Древние памятники архитектуры. Памятники архитектуры Москвы: современные и исторические
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков (стр. 1 из 6). Древние памятники архитектуры


Известные памятники архитектуры России

Памятники архитектуры России, начиная от величественных дворцов и соборов с тысячелетней историей и заканчивая современными постройками, поражают туристов оригинальностью и яркостью. Редкий город РФ не может похвастаться древним храмом, богатым замком, причудливым домом или необычным мостом. Однако есть шедевры, на которые просто нельзя не полюбоваться!

Покровский собор

Древние памятники архитектуры России – это в первую очередь роскошные храмы. Покровский собор сумел прославиться на весь мир благодаря своей уникальности и необычности. Строение имеет вид ансамбля, сформированного девятью столпообразными церквями (самостоятельными). Все они расположены на одном подклете (основании), объединяются внутренней и внешней галереями.

памятники архитектуры россии

Собор, включенный в перечень крупнейших российских историко-архитектурных музеев, находится в «сердце» столицы – на территории Красной площади. Величественная церковь возведена по приказу Ивана Грозного в середине 16 века, в наши дни известна как Храм Василия Блаженного. Богатство облика стало результатом игры создателей с двумя материалами: белый камень и кирпич. Многообразие декора, которым отличаются многие известные памятники архитектуры России, достигнуто благодаря нескольким видам профилей обработки кирпича, используемым в разных комбинациях.

Исаакиевский собор

Даже гости Санкт-Петербурга, оказавшиеся на территории «второй столицы» проездом, должны непременно посетить Исаакиевский собор. Грандиозная постройка в ее сегодняшнем облике была возведена в 1818-1858 годах, за основу был взят проект, разработанный архитектором Огюстом Монферраном. Однако, как и многие другие памятники архитектуры России 19 века, собор имеет более длинную историю, которая начинается с небольшой церкви, основанной в начале 18 века. Храм входит в число крупнейших купольных зданий на планете, диаметр купола составляет 21.8 метров, на его создание было потрачено свыше 100 кг золота.

памятники архитектуры россии фото

Туристов привлекает не только затейливая купольная роспись, изображающая библейские сцены, богатое внутреннее убранство собора – ценные породы мрамора, малахит, лазурит, позолота. Высокая колоннада – одна из основных причин популярности храма. Воспользовавшись узкой винтовой лестницей, можно очутиться на высоте 43 метра и насладиться неповторимыми видами Питера.

Необычные мосты

Памятники архитектуры России – это в том числе и оригинальные мосты, построенные не только в прошлых веках, но и в наши дни. Всему миру известно о существовании Танцующего моста в Волгограде. Свое прозвище постройка заслужила в 2010 году, когда в результате ветровой нагрузки произошло раскачивание. Несмотря на значительную амплитуду колебаний (около метра) дорожное покрытие и опоры сохранили целостность. Безопасность моста была достигнута с помощью специальных амортизаторов.

Полюбоваться на Красноярский коммунальный мост, входящий в число символов Сибири, можно не только при посещении города, но и разглядывая денежную купюру (10 рублей). Постройка была возведена в период правления Хрущева, в течение длительного периода считалась самым длинным азиатским мостом, протяженность насчитывает 2300 метров. Интересна уникальная технология, к которой прибегли строители: отказ от страховочных опор.

Манежная площадь

Манежная площадь, которую нельзя не упомянуть, перечисляя памятники архитектуры России, считается первым ярким шедевром знаменитого Церетели в Москве, располагается у кремлевских стен, граничит с Историческим музеем и Александровским садом. Манеж, возведенный в 1817 году, до 30-х годов прошлого века был «обрамлен» городской плотной застройкой. Освобождение площади произошло в 1932 году в связи со строительством метро.

известные памятники архитектуры россии

Грандиозное строительство на площади началось лишь в начале 90-х. Был создан «Охотный ряд», ставший первым московским торговым комплексом, расположенным под землей. Также под руководством Церетели увидел свет ослепительный каскад фонтанов с огромными конями, подсветкой и уютными лавочками. С этого момента Манежная площадь воспринимается как продолжение Александровского сада.

Зимний дворец

Эрмитаж справедливо считается одним из великолепнейших зданий Санкт-Петербурга, красочным образцом рассвета пышного барокко, к этому направлению относятся многие достойные внимания памятники архитектуры России тех времен. Дворцовое сооружение, оставившее далеко позади другие здания северной столицы благодаря красоте и размерам, было создано архитектором Растрелли и планировалось как резиденция русских царей.

древние памятники архитектуры россии

Постройка, затмившая другие памятники архитектуры России 18 века, занимает огромную площадь, в настоящий момент включает в себя Эрмитажный театр, Старый, Новый, Малый Эрмитаж. Фактически строительство продолжалось с 1764 по 1852 год. Каждый фасад непохож на другие, так как создателями учитывались особенности местности. Зимний дворец имеет форму прямоугольника, обладает внутренним (парадным) двором, угловыми выступами.

Коломенский дворец

Многие памятники архитектуры России 17 века не только пережили реконструкцию, но и были восстановлены практически с нуля. В этот список входит и Коломенский дворец, имевший вид запутанной системы деревянных клетей (помещений), объединенных переходами. Его создателями стали русские архитекторы Петров и Михайлов, привлекавшие к работе самых выдающихся столичных мастеров того времени.

памятники архитектуры россии 17 века

Строение, благодаря роскошному экзотическому декору (золоченая кожа, потолочные и настенные библейские росписи, резьба по дереву) приводившее в восторг иностранных гостей, простояло век и было уничтожено в 1767 году. Сохранившийся макет позволил восстановить шикарное здание в Москве.

Новодвинская крепость

В эпоху Петра Первого были возведены многие интересные памятники архитектуры России. Список включает в себя Новодвинскую крепость, ставшую предметом гордости русских солдат, внушавшую страх иноземцам. Пережив множество кровопролитных сражений, постройка частично сохранилась.

В северной зоне России это первое строение, ставшее крепостью бастионного типа. Архитектурный стиль – голландский, примеры подобных сооружений встречаются в Европе и Америке. Крепость имеет вид квадратной конструкции, включает четыре бастиона, расстояние между которыми насчитывает приблизительно 120 метров.

Благовещенский кафедральный собор

Одно из самых интересных сооружений в Воронеже – Благовещенский кафедральный собор, созданный архитектором Шевелевым. Храм принадлежит к русско-византийскому направлению, его история связана с годом основания города – 1586. Изначально постройка была деревянной, многократно перестраивалась. Разрушение собора случилось в период Великой Отечественной войны.

памятники архитектуры россии 18 века

Как и другие памятники архитектуры России, фото которых приводятся выше, церковь была восстановлена (в 1998 году). Теперь собор расположен в другом месте, принадлежит к несколько иному стилю, видоизменено внутреннее убранство. Как и прежде, храм завораживает своими габаритами, не теряясь даже на фоне гигантских современных небоскребов. Его высота насчитывает 85 метров.

Разумеется, это далеко не все яркие памятники архитектуры России, которые стоит посетить хотя бы однажды.

fb.ru

Памятники архитектуры Москвы: современные и исторические

Город Москва примечателен не только тем, что это столица нашей Родины. В нем сохранено множество памятников культурного наследия страны. Уже с 15 века московское зодчество стало выразителем общенациональной культуры. Архитектуру считают "матерью всех искусств", так как она не только отражает этапы их развития, но и является основой для сохранения фресок, резьбы по дереву, живописи и скульптуры. Памятники архитектуры Москвы вобрали в себя многие особенности древнерусского зодчества и творчества иностранных архитекторов. Самые известные из них имеют мировое значение, так как являются историческими объектами и результатом творчества великих зодчих. Памятники архитектуры мира отражают особенности культурного развития разных стран и основные исторические события. Поэтому они охраняются и реставрируются, чтобы сохранить для будущих поколений уникальное наследие.

