Последний ледник растаял на территории Карелии около 8 000 лет назад. Постепенно заполнялись водой реки и озера, на изувеченной ледником земле формировалась тундра.
Первыми людьми освоившими Лапландию, т. е. территорию от Белого до Норвежского моря, были саамы. Жили они на Карельской земле около четырех тысяч лет назад и пришли на эту землю много раньше карелов и русских.
В 16-17 веках на берегах Белого моря стояло семь саамских поселений, Колежма и Кестеньга существуют до сих пор. Память о первых поселенцах саами, здесь сохранилась в виде Беломорских петроглифов. Более двух тысяч наскальных изображений, люди на охоте, дикие животные и олени, птицы на деревьях и морские звери… Здесь археологи открыли более пятидесяти древних поселений эпохи неолита.
Саамы-немногочисленная этническая группа сейчас проживающая в Финляндии, Норвегии, Швеции, России. Сильный и выносливый народ, на протяжении веков сохранявший традиционный уклад жизни.
Саами в переводе звучит гордо, Самь олма- я человек.
Происхождение саамского народа
Культура и быт саами изучаются антропологами, археологами, лингвистами. Единого мнения откуда пришли лопари нет. По мнению некоторых ученых изучающих саамов, они поселились на севере, когда человечество еще не знало железа. Для стрел и копий использовались костяные наконечники.
В древности этот народ назвали лопь, лопари, лапландцы, лесные люди. В их обычае было помогать друг другу, совместно охотится и делить добычу, без этого в экстремальных условиях севера не выжить.
Зиму жили на погосте (деревне) в деревянных постройках именуемых пырт. Ранней весной кочевали на берега моря, рек и озер, ловили рыбу и охотились, пасли оленей. Там тоже строили постоянное жилье — вежу, шалаш покрытый ветками и дерном.
Рыболовством в основном занимались женщины и подростки, били рыбу острогой, применяли сети которые плели сами. Мужчины саами жившие на морском побережье, зимой занимались зверобойным промыслом.
Саамы приспособились к климату севера, занимаясь рыбалкой и охотой. Приручали оленей, которые были основным средством передвижения зимой и летом. Снятые шкуры дубили и шили одежду.
Олени содержались на воле и собирались только на забой. На рождение ребенка соплеменники дарили ему оленя, к свадьбе молодого лопаря уже было собственное стадо.
Еда саамов не отличалась большим разнообразием. Оленина, рыба, дичина и убитые животные были основной пищей саама, употреблялись в свежем, соленом, вяленном виде. Такая калорийная еда позволяла им выживать в суровых условиях. Собирали ягоды, пушнину и дубленые шкуры выменивали у поморов на хлеб.
В жилье саамов не было печей, круглый очаг посреди хижины не позволял выпекать хлеб. Лепешки с подмешенной сосновой корой пекли на плоском камне очага.
Исторические свидетельства и записи о саамах
Первые письменные сведения о карельских саамах датируются началом 14 века. О них упоминает преподобный Лазарь Муромский, основатель Муромского мужского монастыря на Онежском озере. Построенная его руками церковь в честь Воскрешения Лазаря сохранилась и стоит на острове Кижи. Отзывается преподобный о саамах как о диких, агрессивных людях питающихся сырой пищей.
В то же время в словаре Брокгауза и Эфрона саами робкие, честные и смирные люди. Гостеприимные, почтительные и сострадательные к бедным.
Религия саамов
Долгое время саами сохраняли языческую веру. Древние люди живущие в гармонии с природой верили в духов, боялись обидеть землю, просили прощения у убитых медведей. Носили обереги в виде медвежьих когтей, развешивали в жилье лосиные и щучьи зубы.Почитали священные камни (сейды), приносили им жертвоприношения.
Считалось, что живущие там духи помогают в охоте, рыболовстве и разведении оленей. На территории Карелии и Кольского полуострова существует множество таких скоплений камней. Какие-то естественного происхождения, есть созданные руками человека.
Были у лопарей свои колдуны и шаманы, которых боялись викинги и некоторые правители Всея Руси. Колдуны управляли ветром, насылали порчу, лечили больных людей и оленей…
Собиравший руны для эпоса «Калевала» финский языковед Элиас Лённрот, писал о страшной стране Похьяла, населенной колдунами и ведьмами. Предания пронесенные через века, собраны на севере Карелии.
Саамы сегодня
Нелегко приходилось саамам. Сами нищие, платили дань «Господину Великому Новгороду», позднее Московскому государству. Обманывали этот доверчивый народ русские купцы, скупая за гроши пушнину, оленей, красную рыбу. Продавали им самый бросовый товар, спаивали и опутывали кабальными договорами.
Когда лопарей в середине второго тысячелетия обратили в христианство, к вымогательству присоединились монастыри. Лопари пройдя такую жизненную школу, становятся подозрительным и изолируются от этого общества. Пришедшие карелы и русские оказались более цепкие, переделывающие мир под себя, они оказались плохими соседями для саамов.
Народ саами постепенно мигрирует дальше, 19-20 в веках заселяют большую часть Кольского полуострова. Образовалось две волости включающиеся в себя 15 деревень-погостов.
В 1930 году для Кольских саамов выделили два района Саамский и Ловозерский, позднее объединённые в один.
В советское время все малые народности севера пострадали. Кочевников лопарей расселили по поселкам, детишек забирали в интернаты. Смысл жизни и душу саами, оленей обобществили.
Еще горше пришлось во время репрессий, мужчин забирали по совершенно бредовым обвинениям, например выдачи кому-то рыбных мест!!!
Сейчас в Ловозеро основанном в 16 веке, живет большая часть саамов. Ныне это большой районный центр, с почти трехтысячным населением. Живут в нем ненцы, саамы, коми-ижемцы, русские. Недалеко от села стоящего на берегах небольшой реки Вирма, находятся Ловозерские тундры и озеро Ловозеро.
Мурманским саами помогают выживать скандинавские братья по крови, привозят гуманитарную помощь, берут детишек на каникулы, пытаются остановить экспроприацию родовых земель турфирмами и горнообогатительными компаниями. Что из этого получится, покажет время!
Связанные статьи
rybachka-iz-karelii.org
Жизнь Саамов – история и настоящее
Их численность по всему миру можно сравнить с населением небольшого российского города − например, Магадана. Впрочем, даже в последнем сейчас проживает около 90 000 человек, а саамов на Земле осталось и того меньше – тысяч 60-80. Тем не менее, этому небольшому и загадочному народу до сих пор удалось сохранить идентичность, культуру и даже собственный язык. Так кто же такие саамы, откуда они появились, где живут и кем чувствуют себя в огромном глобализованном мире?
Саамы
Экскурс в историю саамов
Саамы – это малочисленный североевропейский народ, традиционно относящийся к финно-уграм. Хотя, если верить ученым-антропологам, генетически у них с финнами мало общего: саамы скорее являются потомками куда более древней народности, так называемой, «псковской чуди». Скандинавы и русские когда-то нарекли саамов «лопарями», «лапнянами» и «лопью», отчего и пошли корни названия «Лапландия». Сами «лопари» жили вольной полукочевой жизнью оленеводов с незапамятных времен (упоминания о них проскакивали даже у древних греков), пока на них не обрушились катастрофы большой цивилизации: в особенности, Октябрьская революция и советские колхозы. С тех самых пор традиционной культуре саамов пришел конец: привычный жизненный уклад был уничтожен, а новые формы хозяйства смогли освоить далеко не все. Впрочем, сегодня, когда многие малочисленные народы стремятся заявить о себе большому миру и возродить свою самобытность, саамы понемногу объединяются в сообщества (в основном, на территории России, Финляндии и Скандинавии), чтобы возродить то, что, кажется, потеряно еще не до конца.
