Проект на тему: "Профессии людей Кубани". Древние профессии на кубани
Доклад - Прикладные ремесла Кубани
Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.
Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.
На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.
Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах.
В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района) и других умельцев.
Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.
В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань — кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников — подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.
Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная.
В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки), меандровый.
Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.
Традиции южнорусской и украинской культур нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме и мужской не форменной одежде.
Надо отметить, что форменный костюм для казаков был единый и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог и в зимнее время бурки и башлыка.
Традиционный женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века, в нем сильны традиции украинской народной одежды. Основой этого женского костюма является рубаха, которая шилась из домотканого льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно были богато орнаментированы вышивкой. Орнамент цветочный, растительный, геометрический. Покрой рубахи прямой свободный. Низ подола часто украшался мережкой, прошвой, техника вышивки – крест.
Головными уборами казаков были шапки-папахи из овчины. В XIX веке они были высокими с суконным красным верхом и кантом. В начале XX века стали шить низкие папахи-кубанки. В летнее время разрешалось носить соломенную шляпу в форме котелка – так называемую «брыль».
В линейных кубанских станицах в женской народной одежде был популярен сарафан и головные уборы – кокошники.
Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел.
В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи. В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги.
Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», проводимые краевым научно-методическим центром культуры, способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам и жанрам народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства постоянно растёт.
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.
В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.
Среди наиболее интересных творческих студий изобразительного искусства широкую известность получили детские студии «Голубая роза» (г. Кореновск) и «Мы рисуем» (г. Краснодара). Их руководители умело направляют фантазию детей, стараясь выявить особенности и наклонности каждого ребёнка в отдельности, привить юным дарованиям навыки творческого труда с применением разнообразных материалов и техник. В результате дети уже осмысленно выполняют те или иные поделки, понимая, что мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.
www.ronl.ru
Ремесла на Кубани
Ремёсла Кубанских казаков
Автор
Учитель начальных классов МОБУ СОШ №5 г. Лабинска
Бабина Галина Сергеевна
Ремесло – это мелкое ручное производство промышленных изделий, для которых характерно применение хозяйственных, простых орудий труда. В ремесле решающее значение имеет личное мастерство ремесленника, индивидуальный характер производства - ремесленник работает либо один, либо с очень небольшим числом помощников.
Лозоплетение - один из видов народных ремесел Кубани. Плетение из лозы, ивы и камыша древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей
Гончарное ремесло
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный .
вышивка
Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.
Одна традиция очень распространенная были в интерьере казачьей хаты рушники на стене, многие рушники передавали как семейные реликвии. Рушник, которым обвязывали руки молодым на свадьбе, бережно хранился в семье, как и рушник которым обкладывали икону при благословении.
РЕЗЬБА
Особое значение на Кубани казаки придавали деревянной отделки дома и домашней утвари, этот вид ремесла назывался - резьба по дереву . Дом украшали не только с целью сделать его красивым, но и с целью защитить от всего недоброго, от злых сил. Окно защищали от злого глаза, устанавливали разные обналички. Украшали также и ворота.
Кузнечное ремесло или кузнечное дело или ковань
Кузнечное ремесло на Кубани было востребовано, изготовляли предметы быта из железа: плуги, бороны, серпы, вилы, ухваты, подковы и др. Кузницы как правило ставились у дороги. В зависимости от умения мастера (кузнеца) существовали и разные образцы кузниц, где могли трудиться разные мастера: оружейники, замочники, ножовщики. Однако чаще всего эту работу выполнял один мастер. Кузнецы пользовались особым уважением и почётом в городах и станицах Кубани.
