Древние меоты. ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Меоты - древние предки адыгов. Древние меоты


Меоты - древние племена, жившие на территории современной Кубани

Море, которое мы все знаем как Азовское, в древние времена носило имя Меотийского болота. А племена, жившие вокруг, соответственно назывались меотами. И сейчас я попробую устранить в какой-то мере, пробелы истории, которую нам преподают в школе. Где о меотах, разумеется, ни слова...

Письменные упоминания о меотах начинаются в VI в. до н.э., а последние сообщения о народе меотов относятся к VI в. н. э.

Страбон (63 г. до н. э. – 23 г. н. э.) отмечал, что к числу меотов относились и синды, а субэтнический состав меотов представлен у него следующим списком: «К числу меотов принадлежат сами синды и дандарии, тореаты, агры  и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, ситтакены, доски и некоторые другие. К ним относятся аспургианы, живущие на пространстве в 500 стадий между Фанагорией и Горгиппией».

СПРАВКА: Столицей у синдов был город Синдика. Считается, что расположен он был на месте нынешнего Новороссийска...  Сейчас в честь Синдики был назван санаторий в г. Нальчик, а у сенатора Канокова из Кабардино-Балкарии есть целая финансово-промышленная группа "Синдика", которой принадлежит и фешенебельный отель "Рэдисон Блу Парадайз" 5* в Сочи, в районе Имеретинской низменности и санаторий "Целебный Нарзан" в Кисловодске, и отель "Интурист" в Петрозаводске и еще ряд предприятий в Москве и по всей стране...

О воинственности меотов: «Ведь по всему этому побережью (восточному берегу Меотиды – Прим. С.Х.) меоты; хотя они и занимаются земледелием, но не менее воинственны, чем кочевники». Важным представляется замечание Страбона о том, что меоты «распадаются на несколько племен» и что те, которые живут у Танаиса «отличаются большей дикостью, а те, что граничат с Боспором, более цивилизованы»3.

Автор V в. Гесихий Александрийский отмечал: «керкеты – народ синдский» (впоследствии керкеты стали называться черкесами - прим. автора данного блога). Это замечание можно расценить как свидетельство этнического родства керкетов с синдо-меотами.

Один из ведущих европейских картографов последней трети XVI в. Абрахам Ортелиус (1527 – 1598) создал несколько выдающихся реконструкций этнополитического состояния античного пространства.

Реконструкция Ортелиуса содержит все основные этнонимы, упоминавшиеся в античных источниках при описании бассейна Черного моря: между Кубанью и Доном отмечены меоты (maeotae), синды, ахеи, керкеты, саниги, епагериты, гениохи, конапсени (conapseni), арихи, аспургианы, боспораны и пр. С западной стороны Меотиды отмечены меоты (maeotae), язиги (Iazyges), вторая Синдика (Sendica).

Ортелиус Абрахам. Понт Эвксинский. 1590 г.Реконструкция этнической и политической карты бассейна Черного моря по античным источникам.

Как отмечено выше, меотские поселения занимали все пространство интериановской Черкесии 1500 года – от устья Дона до Черного моря.

В.Р. Эрлих прослеживает типичные меотские ритуальные комплексы в западных районах Колхиды (на территории современной Абхазии) в IV в. до н.э.: «Чрезвычайно интересно открытие меотского святилища в Абхазии в г. Очамчира, на тер­ритории древнего Гюэноса. Возмож­но, это материальное свидетельство о неизвестном по письменным источникам проникновении во второй половине IV в. до н.э. населения из Закубанья в Закавказье».

Меотский племенной союз сформировался на Северо-Западном Кавказе задолго до появления скифов в степях Северного Причерноморья, не просто пережил скифов, но территориально вырос на протяжении скифской эпохи. Затем, в таком преуспевающем состоянии, меоты встретили сарматское вторжение, сумели противостоять ему на обширном равнинном пространстве от Дона до Кубани и также пережили Сарматию.

Для самых первых коллективов савроматов уже важнейшее значение имели их контакты с меотскими племенами. Восточные районы Верхней Меотии были заняты сарматским племенем сираков, археологические следы которых наглядно свидетельствуют о процессе меотизации кочевников8.

Мы можем предполагать, что меото-сарматские связи носили преимущественно мирный характер. Меоты могли вполне сознательно пойти на то, чтобы разрешить селиться поблизости от своих городищ кочевникам, которые становились своего рода буфером между ними и другими племенами сармат, кочевавших в Подонье и Поволжье. Существование такой адаптивной прослойки в виде сираков позволяло быстро реагировать на угрозы внезапных сарматских рейдов. В том случае, конечно же, если таковые имели место.

В черкесскую эпоху, точно также ногайское расселение первым принимало на себя атаки из дальних районов степи. Калмыцкая угроза, обозначившаяся в середине XVII в., сподвигнула ногайцев, крымских татар и черкесов к созданию оборонительного союза, просуществовавшего больше столетия, пока хан Убаши в 1771 г. не увел большую часть своего народа в Китай.

В 49 году н.э. сираки получают сильнейший удар со стороны римлян и почти полностью исчезают из степей между Кубанью и Доном.

Вопрос о том, кто выступил могильщиком меотского процветания на равнине между Кубанью и Доном, пока остается открытым. Но предположение о том, что это могли быть готы, аннексировавшие Крым, разграбившие Пантикапей и на боспорских кораблях устроивших настоящий террор не только в бассейне Черного моря, но и в Эгейском море, выглядит вполне реалистичным.

Историк VI в. Иордан, автор большого труда «О происхождении и деяниях гетов»,  отмечал, что «первое расселение [готов] было в Скифской земле, около Мэотийского болота».

В.П. Буданова замечает, что размещение готов в III в. в области Меотиды подтверждается современными римскими сообщениями. Так, «в биографии императора Аврелиана (270 – 275) мы читаем, что император Клавдий (268 – 270) поручил Аврелиану ведение «всей войны против меотийцев» (omne contra Maeotidas bellum). Известно, что Клавдий вел военные действия против коалиции племен, куда входили и готы. Название последних «меотами» означает, что эти племена выступили из Меотиды».

Исследователи ранней готской истории в Причерноморье достаточно единодушно локализуют район их первоначального расселения в Западном Приазовье. Таким образом, готы не могли не войти в тесное соприкосновение с меотами, а их взаимоотношения могли быть как враждебными, так и союзническими.

