Древние соборы Руси - фото и описание. Древние соборы
Древние соборы Руси - фото и описание
Образование 14 июня 2015
Каменные древние соборы начали строить после провозглашения христианства государственной религией Руси. Впервые они были возведены в крупнейших городах – Киеве, Владимире, а также Новгороде. Большинство из соборов сохранились до наших дней и являются важнейшими архитектурными памятниками.
Историческая справка
Древнерусское государство достигло пика своего развития в период правления Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого. В 988 году государственной религией было провозглашено христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства страны, расцвета культурной жизни, расширения связей с Византией и другими европейскими державами. После утверждения христианства на Руси начали строить древние соборы из камня. Для работ приглашались лучшие мастера своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи.
Первая каменная церковь – Десятинная – была возведена в центре Киева при Владимире Великом. Во время ее строительства князю удалось значительно укрепить город и расширить его территорию.
Византийский стиль в архитектуре
Древние соборы Руси очень часто по своему оформлению напоминали византийские храмы. Но в скором времени эта художественная модель стала приобретать национальные особенности.
Десятинная церковь представляла собой крестово-купольный храм. Такую же форму имел и Черниговский Спасо-Преображенский собор, София Киевская и другие.
Рассмотрим характерные особенности византийских храмов:
Крестово-купольные соборы представляли собой постройку, увенчанную куполом, который укреплялся четырьмя колоннами. К ним иногда присоединялись еще две (для увеличения размеров).
Древние соборы внешне напоминали пирамиду.
Для строительства храмов использовали специальные кирпичи определенной формы – плинфы, которые соединяли с помощью цемянки.
Окна, как правило, имели пару проемов и арку.
Основное внимание концентрировалось на внутреннем убранстве храма. Богатые композиции снаружи отсутствовали.
Видео по теме
Характерные особенности древнерусской архитектуры
Древние соборы Руси строились по византийской модели. Однако со временем архитектура обзавелась своими национальными чертами.
Храмы были значительно больше византийских. Для этого строились дополнительные галереи вокруг главного помещения.
Вместо центральных колонн использовались большие крестоподобные столпы.
Иногда плинфа заменялась камнем.
Живописный стиль оформления со временем уступил место графическому.
С XII в. не использовались башни и галереи и не освещались боковые нефи.
Софийский собор
Древний собор был возведен в период наивысшего расцвета Киевской Руси. В летописях основание Софии Киевской датируется 1017 или 1037 гг.
Собор посвящался мудрости христианского учения и был призван утверждать величие новой религии. Во времена Руси здесь располагался культурный и общественный центр столицы. Собор находился в окружении других каменных храмов, дворцов и простых городских построек.
Первоначально это было пятинефное крестово-купольное сооружение. Снаружи располагались галереи. Стены постройки были возведены из красного кирпича и плинфы. София Киевская, как и другие древние русские соборы, была украшена разнообразными пролетами и арками. Внутренне убранство изобиловало живописными фресками и позолоченными мозаиками. Это все создавало впечатление необычайной пышности и парадности. Расписывали собор одни из самых известных византийских мастеров.
София Киевская – единственный памятник архитектуры Украины, сохранившийся после нашествия монголов в 1240 году.
Храм Покрова Богородицы
Церковь, расположенная на берегу реки Нерли, является одним из самых известных памятников архитектуры на суздальской земле. Храм был возведен Андреем Боголюбским в XII в. в честь нового праздника на Руси – Покрова Богородицы. Как и многие другие древние соборы России, эта церковь представляет собой крестово-купольную постройку на четырех колоннах. Здание очень светлое и легкое. Фрески храма не сохранились до наших дней, так как были уничтожены при реконструкции в конце XIX века.
Кремль в Москве
Московский Кремль – самый известный и старый архитектурный памятник в столице России. По легенде, первая деревянная крепость была возведена еще при Юрии Долгоруком в начале XII века. Древние соборы Кремля являются самыми известными в России и до сих пор привлекают туристов своей красотой.
Успенский собор
Первый каменный собор в Москве – Успенский. Он возведен итальянским архитектором во время правления Ивана III на самой высокой точке Кремлевского холма. В общих чертах здание похоже на другие древние соборы России: крестово-купольная модель, шесть столпов и пять глав. За основу при постройке и оформлении был взят Успенский храм во Владимире. Стены возводились из железных связей (вместо традиционных дубовых), что было новшеством для России.
Успенский собор был призван подчеркнуть величие Московского государства и продемонстрировать его мощь. Здесь проводились церковные соборы, избирались митрополиты, венчались на царствование русские правители.
Благовещенский собор
В то время, когда Москва была еще небольшим княжеством, на месте Благовещенского храма располагался древний собор. В 1484 году началось строительство нового здания. Для его возведения были приглашены русские зодчие из Пскова. В августе 1489 г. вырос белоснежный трехкупольный храм, окруженный большой галерей с трех сторон.Если Успенский собор являлся религиозным центром княжества, где проводились важные духовные и политические церемонии, то Благовещенский был домовой царской церковью. Кроме того, здесь хранилась государственная казна великих правителей.
