Древние хороводы. Что такое хоровод: определение, история, виды и особенности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Хоровод: виды, обычаи, символы русского народа. Древние хороводы


Славянский Хоровод — Славянская культура

Славянский Хоровод Хоровод в нашей культуре, даже когда сама славянская культура очень сильно преобразована различными новыми веяниями мировой культуры, иных традиций, всем как будто бы понятен.Хоровод - это вроде как такая забава, древнерусская форма танца, праздничный обычай и так далее. Во время этого действия девушки и парни встают в круг, берутся за руки и начинают двигаться в одном направлении. В результате получается весело и незамысловато. Так-то оно так и большинству людей трактовка этого термина вполне достаточна и понятна. Но...! Если только на секунду задуматься - откуда, почему и как появился хоровод, каково его истинное значение, что он означает, тот тут же становится понятным, что хоровод - это нечто намного более глубокое, чем может показаться тому, кто привык видеть только внешнюю суть вещей. Вот в этом мы и попытаемся разобраться дальше, рассуждая на тему термина "Хоровод".

Для начала стоит сказать, что в древнеславянской, языческой культуре есть два вида хоровода - посолонь и противосолонь. Посолонь - по ходу солнца или по часовой стрелке. Противосолонь - против хода солнца или против часовой стрелки. Таким образом, сразу становится понятно, что хоровод, даже своими названиями - по солнцу и против солнца - напрямую связан со светилом или его Божественным проявлением. Так же существуют медленные хороводы, когда участники поют обрядовые песни и медленно кружатся по кругу и быстрые, когда хоровод стремителен, а участники передвигаются бегом. Нередко встречаются не просто хороводы с кружением, а с целыми обрядами, играми, традиционными игрищами со своими законами и обычаями, с хороводниками, зачинщиками или коноводами, которые начинают водить, и другими участниками, принимающими на себя разные роли.Хоровод Многие из тех, кто участвовал в славянских хороводах, как обычных, так и тех хороводах, которые состоят из нескольких последовательных колец, которые крутятся в разные стороны, а также тех хороводах, которые состоят не из десяти человек, а нескольких десятков или сотен, отмечали невероятный подъём сил. От чего это происходит? Одни говорят, что поднятие сил и настроения происходит из-за того, что некоторое время ты находишься в сплочении людей, которые близки тебе по духу и ты чувствуешь их мощную поддержку. Вторые утверждают, что в этом есть мистический смысл, как то: открываются некие невидимые врата в иную реальность посредством активной медитации, открытие неких таинственный сил организма и души посредством таинственного ритуала - хоровода. Третьи и вовсе объясняют всё это физикой, якобы несколько колец людей, которые быстро движутся, создают идеальные условия для возникновения между трущимися объектами слабого электричества, вот это электричество и способно заряжать эмоциональное и физическое состояние людей. Возможно что-то из этих трёх составляющих лишнее, а возможно, что имеют место быть все три фактора. Хороводы возникли в очень далёкие времена и благополучно существуют до сих пор. Ещё тогда люди заметили необычайные особенности этого магического танца, который можно назвать русской медитацией, наподобие какого-нибудь танца суфиев, буддийской медитации, шаманского камлания или даже активной медитацией Ошо. Хоровод

Когда именно зародился первый хоровод и практика его использования у славян остаётся загадкой. История не может предложить ни одной версии. Понятным остаётся только одно - хороводы возникли в необозримой древности, ещё в первобытном обществе. Так же, спорным остаётся вопрос о том, от какого слова произошёл этот термин и что он означает в своём изначальном варианте. Есть предположение, что само слово "хоровод" разделяется на хор - пение и вод - водить. Но, у других народов, которые также имеют данный обрядовый танец в своей культуре, мы можем увидеть интересные обращения с этим названием. К примеру, литовцы-руссы называют его - корогод, а хорваты, далматы, богемцы и некоторые другие называют его просто и для нас понятно - коло. Коло - в древнерусском языке - колесо, солнце. 

По своей сути, хоровод - это вечное коловращение солнца. Именно по этой причине, хоровод часто проводится вокруг костра, вокруг дерева или другого центрального элемента. Это одновременно и символ, уподобление небесным светилам, которые были обожествлены и одновременно с этим некое магическое действие, чисто традиционное, которое можно расценивать, как действие обращения к Богам. Во время хоровода поют обрядовые песни, играют на музыкальных инструментах. При этом участники стараются надевать для хоровода свои самые красивые наряды. Выглядит этот самый древний русский танец красиво и величественно даже со стороны, участвовать же в таком действии - это чувствовать свою сопричастность глубокодуховным традициям славян-язычников.

Похожие статьи:

Славянские обряды → Масленица языческий праздник

Фольклористика → Ведическая культура и русский фольклор

Славянские обряды → День Ярилы-Солнца

Традиции → Древнеславянские праздники

Традиции → Русские народные танцы

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

определение, история, виды и особенности

Древнерусское хореографическое искусство насчитывает немало чудесных танцев. Почетное место в отечественной культуре занимает хоровод. Это не просто танец, но, прежде всего, отражение образа жизни, верований и культуры наших предков. Такая пляска ведет историю из глубины веков.

Что такое хоровод? Как зародился танец? Какие существуют разновидности такой пляски? Каковы особенности танца? Какое значение имеет хоровод в славянской культуре? Ответы на эти и прочие вопросы можно получить, ознакомившись с нашей публикацией.

Значение слова "хоровод"

что такое хоровод

Исследователи древней славянской культуры отмечают связь понятия с именем языческого божества Хора. Именно этот идол в седые времена выступал символом солнечного светила. Определение слова "хоровод" также предположительно вытекает из понятия «хорошо», что у славянских народов выступало синонимом «солнечно». Согласно логической цепочке рассуждений, можно понять, что частица «хоро» указывает на символ солнца, который имеет круглые очертания.

Что касается второй части слова, здесь все более очевидно. Частица «вод» означает "вести, оказывать сопровождение". Таким образом, становится ясно, что такое хоровод. Сутью понятия выступает групповая пляска по кругу, которая в традиционной культуре древних народов являлась символом поклонения небесному светилу.

Историческая справка

хоровод славянская культура

Рассматривая историю возникновения хоровода, стоит начать с первого письменного упоминания о танце. Отмечено оно в древнем сказании о Моравском царстве. Автор литературного творения упоминает о славянской молодежи, что собиралась на лесных опушках и берегах водоемов для организации игрищ, центральное место которых занимали круговые танцы. Иногда действо организовывалось на плотах.

Рассматривая, что такое хоровод, стоит отметить, что своему существованию танец обязан языческим обрядам, которые славили богов плодородия. Изначально массовая пляска выступала своеобразным гимном Солнцу. Основная фигура танца символизировала небесное светило. Хоровод прославлял его благодатную энергию, от которой зависел урожай.