Памятники архитектуры Москвы

Список объектов культурного наследия, сохранившихся в столице, очень велик. Особенно ими богат исторический центр города, но множество дворцово-парковых ансамблей, монастырей и целых улиц в разных районах Москвы также являются ее достопримечательностями. Какие же объекты могут относиться к памятникам архитектуры:

- Отдельные здания и сооружения, чем-то примечательные. Например, особняк Арсения Морозова, дом Пашкова, Большой театр или здание мэрии.

- Дворцово-парковые ансамбли и архитектурные комплексы, например усадьба "Кусково", кремль в Измайлово, Поклонная гора или парк "Царицыно".

- Исторические центры города. В столице это всемирно известный ансамбль Московского Кремля.архитектура Москвы

- Площади, кварталы и улицы. Это Красная и Манежная площадь, Арбат и Садовое кольцо, Воробьевы горы и Чистопрудный бульвар.

- Монастыри и храмы, которых в Москве сохранилось множество. Самые известные из них - это Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя и Новодевичий монастырь.

- Объекты архитектуры, имеющие гражданское, промышленное или военное значение, например Останкинская телебашня, Московский метрополитен, ВДНХ или здание ГУМа.

Особенности застройки Москвы

Самая древняя постройка города - Московский Кремль - была заложена в 12 веке на Боровицком холме, в устье реки Неглинной.памятники архитектуры Москвы

И форма его поэтому повторяла очертания этого полуострова. Неспокойная обстановка того времени требовала строительства высоких стен и крепостных валов. Поэтому в ходе расширения территории города создавались все новые укрепления. Так возникли такие памятники архитектуры Москвы, как Китайгородская стена, а на месте других стен появились Бульварное и Садовое кольцо. До 18 века большинство зданий столицы были деревянными, а в последние столетия почти все они были заменены на каменные. Кроме этого, особенностью застройки города были пересекающиеся радиальные магистрали. Сильно изменился облик столицы с приходом советской власти. Планы по модернизации города и созданию широкополосных шоссе потребовали уничтожения многих памятников архитектуры. Только некоторые из них впоследствии были восстановлены. А построено было много высотных зданий, появились современные кварталы однообразной застройки.

Стили в древней архитектуре Москвы

1. Деревянное зодчество.

Все постройки в первые века существования города делались из бревен. Самыми известными из них были церковь Николы, храм Данилы Столпника и сам Московский Кремль. Но ни одна древняя деревянная постройка в городе сейчас не сохранилась.

2. Каменное зодчество 14 - 18 веков.

Первым каменным зданием был Успенский собор на территории Кремля, который не сохранился до наших дней. Во время правления Ивана Калиты начинают перестраивать стены Кремля. И к 16 веку основной архитектурный ансамбль Москвы приобретает почти современный вид: были созданы белокаменные стены, Благовещенский и Архангельский соборы, а также Грановитая палата.памятники архитектуры мира

3. Классицизм в архитектуре Москвы 18-19 века.

После пожара большинство сооружений города были перестроены. Участвовало в этом много итальянских зодчих, в строительстве стал преобладать классицизм. Самые известные памятники архитектуры города Москвы этого времени - дом Пашкова, усадьба Останкино и здание Большого театра.

Стили архитектуры Москвы 19-20 веков

1. Московский модерн. Сооружения в этом стиле стали создаваться с конца 19 века. К ним относится особняк Медынцева, усадьба Павловых, Ярославский вокзал, гостиница "Метрополь" и многие другие.

2. Архитектура Москвы в годы советской власти отличалась размахом. С большой скоростью росли новые районы. Самые известные здания того времени - семь сталинских высоток.

3. Современная архитектура Москвы представлена офисными зданиями, деловыми и культурными центрами, построенными в стиле постмодернизма и эклектики. Это, например, торговый центр "Наутилус" или ресторан "Белый лебедь".

Древние памятники архитектуры Москвы

1. Кремль - это самый известный и древний объект культурного наследия столицы. Он пережил многое, был свидетелем расцвета и упадка, революций и войн. На его территории располагается множество соборов и зданий, являющихся тоже памятниками архитектуры: Успенский собор, здание Арсенала и Сената, Алмазный фонд, Колокольня Ивана Великого и знаменитая Спасская башня с курантами. Этот ансамбль относится к объектам всемирного наследия и упоминается в любом источнике, где рассматриваются памятники архитектуры мира.

2. Гостиный двор также был создан еще в 15 веке и много раз перестраивался. Сейчас он мало похож на памятник архитектуры, но все равно является известной достопримечательностью Москвы.

3. Красная площадь во всем мире - это символ России. памятники архитектуры Москвы списокЭтот архитектурный ансамбль - самое посещаемое место в Москве. Из сохранившихся древних построек известны Казанский и Покровский соборы, а также Воскресенские ворота.

Самые известные монастыри и храмы Москвы

Со столицей связана вся культурная и духовная жизнь страны. Множество ее монастырей и храмов известны по всей России, некоторые из них сохранились еще с первых веков существования города. Можно сказать, что это памятники русской архитектуры, дорогие сердцу каждого жителя страны. памятники архитектуры города МосквыКакие же из них самые известные?

- Новодевичий монастырь, который кроме того, что является действующим, носит статус Государственного исторического музея.

- Донской монастырь - примечателен множеством красивых церквей и живописных башен.

- Данилов монастырь - один из самых древних не только в Москве, но и в России.

- Очень живописна церковь Григория Неокесарийского с яркой оранжевой колокольней и изразцовыми вставками.

- Храм Христа Спасителя - известен тем, что восстанавливался в 90-е годы 20 века после полного разрушения.

- Храм Василия Блаженного - одна из самых известных достопримечательностей Москвы. Так называют Покровский собор, расположенный на Красной площади. Своими яркими расписными куполами и богатым убранством он привлекает множество туристов.

Памятники архитектуры, уничтоженные в советское время

Ускоренная застройка города и расширение магистралей в 30-70-е годы 20 века привели к тому, что более 400 памятников мирового значения были разрушены. Среди них такие известные сооружения, как Страстной монастырь, церковь Успения на Покровке и Оружейная палата. Был взорван Храм Христа Спасителя, который, правда, впоследствии восстановили. Но множество уникальных зданий было утеряно, например, дом поэта Хомякова или дом Лопухиных. Сильно изменился исторический центр столицы, в частности снесено множество построек на улице Манежной и Большой Якиманке.

Чем примечательна современная Москва

Многие называют современную застройку города безвкусной. Но наряду с безликими многоэтажками можно встретить и довольно оригинальные здания:

- интересен дом-"яйцо" на улице Машкова;

- бизнес-центр "Пульман" на Мясницкой поражает интересным сочетанием стекла и бетона;

- жилой комплекс "Посольский дом" интересен полукруглой формой и диагональными окнами;

- бизнес-центр "Китеж" в форме многопалубного лайнера.памятники русской архитектуры

Современная Москва поражает смешением стилей в архитектуре. Сейчас это в основном хай-тек, конструктивизм и модерн. Именно такие здания из стекла и бетона выделяются на улицах города. Но и древние памятники архитектуры Москвы не забыты и привлекают туристов со всего мира.

fb.ru

Древнерусская архитектура фото и история — История архитектуры

Содержание статьи

Первые подробные исторические сведения о жизни наших предков, восточных славян, относятся к IX — X вв. Есть и более древние свидетельства, но они такие смутные, что ученые до сих пор спорят, говорится о славянах или о каких-то других народах. Конечно, это не означает, что в IX в. наши предки не имели своей истории. Просто природные и общественные условия, в которых они жили, не способствовали сохранению информации. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Здесь не очень много камня, но много древесины. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. Каменные постройки появились на Руси только с принятием христианства, в конце X в. Именно с этого момента надлежит начинать рассказ о восточнославянской архитектуре. Конечно, есть все основания полагать, что и до крещения славянские строительные мастера возводили великолепные сооружения, но дерево — очень непрочный материал, и об архитектуре дохристианской Руси мы не имеем почти никаких сведений.

