племена в древности - занимая уже в древности, начиная с первых веков н.э., обширные пространства на территории Центральной и Восточной Европы, начиная от Дона и верховьев Оки и Волги - на востоке и до Эльбы (Лабы) и бассейна её притока Салы - на западе, от Балканского полуострова, северного Причерноморья и Приазовья - на юге и до Балтийского побережья и Ладожского озера - на севере, славяне, составляя в целом по языку, обычаям и всему укладу своей жизни один народ, делились на множество разрозненных племён, которые иногда вступали в соседские союзные объединения, и из этих объединений с течением времени в отдельных случаях складывались союзы племен.

 перейти в раздел

  Славяне - русь - Существует несколько гипотез об этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие. Загадка происхождения народа "рус" не решена до сих пор.

 перейти в раздел

 Общественный строй у славян - Славянские земли в Х и ХI вв. состояли из мелких округов. Во всём мире предшествовали союзы родовые, основанные на кровном родстве, то и вышеозначенные территориальные союзы, вероятно, возникали из аналогичных групп, основанных на кровном родстве. Основой всякой государственной организации стал род, представлявший собою объединение лиц, опиравшееся на кровное родство, которое и селило эти объединения вместе в одном или в нескольких сёлах.

 перейти в раздел

 Древнеславянский город - Как правило, каждое племя у славян имело один город, и только если оно было многолюдным и мощным, оно могло иметь и большее количество городов. Такими городами, например, у восточных славян в Х в., по Константину Багрянородному, были: у полян - Самбатас (Киев), у северян - Чернигога (Чернигов), у кривичей - Милиниска (Смоленск), у славен - Немогарда (Новгород) и др.

 перейти в раздел

  Промышленность и торговля - Города у славян были центром ремесленного производства и торговли, откуда славянские купцы предпринимали свои поездки к болгарам и хазарам на Волгу, по Джурджанскому (Каспийскому) морю вплоть до Тегерана и Багдада и по «пути из варяг в греки».

 перейти в раздел

  Военное дело - военное дело у славян стояло на совершенно ином уровне, чем это было у их соседей. Славяне не отставали от своих соседей как в отношении личной храбрости, так и в отношении технических знании. То, о чем бутет рассказано ниже, относится к концу языческого периода.

 перейти в раздел

  Физический тип - По имеющимся в нашем распоряжении отзывам современников, древние славяне отличались высоким ростом, крепким телосложением, тёмно-русым (рыжеватым) цветом волос, большой выносливостью и были народом предприимчивым, отважным и воинственным.

 перейти в раздел

  Быт и нравы - Древние славяне жили обыкновенно в местах, естественно-защищённых от нападений врагов самою природою, т.е. в лесах, на горах, у болот и у рек.

 перейти в раздел

 Религия - В основе религиозных представлений первобытных славян, органически связанных с их хозяйством (земледелие и скотоводство), лежало представление о борьбе двух начал или двух сил - светлой и тёмной, доброжелательной и враждебной человеку, благотворящей и приносящей зло: плодородия с бесплодием, лета с зимою, света с тьмою.

 перейти в раздел

  Славяне на карте - Представлены карты: расселения индоевропейцев, славянские племена на карте Европы, первые славянские государства и др.

 перейти в раздел

 Дополнительно - статьи, книги о славянах; документальные и художественные фильмы о древних славянах; мультфильмы; диафильмы и многое другое.

 перейти в раздел

www.othist.ru

Расселение восточных славян | lemur59.ru

              Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности

Древнейшая история славян окончательно ещё не выяснена историками, их происхождение и прародина не установлены. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. Учёные не имеют и жалких крох информации о тех временах — временах седой древности. В точности даже не известно, когда славяне узнали письменность. Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Все сведения о древних славянах дописьменной эпохи извлечены историками из скупых строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. На некоторые события пролили свет археологические находки, но как трудно бывает правильно истолковать каждую из них! Нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие — нет.

 

 

    

                                              славянин                                                                                          славянка

На каждую каплю твёрдого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Таким образом, ранняя история славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды.

                                 Прародина славян и их расселение

 

    

Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Некоторые историки связывают происхождение славян со скифами, жившими в Северном Причерноморье и по Днепру во времена древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.).

 

 Монах Нестор, автор древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», называет местом первоначального расселения славян район Дуная.

