Древней индии храмы. Архитектура Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Храмы Любви в Индии. Древней индии храмы


Пещерные храмы древней Индии - Нельзя часто думать о будущем, ибо вы в нём разочаруетесь

В индийском штате Махараштра есть деревня Эллора с 34 удивительными пещерами, вырезанным в вертикальной поверхности горы Чаранандри. Эллора – официальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры состоят из 12 буддистских, 17 индуистских и 5 джайнских храмов и монастырей, построенных в период с VI по X век.

Эти пещеры – знак религиозной гармонии, царившей в Индии в этот период. Пещеры Эллора – самые популярные древние достопримечательности в штате, обязательный пункт для каждого туриста.

1103 Эллора пещерные храмы Индии

1. Буддистские пещеры (Вишвакарма) – самые ранние из всех пещер Эллора (500-750 гг. н.э.). Все, кроме одной из них, являются вихарами (монастырями). (Girl in the Rain)

258 Эллора пещерные храмы Индии

2. Вихары использовали для учений, медитации, общественных ритуалов, обедов и ночевок. (Raj Photography)

330 Эллора пещерные храмы Индии

3. Дальше на север пещеры становятся крупнее и изысканнее. (<3 Cishore)

427 Эллора пещерные храмы Индии

4. (Kareem Mayan)

523 Эллора пещерные храмы Индии

5. Самые ранние индуистские пещеры датируются 600 годом н.э., прямо в середине периода расцвета буддизма. (Xinoda)

623 Эллора пещерные храмы Индии

6. На фото: буддистские пещеры Эллоры. (Koshy Koshy)

723 Эллора пещерные храмы Индии

7. Созданные в период процветания и возрождения индуизма, индуистские пещеры представляют собой совершенно другой стиль творческого видения и умений, чем буддистские пещеры. (Jon Baldock)

822 Эллора пещерные храмы Индии

8. Индуистские храмы высекали сверху вниз, а для придания им формы требовалось ни одно поколение. (A Lip Rim Toke)

921 Эллора пещерные храмы Индии

9. Всего здесь 17 индуистских пещер, которые были высечены в период с 600 по 870 гг. н.э. Они занимают центр пещерного комплекса, вокруг знаменитого храма Каиласа. (Kezia Cantwell-Wright)

1019 Эллора пещерные храмы Индии

10. Контрастируя с умиротворенными и мрачными ранними буддистскими пещерами, стены пещер индуистов покрыты живыми барельефами с изображением сцен из священных индуистских писаний. (Priya Sivaraman)

1124 Эллора пещерные храмы Индии

11. Все пещеры посвящены богу Шиве, но здесь есть несколько изображений Вишну и его различных воплощений. (Srinivas Padma)

1221 Эллора пещерные храмы Индии

12. Джайнские храмы, датируемые концом 800-900-ых гг спускаются вниз на 2 км по асфальтированной дороге (где могут проехать рикши). (Gui Stafford)

1318 Эллора пещерные храмы Индии

13. Они отражают особенности джайнской философии и традиции, включая ощущение строгого аскетизма в сочетании с изысканными украшениями. (Girl in the Rain)

1415 Эллора пещерные храмы Индии

14. Эти пещеры небольшие, по сравнению с другими, но в них есть очень детально проработанные украшения. (Xinoda)

1515 Эллора пещерные храмы Индии

15. Во многих джайнских пещерах были богатые рисунки на потолках, фрагменты которых до сих пор видны. (Sonal Vaz)

1615 Эллора пещерные храмы Индии

16. Джейнские пещеры Эллоры. (Emy Lou)

1715 Эллора пещерные храмы Индии

17. Все джайнские пещеры принадлежат секте Дигамбара. (Mskadu)

1813 Эллора пещерные храмы Индии

18. Этот ансамбль святилищ трех главных религий Индии составляет одно из лучших произведений искусства Индии средних веков. (Xinoda)

1913 Эллора пещерные храмы Индии

19. (Matt Bell)

2012 Эллора пещерные храмы Индии

20. (Kareem Mayan)

2117 Эллора пещерные храмы Индии

21. (Matt Kobayashi-Hillary)

2215 Эллора пещерные храмы Индии

22. (Kareem Mayan)

2312 Эллора пещерные храмы Индии

23. (Kareem Mayan)

2411 Эллора пещерные храмы Индии

24. (Loops San)

259 Эллора пещерные храмы Индии

25. (m5cents)

bigpicture.ruhttp://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/2076579/

iov75.livejournal.com

Пещерные Храмы Аджанта и Эллора в Индии

Путешествия по Индии. Пещерные Храмы Аджанта и Эллора

пещерные храмы индии

 

Индийская цивилизация – одна из древнейших на нашей планете. Индия  хранит в себе легенды и традиции, древние храмы и места силы, и готова поделиться этими богатствами с  путешественниками. В течении тысячелетий менялись границы государства и правящие династии, культура эволюционировала, вбирая в себя опыт  и духовные искания  поколений. На плодородной земле Индии зародились великие религии — Сикхизм, Джайнизм, Буддизм, Индуизм, все эти традиции возникли и развивались на территории древней Индии и до сих пор широко представлены в ее религиозной палитре. Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад — древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана  а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

пещерные храмы Индии

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора — истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры.

Еще в начале нашей эры существовали  торговые пути по территории плато Декан( современный штат  Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться  от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

пещерные монастыри Индия

Первые буддийские пещеры вырезались  во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

пещерные монастыри Индия

фрески Аджанты

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались  три религии- индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Пещерный храм Эллора

Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур  и вырубался со 2 века до н.э.  по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

Пещерные храмы Индии

фрески Аджанты

скульптуры Аджаты

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был  заброшен . Монахи  покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия,  аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире.  Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Аджанта

Комплекс был  обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа  в пещеру №10.

Аджанта

«Граффити» офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

скульптура Аджанты

Аджанта

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

 

Скульптура Аджанты

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Пещеры Аджанта

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.  С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Пещеры Аджанты

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов . Стены большинства пещер  были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

Падмапани Аджанта

«Визитная карточка» Аджанты — изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Пещеры Эллоры

Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Пещеры Эллоры

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре — это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые  пещеры  представляют собой трехэтажные «вихары» — монастыри  где могло проживать до нескольких сот монахов  монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э

Пещеры Эллоры

Пещеры Эллоры

Пещеры Эллоры

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Кайласанатх Эллора

Этот 30 метровый храм  высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически  на тысячелетие раньше!!!