Реконструкция Софии Киевской

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Десятинная церковь в Киеве. 989-996 гг Попытка реконструкции Ю. С. Асеева

Первой известным нам каменным зданием на Руси стала так называемая Десятинная церковь, возведенная в 989 — 996 гг по приказу князя Владимира Святого в Киеве. К сожалению, она не сохранилась, и сейчас мы можем видеть только линии ее фундамента и сделанные учеными реконструкции. Церковь была создана византийскими строителями и почти полностью повторяла классическую византийскую крестовокупольную схему.

Древнейший русский христианский храм, сохранившийся до наших дней, — это знаменитая София Киевская, возведенная в 1037 — 1054 годах по приказу Ярослава Мудрого. Образцом для нее также служили византийские церкви, но здесь уже проявляются своеобразные национальные черты, учитывается окружающий пейзаж. За века, прошедшие со времен княжения Ярослава, София несколько раз перестраивалась, и ее первоначальный вид был изменен. Подробнее мы расскажем о ней в статье, специально посвященной архитектурным памятникам Украины. Одним из старейших памятников архитектуры Киевской Руси является также Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо — реображенский собор в Чернигове

Следующий этап в развитии архитектуры Руси больше связан не с Киевом, а с Новгородом, крупным торговым городом на северо — западной границе славянских земель. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Основы ее конструкции похожи на византийские прототипы, но внешний вид и общее впечатление, которое производит храм, далекие от этих прототипов. Главный объем здания своей форме приближается к кубу, но каждый из пяти нефов имеет свое собственное скругленные перекрытия. Церковь венчают шесть куполов, сначала имели шлемовидную форму, а затем были заменены на лукообразную. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Массивные стены Софии Новгородской лишены любых украшений и лишь в немногих местах прорезаны узкими окнами. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем.

Апсида Спасо — Преображенского собора в Чepнiговi

Церковь Николы на Июле близ Новгорода. 1292р.

В XII в. в Новгороде была установлена ​​республиканская форма правления. Это политическое событие нашло свое отражение в развитии архитектурного стиля. Вместо больших монументальных соборов начинают строить сравнительно небольшие церкви. В это время возникает тип одноглавой церкви, которая становится впоследствии классической.

Типичным образцом такого архитектурного сооружения является церковь Спаса — Нередицы, построенная близ Новгорода в конце XII в. Она представляет собой простой кубический объем, увенчанный единственным куполом на восьмигранном барабане. Такие церкви строят в Новгороде и в XIV в. Очень похожей на новгородскую является архитектура соседнего Псковского княжества, хотя ее памятники более массивные.

София Новгородская

Новгород. Георгиевский собор Юрьевского монастыря

Псков. Собор Ивановского монастыря. Первая половина XII в.

Все это время на Руси продолжают строить не только из камня, но и из дерева. На это указывает хотя бы то, что в развитии стилей каменной архитектуры очевидно заметное влияние архитектуры деревянной. Однако большая часть деревянных памятников, доживших до нашего времени, была построена позже, и о них будет сказано отдельно.

После упадка Киева в XII в. каменное строительство активно развивалось также во Владимир-Суздальском княжестве. В правление князя Андрея Боголюбского, который сделал город Владимир своей столицей, в нем было возведено много замечательных памятников. Владимирские соборы служили образцами итальянским мастерам, когда в XV в. возводили соборы московского Кремля.

Церковь Покрова на Нерли. Владимир — Суздальское княжество

Церковь Федора Стратилата на ручье в Новгороде (1360-61 гг)

Архитектура Владимир-Суздальского княжества не была такой суровой, как северная русская архитектура. Фасад здесь могли украшать тонкие полуколонки, соединенные небольшими арочками, и сложные орнаменты. Наиболее нарядным храмом стиля считается Дмитриевский собор во Владимире. Среди его украшений мы видим и стилизованные листья, и даже фантастических животных, грифонов.

Московский Кремль и его знаменитые соборы

Владимир. Золотые ворота

В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Из провинциальной крепости Москва превращается в столицу огромного государства, а князь начинает называться царем. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Именно в это время был возведен тот Кремль, стены и башни которого знакомы нам всем с детства по многочисленным рисунками и фотографиями. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Вводились и новые мотивы. Да, именно в этот период начали строить колокольни, стоящие отдельно от основного церковного сооружения. В первой половине XVI в. приобрели популярность каменные церкви с шатровым покрытием, т. е. увенчанные куполом, который имеет форму вытянутой вверх пирамиды. До сих пор такое покрытие было характерно только для деревянной архитектуры или светского строительства. Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, ее поставил царь Василий III в честь рождения своего сына, будущего царя Ивана Грозного. Сейчас этот памятник находится в черте города.

Дмитриевский собор во Владимире

Москва. Колокольня Иван Великий. 1505-1508 гг

Успенский собор московского Кремля

1475- 1479рр. Зодчий Аристотель Фиораванти

Особое место среди архитектурных памятников Московской Руси занимает построенный в XVI в., Но уже во времена царствования Ивана Грозного, Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного. Он расположен на Красной площади в Москве, и все видели хотя бы его изображения. Собор представляет собой девять столбов, которые поднимаются из цокольного этажа, окруженные единой галереей. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Яркий храм производит впечатление разрисованной узорчатой ​​игрушки, но одновременно кажется величественным. Ведь собор Василия Блаженного был возведен в честь великой военной победы Московского государства — взятия столицы Казанского ханства.

Успенский собор московского Кремля. 1475-79 гг План и анализ пропорций

Благовещенский собор московского Кремля. 1484-1489 гг

Церковь Вознесения в Коломенском

В течение XVI в. Московское государство вело постоянную вооруженную борьбу с соседним Великим княжеством Литовским. Кроме того, с севера ей угрожали шведы, а с юга крымские татары. Поэтому в этот период возводится много укреплений. Часто роль военных крепостей брали на себя монастыри, расположенные в стратегически важных районах страны. К таким монастырям — крепостям принадлежат Троицкий монастырь под Москвой,

Собор Василия Блаженного

Кирилло — Белозерский монастырь в Вологодской области, Соловецкий монастырь на Белом море.

Москва. Церковь Троицы в Никитниках (1631-1634 гг.) Общий вид и план

XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Поэтому большое строительство в настоящее время не ведется. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений. Для их отделки изготавливают специальный фигурный кирпич, из которого выкладывают декоративные детали. Мелкие выступающие части окрашивают в белый цвет, и они ярко выделяются на фоне красного кирпича. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». К таким памятникам относятся церковь Рождества Богородицы в Путинках и церковь Троицы в Останкино. Во второй половине XVII в. вышел указ московского патриарха Никона о борьбе со слишком мирским украшением храмов. В этом указе, между прочим, было запрещено шатровое покрытие культовых сооружений, как заимствованное из мирской архитектуры. По представлению патриарха православные церкви надлежало увенчать традиционными лукообразными куполами. После приказа шатровые храмы исчезают в столице, но их продолжают строить в провинциальных городах и особенно в деревнях. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом.

Ярославль. Ансамбль в Коровниках

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. План

Кафельное панно вокруг окна среднего алтаря (конец XVII в.)

Но искусственно введенная строгость этот раз надолго не удержалась в архитектуре Московского государства. Новым толчком для развития нарядного яркого стиля стало присоединение Украины, где уже было распространено западноевропейское барокко и рождался самобытный национальный вариант этого стиля. Через Украину барокко пришло и к русским.

Собор на территории ростовского Кремля

arxipedia.ru

Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков

РЕФЕРАТ

"Древнерусские памятники архитектуры X–XIII вв."

