Культура Франции. Особенности культуры Франции. Культура древней франции
Культура Франции. Особенности культуры Франции :: SYL.ru
Франция — страна, известная во всем мире своим культурным наследием и богатыми национальными традициями, продолжает держать марку законодателя мод и места сосредоточения гурманов и людей с изысканным вкусом. Что же подарила миру культура Франции, и благодаря кому современное поколение с замиранием сердца ждет путешествия сюда?
Говоря о сферах деятельности, где французы достигли колоссальных успехов, нельзя не отметить архитектуру, изобразительное искусство, литературу, кинематограф и музыку. История Франции тесно переплетается с историей других государств, оказавших прямое или косвенное влияние на развитие событий в этой стране. Однако несмотря на восприятие традиций соседей, Франция славится своим особенным стилем и укладом жизни.
Художественная культура Франции: архитектура, живопись, литература, музыка, кинематограф
Одним из самых ярких стилей в архитектуре Франции стал ампир, как явление зародившийся еще в конце XVIII века, накануне Великой революции. Ампир выражал дань французов античному периоду истории в тесном сплетении с мотивами политической борьбы и революционных идей. Основоположником стиля стал живописец Жак Луи Давид, стремившийся выразить в своих творениях любовь к человечеству, свободе, равенству и братству.
Наполеоновский ампир
Особенно ярко отражает желание показать величие страны культура Франции 19 века, когда во главе государства стоял амбициозный и уверенный в собственных силах император Наполеон Бонапарт.
Так называемый наполеоновский ампир был призван пробуждать в гражданах гордость за свою Родину и вызывать ощущение величия за расширяющую границы империю. Однако такое стремление привело к тому, что здания, выполненные в этом стиле, представляют собой, скорее, жесткое и холодное воплощение первоначальных замыслов зодчих, акцентирующих внимание на монументальности и величии, а не на мягких классических формах, лежащих в основе ампира.
Наиболее монументальными и значимыми памятниками того периода стали Церковь святой Марии-Магдалины и Триумфальная арка — копия античной арки Септимия Севера (римского императора). Работа над аркой велась под руководством зодчих Франсуа Фонгена и Шарля Персье. Архитектурная достопримечательность была установлена напротив Дворца Тюильри на площади Каррузель и являлась символом военных побед императора.
Особенности культуры Франции в тот период истории как раз и заключались в необходимости возвеличить правителя государства, укрепив его внутреннее влияние для успешной международной политики.
Инженерный стиль
Вторая половина XIX века ознаменовалась сменой ампира так называемым инженерным стилем, основоположником которого стал архитектор Жорж Эжен Осман. Он выступил с инициативой перепланировки столицы Франции, в результате чего Париж приобрел современный вид.
В этот же период была возведена одна из основных достопримечательностей города — Эйфелева башня.
XX век и модерн
В XX веке культура Франции в области архитектуры ознаменовалась распространением моды на другой стиль — модерн, отражавший современное видение воплощения идей зодчих. Представителями модерна стали архитекторы Эктор Гимари (прославившийся после возведения многоквартирного дома «Замок Беранже») и Ле Корбюзье (занимавшийся в основном проектированием вилл в этом стиле).
Живопись XIX и XX веков
1860-е годы стали знаковой эпохой в развитии французского изобразительного искусства. В этот период качественный прорыв был сделан представителями нового стиля в живописи — импрессионистами. Первыми «ласточками» стали получившие всеобщее признание Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Эдуард Мане, Огюст Ренуар.
Помимо импрессионизма возникли и другие течения, которые со временем распространились в соседних европейских странах или, наоборот, пришли оттуда во Францию — неоимпрессионизм или пуантилизм (представителем которого выступали Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк), постимпрессионизм (отмечен творчеством таких художников, как Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек), фовизм (во главе с Андре Дереном и Анри Матиссом), кубизм (представителем которого выступал Жорж Брак и Марсель Дюшан).
Особо стоит отметить постимпрессионизм, который отчасти перенял художественные принципы импрессионизма, в то же время продолжая искать свой особенный стиль и пути развития в новых формах. На первый план для художников этого направления выходят явления эмпирического мира — формы действительности, желание показать целостную картину мира, а не сиюминутное впечатление.
Неизгладимое впечатление на современников произвело возникновение фовизма — художественное течение, отличавшееся динамикой, выразительностью красок, ярким колоритом, резкостью мазков и чистотой. Представителей этого стиля прозвали «дикими», так как их работы ассоциировались с напором и дикостью животных.
Литература XIX века
Особое внимание стоит уделить французской литературе XIX века. В этот период широкое распространение получает символизм с его недосказанностью, загадочностью, намеками и символами. Яркими представителями направления были Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и Стефан Малларме.
Середина XIX века является, пожалуй, наиболее насыщенным периодом в истории литературы Франции, когда на ее ниве творили такие выдающиеся писатели-прозаики, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Стендаль, Гюстав Флобер, Проспер Мериме, Ги де Мопассан.
Ставшие классическими труды «Три мушкетера», «Собор Парижской Богоматери», «Двадцать тысяч лье под водой», «Отец Горио», «Красное и черное», «Госпожа Бовари», «Кармен», «Милый друг» до наших дней возглавляют списки самых читаемых и любимых произведений мировой литературы.
Знаковый XX век во французской литературе
XX век стал знаковым для истории французской литературы: четырнадцать писателей удостоились Нобелевской премии за свои труды на литературном поприще. Среди них Ромен Роллан, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Такого успеха не знала ни одна другая страна.
Кроме того, в 1903 году во Франции была учреждена Гонкуровская премия, которая считается наиболее престижной в этой области для французских авторов. Из выдающихся литераторов XX века, имевших честь быть отмеченными этой премией, стоит выделить Альфонса де Шатобриана, Марселя Пруста, Жан Жака Готье.
Культура Франции 20 века — отличный пример того, как новаторство и нетрадиционный подход позволяют сделать большой рывок в духовном развитии народа и пересмотреть моральные ценности и устои, проанализировав их, в частности, через призму литературных взглядов.
Музыкальное искусство XIX и XX веков
Так же как и в литературе, в музыкальном искусстве Франции расцвет пришелся на XIX век.
Известность и слава пришли к таким выдающимся музыкантам, как Гектор Берлиоз, Жак Оффенбах, Жорж Бизе.
Стремительно развивается и новый жанр — большая французская опера, в сюжетах которой отражена в основном история Франции. Опера сопровождалась пышными постановками и массовыми хоровыми сценами, которые использовались для достижения большего эффекта. Колоритным образцом нового жанра стало произведение ее основоположника - Даниэля Обера - «Немая из Поричи».
Во второй четверти XIX века большая французская опера превращается в ведущий жанр на подмостках театров. Классикой стали работы композитора Жака Франсуа Фроманталь Эли Галеви «Жидовка», оперы Джакомо Мейербера «Пророк» и «Гугеноты».
Последняя треть XIX века выявила основные тенденции в музыке. Все большее распространение получали массовые формы концертно-театрального быта, симфонические и камерные концерты. Значительную роль в оживлении музыкальной жизни этого периода сыграло «Национальное общество», созданное в 1871 году. Его целью была пропаганда произведений французских композиторов. В течение 30 лет по инициативе общества было проведено более 300 концертов.
От классики к современности
Национальная культура Франции в XX веке формировалась под влиянием общемировых тенденций. Так, особой популярностью стал пользоваться французский шансон, прославивший непревзойденную Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жоржа Брассена и Сержа Генсбура.
Набирает популярность и эстрадная музыка в лице Джо Дассена, Далиды, Мирей Матье и Патрисии Каас.
Если говорить в общем, то культура Франции в сфере музыкального искусства может похвастаться приверженностью классическому жанру. Об этом свидетельствуют многочисленные концертные площадки, залы, театры, в которых как в XIX-XX веках, так и в настоящее время проходят фестивали классической музыки и разнообразные концерты.
Французский кинематограф
Чем еще, кроме архитектуры, живописи, литературы и музыки гордится Франция? Культура и традиции этой страны настолько богаты, что перечислять достижения французов можно долго. Одним из самых весомых вкладов считается создание в 1895 году аппарата для съемки и проекции на экран изображения братьями Люмьер. Это событие стало поворотным моментом в развитии как французского, так и мирового кинематографа.
40 — 50-е годы XX века познакомили мир с лучшими экранизациями французской классики - «Красное и черное», «Пармская обитель». Мировую известность получили блестящие актеры — Жан Маре, Жерар Филип, Луи де Фюнес.
Не менее знаковыми стали следующие два десятилетия XX века, открывшие миру потрясающих мастеров своего дела — Жана-Поля Бельмондо, Жана Моро, Катрин Денёв, Жерара Депардье, Анни Жирардо, Алена Делона и Пьера Ришара.
Правительство страны активно поддерживает развитие кинематографа. Так, в 1976 году была учреждена национальная кинопремия «Сезар». Также ежегодно во Франции проводится всемирно известный Каннский кинофестиваль.
Культура Франции внесла весомую лепту в развитие мировой культуры, дав жизнь многим направлениям и течениям в различных областях знаний и оставив в наследие современным поколениям богатый арсенал для дальнейшего развития.
www.syl.ru
КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ В XI - XIII в.в.
Изменения, произошедшие в XI и XII вв. в социально-экономической жизни Франции, получили своё отражение и в сфере идеологии. Главным являлось здесь то, что именно в это время во Франции зародилась городская культура и многовековая монополия католической церкви в области образования впервые оказалась нарушенной.
