Древние храмы абхазии. Древние христианские храмы Абхазии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Святые места Абхазии: что посетить? Древние храмы абхазии


Церкви и монастыри в Абхазии

Скальный монастырь в Отхара «Монастырь в абхазском селе Отхара вырублен прямо в скале, а не построен на земле. Вход в обитель расположен в полусотне метров от поверхности. Поэтому для экскурсии потребуется специальное снаряжение ...» Цандрипшский храм «Возведение этого храма относится к далекому 6-му веку, расположен он на территории абхазского села Цандрипш. Религиозное сооружение состоит из базилики с тремя нефами. До глубины души поражает мастерс...» Лыхненский Собор Успения Пресвятой Богородицы «Это один из самых старых храмов Абхазии, построенный для людей, исповедующих православие. Начало строительства датируется 10-11 веками. Несмотря на свой почтенный возраст, сооружение великолепно сохра...»
Храм в селе Дранда «Недалеко от Сухума в Абхазии в селе Драна находится самое древнее сооружение Кавказа – храм, построенный в византийском стиле еще в VI веке нашей эры. Сооружение было возведено из кирпичей и бул...» Храм Св. Ипатия «Первые упоминания о храме Святого Ипатия Гагрского относятся к 6-му веку нашей эры. Церковное здание существовало и до этого времени, но называлось именем Покрова Богоматери. Но религиозную святыню пе...» Каманский монастырь св. Иоанна Златоуста «Этот монастырь был возведен не так уж давно, по историческим меркам – в самом конце 19-го столетия. А вот фундамент, лежащий в его основании на много веков старше. Специалисты датируют эти плиты...» Новоафонский монастырь « Абхазский город Новый Афон славится своими монастырями. Но наибольшее количество паломников привлекает, конечно, Новоафонский монастырь, построенный возле подножья горы. Мужская обитель была пос...»
Село Каман «Село Каманы располагается в 15 км от столицы Абхазии города Сухум. Изначально оно называлось Гума. Но в 1884 году греческий археолог Вриси, посетивший село, и исследовавший развалины древнего храма, п...» Илорская церковь «Илорская церковь, как можно без труда догадаться, стоит в селе Илор. Это пригород другого населенного пункта, Очамчира. В 1638 году сооружение было варварски разрушено, но довольно скоро восстановлено...» Бедийский Храм «Бедийский храм построили специально в честь Влахернской иконы Богоматери. Произошло это знаменательное событие в 10-ом веке нашей эры. Храм назван в честь одного абхазского села, но находится на терри...» Храм Моква «Этот храм находится в абхазском селе Моква, относящемуся к Очамчырскому району страны. Он уникален тем, что является единственным дошедшим до нас средневековым крестово-купольным сооружением, состоящи...»
Мюссерский храм (Амбара) «Этот храм относится к 10-11 векам нашей эры и с полным правом числится в списке самых известных абхазских достопримечательностей. Мюссерский храм – это ведь не только религиозная святыня, но и з...» Храм Симона Кананита «Это религиозное сооружение находится в красивейшем уголке Нового Афона. Внешне храм Симона Кананита выглядит как здание небольшого размера из тесаного камня белого цвета. Опорой для крыши и купола слу...» Cело Псху «Поселок Псху располагается в долине с тем же названием, затерянной между двумя горными хребтами, Бзыбским и Главным Кавказским. Это довольно отдаленные территории страны, находящиеся на высоте в 760 м...» Часовня и источник Святого Василиска «Эти достопримечательности расположены неподалеку от крошечного абхазского села Гума. Достаточно спуститься к протекающей внизу реке Гумиста и дойти до развилки. Если вы свернете направо, то попадете в...»
Часовня Иверской Богоматери «Часовня была возведена в честь Иверской Богоматери в 1913 году силами обитателей Новоафонского мужского монастыря. Стоит это сооружение на вершине горы Анакопии. Когда-то здесь хранилась чудотворная и...» Пантелеймоновский собор «Пантелеймоновским называют главный храм на территории Новоафонской мужской обители. Построен он был во славу и вечную память мученика Пантелеймона. Строительство происходило в 1888-1900 годах. В основ...» Патриарший собор Андрея Первозванного «Этот собор находится на территории города Пицунда. Он был возведен в начале 10-го столетия, когда страной правил Баграт Третий из грузинской династии Багратионов. Как понятно из названия, собор постро...» Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы «Этот замечательный собор расположен в самом сердце абхазской столицы. Его строительство относится к началу 20-го столетия, а точнее к периоду с 1909 по 1915 годы. Средства на постройку Кафедрального с...»
Церковь Иоанна «Церковь Иоанна – это крошечный, камерный храм, построенный в столице Абхазии специально для нужд проживающих здесь католиков. Она располагается на улице Абазинской, неподалеку от евангелистско-л...»

ab.rukivnogi.com

Храм Святого Великомученика Евстафия Апсильского

В Древней Абхазии, истину Христова учения проповедовали Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.Абхазская земля обагрена кровью первых христианских мучеников. И сейчас известно место мученической кончины святого апостола Симона Кананита и святого Василиска. В Абхазии, будучи в изгнании, закончил жизнь святитель Иоанн Златоуст (до настоящего времени хранится саркофаг над его гробницей).Повсюду в Абхазии можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды. В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры.