Введение

Современный человек должен быть всесторонне развит. Необходимым компонентом этого развития является знание не только естественнонаучных дисциплин, но и знание истории своей страны, ее культуры. Культура – это широкое понятие, включающее в себя изобразительное искусство, музыку, архитектуру и т.д. Одним из важнейших показателей развития культуры является архитектура. Поэтому тема моего реферата «Древнерусские памятники архитектуры X–XIII вв».

До наших дней сохранились блестящие памятники старины, не уступающие шедеврам мировой архитектуры. Они наполняют живым образным содержанием наши представления о развитии культуры. Русь развивалась не изолированно от других стран, и на становлении ее архитектуры сказалось влияние других культур. Поэтому эта проблема легла в основу темы моего реферата.

Цель работы:

· Рассмотреть вопрос о соотношении русского зодчества с византийским и его самостоятельном развитии.

· Познание истоков, особенностей культуры в архитектуре и их влияния на культуру личности.

Главная задача:

· Составление и сопоставление хронологической последовательности развития русского зодчества, а также выявление основных аспектов влияния других культур и тенденций, пришедших извне.

Анализ темы основывается на работе П.А. Раппопорта «Зодчество Древней Руси». Он изучает истоки развития и становления древнерусской архитектуры X–XIII вв., анализирует влияние на нее византийской и других культур. В работе Л.Д. Любимова «Искусство Древней Руси» сравнивается византийское зодчество с русским, рассматриваются точки зрения различных историков и искусствоведов на эту проблему. Авторы в своих работах приходят к выводу, что Византия несомненно повлияла на становление и развитие древнерусской архитектуры, но в дальнейшем русское зодчество развивалось относительно самостоятельно, испытывая, однако, влияние стран, находящихся по соседству.

В настоящее время важной проблемой является воспитание в людях патриотизма, гражданственности и любви к своему Отечеству. Решить эту проблему возможно путем изучения истории своей страны, ее культуры и искусства. Поэтому для моего реферата я и выбрала тему «Древнерусские памятники архитектуры X–XIII вв».

Особенности этой темы заключаются в том, что история России, отражаясь в культуре, помогает растущему человеку осознать себя личностью, чье гражданство связано с историей великой страны. Как дойти до такой ценности, как Родина? Только через историю и культуру.

Особенности, основные черты развития древнерусской архитектуры. Влияние Византии

Объединение восточных славян привело к образованию мощного государства – Киевской Руси, по размерам своим и значению занявшего одно из первых мест в тогдашней Европе. К концу Х в. древнерусское государство приобрело уже законченные формы. С появлением государства должна была измениться религия. Владимир Святославович сделал попытку объединить языческие культуры, но язычество не могло отвечать новым запросам. Между тем рядом с Русью находилось мощное государство – Византийская империя, где идеологические формы уже были разработаны полностью. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. В установлении тесных связей были заинтересованы обе стороны: Русь получала религию, литературу и искусство, из Византии поступали и некоторые предметы роскоши; Византия была заинтересована в военных силах Руси.

Приход на Русь византийской культуры. Начало строительства

В 989 г. сразу же после принятия христианства, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая кирпичная церковь: князь Владимир «помысли создати церковь пресвятые Богородица и послав приведе мастеры от грек». В 996 г. постройка была закончена. Владимир даровал «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Десятинная церковь является древнейшей из известных нам монументальных построек Руси.

Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах. Раскопки показали, что от древнего здания на маленьком участке в юго-западной части храма сохранились нижние ряды кирпичной кладки, на остальных участках местами уцелели фундаменты. Десятинная церковь представляла собой характерный для Византийской архитектуры трехнефный* храм с тремя апсидами* и тремя парами столбов, т.е. шестистолпный вариант крестово-купольного* храма. Церковь имела в длину – 27.2 м, в ширину – 18.2 м; длина подкупольного пространства – 6.5 м, ширина – 7.2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи*, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно находились лестничная башня и крещальня. Судя по обнаруженному на западной стене основанию крестчатого в плане столба, галереи, во всяком случае, на некоторых участках, были открытыми, опиравшимися на отдельные столбы. В Десятинной церкви существовал княжеский балкон – хора*.

Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа. Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Кладка велась на известковом растворе с примесью толченой керамики – цемянки – и была исполнена так, что на фасад здания ряды кирпичей выходили через один – промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрыт снаружи слоем раствора. Такая кладка, называемая кладкой со скрытым рядом, имела как производственно-техническое, так и художественное значение, обеспечивая возможность живописно-декоративного оформления фасадов.

В Десятинной церкви кладка со скрытым рядом была обнаружена в частях здания изначального происхождения, следовательно, она использовалась уже в конце Х в. Между тем в Византии подобная система кладки была известна в памятниках первой половины XI в. данное обстоятельство заставляло сомневаться в византийском происхождении такой техники. В настоящее время этот вопрос перестал вызывать сомнения, т. к. в Византии примеры кладки со скрытым рядом уже обнаружены в памятниках первой половины XI в., а исследователи уверены, что эта система была изобретена еще раньше, видимо во второй или третьей четверти Х в. Более того все ученые сходятся на том, что эта кладка свидетельствует не просто о византийской, но именно о столичной традиции.

Десятинная церковь являлась дворцовой церковью, и рядом с нею было возведено несколько кирпичных дворцовых зданий.

Так, в конце Х в. в центральной части Киева был создан первый на Руси ансамбль монументальной каменно-кирпичной архитектуры, что сразу же резко выделило Киев среди всех прочих русских городов, подчеркнув его роль как столицы сложившегося государства. После этого строительство прервалось, а византийские мастера, видимо, вернулись на родину.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков. В строительстве использовались плоские кирпичи византийского типа, применялась кладка со скрытым рядом византийского происхождения.

Складывание собственных приемов в строительстве

Следующий этап монументального строительств начался в 30-х гг. XI в. В Чернигове началось строительство Спасского собора: письменные источники не сообщают времени начала строительства, но к 1036 г. стены собора были выстроены на высоту «яко на кони стояще рукою досящи».

Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представлял собой трехнефное здание. В восточной части, т.е. перед апсидами есть дополнительное членение (вима). Это характерно для памятников константинопольской архитектуры. В нижней части собора на северном и южном фасадах частый ритм наружных членений не совпадает с ритмом членений второго яруса. Удлиненность здания и наличие внутренних аркад в северной и южной сторонах подкупольного пространства напоминает купольную базилику, но завершающие части здания имеют четкую крестово-купольную схему сводов. Ощущение продольной вытянутости в интерьере обусловливается и наличием хор на деревянных балках, идущих вдоль всего здания над его северным и южным нефами. Собор увенчан пятью главами. Судя по раскопкам, к восточным углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному была пристроена двухэтажная крещальня. Общая композиция имела пирамидный характер. Привлекает внимание нарядная кирпичная разработка фасадов здания.

После Спасского собора был возведен Софийский собор в Киеве. Существует свидетельство «Повести временных лет» о закладке собора в 1037 г., а в Новгородской и других летописях это событие отнесено к 1017 г. Анализ приводит к выводу, что собор был построен в 1037 г., а до этого в Киеве существовал деревянный собор с тем же названием.

