Древний восток основные занятия. Конспект учебного (открытого) занятия. По теме – Древний Восток. Шахова Лариса Александровна
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методическая разработка урока по теме Древний Восток. Древний восток основные занятия


«Древний Восток» - Урок

Тема: «Древний Восток»

(Урок – путешествие с творческими заданиями в 5 классе)

Цель урока: систематизация и контроль знаний учащихся по теме Древний Восток». Выяснить, как учащиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Способствовать развитию творческих способностей учащихся

Оборудование: карты: «Древний Восток», «Египет и Передняя Азия», картина «Египетские пирамиды».

Эпиграф: «История-свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни». (Цицерон).

I.Организационный момент.

II.Объявление темы и задачи урока.

История человечества начинается на Древнем Востоке. Понятие «Древний Восток» охватывает Ближний и Дальний Восток, Центральную и Юго-Восточную Азию. Здесь родились первые цивилизации.

Проблемное задание: Что входит в понятие «цивилизация»?

Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал. Мы совершим путешествие по Древнему Востоку, где будем решать творческие задачи.

III.Путешествие по государствам «Древнего Востока».

1. Выбирается один ученик, который готовит развернутый ответ по карточке. Ему дается время на подготовку. (Максимальная оценка -10 баллов).

КАРТОЧКА № 1

Определить архитектурные памятники изображенные на рисунке, найти на карте места, где они находились, указать, когда и какими народами были созданы, дать краткое описание и указать дальнейшую их судьбу.

2.Работа с картой.

Словами скажите о местоположении государств и покажите их на карте. ( За каждое государство- 1 балл).

Изученные государства «Древнего Востока» ученики показывают на карте у доски.

3. Решите кроссворд «Ассирийское царство». Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете прозвище главного города Ассирийской державы, данное ему покоренными народами.( 1 балл- за правильное слово).

4. Развернутый ответ ученика по карточке.

Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти пять тысяч лет назад основатель III династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы.

Оно было поручено зодчему Имхотену, который создал первую ступенчатую пирамиду- мать пирамид. Ее высота- 60 метров, длина- 120 м., ширина- 109 м. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупных известковых блоков.

Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса в начале XXVII века до н. э. Ее высота-146,6 м., длина каждой из сторон-233 м. Сложена она из тщательно отесанных и плотно подогнанных известняковых блоков весом от 2,5 до 30 тонн. По расчетам ученых, для сооружения пирамиды потребовалось 2300000 таких блоков. Чтобы обойти пирамиду по периметру нужно пройти 1 км. Ее строили в течение 30 лет, и занято на строительстве ее было около 100 тыс. рабов, крестьян и ремесленников.

Египтяне, говоря о пирамиде Джосера, подчеркивали, что в ней несколько масштаб, а масштаб в переводе с арабского означает « спальня».

5.Работа с историческим документом «Законы царя Хаммурапи».

(За правильный ответ -1 балл).

Беседа по вопросам к документу.

-На какие группы делилось население Вавилонского царства? (рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы).

-Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (золото, серебро)

-Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (волов, овец, ослов).

-Что умели делать жители этой страны? (обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать).

-Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? (взять землю в аренд у(на временное пользование) под проценты).

-Как наказывали рабов? (наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали).

-Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военначальника? (убивали).

-С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна была сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти).

6. «Изготовление папируса»

Задание: Соотнести рисунки с операциями по изготовлению папируса.

.Учащиеся самостоятельно выполняют задание. (За правильно выполненное задание-4 балла).

7.Решение творческих задач.

(За каждый полный, правильный ответ – 2 балла).

Задача № 1

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы- будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

-Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени.

Ответ ученика: Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.

Задача № 2.

В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо.

-Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?

Ответ: Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, т.к. они были помощниками царей.

8.Войны Персии и Ассирии.

Учащимся раздаются задания, в котором они самостоятельно должны указать страны, которые были завоеваны Персией и Ассирией. (За каждое правильно указанное государство -1 балл).

9.Тест «Древняя Индия».

( За каждый правильный ответ – 1 балл).

1.Где находится Индия?

а) на западе Азии

б) на юге Азии

в) на востоке Азии

2.В какой стране стали впервые производить сахар?

а) в Китае

б) в Индии

в) в Ассирии

3.Кто из царей Индии первым отдал предпочтение буддизму?

а) Конфуций

б) Ашока

в) Гаутама

4.Кто учил в Древней Индии, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение?

а) Брахма

б) Будда

в) Рама

5.Что изобрели в Древней Индии?

а) шахматы

б) бумаг

в) прозрачное стекло

10.Впишите недостающие буквы.

( 1 балл – за правильное слово).

В Двуречье протекают две реки: Е---т и Т—р.

Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется- Д------е или М--------е.

Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г-------ш.

Письм, возникшее в Двуречье называется к-------ь.

Знаменитым вавилонским царем был Х-------и.

11.Найдите ошибки в тексте.

( 1 балл – за правильное слово).

Один враль и хвастун утверждал, что с помощью «машины времени» побывал в Древнем Египте.

-Когда я попал в эту страну,- рассказывал он друзьям,-то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу-горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой, как это всем известно, похоронен фараон Тутанхамон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще.

-Перестань выдумывать,- прервали рассказчика слушатели, ты никогда не был в Древнем Египте! В твоем рассказе с десяток исторических ошибок.

Назовите эти исторические ошибки.

12.Итак, мы рассмотрели цивилизации Древнего Востока.

Что же входит в понятие «цивилизация»?

Цивилизация-это такой период развития общества, когда существует государство, города, письменность.

IV.Домашнее задание.

Повторить термины по Древнему Востоку.

Подготовить сообщение «Как мы узнали о жизни древних греков.»-1 ученик.

V.Подвести итоги.

gigabaza.ru

Древний Восток

 История Древнего мира представляет собой совокупность всех древних цивилизаций Запада и Востока: Египта, Китая, Месопотамии, Индии, Палестины, Передней Азии, Греции и Рима. Все эти цивилизации смогли перерасти первобытный общинный строй, который в течение долгого времени господствовал над человечеством.

 Для первобытного строя характерны родовые отношения, беззащитность и страх перед природой. Основная цель человека в этот период выжить, добыть пищу.

 Народы Древнего Востока, греки, римляне, жившие в разное время, в разнообразных природных условиях приспосабливались к окружающей среде, преодолевали трудности выживания и создавали свои государственные и общественные устройства, хозяйственные уклады, цивилизации.

  Именно они сделали новый виток, и вышли на следующую ступень развития, в котором человеческое общество стало быстро совершенствоваться во всех областях. Они определили всё последующее развитие человечества, поэтому к изучению истории Древнего мира никогда не пропадает интерес.

 Так что же смогли сделать древние люди, чтобы выйти на следующий этап развития?

  1. Создали прибыльные производственные хозяйства, ввели рациональную экономику, что разительно отличается от первобытного строя, для которого характерно безвыгодное ведение хозяйства.
  2. Произошло социальное расслоение общества, появились классы бедняков и богатых (для первобытного строя характерна родовая община). Возникла частная собственность (для первобытных людей, безусловно, характерна коллективная собственность).
  3. Появился институт государства и права, социальные разногласия и споры решались на более высоком уровне по сравнению с примитивным обществом, где при выяснении отношений следовали традициям праотцов или созывали совет старейшин.
  4. Образовали города, которые стали административными, культурно-религиозными, военными центрами областей и районов. Здесь были сконцентрированы материальные, умственные ресурсы.
  5. Строили архитектурные, монументальные сооружения — пирамиды в Египте, храмы в Греции, зиккураты в Месопотамии.
  6. Придумали письменность (пиктограмма, клинопись, иероглифы) с помощью которых люди могли оставлять потомкам информацию, передавать опыт и знания.