Наибольший интерес в истории духовной культуры в городах Франции XI—XIII в.в. представляет та её часть, которая уходила своими корнями в народное творчество. Именно эта культура, открыто противостоявшая феодально-церковной культуре господствующего класса и называемая в дальнейшем ранней городской культурой, носила глубоко прогрессивный характер и определяла то новое, что внесли горожане в культуру средневекового общества на первом этапе развития городов во Франции. Тесная связь, существовавшая между ранней городской культурой и творчеством крестьянских масс, была вполне естественной, ибо ремесленное население первых городов вышло из среды крепостных крестьян.
Непосредственными выразителями и носителями музыкального и драматургического творчества во Франции XI—XII в.в. были так называемые жонглёры (скоморохи), нередко являвшиеся одновременно фокусниками, акробатами и дрессировщиками животных. Условия жизни народных певцов и актёров были очень тяжёлыми, как свидетельствует об этом содержание любопытнейшей народной сказки «О жонглёре, побывавшем в аду». Содержание её сводится к следующему. Некогда во Франции жил деревенский скрипач-жонглёр, «лучший человек на земле, который ради денег не захотел бы поспорить даже с ребёнком». Коротая свой век всегда без копейки денег и плохо одетый, под ветром и ледяным дождём, жонглёр, несмотря на невзгоды, был неизменно весел. Когда же умер, он очутился в аду, где дьявол судил свои жертвы — попов, воров, епископов, аббатов и монахов. Все они, как повествует сказка, были осуждены и брошены дьяволом в адский котёл, а жонглёру было приказано поддерживать под котлом вечный огонь. Не возникает никаких сомнений в том, что все симпатии неизвестных создателей этой народной сказки находились на стороне скрипача-жонглёра. И по происхождению, и по условиям жизни жонглёры в большинстве своём принадлежали к народу. Естественно, что и искусство их было глубоко народным.
В тех сценках, которые разыгрывали жонглёры, они не щадили ни феодалов, ни представителей клира. В хрониках сохранились описания подобных сценок. Так, например, в одной из хроник рассказывается о некоем жонглёре — дрессировщике животных, который специально приходил на рыцарские турниры и приводил туда с собой двух обезьян для того, чтобы «обучить» их военным приёмам рыцарей. Затем, посадив на собак «обученных» таким способом обезьян (в полном рыцарском вооружении), этот жонглёр заставлял их сражаться друг с другом наподобие рыцарей. Нетрудно представить себе, какой шумный успех имела столь злая карикатура на военные рыцарские игры (турниры) у простого народа. Выступая на всех народных сборищах, связанных с праздниками, крестинами, свадьбами или же просто ярмарочными днями, жонглёры являлись там желанными гостями. Напротив, со стороны церкви творчество жонглёров вызывало сильнейшую ненависть.
Церковь неоднократно осуждала это творчество на церковных соборах, а самих жонглёров лишала элементарных гражданских прав, допускала безнаказанность их убийства и запрещала их похороны на кладбищах. Музыкальное, поэтическое и драматическое творчество жонглёров казалось церкви тем более опасным, что оно находило живое сочувствие со стороны городских масс.
Теснейшим образом была связана с народным хоровым пением городская музыка. В сюжетах и мотивах песен городских ремесленников повторялись сюжеты и мотивы крестьянских песен. Не менее тесно было связано с искусством жонглёров, с народными игрищами и деревенскими ряжениями, с крестьянскими праздниками и обрядами то городское драматическое искусство, которое прямо противостояло церковной литургической драме. Об этом свидетельствует популярнейшая в середине XIII в. «Игра о Робене и Марион», написанная аррасским горожанином Адамом де ла Аль (1238—1286).
Очень важно отметить, что сама литургическая драма, т. е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви её служителями (X—XI вв.), по мере развития городов становилась всё более светской. В театральные действия, которые с середины XII в. разыгрывались уже не на латинском, а на французском языке, постепенно вводились всевозможные эпизоды чисто мирского бытового и комического характера. Исполнителями ролей становились горожане, а сами пьесы (миракли) разыгрывались уже прямо на городской площади.
Народное влияние сказалось и на городской литературе Франции XI – XIII века. В середине XII столетия в городе возник жанр реалистической стихотворной новеллы на народном языке. В так называемых фаблио (от латинского слова «fabula» — басня) горожане высмеивали различных представителей феодального класса и обличали всевозможные пороки католического клира. Корыстолюбивым и лживым попам и монахам авторы ряда фаблио, в большинстве случаев оставшиеся неизвестными, противопоставляли положительных героев, вышедших из среды народных масс, находчивых, умных и обладающих поистине народным юмором. Об уме и находчивости людей из народа свидетельствовали сюжеты фаблио «Крестьянин-лекарь» и «О виллане, который тяжбой приобрёл рай».
Примерно в это же время во Франции возник и городской сатирический эпос, крупнейшим памятником которого, очень близким к фаблио и по народному языку, и по идейному содержанию, являлся «Роман о Лисе», слагавшийся во Франции в течение многих десятилетий (с конца XII до середины XIV в.) и обращённый своим остриём против господствующего феодального класса.
Антифеодальной идеологией был проникнут и законченный в 80-х годах XIII в. Жаном де Меном «Роман о Розе». Роман этот был начат Гильомом де Лорисом (умершим в 1240 г.) в духе рыцарской поэзии. Направляя стрелы своей сатиры на феодальную мораль и на лицемерие паразитствующего духовенства, Жан де Мен не ограничивался этим и открыто выступал против социального неравенства, царящего в феодальном обществе. Интересно произведение Жана де Мена и тем, что, являясь своего рода энциклопедией знаний тогдашнего времени, оно содержало не только чисто рационалистические, но в какой-то степени и материалистические тенденции.
С XIII столетия в городской литературе Франции появились произведения и непосредственно отражавшие интересы самых бедных слоев населения. Их выразителем являлся поэт Рютбёф (1230—1285), живший в Париже. Глубокое возмущение Рютбёфа вызывало богатое духовенство. С неменьшим осуждением Рютбёф относился и к папству. Понятно, что католическая церковь боялась поэзии Рютбёфа, доступной широким слоям горожан, поскольку Рютбёф писал стихи на родном языке, и осудила его сочинения на сожжение.
france.promotour.info
КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ В XIII - XV в.в.
Большие изменения в XIV—XV вв. произошли и в области художественной литературы Франции, отразившей в своём содержании обострение классовой борьбы во Франции и подъём патриотических настроений среди её народных масс.
Поэзия господствующего класса во Франции XIV—XV в.в. была представлена творчеством таких поэтов, как Машо, являвшегося одновременно и музыкантом (около 1300 — 1377), Христина Пизанская (1364 — 1430), Карл Орлеанский (1394 — 1465) и др. Машо явился родоначальником поэтической школы в области любовной лирики. Христина Пизанская воспевала высшую знать и выступала против народных восстаний, но в то же время она скорбела о разорении Франции и приветствовала победы Жанны д'Арк. В творчестве Карла Орлеанского (проведшего 25 лет в плену у англичан после битвы при Азенкуре) патриотические мотивы звучали ещё явственней.
Наиболее ярким представителем художественной прозы господствующего класса являлся Антуан де Ла-Саль (1388 — 1462), который создал роман «Маленький Жан де Сентре», отразивший в своём содержании перемены, происходившие в обществе. Начинающийся в стиле, близком к куртуазной литературе, этот роман заканчивался сатирическим изображением «идеальной» рыцарской любви и содержал в себе чисто реалистические характеристики.
Буржуазная литература Франции в XIV—XV в.в. была представлена именами Жоффруа Парижского, Эсташа Дешана, Алена Шартье и др. Весьма интересна «Рифмованная хроника» Жоффруа Парижского, составленная в начале XIV в. и свидетельствовавшая о росте социального самосознания буржуазии. Превознося деловитость, ум, политические способности и доблесть богатого буржуа, Жоффруа заявлял, что люди должны оцениваться не по знатности их происхождения, а по их личным качествам. Он твердо стоял за политическое единство страны и союз городов с королевской властью, хотя и осуждал чрезмерные налоговые тяготы, накладывавшиеся королями на горожан. Выражая презрение к «простому народу» и «мелкому люду», Жоффруа в то же время с большим реализмом рисовал крайнюю нищету городских масс Парижа, их ненависть к Филиппу IV Красивому и подробно описывал «монетный бунт» в столице в 1306 г., направленный против этого «короля-фальшивомонетчика».
Эсташ Дешан (около 1346—1406), хотя и примыкал к школе Машо, поэзия которой отвечала вкусам придворной знати, вносил тем не менее в своё творчество мотивы, свидетельствовавшие о несомненной принадлежности поэта к третьему сословию. Тематика стихотворений Эсташа Дешана была очень разнообразна. Он осмеивал прелатов, королевских советников и дворян, бежавших из Парижа во время восстания «вооружённых молотами» (1382 г.), осуждал французских феодалов за их поражения в Столетней войне и высказывал сочувствие к страданиям народа. Методы революционной расправы народных масс со своими угнетателями были Дешану чужды. В то же время большое возмущение с его стороны вызывала фискальная политика королевского правительства.
