Хозяйственная жизнь и общественный строй древних германцев. Суд древних германцев
РОД И СЕМЬЯ. Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура
Наиболее тесными связями в обществе древних германцев были связи родственные. Еще в период Великого переселения народов члены отдельных отрядов воинов внутри более крупных групп племен были, как правило, связаны кровным родством. Безопасность отдельного человека в основном зависела от его рода. Весь род обязан был мстить и добиваться возмещения за преступление либо оскорбление, нанесенное отдельному человеку, — и наоборот, весь род преступника был обязан загладить последствия преступления. Если род жертвы преступления не был удовлетворен условиями, которые предлагал род преступника, возникала кровная месть. Кровная месть кажется нам в лучшем случае антиобщественным обычаем, который мог приводить к полному хаосу. На самом деле случаи, когда не удавалось договориться об объеме возмещения, скорее всего, были редки, и разрушительный демон кровной мести сравнительно нечасто вырывался на свободу.
Некоторые юридические вопросы держали в руках старейшины и вожди племен. Эти «судьи», как называет их Цезарь, как кажется, не обладали какой-либо формальной властью. Они не могли заставить преступников или даже тех, кто судился друг с другом, обращаться к ним за судебным решением. Они могли только пользоваться своим влиянием, чтобы уладить спорный вопрос. Цезарь ничего не слышал о существовании у германцев настоящих судов. Примирение или наказание зависело лично от судей или от самих спорящих сторон. К тому времени, как была написана «Германия» Тацита, дела, которые имели значение для всего народа, обсуждало народное собрание. Теперь собрание должно было избирать какое-то количество судей: эти люди путешествовали от общины к общине, решая судебные тяжбы. Каждый судья брал с собой сто человек, которые поддерживали его авторитет и помогали ему советами.
У нас очень мало данных о преступлениях, которые совершались в этот ранний период, и о наказаниях, которые за них полагались. За предательство или дезертирство вешали. Трусов и тех, кто вступал в гомосексуальные отношения, бросали в болота и топили. В торфяных болотах было обнаружено немало тел, которые, судя по всему, являются телами несчастных, чья жизнь окончилась таким страшным образом. Иногда находят ветки, которые придерживают руки и ноги утопленника или просто лежат вдоль тела.
Но за подавляющее большинство преступлений, видимо, полагались штрафы, которые взимались в лошадях или, чаще всего, в коровах. Часть штрафа поступала пострадавшим, часть — народу или вождю.
И Цезарь, и Тацит отмечают, что у германцев целомудрие было в почете. Тацит осуждал современное ему римское общество, сопоставляя римское легкомыслие в сексуальных отношениях со строгостью германцев. И в V в. этот аспект германского характера все еще был достаточно заметным. Сальвиан писал, что готы "предательский, но целомудренный народ", а саксы отличаются не только "свирепой жестокостью, но и удивительной непорочностью". Брачные узы, как отмечают все античные писатели, были для германцев священны. Супружеская неверность считалась позором, и, если адюльтер был доказан, следовала суровая кара. Вплоть до эпохи Великого переселения народов нет никаких упоминаний о проституции. И мужчины, и женщины обычно женились и выходили замуж позже, чем это было принято у римлян (то есть позже, чем в 12–16 лет). Не совсем ясно, насколько же «позже» это происходило, но, скорее всего, речь шла о 17–22 годах. Воины не женились, пока не достигали пика своей физической силы и не доказывали свою отвагу на поле боя.