пещеры Эллоры

Храм является аллегорией  священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой , дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были  искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида. Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить поесещение пещерных храмов с пляжным отдыхом. Помимо пещерных храмов сам город  хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода.. В 17 веке здесь правил великий  могольский  султан Аурангазеб . Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей  «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Аурангабад

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии. Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.

travelinca.ru

ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ ИНДИИ - "У каждого своя правда. Но истину не знает никто"

Индийские пещерные храмы Эллоры - яркий пример веротерпимости, которой так славится Индия. Известно. что в этой стране уживаются все основные мировые религии. Так, среди 34 пещер Эллоры:  12 -буддийских, 17 - индуистских и 5 относятся к религии джайнов, что демонстрирует мирное сосуществование этих религий в тот далекий период истории Индии.

Пещеры различаются по внешнему виду размеру и декорации. От самых маленьких до трехэтажных. Часть из них богато декорированы резьбой и скульптурами, некоторые абсолютно пустые. Также пещеры различаются по своему назначению. Буддийские пещеры - самые древние в комплексе. Все они построены в период 600-730 гг н.э Они делятся по назначению на  Вихары - монастыри и Чатьи -молельные холлы. Древние архитекторы выдолбили в скале целые общежития с кухнями, спальнями, залами для собраний. Многие вихары украшены скульптурами, потолки покрыты резьбой, которая придает им вид деревянных конструкций. Пещер типа Вихара в комплексе большинство. Другой тип пещер -Чатья это соборы для медитаций и коллективных практик. Наиболее известная из Чатья - пещера №10, вмещающая статую Будды 5 метровой высоты, восседающего перед ступой из цельно выдолбленной породы. Индуистские пещеры датируются 700-900 гг и насчитывают 17 пещер. Две самые впечатляющие - пещеры 29 и 21 Некоторые пещеры были перепрофилированы из буддийских в индуистские. Так, например, одну из самых красивых индуистских пещер  Dashavatara (пещера №15) ранее была буддийскими монастырем. Другие известные пещеры  Rameshvara (Пещера 21), украшенная фигурами богини реки Ганги и Ямуны на входе и Dhumar Lena  (Пещера 29), конструкция которой похожа на пещеру c острова Элефанта близ Мумбаи. Джайниссткие пещеры вырубались в 9-10 веке. Они славятся детальной резьбой по камню. Самые впечатляющие из них - пещеры Chhota Kailash  (30), Indra Sabha (32) и Jagannath Sabha (пещера 33)  На примере того, когда вырезались пещеры, мы можем проследить изменение религиозных течений в Индии. Шедевром комплекса Эллора является храм Кайласанатха. Это потрясающий воображение многоэтажными храмовый комплекс, названный в честь горы Кайлас, на которой, по легенде, восседает индуистский бог Шива. Вырезанный в цельной скале, этот храм поднимается на  30 метров. Умение, красота резьбы и настойчивость архитекторов просто потрясает. Чтобы создать этот храм пришлось снять 200 000 тонн (!!!) твердой скалы, вся работа заняла около 100 лет!!!  Первоначально храм был покрыт белой штукатуркой для сходства с заснеженной горой Кайлас.

Храм Кайласанатха

Попадая в пещерный комплекс Эллора, начинаешь совсем по-другому воспринимать людей, живших на индийской земле в те далекие время. Будучи далекими от современных технических методов работы, они вырезали потрясающие воображения скульптуры, снимали колоссальные объемы скальной породы, украшали стены и потолки пещер изысканными фресками. Все это делалось исключительно из религиозных и эстетических побуждений. Еще одним выдающимся памятником древней архитектуры является пещерный храмовый Комплекс Аджанта. Расположенный в 100 км от Аурангабада он включает в себя 29 пещер, самая древняя из которых датируется 2 веком до нашей эры. Пещеры Аджанты были построены ранее комплекса в Эллоре. Собственно, строительство более новых храмов в Эллоре послужило одной из причин оттока верующих из Аджанты. Основанные более 2 тысяч лет назад (по мнению ученых в 230 г до н.э.) пещеры были заброшены  вскоре после падения династии Харишина (430 г н.э.) и обнаружены только в 1819 году британским офицером Джоном Смитом во время охоты. Он случайно наткнулся на вход в одну из пещер (пещера №10) и, чтобы как то обозначить свою находку, выцарапал свое имя и дату находки на одной из колонн, эта надпись слабо видна и по сей день. Более  полутора тысяч лет пещеры предоставляли кров только диким животным и летучим мышам. Сейчас комплекс представляет собой истинный шедевр древнеиндийской культуры. Помимо скульптуры в пещерном комплексе сохранились уникальные фрески, передающие непревзойденный уровень мастеров той эпохи.

Ученые считают что пещерный комплекс возводился в два этапа, первый 230г. до н.э.- 220г. н.э во время правления династии Сатавахана. Пещеры этого периода считаются самыми древними постройками в Индии в которых сохранились элементы росписи!  Второй этап строительства пришелся на 460-480 гг н.э. Вскоре после этого пещерные постройки были заброшены. Пещеры Аджанты выдолблены в скальной породе на излучине реки Вагхор. Всего в комплексе 29 пещер,нумерация идет от главного входа. В ряд пещер доступ закрыт, некоторые закрываются периодически на реставрацию. Рассказать про все пещеры в рамках этой статьи невозможно. Наибольшую важность представляют пещеры № 1,2,4,16,17,19.  Пещера №1  встречает нас сразу после главного входа в комплекс. Она была отреставрирована в самую последнюю очередь, но является одной из самых богато декорированных в комплексе. Именно здесь можно увидеть фрески Ваджрапани и Падмапани (буддийских бодхисатв) - визитную карточку пещерного комплекса Аджанта. Стены и фасад пещеры украшены резьбой, рассказывающей о жизни Будды и дополнены декоративными мотивами.

Двигаясь дальше по каменным проходам и лестницам мы попадаем в пещеру №2. Эта пещера также славится своими фресками, покрывающими стены и потолок. Настенная живопись сохранилась здесь лучше, чем в пещере № 1.  Фрески повествуют о деяниях Будды и Бодхисатва, известных как Джатака. Они являются наглядным пособием, рассказывающим общине монахов о жизни и религиозных деяниях Будды. Данные фрески являются лучшими и самыми древними образцами древне-индийского искусства. Фасад пещеры богато украшен резьбой.

