Древняя исландия. ИСЛАНДИЯ — МЕЖДУ АМЕРИКОЙ И ЕВРОПОЙ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История заселения Исландии. Древняя исландия


Исландия. Начало заселения

В сочинении Ари Торгильссона чётко указывается на время начала заселения Исландии — 870 год, когда Ингольв Арнарсон, традиционно считающийся родоначальником исландского народа, «поселился на юге в Заливе Дымов / byggði suðr í Rejkjarvík» (Íslb., 1). Данный источник сообщает, что этот северянин (maðr nórrœnn) первым прибыл из Норвегии в Исландию. Landnámabók содержит сведения о более ранних плаваниях к этом пустынному острову посреди Атлантики, совершаемые, в основном, разными викингами. О времени открытия и заселения страны здесь говорится так:

Когда Исландию открыли и стали заселять норвежцы (северные люди), папа Адриан, а за ним папа Иоанн Пятый занимали апостольский престол в Риме. Людовик сын Людовика был императором Германии, а Лео и его сын Александр правили в Византии. Харальд Прекрасноволосый был конунгом Норвегии, Эйрик Эймундссон и его сын правили Швецией, а Горм Старый Данией. Альфред Великий и его сын Эдуард правили в Англии, конунг Кьярваль в Дублине, а ярл Сигурд Могучий на Оркнейских островах (Landb., 2).

Первым, кто добрался до Исландии, в «Книге о взятии земли» называется Наддад Викинг. Согласно тексту этого памятника, его занесло туда случайно, так как он хотел попасть из Норвегии на Фарерские острова, но его корабль отнесло к западу в море и он наткнулся на большую землю (land mikit). Интересно отметить, что экспедиция Наддада не была единственной подобного рода — в источнике подразумеваются, что были и другие, когда путешественники сбивались с пути. От Наддада, как утверждается в Ланднаме, остров и получил своё первое имя — Снежная страна (Snæland) (Landb., 3).

Далее в «Книге о взятии земли» идёт речь о Гардаре Сваварсоне, шведе родом, достигнувшем Исландии с помощью провидческого дара своей матери. «Hann kom at landi fyrir austan Horn it eystra. Þat var þá höfn. Garðar sigldi umhversis landit ok vissi, at þat var eyland. Hann var um vetr einn norðr í Húsavík á Skjálfanda ok gerði þar hus / Он достиг страны с востока у Хорна Восточного. Там тогда была гавань, куда могли заходить корабли. Гардар прошёл на своём корабле вокруг страны и удостоверился, что это был остров. Он провёл одну зиму на севере в Хусавике (Домовом Заливе) на Скьялдфанде и построил там себе дом», — говорится в тексте. Гардар не остался на острове и весной отбыл назад в Норвегию, где и рассказывал всем о своём путешествии. Интересным в связи с Гардаром мне представляется упоминание о Наттфари, человеке, который уплыл на лодке от корабля и поселился в месте, которое называется Залив Наттфари (Náttfaravík). Впоследствии о нём ничего не будет сказано (Landb., 4).

Флоки Вильгердарссон — третий скандинав, о котором говорится в Landnámabók, и последний из предшествующих Ингольву. Он характеризуется как великий викинг (víkingr mikill). Отправившись из Смьёрсунда, зайдя в Хьяльтланд, он достигает Исландии. Поселившись там в Широком фьорде, он проводит на острове зиму, но из-за холодной весны и смерти всего скота Рапна-Флоки (Ворон-Флоки) вынужден покинуть страну. Но он даёт ей название, которое уже закрепится за ней навсегда: «Vár var heldr kalt. Þá gekk Flóki upp á fjall eitt hátt ok sá norðr yfir fjöllin fjörd fullan af hafísum. Því kölluðu þeir landit Ísland, sem þat hefir síðan heitit / Всю весну было холодно. Флоки взобрался на одну высокую гору и увидел, что весь фьорд на севере полон айсбергов. Поэтому назвали они страну Исландией — Ледовой землёй, как она с тех пор всегда и называлась», — сообщает Landnámabók (Landb., 5). После Флоки повествование переходит уже к Ингольву.

Я не случайно дал здесь краткий обзор того, что написано в «Книге о взятии земли» о ранних плаваниях в Исландию. Даже если все эти истории не более, чем легенды, возникшие столетия спустя, определённая тенденция, на мой взгляд, в них всё же отражается или, по крайней мере, иллюстрируется. Первые социальные группы, достигавшие Исландии, — были команды викингов с организацией, которая впоследствии, по всей вероятности, будет окончательно оформлена в форме сотоварищей-félag, широко засвидетельствованных позднее в рунических камнях десятого века эпохи викингов. Корабли викингов бороздили тогда почти все моря омывающие европейский континент, и поэтому предположение, подтверждённое кстати в Landnámabók, что какие-то из них могли случайно быть отнесены в Исландию выглядит весьма правдоподобным. Тем более, что в данный период (вторая половина 9 века) наибольшей интенсивности действия викингов достигают в районе Северного моря и Атлантического океана, проходит окончательное завоевание северной части Англии и Ирландии.

Кстати время, на которое указывают Íslendingabók и Landnámabók, воспринимается не всеми исследователями так однозначно. Йоун Йоуханессон, например, указывает на позицию, смысл которой заключается а том, что ни Ари Торгильссон, ни другие исландские авторы не могли установить точной хронологии Харальда Прекрасноволосого. В рамках относительной хронологии период открытия и начала заселения устанавливался в связи с годами правления этого конунга, что, видимо, прочно вошло в исландскую традицию, а так как рождение Харальда, по мнению некоторых специалистов, произошло на 16 лет позже указываемого в источниках срока, то и экспедиции первооткрывателей стоит перенести в более поздний период.

Из экзотических теорий по этому поводу можно привести точку зрения Маргрет Херманнс Аудардохтир, которая относит начало колонизации аж к седьмому веку нашей эры, причём отводит роль освоения острова кельтам.

Мне кажется, что с той или иной степенью уверенности можно выделить последнюю треть восьмого столетия, как время открытия (подразумевается, что Исландия становится довольно известной) и начала заселения страны, не делая акцентов на какие-то более точные даты. Хотя возможно какие-то более ранние плавания скандинавов в Исландию и могли иметь место, они не представляют здесь какого-либо особого значение, в отличие от тех, которые дали посылку для массовой миграции туда в указываемый период.

Викингам, как представителям определённой социальной категории, безусловно, принадлежит заслуга открытия Исландии, но не более, так как первопоселенцы прибывали сюда уже в совершенно другом качестве. Форма организации викингских дружин, успешно работавшая в землях, где приходилось иметь дело с туземным населением и его имуществом, не имела никакого практического смысла на пустынных просторах Исландии. На континенте и на Британских островах викинги будут активно взаимодействовать с локальными общественными и политическими институтами, подчас занимать место местных элит, а в самой Скандинавии на известной стадии развития оказывать огромное влияние на становление будущих государств. В Исландии такого влияния не будет, и не случайно почти не известно походов, организованных только исландцами и из Исландии — как говорят источники, последние принимают участие, в основном, в экспедициях организованных жителями Скандинавского полуострова, Дании и других регионов, а сами предпочитают отправляться в исключительно торговые поездки.

В связи проблемой поселенцев встаёт вопрос о том, из каких областей Северной Европы, прибыло большинство из них. Несмотря на огромное культурное единство, имевшее место быть у всех северогерманских племён на протяжении эпохи викингов (скандинавской цивилизации у Тойнби), региональная специфика не должна быть забыта, так как она тоже несомненно представляет огромную важность, ведь административное деление в различных районах Скандинавии имело свои особенности. Второй пункт здесь — это проблема кельтского влияния и участия в колонизации, служившая зачастую полем для многих безосновательных теорий и спекулятивных заявлений.

Говоря об этническом происхождении колонистов, делать вывод о сколько-нибудь заметном кельтском элементе не приходится. Многие учёные, базируясь на данных ономастики, свидетельствах различных источников и данных антропологии делали выводы о том, что участие кельтов — ирландцев и других — в формировании исландского народа довольно сильно, и превышает значительно их роль в истории других регионах Северной Европы. На подобных позициях стоял Йоун Йоуханнессон, приводя ряд имён ирландского происхождения: Avangr, Behen, Bjöllah, Njall, — а также прозвищ: bjólan, feilan и др. — и делая краткий экскурс в антропологию. Также здесь стоит опять отметить исследования Маргрет Херманнс-Аудардохтир и точку зрения Г. (Гуннара?) Сигурдссона.