Лыхненский храм

Ныне действующий храм построен предположительно в VIII-Х вв. На протяжении своей тысячелетней истории храм сохранил свой уникальный первозданный вид,  фресковую   роспись ХIV в. и усыпальницу последнего владетельного князя Абхазии.В  1855 году  Российским Императором Александром II  храму был подарена икона Знамения Божией Матери.Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорций, что свидетельствует  о мастерстве зодчих.Лыхненский храм расположен  на знаменитой Лыхненской поляне, одной из семи главных святилищ Абхазии. Село Абхазии - Лыхны - древняя столица Абхазского княжества и символ национальной истории. В центре села находится обширная поляна Лыхнашта - место всенародных сходов, национальных праздников и конноспортивных состязаний (каждый год в октябре здесь по традиции проводятся скачки и Праздник урожая). Достопримечательностью села являются дворец владетельных царей Абхазии Х в. и действующий храм Успения Богородицы Х-ХI вв. с богатой фресковой росписью ХIV в. и усыпальницей последнего владетельного князя Абхазии. На протяжении своей тысячелетней истории храм сохранил свой уникальный первозданный вид.Собор является ныне действующим, он был закрыт лишь в период с 1945-55 гг. Территорию собора опоясывает низкая каменная ограда. Сразу за ней тяжелая каменная двухъярусная колокольня XIX века в центре украшает высокий барабан с шатрообразным куполом. С трех сторон храма имеются входные портики с арочными проемами. Внешнего декора храм не имеет, зато внутри он богато украшен фресковыми росписями XIV века (кроме росписей в диаконнике – они более древние) и необычными иконами. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь, жертвенник и диаконник. В Лыхненском храме похоронен последний владетельный князь Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе, при котором страна вошла в состав России.

Пицундский храм

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э., храм становится престольным храмом Абхазии. В X в. н.э. на месте базилики был сооружен новый храм. И сейчас за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют стены и купол Пицундского собора X в. — крупнейшего раннесредневекового крестово-купольного храма Абхазии, ставшего религиозным центром Абхазии и одним из лучших памятников средневекового зодчества.

 

Храм Симона Кананита

У подножия Афонской горы, недалеко от искуственного водопада стоит небольшой храм, построенный в период расцвета древней Анакопии. Это уникальный памятник греческого (византийского) церковного зодчества.Самый старый из действующих храмов Нового Афона стоит на левом берегу реки Псырцхи, рядом с известным новоафонским водопадом и электростанцией. Под храмом похоронен апостол Симон Зилот из Каны Галилейской (Симон Кананит), сын Иосифа Обручника, сводный брат Иисуса Христа, проповедовавший в Абхазии. Здесь также погребён царевич Димитрий, брат абхазо-имеретинского царя Георгия.Храм был построен в IX-X веке, внутри него до сих пор можно увидеть фрагменты расчищенных древних фресок.

 

Храм св.Ипатия Гагрского

Храм VI-VII веков относится к числу самых древних в Абхазии. Внутренняя обстановка храма воссоздана по проекту иеромонаха Андрея Ампар. Он же снабдил храм новыми иконами и утварью. В настоящее время Абхазская епархия ведет переговоры с Государственным управлением по охране историко-культурного наследия о передаче храма в ведение Церкви.

 

Бедийский храм

В центре села Бедия, на высоком живописном горном плато, возвышаясь над местностью, стоит Бедийский храм. Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Отсюда открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.Бедийский храм является ценнейшим памятником архитектуры Абхазии. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской Богоматери. Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. Богатые росписи, покрывавшие внутренние стены храма, в настоящее время, в основном, утеряны.Достоянием храма, позволяющим точно датировать время его возведения, считался золотой потир (чаша), датируемый 990 годом, на котором сохранилась надпись: «Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь». Поверхность чаши украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери и апостолов.В ста метрах от храма сохранились развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. На втором этаже находились жилые помещения бедийских эпископов, и, возможно, царя или владетеля. В средние века здесь находилась кафедра епископа, власть которого располагалась на земли между реками Ингур и Галидзга. В XIX веке Бедийский храм с прилегающими к нему постройками был превращен в монастырь.В настоящее время в Бедийском храме ведутся реставрационные работы.

 

Илорская церковь

Село Илор расположено в 4 км. от г. Очамчыра. Во времена греческой колонизации здесь был город. В настоящее время село наполовину заброшено. Знаменита местная церковь Святого Георгия. Этот храм известен далеко за пределами Абхазии, а у местного населения пользуется особым почетом. Небольшая церковь скромной архитектуры, построенная в XI в., столетиями привлекала паломников, а культ святого Георгия переплетался здесь с культом быка. Древний храм был разрушен в 1638 г., но вскоре восстановлен. Новый храм архитектурно отличался от прежнего. В 1858 г. последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе отремонтировад церковь и отреставрировал древнюю ограду из булыжника.Своей славой Илорская церковь обязана чуду.Неаполитанец Арканжело Ламберти побывал в Абхазии в XVII веке. Потомкам он оставил описание необычных обрядов, которые наблюдал в церкви св. Георгия в с. Илор. На пасху бык с золочеными рогами торжественно появлялся в церкви. Затем его убивали и ели, считалось, что его мясо обладает исцеляющей силой и сохраняется свежим в течение нескольких месяцев. А 21 октября (старый стиль) в день святого Георгия, бык чудесным образом оказывался в опечатанной накануне церкви. Таинственное появление быка приписывалось силе Св. Георгия.Илорская церковь в прежние времена была очень богата образами, крестами, церковной утварью и другими сокровищами. Еще во вт. пол. XIX в. там находилась замечательная коллекция золотых и серебряных литургических сосудов. Среди них знаменитая золотая чаша царя Баграта (999 г.)И в настоящее время этот храм остается одним из самых почитаемых в Абхазии. Говорят, что любая просьба, произнесенная в молитвах перед иконами внутри храма, исполнится.

