Древние фонари. Картинки старые ретро фонаря, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения старые ретро фонаря | Depositphotos®
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Старые ретро фонаря Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Древние фонари


Самые старые фонари Москвы - Город

Фонари со 100-летней и даже 200-летней историей до сих пор украшают московские улицы, дворики и усадьбы. И это настоящие музейные экспонаты под открытым небом — многие из них создавались по проектам самых знаменитых московских архитекторов. МОСЛЕНТА разыскала их на улицах города и собрала небольшую историческую справку о том, как столица становилась всё светлее.

Первые фонари в России появились в Санкт-Петербурге в начале XVIII века. Москва незначительно отстала от тогдашней столицы и зажгла первые масляные фонари в 1731 году. Спустя чуть больше 130 лет появились керосиновые и почти сразу — газовые. К 1868 году в Москве каждый вечер зажигались около трёх тысяч фонарей.

Первое электрическое освещение пришло на улицы Москвы в 1880-м. Полностью столица перешла на него в 1930-х. И вот сейчас город переживает ещё одну «осветительную революцию» — на улицах всё чаще устанавливаются светодиоды.

«Москва переходит с газоразрядных источников света на светодиоды. Мы видим практически революционный период, который может завершиться в ближайшие несколько лет. Светодиоды — это не дешёвый источник света, но значительная экономия электроэнергии», — рассказала МОСЛЕНТЕ директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова.

Она же и помогла разыскать на улицах «живые» раритеты.

Фонарь в Газетном переулке

Появился в конце 1770-х. С начала установки был масляным. Автор работы – Матвей Казаков, один из ведущих архитекторов Москвы екатерининской эпохи. Он состоял в экспедиции кремлёвского строения, по его проекту был построен Петровский путевой дворец, а также императорская резиденция в Царицыно.

Фонарь на Страстном бульваре

Точная копия фонаря, появившегося у Ново-Екатерининской больницы в 1820-1840-х годах. Создан по проекту Осипа Бове, известного проектами восстановления Москвы после пожара 1812 года, спроектировал Александровский сад, Манеж, Театральную площадь.

Фонари усадьбы Усачевых-Найденовых

Созданы по проекту швейцарского архитектора Доменико Жилярди и были установлены в начале 1830-х. Жилярди известен тем, что спроектировал для столицы несколько усадеб и занимался архитектурным восстановлением Москвы после пожара 1812-го.

Фонарь у входа в учебный театр ГИТИС

Газовый фонарь образца установки 1860 – 1930-х. Три тысячи таких чугунных осветительных приборов были установлены в городе к 1868 году. Фонари отливались по английским технологиям.

Фонарь настенный в Кривоколенном переулке

Надомный керосиновый фонарь можно найти возде дома 3а. Он появился там в период с 1870 по 1890 годы.

Фонари на Пушкинской площади

В год открытия памятника Александру Пушкину – 1880-й — рядом с монументом установили и газовые фонари. Они были спроектированы архитектором Иваном Богомоловым, который также руководил строительно-монтажными работами по установке памятника Пушкину. В 1930-е эти фонари стали электрическими.

Фонари на Пятницкой улице

Появились здесь приблизительно в конце 1890-х и украсили вход в усадьбу Трифона Коробкова. Надомные электрические фонари в то время встречались только в самых богатых домах.

Фонари в саду «Эрмитаж»

Одни из первых электрических фонарей в Москве. Время установки — 1890 — 1910 годы. На цоколях фонарей видны инициалы московского купца Якова Щукина, купившего генераторы для электрического освещения в саду.

Фонари на воротах особняка Зинаиды Морозовой

Фонари конца 19 — начала 20 века. Автор работы — Федор Шехтель, проектировавший в том числе и пространство особняка. Одна из известнейших работ архитектора — фасад исторического музея в Москве (в соавторстве).

Фонарь на Гоголевском бульваре

Фонари расположены рядом с памятником Николаю Гоголю и сделаны по проекту архитектора Николая Андреева — автора скульптуры. Электрические осветительные приборы появились здесь в 1909 году — с открытием монумента. Позже на этом месте был установлен памятник по проекту Николая Томского, однако фонари остались дореволюционные.

moslenta.ru

Фонари и лампы - история источников света

Фона́рь (от греч. Φανάρι) — переносной или стационарный искусственный источник света. Прибор для освещения отдельных участков пространства в темное время суток.

Разновидности фонарей

  • Ручной фонарь
    — используется для автономного освещения.
  • Керосиновая/газовая лампа — используется для освещения в отсутствие электричества.
  • Уличное освещение — используется для освещения городов, посёлков, автомобильных дорог. Обычно размещаются на фонарных столбах.

Искусственные источники света — технические устройства различной конструкции и с различными способами преобразования энергии, основным назначением которых является получение светового излучения (как видимого, так и с различной длиной волны, например, инфракрасного). В источниках света используется в основном электроэнергия, но также иногда применяется химическая энергия и другие способы генерации света (например, триболюминесценция,радиолюминесценция и др.). В отличие от искусственных источников света, естественные источники света представляют собой природные материальные объекты:Солнце, Полярные сияния, светлячки, молнии и проч.

История развития искусственных источников света

Свеча

Древнее время — свечи, лучины и лампады

Самым первым из используемых людьми в своей деятельности источником света был огонь (пламя) костра. С течением времени и ростом опыта сжигания различных горючих материалов люди обнаружили, что большее количество света может быть получено при сжигании каких-либо смолистых пород дерева, природных смол, масел и воска. С точки зрения химических свойств подобные материалы содержат больший процент углерода по массе и при сгорании сажистые частицы углерода сильно раскаляются в пламени и излучают свет. В дальнейшем при развитии технологий обработки металлов, развития способов быстрого зажигания с помощью огнива позволили создать и в значительной степени усовершенствовать первые независимые источники света, которые можно было устанавливать в любом пространственном положении, переносить и перезаряжать горючим. А также определенный прогресс в переработке нефти, восков, жиров и масел и некоторых природных смол позволил выделять необходимые топливные фракции: очищенный воск, парафин, стеарин, пальмитин, керосин и т. п. Такими источниками стали прежде всего свечи, факелы, масляные, а позже нефтяные лампы и фонари

. С точки зрения автономности и удобства, источники света, использующие энергию горения топлив, очень удобны, но с точки зрения пожаробезопасности (открытое пламя), выделений продуктов неполного сгорания (сажа, пары топлива, угарный газ ) представляют известную опасность как источник возгорания. История знает великое множество примеров возникновения больших пожаров, причиной которых были масляные лампы и фонари , свечи и пр.

Газовые фонари

Основная статья: Газовая лампа

Дальнейший прогресс и развитие знаний в области химии, физики и материаловедения, позволили людям использовать также и различные горючие газы, отдающие при сгорании большее количество света. Газовое освещение было достаточно широко развито в Англии и ряде европейских стран. Особым удобством газового освещения было то, что появилась возможность освещения больших площадей в городах, зданий и др., за счёт того что газы очень удобно и быстро можно было доставить из центрального хранилища (баллонов) с помощью прорезиненных рукавов (шлангов), либо стальных или медных трубопроводов, а также легко отсекать поток газа от горелки

простым поворотом запорного крана. Важнейшим газом для организации городского газового освещения стал так называемый «светильный газ», производимый с помощью пиролиза жира морских животных (китов, дельфинов, тюленей и др.), а несколько позже производимый в больших количествах из каменного угля при коксовании последнего на газосветильных заводах.