Архангельский собор
Этот древний памятник представляет собой храм-усыпальницу, в котором хранится прах видных деятелей России. Здесь похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Василий Темный, Василий Шуйский и другие.
Архангельский собор был возведен в 1508 году по проекту итальянского архитектора Алевиза. Мастер прибыл в Москву по приглашению Ивана III.
Следует отметить, что Архангельский храм не похож на другие древние соборы, расположенные на Красной площади. Он напоминает светское здание, в оформлении которое присутствуют античные мотивы. Архангельский собор представляет собой крестово-купольное пятиглавое здание с шестью колоннами. При его строительстве впервые в истории русской архитектуры был использован двухъярусный ордер для оформления фасада.
Церковь Вознесения в Коломенском
Церковь была возведена в 1532 году в честь дня рождения Ивана Грозного. Разместилось прекрасное здание на берегу Москва-реки. Церковь Вознесения кардинально отличается от других русских соборов. По своей форме она представляет равноконечный крест и является первым образцом шатрового зодчества в России.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Путешествия Знаменский собор, Курск: фото и описание
Православные храмы в России являются народным и культурным достоянием, они воплощают собой историю страны и народа. Имеет свой символ веры и единства и старинный русский город Курск. Знаменский собор, расписание богос...
Духовное развитие Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: фото и описание
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был заложен по указу царя Ивана Грозного, а освящен только спустя 26 лет. Собор является наиболее крупным храмом в Лавре и самым популярным среди туристов. Летом здесь совершаютс...
Автомобили Mercedes CLS 500: технические характеристики, фото и описание
Mercedes CLS 500 – это потрясающий, роскошный фастбэк (купе с четырьмя дверьми), первое поколение которого, выйдя в свет в 2004 году, перевернуло все автомобильные устои того времени. А в 2010-ом вышел "пятисоты...
Бизнес Плодовые растения: названия, фото и описания
Плоды культурных растений, безусловно, представляют собой очень ценный продукт питания. Употребление их в пищу приносит организму человека огромную пользу. Помимо всевозможных витаминов и микроэлементов, плоды садовых...
Бизнес Орловская порода лошадей: характеристика, фото и описание
Орловская порода лошадей – жемчужина в короне российского коневодства. Даже самый далекий от этого человек хотя бы раз в жизни слышал выражение «орловский рысак». Стремительные и неудержимые, гордые ...
Бизнес "Big Bud-747" - самый большой трактор в мире. Фото и описание
На данный момент практически в каждой стране мира ежегодно проводится выставка сельскохозяйственной техники. Одной из самых знаковых для России стала выставка ЗАО «Петербургский тракторный завод» в Москве ...
Дом и семья Собака со складками. Фото и описание породы
В мире существует много пород собак. Все они разные. У каждого есть свои интересные особенности. Сегодня мы расскажем про собаку со складками. С такими особенностями есть несколько пород. Начнем с самой распространенн...
Дом и семья Самые спокойные породы собак: список, фото и описание
В тот момент, когда человек задумывается о том, чтобы разделить свой кров с четвероногим другом, перед ним встаёт главный вопрос: кто станет этим другом как минимум на десятилетие? Какая порода самая-самая лучшая? Что...
Дом и семья Той-терьер рыжий: фото и описание породы собак
Домашние питомцы стали неотъемлемой частью жизни множества людей. Животные необходимы для того, чтобы в доме царила радость, был звонкий смех и улыбки. При этом животное требует не только элементарного ухода, но также...
Дом и семья Ньюфаундленд (порода собак): фото и описание
Огромная собака в роскошной шубе, напоминающая медведя, – это ньюфаундленд. Порода это древняя, ее представители уже много веков живут рядом с человеком. Несмотря на свои внушительные размеры, эта собака являетс...
monateka.com
Как устроен древнерусский храм • Arzamas
17 октября 2016Искусство, История
Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры
Автор Сергей Кавтарадзе
1. Как храм устроен внутри
Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооружения авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчастной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).
Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символизирует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верующие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также оглашенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обретают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.
2. Как храм выглядит снаружи
Успенский собор Московского КремляИллюстрация Галины Кребс
Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С востока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруглые пристройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или многогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны завершаются полусферическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. различных форм — шлемовидные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктивную нагрузку не несут: это декоративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.
Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через различные пристройки — крыльца, гульбища Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма.. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав композиции храма могут входить колокольни и звонницы Колокольня — отдельно стоящая или пристроенная к храму многоярусная башня c колоколами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же целью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли..
3. Как устроен иконостас
Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рассказывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус Деисус (греч. δέησις — «прошение, моление») — сакральная иконография как минимум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обращающиеся к нему с заступничеством о человечестве. Эта композиция может быть дополнена изображениями апостолов, святых отцов и мучеников, также обращенных к Христу.. Богородица и Иоанн Креститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда.. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконостаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они открыты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех молящихся.
4. Что находится за иконостасом
ПрестолИллюстрация Галины Кребс
Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно увидеть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей., на котором стоят священные предметы для богослужения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские врата — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для таинства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.