Следующая значимая пещера - №4, является самой большой в комплексе. Она запланирована как грандиозный монастырь, но так никогда и не была закончена. В пещере находится скульптура Будды, надпись на постаменте которой упоминает, что она являлась подарком от человека по имени Мэтера и принадлежит к 6 веку н.э.. Пещера состоит из вестибюля, молельного зала и келий для монахов.

Самой старой пещерой комплекса считается пещера № 10, именно ее и обнаружили первой британцы во время охоты. Пещера № 16 считается одной из самых красивых в комплексе и ранее служила входом в храмовый комплекс. Фрески пещеры рассказывают о "умирающей принцессе" Сундари - жене брата Будды - Нанды. Также в пещере установлена статуя Будды, восседающего на троне.

Каждая пещера комплекса содержит элементы декора и скульптуры, являющиеся бесценными образцами древне-индийского искусства. Храмовый комплекс Аджанта внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО в  1983 году. Без сомнения он является жемчужиной западной Индии, хотя и не имеет такой популярности среди туристов как Тадж-Махал или храмы Каджурахо. Можно долго рассказывать о пещерах и описывать статуи и фрески, но лучше один раз побывать в этом месте.

edwardjournal.livejournal.com

древние пещерные храмы и монастыри Индии

СРОЧНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗЫ В ИНДИЮ! На 60 дней. Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8000 руб. Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6700 руб

АджантаОднажды, в начале 19 века, один британский офицер решил поохотиться на тигра. Ну что ж, дело обычное. Происходило оно на западе Индии. Тоже ничего удивительного. Но! Если бы он только знал, куда приведет его этот тигриный след!..А привел он его в древние заброшенные пещеры. Да не просто пещеры, а высеченный в скалах огромный храмовый комплекс.Так была открыта Аджанта.

Сидящий Будда

Будда в маханирване

Аджанта — это 29 пещер, подземные храмы и монастыри, которые высекались в скалах на протяжении нескольких столетий – со 2-го века до н.э. по 5 век н.э. Внутри – удивительные настенные росписи, которые теперь известны на весь мир и находятся под защитой ЮНЕСКО.

Росписи и колонны

Скульптуры Аджанты

Настенная живопись Аджанты настолько высокого уровня, что ученые говорят, что расписывали эти пещеры не сами монахи, а лучшие художники тех времен на протяжении нескольких веков, и было их довольно много. Называют эту живопись уникальной энциклопедией индийской жизни. На стенах, потолках и даже на колоннах изображены сюжеты из жизни разных народов, населявших Индию, и разных социальных слоев, это кроме  многочисленных изображений Будд, бодхисаттв, богов и полубогов.

Читайте также:ХрамыХрамы Индии Есть ли в мире еще хоть одна такая страна, где было бы столько разнообразных храмов, как в Индии?

Кроме росписи, архитектура этих храмов тоже, конечно, потрясает – ведь они не построены, а выдолблены! Все эти поразительные храмы высечены внутри огромной скалы!

Вход в пещерный храм

Внутри храма

Некоторые ученые до сих пор не могут понять, как монахи могли создать такое чудо, и не отрицают, что им помогали представители внеземных цивилизаций с их технологиями.

Пещеры Аджанты

Подсветка Аджанты

Барельефы на колоннах

 

Загадочная она, эта Аджанта… В седьмом веке по непонятным причинам монахи ее покинули, и этот комплекс был заброшен. Эти необыкновенные залы, эти фрески, это чудо было покинуто на целых 12 веков! И целых 12 веков Аджанта оставалась ненайденной и нетронутой благодаря своему укромному расположению в подковообразном каньоне, пока на нее не наткнулся этот британский офицер. Я представляю, каково же было его изумление!..

Капитель внутри храма

Самое простое объяснение ухода монахов из Аджанты — якобы буддизм в Индии стал угасать, и монахи опасались набегов мусульман. Но почему-то в соседней Эллоре пещерные монастыри в это время активно строятся…

Вход в пещерный монастырь

Чайтья в Аджанте

В древние века в тех краях проходили торговые пути. Монахи любят выбирать такие места. С одной стороны – уединенная пещера, все условия для отшельнической жизни, для медитаций, а с другой – за подаянием далеко ходить не надо: рядом торговый путь с богатыми караванами. И усталым путникам можно дать приют.

Еще одна чайтья

В нескольких пещерах располагались вихары (буддистские монастыри с кельями для монахов), в остальных – чайтьи (молельные залы).

Скульптуры

Перед входом в пещеру не забудьте  разуться,  т.к. это храм.

Аджанта, общий вид пещерных храмов

Попасть в Аджанту можно на автобусе из Джалгаона или Аурангабада.

india-trip.ru

Древние храмы Индии — Вокруг Мира

s800

Древнейшая, насчитывающая как минимум пять тысячелетий, архитектура Индии нашла свое наиболее совершенное воплощение в величественных храмовых сооружениях, расположенных на всей территории этой огромной страны…

Древние храмы Индии воплощают все многообразие религиозных традиций, то сменявших одна другую, то сосуществовавших рядом в течение многих столетий, поддерживая и дополняя друг друга. Именно эти традиции создали пестрый и столь впечатляющий европейцев многоликий образ индийской цивилизации.

В этой статье мы постарались описать наиболее известные и почитаемые древние храмы Индии. Практически все они включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются культурными сокровищами всего человечества.

Большая ступа в Санчи

Санчи

Ступа, или место захоронения останков Будды, имеет огромное значение в религиозной жизни многих индусов. Наиболее известная и почитаемая из них находится в Санчи, расположенном в Центральной Индии. Она была выстроена в третьем столетии до н.э. и прекрасно сохранила свой внешний облик.

В наши дни ступа Санчи подверглась реставрации. Купол в виде полусферы символизирует свод неба, а верхняя часть – священную для буддистов гору Меру. Внутри сооружения, по преданиям, находится часть останков Будды.

Святилище окружено массивной оградой из камня с четырьмя церемониальными воротами, украшенными искусной резьбой, которые являются одним из наиболее известных символов Индии.