          

Учёные полагают, что в I тыс. н. э. славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до областей Центральной Европы. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было.

Византийские историки VI в. называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью.

 

                                                                                        анты

Изначально они не были славянским народом, но, долгое время живя бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самым могущественным из славянских племён.

Соседство славян в V—VII вв. было настоящим бедствием для Византии. Долгие века могущество Римской империи останавливало у её границ нашествия варварских народов. Но шло время, и империя угасала. Она распалась на две половины — западную и восточную, в каждой из которых правили собственные императоры. Западная империя пала под натиском диких германцев. Восточная империя, получившая впоследствии название Византия, устояла против многих врагов, когда вооружённой силой, а когда тонкой дипломатией отводя угрозу вторжения на свою территорию. Но вот на её границах появились славяне. Их постоянные набеги держали византийцев в страхе.

 

Ужас, внушаемый славянами неприятелю, сравним с тем трепетом, который в иные времена заставляли испытывать своих врагов гунны, викинги или монголо-татары. Неистовство в бою и способность переносить самые суровые условия походов делали славян серьёзным противником. Почувствовав, что оборона границ империи слаба, славяне в конце концов широким потоком полились на её земли, занимая области от Дуная до Крита и от побережья Адриатического моря до Малой Азии. Одновременно потоки славянских переселенцев устремились во всех направлениях, в том числе и на Русскую равнину.

 

                                                                 бой славян с печенегами

 

Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трёх ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т. д.) образовались впоследствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с её населением. Лишь болгары не переставали воевать с византийцами, но и они испытывали сильнейшее влияние византийской культуры. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Чёрным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.

 

 

                      

                                                  С. В. Иванов. «Жильё восточных славян».

На протяжении полутысячелетия восточные славяне осваивали эти бескрайние просторы. Территория Восточной Европы в VII—VIII вв. была покрыта густыми лесами. На границе леса и степи со славянами соперничали, борясь за территорию, кочевые народы. Но и те земли, которые относились к лесной полосе, нельзя назвать свободными. Их задолго до прихода славян населяли балтские и угро-финские племена (весь, чудь, меря, мурома, мещёра, мордва и т. д.). Казалось бы, какую область России иначе и не назовёшь, как исконно русской? Это Русский Север. Ростов, Вологда, Архангельск, Белоозеро — как много говорят названия этих древних городов русскому сердцу ! Но тысячу лет назад славян в этих местах проживало абсолютное меньшинство. Поселения были расположены здесь столь редко, что славянам поначалу даже не приходилось вступать в конфликты с местным балтским и угро-финским населением, и мирное соседство приводило к постепенному ославяниванию значительной его части. Исследования антропологов показывают, что предками русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

 

                                                                       славянский посёлок

 

 

Однако не всегда это соседство было только мирным. Летописи хранят свидетельства о вспыхивавшем время от времени вооружённом противоборстве славян и местных племён.

                            Восточнославянские союзы племён

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племён получены из «Повести временных лет». Они подтверждаются находками археологов.

 

                              Славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода.

От славян, «сидящих по Дунаю», славянские племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел (т. е. стал жить. — Прим. ред.) на каком месте».

Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. «Были три брата, — повествует летописец, — Кий, который сел на горе, где ныне подъём Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щекавицей, а третий брат Хорив — на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нём ловили зверей.

 

«И были те мужи мудры и смышлены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». В другом месте летописи сказано, что они названы полянами потому, что «в поле сидят».

 

                                                               памятник основателям Киева

 По преданию,   князь  Кий  совершил  путешествие  в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нём со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; и братья его, и сестра скончались здесь же.

К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень. Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в неё впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко, — пишет летописец. — И пришли и сели: Радим на Соже (приток Днепра. — Прим. ред.), и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи».

По Бугу жили бужане, или дулебы, о которых летописец рассказывает, что их «примучили» кочевники обры (авары). Этот кочевой народ воевал с Византией и славянами в VI в. По преданию, авары, собравшись куда-либо поехать, не позволяли запрячь в телегу коня или вола, а впрягали трёх, четырёх или пятерых дулебских женщин и заставляли их себя везти. Эти обры, по словам летописи, «телом были велики, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина».

 

 С тех пор на Руси появилась поговорка: «Сгинули как обры». Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород.