5. О чем рассказывают мозаики и росписи
Отечество. Купол Архангельского собора Московского КремляИллюстрация Галины Кребс
Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство мира. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержителя (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконография — «Отечество»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон треугольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точечные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опорах Опоры — в архитектурной терминологии любые свободностоящие столбы и колонны. — столпов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, восточной и северной стенах изображены главные события священной истории. На западной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторонам христианского вероучения — таинству евхаристии (благодарения, причащения), в котором участвуют апостолы, и Богоматери.
6. Как возникла крестово-купольная система
Спасо-Преображенский собор в Переславле-ЗалесскомИллюстрация Галины Кребс
Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Восточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базилику — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.
7. Как строились древнерусские храмы
Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отличаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы византийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.
К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одновременно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и композиция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформлении фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе романского стиля.
Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использовать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, построены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.
Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и деревянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые композиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекрытия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.
8. Что изменилось после Орды
В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в небольших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в которых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных решений — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассоциирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византийским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — завершение квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.
Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохранилось.
9. Видим ли мы древнерусские храмы в их первоначальном виде
К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чужеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам первоначальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.
На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отнести Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).
Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на территориях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Успенский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополнением угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и построенная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).
В центре города на самом высоком месте строили храм - главный собор. Жители всей округи собирались (отсюда и слово»собор») на церковные службы, здесь читали княжеские указы, провозглашали важные решения.Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя. И строить собор было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.
Собор стоял, возвышаясь и сияя золотом шлемовидного купола.Он напоминал образ богатыря. Словно уперся крепким руками в родную землю – выстоит, не сдвинуть!
Собор – главная или большая церковь города, где собиралось много людей.
Храм (церковь) - это культовое сооружение, в котором происходит богослужение.
Закомара – полукруглое завершение части наружной стены
Барабан - цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола.
Христианский храм разделялся на три части : алтарь, средняя часть храма, и притвор.
Ставили храм алтарной стороной на восток – навстречу солнцу. Снаружи восточную сторону легко узнать по полукруглым выступам, в которых размещается алтарь.
Алтарь –главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц. Которые им прислуживают в время богослужения.
Средняя часть храма называется нефом (кораблем), предназначенная для молитвы лиц, принявших крещение. В этой части храма находятся солея , амвон, клиросы и иконостас.
Притвор есть преддверие к храму. Впервые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные ,т. е. лица, готовящиеся к Священному Крещению.
П
Архитектура г. Киева
Софийский собор – главный храм Киевской Руси. В истории известны три знаменитых Собора с именем «СОФИЯ».
Самая древняя София - Константинопольская в столице Византии, а сейчас в Стамбуле в Турции. А также Софийский Собор в Древнем Новгороде .
Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам.
Путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».
Архитектура Древнего Новгорода
Важнейшим сооружением древнего Новгорода до возникновения вечевой республики стал Софийский собор , построенный в 1045—1050 годах. Он образовывал монументальный центр города, объединявший вокруг себя отдельные поселения
В 1113 году был заложен Николо-Дворищенский собор — композиционный центр Торговой стороны, ставший после 1136 года главным вечевым (народное собрание в древней и средневековой Руси) храмом Новгорода.
С образованием вечевой республики в 1136 году князьям запрещалось строить храмы на территории города. Последней княжеской постройкой в Новгороде стала Церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 году.
В годы вечевой республики в Новгороде происходит расцвет зодчества, складывается так называемая новгородская архитектурная школа. Большое распространение получает миниатюрный однокупольный храм, расписанный изнутри фресками. Церкви строили горожане, купцы, в том числе и крупные купеческие гильдии. Так, Церковь Иоанна на Опоках принадлежала Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших воском и мёдом.
Архитектура города Владимира
Успенский собор Владимира был заложен в 1158 году одновременно с началом сооружения гигантского оборонительного пояса столицы, и закончен в 1160 году.
Дмитриевский собор построен в 1194—1197 годах. Он был дворцовым храмом князя Всеволода, сильнейшего феодального владыки 12 века. Знаменит своей белокаменной резьбой.
Церковь Покрова на Нерли – белокаменный храм, построенный в 1165 году в честь победы над врагами и принадлежит к тому же типу небольших одноглавых храмов. Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
Архитектура Москвы
Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).
Сооружён в 1475—1479 года. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. почти три столетия является главным храмом Руси.
В этом соборе венчались на царство все русские цари, сюда приходили помолиться, собираясь в военный поход великие московские князья, здесь избирались главы Русской православной церкви- митрополиты и патриархи.
Благовещенский собор — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами, как домовая церковь великого московского князя, где крестили княжеских детей.
Арха нгельский собор — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Основан в 16 веке. Первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, издревле почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах.
Собор Василия Блаженного(Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) на Красной площади в Москве. Храм основал Иван Грозный. Построен в 1555 – 1561 годы. В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, России.
Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм.
Строительство в 1994 – 1997 годы.
Архитектура Санкт-Петербурга
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея. Построен в 1818—1858 годы. Его размеры просто грандиозны : высота 101 метр, длина – 111 метров, а ширина – почти 98 метров.