Сами саамы
Что вообще представляет собой традиционная культура саамов и насколько она близка культуре финской? На эти вопросы нам ответил исследователь, интересующийся культурой этого северного народа и пожелавший остаться анонимным.
─ Расскажите об особенностях саамской культуры. Насколько саамы близки финнам?
─ Если говорить о местной кольской саамской культуре, то, прежде всего они кочевники и скотоводы. Так было вплоть до советского периода. То, что они кочевали в пределах небольшой территории и сезонно − ситуацию не меняет. А финны − это оседлый народ. Культурно финнам гораздо ближе карелы. Если же рассматривать историческое взаимодействие кольских саамов с другими народами, то это, прежде всего, поморы. Какого-то серьёзного взаимодействия между финской и местной саамской культурами на протяжении присутствия русских на полуострове, по-моему, не было. Разве что, опосредованно.
─ Что характерно для традиционных религий саамов и насколько эти верования распространены сегодня?
─ Я думаю, изначально традиционная саамская религия была разновидностью шаманизма, типичного для сибирских народов. Конечно же, с местными особенностями, но не более того. Впрочем, здесь трудно судить, так как христианство пришло на полуостров примерно тысячу лет назад, вместе с поморами. Сейчас саамы в религиозном плане не отличаются от соседей. Если кто-то и исповедует что-то "традиционное" − это реконструктивизм.
Саамы сегодня
А как же живет в современном мире этот малочисленный, но самобытный народ? Как они отстаивают свою идентичность, как борются за сохранение языка, культуры и кем видят себя в этом мире? Мы задали несколько важных вопросов председателю региональной автономии саамов Наталье Гавриловой.
─ Много ли сейчас выпускается книг, фильмов, СМИ на саамском языке?
─ Книги выпускаются. Не в том количестве в котором хотелось бы, но, тем не менее, работа в этом направлении идёт. Книги выпускаются как при поддержке зарубежных саамских организаций, так и при поддержке региональных властей. Книги разные по стилю и тематике. Много новых и старых сказок, книги о саамской жизни и людях, о традициях, песнях, любви к природе, земле саамской.
При помощи зарубежных саамов было создано саамское радио, но после окончания финансовой поддержки оно прекратило существование. Вещание восстановилось только благодаря инициативе и на голом энтузиазме. Носителей языка сейчас не много, но, к счастью мы видим появление интереса у молодёжи в изучении языка предков. В свое время было отменено преподавание языка в школах, а сейчас есть только не частые факультативные занятия. Были проекты по преподаванию саамского языка в городах области. Существует ряд законов, регулирующих эти вопросы и направленных на защиту интересов коренных малочисленных народов их быт и культуру, но они, как правило, работают не эффективно.
─ Какая ситуация сложилась вокруг традиционной саамской культуры? И сохранились ли еще люди, исповедующие традиционные саамские религии?
─ Вопросы традиционной культуры достаточно болезненны. Представителям власти удобно использовать культуру для праздников и отчетов. Как правило, для других культур неважно насколько правдиво они представляют коренные народы. Любая оленья шапка и цветные лоскутки – это национальный костюм, любые необычные движения − это древний танец. На возмущения представителей коренных народов, как правило, отмахиваются. Когда речь касается промысла рыбы и охоты, никто не хочет воспринимать это как традиционный промысел, т.к. на этом делается бизнес и КМНС (коренные малочисленные народы Севера) являются помехой.
─ Что, по-вашему, нужно делать для сохранения саамской культуры?
─ Улучшения в законодательной базе, а точнее развитие механизмов для реализации прав КМНС. Возможность влияния и участия в принятии решений, касающихся непосредственно жизни и развитию традиций и культуры народов Севера.
Жизнь саамов в Финляндии
В Финляндии ситуация вокруг саамской культуры, и, в особенности, языка на порядок лучше, чем в России. Их численность в стране составляет около 8 тысяч человек, в основном проживающих на территории провинции Лапландия. Права саамов как старейших коренных жителей Финляндии обеспечены культурной автономией, а их национальный день отмечается 6 февраля. Комментарий по поводу жизни этого малочисленного народа в Финляндии нам дал вице-председатель союза саамов Андрей Данилов: «Разница положения саамов в России и в Финляндии − во взаимодействии саамской общественности и властей. В Финляндии права народа законодательно закреплены и все законодательные акты и вопросы, касающиеся народа саами, проходят экспертную оценку саамского парламента. Что по поводу саамского языка, то на нем люди разговаривают мало, но все же разговаривают. Самостоятельно изучают саамский язык. И это внушает оптимизм. Особо отмечу, что молодежь желает изучать саамский язык. Хороший пример показывают как раз зарубежные саами. Например, в Инаре существуют курсы для изучения скольтсаами диалекта саамского языка с государственной поддержкой. И в этом году семья саами из России подала заявку на участие в данных курсах. Но по непонятным причинам им было отказано. В Каутокейно ежегодно проходят курсы по изучению северосаамского диалекта и в них, кстати, принимают участие и российские саами».
Светлана Широкова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Русофобия в Финляндии: правда или миф? Финская социальная реклама
e-finland.ru
Саамы :: Коренные народы :: Энциклопедия
Саамы - малочисленный финно-угорский коренной народ Северной Европы. Предполагается, что название саамов в XII веке получено от викингов, проживающих в окрестностях Ладожского озера. Соседи саамов - финны, скандинавы, русские – в старину называли их лопарями (от финского - «жители окраинной земли»). В древних новгородских, а затем и московских источниках появляется название «терская лопь». От этого слова происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей».
Сами себя лопари называют «саме» или «самелатс». Некоторые полагают, что с этим прозвищем связано и финское название Финляндии — Суоми.
История саамов
Древнее саамское население жило на существенно более обширной территории по сравнению с нынешней территорией их обитания, южная граница страны саамов проходила по берегам Ладожского озера. Лапландия, представляла собой огромную территорию общей площадью около 400 тысяч кв. км и простиралась от Северной Норвегии и Швеции через северные области Финляндии до Кольского полуострова в России.
В начале XX века саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяженности сезонные перекочевки. Их традиционными промыслами в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство и охота, около 70% взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом семги. Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Круглый год олени находились на подножном корму, а размер стада составлял несколько десятков голов.
Быт саамов
Поселениями саамов до начала ХХ века являлись погосты - небольшие временные поселения в местах, где находились богатые ягелем угодья. Традиционное зимнее саамское жилище - вежа, представляло собой бревенчатую постройку в форме усеченной пирамиды. В летний период саамы расходились по промысловым участкам группами родственных семей или перекочевывали к летним погостам всей общиной. Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова на границе тундры и леса, на берегу водоема.
Как и для большинства коренных народов Севера, зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для профилактики цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлебку муку и ягоды. Летом основу рациона саамов составляла рыба, прежде всего, озерная. Ее варили, жарили, вялили. От русских саамы переняли рецепт запекания рыбы в тесте.
Традиционный костюм саамов
Традиционная одежда саамов приспособлена, в первую очередь, для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды одежды: «гакти» или «юпа» - традиционная верхняя суконная одежда, а также «печок» - верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, и «торк» - зимняя одежда, сшитая мехом внутрь.
Правовой статус саамов
Саамы относятся к коренным народам Севера. В связи с этим саамское население Норвегии, России, Финляндии и Швеции подпадает под действие международных правовых документов, касающихся коренных народов, в том числе под действие Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов.
В настоящее время права саамов в той или иной степени законодательно закреплены в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. В России статус саамов как коренного народа закреплен в Уставе Мурманской области.
Международный день саамов - ежегодный национальный праздник, отмечаемый саамами Скандинавии, Финляндии и России.
Чем известны саамы?
