Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.
Эксперты и историки подсчитали, что самые первые школы на Руси была учреждены еще в 988 году в городе Киеве. Такая информация полностью соответствует знаменитой летописи «Повесть временных лет». Получается, что зарождение образования в Киевской Руси началось только тогда, когда князь Владимир Святославович начал проводить крещение народа. Кроме того, имя именно этого князя было указано в летописи, как основателя первой школы в Киевской Руси. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.
Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, когда по общеевропейским традициям данный термин начал обозначать учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.
Следует заметить, что проводить обучение в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.
И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Причем, его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам. В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. С 15 века учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».
Несмотря на такой рост строительства образовательных зданий, школа все еще не имела широкого распространения на всей территории Руси. Образование в Киевской Руси организовывалось систематически и повсеместно. Именно поэтому, первые школы на Руси хоть и существовали, но не расцветали и постепенно начинали угасать. И только в начале 17 века изучение наук и искусств в школах началось по новому. В эпоху Петра 1 открывается первая школа в городе Киеве по систематическим наукам, которые сам царь называл новым шагом в образованности каждого человека. Сюда, правда, до сих пор могли попасть только дети из благородных семей, но желающих отдать своих детей на обучение прибавилось. Во всех школах 17 века учителя преподавали такие предметы, как грамматика и латинский язык.
Именно с эпохой Петра 1 историки связывают значительные преобразования в образовательной сфере. В это время открываются не только школьные учреждения, которые были на порядок выше, чем самые первые школы, но и новые училища и лицеи. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина.
fb.ru
История Школы В Мире
Вся история воспитания и обучения ведет свой отсчет с начала развития цивилизации на нашей планете. Практически во всех древних цивилизациях начало обучению и появлению школ дало возникновение письменности. Становление системы образования можно рассмотреть на примере истории школы в древнем Египте. Еще в период Древнего царства при дворце фараона стали появляться первые школы. Они создавались для обучения строителей, архитекторов, врачей и чиновников, к обучению подходили очень серьезно и, как правило, простые люди туда не попадали.
С дальнейшим развитием государства история возникновения школ получила свое продолжение, появились школы при храмах. Здесь обучали письму, эта профессия в те времена пользовалась большим спросом. Позднее при крупных государственных учреждениях появились школы, где в основном обучали мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Основные предметы для обучения были грамота, письмо и счет. Для письма ученики использовали тонкую тростниковую палочку и черную краску, а новую строку начинали красной краской. Отсюда происходит название «красная строка». Свою тренировку в письме дети производили на полированных пластинах известняка, так как писать на папирусе было слишком дорого. Пластинки делали разграфленными в линейку или в клетку в зависимости от предмета обучения. История школы до сих пор сохранила тетради в линейку и в клетку.
Если ученик уже в совершенстве овладевал навыками письма, то ему разрешалось писать на небольшом свитке папируса. Для написания специально подбирались тексты, содержание которых помогало дальнейшему обучению будущих специалистов (это были наставления, гимны и религиозные тексты). История развития школы в древнем Египте говорит о том, что в те времена большое внимание уделялось созданию библиотек, в них собирались и хранились древние тексты. При археологических раскопках находили тетради с решением разных практических задач, например расчет количества рабочих для строительных работ, определение необходимой площади посевов и другие. Будущим чиновникам в Египте давали задания по заучиванию религиозных текстов, на более высоких ступенях образования усиленно изучались практические науки.
История школы в Египте свидетельствует о том, что кроме основных предметов, ученики занимались плаванием, гимнастическими упражнениями, изучали хорошие манеры. Высшая знать отдавала своих детей в военные школы. Ученики в школах при храмах изучали астрономию и медицину, но особое внимание уделялось религиозному образованию. Подобный путь развития, как показывает история возникновения школ, прошло обучение и в других древних цивилизациях. Есть много фактов, свидетельствующих о занятиях с учениками в Вавилонской цивилизации, в древней Индии и Китае, а также в цивилизации индейцев майя и у ацтеков.
