История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Странички история Ханты-Мансийского автономного округа». Таблица древняя история югры


«Странички история Ханты-Мансийского автономного округа»

Дата:04.12.15г

Основной педагог: Ковалева А.В.

Учебная дисциплина: воспитательное мероприятие

Тема: «Странички история Ханты-Мансийского автономного округа»

Тип: комбинированное занятие

Цель: создать условия по формированию у обучающихся целостных представлений об истории родного края;

Задачи:

-формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края;

- развивать у обучающихся способность применять имеющиеся знания;

-формировать представление о выявлении этапов освоения и формирования территории нашего округа;

- воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование: мультемедийное оборудование, раздаточный материал.

Компетенция: информационная

№п/п

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент.

Цель: развитие слухового внимания

1.1Упражнение «Узнай мелодию».

Цель: коррекция слухового восприятия.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем вы сядете, я предлагаю вам игру на внимание.

-Сядет тот, у кого в имени 3 буквы: Эля, Ира.

-Сядет тот, у кого в имени две буквы. А : Нурана.

-Сядет тот, у кого в имени 4 буква у: Артур.

-Сядет тот, у кого в имени 4 буквы: Гуля.

Сядет тот, у кого в имени есть буква З: Эльза.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по огромному красивийшему краю.

Прослушайтепесню и скажите, на каком языке зта песня? (хантейская)

Куда мы свами отправимся в путешествие?

Правильно (Ханты-Масийский округ - Югра).

Звучит песня (слайд1)

Подготовка обучающихся к уроку.

Занимают свои рабочие места.

Слушают аудиозапись определяют по звуку мелодии и пению куда мы отправимся путешествовать.

2

Подготовка к восприятию нового материала.

Цель: подготовить обучающихся к восприятию нового материала.

Педагог: Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.

Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами.

Наши занятия – это путь изучения своей малой Родины, который приведет вас к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце.

Обучающиеся слушают педагога, вступают в беседу.

Слушают рассказ педагога.

3.

Постановка цели и задач занятия

-привести к пониманию основной задачи занятия

Игра: «Шифровальщики»

Цель: игра на развитие логического внимания

Индивидуальная работа

Воспитатель: ребята, какова же будет тема сегодняшнего занятия?

-Расшифруете пиктограмму Приложение 1 (Слайд 2)

и

с

т

о

р

и

я

10

19

20

16

18

10

30

Х

а

н

т

ы

-

М

а

н

с

и

й

с

к

о

г

о

23

1

15

20

31

14

1

15

19

10

11

19

12

16

4

16

а

в

т

о

н

о

м

н

о

г

о

1

3

20

16

15

16

14

15

16

4

16

о

к

р

у

г

а

16

12

18

21

4

1

Дети. Тема сегодняшнего занятия:

“ История Ханты-Мансийского автономного округа” Приложение 2

дата

События

XI век

Первое упоминание в "Повести временных лет"

XII век

В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань

Х1Увек

Новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби.

1465 год

Московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя.

XI век

Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Молодцы! А цель нашего занятия: выявить этапы освоения и формирования территории нашего округа, с помощью хронологической таблицы, которую мы с вами сами и составим.

- У каждого из вас на столе есть хронологическая таблица, где вписаны самые важные даты в истории нашего округа. Ваша задача на протяжении занятия быть очень внимательными и рядом с датами вписать события, которые к ним относятся. 

Алимовой. Э и Бациной. И даются заполненные таблицы им нужно внимательно слушать и отмечать галочкой ответы.

4

Изучение нового материала.

4.1 Рассказ педагога Легенда о людях

северного ветра.

Педагог: история Югры, Югории, уходит корнями в глубокую старину…Свидетельства жизни на Югорской земле относятся к среднекаменному веку. Необычные люди жили здесь в те далёкие времена.

Есть такая легенда, рассказанная когда-то древними греками.

Будто в стране Северного ветра живут счастливые люди. Им ни по чем, ни полгода тёмные ночи, ни снега, ни вьюги, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят звериное мясо. Но дух у них не звериный, а человеческий.

Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названн Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до XVIII века.

Педагог рассказывает легенду о северных людях

4.2 Рассказ обучающегося Открытие Сибири

4.3 Рассказ педагога о памятнике основателям города Сургута

5.4 Рассказ обучающегося о Сургуте

5.5 Работа с картой

5.6 Рассказ обучающегося о

г п Берёзово.

– Открытие Сибири шло постепенно. Об этом нам расскажет.

Педагог: у нас в Сургуте есть памятник основателям города Сургута

Вам знаком этот памятник?

А на какой улице нашего города он находится?

(расположен на кольце проспект Ленина)

А какие важные социальные объекты расположены рядом с памятником: агентство воздушных сообщений, магазин Спортмастер.

Это большая 4-х фигурная экспозиция. (Слайд 4 )

В бронзе увековечены князь Фёдор Борятинский, воевода Владимир Аничков (Оничков) , безымянные священник и казак-плотник. Первые две личности известны истории, именно они по царскому указу царя Федора Иоанновича прибыли в самую сердцевину Западной Сибири, «чтобы град Сургут построить». Русское население, мигрировавшее в Сибирь, несло с собою вековые традиции народного православия, иконы, книги. Весь жизненный уклад, духовные и бытовые традиции приходивших в Сибирь людей были связаны с православным вероучением. Священник в скульптурной группе олицетворяет российскую духовность. Сургут, как и вся Сибирь, не знал крепостного права, люди жили крепкие, вольные, решительные. Известно, что Сибирь брали казаки во главе с атаманом Ермаком, кроме того, Сургут возводился плотниками из числа казаков, поэтому появилась в композиции четвёртая персона казака.

(Слайд 6) “Сургут”

Сообщение учащегося о Сургуте. 

(Слайд 8)

– С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города. Обратите внимание на карту и назовите первые города и даты их основания. Не забывайте заполнять хронологическую таблицу.

Сообщение учащегося о Березово.  (Слайд 6-7)

Педагог: На гербе Березово вы видите березы, которые наглядно демонстрируют происхождение названия города. Следующая иллюстрация – это макет острога, где в 18 веке содержали государственных преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Березов становится местом царской ссылки именитых вельмож.

Особое место в ряду северных городов занимает Ханты-Мансийск – столица Югры.

С Нурана Приложение 1.1

Обучающиеся слушают сообщение, заполняют таблицу.

Обучающиеся слушают педагога, вступают в беседу.

Н.Эля Приложение 4

читает своё сообщение остальные обучающиеся слушают и заполняют хронологическую карту.

Гульфира Приложение 3

Обучающиеся слушают и заполняют хронологическую таблицу.

5.7 Рассказ обучающегося о Ханты –Мансийские.

Сообщение учащегося о г. Ханты – Мансийские.

(Слайд 9)

Ш. Артур Приложение 5

читает своё сообщение остальные обучающиеся слушают и заполняют хронологическую карту.

5

6.

Творческое задание

Педагог: Этот год стал юбилейным для Ханты-Мансийского автономного округа, которому исполняется 10декабря 85 лет. Связь поколений, любовь к Отчизне, родной дом – вот то главное, что у нас есть. Те ценности, которые объединяют нас всегда.

Ребята я предлогаю вам изготоаить совместно стенгазету поздравление с Днём рождения Югра.

Распределитесь на группы по 3,4 человека и распределити кто какую работу будет выполнять.

Педагог : у меня набор заготовок для аппликации на тему Югра

Молодцы прекрасная стенгазета.

Коллективная работа над изготовлением поздравительной стенгазеты.

Вывешивается на доску.

Закрепление и повторение изученного материала.

Цель: закрепить знания и умения.