«…В целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского» (епископ Верещинский). Софийский собор – большой пятинефный храм с кpeстовокупольной системой сводов. С восточной стороны он имел пять апсид, а с остальных трех – галереи. Галереи эти двухэтажные: снаружи к ним примыкает еще ряд галерей, одноэтажных, но более широких. В западную наружную галерею вкомпонованы две башни, в которых размещены лестницы для подъема на хоры. Общий размер основного здания собора: длина 29.5 м., ширина 29.3 М., а вместе с галереями соответственно 41.7 и 54. Величина подкупольного квадрата около 7.6 м. В соборе имеются хоры, открывающиеся в центральное, крестообразное в плане пространство двухъярусными тройными аркадами, опирающимися на два профилированных столба. Хоры очень обширные: 260 м при общей площади

основного здания собора около 600 м: Помимо центральной главы на мощном барабане*, прорезанном большими окнами, есть четыре меньшие, размещенные по диагоналям от главной, а к ним примыкают еще меньшие. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.

mirznanii.com

Древние памятники архитектуры | Памятники всего мира

На Руси, с ее обилием лесов и нехваткой строительного камня, преобладало строительство сооружений из дерева. Этим объясняется то, что многие древние памятники архитектуры не дошли до наших дней. С конца X – начала XIвеков стало развиваться каменное строительство, его развитие связывают с крещением Руси, когда повсеместно стали строиться каменные храмы. Постройки из камня не горят, устойчивы к внешним воздействиям, поэтому сохранившиеся по сей день древние памятники архитектуры – в основном соборы и храмы.

Древние памятники архитектуры

Одним из древнейших сохранившихся памятников архитектуры является Софийский собор в Великом Новгороде. Собор был заложен в 1046 году на месте сгоревшего деревянного храма. Строительство продолжалось до 1050 года, в этом же году храм был освящен епископом Лукой.

Пятиглавый храм сложен из глыб дикого камня – ракушечника и плитняка, купола были покрыты листами свинца, и лишь в XV веке главный купол обили золоченой медью, сияющей на солнце. Долгое время собор стоял нерасписанным, только в 1108 году  были наняты мастера, расписавшие собор фресками. К сожалению, до наших дней от древних фресок сохранились лишь фрагменты – частично они были погребены под более поздними наслоениями, часть была разрушена во время Великой Отечественной войны попаданием снаряда.

Софийский собор и в наши дни остается одним из главных символов Великого Новгорода.

В Новгороде находится и еще одно древнее архитектурное сооружение – церковь Параскевы Пятницы. Первая, еще деревянная, церковь была построена в 1156 году купцами, именовавшимися «заморскими», то есть ходившими торговать за море. Названа была церковь в честь великомученицы Параскевы-Пятницы —  покровительницы новгородского купечества.

В летописях сохранились сведения о 15 пожарах, из-за которых храм неоднократно перестраивался и реставрировался. Сейчас церковь представляет из себя крестообразную каменную постройку с одной главой.

Церковь Параскевы Пятницы входит в архитектурный ансамбль Ярославова дворища, прозванного в честь князя Ярослава Мудрого – правителя Великого Новгорода. На территории дворища сохранились такие древние памятники архитектуры как церковь Жен Мироносиц, Никольский собор, церковь Иоанна на Опоках, церковь Прокопия, церковь Успения, Воротная башня.

Памятники архитектуры Великого Новгорода являются музейными объектами, большинство из них входят в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

foretime.ru

Памятники архитектуры | Памятники всего мира

Памятники архитектуры (общим списком)

Человеку свойственно созидать, с древних времен люди строили не только небольшие жилища, но и огромные сооружения, по сей день, приводя в изумление ученых и историков.

Памятники архитектуры

Памятники архитектуры, оставленные древними, столь грандиозны, что вызывают немало вопросов о человеческих возможностях и знаниях древних цивилизаций.  По традиционной версии гигантские пирамиды и масштабные сооружения строили тысячи рабов, вручную перетаскивая огромные валуны. История не сохранила точных сведений о строительстве, оставив потомкам десятки загадок.

Памятники архитектуры. Древнеегипетские пирамиды Гизы

Пожалуй, самые популярные древние памятники архитектуры – древнеегипетские пирамиды Гизы. Сегодня их считают единственными из сохранившихся семи чудес древнего мира. Расположены они недалеко от Каира и представляют целый комплекс культовых сооружений, главные из которых – пирамиды Хеопса, Хафры и Менкаура. Предположительно, самая большая из них — пирамида Хеопса,  появилась примерно в 2500 году до нашей эры, остальные были построены наследниками фараона. Уже более четырех тысяч лет они стоят под палящим солнцем Африки, вызывая сотни вопросов. Сложно представить, какой титанический труд вложен в сооружение этих колоссальных гробниц – многотонные валуны сложены в идеально ровные формы, с поражающей математической точностью. Когда то пирамиды Гизы были покрыты толстым слоем белого известняка, днем он сиял на солнце, а ночью отражался в свете луны, приводя в священный трепет простой люд. Лишь однажды египтяне посмели нарушить покой фараонов – после опустошающего нападения арабов им пришлось снять известняк для строительства новых домов. Вероятно, тогда же арабы разграбили гробницы.Появление европейцев в начале 20 века и их увлечение древними артефактами чуть не разрушило вековые пирамиды. Волна египтомании просто  захлестывала ученый мир Европы и Великобритании. Археологические экспедиции ехали в надежде найти сокровища фараонов. Находили гробницы, занесенные песчаными бурями, варварски разоряли их, вывозя артефакты в музеи и частные коллекции Старого Света. Мумии, древние папирусы, уштеби — «маленькие слуги» фараонов, драгоценные украшения и статуи – сотни предметов искусства покидали пределы Египта, нередко обманным или контрабандным путем. Так в 1912 году Людвиг Борхард нашел знаменитый бюст Нифертити и, замазав шедевр штукатуркой, вывез его из страны. Но больше всего искателей сокровищ волновали пирамиды.

Памятники архитектуры. Бюст Нифертити

Казалось немыслимым, что грандиозные памятники архитектуры построены лишь для услады фараонов в загробном мире. Гробницы уже были пусты, но пирамиды еще хранили множество тайн. Целые лабиринты ходов, тоннелей и коридоров, порой непролазных – казалось, здесь непременно должны быть еще ценности. Если бы не власти Египта, резвые европейцы разобрали бы древнее чудо света на «кирпичики».Сегодня пирамиды пытаются изучить с помощью современной техники, но гигантские сооружения не спешат открывать все свои секреты.

Памятники архитектуры. Руины города Мачу-Пикчу

Недавно были названы семь чудес нового света, в их число попали удивительные руины «города в небесах» – Мачу-Пикчу. Это не столь древние памятники архитектуры как пирамиды, но не менее впечатляющие. Город находится на территории современного Перу, в труднодоступном месте, надежно спрятанный горными вершинами Анд. Этот фактор буквально спас великолепный город от разрушения во время испанской экспансии – конкистадоры попросту не добрались до него. Мачу-Пикчу, в переводе «Старая гора», расположен в месте, где горные хребты образуют ровное плато. Внизу несет свои бурлящие  потоки строптивая Урубамба – священная река индейцев. Ее долина всегда прохладна, горная гряда скрывает ее от жгучего солнца. Когда то здесь простиралась Империя Инков, воинственных обладателей несметных сокровищ. В долине реки и через горные тропы пролегали дороги, широкие и надежные. Даже в сезоны дождей, когда Урубамба превращалась в необузданный поток, по ним могли двигаться войска имперской армии.  После прихода конкистадоров в середине 16 века Империя была разорена, памятники архитектуры древних инков разрушены, а народ подчинен. У инков не было письменности, информация передавалась с помощью узелкового письма – кипу, поэтому для европейцев культура инков долгое время оставалась закрытой. Но легенда о затерянном городе где то высоко в горах все таки существовала, будоража умы ученых и искателей приключений. В 1911 году в очередную экспедицию на поиски затерянного города отправился Хайрам Бингем — историк, археолог и просто смельчак, мечтавший о славе. Экспедиция сопровождались невероятными сложностями – на пути искателя вставали неприступные горы и дремучие леса с хищными и ядовитыми обитателями. По легенде, Бингем набрел на деревушку близ затерянного города, где жили две индейские семьи – то ли хранители древнего города, то ли просто сбежавшие подальше от цивилизации. О том, что рядом есть старинные руины, Бингему поведал чумазый мальчонка-индеец. За один соль (примерно 10 рублей) мальчишка показал дорогу, приведшую Бингема к всемирной славе и богатству. По оценкам властей Перу, профессор Бингем вывез из Мачу-Пикчу и еще нескольких городов Империи около 40 тысяч ценных артефактов.Почти 30 лет после открытия путь к городу оставался трудным и опасным, посещали только ученые. Лишь в середине 20 века археологи наткнулись на дорогу инков, проложенную к городу через долину.

