В 395 году. н. э. Римская империя прекратила своё существование. Образовалась Западная и Восточная империи. Западную разграбили германцы и галлы. Восточная же империя, стала называться Византией, которая получила в наследство от Римской империи прежний государственный аппарат и пристрастие к бюрократии. Византия стала первым государством, объявившим христианство государственной религией, она управляла в соответствии с христианским миропониманием и сделала его гигантской силой в области экономики и политики.
В искусстве Византии можно видеть налицо противоречие того времени: с одной стороны ещё живо влияние античности, с другой стороны приверженность восточным традициям и совершенно новая христианская система духовных ценностей. Идея победы духовных ценностей над телесными ценностями создала икону, которая позиционировалась, как посредник между телесным и духовным миром. Следует заметить, что весь стиль христианского искусства, который лег в основу искусства Византии,
тайно зародился во время преследования христианства в Риме. Красота по – византийски — это добродетель не сама по себе, а исключительно во славу бога, но это красота утонченная, богатая орнаментами, глубоко светская и пышно – придворная. Условно периоды истории Византийского искусства делятся на: ранневизантийский период, средне византийский период, поздневизантийский период, пост византийский период.
Орнамент теперь стал в основном декоративным и украшающим, выражающим идеалы своей культуры. Византийский орнамент сформировался под влиянием римского, греческого и персидского орнаментов. Позднее на формирование византийского орнамента оказал воздействие орнамент Арабо – Мусульманского мира. Например, в византийском орнаменте композиция строится на простом пересечении горизонталей и вертикалей, диагоналей и сетки, она явно заимствована в персидском и арабо – мусульманском орнаменте. Пристрастие к причудливой узорчатости – явное влияние персов. Мы видим в византийском орнаменте простые виды свастик, меандры, спирали, пальметты, они построены композиционно на сочетании круга, креста и квадрата. Эти, вроде – бы давно знакомые нам по предыдущим статьям мотивы теперь рассматриваются в другом ключе и наполнены христианской символикой. Давайте начнем свой экскурс по византийским орнаментам с более подробного рассмотрения его мотивов.
Мотивы Византийского орнамента.
Древо жизни.
Приобрело теперь новый христианский смысл и слилось с идеей креста. Теперь Древо Жизни несет символику Евхаристии, царствия Небесного, собственно, самого Христа, как Искупителя. Из библии мы знаем, что когда Бог сотворил человека, он посадил его под деревом жизни. В Библии дерево жизни встречается в Книге Быт. 2 и про него говорится во всей Библии, как о образе Триединого Бога, который воплощен во Христе, и который и есть сущность божественной жизни. В Евангелии от Иоанна Христос произнес: «Я есмь истинная виноградная Лоза». Виноградная лоза и является это деревом. Если сложить вместе жизнь и дерево, — получится дерево жизни. Раньше виноград ассоциировался с Дионисом (Бахусом) и символизировал жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью, а также было посвящено Аполлону. В Египте виноградная лоза была посвящена Озирису? Он часто изображался обвитый виноградом. Осирис очень серьёзный бог древнего Египта, воплощает собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть. Ну а Богом, покровителем непосредственно виноградной лозы, которая символизирует достаток, богатство, довольство и разгульное веселье, выступает Шаи, бог судьбы, он определял срок человеческой жизни и подчинялся богу Тоту. Теперь виноградная лоза означает церковь, и, собственно, верующих.
Изображенная как Древо Жизни вместе с голубями, сидящими на его ветвях, виноградная лоза означает души, которые пребывают во Христе, и плодородие духа. Лоза и колосья хлеба символ евхаристии.
Лилия
Лилия (по-гречески «крин»). Лилия имеет глубокие мировоззренческие корни, означает идею вечного обновления природы, рождение солнца, Египтяне считали, что непосредственно в лилии из вод Нуна, извечного хаоса, явилось божество солнца. Белая водяная лилия была геральдическим растением Верхнего Египта. В христианском контексте, происходит возврат на новом витке к самому изначальному, сокровенному смыслу сквозь все последующие декоративно-образные наслоения: теперь лилия опять символ Благовещения, обновления мира и прихода в него Спасителя. В христианстве этот образ имеет прямую связь с идеей Древа, креста.