1.Работа с тестом по истории ХМАО.

Педагог: мы с вами на протяжении всего занятия заполняли хронологическую таблицу. Так вот теперь она будет вам хорошим помощником при заполнении теста.

Обучающиеся заполняют тест

Итог занятия.

Рефлексия.

Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал

Хотя наше занятие и завершается, но ваше путешествие по родному краю продолжится на уроках краеведения, уроках истории и географии ХМАО.

(Слайд 11)

1. Я живу в городе…..(Сургуте)

2. Мой город находится в ….(Ханты -Мансийском Автономном) округе.

3. Самый главный город нашего округа - (Ханты-Мансийск)

4. В нашем округе добывают….(нефть, газ)

5. В округе проживают коренные народы - (ханты и манси)

6. Я знаю города Ханты-Мансийского Автономного округа….(г.Сургут, г.Берёзово,г Ханты-Мансийск и др.)

Вот видите, как много мы уже знаем, как много нам ещё предстоит узнать!

Я Родины себе не выбирал.Она, как жизнь, дается от рожденья,Мне стала вьюжная суровая ЮграОтечеством, той точкой становленья,Откуда в жизнь шагнул и где иду У всех, как свечка в юрте, на виду.

Автор: В. Плесовских

Стихотворение читает А.Эльза

Ключь.

а

б

в

г

д

е

ё

ж

9

и

й

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

э

ю

я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

26

28

29

30

10

19

20

16

18

10

30

23

1

15

20

31

14

1

15

19

10

11

19

12

16

4

16

1

3

20

16

15

16

14

15

16

4

16

16

12

18

21

4

1

Ключь.

а

б

в

г

д

е

ё

ж

9

и

й

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

э

ю

я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

26

28

29

30

10

19

20

16

18

10

30

23

1

15

20

31

14

1

15

19

10

11

19

12

16

4

16

1

3

20

16

15

16

14

15

16

4

16

16

12

18

21

4

1

Приложение 2

Хронологическая таблица «История Югры»

Дата

События

XI век

XII век

ХIV век

1465 год

1478 год

1582 год

1593 год

1594 год

1637 год

1930 год

1940 год

1950 год

Приложение 3

Сообщение учащегося о Березове.

Один из старейших городов Западной Сибири Березов основан на месте казацкого укрепления, заложенного в 1593 году близ остяцкого поселения Сугмут-Вош. Сугмут-Вош буквально переводится как «березовый город». Гарнизон крепости главным образом занимался сбором ясака с коренного населения. На прославленные Березовские ярмарки охотно везли свой товар русские и заморские купцы.

Приложение 4

Сообщение учащегося о Сургуте.

Сургу́т — город в России, административный центр Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа, крупнейший город округа, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. Сургут стоит на правом берегу великой сибирской реки, в ее средней части, которая так и называется - Средней Обью. Городов с легкой судьбой на берегах Оби нет, многие из них появились уже в нефтяную эпоху. Сургут - один из тех уникальных городов, которые рождались из любви человека к этому месту.Город Сургут является одним из старейших сибирских городов. Основан по наказу царя Фёдора Иоанновича, данному 19 февраля 1594 воеводе князю Фёдору Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову. Город основан близ остяцкой крепости князя Бардака (Бородока) . Сургут был "основан 4 людьми": воеводой, священником, купцом и охотником. Сегодня на центральной улице города стоит замечательный памятник основателям города.Название города по одной из версий происходит от слов ханты «Сур» (рыба) и «гут» (яма) . По другой же версии, в переводе с хантыйского «сургут» — «рыбное место» . С момента основания, с XVI века, Сургут занял позиции форпоста продвижения русских служилых людей на север и восток. Минули столетия, пришла пора большой нефти, город превратился в центр главной энергетической базы страны. За плечами Сургута - слава топливного кормильца России.И раньше, и теперь в третьем тысячелетии он был и останется опорным пунктом освоения нефтегазовых северных территорий. Сургут мощный речной порт, крупнейший железнодорожный узел Западной Сибири, современный и хорошо оснащенный аэрокомплекс.

Приложение 5

Сообщение учащегося о Ханты-Мансийске.

Несколько веков назад, в 1637 году, на правом берегу Иртыша, неподалёку от места его впадения в Обь, был образован Самарский Ям, положивший начало селу Самарово. Расположился он в живописном месте у подножия крутых гор, поросших густым кедрачом. Первыми жителями Самарово были 50 ямщиков с семьями из Пермского, Вологодского о Оленецкого краёв. Вслед за ними потянулись и другие переселенцы. Кроме извозчицкого промысла жители Самарово занимались рыбной ловлей, охотой и животноводством. На зиму солили грибы, собирали ягоды, заготавливали до 10 тысяч пудов кедровых орехов.

С появлением пароходства Самарово стало активно развиваться и в 60-е годы 19 столетия превратилось в большую пристань. Где сходились пути пароходов Тюменско- Томской системы. Так на месте села, появился крупный торговый центр.

В 1930 году власти страны приняли решение образовать 8 национальных округов, среди которых был и Остяко-вогульский. Для строительства этого окружного центра избрали место в пяти километров к северу того самого Самарово. В вековой Сибирской тайге положили улицы и кварталы. А уже в 1940 году посёлок Остяко-Вогульск был переименован в Ханты-Мансийск, а ещё через десять лет получил статус города.

«Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован

10 декабря 1930 г. постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в с. Самарово

в 1977 преобразован в автономный округ. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2003 Xанты-Мансийский автономный округ переименован в Xанты-Мансийский автономный округ – Югра.

С 2000 входит в Уральский федеральный округ. Административный центр – город Ханты-Мансийск…»

Приложение 6

Тест по истории ХМАО.

1.Когда и где встречаются первые сведения о Югре?

А) «Слово о полку Игореве»

Б) «Повесть временных лет»

2.Когда был образован Остяко-Вогульский национальный округ?

декабрь 1930

Б) декабрь 1922

декабрь 1950

3.Как назывался Ханты-Мансийск до революции?

А) Березово

Б) Самарово

В) Сургут

4.«В каком количестве прибыл» первый десант на территорию Самарово?

А)50

Б) 20

В)16

5.Когда Ханты -Мансийск получил статус города?

А) 1960

Б) 1940

В) 1950

Хронологическая таблица «История Югры»

Дата

Собития

XI век

Первое упоминание в "Повести временных лет"

XII век

В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань

XIV

Новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби.

1465 г

Московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя.

1478 г.

Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

1582 год

поход Ермака в Сибирь

1593 год

Основание города Берёзово

1594 год

Основание города Сургут

1637 год

Был образован Самарский Ям, положивший начало селу Самарово

1930 году

Образование 8 национальных округов, среди которых был и Остяко-Вогульский

1940 году

Посёлок Остяко-Вогульск был переименован в Ханты- Мансийск,

1950 году

Ханты-Мансийск получил статус города.

Приложение 1.1

– Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее узнали новгородцы. Их торговые и деловые интересы были движущей силой, побуждающей к освоению Сибири.

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами.

Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…".

В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань.

А, в XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев

р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве.

С XV века по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины.

А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя.

После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

infourok.ru

История Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - РИА Новости, 26.02.2015

Ханты-Мансийский автономный округ образован в 1930 году, до 1940 года назывался Остяко-Вогульский национальный округ. Находится в составе Тюменской области в Уральском федеральном округе.

Округ расположен в центре Западносибирской низменности. Граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, Красноярским краем, Томской, Тюменской, Свердловской областями и Республикой Коми.

Площадь — 534,8 тысячи квадратных километров. В состав округа входят 9 районов, 13 городских округов. Административный центр — город Ханты-Мансийск. Крупные города  — Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск.