Одним из важнейших компонентов светильного газа, который давал наибольшее количество света, был бензол, открытый в светильном газе М. Фарадеем. Другим газом, который нашёл значительное применение в газосветильной промышленности, был ацетилен, но ввиду его значительной склонности к возгоранию при относительно низких температурах и большим концентрационным пределам воспламенения, он не нашёл широкого применения в уличном освещении и применялся в шахтерских и велосипедных «карбидных» фонарях. Другой причиной, затруднившей применение ацетилена в области газового освещения, была его исключительная дороговизна в сравнении с светильным газом.

Параллельно с развитием применения самых разнообразных топлив в химических источниках света, совершенствовалась их конструкция и наиболее выгодный способ сжигания (регулирование притока воздуха), а также конструкция и материалы для усиления отдачи света и питания (фитили, газокалильные колпачки и др.). На смену недолговечным фитилям из растительных материалов(пенька) стали применять пропитку растительных фитилей борной кислотой и волокна асбеста, а с открытием минерала монацита обнаружили его замечательное свойство при накаливании очень ярко светиться и способствовать полноте сгорания светильного газа. В целях повышения безопасности использования рабочее пламя стали ограждать металлическими сетками и стеклянными колпаками различной формы.

Появление электрических источников света

Дальнейший прогресс в области изобретения и конструирования источников света в значительной степени был связан с открытием электричества и изобретением источников тока. На этом этапе научно-технического прогресса стало совершенно очевидно, что необходимо для увеличения яркости источников света увеличить температуру области, излучающей свет. Если в случае применения реакций горения разнообразных топлив на воздухе температура продуктов сгорания достигает 1500-2300 °C, то при использовании электричества температура может быть ещё значительно увеличена. При нагревании электрическим током различных токопроводящих материал

forma-odezhda.ru

Фонарь электрический, история его появления в нашей жизни!

Фонарь электрический, история его появления в нашей жизни!

- Эволюция костра и мечта человека о переносном огне.

В те далёкие времена, когда уже был костёр, человек искал способы создания портативного (переносного) источника света. Сначала это была подожжённая в костре ветка дерева, затем появились факелы, свечи и керосиновые лампы, которые и по сей день с нами.

У этих портативных источников света были проблемы – безопасность, непрактичность, выделение вредных веществ.

Фонарь электрический на лампе накаливания, в скором времени был ответом на все эти недостатки.

- Томас Эдисон и Карл Гесснер стали частью истории создания первого в мире электрического фонаря на лампе накаливания.

Первый прототип электрической батареи - Жордж Лекланше - патент 64113.

1866 год - Французский изобретатель Жордж Лекланше (Georges Leclanche) создал первый прототип электрической батареи. Это был стеклянный сосуд заполненный раствором хлорида аммония, где происходила химическая реакция и на электродах из цинкового анода и угольного катода, который был окружен смесью измельченного диоксида магния и угля, появлялась электрическая энергия. Эта электрическая батарея имела ряд недостатков, она была хрупкая, тяжелая и очень опасная.

Посмотреть патент 64113 от 23 апреля 1867 года.

1879 год - Томас Эдисон (Thomas Edison), выдающийся изобретатель, изобрёл первую в мире лампу накаливания, которая имела углеродную нить накаливания.

Посмотреть патент 223898 от 27 января 1880 года.

1886 год - Национальная Углеродная Компания (NCC), которая была создана для производства деталей из углерода, очень нужных для батарей, стала производить углеродные стержни для сухих электрических батарей. Эта компания в будущем, стала, основным поставщиком батарей для электрических фонарей.

Первая лампа накаливания - Томас Эдисон - патент 223898.

1887 год - Карл Гесснер (Carl Gessner) создал первую портативную электрическую батарею из цинка. Это была первая электрическая батарея, где химические вещества находились внутри контейнера из цинка.

Любой электрический фонарь без источника тока не может существовать, и это его неотъемлемая часть, в те годы это была портативная батарея, сегодня это привычные для нас батарейки и аккумуляторы.

Все эти факторы в будущем и повлияли на появление первого в мире электрического фонаря.

Человек всё ближе был к заветной мечте - безопасному и переносному источнику света - электрическому фонарю.

- Электрический фонарь - это портативный и переносной источник света.

Идея о создании электрического фонаря появилась совершенно случайно, в конце XIX века.

Джошуа Лайонел Коуэн большой любитель комнатных растений и изобретатель, решил подсветить одно из своих растений лампой накаливания, спрятав при этом батарейку в цветочную вазу. Таким образом, он по-другому, взглянул на своё растение, и был поражен, растение имело потрясающий и фантастический вид. Коуэн был далеко не первым человеком, который подключил лампочку к батарее. Его товарищ Конрад Хьюберт, очень предприимчивый человек, увидел это, и понял, что можно создавать и производить подобные переносные светильники, которые должны в будущем неплохо продаваться.

Конрад Хьюберт создаль первого ручного фонаря на электричестве.

1896 год - Конрад Хьюберт (Conrad Hubert), скопив небольшую сумму денег, выкупает у Джошуа Лайонела Коэна права на его открытие - электрическую подсветку комнатных растений. Электрическая подсветка комнатных растений нуждалась в технической доработке, что бы начинать её продажи, но, к сожалению, Конрад Хьюберт, был всего лишь удачливым продавцом, а не техническим гением.

Русский иммигрант по имени Конрад Хьюберт (также он известен как Акиба Горовиц) открывает свою собственную компанию в Америке, в Нью-Йорке, American Electrical Novelty and Manufacturing Company (AENMC), и приглашает к себе Дэвида Майзелла (David Misell), профессионального изобретателя.

Конрад Хьюберт и Дэвид Майзелл благодаря совместной работе, создали электрический фонарь в виде трубы, за которую можно было держать фонарь в руке, что и явилось прототипом в будущем, самому популярному на сегодня – ручному фонарю. Изначально фонарь ручной был очень больших размеров, благодаря очень большой лампе накаливания, с углеродной нитью внутри, и больших размеров портативной батареи.

К сожалению, первые электрические фонари на лампах накаливания с угольной нитью светили очень тускло, да и батареи для питания в те времена были слабоваты, поэтому электрический фонарь после замыкания контактов, светил всего лишь несколько секунд. Ещё были проблемы в создании переключателя для включения и выключения фонаря.

Flashlight - было первое название электрического фонаря, в переводе с английского, как вспышка света.

1896 год - была изобретена электрическая батарея размера D, в будущем, это позволило, значительно продвинутся в разработке электрических фонарей.

Первый электрический фонарь в деревянном корпусе - Дэвид Майзелл - патент 559143.