 Развитие общества по сей день идёт по тому же пути, что прошли и первые цивилизации. Поэтому их опыт, знания, закономерности имеют всемирную историческую значимость.

Колыбелью древних государств были долины рек Нила, Евфрата и Тигра. Это первые крупные империи египетских фараонов, вавилонян, ассирийцев, которые сложились из маленьких общин. Подобное развитие шло и на Индостанском полуострове, и в Китае, где также сложились ранние развитые цивилизации, в низменностях рек Инда, Ганга, Хуанхэ.

Карта Древнего Востока

 Первые цивилизации создали прототип письменности, построили центры — города, образовали первые древнейшие государства, добились таких высот в культуре, архитектуре, искусстве, что и по нынешний день ими все не устают восхищаться. Через несколько столетий новые государства стали появляться за границами речных долин. Центры культур и государственности были созданы в Северной Африке, Ближнем Востоке, Азии. Весь этот многоликий мир цивилизаций и есть Древний Восток.

 Он занимал обширную территорию, которая простиралась от Карфагена, построенного финикийцами — располагается на территории современного Туниса до государств, расположившихся на нынешних землях Японии и Китая. От Эфиопии, где селились выходцы из Сабейского царства до Кавказских гор. 

 На этой громадной площади образовалось множество государств, имевшие огромное значение в мировой истории, культурным наследием которых поныне восторгаются. Это Древнеегипетское царство (с одним из чудес света — пирамидами), Вавилонское государство (с дошедшими до нас законами Хаммурапи), Хеттское царство, Ассирия (воины которой владели передовыми стратегией и тактикой), царство Аккад, Персия. Множество небольших недолговечных государств (Митанни, Урарту), финикийские города - государства, цивилизации, зародившиеся в районах Палестины и Сирии, а также Фригия, Лидийское царство.

 Все эти государства существовали не в одно время. Самые первые цивилизации появились во второй половине IV века до н. э., а перестали существовать в 30–20-х годах IV века, когда войска Александра Македонского завоевали необъятные просторы древних государств, включая Персию, Малую Азию, Сирию, Египет. Одно из последствий завоевания Ближнего Востока Александром Македонским стало то, что греческая культура проникла в Египет и в Азию, это изменило ход истории. На завоёванных территориях стали образовываться эллинистические государства (Каппадокия, Пергамское царство, Вифиния, Комагена, Понтийское царство), историю которых рассматривают в разделе античной истории. На территории Средней Азии, Индии, Китая древние общества существовали до III –V вв., пока им на смену не пришёл феодальный строй. Итак, история первых цивилизаций насчитывает почти III тысячелетия.

 Природные условия. Особенности экономики

 Древний Восток занимал большую территорию, которая отличалась климатическими поясами, природными ресурсами. Но одни из древнейших цивилизаций образовались в благоприятных климатических условиях, в области субтропического климатического пояса, в котором очень жаркое, сухое лето с малым количеством осадков и мягкая зима. Также они имеют ещё одно сходство — все они образовались в низменностях рек с внушительными бассейнами. Эти крупные реки имели немаловажное значение в развитие первых государств — Нил (Египетское царство), Тигр, Евфрат (Шумеро - Аккадская цивилизация), Инд, Ганг, Хуанхэ. Плодородные долины, оптимальные условия для земледелия способствовали развитию хозяйственной деятельности человека.

 В то же время разливы рек весной, засуха летом требовала от людей прилагать больше усилий и знаний, чтобы сделать орошаемую систему полей, построить водохранилища, проследить за уровнем воды рек, как в нильской долине или Евфрата. Либо построить плотину, укрепить берега, бороться с наводнениями, отводить лишнюю воду от полей, как в гангской долине или Хуанхэ. Одного коллектива для решения таких задач было мало, поэтому люди стали объединяться с другими общинами, что привело к образованию небольших городов, которые получили название «номовые государства».

 Образование первых древних цивилизаций приходится на бронзовый век, целых два века народы не знали железа. Поэтому орудия труда из камня, меди, бронзы были малоэффективны для работы, людям приходилось налаживать совместное кооперированное сотрудничество. Что способствовало накоплению определённого опыта по земледелию, орошению, строительству.

 Реки были богаты рыбами, что являлось большой подмогой в довольствие людей. В этих областях произрастало многообразие дикорастущих злаков, которые люди смогли окультурить и положить начало в выращивании таких злаковых растений, как пшеница, просо, овёс, рис, ячмень, а также хлопка, льна, винограда, чая. Разнообразие фауны позволило человеку приучить некоторые виды диких животных (коз, верблюдов, лошадей, овец, ослов) и заняться культурным скотоводством. Во многом переход народов Ближнего Востока от кочевого образа жизни к оседлому положило начало новому этапу развития.

 В долинах рек всё было создано для развития земледелия, скотоводства, рыбной ловли, но они были бедны металлами (оловом, медью), которые требовались для производства орудий труда, деревом, камнем (необходимых для строительства сооружений и домов). Зато область пустынь, нагорий, гор имела это сырьё в большом количестве. И уже с IV тысячелетия до н. э. жители долин устанавливали взаимосвязь с населением горных районов (Нубия, Синай, Армянское нагорье), обменивались продуктами и сырьём. Но небольшой выпуск товаров и низкий уровень продаж приводил к грабежам, перераставшие в захватнические войны с целью изъятия сырья или прикрепления территории с сырьевыми ресурсами к государству завоевателей. Так, появились первые военные державы, владения которых не ограничивались речными долинами, но и захватывали горные и пустынные области.

 Таким образом, шаг за шагом в долинах рек формировались поселения. Сначала «номовые государства», затем военные державы, обносившие свои поселения для безопасности оборонительными укреплениями. Численность народонаселения увеличивается и возникает такое понятие, как город. Город — это нечто новое для того времени. Он стал центром сосредоточения органов управления, религиозных служителей. Здесь нашли приют ремесленники, которые обслуживали не только городское население, но и ближайшую сельскохозяйственную окрестность. Здесь впервые возникает такая отрасль экономики, как перерабатывающее производство — из металлов (бронзы и меди) в большом количестве производят орудия труда, домашнюю утварь, оружие, украшения.

 

Социальные отношения. Община

 Образование первых городов стало настоящей революцией, которая привела к тому, что общество ушло от примитивных первобытных отношений. Социальная структура стала сложнее. Это уже не та родовая община, в которой практически все равны, это ярко выраженное разделение на классы. Люди теперь различаются по знатности, богатству, влиянию. Широкое распространение получила новая форма зависимости «рабство».

 Её возникновение стало возможным, и в какой-то мере необходимой на этом этапе развития общества. Хозяйственная деятельность человека приносила хорошие плоды, человек полностью смог удовлетворить свои потребности, при этом у него оставались и излишки. Это позволяло при военных действиях не убивать пленников, а забирать их с собой, превращая в рабов. С ростом производства рабочих рук стало не хватать, а прокормить ещё одного работника труда не составляла.