Художественная ковка
Предметы быта
Оружие
Подковы
Игра «В гости к казакам»
5
6
7
1
2
3
4
14
11
12
8
9
10
13
Вопрос 1
Орудие труда
Очень острое металлическое орудие труда. Имеет зазубринки по краю, по форме напоминает полумесяц
Ответ: серп
Вопрос 2
Каждая девочка в казачьей семье с 8-9 лет овладевала этим искусным ремеслом
Ремесло
Ответ: вышивка
Вопрос 3
Дом казака
Дом казака, который обычно строился из самана или турлука
Ответ :хата
Вопрос 4
Одежда казака
Одежда, которую казаки переняли у горцев
Ответ: черкеска
Вопрос 5
Домашняя птица
Так называли петуха
Ответ: пивень
Вопрос 6
Старинное полотенце с неровными краями, изготавливали вручную на ткацком станке
Старинное полотенце
Ответ: рушник
Вопрос 7
Изгородь
Переплетённые стволы молодых деревьев. Использовали как изгородь
Ответ: плетень
Вопрос 8
Головной убор казака
Сбить с головы этот убор означало оскорбление для казака, самые дорогие шились из каракуля
Ответ: папаха
Вопрос 9
Орудие
труда
Устройство для изготовления ниток
Ответ:прялка (пряха)
Вопрос 10
Эти умельцы селились в местах, богатых глиной. Без их изделий
не обходилась ни одна
Ремесло
казачья семья
Ответ: гончар
Вопрос 11
Посуда для приготовления пищи в печи из чугуна, эмалирована внутри
Посуда
Ответ: чугунок
Вопрос 12
Название этого ремесла связано с основным материалом. Изготавливали колыбельки, погремушки, корзины и даже первые крепости
Ремесло
Ответ: лозоплетение
Вопрос 13
Кирпич
Кирпичи большого размера для стен. Изготавливали из глины с добавлением сломы, без обжига
Ответ: саман
Вопрос 14
Плеть казака
Старинное казачье оружие, средство для управления лошадью, плеть. Разрешалось носить только женатым казакам
Ответ: нагайка
videouroki.net
Народные ремесла Кубани | Стебловская Елена Владимировна
Тема: Народные ремёсла на Кубани.
Издавна Кубань славится своими мастерами. Трудолюбивые люди сделали край богатым и привлекательным. На Кубанской земле народ занимается изготовлением изделий ручным способом. Много ремёсел можно встретить в кубанских станицах: кузнечное дело, вышивка, плетение, гончарное дело. Своё мастерство мастера передают из поколения в поколение.
Ремесло– это изготовление каких-либо изделий ручным способом. Люди, которые занимаются ремеслом, называются — ремесленниками.
Одним из наиболее почитаемых на Кубани ремесел была ковань —кузнечное дело.
Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников — подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.
В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани:
зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки)
меандровый (бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию).
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Казачки в каждой хате отводили место для красного угла, там можно было увидеть самые красивые вышитые рушники.Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.
Вышивка – Муковоз Раиса Васильевна х. Ленинский
В каждой Кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. Её выполняли гончары. Вкладывали в работу всю душу. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшинов. Создание этой красивой формы было доступно не всем. Для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит, мастер вложил частичку души в немудрёную посуду. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик»- горшок с широким высоким горлом. В такой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы.
Гончар – Максименко Алексей Михайлович ст. Холмская
Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является плетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы.
Из прутьев ивы, камыша, тальника, тростника плели различные вещи для быта: колыбели, столы, стулья, корзины, лукошки, плетни. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы – брыль (шляпы с широкими полями). На рынках Кубани можно купить изделия на любой вкус: хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративное панно.
Ещё можно плести из ситника.Ситник – невысокая трава. Его густые пучки можно встретить в сырых местах. Он отличный материал для тонкого, мелкого плетения. Используют мягкий, круглый стебель. Он, как и камыш, имеет губчатую внутреннюю структуру. Изделия из ситника очень красивые.
Традиционное казачье ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Благодарность и низкий поклон народным мастерам, которые своей жизнью, опытом долгие годы бережно сохраняют традиционную культуру Кубани
steblovskaya.ru
Был бы человек - работа найдется! Самые редкие профессии на Кубани | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО
Есть специальности популярные и известные. С их представителями мы сталкиваемся каждый день: это медики, госслужащие, юристы, продавцы, педагоги... Но есть профессии, специфика которых известна далеко не каждому.
В списке открытых вакансий, опубликованных на сайте краевого департамента труда и занятости, сотни предложений. Названия некоторых профессий вызывают недоверчивую улыбку. Но профессии такие есть, и они востребованы!
Чем «маслают» дверевые?
К примеру, резчик свеклы. Зарегистрирована профессия в российском классификаторе, и работодатели Кубани нуждаются в четырех специалистах, владеющих «основами технологического процесса получения свекловичной стружки».
Требуются три тальмана. В переводе на понятный язык - учетчики на портовых складах. При отгрузке леса тальман определяет его сортность и пересчитывает кубометры.
Нужны шесть регулировщиков скорости вагонов. Профессия, как выяснилось, опасная и трудная. Раньше на сортировочных горках, не оборудованных вагонными замедлителями, под колеса бегущего вагона подкладывали тормозной башмак. Сегодня конструкция башмаков изменилась, труд регулировщиков стал безопасней, тем не менее это профессия повышенного риска.