 

                                                                            древний Новгород

 

 

Не совсем правильно называть полян, древлян или, скажем, вятичей племенами. Речь идёт не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племён и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей — вождей из племенной знати. Впрочем, неизвестно, были ли князья выборными (на время походов) или наследовали свою власть. Историки считают, что восточнославянские союзы племён были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами.

Долгое время восточные славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов. Одновременно вокруг князей складывались дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников.

 

                                                                         княжеская дружина                      

Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в ополчение. Византийские авторы подчёркивали, что славянские племена живут в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

    

                        Обычаи восточных славян в древности

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают». А древляне          « живут зверинским образом », убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «всё нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены.

 

 Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали.

 

                                                                              тризна

 

А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

                                     Хозяйство восточных славян

 

Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия — их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, бобы, горох; выращивали лён, коноплю, а также овощные культуры — репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели её в пареном виде), редьку, лук, чеснок, капусту.

     

 

Для северных лесных районов была характерна подсечно-огневая система земледелия. В первый год вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трёх-четырёх лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими посёлками. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Здесь ведущим способом земледелия был перелог. Участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения земли переходили («перекладывались») на другое место. Использовали плуг, не известный на севере. Все эти причины обусловливали на юге более высокие и стабильные урожаи, чем на севере.

 

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Найденные при раскопках кости животных свидетельствуют, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употреблялось в пищу (их использовали в основном для верховой езды и как тягловую силу), а также коров, свиней, коз, овец и птицу.

В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и других животных; ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и других рыб. На охоту брали лук со стрелами и копья.

 

                                                                             княжеская охота

Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество — сбор мёда диких пчёл.

                          Восточные славяне в сочинениях византийцев

Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос.

Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом.

     

Другой византийский писатель VI в., Маврикий Стратег, рассказывал    о    склавинах и антах, которые были многочисленны, выносливы, легко переносили жажду, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.

                                               С. В. Иванов. «Торг в стране восточных славян».

Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде: будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально приготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью иногда в течение многих часов. А если случалось, что камыши были видны из воды, неопытные люди принимали их за растущие в воде.

 

Славянские поселения VI—VIII вв. Славяне возвращаются с охоты в сопровождении византийских торговцев.

Каждый воин у славян был вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имели также прочные, но с трудом переносимые с места на место щиты. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться.

 

Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар. 

 

Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

 

                                                         штурм славянами византийской крепости

 

 

                  Продолжение смотрите на сайте : Для продвинутых – Язычество восточных славян.

 

lemur59.ru

"Кощуны, правду глаголящие" Гадальные карты древних славян. (Жива Божеславна)

"Кощуны, правду глаголящие" Гадальные карты древних славян. (Жива Божеславна) - Тридевятое ЦарствоКощун Хранитель Оберегов(Хранильник)

Число – 10Имя – Родослав, Родомысл, РодомирБожество – РодСозвездие – ВодолейСимвол – ОберегиЭлемент – деревоПоговорки:«Птице – крылья, человеку – разум». «Разум силу победит». «Корень учения горек, да плод сладок». «Не всякий, кто читает, во чтенье силу знает»День недели – субботаИзображение

В лесу в одиночестве на пне сидит старик. Он выжидает, когда светила примут соответсвующее положение, дабы провести священный обряд. На поясе его висят обереги, а в руке у него посох. Куда он путь держит, неизвестно. Над головой у него висит оранжевое закатное солнце.

Мифологическое толкование

Хранильник, или Хранитель Оберегов с одноименного кощуна, назван так совершенно не случайно. Именно под таким названием он входит в разряд служителей славянского языческого культа. «Хранильники» славян поставлены в один ряд с чаровниками, волхвами и волшебниками. Этим словом в текстах переведено греческое слово «филактриос» - «изготовитель талисманов». Хранильники не только берегли амулеты и обереги, они являлись еще и их изготовителями. Сложные космологические композиции были не бессознательным творчеством, а воспроизведением той картины мира, которая была истолкована и воплощена многими поколениями хранильников. Обереги предназначались для украшения и для охранения от рассеянных повсюду невидимых носителей зла из мира Нави – упырей, вампиров и вредоносных навий (мертвецов). Обереги вырезали из дерева, плели из лозы и соломы, вышивали на ткани и ковали из металла. Все виды работ с металлом у славян были связаны со множеством обрядов, представлений и поверий, перерастающих в мифы. От древнего глагола «ковать», изготавливать нечто из металла, происходит слово «коварство», которое нами употребляется только в переносном смысле, а в свое время означало «мудрость», уменье, замысловатость». Хранильник владеет ключами – оберегами.