Возможно, античные писатели рисуют германский брак в чересчур розовых тонах. Из более поздних германских источников очевидно, что в некоторых районах Германии в Средневековье (и, несомненно, в более ранний период) к женам относились не лучше, чем к скотине. Их покупали, как рабынь, и даже не позволяли садиться за один стол со своими «господами». Брак путем покупки зафиксирован у бургундов, лангобардов и саксов, и во франкских законах встречаются пережитки подобного обычая. Многоженство, о котором римские писатели обычно умалчивают, было в ходу у некоторых германских вождей в ранний период, а позднее — у скандинавов и обитателей берегов Балтики, в основном лишь у людей высшего сословия. Многоженство всегда было дорогостоящим делом. Среди некоторых племен было распространено «сати» — жертвоприношение вдовы после смерти вождя. Все это говорит о том, что почетное и самостоятельное положение женщины в обществе, о котором говорит Тацит, существовало в ранней Германии не везде и не всегда.
Из «Германии» Тацита очевидно, что прелюбодеяние могли совершить только женщины. Мужчин за это никак не наказывали, однако неверным женам пощады не было. Муж сбривал такой женщине волосы, раздевал ее и выгонял из дома и из деревни. Археология заставляет полагать, что по крайней мере в некоторых районах практиковалась смертная казнь за прелюбодеяние. На многих женских телах, найденных в северных торфяных болотах, сбриты волосы, в некоторых случаях — только с одной стороны. Один красноречивый пример — четырнадцатилетняя девушка из Виндебю в датском Шлезвиге. Она была найдена в яме на торфяном болоте обнаженной: на шее у нее был кожаный ошейник, а на глазах — узкая повязка. Белокурые волосы девушки на левой стороне головы были обриты почти наголо, на другой — коротко острижены до длины примерно пять сантиметров. Не исключено, что она не была убита взбешенным супругом, а стала жертвой какого-то религиозного ритуала, хотя первое тоже вполне вероятно.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Вещное право древних германцев. Формирование
феодальной земельной собственности
У германцев существовало замкнутое натуральное хозяйство с очень слабым развитием обмена между отдельными местностями. Благодаря тому, что германцы сами еще не занимались промышленностью и торговлей, в их хозяйстве, в их государствах землевладение получило первенствующее значение. Основным богатством являлась земля- источник необходимых жизненных средств.
Частная семейная собственность у германцев первоначально возникла на движимые вещи (это скот, оружие, хлеб, одежда, украшения, рабы). Из недвижимых вещей частная семейная собственность раньше всего возникла на дом (жилище) с огородом (приусадебной землей).
Общинные земли. Германская община (марка)
Германцы - франки жили территориальными соседскими общинами - мáрками. Мáрка - это чаще всего совокупность нескольких посёлков, члены которых связаны между собой общинным землевладением и самоуправлением. Общинные угодья, как-то леса, пастбища луга, покосы, выгоны для скота, воды (рыболовные угодья), дороги, мосты, необработанные участки, а также покинутые собственниками возделанные участки - пустоши находились в общем пользовании хозяйств - семей, входящих в общину.
Они могли безвозмездно пасти свой скот на частных полях и лугах после снятия с них урожаев с осени до весны, имели право пользования реками и источниками для водопоя и улова рыбы, лесом для охоты, топлива, построек и выпаса в нём свиней, прокорма их желудями, пользовались правом извлекать сено для прокорма скота.
Эти общинные угодья не подлежали отчуждению. Дома - усадьбы и приусадебные участки - огороды находились в частной семейной собственности.
Пахотная земля - пашня, которая требовала большóго труда, разделялась между отдельными семьями. Они постепенно закрепляли за собой право наследственного владения этой землей, но после смерти главы семьи земля оставалась неделимой. По мере того, как отдельные семьи, входящие в состав общины, долго - из поколения в поколение - обрабатывали определённый участок пашни и улучшали его своим трудом, складывалась частная семейная собственность. Каждая семья начинала считать занимаемый ею участок своим в противоположность другим семьям той же общины. Лишь при полном вымирании семьи земля возвращалась к своему общему источнику - в общину. Соответственно этому отсутствовало право отчуждения этого участка посторонним, то есть не существовало права распоряжения пахотной землей.