 Основная функция раба работать на своего господина, они выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Появление класса рабов больше усложнил структуру общества, возникло деление на богатых и нищих, знатных и простолюдинов. В сельскохозяйственных районах хозяин легко мог опуститься до положения раба из-за неурожая, стихийных бедствий. Количество рабов неуклонно растёт, они пользуются спросом и постоянно поставляются из разных мест. Рабами были, прежде всего, военнопленные, также существовало наследственное рабство (дети рабов тоже становились рабами).

 Появляется ещё одна прослойка — это люди, которые работают в храмах или государственных учреждениях за еду. Формально это свободные люди, имеющие семьи, но по статусу они стоят на одной ступени с рабами, это подневольные работники.

 При этом государству требовались многочисленные аппараты чиновников, постоянная армия. Аппарат власти назывался государством. Верхушка власти была самостоятельной структурой, на неё не оказывало влияние общинное самоуправление. Кроме этого, необходимо было сохранить для потомков информацию о своих победах, важных событиях, успехах. Вперед выходят люди творческих профессий — литераторы, писцы, художники. Появляются философские школы. Характерной чертой древних цивилизаций является абсолютное уважение к знаниям, возникновение мифологических героев, вознесение легендарных мудрецов, живших в это время. Духовная жизнь общества была многообразна. Образование новых «прослоек» людей, профессий постепенно формируют в Древнем Востоке три основных класса.

 Социальная структура общества представляет собой пирамиду. В самой вершине которой, находился класс знати. К нему относились правители, жрецы, чиновники, военные.

 Значительную часть общества представляли крестьяне-общинники, а также ремесленники, торговцы, составляющие второй класс.

 Класс, занимавший самый низ пирамиды - класс рабов и подневольных работников.

 Внутри каждого класса было тоже расслоение по имущественной состоятельности, по правовому положению. Взять хоть класс рабов, где были и рабы-чужеземцы, которые приравнивались к вещам, они не имели никаких прав, полностью принадлежали хозяину, и вся жизнь их проходила в работе. Рабы-должники, сохранявшие свои права, и по выплате долга становились вновь свободными людьми, также было распространено патриархальное рабство в семье, когда младшие члены подчинялись безоговорочно старшему.

 В классе мелких производителей выделяли свободных землевладельцев и зависимых (от долговой кабалы или аренды земли), ремесленники различались по имущественной состоятельности.

 Но для Востока характерно то, что каждый класс представлял собой общину (семью, касту, секту), которая имела свои правила и законы, нормы поведения, отличавшиеся от остальных общин. Люди в них были сплочены и организованы внутри, каста обеспечивала защиту от произвола. Человек представлял себя несамостоятельной личностью, а частью коллектива.

Такая внутренняя структура облегчала государству контролировать общество, чиновнику только оставалось призвать главу касты, чтобы решить проблемы или добиться желаемого. По возникновению, касты были похожи на родовые общины первобытных людей, но по содержанию, структуре это было новое явление. Каста утратила черты родовой общины и представляла собой организацию соседей, которые контактировали между собой.

 Наличие таких разных классов приводило к открытым столкновениям, в истории известны мятежи рабов, подневольных и зависимых работников, нередко возмущения возникали в господствующем классе между военными и жрецами.

 Достаточно многосложное устройство общества говорит о высоком развитии народов Древнего Востока, в сопоставление с первобытными людьми. Однако темп развития Древнего Востока замедлился, экономические, политические и социальные отношения не обрели такого влияния и масштаба, как в древнегреческом и древнеримском обществах. Это связано с экономическим застоем, слабым развитие производства, небольшим разделением труда, медленным развитием технологий и техники. В обществе сохранилась коллективная форма производства, что тормозила развитие частного производства. Это связано, прежде всего, с тем, что небольшая семья или поселение не в силах было, справится с речной стихией, для строительства дамб, каналов, водохранилищ требовалось объединить усилия многих общин.

  

 

taboo.su

Методическая разработка урока по теме Древний Восток

Тема урока «Древний Восток»

“Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения”.“Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию”.Конфуций

Цели и задачи урока:

  • повторить, скорректировать и закрепить знания по теме “Государства Древнего Востока”;

  • сформировать представление о том, что культура и религия стран Древнего Востока стала одной из основ единой культуры современного человечества;

  • создать условия для развития личности школьников в процессе деятельности и общения;

  • формировать потребность учеников в самообразовании и повышении культурного уровня;

  • способствовать развитию: исследовательских навыков и умений, способности к обобщению, систематизации полученных знаний;

  • продолжить обучение грамотному чтению исторической карты;

  • формировать умение работать в коллективе и группах;

  • способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся;

  • создать на уроке атмосферу психологического комфорта;

  • не допускать переутомления детей, меняя вид деятельности на уроке. (слайд № 1)

Оборудование:

  • Карта “Древний Восток”

  • Мультимедийный проектор

  • Рабочая тетрадь

  • Оценочные листы для каждого ученика

  • Карточки-тесты.

  • Презентация

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит повторить весь материал по теме “Древний Восток”. В течение всего урока нас будут сопровождать поучительные изречения и советы китайского мудреца Конфуция. И начнем мы – тоже с его афоризмов. Прочитайте эпиграф урока, ответьте, что важное вам напоминает Конфуций (самостоятельная мотивировка на урок ).

Усвоив содержание темы “Древний Восток”, вы многое уже будете знать и понимать при изучении последующих тем.

Что же мы сегодня повторяем? (На экране слайд №2)

Основные вопросы урока:

  • Географическое положение стран Древнего Востока

  • Особенности хозяйственной деятельности стран Древнего Востока

  • Культурные достижения стран Древнего Востока

  • Исторические деятели стран Древнего Востока

  • Религия стран Древнего Востока

  • Крылатые выражения, мудрость стран Древнего Востока

“Лишь та ошибка, что не исправляется”.Конфуций

  1. Разминка для концентрации внимания (слайд №3).

Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.

Примени знания и проверь свое внимание!

  • Оазес

  • Папирас

  • Глинопись

  • Сатрапеи

  • Иероглефы

  • Мумея

  • Диржава

  • Заповиди

  • Шахмоты

  • Калонии

  • Саркафаг

  • Делта

  • Свинкc

  • Хамурапи

  • Фораон

  • Канфуций

Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:

  1. Кто не помнит значение какого-нибудь термина? (Разбор определения, если таковые имеются)

  2. Терминов, из какой страны нет в перечне?

  3. Терминов, какой страны больше всего?

  4. Логическая задача: финикийские ученики, в отличие от египтян, уже после короткого обучения могли что-нибудь написать. Но все же их записи, попавшие в чужие руки не были полностью понятны. Почему?

  5. Что еще кроме внимания мы тренируем, выполняя данное задание?

“Вести сражаться необученных людей - значит их бросать”.Конфуций

II. Работа с картой.

Цель: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий.

Учитель: Древние государства…Они располагались на территории современных стран мира. Некоторые сегодня так и называются - «Египет», «Сирия», «Китай», а названий других уже нет. Давайте, ребята, перечислим государства Древнего Востока.

III. Работа с тестом

Цель: проверить и закрепить знания учащихся.

Учитель: Страны Древнего Востока останутся в вашей памяти многими событиями, датами, именами, изобретениями. Наша следующая работа – тест. Каждый получает тест на карточке.

Тест проверяет сосед по парте. Ответы представлены на слайде. (слайд №4)

Тест (Приложение)

1. Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

2. Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед»

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

3. Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Евфрат и Тигр.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

5. Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.