Храм Спаса-на-Крови был создан в лучших традициях русского зодчества 16-17 вв. и выделяется среди всех петербургских храмов ярким национальным обликом. Этот храм-памятник воздвигнут в 1883-1907 гг. в том месте, где 1 марта 1881 г. в результате покушения был смертельно ранен Александр II . Однако несмотря на скорбное назначение храма, его богатейшее убранство придает ему светлый и праздничный облик.
Петропавловский собор — православный
собор в Санкт-Петербурге,
усыпальница русских императоров,
памятник архитектуры. До 2012 года собор
высотой 122,5 м был
самым высоким из зданий Санкт-Петербурга.
С 2013 года он является третьим
по высоте зданием в городе.
Казанский собор ( Собор Казанской иконы Божией Матери ) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
Архитектура родного г. Петровска
В 1736 году был построен девичий монастырь , в обители к 1764 г. была ветхая деревянная церковь во имя Святой Троицы. Со временем она обветшала.В1880году Троицкая церковь была разобрана и построен каменный храм, который стал называться Покровским ,в память о находившемся на этом месте девичьем монастыре.
В1699 году построен Свято – Дмитриевский храм во имя святого великомученника Дмитрия Солунского.
В 1738 году за ветхостью храм разобран и построен новый в честь Казанской Божьей Матери и великомученника Димитрия.
С 1865г. по 1871 год выстроили каменное храмовое здание. Деньги на постройку храма собирали местные купцы.
kopilkaurokov.ru
изо соборы
Класс: 4 «б» класс, программа Б.М.Неменского.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: познакомить учащихся с историей создания древних соборов и дать представление об особенностях архитектуры.
Планируемые результаты: Учащиеся обретают представление об образе древних соборов; Проявляют интерес к архитектуре; Воспринимают эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.
Оборудование: SMART-доска, презентация, альбом, заготовки для работы в технике граттаж (альбом, восковые мелки, кисточки, черная гуашь), зубочистки.
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
Учитель(уч.)- Здравствуйте ребята, привели себя и свои места в порядок, улыбнулись друг другу. Садитесь.
Дети(д.) –(садятся)
Личностные УУД (Проявляют внимание, желание больше узнать.)
Фронтальная работа
Мотивационно-целевой этап
(4 мин.)
Уч.- Ребята, что вы проходили на предыдущих занятиях? Разгадайте ребус и вы узнаете название главного храма города или монастыря.
Уч.- Что у вас получилось?
Уч.- Посмотрите на эти фотографии и сформулируйте тему урока.
Д.- (разгадывают ребус)
Д.- (хором) Собор.
Д.- сегодня на уроке мы будем изучать архитектуру древних соборов.
Личностные УУД (Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.)
Познавательные УУД (Умеют самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока)
Регулятивные УУД (Выделяют и формулируют тему и цель на основе соотнесения того что уже известно, усвоено и того что ещё неизвестно;
Составляют примерный план действий на уроке)
Фронтальная работа
Ориентировочный этап
(4 мин.)
Уч.- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в былые времена и посмотрим на самые знаменитые соборы древней Руси. Но сначала мы составим план урока. На доске записаны слова, продолжите их и составьте план урока.
«оценим…»
«выполним…»
«узнаем…»
«уберем…»
Д.-
- узнаем новые слова;
- выполним задание;
- оценим свою работу.
- уберем за собой место;
Регулятивные УУД
(Составляют примерный план действий на уроке)
Коммуникативные УУД
(Умеют выражать свои мысли)
Фронтальная работа
Поисково-исследовательский этап
(6 мин.)
Уч.- Мы отправляемся в путешествие по русским соборам. Узнаем об их архитектуре, познакомимся с историей их строительства, а в конце урока попробуем сами изобразить собор.
В начале, давайте познакомимся со значением слова «собор». Собор – это главный храм города или монастыря. До конца Х в. на Руси строили деревянные постройки. Одно из первых каменных сооружений, стала 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор(1037г.), имевший 13 куполов. В Суздальской и Галицко- Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен, зданий.
Собо́р Покрова́, что на Рву́, также называемый Храм Васи́лия Блаже́нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитектор собора был ослеплен по приказу Ивана Грозного, чтобы он не смогли больше построить подобного храма. Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова) в Москве. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Свято-Михайловский собор является одним из соборных храмов Удмуртии, построен в честь Архангела Михаила. В 1784 году часовню перестроили в храм Святой Троицы, но в 1810 году храм был разрушен
пожаром. В феврале 2000 года было принято постановления о воссоздание Свято-Михайловского собора. Уже в мае 2004 года в основание будущего собора состоялось закладка. Собор Александра Невского — православный храм, созданный в 1823 году. Вначале планировался в качестве центрального храма Ижевского завода. Храм построен в стиле русского классицизма, по образцу Андреевского собора. Однако архитектор С. Е. Дудин немного изменил чертежи, подстраиваясь под местные условия.
Д.-(рассматривают изображения)
Познавательные УУД
(Могут в устной форме высказывать своё мнение;)
Коммуникативные УУД
(Умеют выражать свои мысли; Описывают объект)
Личностные УУД
(Осознают способы применения собственных знаний на практике)
Фронтальная работа
Физкультминутка
(2 мин.)