На протяжении веков, меотский край бурно развивается и достигает уровня появления городов.

Так, на примере только Усть-Лабинской группы, в составе которой на 1989 г. было исследовано 30 городищ, И.С. Каменецкий убедительно показывает демографический рост на протяжении позднемеотского времени (вторая половина I в. до н.э. – III в. н.э.): «Первое, что бросается в глаза, – удивительная плотность застройки на правобережье Кубани. Городища идут одно за другим, отделенные небольшими промежутками. Это касается не только старых городищ, которые могли сблизиться в результате роста, особенно интенсивного в рассматриваемый период, но и вновь возникающих городищ… Некоторые ранее раздельные городища, по-видимому именно в это время сливаются, образуя огромные поселения с двумя «цитаделями»…

Все городища правобережья прекращают существование, судя по подъемному материалу, на рубеже II и III вв. н.э. К этому времени их общая площадь достигает огромной цифры 1,237,797 кв. м. (без учета происшедших разрушений). Если исходить из плотности застройки, описанной выше для Подазовского городища, и взять за средний размер семьи пять человек, то получим число одновременно проживавших – около 62 тыс.  человек.

Золотое кладбище

Курганные некрополи ближайшего Прикубанья на протяжении I в. до н. э. – II в. н. э. представляют собой аристократические погребения с весьма впечатляющим набором погребального инвентаря. В литературе эта совокупность памятников получила условное наименование «Золотое кладбище».

В специальной литературе неоднократно высказывалась точка зрения о меотской принадлежности этой группы погребений. Данная точка зрения весьма обстоятельно изложена в посмертной монографии Маи Павловны Абрамовой, (1931–2003) одного из наиболее выдающихся российских археологов, который имел опыт осмысления этой проблемы на протяжении порядка 40 лет (диссертация на тему «Культура сарматских племен поволжско-днепровских степей II в. до н.э. – I в. н.э.» была защищена в 1962 г.).

Золотое кладбище – эталонный памятник,  демонстрирующий уровень культуры его населения, а также его военную мощь. В катакомбах ЗК были захоронены тяжеловооруженные всадники – элита меотской кавалерии этого периода, вооружение которой по своим техническим характеристикам значительно превосходило не только воинские сообщества остального Кавказа, но и обширного сарматского мира.

Источник!

zm-sochi.livejournal.com

История адыгов, черкесов и их фамилий. - Предки адыгов

МЕОТЫ

В первом тысячелетии до нашей эры побережье Меотиды (Азовского моря), почти вся территория Северного Кавказа, с прилегающими к ней с севера равнинами населены родственными между собой народами. Эти народы - синды, зихи, псессы, дандарии, досхи, тореаты, абидиакены, арреахи, ахеи, мосхи, ситтакены, тарпеты, фатеи в летописях Древней Греции и Древнего Рима собирательно именуются maiotis (здесь и далее меоты).

 Народы Кавказа в первом тысячелетии до нашей эры (Приблизительная карта).

Народы Кавказа в первом тысячелетии до нашей эры

(Приблизительная карта).

 

Меоты - отличные мастера, среди них кузнецы, камнетесы, гончары, сапожники, портные, ювелиры. Представители каждого ремесла составляли родовое сословие. При этом было недопустимо, чтобы кто-то занимался не своим делом.

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.

Были распространены разные магические обряды, осуществляемые старейшинами рода. Обряды состояли в произнесении особых заклинаний, приготовлении магических снадобий. Старший рода, наиболее искушенный в магических познаниях, погружался в транс, во время которого он "видел" события прошлого, настоящего, будущего, "разговаривал" с умершими родственниками, богами, испрашивал помощи или совета как поступить в том или ином случае. Погружение в транс сопровождалось предварительным постом и уединением, или наоборот принятием обильной пищи, опьяняющих напитков и благовоний.

Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления – боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т.д. Существовали так же боги покровители представителей каждого ремесла.

Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего - посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь - курган.

В течение определенного времени от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от того, к какому сословию принадлежал усопший, возле могилы проводились погребальные ритуалы. Меоты устраивали круговое шествие вокруг могилы, с ритуальными песнопениями, плачем, шумом, отгоняя злых духов. Для того чтобы напугать и отогнать злых духов, вокруг могилы устанавливали всевозможные "страшные" изображения хищников, фантасмагорических чудищ.

Главным богом меотов был бог солнца, огня, света, тепла. Эти явления меоты отождествляли между собой, и считали источником жизни на Земле, обожествляли их. Тело умершего они, как и народы майкопской, дольменной, северокавказской культур, посыпали красной краской - охрой, которая символизировала огонь.

Меоты жили в горах и на равнинах Предкавказья.

Меоты-горцы вели оседлый образ жизни и занимались главным образом земледелием. На равнинах меоты обычно вели полукочевой образ жизни и занимались преимущественно отгонным скотоводством. Важной отраслью хозяйства было рыболовство. Для рыбной ловли использовалась сеть, невод, крючковая снасть.

САРМАТЫ

В первом тысячелетии до нашей эры, с северного побережья Каспийского моря в прикубанские равнины проникают родственные между собой кочевые племена ираноязычных сарматов. Народы, входящие в этот союз постоянно устраивали междоусобные стычки за власть в союзе. Это привело к дроблению сарматов на отдельные, враждующие между собой группы. Наиболее крупными, известными из этих групп являются аорсы, сираки, аланы, роксоланы, языги. К 4 веку пограничные с меотами прикубанские равнины сарматы населяют очень плотно. По свидетельству Страбона "аорсы живут по течению Танаиса. Сираки по течению Ахардея (Кубань), который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду (Азовское море). Страбон утверждает, что аорсы владели огромной территорией и господствовали над большей частью Каспийского побережья. Сарматы превосходили бесчисленные покоренные ими народы не только числом но и оружием, умением воевать. Они были отличными наездниками, их оружием не были только лук, стрелы, но, копья, длинные мечи, тяжелые доспехи.

Присутствие таких воинственных, опасных соседей как сарматы, привели к сплочению меотов. Появился свод законов, обычаев, касающихся всех сфер жизни, быта. Появилось сословия воинов и военных предводителей.