 

Каманский храм

В 12 км от Сухума на левом берегу Западной Гумисты сквозь густую поросль деревьев проглядывает красный конус колокольни. Это знаменитый Каманский храм X I -XII вв. - объект паломничества, воздвигнутый на месте успокоения в IV в н.э. св. Иоанна Златоуста. В действующем храме хранится каменный саркофаг, в котором был первоначально погребен св. Иоанн Златоуст. Великий богослов был сослан в Колхиду и умер в Камане. Тридцать лет его тело лежало здесь, а затем было торжественно перенесено в Константинополь. Памятник представляет собой однозальное каменное здание. Свод, покоившийся на двух арках, теперь обрушился. Древний храм подвергался обновлению и получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два дополнительных крыла, а с запада - трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. В 2002 г . Каманский православный монастырь был возрожден как мужской.

 

Моквский собор

В 15 км от Очамчиры, к северу от побережья по реке Моква находится одноименное село, знаменитое жемчужиной древней архитектуры Абхазии - Моквским собором Успения пресвятой Богородицы, построенным в период расцвета Абхазского царства, во второй половине X века. Согласно источникам, собор был возведен по приказу абхазского царя Леона III (955-967). О Моквском соборе, широко известном в свое время даже за пределами государства, сохранилось много источников с его описанием. Согласно им собор традиционной крестово-купольной постройки поражал богатством внутренней и внешней отделки: «Стены украшала необычная фресковая роспись. Великолепен был мраморный иконостас с колоннами, превосходны резные карнизы. В центре мраморного пола был выложен круг из красного мрамора и узор в виде расходящихся лучей. Стрелою уходящие столбы из превосходно вытесанного камня, помост, весь устланный белым мрамором без пятен, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательною резьбою свидетельствуют о большом великолепии и об искусстве, достигшем высшей степени совершенства. Внутри собора - много ценной церковной утвари и икон».

 

Драндский собор

На северной окраине села Дранда Гульрипшкого района, на возвышенном плато, между построек Драндского Успенского монастыря, возвышается здание главного собора. Этот памятник относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами апсидам, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения – диаконник и жертвенник. Последним в западной части храма соответствует два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. С запада к ним примыкает обширное продольное помещение – нартекс с хорами на втором этаже. Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Он освещен 36 готическими окнами большой величины. Внутренность храма была расписана картинами из священной истории и образами святых, частично сохранившимися до сих пор... Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям, краски, вообще, сохранились с удивительной свежестью... Внутри храма находятся две мраморные гробницы: одна под самым престолом, а другая у входа подле западных дверей, но в ней найдены только кости, обломки мрамора, гвозди и несколько кусков гладкой меди.В 1860 году историк Д.Бакрадзе, посетив Драндский собор, сообщал, что он видел в храме «фресковое изображение Преображения Господня, а также несколько фресок, изображающих Спасителя и святых...» Со временем фрески разрушились, а при реставрации собора их не востонавливали.По мнению ряда исследователей Драндский собор, является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим. Здесь же располагалась кафедра Архиепископа Абхазской Епархии. Последние исследования датируют храм достаточно уверенно VI-VII веками. В настоящее время, после проведения больших реставрационно-консервационных работ – собору возвращается его первозданный облик, и он доступен для верующих.

 

evstafiy-apsil.ru

Храмы Абхазии

Храмы Абхазии

Храмы Абхазии

Храмы Абхазии

В Древней Абхазии, истину Христова учения проповедовали Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.Абхазская земля обагрена кровью первых христианских мучеников. И сейчас известно место мученической кончины святого апостола Симона Кананита и святого Василиска. В Абхазии, будучи в изгнании, закончил жизнь святитель Иоанн Златоуст (до настоящего времени хранится саркофаг над его гробницей).Повсюду в Абхазии можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды. В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры.

Лыхненский храм

Ныне действующий храм построен предположительно в VIII-Х вв. На протяжении своей тысячелетней истории храм сохранил свой уникальный первозданный вид, фресковую роспись ХIV в. и усыпальницу последнего владетельного князя Абхазии.В 1855 году Российским Императором Александром II храму был подарена икона Знамения Божией Матери.Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорций, что свидетельствует о мастерстве зодчих.Лыхненский храм расположен на знаменитой Лыхненской поляне, одной из семи главных святилищ Абхазии. Село Абхазии – Лыхны – древняя столица Абхазского княжества и символ национальной истории. В центре села находится обширная поляна Лыхнашта – место всенародных сходов, национальных праздников и конноспортивных состязаний (каждый год в октябре здесь по традиции проводятся скачки и Праздник урожая). Достопримечательностью села являются дворец владетельных царей Абхазии Х в. и действующий храм Успения Богородицы Х-ХI вв. с богатой фресковой росписью ХIV в. и усыпальницей последнего владетельного князя Абхазии. На протяжении своей тысячелетней истории храм сохранил свой уникальный первозданный вид.Собор является ныне действующим, он был закрыт лишь в период с 1945-55 гг. Территорию собора опоясывает низкая каменная ограда. Сразу за ней тяжелая каменная двухъярусная колокольня XIX века в центре украшает высокий барабан с шатрообразным куполом. С трех сторон храма имеются входные портики с арочными проемами. Внешнего декора храм не имеет, зато внутри он богато украшен фресковыми росписями XIV века (кроме росписей в диаконнике – они более древние) и необычными иконами. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь, жертвенник и диаконник. В Лыхненском храме похоронен последний владетельный князь Абхазии Георгий Чачба-Шервашидзе, при котором страна вошла в состав России.

Пицундский храм

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э., храм становится престольным храмом Абхазии. В X в. н.э. на месте базилики был сооружен новый храм. И сейчас за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют стены и купол Пицундского собора X в. — крупнейшего раннесредневекового крестово-купольного храма Абхазии, ставшего религиозным центром Абхазии и одним из лучших памятников средневекового зодчества.