1. Индия 2. Египет 3. Двуречье 4. Финикия 5. Китай

Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации.

  1. Укажите земледельческие страны.

  2. Назовите страны, где было развито скотоводство.

  3. Назовите страны, отличающиеся каким-нибудь особым видом хозяйственной деятельности.

  4. Какие из перечисленных государств стали державами?

  5. Назовите последовательность нашего изучения перечисленных государств.

Логическая задача: При Хаммурапи в Двуречье богатые люди, наряду с другим имуществом, указывали в завещании дверь, табурет, кровать. Почему, наряду с драгоценностями потомкам завещали такие странные предметы?

IV. Игра.

Цель: развивать умение применять знания на практике

Итак, каждая страна у нас с чем-нибудь ассоциируется. Играем в ассоциации.

На столе у учителя 14 табличек с названиями предметов, имеющих отношение к истории какой-нибудь древневосточной стране. Ученики по очереди должны подойти, взять любую табличку, назвать страну, откуда этот предмет. (Приложение)

1.Таблички с названиями предметов:

  1. Стеклянный бокал (Финикия)

  2. Спички (Китай)

  3. Пачка чая (Индия)

  4. Компас (Китай)

  5. Шелк (Китай)

  6. Бумага (Китай)

  7. Шахматы (Индия)

  8. Алфавит (Финикия)

  9. Красная ткань (Финикия)

  10. Пирамида (Египет)

  11. Папирус (Египет)

  12. Корабль (Финикия)

  13. Сахар (Индия)

  14. Вата, хлопок (Индия).

“Не печалься, что люди тебя не знают,

а печалься, что ты не знаешь людей”.Конфуций

V. Угадай, кто этот исторический персонаж? (Слайд5)

1. Египетский фараон, гробница которого осталась не разграбленной до наших дней.

2. Последний из великих царей Ассирии, правил в 668 — ок. 627 до н. э. В правление … в Ниневии была собрана первая систематическая библиотека на древнем Ближнем Востоке.

3…император из династии Маурьев. Известен как царь — покровитель буддизма, к которому он обратился после кровавых войн; первый царь, постригшийся в монахи. Его деяния описаны в книге “Легенды об ….”.

4. В 558 до н. э. стал царем Персии; через пять лет в 553 до н. э. он побудил персидские племена восстать против мидян и, захватив столицу Мидии Экбатаны, лишил власти царя Астиага. После захвата принадлежавших Мидии земель в состав Персидской державы вошли Ассирия, Армения, Каппадокия и Парфия. В течение десятилетия персы покорили Лидийское царство и подчинили своей власти племена, жившие на Иранском нагорье и в Средней Азии. К концу 540-х гг. до н. э. границы царства достигли р. Сырдарьи и отрогов Гиндукуша. В 539 до н. э. обратил свою армию против Вавилона и захватил его.

е) Сразу после прихода к власти возглавил поход против восставшего Вавилона, который в декабре 522 до н.э. был захвачен персидскими войсками. В дальнейшем, в 519-512 до н. э., персы захватили Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии, раздвинув пределы государства от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, Армянского нагорья на севере и первого порога Нила на юге.

5. Взойдя на престол в 246 до н. э. и победив своих соперников, он совершил завоевательные походы в соседние государства, нанес им сокрушительное поражение и объединил большие территории в единую империю, приняв титул …, что значит “Первый император династии”.

6. Великий мудрец Древнего Востока, который говорил, что мудрость – в знании старинных книг

VI. Религия Древнего Востока.

Выполните задания, показанные на слайде

“Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим”.Конфуций

VII. На глиняных табличках Двуречья найдены пословицы. Какие пословицы в нашем языке аналогичны им по содержанию?

  1. “Хорошо одетому всегда рады” (“Встречают по одежке, провожают по уму”)

  2. “Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку” (“Делить шкуру неубитого медведя”)

  3. “Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову” (“Из огня да в полымя)

Дополнительные задания для тренировки переключения и концентрации внимания и развития логического мышления:

  1. По вашему мнению, что объединяет данные тексты?

  2. Какие крылатые выражения вы помните, кроме “соломонова решения”?

VIII. Работа в парах - “Найти ошибку в тексте».

Цель: формировать умения работать в парах, отстаивая свою точку зрения, используя исторические и литературные знания.

Учитель: Каждый ученик получает текст, в котором есть ошибки. Следует их найти, работая в парах. Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру известную книгу всех времен и народов – Библию.

Государства на Древнем Востоке возникли и распадались стремительно. Так произошло с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до н.э., а распавшейся в 512 г. до н.э. Но больше всего загадок таят древняя Индия и Китай. Ученые до сих пор спорят, отчего погиб город Сяньян в Индии и был ли на самом деле «Сыном Неба» последний китайский император из династии Цынь Шихуан.

IX. Давайте подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока.

Комментарии учителя к ответам и работе на уроке, оценки.

Для визуальной аналитической мотивации: путем поднятия рук, ответить на вопросы:

  • Кто сегодня доволен собой на уроке?

  • Кто считает, что мог бы работать лучше?

  • Кто стал больше знать, чем в начале урока?

  • Кто устал?

  • Кто расстроен?

  • Кому было тяжело?

  • Кому было не трудно?

  • Нужно ли проводить подобные уроки?

X. Домашнее задание: заполнить таблицу.

Страна

Египет

Финикия

Вавилония

Ассирия

Индия

Палестина

Китай

Реки

Правители

Изобретения

Памятники

Письменность

Мифы

Религия

infourok.ru

Конспект учебного (открытого) занятия. По теме – Древний Восток. Шахова Лариса Александровна | Центр гражданских и молодежных инициатив

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» г. Череповца Вологодской области

 

Конспект учебного (открытого) занятия. По теме – Древний Восток.

5 класс.

Составитель:

Шахова Лариса Александровна

учитель истории и обществознания

 

 

 

Тема урока: Древний Восток.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок.

Цели:

- обобщение и систематизация ранее полученных знаний,через игру-путешествие;

- воспитание у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока;

- формирование навыка работы в группе.

Задачи:

- актуализировать знания обучающихся по теме «Древний Восток»;

- подвести обучающихся к пониманию значимостиистории и культуры стран Древнего Востока, воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали;

- продолжить формирование навыка работы с исторической картой, по нахождению на ней территории изучаемого государства, природных объектов (реки Междуречья) и городов;

- способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока; анализировать и делать выводы.

Оборудование:

компьютер; мультимедиапроектор; презентация; карта «Рост территории государств в древности»; раздаточныйматериал: контурные карты, карточки с заданиями, тесты, фишки.

План урока:

1. Актуализация знаний по теме «Древнего Востока» (2 минуты)

2. Постановка цели и учебных задач (2 минуты)

3. Физминутка (2 минуты)

4. Игра-путешествие. Решение познавательных задач. Достижение цели урока. (30 минут)

5. Подведение итогов урока (2 минуты)

6. Рефлексивный этап (2 минуты)

7. Контрольно-оценочный этап (2 минуты)

Ход урока

1.Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.Сегодня у нас необычный урок и на этот урок к нам пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Восток”. Слайд №1.

ЧТО МЫ БУДЕМ ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ?  (цель закрепить и систематизировать знания по истории Древнего Востока).

Урок необычный, и поведем мы его в форме игры-путешествия. Как обычно в путешествие все едут с хорошим настроением. Я желаю, чтобы Вы взяли с собой в путь хорошее настроение, смекалку, свою эрудицию. Поделитесь своей улыбкой друг с другом, с гостями. Итак, в путь. 

Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а куда же мы отправляемся. Понятие “Древний Восток” - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

1. Предварительная подготовка к игре: класс заранее разделен на четыре команды.

2. Правила игры:

За правильное выполнение задания команда получает 1 фишку.

Максимальное количество фишек 70, команда, набравшая от 70 до 56 фишек – получает оценку «5», 55 – 40 фишек – «4», от 39 – «3».  

Слайд №2.  Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.

Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.

Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.

Итак, нашпервый пункт “Географический”

? – ПЕРЕЧИСЛИТЕ СТРАНЫ, КОТОРЫЕ МЫ ИЗУЧАЛИ В РАМКАХ ТЕМЫ “ДРЕВНИЙ ВОСТОК”?

(учащиеся называют страны, учитель – прикрепляет на доске названия стран)

Ребята!  «Важную роль при изучении истории играет знание исторической картыи не менееважную роль играет знание дат исторических событий.

В ИСТОРИИ ЗНАЙ ДАТЫ И ГОДА.И ПОМНИ: ТЫ БЕЗ КАРТЫ НИКУДА.

1.   Контурные карты с указанием рек.

Задание – подписать, какие государства располагались в районе этих рек.

2.  Контурные карты без названия географических объектов.

Задание – написать название стран и рек.

3. Работа с настенной картой.

Задание – 1 учащийся от каждой группы показывает на карте и комментирует месторасположение стран.

Хорошо! Молодцы! Я вижу, вы хорошо знаете географическое положение стран Древнего Востока.

? – КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО ОБЩЕЕ В РАСПОЛОЖЕНИИ ЭТИХ СТРАН? (в долинах рек).

Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек. Географическое положение оказывает влияние на природные условия, занятия жителей.

Пункт второй.  Исторический диктант.

- Молодцы ребята! Славно потрудились!С государствами определились.А теперь задание новое вас ждет:Пусть каждый термин свою страну найдет.

А - Египет; Б – Двуречье; В – Финикия.

1. Глина.

16. Величайшие мореплаватели древнего мира.

2. Папирус.

17. Основание колоний

3. Оливковые деревья.

18. Четыре порога в верховьях реки.

4. Города Ур и Урук.

19. Хаммурапи.

5. Шадуфы.

20. Морские пираты.

6. Дар Нила

21. Тутмос III

7. Города Тир и Сидон

22. Изобретатели букв.

8. Бог солнца Шамаш

23. Город Вавилон.

9. Богиня Иштар

24. Бог Амон-Ра

10. Походы в Нубию

25. Богиня Исида.

11. Цари-фараоны

26. Мореплаватели, впервые обогнувшие Африку.

12. Изобретение прозрачного стекла

27. Мумия.

13. Божество Бес

28. Боги Осирис и Сет.

14. Пурпурная краска

29. Иероглифы.

15. Клинопись

30. Первые, в истории, дошедшие до нас законы.

А – 2, 5, 6, 10, 11, 13, 18, 21, 24, 25, 27, 28, 29.

Б – 1, 4, 8, 9, 15, 19, 23, 30.

В – 3, 7, 12, 14, 16, 17, 20, 22, 26.

ИТАК, РЕБЯТА, ЧТО МЫ С ВАМИ ПОВТОРИЛИ?

(Гографическое положение стран Древнего Востока, чем они занимались,

повторили, что у каждой страны есть свои исторические факты, термины, географические названия, но у каждой страны есть еще и свои исторические деятели.)

Следующая наша остановка:  

Пункт третий.“Исторические деятели”

На карточках имена и страны.В каких древних странах жили эти люди?

1) КИР

А) Персия

2) ХАММУРАПИ

Б) Египет

3) ХЕОПС

В) Ассирия

4) АШШУРБАНАПАЛ

Г) Вавилон

А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона.

                                                               (Тутанхамон).

Б) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной.       (Моисей).

В) Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания.                              (Ашшурбанапал)

Г) В 3 в. до н.э. почти все индийские племена он объединил под своей властью.    (Ашока).

Физкультминутка

Приготовились, друзья,Встали с места. В путь пора.Раз, два, три, четыре, пять-Вместе весело шагать.Пять, четыре, три, два, раз,Хорошо идет наш класс.Хоть немного мы прошли -Остановочка в пути.Руки набок, ноги ширеПовороты: три - четыре.Раз - налево, два - направо,Вновь налево, вновь направо.Утомились - не беда.Руки выше поднимаем,Глубже дышим, отдыхаем.Дальше в путь, друзья, пора,

Продолжается игра!

 Четвертый пункт. “Исторический словарь”

Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.

Примени знания и проверь свое внимание!

Оазес

Папирас

Глинопись

Иероглефы

Мумея

Диржава

Заповиди

Зикурата

Калонии

Саркафаг

Делта

Свинкс

Хамурапи

Фораон

Оазис

Папирус

Клинопись

Иероглифы

Мумия

Держава

Заповеди

Зиккурат

Колонии

Саркофаг

Дельта

Сфинкс

Хаммурапи

Фараон

Пункт пятый  “Загадочный.

1.      Это чудное созданиеСделано нам в назиданьеЕгиптянами давно.Славится века оно.Пирамиду охраняет,Видом своим всех пленяет. (Сфинкс). Слайд № 19.

2.      В Египте умер человек,И труп его хранили век.Тело обрабатывают,Бинтами замотают.Назови, что это было,Долго всем оно служило. (Мумия). Слайд № 20.

3.       Он был царем.Потом завоевал Египет.И стал хозяином корон,Повелевать стал всеми… (Фараон). Слайд № 21.

4.      Не один год, не один рабЕе строили за просто так.Чтобы фараон спокойноМог в загробном мире жить. (Пирамида). Слайд № 22.

5.      Царь в Вавилонии когда-то былМогущественным, знаменитым слыл.От рабства подданных он защитил.Законы царские он учредил. (Хаммурапи). Слайд № 23.

Слайд № 24.Пункт шестой. Занимательный.

На столе у учителя 12 предметов (можно добавить лишние), имеющих отношение к истории какой-нибудь древневосточной страны. Ученики каждой группы должны подойти, взять любой предмет, назвать страну (повторения быть не должно, если будет, то страна – у того, кто первым ее назвал). Далее идет следующий ученик группы. Он должен найти предмет, имеющий отношение к этой же стране и так далее. Побеждаетгруппа, которая первой и верно выбрала все предметы.

Предметы:

  1. Стеклянный бокал (Финикия)
  2. Алфавит (Финикия)
  3. Красная ткань (Финикия)
  4. Корабль (Финикия)
  5. Чай  (Китай)
  6. Компас (Китай)
  7. Шелк (Китай)
  8. Бумага (Китай)
  9. Цифры (Индия)
  10. Шахматы (Индия)
  11. Сахар (Индия)
  12. Вата, хлопок (Индия)
  13. Пирамида (Египет)
  14. Папирус (Египет)
  15.  Сфинкс (Египет)
  16. Кошка (Египет)

Слайд № 25.  «Финишный тест»

1. Материал для письма у жителей Междуречья:

А) бумага; Б) глиняные таблички; В) папирус?

2. Какая система письменности стала основой современных европейских алфавитов:

А) египетские иероглифы; Б) финикийский алфавит; В) древнееврейский алфавит?

3. Какой металл научились обрабатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:

А) медь; Б) бронзу; В) железо?

