Древние сани. Русские сани для лошади и телега. Делаем своими руками
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация - История о санях. Древние сани


Сани - это... Что такое Сани?

Русские сани (начало XX века) с полостью для саней (конец XIX века)

Сани — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья. Сани возят лошади, олени, мулы, быки, собаки.

История

Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в Египте. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.).

В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

Сани, вторая половина XIX века, Дания

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.

Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда сани служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).

Этимология

Слово «сани» — славянское, заимствованное от славян латышами, венграми и румынами; происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от «сань», что значит «змея»; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами саней на Руси были «возила», «дровни», позже «каптана» и «избушка»

Современное использование

Сани применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная. Сани используются также в спортивных целях (Санный спорт). В различных областях народного хозяйства применяются аэросани.

Виды саней

Тракторные волокуши

К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом.

  • боб — род саней с рулевым управлением
  • буер — спортивные сани с парусом для езды по льду
  • беговые — лёгкие сани, использующиеся главным образом для тренинга рысистых лошадей
  • возок — крытые сани со спинкой
  • волокуши — сани, состоящие из двух жердей (в современном исполнении — труб), передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле.
  • дровни — крестьянские сани без кузова
  • кережка — сани у лопарей
  • обшевни — широкие сани, обшитые лубом или тёсом
  • пошевни — низкие и широкие сани
  • розвальни — низкие и широкие сани
  • салазки — маленькие деревянные ручные санки
  • тобогган — бесполозные сани у индейцев Канады
  • тарантайка
  • финские сани — высокие санки с длинными полозьями и специальной рамой на спинке сидения. Их не везут, а толкают сзади (как на самокате).
  • чунки — сани для перевозки тяжестей

См. также

Литература

dic.academic.ru

Без заголовка - Журнал обо всём

Часть 2

Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся.Хорошо с любимой в поле затеряться.

Ветерок веселый робок и застенчив,По равнине голой катится бубенчик,

Эх вы, сани, сани! Конь ты мои буланый!Где-то на поляне клен танцует пьяный.

Мы к нему подъедем, спросим - что такое?И станцуем вместе под тальянку трое.

Сергей Есенин

Русский экипаж для зимних путешествий. The winter Russian traveling carriage.Le kibitka d’hiver ou voiture de voyage Russe. После 1827 года.Тимм В.Ф. Гонки на санях. Литография. Париж. 1840-е годы.

Русская сельская повозка.The Russian country carriage. La signe ou voiture de campagne Russe. После 1827 года.

Отдых извозчика.The stand of the hackney coachmen. Le repos l'isvochik ou cocher Russe. После 1827.

Н.Богатов

Катание на санях .Френц Рудольф Федорович.

Михаил Иванович Авилов.Конь,запряженный в санки.

Н. Касаткин Шутка 1892.

American Homestead Winter - Currier and Ives

Поздникова Иветта. Тройка.

Пакун Ф., «Сани на деревенской улице»

Панов Эдуард. Лесная дорога.

Shevchuk Vasiliy

***

Сани — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья. Сани возят лошади, олени, мулы, быки, собаки.

Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в Египте. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.).

В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.

Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда сани служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).

Слово «сани» — славянское, заимствованное от славян латышами, венграми и румынами; происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от «сань», что значит «змея»; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами саней на Руси были «возила», «дровни», позже «каптана» и «избушка»

К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом.

боб — род саней с рулевым управлениембуер — спортивные сани с парусом для езды по льдувозок — крытые сани со спинкойкережка — сани у лопарейпошевни — низкие и широкие санирозвальни — низкие и широкие санисалазки — маленькие деревянные ручные санкитобогган — бесполозные сани у индейцев Канадыволокуши — используются для транспортировки походного снаряжения в Арктике и Антарктике, в качестве полозьев имеют трубы.тарантайкафинские санидровни — крестьянские сани без кузова

***

Древнерусская жизнь в картинках.Сверчков Николай ЕгоровичИстория повозки.Часть 1.

kolybanov.livejournal.com

История саней

Князь Потемкин давал праздник в честь императрицы Екатерины II в Таврическом дворце. Конечно, наряд князя скромностью не отличался, особенно выделялась шляпа, сиявшая бриллиантами. У этой шляпы имелся только один недостаток — носить ее на голове из-за тяжести было нельзя. И ее носил в руках за вельможей один из адъютантов. Шляпа Потемкина не единственная в своем роде. «Шапка Мономаха» весит почти килограмм. Корона царя Михаила Федоровича — «шапка Астраханская» — вдвое тяжелее. Летописец повествует, что 10 мая 1665 года слабый здоровьем царь, сидя на троне, упал в обморок: голова не снесла тяжести шапки. Под стать шапкам украшались и остальные наряды.