Издревле саамы прославились как искусные ремесленники: корзины, сплетенные саамскими умельцами, получались настолько прочными и плотными, что в них можно было удержать даже воду. Женщины саамов слыли умелыми рукодельницами.
Однако по-настоящему саамы известны своими шаманскими легендами, мифами и верой в то, что у всего на свете есть душа. Саамским шаманам приписывали сверхъестественные способности: умение летать, перевоплощаться и исчезать. Со временем мистическая слава шаманов стала отличительной чертой всего саамского народа.
Есть среди саамов и по-настоящему выдающиеся личности. Среди самых известных саамов есть ученые, политики, музыканты и даже голливудская звезда. В частности, саамские корни по материнской линии имеет известная актриса Рене Зелвегер, исполнительница роли Бриджит Джонс.
Деятельность многих знаменитых саамов связана с общественной и политической работой по защите прав собственного народа. Так, норвежский саам Уле Хенрик Магга в 2002 году стал первым председателем постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Кроме политической деятельности он занимается лингвистикой, в 1993 году стал членом Норвежской академии наук.
Пожалуй, на сегодняшний день самый известный саам в политике – Хельга Педерсен. С 2005 по 2009 год она занимала пост министра рыбного хозяйства Норвегии. С 2009 года – является парламентским лидером Рабочей партии.
Говоря об известных саамах, нельзя не упомянуть норвежскую певицу Мари Бойне Персен. Она исполняет баллады собственного сочинения, в которых, кроме традиционной саамской музыки присутствуют элементы джаза и рока. На ее счету уже около десяти пластинок.
Есть свои знаменитые саамы и в Швеции. Один из них – выдающийся ботаник, внесший большой вклад в изучение флоры Северной Европы, а позднее – проповедник Ларс Леви Лестадиус.
Саамская кухня
Продукты, которые входили в традиционную кухню кольских саамов делились на две группы: местные и привозные. К местным относилась рыба, птица, млекопитающие, молоко и растения (вороника, голубика, морошка, черника), а также собирали кору сосновую и чагу с березы. Покупные были приправы и чай, кофе, крупы (пшеничная, рисовая, гречневая, пшенная), а также овощи, лук, чеснок.
Характерной особенностью кольских саамов была смена летнего и зимнего типа питания: летом - рыба, зимой - мясо.
Готовили первые блюда, супы: мясной и из рыбы, по вкусу добавлялась ржаная мука, немного соли, и в конце варки - мятые ягоды голубики или клюквы. Особенность в еде состояла в том, что сначала съедался кусок мяса или рыбы, а потом доедали оставшийся бульон.
Также в пищу употребляли вяленое мясо - тонкие полосочки, их сушили на воздухе или у костра в жилом помещении. Ели и сырое мороженое мясо - это всем известная строганина. Солили оленину саамы редко - только в том случае, если весной или осенью по какой-либо причине приходилось закалывать оленя.
В пищу употребляли всего оленя за исключением головы и легких, которыми обычно кормили собак.
Самым распространенным чайным напитком был мур-чай, для приготовления которого употребляли куски чаги - болезненного нароста на стволах березы. Также в пищу употребляли заболонь. С сосны снимали кору, затем соскабливали ее внутренний, белый слой - заболонь и сушили, толкли и добавляли в похлебки. Также ее использовали как лекарство - антисептик.
www.arctic-info.ru
Саамы — народ, отказавшийся от цивилизации
Опыт стран Балтийского региона в области науки, высоких технологий и общественных институтов изучает вся Европа, а страны Скандинавского полуострова считаются одними из самых благополучных на континенте. Тем более парадоксально, что на территории этих стран рядом с современными городами и ухоженными деревушками живет народ, сохранивший тот уклад жизни, который он вел испокон веков. На протяжении долгих столетий рядом со стремительно развивающимися народами Северной Европы живут саамы, которые передовым технологиям предпочитают выпас оленей, рыбную ловлю и охоту.
Саамы, финны или лопыри?
Саамы – очень древний народ, возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 тысяч лет. В письменных источниках первое упоминание о саамах датируется первым веком нашей эры.
Современные представители этого народа называют себя «сами» и «саами», но откуда произошло это самоназвание доподлинно неизвестно. Согласно наиболее распространенной версии, саами – топоним балтийского слова «zeme» — земля. Считается, что именно с этим самоназванием связано и финское название Финляндии – Суоми.
Ранее же другие народы Европы называли саамов иначе. Так, древнеримский историк Тацит называет их «fenni» и пишет о том, что это народ, «живущий далее на восток от эстиев, не знающий земледелия и ведущий кочевой образ жизни». Такое название народа — «fenni» — вероятнее всего происходит от немецкого корня со значением «находить», «искать» (finden). Более поздние историки и этнографы пишут о саамах, используя тот же этноним «finn». Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский называет этот народ «Skrithifinoi», более поздний географ из Равенны называет саамов «Sirdifenni», готский писатель Иордан называл их «finni», и т.д. Вполне очевидно, что и само название страны Финляндии происходит от этого народа, названного на немецкий лад.
Также саамов называли «lapp». Именно под таким названием они встречаются в скандинавских сагах и именно так этот народ назван в «Деяниях даннов» — монументальном труде, написанном датским писателем Саксоном Грамматиком на рубеже XII-XIII вв. Считается, что такое название происходит от перевода на древнешведский язык одного из старых (ныне исчезнувших) самоназваний саамов, которое было производным от слова со значением клин, вставка в одежде. Со шведского же слово «lapp» переводится, как лоскут ткани, кожи. Ученые до сих пор не могут придти к однозначному ответу, о каком клине идет речь. На Руси саамов также называли производным существительным именно от «lapp» — лопырями. В древних новгородских и московских источниках также саамов называют терской лопью.
Вероятнее всего, именно от этого слова и происходит название территорий, на которых проживают саамы — Лапландия (другие варианты – Лаппония и Лаппоника), что переводится, как «земля лопарей».
Где находится Лапландия?
Саамы севера Норвегии, фюльке Трумс, 1928
Многие ошибочно полагают, что земля саамов – Лапландия – находится в пределах какого-то одного государства. Зачастую это название связывают либо со шведской провинцией Лапланд, либо с финской провинцией Лаппи. На самом же деле Лапландией называют территорию, на которой проживают саамы, и она располагается в пределах четырех стран: в Финляндии, Швеции, Норвегии и России.
Сами саамы называют свою землю не Лапландией, а Сампи, что дословно переводится, как «Земля саамов», а словом Лапландия саамскую территорию называли скандинавы и русские.
Столицей Лапландии считается город Рованиеми, который располагается на территории Финляндии в 940 км от Хельсинки. Население Рованиеми составляет порядка 60 тысяч человек и, разумеется, далеко не все жители этого города — саамы. Рованиеми — древний город: первые поселения на его территории возникли в IX веке, а в письменных источниках он упоминается, начиная с середины XV столетия.
Сегодня этот город, расположенный в 8 км от полярного круга в месте слияния рек Оунасйоки и Кемийоки, пользуется невероятной популярностью среди туристов. Это неудивительно, ведь город окружен горнолыжными курортами, а также здесь располагается резиденция финского деда Мороза – Йоулупукки.
Имеют лапландцы и свой флаг, который они вывешивают на неофициальных торжественных мероприятиях, а также свой национальный гимн, которым стала песня одного из древних саамских родов.
Сколько саамов на Земле?
Саамы – один из самых малочисленных народов Европы. Сегодня их общее количество едва достигает 100 тысяч человек, расселившихся на территории четырех стран. Большая часть саамов проживает в горной местности Норвегии и в Швеции. В Финляндии насчитывается порядка 8 тысяч саамов, а в России проживает всего-навсего 1,8 тысяч представителей этого народа.