Мечи, щиты, копья, сделанные меотскими мастерами, во много раз прочнее сарматских. Стрелы пущенные из меотских луков покрывают расстояние в несколько раз больше чем стрелы кочевников. Но меоты не могли рассчитывать лишь на свое оружие перед бесчисленными полчищами кочевников. Нужны были еще средства военной дипломатии. Любому, пришедшему с миром, меоты с готовностью предоставляли пищу, кров, одаривали щедрыми подарками, оказывали всевозможные почести. Любой чужеземец почитался наравне, если не больше, чем природный житель. Любой, кто нуждался в убежище, мог на него рассчитывать. Если чужеземец имел враждебные намерения, то встречал воинственное сопротивление. Если враг превосходил числом, оружием, меот не смог оказать ему сразу сопротивление, он все равно должен сделать это позже. Мстить полагалось кровью за кровь, смертью за смерть, увечьем за увечье. За угнанного в рабство родственника меот мстил порабощением родственника неприятеля. Особо жестокая месть ждала того, кто осмелился бы осквернить главную святыню - память предков, их могилы, домашний очаг, его атрибуты. Виновный должен быть наказан смертью, его труп обезглавлен и сожжен.

Если меот умирал не успев совершить возмездие, это должны были сделать его родственники. Считали, что меот не может войти в "царство мертвых", пока жив его враг. На всех без исключения его родных это накладывало особые обязательства, ведь благополучное вхождение умершего "в страну мертвых" было их самой главной задачей во время ритуала захоронения.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕОТОВ С САРМАТАМИ

Меотская военная дипломатия имела определенные результатамы. К середине 5 века до нашей эры, меоты отгорожены от сарматских кочевий, ареалом относительно дружественных сираков. На протяжении трех веков происходит постепенное взаимное проникновение культур меотов и сарматов. Этим и возможно этническим родством, объясняется сравнительно мирное сосуществование этих племен в течение длительного времени. Да и то, что кочевники постоянно не ладили между собой, использовалось меотами с безусловной выгодой.

В последующие годы меоты испытывают сильное сарматское влияние. Во второй половине 2 века до нашей эры среди предметов меотского быта все чаще находятся сарматские оружие, орудия земледелия, посуда, украшения. Изменяется погребальный обряд. Верования меотов остаются прежними, но дополняются многими элементами сарматских культов. При этом сарматские представления не вытесняют и не вступают в противоречие с меотскими верованиями, меоты, скорее, воспринимают их как дополнительную информацию, полученную от пришедших издалека чужеземцев.

Многие сираки под влиянием оседлого земледельческого поселения переходят к оседлости, и поселяясь среди меотов, постепенно ассимилируются ими.

С оседанием среди меотов большого числа сираков меняется характер меотской общины. Нарушаются родовые связи. Усиливается имущественная и социальная дифференциация. С усилением опасности вторжения алан, на левом берегу Кубани меоты с частично ассимилированными ими сираками перемещаются из небольших селений в крупные укрепленные городища.

СИНДЫ

Одним из крупнейших меотских племен были синды, обитавшие с начала первого тысячелетия до нашей эры на Таманском плуострове и северо-восточном Черноморском побережье. К началу 5 столетия до нашей эры синды создают свое государство - Синдика, управляемое династией синдских царей. Столицей Синдики был город Синдика (ныне город Анапа). Древние греки называли этот город - Синдская гавань. Как и другие меоты, синды занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, ремесленничеством. Синдика была рабовладельческим государством.

В 480 г до нашей эры расположенные на берегах Керченского пролива греческие города - колонии, объединились в одно государство. Это государство стало называться Боспорским Царством. Столицей его стал город Пантикапей.

Синды активно торговали с Боспорскими городами. На рынках и тесных улицах синдики часто можно было встретить греческих купцов. Горожане продавали им хлеб, зерно, овощи, молоко. На рынках греки покупали рабов.

Подобно греческим городам, над домами Синдики возвышался построенный греками амфитеатр. В нем проходили театральные представления и гладиаторские бои.

Греки поставляли в Синдику соль, амфоры, вино, ткани. Многие синды перенимали привычки греков, греческие одежды, греческое оружие, методы строительства жилищ. Учились искусству греческой живописи, скульптуры.

В то же время боспорские правители вынашивали планы захвата Синдики и превращения ее в греческую колонию. Многочисленные дипломатические интриги и подкуп не дали никаких результатов и в 479 году боспоряне предприняли открытое военное вторжение в Синдику. По свидетельствам современников "в один из дней на рассвете к берегам Синдской гавани прибыла армада греческих военных кораблей. Жители, видя это, собрались на стенах города и приготовились к бою. Жители окрестных селений поспешили укрыться в городе, ворота его плотно закрылись за ними...Находившиеся в городе греческие шпионы, переодетые в синдскую одежду, по предварительному сговору с легионерами, двинулись к восточным воротам и набросившись на охранявших их воинов, закололи их .... Греки проникли в город и к полудню с большими потерями захватили город полностью...".

Впоследствии крупные отряды синдов и других меотов не раз предпринимали попытку отбить у греков Синдику. Во время этих войн город был разрушен. На его месте греки построили свой город колонию, который был называн ими Горгипия.

С падением Синдики начался процесс консолидации меотов вокруг жившего к востоку от синдов на побережье Черного моря , меотского племени - зихов. Зихами их называли греки, но в боспорских надписях так же встречается слово ADZAHA, что скорее всего, соответствует адыгскому адзэхэ ("войска" или "народ войск"). Возможно это и являлось самоназванием зихов, со временем трансформировавшееся в "адыгэ". По другой версии название адыгэ связано с распространением культа поклонения солнцу и имеет достаточно близкое звучание к раннеадыгскому "а-дыгъэ" - народ солнца. В итальянских и греческих источниках название "зихи" применительно к адыгам употребляется до 15 века. Генуэзский автор Интериано посвятивший адыгам много статей, сообщает: "зихами их называют на итальянском, греческом, латинском языках, татары и турки именуют их черкесами, сами себя они называют адыгэ".

На протяжении последующих лет до 438 между меотами и греками происходят кровопролитные сражения. Меоты под эгидой Зихии постоянно нападают на боспорские города.