Постепенно и по отношению к пахотной земле семья приобрела право распоряжения. Тем самым сложилась частная семейная собственность на пахотную землю, то есть семье принадлежало право владения, пользования и распоряжения пашней. При частной семейной собственности главы семьи не имел права отчуждения земли без согласия всех взрослых членов семьи. Участок земли, на котором сидела и от которого питалась семья, представлялся непременной принадлежностью этой семьи, её материальной базой и основным неотчуждаемым имуществом. Вследствие этого отчуждение земли в этот период немыслимо. Только в случае крайней нужды и разорения (например, в неурожайные годы) семья вынуждалась продавать своё имущество. Лицо, покупавшее общинную землю, обязывалось нести лежавшие на ней обязанности.
Таким образом, с общинным землевладением на угодья соединялось землевладение частное на пахотные земли. Частная собственность на пахотные земли распределялась неравномерно. Богатые семьи владели бóльшим количеством земли, чем бедные. Кто богаче, у кого больше скота, больше рабочих рук, кто захватил раньше больше земли, тот и владел бóльшим количеством земли.
Марка характеризовалась самоуправлением. Власть в общине принадлежала выборному старосте и общему собранию полноправных членов общины. Германской общине принадлежали некоторые важные права по государственному управлению в сфере финансовой и судебной. Общине принадлежало право самостоятельной раскладки налогов. Они налагались государственной властью общей суммой на всех общинников. Староста и собрание общины развёрстывали налоги по дворам. Имея право раскладки и взимания налогов, община отвечала за уплату общей суммы налогов, падавших на её членов. Иначе говоря, все члены общины связывались круговой порýкой в исправной уплате налогов: за неимущих платили имущие, за ушедших - оставшиеся на местах.
Община имела важные судебные права. В её ведении находился низший суд по гражданским и уголовным делам. Общинный суд разбирал споры об общинных угодьях и о праве собственности на имущества в пределах общинной территории. Ведению общинного суда подлежали некоторые уголовные дела. Например, посягательства против личной чести и телесной неприкосновенности: обиды, побои, драки. Сельский общинный суд решал 9/10 дел, не доводя их до суда графа. Только в крайних случаях крестьяне обращались к суду графа - главы округа ввиду его дороговизны и отдалённости.
Община имела право участия в суде представителей государственной власти. Графы судили не единолично, а совместно с выборными представителями общин, судебными присяжными - рахинбýргами, скабúнами или шéффенами.
Эта самоуправляющаяся община с правами раскладки налогов и низшего суда выступала и как церковная община, прихóд. На общие средства марки строились и содержались церкви, оказывалась помощь бедным, престарелым. В церкви хранилась общинная казна.
studfiles.net
Хозяйственная жизнь и общественный строй древних германцев. — КиберПедия
Сев. соседи РИ – варварские племена германцев, кельтов, славян, фракийцев, сарматов – в первые вв. н. э. жили первобытно-общинным строем. Хотя у всех все по-разному, все же к моменту массовых вторжений варваров на территорию империи в IV–VI вв. все они обнаружили признаки складывания классов и гос-ва, причем все более очевидной становилась феодальная направленность. У германцев эта тенденция прослеживается с особой ясностью.
Хозяйственный строй. Германцы уже в I в. вели оседлый образ жизни, хотя эпизодические перемещения отдельных коллективов и целых племен на значительные расстояния еще имели место. Миграции вызывались внешнеполитическими осложнениями, колебаниями климата и демографическим ростом. Наиболее развитыми были племена, жившие на границах империи, по Рейну и Дунаю.