Храмовый комплекс Аджанты

Inde - Grottes d'Ajanta

Храмовый комплекс Аджанты – один из наиболее древних пещерных храмов Индии, где сохранились не только вырезанные из камня колонны и украшения стен, но и многочисленные фрески с великолепными красочными изображениями.

Он состоит из 29 залов-пещер, наиболее древние из которых выстроены в I-III веках нашей эры. Храмовые сооружения здесь соседствуют с монастырскими кельями, поскольку были созданы монахами, искавшими уединения от мирской суеты.

Каждый из залов имеет квадратную форму, потолок поддерживают каменные, украшенные богатой резьбой колонны. По бокам центрального зала располагаются маленькие кельи, в которых жили монахи.

Пещерные храмы Эллоры

0_9ffd7_b2d0c133_orig

Прекраснейший храмовый комплекс, включающий буддистские, индуистские и джайнские храмы, расположен вблизи деревни Эллора (штат Махараштра).

Впечатляющие каменные сооружения высечены из цельной скалы посреди горного массива, окружающего их со всех сторон как стены гигантской чаши.

Здесь расположен один из наиболее почитаемых образцов дравидийской архитектуры – храм Кайлас, где можно увидеть высеченные из камня гигантские статуи богов Вишну, Шивы, богини Лакшми и других представителей индуистского пантеона.

Храм Кхаджурахо

702624_900

Один из наиболее известных и посещаемых европейцами храмов – Кхаджурахо, посвященный индуистскому божеству Шиве-разрушителю. Он расположен в штате Мадхья-Прадеш и носит имя Кандарья-Махадева.

Знаменит этот храм своей каменной резьбой, представляющей тысячи разнообразных сюжетов эротического содержания, выполненных с удивительным искусством и натуралистичностью.

Храмовые сооружения сами по себе удивительно красивы, а пикантная каменная резьба привлекает сюда десятки тысяч туристов, которые хотят увидеть знаменитую «каменную Камасутру» собственными глазами.

В феврале и марте здесь проводится ежегодный фестиваль индийского традиционного танца – это лучшее время для посещения храмового комплекса Кхаджурахо.

Храм Лингараджа

66_big

Храм Лингараджа в штате Орисса является одним из наиболее впечатляющих сооружений фаллического культа Шивы. Возведенный в 9 веке н.э., он сегодня представляет собой грандиозный храмовый комплекс, центральная башня которого имеет 55-метровую высоту и по форме напоминает початок кукурузы.

Башня покрыта резьбой, изображающей женские фигуры, переплетающиеся с фигурами различных животных. В главном святилище установлен гранитный лингам высотой около 8 метров.

Индуисты считают, что он принадлежит не только Шиве, но и Вишну – этот признак делает храм Лингараджа уникальным и одним из наиболее почитаемых в Индии.

Храм Каши Вишванатх (Варанаси)

Kashi_Vashvanath

Расположенный в древнейшем индийском городе Варанаси (Бенарес), храм Каши Виштванатх неоднократно подвергался полному разрушению, но каждый раз восстанавливался вновь. Сегодня это одно из наиболее священных мест для каждого индуиста.

Стены храма покрыты позолотой, на которую было истрачено около 800 кг золота. К сожалению, храм расположен посреди плотной городской застройки, и для того, чтобы увидеть его золотую крышу, туристам необходимо подняться на третий этаж соседнего здания.

Внутри храма, в отделанном чистым серебром углублении, находится его главная святыня – лингам Ади Вишеашвара, охраняемый серебряной коброй.

Храм Венкатешвары

clip_image007

Храм Венкатешвары, который находится в штате Андра-Прадеш в Юго-Восточной Индии, занимает площадь, превышающую два гектара. Это одно из наиболее посещаемых святилищ мира, называемое индуистским Ватиканом и посвященное богу Вишну.

Храм был воздвигнут более тысячи лет назад на одном из семи холмов Тирумалы (Священной Горы). Хотя бы один раз в жизни его обязан посетить каждый адепт индуистской религии.

Роскошь украшений и отделки храма поражает не только верующих, но и туристов: центральная башня-вимана покрыта чистым золотом, внутренняя отделка тоже выполнена из золота и драгоценных камней.

Храм Венкатешвары отличается не только исключительным богатством пожертвований, но и их оригинальностью. Верующие приносят в жертву Вишну собственные волосы, общий вес которых достигает около 15 тонн в год.

http://www.softmixer.com/2017/06/blog-post_94.html

vokrugmir.ru

Храмы Любви в Древней Индии.

Данная статья представляет собой попытку дать обоснования наличию эротических изображений в храмах Кхаджурахо (так называемые Храмы Любви и Храмы Камасутры) и менее известном Храме Солнца в Конарке. Непосредственно о самих этих храмах будут отдельные материалы.

Hram_Lyubvi

Храмы Любви.

Присутствие сексуальных сцен в сооружениях, чья задача соединять человека с богом или богами, издавна вызывало недоумение. И возникал главный вопрос: зачем? Для чего изображения разных форм секса были включены в скульптурный ансамбль индуистских храмов, названных потомками Храмами любви?

Сами древние мастера ответов на этот вопрос не оставили. Вот и теряются ученые в догадках. А вместе с ними высказывают самые разные предположения и те, кто не силен ни в индуизме, ни в истории Индии. Оттого и забит интернет разного рода глупостями наподобие этой: «Считается, что именно изображения на храмах Каджурахо вдохновляли составителей Камасутры…» А то, что Камасутра была написана на 400 лет раньше появления самого первого из этих Храмов Любви при этом как-то забывается.

Sun_Temple_Konark

Храм Солнца. Конарк.

Или такой забавный фрагмент (кстати, это фрагмент книги изданной приличным тиражом): «Некоторые исследователи полагают, что правители династии Чандела были последователями тантризма — одного из ответвлений буддизма, в котором удовлетворение земных желаний считается шагом к достижению нирваны». Этот шедевральный текст, состоящий из нагромождения ляпов, должен особенно «понравиться» буддистам.

Попробуем разобраться со всеми этими версиями по поводу изображения сексуальных сцен в Храмах Камасутры (кстати, такое бытующее название некорректно, о чем подробнее ниже). Вначале рассмотрим наиболее сомнительные предположения.

Khodjuraho

Храмы Кхаджурахо.

Сомнительные версии.

Версия образовательная.