Ален Шартье (1392 — около 1430), так же как и Дешан, высказывал возмущение развращённостью высшей знати, которая губит родную страну. Особенно ярко его патриотические настроения сказались в «Обличительном разговоре четырёх», в котором Франция была представлена в виде страдающей матери, а духовенство, дворянство и народ — в виде трёх её сыновей. Мать горько упрекала дворянство и духовенство по поводу побед англичан в Столетней войне, а народ обвинял дворянство в грабежах, напастях и бесчинствах по отношению к своим же крестьянам. Оправдываясь, дворянство в свою очередь обвиняло народ в «мятежах», причём к осуждению последних присоединялся и сам автор.
Таким образом, выражая до некоторой степени интересы народных масс в их стремлении к политическому единству страны и к победе над чужеземными захватчиками, представители французской буржуазной литературы XIV—XV вв. в то же время выступали против трудящихся, решительно осуждая революционные методы их расправы с феодалами. В этом ярко сказывалась социальная ограниченность французской буржуазии в XIV—XV вв.
Подлинно народной литературой являлись народные песни (любовные, застольные, эпические, бытовые и пр.), которые были впервые записаны в середине XV столетия, и так называемые компленты (жалобы) периода Жакерии и Столетней войны («Комплент о бедном простонародье и бедных пахарях» и др.). Компленты составлялись народными поэтами, но известен по имени лишь один из них — Оливье Баслен, или Башлен, из Нормандии. Сукнодел-валяльщик по профессии, Баслен был участником партизанской народной борьбы с англичанами и погиб в одном из столкновений с ними в 1450 г.
Народное творчество Франции XIV—XV в.в. было проникнуто реализмом и глубокими патриотическими чувствами. Несомненно, что в это народное творчество уходила своими корнями поэзия крупнейшего поэта XV в. Франсуа Мон-Корбье, известного больше под именем Вийон (1431 — около 1463). Свидетель страшного разорения Франции на последнем этапе Столетней войны, воспитанник Парижского университета, бродяга-бунтарь, Вийон превосходно знал жизнь низших слоев общества и отразил в своём творчестве глубокие классовые противоречия современности. В своих поэтических произведениях Вийон реалистически изображает окружавшую его жизнь и, обращаясь к сатире, едко высмеивает и университетскую среду, и моральное разложение господствующего класса. Одновременно Вийон изображает страдания простого народа, с жизнью которого он познакомился во время своих бесконечных скитаний по дорогам Франции. Он издевается над богачами, ростовщиками, монахами и феодалами, беспощадно срывая покровы с самых тёмных сторон феодального общества. Но его поэзия полна противоречий: являясь страстным поклонником всех земных радостей, Вийон был вместе с тем подвержен приступам самой чёрной меланхолии, нашедшей выражение в таких его произведениях, как известная «Баллада о повешенных». В то же время Вийон полон живого интереса к человеческой личности и её переживаниям. В этом смысле он выступает как непосредственный предшественник французского Возрождения.
france.promotour.info
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ФРАНЦИИ (20 000 – 1 000 лет до н.э.)
В то время как на севере Европы медленно исчезали ледники последнего оледенения и шла последовательная смена климатических стадий, в южных районах Западной Европы не было столь резких колебаний в природных условиях. Самым существенным событием здесь явилась смена сурового климата конца ледникового времени сначала относительно более тёплым и сухим, а затем влажным лесным климатом. К этому последнему периоду относятся находки в пещере Мас-д'Азиль в Арьеже (Франция, предгорья Пиренеев), представляющей собой гигантский туннель длиною около 400 м, по которому и в настоящее время протекает прорывшая его в глубокой древности река Ариз. Люди издавна, оценили удобства этого обширного подземного коридора, по сторонам которого имеется много боковых камер. Между мадленскими слоями, залегающими в основании, и поверхностными отложениями времени неолита и века металла был найден слой с многочисленными и характерными остатками материальной культуры. По этим находкам было дано наименование целому культурному периоду ("Азильская культура") не только в указанном районе Франции, но и далеко за её пределами.
Азильцы, обитатели пещеры в мезолитическое время, как и их мадленские предшественники, занимались охотой на диких животных, состав которых, однако, уже резко изменился. Полностью исчезли представители древней арктической фауны. Место северного оленя занял благородный олень, вместе с ним распространились и другие животные, обитавшие в широколиственных лесах умеренного пояса,— бобр, бурый медведь, кабан, барсук. Другой особенностью азильских отложений является обилие раковин съедобных моллюсков, преимущественно лесных улиток. Характерно, что в азильское время по сравнению с более ранним, мадленским, костяные изделия, в особенности гарпуны, становятся более грубыми. Такие гарпуны появились на смену более совершенным и разнообразным по форме Мадленским гарпунам потому, что рыхлый внутри рог благородного оленя уже не обладал прочностью рога северного оленя, поэтому при изготовлении гарпунов поневоле приходилось ограничиваться одной только наружной коркой рога.
Вместо разнообразных по типам и формам, а также относительно крупных по размерам кремниевых изделий, свойственных верхнему палеолиту, теперь широко распространяются менее крупные изделия определённых стандартизованных форм, геометрические по очертаниям, в том числе сегменты и острия с одним дугообразно ретушированным лезвием, а также небольшие округлые скребки.
Одновременно произошли и другие изменения в культуре людей азильского периода. Наиболее яркой особенностью инвентаря азильских пещерных стоянок является раскрашенная галька. Открывший их, французский учёный Э. Пьетт увидел в них знаки древнейшей письменности, свидетельствующие, по его убеждению, о существовании в Мас-д'Азиле грандиозной подземной школы писцов каменного века. Рисунки на гальке из Мас-д'Азиля уцелели потому, что галька лежала в совершенно сухом слое пыли. Эта галька имела серый или беловатый фон и была разрисована, смешанной с жиром, красной краской различных оттенков. Иногда же гальку предварительно окрашивали в светлорозовый цвет и затем уже наносили на нее более темный рисунок. Рисунки на гальке имеют вид опальных пятен, поперечных полос и различных схематических фигур, в том числе крестов, зигзагов, решеток, звезд и, по-видимому, солнца; лишь в немногих случаях эти рисунки напоминают стилизованные фигуры людей или животных.
Такая же раскрашенная галька была обнаружена вместе с типичными предметами азильской культуры из камня и кости также в пещере Крузад около Нарбонна, в пещере Риета в Кантабрийских горах в Испании, в Бирзеке (Швейцария) и в других местах. В пещере Бирзек было обнаружено 225 галек, из которых 120 полностью или частично сохранили раскраску, остальные, по-видимому, первоначально также были раскрашены. Галька лежала отдельными скоплениями, своего рода гнёздами, которые были намеренно разбиты.
Для понимания смысла и назначения раскрашенных азильских галек и, в частности, того, что произошло в пещере Бирзек, интересны этнографические сведения о верованиях австралийцев племени арунта, обитавших в Центральной Австралии. В культе племени арунта существенное место занимали так называемые чуринги. Чуринги выделывались из дерева и камня. Они нередко раскрашивались красками; такие раскрашенные каменные чуринги очень похожи по виду на азильскую гальку. По представлениям арунта, чуринги служили вместилищами для душ сородичей. Каждый мужчина и каждая женщина арунта имели свою чурингу, где якобы пребывали их собственные души, унаследованные от умерших сородичей. Ввиду такого важного значения чуринг они тщательно охранялись и их прятали от врагов в пещерах. Гальки, найденные в пещере Бирзек, имели, по-видимому, сходное назначение и были разбиты врагами.
Столь же любопытным фактом, рисующим верования азильцев, являются остатки погребений того времени. В пещере Офнет (около г. Нордлингена в Германии) оказались две ямы, в которых целыми гнёздами лежали одни лишь черепа, густо засыпанные красной охрой. Такой же обычай устраивать коллективные захоронения черепов в пещерах существовал в недавнее время у племени ведда на Цейлоне, где он был связан с родовым культом, с почитанием духов умерших сородичей.
france.promotour.info
Искусство Франции: общая характеристика, история
История искусства Франции охватывает огромный исторический период, начиная с эпохи античности и до нашего времени.
Франция - удивительная страна, которой свойственна таинственность и утонченность, блеск и изысканность, возвышенность и особенная тяга ко всему прекрасному. И история формирования ее уникального, ставшего эталоном, такого разнообразного и уникального искусства не менее удивительна, чем само государство.
Предпосылки формирования Франкского королевства
Чтобы разобраться в особенностях возникновения и развития искусства Франции, необходимо совершить экскурс в историю еще античного периода, когда территория современного французского государства входила в состав Великой Римской империи. В IV веке начались активные перемещения варварских племен от берегов Рейна к границам империи. Их нападения и периодические вторжения в римские земли, которые подвергались разорению, сильно подрывали государство латин. А в 395 году и сама Римская империя разделилась между сыновьями действующего императора на две части: Феодосий завещал наиболее богатую восточную часть своих территорий старшему сыну Аркадию, а западную передал младшему сыну - Гонорию. Разделение Великой Римской империи на части ослабило и без того уже непрочное римское государство и сделало его более уязвимым для внешних врагов.
Территория современной Франции входила в состав западной части бывшей Великой Римской империи. Сильный удар в 410 году нанесли Риму войска вестготов, которые возглавлял Алларих. Последний римский император слабого государства спрятался в Равенне, бросив вечный Рим. Именно там его и настигло войско Одоакра - одного из ведущих военачальников вестготского племени. Именно с этим событием, состоявшимся в 476 году, и связывают окончательное падение Римской империи. По отвоеванным землям в результате начавшегося Великого переселения стали возникать варварские государства. В V веке в части Галлии возникло и государство франков.