Нужен один дверевой. За легковесным названием - одна из самых опасных профессий коксохимического производства. Дверевой убирает вывалившиеся из печи-камеры куски кокса. На лопату берется два-три килограмма кокса. За смену дверевой закидывает до 100 лопат. Арсенал дверевого - лопата, метелка и чистилка (двухметровый лом). Иногда к выпавшей куче кокса и подойти тяжело - температура в камере свыше 1000 градусов. А надо «маслать», т. е. кидать.
Кормачи нужны, двое. Кормач 3 класса должен уметь перегнать стадо, взвесить скотину, развести по загонам. Он также отвечает за смену подстилки, подготовку корма, раздачу порций в кормушки…
Кранмейстер - виртуоз, руководящий погрузкой-разгрузкой, работой крана, подчиненным персоналом (крановщиками, такелажниками). Одна вакансия.
Мойщик сыра (два места). Работа ответственная: мойка сыров в ваннах щетками, обсушка, обтирка в процессе созревания.
Вывеска новая, а смысл?
Профессии эволюционируют вместе с обществом, рождаются и умирают. Еще недавно в издательском деле было не обойтись без метранпажа (верстальщик докомпьютерной эры). Сегодня немногие помнят, что это слово означает.
Появляются новые профессии, часто ставят в тупик. Но, встречая в списке вакансий какого-нибудь хед-хантера, не стоит пугаться - это всего-навсего кадровик, специализирующийся на поиске классных специалистов. Мерчандайзер - товаровед. Клинер (он же «менеджер влажной уборки») - обыкновенный уборщик.
И, конечно же, делая выбор, нужно ориентироваться на тенденции рынка. По информации департамента труда и занятости, в 2006-м самыми востребованными на Кубани были водители, продавцы, слесари, механизаторы, электрики, охранники, официанты, повара и медсестры.
В году 2012-м тенденция изменилась. Водители на пятом месте. Первые среди востребованных: бетонщики, арматурщики, плотники, слесари. За водителями в списке - каменщики, маляры, монтажники, штукатуры. В крае ведется активное строительство.
Не лишне поинтересоваться прогнозами, заглянуть в будущее. Профессии учителей, врачей и поваров будут востребованы во все времена. В категории вечных также гробовщики, налоговые инспекторы, парикмахеры, артисты, военные.
А вот такие профессии, как кассир магазина, почтальон, через 20 лет исчезнут, такой прогноз дает журнал Forbes. Их вытолкнут высокие технологии и роботы.
Смотрите также:
www.kuban.aif.ru
Прикладные ремесла Кубани
Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.
Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.
На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.
Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах.
В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района) и других умельцев.
Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.
В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.
Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная.
В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки), меандровый.
Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.
Традиции южнорусской и украинской культур нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме и мужской не форменной одежде.
Надо отметить, что форменный костюм для казаков был единый и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог и в зимнее время бурки и башлыка.
Традиционный женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века, в нем сильны традиции украинской народной одежды. Основой этого женского костюма является рубаха, которая шилась из домотканого льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно были богато орнаментированы вышивкой. Орнамент цветочный, растительный, геометрический. Покрой рубахи прямой свободный. Низ подола часто украшался мережкой, прошвой, техника вышивки – крест.
Головными уборами казаков были шапки-папахи из овчины. В XIX веке они были высокими с суконным красным верхом и кантом. В начале XX века стали шить низкие папахи-кубанки. В летнее время разрешалось носить соломенную шляпу в форме котелка – так называемую «брыль».
В линейных кубанских станицах в женской народной одежде был популярен сарафан и головные уборы – кокошники.
Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел.
В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи. В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги.
Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», проводимые краевым научно-методическим центром культуры, способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам и жанрам народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства постоянно растёт.
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия:ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.
В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.
Среди наиболее интересных творческих студий изобразительного искусства широкую известность получили детские студии «Голубая роза» (г. Кореновск) и «Мы рисуем» (г. Краснодара). Их руководители умело направляют фантазию детей, стараясь выявить особенности и наклонности каждого ребёнка в отдельности, привить юным дарованиям навыки творческого труда с применением разнообразных материалов и техник. В результате дети уже осмысленно выполняют те или иные поделки, понимая, что мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.
mirznanii.com
Проект на тему: "Профессии людей Кубани".