Произнося слова, играющие двумя руками дотрагиваются до соответсвующих частей своего тела. "Глава(голова), рамена(плечи), колена(колени), пальцы(прищелкивают пальцами), колена, пальцы, колена, пальцы. Глава, рамена, колена, пальцы, уши, уста(рот), очи(глаза), нос." Игра повторяется несколько раз, при этом темп постоянно увеличивается.
Дети выполняют движения
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Практический этап
(28 мин.)
Уч.- Сейчас вам предстоит нарисовать собор в технике граттаж. Техника граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Но сначала мы сделаем эскиз нашей работы. Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой. (Приложение 1) После того как мы сделали эскиз, приступаем рисунку в технике граттаж.
Д.- (выполняют задания)
Познавательные УУД
(Контролируют свою работу и работу своего напарника)
Регулятивные УУД
(Могут контролировать и корректировать свою работу и работу напарника)
Индивидуальная работа
Рефлексивно-оценочный этап
(4 мин.)
(у каждого ученика на парте лежат 3 смайлика.) Уч.- Оцените свою работу на уроке и поднимите смайлик, который соответствует вашей оценке.
«веселый» - все отлично.
«грустный» - ничего не понял
«нейтральный» - есть небольшие недочеты.
Спасибо за урок, можете привести в порядок свои рабочие места.
Ученики поднимают смайлики.
Учащиеся убирают свои рабочие места. Наводят порядок.
Познавательный УУД
(Могут в устной форме высказывать своё мнение)
Регулятивные УУД
(Оценивают свои достижения)
Коммуникативные УУД
(Умеют выражать свои мысли)
Личностные УУД
(Умеют контролировать свою работу и проводить самооценку)
Индивидуальная работа
Фронтальная работа
Учитель /Васильева С.Н.
Методист /Ушакова М.А.
Приложение 1.
1.
Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой.
Рисуем тонкими линиями, не нажимая сильно на карандаш. Поворачиваем лист вертикально, так как церковь вытянута по вертикали. Рисуем квадрат, над квадратом прямую линию точно по центру. Длина линии равна высоте квадрата. Квадрат делим на 2 части. Левая часть чуть меньше правой.
2.
Верхнюю часть рисунка делим на 3 части. Там, где самая маленькая часть, будет крест. Остальное пространство займет купол.
3.
Рисуем луковицу купола, над ним маленький шар (основание креста) и шпиль, который в последующем станет вершиной храма – крестом. Находим середину каждой из стен церкви и проводим прямые линии. Здесь будут центральные окна и входные двери.
4.
Делим каждую из стен храма пополам горизонтальной линией, а также отмечаем вертикальными линиями места будущих арок.
5.
Рисуем декоративные арки на стенах храма. Центральная арка каждой стены чуть выше 2-х боковых. Прорисовываем несколько арок на куполе. Часть из них станет окнами.
6.
Займемся прорисовкой белокаменной резьбы, а также нарисуем вытянутые окна и двери храма.
7.
Теперь рисуем символ веры – крест и декоративную резьбу в нижней части храма.
studfiles.net
Древние храмы России | ОКНО В МИР
Русские церкви — это уникальное архитектурное явление в мировой культуре.
Почти уникальное, если быть точным. Эта архитектурная традиция пошла из Византии, но русские в результате создали свой собственный стиль. Главным образом он выражен в луковках — куполах церквей и богатстве решений внутри в общем-то строгой и четкой концепции.
Благодаря этому именно в России можно найти больше всего самых впечатляющих и поражающих воображение церквей и храмов.
Здесь будут представлены лишь немногие церковные сооружения, хотя в каждом населенном пункте есть своя красавица церковь или красавец монастырь.
Собор Василия Блаженного, Москва
Собор Василия Блаженного, расположенный в самом сердце столицы — на Красной площади, признан не только самым красивым храмом России, но и одним из самых впечатляющих религиозных памятников мира, внесенных в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенный в середине XVI века по приказу Ивана Грозного, этот собор с одиннадцатью цветными куполами стал самым узнаваемым символом Москвы. Как мы все знаем из школьной программы, возводивший его неизвестный мастер был ослеплен по приказу царя, чтобы больше никогда не иметь возможности создать подобное чудо.
Смольный собор Воскресенья Христова, Санкт-Петербург
Один из самых изысканных архитектурных шедевров Санкт-Петербурга Смольный собор Воскресения Христова начал строиться по велению императрицы Елизаветы Петровны. В монастыре при храме она планировала встретить старость, однако строительство собора, первоначальный проект которого принадлежал Растрелли, растянулось почти на сто лет. За это время экстерьер вобрал в себя черты не только узнаваемого елизаветинского барокко, но и классицизма, и, таким образом, превратился в уникальное и ни на что не похожее творение русской архитектуры.
Успенский кафедральный собор, Смоленск
В центре Смоленска на холме над городом возвышается величественный Успенский кафедральный собор в стиле барокко, возведенный в честь победы над Речью Посполитой. Его размеры по-настоящему впечатляют: высота — 70 метров, длина — 56,2 метра и ширина — 40,5 метров. Храм построен на месте другого, разрушенного в ходе обороны города, в начале XVII века, собора. Его возведение длилось более ста лет и в ходе работы проект неоднократно изменялся и совершенствовался — результат превзошел все ожидания!