На мой взгляд, кельтский элемент, который всё же имел место быть, стоит рассматривать в контексте общескандинавских контактов с кельтским миром, и выделять какую-то особую роль Исландии здесь не стоит. Безусловно, что люди с той или иной степенью кельтской крови принимали участие в освоении острова, как они появлялись и в других местах Северной Европы в виде потомков норманнских жителей колоний Британских островов и рабов, вывозимых оттуда. Особого же влияния на культуру, политическое и социальное устройство они не оказали, и все эти институты являются продуктом северогерманского общества. Прекрасным доказательством тому служит сам исландский язык, сформировавшийся на основе древненорвежских диалектов, бывших родными для большинства поселенцев, и не испытавший достаточно сильного влияния кельтских языков, чтобы говорить о каком-то значительном кельтском влиянии на развитие исландского общества.

И «Книга об исландцах», и «Книга о взятии земли» содержат фрагменты о существовании неких pappar в Исландии до прибытия туда норманнов. В обоих источниках говорится, что они были христианами и ирландцами (Íslb., 1; Landb., 1). Вероятней всего они были монахами-отшельниками, хотя существуют мнения, что это были общины кельтских переселенцев. Кое-кто полагал, что именно информация, полученная от pappar навела норманнов на Исландию. Тем не менее, вполне обоснованным будет считать, что эти люди не оказали никакого влияния на историю Исландию, так как их число было очень мало, и при появлении викингов они исчезли или были просто перебиты.

Гораздо более важной здесь предстаёт проблема того, представители каких именно регионов Скандинавии являлись доминирующими в составе первопоселенцев. Ведь Северная Европа в то время представляла сложный конгломерат различных племён, начинающих объединятся вокруг определённых центров, дающих импульс для появления будущих национальных государств. Landnámabók, видимо следуя определённой традиции, ясно указывает на то, что большинство поселенцев прибыло из юго-западной части разрозненных земель, позже объединённых под названием Норвегия. Стоит отметить, что данные территории находились довольно близко к развитой сети торговых путей, и уровень их экономического развития был несколько выше чем в остальных частях Норвегии.

Среди учёных наиболее распространённым является мнение, что основная часть исландских первопоселенцев происходила именно из этого региона. Специалисты с той или степенью вариаций помещают их родину в Норвегии и частично на Британских островах, делая оговорку, что в принципе могли встречаться и представители восточной части Скандинавии.

В. Гудмундссон, в точности следует указаниям Landnámabók и помещает родину колонистов в Норвегии. Продолжая в подобной традиции, Олавур Ларуссон относит подавляющее их число к выходцам с Юго-Запада и из района Вика. Барди Гудмундссон, хоть и относит место отбытия большинства переселенцев к юго-западной Норвегии, утверждает, что они принадлежали к датскому правящему классу, иммигрировавшему туда веком ранее, и один из аргументов, приводимых им в доказательство этому, что институт goði, широко распространённый в Исландии, зафиксирован именно в Дании, а не в Норвегии. В то же время он признаёт, что были также представители Трёндалага, Швеции, Британских островов и Ирландии. Сигурдур Нордаль, также немного отходя от общепринятых канонов, полагал, что происхождение поселенцев было более рассеянным с самого начала. Кто-то прибыл из Норвегии, напрямую или через Британские острова, кто-то из Дании и Швеции, котором уделяется особое внимание, кто-то был ирландского происхождения. Йоун Йоуханессон, не считая его позиции по поводу кельтского влияния, в общем придерживался традиционной точки зрения, отдавая лидерство в процессе заселения норвежцам. Интересными выглядят его соображения по поводу параграфа о Гардаре Сваварссоне: «Имена Garðar, Svávar и Nattfari восточно-скандинавского происхождения, зафиксированные преимущественно в Швеции. Представляется маловероятным, что норвежцы применили бы имя hólmr (остров) к земле такой величины, как Исландия. С другой стороны такое применение найдено в восточной части Скандинавии, например о. Борнхольм».

Несколько отходя от классических представлений, археолог Бьярни Ф. Эйнарссон настаивает на том, что ключевую роль играли колонисты происходившие из Северной Норвегии. Как определённый индикатор этого он приводит экологическое наследие. «Под экологическим наследием, — пишет он. — Я понимаю, что люди, живущие, как и их предки, в данной окружающей среде аккумулировали знание, в большой степени специфичное для той среды, знание, сохранённое через поколения. Это знание, как информация о природных условиях базируется не на реально существующей (правдивой) среде, а на воспринятой (испытанной)». Он отмечает, что климат, характерный для северной четверти Исландии (зона 68а, средний север Исландии) довольно схож с климатом Северной Норвегии (Трондхейм, зона 44), и поэтому, продвигаясь в новую климатическую среду, такую как Исландия, они могли снизить значительно цену адаптации, выбрав места, где природные условия максимально соответствовали бы оставленным на родине. Отсюда Бьярни выводит предположение, что люди, колонизирующие зону 68 в Исландии, могли происходить из Северной Норвегии. В то же время он не отрицает и присутствия поселенцев из других различных частей Скандинавии.

В свете всего сказанного выше, мне бы хотелось всё-таки высказать мнение, что традиционная точка зрения о юго-западном регионе Норвегии, как месте, откуда прибыло большинство первопоселенцев, несмотря на все аргументы против, выглядит весьма достоверно. На протяжении существования Исландского Сообщества, эта часть Норвегии во многом воспринималась скорее как продолжение обитаемого пространства исландцев, нежели, чем чужой территорией, а конунги из рода Фолькунгов-Инглингов всегда были чем-то вроде единственных легитимных правителей, несмотря на то, что многие исландские авторы, Снорри Стурлусон в частности, придерживались позиций строгой независимости от них. Даже в наше время, как показывают данные социологических опросов, исландцы выделяют норвежцев как иностранную нацию, меньше всего похожую на исландцев, что может свидетельствовать, по мнению Ричарда Томассона, о том, что многие исландцы не рассматривают норвежцев, как иностранцев вообще. Тем не менее, естественно, нельзя полностью отрицать присутствия представителей и, в первую очередь, из северных провинций Норвегии, и из других мест, где существовало скандинавское население.

Многими учёными отмечалось явное несоответствие похоронных обрядов юго-западной Норвегии, где широкое распространение получила кремация, и Исландии, где кремация была почти неизвестна и использовалось трупоположение (более 300 захоронений до 1000 года). Йоун Йоуханессон объясняет это христианским влиянием колонистов с Британских островов, хотя отмечает, что такое могло случиться и просто из-за переезда на новые земли. Возможно, здесь играет роль социальный статус поселенцев, о котором речь пойдёт далее.

Среди социальных групп, упоминаемых в Landnámabók, можно выделить: 1) выходцев из правящего слоя: потомки и многочисленные родственники херсиров, ярлов и даже конунгов; 2) бондов; 3) окружение и тех, и других. Нельзя забывать, что в «Книге о взятии земли» уделено внимание далеко не всем поселенцам, а только самым именитым из них, к которым по традиции возводили свой род лица, причастные к её созданию. В Íslendingabók говорится о четырёх именитых поселенцах, из которых двое характеризуются, как nórrœnn и maðr nórrœnn, то есть можно сделать вывод, что они являются фермерами, а двое других причисляются к аристократии. Hrollaugr сын ярла Рёгнвальда из Мёри и, весьма занимательно, женщина Ауд — дочь Кетиля Плосконосого, херсира из Норвегии (Íslb., 2).

Говоря о представителях аристократии среди колонистов, стоит отметить возможную тенденциозность источников по этому поводу, которая будет заключаться в двух вещах. Во-первых, это конечно то, что представители тех или иных влиятельных исландских фамилий, причастные к созданию имеющихся у нас сейчас источников наверняка пытались, может даже и неосознанно без всякого злого умысла, подчеркнуть знатность происхождения, как людей, к которым они возводили свой род, так и вообще народа Исландии. Ари Торгильссон вообще приводит родословную, согласно которой он является потомком Ингви-Фрейра и конунгов Упсалы (Íslb., 12). Ещё одним популярным предком для многих исландцев считался легендарный Рагнар Кожаные Штаны, о чём можно прочитать во многих параграфах Lanámabók.