1896 год - Дэвид Майзелл получает патент на первый электрический фонарь. Корпус этого фонаря был выполнен из дерева. Фонарь имел ручку для переноски, выключатель для включения и выключения, эту роль выполняла металлическая пластина, которая при повороте замыкала электрические контакты. Внутри стояли три электрические батареи размера D.

Посмотреть патент 559143 от 28 апреля 1896 года.

Посмотреть электрический фонарь в деревянном корпусе в музее фонарей Stuarta Schneidera.

1898 год - Конрад Хьюберт и Дэвид Майзелл открывают Компанию Ever Ready ® (в переводе с английского - Всегда готов!) по производству электрических фонарей.

1898 год - Дэвид Майзелл получает патент на первый электрический фонарь для велосипеда. Корпус этого велосипедного фонаря был так же выполнен из дерева, как и первый его фонарь. Фонарь велосипедный имел поворотную ручку для переноски, выключатель для включения и выключения, эту роль выполняла также металлическая пластина, которая при повороте замыкала электрические контакты, расположенные на корпусе. Внутри стояли три электрические батареи размера D. Сзади, на корпусе, фонарь имел крепление к велосипеду.

Первый велосипедный фонарь в деревянном корпусе - Дэвид Майзелл - патент 603112.

Посмотреть патент 603112 от 26 апреля 1898 года.

Посмотреть электрический фонарь для велосипеда в музее фонарей Stuarta Schneidera.

В наши дни - это совсем другие велосипедные фонари, выполненные по передовым технологиям, с использованием самых современных материалов, источников тока и источников освещения.

1898 год - Национальная Углеродная Компания наладила серийное производство первых электрических батарей размера D, специально созданных для использования в фонарях. Появление таких батарей, позволило значительно шагнуть вперёд новым разработкам электрических фонарей.

Благодаря стараниям Конрада Хьюберта, как продавца, и Дэвида Майзелла, как профессионального изобретателя, и несмотря на подозрительное отношение покупателей к новинке (так как многие к этой новинке относились с опаской, да и дороговато было), они сумели убедить их, и доказали, что фонарь электрический должен служить людям.

Первый ручной фонарь электрический запатентован Конрад Хьюбертом.

Первый ручной фонарь электрический цилиндрического типа - Дэвид Майзелл - патент 617592.

1899 год - Дэвид Майзелл получает патент на первый ручной фонарь электрический цилиндрической формы, более 100 лет тому назад. Первый корпус ручного фонаря электрического был изготовлен из бумаги, а рефлектор (отражатель) из латуни. Этот фонарь напоминал трубу, внутри которой стояли три электрические батареи размера D, на конце трубы стоял отражатель с лампой накаливания. При нажатии на кольцо, электрическая цепь замыкалась и фонарь горел. Но были недостатки у этого фонаря, для включения фонаря, нужно было постоянно держать большим пальцем кольцо нажатым, да и батарей надолго тоже не хватало.

Такой фонарь появился, благодаря производству электрических круглых батарей размера D, в результате этого, стали появляется различные модели ручных фонарей, очень удобные для использования и переноски.

Посмотреть патент 617592 от 10 июня 1899 года.

Посмотреть электрический фонарь в деревянном корпусе в музее фонарей Stuarta Schneidera.

Компания Eveready выпускает первый в мире каталог фонарей.

1899 год – Компания Ever Ready ® выпускает первый в Мире каталог электрических фонарей, под громким названием - Да будет свет! На обложке каталога был изображен, освещённый фонарём глобус.

В этот период, Конрад Хьюберт и его молодая Компания Ever Ready® уже запатентовали 25 видов фонарей. Это были в основном настольные фонари, в виде подсвечников для свечей, где вместо свечей, светили лампы накаливания, а вместо подставки была коробка, где находилась электрическая батарея. В те времена было много интересных моделей фонарей: разные декоративные сундучки и коробочки с подсветкой, и это было только начало.

1900 год – был создан первый велосипедный электрический фонарь на батареях размера D (R20).

Фонарь ручной электрический цилиндрического типа - Дэвид Майзелл - патент 737107.

1903 год - Конрад Хьюберт получает патент на фонарь электрический в цилиндрическом корпусе с очень интересным перекидным переключателем.

Посмотреть патент 737107 от 25 августа 1903 года.

1905 год – появились электрические фонари с кнопкой, которую для включения фонаря, необходимо было держать постоянно нажатой и это вызывало неудобство.

1906 год – углеродную нить накаливания в лампах заменили на более прочную, вольфрамовую проволоку - это позволило в дальнейшем уменьшить значительно размеры ламп накаливания, и соответственно уменьшить размеры электрических фонарей. Лампы накаливания стали ярко светить!

1906 год - Национальная Углеродная Компания, которая являлась поставщиком электрических батарей для фонарей, покупает половину акций за 200 000 долларов у компании Конрада Хьюберта Ever Ready®, но президентом по-прежнему остаётся Хьюберт и политика компании при этом не меняется. В результате этого, в дальнейшем, изменилось название компании Ever Ready® на более сокращённое название Eveready®.

Конрад Хьюберт понимал, что фонарь электрический, должен быть очень полезным для полицейских и иных охранных структур. Он, в качестве рекламы дал несколько фонарей полицейским из Нью-Йорка, для патрулирования ночных улиц. В результате этого, он получил положительную оценку и поддержку не только полицейских из Нью-Йорка, но и прессы, которая писала об этом событий, и это в дальнейшем, позволило значительно увеличить продажи фонарей на электрических батареях.

Электрический фонарь прекрасно вошёл в жизни человека и заменил такие небезопасные вещи, как свечи и керосиновые лампы.

1910 год - стали появляться новые, современные в те времена, материалы: никелированные трубы, вулканизационная резина, ну и лампы накаливания с вольфрамовой нитью внутри. Всё это дало значительный прорыв в производстве электрических фонарей. Электрические фонари ручные теперь изготавливали в надёжном металлическом корпусе.

В дальнейшем электрический фонарь изменял форму и размеры несколько раз, но основная идея, форма ручного фонаря в виде цилиндрической трубы, куда устанавливались электрические батарей, осталась прежней, так как, гораздо удобнее держать фонарь в руке и направлять его яркий луч вдаль.

1911 год – ползунковый переключатель у фонаря имел ряд недостатков, одно из них, это самопроизвольное включение фонаря, например в кармане или в сумке, нужна была фиксации положения ползункового переключателя, в результате, в переключатель, была встроена специальная кнопка, которая при нажатии, утопала в корпусе фонаря и фиксировала переключатель.

Первый электрический фонарь на плоской батарейке - Конрад Хьюберт - патент 1047525.

1912 год - появился первый металлический фонарь на плоской батарейке с ползунковым переключателем.

При перемещении пластины переключателя у фонаря вверх, пластина давила на подпружиненный контакт, в результате она отгибалась и замыкала контакт плоской батарейки на металлический корпус фонаря.

Посмотреть патент 1047525 от 19 декабря 1912 года.