История саней

А теперь попытаемся представить выезд царя в один из летних дней XV—XVI веков. На крыльцо выходит государь. Сверкают драгоценными камнями одежды. Вот он садится в... сани, и царский выезд отправляется в путь. В сани летом? Именно так. Торжественные выезды царей и патриархов вплоть до XVII века были санными. Что-то вроде шляпы Потемкина — не очень удобно, зато величественно.

Не только цари ездили в санях летом. В условиях бездорожья на Крайнем Севере, в Южной Сибири сани нередко заменяли телегу в летнее время.

Конечно, сани гораздо древнее колесной повозки. Ведь колесо надо было еще придумать. А тут привязал два передних конца жердей к собаке, лошади или быку, а задние пусть волочатся по земле. Такие сани так и называют — волокушами. Эти простейшие средства передвижения служат человеку и сейчас. А в годы Великой Отечественной войны волокуши, сделанные из всяких подручных материалов — фанеры, железа, хвороста, солдатских палаток, применяли для снабжения передовых частей и вывоза раненых с поля боя.

Зададимся вопросом: почему по льду и снегу лучше всего двигаться на прямых полозьях? Под полозьями, если их материал хорошо подобран и обработан, тонкий слой льда или снега плавится от трения, в результате сопротивление скольжению падает, и весьма значительно. Наши предки вряд ли задумывались о трении, но они почувствовали его эффект благодаря опыту и наблюдательности. И появились сани на полозьях. Чаще всего «двигателем» служила лошадь.

Каких только разновидностей саней не создано за историю человечества! Тобогган — сани без полозьев. Нарты — сани с полозьями. Были даже жилища на нартах — «нартяной чум». Легкий каркас устанавливался на полозьях, а сверху обтягивался шкурами и парусиной. В таком жилище делали окна, а внутри устанавливали печку.

В начале века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А. С. Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивала скорость до 70 километров в час. С этого времени появилось множество всевозможных конструкций аэросаней, над которыми работали известные ученые и конструкторы. Это не случайно, ведь в северных районах нашей страны аэросани очень нужны. В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов Ту-104, Ту-144 А. Н. Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек. В таких санях не страшно ездить по льду: если он и проломится, сани будут плавать. Они с ходу преодолевают болота и заросли, а на открытых водных пространствах могут развить скорость до 75 километров в час.

Издавна сани — любимейшее средство развлечения и детей, и взрослых. В XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом — на них совершали прогулки по ледяным озерам. Сани «богдыхана Поднебесной империи», как именовал себя китайский император, были закрытыми, а тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах.

Мы все с детства помним строчки:

Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой.

Эти стихи написаны поэтом И. 3. Суриковым больше ста лет назад. С этого времени и в детских санках появилось много различных новшеств.

У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Кажется, трудно изобрести что-то новое. Но вот появилась идея сделать это соединение не жестким, а упругим. Дуговая перемычка соединяет полозья с сиденьем — она выполнена из листовой стали. Сталь упругая, и соединение работает как рессора. Кататься на таких санках гораздо приятнее. Вдобавок стоит только привстать, как санки... подпрыгнут.

Изобретены и сани с рулевым управлением. Их поворотом можно управлять, выдвигая вперед то левый, то правый полоз (до этого, спускаясь с горы, сани можно было поворачивать, лишь притормаживая ногой).

История саней

Санки на лыжах, или лыжи с сиденьем, тормозом и рулем, — это всем известный снегокат «Чук и Гек», современный гибрид лыж и санок. Вместо полозьев у него лыжи, причем не две, а три: передняя, управляемая рулем, и две боковые, на концах которых — ножные тормоза, помогающие маневрировать при спуске. Снегокаты быстро завоевали популярность во всем мире. Кататься на них не только приятно, но и полезно — можно научиться управлять движущимся «транспортным средством» уже в раннем возрасте.

А вот совершенно новые детские санки «юмбо», изобретенные в Германии. Они представляют собой надувную подушку из прочного, но очень легкого синтетического материала. Санки устойчивы и легко скользят по любому снегу. Эти «пневмосанки» смягчают удары во время быстрой езды и столкновений с какими-либо предметами. А главное — предохраняют маленьких ездоков от переохлаждения. В сложенном виде сани легко помещаются вместе с насосом в небольшой сумке.