Житейское толкование

Прямое положениеХранитель Оберегов – это символ времени. Это опыт, полученный за долгую жизнь. Это знание, достающееся через долгий поиск и напряженную работу. Ожидание. Человеку свойственно ждать, надеяться, грезить о будущем, вспоминать прошедшее. Этот кощун символизирует консерватизм и традиционализм как в позитивном, так и в негативном смысле слова. Ритуал. Обряд. Церемония.

Перевернутое значениеУзость взглядов и мышления. Страх, который мешает продвижению вперед. Ограничения. Отсутствие спонтанности и естественности.

Сакральное толкование

Хранильник – это хранитель материально выраженного древнего сакрального знания. Конечно же, это Знание не подвластно времени. Оно не имеет ни начала, ни конца. Это сокровище бессмертно и непреходяще. Но на этапе Хранителя Оберегов личность может воспринимать обладание этим Знанием как драгоценность, которая была добыта тяжким трудом, долгими годами жизни, а не как изначальной сутью жизни, которая свободно разливается во всей Вселенной. Хранильник дорого заплатил за обладание. И он обладает, но в этом и есть ограничение. Однако, как бы то ни было, Путь, начатый Колобком, выбран, цель достигнута, бессмертное Знание добыто.

Сочетания

+ Колобок = Возможно (несмотря на молодые годы), у вас есть все, что нужно для счастья.+ Даждьбог = вы реально или потенциально являетесь успешным руководителем.+ Макошь = Владение землей – это ваше предназначение.+ Велес = Сила в вас. Ваше тело может вас удивить.+ Волхов = Удивительные проявления чудес воли и разума.+Выбор = Ничто из имеющегося в наличии вас не устроит. Из двух вы выберете третье.+ Судьба = Вам предначертано быть хранителем сакральных знаний.+ Сети = Значение Кощуна Сети усиливается в несколько раз.+ Кощей = Сила, которая приходит после испытания смертью.+ Луна = Вы обретете ощущение цельности и смысла в вашей работе, творчестве.+ Лада = Регистрация отношений. Кольца. Обручение.+ Перун = Новая звездочка на погонах. Чин. Оружие. Экипировка. Инструмент. Повышение в духовной иерархии. Сан.+ Леля = Для девушки это желание выйти замуж или связать свою жизнь с кем-то. Вообще – определение призвания, желание остепениться. Желанная стабильность. То, что приносит, может приносить спокойную радость. Ситуация тщательно спланированного счастья.

Совет Ключа

Обратите внимание на свой мир. Какие люди вас окружают, какие вещи? Что вы смотрите, что вы читаете, во что вы одеты? Возможно, вам придется заново оценить и все и вся и, исходя из этого нового взгляда, жить дальше. Подумайте о том, чего вы достигли. Самое время посмотреть на все со стороны.

tridevatoecarstvo.com

Восточные славяне

Восточные славяне

Славяне  Древнейший наш исторический источник «Повесть временных лет» или так называемая Несторова летопись, составленная в 1112 г., даёт совершенно определённую картину этнографического состава восточно-славянского населения в VIII-X вв. Картина эта следующая:

  1. В районе среднего течения Днепра, на правом его берегу вплоть до реки Роси, живут поляне; их административно-организационный, торговый и культурный центр город Киев.

  2. К северу и северо-западу от полян, вплоть до р. Припяти, в бассейне притока Днепра р. Тетерева и притоков Припяти: Уши, Славечны и Уборти, т.е. на территории Волынской области, живут древляне, или деревляне, имея своими городами Искоростень и Вручий (Овруч).

  3. На левой стороне Днепра, против полян, в бассейне рек Сулы, Десны и Сейма, в Черниговской и Полтавской областях живут северяне, или север, с городами Переяславлем, Новгород-Северским, Курском, Черниговом.

  4. Севернее древлян, за Припятью и вплоть до Западной Двины на севере живут дреговичи, имевшие своими городами Слуцк, Клецк и Друцк.