Столь малая численность саамского населения России удивляет уже потому, что в давние времена саамы занимали практически весь Кольский полуостров. В наши же дни, согласно данным переписи населения 2010 года, здесь проживает не более 1770 саамов и лишь 13% от этого числа сохранили свой традиционный уклад жизни. Численность саамов стремительно сокращается: за последние десять лет саамское население России уменьшилось на 11%. Причем сокращение численности этого народа на территории России началось еще в позапрошлом веке из-за повального алкоголизма, частых эпидемий, браконьерской охоты русских на оленей и частичной ассимиляции. Не изменилась ситуация и сегодня.
Саамы России говорят на трех языках, причем все они вскоре могут стать «мертвыми». Так, носителями йоканьгско-саамского языка считается всего лишь 10 человек, коллта-саамский язык помнит 20 человек и чуть лучше ситуация – хотя все равно критическая – с кильдинским саамским: на этом языке разговаривает порядка 500 человек. А бабинско-саамский язык уже сегодня перешел в разряд «мертвых» — на этом языке больше никто не разговаривает.
В Финляндии, Швеции и Новрегии саамское население находится в менее плачевном состоянии.
Так, например, в Финляндии права саамов, как старейших коренных жителей этой страны, обеспечиваются культурной автономией. Разница положения саамов в России и в других странах заключается в том, что права этого народа в Скандинавии законодательно закреплены, а у самих саамов есть свой парламент, без согласия которого не принимаются никакие законодательные акты, затрагивающие жизнь лапландцев.
На саамских языках и в Скандинавии разговаривают довольно мало, но отмечается рост интереса к этим языкам со стороны молодежи. Популяризации саамских языков способствует и государственная поддержка, благодаря которой существуют курсы по изучению этих языков и диалектов.
Кто такие саамы?
Антропологический (расовый) тип саамов однозначно не определен до сих пор. Одни ученые склоняются к тому, что саамы относятся к монголодиной расе, другие утверждают, что саамы – палеоевропейцы. Согласно еще одной версии, этот народ относится к так называемой лапоноидной расе. Эта раса характеризуется низким ростом, большой длиной туловища относительно ног, довольно слабо развитым, в сравнении с народами европеоидной расы, третичным волосяным покровом и более темной, чем у их соседей – прибалтийских финнов и скандинавов – окраской волос и глаз. Представителям лапоноидной расы также характерен широкий лоб и относительно маленькие размеры глазниц, слабо выступающие носовые кости, низкая переносица и вогнутой формы спинка носа.
Таким образом, получается, что лапоноиды сочетают в себе как черты, характерные для европеоидной расы, так и те черты, которые характерны для монголоидной расы. Тем не менее, принято считать, что лапоноиды приобрели эти черты не в результате смешения двух рас, а, напротив, сохранили в своем антропологическом типе черты древнейшего населения северной Европы. То есть, лапоноиды – это неспециализированный расовый тип, в котором никогда не были до конца развиты ни европеоидные, ни монголоидные особенности.
Лапоноидный тип – это западный вариант более широкого древнего комплекса, который сегодня представлен сублапоноидным, субуральским и уральским типами, которые распространены в лесной и субарктической зонах Евразии. Народы, относящиеся к этим типам, имеют сходство не только внешнее, но и языковое. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на востоке – это народ манси и на западе в лице, собственно, саамов.
Сегодня саамы разговаривают на финно-угорском языке, но считается, что раньше этот народ изъяснялся на так называемом палеоевропейском языке, генетическая принадлежность которого не установлена. Эта гипотеза выстраивается на основании того, что в так называемой базовой лексике (вода, земля, дерево, камень и т. д.) сохранившихся до сегодняшнего дня саамских языках содержится существенный пласт слов, не имеющих параллелей ни в уральских языках, ни в языках каких-либо других семей. Кстати сам саамский язык, несмотря на малочисленность этого народа, сохранил огромное количество диалектов, которые так сильно разнятся, что их можно называть с некоторой натяжкой отдельными языками.
Как саамы расселялись в Северной Европе
Современные границы расселения саамов простираются от северной Норвегии и Швеции до Кольского полуострова в России. Общая площадь территории, на которой живут саамы, равняется примерно 400 тысячам кв. км. Раньше же территории, на которых проживали саамы, были значительно больше.
На таком огромном пространстве саамы, естественно, не представляли собой единого этнического массива. В зависимости от степени и скорости адаптации к конкретным природным условиям и от изменчивости этногеографической ситуации формировали протосаамские группы. Причем на севере Европы они были более монолитными, чем на юге, где саамы были гораздо более малочисленны и жили маленькими группками.
Начиная с I тысячелетия нашей эры коренное саамское население современных Финляндии, Карелии и севера России было частично ассимилировано и вытеснено продвигающимися с юга финнами, карелами и славянами. Первоначальное продвижение этих народов на территории саамов носило торговый характер. Развитие торговли отразилось и на образе жизни этого народа: у кочевников стали появляться зимние деревни, в которые приплывали соседние народы торговать.
В середине минувшего тысячелетия – в XV-XVI веках — на саамов накладывают оброк, которые те должны были выплачивать мехами и шкурами, а пришедшие с юга земледельцы начинают осваивать территорию, сокращая лесные угодья и тем самым вынуждая саамов ассимилироваться или уходить дальше на север.
Возможно, именно с приходом земледельцев с юга коренным жителям Севера Европы пришлось отказаться от своих традиционных промыслов – охоты и рыболовства – в пользу оленеводства. Впрочем, известно, что саамы приручали оленей еще в IX веке, но теперь они были вынуждены именно этот промысел сделать основным в обеспечении своей жизнедеятельности. Благодаря переходу к оленеводству, саамы расселились в неблагоприятной для земледелия горной тундре Скандинавии.
Все эти процессы привели к тому, что к XVIII-XIX векам была окончательно сформирована современная этническая территория саамов, а охотничье-рыболовческий уклад жизни был практически полностью вытеснен оленеводством. Впрочем, некоторые саамские группы до сих пор сохранили более архаичный уклад жизни.
Традиционный быт саамов
На ярмарку в Швеции
Самобытный язык саамов также характеризует и ключевое отличие этого народов от других жителей Европы. В их речи есть слова, описывающие и землю, и воду, и снег, и тишину, но зато они не знают такого глагола, как «владеть». Саамы не понимают, зачем присваивать что-то, если можно взять во временное пользование вместе с остальными.
Многовековое влияние на саамов со стороны норвежцев, шведов, датчан и русских так и не сумели исправить этот народ, который живет на Севере Скандинавии и России гораздо дольше, чем цивилизованные европейцы. На протяжении всей их истории саамов пытались «окультуривать» — насильно учить, обращать в христианскую веру, заталкивать в многоквартирные дома и лишь в последнее столетие европейцы поняли, что невозможно саамов заставить «пить из чаши цивилизации» против их воли. Большинству из них попросту не нужны блага современной цивилизации.
Испокон веков саамы вели полукочевой образ жизни, промышляя охотой, рыболовством, а позднее — оленеводством, и большинство из них так и не изменило, несмотря на все попытки соседних народов, своим привычкам.
Во время кочевий лапландцы живут в остроконечных жилищах, которые покрываются оленьими шкурами. Называется такой тип жилья на саамской языке кувакс или ковас. Есть у саамов и постоянные жилища — коту, которые представляют собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен. Также строили саамы и тупе или пырту — то есть, рубленые из бревен дома, рассчитанные на одну или две семьи.
Места своих стоянок саамы называют погостами. Главный критерий при выборе погоста — обилие ягеля, которым питаются олени. На протяжении года саамы кочуют от одного погоста к другому, а каждые 15-20 лет место погоста меняется на абсолютно новое.