Очень часто встречается. Слышал ее не раз и от самих индийцев. Со здравым смыслом совершенно не сочетается. Что образовательного в сценке секса с лошадью? Или чему можно научиться у изображения, где дама держит двух своих партнеров за пенисы? Это что «бином Ньютона»? Если бы на фронтонах Храмов Любви были представлены позы Камасутры, то такая версия имела бы смысл. Но этого нет. Есть картинки вполне обыденного секса, иногда даже, как сейчас бы сказали, порнографического характера. Чему можно научиться у изображения, где мужчина вступает в половую связь с женщиной в коленно-преклоненной позе, не снимая с плеча лопату (булаву)?

Кстати, этот скульптурный фрагмент мне напоминает анекдот:

Чукчу спрашивают, что в первую очередь он делает, когда после долгой разлуки со стойбища возвращается в родной чум.

— Как что? Заваливаю жену на пол и…

— А что вторым делом?

— Как что? Лыжи снимаю…

Так и тут. Настолько невтерпеж, что и лопату снять с плеча некогда.

Sun_Temple_Konark

Храм Солнца. Конарк.

Версия демографическая.

Якобы своими эротическими творениями древние мастера помогали увеличить рождаемость в стране с тяжелыми условиями жизни и низкой продолжительностью жизни. Очень сомнительно. Проблем с рождаемостью в Индии не было никогда. Любят они это дело.

Версия тантрическая.

Казалось бы, это более-менее обоснованная версия. Якобы на фронтонах Храмов Любви показан путь к освобождению через практику сексуальных ритуалов. Секс — сакрален — именно это хотели донести до нас древние мастера. Не возражая против этого тезиса, отмечу, что лично я не вижу ничего сакрального в сексе с лошадью. Да, и лопату с плеча не помешало бы снять.

Если серьезно, то радикальные течения тантризма, которым были свойственны сексуальные практики массовыми не были. А были чаще всего тайными, доступными посвященным. И выносить их на всеобщее обозрение не было никакого смысла. Да, и, пардон, секс с лошадью это слишком уж радикально даже для тантризма, ведь его (тантризма) цель не получение чувственных удовольствий (как можно подумать) низкого пошиба, а изменение сознания и духовная трансформация.

Khodjuraho

Эротические скульптуры Кхаджурахо.

Версия камасутрическая.

Бытует мнение, что эротические изображения храмов Кхаджурахо и Храма Солнца Конарка — это иллюстрация Камасутры. Отсюда часто встречающиеся эпитеты «Камасутра в камне», «Храмы Камасутры»…

Что сказать? Как человек, имеющий представление о Камасутре и побывавший и в Кхаджурахо, и в Конарке, ответственно заявляю — эта версия «притянута за уши». И, кстати, в Камасутре нет упоминания полового контакта с лошадью, а также есть очень много того, чего нет на стенах Храмов Любви.

Более-менее обоснованные версии.

Версия первая.

Скульптурные изображения отображали реальную жизнь простых людей. К сексу в то время относились без лишних рефлексий и комплексов, что и нашло свое отражение на стенах Храмов Любви. Это сейчас индийцы осматривают эти храмы с открытым ртом и фотографируют на телефон наиболее смелые композиции, а тысячу лет назад эротические скульптуры не удивляли никого.

Sun_Temple_Konark

Храм Солнца. Конарк.

Версия вторая. Не отменяющая первую.

На стенах храмов Кхаджурахо показано место секса в иерархии ценностей древних индийцев. Что-то в этой версии есть, учитывая, что сексуальные сценки размещены на нижних уровнях храмов. К тому же, в древнеиндийских трактатах по архитектуре есть указания на то, что изображения любовных парочек есть символ счастья и благополучия.

Секс — естественен и прекрасен, он неотъемлемая часть жизни, но он не самое главное в жизни. Посыл древних мастеров мог быть и таким.

Khodjuraho

Храмовая скульптура Кхаджурахо.

Версия третья. Не отменяющая первые две.

Верующий входя в храм должен оставить за его порогом все мирское в том числе и секс. Если же человек на подобное не способен, то и в храме ему делать нечего. В данном случае секс не считался сакральным. Поэтому он и вынесен из храма вовне.

Для понимания секса как процесса, в том числе, и сакрального человек должен иметь определенный уровень развития. Уверен, что подавляющее большинство древних индийцев и близко не достигали этого уровня. Не стоит идеализировать те времена. Высочайшие достижения философской мысли Древней Индии, индийского искусства и литературы — дело рук относительно немногих людей. Вряд ли шудры (а большинство населения в Индии всегда составляли они) были способны рассуждать о половом акте, как о символе недвойственности.

Khodjuraho

Эротические скульптуры Кхаджурахо.

Версия четвертая. Полутантрическая.

Вряд ли ее можно встретить в Интернете, поскольку пришла она мне в голову только сейчас. Итак, задача эротических скульптурных композиций храмов Кходжурахо в том, чтобы вытолкнуть человека из мира обыденного. Ошеломить! Сделать то, на что собственно и направлены тантрические сексуальные практики — выдернуть из привычного. Достичь хоть какой-то степени накала чувств. В таком состоянии человек более восприимчив к тому, с чем ему придется столкнуться внутри храма. И шивалингам в святилище уже воспринимается ни как кусок камня, а как живая частичка величайшего из богов.

Khodjuraho

Один из храмов Кхаджурахо.

Лично мне кажутся достоверными первые две более-менее обоснованные версии. Вполне вероятно и то, что создатели древнеиндийских Храмов Любви ставили перед собой многоцелевую задачу. В зависимости от уровня осознанности, кто-то смотря на эти сценки возгорал желанием, кто-то очищал помыслы, а кто-то задумывался о сакральности акта творения.

А что думаете по этому поводу вы?

UPD. Сцена секса с лошадкой и другие в том же духе находятся на нижних уровнях храмовых стен, в то время как более чувственные и эстетически совершенные барельефы — гораздо выше. Неспроста ведь? Не так ли? Таким незамысловатым образом показано направление движения — от вульгарного удовлетворения физиологических потребностей к божественному союзу 🙂

Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.

 

Сергей Мазуркевич

 

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

 

22.09.2013

с вашего сайта.

www.vostokolyub.info

Архитектура Древней Индии | Kursak.NET

Архитектура Древней Индии.

Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось. Зодчие Индии возводили не только храмы-ступы и дворцы, но и хорошо спланированные города. Например, в долине Инда были обнаружены руины города Мохенджо-Даро, построенного в III тыс. до н.э. Открытие Мохенджо-Даро показало, что здесь когда-то процветала хараппская цивилизация.

В нижней части города сохранились развалины древнего храма, внутри его найдены алебастровые кувшины и фрагменты скульптур, имевших ритуальное и церемониальное значение. Внимание археологов привлекли развалины Большой купальни, которая является чудом строительной техники и архитектуры. В этот комплекс, кроме огромного бассейна, окруженного колоннами, входило множество комнат и коридоров. По всей вероятности, здесь совершался священный обряд омовения.

Среди руин Мохенджо-Даро выделяется древнее культовое буддистское сооружение в виде полусферы, воздвигнутое во II в. н.э., так называемая ступа. Утверждение буддизма повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. Ранние ступы служили для хранения останков Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Тогда он постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Отсюда родилась полусферическая форма буддийских храмов, символизировавшая небо и бесконечность.

Знаменитая Большая ступа в Санчи (Центральная Индия), по преданию, была воздвигнута в III в. до н.э. на месте захоронения Будды. Она лучше других сохранилась и хорошо отреставрирована. Полушарие ступы размещено на круглом цоколе с террасой, служившей для культового обхода. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса — в красный.

В органичной простоте ступы в Санчи заключен глубокий символический смысл. Полусферический купол символизирует небесный свод, надстройка с квадратным основанием в форме балкончика на вершине купола — священную гору Меру. Возвышающийся над куполом стержень с навершием в виде священного трехъярусного каменного зонта уподоблялся мировой оси, а три яруса зонта означают три неба. В ступе, как считается, хранятся священные реликвии Будды. Двойная лестница в южной части ступы ведет с нижнего уровня наверх, к круговому обходу. Здесь, на возвышении, верующие могли лучше ощутить божественную красоту природы и ее связь с высшими силами.

Ступу окружает массивная каменная ограда. По ее четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, сделаны ворота (они называются торена). Через них в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда, который заключался в обходе вокруг ступы и восхождении на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой ступы — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры, получившее всемирную известность и ставшее символом Индии. Схема ворот проста — два столба с тремя горизонтальными перекладинами, покрытыми разнообразными рельефами и скульптурами. В сюжетах изображений переплетаются буддийское вероучение и древние индийские народные мифологические сказания. На рельефах можно видеть фантастические образы птиц, слонов, летающих львов. Скульптуры отвратительных существ, словно поддерживающих ворота, отождествляются с невежеством и отрицательной кармой. Ворота богато украшены барельефами, на которых представлены эпизоды из прошлых жизней Будды. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма (колесо закона, дерево, лотос) и скульптуры духов природы — якшинь. Их фигуры определили идеал женского телосложения, на много столетий став эталоном индийской скульптуры.

Древние культовые сооружения сохранились в различных уголках Индии. Например, в горных районах можно увидеть удивительные храмы — чайтьи. Древнейшие из них возникали в естественных пещерах, более поздние обычно высекались прямо в скалах. Они имели просторные залы, украшенные колоннами, скульптурными изображениями и росписями.

В конце VI в. н.э. был высечен скальный индуистский храм Дхумар Лена. Его охраняют каменные львы и слоны, олицетворяющие власть бога Шивы. Всех входящих в храм приветствуют статуя богини реки Ямуны и скульптура сидящего в позе благословения Шивы. Все внутреннее пространство поделено на части с помощью четырех рядов массивных колонн, увенчанных резными тяжеловесными капителями округлой формы.

В пещерах Аджанты находятся выдающиеся памятники древней индийской архитектуры — буддийские храмы. Начало их строительства специалисты датируют по-разному: от I до III в. н.э., окончание — от VII до IX в., но несомненно, что основная работа по строительству и оформлению проходила в IV—VI вв. Комплекс включает 29 пещер (пять из которых — храмы, а остальные — монастыри), соединенных широкой тропой. Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала и расположенных вокруг него маленьких монашеских келий. Отделенные колоннадами боковые проходы предназначались для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны. Резные колонны стоят также у входов в пещеры. Древний монастырь был и местом обучения монахов, и центром паломничества.

В VII—VIII вв. продолжали возводить грандиозные пещерные храмы, крупнейшими из которых были поздние пещеры Аджанты (VII в.), храм Шивы на острове Элефанта (VII в.) и храм Кайласанатха в Эллоре (VIII в.). К IX в. трудоемкую технику вырубания храма из скалы заменило строительство из тесаного камня (известняка, песчаника, мрамора, гранита). Каменные блоки скреплялись деревянными клиньями или металлическими скобами. В постройках использовали сочетания камня с деревом и кирпичом.

На рубеже IX—X вв. отчетливо выявились характерные различия между северными и южными типами построек. В целом система индуистского храма была следующей: в центре святилище с небольшим внутренним пространством, где помещалась главная святыня, за ним следовал притвор и многоколонный зал или галерея, где собирались молящиеся. Святилище увенчивала высокая башня. В северном типе она имела мягкие, криволинейные, словно набухающие очертания и заканчивалась символическим кольцом. В южных храмах башня представляла собой многоярусную пирамиду, в XIII—XVII вв. венчавшую уже не сам храм, а входные ворота.

На юге Индии, где на протяжении Средневековья исповедовали индуизм, сложилась более жесткая система канонов, чем на севере, подверженном завоеваниям мусульман. Они стали возводить, используя кладку на растворе, мечети, минареты, мавзолеи с широкими арками и большими куполами. Столкновение двух различных эстетических систем привело к тому, что при постройке мусульманских зданий индийские мастера научились искусно сочетать разные породы камня, придавая тем самым архитектуре национальное своеобразие. Начало объединению двух архитектурных принципов было положено во время строительства огромного минарета Кутб-Минар в Дели. Новый этап в развитии индийской архитектуры приходится на период правления Великих Моголов (XVI—XIX вв.), выходцев из Средней Азии. В это время складывается архитектурный стиль, отличающийся монументальностью и декоративностью форм.

В XVII в. медленное угасание мощи государства Великих Моголов знаменуется отходом от монументальности и тягой к роскоши и изяществу, особенно в храмовом и гражданском строительстве.