Спираль часто превращается в мотив соприкасающихся между собой кругов, образующих сетку, покрывающую всю поверхность. В этих кругах, в основном, изображаются кресты, трехчастные композиции, в чем явно проявляется влияние Персидского орнамента.
Плетенка. Символизирует сеть, которой «ловят» человеческие души. Под влиянием арабо-мусульманского орнамента мотив плетенки сильно изменился, он стал уже не мотивом, а принципом построения композиции. Присутствует в архитектуре, в рукописной, в типографской книге, в церковных росписях.
Византийский цветок - излюбленный мотив в орнаменте византийского искусства. Трехлепестковая и пятилепестковая пальметта у основания имеет спиралевидные усики. Мотив имеется в книжных миниатюрах и на орнаментах шелковых тканей. Иногда от "византийского цветка" отходят "полу пальметты" и получается "букет". Такие орнаментальные букеты плотно заполняли всё пространство (узнаёте восточный ковер?).
Орнаментами с Изогнутыми стеблями и цветами-пальметтами с листьями декорировали чаши на керамике (поливной), миниатюры XII века, заставки рукописей. Они входили в мозаики на орнаментах дворцов. На медальонах на блюдах, на изделиях перегородчатых эмалей, а так же ими заполняли фоны композиции.
Акант. Появился в античном орнаменте . Часто встречался уже стилизованным в греческом, римском и, соответственно византийском орнаменте. Часто применялся в капителях, имел символическое значение: образ вечной жизни будущего века, который даровал спаситель, местонахождение в раю. Позднее форму листьев аканта стилизовали, она приобрела орнаментальную структуру и входила в скульптурные капители с глубоким сквозным сверлением (церковь св. Полиевкта, мучеников Сергия и Вакха, Святой Софии в Константинополе)
Драгоценный камень. Является изобразительной имитацией камня натурального. Большие полированные, в высоких гнездах камни выглядели очень солидно и объёмно.
Лавровый венок - это символ победы Иисуса Христа над смертью. В древнем Риме «Короной триумфалис», то есть лавровым венком, награждались полководцы, окончившие победоносно войну. Широко применялся в архитектурном декоре.
Монограмма Христа.
Монограмма имени Христа представляет собой скрещённые две начальные греческие буквы Χ и Ρ его имени. По краям монограммы размещены греческие буквы: α и ω. Возникновение монограммы связывают со словами Апокалипсиса о «печати Бога Живого» (Откр.7:2) и «новом имени побеждающему» (Откр.2:17).Считается, что символ был введен императором Константином. В действительности, как утверждает Инна Михайловна Смирнова в своей «Тайной истории креста», этот знак был уже знаком языческому миру. Он обнаружился на дне погребальной урны в Голасекке (более чем за 1000 лет до н. э.). Сперва изображали на нём три линии. Позже к концу вертикальной линии добавили полукруг, и образовалась буква Р. Именно таким образом, этот знак изображен, например, на лидийской монете, с богом Вакхом на колеснице, на монетах бактрийского царя Иппострата (130 г. до н. э.), а так же у египетских Птолемеев, понтийского царя Митридата и на монетах Ирода Великого. Но христиане первых веков решили таки применить этот знак. Так же, как и язычники, они считали его одной из форм древнего символа, передающегося по традиции от одного народа к другому. Однако они вложили в него свой смысл. Этот знак очень широко применялся в Византийском орнаменте.
Оливковая ветвь тоже часто применялась в орнаментах. Это символ установления мира между Богом и человеком. Оливковая ветвь означает надежду на мир. Пальмовая же ветвь, бывший атрибут императорских триумфов, означает райское блаженство.
Якорь — олицетворение надежды на спасение и вечную жизнь.
Зооморфные мотивы византийского орнамента.