Наиболее массовые гуляния с хороводами традиционно организовывали несколько раз в году. Такие своеобразные обряды проводили осенью после сбора урожая, весной, когда оживала природа, а также в разгар лета. Приостанавливались игрища лишь с приходом зимних холодов, которые заставляли жителей селений проводить время в домах.

Культурное и социальное значение танца

хоровод это

Хоровод – это массовая пляска, которая традиционно сопровождалась песнями. Танец позволял выделить из толпы не только членов общины, которые обладали хореографическими талантами, но также мастеровитых певцов. В древности каждая деревня имела своего заводилу. Последним выступал так называемый хороводник либо хороводница. Такой человек вызывал уважение, восхищение, и был знаменит как в родном поселении, так и далеко за его пределами. Для некоторых членов общества подобное занятие становилось чем-то сродни профессии. Мастерство ведения хоровода передавалось через поколения.

Хороводниками назначали преимущественно одаренных от природы личностей, которые выделялись на фоне общей серой массы прекрасной фантазией, сильным, поставленным голосом, выдающимся артистизмом. Именно от их богатого воображения зачастую зависело то, насколько витиеватым и оригинальным окажется переплетение кругового шествия во время пляски.

Ни один праздник, гулянье либо массовое мероприятие в седые времена не обходилось без вождения хороводов. В целях такого времяпрепровождения любили собираться жители селений после повседневной рутины. Круговые пляски организовывались посреди улиц, на лесных полянах. Коллективные танцы выглядели отличным решением для культурного обмена с людьми из соседних деревень.

Во время хороводов происходило не только общение и веселье. Парни выбирали здесь будущих невест, а девушки присматривали мужей. Активные пляски пробуждали яркие эмоции и романтические чувства. Хоровод подталкивал население к созданию рукотворных нарядов и украшений. На подобные игрища собирались молодые люди в лучших одеждах. Девушки облачались в красочные головные уборы, украшали себя цветастыми платками, ожерельями и лентами, даже если на покупку подобных аксессуаров приходилось потратить немалые деньги.

Вот мы и выяснили, что такое хоровод, какое он имел символическое, социальное и культурное значение. Далее в нашем материале хотелось бы поведать, какие существуют основные фигуры и разновидности танца.

Игровой хоровод

сила русского хоровода

В древности существовала специфическая игровая разновидность хоровода. Если во время песни сюжет, действия и содержание раскрывались в словесной форме, то в ходе пляски все это выражалось движениями, яркой мимикой, жестами, созданием оригинальных образов персонажей. Зачастую в игровых плясках участвовали люди, переодетые в костюмы зверей, мифических существ. Участники старались подражать их повадкам.

Сюжеты подобных плясок отражали быт, культуру, традиции, труд, религиозные взгляды древних народов. Нередко хоровод раскрывал процесс выбора невесты либо жениха, говорил о взаимоотношениях между полами, содержал намеки на сказочные темы.

Игровые пляски требовали участия талантливых артистов, которые выбирались из народа. От них ожидали умения перевоплощаться в самые различные образы. Иногда во время танца использовались не только костюмы, но и дополнительные предметы, которые позволяли в полной мере раскрыть характер обыгрываемых персонажей.

Орнаментальный хоровод

значение слова хоровод

«Тихие» круговые пляски, которые не сопровождались песнями и аккомпанементом музыкальных инструментов, называли орнаментальными. Основной акцент здесь осуществлялся на создание наиболее оригинальных, запутанных фигур. Рисунки нередко передавали содержание тех же песен, социальных и культурных явлений, верований и былин.

Исполнение орнаментальных хороводов отличается строгой последовательностью действий, ограниченным количеством фигур. Чаще всего подобные танцы включали несколько элементов, что органично переплетались и перестраивались между собой.

Детский хоровод

хоровод определение слова

Детские хороводные танцы зачастую происходят в игровой форме. Такой характер пляски дает возможность эмоционально зажатым, скованным малышам раскрыть себя для окружающего мира. Групповой танец расслабляет ребенка, заставляет его испытывать доверие к партнерам.

В некоторой степени детский хоровод связан не только с хореографией, песней и музыкой, но также с точными науками. Во время танца участники перестраиваются в круги, колонны, спирали, линии. Подобные пляски знакомят малышей со всевозможными геометрическими рисунками.

Основные фигуры хоровода

хоровод история возникновения

Существует несколько базовых рисунков хоровода, на которых может строиться танец:

  1. Круг – число участников в таком построении не ограничивается. Минимальным количеством выступает три человека. Находясь лицом друг к другу танцоры берутся за руки, формируя замкнутый круг. Движение участников происходит согласно часовой стрелке. Идут танцоры простыми, приставными либо переменными шагами.
  2. Два смежных круга – кольца хоровода располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Каждая формация может двигаться, как по направлению часовой стрелки, так и в обратную сторону. Движения осуществляются шагами, аналогично предыдущему варианту.
  3. Круг в круге – образовывается большое кольцо, а внутри другое, но поменьше. Движение участников может происходить в одном либо различных направлениях.
  4. Корзинка – формация в данном случае не отличается от предыдущего варианта. Однако в определенный момент участники поднимают руки. Внутренний и внешний круги соединяются.
  5. Восьмерка – отдельные круги движутся в противоположных направлениях. Затем хороводы разрывают сцепку. Участники одной формации проходят через другую, образовывая рисунок, который напоминает символ бесконечности.

В заключение

Надеемся, наш материал позволил разобраться, в чем заключается сила русского хоровода, каково культурное и духовное значение такого танца. К сожалению, в наши дни традиция несколько забыта и не практикуется в народе. Однако ознакомиться с особенностями древней хореографии все же можно. Способствуют этому сценические выступления народных коллективов.