Численность населения округа, согласно данным Росстата на 1 января 2014 года, составила 1597,0 тысячи человек. В национальном составе населения округа преобладают русские, украинцы, татары, башкиры.

Коренное (аборигенное) население представлено тремя небольшими по численности народностями — ханты, манси и лесными ненцами. Общая их численность составляет около 1,5%.

Губернатор ХМАО — Наталья Комарова (с 2010 года).

По территории округа протекают две крупных реки: Обь, протяженностью 3650 километров, и ее приток Иртыш, длина которого 3 580 километров. Климат округа умеренный континентальный. Отличается резкой переменой погоды весной и осенью, перепадами температур в течение суток.

Округ занимает большую часть территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции и является одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира.  Здесь добывается около 7% мировой нефти и около половины — российской, более 4% объема общероссийского газа.

По состоянию на 2013 год, на территории автономного округа на балансе было учтено 467 месторождений углеводородного сырья, в том числе 406 нефтяных месторождений, 22 газовых и газоконденсатных, 39 нефтегазоконденсатных, нефтегазовых и газонефтяных. Наиболее крупные — Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.

Наибольший объем извлеченной нефти получен на территории районов Сургутского, Нижневартовского, Нефтеюганского и Ханты-Мансийского районов.

В 2014 году в регионе добыто 250,5 миллиона тонн нефти, 31 771,5 миллиона кубических метров природного и попутного газа.

Большая часть запасов нефти распределенного фонда недр (95 %) числится на балансе крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний ОАО "ТНК-ВР Холдинг", ОАО "Роснефть", ОАО "ЛУКОЙЛ", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Славнефть", ОАО "Газпром нефть" и ОАО "Русснефть".

В округе добывается россыпное золото (прогнозные запасы золота превышают 216 тонн), жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др.

В регионе создан мощнейший в стране электроэнергетический комплекс. Основную долю выработки электроэнергии на территории автономного округа обеспечивают ОАО "Сургутская ГРЭС-1", ОАО "Сургутская ГРЭС-2", ОАО "Нижневартовская ГРЭС" и "Няганская ГРЭС".

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — экспортно-ориентированный регион, в общем объеме внешнеторгового оборота на долю экспорта приходится 95,6%, на долю импорта — 4,4%. На экспорт идут топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные; древесина, древесный уголь. Из всего объема экспорта 99,4% — это сырая нефть.

Особое место в экономике Югры занимает развитие инноваций. Для поддержки субъектов инновационной деятельности в регионе созданы: автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры "Технопарк высоких технологий", некоммерческие организации "Фонд поддержки предпринимательства Югры"; "Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры", "Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры". В регионе работает 130 инновационных компаний, большая часть которых — резиденты Технопарка.

Вся научно-исследовательская деятельность Югры сосредоточена в высших учебных заведениях округа.

Систему высшего профессионального образования ХМАО составляют два региональных университета и академия, а также два федеральных вуза — Югорский государственный университет и Нижневартовский государственный университет.

При вузах созданы 18 малых инновационных предприятий. Они занимаются исследовательской деятельностью, в которой принимают участие и студенты.

На территории автономного округа находятся памятники истории и культуры: музеи, театры, археологические комплексы. В Югре работает 35 музеев и их филиалов. Большинство музеев — историко-краеведческие и этнографические.

В Ханты-Мансийске расположен этнографический музей под открытым небом "Торум Маа", основанный в 1987 году. Музей транслирует живую культуру коренных малочисленных народов Севера. Кроме экспонирования редчайших предметов, музей "Торум Маа" проводит обрядовые праздники коренных малочисленных народов Севера.

В округе расположены два государственных заповедника — "Юганский" и "Малая Сосьва", четыре природных парка, восемь заказников.

Ежегодно окружной центр становится площадкой международного киноискусства. В Югру съезжаются гости и участники фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня". Он учрежден правительством Ханты-Мансийского автономного округа и министерством культуры РФ в 2002 году.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

ria.ru

История ХМАО-Югры - История - 10 класс

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ БУДНИ (1945 – середина 1960-х гг.) Домашнее задание: параграфы 41-43

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ БУДНИ (1945 – середина 1960-х гг.)

Домашнее задание: параграфы 41-43

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Административные преобразования: 27 января 1950 г. – Ханты-Мансийск получил статус города 1957 г. – Микояновский район переименован в Октябрьский 1961 г. с.Нахрачи (центр Кондинского района) переименован в с. Кондинское 1962 г. – центр Ларьякского района перенесен в Нижневартовск 1964 г. – села Игрим, Мегион, Междуреченский и др. преобразованы в п.г.т. 1959 г. – население округа – 123.9 тыс. чел (20 национальностей)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Административные преобразования:

  • 27 января 1950 г. – Ханты-Мансийск получил статус города
  • 1957 г. – Микояновский район переименован в Октябрьский
  • 1961 г. с.Нахрачи (центр Кондинского района) переименован в с. Кондинское
  • 1962 г. – центр Ларьякского района перенесен в Нижневартовск
  • 1964 г. – села Игрим, Мегион, Междуреченский и др. преобразованы в п.г.т.

1959 г. – население округа – 123.9 тыс. чел

(20 национальностей)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Рыболовство и рыбопереработка Ведущее место в экономике Начало 50-х гг. добычей рыбы занималось около 2,3 тыс. рыбаков (артели и бригады) Государственные рыболовные организации – 735 чел. Частный сектор – менее 1% 1950-е гг. – в округе: 2 рыбокомбината 7 рыбозаводов 2 моторно-рыболовные станции 36 рыбоучастков 248 приемных пункта Усилилось техническое перевооружение отрасли. Появились: водовыборочные машины, капроновые нити, механизированные способы добычи рыбы, прогрессивные методы лова. Развивались отраслевые научные исследования рост объемов добычи рыбы Увеличение количества и улучшение качества рыбоконсервных предприятий К 1960 г. – отрасль становится рентабельной Мощные рыбозаводы: Ханты-Мансийский, Березовский, Сургутский, Кондинский

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Рыболовство и рыбопереработка
  • Ведущее место в экономике
  • Начало 50-х гг. добычей рыбы занималось около 2,3 тыс. рыбаков (артели и бригады)
  • Государственные рыболовные организации – 735 чел.
  • Частный сектор – менее 1%

1950-е гг. – в округе:

  • 2 рыбокомбината
  • 7 рыбозаводов
  • 2 моторно-рыболовные станции
  • 36 рыбоучастков
  • 248 приемных пункта

Усилилось техническое перевооружение отрасли. Появились: водовыборочные машины, капроновые нити, механизированные способы добычи рыбы, прогрессивные методы лова.