В наши дни - это совсем другие электрические фонарики на батарейках квадратных, выполненные по передовым технологиям, с использованием современных материалов, источников тока и источников освещения.

Электрическая батарея Eveready.

1914 год - Национальная Углеродная Компания покупает у Хьюберта всю его компанию. В результате этого появляется компания National Carbon Company, которая потом и занималась выпуском электрических батарей и осветительных приборов, в том числе и электрических фонарей. В продаже появились электрические батареи Eveready ®, в наши дни это уже другой бренд батареек - Energizer.

1966 год - корпуса фонарей стали изготавливать из пластмассы.

1967 год - появились перезаряжаемые фонари на аккумуляторах.

1968 год - налажено производство люминесцентных фонарей.

1970 год - для любителей активного отдыха, появились в продаже водонепроницаемые фонари.

Фонарь электрический прошёл долгий путь от простых начинаний, до современных в наши дни, фонарей на светодиодах - это действительно настоящая революция портативного освещения.

Компания Eveready ® празднует 100 лет производства фонарей

1998 год - Компания Eveready ® празднует немалый юбилей, 100 лет производства фонарей и светотехнической продукции.

В наши дни, уже никого не удивишь электрическим фонарём, который можно неоднократно перезаряжать, где нет внутри батареек, там стоят надёжные, неоднократно перезаряжаемые аккумуляторы - это аккумуляторные фонари.

Есть фонари вообще без батареек и аккумуляторов, такие электрические фонари используют индукционную энергию или солнечную, и это динамо фонари.

Использование в качестве источника света светодиодов, позволяет экономить энергию батареек или аккумуляторов, в разы! Теперь, электрический фонарь светит не часами, а сутками!

С появлением в производстве миниатюрных источников тока - батареек и очень надёжных источников света - светодиодов, появилась возможность производить фонари миниатюрных размеров - фонарики брелоки.

Большая часть электрических фонарей, подразделяются на две основные категории:

1. Фонари, которые являются очень яркими, фонари на мощных галогенных лампах, а лучше выбирать фонари на сверхярких светодиодах Cree, они пользуются популярностью у полиции, военных и МЧС, разных охранных структур и жилищных хозяйств. Такие, очень мощные электрические фонари стоят значительно дороже.

2. Большинству людей требуется более простой фонарь электрический, который стоит недорого. Ассортимент таких недорогих фонарей очень большой и может удовлетворить любого покупателя.

Все электрические фонари можно разделить на ряд подразделений и категорий.

1. По типу переноски и крепления, фонари бывают:

- Ручные фонари, налобные фонари, велосипедные фонари, фонари кемпинговые и фонари брелоки.

2. По типу питания, фонари подразделяются:

- Фонари на батарейках, аккумуляторные фонари и фонари динамо.

С появлением в нашей жизни современных материалов, корпуса фонарей электрических стали изготавливать из очень прочных пластиков, иногда покрывая их резиной для комфортного удобства, или лёгких авиационных алюминиевых сплавов, с удобными для держания в руке, углублениями (насечками) на рукоятке фонаря.

Новые технологии в производстве источников света, позволяют создавать фонари электрические очень разных форм и расцветок, шагающих в ногу со временем, которые учитывают очень важные факторы для фонаря: потребность и запросы покупателей, удобство, практичность, надёжность, безопасность.

Итог: Фонарь электрический появился в нашей жизни благодаря таким, очень важным в нашей жизни изобретениям, как электрическая батарея и лампа накаливания, которые и по сей день, мы используем в повседневной жизни.

(Автор этой статьи может и где-то ошибаться и с удовольствием выслушает Ваши доводы или мнения.)

www.kupifonarik.ru

Фонари нашего детства - Город Королёв. История в фотографиях

     "Слыхали вы историю про старый уличный фонарь? Она не то чтобы так уж занятна, но послушать ее разок не мешает. Так вот, жил-был этакий почтенный старый уличный фонарь; он честно служил много-много лет и наконец должен был выйти в отставку.     Последний вечер висел фонарь на своем столбе, освещая улицу, и на душе у него было как у старой балерины, которая в последний раз выступает на сцене и знает, что завтра будет всеми забыта в своей каморке..."     Ганс Христиан Андерсен. "Старый уличный фонарь".

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/193626/193626_900.jpg

    Элементы городского ландшафта, которые по воле случая прошли сквозь время, памятники минувшей эпохи. Они были забыты, что помогло им пережить своих собратьев. Сохранились ли старые фонари в нашем городе? Оказывается, да, и немало, - как обычные типовые, характерные для эпохи шестидесятых-семидесятых, так и нестандартные декоративные. На оживленных улицах искать их нет смысла, а зайдешь во дворы - стоят, и многие даже исправно выполняют свои функции.     Вот "работающие пенсионеры" раннебрежневских времён:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/177421/177421_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/174528/174528_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/174675/174675_900.jpg

    Светильник подвесной призматический ртутный СППР-125 с диффузным отражателем и призматическим открытым преломлятелем. Самый распространенный уличный светильник конца 1960-х и 1970-х годов с лампой ДРЛ-125 (дуговая ртутная лампа), или, как более полно их называли, газоразрядные лампы высокого давления - дуговые ртутные лампы с люминофором (белый цвет свечения). Лампа зажигалась с помощью дросселя, который находился в верхней цилиндрической конструкции фонаря. Светильник установлен на опоре с бетонной консолью.

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/175058/175058_900.jpg

    Светильник подвесной открытый ртутный СПОР-250 был предназначен для использования четырехэлектродных ламп ДРЛ-250.     Эти фонари обнаружены на улицах Богомолова (на пересечении с Гагарина) и Коминтерна (во дворе за магазином "Заря"). Такие же столбы с бетонными консолями стоят во дворах на ул. Карла Маркса, Терешковой, Грабина, пр. Ударника, но вместо старых светильников на них используются современные:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/175259/175259_900.jpg

    Немного о столбах этого типа. "Гусаки" – типовые железобетонные фонарные столбы с характерной бетонной же вершиной, которыми оснащались новостройки Москвы и Подмосковья в 60-70-е годы. В те времена ещё заботились не только о технике, но и об эстетике (пусть и несколько своеобразной). Поэтому в большинстве случаев был предусмотрен скрытый (подземный) подвод проводов и скромные, но симпатичные светильники с лампами накаливания типа СПО (СПП)-200. Обновлённый город задумывался тщательно освещённым пусть и небогатым светом "лампочек Ильича".     Однако уже в конце 70-х партия велела экономить электроэнергию, благодаря чему большинство "гусаков" просто забросили. Другую часть безжалостно выкорчевали и заменили на более современные, но безликие 8-метровые опоры с ртутными светильниками СППР-125. Ну и наконец, третья, самая небольшая часть нашла-таки своё применение по назначению: их оборудовали светильниками СППР и воздушным подводом проводов. В таком виде всё это и дожило где-то до конца 90-х.     Здесь начался третий этап истребления "гусаков": по-видимому, железобетонные кронштейны было велено считать ветхими из-за их возраста. В настоящий момент большинство столбов лишились своих узнаваемых элегантных вершин, и к ним подручными средствами прикручены отрезки труб для крепления современных светильников.      В наши же дни уже любые бетонные опоры признаны ненадёжными и опасными, вследствие чего начался их массовый снос и замена на аналоги, выполненные из "консервного железа", чаще всего с тусклыми "тлеющими" лампами типа ДНаТ-70 и подключением проводом СИП. Вот так бесславно на наших глазах заканчивается эра советских "гусаков".