В византийском орнаменте можно встретить рыб, драконов, грифонов (гибрид льва с орлом), сэнмурвов (гибрид собаки и птицы). Часто встречаются львы, леопарды, волки, а так - же птицы: павлины голуби орлы.
Рыба - это один из самых распространенных древних символов, олицетворявших Христа. В римских катакомбах нашли изображение рыбы, которая несет на спине корзинку с хлебами и сосуд с вином. Этот символ обозначает Спасителя, который дарует пищу спасения и новую жизнь. Дело в том, что Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель" ("ихтхус"). Это самый первый зашифрованный символ христианской веры.
Грифон – означает власть над небом и землей. Композиция из парных грифонов восходит к восточному искусству. Грифон — мифическое существо с крыльями, клювом орла и телом льва; сильный зверь, он одновременно король птиц и король зверей. Грифон символизирует силу и мудрость. Грифон так же олицетворял двойственную природу Христа — божественную и человеческую. Симметричные грифоны в круге нередки в декоре шелковых тканей XI-XIII вв., на поливных блюдах IX-X вв., серебряных чашах.
Лев – символ мощи героя, воплощение идеи сильной власти. Излюбленная геральдическая эмблема.
Павлин - В Византии павлин слыл царской птицей и содержался в дворцовых зверинцах. В христианском искусстве он выступает как символ бессмертия и нетленной души. Павлин вызывал ассоциации с птицей феникс, которая сгорала и восставала из мёртвых. Именно поэтому это символ Воскресения Христова. Наверное, из древней Персии произошло парное симметричное изображение павлинов по обеим сторонам мирового древа. Павлинов изображали на царских одеждах, на тканях, в поливной керамике. Головы павлинов — «райских» культовых птиц — иногда окружают нимбом. Павлины в церквях встречаются на протяжении всей истории Византии. Первые христианские изображения павлинов были обнаружены в катакомбах-подземных кладбищах первых христиан.
Голубь - В Новом Завете повторяется использование в орнаментах голубя, как символа очищения души. Иоанн Предтеча, который крестил Иисуса Христа в реке Иордан, произнес: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (Ин. 1:32). Своих учеников Иисус Христос учил: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16). В христианском искусстве, в "Благовещении Марии", Святой Дух снизошёл на Деву в виде голубя в золотых лучах. Так же показывается на иконах одна из ипостасей Святой Троицы. Голубь — это символ просветления и божественного вдохновения; он обычно показывается парящий возле уха святого. Голубка с оливковой веткой – один из символов души.
Ещё почитать:
ornament.rode.land
Орнамент - Путешествие во времени
Орнамент состоит из повторений рисунка и имеет раму. Повторяющиеся художественные элементы называются в орнаменте «мотивами». Простейшими мотивами являются черточки, ромбы, крест, угол, крест в ромбе, треугольник, четырехугольник.
У южных славян и на Руси вместе с христианством и письменностью распространилось византийское искусство, в том числе и орнамент. Орнаменты рукописей делятся на заставки и инициалы. Заставка (слово «заставица») есть украшение, стоящее в ширину страницы перед началом крупного отдела текста. Заставка еще в древнюю пору служила нередко рамой для вписанного заглавия. В русских рукописях появляются заставки-рамки, занимавшие всю поверхность заглавного листа. Существуют украшения, стоящие в конце отдела – концовки. Византийский орнамент имеет одну отличительную особенность: рамы его состоят из основных архитектурных мотивов, т. е. простейших геометрических форм, которые содержались в поздней античной архитектуре: прямоугольники, арки, круги, треугольники.
Византийские заставки бывают малые и большие. Малые заставки были получены Византией от каллиграфии позднего античного периода и состояли из простейших природных и геометрических мотивов: волнистая травка, змейка, зигзаг, мелкие полукружия, уголки. Рама малых заставок – узкая прямоугольная полоска. Большие заставки возникли в самой Византии. По концам заставки могут ставиться: листок, почка, цветок, веточка. Иногда по сторонам заставки ставятся более крупные ветки. В самой заставке помещались иногда живописные изображения: лик Христа в круглой раме. Чаще помещались изображения животных: две птицы по сторонам сосуда. В роскошных рукописях с большими заставками фон был золотой. Господствовали краски: белая, голубая, розовая и зеленые листья.
