Древние основатели ирана. Цивилизации Древнего Ирана
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Какая история у Ирана? Древние основатели ирана


Цивилизации Древнего Ирана Древнее Государство Древний город Рей

ДРЕВНИЙ ГОРОД ЭСФЕХАН

ПЕРВАЯ ПЕРСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ

ДРЕВНИЙ НАРОД ПЕРСЫ

ИСФАХАН

Древний город на юге Ирана, старинный центр персидской культуры. Археологи нашли артефакты на территории города Исфахана, датируемые палеолитом, мезолитом, неолитом, бронзовым веком. В 1074 году Исфахан был столицей мощной централизованной Сельджукской империи.

ДЕРЖАВА АХЕМЕНИДОВ

Включала разнородные по этническому составу, социально-экономическому укладу области. К концу 6 в. до н.э., в результате завоеваний Кира II, его преемников, её границы простирались от реки Инд на до Эгейского моря, от Армении на север, до первого порога реки Нил.

ПЕРСЫ

Происхождение этнических персидских народов прослеживается в древних иранских народах, которые были частью древних индо-иранцев. Древний народ Ирана - персы, появился в частях Иранского нагорья ок 1000 г. до н.э. Держава персов была прямой наследницей ассиро-вавилонской империи.

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО МАННА

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ЕЛАМ

ПАРФЯНСКАЯ ДЕРЖАВА

МАННА

Древнее государство Манна, существовало на территории современного северо-западного Ирана, юг озера Урмия, около 10-7 веках до н.э. В то время маннийцы соседствовали с империями Ассирией, Урарту, находились между двумя малыми государствами Мусасире, Зикирту.

ЭЛАМ

Государство Элам занимало юго-западную часть современного Ирана. Возникло на рубеже 4-3 тысячелетий до н.э. В 24-23 вв. до н.э, Элам попал под власть Аккадского государства, образованного Саргоном Древним, но в 21 веке до н.э., вновь обрело независимость.

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО

Царство граничило с Римской империей, наибольшего расцвета достигло во второй половине I века до н.э., во время царствования Орода II, который принадлежал к династии Аркашидов. Первоначально столицей Парфии стали Экбатаны, затем, с I в. н.э. Ктесифоню.

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ТАХИРИДОВ

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО СЕЛЬДЖУКОВ

ДРЕВНИЙ НАРОД КУТИИ

ТАХИРИДЫ

Династию Тахиридов, основал представитель знатного рода эмир Тахир ибн ал-Хусайн. Государство достигло расцвета при правителе Абдаллахе, при нем были прорыты необходимые для ирригации каналы, установлены четкие налоги, много внимания уделялось развитию образования.

СЕЛЬДЖУКСКАЯ ИМПЕРИЯ

Государство Сельджуков, просуществовало с 1037 по 1194 года. В 1074 году могущественная Сельджукидская держава, простиралась от Средиземного моря на западе, до границ Китая на востоке, от Главного Кавказского хребта на севере, до Персидского залива на юге.

ГУТИИ

В 2200 году до н.э. гутии, древний народ, пришедший из района гор Загроса, осели в Вавилонии, на протяжении целого века часть страны находилась под иноземным владычеством. Гутийские цари сумели установить власть в результате вооруженного вторжения.

ДРЕВНИЙ НАРОД ТОЛЬШОН

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО МИДИЯ

ДРЕВНИЙ ГОРОД ТЕГЕРАН

ТАЛЫШИ

Большинство исследователей считают их потомками древних мидийцев. Согласно другой гипотезе, талышы имеют единое происхождение с гилянцами. В настоящее время талышы обитают преимущественно в пограничных приморских, частично предгорных районах Ирана, Азербайджана.

МИДИЯ

В 673 г до н.э., в результате антиассирийского восстания в северо-западной части Ирана возникло государство Мидия. Мидия в коалиции с Вавилонией разрушила Ассирийскую державу, государства Ману, Урарту Государство Мидия занимало большую часть Иранского нагорья.

ТЕГЕРАН

Основание Тегерана одни историки относят к 9 веку, но особого значения город в те времена не имел, так как его жизнь зависела от соседа - богатого города Рея. Другие ученые первое упоминание о Тегеране датируют 12 веком, когда город был деревушкой.