Ну а как двигаться и по снегу, и по бесснежным участкам? Для этого на обычных санках надо установить сзади ролики или маленькие колесики. При движении полозья и ролики скользят по снегу, а когда снега нет, стоит приподнять переднюю часть санок на веревке, и они покатятся на роликах. Такие санки особенно удобны в городах.

Популярность саней настолько велика, что они включены в программу зимних Олимпийских игр. Большая скорость, развиваемая на санях, требует от спортсменов высокого искусства в управлении, а также мужества, смелости и находчивости.

Знаешь ли ты?

 Какие существуют типы спортивных саней?

Скелетон — для одиночной езды и бобслей — многоместные сани.

Похожие статьи

medn.ru

изготовление своими руками, конные телеги

Сани или розвальниЖители или гости российских деревень наверняка знают о том, как выглядят настоящие конские сани или простая телега. Несмотря на то что телега является весьма примитивной и не вписывается в современный 21 век, она все же используется в частном хозяйстве. Но все ли знают, как правильно изготовить такие сани самостоятельно? Если нет, то ниже имеется подробная инструкция об этом.

Содержание материала:

Телега

Телега, которую часто в народе называют возом, является упрощенным вариантом четырехколесной конной повозки. Телега чаще всего применяется в качестве грузового или транспортного средства. Телега в привычном для всех виде возникла в далеком 12 веке. Тогда она использовалась исключительно для грузовых перевозок. В те временна повозка полностью изготавливалась только из дерева, включая даже крупные колеса. Сегодня тоже телеги делаются из дерева, но рама для нее изготавливается из металлической конструкции. Для изготовления колес в настоящее время используются резиновые рессорные шины.

Как сделать сани для лошадиНесмотря на то что в народе часто используется слово «телега», обобщая все рабочие и транспортные повозки, все же имеются некоторые различия между ними. Телега представляет собой безрессорную повозку, которая рассчитана на одну лошадь и способна перевозить до 700 кг груза. Для того чтобы запрячь лошадь в такую повозку, используется оглобельная или дышловая упряжь. Расстояние между колесами у всех типов телег должно быть равно 1 м . Стоит также обратить внимание на то, что диаметр передних колес должен быть меньше, чем диаметр задних. Вес такой телеги составляет около 200 кг .

Конструкция обычной телеги состоит из следующих составляющих:

  • Ходовая часть, в которую входит рама с двумя осями, колеса и надосники;
  • Кузов, который представляет собой деревянную платформу с бортами или без них;
  • Оглобли.

Телеги могут быть как бортовыми, так и платформенными. Тип телеги зависит от цели ее использования. Платформенный тип телег чаще всего используется для перевозки крупного груза. Телега с бортами может служить как для перевозки сена и небольших грузов, так и выполнять функции транспортного средства. Весьма удобными являются телеги с откидными бортами, что позволяет в любое время превратить грузовую повозку в транспортную.

Галерея: русские сани для лошади (25 фото)

Также рекомендуем прочитать:

Деревянные русские сани

Многие знают, что конные сани являются старинным традиционным способом русской езды. Но мало кто знает о том, что такие деревянные старинные сани относятся к самому древнему виду транспорта. Первые изображения таких саней были обнаружены археологами при раскопках в древнем Риме. Тогда на простые полозья укладывались тяжелые грузы и строительные блоки. На Руси такие сани использовались в основном зимой в качестве основного передвижного вида транспорта по снегу.

Весь мир слышал легенды о знаменитой русской тройке с санями и со звенящими бубенцами. Немалая часть нашей культуры связана с деревянными санями. В различных регионах древней Руси были свои традиции мастерства и конструкции саней. Сегодня сани принято разделять на несколько видов:

  • Беговые;
  • Городские;
  • Охотничьи;
  • Розвальни;
  • Спортивные.

К самому простому типу относятся розвальни, которые крестьяне использовали в качестве грузового транспорта. Если говорить о самых удобных и компактных, то это городской тип.

Сани для лошади своими руками

Сани выездныеТеперь рассмотрим пошаговую инструкцию о том, как можно сделать сани для лошади самостоятельно своими руками. Однако перед тем как приступить к делу, необходимо подготовить все необходимые материалы. Практически все такие материалы можно найти у себя в гараже, поэтому за ними не придется специально бежать в магазин.