  • Развивались отраслевые научные исследования
  • рост объемов добычи рыбы
  • Увеличение количества и улучшение качества рыбоконсервных предприятий

К 1960 г. – отрасль становится рентабельной

Мощные рыбозаводы: Ханты-Мансийский, Березовский, Сургутский, Кондинский

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Лесное хозяйство и деревообработка
  • Второе место в структуре экономики края
  • Базировалась на огромных природных богатствах
  • 1947 г. – заготовку леса вели 6 леспромхозов, а перерабатывали – 4 лесопильных хзавода
  • Заготовка древесины – ручным способом
  • 1950 г. – лесоповал механизирован (после войны в отрасль впервые начала поступать техника)
  • 1956 г. – в Кондинском леспромхозе сдали в эксплуатацию первую в округе узкоколейную ж/д
  • Механизация увеличение объема заготовки древесины
  • Вывоз древесины за пределы округа
  • Рост капиталовложений в лесную промышленность (кадровая проблема рост подготовки квалифицированных специалистов)
  • Новые методы труда, расширение материальной базы
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Нефтегазовая промышленность 1950 г. – принятие плана Министерством геологии СССР поисков нефти В Тюменской обл. подготовка необходимого оборудования, начало бурения

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Нефтегазовая промышленность
  • 1950 г. – принятие плана Министерством

геологии СССР поисков нефти

  • В Тюменской обл. подготовка

необходимого оборудования, начало бурения

  • Лето 1952 г. – в Березове – опорная скважина (оказалась бесперспективной)
  • 1953 г. – поисковые работы Леушинской, Ханты-Мансийской и Березовской роторных буровых станций
  • С 1954 г. – открыто 7 газовых месторождений
  • 1959 г. – обнаружены признаки нефти в скважинах около Малого Атлыма и у п. Мулымья (получена первая промышленная нефть)
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ июнь 1960 г. – дала нефть скважина близ Шаима, пробуренная бригадой С.Н. Урусова (это подтвердило высокую перспектив- ность всего Среднего Приобья как нефтеносной территории) 1960 г. - на территории округа – 6 геологоразведочных экспедиций. С.Н. Урусов

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • июнь 1960 г. – дала нефть скважина близ Шаима, пробуренная бригадой С.Н. Урусова

(это подтвердило высокую перспектив-

ность всего Среднего Приобья как

нефтеносной территории)

  • 1960 г. - на территории округа – 6 геологоразведочных экспедиций.

С.Н. Урусов

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Салманов Фарман Курбан-Оглы советский и российский геолог, первооткрыватель нефти в Сибири, доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН (1991), Герой Социалистического Труда (1966), Заслуженный геолог Российской Федерации. Все это имело огромное экономическое значение, но их постепенное, не подготовленное в полной мере освоение, а также последующая индустриализация и урбанизация региона имели негативные последствия .

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Салманов Фарман Курбан-Оглы

советский и российский геолог,

первооткрыватель нефти в Сибири,

доктор геолого-минералогических наук,

член-корреспондент РАН (1991), Герой

Социалистического Труда (1966),

Заслуженный геолог Российской

Федерации.

Все это имело огромное экономическое значение, но их постепенное, не подготовленное в полной мере освоение, а также последующая индустриализация и урбанизация региона имели негативные последствия .

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Местная и кооперативная промышленность
  • пищекомбинаты, маслоцехи, экстрактно-варочный завод (п. Кондинское)
  • Промкомбинаты
  • Кооперативная промышленность
  • Оснащение выше
  • Увеличение выпуска продукции
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • сельское хозяйство
  • Молочное животноводство
  • Земледелие
  • Скотоводство (оленеводство)
  • Зверофермы ( серебристо-черные лисы)
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Охотничий промысел
  • Регулирование сроков охоты
  • Ограничение или запрещение добычи некоторых зверей
  • Создание заповедников и заказников
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Транспорт и связь
  • Речной транспорт (грузовой и пассажирский)
  • Автомобильный транспорт
  • Воздушный транспорт (50-е гг.)
  • Железнодорожное строительство
  • Газо- и нефтепроводы
  • Радиосвязь
  • Телефонная сеть
  • Периодическая печать
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Послевоенный период был для северян временем интенсивного труда, благодаря которому они достигли значительных успехов в улучшении своего социально-экономического положения и тем самым заложили основу для резкого роста экономики края в дальнейшем.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Послевоенный период был для северян временем интенсивного труда, благодаря которому они достигли значительных успехов в улучшении своего социально-экономического положения и тем самым заложили основу для резкого роста экономики края в дальнейшем.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА: Деятельность общественных объединений ориентирована на укрепление механизма контроля за всеми сторонами жизни общества. Основное звено этого механизма – организации ВКП(б)- КПСС. Коммунисты составляли большинство депутатского корпуса окружного, городского и районного Советов. ФЕВРАЛЬ 1946г. – выборы в Верховный Совет СССР (от округа – представитель коренной национальности – ханты – ПУХЛЕНКИНА) – проработала 12 лет. 1947 г. – избиратели ХМАО (53.723 чел.) приняли участие в выборах 65 депутатов окружного совета.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА:

Деятельность общественных объединений ориентирована на укрепление механизма контроля за всеми сторонами жизни общества. Основное звено этого механизма – организации ВКП(б)- КПСС.

Коммунисты составляли большинство депутатского корпуса окружного, городского и районного Советов.

ФЕВРАЛЬ 1946г. – выборы в Верховный Совет СССР (от округа – представитель коренной национальности – ханты – ПУХЛЕНКИНА) – проработала 12 лет.

1947 г. – избиратели ХМАО (53.723 чел.) приняли участие в выборах 65 депутатов окружного совета.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Условия военного времени повлияли на сознание советских граждан: Привычка к приказному тону Безоговорочное подчинение Тем не менее появилось и много инициативных, самостоятельно мыслящих людей, что было неугодно правящему режиму. Для унификации (одинаковости) мышления граждан расширена сеть учреждений политического образования.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Условия военного времени повлияли на сознание советских граждан:

  • Привычка к приказному тону
  • Безоговорочное подчинение

Тем не менее появилось и много инициативных, самостоятельно мыслящих людей, что было неугодно правящему режиму.

Для унификации (одинаковости) мышления граждан расширена сеть учреждений политического образования.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВЛКСМ – резерв партии (1950 г. – 7 тыс. чел.): Работали под жестким контролем коммунистов Изучали произведения видных деятелей коммунистического движения После смерти Сталина произошли положительные изменения в жизни спецпереселенцев (разрешили вернуться на родину), а те кто остался в округе – получили гражданские права. Середина 50-х гг . – оживление общественной жизни (в сознании людей внедрялись идеи скорого построения общества изобилия - коммунизма )

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЛКСМ – резерв партии (1950 г. – 7 тыс. чел.):

  • Работали под жестким контролем коммунистов
  • Изучали произведения видных деятелей коммунистического движения

После смерти Сталина произошли положительные изменения в жизни спецпереселенцев (разрешили вернуться на родину), а те кто остался в округе – получили гражданские права.

Середина 50-х гг . – оживление общественной жизни (в сознании людей внедрялись идеи скорого построения общества изобилия - коммунизма )

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ 1959 г. – 15% жители – представители коренной национальности (11.435 – ханты; 5.600 - манси) Перевод с кочевого образа жизни на оседлый: - переориентация с присваивающего хозяйства на производящее - появление колхозов Ханты и манси не желали ломать устоявшиеся порядки, расставаться с традиционным укладом жизни. Причиной безуспешности политики властей было отсутствие достаточного количества жилья.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

1959 г. – 15% жители – представители коренной национальности (11.435 – ханты; 5.600 - манси)

  • Перевод с кочевого образа жизни на оседлый:

- переориентация с присваивающего хозяйства на производящее

- появление колхозов

  • Ханты и манси не желали ломать устоявшиеся порядки, расставаться с традиционным укладом жизни.

Причиной безуспешности политики властей было отсутствие достаточного количества жилья.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ Положение начало выправляться после привлечения к строительству жилья промышленных предприятий. Шефство промышленных предприятий над национальными поселками Переход к оседлости породил сложные проблемы, связанные с отсутствием у коренных народов навыков земледельческого труда и оседлого образа жизни.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

Положение начало выправляться после привлечения к строительству жилья промышленных предприятий.