Главная отрасль – скотоводство, особая его роль – в Скандинавии, Ютландии и Северной (Нижней) Германии (прекрасные луга). Крупный рогатый скот, овцы, свиньи. К IV в. земледелие по важности мало уступало скотоводству. Местами сохранялись подсечно-огневое земледелие и перелог, но преобладала эксплуатация расчищенных и постоянно используемых участков. Обработка ралом (сохой) или плугом. Правильные севообороты только складывались, но постепенно начало формироваться двуполье с чередованием яровых и озимых, реже – зерновых с бобовыми и льном. В Скандинавии – овес и яровой ячмень, на юге, в Сконе, – яровые сорта ржи и пшеницы. Зерна мало, основа рациона – мясомолочные продукты и рыба. В Ютландии и Германии пшеница занимала обширные площади, но преобладали рожь и ячмень. Главный хмельной напиток – пиво. Возделывали огородные культур: корнеплоды, капусту и салат. Садоводства и виноградарства не знали. Мед. Рыболовство у приморских племен.
Не испытывали недостатка в железе. Добыча золота, серебра, меди, свинца. Ткачество, обработка дерева (также для кораблестроения), выделка кож, ювелирное дело. Каменное строительство почти не практиковалось, керамика невысокого кач-ва. Товарообмен. Предмет внутрирегиональной торговли – обычно металлические изделия; римлянам германцы поставляли рабов, скот, кожу, меха, янтарь, сами же покупали дорогие ткани, керамику, драгоценности, вино. В основном натуральный обмен.
Население ок. 4 млн человек, имело тенденцию к сокращению из-за эпидемий, войн и экологических изменений. Плотность населения низкая, поселения разделены большими массивами леса и пустоши. Типично сравнительно небольшое поселение. Жилища – высокие удлиненные постройки размером до 200 кв. м, расчитанные на 2-3 десятка человек. В ненастье здесь сожержали скот. Неподалеку – поля и выгоны. При близком соседстве нескольких домохозяйств поля и их участки отделялись от соседских не подлежащими распашке межами, куда складывались камни, удаляемые с поля и постепенно скрепляемые наносами земли и поросшей травой. Эти межи были достаточно широки, чтобы пахарь мог проехать с упряжкой к своему частку. С увеличением населения поля иногда делились на несколько сопоставимых по площади долей, но сами границы поля оставались неизменными. Такая система полей была наиболее характерна для открытых низменностей Северной Германии и Ютландии. В Средней и Южной Германии дольше держался перелог и периодическое перекраивание участков.
Социально-экономическая структура. Важная роль рода. Члены его селились вместе или компактно, вместе шли в бой, выступали соприсяжниками в суде, наследовали друг другу и т. д. Но в повседневной хоз. практике – уже не место роду. Главная производительная чейка – большая семья, из нескольких поколений (как раз-таки те 2-3 десятка человек). Соседские связи преобладали над кровнородственными.
Небольшая плотность населения, много земель – нет известных проблем между домохозяйствами. Господство примитивных систем земледелия не способствовало превращению этой общности в слаженный производственный организм, каким была средневековая крестьянская община. Функционирование древнегерманской общины еще сравнительно мало зависело от организации земледелия. Большее значение имело для этой общины регулирование эксплуатации необрабатываемых, но по-своему не менее жизненно важных угодий: лугов, лесов, водоемов. Ведь главной отраслью хоз-ва оставалось скотоводство, а для нормальной его организации требовалось согласие всех соседей. Без него невозможно было наладить использование и других ресурсов дикой природы: рубку леса, заготовку сена и т. д. Объединяло и совместное участие во множестве общих дел: защите от врагов и хищных зверей, отправлении культа, поддержании элементарного правопорядка, соблюдение простейших норм санитарии, строительстве укреплений.
Но первичным был все же труд общинника в своей домохозяйстве. Германская община существовала именно как объединение самостоятельно ведущих свое хоз-во большесемейных коллективов. Глава семьи имел решающий голос во всех делах, но он гораздо менее свободно мог распоряжаться «своим» имуществом, которое мыслилось достоянием семьи или даже всего рода.