В 438 к власти в Боспоре приходит Спарток I, меот по происхождению, основатель династии Спартокидов. С его приходом войны между зихами и греками прекращаются. Но начатый процесс консолидации меотов вокруг Зихии продолжается и в последующие годы.

Усиливаются торговые связи Боспора с меотами. Меоты являются поставщиками хлеба в города Боспорского царства, в другие города Древней Греции, в том числе, в Афины.

Меоты заимствовали древних греков ряд достижений материальной, духовной культуры. Под влиянием греков появился гончарный круг. Среди меотских предметов появляются амфоры, ювелирные изделия, сделанные в Древней Греции, греческие боевые доспехи. Боспоряне в свою очередь заимствуют у меотов многие виды оружия, тактику боя, покрой одежды, более удобный в местных условиях, чем греческая.

ЗИХИЯ

Во втором веке зихский царь Стахемфак, желая укрепить позиции зихов среди окружающих племен, называет себя подданным Римского Императора. Подобно иноземным правителям, зихские цари стали заводить гаремы, где жили до нескольких сотен наложниц, привезенных сюда из разных стран.

С течением времени зихи объединяют вокруг себя все большее количество меотских племен. Это приводит к образованию военного союза, ставшего стержнем меотского противостояния воинственным пришельцам.

Как и другие меоты, зихи занимаются скотоводством, земледелием, рыбной ловлей. Получает распространение виноградарство.

Значительная часть населения концентрируется в крупных городищах, окруженных со всех сторон укрепленными земляными валами, за которыми, снаружи все время продолжают пристраиваться новые дома, которые затем спустя некоторое время вновь окружают кольцом земляной оборонительной дамбы. В небольших поселениях дома располагаются по кругу и образуют снаружи оборонительную стену.

В Зихии развивается мореходство. Изначально зихские судна - небольшие лодки баркасного типа. Зихи преренимают у боспорян многие навыки кораблестроения. Зихи неизменно украшают свои суда изображением бога моря Хатха, с трезубцем в руке и рыбьим хвостом вместо ног. Зихские корабли двигаются вдоль северо-западного побережья Черного моря, группой, состоящей из нескольких кораблей. Они используют разные боевые стратегии, таким образом, что иностранный корабль внезапно оказывался в окружении сразу нескольких кораблей, которые приближались к нему с разных сторон и брали на абордаж.

Влияние Древней Греции не ограничивается виноградарством, кораблестроением, источниками гончарного ремесла. В Зихии было распространено рабство. Захваченных в пиратских рейдах рабов, зихи продавали на рынках в Боспорских городах.

В 1 веке до нашей эры Зихия опирается на поддержку Понтийского царства. Частые грабежи, набеги на соседей привели к большому изобилию в Зихии золота и драгоценностей. Золота было так много, что оно уступали в цене бронзе, стали, другим более прочным металлам, используемым для сделания орудий войны, труда.

adyghe.ru

                 Таинственные меоты.     

Таинственные меоты | Кладоискатель

  Кто такие меоты, откуда пришли на Дон? А может вовсе, и не приходили, а жили здесь изначально? Так или иначе, но таинственные меоты жили на Дону с конца прошлой эры и начала нашей эры. Они жили примерно в то же время, что и сарматы. Они были либо союзниками, либо деловыми партнёрами. Как предполагают учёные, после разгрома Боспорским царём непокорных поселений Танаиса, воинственных меотов пересилили сюда для поддержки власти империи.    

   Родина меотов.     

  Согласно последним исследованиям меоты это представители оседлой северокавказской культуры. Их родина Адыгея. Именно здесь, возможно научились обрабатывать медь, сплавлять бронзу и железо. Захоронения таинственных меотовЧто в древности сделало данный регион металло-литейным центром. Меоты собирательное название, так в античные времена называлось Азовское море -  Меотское озеро. На самом деле это были племена досхи, синды, дандарии.    

  Есть небольшой спор в происхождение меотов. Одни утверждают, что данная культура ведёт начало с ямной культуры и является реликтовой нашего региона. Другие, говорят о родственных взаимосвязях и племенами древних индусов. Возможно, что две гипотезы и являются истиной. Ведь на большом протяжение времени ирано-язычные племена приходили в европейскую степь и вливались в культуру и родственные связи аборигенных племён.

Донская культура меотов.    

   Религия и таинственность.    

  Как и многие другие развитые античные культуры, таинственные меоты имели разветвлённую систему богов. Но в большинстве случаев они поклонялись силам природы, животным, были и боги ремёсел. Своим богам они приносили жертвы. Одним из ярких примеров меотского городища является Кобякова крепость. По легенде на нём древние люди поклонялись страшному зверю и не волку и не собаке, кровожадному чудовищу.    

  Глиняные чаши меотовИх ритуалы были сложными и до мелочи детальными. К тому же они специально уродовали, удлиняли, растягивая кости черепа, чтобы подчеркнуть своё преимущество и отличие от остальных представителей человечества. Черепа обматывались материалом у юношей и через время становились вытянутыми.    

  Ярким ритуальным признаком в захоронениях, было наличием под головой покойника бронзовой или глиняной чаши.

Раскопки на Кобяковом.    

   Чем занимались.    

  Племена меотов вели осёдлый образ жизни. У них было сильно развито растениеводство и животноводство, развивались всевозможные ремёсла. Следует так же заметить, что меоты были отличными рыболовами. На развалинах древних поселениях находят большое количество костей рыб, причём не малых размеров.

Древние мечи меотов.    

  Можно предположить, что меоты проживавшие на территории древней Ростовской области являлись носителями языческих культов. Среди остальных племён северокавказского населения,  они несли религиозное знание, имели главенствующую роль в общественной жизни, в частности были жрецами.    

             <<< предыдущий материал                                следующий материал >>>

                                                 страница раздела >>>

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru

Меоты — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мео́ты[1] (др.-греч. Μαιῶται) — древние индоевропейские[2] (предположительно индоарийские[3][4][5]) племена (синды, дандарии, досхи и пр.) на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1-м тысячелетии до н. э.[6] Античные историки называли страной меотов — Меотидой — территорию от Азовского до Чёрного морей, а Азовское море именовали Меотским озером.

В IV—III вв. до н. э. земли многих меотских племён вошли в состав Боспорского государства.