Второй аспект будет заключаться в том, какой смысл вкладывали люди XII–XIII веков в термины, обозначающие положение человека в социальной иерархии. Язык сохранял слова: конунг, ярл, херсир, — но смысл, вкладываемый в них, подвергался естественной трансформации, ведь наивно полагать, например, что власть конунгов Норвегии (как их именуют древние памятники) IX-X веков была такая же, как у норвежских конунгов XII-XIII веков, когда составлялась подавляющая масса ценных для подобного исследования источников. В восприятии же исландцев того времени, не имевших развитого представления о прогрессе, древние конунги, ярлы, херсиры и т.д. могли наделяться полномочиями, присущими их коллегам в более позднее время. В IX – начале X века в Норвегии не было ещё столь яркого статусного различия между простыми бондами и представителями более высших слоёв — они только нарождались. Исландец же XII века без особых замешательств со своей стороны такие различия древности может приписать, и это не будет «неправдой» в его понимании, так как данная реальность всё же имеет место быть в современной ему Норвегии, и почему же не быть так тому и тремя веками раньше.

Известно, что для исландского общества на протяжении всей его истории был характерен эгалитаризм. Об этом очень обстоятельно пишут Томассон и Байок в своих работах. В доказательство этому приводится договор между конунгом Олавом Святым и исландцами, где у норвежцев уже существуют градации по выплате виры за различные категории свободных людей, а у исландцев нет.

Поэтому доверять информации о наличии большого количества тех, кого можно причислить к аристократии, следует с очень большой осторожностью. Несомненно, что в Landnámabók преувеличено число выходцев из неё, о чём, например, писал ещё Йоун Йоуханессон. Смысл же, который могли вкладывать её создатели в социальное положение этих персонажей, которые совсем не обязательно могут быть фикцией и полной легендой, как полагают некоторые, несколько отличался от того, что существовал в IX веке.

К тому же большинство представителей высших слоёв, племенных верхушек, представляли из себя в первую очередь военных вождей, а в Исландии воевать было не с кем, и поэтому их роль в освоении острова никак не зависела от их положения.

Проблема социального состава первопоселенцев тесно соприкасается с вопросах о причинах миграции. Выражается эта связь будет в том, какие конкретные причины заставляли те или иные группы отправляться в путешествие в поисках нового дома. К тому же, выявив те или иные причины, можно с гораздо большей уверенностью говорить и о самом социальном составе.

Традиционно древняя исландская историография называет основной причиной миграции агрессию конунга Харальда Прекрасноволосого. В Landnámabók и в сагах можно найти огромное количество упоминаний о людях, вынужденных покинуть свою родину из-за экспансивной политики этого короля. Так, например, херсир Вечерний Волк (Kveldulfr) и его сын Лысый Грим (Skallagrímr) — дед и отец знаменитого скальда Эгиля — переселяются в Исландию именно из-за распри с Харальдом (Эг.; Landnb. 29–30). Сразу стоит отметить, что такая позиция поддерживает аристократическое происхождение колонистов — лидеров локальных фюльков, проигравших в борьбе с конунгом и оставивших свою землю.

В. (Вильямур?) Гудмундссон и Барди Гудмундссон причисляли мигрантов именно к высшему правящему слою, хотя их позиции и расходились в вопросе об их этнической принадлежности (см. выше). В. (Вилямур?) писал: «Поселенцы принадлежали к группе норвежских вождей, причём являлись наиболее непреклонной, упрямой частью аристократии… Вряд ли существовало ещё общество, в отношении к своему размеру с таким большим количеством великих родов, с таким большим количеством людей благородного происхождения и хорошей крови, как Исландия первых столетий после колонизации».

Йоун Йоуханессон указывает на частые преувеличения социального статуса поселенцев в Landnámabók. И здесь сразу же возникают идеи о более сложном комплексе причин, нежели простое давление Харальда.

Прежде всего, продолжая политическую линию, нельзя не отметить, что агрессивная политика в Норвегии конца IX века проводилась не только Харальдом Прекрасноволосым, конунгом Вестфольда, но и ярлами севера, правителями Трёндалага. Недаром в Landnámabók встречаем героев, которые иммигрируют именно из-за давления властителей севера. Такая ситуация наносит удар по позиции, что только деятельность Харальда могла являться причиной переселения. В более широком смысле нужно сказать, что Юго-Западная Норвегия и Трёндалаг представляли из себя два центра, консолидирующие вокруг себя разрозненные фюльки, и, что между ними уже намечались контуры соперничества во время, когда началось освоение Исландии. В таком случае лидеры многих племён могли оказаться между двух огней, двух крупных, набирающих силу образований в крайне трудном положении, и какая-то часть из них вместе со своим окружением могла покинуть нажитые места. Но массовая эмиграция данного слоя представляется маловероятной.

Исследователями много раз отмечалось, что только политическими событиями объяснять переселение в Исландию, как это делали сами древние исландцы, было бы неправильно. Прежде всего в Landnámabók можно найти свидетельства о том, что среди прибывающих были и друзья конунга, и следовательно они не могли уехать из Норвегии из-за его неограниченных амбиций. В этом уже прослеживается некоторое противоречие. Потом имеет ещё определённое значение и беспрестанное желание норвежских конунгов в XII и особенно XIII веке подчинить себе Исландию и крайне негативное отношение к этому желанию многих видных исландцев, которые в большинстве своём и оставили нам письменные памятники. В пример хотя бы можно привести того же Снорри Стурлусона. Понятно поэтому, что образ конунга-агрессора приобретает первостепенное значение, отметая все другие сюжеты в сознании тех людей.

Йоун Йоуханессон указывал, что в первую очередь сыграли свою роль причины экономические. Здесь, на мой взгляд, стоит их поместить в контексте тех причин, что вызывали обширную экспансию скандинавов на протяжении всей эпохи викингов. Хозяйственный кризис, постигавший скандинавов на континенте, заставлял их искать новые земли для проживания, и они находят их: происходит довольно крупная оккупация обширных территорий в Англии и Ирландии, где остаются навсегда крупные сообщества норманнов, сохраняя свои устои и традиции ещё на целые столетия. Исландия и Фарерские острова были возможно привлекательны прежде всего тем, что они были пустынны, и не нужно было прилагать никаких военных усилий — приходи и владей безо всяких проблем. С другой стороны климат и природные условия там были потяжелее, чем на юге, хотя весьма подходящие для разведения скота — традиционного занятия северных германцев. В общем, вариант Исландии был оптимален для определённых социальных групп на континенте.

Данной социальной группой, я берусь утверждать, будут те, кого принято называть бондами. В «Песни о Риге» (приводить такой пример возможно будет слишком смело и рискованно здесь, но я всё же пойду на этот риск) — это Карл со своими потомками (Rígsþ., 21). Именно такие фермеры в большинстве своём и наличествовали в среде первопоселенцев.

В пользу этого будет свидетельствовать само развитие исландского общества, в котором не существовало место для военного вождя. Безусловно на это есть свои особенности и географического положения Исландии, где отсутствовала какая-либо внешняя угроза, а потому не могло сложиться предпосылок для эволюции данного института, и особенностей колонизации. Но с другой стороны дополнительным основанием к этому может послужить тот факт, что их просто-напросто было очень мало среди иммигрантов. Ведь в свою очередь сложно представить, что какой-нибудь херсир или даже ярл будет рад потере привилегий и значимости, которые приносит ему его звание. Поселение в Исландии им будет просто невыгодно — гораздо лучше, ощутив давление со стороны Харальда Прекрасноволосого, набрать команду головорезов-викингов и отправиться искать удачу, славу, богатство и земли куда-нибудь в Ирландию, например. Прекрасный вариант и для сыновей, и для их многочисленных родственников.