ДРЕВНЕЕ ПЛЕМЯ КАШШУ

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО САФФАРИДОВ

КАССИТЫ

В 1780 г. до н.э. касситы укоренились в Вавилонии. До этого у них была династия в Египте, которую в письменах они называли каши. Из Вавилонии они перешли в Иран, где основали города Кашан, Кашмар. Куда бы они ни приходили, они называли реки, горы, города именами предков.

САФФАРИДЫ

Династию Саффридов основал простой крестьянин Йакуб Абу Йусуф, получивший прозвище ас-Саффар потому что учился мастерству у медника (саффар – медник). В 861 г., успев прославиться как смелый, предприимчивый человек, Йакуб стал эмиром, основав государство Саффаридов.

КУЛЬТУРЫ

Земли Ирана богаты древними культурами. Археологи нашли много артефактов, подтверждающих существование древних цивилизаций, начиная с восьмого тысячелетия до н.э. Доказательства этих цивилизаций были обнаружены на глубине до 11 метров под землей.

ДРЕВНИЙ ГОРОД ТАВРИЗ

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ХУЛАГУИДОВ

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО АТРОПАТЕНА

ТЕБРИЗ

Самая ранняя историческая запись о Тебризе, датируется 714 годом до н.э., сделанная ассирийским царем Саргоном II. Тебриз был выбран в качестве столицы для нескольких правителей, начиная от династии Атропата. Археологи полагают, что Эдемский сад находился в Тебризе.

ХУЛАГУИДЫ

Монгольская династия, правившая на Ближнем, Среднем Востоке в 13 веке. Носили титул ильханов. Основатель - Хулагу . Государство образовалось в процессе распада Монгольской империи, включало Иран, часть Афганистана, Туркмении, большую часть Закавказья, Ирак Арабский.

АТРОПАТЕНА

Раннерабовладельческое государство в Южном Азербайджане, существовавшее в период с 4 в. до н.э. по - 7 в. н.э. Столицей Атропатены, центром зороастризма был древний город Ганзака. Основная область территории государства Атропатены была гористая.

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО САСАНИДОВ

ГОРОД-ГОСУДАРСТВО АРДИНИ

ДРЕВНИЙ НАРОД КУРДЫ

САСАНИДЫ

Династия иранских шахов, существовала в период с 224 по 651 гг. Основатель Ардашир I провозгласил себя царем Ирана, свергнул последнего представителя парфянской династии Аршакидов. Сасаниды в культурном отношении проводили политику реставрации персидских ценностей.

МУСАСИР

Древний город-государство. Важнейшим культовым центром бога Халди был храм в городе Мусасир. Мусасир завоеван Саргоном II. До сих пор точное местоположение древнего города не уточнено в исторических хрониках. Известно только что он находился к северу от Ревандуза.

КУРДЫ

Либерийский народ, региона Кот-д’Ивуар. Вероисповедание народа Кру: христианство - протестантизм, практикуют магические обряды, шаманизм, поклоняются природным духам. Основные промыслы народа Крау: рыболовство, земледелие - посадка культурных растений.

ДРЕВНИЙ ГОРОД РАГА

СЕФЕВИДСКАЯ ДЕРЖАВА

ДРЕВНИЙ НАРОД БЕЛУДЖ

РЕЙ

Древнеиранский город, известный по библии, ныне в развалинах. Вблизи его современный Тегеран. Во время халифата был крупным городом с значительно развитой промышленностью, торговлей. Одним из древнейших достопримечательностей Рея является зороастрийская башня Гебри.

СЕФЕВИДСКОЕ ГОСУДАРСТВО

После падения государства Акгоюнлы в начале 16 века, в Иране появилось еще одно туркменское владычество. Это были туркмены, вышедшие из государств Гарагоюнлы, Акгоюнлы, переселившиеся из Анатолии в Иран. Они заложили в 1502 году Сефевидское туркменское государство.