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/175510/175510_900.jpg

  "Гусак" у ДК им. М.И. Калинина. Середина 1960-х:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/183425/183425_900.jpg

    Ныне редкий двойной "гусак" сейчас можно встретить только в одном дворе на ул. Терешковой:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/175719/175719_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/175875/175875_900.jpg

    А ведь каких-то пятьдесят лет назад они были в центре городских событий. Двойные "гусаки" у кинотеатра "Звезда". Середина 1960-х:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/183179/183179_900.jpg

    Дворы на ул. Горького. Светильник СППР-125 на столбе с консолью в виде трубы одинарной:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/176310/176310_900.jpg

и двойной:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/176585/176585_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/174233/174233_900.jpg

     Здание городской больницы № 2, построенное в 1932 году, вкупе с прилегающей территорией оказалось богатым на находки. Вот, к примеру, кронштейн для подвесного светильника. На стене отчетливо видны следы крепления проводки. Кронштейн обнаружил краевед Е. Рыбак eryback (см. альбом "Фонарики-фонарики" на Яндекс-фотках: http://fotki.yandex.ru/users/eryback/album/161559/).

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/187886/187886_900.jpg

    Неподалеку отсюда, на пересечении ул. Дзержинского и пр. Макаренко, возвышается раритетный столб 1950-х либо 1960-х годов:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/176701/176701_900.jpg

    На кронштейне - не менее раритетный "Светильник подвесной открытый СПО-200", а по-простому "шляпа", - самый распространенный фонарь 50-х годов ХХ века с обыкновенной лампой накаливания на 150-200 Вт. Такой светильник освещал причудливым желтоватым светом лишь небольшой клочок земли под собой.

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/177106/177106_900.jpg

    Такая же "шляпа" на деревянном столбе около здания больницы. И тот, и другой - нерабочие:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/177286/177286_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/187908/187908_900.jpg

    И рядом светильник с отражателем, напоминающим перевернутое корыто, не известной мне марки:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/177826/177826_900.jpg

    В дачном районе города на ул. Добролюбова и Кутузова прекрасно сохранились как минимум три "шляпы". Одна из них мало того, что висит на оригинальном старинном кронштейне, да вдобавок еще и работает! Раритет невероятный. Место ей явно не здесь, а в музее:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/185588/185588_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/185758/185758_900.jpg

    Современная улица Лермонтова в Королёве, образно говоря, как бы отсекает век двадцатый от века нынешнего. С восточной стороны возвышается новый жилой квартал "Пионерская, 30" с современным уличным освещением. Вдоль западной располагаются семь подряд старых фонарных столбов со светильниками СПЗП-500:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/185948/185948_900.jpg

    Светильники, по всей видимости, нерабочие, но у большинства сохранились стеклянные плафоны-преломлятели:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/186718/186718_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/186557/186557_900.jpg

    Светильники этого же типа на станции Болшево. 1970-80-е гг.:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/187437/187437_900.jpg

    Детский сад "Вишенка" (ул. Грабина, д.15) открыт в 1960 г. На территории установлены светильники РКУ-01-250-011 ориентировочно конца 1970-х гг.:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/178010/178010_900.jpg

    На территории детского сада "Теремок" (пр. Ударника, д. 3а, открыт в 1956 г.) светильники такие же, но столбы, вполне вероятно, и там, и там - ровесники зданий:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/178181/178181_900.jpg

    В 1980-х годах довольно известным и узнаваемым уличным светильником был «Ambassador Elektrosvit» (Чехословакия) тип 444 23 17. В СССР он получил прозвище «горбатый», а в Чехии его до сих пор называют «верблюд» (velbloud). Возможно, единственный в городе экземпляр сохранился на территории детского сада "Мозаика" (ул. Гагарина, д. 22):

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/184614/184614_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/184981/184981_900.jpg

    Небольшой заброшенный фонарь в сквере на ул. Коминтерна, видимо, тоже стоит там с 1980-х:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/178466/178466_900.jpg

    Праздничная иллюминация 1980-х (1990-х?) на улице Советская в мкр. Первомайский:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/185139/185139_900.jpg

    На доме № 17 по улице Грабина над окном сохранились два художественно оформленных настенных светильника. Когда-то на них были стеклянные плафоны:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/189787/189787_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/190168/190168_900.jpg

    Неказистый старый светильник над окном Городской больницы № 2:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/190307/190307_900.jpg

    И напоследок - чудом сохранившиеся декоративные металлические фонари. На старых фото 40-х - 60-х гг. ХХ в. заметно, что подобных фонарей в городе было много:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/182291/182291_900.jpghttp://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/182670/182670_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/183783/183783_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/184063/184063_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/184230/184230_900.jpg

    В тех, что дожили до наших дней, давно уж нет ламп, стоят лишь столбы. Поскольку фонари не типовые, их возраст определить сложнее.    Три одинаковых фонаря располагаются вокруг здания постройки конца 1950-х - начала 1960-х (ул. Ленина, д.4):

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/178901/178901_900.jpghttp://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/179068/179068_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/180034/180034_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/180235/180235_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/179733/179733_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/179607/179607_900.jpg

    Однако же, вот архивное фото, снятое на ул. Гагарина и датируемое 1945 годом. Справа вдали здание городских бань, пятиэтажек еще нет и в помине:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/182188/182188_900.jpg

       Не правда ли, точь-в-точь эти самые фонари?!

    До войны на одной из главных улиц Калининграда – Сталина (сейчас это улица Циолковского) — стояли всего два пятиэтажных каменных дома № 23/11 и № 25 (постройка 1940 года). С начала 1950-х годов улицу и прилегающие к ней с юга кварталы начали застраивать пятиэтажными домами. В это же время были построены детский сад (1952 г.), средняя школа (1953 г.) и трехэтажная поликлиника.

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/188275/188275_900.jpg

    В 1960-е годы неподалеку от поликлиники был возведен больничный городок. Позднее все эти медицинские учреждения вошли в состав Центральной городской больницы №1.

    От поликлиники под прямым углом к улице Циолковского через больничный парк ведет старая аллея. Вокруг здания и вдоль аллеи среди зарослей сохранились четыре декоративных фонаря описанного выше типа. Пятый скрывается в северо-западном углу парка на другой, диагональной аллее, которая тоже когда-то соединяла поликлинику с улицей Циолковского, а теперь упирается в забор. Больше на территории больницы таких фонарей нет. С большой долей вероятности можно говорить о том, что их установили в 1950-е годы.