Проект
Составлен воспитателем: Рева М.Н.
Тема: «Профессии людей Кубани»
Вид: информационно-ориентированный
Цель: расширение и закрепление знаний детей о профессиях, распространенных в родном крае, развитие интереса к профессиям их родителей.
Задачи:
* Познакомить детей с профессиями земляков.
* Расширить представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании и инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.
* Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной коммуникативной деятельности.
* Воспитывать уважение к людям труда, желание выполнять любое поручение добросовестно и ответственно.
Участники: 17 детей старшей группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
* дети знают и называют профессии, распространенные на Кубани, инструменты и оборудование, необходимое для работы людям разных профессий.
* умеют рассказывать о месте работы, профессии своих родителей.
* повышение социальной компетентности детей.
Итоговое мероприятие: оформление альбома детско-родительских работ «Профессии моей семьи».
Этапы реализации проекта:
1.07-3.07
2.
Оформление фотостенда «Профессия моих родителей».
3.07-8.07
Основной этап
1.
Использование ЭОР. Просмотр презентации «Профессии людей Кубани».
1.08
2.
Познавательная беседа «Зачем нужно трудиться?»
1.08
3.
Чтение стихотворения кубанского поэта В.Нестеренко «Богатырский урожай. Лето».
2.08
4.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
2.08
5.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Профессии людей нашей станицы».
3.08
6.
Составление рассказов из личного опыта: «Кем работают мои родители»
3.08
7.
Использование ЭОР. Просмотр презентации «Что выращивают на Кубани».
4.08
8.
Дидактическая игра «Для чего нужно?» (орудия труда)
4.08
9.
Составление рассказов из личного опыта: «Что растет у нас на огороде».
5.08
10.
Познавательная беседа «Откуда хлеб пришел?»
5.08
11.
Использование ЭОР. Презентация «Кубань-житница России».
8.08
12.
Чтение стихотворения кубанского поэта И. Вараввы «Шумят хлеба».
Оформление альбома детско-родительских работ «Профессии моей семьи».
13.08
infourok.ru
«Кубанские народные промыслы и ремесла» продолжают жить
На Кубани испокон веков процветали ремесла. Сохранение опыта предков занимает особую нишу и сейчас. Яркое тому подтверждение традиционная выставка-ярмарка «Кубанские народные промыслы и ремесла». В эти выходные она уже в третий раз прошла в центре Краснодара. Более 300 лучших мастеров и ремесленников из всех городов и районов Кубани, а также Крыма, Ярославской области, Ставропольского края, Адыгеи и Кипра поделились с пришедшими своими достижениями. На Соборной площади города собрались мастера гончарного дела, кузнецы, резчики по дереву, стеклодувы и ткачихи. Ежегодно они не только привозят результаты своей работы, но и рассказывают о тонкостях ремесла, материалах, которые используются при изготовлении, достижениях и планах. В основном, умельцы перенимают опыт промысла у своих дедов и прадедов. Сегодня успешно работают более 400 студий. В них занимаются более 6000 мастеров и ремесленников. Сохранить и продолжить традиции времен – главная цель.
Читайте также
Итак, одно из самых популярных по сей день – искусство художественной обработки дерева. Ресурсы лесов края сделали дерево доступным и самым популярным материалом в тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других народных промыслах ещё в прошлом. Казаки любили изготавливать из дерева мебель, расписные сундуки, наличники окон, резные зеркала и надкрылечные зонты. По-особенному на Кубани относились к деревянной посуде. Ею занимались во многих горных и предгорных станицах.
Следующее в списке традиционных ремесел – гончарное.
Самые древние сосуды, найденные при раскопках, относятся к эпохе энеолита (медно-каменного века). Это простые горшки, либо с округлым, либо с заостренным дном, которые лепились вручную, а затем обжигались в костре.
Форма дна неслучайна. В древности не было ровных столов, а изделия нестандартного решения было удобнее ставить на землю или в угли костра.
Расцвет этого ремесла начался в эпоху античности, с появлением на берегу Черного моря греческих поселений с гончарными мастерскими, где изготовленную посуду покрывали цветным лаком. Во времена средневековья и в более поздние века гончарное дело замедлило темпы развития. Связано это, в первую очередь, с войнами и переселениями народов.