Франкское государство и развитие французского искусства
Франки - это группа племен, издревле расселявшихся по берегам Рейна в его нижнем течении и у побережья Балтийского моря. Основателем первого франкского королевства в Европе стал молодой вождь франков Хлодвиг Меровинг, который разгромил войско римского наместника в Галии в битве при Суассоне и захватил подвластные ему территории. На новых территориях он расселил своих сподвижников - франков, одарив их земельными наделами, провел ряд государственных реформ как в области государственного управления, так и в судебно-законодательной сфере, введя в действие уникальный документ - "Салическую правду", составленный на основе родовых порядков племени салических франков. Кроме того, особое внимание было уделено Хлодвигом выбору веры. Принятие христианства не только укрепило новое государство, но и повлияло на формирование франкского искусства.
После того как династия Меровингов стала ленивой в делах управления, жизнь в королевстве становилась все более тяжелой. Знать захватывала королевские земли. Процветала вседозволенность в управлении знатью своими наделами и крестьянами. Увеличивалось обнищание населения. В VIII веке нависла и внешняя угроза от кочевых арабских племен. Власть в свои руки взял один из управляющих последнего меровингского короля Карл Мартелл. Он провел ряд реформ, которые помогли укрепить государство и победить арабов. А сын Карла Мартелла Пиппин Короткий был избран на совете знати новым королем франков. Этот выбор был подтвержден и папой римским. А первым франкским императором стал сын Пиппина Короткого Карл, за которым в истории закрепилось прозвище Великий. Именно Карлу франкская империя обязана особым этапом расцвета культуры и искусства, который называют Каролингским возрождением.
Искусство "изначальных" франков
Если понимать особенности рождения и становления франкского государства, то становится понятной и судьба культурного наследия, находившегося издревле на франкских территориях. Это было в основном развитие античной цивилизации: мосты, жилая и храмовая архитектура, скульптура и литература, театр и декоративно-прикладное искусство. Однако христианские церковники не считали необходимым сохранение этих культурных богатств, но пользовались той их частью, которую можно было приспособить к отправлению религиозного культа и к жизни обывателя. Так, богослужение в христианских церквях проходило на латыни, на том же языке писались и церковные книги.
Использовать архитектурные находки Античности пришлось для того, чтобы начать возведение храмов и монастырей, использование знаний по астрономии помогло высчитывать даты церковного календаря, который в эпоху Средневековья декларировал жизнь всего королевства. Также франки приспособили к своим нуждам и систему образования поздней Римской империи. Примечательно, что комплекс учебных предметов, изучавшихся во франкских школах, назывался "Семь свободных искусств". О каких же искусствах шла речь? В так называемый тривиум входили науки о слове: грамматика, риторика и диалектика. В квадривиум включались науки о числах: арифметика, геометрия, музыка как вычисление музыкальных интервалов и астрономия.
В декоративно-прикладном искусстве преобладали традиции варварского творчества, которое характеризовалось использованием в качестве основных мотивов растительных и животных орнаментов и изображений чудовищ или существ, в реальности не существующих и часто имеющих достаточно устрашающий вид. Такой тип искусства и называют терратологический или чудовищный.
Искусство и культура Каролингского возрождения
Период правления Карла Великого характеризуется небывалым подъемом культуры. Одной из причин тому является сама личность императора - хорошо образованного и высококультурного человека. Он свободно говорил и читал на латинском языке, понимал греческий, увлекался богословием и философией. Одним из уникальных архитектурных сооружений этого периода стала удивительная по своему художественному оформлению дворцовая церковь в Ахене.
Развивалось и искусство создания рукописных книг: они писались практически каллиграфическим почерком и украшались прекрасными миниатюрами. Среди книг были как богословские сочинения, так и анналы - повременная по годам запись событий, происходивших во Франкской империи.
В империи открывались школы, ориентированные на начальное и элитарное обучение. Создателем первых был соратник Карла Алкуин. А элитарная школа, открытая в Ахене, объединяла ученых, семью императора и весь двор Карла Великого. В школе, названной "Придворной академией", велись философские беседы, изучали Библию и культуру Античности, загадывали загадки и слагали стихи. А один из членов Академии написал первую светскую биографию "Жизнь Карла Великого".
Именно в эпоху Каролингского возрождения были заложены основы сохранения и возрождения традиций античной культуры и база для дальнейшего развития культуры франков.
Формирование Франции как государства
За время правления потомков Карла Великого созданная им империя все более ослаблялась. Когда империя была разделена между сыновьями Карла, Западная ее часть отошла к старшему сыну Лотарю. А его потомки продолжили ослабление раздробленного государства. Империя пала. Последние из Каролингов окончательно потеряли влияние и были низложены. Знать передала право правления могущественному в то время графу парижскому Гуго Капету. Именно восточная часть бывшей Франкской империи стала именоваться Францией. Благодаря правлению Капетингов новое государство не только возродилось, но и получило новые возможности для своего развития, в том числе и культурного.
Народное искусство средневековой Франции
В театре и музыке средневекового периода тоже произошел ряд изменений по сравнению с античным. Христианская церковь считала актеров пособниками дьявола и всячески преследовала артистическую братию. В результате театр как массовое явление существовать перестал, сооружения театров и стадионов постепенно приходили в состояние разрухи, а актеры стали образовывать бродячие труппы и играли для народа на перекрестках дорог, ярмарках и площадях. Мобильные группы универсальных актеров - гистрионов были менее удобным объектом для преследования церковью и властями, ей подчинявшимися и преследовавшими при этом свои цели в связи с особенностью направленности творчества гистрионов и трубадуров - бродячих музыкантов. Особую группу составляли ваганты - бывшие студенты или монахи, владевшие стихосложением и основами музыкального искусства, которые бродили одиночками по дорогам и в своих произведениях или пели о плотской любви, или обличали разлагающуюся церковь и гнилое государство.
Три сферы развития средневекового искусства
9/10 населения средневековой Франции были крестьянами. Потому основную культуру государства можно определить как крестьянскую. Большую часть дня средневековый крестьянин проводил в трудах на земле феодала. Но это вовсе не означает, что у него не было потребности и времени для общения с культурой и искусством. В основном это были песенное и танцевальное творчество, соревнования в силе и ловкости. Особое место в общении с искусством занимали просмотры представлений гистрионов. Развивалось и устное народное творчество. Мудрость народа нашла свое отражение в фольклоре: сказках, песнях, пословицах и поговорках. Главной темой сказочников было посрамление глупого богача бедным, но добрым бедняком, происходившим, как правило, из крестьянской семьи. Сказки были остросоциальными: вскрывали пороки общества в сфере отношений знати и крестьянства, а также рассказывали о тяжкой доле крестьян. Создавались и легенды, баллады, воспевающие подвиги народных героев, сражающихся за честь и достоинство обычного человека и против феодального произвола.
Второй стороной средневековой культуры и искусства была жизнь городов, рост и расцвет которых наблюдались начиная с IX века. Появление такого сословия, как буржуа, стало началом развития буржуазной культуры. Быстро совершенствовалось мастерство ремесленников. Видоизменялись принципы их работы и качество создаваемых изделий, многие из которых сейчас имеют высокую ценность как шедевры декоративно-прикладного искусства. Именно из этого времени пришло в наш обиход такое слово, как "шедевр". Каждый мастер, вступающий в цеховое братство, должен был продемонстрировать свое мастерство и изготовить идеальное изделие. Это и был шедевр. Постепенно формировалась система взаимодействия и конкуренции цехов, что первоначально стало мотиватором в развитии ремесел. Однако со временем цеха стали мешать ремеслам развиваться, так как конкуренты не желали, чтобы их обошли наиболее талантливые мастера, а иногда не хотели, чтобы секрет процесса изготовления изделия или материала для него попал в руки конкурентов. Часто члены цехового братства даже уничтожали изобретения, а подчас и преследовали их создателей.
Третьей стороной средневековой культуры и искусства было существование обособленного мира аристократии - феодалов. Как правило, все феодалы несли воинскую повинность перед королем, будучи его личными вассалами. Феодалы помельче были вассалами у своих властителей - баронов, графов и т. д. Неся конную воинскую службу, они представляли собой такое явление средневекового общества, как рыцарство. Рыцарская культура характеризовалась и своим особенным искусством. К таковому относится искусство создания рыцарских гербов - объемных опознавательных знаков рыцарского рода или отдельного рыцаря. Делали гербы из дорогих материалов - золота и серебра, эмали и меха куницы или белки. Каждый герб был важным историческим источником и очень ценным произведением искусства.
Кроме того, в рамках рыцарской культуры мальчиков - будущих рыцарей - обучали и таким искусствам, как пение и танец, игра на музыкальных инструментах. Они были с детства обучены хорошим манерам, знали много стихов, и многие из рыцарей сами писали стихи, посвящая их прекрасной даме. И конечно, необходимо вспомнить об уникальных памятниках средневековой архитектуры - рыцарских замках, возводимых в романском стиле, а также удивительных храмах, возводившихся во всех городах Франции сначала в романском, а позже - в готическом стиле. Самыми известными храмами считаются собор Парижской Богоматери в Париже и Реймский собор - место коронования французских монархов.
Искусство Франции: Возрождение
Эпоха Возрождения, связанная с новым витком интереса к античному культурному наследию и искусству, зародилась в солнечной Италии в XIV веке. Во Франции веяния Ренессанса нашли отражение в культуре и изобразительном искусстве только в конце XV века. Но и длился этот период во Франции дольше, чем в Италии: не до XVI, а до XVII века. Подъем в области культуры и искусства во французском государстве был связан с завершением объединения страны при Людовике XI.