Другое дело бонды. Для них Исландия, где всё лежит прямо под рукой, была очень заманчива. Выходцы могли спокойно оставлять свои одали, где их экономические и в какой-то мере политические перспективы были весьма сомнительны, снаряжать суда и отбывать к новым землям. Стоит отметить, что бонд сам по себе тоже имел немаленький социальный статус, что видно будет впоследствии из исландских законов. В Норвегии бонд был главой большого патрилинейного рода, представлявшего собой довольно крупное сообщество, в которое входили собственно члены этого рода, а также разные другие домочадцы и рабы. Соответственно, переезжая, фермер брал с собой хотя бы часть этого сообщества, если не всех, а потому, прибывая на новые земли, обретал весьма высокое положение.

Экономическая целесообразность переезда в Исландию находит своё отражение в Landnámabók. Прекрасной иллюстрацией её могут служить действия того же Ингольва Арнарсона, который вместе со своим названным братом Хьёрлейвом исследует остров на предмет хорошей земли, но в отличие от последнего не отправляется в викингский поход, а употребляет всё своё богатство на переселение в Исландию, на юге которой, по его мнению, находится действительно добрые земли (Landb., 6). Позже и Хьёрлейв вовлекается в это предприятие.

Бонд должен обладать приличными средствами, чтобы снарядить корабль, и возможно часто приходилось делать всё в складчину, когда каждой обладал частью корабля. Впрочем, такой возможности при переселении в источниках пока не замечено, хотя в сагах можно встретить немало свидетельств, когда речь заходит о торговых поездках.

Отсутствие в Исландии богатых погребений эпохи викингов, характерных для высшей военной аристократии также может также свидетельствовать о том, что в среде колонистов преобладали выходцы именно из среды бондов.

Безусловно, каждая экспедиция имела предводителя или нескольких, которыми подчас становились те самые бонды-главы патрилинейных родовых организаций. Вокруг них группировались в первую очередь ближайшие родственники, друзья, слуги-работники, значительную часть которых, по-видимому, составляли рабы. Упоминания о последних без труда можно обнаружить в тексте Ladnámabók. Поэтому, оседая в Исландии, бонд становился центральной фигурой в микро-сообществе, которое формировалось из этого самого окружения. И пока плотность населения была мала, статус бонда был очень высок, по всей вероятности выше, чем он имел у себя на родине.

Итак, подводя итоги, на мой взгляд, можно с определённой долей уверенности утверждать, что Исландия начала активно заселяться в конце девятого века, что преобладали среди колонистов выходцы из областей Юго-Западной Норвегии, и по социальному положению в большинстве своём являлись бондами и окружением этих бондов. Такая этническая и социальная палитра безусловно во многом определила дальнейшее развитие островного общества. Исландия была обществом бондов.

Что могло представлять наибольшую ценность для скандинавов в Исландии? Отсутствие местного населения исключает из этого списка добычу, а полезные ресурсы на этом острове в приполярной зоне весьма ограничены. Остаётся немного вариантов, среди которых прежде всего нужно назвать землю. Именно земельные угодья, пригодные в первую очередь для скотоводства, были для бонда основным мерилом богатства, и закрепить за собой как можно больше лучшей земли — одна из основных его задач на протяжении не только Века Заселения, но и всей ранней исландской истории.

Для первопоселенца, только что прибывшего на остров, встаёт необходимость устроить себе жилище в месте, которое максимально бы обеспечило его насущные потребности, найти и занять землю, приносящую в результате как можно больше продукции. Желательно, чтобы имелся доступ к воде, к морю или хотя бы к реке, для занятия рыболовством. Климат, который был в общем мягче во времена викингов, чем сейчас, благоприятствовал более для проживания и ведения хозяйства. Тем не менее в определённых районах острова он всё же был весьма суров для нормального существования, и поэтому при заселении важно было обосноваться в тех районах, где природные условия позволяли это сделать. В конце концов имеет огромное значение доступность к месту поселения, его отдалённость от побережья, расположено ли оно в высокогорных местах или в долине.

Понятно, что в то время, как одни территории по всем данным параметрам подходили для обитания, другие были для этого совсем непригодны. Поэтому при рассмотрении процесса заселения огромное значение имеют географические и климатические условия, имевшиеся на острове. Именно особенности островного ландшафта вероятно и играли первостепенную роль в формировании первоначальных контуров административных границ в Исландии.

Мне представляется разумным выделять два условных этапа «взятия земли». Первый — это период, когда количество колонистов было ещё достаточно невелико, и на острове оставалось немало свободной хорошей земли, что позволяло практически любому брать себе её столько, сколько он пожелает. Второй этап начинается со времени, когда население Исландии достигает размеров, при которых пригодной, никем не занятой земли остаётся очень мало. Тогда приходится создавать уже более сложные механизмы урегулирования отношений между различными группами поселенцев: тех, кто прибыл раньше, и тех, кто достигает пределов острова позже, но тоже желает занять достойное место в новом обществе. Рассматривая образование общественного устройства на острове в Век Заселения, видно, что на первом этапе определяющее значение имеют географические факторы, а на втором уже традиционные устои северогерманских народов.

В Landnámabók почти всегда говорится о том, где тот или иной первопоселенец устраивал себе хутор. По всей видимости данные поселения существовали ещё и во время создания источника, так как случаи перенесения жилища обычно отдельно отмечаются. Возможно, порой то или иное место в сознании исландцев 12 века просто идентифицировалось с легендарным поселением эпохи викингов, хотя им не являлось. Поэтому, видимо, не будет лишним уделить внимание археологическому материалу: расположению археологических памятников- хуторов, древних захоронений и др. Они позволят очертить первоначальные ареалы, где концентрировались основные массы населения. На этих территориях создавались сообщества, которые скорее всего и определяли первоначально административное разграничение. Именно внутри этих сообществ и будут протекать процессы, которые подготовят становление политической системы древней Исландии.

На карте Исландии, где отмечены все основные захоронения эпохи викингов более или менее видно, как распределялось население на территории острова. Селились преимущественно неподалёку от побережья, часто по берегам фьордов, в долинах. Границами между земельными владениям (кстати, это будет реальностью не только в Век Заселения, что и отмечали многие специалисты) зачастую служили естественные преграды: река, возвышенность или овраг. Природными были и административные рубежи этих первых сообществ.

Доминирующие на первом этапе природные регуляторы процесса взятия земли без сомнения по мере роста количества колонистов дополнялись регуляторами социальными. Тем не менее даже самые первые поселенцы безо всякого сомнения действовали, исходя не только из сугубо практических интересов, но также и в рамках, которые им диктовали традиционные нормы, принесённые с собой.

Landnámabók содержит в себе замечательные примеры того, как скандинавы тщательно и с большим умением выбирали себе территорию для проживания. Например, отмечается, что Ингольву и Хьёрлейву южная часть страны показалась лучше, чем северная (Landb., 7). Большинство персонажей «Книги о взятии земли» берут себе исключительно лучшие участки, а, если климат чем-то их не удовлетворяет, как это случилось с Флоки, когда выдалась холодная зима (Landb., 6), то они предпочитают поискать себе другое место.

Landnámabók содержит также много примеров социально-правового и религиозного аспектов «взятия земли». Намёки на подобные вещи встречаются ещё, когда рассказ идёт о предшественниках Ингольва. Чисто хозяйственный интерес дополняется нормами, которые диктует общество, откуда колонист берёт свои корни, и верованиями, которые существуют в этом обществе.

Сакральная сторона колонизации обширно отражена в источниках. Так, например, Ингольв бросает в воду столбы с изображением богов, которые находились за его сидением в доме в Норвегии (Landb., 7). И хотя эти столбы найдены им не сразу, он переносит своё жилище туда, где их прибило к берегу, благо в этом месте, согласно источнику, земля оказывается очень хорошей. Квельдульв, отец Скаллагрима и дед Эгиля, почувствовал себя плохо во время путешествия в Исландию и приказал после смерти положить своё тело в гроб и бросить его в море. Когда спутники Квельдульва достигли Исландии, то они обнаружили, что гроб прибило к берегу, и похоронили останки своего предводителя. Скаллагрим же, который находился на другом корабля, прибыв на остров, находит людей отца и его могилу и замечает, что земли вокруг довольно хороши, чтобы там поселиться. «Весной Скаллагрим переправил корабль на юг в фьорд и дальше, вглубь той бухты, которая была ближе других к месту, где Квельдульв достиг Исландии. Скаллагрим поставил там двор и назвал его Борг…» (Egs., XXVII, XXVIII).