Продолжила свое развитие история школы уже в древнем Риме и Греции. Тогда школа совсем не напоминала современную. К учителю приходил один единственный ученик, и не было никаких школьных зданий. В дальнейшем греческие философы и ораторы стали брать на обучение уже по несколько учеников, чтобы читать им лекции о различных умных вещах. Кстати, слово «школа» переводится с греческого языка, как «досуг». Интересно, не правда ли? Всем известный философ Платон создал свою небольшую школу, которую назвал академией. Так с течением времени проходила история школы и она, наконец, стала такой, какой мы ее сейчас знаем. В древней Руси слово «школа» стало употребляться, начиная с XIV века, хотя уже в XI веке существовала школа при дворце князя Владимира в Киеве, а в 1030 году Ярослав Мудрый основал школу в Новгороде. В систему образования включались античные семь свободных искусств: три основных (грамматика, диалектика и риторика) и вспомогательные (арифметика и геометрия, астрономия и музыка). Сначала преподавание вели византийские, а затем уже отечественные ученые.
fb.ru
Школа в древней Греции | Путешествия во времени
Древняя Греция в свое время много всего позаимствовала у египтян, в том числе и в определенной степени систему образования. Уже давно прошли времена, когда египетские жрецы со снисходительной улыбкой говорили греку Солону: «Вы греки, словно дети, и всегда останетесь детьми». Его пророчество вовсе не сбылось — греки таки выросли и создали собственную чрезвычайно богатую культуру, славную великими мудрецами и философами, такими как Сократ или Пифагор. Кстати последний был единственным греком, который прошел обучение в египетском храме и был посвящен в священные мистерии Исиды и Осириса. Он же и перенес египетскую обучающую систему в Грецию, создав пифагорейскую школу (имени себя) в Кротоне. Правда и многое он изменил, подстроив систему обучения под греческие реалии и местную психологию, а как там говорят: «что египтянину хорошо, то греку смерть».
Между школами древней Греции и Египта было много общего, но столько же и отличного. Обучение в греческой школе так же было исключительно для мальчиков, (ибо место женщины в древнегреческом обществе было исключительно местом домохозяйки) начиналось в возрасте семи лет и продолжалось в течение следующих девяти. В отличие от Египта обучение у греков было в разы демократичнее, все греки, (только если они не рабы) независимо от материального достатка и социального положения имели право отдать своих чад в школу. Вот, правда, дети бедных родителей, как правило, учились только первые годы, чтобы овладеть лишь грамотой, дальше покидали обучение, чтобы иметь возможность помогать родителям, перенять их ремесло, ребята же из богатых семей учились до 16 лет, полностью завершая учебную программу. Сыновья богатых греков (так сказать тогдашние «мажоры») часто ходили на обучение с личными рабами (это сейчас богатые детки хвастаются перед одноклассниками новыми модными мобильными телефонами и айпадами, а когда-то хвастались персональными рабами).
Что касается самого обучения, разумеется, как и в любой школе дети, прежде всего, овладевали ее величеством грамотой. Овладевали долго, более трех лет. Для облегчения задачи учитель давал юным школьникам глиняные таблички, где были написаны буквы и слоги и ученик учился их складывать в слова, а слова в предложения. Также составлялись специальные театральные пьесы, в которых главными действующими персонажами были буквы. Учили писать, сначала на восковых табличках, позднее на папирусе завезенном из Египта.
Наконец овладев грамотой, ученики приступали к изучению не тленной (уже тогда) классике греческой литературы — произведений Гомера: «Илиады» и «Одиссеи». Удобно расположившись на низких скамейках, ученики восторженно (или кто как) слушали учителя, вдохновенно читающего тот или иной отрывок из бессмертных творений. Прочитав, учитель разбирал его с учениками, попутно рассказывая о великих богах и храбрых героях, сражениях и отважных поступках. Кроме Гомера читали Гесиода и других древнегреческих авторов, позже отрывки из Гомера прилежные ученики заучивали на память и затем тщательно (с выражением и интонацией) декламировали. Вообще в античной Греции считалось правилом хорошего тона, когда образованный человек знал на память множество стихов Гомера и других популярных авторов и мог их в подходящий момент привести то ли в застольной беседе, то ли в речи на народном собрании, то ли выступая в суде.