Размежевание с готическими традициями в искусстве Франции произошли в связи с частыми походами королей в Италию, где они познакомились с удивительным итальянским искусством эпохи Ренессанса. Однако, в отличие от Италии, искусство этого периода во Франции было более придворным, чем народным.
Что касается народности французского искусства, то ярким представителем его в литературе стал замечательный поэт Франсуа Рабле, создававший образные, остроумные и жизнерадостные поэтические произведения.
Если же говорить об изобразительном искусстве этого периода, то следует отметить, что в богословских миниатюрах и в светской литературе нашли воплощение реалистические тенденции. Самым первым художником этого периода развития искусства Франции стал Жан Фуке, оставивший потомкам огромное наследие в виде портретов аристократов и королевской семьи, книжных миниатюр, пейзажей, диптихов с изображением Мадонны.
Маргарита Наваррская приглашала во Францию и итальянских мастеров эпохи Возрождения: Россо и Приматиччо, которые стали основателями школы Фонтенбло - направления во французском искусстве живописи, возникшем в имении Фонтенбло. Это течение основывалось на принципах маньеризма, представителями которого являлись изначально основатели школы, и характеризовалось использованием мифологических сюжетов и запутанных аллегорий. Сохранились источники, называющие и другие имена мастеров, участвовавших в оформлении замка Фонтенбло: итальянцы Пеллегрино и Жюст де Жюст, французы Симон Леруа, Клод Бадуэн, Шарль Дориньи, фламандец Леонард Тирей и др.
В XVI же веке во Франции активно развивался жанр портрета, живописного и карандашного. Особенно интересны работы Жана Клуэ, написавшего портреты почти всего французского двора.
Скульптура этого периода во Франции связана с именем Мишеля Коломба, мастерски выполнявшего в том числе рельефные изображения и философской трактовки надгробия. Также интересны работы Жана Гужона, пронизанные особой музыкальностью и поэтичностью образов и манеры исполнения.
Противовесом гармоничного и идеального в своей красоте и изяществе творчества Гужона стали произведения другого скульптора этого периода - Жермена Пилона. Они сродни по своей экспрессии и гипертрофированности передаваемых чувств и переживаний работам экспрессионистов XIX века. Все его персонажи глубоко реалистичны, даже натуралистичны, драматичны и мрачны.
Искусство Франции: 17 век
XVI век был эпохой войн и разрухи для французского государства. В первой четверти XVII века власть во Франции укрепилась. Особенно быстро пошел процесс централизации власти при Людовике XIII, когда всем в стране заправлял кардинал Ришелье. Народ стонал под гнетом аристократии и тяготами ежедневного труда. Однако абсолютистская монархия способствовала не только укреплению и увеличению мощи Франции, но и тому, что в этот период страна стала одной из ведущих среди прочих европейских государств. Это, несомненно, отразилось и на развитии и основных тенденциях культуры и искусства в стране.
Искусство Франции 17 века условно можно определить как официальное придворное, которое было выражено помпезным и декоративным стилем барокко.
В противовес парадности и преувеличенной декоративности барокко в искусстве Франции выделилось два направления: реализм и классицизм. Первое из них было обращением к отражению реальной жизни такой, какой она и была, без прикрас. В рамках этого направления развиваются бытовой жанр и портрет, библейский и мифологический жанры.
Классицизм в искусстве Франции отражает прежде всего тему гражданского долга, победу общества над личностью, идеалов разума. Они позиционируются как противопоставление несовершенству реальной жизни, идеал, к которому нужно стремиться, жертвуя даже личными интересами. Все это в основном имеет отношение к изобразительному искусству Франции. Основой для искусства классицизма стали традиции античного искусства. И это нашло наибольшее отражение в классицистической архитектуре. Кроме того, именно архитектура была наиболее зависима от практических интересов государства и была полностью подчинена абсолютизму.
Период XVII века во французском государстве характеризуется возведением большого количества градообразующих архитектурных ансамблей и дворцовых сооружений. В этот период именно светская архитектура выходит на первый план.
Если говорить об отражении вышеназваных тенденций в изобразительном искусстве, то следует упомянуть творчество Николя Пуссена - удивительного представителя эпохи, живопись которого воплотила в себе одновременно и обобщенность мировосприятия, и неукротимую энергию жизни античного искусства.
Искусство Франции: 18 век
Что касается искусства Франции XVIII века, то это отдельная тема для длительного разговора. Если кратко, искусство Франции этого периода было протестом на негативные явления в государственной жизни: абсолютизм начал разлагаться, аристократия вела расточительный образ жизни, паразитируя на других слоях общества. Недовольство, возникшее в народных массах, вылилось в буржуазную революцию, в результате которой во Франции установилась республика. Все это отразилось и на искусстве Франции 18 века.
Новый подъем культуры был связан с огромным влиянием на творчество народного начала, которое прежде всего было ярко выражено в музыке. В театре главную роль стала выполнять комедия, активно развивался ярмарочный театр масок, искусство оперы. Все меньше творцы обращались к религиозной тематике, все активнее развивалось светское искусство. Французская культура этого периода была очень разнообразна и насыщена контрастами. Искусство реализма обратилось к раскрытию мира человека разных сословий: к его чувствам и переживаниям, бытовой стороне жизни, психологическому анализу.
Искусство Франции 19 века
Двигаемся дальше. Поговорим кратко об искусстве Франции XIX столетия. Жизнь государства этого времени характеризуется очередным витком роста недовольства народа и выраженными революционными настроениями после реставрации французской монархии. Тема борьбы и героизма стала одной из ведущих в изобразительном искусстве. Она отражалась и в новых направлениях живописи - историзме и романтизме. А вот с академизмом в изобразительном искусстве этого периода идет борьба.
Изучение фактора цвета в живописи приводит к активному развитию пейзажного жанра и к пересмотру всех систем французской живописи.
Особое развитие получает в этот период декоративно-прикладное искусство как наиболее отражающее чаяния народа. Очень популярным становится лубок, позволяющий в простейшей технике при использовании сатирических образов вскрывать пороки и проблемы общества.
Фактически документальным историческим источником эпохи становится офорт. По офортам можно изучать историю Франции XIX столетия.
Искусство Франции, как мы видим, весьма многогранно и разнообразно и тесно связано с особенностями развития французского государства. Каждая эпоха - это огромный блок, требующий особого раскрытия, что невозможно сделать в рамках одной статьи.
fb.ru
ФРАНЦУЗСКАЯ КУЛЬТУРА В XIХ ВЕКЕ
Развитие французской литературы в конце XVIII века, в годы Великой буржуазной революции проходило под знаком революционного классицизма. Стиль речей ораторов и декретов Конвента, грандиозные национальные празднества, произведения поэтов, сочинявших оды, гимны и дифирамбы, — все это было пронизано духом подражания античности. В строгих формах античного искусства выражались идеалы гражданственности и патриотизма, воодушевлявшие деятелей буржуазной революции.
Одним из известных поэтов революции был Экушар Лебрен (1729—1807). В своих одах, написанных в духе Пиндара, он воспевает борьбу французского народа против феодальных владык и чужеземного деспотизма. Другой поэт эпохи Мари Жозеф Шенье (1764—1811) был автором гимнов, которые исполнялись в дни праздников, а также трагедий революционно-патриотического содержания.
Иной характер носила поэзия его брата — Андре Шенье (1762—1794), самого яркого французского лирика этого времени. В отличие от сурового классицизма якобинцев Андре Шенье видел в античном искусстве не только воплощение добродетели и свободы, но и торжество чувственного земного начала. В своих эклогах и элегиях он прославляет радости земной любви и наслаждение жизнью.
Первой ласточкой революционной драматургии была пьеса Мари Жозефа Шенье «Карл IX, или урок королям». Вслед за тем на сцене появляются и другие пьесы, прославляющие республиканцев и патриотов, бичующие королей и аристократию, религиозный фанатизм и невежество. Некоторые пьесы носили аллегорический характер (например, «Празднество Разума» Марешаля, «Празднество Верховного существа» Кювелье).
Основным направлением французской литературы первой трети XIX в. был романтизм. На раннем этапе его развития центральное место в романтическом движении занимал Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), писатель, представлявший консервативное крыло этого движения. В годы революции Шатобриан — участник войн против французской республики, а в годы Реставрации — реакционный политический деятель. Все написанное им представляет собой полемику с идеями Просвещения и революции.
Его трактат «Дух христианства» (1802 г.) прославляет «красоту религии» и обосновывает мысль о том, что католицизм — прекраснейшая из религий — должен служить основой и содержанием искусства. В этот трактат автор включил две повести — «Атала» и «Рене», в которых он полемизирует с идеями великого французского просветителя Руссо. Шатобриан считал, что человек не может найти спасения на лоне природы, ибо и здесь он остается жертвой своих пороков и страстей. Спасение лишь в обращении к религии, к простодушной вере — такова мысль Шатобриана.
В противоположность Шатобриану Жермена де Сталь (1766—1817) была сторонницей либеральных идей и в течение ряда лет вела борьбу против Наполеона, изгнавшего ее из Франции. Она много сделала для обоснования принципов романтизма. В своей книге «О литературе» (1800 г.) она развивала мысль о зависимости литературы от общественной жизни народа. В романах «Дельфина» (1802 г.) и «Коринна» (1807 г.) писательница защищает право женщины на свободу чувства и показывает столкновение человеческой личности с устоями буржуазно-дворянского общества.