Когда византийский орнамент вместе с установлением письменности переходил к славянам, в крупных славянских центрах возникли довольно точные подражания византийскому стилю. Но надолго у всей массы славянских писцов и рисовальщиков ни основной принцип византийского орнамента, ни его высокая техника не могли удержаться. Народные мастера упрощали произведения византийского стиля, примешивали к нему народно-фантастичекие мотивы. Орнамент стали называть варварским.
Растительный орнаментПосле падения Византии в 1453 году Русь становится православным центром христианского мира и утверждает «Москва – третий Рим». Снова обращаются к византийским мотивам. Используется растительный орнамент русского, итальянского, французского происхождения. Изображение цветов, листьев, стеблей, плодов. Орнамент XVI–XVII вв. цветной или травной, более реалистичное изображение трав и цветов.
Растительный элемент – ветка – деленный пополам трехлепестковый цветок – крин. Крин возник в искусстве Двуречья. Возможно, олицетворял жизнь. Крин был в основе орнамента книжного, на предметах из дерева, на изделиях с чернью.Большинство композиций, составляющих основу растительного орнамента Древней Руси, имеют строгое равенство правой и левой половин (зеркальная симметрия).
Бордюр – лента, состоящая из фигур, вытянутых вдоль одной прямой или бесконечный побег, образованный ветвями-полукринами. Бегунок, виноградная лоза, любое вьющееся растение служило художнику моделью.
Памятниками искусства, которые послужили примерами растительного орнамента Древней Руси, связаны с жизнью верхушки общества. Драгоценные ювелирные изделия, книги, росписи и резьба княжеских храмов и хором.Пришло все это из Византии X–XI вв.: византийское серебро, церковная и светская утварь, костяные ларцы, изделия с эмалью.
Растительный орнамент появился не на пустом месте. Культ древа – древнейший у всех народов. В языческую пору у славян он занимал важное место в мировоззрении и ритуалах. Растительные мотивы широко представлены в искусстве кочевых народов Восточной Европы и Сибири еще до образования древнерусского государства.
Посмотреть видео сюжет про растительный орнамент "Академия художеств":
Геометрический орнаментДля начала спросите у детей, из каких элементов состоят геометрические фигуры? Как из геометрических фигур можно составить орнамент?
В старовизантийском орнаменте заставки чаще геометрической формы: прямоугольники, арки. Круги, ромбы, треугольники. Из этих фигур состоит каркас заставки, а на них стилизованные растения, стебли, цветы, листья. Вокруг заставки располагались растения, звери, птицы.
Инициалы (буквицы) – композиции из геометрических и стилизованных лиственных мотивов.Белые цветки, заключенные в окружность, треугольник и сердечки – так оформляли византийские рукописи.Геометрический орнамент связан с такими работами, как вязание, плетение, вышивка, ткачество. Общие для геометрических орнаментов мотивы: круг, крест, треугольник.
Плетенный орнаментНовый орнамент в русских книгах пришел к нам из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.
Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота.
В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей. Скандинавский звериный орнамент отличается от древнерусского угловатыми контурами фигур. На Руси – округлые.
Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей.
Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.
При изображении реальных животных в средневековом искусстве преобладало воспроизведение традиционных образов. Но в древнерусском искусстве встречаются и живые изображения. Однако, основная масса зооморфных образов в прикладном искусстве Древней Руси отмечена яркими чертами стилизации.
До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода.
Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны». Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека тех далёких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Ещё в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых «считках»: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед «всем миром»[1].