Кроме грамоты древние греки питали большое уважение и к математике, арифметике, началам геометрии, хотя изучали их не очень тщательно. В те времена математика была сложной наукой, ибо цифр в нашем сегодняшнем их виде еще не было, они изображались буквами, а это делало тяжелым и громоздким задачи со многими цифрами, поэтому греки чтобы не сильно ломать головы ограничивались простыми задачами на сложение, вычитание, умножение и деления. (В конце концов, что еще требовалось в то время? Отнюдь не тройные интегралы с их логарифмами).
Также большое внимание уделялось обучению музыке, этой благороднейшей из наук. В школе ребят учили игре на флейте, лире и кифаре, а также пению. Всякий почтенный афинянин должен был уметь играть и петь. Считалось, занятия музыкой возвышает и облагораживает человека, поэтому с раннего возраста греческие мальчики принимали участие в хорах, в специальных музыкальных соревнованиях во время игр и праздников.
И конечно огромное внимание уделялось физическому воспитанию юных мальчишек, ведь каждый греческий ученик — это потенциальный воин, который в случае государственной опасности должен, не колеблясь встать на защиту родины от врагов. Именно с античной Греции происходит современный термин «гимназия», дело в том, что маленькие греки в возрасте 12-13 лет кроме обычной школы (которую называли музыкальной, из-за большого внимания к музыке) начинали посещать школу гимнастическую. Здесь название говорит само за себя — главное внимание уделялось физическому воспитанию: силе, мужественности, ловкости, выносливости. Ведь кому нужен воин, умеющий разве что на лире играть и Гомера декламировать?
Поэтому юноши активно занимались физическими упражнениями : бегали, прыгали, упражнялись в метании диска и копья, боролись друг с другом. Также ребят строго приучали к выполнению дисциплины. По завершению обучения юные греки еще два года должны были провести на военной службе, и только после этого происходила торжественная церемония, на которой юноши становились полноправными гражданами греческого общества.
P. S. Старинные летописи рассказывают: А все-таки, наверное, в каком-то смысле древнегреческим школьникам было в определенном смысле легче, нежели их современным коллегам, ведь им не приходилось проходить всевозможные курсы подготовки к ЕГЭ, ЗНО и прочим вступительным экзаменам, от результатов которых может даже зависеть дальнейшая судьба человека.
travel-in-time.org
Первые школы в Киевской Руси :: SYL.ru
Первое образование в Киевской Руси дети получали в семье, причем в каждом сословии были свои традиции. В богатых семьях приглашались наемные учителя, а детей простых людей отдавали к мастерам учиться различным ремеслам.
Первые школы на Руси
Начало школьного образования в Киевском государстве неотрывно связано с введением христианства в 988 году. Первые школы были основаны князем Владимиром Святославовичем. Дабы упрочить позиции христианства, в строившиеся во всех городах и селах церкви нужны были грамотные и образованные священники. Древние летописи сохранили сведения о том, как по приказу князя Владимира были отобраны дети лучших людей и отданы в книжное обучение. Школьная грамота для древних русичей была чем-то страшным и непонятным, незнакомая вера – чужой, а все нововведения – дикими и ужасными. Насильно завербованных в первые школы учеников матери искренне оплакивали, как будто провожая в последний путь. Позже, в 1028 году, сын князя Владимира Ярослав Мудрый ещё больше расширил круг постигающих грамоту, открыв в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей духовенства. Постепенно число школ стало расти. Как правило, открывались они при церквях и монастырях, поэтому священники на Руси считались самыми образованными людьми.
Порядок обучения
Первые школы давали возможность изучать не только церковные книги, но и такие дисциплины, как грамматика, арифметика, риторика. Изначально в данных заведениях имели право обучаться только мальчики. Считалось, что женщинам для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей грамота ни к чему, тогда как мужчина должен быть знающим и образованным. Процесс преподавания проходил по ступеням. Каждая группа имела своего преподавателя – наставника, состояла из 5-15 учеников, причем зачастую разновозрастных.