Из данных примеров видно, что колонистам было необходимо иметь некое сверхъестественное указание, знак судьбы или волю богов, чтобы взять какой-либо участок земли. Точнее будет сказать, что в сознании тех людей, которые создавали данные источники, это было необходимо, так как ко всему прочему такие истории создавали сакральный элемент для их хуторов, многие из которых подчас были заложены ещё в Век Заселения. Тем не менее даже с такой оговоркой я бы осмелился утверждать, что сакральный аспект имел значение и для людей IX–X веков.

Рассказы о столбах Ингольва или гробе Квельдульва имеют достаточно легендарный оттенок, и всё там складывается довольно удачно — где прибило фетиш, там и земля всегда оказывается неплохой. Несмотря на этот малореальный момент, стоит отметить, что для человека эпохи викингов такого рода ритуалы будут столь же практичными, как поиск климатически и географически благоприятных районов. Прежде всего подобный обряд мог символизировать определённую сакральную связь между жилищем на родине и местом, где переселенец устраивал свой новый хутор. Если помнить, что основной социальной группой в составе мигрантов были крупные бонды, а их дом и место, где он стоял, почти вс

Источники:

1. Тимофеев Михаил, Административное устройство древней Исландии (norse.net.ru)

См. также:

www.world-history.ru

История заселения Исландии

Исландия стала активно заселяться в конце 9 века, когда на пустынный остров, где жили немногочисленные ирландские монахи-отшельники, хлынуло большое количество переселенцев из Норвегии.

Одних привлекали ничейные земли, другие бежали от политики короля Харальда, направленной на объединение норвежского королевства под единой властью монарха. Несмотря на то, что норвежский викинг Наддодд и дал острову название «Страна льдов», местный климат позволял заниматься сельским хозяйством и разводить скот. В прибрежных водах водилось много рыбы, китов, тюленей, а на берегах гнездилось множество разных птиц. Значительная часть острова была покрыта лесами, которые обеспечивали переселенцев дровами для отопления их жилищ.

заселение исландии

Люди прибывали в Исландию целыми семьями, объединившись, они превращались на новых землях в самостоятельные и независимые общины. С собой переселенцы привозили предметы домашнего быта, семена растений и домашний скот. Дошедшие до нас саги, произведения литературы древних викингов, рассказывают нам об их жизни, быте и занятиях, главными из которых были земледелие, скотоводство и рыбная ловля. Каждая община управлялась вождями, а все спорные вопросы, как и в дружинах викингов, решались собранием старейшин.

К 930 году на острове новыми хозяевами были заняты все пригодные для жизни земли. Оставались пустынными только внутренние горные районы острова. Со временем столкновения между общинами стали неизбежны, и мудрые старейшины решили, что решать проблемы лучше мирным путем, а не доводить взаимоотношения между общинами до открытых столкновений и вражды.

В 930 году вожди 36 самых крупных общин собрались на общее собрание и решили, что ежегодно будут встречаться и решать важные государственные дела. Так и возник Альтинг – общее собрание, ставшее прообразом современного парламента. Место, где собрались старейшины, стало именоваться Тингведлиром – Полем собрания. Это событие объединило исландцев, которые с того времени стали считать себя единой нацией.

unique-country.ru

История Исландии - происхождение названия страны, основные этапы развития

История

Скандинавские моряки открыли Исландию в середине девятого века, первыми поселенцами по литературно-историческим источникам является экипаж корабля викингов, который прибыл на территории нынешней Исландии под предводительством Ингольфура Арнасона в 874 году.

Этот факт зафиксирован в книге населения Исландии, которая содержит информацию по четырем сотням поселенцев, которые населяли страну в двенадцатом веке. История, записанная в книгу населения Исландии, рассказывает о том, как на новой земле были выстроены скандинавские поселки, однако они не смогли прижиться здесь, потому что в связи с суровым климатом на земле не росло достаточно пищи для скота, поэтому он вымирал.

Люди занимались охотой и рыбалкой, но этого было недостаточно, чтобы прокормиться, поэтому людям пришлось переехать обратно туда, откуда они прибыли. Остров же получил имя и славу бесперспективной земли. Кроме того в 12 веку на островах успела появиться жестокая диктатура короля Харальда Хорфагера, который относился к своим подданным безжалостно, и люди бежали от него в том числе.

В Исландии влиятельные вожди сплотились, чтобы не допустить подобную диктатуру на новой родине. Они ограничили число родовых кланов до 36 (впоследствии 39) и договорились регулярно в середине лета проводить двухнедельное собрание для принятия законов и разрешения конфликтов. Такое собрание получило название «альтинг».

Оно устраивалось в вулканическом районе Тингведлир, расположенном примерно в 48 км к востоку от Рейкьявика и имеющем удобный доступ со многих сторон. Теоретически во власти вождей находились не территории, а подданные, которые, впрочем, могли сами переходить от одного господина к другому. Подданные селились поблизости от своих вождей, которые не только обеспечивали защиту, но и были жрецами главных храмов в данной местности.

Первое столетие в истории страны ознаменовалось героическими свершениями и значительными достижениями. Язычники-исландцы не только расшатали родовые узы феодальной зависимости, приняв героический кодекс чести, получивший бессмертное отражение в сагах 13 в., но и создали уникальную демократическую конституцию.

В 986 Эрик Рыжий открыл Гренландию и основал там поселение, а около 1000 года Лейф Эрикссон высадился на берегу Северной Америки, однако поселиться там исландцам не удалось. В этом же году Исландия стала христианской страной по решению Генеральной Ассамблеи. В 1262-1264 годах Исландия была включена в Норвегию.

В 1380 году, когда Норвегия перешла под датское господство, Исландия стала независимой республикой, хотя суверенитет она получила только в 1918 году, а по настоящему автономным государством она стала в 1904 году. С девятнадцатого века жители Исландии почувствовали национальное единство, поэтому они стали продвигать свою страну как отдельное независимое государство.

Согласно идеологии этого движения, все исландцы разделяют общее наследие и идентичность, хотя некоторые утверждают, что экономическое расслоение привело к расхождениям в самобытности и использовании языка.

Становление нации

Между 1602 и 1787 годами Дания ввела торговую монополию, что ограничило импорт и все виды рыбалки, то есть вся рыбалка должна была происходить под датским контролем. Датская монополия на торговлю особенно ужесточилась, что способствовало обнищанию исландского народа. Власть датского короля настолько окрепла, что в 1662 он затребовал титул наследственного абсолютного монарха и в Исландии, поскольку ранее получил такой титул в Дании и Норвегии.

В 1783 Исландию постигло бедствие – началось извержение вулкана Лаки. В результате выпадения вулканического пепла на пастбища произошел массовый падеж овец от флюорозиса. Сельское В начале 19 в., когда в странах Датского королевства распространились идеи Французской революции, исландцы стали добиваться политических свобод и местного самоуправления.

Национально-освободительное движение возглавил государственный деятель Йоун Сигурдссон (1811–1879), который ратовал также за отмену датской торговой монополии. Первым плодом его усилий было восстановление альтинга в 1843, затем последовали отмена датской торговой монополии в 1854 и принятие конституции в 1874, которая предоставляла Исландии ограниченную автономию. Однако независимость Исландии была завоевана только в 1918. Уния с Данией сохранялась: обе страны соглашались иметь одного короля Кристиана Х, и Дания частично контролировала внешнюю политику Исландии. Подобно другим скандинавским странам во время Первой мировой войны Исландия придерживалась политики нейтралитета.

Отрезанная от европейских рынков, она впервые направила свои торговые суда в США. Во время второй мировой войны После того как Германия оккупировала Данию и Норвегию, 10 марта 1940 Англия высадила свои войска в Исландии. Нейтральная Исландия заявила формальный протест, но Англия обещала уважать ее суверенитет и вывести войска после окончания войны.

Исландия приобрела стратегически важное значение и для американских судов, которые несли патрульную службу в водах Северной Атлантики. 7 июля 1941 американские войска высадились в Исландии. США и Исландия заключили договор, предусматривавший вывод этих войск после войны.