Земля – не просто объект владения, но и малая родина, это неотъемлимая часть и продолжение своего «я»: человек составлял с землей единое целое и вне своего дела мыслил себя с трудом. Земля не подлежала отчуждению, продать или обменять ее было практически невозможно. Когда же под давлением обстоятельств с места снималось целое племя, вместе с экономическими и социальными устоями общ-ва начинала деформироваться и система ценностей. Возрастала роль движимого имущества, землю можно было оценивать и приобретать.
Имущественное и социальное неравенство выражалось слобо. Типичная фигура – свободный домовладелец, занятый сельским хозяйством, одновременно воин, член народного собрания и хранитель обычаев и культов своего племени. Сочетание производственной и общественной деятельности было возможно только благодаря принадлежности большесемейному коллективу. Социальный статус германца определялся статусом его семьи, зависевшем от численности, родословной и общей репутации семьи и рода в целом.
Знатность, по Тациту, обеспечивала наряду с уважением преимущество при дележе земли и доставляла предводительство на войне даже юношам. Большая знатность сочеталась с большим достатком. Но во времена Тацита знатность еще не превратилась у германцев в особый социальный статус. Все свободные члены племени оставались полноправными и равноправными.
Несвободные, как и уримлян, стояли вне общ-ва. Но рабы образовывали узкий слой населения. Рабов нередко отпускали на волю или даже усыновляли, часто их продавали римлянам. Они имелись в редких домохозяйствах и не были многочисленными даже у богатых. Рабство оставалось патриархальным. Часть рабов трудилась рука об руку с хозяином и делила с ним кров и пищу. Тацит пишет о рабах как слое эксплуатируемых частным лицом, но самостоятельно хозяйствующих производителей (похоже на колонов). Налицо симптомы разложения древнего общественного строя и формирование нового хоз. механизма.
Последующие 3-4 вв. – имущественное и социальное расслоение. К ВПН свободные уже не составляли единой массы ни в имущественном, ни в социально-правовом отношении. Трехачстное деление на знатных, свободных и полусвободных (литов – потомков вольноотпущенников или покоренных племен). По обычаям саксов, жизнь знатных защищалась более высоким вергельдом, его клятва оценивалась выше, чем клятва простого свободного, но в ряде случаев строже карались совершенные им преступления. Степень знатности накануне ВПН определялась происхождением, но все более заметную роль играло имущественное положение человека. Что касается литов, то самым существенным было то, что, сохраняя хоз. самостоятельность, неполноправные свободные становились зависимыми эксплуатируемыми людьми, сближаясь с помещенными на землю рабами. Процесс к ВПН успел создать лишь предпосылки возникновения классового общ-ва.
Социально-политическая организация. Первые гос-ва германцев возникли в V–VI вв. и более развитых племен. У других, не столкнувшихся с классовым общ-вом и полит. институтами римлян, складывание гос-ва заятнулось на несколько веков и завершилось не без внешнего воздействия франкского, англо-саксонского и др. общ-в. Накануне ВПН германские племена были сравнительно далеки от создания государственных органов власти. Строй германцев иногда называют военной демократией, поскольку на данной стадии эволюции война и организация для войны становятся регулярными функциями жизни людей, оказывая сильнейшее воздействие на общественную и хозяйственную деятельность.
Каждый полноправный член племени был лично и непосредственно сопричастен управлению. Высшим органом власти было народное собрание (тинг) племени, куда имели доступ все совершеннолетние свободные мужчины. НС созывалось не реже раза в год для решения вопросов войны и мира, суда по особо тяжким преступлениям, посвещения в войны, выдвижения предводителей племени. Последние ведали всеми текущими делами, в том числе судебными. Они предварительно обсуждали в своем кругу выносимые на тинг вопросы и предлагали рядовым его участникам заранее подготовленные решения. Тацит именует этих предподителей princepes. Это было достаточно аморфное образование, объединявшее первых лиц племени. Цезарь видел в нем подобие сената, и, вероятно, это правда был некий совет старейшин из представителей родоплеменной знати.