Храмы в Эллоре. Недалеко от Аджанты в базальтовом откосе сохранился комплекс из 34 пещерных храмов, создававшийся на протяжении VIII—IX вв. Большинство из них являются индуистскими, а двенадцать — буддийскими. Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных храмов Аджанты, но если в них главную роль играла живопись, то природные особенности и веяния нового времени привели к тому, что в Эллоре стала главенствовать каменная скульптура. Пещерные залы Эллоры отличаются от предшествующих скальных храмов размерами и более сложным планом. В скалах проложены длинные галереи, площадь некоторых залов достигает 1600 м2. Стены залов в изобилии украшены статуями и рельефами.

Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал. Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит из трех этажей и располагается в глубине прямоугольного двора, напоминающего узкий колодец. Вход в него открывают узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно прост и аскетически суров — три ряда квадратных колонн, опирающихся на монолитные скальные платформы. В храм ведет высеченная в камне неширокая лестница. Когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и изваяниями буддийских божеств. Залы Тин Тхала подавляют своими колоссальными формами. Мрачное мистическое настроение усиливается благодаря эффекту сгущающегося в глубине храма сумрака, в котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния.

Подобное впечатление производят и другие, меньшие по размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф и каменная резьба господствуют практически на всей поверхности стен и колонн. Огромные настенные горельефы буквально обступают зрителей. Фантастические изваяния, вырубленные в скале, пугают своей пластической мощью и ярким контрастом света и тени. Фасады храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн.

Огромный скальный храм Кайласанатха, высеченный в монолитной, одиноко стоящей скале, является центральным сооружением Эллоры. По величине его можно сравнить со скальным храмом Древнего Египта в Абу-Симбеле. Белоснежный силуэт Кайласанатхи ярким пятном выделяется на фоне скал, возвышаясь среди окружающих пещер-храмов. В середине храма высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 м, словно держащие на своих спинах его тяжесть. Эта идея огромного сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический характер — ведь мир представлялся древним индийцам, стоящим на трех слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше. Сверху донизу храм покрыт искусно выполненной каменной резьбой. Многочисленные рельефы посвящены Шиве («Шива-победитель», «Похищение Ситы» и др.) и поражают драматизмом изображенных событий.

Храмовый ансамбль в Махабалипураме расположен на морском берегу юга Индии, среди песчаных дюн и скал, и включает в себя центральный Прибрежный храм Шивы, пять маленьких скальных храмов — р а т х и несколько пещерных храмов. Этот храмовый ансамбль, возведенный в VII в., словно соединил две стихии — воду и землю. Главная его идея — торжество всего живого, питаемого священной рекой Ганг. Эта идея воплощена, прежде всего, в непревзойденном шедевре средневекового индийского искусства — грандиозном скальном рельефе «Нисхождение Ганга», составляющем смысловое ядро комплекса в Махабалипураме. Высеченный из розоватого гранита, расположенный прямо под открытым небом, на главной площадке комплекса, он, судя по всему, был предназначен для массовых религиозных представлений и ритуалов. При этом рельеф служил своеобразной декорацией. Здесь присутствуют различные сценки: жрецы-аскеты молятся у стен небольшого святилища, женщины ведут буйволиц и пр.

Центром рельефа является расщелина, из которой во время торжественных церемоний через специально встроенную систему водопадом низвергались потоки воды, символизирующие священные воды Ганга. Вода, так необходимая для благополучия жителей тропической страны, является объектом общего поклонения. К ней устремлены все живые существа, изображенные на монументальном рельефе. Единый порыв объединил представителей «верхних» и «нижних» сфер мира. Всю композицию освящает бог Шива, изображенный слева от расщелины.

Рельеф «Нисхождение Ганга» в Махабалипураме сыграл огромную роль в искусстве Индии и соседних стран. Его мотивы отчетливо прослеживаются во многих индийских постройках, в рельефах храмов Индонезии.

Величественно возвышаются на берегу Бенгальского залива руины храма бога солнца Сурьи — одного из самых больших древних святилищ во всей Индии. Фантастическое здание храма солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты. Сегодня от нее осталась лишь груда развалин. Европейские моряки издавна прозвали ее «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс служил им ориентиром в плавании.

Для возведения храма Сурьи в XIII в. тщательно выбирали местность, так как она должна была быть связана с культом солнца. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть. Она выполнена в виде гигантской колесницы — это образ божественной колесницы, запряженной семью разноцветными (по другим преданиям — белыми или золотыми) священными конями, на которой солнечный бог едет по «верхнему» и «нижнему» небу. Храм-колесница уходит в небо тремя большими уступами-террасами, на которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают трехметровые каменные колеса, по двенадцать с каждой стороны, богато орнаментированные и украшенные резьбой. Колесо олицетворяет солнечный диск — символ повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, обозначают союз неба и земли. Среди каменной резьбы на колесах встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо.

Восточный фасад разрушенной башни украшал исполинский каменный лев. Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи размещены на всех четырех сторонах храма. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Храм Сурьи является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод».

Завоевание Индии мусульманами привело к возникновению крупных централизованных государств. Времена Делийского султаната (XIII в.) и империи Великих Моголов (XVI—XIX вв.) были ознаменованы расцветом архитектуры. Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшего вскоре государственной религией и оказавшего значительное воздействие на все виды искусства. Однако на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям, продолжали развиваться местные культы.

На севере Индии в XIII в. началось широкое строительство новых культовых сооружений — минаретов, мечетей и мавзолеев. Изменения в строительной технике позволили возводить широкие арки и купола. Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях. Это внесло существенные перемены в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. В храмах четкий геометрический и растительный орнамент заменил скульптуру. Вместе с тем новые архитектурные традиции приобрели и свои местные особенности: применение сочетаний разных сортов камня, возведение храмов на платформе, украшение по углам шлемовидными куполами. В огромном централизованном государстве строились новые города (Агра, Фатхпур-Сикри), мощные крепости, дворцы и мавзолеи.

Излюбленным материалом становится белый мрамор. Из него был возведен один из самых значительных мавзолеев — Тадж-Махал, расположенный менее чем в 2 км к югу от Агры. В нем выражены все лучшие качества классического индийского зодчества. Уникальный характер мавзолея во многом определяется историей его создания. У падишаха Шах-Джахана была любимая жена Арджурманд Бану Бегам, прозванная за свою красоту и мудрость Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), или, по-другому, Тадж-Махал («Венец дворца»). Ее безвременная кончина повергла Шах-Джахана в неописуемое горе. В память о жене он решил воздвигнуть мавзолей, равного которому не было бы на свете.