В декабре 1943 закончился срок действия договора об унии Дании и Исландии, заключенного в 1918. После германской оккупации Дании альтинг предоставил королевские полномочия регенту Свейну Бьёрнссону. На заседании альтинга в Тингведлире 17 июня 1944 Исландия была провозглашена республикой. Ее первым президентом стал Свейн Бьёрнссон.

В 1952 его сменил Аусгейр Аусгейрссон, который избирался на пост президента страны также в 1956, 1960 и 1964. Его преемником в 1968 стал Кристьян Элдьярн, который в 1980 уступил место Вигдис Финнбогадоттир, которая оставалась на своем посту до 1996, когда приняла решение не баллотироваться на пятый срок. Ее сменил Олафур Гримссон, бывший лидер коммунистического Народного союза.

С 1959 года к власти пришли коалиционные правительства. С начала 1990-х годов консервативная Партия независимости и либеральная Прогрессивная партия возглавляют два основных коалиционных блока, набирающих по 55-65% голосов. Пост премьер-министра в последние годы занимали Стейнгримур Херманссон (1983–1987) из Прогрессивной партии, Торстейн Палссон (1987–1991) из Партии независимости и Давид Оддссон (с 1991) из той же партии.

После Второй мировой войны все военные установки были демонтированы, а иностранные войска выведены из Исландии. США хотели сохранить свои военно-воздушные и военно-морские базы на территории Исландии, однако встретили противодействие исландского правительства.

В 1946 году было заключено соглашение, по которому США предоставляло гражданских специалистов для обслуживания аэропорта Кеблавик. В обмен на это американские военные самолеты получили право на транзитные посадки в этом аэропорту.

Исландия стала членом ООН с 9 ноября 1946 года и вступила в НАТО в 1949 году. Однако в сложной международной обстановке в 1951 году было подписано соглашение об обороне между Исландией и США, после чего американские войска были направлены в Исландию, чтобы укомплектовать персонал военной базы в Кеблавике и других военных объектов.

Развернувшееся движение за вывод иностранных войск заставило правительство Исландии предъявить 1 июня 1956 года соответствующую ноту правительству США. Однако в декабре того же года это требование было отменено из-за усилившихся международных трений.

Вопрос о присутствии войск НАТО в Исландии неоднократно поднимался на протяжении всего периода холодной войны. В 1985 году альтинг единодушно объявил Исландию «безъядерной зоной», запретив НАТО размещать любое ядерное оружие на территории своей страны.

travelask.ru

История Исландии

Исландия была открыта еще задолго до VIII века н.э., но очень долго не имела постоянных поселений. Первым поселенцем в Исландии считается Ингоульфур Аднарсон, который высадился на острове в районе современного Рейкьявика. Так как в Исландии селились не только выходцы из Норвегии, но и жители шотландского и ирландского побережий, это обусловило значительную примесь кельтского населения. Именно поэтому среди современных исландцев много людей с темными волосами.

Все данные по истории первоначального заселения острова были записаны в Книге заимке земель, созданной в XII веке. Так как многие норвежские переселенцы бежали от произвола норвежского короля Харальда, то, поселившись в Исландии, они постарались не допустить подобного здесь. Для этого было принято решение о создании собрания – альтинга, которое должно было принимать законы и разрешать конфликты. Альтинг проводился каждым летом в течение двух недель. Главным лицом альтинга был тот, кто вел его собрания (по нынешним понятиям, спикер). Его избирали на три года, он должен был знать весь кодекс законов, контролировать их исполнение, и трактовать законы в запутанных случаях. Хотя виновность устанавливал суд, но мера наказания всегда определялась спикером.

В отличие от других стран, христианство в Исландии было принято мирным путем: в 1000 году н.э. на заседании альтинга. Христианство имело большое значение для Исландии, так как благодаря ему повышался образовательный и культурный уровень в правящих кругах.

В XIII веке Исландия была завоевана Норвегией, а в конце XIV века вместе с ней оказалась под властью датских королей. В XIV-XV вв. условия жизни в Исландии резко ухудшились из-за вулканических извержений, приведших к резкому похолоданию не только в Исландии, но и во всей Европе. Кроме того, датская монополия на торговлю исландской рыбой привела к обнищанию исландцев. В XVII веке датский король потребовал титул абсолютного правителя Исландии, уже имея таковой от Дании и Норвегии.

1783 год был трагическим для Исландии – извержение вулкана Лаки привело к тому, что все пастбища были засыпаны вулканическим пеплом, что привело к массовой гибели овец.

XIX век для Исландии ознаменовался борьбой за свою свободу. В 1843 году был восстановлен исландский альтинг, в 1854 году была отменена датская торговая монополия, а в 1874 году по принятой конституции Исландия получила ограниченную автономию. В 1918 году была провозглашена Уния между Исландией и Данией, по которой обе страны имели одного монарха – датского короля.

Во время второй мировой войны Исландия приобрела очень важное стратегическое значение, так как на ее территории располагались английские и американские войска. После окончания действия Унии, 17 июня 1944 года на заседании альтинга исландцы провозгласили свою страну независимой республикой.

После окончания второй мировой войны все иностранные военные силы были выведены из Исландии, несмотря на стремление США сохранить здесь свои базы. С 1985 года Исландия была объявлена безъядерной зоной, после чего НАТО потеряло право размещать здесь любой ядерное оружие.

В настоящее время Исландия не является членом Европейского союза, так как вступление в него негативно скажется на интересах исландских аграриев и рыбаков. Однако страны ЕС остаются важнейшим торговым партнером Исландии.

unique-country.ru

История Исландии - это... Что такое История Исландии?

Первая страница рукописи Саги о Храфнкеле Годи Фрейра, Институт Агни Магнуссона

В Исландии были обнаружены монеты Римской империи, датируемые III веком нашей эры. Неизвестно, принесли ли их с собой викинги, или острова всё же были посещены задолго до IX столетия. Обращает на себя внимание факт неоднократного упоминания в римской литературе «Туле», или «Дальнего Туле», о котором рассказывал ещё греческий мореплаватель IV века до нашей эры Пифей из Массалии и природно-географическое описание которого во многом напоминает Исландию.

Также есть мнение, что первыми остров посетили ирландские монахи, которые начали в Средние века искать пустынные места и удаленные острова, где они могли в уединении молиться Богу. В середине VII в. они обнаружили Фарерские острова, где стали селиться и разводить овец. С Фарер мореплаватели продвинулись дальше и во второй половине VIII в., возможно, достигли Исландии или Туле, как ее именовали в это время. Открытие острова могло произойти и раньше, поскольку Беда Достопочтенный упоминает о Туле в своих сочинениях.

Эпоха саг

В середине IX веке норвежец по имени Наддод достиг острова после того как сбился с пути по пути из Норвегии на Фарерские острова. Викинги высадились на восточном побережье Исландии. Желая изучить окрестности, они поднялись на высокую гору и стали осматриваться в поисках признаков человеческой жизни, однако ничего заметить не смогли. перед отплытием команды в горах выпал снег, поэтому Наддод назвал это место "Снежная земля".

Следующим викингом, который добрался до Исландии, стал швед Гардар Сваварссон. Чтобы убедиться, что перед ним остров, он двинулся на своем корабле вдоль побережья. Путешествие заняло много времени, и зимние месяцы Гардару и его людям пришлось пережидать в одном из заливов на северном побережье. Там они построили несколько домов, и в тех пор это место зовется Хусавик ("Залив домов").

Норвежский викинг Флоки Вильгердарсон был третьим скандинавом, посетившим Исландию. Он отправился на поиски Гардарсхольма с намерением обосноваться там, взяв семью, друзей и хозяйство. Флоки и его люди прошли вдоль южного берега, обогнули полуостров Рейкьянес, двигаясь дальше на север, пока не обнаружили фьорд на северо-западном побережье, где земля была плодородной, а растительность - обильной. Все лето люди занимались заготовкой запасов на зиму, но совершенно забыли о сене, и во время долгой зимы весь скот погиб от бескормицы. Весной Флоки поднялся на гору и увидел, что фьорд еще покрыт льдом. исполненный горького разочарования он назвал страну Исландией ("Страной льдов"), и это название сохраняется до сих пор.