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/189506/189506_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/189233/189233_900.jpg

    О том, что фонари этого типа были очень распространены в тогдашнем Калининграде, говорит и то, что еще один их "собрат" до сих пор стоит в самом центре города - на улице Терешковой, через дорогу от Центрального Дворца культуры им. М.И. Калинина. Скорее всего, он старше здания ДК. Возможно, этот фонарный столб дожил до наших дней еще и потому, что прекрасно маскируется под окружающую растительность. Я проходил мимо бессчетное количество раз, в упор его не видя, да и недавно обнаружил только потому, что внимательно искал:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/188983/188983_900.jpg

    В июле 2014 г. растительность была прорежена, и фонарный столб показался во всей красе:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/213525/213525_900.jpg

    Еще один декоративный фонарь стоит около проходной ОАО "РКК "Энергия", немного диссонируя с окружающим пространством. Возраст его определить не берусь:

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/180483/180483_900.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/181123/181123_900.jpg

     Фонари с декоративным элементом в виде арфы находятся на территории бывшего детского сада (ул. Гагарина, д. 14а):

http://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/181257/181257_900.jpghttp://ic.pics.livejournal.com/korolew/26688543/181532/181532_900.jpg

"Старый уличный фонарьОсвещает угол дома.Отбирает он у тьмыВсё, что так ему знакомо:Ветки вяза, тополей,И моё окно напротив.Так волшебный свет егоКаждый вечер в дом приходит…"

(И. Секачева)

Использованы сведения:

http://www.76-82.ru/forum/viewtopic.php?t=25505&postdays=0&postorder=asc&start=90http://spb-projects.ru/forum/viewtopic.php?t=1301&postdays=0&postorder=asc&start=9http://www.svet.org.ua/svetilniki/svetilniki-s-lampami-nakalivaniya.htmlhttp://www.svet.org.ua/svetilniki/svetilniki-s-lampami-drl-i-dri.htmlhttp://www.cityforms.ru/photo/fonari/ulichnye_svetilniki_60kh_70kh.htmhttp://fotkidepo.ru/?id=album:27581http://yubik.net.ru/

korolew.livejournal.com

ВДНХ: старые фонари: zabyg17

Фонарь 1950-х годов у главного павильона ВДНХ

Основание фонаря Мышегского завода образца 1937 года. Светильник того же завода, но выпущенный годом раньше, сохранился на 2-й Прядильной улице в Измайлово. За год их дизайн несколько изменился.

В 1930-е годы на ВСХВ было не менее четырех видов мышегских фонарей. Большую их часть впоследствии или снесли, или заменили им верхушки.

Такой же фонарь Мышегского завода, но с радиоточкой и поздним светильником.

Единственный из встретившихся мне мышегских фонарей, который сохранил с 1930-х годов не только кронштейны, но и один из "родных" светильников.

Готовый трофей ждет отважного ценителя-качка

Основание малого фонаря начала 1950-х годов

Наиболее цельный из сохранившихся на ВДНХ фонарей такого типа. Венчал его плафон, по форме похожий на представленный выше мышегский.

А этот фонарь уже отремонтировали

Основание большого фонаря 1950-х годов. "Родные" верхушки почти всех уже утрачены

Один из немногих фонарей такого типа с уцелевшей верхушкой. Вдали виден его модернизированный собрат.

Дорога с четырехрожковыми фонарями 1950-х годов (светильники более поздние - конца 1960-70-х).

Четырехрожковый фонарь с современными светильниками

Четырехрожковый фонарь 1950-х годов с остатками "родных" светильников

Другие материалы по ВДНХ:

http://www.livejournal.com/users/zabyg17/72760.html - На ВДНХ погиб памятник деревянного зодчества 1930-х годов

http://www.livejournal.com/users/zabyg17/37159.html – подборка фотографий с совместной с nicolya прогулки

http://ned.ronet.ru/gallery/16-10-2004 – подборка фотографий, сделанная nicolya

http://www.livejournal.com/users/gudea/4525.html – об истории Мышегского завода

http://bcxb.ru/ - сайт о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке

http://www.vvcentre.ru/about/history/ - история ВВЦ

Street lamps, built in 1930-50-s in Moscow exhibition center VSHV

zabyg17.livejournal.com

Картинки старые ретро фонаря, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения старые ретро фонаря

Старые иллюстрированные улицы Греции - артистическая картина Стоковое ФотоСтарые ржавые Керосиновая лампа Лицензионные Стоковые ИзображенияС старый ржавый фонарь Стоковое Изображение

enrico_lapponi

4608 x 3072

Фонарь Лицензионные Стоковые ФотоСтарая лампа в шахте Стоковая КартинкаСвет в темноте Стоковое ФотоАллея ночью с огнями в Одессе, Украина. Фото в старом стиле изображения Лицензионные Стоковые Изображения

massonforstock

5442 x 3624

Старинный фонарь в ночи Стоковое Изображение

deyangeorgiev2

7000 x 4672

Очаровывание старых улиц Средиземноморья Лицензионные Стоковые ФотоУрожай при свечах в металлических фонарь, стоя в камне стены ниши Стоковая КартинкаДевушка с лампой Стоковое ФотоСтаринная лампа Лицензионные Стоковые ИзображенияМасляная лампа Стоковое ИзображениеУличный фонарь сияющий Лицензионные Стоковые ФотоСтарый фонарь керосин Стоковая КартинкаИзолированная фотография старого уличного фонарного столба Стоковое ФотоБольшой секрет маленькой улицы Лицензионные Стоковые ИзображенияСтарая узкая улица, освещенная газовыми фонарями ночью Стоковое ИзображениеУправление ретро Натюрморт Лицензионные Стоковые ФотоНовый Керосиновая лампа Стоковая КартинкаТрадиционный китайский храм с красными фонарями Стоковое ФотоФонарь Лицензионные Стоковые ИзображенияДревний фонарь ночью Стоковое ИзображениеПустой улице barri gotic в ночное время, Барселона Лицензионные Стоковые ФотоСтарый фонарь керосин Стоковая КартинкаВинтажные стекла Керосиновая лампа в саду Стоковое Фото

olegbreslavtsev

4896 x 3264

Средневековый Лицензионные Стоковые Изображения

nikascorpionka

2592 x 3888

Ретро лампа Стоковое ИзображениеКеросиновая лампа, изолированные на белом фоне Лицензионные Стоковые ФотоУличный фонарь на белом фоне Стоковая КартинкаМарокканская лампа Стоковое ФотоХэллоуин фон с жуткий лозы Лицензионные Стоковые ИзображенияОсвещенная кирпичная стена со старомодным уличным фонарем и скамьей Стоковое ИзображениеСилуэты города фонарь на закате Лицензионные Стоковые ФотоСтаринный фонарь Стоковая КартинкаЛевая рука свет, освещающий темную дорогу в ночное время Стоковое ФотоПробирается к его дому яркий фонарь удерживая Санта-Клауса Лицензионные Стоковые ИзображенияНастенная лампа Стоковое ИзображениеРождественский фонарь в ночь на старый окно Лицензионные Стоковые ФотоСтарый фонарь на фоне города Стоковая КартинкаКрасный ретро фонарь и керамический кубок Стоковое ФотоСанта-Клаус держит фонарь Лицензионные Стоковые ИзображенияЖенщина, держащая свечу свет факела Стоковое ИзображениеЖенщина Холдинг Джек о ' Фонари Лицензионные Стоковые ФотоМасляная лампа Стоковая КартинкаФонари на берегу моря на сепию Стоковое ФотоВенеция, произведения искусства в живописи стиль Лицензионные Стоковые ИзображенияСтаринный уличный фонарь на снегу Стоковое ИзображениеСиний Масляная лампа Лицензионные Стоковые ФотоСтарые улицы, Крит Стоковая КартинкаРетро пламени лампы Стоковое ФотоТрадиционные азиатские фонарь, ярко светящийся с осени иг Лицензионные Стоковые Изображения

ru.depositphotos.com

Старый уличный фонарь - Ганс Христиан Андерсен

Подробности Категория: Ганс Христиан Андерсен

Старый уличный фонарь (сказка)