fb.ru

История хоровода на Руси. - Год русской культуры - Каталог файлов

     Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков.      Доподлинно неизвестно, где и у какого народа появились хороводы, вероятнее всего они были частью культуры многих народов, появившись как круговые песни и пляски. Известно, что уже в древней Месопотамии за две тысячи лет до нашей эры при жертвоприношениях богам вавилоняне совершали хороводные пляски. Первое письменное упоминание хороводов мы находим уже у древних греков. Гомер прекрасно в своих стихах описывает хоровод с участием юношей.    Торжественностью хороводных танцев выделялись греческие религиозные обряды, в которых участвовали только непорочные девушки, одетые в белые платья и в украшавших головы цветочных венках. Хороводы получили в древней Греции такое широкое распространение, что впервые превращаются в забаву молодых девушек в дни праздников и веселий.      В Древнем Риме, чья культура многое позаимствовала от древнегреческой, хороводы составляли священные обряды. Во время торжеств, посвященных богам, перед их изображениями девушки пели благодарственные гимны. Популярность хороводов, как и в Греции, приводит к тому, что они выходят за рамки религиозных обрядов, превращаясь в народную забаву.     Как ни странно, но после упадка античной культуры, хороводы постепенно исчезают из культуры западноевропейских народов. Лишь отдаленно некоторые танцы напоминали прежние хороводы. Возможно, виной тому было распространившееся в Европе христианство, которое крайне враждебно относилось ко всем проявлениям языческой культуры и, вероятно, именно по этой причине хороводы сохранились в основном у славянских народов, принявших христианство намного позднее западноевропейских народов.     Термин «хоровод» происходит от древнегреческого «χορ?с», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить». Хоровод имеет древнюю историю, и в самих хороводах отобразилась история Древней Руси. Чем бы ни занимались наши предки, свои действия они отражали в преданиях, которые, в свою очередь, отражались в народных танцевальных действах. Веселые пиры, ратные подвиги или трудовые будни – все это нашло воспроизведение в величавых хороводах, шествиях по кругу.    Пожалуй, одно из самых древних упоминаний о танце есть в сказании гусляра о Моравском царстве. Рассказчик упоминает о молодых людях, которые собирались на озерах и «водили хороводы да играли кругами». И все это захватывающее действие происходило на плотах!     Истоки хороводов славян уходят в далекое прошлое, к обрядам поклонения языческому богу Яриле. В этих обрядовых хороводах принимали участие все жители, от детей до стариков. Такие хороводы можно наблюдать и сейчас в некоторых районах русского Севера, где старообрядцы сохранили древнюю самобытную культуру русского народа. И, пожалуй, именно у восточных славян хороводы окончательно становятся не только массовым обрядовым танцем, но и веселой молодежной игрой на свежем воздухе, сопровождаемой песней и танцами. Хороводы можно назвать отражением русской девичьей души, где игривость и непринужденность сплетаются с восхитительными русскими напевами. Для этого действия девушки и женщины одевались в свои самые лучшие одежды, специально покупали красочные ленты, платки, даже если для этого надо было потратить свои последние деньги.     Если же обратить внимание на тексты хороводных песен, то можно легко заметить, что они отражают быт наших предков: простым народным языком, часто метким и колким, показана жизнь славян, переданы их традиции, обычаи, уклад семейной жизни и даже умения. Дальше, при описании некоторых хороводов, Вы можете заметить, что хоровод, оставаясь веселой забавой, имел большой смысл, особенно в жизни русских девушек, и знакомил со всем «житьем-бытьем» русского народа от семейных традиций до хозяйственных умений.

Девичий хоровод на лугу. Русские. Фотоархив Российского Этнографического Музея (РЭМ). 

      Хороводы собирались девушками при наступлении времени игр и забав, когда жители выходили на улицу «людей посмотреть и себя показать». Участвовали в хороводах не только девушки, но и молодушки — те, кто недавно вышли замуж. Часто при сборе хороводов исполнялись грустные песни, суть которых состояла в том, что «Поиграйте красны девушки, Поколь волюшка жить у батюшки, Поколь негушка у матушки, Неровен жених навяжется, Неровен, как черт, привяжется...» Пением в хоровод приглашали не только подружек: «В хороводе веселились, По забавушкам пустились. Песни славно запевали, Подружечек собирали», но и парней: «Сходитесь на лужок, Да и станем все в кружок. Вы сцепитесь все за ручки и приймите молодчиков с собой», ведь одним девушкам в хороводе не то, чтобы скучно, но игры молодежи несли большой социальный смысл, способствуя знакомству и общению «на людях». Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы.

       Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.       Первые весенние хороводы начинаются с Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники — люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские. Для празднования Николыцины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается в складчину на мирской сбор: поставить угоднику мирскую свечу; сварить браги, щей, лапши, каши; напечь пирогов для званых гостей. Все это дело присуждалось старосте или земскому. Званые гости уезжали с лошадьми в ночную, где пиршества продолжались до утра с плясками и песнями. Наставал праздник, со всех сторон стекались православные, званые и незваные. В пиршестве не участвовали только девицы; они наслаждались хороводами, когда женщины плясали «во всю Ивановскую».      Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы.      Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Такая разность указывает более на местности, нежели на различие обрядов. Успенские хороводы начинаются с 6 августа, когда начинают сбирать фруктовые плоды. В старину эти празднества бывали сборные в тульских садах. Веневцы, исключительно занимавшиеся садовыми промыслами, начинали сбор яблок и груш песнями и хороводами.

      Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная. Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец часто сопровождается пением.     Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем. В хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности. При всей этой важности, хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать. Так одно время могло измениться народное значение этого слова. Между нашими православными людьми соблюдается доселе почет к хороводнице: подарки сельских девушек, угощение матушек, безденежные труды отцов на ее поле. Это все делается во время хороводных игр. В другое время хороводница может быть свахою на свадьбах, бабою-позываткою на пирах, кумою на крестинах, плакушею на похоронах. Таков круг жизни, совершаемый русскими хороводницами. Основные фигуры хоровода – это хождение по кругу. Хороводница руководит хождением танцующих в одном большом кругу, затем разбиванием его на несколько маленьких, вновь схождением в один большой круг.      В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца.     Этот танец является поистине универсальным, и в том или ином виде, под разными названиями встречается у многих народностей. Так, в Болгарии хоровод называется хоро, в Молдавии – хора, хурэ, в Литве – карогод, в Сербии – коло, что в переводе означает «круг». Под разными названиями хоровод известен в Македонии, Хорватии, Грузии и других странах. В каждой из этих стран хоровод вобрал в себя национальные особенности и своеобразие.     Различают хороводы женские и смешанные. Молодые парни могут принять участие в хороводе только по приглашению хороводницы. Это прекрасная для них возможность познакомиться с понравившейся девушкой, с ее окружением и родными.

     Разновидностей хороводов множество. При этом, существовали определенные правила, по которым устраивались хороводы, общими были и основные фигуры, выполняемые в ходе танца, тогда как хоровые песни в некоторой степени зависели от местности, которая накладывала свой отпечаток на обычаи и традиции. В наши дни это во многом затрудняет определение «возраста», но даже со всеми искажениями, по слогу, по деталям быта, некоторые хоровые песни относятся к XV-XVI векам!       Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям.         Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца").  Были хороводы любовные, семейные, военные, трудовые и т.д. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.        Ансамбль народного танца "Кудринка" - русский танец "Черёмуха". 

Ансамбль "Веснушки" - Хоровод с полотенцами.

Ансамбль "Берёзка" - Хоровод "Берёзка".

Ансамбль Кудринка - Русский хоровод "Веретенце".  

      Давайте рассмотрим три хоровода, примечательных тем, что имеют различное прикладное значение: от простой забавы до обучения навыкам работы.     Начнем с хоровода-игры «Лён». Лен занимал огромное место в хозяйстве наших далеких предков. Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Киевской Руси. Из этого неприхотливого растения люди научились получать пряжу и изготавливать ткань. Из льна на Руси ткали холсты, рогожи, скатерти, полотенца, шили одежду и многое другое и учили этим навыкам своих детей. Учили с помощью игр. Так произошла игра-хоровод «Лён». В тексте хороводной песни отражены все этапы производства льна, от посева до получения пряжи! «Уж я сеяла, сеяла ленок... Я полола, полола ленок... Уж я дергала, дергала, лен... Уж я стлала, стлала ленок... Я мочила, мочила ленок... Я сушила, сушила ленок... Уж я мяла, я мяла ленок... Я трепала, трепала ленок... Я чесала, чесала ленок... Уж я пряла, я пряла ленок...» При этом девушки водят хоровод и изображают движения, характерные для упоминаемой в песне работы.