Традиционная одежда саамов приспособлена, главным образом, для длительного пребывания на открытом воздухе, что неудивительно для кочевого народа. Наибольшей популярностью среди саамов пользуются гакти и юпа — традиционная верхняя суконная одежда, а также печок — верхняя зимняя одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, которая из-за своей плотности не продувается ветром. Также саамы носят торк — зимнюю одежду, которая, наоборот, сшита мехом внутрь.
Зимой саамы ходят на скользящих лыжах, которые они называют «савех», камусных подволоках — «колас», «каллк», и непарных лыжах. По воде саамы передвигаются на стянутых древесным корнем небольших дощатых лодках, которые называются «вэнс» и на больших дощаниках — «карабасах».
Рацион саамов существенно разнится в зависимости от времени года. Летом они предпочитают рыбу, а зимой — мясо. Основой рациона саамов служат рыба, птица, млекопитающие, молоко и различные ягоды (голубика, морошка, черника и т. д.). Также саамы собирают сосновую кору и чагу с березы. Из чаги — болезненного нароста на стволах березы — саамы делают заварной напиток, который они пьют также часто, как мы — чай.
С давних времен саамы известны, как искусные ремесленники. Корзины, сплетенные умельцами этого народа, получались настолько прочными и плотными, что их использовали вместо ведер — они могли удерживать воду. Также к традиционным ремеслам саамов относят прядение и обработку шкур, кожи, кости, рогов и дерева. Из музыкальных инструментов у саамов наибольшей популярностью пользуются свистковые флейты, шаманский бубен, а также колокольчики – «келл» — которые подвешиваются на шею вожака стада оленей
Верования саамов
Сейды — священный камень саамов
Этот древний народ славится неторопливым бытом и философским отношением к жизни. Не только уклад жизни саамов отличен от той жизни, что ведут жители суетливых городов – само время в представлении этого народа течет по-другому.
Саамы считают, что существует не четыре, а пять времен года: зима, весна, лето, осень и каамос. Пятое время года – это таинственный период, когда на землю саамов опускается полярная ночь, которая длится с середины декабря до конца января. В это время днем приходят волшебные сумерки, а по ночам саамское небо озаряется таинственным северным сиянием. В представлении саамов, это сияние связано с отблесками снежинок, которые взметает в воздух сказочная лиса, охотящаяся далеко за горизонтом.
Саамы, как и любой другой народ древности, были склонны одухотворять окружающий их мир. В основе их верований лежали анимистические представления. Все в мире, по мнению саамов, имеет душу – и животные, и растения, и камни. В мире саамов духи обитают повсюду – на земле, в воде, в воздухе, в подземном царстве. Эти духи повелевали силами природы, а в случае непочтения к ним могли вызвать болезни и несчастья. Поэтому саамы старались жить в гармонии с природой: боялись обидеть землю и просили прощения у убитых медведей.
Также этот народ почитал священные камни, которые они называли сейдами и приносили им жертвоприношения. Саамы верили, что живущие в священных камнях духи покровительствуют им и помогают в охоте, рыболовстве и разведении оленей. Особенно почитаемым духом у саамов был Пырт-хозин или домашний дух, который считался покровителем домашнего очага. Для того, чтобы не гневить этого духа рядом с очагом в жилище саамов всегда выделялось «чистое место», которое тщательно убиралось и никогда не заставлялось предметами быта.
Также саамы поклонялись небесным светилам и обожествляли различные явления природы. В верованиях саамов был развит материнский культ, нашедший свое отражение в представлениях о Матерях Природы: Мадер-акка (старшая мать) и трех ее дочерях – Сар-акка (она помогала женщинам при родах), Укс-акка (оберегала жилище) и Юкс-акка (покровительствовала детям мужского пола). Среди покровителей промыслов также преобладали женщины, а особым уважением пользовалась Луот-хозик – покровительница оленьих стад. Именно к ней обращались с молитвой пастухи, отпуская оленей летом на вольный выпас. Помогала оберегать Луот-хозик оленьи стада еще одно женское божество – Рази-айка – «родительница травы».
Также у саамов было развито шаманство. Шаманов называли нойдами, и они предсказывали будущее, могли насылать и лечить болезни. Чаще всего шаманами становились мужчины, наследуя свои способности по наследству от отца. Впрочем, шаманству можно было и научиться. Специальной одежды у нойдов не было, а обряды они совершали посредством жертвоприношений и игры на бубне овальной формы, поверхность которого была густо покрыта рисунками, имевшими сакральное значение.
Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви. Вплоть до 50-х годов минувшего века там приносились жертвы духам. Впрочем, саамы до сих пор считают это место царством богов, поэтому они его не посещают и не советуют другим направляться на остров.
Саамы долго хранили свои традиционные верования, хотя первые попытки массового обращения этого народа в христианскую веру начали предприниматься еще в XVI веке. Причем процесс христианизации носил жесткий и принудительный характер: саамам запрещали разговаривать на их родном языке, а их специфическое пение считалось ужасным грехом, так как представители христианского духовенства воспринимали его как разговор с дьяволом.
Веком позднее христианизировать саамов стали пытаться посредством не кнута, а пряника. В результате в Скандинавии появилась саамская письменность, но сами представители этого народа по-прежнему не спешили предавать веру своих предков. Тем не менее, спустя века христианство все же укоренилось среди этого народа и сегодня саамы Норвегии, Швеции и Финляндии преимущественно исповедуют лютеранство, а саамы России – православие.
Впрочем, некоторые саамские роды так и не приняли христианства или приняли его лишь формально, на деле сохранив мировоззрение своих предков.
Сегодня наблюдается рост интереса к саамской культуре, традициям и верованиям, что приводит и к возрождению совсем недавно практически утерянных обычаев этого народа.
Саамы сегодня
Саамские дети
Многие саамы до сих пор сохраняют прежний уклад жизни: занимаются выпасом оленей, рыбной ловлей и охотой. Тем не менее, многовековое соседство с русскими и скандинавами не могло не привести к тому, что значительное количество саамов все же переняло образ жизни более развитых соседей и интегрировалось в европейское общество.
Причем среди тех саамов, которые кочевью предпочли жизнь в городах, есть по-настоящему выдающиеся личности. Это и ученые, и политики, и музыканты, и даже звезды кинематографа. Так, например, знаменитая актриса, лауреат премии «Оскар» и обладательница многих других наград Рене Зеллвегер по материнской линии имеет саамские корни.
Много среди саамов уважаемых в мире политиков. Это и Уле Хенрих Магга – первый председатель постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, и Хельга Педерсен, занимавшая с 2005 по 2009 года пост министра рыбного хозяйства Норвегии, а сегодня являющаяся парламентским лидером Рабочей партии этой страны.
Внесли саамы свой вклад и в музыкальную сферу. К примеру, Мари Бойне Персен – норвежская певица саамского происхождения, в чьем творчестве умело сочетается традиционная саамская музыка и элементы джаза и рока. Она пользуется большой популярностью в Норвегии и выпустила уже около десяти альбомов.
Заметны саамы также в науке. Ларс Леви Лестадиус – шведский ботаник, чей вклад в изучение флоры севера Европы признается всей научной средой Европы, тоже выходец из саамского народа.