Вообще по словам краеведов, всего можно выделить четыре главных района, где гончарное дело развивалось масштабнее прочих: станица Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Лучшие залежи гончарной глины на Кубани в станице Пашковской и Елизаветинской. Упор мастера делали на посуду и игрушки для детей. Соединяли гончарное производство с выделкой кирпича.
Читайте также
Сами формы кубанской керамики всегда были просты, орнамент яркий, чаще растительный. Используемые в быту кувшины, так называемые «глэчики», «макитры», миски, ситечки, кружки, корчаги для теста и рукомойники обрабатывали темно-зеленой и коричневой глазурью – «поливой». А вот выделить какие-либо особенности, характерные только керамике края достаточно сложно. Связано это с тем, что ремеслом занимались, в основном иногородние и переселенцы. Получалась, своего рода, солянка из опыта и традиций разных районов. Увидеть можно было мотивы не только русской, но и украинской и кавказской керамик. Кубанских гончаров всегда очень уважали. О них можно найти много текстов в фольклоре.
В 20-м веке глиняную посуду заменила стеклянная и железная. О пластике, наверное, и упоминать не стоит. Однако, истинные ценители прекрасно понимают пользу посуды из натуральной глины для здоровья и все её эстетические качества.
Сейчас традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские в самом Краснодаре, в станице Холмской Абинского района, в Лабинском районе, Славянске-на-Кубани и посёлке Мезмай Апшеронского района.
Ещё одно из древнейших народных промыслов восточных славян – лозоплетение. Привезли его на Кубань из Украины черноморские казаки в конце XVIII века. Из лозы делали невероятное количество предметов – от элементарных корзин для покупок и хранения продуктов, до плетней и хозяйственных построек. Из гибкой, золотистой ивовой лозы плели овчарни.
Традиции кубанского лозоплетения продолжают и современные умельцы. В станице Пашковской, например, живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её изделия, среди которых даже перстни из ивовой лозы, обычно забирают за границу туристы.
Еще у многих Кубань ассоциируется с ковкой. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Ковали все, что нужно для быта – дымники для труб, подковы, замки, ухваты и само собой предметы интерьера.
Кузнецы краснодарского края славятся особым умением оживлять металл. Кубанскую ковань, которой могут похвастать архитектурные памятники Краснодара, например, многие так и называют: «наглядный памятник народного декоративно-прикладного искусства».
В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В 1905 году существовало общество кубанских кузнецов, которое занималось специальными каталогами художественной ковки.
По типам орнамент кубанской ковани можно разделить на растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки) и меандровый.
«Наши дни знают имена» таких кузнецов и дизайнеров по металлу, как Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района. Дело предков продолжают краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян и Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района.
В Центральном округе Краснодара даже существуют всем известные Кузнечная и Новокузнечная улицы.
Ещё одно направление, которому всегда уделяли внимание на Кубани – это праздничный женский костюм и мужская одежда.
Форменный костюм для казаков был един и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог, в зимнее время из бурки и башлыка.
Женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века. Пошит был по традициям украинской народной одежды. В основе – рубаха, которая шилась из домотканого льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно орнаментировали вышивкой. Выбирали цветочный, растительный и геометрический орнаменты. Покрой – прямой свободный. Низ подола украшался мережкой, прошвой, техника вышивки – крест.
Шапки-папахи из овчины были головными уборами казаков. В XIX веке их можно было увидеть высокими с суконным красным верхом и кантом. В начале XX века пошли низкие папахи-кубанки. В летнее время разрешено было носить соломенную шляпу в форме котелка – так называемую «брыль».
В линейных кубанских станицах в женской народной одежде был популярен сарафан и головные уборы – кокошники.
Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви и сёдел.
Одежду кубанцев всегда украшала вышивка. Не смотря на социальный статус и положение ткачеством и вышивкой должна была владеть каждая женщина. В домах более состоятельных персон Кубани обязательно имелись вышивальные и ткацкие мастерские, в которых женщины находились в своё свободное время. Всем процессом, традиционно руководила хозяйка дома.
Сейчас народным вышиванием продолжают заниматься во многих уголках края. Особенно популярными костюмы становятся у молодежи. Орнамент стилизуют дизайнеры и используют его в одежде и аксессуарах.
Пожалуй, если очень коротко, то примерно так выглядят ремесла Кубани. На самом деле, их, конечно, намного больше и у каждого есть свои традиции, о которых можно писать столетиями. Несомненно, радует то, что сейчас им в крае уделяют все больше внимания, а это значит, что следующим поколениям будет что изучать, продолжать и чем гордиться.