   Хоровод «А мы просо сеяли» также уходит своими корнями в глубь веков, возможно, он даже старше «Лёна». Просо получило распространение у славян гораздо раньше ржи и у многих восточных славян оно долгое время оставалось основным зерновым злаком. Вероятно, просо получило распространение с оседлостью славян, которое относится к VI веку. Конечно, нельзя утверждать, что хороводная песня возникла в те же времена, но упоминание его в песне, говорит о важности этого злака в жизни народов, создавших «А мы просо сеяли». Не случайно и то, что изначально обрядовый хоровод проводился в Духов день — праздник, посвященный уважительному отношению к земле-кормилице.

Хоровод «А мы просо сеяли» имитирует многие стороны свадебного обряда славян. Юноши и девушки, разделившись на две группы, встают против друг друга — в этом смысл перехода девушки-невесты из одного состояния в другое, как проход через символические ворота: «Открывайте ворота, принимайте девицу!» При этом наши предки придавали значение каждой детали. К примеру, принципиальное значение придавалось направлению «сеяния проса» - по или против солнца. Ряд против солнца составляли всегда девушки-невесты и в этом заключался глубокий смысл. Такие девушки считались «чуждыми», «чужими», ведь одиночество считалось отклонением от общепринятых норм и традиций, угрозой благополучию рода и только выйдя замуж они становились «чистыми», «своими». «Чужесть» девушек подчеркивается словами песни: «Она у нас вшивая, вшивая, Она у нас дурочка, дурочка».    Последовательно девушка проходит все испытания, весь обряд очищения, включающий в себя и противостояние попытке порчи «конями» посеянного проса, где образ коней символизирует преждевременную внебрачную связь; и расплетение и расчесывание волос, ведь распускание волос волос предшествовало свадьбе; и поучение невесты плеткой, что символизировало переход ее под власть мужа. Заканчивался хоровод переходом всех девушек в ряды «чистых» и словами песни: «В нашем полку пиво пьют, в нашем полку слезы льют», что символизировало свадьбу, ведь слезы невесты — обязательный элемент свадебного обряда. Плачем невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей и переходила под «мужнину волю».   Следующим давайте рассмотрим хоровод «Заплетися плетень» или просто «Плетень». Вероятное время возникновение этой забавы относится к XVI веку. Примечателен факт, что в Европе этого хоровода нет и распространен он был только на территории Руси, представляя собой веселую и живую девическую забаву, в которой могли принимать участие и парни. В разных областях России хоровод отличается некоторыми деталями, но в основном суть игры в следующем. Пропев несколько первых куплетов хороводной песни, пара девушек, стоявших в начале хоровода, дугообразно поднимали руки и  под ними проходили попарно все остальные девушки, после чего хоровод рассыпался - «Расплетайся, плетень, расплетайся». Затем все повторяется - «Заплетися, плетень, заплетися», при этом пары могли или перемешиваться, или оставаться прежними.   Вам это ничего не напоминает? Да, да, всем знакомый «ручеек», в который играли еще наши мамы, но который совершенно забыт сейчас. К сожалению, нынешний век стирает из памяти людей то, что досталось нам от наших предков, то, что определяет нашу самобытность и уникальную культуру, уходящую корнями в глубь веков. 

    В настоящее время хороводы исполняются, главным образом, на сцене. Радует, что в последнее время наблюдается тенденция к возрождению народных традиций и в обычной жизни.

    Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они. Девица, которая не принимает участия в веселости своих подруг, делается предметом замечаний: «Верно, болит у нее сердце? Верно, нет здесь ее дружка? И для кого ей выказывать себя?» Все девушки непременно стараются показать здесь свою игривость и непринужденную ловкость; поют, резвятся, шутят, бегают, вертятся попарно и венцом, кружатся и раскланиваются.       Дух хороводных песен есть семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков; в некоторых попадаются колкие замечания о семейном быте и его пороках. Время сочинения хороводных песен и имена сочинителей неизвестны. Судя по слогу, они относятся к разным векам, за исключением немногих, а именно: синичка, мак растить, просо сеять, которые должны быть  отнесены к  XVI в., все прочие  к  XVII и XVIII вв., но и эти искажены местностию до того, что нельзя определить настоящей их эпохи. Сочинители же были из простолюдинов, потому что никто другой не мог выразить с таким простодушием и таким знанием сельского житья, как тот, кто родился, возрос и наслаждался в простоте природы неподдельными забавами; сочувствовал им и передавал в тоническом распеве, не гоняясь за вычурными выражениями.     При наступлении игр и забав всякий спешит на улицу; старики садятся перед окнами своего дома, а молодые рассыпаются по улице или становятся в кружок. Мужчины составляют свои отдельные круги, а женщины свои, но каждый, подходящий к собеседникам, снимает шапку и приветствует: «Мир вашему сиденью». Ему отвечают, сняв шапки: «Поди к нашему смиренью»,–