  5. К востоку от дреговичей, между верхним течением Днепра и рекою Сож, в пределах Могилёвской области, живут радимичи; о них Начальный летописный свод (конец ХI в.) сообщает: «быша от рода ляхов, прешедше ту ся вселиша».

  6. Севернее радимичей, в самых верховьях Днепра и Западной Двины, в Псковской 06ласти, живут кривичи, с городами Изборском и Смоленском.

  7. К западу от кривичей, севернее дреговичей и радимичей, по среднему течению Западной Двины живут родственные с кривичами полочане, с городом Полоцк.

  8. Севернее полочан и кривичей, в бассейне озера Ильменя и реки Волхова в Новгородской области, живут словене, с городом Новгородом.

  9. Верхнее и среднее течение Оки с её бассейном занимают вятичи, отождествляемые позднейшими летописцами с рязанцами. По предположению А.А. Шахматова, ранее вятичи сидели южнее, в бассейне Дона.

  10. В бассейне верхнего течения Западного Буга, а также правых притоков Припяти живут бужане, они же велыняне или волыняне; раньше здесь жили дулебы; в конце VIII или в начале IX в. дулебы переселились за Припять в 0бласть дреговичей.

  11. В бассейне Днестра, между Бугом и Днестром, вплоть да устьев Дуная и побережья Чёрного моря живут угличи, или уличи, и тиверцы; уличи имели своим городом Пересечен.

  12. В бассейне Днестра, на территории позднейшей Галиции, живут, причисляемые летописцем тоже к русским славянам, хорваты.

  Названные выше племена, образуя собою в целом Русский народ, не сидели, конечно, каждое племя в отдельности на своих местах, отгороженными друг от друга непроходимыми стенами, строго изолированными в своих районах, не имея друг с другом никаких связей. Процесс сложения племенных образований и языков, как мы уже знаем, испокон веков протекал именно в порядке племенных скрещений. С этой точки зрения названный выше племенной состав русского народа, как он зафиксирован на страницах летописи, представляет собою лишь один из этапов этногенеза, т.е. истории этнографического становления или этнографической формации русского народа. Ему предшествовал длительный процесс сложения первичных племенных образований на той же территории, уходящий своими корнями в далёкое прошлое, исчисляемое десятками тысяч лет. Равным образом, данным этапом племенного становления и не заканчивался процесс сложения русского народа с его языком и культурою, выраставшего постепенно, начиная с доисторических времён, из межплеменных скрещений, растворявших предшествовавшее племенное наследие в новом племенном образовании, где это наследие продолжало пережиточно 6ытовать своими отложениями как известный материальный и культурный клад предшествовавших эпох и культур.

Славяне

  «Caм термин "славянин", как и "русский", - замечает Н.Я. Марр, - равным образом не вклад исторических эпох в пределах России. В формации местного славянина, конкретного русского, как, впрочем, по всем видимостям, и финнов, действительное доисторическое население должно учитываться не как источник влияния, а как творческая материальная сила формирования: оно послужило в процессе нарождения новых, экономических условий, выковавших новую общественность, и нового племенного скрещения - фактором образования и русских (славян) и финнов. Доисторические племена, следовательно - по речи все те же яфетиды, одинаково сидят в русских Костромской губ., как и в финнах, равно и в приволжских турках, получивших вместе с финнами доисторическое праурало-алтайское рождение из яфетической семьи, разумеется - более раннее, чем индоевропейцы получили из той же доисторической этнической среды cвоё праиндоевропейское оформление, но конкретные народы - русский, финский и турецкий - Приволжского района можно располагать хронологически в порядке лишь событий исторического значения, но отнюдь не в смысле явлений этногенического характера, поскольку речь идёт о генезисе новых видов. Происхождение новых исторических видов протекало путём отнюдь не влияния, а неизбежно возникавшего, на экономической базе концентрации этнических масс, скрещения многочисленных видов доисторического типа, до нас вовсе не дошедших в совершенно чистом виде во всём обширном районе, если даже не забывать о чувашах».