Саамы – не только один из самых малочисленных народов Балтийского региона. Это еще и один из самых необычных и загадочных народов Севера Европы: споры вокруг языка и расовой принадлежности этого народа до сих пор будоражат умы ученых. Несмотря на долгий контакт с пришлыми народами, коренные жители этой местности предпочли не играть по правилам чужаков – завязывать вражду и воевать за территории, а просто ушли дальше в леса и горы – туда, где им не будут неусидчивые скандинавы и русские мешать жить так, как они жили испокон веков. Конечно, влияние пришлых народов на саамов оказалось достаточно сильным, но все же этот народ смог сохранить свои обычаи, благодаря чему сегодня их можно считать уникальным народом для Балтийского региона.
abfund.org
Саамы - Забытые истории
По своему происхождению, традиционной культуре, антропологическому типу саамы стоят особняком среди финно-угорских народов. Ученые полагают, что саамы являются прямыми потомками древнейшего населения Северной Европы неизвестной генетической принадлежности, которое первоначально говорило не на финно-угорском, а на так называемом палеоевропейском языке.
Изначально слово «финн» означало именно саамов. Русские называли их лопарями — от финского «жители окраинной земли».
Дело в том, что в период античности и даже в раннем средневековье саамы жили как дикари каменного века. Римский историк I века Тацит свидетельствует: «У них нет ни оружия, ни лошадей, ни домов; их пища — трава, одежда — кожа, ложе — земля; вся надежда на стрелы, которые за неимением железа заостряют костями. Они считают это состояние более счастливым, чем обрабатывать поля, строить дома, дрожать за свое имущество, завидовать чужому. Не опасаясь людей, не страшась богов, они достигли трудно достижимого – они ничего не желают».
Первыми колонизаторами саамской земли были новгородские ушкуйники. В конце XIII века южные группы скандинавских саамов сделались данниками Швеции и Норвегии.
Саамская семья в Норвегии, 1900 г.
Впрочем, колонизация и вытеснение саамов с их исконных земель произошли позднее — в XVI-XVII веках. Тогда же началось обращение саамов в христианство. Западные саамы приняли лютеранство, восточные — православие. Скандинавские миссионеры предприняли первые опыты создания саамской письменности. В Швеции книги на саамском языке печатаются с начала XVII, в Норвегии — с XVIII века.
Страница из саамского букваря(в СССР саамский алфавит с латинской графикойбыл отменен в 1937 году)
В настоящее время саамы относятся к малочисленным народам. И не мудрено: 60% саамских мужчин не состоят в браке.
Общая численность саамов – около 50 тысяч человек, из которых — 30 тысяч проживает в Норвегии, 15 тысяч в Швеции, 3 тысячи в Финляндии.
Россия является родиной для 1771 саама — их численность в нашей стране за последние три столетия увеличилась всего на 500 человек.
***
Саамы относятся к малорослым племенам. Средний рост мужчин — всего около полутора метров, вследствие чего многие из них не принимаются на военную службу. Тем не менее, грудь у них развита хорошо, и они, в общем, народ здоровый и крепкий.
Саамы на Ловозере
Весь жизненный уклад саамов был тесно связан с сезонами года. Зимой основным промыслом была охота. Весной к ней добавлялась ловля рыбы, которая летом становилась главным занятием. В конце лета наступала пора сбора ягод и грибов. Оленеводство, являющееся основой нынешнего образа жизни саамов, появилось сравнительно недавно, около 300-400 лет тому назад.
Традиционная саамская пища состоит из оленьего мяса и рыбы. В качестве приправ широко используются ягоды.
В обращении кольских саамов в православие большую роль сыграл Печенгский монастырь.
Трифонов Печенгский монастырь.Современный вид
После реставрации будет выглядеть так
По словам священников, саамы «в вере тверды, часовни и храмы посещают». Но эта вера выражалась лишь в исполнении христианских обрядов, а в повседневном быту саамы продолжали придерживаться языческих суеверий. Особенно стойкой оказалась вера в колдунов (по-саамски, нойд), которые до сих пор имеют влияние в народе.
Нойд
Мяндаш — в саамской мифологии олень-оборотень, тотем — родоначальник саамов.В некоторых мифах Мяндаш — сын нойды Коддь-акки («дикарьей старухи»),зачавшей Мяндаша в образе важенки от дикого оленя.
Образцы саамских узоров
ХХ век для российских саамов был поистине трагическим. Создание оленеводческих колхозов саамы, владевшие большими стадами оленей, встретили в штыки. В 1938 году в ответ на недовольство саамских родовых общин, сотрудники НКВД начали расследование так называемого «саамского заговора», в ходе которого были расстреляны 15 видных представителей саамского народа, в том числе некоторые из немногочисленных саамских учителей. Им вменялось абсурдное намерение создать на русском Севере фашистское государство. После смерти Сталина семь следователей, сфабриковавших это дело, сами сели на скамью подсудимых и по приговору военного трибунала отправились в лагеря.
Но наиболее сильный удар по саамской культуре и традиционному образу жизни был нанесен во время строительства приграничных военных баз на побережьях Белого и Баренцева морей, а также при создании горно-обогатительных комбинатов в Апатитах, Мончегорске и Кировске. Эти мероприятия сопровождались массовым отселением саамов в центральные части Кольского полуострова.
Василий Алымов - выдающийся краевед, историк, писатель, один из создателей саамской азбуки. Расстрелян как мнимый руководитель "саамского заговора".
Менее чем за пятьдесят лет многовековая культура саамов была едва ли не полностью уничтожена. Возрождение последних двух десятилетий опирается на чудом сохранившиеся традиции, воспоминания стариков и архивные материалы, но в полной мере восстановить утраченное уже вряд ли возможно.
sergeytsvetkov.livejournal.com
Глава I. КТО ТАКИЕ СААМЫ И ГДЕ ОНИ ЖИВУТ
Саамы. Хомич Л.В.
Есть народы, разбросанные историческими судьбами по разным странам и даже по разным континентам (европейцы и африканцы в Америке, например). Саамы, как считают ученые, далеко не переселялись, но в силу определенных исторических процессов оказались в составе четырех государств - России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Живут они компактно, занимая северные районы этих стран, но наличие государственных границ сыграло определенную роль в этническом развитии каждой из групп саамов, обусловив специфические особенности в их культуре и языке.
Эта книга посвящена Кольским саамам, живущим на территории России, однако некоторое внимание будет уделено и их соплеменникам за рубежом с целью показать общее и особенное в их культуре.
Саамов около 50 тысяч, в том числе в нашей стране - 1900 человек. Больше всего саамов в Норвегии - около 30 тысяч.
Старое название российских саамов - лопари. Значение слов лопарь, Лапландия не совсем ясно. Под этими названиями саамы и место их обитания стали известны финским народам, а через них русским (Lappe в финском и эстонском языках- дальний, последний, Lopp - конец, Lape - особое, отдельное место).
Принятое в нашей стране название этой народности - саамы - происходит от их самоназвания саами (самь), которое, очевидно, имеет связь с самоназванием финнов - суоми - и, возможно, с тем корнем, что лежит в основе старого русского названия самодийских народностей- самоядь (самоеды).
Рис. 1. Территория расселения саамов
По языку саамы принадлежат к финской группе финно-угорской ветви уральской семьи языков, куда входят языки финнов, коми, эстонцев, некоторых народов Поволжья и другие, однако саамский язык занимает в ней особое место.
Лингвисты выделяют в саамском языке пласт, восходящий к самодийским языкам, но подробнее об этом будет сказано ниже.
Изучение культуры Кольских саамов имеет длительную историю. Первое упоминание о саамах, сделанное скандинавским путешественником Оттаром, который побывал на берегах Белого моря, относится к IX веку.
В русских исторических источниках название лопъ появляется только в конце XIV века, но есть и более ранние сведения о народе тре (тръ), живущем на Терской стороне, в котором можно узнать предков современных саамов. Этноним терфинны, который также встречается в источниках, происходит от финского названия Кольского полуострова - Терь (Тре) - и этнонима финны, которым норвежцы некогда называли саамов.
С XV века в грамотах, актах, новгородских писцовых книгах и других документах упоминается о «дикой и лешей
1 лопи», «лопянах».