К линии, которая была начата Шатобрианом, примыкает творчество Альфреда де Виньи (1797—1863), автора поэм и драм, а также исторического романа «Сен-Мар» (1826 г.), посвященного изображению дворянского заговора против кардинала Ришелье. В центре произведений Виньи стоит одинокая гордая личность, презирающая толпу.
Поэт-лирик Альфонс де Ламартин (1790—1869) также начал свой творческий путь под влиянием Шатобриана. Его сборники стихов «Поэтические размышления» (1820 г.), «Новые поэтические размышления» (1823 г.) содержат меланхолические элегии, однообразные и оторванные от реального мира, но не лишенные поэзии и чувства.
Особое место во французском романтизме XIX века занимает Альфред де Мюссе (1810— 1857). В своей первой книге стихов «Испанские и итальянские сказки» он в ироническом тоне трактует романтические мотивы, как бы снижая и осмеивая их. Мюссе был также автором драм и комедий в прозе, в которых он рисует образ молодого человека, не удовлетворенного действительностью, чувствующего разлад с современным ему миром, но не способного окончательно порвать с ним. В романе «Исповедь сына века» (1835 г.) Мюссе прямо говорит о своем герое, как о представителе поколения 30-х годов. Трагедия этого поколения заключалась в том, что оно, глубоко разочаровавшись в прозаической действительности буржуазной Франции, не имело реальных перспектив борьбы против нее.
После июльской революции 1830 г. творчество некоторых представителей романтизма сливается с демократическими и утопическими направлениями общественной мысли. Самыми яркими представителями b>французского романтизма XIX века были Виктор Гюго и Жорж Санд.
Виктор Гюго (1802—1885) прошел сложный путь развития. Молодой Гюго выступил в литературе со сборником «Оды и другие стихотворения» (1822 г.), в котором воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие. Однако он очень скоро порывает с этими мотивами и с середины 20-х годов становится сторонником либерально-демократических идей. В предисловии к своей пьесе «Кромвель» (1827 г.) Гюго сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Он нападает на правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, присущего классицизму. Объявляя Шекспира «богом театра», Гюго требовал свободы и естественности, соблюдения «местного колорита», смешения трагического и комического. Манифест Гюго сыграл положительную роль в освобождении литературы от стеснительных правил классицизма; вместе с тем Гюго заменяет классицистические условности новыми условностями, романтическими. Огромную роль он отводит гротеску, который становится для него универсальным средством художественной выразительности. Действие драм Гюго происходит во времена средневековья, они изобилуют эффектными сценами и увлекательными ситуациями.
В 1831 г. Гюго пишет роман «Собор Парижской Богоматери». Мрачный облик собора воплощает феодальное средневековье, царство гнета и фанатизма. Но собор влечет к себе поэта и как великолепный памятник искусства, созданный гением народа. Жизнь, изображенная в романе, насыщена социальными контрастами. Писатель на стороне людей из народа. Однако условные приемы его искусства сказываются в том, что угнетенная масса представлена образами уродливого Квазимодо и идеализированной в сентиментальном духе Эсмеральды.
Революцию 1830 г. Гюго встретил восторженно, но у него долго сохранялись иллюзии относительно режима июльской монархии. Только после революции 1848 г. Гюго стал республиканцем. Несмотря на то что писатель так и не смог освободиться до конца от либеральных иллюзий, основу его взглядов составляли демократические тенденции. Гюго решительно выступил против преступной авантюры Луи Бонапарта, захватившего власть во Франции. Он написал против него книгу «История одного преступления» и памфлет «Наполеон малый» (1852 г.). Оба эти сочинения сыграли свою роль в борьбе с реакцией.
Вынужденный покинуть Францию, Гюго в течение 19 лет находился в изгнании. В этот период он выступает как активный политический борец против реакции: пытается спасти от смертной казни Джона Брауна, протестует против захватнической политики Англии и Франции, защищает на страницах герценовского «Колокола» польскую независимость. Годы изгнания были для писателя периодом творческого подъема. В 1853 г. он выпустил сборник стихов «Возмездие», в которых патетически обличал изменившую демократии буржуазию, реакционных клерикалов, классовый суд и самого узурпатора — Наполеона III. С глубоким сочувствием говорит Гюго о народе, он горячо верит в его силы и будущее.
В изгнании Гюго создал романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Особенное значение имеет роман «Отверженные» (1862 г.), затрагивающий самые острые социальные проблемы XIX в. Рисуя судьбу неграмотного крестьянина Жана Вальжана, за безделицу попавшего на каторгу, и молодой женщины Фантины, ставшей проституткой, автор показывает, что их губят социальная несправедливость и пороки буржуазного общества. При всем этом Гюго верит в возможность нравственного перерождения человека под влиянием гуманности и милосердия. История Жана Вальжана и Фантины раскрывается на широком общественном фоне. Гюго описывает, например, баррикадные бои в Париже в 1832 г. Симпатии писателя на стороне восставшего народа, он передает пафос борьбы, создает обаятельные образы восставших, среди которых выделяется парижский мальчуган Гаврош — живое воплощение революционного духа народа.
В 1870 г. Гюго вернулся во Францию. В осажденном Париже он зовет народ защищать отечество. Писатель не понял значения Парижской коммуны, но он мужественно защищал коммунаров от преследований победившей буржуазии. В 1874 г. вышел его последний роман «Девяносто третий год», посвященный Французской революции конца XVIII в. и изображающий борьбу молодой республики против контрреволюции. Симпатизируя революционным идеям, Гюго все же не может разрешить противоречия между суровостью революционной борьбы и гуманным чувством, между террором и милосердием, остается в плену своих мелкобуржуазных иллюзий.
Видной представительницей демократического направления в романтизме была Жорж Санд (псевдоним Авроры Дюдеван, 1804—1876), поднимавшая в своем творчестве жгучие социальные вопросы. В своих ранних романах — «Индиана», «Валентина», «Лелия», «Жак» — Жорж Санд касалась положения женщины в семье и обществе, выступала против буржуазной морали.
Обострение социальной борьбы в 40-е годы побудило писательницу обратиться к постановке более широких общественных проблем. Она создает теперь образы людей из народа. Романы «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо», «Грех господина Антуана» направлены против эгоизма собственников и буржуазной цивилизации, несущей страдания народу. Вслед за сен-симонистами и христианскими социалистами Жорж Санд проповедует смягчение социальных противоречий, примирение классов.
Наиболее значительными романами Жорж Санд являются «Орас» и «Консуэло», созданные в начале 40-х годов. В романе «Орас» развенчивается тип буржуазного индивидуалиста, который казался таким обаятельным для первого поколения романтиков. Темой романа «Консуэло» является судьба искусства в классовом обществе. Писательница выдвигает мысль о неразрывной связи подлинного искусства с народом.
Революция 1848 г. породила в сознании Жорж Санд глубокий внутренний кризис. Крах представлений с единой «надклассовой демократии» привел писательницу к отказу от постановки острых политических вопросов, а также к ослаблению социальной тенденции. Ее повести из крестьянской жизни отмечены глубокой симпатией к трудящимся классам, но в них идеализируются народное смирение и покорность.
Франция, прошедшая с конца XVIII и до середины XIX в. через три революции, стала родиной боевой политической поэзии. Пьер Беранже (1780—1857) был создателем замечательных политических песен. Беранже выступил как поэт еще в эпоху наполеоновской монархии. В песне «Король Ивето» (1813 г.) он воспевает некоего доброго патриархального короля, который жил в дружбе с соседями и заботился о своем народе. Эта песня направлена против военных авантюр Наполеона и его налоговой политики.
Настоящим поэтом-борцом Беранже стал в период Реставрации. В задорных песнях он осмеивал дворян, вернувшихся из-за рубежа и мечтавших восстановить старые порядки, иезуитов, которые подняли голову во Франции. За эти произведения Беранже два раза подвергался тюремному заключению. Революция 1830 г. принесла поэту глубокое разочарование.
Его песни направлены теперь против богачей и преуспевающих мещан. Резко критическое отношение к буржуазии вызвало у Беранже интерес к утопическому социализму. Политическая песня Беранже — веселая, боевая, остроумная, насыщенная органическим демократизмом, отмеченная печатью живого национального юмора, — является замечательным образцом реалистической поэзии.
30-е и 40-е годы XIX в. во французской литературе ознаменованы подъемом реализма. В этот период с особенной яркостью обнаружились противоречия между идеалами буржуазной демократии и реальной действительностью, развитием капитализма. Обнищание народных масс, контрасты бедности и богатства, рост социальных противоречий — все это было самой отрезвляющей карикатурой на политические обещания буржуазии — свободу, равенство и братство. Правдивое отражение этих противоречий составило главное общественное содержание критического реализма этой эпохи, нашедшего высшее выражение в романе 30—40-х годов XIX в.
Предшественником великих реалистов этого времени выступил Бенжамен Констан (1767—1830), давший в своем романе «Адольф» (1816 г.) глубокое изображение психологии молодого человека XIX в., эгоистического и разочарованного, неспособного к активным действиям.
Одним из наиболее блестящих представителей критического реализма был Стендаль (псевдоним Анри Бейля, 1783—1842). Последователь материалистов XVIII в., он стоял особенно близко к Гельвецию, унаследовав его учение о страстях, образующих источник богатства внутренней жизни человека. Стендаль преклонялся перед людьми с активным, сильным характером, далекими от мелочных интересов эпохи Реставрации и июльской монархии. Таких героев он находил среди деятелей итальянского Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, а в современной ему жизни — среди немногих сильных натур, способных чувствовать убожество окружающей обстановки и страстно ненавидеть ее.