Этническая принадлежность

Вопрос об этноязыковой принадлежности меотов спорен. Страбон в 11 книге своей Географии причисляет к меотам зихов (др.-греч. Ζυγοί), синдов (греч. Σινδοὶ), агров (греч. Ἄγροι), тореатов (греч. Τορέται), дандариев (греч. Δανδάριοι), аррехов (греч. Ἀρρηχοί), тарпетов (греч. Τάρπητες), досков (греч. Δόσκοι), обидиакенов (греч. Ὀβιδιακηνοὶ), ситтакенов (греч. Σιττακηνοὶ)[7].

По одной версии, меоты являются реликтами древнего индоевропейского населения Приазовья[8][9], восходящего ещё ко временам Ямной культуры.

Ещё в XIX веке Эдуард Эйхвальд провозгласил, что родственные меотам синды — это колония индусов на берегу Чёрного моря. Действительно, Полиен пишет, что «меотиянка Тиргатао (Ира) вышла замуж за грека Гекатея, ставшего царём синдов, которые живут немного выше Боспора». Тиргатао — единственное зафиксированное источниками меотское имя и оно надежно сближается с индо-иранским женским именем Тиргутавия, зафиксированном на территории имевшего индоевропейскую элиту ближневосточного государства Митанни, в хурритском Алалахе.

В Большой советской энциклопедии, напротив, указывается, что «часть меотов по языку была родственна адыгам (черкесам), часть ираноязычна»[10]. По мнению некоторых современных археологов — название древних племен на окраине Боспорского царства (современный Краснодарский край) являлось синонимом «болотных жителей», то есть живших рядом с Меотидским озером (болотом). Аналогично с дреговичами — болотными жителями (люди живущие на болоте, плавнях).[11].

Религия и верования

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.

Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. д. Существовали также боги-покровители представителей каждого ремесла.

Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган.

Культура и ремесла

Меотская культура складывается в VIII—VII веках до н. э. и она своими корнями уходит в эпоху бронзы. Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу, рожь, лен. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.

Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников.

Военные походы

Существуют упоминания (биограф Аврелиана, SHA. Vita Aurel. 16) об участии меотийских племен в Скифской войне III века[12].

См. также

Напишите отзыв о статье "Меоты"

Примечания

  1. ↑ Меоты // БРЭ. Т.20. М.,2012.
  2. ↑ [uatur.net/gkrym5.php Степняки-скифы].
  3. ↑ Трубачёв О.Н. Indoarica в Северном Причерноморье: Реконструкция реликтов языка. Этимологический словарь. М., 1999.
  4. ↑ Roland Bielmeier: Sprachkontakte nördlich und südlich des Kaukasus in: Roland Bielmeier, Reinhard Stempel (Hrsg.) Indogermanica et Caucasica: Festschrift für Karl Horst Schmidt zum 65. Geburtstag Berlin/New York 1994, S. 427–446.
  5. ↑ The Cambridge Ancient History. Bd. III., Teil II. Cambridge 1991, S. 572.
  6. ↑ Меотская археологическая культура // БРЭ. Т.20. М.,2012.
  7. ↑ Страбон. География. 11:2:11
  8. ↑ [uatur.net/gkrym5.php Степняки скифы]
  9. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок autogenerated1 не указан текст
  10. ↑ Меоты — статья из Большой советской энциклопедии.
  11. ↑ Адыги — статья из Большой советской энциклопедии.
  12. ↑ [www.sno.pro1.ru/lib/polis/11.htm Лавров В. В. Готы и Боспор в III в. н. э.]

Ссылки

  • [www.archaeology.ru/AK/AK_meot_1.html Список публикаций по меотской археологической культуре]

Отрывок, характеризующий Меоты

– Ah, c'est vous! – сказал Петя. – Voulez vous manger? N'ayez pas peur, on ne vous fera pas de mal, – прибавил он, робко и ласково дотрогиваясь до его руки. – Entrez, entrez. [Ах, это вы! Хотите есть? Не бойтесь, вам ничего не сделают. Войдите, войдите.] – Merci, monsieur, [Благодарю, господин.] – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои грязные ноги. Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее. – Entrez, entrez, – повторил он только нежным шепотом. «Ах, что бы мне ему сделать!» – проговорил сам с собою Петя и, отворив дверь, пропустил мимо себя мальчика. Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов. Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой. Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда. – Это так, но надо знать, какие и сколько войск, – сказал Долохов, – надо будет съездить. Не зная верно, сколько их, пускаться в дело нельзя. Я люблю аккуратно дело делать. Вот, не хочет ли кто из господ съездить со мной в их лагерь. У меня мундиры с собою. – Я, я… я поеду с вами! – вскрикнул Петя. – Совсем и тебе не нужно ездить, – сказал Денисов, обращаясь к Долохову, – а уж его я ни за что не пущу. – Вот прекрасно! – вскрикнул Петя, – отчего же мне не ехать?.. – Да оттого, что незачем. – Ну, уж вы меня извините, потому что… потому что… я поеду, вот и все. Вы возьмете меня? – обратился он к Долохову. – Отчего ж… – рассеянно отвечал Долохов, вглядываясь в лицо французского барабанщика. – Давно у тебя молодчик этот? – спросил он у Денисова. – Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг'и себе. – Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов. – Как куда? Отсылаю под г'асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг'удно отослать тг'идцать ли, тг'иста ли человек под конвоем в гог'од, чем маг'ать, я пг'ямо скажу, честь солдата. – Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора. – Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя. – А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать? Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой. – Это все г'авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог'ишь – помг'ут. Ну, хог'ошо. Только бы не от меня. Долохов засмеялся. – Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети. – Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова. Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу». На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.

wiki-org.ru

Меоты - это... Что такое Меоты?

Мео́ты[1] (др.-греч. Μαιῶται) — древние племена (синды, дандарии, досхи и пр.) на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1 тысячелетии до н. э.[2] Античные историки называли страной меотов — Меотидой — территорию от Азовского до Чёрного морей, а Азовское море именовали Меотским озером. В IV-III вв. до н. э. многие из племён меотов вошли в состав Боспорского государства.

Этническая принадлежность

Вопрос об этноязыковой принадлежности меотов спорен.