Заселение Исландии произошло в IX веке в результате объединения Норвегии под властью короля Харальда I. Многие семьи, вступившие в конфликт с Харальдом, были вынуждены бежать в поисках нового места для жизни. Добравшиеся до Исландии поначалу свободно занимали земли на побережье — море было источником не только пищи, но и дерева (плавника), поскольку лесов в Исландии практически не было. Первопоселенцем считается знатный норвежец Ингольф Арнарсон, поселившийся в районе современного Рейкьявика в 874 году.

По мере заселения в Исландии сформировалась государственная система. В каждой области был тинг (собрание, аналог древнерусского веча), на котором вершился суд и решались споры; для решения наиболее важных вопросов представители областей собирались в начале лета на альтинг под управлением законоговорителя.

Впервые альтинг был созван в 930 году, и именно с этой даты отсчитывается эпоха народовластия. Считается, что исландская демократия — древнейшая из сохранившихся в мире. Впрочем, обычно в споре на тинге побеждал не тот, кто был прав с точки зрения законов (древнеисландское право, как и любое древнегерманское, было обычным и прецедентным, сродни современному англосаксонскому), а тот, кому удалось заручиться поддержкой большего числа богатых землевладельцев. Этому способствовал и тот факт, что законы были чрезвычайно запутанными, со множеством исключений и особых случаев, и знание законов было большим искусством.

История Исландии хорошо известна благодаря большому количеству саг, дошедших до нас. Обычная исландская сага — это описание жизни одного человека (или целой семьи) на протяжении многих лет, с подробным описанием важнейших событий. Население Исландии было небольшим, а потому и её история — это история меньших или больших частных дел и конфликтов.

Древние исландцы были искусными мореходами и викингами. Если верить «Саге о Гренландцах», сын Эрика Рыжего Лейф Счастливый в 1000 году достиг берегов Америки и попытался основать колонию в «Виноградной стране» — Винланде (полагают, что это был Лабрадор, Ньюфаундленд или даже Новая Англия). Уровень грамотности среди исландцев был очень высок, и скандинавская мифология сохранилась до наших пор в основном благодаря текстам Старшей (поэтической) и Младшей (прозаической) Эдды, найденным в Исландии.

В 1262 году Исландия была вынуждена подписать так называемый «Старый договор» с Норвегией, по которому она признавала верховную власть норвежских королей, а те, в свою очередь, обязывались направлять исландцам ежегодно по несколько кораблей с лесом, зерном и другими товарами. В 1397 году Исландия вместе с Норвегией (владевшей ещё Гренландией и Фарерскими островами) по Кальмарской унии переходит под власть Дании.

Индустриальная эпоха

После расторжения датско-норвежской унии в 1814 году Исландию (вкупе с другими островными владениями Норвегии) «забывают» передать Швеции вместе с Норвегией, и она остаётся в составе Дании.

В 1830 году среди исландских студентов в Копенгагене зародились идеи исландского национализма. Лидером национального движения стал филолог Йон Сигурдсон.

В 1845 году был воссоздан парламент как законосовещательный орган. Он получил древнеисландское название «альтинг».

В 1851 году созванное учредительное собрание было распущено властями за слишком радикальные требования, но уже в 1854 году была полностью отменена датская торговая монополия в Исландии. В 1855 году был введён закон о свободе печати.

В 1874 году, когда праздновалось тысячелетие заселения Исландии, датский король Кристиан IX впервые в истории посетил остров и объявил о дальнейших реформах. Он даровал Исландии собственную конституцию, согласно которой имевший ранее совещательные функции альтинг получал права местной законодательной власти. В его состав налогоплательщики страны избирали 30 депутатов. Король также назначал ещё 6 депутатов. Исполнительная же власть оставалась в руках назначаемого датским правительством губернатора, который подчинялся министерству юстиции Дании. Исландия также получала своего министра — члена кабинета, который, однако, был датчанином, постоянно жил в Копенгагене и был ответственным только перед датским парламентом, а не перед альтингом.

В последние десятилетия XIX века стали появляться первые признаки процесса модернизации в экономике и социальной структуре. Патриархальные формы ведения уступали место рыночным отношениям: возникли крупные скотоводческие фермы и рыболовные предприятия. С 1882 года распространение стала получать кооперация, сбытовая и промысловая. В 1885 году был учреждён Национальный банк Исландии (Landsbanki Íslands).

XX век

В результате более чем ста лет мирной борьбы за независимость 1 декабря 1918 года Исландия была объявлена независимым королевством в личной унии с Данией.

В течение Второй мировой войны немецкая оккупация Дании 9 апреля 1940 года разорвала связь между Данией и Исландией. Месяц спустя военные силы британского флота вошли в Рейкьявикскую гавань, нарушив исландский нейтралитет. Союзническая оккупация Исландии длилась всю войну. В 1941 году ответственность за оккупацию была принята армией США.

17 июня 1944 года Исландия обретает полную независимость и становится республикой. С тех пор 17 июня (День Республики) является государственным праздником Исландии.

30 марта 1949 года Исландия вошла в состав НАТО. Послевоенный период сопровождался существенным экономическим ростом, которому способствовал план Маршалла, индустриализация рыбацкой промышленности и кейнсианское правительственное управление экономикой.

В 1970-е годы состоялась так называемая «тресковая война» — дипломатический спор с Великобританией по поводу расширения Исландией своих рыболовецких просторов.

Крупным событием в экономике Исландии стало вступление страны в Европейскую экономическую зону в 1994 году.

XXI век

В октябре 2008 года крах банковской системы Исландии едва не привела к банкротству страны. Исландия ощутила на себе мировой финансовый кризис больше, чем любая другая страна Европы. Рост инфляции и безработицы в совокупности с падением ВВП и курса исландской кроны поставили Исландию в чрезвычайно сложную экономическую ситуацию. Социологи прогнозируют рост числа эмигрантов из страны.

В 2010 году были легализованы однополые браки[1][2].

27 ноября 2010 года в Исландии прошли выборы в Учредительное собрание. Избранные на выборах делегаты должны будут обновить конституцию с учётом пожеланий населения.

К началу 2012 года стал заметен рост экономики, восстановление докризисного ВВП и уменьшение безработицы. Исландия официально отменила кризисную ситуацию в стране.

См. также

Примечания

Литература

Йон Р. Хьяульмарссон История Исландии = History of Iceland. from the Settlement to the Present Day. — М.: Весь Мир, 2003. — 240 с. — ISBN 5-7777-0201-5

Ссылки

Исландия

 

dic.academic.ru

Исландия - страна кельтов и викингов.

Панорама Исландии

Полное название: Республика Исландия (Island)

Площадь: 103 300 км2

Столица: Рейкьявик

Главные города: Акурейри, Кеблавик, Хусавик, Сиглюфьёрдюр

Глава государства: президент Олафур Рагнар Гримссон (с 1996 г.)

Глава правительства: премьер-министр Йоханна Сигурдардоттир (с 2009 г.)

Государственный строй: парламентская республика

Экспорт: рыба, рыбные консервы и морепродукты, алюминий, шерсть

Денежная единица: исландская крона

Численность населения: 320 тыс.

Национальный состав: исландцы, датчане, шведы, немцы, американцы

Средняя продолжительность жизни: 79,5 года (женщины 82, мужчины 77)

Естественный прирост населения: 0,5%

Языки: исландский (официальный)

Вероисповедание: протестантизм

Неграмотность среди населения: 0%

ВВП: $ 36 320 на душу населения

Исландия расположена на одноимённом острове в северной Исландиячасти Атлантического океана, почти на полпути между Америкой и Европой. Территория изобилует вулканами, горячими источниками, пещерами и лавовыми полями. Наибольшие действующие вулканы — Гекла, Лаки, Катла, а самая высокая точка страны — Хваннадальсхнукюр (2119 м). Большая часть поверхности покрыта ледниками, самый крупный из которых Ватнайёкюдль (8400 км2) является третьим по величине ледником на планете.

Исландия лежит в поясе умеренно холодного морского климата, на севере переходящего в субполярный. Смягчающее влияние на климат оказывает Гольфстрим, поэтому зимы здесь относительно тёплые (0 — 5°С), а лето — прохладное (9 — 12°С). Годовое количество осадков колеблется от 300 мм на севере до 2000 мм — на юге. На протяжении всего года над островом дуют сильные ветры. Из растительности Полярный медведьпреобладают мхи, лишайники и низкотравье, изредка можно встретить кустарнички и карликовые деревья.