Развитие образования в стране
Первое женское училище на Руси было открыто в мае 1086 года сестрой Владимира Мономаха Анной Всеволодовной в Киеве, при Андреевском монастыре. По словам современников, молодых девиц в нем обучали, кроме «писания», пению, «швению» и другим ремеслам.С 1096 года первые школы начинают открываться повсеместно. Очень высоко ценилась образованность, поэтому обучению уделялось очень большое внимание. В те времена было переведено огромное количество греческой литературы, появилось много читателей, жаждущих просвещения. Книга стала настолько почитаема, что даже во время пожара её спасали первой. Её суть сравнивали с рекой, наполняющей землю. Однако с нашествием монголо-татар в XIII веке, распространение и развитие школ было приостановлено, и только в XVII веке образование вышло на новый, ещё более высокий уровень. В 1687 году в России открывается Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение. Желающих получить образование становилось значительно больше, но позволить себе учиться в подобном заведении могли только дети из благородных семей. Построенная по образцу западноевропейских образовательных учреждений, она внесла свой вклад в науку и культуру, особенно знаменитым её выпускником был М.В. Ломоносов.
www.syl.ru
Интернет-урок по окружающему миру «Школа Древней Руси»
Вы когда-нибудь задумывались, как жили дети в древней Руси? Чем занимались? Были ли в то время школы? Скорей всего, были. Но вот проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? …. Наш Интернет-урок по окружающему миру о том, как учили школьников в Древней Руси?…
А начнём урок с очень известного рисунка…
Смешной рисунок? Чем же он знаменит?…. Оказывается, этот рисунок мальчика, который жил в городе Новгород…. в 13 веке!
Для начала отправимся с вами в виртуальный музей…..
Что ещё интересного можно узнать из дошедших до нас документов?
Где учились? Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома. Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. Вот как об этом написано в летописи.
«…И поставил церковь во имя святого Василия на холме… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
Стали создаваться школы при церквах и монастырях. Вместо слова “школа” употреблялось “училище”, от глагола «учить».
Кто учил? В документе “Стоглав” говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Из «Азбуковника» видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношени й с родителями учеников, вносившими учителю по договоренности и по возможности каждого плату за обучение своих деток часть – продуктами, часть — деньгами.
Кто учился? В рукописи, от лица «Мудрости», содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности». Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада. Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведенному обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Кстати, учеников одного класса называли однокашниками от слова “каша”. В перерыв ученики вместе ели кашу, отсюда и произошло слово “однокашник”.
Чему учились? Из фрагмента древнерусского источника: “…грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову”, мы узнаём, что первоначально с детьми учили только алфавит, с помощью которого те читали “святые книги”. Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги.
Как учили? В рукописи, от лица «Мудрости», говорится, что книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, «замкнув книгу», всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней «указательных древец» (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И еще один совет — не увлекаться разглядыванием книжных украшений — «повалок», а стремиться понять написанное в них. Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки. Посмотрите на иллюстрацию “Обучение грамоте”” в 17 веке…
Как проходил урок? Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей. Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал ее на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с семи утра и продолжались до самого вечера. В полдень ребят отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к занятиям. Чтобы обучение шло успешнее, родители учеников старались по мере возможности щедро одаривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. Каждый четверг родители приносили какую-нибудь живность и готовую еду – блины, блики, лепешки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с тех времен одноклассников стали называть «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!» За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!