Храм Симона Кананита

 

 

У подножия Афонской горы, недалеко от искуственного водопада стоит небольшой храм, построенный в период расцвета древней Анакопии. Это уникальный памятник греческого (византийского) церковного зодчества.Самый старый из действующих храмов Нового Афона стоит на левом берегу реки Псырцхи, рядом с известным новоафонским водопадом и электростанцией. Под храмом похоронен апостол Симон Зилот из Каны Галилейской (Симон Кананит), сын Иосифа Обручника, сводный брат Иисуса Христа, проповедовавший в Абхазии. Здесь также погребён царевич Димитрий, брат абхазо-имеретинского царя Георгия.Храм был построен в IX-X веке, внутри него до сих пор можно увидеть фрагменты расчищенных древних фресок.

Храм св.Ипатия Гагрского

Храм VI-VII веков относится к числу самых древних в Абхазии. Внутренняя обстановка храма воссоздана по проекту иеромонаха Андрея Ампар. Он же снабдил храм новыми иконами и утварью. В настоящее время Абхазская епархия ведет переговоры с Государственным управлением по охране историко-культурного наследия о передаче храма в ведение Церкви.

Бедийский храм

В центре села Бедия, на высоком живописном горном плато, возвышаясь над местностью, стоит Бедийский храм. Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Отсюда открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.Бедийский храм является ценнейшим памятником архитектуры Абхазии. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской Богоматери. Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. Богатые росписи, покрывавшие внутренние стены храма, в настоящее время, в основном, утеряны.Достоянием храма, позволяющим точно датировать время его возведения, считался золотой потир (чаша), датируемый 990 годом, на котором сохранилась надпись: «Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь». Поверхность чаши украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери и апостолов.В ста метрах от храма сохранились развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. На втором этаже находились жилые помещения бедийских эпископов, и, возможно, царя или владетеля. В средние века здесь находилась кафедра епископа, власть которого располагалась на земли между реками Ингур и Галидзга. В XIX веке Бедийский храм с прилегающими к нему постройками был превращен в монастырь.В настоящее время в Бедийском храме ведутся реставрационные работы.

Илорская церковь

Село Илор расположено в 4 км. от г. Очамчыра. Во времена греческой колонизации здесь был город. В настоящее время село наполовину заброшено. Знаменита местная церковь Святого Георгия. Этот храм известен далеко за пределами Абхазии, а у местного населения пользуется особым почетом. Небольшая церковь скромной архитектуры, построенная в XI в., столетиями привлекала паломников, а культ святого Георгия переплетался здесь с культом быка. Древний храм был разрушен в 1638 г., но вскоре восстановлен. Новый храм архитектурно отличался от прежнего. В 1858 г. последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе отремонтировад церковь и отреставрировал древнюю ограду из булыжника.Своей славой Илорская церковь обязана чуду.Неаполитанец Арканжело Ламберти побывал в Абхазии в XVII веке. Потомкам он оставил описание необычных обрядов, которые наблюдал в церкви св. Георгия в с. Илор. На пасху бык с золочеными рогами торжественно появлялся в церкви. Затем его убивали и ели, считалось, что его мясо обладает исцеляющей силой и сохраняется свежим в течение нескольких месяцев. А 21 октября (старый стиль) в день святого Георгия, бык чудесным образом оказывался в опечатанной накануне церкви. Таинственное появление быка приписывалось силе Св. Георгия.Илорская церковь в прежние времена была очень богата образами, крестами, церковной утварью и другими сокровищами. Еще во вт. пол. XIX в. там находилась замечательная коллекция золотых и серебряных литургических сосудов. Среди них знаменитая золотая чаша царя Баграта (999 г.)И в настоящее время этот храм остается одним из самых почитаемых в Абхазии. Говорят, что любая просьба, произнесенная в молитвах перед иконами внутри храма, исполнится.

Каманский храм

В 12 км от Сухума на левом берегу Западной Гумисты сквозь густую поросль деревьев проглядывает красный конус колокольни. Это знаменитый Каманский храм X I -XII вв. – объект паломничества, воздвигнутый на месте успокоения в IV в н.э. св. Иоанна Златоуста. В действующем храме хранится каменный саркофаг, в котором был первоначально погребен св. Иоанн Златоуст. Великий богослов был сослан в Колхиду и умер в Камане. Тридцать лет его тело лежало здесь, а затем было торжественно перенесено в Константинополь. Памятник представляет собой однозальное каменное здание. Свод, покоившийся на двух арках, теперь обрушился. Древний храм подвергался обновлению и получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были возведены два дополнительных крыла, а с запада – трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. В 2002 г . Каманский православный монастырь был возрожден как мужской.

Моквский собор

В 15 км от Очамчиры, к северу от побережья по реке Моква находится одноименное село, знаменитое жемчужиной древней архитектуры Абхазии – Моквским собором Успения пресвятой Богородицы, построенным в период расцвета Абхазского царства, во второй половине X века. Согласно источникам, собор был возведен по приказу абхазского царя Леона III (955-967). О Моквском соборе, широко известном в свое время даже за пределами государства, сохранилось много источников с его описанием. Согласно им собор традиционной крестово-купольной постройки поражал богатством внутренней и внешней отделки: «Стены украшала необычная фресковая роспись. Великолепен был мраморный иконостас с колоннами, превосходны резные карнизы. В центре мраморного пола был выложен круг из красного мрамора и узор в виде расходящихся лучей. Стрелою уходящие столбы из превосходно вытесанного камня, помост, весь устланный белым мрамором без пятен, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательною резьбою свидетельствуют о большом великолепии и об искусстве, достигшем высшей степени совершенства. Внутри собора – много ценной церковной утвари и икон».