По одной версии, меоты являются реликтами древнего индоевропейского населения Приазовья[3], восходящего ещё ко временам Ямной культуры.

Ещё в XIX веке Эдуард Эйхенвальд провозгласил, что родственные меотам синды — это колония индусов на берегу Чёрного моря. Действительно, Полиен пишет, что «меотиянка Тиргатао (Ира) вышла замуж за грека Гекатея, ставшего царём синдов, которые живут немного выше Боспора». Тиргатао — единственное зафиксированное источниками меотское имя и оно надежно сближается с индо-иранским женским именем Тиргутавия, зафиксированном на территории Митанни, в хурритском Алалахе.

В Большой советской энциклопедии, напротив, указывается, что «часть меотов по языку была родственна адыгам, часть ираноязычна»[4]. По мнению некоторых современных археологов — название древних племен на окраине Боспорского царства (современный Краснодарский край) являлось синонимом «болотных жителей», то есть живших рядом с Меотидским озером (болотом). Аналогично с дреговичами — болотными жителями (люди живущие на болоте, плавнях).[5].

Религия и верования

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 17 июня 2012.

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.

Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. д. Существовали также боги-покровители представителей каждого ремесла.

Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган.

Культура и ремесла

Меотская культура складывается в VIII—VII веков до н. э. и она своими корнями уходит в эпоху бронзы. Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.

Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников.

Военные походы

Существуют упоминания (биограф Аврелиана, SHA. Vita Aurel. 16) об участии меотийских племен в Скифской войне III века[6]

Новые находки

В. Р. Эрлих обнаружил и произвёл раскопки Меотского святилища в Абхазии, которые примерно датируется периодом перехода от эпохи бронзы к раннему железному веку (т.е. примерно VIII в. до н.э.)[7].

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Меоты - древние предки адыгов

      Одним из значительных литературных памятников по истории синдо-меотских племен является рассказ греческого писателя Полиена, который жил во II в. н. э., в эпоху  царствования Марка Аврелия. В своем  рассказе Полиен описал судьбу жены синдского царя Гекатея, меотянки по происхождению, Тиргатао. В период синдского рабовладельческого государства высокого уровня развития достигает строительное дело. Строились добротные дома, башни, широкие городские стены шириной более двух метров и многое другое. Но, к сожалению, эти города уже разрушены. Древняя Синдика в своем развитии испытала влияние не только Малой Азии, но и Греции. Влияние последних на уклад жизни, культуру синдо-меотских племен усилилось особенно после греческой колонизации синдского побережья.

      Самые ранние указания на греческие поселения  на Северном Кавказе относятся ко второй четверти VI в. до н. э., когда существовал  регулярный путь от Синопы и Трапезунда к Боспору Киммерийскому. В настоящее  время установлено, что почти все греческие колонии в Крыму возникали не на пустом месте, а там, где были поселения местных племен, т. е. синдов и меотов 22. Греческих городов в районе Причерноморья насчитывалось к V в. до н. э. более тридцати, собственно из которых было образовано Боспорское царство. Хотя Синдика формально включается в состав Боспорского царства и испытывает сильное влияние греческой цивилизации, автохтонная культура древних синдов, как материальная, так и духовная, развивалась и продолжала занимать видное место в жизни населения этой страны. Археологические материалы, найденные на территории синдо-меотских племен, красноречиво доказывают. что технология производства различных орудий труда, оружия, предметов из кости и др. сырья, многие памятники духовной культуры носят местный характер.

Однако  в большом количестве обнаружены и предметы, украшения не местного производства, что свидетельствует  о развитии торговли у синдов и  меотов с народами Египта, Сирии, Закавказья, Малой Азии, Греции, Рима и т д.

      Однако с наступлением кризиса в Боспорском царстве в первых веках нашей эры, куда входила и Синдика, наступает время упадка культуры синдов и меотов. Этому способствовали не только внутренние причины, но и в не меньшей мере и внешние. Со второго века нашей эры наблюдается сильный натиск сарматов в районы проживания меотов. А с конца II – начала III в. н. э. готские племена появляются севернее Дуная и границ Римской империи. Вскоре подвергся нападению готов и Танаис, один из северных городов Причерноморья, который был разгромлен в 40-х годах III в. н. э. После его падения Боспор подчиняется готам. После этого они разгромили Малую Азию – родину хаттов, после чего значительно сокращаются связи их потомков с синдами и меотами – родственными им племенами. С III в. готы нападают и на синдо-меотские племена, разрушается один из главных их центров – Горгиппия, затем и другие города. Но около 370 г. на Европу, и в первую очередь на Северное Причерноморье, вторглись гунны – азиатские племена. Они двигались из глубин Азии двумя волнами, вторая из которых прошла по территории синдов и меотов. Кочевники разрушали все на своем пути, местные племена были рассеяны, пришла в упадок и культура предков адыгов.

      В результате нашествия этих и других кочевых племен на Северный Кавказ не только приходит в упадок экономика и культура коренных народов, но разрушается естественный процесс их консолидации, они рассеиваются еще больше по всему региону. Надо полагать, что именно в III–IV вв. н . э. наблюдается еще большее размежевание тех племен и народов, которые имели единые корни своего происхождения, истории и культуры. Фактически они становятся обособленными друг от друга.      

  1.   Поселения меотов

      Между поселениями существовала связь  с помощью костров и огромных зеркал. Таким образом они предупреждали жителей поселений о нашествии кочевых племен. Меотские городища располагались, как правило, на высоких террасах рек, часто занимая естественные отроги и мысы. Это характерно для Роговского и Новоджерелиевского городищ. Для городищ характерна холмообразная часть в центре поселения, окруженная рвом,

      С увеличением населения поселки  расширялись, строились внешние  укрепления — глинобитные высокие  стены со смотровыми башнями. Рвы, как  правило заполнялись водой. Сообщение  осуществлялось - через устроенные мосты через рвы. При раскопках Новоджерелиевского городища археологами обнаружены крепостные стены и третий ров, что говорит об активном разрастании поселка.

      Как в центре городища, так и за его  последующими рвами проявился культурный слой, состоящий из остатков жилищ, золы, бытового мусора. При раскопках открывались остатки камышово – глиняных стен, зерновых ям, керамической посуды.