Кое-где в глубинке ещё можно услышать древние названия узоров: «водяник», «Перун», хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии. И, тем не менее, древние узоры живут. Живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества или отдельных его групп, вопреки установкам того или иного государственного режима. Как-то работая в архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, я немало посмеялась, читая переписку рязанского градоначальника и Скопинского епископа (XIX век): оба корреспондента изощренно ругали «развратных» русских баб, которые, несмотря на великие церковные праздники, упрямо разгуливали по городу в «непристойно» расшитом «нижнем» белье — народной рубахе с вышивками по подолу. Обычай требовал, чтобы вышивки выставляли напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и «узоры первой ночи».
...Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою - и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики - одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.
И всё же, несмотря ни на что, орнамент живёт. По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свою «сряду», чтобы потом, на празднике, щеголять перед «обчеством». Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное — нам, нынешним, неведомое?
Впервые мне пришлось столкнуться с необычными свойствами народного орнамента в юности, когда я работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Нужно было сфотографироваться в старинном народном наряде. В соборе, где проходили съемки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но... стоило надеть расшитые льняные одежды, как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом! Позднее, ожидая рождения ребёнка, я поняла, что народные узоры, которые выполняли русские женщины, помимо красоты дарили будущей матери также спокойствие и терпение. Когда я рисовала орнаменты для намеченных работ - самочувствие моё чудесным образом улучшалось, проходили отёки. Позже, овладев ремеслом ручного ткачества, стала замечать, как меняется моё настроение в процессе изготовления по-разному орнаментированных изделий.
Удивительно, но орнамент народных, «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Что это? Случайность? Или в основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, ибо изложены они непривычным нам языком - гармонии, красоты и любви — и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком?
Эта книга - результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на «носителя» украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Может быть, это не совсем правильно: можно ли объять необъятное? Но русская народная культура всегда казалась мне настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать её, на мой взгляд, необходимо лишь комплексно, прочувствовав сам образ мышления наших предков.
Полагаю, лучше всего иллюстрирует сказанное процесс прорисовки народных текстильных узоров. Поначалу на выполнение такого рисунка с сохранением всех конструктивных особенностей я тратила месяц (и это при наличии линованной бумаги, карандаша, корректирующих средств). И каждый раз вставал вопрос: а как же без них? На ткацком-то станке? И не с середины, откуда чётко разворачивается узор, а с краю? А вместо рисунка, в лучшем случае, схема, процарапанная гвоздём по дощечке. Какое же пространственное воображение, какие скоординированные межполушарные связи головного мозга надо иметь, чтобы вот так? Видеть надо! Но ведь умела же это рядовая ткачиха...
И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моём рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения. Ну что, попробуем начать?
Изучение народных «украс» началось ещё в XIX столетии. Первые описания текстильных узоров и попытки поиска скрытого в них смысла предпринимали люди знаменитые: члены Императорского археологического общества и многочисленных учёных архивных комис¬сий Российской империи. Им удалось зафиксировать бесценный материал, ныне - увы! -утраченный безвозвратно: исконные народные названия отдельных элементов орнамента, более-менее ещё не искажённые исчезновением патриархального крестьянского быта. В 1920-х годах их труд продолжили областные общества краеведов. Относительно систематизированные материалы были опубликованы в областных изданиях или осели в архивах. Из доступных наиболее интересными показались мне труды смоленского этнографа Е.Н. Клет-новой [83], рязанского этнографа Н.И. Лебедевой [84], известного археолога В.А. Городцова [28] (И.001) и материалы уникального исследования Сапожковских краеведов П. и С. Стахановых [20].
Много литературы, посвящённой описанию узоров народной вышивки и ткачества по всей территории СССР, издаётся в 1950-1970-х гг. Выходит ряд художественных альбомов и каталогов народного костюма. Изучая орнаменты народов Сибири, С. Иванов разработал схемы образования орнаментальных форм в зависимости от вида используемой симметрии [47]. Растёт интерес историков, археологов, искусствоведов к смыслу изображений: специальные исследования предпринимают Г.П. Дурасов [1], Г.С.
Маслова [18], Б.А.Рыбаков [32, 33] (И.002), А. Амброз [68].