Существовала индвидуальная власть племенных вождей (называют их по-разному: принцепсами, дуксами, архонтами, игемонами, рексами или василевами, иначе говоря – царями). Это племенные вожди или верховные вожди племенных союзов, чью власть лишь условно можно квалифицировать как монархическую. Неясно, зависели ли различия в могуществе и прочности положения от уровня развития племени.
Для обозначения такого правителя лучше всего подходит германское слово konung. В первичном значении – это родовитый, знатный и достойный уважения человек, но не повелитель и господин.Он располагал весьма ограниченной властью и скорее просто подавал пример, а не указывал. Он был военным предводителем племени, представлял его в международных делах, имел преимущество при дележе военной добычи и право на регулярные, но добровольные подношения со стороны соплеменников, а также часть штрафов с осужденных. Он выполнял определенные сакральные функции, играл важную роль в совершении публичных гаданий и жертвоприношений. С другой стороны, в случае неудач, его могли принести в жертву, чтоб умилостивить богов. Его избирали на НС из числа наиболее знатных мужей, обычно сознательным решением – поднимали на щит. Тут же происходило смещение неугодного конунга.
Особое место занимали предводители дружин. Дружины составлялись из случайных, не связанных родством людей, надумавших сообща попытать ратное счастье (в основном молодежь знатного происсхождения). В промежутках между набегами дружинники проводили время в охотах, пирах, состязаниях и азартных играх. В дружинники шли наиболее знатные и богатые, или же самые беспокойные и беспутные, изгои, порвавшие с родней или даже племенем. Могли наниматься в солдаты к римлянам. Внутри дружины – иерархия по личной доблести. Дружина то противопоставляла себя племени, нарушая договоры, то составляла ядро племенного войска. Постепенно она превратилась в настоящую княжескую дружину и стала основой власти племенного вождя. К ВПН из дружины выросла новая, служилая знать.
Германцы не воспринимали себя как единый народ.
Реальной полит. единицей являлось племя. Племенные объединения строились не столько по родственному, сколько по территориальному признаку, и нередко включали негерманские племена.
Племенные объединения рубежа эр были рыхлыми и непрочными и вызывались к жизни временными, обычно внешнеполитическими обстоятельствами, часто распадались. Племя не было прочным образованием.
Римские авторы: германская civitas состоит из довольно обособленных округов (pagus), управляемых собственными принцпесами. Это были крупные (ок. 1000 кв. км) территории, жители которых обычно имели общее название. В каждом округе имелось свое, малое, собрание, где избирался военный вождь, а также лагман – знаток и хранитель местных обычаев. Округ дробился на несколько сотен, обязанных выставлять в племенное ополчение по сотне воинов. В сотне также было свое собрание. На сотенном собрании заключались сделки, рассматривались совершенные в пределах сотни правонарушения, вообще все значимые для нее вопросы правового характера. Круг вопросов, обсуждавшихся на племенном собрании, был шире, а сами вопросы – серьезнее. Внешнеполитические дела решались племенем сообща.
Эволюция политического строя германцев в IV–V вв.Племенные объединения перерастают в племенные союзы. Некоторые из них насчитывали по нескольку сот тысяч человек. Совместный сбор всех полноправных членов союза был практически невозможен. Нормально функционировали лишь окуржные и сотенные собрания. Собрание племенного союза сохранялось лишь как собрание идущего войной или явившегося на смотр войска (мартовские поля франков, войсковой тинг лангобардов). На общесоюзном собрании продолжали решать вопросы войны и мира, провозглашать и низвергать конунгов, но сфера его дея-ти сузилась.
Совет родоплеменных старейшин уступил место совету дружинной, сдужилой знати. Среди советников выделялись предводители подразделений племенного союза – «царьки» (reguli). Каждый из них располагал собственной дружиной, проживавшей вместе с ним в специальной крепсоти (бурге). Знать оказывала сущ. влияние на действия верховного союзного конунга. Но власть конунга усилилась. Она стала прерогативой одного рода. Это укрепляло политические позиции правящей династии. У вестготов уже в V в. возникает казна. Конунги и их родя начинают выделяться внешне: одеждой, прической, атрибутами власти.