он садится с краю завалины.  Беседа идет – о чем? Домоводство, пашня, посев, скотоводство, распоряжения опытных в этом деле, распоряжения начальства, ряды старосты, суд головы и (где люди без страстей?) – пересуды соседей или соседок перебираются в их разговорах. В то же время собеседники не забывают любоваться живописной окрестностью: за речкою пасутся на зеленеющем лугу кони, свободные на нынешний день от плуга; за рощею чуть видна колокольня ближайшего села; за пригорком извивается черная полоса дороги, по которой ездят в поле. Здесь, ближе, в речке плавают утки и гуси со своими малютками. Но живее рисуется деревенская улица, протянувшаяся по возвышенному берегу речки. Здесь девушки снуют в разноцветных уборах, бегают одна за другой, смеются и любуются своими нарядами. Хорош на  той  московский сарафан, но эта прекраснее в русском: стянутая под взволнованными грудями шелковым поясом, как она стройна и гибка! На некоторых наброшен на голове шелковый платок, на других золотая лента с широкой поднизью. Резвые и легкокрылые, они идут с конца улицы к тому месту, где всегда собираются играть хоровод; они идут и поют:Выходили красны ДевушкиИз ворот гулять на улицу.Выносили соловеюшку на рученьке,Посадили соловеюшку на травыньку,На муравыньку, на цветы лазоревы.Соловеюшка рассвищется,Красны девушки распляшутся,А молодушки расплачутся:Поиграйте, красны девушки,Поколь волюшка жить у батюшки,Поколь негушка у матушки.Неровен жених присватается,Неровен, как черт, навяжется:Либо старый и удушливый,Либо малый и недужливый,Либо ровня, горький пьяница.Уж я старого утешила,На осинушку повесила;Уж я малого утешила,Возмахнула, в воду бросила.Уж со ровнюшкой гулять пошла.Но не думайте, чтобы душа русской девицы омрачалась чувством скорбным при этой песне, чтобы она верила жалобам молодых женщин, которые вмешиваются в их хоровод и поют эту песнь. Девицы сами поют ее и тут же смеются; смотрят на парней, которые вьются около веселой их толпы, вертятся и кружатся свободно; потом, взявшись за руки, они составляют круг, движущийся в обе стороны, и поют:Как у нас во торгу клич кликали,А что дорого? А что дешево?Дорожили красных девушек:Первая во сто рублей,Другая во тысячу,А третьей цены нет!Дешевы во торгу добры молодцы:По семи молодцов за овсяный блин.Восьмой на придачу,Девятый в провожать!,Десятый с конем, и с седлом.И с золотой уздой.В больших селах собираются хороводы не в одном месте, а на обоих концах главной улицы. Тогда взоры зрителей развлекаются по обеим сторонам. Один хоровод с одного конца, а другой с другого идет навстречу и поет:Возле тыну хожу,Я капер-траву сажу.Не быть капруС тыном ровну;Не быть свекоруПротив батюшки,А свекровиПротив матушки.Сошедшись, оба хоровода поют вместе:Подойду, подойдуПод Царь-городок;Вышибу, вышибуКопьем стену...Затем меняются игры и песни. Порядок их зависит от произвола и выбора хоровода. Почти каждая песнь сопровождается мимикой, тихой и плавной. Хоровод то строится в ряды, то свивается в кружок – по содержанию песни. Вот идут в один ряд игривые девушки и поют; потом расходятся и вновь собираются, задумывая играть хоровод.

СОЗЫВАНИЕ ДЕВУШЕК В ХОРОВОД

Собравшиеся на зеленой поляне или на улице девушки берутся за руки, делают круг и начинают созывать подружек в хоровод. Во время пения они ходят кружком:Травонька, муравонька зацвела,Я вечор та, молодая, в хороводе не была.Красна девушка прошаталася,С милым дружком каталася.Мой милый дружок не женатый, холостой,Он приглядчив и хорош,На меня, молодец, похож.Собиралися девушки все во кружок,Расходилися во лесок,Садилися на лужок,Где муравонька и цветок.Сорывали с цветов цветочки,Надевали на головы веночки.Пошли в хоровод, пошли в хоровод!В хороводе веселились,По эабавушкам пустились.Песни славно запевали,Подруженек собирали:Собирайтесь во единый кружок!Запоем ту песню новуПро радость нашу к хороводу.Созывание девушек в хоровод само собой выражает свое значение: желание девушек порезвиться.

ПРИГЛАШЕНИЕ ПАРНЕЙ В ХОРОВОД

Одним девушкам скучно играть: они посматривают на парней и горят нетерпением, чтобы те поскорее пристали к ним; дают и знать о своем желании глазами и движениями; после запевают призывную песнь, в коей соблюдают прежний порядок хоровода.Собиралися ясны соколы в дубровушку;Слеталися белые лебедушки в зеленую.Со куста на куст перелетывали.Диди, лади, диди, ладушки!Собирались все на единый на точек.Между собой токовалися.Все по паре разбиралися.Диди, лади, диди, ладушки!Они думали, гадали:Как гнездушки завивать будем?Как теплые сооружать будем?Диди, лади, днди, ладушки!Как нам, девушки, хоровод собирать?Как нам, красным, новы песни запевать?Одна девица все придумала, удумала.Диди. лади, диди, ладушки!Вы подруженьки любимые!Вы красавицы, эабавницы,Сходитесь на лужок,Да и станем все в кружок.Вы сцепитесь все за ручкиИ приймите молодчиков с собой.Диди, лади, диди, ладушки!Выходите, веселые, веселится.Резвые пары, сохи собирать;Пары, пары, пашиньку пахать.Бел леночек время сеять;Нельзя время упустить.Приглашение парней в хоровод показывает, что забава девушек без участия в ней мужчин скучна, утомительна и единообразна. Только тогда и весело красавицам, когда резвятся с ними беззаботные и игривые молодцы. Тогда и радость, когда веселится беспечность.

СТРАСТЬ ДЕВУШЕК К ЗАБАВАМ

Составив хороводный круг, девушки и мужчины поют все вместе:Ты зоря ли, моя зоренька,Зоря вечерняя, игра наша веселая!Вы играйте, красны девушки,Покудова вы у батюшки,V родимый у матушки.Отдадут нас во чужи люди,Во незнамые, не знакомые.Нам не будет такой волюшки!Белы руки грязью замараются,Лицо от солнца закраснеется.Свекор-батюшка у ворот стоит;Он меня, младу, домой зовет.Я нейду домой, не слушаю:Не доиграны наши игры,Не допеты наши песенки,Не добаины бесенки.После этого становится в середину парень. Он, представляя свекра, выполняет угрозы и старается разогнать девушек домой. При последнем стихе: «красных девок высылать»,– он берет девушку насильно, выталкивает ее из круга и гонит домой, покрикивая: «Вот я те, разгулялась! Домой!» Девушки начинают снова петь и продолжают петь дотоле, пока парень не прогонит всех из круга и не разгонит.– Уж вы, девушки, красавицы!Не пора ли вам игры оставлять?Не полно ли вам песни распевать?– Мы оставим все гулянья –Нас домой всех кричат!Родной батюшка зовет,Родна матушка грозит.Нам не хочется идти,Нам охотно погулять,В хороводе поиграть.Разудалый молодец,Своим детушкам отец:Он и белый, кудреват,Красных девок высылат.Эта игра выражает явно, что девушки веселились бы вечно, если бы не останавливали их. Девицы думают, что они родились для одних веселостей, забывая, что всему есть время: время забавам и время благоразумию. Мечтательность и ветреность – неразлучные спутники красавиц.