В 90-е годы прошлого века вновь появились материалы изучения местных традиций. Новые исследователи музейных фондов и коллекционеры-любители обратили внимание на пропущенные прежде детали украшений народной одежды, что позволило проследить в народном костюме отражение славянской языческой культуры и социально-родовую информацию о владельце [76, 52]. Появилась возможность изучения истории древнего и распространённого у славян символа - свастики. Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей капитальной работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира [2], а работы М.Ф. Пармона [72] исчерпывающе осветили особенности кроя и формы народной одежды.
Печатаются исследования, поднимающие вопросы восприятия символов сознанием человека, а также воздействия знака на наше физическое состояние - с этой точки зрения изучает рунические символы В.И. Лошилов [99]. Психологи и представители альтернативной медицины накопили немалый опыт оценки воздействия тех или иных нематериальных факторов на человеческий организм, а наши представления о свойствах сознания постоянно расширяются. Но никто пока ещё не пытался рассмотреть народный орнамент с этой точки зрения.
Немногим известно, что первой в мире страной по распространению свастики является... Россия. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского Севера, мы даже обгоняем Индию, где свастики-обереги до сих пор украшают городские дома. Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы.
Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским (об этом можно почитать работы С.В. Жарниковой). Это головокружительная архаика.
«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» — «огнь» — «огниво» — «огнивец».
«Русское название свастики — «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» — вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» — убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении — вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название — «посолонь»). В старообрядческой «посолони» — обрядовому обходу церквей по солнцу — легко угадывается древний языческий ритуал. (М.В. Суров «Всё и всяк вернётся»)»
Только наш краеведческий музей те самые полотенца, платья и пояса (на которых красным по белому во множестве интерпретаций и вариантов есть изображение означенного символа) выставлять на общую экспозицию не торопится. Известны такие случаи:
«Во время проведения выставки «Русский национальный костюм» в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге один из посетителей (некий М. Бляхман) попытался уничтожить путем сожжения женское подвенечное платье, обильно украшенное свастиками. В отделении милиции мерзавец нагло заявил, что таким образом он борется с «фашизмом».
www.perunica.ru
История орнаментики древних культур.Европа. |
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита(15—10 тыс. лет до н. э.).Трудовая деятельность человека воплощалась в трудовых ритмах— повторах тела, взмахах рук. Не исключено , что древнейший вид искусства —трудовые песни, которые основываются на рабочих ритмах, свидетельство того, что человек давно осознал значение ритма. Можно говорить, что ритм явился связывающим звеном между материальным и духовным миром, помагая в труде, развивая способность человека воспринимать мир, отражать его в своем сознании. Механические царапины и следы обработки материала приобретали характер ритмического повторения. Возникало изображение, которое мы называем орнаментом.
Скорее всего, самый первый орнамент украсил сосуд вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще очень далеко.Состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных по горловине сосуда пальцем, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.Такие вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании, но делали сосуд интересней, радовали глаз, и скорее всего несли обереговую нагрузку, защищали от злых духов.Хотя ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражалось чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Своеобразием украшения, чувством развитого художественного вкуса отличаются две категории бытовых предметов: копьеметалки и “жезлы начальников”. В них форма вещи и ее орнаментальное украшение или скульптурные детали не противоречат друг другу, а образуют единое художественное целое.Те же черты отличают и украшения, занимающие важное место в жизни палеолитического человека. Тонкостью работы, оригинальностью орнаментальной композиции особенно выделяются палеолитические браслеты. Эти подлинные шедевры косторезного искусства удивляют и тем, что они выполнены каменными орудиями, без токарного станка, без маталлических сверл и резцов, украшающим их тончайшим узором в виде полос меандра, разделенных параллельными зигзагами, или же “елочным” узором, который расчленяют меандры-ромбы. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например , круг- солнце, квадрат земля, треугольник -горы, свастика -движение солнца и т.д. Но они, по всей видимости не несли еще эстетическую нагрузку ( часто орнаментом покрывались части, скрытые от глаз человека- днища, тыльные стороны украшений. Постепенно знаки -символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал восприниматься как элемент украшения. Определилось назначение орнамента- украшать.Неолит. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать.Посуду делали еще без помощи гончарного круга.Сосуды покрывали узорами и изображениями, выполненными разными способами: краской,насечками,ямками,налепами,углубленными линиями и штрихами.