Начиная с IV в. предводители племен все чаще поступают на службу к римлянам, в большинстве случаев обязуясь всем племенем охранять на своем участке границу империи от других германцев. Это способствовало приобщению германцев к римской культуре.
Германцы начинают воспринимать христианство (скорее поверхностно). Первые – вестготы. Начало массового распространения христианства в их среде относится к сер. IV в. и связано с миссионерской деятельностью вестготского священника Ульфилы. Но он проповедовал христианство арианского толка. Поэтому другие германцы также воспринимали христианство в форме арианства. Различия в вероисповедании усугубили и без того сложные отноешния с империей. Но сама христианизация ускорила и идеологически оформила становление у германцев классового общ-ва и гос-ва.
cyberpedia.su
Лекции по истории права древних германцев, Франции, Германии и Англии в V-XVIII вв.
Вопросы к экзамену:
28. Рецепция римского права в средневековой Западной Европе (XI - XVII века). Каноническое право римской католической церкви.
29. Источники средневекового (дореволюционного) права Франции в X - XVIII веках. Источники средневекового права Германии в X - XVIII веках.
30. Источники средневекового права в Англии (XI-XVII вв.). Особенности вещного права в Англии в XI-XVII вв.
31. Вещное право Франции и Германии в X-XVIII веках.
32. Обязательственное и наследственное право Франции и Германии в X-XVIII веках.
Вопросы к экзамену с планом:
1. Рецепция римского права в средневековой Западной Европе (XI - XVII века): понятие и причины рецепции римского права в Западной Европе, Болонская школа глоссаторов (XII - XIII вв.), Ирнерий, Сводная «Большая глосса» Аккурсия, постглоссаторы (конец XIII - XV вв.), гуманистическая школа (XVI - первая половина XVII вв.), историческое изучение права, легисты, значение рецепции римского права. Каноническое право римской католической церкви: управление римско-католической церкви, церковные суды, предмет канонического права, источники канонического права, систематизация канонического права, канонисты, Декрет Грациана, Свод (корпус) канонического права 1582 г.
2. Источники средневекового (дореволюционного) права Франции в X - XVIII веках: правовой партикуляризм, обычное право (кутюмы), сборники кутюмов, Бомануáр, кутюмы Бовезú, редактирование кутюмов, расширение королевской юрисдикции, роль Парижского парламента в развитии французского права, королевские ордонáнсы, ордонанс о торговле 1673 г., ордонанс о морской торговле 1681 г., большой ордонанс 1670 г., легисты, особенности рецепции римского права во Франции. Источники средневекового права Германии в X - XVIII веках: отсутствие государственного единства и партикуляризм германского права, ленное, земское и городское право, Саксонское и Швабское зерцала XIII в., Эйке фон Репхоф, общегерманское (имперское) право, Каролина 1532 г. – уголовно-судебное уложение, законодательство в княжествах, особенности рецепции римского права в Германии, разработка пандектного права в Германии.
3. Источники средневекового права в Англии (XI-XVII вв.): возникновение общего права, развитие судебной системы Англии, приказы суду, происхождение и природа права справедливости, статутное право, причины слабого влияния римского права на английскую правовую систему, сочинения, на которые можно ссылаться как на источник права, - трактаты Р. Гленвилла, Г. Брактона, Э. Коука, У. Блэкстоуна. Особенности вещного права в Англии: признание английского короля верховным собственником всей земли, свободное владение землей (фригольд), несвободное владение землей (копигольд), огораживания земель, исчезновение мелкого крестьянского землевладения, реальная и персональная собственность, формирование института доверительной собственности (траст).