Подготовка

Итак, для изготовления конных саней понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • Трубы диаметром 25- 50 мм для изготовления стоек и полозьев;
  • Металлические листы;
  • Уголки или швеллера;
  • Доски;
  • Листы фанеры;
  • Лакокрасочный материал;
  • Пара банок краски по металлу и дереву;
  • Слесарные инструменты.

В принципе, это все, что понадобится для изготовления саней. Теперь можно переходить к основной работе.

Изготовление полозьев

Изготовление полозьев является самой трудоемкой частью. Для того чтобы сделать полозья, потребуются металлические трубы. Предпочтительнее будет использовать следующие виды стали:

  • Нержавеющая;
  • Углеродная.

Трубы обычно берут на пару метров длиннее, чем будут сами сани, так как полозья необходимо будет еще загнуть. Сделать это можно с помощью специального инструмента – трубогиба. Если такого инструмента нет под рукой, то можно их согнуть и другим методом – насыпать в трубы песок и хорошо нагреть, после чего они будут хорошо гнуться.

Изготовление остальных частей и сборка саней

Сани конные деревянныеПосле изготовления полозьев можно приступать к изготовлению стоек, которые являются немаловажной частью саней. Для того чтобы сани не просели под большой тяжестью, стойки необходимо устанавливать с каждой стороны. Поэтому чем больше будет стоек, тем больше груза они выдержат. Стойки тоже делаются из металлических труб, но более тонких. Также стойки можно вырезать из деревянных досок.

После этого можно делать поперченные перекладины, которые, как и стойки, составляют основу. Для того чтобы сани более прочные и долговечные, можно сварить все основные части транспорта между собой.

Из труб необходимо сделать «кобылки», которые привариваются к полозьям по 6 штук с каждой стороны. Их длина должна быть около 10 см . После этого остается прикрепить пластины из металла. На эти пластины потом крепятся оглобли.

Те части, которые не несут нагрузки, необходимо облегчить, ведь у вас будет лошадь, запряженная в сани, а не мул. Какие-то части из дерева можно заменить фанерными листами. Так животному будет намного легче тащить груз, а внешне разница почти незаметна.

Последние штрихи

Когда основная конструкция будет полностью готова, саням необходимо придать «товарный вид». Для этого надо зачистить все видимые швы, провести косметическую работу. После этого остается только покрасить сани, некоторые части покрыть лаком, прикрепить удобное сиденье, положить на них шкуры и можно запрягать лошадь!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

mnogo-krolikov.ru

Санки в Древней Руси

Санки Древней Руси Что касается Руси, то далеко не каждый житель мог себе позволить езду на санях – это считалось привилегией высших лиц, духовенства и царей. Мы можем видеть иллюстрации саней на картинах многих русских художников, благодаря чему сани стали одним из незаменимых атрибутов бытия русского народа.

Немного истории… Итак, в Древней Руси, еще до царя Петра I сани стали популярными по одной простой причине. Дело в том, что дороги были отнюдь не в хорошем состоянии, большая часть местности была болотистой и лесистой. Снега выпадало много, как и сейчас, но на санях активно ездили также и летом. Хоть сани и считались относительно дешевым видом транспорта и были очень популярны среди населения того времени, ездили на них далеко не все. Сани – в первую очередь удел высшей знати. Они часто были роскошно украшены, либо покрыты красиво расписанным сукном. Сани использовались на торжествах: днях рождениях, свадьбах, похоронах. Чем выше человек по статусу – тем красивее и роскошнее его сани. В чем-то можно провести аналогию с автомобилями в нашем времени.

Внешний вид саней.

Сани того времени напоминали лодку с краями, которые были загнуты с двух сторон, либо же они были похожи на длинный ящик, который суживался спереди. В таком ящике можно было ездить даже лежа. В сани запрягалась лошадь, которой управлял кучер. Обычно в санях ездил один человек, но в некоторые сани помещались и два человека.

Сани для девочек

Да, тогда существовали сани, специально предназначенные для женщин. Они были немножко больше в ширину и были украшены сукном со всех сторон. Естественно, качество и красота сукна зависело от статуса хозяйки.

Сани на свадьбе.