Успенский кафедральный собор, Омск
Одна из главных достопримечательностей Омска появилась относительно недавно — в конце XIX века: тогда Успенский кафедральный собор был построен на средства горожан. В 30-е годы XX века по приказу советских властей храм был разобран. Восстановить его удалось лишь 70 лет спустя. И снова деньги на строительство собирали всем миром — за два года жители Омска пожертвовали на восстановление православной святыни в общей сложности несколько десятков миллионов рублей.
Казанский собор, Санкт-Петербург
Казанский собор в Северной столице построен по аналогии с собором Святого Петра в Риме — северный фасад здания в стиле ампир дополняет впечатляющая полукруглая колоннада из 96 колонн высотой 13 метров. Храм стал не только почитаемой верующими религиозной святыней, но и памятником русской воинской славы. Кроме того, площадь перед собором часто выбиралась местом для проведения политических и общественных демонстраций.
Церковь Воскресения Христова (Форосский храм) , Крым
Удивительная церковь на Красной скале на высоте 412 метров над уровнем моря посвящена спасению царской семьи — в 1888 году Александр II с супругой и детьми чудом уцелел во время крушения поезда. Узнав об этом, местный купец Александр Кузнецов попросил дозволения построить в честь этого события церковь. Храм, хорошо заметный с моря, на протяжении всех лет всего своего существования служит морякам в качестве маяка, указывая путь во время штормов или туманов.
Церковь Преображения Господня, Кижи
Небольшой остров Кижи в Онежском озере известен на весь мир благодаря церкви Преображения Господня. Глядя на это сооружение, невозможно поверить, что оно полностью создано из дерева без единого гвоздя. Согласно легенде, построил храм в начале XVIII века местный плотник Нестор, используя один единственный топор, который он после завершения работы выбросил в озеро, чтобы никто не смог повторить его успех.
Никольский морской собор, Санкт- Петербург
Еще один шедевр стиля «елизаветинское барокко» — Никольский морской собор в Санкт-Петербурге. Он был построен во второй половине XVII века по прошению князя Михаила Галицина. Средства на его возведение были предоставлены морским ведомством, ведь храм был призван олицетворять славные дела российского флота. Неподалеку от собора расположена четырехъярусная колокольня, образующая с ним единый архитектурный ансамбль.
Свято-Троицкая Сергиева лавра, Сергиев Посад
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — это уникальный архитектурный комплекс, состоящий из более чем полусотни зданий, строительство которых велось в период с XIV по XIX век. Это крупнейший мужской монастырь России, первым игуменом которого был Сергий Радонежский. Лавра пережила татаро-монгольское нашествие, выдержала осаду польско-литовских интервентов, в советские времена была преобразована в историко-архитектурный музей, но одновременно была и есть крупнейшим православным мужским ставропигиальным монастырем России.
Храм Христа Спасителя, Москва
Храм Христа Спасителя на Волхонке построен в 1990-е годы, но является точной копией собора, стоявшего на этом месте в XIX веке и разрушенного при советской власти. Кстати, изначально храм Христа Спасителя должен был находиться на Воробьевых горах, но из-за неумелого руководства его возведение прекратилось на несколько лет. Вторую жизнь ему дал император Николай I, который лично выбрал место строительства и архитектурный стиль (византийский) нового храма.
Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Ростов-на-Дону.
Храм построен по типовому проекту архитектора К. А. Тона и внешне очень схож с другими его храмами, построенными по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве и несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Но говорить о том, что один является копией другого - неправильно.
Кроме того, в 1887 г. по проекту войскового архитектора-инженера А. А. Кампиони и художника-архитектора Д. В. Лебедева с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня с церковью Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских и звонницей, высотой 75 метров. Благовест ее 10-тонного колокола был слышен на 42 версты по Задонью.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)
Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. Здание выстроено в стиле классицизма и увенчано пятью куполами на световых барабанах, составляющими главное украшение храма. На большой центральной ротонде высокие полукруглые окна с изящными росписи поверху, которые разделены парными колоннами. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Боковые входы в храм – очень большие, разделенные колоннами на три части; сверху расположены полукруглые окна. Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. В 1930 году храм стал патриаршим собором. Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте, построенное в 1658-1685 гг.. Собор был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Собор состоит из нескольких частей: в центре – четырехстолпный храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, с востока – подземная церковь св. Константина и Елены, а также сохранившиеся фрагменты колокольни.
Успенский собор, Владимир
Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира. Успенский собор – прекраснейшее архитектурное сооружение Древней Руси, уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. Годы постройки 1158-1189 гг. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства. Год постройки - 1165. Церковь украшена прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству.
В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Благовещенский собор Казанского кремля, Казань
Входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества. Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Грозного. Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена. Благовещенский собор в Казанском Кремле Он остается самым древним сооружением в ансамбле Кремля.