 

Поиск недорогих авиабилетов и отелей

 

Драндский собор

На северной окраине села Дранда Гульрипшкого района, на возвышенном плато, между построек Драндского Успенского монастыря, возвышается здание главного собора. Этот памятник относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами апсидам, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения – диаконник и жертвенник. Последним в западной части храма соответствует два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. С запада к ним примыкает обширное продольное помещение – нартекс с хорами на втором этаже. Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Он освещен 36 готическими окнами большой величины. Внутренность храма была расписана картинами из священной истории и образами святых, частично сохранившимися до сих пор… Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям, краски, вообще, сохранились с удивительной свежестью… Внутри храма находятся две мраморные гробницы: одна под самым престолом, а другая у входа подле западных дверей, но в ней найдены только кости, обломки мрамора, гвозди и несколько кусков гладкой меди.В 1860 году историк Д.Бакрадзе, посетив Драндский собор, сообщал, что он видел в храме «фресковое изображение Преображения Господня, а также несколько фресок, изображающих Спасителя и святых…» Со временем фрески разрушились, а при реставрации собора их не востонавливали.По мнению ряда исследователей Драндский собор, является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим. Здесь же располагалась кафедра Архиепископа Абхазской Епархии. Последние исследования датируют храм достаточно уверенно VI-VII веками.

В настоящее время, после проведения больших реставрационно-консервационных работ – собору возвращается его первозданный облик, и он доступен для верующих.

Видео. Очень красивый ролик про Абхазию!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие материалы

sukhumkurort.ru

Древние христианские храмы Абхазии • Коттеджный комплекс "Каштак"

Древнейшие христианские храмы Абхазии: Мюссерский храм, Цандрыпшский храм и Бедийский собор. Памятники архитектуры мирового масштаба и места поклонения религиозных паломников со всего мира.

Мюссерский храм

Мюссерский храм

Жемчужиной абхазской церковной архитектуры считается Мюссерский храм X-XII веков, расположенный в устье реки Амбара на одноименном мысе. Дорога к нему ведет вдоль знаменитых пляжей курорта «Золотая бухта», затем петляет среди холмов, гребней и ущелий Мюссерского заповедника. Шоссе окружают дубовый, грабовый и каштановый лес, самшитовые перелески, заросли боярышника, кизила и орешника.

В центре обширной поляны, с которой виднеется голубая гладь моря, высятся древние стены, обросшие плющом и кустарником. Огромный храм, напоминающий по типу строения базилику, сложен из каменных блоков и облицован тесаным камнем. Храм хорошо освещался двенадцатью арочными окнами, расположенными на одной высоте с гениконом (женским отделением), и только в восточной части царил полумрак, рассеиваемый во время службы обильным светом лампад. Кроме главного зала в храме было еще несколько помещений (дьяконник, жертвенник) и верхний ярус, на который вела каменная лестница. Вокруг храма была возведена каменная ограда, частично сохранившаяся до наших дней. Фасад храма и каменные своды в алтаре большого зала и боковых приделах сохранились лучше, но пол порос травой, а через окна внутрь свисают ветви деревьев.

О судьбе храма в позднесредневековый период имеются лишь отрывочные сведения. Во время турецкого владычества храм и другие каменные сооружения были разрушены, жители окрестных поселений бежали в безопасные места. Затем берега Мюссеры с ее природными укрытиями стали прибежищем пиратов и контрабандистов, и только после Русско-турецкой войны 1877-1878 годов в этих местах воцарилось спокойствие.

Цандрыпшский храм

Был построен в VI веке и расположен у самого берега моря, между реками Хашупсе и Мехадыр в селе Цандрыпш. На этом месте сохранились следы древней крепости и поселения, а в средние века здесь был торговый порт Абаза.

Цандрыпшский храм

Цандрыпшский храм – наиболее значительный, крупный и сложный в архитектурном отношении памятник раннеюстиниановской эпохи на территории Абхазии. Храм был богато украшен византийским мрамором, он представляет собой трехнефную базилику с тремя выступающими апсидами, нартексом и примыкающим к нему портиком. Наружные размеры храма — 27,5 х 16,8 м. Он выложен из грубо отесанного камня, но восхищает красотой своих пропорций. Основной остов храма построен из довольно крупных тесаных блоков белого известняка, при этом применен белый с кремовым отливом известковый раствор. Храм был оштукатурен изнутри. Древняя тонкая известковая обмазка кремового цвета, хорошо заглаженная, сохранилась кое-где в виде небольших фрагментов. Архитектура и акустика храма свидетельствует о высоком мастерстве ее зодчих. Для улучшения акустических характеристик мастера, строившие храм, вставляли в стены полые сосуды.

Храм несколько раз перестраивался. Во время первой переделки в XV-XVI вв. храм был превращен в крепость. В 150 м к востоку от храма сохранились мощные фундаменты трех башен. Башни сложены из бутового камня с добавлением плоского кирпича. Между ними были возведены стены, их направление позволяет сделать вывод, что храм находился на территории крепости.

Бедийский собор

Бедийский собор

Ценнейшим памятником архитектуры Абхазии является Бедийский собор, возведенный в конце X века в селе Бедия, в честь Влахернской Богоматери. Этом крестовокупольный храм состоит из четырех подкупольных устоев: западные стоят свободно, восточные же соединены с междуалтарными стенками. Апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые.