В замечательном романе «Красное и черное» (1830 г.) Стендаль изображает французское общество периода Реставрации. Герой его книги — Жюльен Сорель, плебей по происхождению, является страстным поклонником наполеоновской эпохи, которая, по его убеждению, открывала для талантливого человека из низов возможность пробить себе дорогу в жизни. В годы Реставрации эти возможности крайне сузились. Человек с возвышенной и чувствительной душой, Жюльен готов на все, чтобы победить косную общественную среду. Но ему не удается достигнуть избранной цели. Господствующие классы осудили плебея, возмутившегося против своего общественного положения. В последнем слове обвиняемого Жюльен Сорель сам выносит суровый приговор своим судьям и осудившему его обществу.
Действие другого романа «Пармская обитель» (1839 г.) происходит при дворе маленького итальянского княжества. На этом фоне писатель рисует яркие и независимые характеры, всем своим существом враждебные ничтожеству окружающего мира. Трагическая судьба умных, талантливых, глубоко чувствующих людей сама по себе является осуждением этой реакционной эпохи.
Творчество Оноре де Бальзака (1799—1850) представляет собой высшую точку развития западноевропейского критического реализма. Бальзак поставил перед собой грандиозную задачу — нарисовать историю французского общества от первой Французской революции до середины XIX в. Как контраст знаменитой поэме Данте «Божественная комедия» Бальзак назвал свое произведение «Человеческой комедией». «Человеческая комедия» Бальзака должна была включать в себя 140 произведений с персонажами, переходящими из одной книги в другую. Писатель отдал все свои силы этому титаническому труду, ему удалось завершить 90 романов и новелл.
Наблюдая развитие буржуазного общества, автор «Человеческой комедии» видит торжество грязных страстей, рост всеобщей продажности, разрушительное господство эгоистических сил. Но Бальзак не становится в позу романтического отрицания буржуазной цивилизации, не проповедует возвращение к патриархальной неподвижности. Наоборот, он с уважением относится к энергии буржуазного общества, увлекается грандиозной перспективой капиталистического расцвета.
Стремясь ограничить разрушительную силу буржуазных отношений, ведущую к нравственной деградации личности, Бальзак развивает своеобразную консервативную утопию. Сдержать стихию частных интересов, с его точки зрения, может только законная монархия, где решающую роль играют церковь и аристократия. Однако Бальзак был великим художником-реалистом, и жизненная правда его произведений приходит в противоречие с этой консервативной утопией. Нарисованная им картина общества была глубже, вернее тех политических выводов, которые делал сам великий художник.
В романах Бальзака изображена власть «денежного принципа», разлагающего старые патриархальные связи и семейные узы, поднимающего ураган эгоистических страстей. В ряде произведений Бальзак рисует образы дворян, сохранивших верность принципу чести (маркиз д'Эгриньон в «Музее древностей» или маркиз д'Эспар в «Деле об опеке»), но совершенно беспомощных в вихре денежных отношений. С другой стороны, он показывает превращение молодого поколения дворян в людей без чести, без принципов (Растиньяк в «Отце Горио», Виктюрньен в «Музее древностей»). Буржуазия также меняется. На смену купцу старого патриархального склада, «мученику коммерческой чести» Цезарю Бирото приходит новый тип бессовестного хищника и стяжателя. В романе «Крестьяне» Бальзак показывает, как гибнут помещичьи усадьбы, а крестьяне остаются по-прежнему нищими, ибо дворянское имущество переходит в руки хищной буржуазии.
Единственные люди, о которых великий писатель говорит с нескрываемым восхищением, — это республиканцы, такие как молодой Мишель Кретьен («Утраченные иллюзии») или старый дядюшка Низерон («Крестьяне»), бескорыстные и благородные герои. Не отрицая известного величия, которое проявляется в энергии людей, создающих основы власти капитала, даже у таких накопителей сокровищ, как Гобсек, писатель с огромным уважением относится к бескорыстной деятельности в сфере искусства и науки, заставляющей человека жертвовать всем ради достижения высокой цели («Поиски абсолюта», «Неведомый шедевр»).
Бальзак наделяет своих героев умом, талантом, сильным характером. Его произведения глубоко драматичны. Он рисует буржуазный мир погруженным в постоянную борьбу. В его изображении — это мир, чреватый потрясениями и катастрофами, внутренне противоречивый и дисгармоничный.
Выдающимся писателем-реалистом этой эпохи был и Проспер Мериме (1803— 1870), который вошел в историю литературы прежде всего как мастер новеллы, лаконичной, строгой, изящной. Мериме, как и Стендаль, близок к просветительным идеям XVIII в. Одно из его первых выдающихся произведений, пьеса-хроника «Жакерия» (1828 г.) посвящена изображению крестьянского движения во Франции XIV в. В единственном своем большом романе «Хроника времен Карла IX» (1829 г.) Мериме рисует борьбу католиков и протестантов и события Варфоломеевской ночи. Скептик и атеист, он иронически относится к обеим борющимся партиям и развенчивает фанатическую нетерпимость.
Обращаясь в своих новеллах к темам и образам, введенным в литературу романтиками, Мериме трактует их вполне реально. Как и романтики, он ищет сильные и яркие характеры в странах, сравнительно мало затронутых буржуазным развитием, и часто рисует людей примитивных, цельных, способных сильно чувствовать. Таковы героини новелл «Кармен» и «Коломба», корсиканский крестьянин Матео Фальконе (в новелле того же названия) и др.
Иногда Мериме обращается и к миру фантастических образов («Венера Ильская»), но, изображая романтических героев и романтические ситуации в трезвых спокойных тонах, сопровождая их ироническими комментариями и реалистической системой мотивировок, переводит действие в иную, не романтическую плоскость.
Июньские баррикадные бои 1848 г. являются великой гранью в истории XIX в. Революционная роль буржуазии на Западе сыграна, и она выступает теперь против рабочего класса как сила, поддерживающая существующий порядок. Это не могло не оказать решающего влияния на развитие буржуазной культуры.
Если в области естественных наук и социологии значительное влияние завоевывает позитивизм, то в области литературы и искусства Франции второй половины XIX века складывается новый тип критического реализма, во многом отличный от того, который получил развитие в первую половину XIX века. Меняется самое понятие типического. Оно рассматривается теперь обычно как наиболее распространенное, заурядное, «среднеарифметическое». Писатели отказываются от создания могучих образов, похожих на типы Стендаля и Бальзака. Меняется и структура произведений. Композиция приближается к внешнему течению жизни, т. е. к относительно ровной поверхности буржуазного общества, его постепенной эволюции.
Приближая искусство к жизни в ее повседневном выражении, лишая его последних элементов условности, гиперболизации, реалисты 50—60-х годов XIX века делают известный шаг вперед в художественном развитии, но в основном и главном они уступают классическому реализму предшествующей эпохи.
Крупнейший представитель нового этапа реализма Гюстав Флобер (1821— 1880) всю жизнь ненавидел буржуазию, считал ее бездарной, мелочной, пошлой, эгоистичной. Вместе с тем он презрительно относился и к народным массам. Флобер не верит в возможность изменить существующее положение, он глубоко разочарован во всякой политической деятельности и считает ее бессмысленной. Он призывает художника «уйти в башню из слоновой кости», посвятить себя служению красоте. Однако жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Несмотря на ложность своей позиции, Флобер дал замечательное критическое изображение буржуазной пошлости и, таким образом, не остался в стороне от общественной борьбы.
Самым значительным созданием писателя является его роман «Мадам Бовари» (1857 г.). В центре романа — образ женщины из буржуазной среды, чье мечтательное воображение питалось чтением романтической литературы. Реальность опрокидывает ее мечты. При всей трезвости, с которой Флобер относится к идеалам своей героини, его глубоко волнует гибель человека в столкновении с мещанской действительностью.
Испытывая отвращение к безобразию окружающей обстановки, Флобер постоянно обращался к историческому прошлому, овеянному красотой и поэзией. Так возникли его роман «Саламбо», посвященный восстанию наемников в древнем Карфагене, повести «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада». В этих произведениях Флобер с огромной, почти научной объективностью восстанавливает аксессуары отдаленных исторических эпох, подробно описывает их. Но герои его исторических произведений обладают психологией людей XIX в.
В романе «Воспитание чувств» (1869 г.) Флобер разрабатывает тему «молодого человека», продолжая в этом смысле линию Стендаля и Бальзака. Но представитель нового поколения буржуазии, Фредерик Моро, показан как человек вялый, инертный, неспособный к борьбе и активной деятельности. Ненависть Флобера к буржуазии и одновременно его отрицательное отношение к народу определили своеобразное положение этого писателя в истории литературы. От Флобера шел великий реалист Мопассан, а, с другой стороны, теория «чистого искусства», которую защищал Флобер, легла в основу эстетических устремлений декадентов.
Несмотря на то, что расцвет натурализма относится к 80-м годам XIX века, натуралистическая тенденция во французской литературе появляется раньше — уже в творчестве братьев Гонкур, Жюля (1830—1870) и Эдмонда (1822—1896). Они являются сторонниками внесения «научного метода» в литературу, сторонниками «документализма», т. е. тщательного, до мелочей, воспроизведения среды, в которой происходит действие. Основным стимулом поведения людей Гонкуры считают биологические факторы, причем их особенно интересуют патологические случаи, отклонения от нормы. В поисках людей с легко возбудимой и неуравновешенной психикой Гонкуры обращались к жизни артистов, художников, литераторов (романы «Шарль Демайо», «Манетт Соломон» и др.). В романе «Жермини Лассерте» они изображают жизнь низов общества, полагая, что биологическое начало легче проследить на примитивных людях из народа.