  • Шефство промышленных предприятий над национальными поселками

Переход к оседлости породил сложные проблемы, связанные с отсутствием у коренных народов навыков земледельческого труда и оседлого образа жизни.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ В целом материальный уровень жизни коренных народов Тюменского Севера в послевоенное 20-тилетие заметно повысился, были достигнуты значительные успехи в подготовке кадров из их числа. Этому способствовали постановления правительства СССР. 1957 г. - о мерах по дальнейшему 1960 г. развитию экономики и культуры народностей Севера - о введении для лиц, работающих на Крайнем Севере, значительных льгот Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена - готовил кадры педагогов для обучения коренных северян

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЗНИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

В целом материальный уровень жизни коренных народов Тюменского Севера в послевоенное 20-тилетие заметно повысился, были достигнуты значительные успехи в подготовке кадров из их числа.

Этому способствовали постановления правительства СССР.

1957 г. - о мерах по дальнейшему

1960 г. развитию экономики и культуры

народностей Севера

- о введении для лиц,

работающих на Крайнем

Севере, значительных льгот

Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена - готовил кадры педагогов для обучения коренных северян

ОБРАЗОВАНИЕ, МЕДИЦИНА, КУЛЬТУРА (по параграфу 43) Отрасли культуры Основные направления развития Народное образование Медицина Культурная жизнь

ОБРАЗОВАНИЕ, МЕДИЦИНА, КУЛЬТУРА (по параграфу 43)

Отрасли культуры

Основные направления развития

Народное образование

Медицина

Культурная жизнь

multiurok.ru

История заселения

История заселения

Легендарная Югра - историческая родина прежде всего обско-угорских народностей: ханты, манси, ненцев и селькупов. Они занимались охотой, рыболовством, скотоводством. После того, как тюркские народы потеснили их с юга на север, эти народности перенесли свои навыки в более суровые условия. Именно на новом месте угры стали одомашнивать оленя.

Наиболее древние стоянки людей на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры появились в эпоху мезолита. Во времена неолита шло заселение в основном левобережья р. Оби. Эпоха ранней бронзы отмечена большим количеством поселений на правобережье Оби (Барсова Гора, Сургутский район). В наступившую затем эпоху раннего железного века заселялось Приобье. Во времена раннего средневековья началось разложение родового строя и формирование наиболее характерных черт хантыйского и мансийского этносов.

В первое тысячелетие нашей эры на обширных пространствах таёжного правобережья Оби появились крупные городища —крепости ханты. Их жители охотились на пушного зверя, ловили рыбу, оборонялись от врагов.

В первой половине второго тысячелетия нашей эры сложились основные черты материальной и духовной культуры ханты, манси и лесных ненцев. Считается, что с тех пор они не претерпели серьёзных изменений.

В XII—XIII вв. в Прииртышье и Приобье сложились территориально-родовые объединения ханты и манси, называемые княжествами. Каждое княжество имело свой городок, выступавший административным, культовым и экономическим центром. Со второй половины XIII в. новым фактором развития территории стало её вхождение в состав Золотой Орды. В этот период у сибиров (народ, произошедший от слияния угров и тюрков) появились вожди, имевшие воинские дружины и передававшие власть по наследству. В XIII в. среди сибиров возвысился вождь Тайбуга, основавший город Чимги-Туру — центр Тюменского ханства.

В конце XIV в. распад Золотой Орды привёл к обособлению Тюменского ханства со столицей в Чимги-Туре и правящей династией Тайбугинов. В 1495 образовалось Сибирское ханство, столицей которого стал г. Кашлык (Искер, Сибирь). Именно тогда сложились основные принципы политико-административной и социально-экономической организации территории. В это время она именовалась Югрой.

Начало последовательного присоединения Сибири к Московскому государству было положено в 1582 г. походом отряда Ермака. Осенью 1585 года, уже после смерти Ермака, казаки под руководством воеводы Ивана Мансурова основали в устье Иртыша на правом берегу Оби первое русское укрепленное поселение - Обской городок. Таким образом, мансийские и хантыйские земли оказались в составе Российского государства, что было окончательно закреплено в 1592 году основанием городов Пелыма, Березова, а в 1594 году - Сургута. Появившиеся на Обском Севере городки стали служить местом торговли. На наиболее оживленных направлениях возникли особые станции для перемены лошадей – "ямы". В 1637 году были устроены два яма – Демьянский и Самаровский (ныне г.Ханты-Мансийск).

Указом Петра I в 1708 году была учреждена Сибирская губерния (в нее вошли города Березов, Сургут). В 1775 году указом Екатерины II создана Тобольская губерния. XVIII—XIX вв. отличаются мирной политикой в отношении Западной Сибири. Она приняла вид аграрного переселенческого района для Европейской России. С середины XVIII в. край становится местом ссылки государственных преступников. В Березове отбывали наказание князь Александр Меншиков, семейство князей Долгоруких, граф Андрей Остерман. После событий на Сенатской площади сюда ссылали декабристов.

В XIX в., особенно со второй половины, в регионе началось развитие капиталистических отношений. Росли обороты югорских ярмарок: Сургутской, Берёзовской, Ларьякской, Юганской.

С конца 1920 проводилась коллективизация края. С 1930 на Север стали высылать со всей страны «спецпереселенцев», руками которых в значительной степени был построен Ханты-Мансийск, обустроены многие населённые пункты. Одной из ведущих отраслей стала лесная промышленность, снабжавшая древесиной не только Сибирь, но и Урал. В 1934 были предприняты первые шаги по поиску и разведке на территории округа нефти и газа.

hmao.tpprf.ru

История Югры

ЮГРА, Ханты-Мансийский округ — край самобытной культуры и драматической истории. Ее истоки уходят в незапамятную древность, когда север Западной Сибири был покрыт мощным ледяным щитом. Об этом периоде напоминает 80-метровая возвышенность — Самаровский останец, у подножья которого расположен г. Ханты-Мансийск. Обнаженные участки склона коренного берега р. Иртыш, рассказывают об интересной геологической истории формирования останца и о присутствии ледника на этой территории около 250 тыс.л.н.

Тогда здесь обитали мамонты, шерстистые носороги, бизоны, пещерные львы, северные олени и другие крупные млекопитающие. Пойма рек Оби и Иртыша считается одной из главных областей обитания мамонтов. В это время, около 15 — 13 тыс. лет назад, в центральной части Западной Сибири уже обитали люди.

Далекие предки нынешних угров этот край начали заселять вместе с другими древними племенами примерно в VII-VI тыс. до н.э. Предполагают, что они пришли сюда со своей прародины, находившейся, вероятно, в Северо-восточной Европе, между Средней Волгой и Уралом.

Примерно тогда же сильно заболоченная тайга приобретала близкий к современному вид; Складывалась и система рек и озер, изобиловавших рыбой и водоплавающей дичью. Главная река края, Обь вместе с ее левым притоком Иртышом, длиной 5410 км, — самая протяженная в России.

Река дала имя обским уграм, предкам современных народов хантов и манси. Они остались жить в таежном краю, в то время как степные угры, венгры, ушли на запад. Но они сохранили родство языков, принадлежа к уральской языковой семье. Внешний облик хантов и манси сохраняет черты древней загадочной уральской расы, в которой сочетаются европеоидные и монголоидные черты.

Жители тайги в совершенстве приспособили свой уклад жизни к суровым условиям края. Уже в каменном веке сложилась система комплексного промыслового хозяйства, сочетавшая охотничьи и рыболовческие занятия. Многие способы и приемы охоты того времени дожили до наших дней.

Тысячелетиями складывались и верования хантов и манси. Они представляют собой сплав мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных с охотой и рыболовством. К древним образам Матери-Земли и Отца-Неба добавились многочисленные божества и духи предков, семейно-родовых святынь, духи-хозяева рек, рощ, лесов, камней, деревьев, зверей, рыб и т.п. Главенствующую позицию занял небесный бог Торум (Нуми-Торум), чье имя означает «небо», «вселенную» «погоду»; его называют также «светлым», «золотым» и «великим».