БЕЛУДЖИ

Согласно представлениям самих белуджи, их предки попали на территорию Белуджистан в результате трех миграций. Первая состоялась в 1200 г. до н.э. с территории Курдистана. Вторая - через несколько веков из района гор Эльбурс южнее Каспийского моря. Третья - в 1164 из Сирии.

ancientcivs.ru

44-46 - История и культура Древнего Ирана

44. Природа Ирана

Между Месопотамией и Индией лежало несколько больших стран, носивших в древности общее название Ирана[1]. На севере Иран доходил до Кавказских гор, Каспийского моря и степей, лежащих от последнего к востоку, на юге – до Персидского залива и южного моря, которое древние называли Эритрейским. Горы на западе и на востоке отделяли Иран от бассейнов Тигра и Евфрата, с одной стороны, и Инда, с другой. Понятно, что природа такой обширной территории должна была отличаться большим разнообразием. В общем Иран представляет собою громадное плоскогорье, лишенное большим рек, которые могли бы идти в сравнение с Нилом, Тигром и Евфратом или Индом и Гангом. Самыми значительными реками страны были Яксарт (Сырдарья), впадающий в Аральское море, и Окс (Амударья), тоже теперь впадающий в Аральское море, но раньше впадавший в Каспийское море. Нижними частями своего течения обе эти реки принадлежали великой Туранской пустыне, но на их верховьях, в так называемых Согдиане и Бактриане, издавна сосредоточивалось оседлое население. Вся центральная часть Ирана тоже представляла собою громадную пустыню, равно как весь юго-восточный его угол (Гедрозия, теперь Белуджистан). Особенно важное значение получили в истории две области Ирана: Мидия на северо-западе и Персия на юго-западе. Обе эти области славились своими пастбищами, на которых в большом количестве разводились лошади, верблюды и другие домашние животные. Климат Ирана в общем вполне континентальный: жаркое лето и суровы и зимы особенно в местностях, высоко лежащих над уровнем моря.

 

45. Маздеизм

Первоначальная религия иранских арийцев была похожа на ведийскую мифологию индийцев, но впоследствии в Иране распространилась новая религия, которую называют маздеизмом [зороастризмом]. Основателем её считают Заратустру или (в греческом произношении) Зороастра, жившего в Бактриане. Учение Заратустры изложено в священной книге Авеста, которая написана на родственном санскриту языке – зенде (Зенд‑Авеста). Маздеизм представляет собою религию дуалистическую, потому что признает существование двух богов – доброго и злого. Один называется Ахурамазда, другой – Ангра‑Майнью, откуда греки сделали Ормузда и Аримана. Это боги, с одной стороны, добра, света, добродетели, здоровья, с другой – зла, мрака, порока, болезни; один созидает и оживотворяет, другой умерщвляет и разрушает. Между ними постоянная борьба, в которой участвуют и подчиненные им боги и духи. (Интересно, что в маздеизме арийское слово дэва стало обозначать духов зла). Целью жизни религия Зороастра объявляла освящение души, дабы сделаться достойным жизни в царстве Ормузда. Для этого нужны были добродетель, молитва и труд.

Заратустра

Пророк Заратустра, основатель зороастризма

 

Чистый маздеизм не имел ни храмов, ни изображений богов и требовал только поддержания священного огня, но в народной массе были и огнепоклонники[2], и идолопоклонники. У иранцев сохранилась вера в старых богов (напр., в бога солнца Митру), а кроме того, они воспринимали воззрения и туземцев, принадлежавших к туранскому племени, хотя вообще иранские земледельцы, считавшие себя служителями Ормузда, видели в туранцах, ведших жизнь кочевых разбойников, слуг Аримана. В Иране было и особое сословие жрецов, весьма влиятельное и могущественное; в Мидии эти жрецы носили название магов.

Ахурамазда и Ахриманом

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

 

46. Мидяне и персы

Наиболее важными иранскими народами были мидяне и персы, жившие одни на юг от Каспийского моря, другие на север от Персидского залива. Главным городом первых были Экбатаны, вторых – Пасаргады. Мидяне и персы были долгое время данниками ассирийцев, у которых они заимствовали клинообразное письмо, а также и другие искусства (зодчество и ваяние). Сначала первенствующая роль в Иране принадлежала мидянам, гораздо ранее персов познакомившимся с ассирийскою культурою. В VII в. мидяне освободились от ассирийского владычества и подчинили себе персов. В это время на Переднюю Азию из-за Кавказа напали скифы, под именем которых известны были разные кочевники арийского и туранского происхождения, и своими грабежами подготовили падение Ассирии. Мидийский царь Киаксар успешно отразил нашествие скифов и в союзе с вавилонянами сокрушил Ассирию. Союзники поделили между собою ассирийские владения, причем Киаксару достались северные области. Желая распространить свою власть на Малую Азию, он вступил в борьбу с образовавшимся здесь царством лидийцев. Война окончилась в 608 г. миром, по которому границей между Лидией и Мидией была признана река Галис, впадающая в Черное море (теперь Кызыл‑Ирмак). Под властью мидян находились и персы, у которых был свой царский род Ахеменидов. При сыне Киаксара Астиаге персы под начальством своего царя Кира низвергли около 560 г. владычество мидян, и первенство перешло к персам, составившим с мидянами как бы одну нацию. Можно даже сказать, что для мидян воцарение Кира было скорее переменою династии, чем иноземным завоеванием. Этот персидский царь был основателем громадной мировой державы, господствовавшей на Востоке около двух веков.