ВЫБОР НЕВЕСТ

Составляется два ряда играющих: в одном находятся невесты, называемые царевы, а в другом женихи, называемые бояре. Обе половины, взявшись за руки, отходят на известное расстояние, и когда поют женихи: «Вы, царевы» и т. д., тогда начинают сходиться оба ряда друг против друга. Когда поют невесты: «Вы, бояре» и т. д., тогда начинают отступать обе половины. Таким образом продолжают приступать и отступать, пока не скажут: «Вот вам невесты!» Обе половины поют попеременно. При требовании невест: «Покажите халат, сапоги и шляпу», – женихи им показывают. Разыгрывая выбор невест, наряжаются все как можно щеголеватее, особенно женихи: у них и рубашка красная, и сапоги вымазанные, и шляпа поярковая со страусовым пером; у них и глаза говорят: «Молодец я!» Ретивое бьется и кажется, кричит, подпрыгивая: «Жениться хочу!»– Вы, царевы, пропустите в города,Пропустите в города!– Вы, бояре, вам зачем в города?Вам зачем в города?– Вы, царевы, нам невест выбирать,Нам невест выбирать.– Вы, бояре, у нас невесты не выращены,И цветно платье не сряжено.– Вы, царевы, нам цветно платьеНе нужно, да не нужно.– Вы, бояре, покажите женихов,Покажите женихов.– Вы, царевы, вот вам женихи,Вот вам женихи.– Вы, бояре, покажите,Есть ли у них халаты,Есть ли у них халаты?– Вы, царевы, вот вам халаты,Вот вам халаты.– Вы, бояре, покажите сапоги,Покажите сапоги.– Вы, царевы, вот вам сапоги,Вот вам сапоги.– Вы, бояре, покажите шляпы,Покажите шляпы.– Вы, царевы, вот вам шляпы,Вот вам шляпы.– Вы, бояре, вот вам невесты,Вот вам невесты.Указав на невест, т. е. на всех девушек, предоставляется парням выбор любой, нередко от шуток доходит до дела. Кому из девушек неприятно скорее замуж? Но то беда, что женихи разборчивы. Несмотря на странную привычку женихов, а всего более на их вкус причудливый: кому нравится чернобровая, а кому голубоокая, кому тонкая, а кому толстенькая, дородная, румяная, пылкая, кипящая вулканом страстей, а кому чтобы и нежная, и мягкая,– причудливый вкус мужчин! А какой вкус девушек – мы не знаем, только знаем одно, что они чересчур взыскательные, разборчивые, часто рады, когда отыщут им жениха, хоть кулика, да лишь бы не просидеть в девушках. Случается на грех, что жениху нередко понравится сатана, лучше ясного сокола. Кто ж после этого неразборчив? Девушки? – Нет! – Мужчины? – Нет! Неразборчив тот, кто перезрел, и в доказательство этого сами девушки говорят: «Вот вам невесты, выбирайте, кто вам понравится». Это значит, что они давно были узаконенные невесты, а теперь перезрелые, потому – выбирайте: вот вам невесты!

 

golrdk.ru

САКРАЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ ХОРОВОДА. КАК ИСПОЛЬЗУЯ ХОРОВОДЫ ГАРМОНИЗИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, ОЧИЩАТЬ И ОЗДОРАВЛИВАТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЗЕМЛЮ В ЦЕЛОМ. | ЛЮБОДАР

HQGlXGEcKdUХоровод – древняя народная практика, являющаяся и мощнейшим очистительным эффектом для человека и пространства Земли в целом. В Хороводе каждый может рассмотреть, что происходит в его Жизни и прямо в Хороводе начать править её в Лад.

Хороводы – это уникальная психотехника наших предков, где через движение и единение прорабатываются психические и физические вопросы каждого участника. Тело и разум становятся свободными и чистыми. Терапевтический эффект сложно переоценить, скорее можно недооценить.

Хороводы — не спорт! В них не надо «быстрее, выше, сильнее», хотя и тело мощно тренируется-правится при хождении в них. Правятся суставы, связки; ладятся мышцы; уходят зажимы, напряжения…yakutistanT75ynMlgGSUПо одной из версий, слово «Хоровод» следует писать через буквы «А», получаем «Харавод», где Ха — положительная энергия, Ра — изначальный свет, Вод — водить.

Хоровод — это движение рука в руку, принятие и передача силы. Распутывание петель и заломов, возникающих в Хороводе, не через логику, а через само движение Хоровода Жизни.

Хоровод — древнейший обрядовый танец, воплощающий в себе принцип извечного коловращения. В славянской культуре имеет так же названия «посолонь» (по солнцу), «коло», «коловрат» и сотни других вариаций. Хоровод самый древний славянский танец — родоначальник всех видов народной хореографии. Можно сказать, что славянская пляска появилась, разорвав цепь Хоровода. Не просто танец, а сама жизнь, символ вселенского лада.

Существует два вида Хороводов — обрядовые и игровые. Движения обрядового танца являются проводниками во внутренний мир и следуют заданной структуре танца, непременно включающей 7 сакральных фигур:

QMamjeI6FYEСтоблы

Участники Хоровода образуют неподвижный квадрат, который затем приходит в движение. Те, кто находится сзади, по трое выходят чуть в сторону, обходят остальных и встают в начало квадрата. Движение продолжается до тех пор, пока не переместятся все. Фигура «столб» символизировала единство земли и неба, женского и мужского начала, которые, приходя в движение и перемешиваясь, формируют Вселенную.

Вожжа

Участники Хоровода образуют волнистые линии, которые вскоре начинают постепенно уменьшаться в амплитуде, в итоге превращаясь в точку. Именно волнистые линии олицетворяют волны океана Хаоса, из которого появляется новое рожденное, и в который уходит старое умершее.

Плетень

Название этой фигуры – не случайно. Подобно мастеровому, начинающему изготовление плетня от исходной точки, участники хоровода расходятся от центра, образуя с каждой секундой увеличивающиеся спирали, которые символично иллюстрируют процесс Творения Вселенной.

Круг

Символизм круга не ограничивается двумя определениями – это и завершение Творения, и Совершенство, и Гармония, и вечное Время, и Вселенная, и Бог, и бессмертная Душа.

Сторона на сторону

Во время исполнения этой фигуры мужчины выстраиваются в шеренгу напротив женщин. Затем начинается поочередное схождение «двух начал» и их общение. Женщины как бы случайно роняют платки и венки, а мужчины поднимают и возвращают потери хозяйкам. Они поправляют одежду друг на друге и расходятся только для того, чтобы через мгновение снова сойтись. Эта фигура прекрасно иллюстрирует, что все в мире существует только благодаря взаимодействию двух начал – небесного мужского и земного женского.

На четыре стороны

Предпоследняя фигура призвана показать завершающий этап формирования Вселенной. Участники образуют квадрат, стороны которого символизируют четыре стороны света. Устойчивый и гармоничный квадрат как нельзя лучше отражает состояние мира во времени и пространстве. Одним из элементов этой фигуры становятся символичные движения – участники на четыре стороны «сеют просо», чтобы вскоре «собрать урожай».

Плясовая

С каждой фигурой движение Хоровода ускоряется, и к своему завершению сакральный танец приобретает залихватскую удаль. Во время плясовой части Хоровода исполняются самые любимые народные танцы, сопровождает которые удалой гармонист. Лучшие танцоры начинают солировать, ловко и неподражаемо демонстрируя свои способности. Это момент осознания своей сущности, своего места и своего предназначения.

При написании поста использовался текст этой статьи: http://vk.com/wall-33312206_11638

Более подробно и глубоко о Хороводах, их сакральном смысле и практическом применении для изменения и гармонизации жизни смотрите в этих видео…

ХОРОВОДЫ. Сакральный смысл Хороводов (Милослав Русов):

Андрей Ивашко о том, что происходит в хороводах:

Программа «Древо Жизни» — «Хороводы и Здоровье. Объединение и гармонизация людей в хороводах». Рассказывают Вероника Гавриленок и Андрей Полупан:

А вот пример хоровода… Огромный хоровод! Русь просыпается! Возрождение родных традиций!