В VII —V тыс. до н.э. в Северо-Западной Сибири население начало выращивать злаки, разводить домашних животных и вести оседлый образ жизни. Появилась керамика, складывались местные традиции металлообработки.

В русских летописях «югра» впервые упоминается в XI в. С тех пор это слово закрепилось как этническое имя обских угров и как название населенной ими земли. Югорией или Югрой называют также Ханты-Мансийский автономный округ. Новгородские ушкуйники в XII в. проложили путь за «Камень» (Уральский хребет) в Югорскую землю для пушного промысла и меновой торговли. Югорские племена, именуемые с XVI-XVII вв. остяками и вогулами, были приведены к клятве-шерти, а московские цари пополнили свой титул званием «Югорский».

Со временем могущество Москвы ослабело. Этим воспользовался сибирский хан Кучум, отказавшись исполнять вассальные обязанности. Весной 1582 г. купцы Строгановы призвали для защиты волжских казаков во главе с Ермаком Тимофеевым, разгромившим Кучума. Эпоха Ермака положила начало русской колонизации Сибири. Были возведены небольшие крепости с отрядами казаков и служилых людей. Со временем они выросли в города Тюмень, Тобольск, Березов, Сургут, Мангазею и др.

Еще одной мерой колонизации служила ссылка. С начала освоения Сибири сюда ссылали всех неугодных государственному строю людей: знатных вельмож, например, А.Д.Меншикова и А.Г.Долгорукого, декабристов, крестьян, а также уголовных и политических преступников.

После октябрьского переворота 1917 г. в Западной Сибири долго и трудно проходила советизация края, сопровождаемая вытеснением коренного населения с обжитых мест и массовыми репрессиями. В 1930 г. был образован Остяко-Вогульский национальный округ, в 1940 г. переименованный в Ханты-Мансийский национальный округ. В 2003 г. он получил своё нынешнее название Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

В 5 км от села Самарова, где проживала большая часть коренного населения, у слияния Иртыша и Оби, в 1931 г. начали строить новый городок Остяко-Вогульск, переименованный в 1940 г. в Ханты-Мансийск, административный центр края.

В середине 1960-х гг. жизнь Ханты-Мансийского округа резко изменилась: на территории Среднего Приобья были обнаружены огромные запасы нефти и газа. Сейчас Югра занимает первое место в России по добыче нефти. В год здесь добывается около 280 млн. тонн, т.е. 60 % российского «черного золота». Край стойбищ и поселков быстро превратился в район индустриальных городов. Выросли крупнейшие города — Сургут (318 800 чел.), Нижневартовск (260 800 чел.), Нефтеюганск (124 000 чел.).

lenoblmus.ru

«Странички история Ханты-Мансийского автономного округа»

Дата:04.12.15г

Основной педагог: Ковалева А.В.

Учебная дисциплина: воспитательное мероприятие

Тема: «Странички история Ханты-Мансийского автономного округа»

Тип: комбинированное занятие

Цель: создать условия по формированию у обучающихся целостных представлений об истории родного края;

Задачи:

-формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края;

- развивать у обучающихся способность применять имеющиеся знания;

-формировать представление о выявлении этапов освоения и формирования территории нашего округа;

- воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование: мультемедийное оборудование, раздаточный материал.

Компетенция: информационная

№п/п

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент.

Цель: развитие слухового внимания

1.1Упражнение «Узнай мелодию».

Цель: коррекция слухового восприятия.

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем вы сядете, я предлагаю вам игру на внимание.

-Сядет тот, у кого в имени 3 буквы: Эля, Ира.

-Сядет тот, у кого в имени две буквы. А : Нурана.

-Сядет тот, у кого в имени 4 буква у: Артур.

-Сядет тот, у кого в имени 4 буквы: Гуля.

Сядет тот, у кого в имени есть буква З: Эльза.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по огромному красивийшему краю.

Прослушайтепесню и скажите, на каком языке зта песня? (хантейская)

Куда мы свами отправимся в путешествие?

Правильно (Ханты-Масийский округ - Югра).

Звучит песня (слайд1)

Подготовка обучающихся к уроку.

Занимают свои рабочие места.

Слушают аудиозапись определяют по звуку мелодии и пению куда мы отправимся путешествовать.

2

Подготовка к восприятию нового материала.

Цель: подготовить обучающихся к восприятию нового материала.

Педагог: Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает.

Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами.

Наши занятия – это путь изучения своей малой Родины, который приведет вас к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце.

Обучающиеся слушают педагога, вступают в беседу.

Слушают рассказ педагога.

3.

Постановка цели и задач занятия

-привести к пониманию основной задачи занятия

Игра: «Шифровальщики»

Цель: игра на развитие логического внимания

Индивидуальная работа

Воспитатель: ребята, какова же будет тема сегодняшнего занятия?

-Расшифруете пиктограмму Приложение 1 (Слайд 2)

и

с

т

о

р

и

я

10

19

20

16

18

10

30

Х

а

н

т

ы

-

М

а

н

с

и

й

с

к

о

г

о

23

1

15

20

31

14

1

15

19

10

11

19

12

16

4

16

а

в

т

о

н

о

м

н

о

г

о

1

3

20

16

15

16

14

15

16

4

16

о

к

р

у

г

а

16

12

18

21

4

1

Дети. Тема сегодняшнего занятия:

“ История Ханты-Мансийского автономного округа” Приложение 2

дата

События

XI век

Первое упоминание в "Повести временных лет"

XII век

В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань

Х1Увек

Новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби.

1465 год

Московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя.

XI век

Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Молодцы! А цель нашего занятия: выявить этапы освоения и формирования территории нашего округа, с помощью хронологической таблицы, которую мы с вами сами и составим.

- У каждого из вас на столе есть хронологическая таблица, где вписаны самые важные даты в истории нашего округа. Ваша задача на протяжении занятия быть очень внимательными и рядом с датами вписать события, которые к ним относятся. 

Алимовой. Э и Бациной. И даются заполненные таблицы им нужно внимательно слушать и отмечать галочкой ответы.

4

Изучение нового материала.

4.1 Рассказ педагога Легенда о людях

северного ветра.

Педагог: история Югры, Югории, уходит корнями в глубокую старину…Свидетельства жизни на Югорской земле относятся к среднекаменному веку. Необычные люди жили здесь в те далёкие времена.

Есть такая легенда, рассказанная когда-то древними греками.

Будто в стране Северного ветра живут счастливые люди. Им ни по чем, ни полгода тёмные ночи, ни снега, ни вьюги, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят звериное мясо. Но дух у них не звериный, а человеческий.

Далекий и таинственный край северо-восточной Азии, названн Сибирью, привлекал внимание людей давно, хотя его реальные географические очертания не были известны до XVIII века.

Педагог рассказывает легенду о северных людях

4.2 Рассказ обучающегося Открытие Сибири

4.3 Рассказ педагога о памятнике основателям города Сургута

5.4 Рассказ обучающегося о Сургуте

5.5 Работа с картой

5.6 Рассказ обучающегося о

г п Берёзово.

– Открытие Сибири шло постепенно. Об этом нам расскажет.

Педагог: у нас в Сургуте есть памятник основателям города Сургута

Вам знаком этот памятник?

А на какой улице нашего города он находится?

(расположен на кольце проспект Ленина)

А какие важные социальные объекты расположены рядом с памятником: агентство воздушных сообщений, магазин Спортмастер.