      Раскопки  показали, что жилища меотов имели  округлую вытянутую форму и располагались  вдоль защитных стен. Стены жилищ выполнялись из глины, каркасом для которых использовался камыш, который обмазывался толстым слоем глины.  Крыши выполнялись из камыша и соломы, в центре жилища находился очаг. За внешними укреплениями городища располагалось кладбище рядовых общинников. Курганы, а их на территории нашего района очень много, как правило, имели округлую форму и принадлежали представителям родовой аристократии.  Такие захоронения сопровождались богатым инвентарем, жертвоприношением животных, а иногда и людей.   

  1. Синдо-меотская эпоха

  Одно из заметных и героических мест в истории цивилизации предков абхазо-адыгов занимает синдо-меотская эпоха. Дело в том, что основной массив синдо-меотских племен в эпоху раннего железа занимали обширные территории Северо-Западного Кавказа, район бассейна реки Кубань. Древние античные авторы знали их под общим собирательным названием меоты. К числу меотов принадлежат синды, тореты, ахеи, зиги и др. По древним надписям, обнаруженным на территории бывшего Боспорского царства, к этим племенам относились также фатеи, псессы, дандарии, досхи, керкеты и др. Они все под общим названием меоты являются одними из предков адыгов.

      Древнее название Азовского моря – Меотида, Меотийское озеро, имеет прямое отношение  к меотам. По-адыгски это слово  звучит как «мэутхъох»; оно образовано из слов «утхъуа» – помутневшее, и «хы» – море, а дословно означает: «море, которое мутное».

      На  территории бывшего Советского Союза  не было более древнего, после Урарту, государства, чем Синдика. Оно было создано на нынешнем Северном Кавказе предками адыгов. Эта страна охватывала с севера на юг Таманский полуостров и часть Черноморского побережья до Геленджика, а с запада на восток – пространство от Черного моря до левобережья Кубани.

      Материалы археологических раскопок, проведенных  в различные периоды на территории Северного Кавказа, указывают на близость синдов и меотов и на то, что их и родственных им племен территория еще с III тысячелетия до н. э. распространялась до нынешних границ Кабардино-Балкарии с Чечней. Кроме этого, доказано: физический тип синдо-меотских племен не относится к типу скифосавроматского, а примыкает к исконному ти.   В междуречье Кубани и Лабы создается целая сеть военных укреплений, очевидно предназначенная для обороны от степных кочевников. Здесь же протянулись и курганы "Золотого кладбища", названного так по обилию найденных в них золотых украшений.

  1. Меотские племена

      Впервые меоты и синды —одно из меотских племен — упоминаются древнегреческими авторами в VI —V веках до нашей эры (Гипатей Милетской, Геродот и другие). Более подробно о них сообщает в своем труде древнегреческий географ и историк Страбон живший на рубеже новой эры. Описывая Восточное побережье меотиды (Азовское море), Страбон отмечает множество пунктов ловли рыбы.

      По  словам Страбона, на всем этом побережье живут меоты, занимающиеся земледелием, но воинственностью не уступают другим племенам. Меоты разделяются на довольно многие племена, из которых ближайшие к Танаису (Дон) отличаются большей дикостью, а прилегающие к Боспору - более мягкими нравами. Названия меотских племен сохранились на каменных плитах с Боспорского царства IV—III вв. до н. э. Это синды, тереты, дандарии, досхи, псессы, фатеи, тирамбы, аспургане, агры, ареххи, цынги. Все эти и другие племена были в зависимости от правителей Боспора.

      В основном меотские племена — это  коренное население Северо-Западного  Кавказа, принадлежавшее к кавказской языковой семье. По данным ученых и  их исследований, меотов относят к  одним из отдаленных предков адыгов, что подтверждают имена сохранившихся на Боспорских каменных стенах (например, Баго, Дзадзу, Бленс и другие), которые бытуют у современных адыгов.

     Плаванием меоты объединен ряд племен (таких  как дандарии, досхи, синды, тарпеты  и др.), живших главным образом  на восточном побережье Азовского моря, которое древние греки наливали Меотидой. Близки к меотам были и синды, занимавшие Таманский полуостров. Меоты принадлежали к кавказской группе племен, и большинство исследователей считают их предками современных адыгов.  

  1. Меоты и кочевники

      Основную массу меотского населения составляли земледельцы, жившие оседло в небольших поселках. Они сеяли пшеницу, просо, ячмень. Зерно хранили в специальных ямах. Муку изготовляли с помощью ручных приспособлений, основу которых составляли каменные жернова. Часть меотских племен вела кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Так, в кургане возле аула Уляп рядом с останками вождя было обнаружено 500 погребальных лошадей. Жившие у Азовского моря и по берегам рек меоты занимались рыболовством. Ловили такую ценную рыбу, как осетр, судак, севрюга, сазан, сом. Для этого использовали сети, бронзовые и медные крючки. Подсобным занятием была охота на косуль, оленей, кабанов, зайцев.

        У оседлых племен было развито ремесленное  производство, особенно керамическое. На месте меотских поселений обнаружено много гончарных печей. Поражает обилие предметов, которые древние мастера изготовляли из глины. Это всевозможные кувшины, миски, бокалы, вазы, кружки, культовые статуэтки и др. Славились и меотские кузнецы. Из бронзы они делали воинские доспехи, зеркала, украшения, из железа - орудия труда и оружие. Были ещё плотники и столяры, кожевники и портные, косторезы и ювелиры. Женщины изготовляли полотно, о чем свидетельствуют найденные ткацкие станки.

        Большое значение для меотов имела торговля с соседними  племенами.  С образованием Боспорского государства в Северном Причерноморье в V в. до н. э. налаживаются активные торговые связи с его городами-колониями. Мало того, в районе нынешней станицы Елизаветинской возникает крупная боспорская фактория, которая более двух столетий была основным торговым пунктом, откуда боспорские товары шли к меотам. Боспорские купцы привозили разноцветные ткани, золотые и серебряные украшения, шлемы и панцири. Взамен они брали вяленую рыбу и хлеб, меха и кожи, рабов из военнопленных и красивых рабынь.