Мачу-Пикчу, почти утопающий в облаках, представляет незабываемое зрелище – горный хребет, густо поросший зеленью, застроен каменными сооружениями, лестницами и террасами. Почти четыре столетия здесь не ступала нога человека, город остался таким, каким был до прихода конкистадоров в эти земли. Вероятно, жители покинули его в период крушения Империи. Это был город избранных – правителей, жрецов и вельмож. Главные памятники архитектуры Мачу-Пикчу – ритуальные храмы и дворцовые постройки, выстроены из огромных каменных глыб.

Памятники архитектуры Храмы города Мачу-Пикчу

Невозможно представить, сколько времени, сил и стараний потратили индейцы, затаскивая это валуны на вершину. Тщательно обработанные, они укладывались в монолитную стену. Вообще для всех строений инки использовали уникальный способ кладки – оставляя небольшие щели между некоторыми камнями, они возводили стены под небольшим углом. Так их строения держались под воздействием собственного веса, оставаясь невредимыми даже во время землетрясений. Особое очарование городу придают многоступенчатые террасы, некогда используемые инками для земледелия.

Сегодня до Мачу-Пикчу можно добраться на автобусе, но большинство туристов выбирают пешую дорогу, она пролегает через высокогорные ущелья и занимает несколько дней. Количество желающих побывать в затерянном городе так велико, что власти уже планируют ограничить доступ к уникальным достопримечательностям, но поток любопытных и жаждущих понять, как древние инки строили свои памятники архитектуры, не иссякает.

Современное человечество до сих пор ищет разгадки таких грандиозных сооружений древнего мира как Мачу-Пикчу и египетские пирамиды. Подобных строений на планете десятки, а то и сотни, просто не все они так масштабны, но всех их объединяет одно – сооружения выполнены из огромных блоков, обработанных и сложенных без помощи соединяющего раствора. В конце 19 века учеными был предложен термин для обозначения таких построек – мегалиты. Все они таят много вопросов, их происхождение и назначение не всегда понятно, что дает «особую пищу» для разговоров разного рода псевдоученым о вмешательстве внеземных цивилизаций и утерянных способностях древних народов. По сей день человечеству нравится думать, что современная наука, с ее высокими технологиями и космическими программами, все еще не овладела знаниями древних о гравитационном поле земли и возможностях левитации. Еще больший интерес к таким сооружениям вызывают некоторые легенды, передающиеся из поколения в поколение.

Памятники архитектуры. Остров Пасхи. Статуя головы

Остров Пасхи знаменит своими каменными истуканами. Созданные из монолитных камней вулканических пород, они тоже своего рода мегалитовые памятники архитектуры. Огромные статуи в виде человеческой головы в среднем весят более 20 тонн и достигают высоты 10-12 метров. Изготавливали великанов в каменоломнях в глубине острова, затем перевозили на побережье. Согласно местным легендам, статуи сами передвигались из каменоломен к океанскому берегу. Ученый мир заинтересовался вопросом, как островитяне перемещали столь тяжелый груз? На поиски ответов отправился известный ученый и путешественник Тур Хейердал. Поиски ответа были долгими, а отгадка оказалась проста. Каменных истуканов пробовали тащить разными способами, пока всерьез не обратили внимание на саму легенду. Вероятно, статуи перетаскивали в вертикальном положении, так же, как современные люди перекатывают с боку на бок тяжелый и высокий предмет – шкаф или бочку. Издали казалось, что истуканы идут сами, без помощи людей. Эксперименты показали, что такая версия наиболее правдоподобна, но… тайна была разгадана, а миф остался.

Памятники архитектуры. Коралловый замок во Флориде

Несколько десятилетий назад в США появился популярный туристический маршрут – Коралловый замок во Флориде. Он, как и древние памятники архитектуры, состоит из многотонных мегалитов. Утверждается, что его в одиночку, без специальной техники и машин построил Эдвард Лидскалнинш, человек, постигший тайну строителей пирамид.

Окутанный красивой легендой о несчастной любви и преданности, замок расположен в уединенном месте, среди пустынных полей. Диковинное жилище, состоящее сплошь из каменных глыб, удивительно красиво и напоминает замок сказочного великана.

Памятники архитектуры. Каменная мебель в Коралловом замке

Так что же это — чудо или величайшая мистификация современности? Во всех источниках указывается, что Эдвард Лидскалнинш родился в 1887 году вблизи города Риги. Маленького роста, тщедушный и бедный, Эдвард получил лишь начальное образование. В 26 лет он влюбился в молоденькую девушку, но получил отказ. Неразделенная любовь заставила Эдварда навсегда покинуть родные края и в поисках счастья отправиться в Америку. Тут начинается самое интересное в биографии Эдварда – малообразованный, едва освоивший грамоту, он увлекается египтологией и эзотерикой. Купив уединенный участок земли, Лидскалнинш начинает свое грандиозное строительство. Строит он, конечно, ради той самой девушки, что отказала ему, другие женщины Эдварда не интересуют. Работы ведутся лишь после захода солнца, архитектор боится раскрыть свою тайну. Каким-то образом Эдвард привозит каменные глыбы кораллового известняка, оставаясь незамеченным. Интересно, что все постройки в коралловом замке выполнены с астрономической точностью, значит, несчастный постиг еще и астрономию.

Памятники архитектуры. Каменная мебель в Коралловом замке

Одержимый своей любовью, замкнутый романтик Эдвард обустраивает детскую для своих не родившихся детей и комнату для возлюбленной. Повсюду каменная мебель – кровати, кресла, детская колыбель и стол в форме сердечка. Очевидцев стройки нет, лишь немногочисленные свидетельства соседей, утверждавших, что видели как каменные глыбы «летали как снежинки». После смерти Эдварда никаких документов, раскрывающих его секрет, не обнаружено, лишь краткие заметки о «магнетизме Земли». Ученые долго изучали феномен замка, но внятного объяснения дать не смогли. Скорей всего, Эдвард и впрямь узнал, как древние возводили свои памятники архитектуры и овладел секретами антигравитации.

Памятники архитектуры. Каменная мебель в Коралловом замке во Флориде

Такова красивая легенда этого замка, широко разрекламированная в народных массах и привлекающая сюда более ста тысяч туристов ежегодно. Постепенно достопримечательность обрастает сопутствующей индустрией и приносит немалый доход. Те, кто верят в повесть о современном чародее, наслаждаются удивительным Коралловым замком, ну, а скептики злобно завидуют безграничной фантазии промоутеров и рекламщиков. Что бы это ни было, удивительное открытие или подделка, диковинный замок с романтической историей выглядит весьма оригинально и необычно.

foretime.ru

Архитектурные памятники Древней Персии | Архитектура и Проектирование

Дворцы и крепости являются у персов, так же как и в Ассирии, основными памятниками архитектуры; культовое искусство в военной азиатской монархии далеко не занимает того положения, которое ему было отведено в египетской теократии.

КУЛЬТОВЫЕ ПАМЯТНИКИ. ГРОБНИЦЫ

Культовые здания. — Персидская религия присоединила к астральному культу, являющемуся месопотамской религией, культ огня, который до настоящего времени существует у гебров.