  Возвращаясь к вопросу о племенном составе восточного славянства в VIII-X вв., как он рисуется летописью, необходимо отметить несколько фактов, подчёркиваемых летописцем, очевидно, на основании ещё живой тогда, бытовавшей при нём традиции, которые отчасти вскроют перед нами картину процесса формирования тех племенных образований, которые отмечаются как сложившиеся уже ко времени летописца. Это, во-первых, показание летописи о дулебах: раньше они жили по Бугу, говорит летописец, где ныне живут волыняне, называвшиеся прежде бужанами. Известно, что в конце VIII или в начале IX в. дулебы выселились с правого берега Припяти (нынешняя Украина) на левый, в область дреговичей, т.е. на территорию нынешней Белоруссии.

  Во-вторых, говоря о радимичах, которые жили между верхним течением Днепра и Сожем, т.е. в восточных районах нынешней Белоруссии, летописец дважды отмечает их ляшское происхождение. Появление в области дреговичей выходцев с запада, радимичей, вероятно, соседивших, но не принадлежавших, как утверждает Шaxматов, к группе западно-славянских племён, Шaxматов ставил в связь с распадом аварской державы (IХ в.) и продвижением авар после разгрома их франками во главе с Карлом Великим и его сыном Пипином, начиная с 791 года, на северо-восток и восток. В связи с этим появление в области дреговичей племени радимичей Шaxматов, без всяких оснований называющий их ляшским племенем, относит к IX в. Под давлением аварского гнета тогда же ушли с Волыни за Припять, в область дреговичей и дальше в бассейн Западной Двины и реки Великой, и дулебы. На это движение дулебов с Волыни и Галиции, первоначального места их поселения, на север, в нынешнюю Белоруссию и примыкающие к ней с севера псковские районы, указывает, по Шaxмaтову, наличность названий селений «Дулебы», с одной стороны, на Волыни и в Галиции, с другой - в Белоруссии и в бывшей Псковской губернии.

  Что касается «ляшских», по Шaхматову, племён, осевших в области дреговичей, т.е. на территории русских племён, которые лежат в основе нынешнего белорусского языка и белорусского народа, то этот исторически засвидетельствованный факт объясняет собою наличность в современном белорусском языке ряда условно называемых ляхизмов - вроде свистящего произношения мягких т и д. Таким же путём «ляшские» элементы проникли и в восточно-славянский язык западной отрасли кривичей (древне-псковское наречие): смешение звуков ш и с, ж и з, ч и ц - (польское «мазураканьe»), польские сочетания дл и тл вместо восточно-славянского звука л (ведли, откуда вегли вм. вели; жадло, откуда жагло вм. жало и т.п.).

  Таким образом, мы имеем совершенно ясную картину того, как в среде племён, составлявших единый русский народ (восточные славяне, или русские славяне), уже в древности, именно в IX в. возникают, в процессе межплеменных скрещений, зародышевые начала позднейшей языковой диференциации, не говоря уже о том совершенно естественном факте, что отдельные восточно-славянские, т.е. русские, племенные языки испокон веков имели свои диалектические отличия потому именно, прежде всего, что племенные образования и их языки всегда возникают в процессе межплеменных скрещений. Вновь возникающие же племенные скрещённоcти, т.е. новые племенные образования, как и их языки, всегда хранят в себе пережиточное и культурное наследие своих предшественников.

  Такими предшественниками русского народа, как и его языка, на всей занимаемой им сейчас территории, были народы глубокой древности, стоявшие в своём культурном и языковом развитии на доиндоевропейской или яфетической стадии развития. Такими народами на юге и юго-востоке европейской части России в I тысячелетии до н.э. были киммерийцы, они же кимеры или иберы, затем - скифы и сарматы, известные древнегреческим авторам, начиная, по крайней мере, с V в. до н.э. Названными народами не исчерпывается, однако, весь этнографический состав населения восточно-европейской части в древности. В него входил также и народ этруски и некоторые другие. Это наследие вскрывается лингвистической палеонтологией, т.е. наукой о древнейших слоях или отложениях в современных языках. Н.Я. Марру принадлежат огромные в этой области открытия. Эти открытия дали ему основания утверждать, что «славянский», понимаемый палеонтологически, есть скифский, вернее кимерский; что «славянский», в приложении к древности восточных славян, лучше заменить просто термином «русский - этрусский», отнюдь не менее древним в Восточной Европе, чем «киммерийский - славянский».

        

www.othist.ru


Смотрите также