Старый уличный фонарьСлышали вы сказку про старый уличный фонарь? Она не то, чтобы уж очень забавна, но разок все-таки можно послушать.Так вот, жил-был один почтенный старый уличный фонарь; много лет он честно нес службу, но теперь его решили уволить. Он знал, что сидит на столбе и освещает улицу последний вечер, и чувство его можно было сравнить с чувством старой балетной фигурантки, которая танцует на сцене в последний раз и знает, что завтра ее выставят из театра. Фонарь с ужасом ждал завтрашнего дня: завтра он должен был явиться на смотр в ратушу и представиться «тридцати шести отцам города»,  которые решат, годен ли он еще к службе, или нет.Да, завтра решится вопрос: отправят ли его светить куда-нибудь в предместье на мост, ушлют ли в деревню или на фабрику, или же прямо в переплавку. Из него могло ведь выйти что угодно, но его ужасно мучила неизвестность: сохранит ли он воспоминание о том, что некогда был уличным фонарем или нет? Впрочем, как бы там ни было, ему, во всяком случае, придется расстаться с ночным сторожем и его женой, на которых он смотрел, как на родных. Оба они - и фонарь и сторож - поступили на службу в один и тот же день. Жена сторожа в те времена была гордячка: и, проходя мимо фонаря, удостаивала его взглядом только по вечерам, а днем - никогда. Но в последние годы, когда они все трое - и сторож, и жена его, и фонарь - уже состарились, она тоже стала ухаживать за фонарем, чистить лампу и наливать в нее ворвань. Честные люди были эти старики, ни разу не обделили фонарь ни на капельку!Итак, фонарь освещал улицу последний вечер, а назавтра должен был отправиться в ратушу. Эти две мрачные мысли не давали ему покоя; поэтому можно представить себе, как он горел. Порою у него мелькали и другие мысли - он ведь многое видел, на многое пришлось ему пролить свет; в этом отношении он стоял, пожалуй, выше самих «тридцати шести отцов города»! Но он и не заговаривал об этом: почтенный старый фонарь не хотел обижать никого, а тем более свое высшее начальство. Фонарь много чего помнил, и время от времени пламя его порывисто вспыхивало, словно в нем шевелились такие мысли: «Да, и обо мне кое-кто вспомнит! Вот хоть бы тот красивый молодой человек… Много уж лет прошло с тех пор. Он подошел ко мне с исписанным листком розовой, тонкой-претонкой бумаги с золотым обрезом. Письмо было написано так изящно, как видно дамской ручкой! Он прочел его два раза, поцеловал и поднял на меня сияющие глаза, которые так и говорили: «Я счастливейший человек в мире!» Да, только мы с ним и знали, что написала в этом первом письмеце его возлюбленная. Помню я и еще одни глаза… Удивительно, как перескакивают мысли! По нашей улице двигалась пышная похоронная процессия; на бархатном катафалке везли в гробу тело молодой, прекрасной женщины. Сколько тут было цветов и венков! Горело так много факелов, что мой свет совсем потерялся. Тротуар был заполнен народом - столько людей шло за гробом. Но когда факелы скрылись из виду, я огляделся и увидел человека, который стоял у моего столба и плакал. Никогда я не забуду того скорбного взгляда, который он вскинул на меня».И много еще о чем вспоминал старый уличный фонарь в этот последний вечер. Часовой, сменяющийся с поста, все-таки знает своего преемника и может перекинуться с ним словечком; фонарь же не знал, кто его сменит, а то он тоже мог бы дать ему кое-какие указания насчет ненастной погоды, насчет того, как далеко заходят лучи месяца на тротуар и с какой стороны обыкновенно дует ветер.На мостике, перекинутом через водосточную канавку, находились в это время три особы, претендовавшие заместить фонарь, они думали, что выбор преемника зависит от самого фонаря. Одною из этих особ была селедочная головка, светящаяся в темноте; она полагала, что ее появление на фонарном столбе поведет к большой экономии ворвани. Второю была гнилушка, которая тоже светилась и, по ее собственным словам, даже ярче, чем сушеная треска; к тому же она была последним остатком дерева, которое некогда было красой всего леса. Третьим кандидатом был светлячок; откуда он взялся - фонарь никак не мог догадаться, но светлячок был тут и тоже светился, хотя гнилушка и селедочная головка клялись в один голос, что он светит только в известное время, почему его и не следует принимать в расчет.Старый фонарь ответил, что никто из них не светит настолько ярко, чтобы занять его место, но, конечно, они этому не поверили. Узнав же, что передача должности зависит не от самого фонаря, все трое выразили живейшее удовольствие, - он был ведь слишком стар, чтобы сделать верный выбор.В это время из-за угла подул ветер и шепнул в отдушину фонаря:- Что я слышу! Ты уходишь завтра? Это последний вечер, что мы встречаемся с тобою здесь? Ну, так вот же тебе от меня подарок! Я проветрю твою черепную коробку, да так, что ты не только будешь ясно и точно помнить все, что когда-либо слышал и видел сам, но увидишь собственными глазами то, что будут рассказывать или читать при тебе другие, - вот какая у тебя будет светлая голова!- Не знаю, как тебя благодарить, - сказал старый фонарь. - Только бы меня не переплавили!- До этого еще далеко, - отвечал ветер. - Ну, сейчас я проветрю твою память. Если ты получишь много таких подарков, как мой, то проведешь старость еще очень и очень приятно!- Только бы меня не переплавили! - Может быть, ты и в этом случае поручишься за мою память?- Эх, старый фонарь, будь же благоразумен! - сказал ветер и подул.В эту минуту выглянул месяц.- А вы что подарите? - спросил его ветер.- Ничего, - ответил месяц, - я ведь на ущербе, к тому же фонари никогда не светят за меня, - всегда я за них. - И месяц опять спрятался за тучи - он не хотел, чтобы ему надоедали.Вдруг на железный колпачок фонаря упала дождевая капля, как будто бы с крыши; но сама капля сказала, что явилась из серого облака, и тоже - как подарок, пожалуй, даже самый лучший.- Я проточу тебя, и ты, когда пожелаешь, сможешь проржаветь и рассыпаться прахом в одну ночь!Фонарю это показалось плохим подарком; ветру - тоже.- Неужто никто не подарит ничего получше? - зашумел он изо всей мочи.И в ту же минуту с неба скатилась звездочка, оставив за собой длинный светящийся след.- Это что? - вскричала селедочная головка. - Как будто звезда с неба упала? и, кажется, прямо в фонарь! Ну, если этой должности домогаются такие высокопоставленные особы, то нам тут и делать нечего, остается только откланяться.