Примечание: Что представляла собой религия ахеменидов, остается до настоящего времени вопросом далеко не ясным. Во всяком случае, тот астральный культ, который, по мнению Шуази, был заимствован персами из Ассирии, едва ли играл большую роль в Иране. Можно говорить о ряде мифологических концепций астрального порядка и о соответствующей символике, воспринятых персами у ассирийцев, но даже неизвестно, являлись ли эти учения официальными. Вопрос об основных положениях религии в эпоху ахеменидов особенно важен в связи с погребальными обрядами в этот период. Известно, что при сасанидах, руководствуясь Авестой, труп перед захоронением выставлялся для очищения мяса птицам, как это практикуется до сих пор у парсов. Греческие источники передают, что персы в ахеменидскую эпоху натирали свои трупы воском. Из тех же источников мы узнаем, что ахеменидские монархи (Кир) были набальзамированы.

Из культовых памятников времени ахеменидов до нас дошли алтари, высеченные из скалы в Персеполе, и святилища огня, существование которых, считавшееся долго сомнительным, окончательно доказано Дьелафуа. На рисунке 93 дается план одного из этих храмов. Различима целла, в которой находится алтарь F, окруженная двойными стенами, защищающими святилище от возможной профанации.

Архитектурные памятники Древней Персии. План алтаря в Персеполе
Рис. 93 
Архитектурные памятники Древней Персии. Царская дахма в Персеполе
Рис. 94

Таков будет план очага в греческом жилище гомеровского периода, когда очаг будет считаться священным.

Гробница. — Гробницам, занимающим второстепенное положение в Месопотамии и вовсе не найденным в Ассирии, в Персии отведено значительное место. Как и в Египте, они воспроизводят обычно жилища, внешний вид которых благодаря этому легко восстанавливается. Персидская религия требовала, помимо места для погребения, еще место, где предварительно выставлялись останки; оно соответствовало дахме современных гебров. В Персеполе царская дахма оказалась рядом с царскими могилами. Это квадратная в плане башня (рисунок 94, В), у которой очень массивный нижний этаж, а доступ в верхний открывается через пря­мую лестницу.

Примечание: Являются ли Кааб и Зардушт, равно как и так называемый Зиндан в Пасаргадах, дахмами, до сих пор не установлено, да и вообще их назначение не выяснено. Последнее время Herzfeld все больше и больше отстаивает мнение, что персепольский памятник представлял собой могилу Заратуштры. См. Sarre  Herzfeld. Iranische Felsreliefs § 152.

Форма гробницы устанавливается лишь после некоторого количества попыток в этом направлении. В Пасаргадах имеется гробница в виде башни; другая (А) — типа эдикулы — воспроизводит греческий образец и отличается двумя, совершенно чуждыми персидской архитектуре, элементами — фронтоном и профилированным карнизом.

Только в эпоху Дария Гистаспа (около 500 г. до н. э.) окончательно устанавливается тип гробницы: гробница приобретает не только облик, но и размеры дворца. Все цари, начиная с Дария, имеют одинаковые гробницы, высеченные в скалах, господствующих над Персеполем. На рисунке 95 мы воспроизводим одну из этих гробниц, давая ее архитектурный разрез. Колоннада ее подражает колоннаде дворца с ее капителями в виде лежащих быков, с окаймляющим террасу фризом, несущим изображения львов. Верхняя часть занята изображениями трона, который поддерживают фигуры военнопленных с находящейся на нем фигурой царя, возносящего моления солнечному диску.

Архитектурные памятники Древней Персии. Разрез гробницы в Персеполе
Рис. 95 
Архитектурные памятники Древней Персии. План большого зала или ападаны дворца Артаксеркса в Сузах
Рис. 96

 

ДВОРЕЦ

Дворец с террасами. — Дворцовые помещения, служившие жилищем персидским царям, еще до сих пор не подвергнуты подробному обследованию. Выстроенные, несомненно, из глины, они сохранились лишь в виде бесформенных руин. Единственная хорошо известная часть дворца — зал высочайших аудиенций, тот именно, фасад которого изображен на рельефах могил в Накши Рустеме и план которого дозволяют восстановить развалины Персеполя и Суз.

Рисунок 96 дает план большого зала или ападаны дворца Артаксеркса в Сузах. Это — грандиозный зал, открытый со стороны фасада и замкнутый с трех других, к которым примыкают портики. Лес колонн поддерживает потолок, и свет проникает к месту, где находится царский трон, лишь со стороны фасада. Это — охваченный с трех сторон стенами ассирийский павильон, величиной с гипостильный египетский зал.

В Сузах гипостильный зал замыкает аллею, пересекающую город, возвышаясь на укрепленной террасе, откуда открывается вид на необъятные дали. В Персеполе здания размещены на платформе, основанием которой служит скала и доступ на которую открывается через лестницу с широкими маршами. Отмечая вход на террасу, перед ним высятся пропилеи, возведенные Ксерксом. Далее теснятся одно к другому строения, так как каждый монарх стремился заполнить зданием еще свободное пространство террасы.

Ксеркс построил ападану перед ападаной Дария, Артаксеркс возводит свою в глубине платформы. Законы симметрии, неизбежно необходимые египетскому зодчему, игнорируются персидскими строителями, так же как это имело место в Ассирии. Неожиданное соединяется здесь с величественным: фоном пейзажа, вырисовывающегося за изразцовыми зубцами дворцов, служит горный массив, в котором высечены царские усыпальницы.

Архитектурные памятники Древней Персии. Фирузабадский дворец

Рис. 97

Дворец со сводами. — Дворцы со сводами по сравнению с предыдущими отличаются более скромным характером. Фирузабадский дворец (рисунок 97), самый ранний из дошедших до нас, восстанавливается наиболее полно и наиболее ясно позволяет судить о расположении его помещений. Он делится на две части: одна, легко доступная извне, отведена под официальные помещения, другая — в глубине здания, расположенная вокруг внутреннего двора, предназначена для жилых помещений.

Примечание: Фирузабадский дворец считается выстроенным Арташиром I (226—242 гг. н. э.), дворец в Сарвистане датируется V в. Относить эти памятники к более раннему времени, как это пытается делать Шуази,— ошибочно.

В первую группу помещений, предназначенных для официальных приемов, входят «зал потерянных шагов» А и три зала для аудиенций. «Зал потерянных шагов» состоит из центрального, перекрытого коробовым сводом нефа и четырех поперечных, имеющих те же покрытия. Три зала для аудиенций, в которые доступ открывается через «зал потерянных шагов», располагаются по меньшей из осей здания и перекрыты куполами. Все здание, кроме зала S, увенчано террасами.

Покрытие «зала потерянных шагов» представляет любопытный образец коробовых сводов, расположенных один над другим для того, чтобы избегнуть их пересечения. Что же касается куполов трех приемных зал, то та архитектурная робость, с которой они возведены, свидетельствует о ранней поре искусства. В несоразмерной толщине кладки их фундамента чувствуется неопытность строителей, доводящих свою осторожность до крайности.

Явной аномалией плана является устройство простенков, более толстых, чем наружные стены; мы уже отмечали такого рода неправильности в ассирийских развалинах, и объяснение, являющееся в отношении Ассирии еще догадкой, в данном случае кажется фактически доказанным. Террасы, на которых спали ночью, нуждались в пристройках, защищенных от непогоды; эти служебные помещения имеют форму галерей и точно соответствуют перегородкам непомерной толщины. Их наличие уменьшало объем каменной кладки, и крайняя толщина стен имеет, таким образом, вполне разумное объяснение. Мы пометили пунктиром на плане оси этих своеобразных галерей.

Примечание: Внимательное рассмотрение планов Фирузабада и Сарвистана заставляют прийти к выводу, что в обеих зданиях внутренние стены толще лишь в тех помещениях, где имеются купольные покрытия, на которых они покоятся. Это как будто подставляет под удар всю, казалось бы, заманчивую теорию Шуази, к которой приходится отнестись с определенной осторожностью См. Sarre, Fr. Kunst d. Alten Persien. Berlin. 1923,S.56.