Это большая 4-х фигурная экспозиция. (Слайд 4 )

В бронзе увековечены князь Фёдор Борятинский, воевода Владимир Аничков (Оничков) , безымянные священник и казак-плотник. Первые две личности известны истории, именно они по царскому указу царя Федора Иоанновича прибыли в самую сердцевину Западной Сибири, «чтобы град Сургут построить». Русское население, мигрировавшее в Сибирь, несло с собою вековые традиции народного православия, иконы, книги. Весь жизненный уклад, духовные и бытовые традиции приходивших в Сибирь людей были связаны с православным вероучением. Священник в скульптурной группе олицетворяет российскую духовность. Сургут, как и вся Сибирь, не знал крепостного права, люди жили крепкие, вольные, решительные. Известно, что Сибирь брали казаки во главе с атаманом Ермаком, кроме того, Сургут возводился плотниками из числа казаков, поэтому появилась в композиции четвёртая персона казака.

(Слайд 6) “Сургут”

Сообщение учащегося о Сургуте. 

(Слайд 8)

– С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города. Обратите внимание на карту и назовите первые города и даты их основания. Не забывайте заполнять хронологическую таблицу.

Сообщение учащегося о Березово.  (Слайд 6-7)

Педагог: На гербе Березово вы видите березы, которые наглядно демонстрируют происхождение названия города. Следующая иллюстрация – это макет острога, где в 18 веке содержали государственных преступников. Вообще XVIII век стал временем, уже напрямую связанным с событиями, происходившими в России. Березов становится местом царской ссылки именитых вельмож.

Особое место в ряду северных городов занимает Ханты-Мансийск – столица Югры.

С Нурана Приложение 1.1

Обучающиеся слушают сообщение, заполняют таблицу.

Обучающиеся слушают педагога, вступают в беседу.

Н.Эля Приложение 4

читает своё сообщение остальные обучающиеся слушают и заполняют хронологическую карту.

Гульфира Приложение 3

Обучающиеся слушают и заполняют хронологическую таблицу.

5.7 Рассказ обучающегося о Ханты –Мансийские.

Сообщение учащегося о г. Ханты – Мансийские.

(Слайд 9)

Ш. Артур Приложение 5

читает своё сообщение остальные обучающиеся слушают и заполняют хронологическую карту.

5

6.

Творческое задание

Педагог: Этот год стал юбилейным для Ханты-Мансийского автономного округа, которому исполняется 10декабря 85 лет. Связь поколений, любовь к Отчизне, родной дом – вот то главное, что у нас есть. Те ценности, которые объединяют нас всегда.

Ребята я предлогаю вам изготоаить совместно стенгазету поздравление с Днём рождения Югра.

Распределитесь на группы по 3,4 человека и распределити кто какую работу будет выполнять.

Педагог : у меня набор заготовок для аппликации на тему Югра

Молодцы прекрасная стенгазета.

Коллективная работа над изготовлением поздравительной стенгазеты.

Вывешивается на доску.

Закрепление и повторение изученного материала.

Цель: закрепить знания и умения.

1.Работа с тестом по истории ХМАО.

Педагог: мы с вами на протяжении всего занятия заполняли хронологическую таблицу. Так вот теперь она будет вам хорошим помощником при заполнении теста.

Обучающиеся заполняют тест

Итог занятия.

Рефлексия.

Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал

Хотя наше занятие и завершается, но ваше путешествие по родному краю продолжится на уроках краеведения, уроках истории и географии ХМАО.

(Слайд 11)

1. Я живу в городе…..(Сургуте)

2. Мой город находится в ….(Ханты -Мансийском Автономном) округе.

3. Самый главный город нашего округа - (Ханты-Мансийск)

4. В нашем округе добывают….(нефть, газ)

5. В округе проживают коренные народы - (ханты и манси)

6. Я знаю города Ханты-Мансийского Автономного округа….(г.Сургут, г.Берёзово,г Ханты-Мансийск и др.)

Вот видите, как много мы уже знаем, как много нам ещё предстоит узнать!

Я Родины себе не выбирал.Она, как жизнь, дается от рожденья,Мне стала вьюжная суровая ЮграОтечеством, той точкой становленья,Откуда в жизнь шагнул и где иду У всех, как свечка в юрте, на виду.

Автор: В. Плесовских

Стихотворение читает А.Эльза

Ключь.

а

б

в

г

д

е

ё

ж

9

и

й

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

э

ю

я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

26

28

29

30

23

1

15

20

31

14

1

15

19

10

11

19

12

16

4

16

1

3

20

16

15

16

14

15

16

4

16

Ключь.

а

б

в

г

д

е

ё

ж

9

и

й

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

х

ц

ч

ш

щ

э

ю

я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

26

28

29

30

23

1

15

20

31

14

1

15

19

10

11

19

12

16

4

16

1

3

20

16

15

16

14

15

16

4

16

Приложение 2

Хронологическая таблица «История Югры»

Дата

События

XI век

XII век

ХIV век

1465 год

1478 год

1582 год

1593 год

1594 год

1637 год

1930 год

1940 год

1950 год

Приложение 3

Сообщение учащегося о Березове.

Один из старейших городов Западной Сибири Березов основан на месте казацкого укрепления, заложенного в 1593 году близ остяцкого поселения Сугмут-Вош. Сугмут-Вош буквально переводится как «березовый город». Гарнизон крепости главным образом занимался сбором ясака с коренного населения. На прославленные Березовские ярмарки охотно везли свой товар русские и заморские купцы.

Приложение 4

Сообщение учащегося о Сургуте.

Сургу́т — город в России, административный центр Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа, крупнейший город округа, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. Сургут стоит на правом берегу великой сибирской реки, в ее средней части, которая так и называется - Средней Обью. Городов с легкой судьбой на берегах Оби нет, многие из них появились уже в нефтяную эпоху. Сургут - один из тех уникальных городов, которые рождались из любви человека к этому месту.Город Сургут является одним из старейших сибирских городов. Основан по наказу царя Фёдора Иоанновича, данному 19 февраля 1594 воеводе князю Фёдору Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову. Город основан близ остяцкой крепости князя Бардака (Бородока) . Сургут был "основан 4 людьми": воеводой, священником, купцом и охотником. Сегодня на центральной улице города стоит замечательный памятник основателям города.Название города по одной из версий происходит от слов ханты «Сур» (рыба) и «гут» (яма) . По другой же версии, в переводе с хантыйского «сургут» — «рыбное место» . С момента основания, с XVI века, Сургут занял позиции форпоста продвижения русских служилых людей на север и восток. Минули столетия, пришла пора большой нефти, город превратился в центр главной энергетической базы страны. За плечами Сургута - слава топливного кормильца России.И раньше, и теперь в третьем тысячелетии он был и останется опорным пунктом освоения нефтегазовых северных территорий. Сургут мощный речной порт, крупнейший железнодорожный узел Западной Сибири, современный и хорошо оснащенный аэрокомплекс.

Приложение 5

Сообщение учащегося о Ханты-Мансийске.

Несколько веков назад, в 1637 году, на правом берегу Иртыша, неподалёку от места его впадения в Обь, был образован Самарский Ям, положивший начало селу Самарово. Расположился он в живописном месте у подножия крутых гор, поросших густым кедрачом. Первыми жителями Самарово были 50 ямщиков с семьями из Пермского, Вологодского о Оленецкого краёв. Вслед за ними потянулись и другие переселенцы. Кроме извозчицкого промысла жители Самарово занимались рыбной ловлей, охотой и животноводством. На зиму солили грибы, собирали ягоды, заготавливали до 10 тысяч пудов кедровых орехов.

С появлением пароходства Самарово стало активно развиваться и в 60-е годы 19 столетия превратилось в большую пристань. Где сходились пути пароходов Тюменско- Томской системы. Так на месте села, появился крупный торговый центр.