4. С какой целью строилась Великая Китайская стена:

А) чтобы обезопасить страну от кочевников; Б) чтобы продемонстрировать могущество династии Цинь; В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?

5. В какой стране люди с рождения делились на касты:

А) Индии; Б) Китае; В) Египте?

6. Бумага была изобретена в:

А) Индии; Б) Китае; В) Египте?

7. Египет располагался в:

А) Африке; Б) Азии; В) Европе?

8. Знатный, богатый человек:

А) писец; Б) жрец; В) вельможа?

Итог урока.

Итак, ребята, близится к концу наше путешествие. В течение нашей игры мы постарались вспомнить, обобщить и закрепить полученные знания по истории Древнего Востока.

Давайте подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, заполните ее с точки зрения проведенного урока.

Дата: ______________. Фамилия Имя: _______________________________________

Вопрос:

«+»   или   «-»

1. Доволен собой на уроке?

 

2. Мог бы работать лучше?

 

3. Стал  знать больше, чем в начале урока?

 

4. Устал?

 

5. Расстроен?

 

6. Было тяжело?

 

7. Было  не трудно?

 

8. Нужно ли проводить подобные уроки?

 

Домашнее задание.

1. Напишите в своей рабочей тетради ответ на вопрос: "Как, по-вашему, что лично вы и люди вообще должны знать по истории Древнего Востока? Почему?".

Смотреть работу полностью

centrideia.ru

Урока по теме: «Древний Восток»

Разработка повторительно-обобщающего урока по теме:

«Древний Восток»

«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения».

«Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию».

Конфуций

Цели урока:

  • Систематизация знаний по теме «Древний Восток»

  • Формирование умений повторять значительный теоретический материал, применять знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, устанавливать логическую связь, оценивать свои возможности, развитие психических процессов.

  • На примере истории и культуры стран Древнего Востока воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали (на экране слайд №1).

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит повторить весь материал по теме «Древний Восток». В течение всего урока нас будут сопровождать поучительные изречения и советы китайского мудреца Конфуция (свитки находятся на некоторых партах). И начнем мы – тоже с его афоризмов. Прочитайте эпиграф урока, ответьте, что важное вам напоминает Конфуций (самостоятельная мотивировка на урок ).

Усвоив содержание темы «Древний Восток», вы многое уже будете знать, и понимать при изучении последующих тем. В ходе урока вы будете отмечать количество правильных ответов своего соседа по парте в регистрационных карточках, лежащих у вас на столе.

Что же мы сегодня повторяем? (на экране слайд №2)

Основные вопросы урока (слайд №2)

  • Географическое положение стран Древнего Востока

  • Культурные достижения стран Древнего Востока

  • Религия стран Древнего Востока

  • Особенности хозяйственной деятельности стран Древнего Востока

  • Исторические деятели стран Древнего Востока

  • Крылатые выражения, мудрость стран Древнего Востока

«Лишь та ошибка, что не исправляется».

Конфуций.

Разминка для концентрации внимания (слайд №3).

Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.

Примени знания и проверь свое внимание!

  • Оазес

  • Папирас

  • Глинопись

  • Сатрапеи

  • Иероглефы

  • Мумея

  • Диржава

  • Заповиди

  • Зикурата

  • Калонии

  • Саркафаг

  • Талеон

  • Делта

  • Свинкс

  • Хамурапи

  • Фораон

Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:

  1. Кто не помнит значение какого-нибудь термина? (разбор определения, если таковые имеются)

  2. Терминов, из какой страны нет в перечне?

  3. Какие термины были вам даны дополнительно, выходя за рамки учебника?

  4. Терминов, какой страны больше всего?

  5. Логическая задача: финикийские ученики, в отличие от египтян, уже после короткого обучения могли что-нибудь написать. Но все же их записи, попавшие в чужие руки не были полностью понятны. Почему?

  6. Что еще кроме внимания мы тренируем, выполняя данное задание?

«Вести сражаться необученных людей - значит их бросать».

Конфуций.

Учитель вас не бросит, поэтому продолжаем обучение далее (слайд №4).

У вас на столе есть задание в виде таблицы, которую в течение 2-х минут необходимо проверить и отметить « + » или « - » соответственно верные и неверные географические ориентиры месторасположения стран Древнего Востока. Работаем в парах. Один человек у доски. Проверка ведется варианта на доске и индивидуально у себя. Правильные ориентиры подбираются к каждой стране фронтально.

Позови на помощь истории географию!

Страна

Реки

Моря, океаны,

Полуострова, равнины, горы

Часть света, материк

Индия

Средиземное море

Великая Китайская равнина

Южная Азия

Китай

Тигр, Евфрат.

Полуостров Индостан

Южная Азия

Египет

Нил

Желтое море

Ассирия

Верхнее течение р. Тигр

Западная Азия

Финикия

Персидский залив

Западная Азия

Двуречье

Инд, Ганг

Горы Гималаи

Персия

Индийский океан

Палестина

Иордан

Восточное побережье Средиземного моря

Северо-восток Африки

Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:

  1. Укажите земледельческие страны.

  2. Назовите страны, где было развито скотоводство.

  3. Назовите страны, отличающиеся каким-нибудь особым видом хозяйственной деятельности.

  4. Какие из перечисленных государств стали державами?

  5. Назовите последовательность нашего изучения перечисленных государств.

  6. Логическая задача: для строительства в Сузах все покоренные персами станы должны были направить ремесленников и поставлять строительные материалы. Предположите, что вывозили из Египта, Финикии, Вавилонии, Аравийского полуострова? Откуда те, кто делал глиняные кирпичи, золотые украшения, обтесывал камни?

Логическая задача: При Хаммурапи в Двуречье богатые люди, наряду с другим имуществом, указывали в завещании дверь, табурет, кровать. Почему, наряду с драгоценностями потомкам завещали такие странные предметы?

Игра.

Итак, каждая страна у нас с чем – нибудь ассоциируется. Играем в ассоциации.

На столе у учителя 12 предметов (можно добавить лишние), имеющих отношение к истории какой – нибудь древневосточной страны. Ученики первых парт должны подойти, взять любой предмет, назвать страну (повторения быть не должно, если будет, то страна – у того, кто первым ее назвал). Далее идет ученик со второй парты. Он должен найти предмет, имеющий отношение к этой же стране и так далее. Побеждает ряд, который первым и верно выбрал все предметы.

Предметы:

  1. Стеклянный бокал (Финикия)

  2. Спички (Китай)

  3. Пачка чая (Индия)

  4. Компас (Китай)

  5. Шелк (Китай)

  6. Бумага (Китай)

  7. Шахматы (Индия)

  8. Алфавит (Финикия)

  9. Красная ткань (Финикия)

  10. Пирамида (Египет)

  11. Папирус (Египет)

  12. Корабль (Финикия)

  13. Сахар (Индия)

  14. Вата, хлопок (Индия).

«Не печалься, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей».

Конфуций.

На глиняных табличках Двуречья найдены пословицы. Какие пословицы в нашем языке аналогичны им по содержанию?

  1. «Хорошо одетому всегда рады» («Встречают по одежке, провожают по уму»)

  2. «Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку» («Делить шкуру неубитого медведя»)

  3. «Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову» («Из огня да в полымя»)

Внимание на экран.