Архитектурный ансамбль с садом окружен высокой стеной из красного песчаника. Лучший вид на него открывается через арку монументальных и очень красивых южных ворот, от которых тянется главный канал, обрамленный дорожками из красного песчаника. В центре пересечения главного и боковых каналов находится водоем с фонтанами, рыбами и цветущими лотосами.

Величественное и пропорциональное здание Тадж-Махала — квадратное в плане, с четырьмя минаретами по углам и большим куполом, точное и строгое и вместе с тем исключительно гармоничное по композиции и деталям — богато и изысканно украшено инкрустацией самоцветами по белому мрамору. Декоративное убранство дополняет каллиграфически точно выполненный орнамент из черного мрамора. Облик мавзолея удивительно соответствует образу Мумтаз-Махал, памяти, которой он посвящен. Так в архитектурных формах удалось отразить чисто человеческие качества. К несомненной удаче архитекторов следует отнести огромный, но необычайно изящный купол мавзолея, в Индии его сравнивают с «облачком, застывшим на воздушном троне». Именно в куполе достигают кульминации четкость и гармоничность, присущие всем частям и деталям Тадж-Махала.

Центральный зал — большое восьмиугольное помещение, в середине которого, прямо напротив входной арки, возвышается гробница Мумтаз-Махал, — торжественен и величествен. Рядом находится гробница Шах-Джахана. Яркий солнечный свет и жара не проникают внутрь мавзолея — тут царят приятная прохлада и полумрак. Стены как внутри, так и снаружи, богато орнаментированы.

Мавзолей органически связан с окружающей природой: здесь использована и искусственная, и естественная среда. В то время как с юга, востока и запада Тадж-Махал окаймлен парковым и архитектурным ансамблем, с севера он словно встает из вод реки Джамны. Отсюда мавзолей производит своеобразное впечатление: уровень воды на 8 м ниже уровня парка, и потому боковая сторона платформы из красного песчаника круто поднимается из воды, обрамляя берег, и Тадж-Махал четко выступает на фоне неба. Четыре минарета соединяют мавзолей с воздушной средой и как бы помогают ему раствориться в пространстве. Таким образом, зодчие учли все возможные факторы воздействия на архитектурные качества памятника и блестяще смогли связать мавзолей как с землей, создав парковый ансамбль, так и с небом, использовав свойство белого мрамора реагировать на влияние светоносной воздушной среды.

При ярком солнце облицовочные мраморные плиты сияют, что придает Тадж-Махалу воздушность, легкость, усиливает его и без того замечательные стройность и цельность. На закате мавзолей окрашивается в нежно-розовый цвет. Проплывающие облака отбрасывают на него воздушные, как на прозрачной воде, тени, выявляя осязаемость и материальность форм. При полной луне Тадж-Махал превращается в гигантское видение, будто сотканное из матового зеленоватого лунного света. Кажется, что купол висит среди звезд. Не забыт и дополнительный эффект — отражение Тадж-Махала в воде каналов парка. При этом главным зеркалом служит большой центральный бассейн. Храм Минакши (Большой храм) в Мадурай. Это храм на юге Индии и посвящен обручению принцессы Минакши с богом Шивой.

Основные постройки комплекса относятся к XVI в., но есть и более древние и более поздние добавления. Храм представляет собой типичный пример южноиндийского зодчества. Внешняя, почти квадратная ограда имеет четыре башенных входа. Далее идут еще несколько концентрически – расположенных оград, многочисленные внутренние крытые дворы, залы и коридоры с многоколонными галереями. Среди этих сооружений выделяется Тысяче колонный зал Шивы со скульптурами богов, богинь, эпических героев, драконов, фантастических существ, различных животных, а также танцовщиц и музыкантов.

Главное святилище Шивы скрыто в небольшом таинственном, сумрачном помещении, входить в него имеют право только ограниченное число священнослужителей и немногие избранные. Но по праздничным дням изображение бога Шивы в золотой колеснице, куда впряжен слон, выносят к верующим и торжественно провозят вокруг храма. Во всем комплексе построек Большого храма в Мадурай чувствуется утрата монументальности, перегрузка скульптурой, композиционная раздробленность и сухость форм.

В храмовой архитектуре, строящейся на основе строгих канонов, было меньше возможностей вариаций в творчестве, чем в дворцовых и прочих сооружениях нерелигиозного характера. Светская архитектура выработала местные формы, отвечающие художественным требованиям и учитывающие климатические особенности: палящее солнце, разрушительные муссонные ливни, пыльные бури и наводнения. Из гражданских сооружений Великих Моголов большой интерес представляют крепости-форты Дели и Агры. Комплекс общественных построек, расположенный среди парков и цветников, был обнесен стеной с башнями.

Главный вход оформляли башни, увенчанные шлемовидными куполами. Основные павильоны Красного форта в Дели — зал общественных приемов из красного песчаника и зал частных приемов из белого мрамора, представляют собой одноэтажные здания, стены которых прорезаны аркадой, ведущей во внутренние помещения. По углам плоских крыш поставлены такие же купола, как и над главным входом. Интерьеры богато украшены резным и инкрустированным мрамором.

Сооружения форта Агры обладают теми же достоинствами, что и делийские. Огромные дворцы, как правило, возводились из светлого камня, имели просторные помещения, открытые галереи, окна с декоративными решетками, благодаря чему в комнатах было прохладно. Снаружи и внутри дворцы богато украшались орнаментальной резьбой по камню, скульптурами и росписями с истинно восточным великолепием.

Интересным образцом архитектуры Джайпура (штат Раджастан, западная часть Индии) является дворец Ветра (Хава – Махал), построенный в 1699 г. В нем применена оригинальная композиция этажей, система выступающих окон, улавливающих ветер, приносящий во дворец прохладу. Все это создает удивительную пластическую выразительность сооружения.

МБОУ «Глинковская СОШ»

Доклад

На тему: Архитектура Древней Индии.

Выполнила работу:

ученица 10б класса

Кадырова Карина.

Учитель: Сухарева В.В.

Глинка 2012 год.

kursak.net


Смотрите также