Большая подборка статей и материалов «ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ НАШИХ ПРЕДКОВ РУСОВ, АРИЕВ, СЛАВЯН»: https://lubodar.info/category/drevnie-traditsii-rusov-ariev-slavyan/

+++Другие познава

lubodar.info

Хоровод: виды, обычаи, символы русского народа — DOZADO dance magazine

Народный танец – душа народа, его верования и обычаи, дух и темперамент, чувства и надежды, быт.  В русском народном танце отражается вся многогранность традиций и обрядов, стоящих на стыке православия и язычества. Один из самых красивых и тесно связанных с ритуальной стороной жизни древних славян народный танец – хоровод.

Горка хоровод народная хореография

Хоровод (в старые времена его называли еще харагод, курагод, коло и др.) – это древний обрядовый круговой танец с элементами драматического действа.Как правило, его исполняли женщины, но бывали и смешанные хороводы.Первые весенние хороводы начинали водить со Святой недели (следующей за Пасхой) и заканчивали вечером на Красную горку. И все лето и осень по большим праздникам и по грустным поводам исполняли хоровод.

Танец, песня, игра здесь были неразлучны. Молодые в хороводе знакомились и влюблялись. Существовало два основных вида танца. В орнаментных хороводах особое внимание уделялось рисунку. Сюжетной линии в песне здесь не было, слова ее создавали, например, образ родной земли или описывали труд в поле. Отличался этот танец четкостью композиционных перестроений: из круга рисовались восьмерки, змейки, колонны. Вторая разновидность хороводов – игровые. Здесь в песне прослеживалась сюжетная линия, были действующие лица. Исполнители хоровода с помощью жестов, мимики и пляски воплощали песенную историю в жизнь.

Но в чем же сакральный смысл танца? Во-первых,круговая композиция подобна солнцу, богу которого поклонялись славяне-язычники. Во-вторых, в разное время года, на праздниках, танец выполнял разную функцию. Например, первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия, в июле славили Купалу и просили его помочь созреванию плодов, на Троицу хоровод водили вокруг березки. Береза считалась символом красоты и чистоты, проводником энергии. Более того, береза была покровительницей семьи и домашнего очага и могла подарить плодородие. Девушки собирались в хороводы вокруг этого священного дерева, чтобы пробудить в нем силу и приобщиться к ней. Такие «хороводы силы» водили все лето и верили, что они помогут исцелиться, исполнить желание и даже защитить свою землю.

Горка хоровод народная хореография

Особенно интересны традиции севера Руси. Там хоровод отличался от среднерусского. Интересно, что в селе Усть-Цильма Республики Коми  во время Красных горок и в наши дни водят хоровод в старых традициях. По церковному календарю,»Горка» начиналась с Николы вешнего (22 мая), продолжалась в Троицу  и в каждое воскресение, если позволяла погода, захватывала Иван день (7 июля) и заканчивалась в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).

Горочное «хождение под песню» исполняется и мужчинами  и женщинами всех возрастов в традиционных костюмах несколько раз в день, а в полном виде — вечером, завершая собой празднество. В танец заложено 17 различных фольклорных сюжетов. Во время него обязательно используются 7 символических фигур. Первая фигура – столбы. В ней участвуют только женщины. Это неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Продолжается до тех пор, пока так не пройдут все. Действо символизирует продолжение рода.

Первые шесть фигур Усть-Цилемского хоровода

Горка хоровод народная хореография

Столбы переходят в вожжу. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары. Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали. Затем колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга. Следующая фигура Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых. Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль.

Сколько земель, традиций, песен на Руси – столько и хороводов. И какими бы наивными не казались современному человеку задабривания богов плодородия или изгнания злых духов с помощью танца  — это целый пласт культуры и народного сознания.

Текст: Анна Юдина

dozado.ru

Хоровод — Славянская культура

Хоровод Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию и глубину народных чувств.Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении песен, породил также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод.

Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция (подобие солнца) и движение по ходу солнца (хождение за солнцем – «посолонь») берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца — Яриле.

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что сложно назвать другой элемент национальной культуры, неизменно игравший на протяжении многих веков такую огромную роль. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, — хороводы отражают особенные черты нашей народности — самобытность, радость, творческую силу и восторг. И, несомненно, хоровод — это своеобразный символ красоты – красоты движения, красоты окружающего мира и, наконец, красоты человеческой.

По мнению крупнейшего знатока фольклорной культуры, В.Даля, хоровод (карагод, танок, круг, улица) — это собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. Употребление слова «хоровод» в фольклористике, этнографии, искусствоведении и разговорной речи имеет много значений. В широком своем значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод; не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все весенне-летнее времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах. Правда, русская деревня знала и зимние хороводы на улице, но это было редкостью. Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним постепенно присоединялись другие девушки. Затем, так же постепенно, подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами. Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее, несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке; парни подыгрывали им или подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. Тогда уже громко запевала одна из участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга. Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Они начинали ходить в хоровод с 12—13 лет, в других местах — с 14—15. Для крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода не всегда решался только по возрасту. В семьях, где росло две или больше сестер, при решении его вступали в силу представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и оборачивались рядом ограничений для младших. Семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до выхода замуж старшей.

В хороводе всегда проявляется чувство единения и дружбы. Участники, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники движутся друг за другом, сохраняя строгий интервал. Все эти соединения напрямую зависят от географии, ведь хоровод распространен по всей территории России, и каждая область вносит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.

Например, северные хороводы всегда отличались благородством, выдержанностью и удивительной музыкальностью. Этот вид хоровода словно впитал в себя нежную и строгую красоту Севера, унаследовав неизменный темперамент русской души. Северные хороводы – самые сдержанные, чинные, спокойные, но, в то же время, сложно передать всю их эмоциональную насыщенность и глубину. В центральных районах России, близ Москвы, хороводы характеризовались веселостью, беззаботностью и украшались еще одним шедевром народного творчества – удивительными по своей природе песнями. Такие хороводы непременно сопровождались хлопаньем в ладоши, притопыванием, быстрыми и энергичными движениями. А теплый и ласковый юг России всегда славился безудержными и удалыми хороводами, порой переходящими в пляску и отличающимися замысловатым рисунком и многолюдностью. В этом танце – стремительность, сила и безграничный задор.

Хороводы были популярны, как в деревне, так и в городе. Если не вдаваться в тонкости, то можно сказать, что деревенские и городские хороводы не сильно различались. И там и там был темперамент, радость, интрига и, разумеется, она – царица народного веселья — хороводница, самая веселая и заводная женщина в округе, обычно зрелого возраста. Отвага, молодость и проворство отличали ее от других. Она вечно молода, игрива, говорлива, умеет отлично петь и танцевать. Хороводница распоряжалась всеми увеселениями, стояла во главе хоровода, внимательно следила за процессом, придумывала новые танцевальные фигуры и рисунки.

Хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Женщины и девушки, готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды — предмет особенной заботы поселян. Девушки закупали ленты и платки на ярмарках, часто ткали, шили, вязали сами. Мужчины в хороводах представляли гостей, призванных разделять радости. Молодые неженатые ребята вступали в игры с девушками по приглашению хороводницы – каждый высматривал среди танцующих нарядных дев невесту. Девушки тоже не терялись и следили: кто же смотрит пристальнее всех, кто подойдет и позовет с собою в заводной игре.

Русские хороводы были распределены по времени года, свободным дням и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются с наступлением зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни их не отпускает крестьянский труд. Городские хороводы также начинаются со Святой недели и продолжаются все лето и осень, несколько раз в неделю.

Говоря о характере хоровода, следует отметить, что русский хоровод бывает двух типов: орнаментальный и игровой. Если в хороводе нет ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники ходят кругом, рядами заплетают из хороводной цепи фигуры-орнаменты. Такой вид хоровода и носит название орнаментального. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д. Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Чаще всего художественное содержание таких хороводов связано с образами русской природы. Тесная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями и танцами, помогла созданию множества рисунков – фигур хоровода. Замысловатые танцевальные переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев. И наоборот – тонкие узоры кружев, например, часто повторяют вензеля хоровода. Изобретательности танцевального рисунка на Руси придавалось большое значение. Часто хороводник или хороводница специально сочиняли новые хитросплетения, чтобы придать танцу интерес и выразительность.

Игровые же хороводы обязательно сопровождаются песней. В подобном действии есть сюжет и действующие лица: исполнители с помощью мимики, пляски, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц и зверей, подражают их движениям и повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: труд, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная и сказочная темы, высмеивание помещиков. К тому же хоровод, как драматическое действие, требовал не только талантливого актерского исполнения, но и некоторых аксессуаров: в нем появляются платочки, венки, палки, табуретки. Каждый предмет являлся также и определенным символом. Венок символизирует брачный союз, платок – подушку, шелковая плеточка – символ силы и покорности. Все в этом хороводе – творчество.

Исследуя хитрости и секреты «хороводной науки», остается только удивляться: какая фантазия, какая образность, какая самобытность, какая красота.

Похожие статьи:

Красота и здоровье → Древнеславянская Здрава

Космос → Славянская астрология

Красота и здоровье → Очищаем воду при помощи Ярилы - Трисветлого

Поэзия → Азбука со славянскими персонажами - Марина Царь Волкова

Боги, духи и существа → Коловрат всебожья

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Русские хороводы, связь времён / Публикации / Славянские Веды

         22.11.2015

Ни один настоящий славянский праздник не обходится без хороводов. Образ девичьего хоровода  на генетическом уровне всегда был наполнен целомудренной чистотой и красотой. Хороводы представляют собой весёлые игры и танцы, несущие глубокий энергетический смысл. Но каков его этот древний смысл?

Хоровод (коровод, корогод) - древнеславянский народный круговой массовый энергетический танец.Невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли изначально часть древних праздничных обрядов. Вполне возможно, что эту традицию наши предки принесли с далёких звёзд. Обрядовые хороводы были у древних ассирийцев и вавилонян. У древних греков обряды обязательно включали торжественные хороводные танцы с песнями у жертвенников, называемые «каравино». Особые храмовые хороводы исполняли юные девы и отроки. Такие хороводы описывал Гомер:

 

«Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются Лир и свирелей веселые звуки...

В круге их отрок прекрасный по звонко рокочущей лире сладко бряцал, припевая прекрасно под льняные струны

Голосом нежным, они же, вокруг его пляшучи стройно,

С пеньем, и с криком, и с топотом ног хороводом несутся.

Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,

Пляшут, в хор круговидный любезно сплетясь руками. 

Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы 

Светло одеты и их чистотой, как елеем, сияют.

Тех — венки из цветов прелестные всех украшают; 

Сих — золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых. 

Пляшут они, и ногами искусными то закружатся, 

Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,

То разовьются и пляшут рядами, одни за другими. 

Купа селян окружает пленительный хор и сердечно им восхищается;

 два среди круга их головоходы, 

Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.»

 

Известно, что в древности водились хороводы на  Олимпийских играх, что прослеживается в настоящее время на церемониях открытия и закрытия современных Олимпийских игр.

Последние сотни лет хоровод был распространён в основном у славян, отличаясь незначительными деталями и названием: коло (сербское), коро (македонское), хоро (хорватское), хора (болгарское). У других народов также имеются подобные танцы с созвучными названиями: ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское), χορός (греческое ).

Славяне донесли этот дивный танец до наших дней не только для забавы, но и сохранили его сакральную суть.

Суть хороводных игрищ и песен включает в себя связь с природой, высокий эмоциональный уровень, наполнение энергиями добра, света, любви.

Хороводы — это не только праздничные развлечения и отдых, хотя именно в хороводных игрищах юноши и девушки могли присмотреться друг к другу. Держась за руки в хороводе, люди соединяются, и становятся единым целым. При этом образуется единое психическое поле, а движение хоровода задаёт направление и скорость обмена  энергиями. Но в то же время у каждого участника  своя роль, от которой зависит ритм и красота танца. Так человек с малых лет постигал законы мироздания, постигал с причастностью себя к вращению Великого Коло, вращению Великого Колеса Жизни.

Хоровод — это глубокая духовная практика. Через движение, единение и игру, прорабатывается множество психических и физических проблем каждого участника. Тело и разум становятся свободными и чистыми. Через хоровод  можно понять,почему происходит что-то не так в жизни, и прямо в хороводе начать исправлять это.

Хоровод — это мощная единая энергетическая цепь, сродни цепи молекулы ДНК. И как молекула ДНК, хоровод излучает множество психической энергии, и замыкает её в сложную структуру на всех энергетических уровнях.  Хороводами целили больных. Танцоры кружились вокруг больного, создавая вокруг него огромный по силе энергетический вихрь, и передавали ему необходимую для выздоровления энергию.

У многих народов существовали древние магические танцы, исполнявшиеся в особых ритуальных целях. И по своей структуре они повторяли свастичное движение по кругу. Бурятские шаманы, исполняя шаманские обряды, пляшут по кругу танец «ёхор», достигая состояния, необходимого для вхождения в их тело духов. Подобным танцем добиваются прозрения и турецкие дервиши.

Как видим, чётко прослеживается историко-генетическая связь разных  народов. Как на севере, так и на юге.

Это ещё раз говорит о единстве генетики народов, и опровергает расистскую теорию превосходства, созданную социальными паразитами.

Таким образом, разные народы, населяющие Россию, имея историко-генетическую связь, имели в своих традициях идентичность обрядов, от ведения хороводов до индивидуальных духовных плясок, постигая связь с реальностью.

Дорманчук Константин

slavyanskievedy.ru


Смотрите также