Все обобщи, в 1,2 – исключи, в 3,4 – по порядку расположи! (слайд №5)

  1. Библ, Тир, Сидон, Мемфис

  2. Ашока, Конфуций, Цинь Шихуан

  3. Брахманы, шудры, кшатрии, вайшьи.

  4. Вельможи, фараон, писцы, рабы,

земледельцы.

«Когда ты ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа;

Когда ты ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь».

Конфуций.

Определи источник текста (слайд №6).

  • Когда разговариваешь, не будь торопливым. Нужно быть почтительным, обходительным, правдивым, сметливым и добрым.

Дополнительные задания для тренировки переключения и концентрации внимания и развития логического мышления:

  1. По вашему мнению, что объединяет данные тексты?

  2. Какие крылатые выражения вы помните, кроме «соломонова решения»?

«Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».

Конфуций.

Давайте подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока.

Подумай об уроке и заполни итоговую таблицу (слайд №7).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Предполагал до урока

Пожелаю на будущее

Сегодня мне удалось

Комментарии учителя к ответам и работе на уроке, оценки.

Для визуальной аналитической мотивации: путем поднятия рук, ответить на вопросы:

  • Кто сегодня доволен собой на уроке?

  • Кто считает, что мог бы работать лучше?

  • Кто стал больше знать, чем в начале урока?

  • Кто устал?

  • Кто расстроен?

  • Кому было тяжело?

  • Кому было не трудно?

  • Нужно ли проводить подобные уроки?

Домашнее задание.

  1. Напишите в своей рабочей тетради ответ на вопрос:

Как, по – вашему, что лично вы и люди вообще должны знать по истории Древнего Востока? Почему?

  1. Сочините синквейны о странах Древнего Востока.

«3» - 3 страны

«4» - 4 страны

«5» - 5 стран

«В кругу семьи почитай родителей, вне семьи – почитай старших».

Конфуций.

По итогам изучения темы дети сдают творческое портфолио, состоящее из таких заданий, как:

  • Рисунки по странам

  • Кроссворд по Западной Азии

  • Схема изобретений по Индии и Китаю

  • Сочинение путешественника по Древнему Востоку

  • Синквейны

  • Оценочные, рейтинговые листы, заполняемые учителем в ходе изучения темы.

Аспектный анализ урока.

( аспект: Реализация принципов развивающего обучения по системе Л.В. Занкова. )

Цели урока:

  • Систематизация знаний по теме «Древний Восток»

  • Формирование и развитие умений: повторять значительный теоретический материал, применять знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, устанавливать логическую связь, оценивать свои возможности.

  • На примере истории и культуры стран Древнего Востока воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали.

1. Обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением уровня трудности).

Трудность обеспечивалась через:

  • Отбор содержания

  • Вариативность мыслительных операций с одним типом заданий

  • Понятийный аппарат, выходящий за пределы содержания учебника

  • Изменение ситуаций, где необходимо применить знания

  • Самостоятельность умозаключений и оценки собственных знаний

  • Нестандартное домашнее задание (неоднозначность ответа, многообразие точек зрения)

2.Ведущая роль теоретических знаний.

Принцип реализовывался через:

  • Закрепление понятийного аппарата

  • Развитие логического мышления посредством таких мыслительных операций, как классификация, выделение существенных признаков, обобщение, выстраивание категориальности (касты, иерархия), выведение закономерностей.

  • Характеристику всех сфер жизнедеятельности.

  • Межпредметные связи с русским языком, литературой, географией.

3. Изучение программного материала быстрыми темпами.

Интенсивность и быстрота обеспечивались через:

  • Объемность, сложность заданий и скорость их выполнения.

  • Творческое портфолио (опережающее задание)

  • Информационную и развивающую емкость заданий

  • Возможность получить автоматический зачет.

  • Обобщение материала по двум учебным пособиям (Годера и Саплиной).

4. Осознание школьниками процесса учения.

  • Вариативная, разноплановая по степени сложности, работа с заданиями.

  • Определение степени знаний каждого после выполнения задания.

  • Устные и письменные методы работы с заданиями.

  • Субъективное мнение на последние вопросы.

  • Аналитическая мотивация дома и в классе.

  • Выполнение домашнего задания.

  • Сочетание индивидуальной, парной и групповой форм работы.

  • Индуктивный и дедуктивный подходы.

5. Общее развитие всех учащихся, в том числе наиболее сильных и наиболее слабых.

  • Усиление заданий и вопросов по степени сложности.

  • Портфолио по итогам изучения темы (индивидуально определяемое по своим возможностям).

  • Вариативность заданий на дом.

  • Самооценивание.

  • Учет всех видов модальностей: аудиалов, кинестетиков, визуалов.

  • Сообщение – плакат (схема по религии), подготовленное группой сильных учащихся, а слабыми и средними учениками давались пояснения.

Цели урока достигнуты, учет всех принципов системы позволил обеспечить хорошую активность учащихся.

Анализ урока.

(с точки зрения соответствия структуре урока обобщающего повторения).

1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности (цели поставлены, применены афоризмы, предлагается вариативность выполнения заданий с точки зрения оценки своих возможностей).

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний (исправление ошибок в терминах, таблице, ответах).

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений (установка источника информации, исключение лишнего, обобщение, ассоциации с крылатыми выражениями, решение логических задач).

4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий (классификация понятий по нескольким основаниям, сравнение, решение логических задач – применение знаний в новой ситуации, на практике и т. д.)

5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний (религиозные верования Древнего Востока, выстраивание ассоциативного ряда для каждой страны, особенности жизни государств – через законы, связь географического положения страны и занятий людей).

6. Подведение итогов (через аналитическую мотивацию, оценку правильности выполнения заданий, портфолио, индивидуальная оценка учащихся).

refdb.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К РАЗДЕЛУ «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»

Что называется древним Востоком? Каково его значение в истории?

Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых образовались в древности рабовладельческие государства. Здесь раньше, чем в других странах мира, развились земледелие, скотоводство и ремёсла.

Народы древнего Востока приручили многих полезных животных, научились выращивать многие полезные растения. Большого развития достигли на древнем Востоке ремёсла, в том числе обработка металлов, выделка тканей. Народы древнего Востока создали письменность, положили начало астрономии, медицине и другим наукам, разработали календарь. В странах древнего Востока были созданы выдающиеся произведения скульптуры, архитектуры и литературы.

На древнем Востоке был заложен фундамент для дальнейшего развития культуры всего мира.

Почему на древнем Востоке установился рабовладельческий строй?

Египетское государство возникло в долине реки Нила, Вавилонское- в долинах Евфрата и Тигра, государства в Индии - в долине реки Инда, а Китайское - в долине реки Хуанхэ. В этих долинах земля, орошаемая разливами рек, была очень плодородна. При её обработке деревянными плугами, медными и даже каменными и костяными орудиями труда она давала хорошие урожаи. Этих урожаев не только хватало на прокормление тех, кто рыл каналы, строил плотины и обрабатывал землю, но ещё оставались излишки.

В долинах этих больших рек раньше, чем в других местах, стало выгодным заставлять работать на себя других людей. Поэтому здесь начали обращать в рабство сначала пленников, а потом и своих обедневших соседей. Образовались классы рабов и рабовладельцев. В долинах Нила, Евфрата, Тигра, Инда и Хуанхэ рабовладельческий строй установился уже в IV-II тысячелетиях до н. э.

Большинство населения в странах древнего Востока составляли крестьяне, а ремёслами занимались главным образом свободные ремесленники.