Еще одно наставление, роднящее все «Азбуковники», говорит о тех обязанностях, которые в школе возлагались на учеников. Они должны были «пристроять школу»: мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под «светцем» — подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным — на дежурство) староста школьной «дружины» назначал учеников посменно: «Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет». Сосуды воды свежия в школу приносите, Лохань же со стоялой водой вон износите, Стол и лавки чисто велица моются, Да приходящим в школу не гнюсно видится; Сим бо познается ваша личная лепота Аще у вас будет школьная чистота. Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Жесткость такого правила понятна: училище находилось в доме, принадлежащем учителю, рядом с усадьбами других жителей города. Поэтому шум и разные «неустройства», способные вызвать гнев соседей, вполне могли обернуться доносом церковному начальству. Учителю пришлось бы давать неприятнейшие объяснения, а если это не первый донос, то содержатель школы мог «попасть под запрещение содержать училище». Вот почему даже попытки нарушить школьные правила пресекались сразу же и нещадно. Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а «ради нужды на двор отходити» можно было с разрешения старосты считанные разы. В этом же пункте содержатся и некие правила гигиены: Ради нужды кому отходити, К старосте четырежды днем ходите, Немедля же паки оттуда приходите, Руки для чистоты да измываете, Егда тамо когда бываете. Все «Азбуковники» имели обширный раздел — о наказаниях ленивых, нерадивых и строптивых учеников с описанием самых разнообразных форм и методов воздействия. Не случайно «Азбуковники» начинаются панегириком розге, писанным киноварью на первом листе: Благослови, Боже, оные леса, Иже розги родят на долгие времена…
И не только «Азбуковник» воспевает розгу. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память».
Не нужно, однако, думать, что учителя были очень жестокими. Тому, кто прославился как мучитель да еще плохо учащий, никто бы не дал своих детей в учение. Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, и надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный «нужной чулан». Есть в «Азбуковниках» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»: Если кто урока не учит, Таковый из школы свободного отпуста не получит… При школе имелся общий обеденный стол, содержавшийся на родительскую складчину. (Впрочем, возможно, в разных школах именно этот порядок не был одинаковым.)
Теперь вы многое узнали о школе древней Руси. Теперь вы сможете ответить на вопрос «Где было легче учиться: в Древней Руси, когда мало знали и мало спрашивали или в современной школе, где много информации, много источников информации и есть возможность чему-то учиться самостоятельно?
Урок в Дрвнерусской школе
www.klass39.ru
Занятия для детей "Школы Древнего мира" :: Это интересно!
Продолжается "Слет Василис по обмену премудростями", посвященный подготовке к школе. Что это такое и как на нем зарегистрироваться я писала ТУТ. В пятницу я выступала на нем со своей статьей о том, как тренировать память, мышление и внимание у детей. И в качестве бонуса предлагала всем желающим для скачки Сборник упражнений на развитие внимания. Но это еще не все мои материалы. Сегодня я хочу рассказать о проекте, который был подготовлен в качестве дополнения к Слету: тематические занятия по школам древнего мира, одним из авторов которых я являюсь.
Комплект материалов к проекту "Школы Древнего мира"
Девять разных школ, девять разных эпох. Ребенок побывает в разных уголках мира и посетит уроки в самых различных школах: в Америке, Скандинавии и Древней Руси, Японии и Китае, Индии и Средневековой Европе. Моя тема - обучение в Античности. Я расскажу о том, как обучали детей в Спарте, Афинах и Древнем Риме. Мы мысленно перенесемся в те времена, посетим урок афинской школы и на себе испробуем, каково это - писать на восковых табличках, считать на абаке и чувствовать себя древним греком.
А кроме занятия к проекту прилагается брошюрка с теоретической информацией и сборник заданий на логику. Возраст детей, на которых рассчитаны занятия: от 5 лет.
Страницы из сборника заданий
И это я рассказала только об одной из девяти частей проекта. А остальные тоже ужасно любопытные - я просматривала их с огромным интересом, и могу поручится, что качество материала в них превосходное! Да и не удивительно. Ведь готовили остальные части уже известные вам авторы-Василисы: Мария Костюченко, Мария Шкурина, Наталья Оглобля, Юлия Шерстюк и Юлия Матроскина. Представляете, сколько интересного вас ждет?! А еще вас ждет ПОДАРОК! Бумажные куклы с одеждами разных эпох, которые я нарисовала специально для того, чтобы ваши дети могли сразу же поиграть в то, что они изучили :)
Проект стартует 6 октября, но присоединиться к нему можно будет в любое время.
Другие мои платные и бесплатные проекты занятий для детей можно увидеть на отдельной страничке моего блога: "Мои проекты". Надеюсь, что-то из них придется вам по душе :)
www.tavika.ru
Древнерусская школа X–XI вв.
Новые рефераты:
Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
Рыночные структуры.
Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
Теоретические основы аудита производственных запасов.