В 1930 году власти страны приняли решение образовать 8 национальных округов, среди которых был и Остяко-вогульский. Для строительства этого окружного центра избрали место в пяти километров к северу того самого Самарово. В вековой Сибирской тайге положили улицы и кварталы. А уже в 1940 году посёлок Остяко-Вогульск был переименован в Ханты-Мансийск, а ещё через десять лет получил статус города.

«Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован

10 декабря 1930 г. постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в с. Самарово

в 1977 преобразован в автономный округ. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2003 Xанты-Мансийский автономный округ переименован в Xанты-Мансийский автономный округ – Югра.

С 2000 входит в Уральский федеральный округ. Административный центр – город Ханты-Мансийск…»

Приложение 6

Тест по истории ХМАО.

1.Когда и где встречаются первые сведения о Югре?

А) «Слово о полку Игореве»

Б) «Повесть временных лет»

2.Когда был образован Остяко-Вогульский национальный округ?

декабрь 1930

Б) декабрь 1922

декабрь 1950

3.Как назывался Ханты-Мансийск до революции?

А) Березово

Б) Самарово

В) Сургут

4.«В каком количестве прибыл» первый десант на территорию Самарово?

А)50

Б) 20

В)16

5.Когда Ханты -Мансийск получил статус города?

А) 1960

Б) 1940

В) 1950

Хронологическая таблица «История Югры»

Дата

Собития

XI век

Первое упоминание в "Повести временных лет"

XII век

В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань

XIV

Новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби.

1465 г

Московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя.

1478 г.

Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

1582 год

поход Ермака в Сибирь

1593 год

Основание города Берёзово

1594 год

Основание города Сургут

1637 год

Был образован Самарский Ям, положивший начало селу Самарово

1930 году

Образование 8 национальных округов, среди которых был и Остяко-Вогульский

1940 году

Посёлок Остяко-Вогульск был переименован в Ханты- Мансийск,

1950 году

Ханты-Мансийск получил статус города.

Приложение 1.1

– Открытие Сибири шло постепенно, первыми ее узнали новгородцы. Их торговые и деловые интересы были движущей силой, побуждающей к освоению Сибири.

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами.

Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…".

В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань.

А, в XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев

р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве.

С XV века по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины.

А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя.

После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

kopilkaurokov.ru

«История Ханты Мансийского автономного округа с древности до наших дней»

ФАКУЛЬТАТВНЫЙ КУРС НА ТЕМУ:

«История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до наших дней»

Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.

Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позицию школьников, которые живут в поликультурном, этноконфессиональном обществе.

Данная тема будет рассматриваться с использованием:

  1. учебно-методического материала по истории ХМАО с древности до наших дней;
  2. электронного атласа: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»;
  3. электронной книги: И.Б.Мюллер. Нравы и обычаи остяков;
  4. электронной книги: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года).
Курс рассчитан на 17 часов.

Содержание курса

Тема 1. Наш край в древности.

Рассмотреть географическую карту. Предыстория (плейстоцен, палеолит, голоцен, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век). Традиционное хозяйство коренного населения западной Сибири. Традиции, обычаи, одежда обских угров.

Тема 2. Югорское Средневековье (VIII – XV вв.).

Изменение территории расселения таёжных народов Западной Сибири (использование карты-схемы). Ранний железный век. Почему Сибирь назвали Сибирью. Торговые связи Югры в древности (). Образование угорских княжеств Западной Сибири в конце XIV – начале XV в.

Тема 3. «Сибирское взятие» (конец XV – XVII вв.)

Покорение Сибири (использование карты-схемы). Взаимоотношения Москвы и Югорской земли в XVI в. Сибирское ханство. Взаимоотношение Сибирского ханства и Русского государства. Походы дружины Ермака в Сибирь (использование карты-схемы). Первые русские города и остроги в Западной Сибири.

Тема 4. Наш край в XVII в.

Русское и коренное население Северо-Западной Сибири в XVII в. Язычество и христианство на обских берегах.

Тема 5. Первые сто лет в составе империи.

Народы края в XVIII в. Государственные повинности. Культура и быт народов края.

Тема 6. На переломном этапе (конец XIX в. – 1930ые гг.).

Изменение в структуре населения в XIX в. Экономическое развитие. Культура, быт, общественная жизнь народов края. Народы края в XIX в. Экономика и хозяйственное положение жителей Обь-Иртышского Севера. Культурно-просветительская, научная и медицинская сферы. Край во время гражданской войны. Советская власть в округе. Культурные преобразования.

Тема 7. Великая война в судьбе края (1941-1945 гг.).

Роль округа в годы войны. Участие северян в боевых действиях. Помощь фронту.

Тема 8. Послевоенные трудовые будни (1945 – середина 1960х гг.).

Административное устройство. Экономическое развитие. Общественно-политические и национальные отношения. Социальная структура послевоенного общества.

Тема 9. На пути в будущее: надежды и реальность (1970ые – начало XXI в.).

Экономическое развитие. Культура, быт, общественная жизнь народов края. Развитие нефтегазодобывающей отросли, развитие сельского хозяйства, строительство городов. Досуг жителей Югры. Подведение итогов изученного курса.

Элективный курс предполагает экскурсии в историко-краеведческий музей, музей воинской славы.

Тематическое планирование курса для 10 класса

Тема курса Формы работы часы
1 Наш край в древности.
  1. Урок изучения нового материала.
  2. Урок-путешествие.
2
2 Югорское Средневековье

(VIII – XV вв.).

Комбинированный урок. 1
3 «Сибирское взятие»

(конец XV – XVII вв.)

Лекция с элементами беседы. 1
4 Наш край в XVII в. Комбинированный тип урока с элементами практической деятельности учащихся. 1
5 Первые сто лет в составе империи. Семинар 2
6 На переломном этапе (конец XIX в. – 1930ые гг.). Лабораторная работа 2
7 Великая война в судьбе края (1941-1945 гг.).
  1. Изучение нового материала с элементами беседы.
  2. Лабораторная работа.
  3. Урок-обобщение
3
8 Послевоенные трудовые будни (1945 – середина 1960х гг.).
  1. Лекция с элементами беседы.
  2. Комбинированный.
2
9 На пути в будущее: надежды и реальность (1970ые – начало XXI в.).
  1. Изучение нового материала с элементами беседы.
  2. Лабораторная работа.
  3. Урок-обобщение
3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа № 3».

Утверждено
Директор школы
_______________Л. П. Бочкова
«______» сентября 2011 г.

План элективного курса

На 2011 - 2012 учебный год.

Название элективного курса: ««История Ханты – Мансийского автономного округа с древности до наших дней»
Класс: 10
Преподаватель: Сиротина Виктория Викторовна.
Согласовано с учебной частью
«______» сентября 2011 г.
Методист
_________________

Используемая литература

  1. ХМАО – Югра: Обские угры. Под ред. А. Щукина. – г. Тюмень: ИФО «Тюмень», 2005 г.
  2. Куриков В. ХМАО: с верой и надеждой в третье тысячелетие. – Екатеринбург: ИД «Зевс», 2000 г.
  3. ХМАО – Югра: Сказание о земле Югорской. Под ред. А. Щукина. – г. Тюмень: ИФО «Тюмень», 2005 г.
  4. западная Сибирь: История поиска (две части). Публицистический научно – популярный сборник / ред. – составитель Л.В. Цареградская. – Екатеринбург, 2008 г.
  5. Электронный атлас. ХМАО: люби и знай свой край родной, 2004 г.
  6. Электронное издание: ХМАО – Югра. Комитет по информационным ресурсам, 2010 г.
  7. Электронное издание: энциклопедия ХМАО – Югра, 2009 г.

publekc.ru