Керамика неолита
Эпоха бронзы. В эпоху бронзы (в конце III тысячелетия до н. э.), когда в Египте успешно развивалась цивилизация Древнего Царства, а в Месопатамии шумерская цивилизация, Европа еще не вышла из неолита. Поэтому здесь как и в предшествующую эпоху, продолжает преобладать геометрическая орнаментика. Так, характерным узором изделий из художественного металла остаются криволинейные, волнистые, лентообразные или спиральные узоры. Керамические сосуды часто декорируются спиралью с выпуклой точкой в центре. В эпоху бронзы появились топоры, кинжалы и наконечники копий,ритуальные сосуды и различные украшения: застежки,пояса,пряжки, браслеты, серьги,кольца,нашивные бляшки.Достаточно были освоены все техники обработки металла:ковка, чеканка, литье, гравировка.Изделия из бронзы покрывали орнаменты и изображения.
Изделия из бронзы
Железный векНаступил железный век.Человечество научилось добывать железо, орудия из которого вытеснили каменные и частично бронзовые орудия.В Западной Европе этот период представлен культурой оседлых земледельческих племен- кельтов.Развитие этой культуры состоит из двух периодов: гальштанского и и латенского.
Гальштатская культура ( примерно 900-400г. дон.э.) названа по захоронениям, найденным возле г. Гальштат , юго-западная Австрия.Искуство племен этой культуры было преимущественно прикладным и орнаментальным и тяготело к богатой росписи,роскоши. Это были разнообразные украшения из бронзы, золота, стекла,кости; фибулы с фигуркам зверей бронзовые поясные бляхи с выбитым узором, керамическая посуда- желтая или красная, с полихромным, резным или штампованым геометрическим орнаментом.Использовался гончарный круг.
Латенская культура является наследником гальштатской культуры в западных регионах распространения последней.Это культура железного века (V—I вв. до н. э.), распространённая по всей Центральной и Западной Европе (Франции, Испании, Швейцарии), на Балканах, Малой Азии, Британии и Ирландии. Названа по селению Ла-Тен в Швейцарии. .Керамика этой культуры сделана в основном на гончарном круге. Это как серебристые (с добавками графита в глину), так и красного цвета сосуды с орнаментом или изображениями животных, людей. Также встречаются бронзовые сосуды, в том числе известные ещё в гальштатской культуре ситулы и цисты.
Котёл из Гундеструпа — богато декорированный серебряный сосуд, датируемый около I в. до н. э., относящийся к поздней латенской культуре.
Похожее
www.tvorchistvo.ru
Растительный орнамент. Древний Рим и Греция.
Previous Entry | Next Entry
Feb. 1st, 2013 at 12:54 PM
Иллюстрации из книги Г.Л. Маккэлэм "4000 мотивов. Цветы и растения".
Рим.
Греция.
pictures-good.livejournal.com
Обнаружен самый древний орнамент - Тайные миры
Обнаружен самый древний орнамент
В конце XIX века голландский палеонтолог обнаружил на востоке острова Ява несколько ракушек, а также кости человека прямоходящего (Homo erectus). В 1930 году предметы были исследованы специалистами и помещены в коробку, которая все это время хранилась в музее Лейдена в Голландии.
Недавно ученые при осмотре ракушек обнаружили на одной из них отметины, которые, по словам исследователей, были искусственного происхождения. Ученые полагают, что зигзагообразный орнамент был создан Homo erectus около 500 тыс. лет назад.
«Это действительно удивительная находка, способная перевернуть наше представление о первых представителях рода Homo», - говорит Ник Бартон, археолог из Оксфордского университета.