Отдельные сведения о Кольских саамах содержатся в описаниях путешественников XVI - XVIII веков: И. Г. Герберштейна, П. М. Ламартиньера, Н. Я. Озерецковского, И. Г. Георги. Более поздние материалы связаны с именами М. А. Кастрена, В. Верещагина, С. В. Максимова, В. И. Немировича-Данченко, В. Н. Харузиной и других исследователей XIX - начала XX века. Однако до выхода в 1890 году книги Н. Н. Харузина «Русские лопари» не было достаточно полного представления о материальной и духовной культуре саамов. Книга Н. Н. Харузина является ценным источником знаний об этой народности. Она сохраняет свое значение и в наше время.
После Октябрьской революции была поставлена задача уточнить расселение, особенности хозяйства и быта всех народов Севера. Одним из первых мероприятий по изучению Кольских саамов явилась организованная в 1927 году Русским географическим обществом Лопарская экспедиция, в состав которой входили антрополог Д. А. Золотарев, врач Ф. Г. Иванов-Дятлов, фольклорист, этнограф и археолог В. В. Чарнолуский. Ими был собран большой материал для характеристики кочевого хозяйства и быта Кольских лопарей. В последующие годы В. В. Чарнолуский продолжил работу по изучению фольклора и культуры этой народности. Часть собранных им сведений вошла в опубликованные труды: «Материалы по быту лопарей», «Легенда об олене-человеке» и «В краю летучего камня». Две последние книги носят характер дневника поездок по районам расселения саамов и содержат множество интересных наблюдений. В 1962 году вышла из печати книга «Саамские сказки». Запись и перевод сказок, предисловие, где даются общие сведения о саамах, также были сделаны В. В. Чарнолуским.
Интересна книга другого участника Лопарской экспедиции 1927 года Ф. Г. Иванова-Дятлова «Наблюдения врача на Кольском полуострове», в которой он описал быт саамов (населенные пункты, жилища, их санитарное состояние, освещение и отопление, одежду, обычаи, связанные с рождением и смертью, народную медицину и другое).
В 1930 году была издана брошюра краеведа и общественного деятеля В. К. Алымова «Лопари», где в популярной форме рассказывается о жизни и занятиях Кольских саамов.
Большое значение имеет труд Н. Н. Волкова «Российские саамы: Историко-этнографические очерки». Расскажем о нем немного подробнее. Рукопись состоит из нескольких разделов. Два первых раздела содержат сведения о природе, животном мире Кольского полуострова, расселении саамов, их историю от первых упоминаний в летописях до октября 1917 года. Следующие разделы посвящены хозяйству и материальной культуре, общественной и семейной жизни саамов, их верованиям и фольклору. В специальных главах затрагиваются вопросы их этнической принадлежности и происхождения. Писавшаяся в основном в довоенное время рукопись была завершена в 1940-е годы.
Большой вклад в изучение Кольских саамов сделала Т. В. Лукьянченко. Итогом ее неоднократных экспедиций на Кольский полуостров явился ряд статей и монография «Материальная культура саамов Кольского полуострова конца XIX - XX в.».
Современной жизни саамов посвящены работы А. А. Киселева и Т. А. Киселевой.
Интересный материал по истории вхождения Кольского полуострова в состав России содержится в книге И. Ф. Ушакова «Кольская земля».
В работе Л. Н. Жеребцова «Историко-культурное взаимоотношение коми с соседними народами в XIX - начале XX в.» раздел посвящен коми-саамским связям.
Проблемами социальной организации и семьи у саамов занимается М. С. Куропятник.
Ученые считают, что Кольский полуостров был заселен очень давно (около 8 тысяч лет назад). Сохранились следы обитания древнего человека в виде наскальных рисунков, остатков орудий труда, лабиринтов.
На Кольский полуостров с юго-востока неоднократно переселялись новые группы людей. Как предполагают исследователи, предки современных саамов обитали на его территории еще в I тысячелетии до нашей эры.
При раскопках на Большом Оленьем острове в Кольском заливе археологи обнаружили погребения, где вместе с умершими находились предметы промыслового снаряжения: гарпуны, наконечники копий и стрел, рыболовные крючки и т.п. Все эти орудия сделаны из камня и кости, так как металлургии в то время здесь еще не знали. Инвентарь, найденный на Большом Оленьем острове, во многом напоминает тот, которым в прошлом пользовались саамы. Имеется сходство и в самом погребальном обряде (оленеостровцы также клали тела умерших в лодки), в орнаменте (ромбики) и в другом. Все это дало ученым основание считать оленеостровцев предками современных саамов.
Рис. 2. Лабиринт
Большой интерес и научные споры вызывают так называемые «вавилоны» (лабиринты). Некоторые из них сохранились до наших дней возле Кандалакши, Умбы, Поноя. «Вавилоны» (от древнерусского слова «вавилон» - беспорядок, хаос, «вавилонистый» - извилистый, криволинейный) - это концентрические круги из камней, выложенных на земле обычно в виде подковы и образующих замысловатые, запутанные ходы. Одни ученые считают, что они сооружались в культовых целях, другие - что они служили образцами при изготовлении ловушек для рыбы, заходившей на мелководье во время морских приливов. Связь лабиринтов с предками саамов не ясна.
К сожалению, имеется временной разрыв между археологическими данными и письменными (историческими) источниками. Первые письменные сведения о жителях Кольского полуострова, как уже упоминалось, исходят от норвежца Оттара, который во второй половине IX века совершил плавание в Белое море. Примерно в 890 году он побывал в Англии, где рассказал королю Альфреду о Северной Норвегии и о плавании вдоль берегов к Белому морю. Рассказ Оттара был записан и внесен в сделанный королем Альфредом перевод всемирной истории. О саамах, которых он назвал «терфиннами», было сказано, что зимой они охотятся, а летом ловят в море рыбу.
Страна саамов (Лапландия) долгое время представлялась путешественникам суровой и таинственной. Под названием Похъёла она фигурирует в известном эпическом произведении «Калевала». Устами Вяйнямёйнена о Похъёле говорится так:
В Похъёле той вечно мрачной,В той суровой Сариоле,Я в Лапландии там прожил,Средь лапландских чародеев.
О саамских колдунах было известно при дворах русских царей, в частности, есть сведения, что Иван Грозный для гаданий и предсказаний приглашал лопарского колдуна.
Внимание путешественников привлекали физические особенности саамов - их маленький рост (до 160 см у мужчин), отсутствие тех признаков монголоидной расы, которые характерны для большинства народов Севера.
Особняком стоит и их язык.
Финский лингвист Ю. Тойвонен одним из первых указал на удивительную близость саамского языка и угро-самодийских. Сходство проявляется, в частности, наличием и в саамском, и в угро-самодийских (хантыйском, мансийском, ненецком, селькупском) языках, помимо единственного и множественного, двойственного числа (когда речь идет о двух предметах, к слову присоединяются особые показатели), а также во многих лексических соответствиях. Это позволило Ю. Тойвонену высказать предположение, что протолопарский (древнесаамский) язык по своему происхождению является самодийским.
В настоящее время большинство ученых считают самодийское происхождение саамов доказанным. Однако вопрос о том, где, при каких условиях происходили саамско-самодийские, а также саамско-обско-угорские контакты, остается нерешенным. Очевидно, эти контакты происходили в районах, расположенных значительно южнее мест современного расселения саамов. Данные топонимики (географические названия), а также исторические источники свидетельствуют о проживании саамов на территории западных районов современной Архангельской области. Возможно, какие-то группы саамов проживали в бассейне Невы и южной части Ладожского озера (Г. М. Керт, Т. В. Лукьянченко). Еще в XVI-XVII веках саамы населяли земли современной Карелии, откуда позднее они были вытеснены карелами (данные новгородских писцовых книг).