[1] Иначе Ариана; см. карты I и VI.

[2] Они существуют и теперь.

www.rushist.com

История Ирана - происхождение названия страны, основные этапы развития

Названия страны

Ранее Иран назывался Персией, до сих пор страну так называют во многих художественных произведениях. Часто культуру Ирана называют персидской, Иранскую цивилизацию также называют персидской. Персами называют коренное население Ирана, а также народ, проживающий в странах Персидского залива, народ, проживающий близ Кавказа, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии.

Официально иранское государство называется Исламская Республика Иран. Название страны «Иран» используется в настоящее время для современной цивилизации, сейчас персов называют иранцами, это народ, проживающий на территории между Каспийским морем и Персидским заливом. Иранцы проживают на этой территории в течении более двух с половиной тысяч лет.

Иранцы имеют непосредственную связь с народами, называвшими себя ариями, которые также проживали на этой территории в древние времена, они были предками индо-европейских народов Центральной Азии. На протяжении многих лет происходили нашествия на цивилизацию иранцев, и в связи с этим империя претерпевала некоторые изменения.

Из-за нашествий и войн постепенно менялся состав населения страны, государство расширялось, а народы, попадавшие в него, стихийно смешивались. На сегодняшний день перед нами предстает такая картина: в результате большого количества миграций и войн на территорию и культуру Ирана претендуют народы европейского, тюркского, арабского и кавказского происхождения.

Многие из этих народов проживают на территории современного Ирана. При чем жители Ирана предпочитают, чтобы страну называли Персией, а их – персами, чтобы указать на свое сходство и преемственность по отношению к персидской культуре. Часто население Ирана не хочет иметь ничего общего с современным политическим государством. Многие иранцы эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и Европу, но и там они не хотят себя сопоставлять с современной Исламской Республики Иран, созданной в 1979 году.

Становление нации

Иранский народ является одним из старейших цивилизованных народов в мире. Во времена палеолита и мезолит население проживало в пещерах в горах Загрос и Эльбурс. Самые ранние цивилизации в регионе проживали предгорьях Загроса, где они развивали сельское хозяйство и животноводство, а также была создана первая городской культуры в бассейне Тигра и Евфрата.

Возникновение Ирана относят к середине I тысячелетия до нашей эры, когда Кир Великий создает Персидскую империю, существовавшую до 333 года до нашей эры. Персидская империя была завоевана Александром Македонским. В шестом веке до нашей эры Персия возвращает независимость, и Персидское царство существует уже до седьмого века нашей эры.

Страна включается в Мединский, а позже в Дамасский халифат с приходом на территорию Персии ислама. Изначальная религия зороастрийцев практически исчезает, будучи полностью подавлена исламом. Вплоть до настоящего времени в иранской истории повторяется один и тот же сюжет разворачивания событий: завоеватели иранской территории в конечном счёте сами становятся почитателями иранской культуры. Одним словом, они становятся персами.

Первым из этих завоевателей был Александр Великий, который пронесся по области и завоевал империи Ахеменидов в 330 году до н.э. Александр умер вскоре после этого, оставляя своих генералов и их потомков на этой земле. Процесс расчленения и завоевания страны завершился созданием обновленной Персидского империи.

В начале третьего века нашей эры Сасаниды объединили все территории к востоку, включая Китай и Индию, и успешно стали сотрудничать с Византийской империей. Вторыми Великими завоевателями были арабские мусульмане, пришедшие из Саудовской Аравии в в 640 году нашей эры. Они постепенно сливались с иранскими народами, и уже к 750 году произошла революция, которая подтолкнула новых завоевателей стать персами, но с вкраплениями элементов своей культуры. Так появилась империя Багдад.