Софийский собор, Великий Новгород
Замечательный памятник архитектуры, который вобрал в себя не только черты русского, но и зарубежного зодчества. Так, западный вход Софийского собора украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. В настоящее время он почти такой же, каким был в XI веке. Это пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге
Посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон. Этот пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает две церкви - верхнюю и нижнюю. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов.
Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря
Величественный двухстолпный храм, высотою более 40 метров, который не имеет аналогов в средневековой Руси. Его венчают пять глав. Барабан под центральной главой смещен к востоку и воспринимается как шатер. Высокие своды храма опираются на два массивных столпа, свет падает сверху от шатра-барабана, который как бы парит над иконостасом. История главного храма Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря насчитывает без малого шесть столетий. Здесь хранятся святые мощи первооснователей Соловецких – преподобных Зосимы и Савватия.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, Астрахань.
Расположен на территории Астраханского кремля.
Построен в 1699—1710 годы, считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
Благовещенский кафедральный собор, Воронеж
Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы.
Свято-Троицкий собор, Муром
Возведен в 1643 году. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов.
Троице-Измайловский собор, Санкт-Петербург
Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.
Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург
Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь г. Старочеркасск
В 1644 году после окончания «Азовского осадного сидения» казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божьей Матери (как свою домовую церковь).
Морской собор, Кронштадт
Ставропигиальный Никольский Морской собор заложен в городе-крепости Кронштадт по указу Императора Николая II в 1903 году в честь 200-летия Российского флота и освящен в Высочайшем присутствии в 1913 году.
Православный храм в Новочеркасске, второй кафедральный собор Ростовской и Новочеркасской епархии и главный храм Донского казачества.
Здесь покоятся останки донских атаманов М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, И. Е. Ефремова, Я. П. Бакланова. В 2001 году начались крупномасштабные реставрационные работы. В 2005 году, к 200-летию Новочеркасска и 100-летию открытия собора реставрация фасада здания была успешно завершена. Оборудована система подсветки и проекций библейских сюжетов на фасад.В 2010—2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя.
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе
Был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря. Собор поражает величественностью, красотой и соразмерностью линий. В нижнем храме складывается ощущение присутствия в древней христианской церкви. Верхний храм, залитый светом, яркий, восхищает превосходной росписью, изящным иконостасом, выполненным в Италии. А под куполом парит серебристый голубь — символ Святого Духа.
Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь
Расположен монастырь рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни в одном из красивейших уголков Святой Руси. Основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818–1881) и на ее средства.Величественный, 15-главый собор выполнен в «русском стиле». Проживающие здесь монахини, известны своим мастерством вышивать иконы бисером.
Несмотря на более чем столетнюю историю, монастырь продолжает свою главную миссию - помогает обездоленным женщинам. На его территории есть больница, где проживают престарелые монахини.
Дивеево - Серафимо - Дивеевский монастырь
Эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три - Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Начало строительства 1823 год, но строительство храма началось с Канавки.
Канавка"представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери "Умиление".
Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными, но и сейчас, в 21 веке, на Канавке можно увидеть то же самое, что было сотню-две лет назад - дорожка на холме, в форме ломаного незамкнутого кольца - это и есть Канавка. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище для тех, кто не молится. Кажется, что люди погружены в легкий или не очень транс.
Введе́нская О́птина пу́стынь —ставропигиальный мужской монастырь
Один из древнейших храмов России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Калужской области.
В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере —церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной, на юге —Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке — Владимирская. В настоящее время на территории пустыни располагается 12 храмов, из них действующие -8.
Вот и закончилось краткое путешествие по святым местам России, но их очень много. Есть такое место и напротив моего дома - это храм во имя преподобного Сергия Радонежского
Храм Сергия Радонежского — традиционный православный храм, стоящий в городе Тула и являющий собой роскошное и весьма высокое здание из темно-красного закаленного кирпича, выполненное в псевдовизантийском архитектурном стиле и увенчанное массивным золоченным куполом. Храм впервые открыл свои двери прихожанам в 1898 году, а выстроен был благодаря финансам, которые изыскали митрополит Московский, а также Коломенский Сергий. Сейчас на основе церкви работает вновь созданная воскресная школа, где с детьми ведутся беседы о Боге. В подвале церкви стоит Подземный храм, посвященный Серафиму Саровскому, а также на территории участка церкви стоит колокольня с рабочей звонницей.
Вот и все. Теперь дополняйте вы.
maxpark.com
Каменные церкви и храмы Древней Руси: убранства, архитектура.
После принятия христианства на Руси люди начали во всех городах строить православные храмы. Строили их, как правило, там, где раньше находились места для поклонения языческим богам (Перун, Дажьбог, Хорс). Потому что люди столетиями привыкали к данным святилищам. Когда хотели поклониться богам, шли к этим местам. Поэтому князь Владимир приказал уничтожить все места для поклонения языческим богам, а вместо них воздвигнуть христианские церкви.
Первые деревянные храмы Киевской Руси
hostingkartinok
Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь — первый православный храм на Руси .
Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм.Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.
Шатровые храмы на Руси
Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.
Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.
Первые каменные храмы на Руси
hostingkartinok
Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве. Его неофициальное название — Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.