Ранее считалось, что самые ранние рисунки были созданы людьми в южной Африке 100 тыс. лет назад. В прошлом месяце также сообщалось о еще одной необычной находке – рисунке, созданном неандертальцами в пещере в Гибралтаре.
По словам палеонтологов, вид Homo erectus появился в Африке около 2 млн. лет назад. Следы его существования были найдены на обширной территории, в том числе, на индонезийском острове Ява. Считается, что этот вид исчез около 140 тыс. лет назад. Некоторые ученые полагают, что Homo erectus является прямым предком Homo sapiens и неандертальцев.
Об орнаменте на ракушке так никто бы и не узнал, если бы не биолог Жозефина Журденс из университета Лейдена, которая решила исследовать, как H. erectus использовал морские ресурсы в Триниле, месте, расположенном на расстоянии 80 км от Яванского моря. Ей удалось найти только раковины пресноводных моллюсков, имевшие небольшие отверстия диаметром всего несколько миллиметров, которые были сделаны острым предметом.
Вероятно, H. erectus использовал зубы акул для вскрытия раковин. На одной из раковин ученые случайно заметили зигзагообразный орнамент. Его было сложно заметить. Рисунок можно было увидеть только под определенным углом.
Орнамент имел несколько бороздок длиной 1 см каждая. Отсутствие зазоров говорило о том, что автор уделил большое внимание деталям. С какой целью был сделан рисунок, остается загадкой.
Поделитесь с друзьями
secretworlds.ru
Древнерусский орнамент
Исторический обзор
Русское орнаментальное искусство находилось под сильным влиянием Востока и Запада. Заимствованы и переработаны были многие формы растительного орнамента. Основным источником служили Византия и Кавказ.
Главная особенность, отличающая характер русского декора от западноевропейского, это различие в типах мировоззрения, базирующихся на католической и протестантской религии — в одном случае, на православной — в другом.
Русские мастера сохранили своеoбразие стиля и выработали свой собственный богатый и оригинальный художественный язык. От византийского искусства они приняли лишь то, что отвечало их вкусам.
Древнерусский орнамент
Характеристика орнамента
Сюжеты для своих изделий русские мастера черпали прежде всего из жизни, окружающей природы, из легенд и преданий.
В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву, до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты. Так, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; водоплавающие птицы – водную стихию; изображение ладьи связывалось с похоронными обрядами, и символом солнца было изображение коня или всадника, а также фантастической жар-птицы.
В XI и особенно в XII в. в Киеве и других городах Древней Руси получил развитие плетеный орнамент и так называемый «звериный стиль», широко распространенный в искусстве Западной Европы раннего средневековья. Плетеный орнамент приходит на смену древнему геометрическому. Он отражает тяготение к причудливости и фантастичности образов.
Одна из особенностей орнаментации древнерусского искусства – это надписи, выполненные декоративным письмом в полосах, кругах, ромбах, иногда служащие основным или даже единственным украшением предмета.
Орнаментальные мотивы
Мотив розетки на протяжении веков повторялся в различных вариантах во всех отраслях прикладного искусства – в дереве, камне, шитье, серебряном деле.
Отдельный круг древних сюжетов связан с культом огня. К наиболее архаическим относятся изображения огня в виде двуглавых птиц. Наиболее известны изображения двуглавого орла с поднятыми крыльями. Образ молнии также нашел воплощение в виде огненного змея и дракона. Змей-дракон, олицетворяющий молнию считался покровителем жилья и огня.
Особый интерес представляют сюжеты аграрно-магических календарных обрядов, связанных с основными этапами сельскохозяйственных работ.
В XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляется еще один вид украшения - это гербы. Гербами называют символические изображения, составленные на основе точных геральдических знаков и утвержденные верховной властью.
Древнерусские мастера обладали необыкновенно тонким чувством меры, которое позволяло им сохранять гармонию общей композиции даже при полном нарушении симметрии. Это прослеживается как в прикладном и изобразительном искусстве, так и в архитектуре.