Назовите недостатки, имеющие место в организации труда при отпуске товаров со склада.
Процесс приемки товаров по количеству и качеству, и его регулирование в коммерческой деятельности.
Теоретические аспекты транспортного обеспечения розничных предприятий.
Теоретические основы методики аудиторской проверки основных средств.
Понятия и классификации международных расчетов.
Главная » История образования в России » 2.1 Древнерусская школа X–XI вв.
Древнерусская школа X–XI вв.
Рождение русской педагогики совпало с принятием христианства на Руси (988 г.). Без сомнения, и раньше древние славяне воспитывали своих детей. Однако это воспитание носило характер, присущий всем диким народам, т. е. характер чувственного восприятия окружающей реальности. Забота родителей о детях проявлялась в основном в физическом уходе за ними. Подрастающие девочки учились ведению домашнего хозяйства, мальчики, следуя примеру взрослых, обучались землепашеству, охоте, некоторые из них овладевали ратными умениями. Воспитание в основном сводилось к усвоению нравственных заповедей: о почитании старших вообще и родителей в особенности, о сохранении чести и достоинства, о благодарности людям и т. д. Детей воспитывали в любви и строгости, применяли наказания, в том числе и физические.
Крещение Руси князем Владимиром Святославовичем (? –1015) и принятие христианства стало поворотным моментом не только в историческом и экономическом развитии Руси, но и в сфере ее духовного развития. Христианская вера направила русскую жизнь по религиозно-церковному пути. Религиозным духом проникнуты не только педагогические сочинения того времени, носившие явно выраженный моралистический характер, но и взгляды наставников юного поколения и государственных мужей.
Главным советником и помощником Владимира в заведении школ и обучении детей был прибывший в то время из Греции первый митрополит Михаил Киевский.
При князе Владимире в городах стали строиться церкви и монастыри, которые в дальнейшем превратились в центры христианского просвещения. Князь Владимир издал указ, в котором повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам».
Сын Владимира о князь Ярослав (ок. 978–1054), который за любовь к книгам и «многие знания» был прозван Мудрым, не менее отца заботился о просвещении своих подданных. Он направлял в села и города священнослужителей, чтобы они чаще собирали народ в церкви, создал общество переводчиков, которые по его поручению перевели многие книги с греческого языка на славянский. Собрав много книг, он «положил их при Киевском Соборе» и таким образом основал первую в России библиотеку.
Ярослав Мудрый продолжил дело своего отца по «заведению школ и училищ», которые в то время носили частный характер и открывались при церквях, монастырях или на дому у частных лиц.
Первыми учителями после «ученых греков», привезенных князем Владимиром и «учивших» только в Киеве, стали священники. Они учили грамоте и закону Божьему в церковных школах, причем не только боярских детей, но и всех желающих. Таким образом, обучение было всесословным. Так как надзор над учением и учителями отсутствовал, то мало помалу стали учить и миряне. Они открывали школы у себя на дому с благотворительной целью: чтобы обучением способствовать распространению чтения божественных книг. Некоторые миряне сделали это занятие своим ремеслом, отчего впоследствии их стали называть «мастерами».
Школьная дисциплина была основана на евангельской кротости и любви с положительным запрещением действовать строгими мерами, яростью. Это обстоятельство имеет большое значение не только потому, что раскрывает дух, господствовавший в древнерусских школах, но и потому, что свидетельствует о резком отличии их от монастырских школ, существовавших в то время на западе, где vigra и scutica были непременным условием обучения.
Однако, кто бы не учил в школе (священники или миряне), она носила церковный характер. Школа являлась для малых детей преддверием храма Божия. Но из этого вовсе не следует, что ее целью было «приготовление лишь лиц духовных». Напротив, в ней учились дети всех сословий, многие из которых не принимали потом духовного звания. Таким образом, древнерусская школа представляет собой общесословную школу грамотности. В ней обучали чтению и письму.
Лекция, реферат. Древнерусская школа X–XI вв. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.
Оглавление книги открыть закрыть
« назад
Оглавление
вперед »
2. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ « | » 2.2 Просветительное значение Византии