Официальное имя Десятинного храма, первой каменной церкви на Руси — церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый крестово-купольный храм Древней Руси . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.
Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:
Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.
Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.
hostingkartinok
Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа — это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.
Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.
hostingkartinok
Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма — Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.
Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.
Итоги
С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.
Читайте какие столицы были в Древней Руси
perstni.com
ТАЙНЫ САМОГО ДРЕВНЕГО ХРАМА РОССИИ
«Он будто вырастает из холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки…»
Самый совершенный храм, созданный на Руси, жемчужина белокаменного зодчества, уникальное творение древних мастеров. Все это о ней: Церковь Покрова на Нерли возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов и загадок…
Тайна первая. Время строительства
Гиды, которые проводят экскурсии у храма Покрова, без устали рассказывают туристам красивую легенду: «Храм построили в 1165 году по приказу князя Андрея Боголюбского в память о его сыне Изяславе, который погиб во время похода на волжских болгар. Предание гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь».
Покров Пресвятой Богородицы
А вот историки более скептичны с выводами и датами. Летописи, по их словам, так скупы, что мы не найдем в них ни даты, ни даже названия церкви.
Единственная летопись – Владимирский летописец – содержит и посвящение, и дату, называя церковь «Покровской» в сообщении под 1158 годом:
«Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».
И только поздний памятник XVI века – «Житие святого Андрея Боголюбского», сообщает подробности: связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой – вновь обнаруженный — вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе!
Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но в летописи: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был возведен за один год.
Когда же все-таки была построена жемчужина белокаменного зодчества? Люди науки лишь разводят руками и стоят гипотезы: точной летописной даты нет до сих пор.
Тайна вторая. Название
Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы, считают историки, очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии (откуда к нам пришло православие) его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся лишь к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно!
фото: Михаил Шмелёв
«Могла ли церковь быть Покровской в XII веке?», — задаются вопросом историки. Тексты о празднике Покрова, как и сам праздник, оформили идею Андрея Боголюбского о покровительстве Богородицы. При Андрее знали «Влахернское чудо» X века – явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию во время битвы с сарацинами 1 октября 910 года.
Другие историки выдвигают свою гипотезу: посвящение храма могло быть связано и с иным праздником: Андрей Боголюбский установил 1 августа праздник, посвященный Спасу и Богородице после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса и Богородицы, а также от креста стали исходить огненные лучи.
«Победный крест» с крестопохвальной надписью как раз и стоял вблизи церкви Покрова!
Этот белокаменный крест до сих пор цел, он находится в одной из экспозиций музея-заповедника. А в Третьяковской галерее хранится двусторонняя икона XII века, которую некоторые исследователи считают Владимиро-Суздальской: Всемилостивый Спас и Поклонение Кресту. Таким образом, можно усомниться, в именовании церкви в XII веке Покровской. Скорее всего, она была переименована позднее. Но когда, по какой причине? Загадка…
Двусторонняя икона XII века
Тайна третья. Расположение
А вот еще оно странное обстоятельство: опасная близость воды, которая кажется нам лишь поэтическим свойством зодческой души, но которая потребовала особого инженерного сооружения в виде рукотворного холма-пьедестала.
Да, да: холм, на котором стоит церковь – дело рук человеческих! Исследователи доказали, что он был специально насыпан для строительства храма.
Благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями. Высота галереи составляла 5,5 метра, а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.
В чем секрет холма?
При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом.
Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,7 метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 метра.
Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.
Половодье по весне — частое явление для церкви Покрова на Нерли
Но почему же церковь расположена так далеко от резиденции князя – в целой версте от нее? Существует предположение, что церковь стояла на слиянии Клязьмы и Нерли. Обе реки тогда были судоходными. Представляете, как великолепно выглядел храм, отражаясь в водах этих рек!?
Тайна четвертая. Белокаменная резьба
Внешне скромный, храм поражал буйством красок внутренней отделки, будто отражающих все великолепие царства небесного. В наполненном светом куполе было помещено изображение Христа, окруженного архангелами и шестикрылыми серафимами, а пестрый ковер фресок на стенах плавно переходил в цветную майолику пола. К сожалению, в 1877 году неумелые реставраторы полностью уничтожили эту красоту…
Зато снаружи храм до сих пор украшен прекрасной белокаменной резьбой, характерной именно для владимиро-суздальских зодчих. Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, опоясывают все три фасада храма. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов.
Фрагмент декора фасада церкви Покрова-на-Нерли
Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам современных исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней!
Скорее всего, предполагают краеведы, у Андрея Боголюбского был один зодчий, который руководил строительством храмов и во Владимире, и в Боголюбове. Но откуда взялась артель, как она была обустроена – неизвестно. В летописях об этом нет ни одного упоминания.
Ученые считают, что символическое значение имели и резные украшения собора: троекратно повторенное изображение певца, которого иногда называют Давидом-псалмопевцем, женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны. Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски — пардуса) — древнейший знак русского народа, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира. Смысл остальных фигур до сих пор остается загадкой…
«Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».
Автор: Алиса Городцова
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.