Следующие завоеватели, которые пришли с волной тюркских народов на земли Ирана в одиннадцатом веке. Они установили суды в северо-восточной части Хорасан, основали несколько больших городов. Они стали покровителями персидской литературы, искусства и архитектуры.

Последовательные монгольские нашествия тринадцатого века происходили в период относительной нестабильности, которая длилась вплоть до начала шестнадцатого века. Иран вновь приобретает независимость с приходом к власти персидской династии Сефевидов. Они установили в качестве государственной религии шиизм. И этот период стал расцветом иранской цивилизации. Столица Сефевидов, Исфахан, была одним из самых цивилизованных мест на земле, задолго до появления большинства городов в Европе.

Последующими завоевателями были афганцы и турки, однако, результат был тот же самый, что и у предыдущих завоевателей. В период завоевания Ирана народом Каджар с 1899 года по 1925 год, Персия вступила в контакт с европейской цивилизацией самым серьезным образом. Промышленная революция на Западе серьезно пошатнула экономику Ирана.

Отсутствие современной армии с новейшим военным оружием и транспортом приводит к большим потерям территорий и влияния. Иранские правители пошли на уступки, давая возможность развития для сельскохозяйственных и экономических институтов своих европейских конкурентов. Это было нужно для того, чтобы привлечь средства, необходимые для модернизации. Большая часть денег пошла напрямую в карманы правителей.

Через несколько лет страна вновь приходит к процветанию, благодаря основанию новой династии. В 1906 году в Иране провозглашают конституционную монархию, существовавшая вплоть до 1979 года, пока шах Мохаммад Реза Пехлеви не был свергнут с трона. В январе 1979 года аятолла Хомейни провозглашает Иран исламской республикой.

Этнические отношения Ирана

В Иране в основном не бывает межэтнических конфликтов, особенно учитывая тот фактор, что там проживает огромное количество разных народностей. Можно с уверенностью заключить, что в Иране никто не преследует и не терроризирует этнические меньшинства, и тем более не существует открытой дискриминации.

Некоторые группы, проживающие в Иране, всегда стремились к автономии. Одними из главных представителей таких народов являются курды, проживающие на западной границе Ирана. Эти люди отчаянно независимы, они постоянно оказывают давление на иранское центральное правительство, чтобы оно пошло в их отношении на экономические уступки и приняло их автономные полномочия для принятия решений.

Тем не менее, за пределами городских районов курды уже осуществляют внушительный контроль над своими регионами. Иранские правительственные чиновники ориентируются очень легко в этих областях. Курды в Иране наряду с их собратьями в Ираке и Турции давно хотят создать независимое государство. Ближайшие перспективы для этого являются довольно тусклыми.

Кочевые родовые группы в южных и западных районах Ирана также создают некоторые проблемы для центрального правительства страны. Эти народы пасут своих коз и овец и, как следствие, постоянно кочуют более половины года, эти народы всегда было исторически трудно контролировать.

Эти народы, как правило, самодостаточны, и некоторые из них являются довольно-таки зажиточными людьми. Попытки урегулировать отношения с этими племенами в прошлом часто сталкивались с насильственными действиями. В настоящее время они пытаются заключить хрупкий мир с иранскими центральными органами власти.

Арабское население в юго-западной провинции в Персидском заливе Хузестан выказывает свое желание вырваться из Ирана. Во времена конфликта между Ираном и Ираком, иракские лидеры поддержали сепаратистское движение как способ противодействовать иранским должностным лицам. Суровое социального преследования в Иране была направлена на религиозных Периоды относительного спокойствия чередовались с периодами дискриминации на протяжении веков. В соответствии с действующим законом Исламской республики, эти меньшинства переживали трудное время.

Хотя теоретически они должны были попасть под защиту как «людей Писания» по исламскому праву, а евреи, христиане и зороастрийцы столкнулись с обвинениями в шпионаже в пользу западных стран или для Израиля. Исламские чиновники также имеют смутное представление о своей толерантности потребления алкоголя, а также относительную свободу по отношению к женскому полу.

Одна группа, которая повсеместно преследовалась, вела свое начало со времен девятнадцатого века, но ее религия рассматривалась как еретическое направление мусульман-шиитов.

travelask.ru


Смотрите также