В западной части центральный зал отделен от боковых помещении стенами, оформленными в верхней части арками и колонами. Стены храма облицованы гладкими песчаниковыми плитами. Восточная часть стены с внешней стороны украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов по своей отделке просты, но изящны. Их резьба отличается разнообразием орнаментальных сюжетов и тонкостью их исполнения. Внутри храма стены покрыты богатыми росписями, которые в настоящее время в большинстве своем утеряны. На западной стене сохранилось изображение ветхозаветного сюжета с ликом Константина.

Достоянием собора являлся золотой потир, который в настоящее время хранится в музее искусств г.Тбилиси. Потир не сохранился полностью, осталось только его верхняя часть. Согласно вычеканенной по его краю надписи, выполненной алфавитом «асомтаврули», он принесен в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму. В ктиторской надписи на потире Баграт III именуется царем Абхазским, дотируется 999 годом- годом окончания строительства Бедийского Храма. Поверхность потира украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери, апостолов – Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов.

В этом храме Баграт III был похоронен 1014 году.

Бедийский епископ ведал обширной территорией от храма до реки Ингур. В период политического единства Абхазии и Грузии, Епископ Бедийский занимал 26 место в списке церковных иерархов, а на церемонии коронации Абхазского царя стоял непосредственно за Сухумским. Он так же упоминается в числе участников поместных соборов. Во второй половине XVII века богослужение в соборе было прекращено, возобновилось вновь во второй половине XIX века.

В настоящее время в Бедийском соборе ведутся реставрационные работы.

 

kashtak.net

Святые монастыри и храмы Абхазии

Абхазия – это государство с давней христианской историей. Здесь святых мест – церквей, монастырей, целебных источников, пожалуй, не меньше, чем на территории современной Палестины.

Первыми проповедниками в стране были Андрей Первозванный и Симон Кананит (его также именовали Зилот) – апостолы, а храмы Абхазии (большая их часть) возведены еще в первом тысячелетии. Из 140 церквей около 20 – действующие.

Новый Афон и его святыни

Проповедник Симон поселился в пещере близ реки Псырцха. В этих местах, после мученической смерти от рук римлян, он был похоронен. Здесь же была возведена сначала деревянная, в VI веке, а затем, в X веке, каменная церковь святого апостола Симона Кананита.

В XIX веке русские отшельники из Афона (известный монастырь в Греции на одноименном полуострове) обратились к правителям России с просьбой построить на берегу Черного моря, вблизи от места гибели апостола, монастырь. И в 1875 году он был основан, получив название Ново-Афонского Симоно-Кананитского.

Место было выбрано красивое, однако, труднодоступное: между хребтами Кавказа и крутым склоном, идущим к Черному морю. По преданиям, стройматериалы для возведения монастыря поднимали в горы и сами монахи, и прихожане, желавшие очиститься, искупить грехи. Каждый мог пройти трудную высокогорную дорогу к месту стройки с камнем в руках.

В освещении христианского чуда на берегу Черного моря участвовала российская императорская чета – Александр III и Мария Федоровна.

Свои кельи (более сотни) послушники расположили в стенах монастыря, а на свободной территории построили несколько храмов. Самый большой из них воздвигнут в честь Пантелеймона, великомученика, и освящен в 1913 году в присутствии Николая II. Собор может вместить более трех тысяч прихожан. Любопытно, что расписывали помещение лучшие мастера из русского города Палех (это недалеко от города Владимира).

Еще одна церковь на монастырской территории – это храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В окрестностях Нового Афона – отпечаток стопы Симона в граните, еще одна святыня для христиан.

Монашеский городок живет и сегодня, для гостей он открыт каждый день, исключение – понедельник и дни Великого поста. Вообще монастыри Абхазии также гостеприимны, как и местное население. Даже в советское время в местных горах создавались монашеские общины, куда стекались послушники из закрываемых повсеместно в СССР обителей.

Целебный источник и церкви Коман

Вторая действующая монашеская обитель, святого Иоанна Златоуста, находится в селе Команы. На ее территории две церкви: Иоанна Златоуста и мученика Василиска.

Храм Златоуста построен в XI веке, но был разрушен в годы турецкого нашествия и восстановлен лишь в конце прошлого века. Известно, что святой скончался в Команах в 407 году, проезжая через поселок к месту ссылки. Тело святителя спустя много лет было перевезено в Константинополь, а саркофаг, высеченный из известняка, хранится в местном приходе и сейчас.

Также трепетно в Команах относятся к мученику Василиску, в честь которого построены храм и деревянная часовня. Недалеко от поселка находится целебный источник. По легенде, он появился на месте, где от жажды скончался святой Василиск.

Памятники из Средневековья

Церкви времен Средневековья, а именно это период христианского расцвета в Абхазии, расположены в Очамчирском районе.

Собор Успения Божией Матери (это в селе Моква) знаменит тем, что здесь находятся усыпальницы крупных священнослужителей Абхазии, местных князей.

Церковь Святого Георгия Победоносца в селе Илор известна за пределами Абхазии благодаря мироточащей иконе Георгия, а также иконе Евстафия Апсильского, великомученика абхазского. Обе святыни, по словам верующих, совершают чудеса. Сама церковь невелика, состоит из одного зала. Рядом находится святой колодец, к которому стремятся попасть верующие и обычные туристы.

Храм в селе Бедия – архитектурный памятник Абхазии, воздвигнутый в X веке, в годы правления Баграта Третьего. Церковь облицована плитами песчаника и украшена большим крестом. А вот богатое внутреннее убранство и росписи стен за долгие века были утеряны. Из числа сохранившихся дорогих вещей – золотая чаша (или потир) 990-го года с надписью и рельефными фигурами, в том числе апостолов.

Для церкви ее строители выбрали живописное место: она стоит на высоком плато в окружении гор Кавказа, а под ней расстилается Черное море.