Исландская фауна представлена лисами и полярными медведями, которые приплывают к острову с севера на дрейфующих льдах. На побережье гнездятся гагарки и нырки, а в глубине острова — различные виды уток и гусей. Настоящий птичий рай — расположенное в глубине Исландии неглубокое озеро Миватн.

ПОТОМКИ КЕЛЬТОВ И ВИКИНГОВ

В VIII—IX вв. в Исландии высадились первые поселенцы — викинги и кельты из Ирландии и Шотландии. памятник "Ладья викингов"Приблизительно в 870 г. на остров прибыли первые норвежские колонисты. Вскоре сложилось государственное образование, где вся власть принадлежала родоплеменной верхушке. В 930 г. тут возник самый первый в мире парламент — исландский альтинг (заседания проходили под открытым небом, в межгорной котловине). В 1000 г. население Исландии приняло христианство. Период независимости длился до начала XII в., когда Исландию подчинила Норвегия. Почти 600 лет (с 1380 г. по 1943 г.) вместе с Норвегией входила в состав Дании. Вовремя II мировой войны на острове ввиду его стратегического положения размещалась база авиации и военно-морского флота союзников.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Географическое положение и природные условия требуют  от  исландцев напряжения всех сил и использования любых возможностей. Первоначально главную роль играло разведение крупного рогатого скота и овец. Однако мощное извержение вулкана Аскъя (1875 г.) повлекло за собой почти полный упадок экономики и эмиграцию более 20% населения (главным образом в США и Канаду). Сегодня основную роль в экономической жизни острова играют рыболовство и переработка морепродуктов,геотермальный завод дающие почти 70% ВВП.

Исландцы научились использовать мощный энергетический потенциал рек острова и особенно геотермальную энергию — исходящее из недр планеты тепло идёт на обогрев жилых и административных зданий, теплиц. Значительные доходы (почти $37 000 на душу населения; самые высокие в мире) и развитая экономика — основа высоких социальных стандартов и уровня жизни исландцев.

НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ

Девственная и суровая красота исландской природы с каждым годом водопад Гуллфосспритягивает всё большее число иностранных туристов. Тут в самом деле есть на что посмотреть — мощные водопады, действующие вулканы, гейзеры (источники, периодически выбрасывающие горячую термальную воду и пар; одно из проявлений вулканизма), исполинские ледники. Самые популярные туристические маршруты пролегли к водопадам Свартифосс (низвергается с мощной базальтовой скалы), Деттифосс (самый могучий водопад в Европе) и Гуллфосс на реке Хвитау (считается одним из самых красивых водопадов Исландии; его воды падают с высоты 32 м в глубокий (до 70 м) каньон).

Исландские равниныЧасть действующих вулканов покрыта ледово-снеговыми шапками. Во время извержения снег и лёд тают — так рождаются мощные селевые потоки, которые по дороге к морю формируют обширные песчано-щебнистые равнины (сандры), усеянные огромными валунами.ИсландияГейзеры, периодически выбрасывающие высоко вверх столб воды и пара, издали похожего на дым, и мощные ледники — характерные элементы исландского пейзажа.ИсландияОтличное медицинское обеспечение, морской климат и морепродукты — причина того, что средняя продолжительность жизни исландцев одна из самых высоких в мире и составляет для всей популяции 79,5 года.овцеводствоОвцеводство — основа исландского сельского хозяйства.РейкьявикСтолица Исландии — город Рейкьявик — возник на месте древнего поселения, основанного ещё в 874 г. (городские права получил лишь в XVIII в.)Голубая лагуна«Голубая лагуна» — уникальное геотермальное озеро, насыщенное природными солями, где можно искупаться в любое время года — температура воды всегда выше +16 С. В окрестностях лагуны можно увидеть лавовые поля, геотермальную электростанцию с бассейном, рыбацкую деревню, живописное скалистое побережье и птичий базар.пещера КверкфьёллУдивительная по красоте ледяная пещера Кверкфьёлл, сформировавшаяся в леднике Ватнайёкюдль, под сводами которой можно купаться в горячем источнике. Одно из парадоксальных явлений природы – лед и горячая вода рядышком. Ширина пещеры 525 м, длина – 2.8 км.ЙольВ Исландии 24 декабря отмечается Йоль — праздник середины зимы. Он длится 12 ночей, начиная с ночи перед днём зимнего солнцестояния. Традиции празднования сходны с рождественскими. В дом приносятся хвойные деревца, готовятся подарки и конкурсы, ветки вечнозелёных деревьев украшаются игрушками и гирляндами.

Просмотреть увеличенную карту

Новые статьи Старые статьи

v-otpuske.com

История Исландии | Наука | FANDOM powered by Wikia

Заселение Исландии произошло в X веке н. э. в результате объединения Норвегии под власть короля Харальда I. Многие семьи, вступившие в конфликт с Харальдом, были вынуждены бежать в поисках нового места для жизни. Добравшиеся до Исландии поначалу свободно занимали земли на побережье — море было источником не только пищи, но и дерева (плавника), поскольку лесов в Исландии практически не было. Первопоселенцем считается знатный норвежец Ингольф Арнасон, поселившийся в районе современного Рейкьявика в 874 году.

По мере заселения в Исландии сформировалась государственная система. В каждой области был тинг (собрание, аналог древнерусского веча), на котором вершился суд и решались споры; для решения наиболее важных вопросов представители областей собирались в начале лета на альтинг под управлением законоговорителя. Впервые альтинг был созван в 930 году, и именно с этой даты отсчитывается эпоха народовластия. Считается, что исландская демократия — древнейшая из сохранившихся в мире. Впрочем, обычно в споре на тинге побеждал не тот, кто был прав с точки зрения законов (древнеисландское право, как и любое древнегерманское, было обычным и прецедентным, сродни современному англосаксонскому), а тот, кому удалось заручиться поддержкой большего числа богатых землевладельцев. Этому способствовал и тот факт, что законы были чрезвычайно запутанными, со множеством исключений и особых случаев, и знание законов было большим искусством.

История Исландии хорошо известна благодаря большому количеству саг, дошедших до нас. Обычная исландская сага — это описание жизни одного человека (или целой семьи) на протяжении многих лет, с подробным описанием важнейших событий. Население Исландии было небольшим, а потому и её история — это история меньших или больших частных дел и конфликтов. Древние исландцы были искусными мореходами и викингами: так, Эйрик Рыжий в 1000 году достиг берегов Америки и поселился в «Виноградной стране» — Винланде (полагают, что это был Ньюфаундленд или даже Новая Англия). Уровень грамотности среди исландцев был очень высок, и скандинавская мифология сохранилась до наших пор в основном благодаря текстам Старшей (поэтической) и Младшей (прозаической) Эдды, найденным в Исландии.

В 1262 Исландия была вынуждена подписать так называемый «Старый договор» с Норвегией, по которому она признавала верховную власть норвежских королей, а те, в свою очередь, обязывались направлять исландцам ежегодно по несколько кораблей с лесом, зерном и другими товарами. В 1395 году Исландия вместе с Норвегией (владевшей ещё Гренландией и Фарерскими островами) по Кальмарской унии переходит под власть Дании. После расторжения датско-норвежской унии в 1814 году Исландию (вкупе с другими островными владениями Норвегии) «забывают» передать Швеции вместе с Норвегией, и она остаётся в составе Дании. В результате более ста лет мирной борьбы за независимость 1 декабря 1918 года Исландия была объявлена независимым королевством в личной унии с Данией, а с 17 июня 1944 года она обретает полную независимость и становится республикой. С тех пор 17 июня (День Республики) является государственным праздником Исландии.

bn:আইসল্যান্ডের ইতিহাস

da:Islands historie de:Geschichte Islands en:History of Iceland es:Historia de Islandia eu:Islandiako historia fr:Histoire de l'Islande is:Saga Íslands ja:アイスランドの歴史 nl:Geschiedenis van IJsland no:Islands historie pl:Historia Islandii pt:História da Islândia sv:Islands historia tr:İzlanda tarihi uk:Історія Ісландії (хронологічна таблиця)

ru.science.wikia.com


Смотрите также