Так все трое и сделали. Старый же фонарь вдруг вспыхнул как-то особенно ярко.- Вот это чудесный подарок! - сказал он. - Ясные звездочки! Как я любовался всегда их чудным светом! Самым моим заветным желанием было светить как они, но это у меня не получалось, хоть я и старался, - и вот эти чудные звездочки заметили меня, бедный старый фонарь, и послали ко мне с подарком одну из своих сестриц. Они одарили меня способностью показывать тем, кого я люблю, все, что я помню и вижу сам. А ведь всякое удовольствие только тогда и бывает истинным, полным, когда можешь им поделиться с другими!- Замечательная мысль, - сказал ветер. - Но ты не знаешь, что этот твой дар зависит от восковой свечки. Ты никому ничего не сможешь показать, если в тебе не будет гореть восковая свечка: об этом-то и не подумали звезды. Они думают, что там, откуда льется свет, непременно есть хотя бы восковая свечка. Но теперь я устал, пора улечься! - добавил ветер и улегся.На другой день… нет, через него мы лучше перескочим, - в следующий вечер фонарь лежал в кресле. Угадай где? В комнате старого ночного сторожа. Старик попросил у «тридцати шести отцов города» в награду за свою долгую верную службу… старый фонарик. Те посмеялись над его просьбой, но фонарь отдали; и вот фонарь преважно лежал теперь в кресле возле теплой печки и, право, точно вырос, так что занимал собою почти все кресло. Старички уже сидели за ужином и ласково поглядывали на старый фонарь: они охотно посадили бы его с собой и за стол.Правда, они жили в подвале, на несколько футов под землей, и, чтобы попасть в их каморку, надо было пройти через вымощенную кирпичами прихожую, - зато в самой каморке было очень чисто и уютно. Двери были обиты по краям полосками войлока, кровать пряталась за пологом, на окнах висели занавески, а на подоконниках стояли два диковинных цветочных горшка. Их привез матрос Кристиан из Ост-Индии или Вест-Индии. Горшки были глиняные и изображали слонов без спины; вместо спины у них было углубление, набитое землей; в одном слоне рос чудеснейший лук-порей, а в другом - цветущая герань. Первый слон был огородом старичков, второй - цветником. На стене висела раскрашенная гравюра, изображавшая Венский конгресс, тут перед старичками красовались все короли и государи зараз.  Старинные часы с тяжелыми свинцовыми гирями тикали без умолку и вечно забегали вперед. Пускай уж лучше спешат, чем отстают, - говорили старички.И вот они ужинали, а старый уличный фонарь лежал, как мы знаем, в кресле, возле теплой печки, и ему казалось, будто весь свет перевернулся вверх дном. Но вот старый сторож взглянул на него и стал припоминать все, что они пережили вместе, в дождь и в непогоду, в ясные и короткие летние ночи и в снежные метели, когда так и тянет домой, в подвальчик; а фонарь пришел в себя и увидел все это как наяву.Да, ветер славно его проветрил!Старички были такие работящие, трудолюбивые; ни один час не пропадал у них даром. По воскресеньям после обеда на столе появлялась какая-нибудь книжка, чаще всего описание путешествия, и старик читал вслух об Африке, об огромных лесах и диких слонах, которые там бродят. Старушка слушала и поглядывала на глиняных слонов, служивших цветочными горшками.- Могу себе это представить! - приговаривала она.А фонарь от души желал, чтобы в него вставили восковую свечку, - тогда старушка, как и он сам, воочию увидела бы все: и высокие деревья, перепутавшиеся густыми ветвями, и голых черных людей верхом на лошадях и целые стада слонов, уминающих толстыми ногами тростник и кусты.- Что проку в моих способностях, если во мне нет восковой свечки! - вздыхал фонарь. - У моих хозяев только и есть, что ворвань да сальные свечи, а этого мало.Раз у старичков появилась целая куча восковых огарков; самые большие были сожжены, а короткими старушка вощила нитки, когда шила. Восковые свечки теперь у стариков были, но им и в голову не приходило вставить хоть один огарочек в фонарь.- Ну вот, я и лежу тут зря со всеми своими редкими способностями, - сказал фонарь. - Внутри у меня целое богатство, а я не могу им поделиться! Ах, вы не знаете, что я могу превратить эти голые стены в роскошнейшие обои, в густые леса, во все, чего пожелаете! Да и где вам знать это!Фонарь, вычищенный до блеска, всегда лежал в углу, на самом видном месте. Люди, правда, называли его старым хламом, но старики не обращали на это внимания - они любили фонарь.Однажды, в день рождения старика, старушка подошла к фонарю, лукаво улыбнулась и сказала:- Постой-ка, я сейчас устрою иллюминацию ради праздника!Старый уличный фонарьФонарь задребезжал от радости. «Наконец-то их озарило!» - подумал oн. Но налили в него ворвань, а о восковой свечке не было и помину. Он горел весь вечер, но знал теперь, что самый лучший дар его навсегда останется в нем при такой жизни мертвым капиталом. И вот пригрезилось ему, - с такими способностями немудрено и грезить, - будто бы старики умерли, а он попал в переплавку. Фонарю было так же страшно, как в тот раз, когда ему предстояло явиться на смотр в ратушу. Но хоть он и мог по своему желанию проржаветь и рассыпаться в прах, он этого не сделал, а попал в плавильную печь и превратился в чудеснейший железный подсвечник в виде ангела, который держал в одной руке букет. В этот букет вставили восковую свечку, и подсвечник занял место на зеленом сукне письменного стола. Комната была очень уютна; все полки здесь были уставлены книгами, а стены увешаны великолепными картинами. Здесь жил поэт, и все, о чем он думал и писал, развертывалось перед ним, как в панораме. Комната становилась то дремучим лесом, освещенным солнцем, то лугами, по которым расхаживал аист, то палубой корабля, плывущего но бурному морю…- Ах, какие способности скрыты во мне! - воскликнул старый фонарь, очнувшись от грез. - Право, мне даже хочется попасть в переплавку! Впрочем, нет! Пока живы старички - не надо. Они любят меня, каков я есть, я им заменяю ребенка. Они чистили меня, давали мне ворвани, и мне здесь живется не хуже, чем «конгрессу». Чего же еще желать!И с тех пор фонарь обрел душевное спокойствие, да старый почтенный фонарь и заслуживал этого.

- КОНЕЦ -

Сказка: Ганса Христиана Андерсена Иллюстрации: Педерсен.

www.planetaskazok.ru


Смотрите также