Одной из популярнейших традиций того времени было использование саней на свадьбах. Невесту везли в церковь на санях, эти сани были украшены самыми дорогими тканями из атласа и бархата. Из церкви невеста ехала уже с женихом. Как известно, история повторяется, и сейчас многие девушки, желая быть оригинальными, выбирают не катание на лимузинах на свадьбе, а вальяжную, изысканную прогулку на санях.

Сани на похоронах.

Похороны на санях в древней РусиСамое первое упоминание об использовании санях на похоронах датируется 1015 годом. Тело покойника привозилось в церковь именно на санях. На похоронах членов царских семей и в последующем времени использовались сани. Эта традиция была распространена не только на Руси, но и в Западной Европе, Египте.

< Предыдущая Следующая >
 

www.sanki-snegokaty.ru

Санки - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Русские сани (начало XX века) с полостью для саней (конец XIX века)

Сани — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют . Сани возят лошади, олени, мулы, быки, собаки.

История[ | ]

Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в Египте. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.).

В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

Сани, вторая половина XIX века, Дания

Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом.

Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда сани служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).

Этимология[ | ]

Слово «сани» — славянское, заимствованное от славян латышами, венграми и румынами; происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от «сань», что значит «змея»; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами саней на Руси были «возила», «дровни», позже «каптана» и «избушка»

Современное использование[ | ]

Сани применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная. Сани используются также в спортивных целях (Санный спорт). В различных областях народного хозяйства применяются аэросани.

Виды саней[ | ]

К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом.

  • боб — род саней с рулевым управлением
  • буер — спортивные сани с парусом для езды по льду
  •  — лёгкие сани, использующиеся главным образом для тренинга рысистых лошадей
  • возок — крытые сани со спинкой
  • волокуши — сани, состоящие из двух жердей (в современном исполнении — труб), передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле.
  • дровни — крестьянские сани без кузова
  • кережка — сани у лопарей
  •  — пластинка, упрощённый вид саней.
  •  — широкие сани, обшитые лубом или тёсом
  •  — низкие и широкие сани
  • Пулка — лёгкие сани для перевозки небольших грузов человеком или собаками.
  •  — низкие и широкие сани
  • салазки — маленькие деревянные ручные санки
  • тобогган — бесполозные сани у индейцев Северной Америки
  • финские сани — высокие санки с длинными полозьями и специальной рамой на спинке сидения. Их не везут, а толкают сзади (как на самокате).
  •  — сани для перевозки тяжестей

См. также[ | ]

Литература[ | ]

encyclopaedia.bid

Презентация - История о санях

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

История саней

Слайд 2

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫСАГА О САНКАХ)ЗагадкаОй! Насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За веревочку-узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад - сама тащу.Санки

Слайд 3

История саней или санок Сани древнее, чем колёсная повозка. Они были известны не только в северных, но и южных странах. Сани — распространённый тип древнейшей повозки без колёс, которая обычно имеет полозья. Сани развивались из первоначальной волокуши Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.)В России до конца 17в. торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже. В районах бездорожья на Крайнем Севере.

Слайд 4

Древнерусские сани

Слайд 5

Издавна сани – не только любимейшее средство развлечения детей и взрослых, но и очень популярный и неприхотливый вид транспорта. Историки утверждают, что сани изобрели намного раньше, чем колесо. За всю историю человечества создано огромное количество разновидностей саней – от древних саней-волокуш до современных аэросаней с двигателем. Древнейшим сухопутным транспортным средством служили вьючные животные, одомашненные в Азии к IV тысячелетию до н.э. На заснеженных равнинах Восточной Европы приблизительно в это же время племена изобрели легкие деревянные сани-нарты с собачьей упряжкой. Эти сани состояли из плоских загнутых впереди кверху полозьев, в них вставлялся ряд вертикальных стояков, на которых крепилась платформа для груза. Детали самых древних саней были найдены в торфяниках Финляндии, на Северном Урале и в Прибалтике, эти находки относятся ко II тысячелетию до нашей эры.

Слайд 6

Рельеф с изображением саней, найденный в Турции

Слайд 7

Возраст самых древних саней-находок относят к II тысячелетию до нашей эры. Первые сани появились у народов Севера. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.

Слайд 8

В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани использовались при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами.