4. Вещное право Франции и Германии в X-XVIII веках: преобладание недвижимых вещей в средневековом праве, широкое понятие недвижимого имущества в феодальном праве, аллод, бенефиций, феод, разделенный и условный характер феодальной собственности на землю, права сеньора и вассала по распоряжению землёй, повинности вассала, право вассала на владение и пользование феодом, юридическая природа феодальной земельной собственности, превращение неполной собственности в полную собственность, формы крестьянской зависимости в средневековом праве: личная, поземельная и судебная, баналитеты, барщина, землевладение лично зависимых крестьян: сервы во Франции, вилланы в Англии, грунгольды в Германии, землевладение поземельно - зависимых крестьян: вилланы, цензитарии во Франции, сокмены и копигольдеры в Англии, чиншевики в Германии, землевладение аллодистов, освобождение крестьян от личной зависимости, крепостные крестьяне в Германии.
5. Обязательственное право Франции и Германии в X-XVIII веках: совершение договоров, соглашение сторон, постепенный переход к имущественной ответственности должника, влияние римского и канонического права на договорное право, договор займа, каноническое учение о процентах, ограничение свободы договора цеховым строем, экономической политикой меркантилизма. Наследственное право Франции, Германии и Англии в X-XVIII веках: принцип первородства: майорат и минорат, ограничение наследственных прав женщины, признание каноническим правом наследования по завещанию, форма составления завещания, ограничения завещательной свободы, неодинаковый порядок наследования для имений родовых и благоприобретенных.
Лекции по истории права древних германцев, Франции, Германии и Англии в V-XVIII вв.
Лекция № 1. Право древних германцев. Варварские правды (V - IX века)
Источники права древних германцев
В V- IX веках у древних германцев основным источником права являлось обычное право отдельных германских народов (лангобардов, франков и т. д.), а королевское законодательство играло второстепенную роль. Германские народы составили сборники своего обычного права в VI - IX веках. По приказу королей производилась запись обычного права отдельных народов, так возникли «варварские правды»: Салическая (правда салических, западных франков конца V в., в Северной Галлии), Рипуарская (правда рипуарских франков VI в., в Северо-Восточной Галлии), Бургундская (правда бургундов VI в., в Юго-Восточной Галлии) и другие правды позднейшей редакции. Варварские правды относились к раннему праву и обладали всеми признаками, присущими этому праву.
Варварские правды применялись не ко всему населению данной местности, а только к германцам - завоевателям. Сила каждого из этих сборников распространялась не на всех лиц, живущих в пределах данной территории, а на всех, принадлежащих к данному этносу, где бы они не проживали. В этот период существовал персональный принцип действия права: каждый народ жил, судился по своему особому праву - франки по франкскому, бургунды по бургундскому и т. д., а потомки бывших римских подданных жили под действием своего римского права. В случаях, непредвиденных той или другой варварской правдой, судья выносил решение согласно с правдой салической и капитуляриями франкских королей.
Эти варварские правды посвящены были преимущественно уголовному праву, при этом кровная месть заменялась выкупом - вергельдом. Германское право было приспособлено лишь к крайне несложным условиям натурального хозяйства. Гражданского права сборники касаются мало, так как слабо развиты товарно-денежные отношения, к тому же вновь образующееся общество, прежде всего, было заинтересовано в поддержании внутреннего мира, обеспечением личной безопасности.
Франкские короли издавали капитулярии (от деления их на главы - capitula) - законы, которые были обязательны для всех живущих на данной территории и регулировали вопросы, главным образом в сфере публичного права. В империи Карла Великого, которая объединяла во франкском государстве большинство германских народов, преобладающее влияние получило право салических франков, но франкское право не вытеснило полностью права других этносов.
Империя в 843 г. распалась на части, которые образовали собою современные европейские государства - Францию, Германию и Италию. С этого времени право развивается самостоятельно в каждой из указанных стран.