Все три культовые заведения функционируют, сюда едут паломники из Абхазии, России и других стран.

Фрески в церкви Лыхны и резиденция епископа в Дранде

В числе очень старых, но действующих церквей, и та, что находится в селе Лыхны. Приход в церкви Успения Богородицы небольшой, но есть священник, тоже очень старый, так что службы здесь ведутся.

В здании – сохранившиеся старые иконы, фрески. К примеру, над входом в помещение – панно с изображением Богоматери.

Собор в Дранде построен в VIII веке, он был резиденцией главы местной церкви. Однако в XVII веке был сожжен турками и восстановлен только в 1885 году – монахами Нового Афона, которые открыли здесь мужскую обитель. Больше 40 лет, до 1928 года, в Дранде рядом с собором располагался монашеский городок со школой, типографией, госпиталем, книжной лавкой и богатым хозяйством (мельницей, кузницей, большими фруктовыми садами).

Сегодня в соборе проводятся службы.

Концертный зал

Украшением Пицунды является местный храм, датируемый концом X — началом XI века и освященный во имя Андрея Первозванного.

Основание здания собрано из массивных камней известняка, а стены сооружены из камня и кирпича. Внутри – когда-то были богатые росписи, которые оказались под слоем побелки в результате неудачной реставрации в 1845 году.

В окрестностях не так давно обнаружены останки дворца местного епископа Стратофила Пицундского, жившего в IV веке.

Пицундский храм обладает удивительной акустикой. Как считают специалисты, все дело – в правильной архитектуре. 40 лет назад в церкви немецкие мастера установили орган высотой 11 метров и весом 20 тонн. И сегодня здесь проходят вечера органной музыки и выступления вокалистов из разных стран.

Церкви Абхазии, а среди них около сотни разрушенных и полуразрушенных, также хранят в себе историю Абхазии и ее христианской веры.

Орган в Пицундском храме

Орган в Пицундском храме

abkhaziago.ru

Святые места Абхазии: что посетить?

Отдых в Абхазии в большей степени знаком представителям старшего поколения нашей страны. Буквально несколько десятилетий назад Пицунда, Гагры или Сухум были едва ли не пределом мечтаний отпускника. Сейчас страна вновь возвращается на курортный небосклон, приветливо распахивая свои границы путешественникам. Предлагаются самые разнообразные туры в Абхазию, в числе которых есть и посещение православных святынь.

святые места абхазии

Древние монастыри, небольшие церкви, целительные источники и чудотворные иконы – все это стоит увидеть своими глазами. Можно воспользоваться комбинированными турами или индивидуальными либо составить самостоятельный маршрут и не спеша объехать самые удивительные и интересные уголки страны. Обратите особое внимание на известные святые места Абхазии, о которых пойдет ниже речь.

Село Каманы

Расположенный всего в 15 км от курортного Сухума населенный пункт называют трижды святым. Удаленный от мирской суеты и скрытый в красивейшем ущелье рядом со слиянием двух рек, поселок живет тихой и размеренной жизнью. Однако есть в этих краях что-то такое, что заставляет ежегодно тысячи паломников и туристов возвращаться в него.

Пожалуй, в каждой стране можно найти святые места, где на людей спускается благодать и мир. Сначала в них стремятся попасть, а затем - непременно вернуться. Для Абхазии село Каманы – одно из главных мест подобного рода. На его небольшой территории расположено сразу несколько святынь: источник Святого Василиска и храмы. Каждый найдет здесь то, что ищет: исцеление, истину, смысл жизни.

Святой источник и храм Св. Василиска

источник святого василиска

Бьющий из земли целительный источник располагается справа от проселочной дороги в село. Легенда гласит, что Святой Василиск за исповедание и преданность христианской вере был заперт в темнице, жесток избит и подвержен пыткам. Однако от веры он не отказался, и за приверженность Христу его отправили в ссылку. По дороге в Каманы его стражники остановились и бросили мученика возле сухого дерева под палящим солнцем. Римские солдаты отказали ему даже в глотке воды. Василиск стал молиться и внезапно задрожало дерево и ожило, а из-под земли забил источник. Все это привело стражников в ярость, и Василиска казнили. В 308 году на этом месте был построен храм, который не сохранился до наших дней, к сожалению.

Многие туры в Абхазию включают это место в свои программы. Тысячи паломников приезжают к старой часовне, чтобы поклониться святому и получить исцеление, испив воды из бьющего из скалы родника.

Пещера

Согласно преданию, третье обретение главы И. Предтечи произошло после того, как священнослужителю Иннокентию приснился вещий сон. В нем он четко увидел, что она спрятана в Каманах, у подножия высокой живописной горы. На абхазскую землю императором Михаилом III была отправлена делегация. Именно здесь в 850 году свершилось третье обретение главы Иоанна, которая была впоследствии перенесена в Константинополь. Грот, в котором она была спрятана монахами, сохранился до наших дней и является святыней для всего христианского мира.

Храм Иоанна Златоуста

храм иоанна златоуста

Третья святыня небольшого села – это старейшим храм. Свое имя Иоанн Златоуст получил благодаря выдающемуся красноречию, которым легко утешал страждущих и обращал язычников в христианскую веру. История его во многом схожа с жизнью Святого Василиска. Именно в этих местах он окончил свой земной путь. В честь святого был воздвигнут храм. Здесь же был найден во время строительства саркофаг с мощами Златоуста и хранилась его плащаница, которую похитили во время грузино-абхазского конфликта.