Как в странах древнего Востока немногочисленный класс рабовладельцев удерживал своё господство над миллионами рабов и крестьян?

Чтобы сохранить господство над крестьянами и рабами, рабовладельцам было необходимо силой подавлять их сопротивление. Сделать это могло только государство, располагавшее войском, чиновниками, судьями, тюрьмами. Оно устанавливало законы, беспощадные для трудящихся и выгодные для рабовладельцев. Поэтому когда образовались классы, то возникли и государства. Господствовать над трудящимися рабовладельцам помогала также религия.

  • < КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  • -> ГРЕЦИЯ В ДРЕВНЕЙШЕЕ ВРЕМЯ - ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ >

hist-world.com

Древний Восток и античный мир

Древний Восток и античный мир

Древний Восток и античный мир

Цели урока: Дать сравнительные характеристики присваивающему и производящим хозяйствам Раскрыть сущность и последствия неолитической революции VIII – VII тыс. до н.э. Выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилизаций и причины образования древнейших государств на Востоке Проанализировать особенности полисной системы государств (в Греции и Италии) Охарактеризовать историческую эпоху эллинизма Провести сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства в восточных деспотиях и полисах Греко-римского мира.

Цели урока:

  • Дать сравнительные характеристики присваивающему и производящим хозяйствам
  • Раскрыть сущность и последствия неолитической революции VIII – VII тыс. до н.э.
  • Выявить факторы, определившие места возникновения ранних цивилизаций и причины образования древнейших государств на Востоке
  • Проанализировать особенности полисной системы государств (в Греции и Италии)
  • Охарактеризовать историческую эпоху эллинизма
  • Провести сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства в восточных деспотиях и полисах Греко-римского мира.
Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство Неолитическая революция Ирригационное земледелие Монархия Централизованное государство Деспотия Частная собственность Привилегии Полис Демократия эллинизм
  • Присваивающее хозяйство
  • Производящее хозяйство
  • Неолитическая революция
  • Ирригационное земледелие
  • Монархия
  • Централизованное государство
  • Деспотия
  • Частная собственность
  • Привилегии
  • Полис
  • Демократия
  • эллинизм
Даты: VIII-VII тыс. до н.э. – неолитическая революция V-II тыс. до н.э. – зарождение ранних цивилизаций 753 г. до н.э. основание Рима (согласно легенде)

Даты:

VIII-VII тыс. до н.э. – неолитическая революция

V-II тыс. до н.э. – зарождение ранних цивилизаций

753 г. до н.э. основание Рима (согласно легенде)

 Около 4 миллионов лет назад от человекообразных обезьян в Африке произошли гоминиды, которые ходили только на двух ногах. Хождение на двух ногах способствовало координации движений рук и глаз и развитию головного мозга. Так возникла человеческая триба Hominini. К ее старейшим представителям, очевидно, относится род Australopithecus. Около 1 млн. лет назад люди овладели мощной силой природы - огнем. Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называет его
  • Около 4 миллионов лет назад от человекообразных обезьян в Африке произошли гоминиды, которые ходили только на двух ногах.

Хождение на двух ногах способствовало координации движений рук и глаз и развитию головного мозга. Так возникла человеческая триба Hominini. К ее старейшим представителям, очевидно, относится род Australopithecus.

  • Около 1 млн. лет назад люди овладели мощной силой природы - огнем.
  • Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называет его "человеком разумным".
Первобытно-общинный строй 3 – 5 млн. лет назад – IV тыс. до н. э. Каменный век Бронзовый век Железный век

Первобытно-общинный строй

3 – 5 млн. лет назад – IV тыс. до н. э.

Каменный

век

Бронзовый

век

Железный

век

Начало истории цивилизаций учёные связывают с неолитической революцией. Почему изменения в жизни человечества в этот период характеризуется как «революция»? Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Постройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив переход к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций. Почему первые древнейшие цивилизации учёные называют «речными»? Какие причины привели к возникновению государств на Востоке?(дайте определение понятию «государство» и выделите из текста учебника основные признаки государства). Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие главные их отличия вы бы отметили? Сопоставьте взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира.
  • Начало истории цивилизаций учёные связывают с неолитической революцией. Почему изменения в жизни человечества в этот период характеризуется как «революция»?
  • Почему неолитическая революция привела к возникновению ранних цивилизаций? Постройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив переход к земледелию и скотоводству и возникновение первых древнейших цивилизаций.
  • Почему первые древнейшие цивилизации учёные называют «речными»?
  • Какие причины привели к возникновению государств на Востоке?(дайте определение понятию «государство» и выделите из текста учебника основные признаки государства).
  • Сравните государство на Востоке и античной цивилизации. Какие главные их отличия вы бы отметили?
  • Сопоставьте взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира.
С помощью археологических раскопок было установлено, что первым животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым – коза, а третьим домашним животным стала кошка. Какое из указанных животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое – для производящего? Как вы думаете, с чем связано приручение кошки?

С помощью археологических раскопок было установлено, что первым

животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым –

коза, а третьим домашним животным стала кошка. Какое из указанных

животных было приручено для присваивающего хозяйства, а какое – для

производящего? Как вы думаете, с чем связано приручение кошки?

Присваивающее и производящее хозяйство Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство Неолитическая революция VIII-VII тыс. до н.э. Основные занятия людей Основные занятия людей Взаимосвязь с природой Взаимосвязь с природой

Присваивающее и производящее хозяйство

Присваивающее

хозяйство

Производящее

хозяйство

Неолитическая

революция

VIII-VII тыс. до н.э.

Основные занятия

людей

Основные занятия

людей

Взаимосвязь с

природой

Взаимосвязь с

природой

 Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Древние Египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означает «Чёрная земля». Какая природная особенность способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Древние Египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означает «Чёрная земля». Какая природная особенность способствовала появлению этой древнейшей цивилизации?

Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация Цивилизация Востока Античная цивилизация Форма правления Форма правления Кто является собственником земли? Кто является собственником земли? власть власть Права и обязанности Права и обязанности

Цивилизации Древнего Востока и античная цивилизация

Цивилизация Востока

Античная цивилизация

Форма правления

Форма правления

Кто является

собственником

земли?

Кто является

собственником

земли?

власть

власть

Права и обязанности

Права и обязанности

ЭЛЛИНИЗМ – ЭТО…

ЭЛЛИНИЗМ – ЭТО…

Домашнее задание: 1. Используя материал учебника стр.5-12, доказать поступательное развитие человеческого общества за данный исторический период.(Оформление представленного материала тоже будет оцениваться) 2. Групповые учебные проекты: I группа – «Достижения древних цивилизаций Востока»(Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия, Финикия, Китай, Индия) II группа – «Достижения античной цивилизации» (Древняя Греция, Древний Рим) Форма: презентации, буклет 3. Написать синквейн на тему «Древний мир» (оформление приветствуется)

Домашнее задание:

1. Используя материал учебника стр.5-12, доказать поступательное развитие человеческого общества за данный исторический период.(Оформление представленного материала тоже будет оцениваться)

2. Групповые учебные проекты:

I группа – «Достижения древних цивилизаций Востока»(Египет, Шумер, Вавилон, Ассирия, Финикия, Китай, Индия)

II группа – «Достижения античной цивилизации» (Древняя Греция, Древний Рим)

Форма: презентации, буклет

3. Написать синквейн на тему «Древний мир» (оформление приветствуется)

multiurok.ru