        Большинство меотов были свободными общинниками, подчинявшимися родо-племенной организации, но жившими  семьями. Развитие земледелия и скотоводства, торговли и ремесел приводило  к имущественному расслоению меотов. Выделялась зажиточная военная верхушка, которая объединялась вокруг наиболее авторитетного ее представителя - вождя. Вождь имел военную дружину, но при необходимости все мужчины-общинники становились воинами. Военнопленных не только продавали, но и использовали в качестве рабов в меотских семьях. Это была мягкая форма домашнего рабства. Раб нередко был на положении младшего члена семьи. Общественный строй у меотов представлял собой военную демократию, т. е. систему общественных отношений, переходную от родового строя к классово-государственному.

        Своего  государства меоты создать не успели. На рубеже П-Ш вв. н. э. под  натиском кочевников они вынуждены  были переселиться в Закубанье, где  смешались с другими племенами. Это, видимо, и создало предпосылки  для формирования новой этнической общности - адыгов.

        В период перехода от бронзовых орудий к железным в степях Причерноморья  появляются ираноязычные кочевники - киммерийцы. Однако здесь они пробыли недолго  и в IX-VIII вв. до н. э. были вытеснены  более многочисленными и сильными племенами скифов. Первые сведения о скифах известны от "отца истории" Геродота - древнегреческого ученого и путешественника V в. до н. э. Он привел две версии их появления в Северном Причерноморье. Первая состоит в том, что скифы жили здесь с незапамятных времен, т. е. были местными племенами. Вторая - что они вишли из Азии. Сегодня вторая версия считается предпочтительнее.

        Скифы представляли собой многочисленную группу племен, обитавших на громадной  территории от Кубани и Дона до Дуная. Они оставили существенный след на кубанской земле и оказали большое влияние на культуру местных племен. Основным плацдармом для их набегов на страны Закавказья и Азии в VII-VI вв. до н. э. было Закубанье.  Прекрасные конники и воины, на левобережье Кубани они имели богатые пастбища для выращивания и подготовки лошадей к далеким и трудным походам. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие -скотоводством и поэтому кочевали вместе со своими стадами. Эти скифы-кочевники назывались царскими скифами, т. к. во главе их стояли наследственные вожди, которых греки именовали царями. На Кубани сохранилось немало скифских курганов, причем некоторые - в виде своеобразных курганных кладбищ (могильников). Так, возле станицы Келермесской (в 25 км от Майкопа) находятся 44 скифских кургана.

        Скифская  культура оказывала сильное влияние  на меотов. В меотских грунтовых  могильниках находят мечи, стрелы и другие предметы скифского типа. Для скифов было характерно изображение  зверей на сосудах, украшениях, оружии, и этот "звериный стиль" распространялся и в меотской среде. Не случайно древнегреческий географ Страбон, живший на рубеже нашей эры, даже относил скифов к меотам.

              В IV в. до н. э. в степях Прикубанья появляются новые ираноязычные кочевники - сарматы. Прикубанские сарматы больше известны  под именем сираков. Сиракский союз племен был настолько силен, что претенденты на боспорский престол нередко обращались к нему за помощью. Сираки уничтожили меотскую знать, первой выступившую со своими дружинами против кочевников, а на рядовых меотов наложили дань. В середине III в. до н. э. в борьбе С греческими городами Таманского полуострова складывается сирако-меотский военно-политический союз.  Он пополняется и усиливается за счет непрерывного потока кочевников-сарматов, прибывающих, в частности, с берегов Волги. Могущественный противник великого Рима боспорский царь Мит-ВИдат VI Евпатор предпочитал быть в дружбе с кубанскими племенами, используя сарматов и меотов в военных действиях против прославленных римских легионов.  

stud24.ru

МЕОТЫ — История России до 1917 года

Народы, Российский исторический словник Большая Российская энциклопедия", Большая советская энциклопедия, Википедия, Советская историческая энциклопедия, Энциклопедия "История отечества" (1997), Энциклопедия "Святая Русь"

МЕОТЫ — древние племена (синды, дандарии, досхи и др.) на восточном и юго-восточном побережье Азовского м. (Меотиды) в 1-м тыс. до н.э. В 4-3 вв. до н.э. часть М. вошла в состав Боспорского царства.

Этническая принадлежность

Вопрос об этноязыковой принадлежности меотов спорен.

По одной версии, меоты являются реликтами древнего индоевропейского населения Приазовья, восходящего ещё ко временам Ямной культуры.

Военный исторический костюм Скифы, греки и меоты.

Военный исторический костюмСкифы, греки и меоты.

Ещё в XIX веке Эдуард Эйхенвальд провозгласил, что родственные меотам синды — это колония индусов на берегу Чёрного моря. Действительно, Полиен пишет, что «меотиянка Тиргатао (Ира) вышла замуж за грека Гекатея, ставшего царём синдов, которые живут немного выше Боспора». Тиргатао — единственное зафиксированное источниками меотское имя и оно надежно сближается с индо-иранским женским именем Тиргутавия, зафиксированном на территории Митанни, в хурритском Алалахе.

В Большой советской энциклопедии, напротив, указывается, что «часть меотов по языку была родственна адыгам, часть ираноязычна». По мнению некоторых современных археологов — название древних племен на окраине Боспорского царства (современный Краснодарский край) являлось синонимом «болотных жителей», то есть живших рядом с Меотидским озером (болотом). Аналогично с дреговичами — болотными жителями (люди живущие на болоте, плавнях).

Религия и верования

Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом.

Состав меотского пантеона отличается большой сложностью и с трудом поддается всеобъемлющей классификации. Меотские боги могли олицетворять собою как природные и стихийные явления — боги неба, земли, солнца, огня, ветра, так и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. д. Существовали также боги-покровители представителей каждого ремесла.

Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган.

Культура и ремесла

Культура меотов складывается на заре железного века и продолжает развиваться на протяжении более, чем 10-ти веков, претерпевая значительные изменения и испытывая воздействие культур соседних народов и государств. В настоящее время выявлено одно поселение IX — VIII вв. до н. э. у села Красногвардейского (респ. Адыгея). Захоронения в протомеотских могильниках представляли собой неглубокие грунтовые ямы. Умерших хоронили на боку или вытянуто на спине. Рядом с покойником в могиле помещался погребальный инвентарь.

Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей.

Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников.

 

Похожие материалы

russiahistory.ru


Смотрите также