Моквский храм

Моквинский храм, или собор Успения Пресвятой Богородицы, является одним из самых старых в стране. Он был воздвигнут во второй половине 10 века. Это не только святое место, но и уникальный памятник архитектуры. В Абхазии храм является единственным, имеющим пятинефный крестово-купольный храм. Согласно скудным письменным данным, собор имел очень богатое внутреннее убранство с великолепной фресковой живописью на стенах. С конца 17 века он был покинут и пришел в запустение. Двери прихожанам храм официально вновь открыл в 2002 году.

Драндский собор

туры в абхазию

Святые места Абхазии нельзя представить без этого средневекового храма. Предположительная дата его возведения – 6-7 век. Он был достаточно сильно поврежден во время турецкого нашествия и впоследствии восстановлен, но, по свидетельствам историков, были утеряны фрески на стенах. Собор имеет крестово-купольное строение с характерными чертами византийской архитектуры. В период с 1880 по 1928 год в нем действовал мужской монастырь. В настоящий момент благодаря масштабным реставрационным работам храму возвращается его первоначальный облик.

Располагается монастырь всего в получасе езды от города Сухума, в одноименном селе. Храм действующий и доступен для посещения верующими.

Новоафонский монастырь

Еще один объект, который каждый путеводитель включает в маршрут "Святые места Абхазии", – это Новоафонский монастырь. Его история началась в 1874 году. Именно тогда при содействии императора Александра III монахам Пантелеймоновского монастыря была выделена не только земля под новый храм, но и внушительная денежная субсидия. Впрочем, выбор места случайным не был. Согласно одному из преданий, в первом веке нашей эры на этой территории от рук римских солдат погиб апостол Симон Кананит, который проповедовал среди народов Кавказа христианство.

моквинский храм

Обитель состоит из шести храмов. В данный момент активно ведутся реставрационные работы для придания объекту изначального вида.

Побывать в этой удивительной, гостеприимной и красивой стране и не увидеть святые места Абхазии было бы совершенно непростительно. Даже если вы не являетесь паломником, все равно есть смысл взглянуть на эти удивительные места, где первозданная природа гармонично сочетается с творением рук человека.

fb.ru

Храмы и святые места Абхазии

Итак, заключительная часть моего рассказа об Абхазии.

Храмов в Абхазии тоже очень много, и посетить их все сразу очень непросто, особенно те, которые находятся в горах. И, к сожалению (хотя, наверное, к счастью), большинство храмов находится на реконструкции, а хотелось бы увидеть их во всем великолепии, а не в строительных лесах и горах щебенки.Как вы знаете, христианство пришло на Кавказ гораздо раньше, чем на Русь, в VI веке. Только представьте, когда на Руси еще даже не призвали Рюрика на княжение, здесь уже стояли христианские храмы!

Начать бы хотел с Новоафонского монастыря. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III.Вид на монастырь от Новоафонских пещер.

Внутри Пантелеймоновского собора.

Вот такие сиденья установлены в соборе.

Вид на монастырь с Анакопийской крепости.

Анакопийский храм. На рубеже VIII-IX веков, у северной стены цитадели на самом краю обрыва, был построен храм в честь великомученика Феодора Тирона. Анакопийский храм неоднократно перестраивался, первоначальные очертания сохранила лишь его алтарная часть в виде широкой полуциркулярной апсиды.

Церковь Симона-Кананита в Новом Афоне. Она была сооружена в VI-VIII веках, в эпоху возвышения Анакопии, как административного и религиозного центра Абхазского царства. Находится на реставрации.Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями. Церковные и мирские историки этот храм обычно связывают с именем апостола Симона, уроженца Каны Галилейской, спутника апостола Андрея Первозванного. Они согласно церковной традиции с проповедью прошли с южного Черноморского побережья в Вифинию и Понт и достигли в 55-году н.э. пределов Абхазии, где Апостол Андрей Первозванный оставил Симона Кананита в районе реки Псырцха с целью распространения христианства среди местного населения. В том же году Симон Кананит подвергся гонении и принял мученическую смерть. В последствии на месте его погребения был возведен белокаменный храм в память первых контактов абхазов с христианством.

Дорога к келье, где жил Симон Кананит.

Вход.

Внутри кельи.

Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу древнейших культовых сооружении на территории Абхазии. Строительство храма относят к VI веку.

Пицундский Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X вв.

В настоящее время в соборе размещается концертный зал и установлен орган.

Внутри собора, в западной ее части находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.

В селе Лыхны Гудаутского района расположен храм Успения Пресвятой Богородицы построенный в Х вв. Само село является историческим центром Бзыбской Абхазии. С 1808 по 1864 являлось официальной резиденцией владетельного князя Абхазии и её столицей.

Недалеко от форелевого хозяйства, где мы были, располагается наскальный монастырь. Доподлинно неизвестно ни время постройки, ни точное назначение этого объекта. По одной из версий, он построен в XII веке как убежище для абхазской знати во время пиратских набегов с моря. Об этом косвенно свидетельствует ряд бойниц, направленных на тропу. В мирное время замок облюбовали монахи-аскеты, которые предположительно занимались разведением рыбы.

Илорская церковь святого Георгия, сооружена в XI веке.

Моквский собор, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг).

Узор на внешней стене храма.

Остатки росписи внутри храма.

Успенский собор Драндского монастыря. Предположительно, был построен в VI-VII веках.

Сейчас в одном из сохранившихся монастырских помещений располагается единственная в Абхазии тюрьма.

В заключении поста – Каманский храм святого Иоанна Златоуста. Этот древний храм относится к XI веку.

Двери.

Вот и все, спасибо за внимание.

Предыдущие посты об Абхазии:http://andrewboykov.livejournal.com/17574.htmlhttp://andrewboykov.livejournal.com/17691.htmlhttp://andrewboykov.livejournal.com/18118.html

ru-travel.livejournal.com


Смотрите также