Глубоко трагической фигурой был самый яркий поэт этой эпохи Шарль Бодлер (1821—1867), автор книги «Цветы зла» (1857 г.). Бодлер так же, как и Флобер, ненавидел буржуазное общество. Он сочувственно рисовал в своих стихах бунтарей и богоборцев, поднявшихся против существующего строя (Каин в стихотворении «Авель и Каин», Сатана в «Литаниях Сатане», алхимик в «Каре гордости»). Бодлер не чужд демократической симпатии к простым труженикам, он говорит об их тяжелой жизни (стихотворения «Душа вина», «Сумерки вечера»), но видит в них лишь страдальцев, а не борцов. Ему кажется, что он одинок в своей ненависти к буржуазному миру. Буржуазная цивилизация для Бодлера — гниющая и умирающая цивилизация, и вместе с тем он не может вырваться из ее объятий. Это порождает в его поэзии мотивы смерти, гниения, распада.
Современниками Бодлера были поэты группы «Парнас», вступившие в литературу Франции в 50—60-х годах XIX века. В число их входили Леконт де Лиль, Теофиль Готье, Теодор де Банвиль и др. Утрата большого общественного содержания, характерная для этих поэтов, связана с их односторонним интересом к вопросам формы. Эстетизм в отрыв поэзии от больших общественных идей позволяют считать творчество «парнасцев» одним из первых проявлений кризиса французской поэзии XIX века и началом ее поворота к декадансу.
france.promotour.info
Культура Франции — WiKi
XVIII век
XIX век
Судьбы французской культуры, и в частности литературы, складываются под знаком приятия или отрицания великого социально-политического переворота — Французской революции 1789—1794 гг. Эта проблема остается важнейшей и в XIX в., усиливая остроту восприятия писателями последующих революций — 1830 г., 1848 г. и Парижской Коммуны. Все французские писатели начала века независимо от своих политических привязанностей и симпатий почувствовали необратимость перемен, историческую связь частной судьбы с историей, неизменную потребность человека заглянуть в глубь собственной души, объяснив её противоречия и сложности. Рождение в 20-х годах исторического романа на французской почве было инспирировано историографической наукой, выработкой научной концепции историзма XIX в., утверждавшего не только нравственный смысл всего происходящего в истории, но и активную роль личности в прогрессивном движении человечества.
Романтизм
Ещё в пору Великой французской революции, наряду с классицизмом, возникали предпосылки для возникновения тех тенденций, которые дали о себе знать в конце 20-х — начале 30-х годов.
Наиболее остро стоял вопрос о романтизме, широко развивавшемся в странах Европы. Противники нового направления объявляли романтизм явлением иноземным, имеющим во Франции право существовать разве только в виде жанровой разновидности. Однако уже в 1796 г. появляется книга Жермены де Сталь «О влиянии страстей на счастье людей и народов», в которой писательница размышляет о духовном мире, о вынужденной свободе человека, утверждая, что изучение человека в отдельности может подготовить «рассмотрение последствий их объединения в общество». И в этой связи она превозносит любовь — «страсть, где меньше всего эгоизма». В этой ранней работе Жермены де Сталь очевидно внимание к индивиду, столь характерное для романтизма. Писательница развивает и усложняет свои идеи в следующей книге «О литературе в её связи с общественными установлениями» (1800), где отчетливо просматривается стремление писательницы связать рассуждения о свободной личности с нравственными устоями общества в целом. Однако, размышляя о добродетели, де Сталь по-новому характеризует средневековье как период, когда были сделаны «гигантские шаги и в распространении просвещения, и в развитии нашего интеллекта». В этой связи она придает первостепенное значение христианству как стимулу для «усовершенствования человеческого духа». Близкую этому идею развивает Рене де Шатобриан, хотя в отличие от Жермены де Сталь его отношение к Французской революции и связанному с ней Просвещению была иным.
Реализм
Французский реализм XIX столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап — становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х — 40-е годы) — представлен творчеством Пьера Беранже (1780—1857), Проспера Мериме, Стендаля, Оноре де Бальзака.
Второй (50-70-е годы) связан с именем Гюстава Флобера — наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.
История реализма во Франции начинается с песенного творчества Беранже. Бальзак и Стендаль запечатлели в своих творениях живой облик современной им Франции во всей его полноте и исторической неповторимости. Более скромное, но тоже весьма значительное место в общей иерархии реалистических жанров занимает новелла, непревзойденным мастером которой в те годы по праву считается Мериме.
Становление реализма как метода происходит во второй половине 20-х годов, т. е, в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в их борьбе с классицистами (именно классицисты первых десятилетий XIX в., опекаемые монархическим правительством Бурбонов, и являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства). Первых реалистов Франции с романтиками 20-х годов сближает и общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и в острокритическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений. После революции 1830 года, явившейся значительной вехой в истории Франции, пути реалистов и романтиков разойдутся. Своё первенство в литературном процессе романтизм будет вынужден уступить реализму как направлению, наиболее полно отвечающему требованиям нового времени. Однако и после 1830 г. контакты вчерашних союзников по борьбе с классицистами сохранятся. Оставаясь верными основополагающим принципа своей эстетики, романтики будут успешно осваивать опыт художественных открытий реалистов (в особенности Бальзака), поддерживая их почти во всех важнейших творческих начинаниях. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу (именно такими, в частности, станут отношения Бальзака с Гюго и Ж. Санд).
Реалисты второй половины XIX в. будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме», и упреки эти не лишены оснований. При этом, в те времена ещё не произошло размежевания терминов «романтизм» и «реализм». На протяжении всей первой половины XIX в. реалисты почти неизменно именовались романтиками. Лишь в 50-е годы — уже после смерти Стендаля и Бальзака — французские писатели Шанфлери (наст. имя Жюль Юссон, 1821—1889) и Дюранти (1833—1880) в специальных декларациях предложили термин «реализм». Однако важно подчеркнуть, что метод, теоретическому обоснованию которого они посвятили многие труды, уже существенно отличался от метода Стендаля, Бальзака, Мериме, несущего на себе отпечаток своего исторического происхождения и обусловленной им диалектической связи с искусством романтизма. Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции трудно переоценить. Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Им же принадлежит заслуга открытия нового типа героя, вступающего в противоборство с этим обществом. Одно из самых значительных достижений романтиков по праву усматривают в их искусстве психологического анализа, в открытии ими неисчерпаемой глубины и многосложности индивидуальной личности. Этим достижением романтики также сослужили немалую службу реалистам, проложив им дорогу к новым высотам в познании внутреннего мира человека. Особые открытия в этом направлении предстояли Стендалю, который, опираясь на опыт современной ему медицины (в частности, психиатрии), существенно уточнит знания литературы о духовной стороне жизни человека и свяжет психологию индивидуума с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, в эволюции, обусловленной активным воздействием на личность многосложной среды, в которой эта личность пребывает. Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности приобретает наследуемый реалистами важнейший из принципов романтической эстетики — принцип историзма. Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. Её, названную романтиками историческим колоритом, и призваны были раскрыть художники слова в своих произведениях. Однако сформировавшийся в ожесточенной полемике с классицистами принцип историзма у романтиков имел под собой идеалистическую основу. Принципиально иное наполнение обретает он у реалистов.
Опираясь на открытия школы современных им историков (Тьерри, Мишле, Гизо), доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход этой борьбы,- народ, реалисты предложили новое, материалистическое прочтение истории. Именно это и стимулировало их особый интерес как к экономическим структурам общества, так и к социальной психологии широких народных масс (не случайно «Человеческая комедия» Бальзака начинается «Шуанами», а одним из последних её романов являются «Крестьяне»). Наконец, говоря о сложной трансформации открытого романтиками принципа историзма в реалистическом искусстве, необходимо подчеркнуть, что принцип этот претворяется реалистами в жизнь при изображении не давно прошедших эпох (что характерно для романтиков), а современной буржуазной действительности, показанной в их произведениях как определенный этап в историческом развитии Франции.
Расцвет французского реализма, представленный творчеством Бальзака, Стендаля и Мериме, приходится на 1830—1840-е годы. Категорический отказ от плоскостного эмпиризма — одна из примечательных особенностей классического реализма 1830—1840-х годов.
Реализм второй половины XIX в., представленный творчеством Флобера, отличается от реализма первого этапа. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декларированный уже в романе «Мадам Бовари» (1856). Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он живёт и который является объектом его изображения. Флобера сближает с реалистами первой половины XIX в. и антибуржуазная направленность творчества. Именно глубокая, бескомпромиссная критика антигуманных и социально несправедливых основ буржуазного строя, утвердившегося на обломках феодальной монархии, и составляет главную силу реализма XIX столетия.
XX век
Комиксы
Франция, наряду с Бельгией, — важнейший центр издания франкоязычных комиксов (bande-dessinee, BD). Здесь работали такие знаменитые художники и сценаристы, как Альбер Удерзо и Рене Госинни (создатели Астерикса), Жан «Мёбиус» Жиро, Оливье Ледруа. Многие из создателей BD не фразцузского происхождения, но добились известности именно во Франции, например, аргентинец Алехандро Ходоровски, серб Энки Билал[2].