Слайд 9

Царь Николай I на коне

Слайд 10

Слово «сани» — славянское, заимствованное от славян латышами, венграми и румынами. Происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от слова «сань», что значит «змея». Относится это собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами саней на Руси были «возила», «дровни», позже «каптана» и «избушка». К саням относятся также нарты народов Севера, разные виды саней с кузовом, а также: боб – сани с рулевым управлением, буер — спортивные сани с парусом для езды по льду, возок — крытые сани со спинкой, кережка — сани у лопарей, пошевни — низкие и широкие сани, розвальни — низкие и широкие сани, тобогган — бесполозные сани у индейцев Канады, тарантайка и, конечно же, маленькие деревянные (иногда металлические, а в последнее время и пластиковые) ручные санки – салазки.

Слайд 11

Детские масленичные санки назывались в старину на Руси "чунки". На таких саночках На масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщем весельем. В теплые времена года санки развешивались на стенах сеней, являясь декоративным украшением.

Слайд 12

Санки для катания на Масленицу

Слайд 13

Слайд 14

Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).

Слайд 15

Сани - древнейший тип транспортного средства на Руси, упоминается в летописях еще с 9 века. Само слово Сани происходит от множественного числа слова "сань" (общеславянское), что означает Змея (ползущая). Когда в России появились экипажи на колесах, езда на санях все равно считалась более почётной.В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, сани были наиболее распространённым видом транспорта даже в летнее время. В болотистых и лесистых районах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний сани употреблялись практически круглогодично до начала XX века. Сани запрягались обыкновенно одной лошадью, но на праздники - в катальную неделю (Масленицу), на Свадьбу - сани запрягались богато украшенной тройкой лошадей, внутри наполнялись яркими тканями, мехами.

Слайд 16

Выезд царя в санях

Слайд 17

Самое интересное, что устройство первых саней было очень простым, и за многие века практически не изменилось. У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Изначально две жерди связывались между собой, передние концы их привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Так возникли сани-волокуши. Но сани использовались не только для передвижения по снегу. Они были известны как в северных, так и в южных странах. При отсутствии дорог, протащить сани по траве и глине было куда легче, чем колесную повозку.

Слайд 18

Климат 17 и 18 веков сильно отличался от климата нашего времени, в Европе зимы были гораздо холоднее. В Северной и даже Средней Европе: Голландии, Германии, Австрии,в Париже- замерзали каналы и озера. Гранд-канал Версаля использовался, как каток и санный ипподром. Нарядные, богато украшенные сани принимали участие в праздничных мероприятиях, таких как парады, маскарады. Некоторые сани являются выдающимися примерами традиций барокко и рококо в Европе.

Слайд 19

Слайд 20

Нарты - узкие длинные санки с плоским деревянным настилом. Передвигаются ручной тягой, упряжкой северных оленей (от 1 до 7) или собак (от 6 до 10 - цугом, от 10 до 16 - веером).Применяются на севере Европы, Азии и Америки. Полозья нарт, относящиеся ко 2-1-му тысячелетию до нашей эры, были найдены в торфяниках Финляндии и в СССР на Северном Урале. Наиболее древние - ручные нарты, из которых развились различные типы собачьих и оленьих нарт.

Слайд 21

Нарты- сани народов СевераТобогган –бесполозные сани появились у древних индейцев Были изобретены одними из первых. Выглядели они очень просто: две жерди, передние концы которых привязаны к собаке или лошади, а задние пусть волочатся - вот и готова волокушаВолокуши

Слайд 22

Вот и готовы сани - волокуши

Слайд 23

Слайд 24

Оленья упряжка

Слайд 25

Собачья упряжка

Слайд 26

Дети катаются на тобогганах

Слайд 27

Слайд 28

Санки- вещь древняя

Слайд 29

Слайд 30

Старинные сани-пошевни- 18 века

Слайд 31

Старинный боярский возок- радка

Слайд 32

Запряжённый конь в сани.

Слайд 33

Свадьба

Слайд 34

Петровский парк в Москве

Слайд 35

Центральный парк катания

Слайд 36

Аэросани в Санкт-Петербурге

Слайд 37

«Сани мои сани….»

Слайд 38

Детские санки. Голландия 1 половина 19 в.

Слайд 39

Слайд 40

Дорожные сани Петра Великого

Слайд 41

Наши механические сани

Слайд 42

Под полозьями тонкий слой снега плавится от трения, создавая эффект скольжения. Наши предки о трении, конечно же, ничего не знали, но эффект саней ощутили очень быстро. Новое изобретение прижилось мгновенно. И по сей день волокуши - конечно, в адаптированном ко времени варианте - практически незаменимы.Эти сани прикрепляют к снегоходу

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

lusana.ru


Смотрите также