Украшение купольных зал сохранилось почти в неприкосновенности. Мы уже показали его детали на рисунке 88, F. Снаружи стены были укреплены контрфорсами в форме полуколонн, увенчанных кирпичными арками и, может быть, зубцами. Не менее замечательный образец дворца со сводами находится в Сарвистане (рисунок 98).

Архитектурные памятники Древней Персии. Дворец в Сарвистане
Рис. 98
Архитектурные памятники Древней Персии. План помещений в Таг-Эйване
Рис. 99

Общее впечатление то же, что и в Фирузабаде, но смелость в строительных формах указывает на более развитое искусство. Купол легче отделяется от своего каменного основания, и именно в Сарвистане наблюдаются описанные нами выше коробовые своды, так искусно подпертые отводами. Украшения купола еще видны: они состоят из слоя извести, на котором швы камней выделены красными полосами.

Персидские дворцы, повидимому, были всегда окружены садами с беседками и водоемами. В Фирузабаде еще можно различить круглый   бассейн   водоема,   расположенного   перед   фасадом; а в Ферехабаде Дьелафуа обыскал развалины сводчатой беседки, детали которой мы дали на рисунке 84, N.

Мы подошли к памятникам последнего периода персидского искусства. Лучше всего сохранились и наиболее известны следующие:

Дворец Хатра, здание, возведенное около III в. н. э. князьями парфянской династии, в стиле романского зодчества в Сирии. Главный зал в нем окружен двойной стеной, служащей защитой от жары.

Примечание: Хатра выстроена вернее всего во II в. н. э. Дворец не является ни в какой мере подражанием «романскому стилю Сирии», так как памятники этой местности, могущие быть названными «романскими», создались в последующие столетия. Зал, о котором говорится, что он окружен двойной стеной, представлявшей защиту от жары, вернее всего является помещением культового назначения, и двойная стена диктуется религиозными соображениями, а никак не климатическими. См. Andrae. Hatra III; Leipzig. 1908, 1912.

Дворец Мшатта, вероятно, сасанидской эпохи, растительный орнамент декорации которого ведет начало из того же источника, что и в Хатре.

Примечание: Замок Мшатта или Мешатта вернее датируется VI в., нежели первой половиной сасанидского периода, как это думает Стржиговский (Strzygowscky u. Schulz. Mschatta. Berlin, 1904). Знаменитая панель, декорировавшая фасад здания, в настоящие время перенесена в Берлинский музей.

Амман — дворец с тремя большими залами, открытыми со стороны квадратного двора.

Таг-Эйван, искусное сооружение которого мы рассматривали выше.

Наконец, дворец в Ктесифоне — самый грандиозный памятник сасанидской эпохи, который местные легенды относят ко времени Хосроя.

Примечание: Следует считать установленным, что Ктесифонский большой дворец выстроен при Хосрое I, а не при первых сасанидах, как это считалось раньше. См. Sarre u. Herzfeld. Reisen in Euphrat u. Tigrisgebiit B-de Berlin. 1911—20. B.I.

Мы возвратимся к дворцу Аммана при обсуждении вопроса о происхождении арабского искусства. Рисунки 99 и 100 дают общее расположение Таг-Эйвана и Ктесифона. В обоих случаях здания напоминают строение ападаны эпохи ахеменидов, другими словами, это пышный дворец, отделенный от жилых помещений. В Таг-Эйване план строения (рисунок 99) сводится к продолговатой галерее, центр которой обозначен куполом.

В Ктесифоне помещения расположены (рисунок 100) по обеим сторонам центральной части зала, являющегося тронным залом, открытым во всю ширину, как ападана ахеменидов, с фасадом в виде прямой стены в шесть этажей. Ширина тронного зала равна ширине собора св. Петра в Риме. Свод его — простой коробовый свод, в разрезе точно схожий с куполом Сарвистана.

Архитектурные памятники Древней Персии. Ктесифон
Рис. 100
Архитектурные памятники Древней Персии. СООРУЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. УКРЕПЛЕНИЯ
Рис. 101

Под давлением коробового свода, пролетом около 27 м в высоту, кирпич-сырец был бы раздавлен; поэтому материалом служил обожженный кирпич. Свод был возведен без кружал. Он сложен поперечными отрезками, при верхнем перекате клинчатой кладкой. Кладка до разбутовки свода укреплена на близких расстояниях деревянными связями, погруженными в массив стены. Декорация фасада, который не имеет за собой в верхней части массива здания, снаружи укреплена полуколоннами, а изнутри — контрфорсами, идущими от самого основания. Верх свода украшен архивольтом из фестонов. Кроме того, украшением фасада являются полуколонны без капителей, служащие контрфорсами, и помещенные одна над другою дуги, большое количество которых помогает оценить масштабы здания. Арки располагаются в полном несоответствии в смысле соотношения осей. Углубления, сохранившиеся в большом своде, служили, как говорят, для подвески светильников, а колонны, если верить местным преданиям, были позолочены. Занавес, скрывавший внутренность главного зала, опускался во время приема Хосроя. Персидская монархия в последнюю пору своего расцвета, по-видимому, хотела соперничать с великолепием века ахеменидов.

 

СООРУЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. УКРЕПЛЕНИЯ

Мы мало знаем о сооружениях общественного назначения в эпоху ахеменидов. При парфянских династиях общественные работы были, несомненно, в пренебрежении. Сасаниды оставили следы больших мостов, плотин, свидетельствующих об их внимании к использованию вод, составляющих богатство страны, наконец, башен, которые, как предполагают, предназначались для сигнализации и которые следовало бы считать древ­нейшими памятниками телеграфной связи. После дворцов главными сооружениями древней персидской архитектуры являлись крепости: замковая башня (донжон) в Сузах представляла собой мощную защиту; городские стены соперничали с сильнейшими укреплениями Месопотамии.

Так же как и в Месопотамии, строительным материалом крепостей служил кирпич-сырец. Что касается планов, то основным принципом их построения было прикрытие с флангов; Дьелафуа установил это следующим образом.

Укрепленная стена из кирпича-сырца требует просушки; по­этому естественно отделить ее от насыпи, которой она поддерживается, при помощи дренажа из гравия, собирающего просачивающиеся воды и выводящего их наружу. Такой дренаж существует в Сузах; Дьелафуа его исследовал и при этом напал на след, который помог ему восстановить детали плана; план укреплений в Сузах имеет вид зубчатой полосы.

Примечание: Для подробного ознакомления см. Dieulafoy, M. L'acropole de Suse. Paris, 1893.

Профиль сооружения, точно соответствующий тому, что Геродот говорит о вавилонских укреплениях, по-видимому, является подражанием месопотамскому образцу. Он включает (рисунок 101) тройную зигзагообразную ограду с башнею на вершине каждого выступа. Проходя с наружной стороны, наталкиваешься прежде всего на широкий ров, отделенный от первой стены А рисбермой R, достаточно широкой, чтобы предупредить всякую возможность обвала из-за тяжести стен. Площадка, опирающаяся на эту первую ограду, лежит на уровне внутреннего грунта.

Вторая ограда представляет собой стену с казематами В, ли­цевая сторона которой совпадает с линией дренажа М. Наконец, мы видим третью линию обороны (С), куртины которой имеют не менее 20 м в толщину. Сообщение между крепостью и внешним миром происходит через длинные подземные ходы с примыкающими к ним справа и слева сводчатыми залами, где располагается стража; подойти к этим подземным ходам можно только после долгих поворотов у самого подножия стен.

В расположении ворот все устроено так, чтобы помешать неожиданным нападениям, и трудно себе представить профиль, лучше приспособленный для отражения атаки приступом; древний мир не идет дальше этого в искусстве обороны. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru


Смотрите также