Интересно, что старое название ненцев - самоеды - многими учеными объясняется как переосмысленное словосочетание саамъ една - земля саамов. Они считают, что это название могло закрепиться за ненцами, потеснившими саамов на запад и север с их прежних территорий.
Однако если южно-сибирское происхождение самодийских народов (пришедших с Саяно-Алтайского нагорья) подтверждается многими данными, то о связи саамов с Южной Сибирью говорит только однотипность бубнов некоторых народов Южной Сибири и саамских, о чем будет сказано в одной из следующих глав.
Ненцы, расселившиеся по тундре к западу от Урала, в конце I тысячелетия нашей эры встретились с саамами, ненецкое название которых нано-хан (лодка-сани) связано с их оригинальным средством передвижения, заметно отличавшимся от ненецкого.
Таким образом, с одной стороны, есть основания считать саамов аборигенами северных широт, с другой - существует их явная связь с более южными территориями.
В саамском языке различаются западные и восточные диалекты. К западным относят диалекты шведских, норвежских и финских саамов, к восточным - часть финских и все диалекты Кольских саамов (нотозерский, кильдинский, иокангский). Диалекты имеют значительные различия, что мешает взаимному пониманию. Издавна находясь в тесном общении с русскими, многие саамы, особенно мужчины, хорошо владели русским языком. Когда встречались саамы разных территориальных групп, они нередко объяснялись между собой на русском, настолько резко отличались их родные языки.
А теперь перейдем к рассказу о хозяйственных занятиях саамов.
1 То есть лесной.
saami.su
СААМЫ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
Кто такие саамы?
Последний ледник растаял на территории Карелии около 8 000 лет назад. Постепенно заполнялись водой реки и озера, на изувеченной ледником земле формировалась тундра.
Первыми людьми освоившими Лапландию, т. е. территорию от Белого до Норвежского моря, были саамы. Жили они на Карельской земле около четырех тысяч лет назад и пришли на эту землю много раньше карелов и русских.
В 16-17 веках на берегах Белого моря стояло семь саамских поселений, Колежма и Кестеньга существуют до сих пор. Память о первых поселенцах саами, здесь сохранилась в виде Беломорских петроглифов. Более двух тысяч наскальных изображений, люди на охоте, дикие животные и олени, птицы на деревьях и морские звери… Здесь археологи открыли более пятидесяти древних поселений эпохи неолита.
Саамы-немногочисленная этническая группа сейчас проживающая в Финляндии, Норвегии, Швеции, России. Сильный и выносливый народ, на протяжении веков сохранявший традиционный уклад жизни.
Саами в переводе звучит гордо, Самь олма- я человек.
Происхождение саамского народа
Культура и быт саами изучаются антропологами, археологами, лингвистами. Единого мнения откуда пришли лопари нет. По мнению некоторых ученых изучающих саамов, они поселились на севере, когда человечество еще не знало железа. Для стрел и копий использовались костяные наконечники.
В древности этот народ назвали лопь, лопари, лапландцы, лесные люди. В их обычае было помогать друг другу, совместно охотится и делить добычу, без этого в экстремальных условиях севера не выжить.
Зиму жили на погосте (деревне) в деревянных постройках именуемых пырт. Ранней весной кочевали на берега моря, рек и озер, ловили рыбу и охотились, пасли оленей. Там тоже строили постоянное жилье — вежу, шалаш покрытый ветками и дерном.
Рыболовством в основном занимались женщины и подростки, били рыбу острогой, применяли сети которые плели сами. Мужчины саами жившие на морском побережье, зимой занимались зверобойным промыслом.
Саамы приспособились к климату севера, занимаясь рыбалкой и охотой. Приручали оленей, которые были основным средством передвижения зимой и летом. Снятые шкуры дубили и шили одежду.
Олени содержались на воле и собирались только на забой. На рождение ребенка соплеменники дарили ему оленя, к свадьбе молодого лопаря уже было собственное стадо.
Еда саамов не отличалась большим разнообразием. Оленина, рыба, дичина и убитые животные были основной пищей саама, употреблялись в свежем, соленом, вяленном виде. Такая калорийная еда позволяла им выживать в суровых условиях. Собирали ягоды, пушнину и дубленые шкуры выменивали у поморов на хлеб.
В жилье саамов не было печей, круглый очаг посреди хижины не позволял выпекать хлеб. Лепешки с подмешенной сосновой корой пекли на плоском камне очага.
Исторические свидетельства и записи о саамах
Первые письменные сведения о карельских саамах датируются началом 14 века. О них упоминает преподобный Лазарь Муромский, основатель Муромского мужского монастыря на Онежском озере. Построенная его руками церковь в честь Воскрешения Лазаря сохранилась и стоит на острове Кижи.Отзывается преподобный о саамах как о диких, агрессивных людях питающихся сырой пищей.
В то же время в словаре Брокгауза и Эфрона саами робкие, честные и смирные люди. Гостеприимные, почтительные и сострадательные к бедным.
Религия саамов
Долгое время саами сохраняли языческую веру. Древние люди живущие в гармонии с природой верили в духов, боялись обидеть землю, просили прощения у убитых медведей. Носили обереги в виде медвежьих когтей, развешивали в жилье лосиные и щучьи зубы.Почитали священные камни (сейды), приносили им жертвоприношения.
Считалось, что живущие там духи помогают в охоте, рыболовстве и разведении оленей. На территории Карелии и Кольского полуострова существует множество таких скоплений камней. Какие-то естественного происхождения, есть созданные руками человека.
Были у лопарей свои колдуны и шаманы, которых боялись викинги и некоторые правители Всея Руси. Колдуны управляли ветром, насылали порчу, лечили больных людей и оленей…
Собиравший руны для эпоса «Калевала» финский языковед Элиас Лённрот, писал о страшной стране Похьяла, населенной колдунами и ведьмами. Предания пронесенные через века, собраны на севере Карелии.
Саамы сегодня
Нелегко приходилось саамам. Сами нищие, платили дань «Господину Великому Новгороду», позднее Московскому государству. Обманывали этот доверчивый народ русские купцы, скупая за гроши пушнину, оленей, красную рыбу. Продавали им самый бросовый товар, спаивали и опутывали кабальными договорами.
Когда лопарей в середине второго тысячелетия обратили в христианство, к вымогательству присоединились монастыри. Лопари пройдя такую жизненную школу, становятся подозрительным и изолируются от этого общества. Пришедшие карелы и русские оказались более цепкие, переделывающие мир под себя, они оказались плохими соседями для саамов.
Народ саами постепенно мигрирует дальше, 19-20 в веках заселяют большую часть Кольского полуострова. Образовалось две волости включающиеся в себя 15 деревень-погостов.
В 1930 году для Кольских саамов выделили два района Саамский и Ловозерский, позднее объединённые в один.
В советское время все малые народности севера пострадали. Кочевников лопарей расселили по поселкам, детишек забирали в интернаты. Смысл жизни и душу саами, оленей обобществили.
Еще горше пришлось во время репрессий, мужчин забирали по совершенно бредовым обвинениям, например выдачи кому-то рыбных мест!!!
Сейчас в Ловозеро основанном в 16 веке, живет большая часть саамов. Ныне это большой районный центр, с почти трехтысячным населением. Живут в нем ненцы, саамы, коми-ижемцы, русские. Недалеко от села стоящего на берегах небольшой реки Вирма, находятся Ловозерские тундры и озеро Ловозеро.
Мурманским саами помогают выживать скандинавские братья по крови, привозят гуманитарную помощь, берут детишек на каникулы, пытаются остановить экспроприацию родовых земель турфирмами и горнообогатительными компаниями. Что из этого получится, покажет время!