Древнее зеркало. Древнее кельтское зеркало с изображением сложного математического фрактала
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнее китайское зеркало. Секреты мастеров прошлого. Древнее зеркало


Древнее китайское зеркало. Секреты мастеров прошлого

Еще в детстве от своего деда я слышал о древнем артефакте: древнее китайское зеркало, котрое умело показать то, что простому смертному увидеть было бы невозможно. 

Дедушка говорил, что изготавливали их в Древнем Китае, а секрет мастеров и по сей день никто разгадать не может. Став взрослым, я исколесил всю Поднебесную в поисках волшебных китайских зеркал. И вот однажды мне улыбнулась удача. Старый друг моего отца, знавший о моем увлечении, подарил мне бронзовое зеркало, о котором я страстно мечтал.  Оно было старинным, ручной работы, лицевая сторона немного выпуклая, отполирована так, что ею можно было пользоваться как зеркалом, а тыльную сторону украшало изображение Лэйгуна — бога грома с телом дракона и головой человека. Фигуру небожителя покрывала окись зеленого цвета, которая часто обнаруживается на старых бронзовых предметах, придавая им особый шарм и указывая на весьма почтенный возраст.

Я знал — если направить зеркало на солнце, а солнечный зайчик, отраженный им, на белую стену или лист бумаги, то на ней появится изображение, которого нет на лицевой стороне зеркала, но есть на тыльной. Дрожащими руками я взял зеркало, но только в этот момент обратил внимание на то, что день выдался пасмурный и дождливый.

Пришлось ждать. Но утром следующего дня мое терпение было вознаграждено с лихвой. Зеркало, подаренное старым китайцем, оказалось самым что ни на есть волшебным: на белом листе ватмана, который я специально припас для этого торжественного случая, отразился Лэйгун во всей красе.

А ЧТО НАУКА СКАЖЕТ?

Когда в Китае научились делать прозрачные зеркала — доподлинно неизвестно, но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 г. н. э. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Тан, умершего примерно в 950 г. н. э. С ним в одной могиле было похоронено 26 жен в возрасте от 13 до 26 лет. Зеркало на всех было одно!

И только через 500 лет, в эпоху правления династии Мин, волшебные зеркала перестали быть редкостью для правителей Китая. Зеркала именно этой эпохи сейчас можно найти в крупнейших музеях мира. Я увидел и влюбился в них навсегда. И конечно же, мне, как и многим другим людям, не давала покоя тайна их изготовления. Зато я выяснил, что на эту тему написаны десятки статей и книг. И это несмотря на то, что никто из авторов так и не смог раскрыть секрет зеркал.

Как их делали? Почему возникали изображения, нанесенные на тыльную сторону зеркала? И наконец, самая главная загадка — почему только одно из сотен сделанных зеркал проявляло волшебные свойства? Ответов на эти вопросы никто не знал. Точнее, каждый автор считал, что нашел разгадку, но затем появлялся новый труд, полностью дискредитирующий предыдущий.  Первые попытки приоткрыть завесу тайны предпринял в XI в. китайский ученый Шень Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем толстая, и это приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности. Спустя несколько столетий Дэвид Брюстер — шотландский физик и изобретатель любимой нами игрушки калейдоскопа, писал, что изображение, порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется.

В XIX в. западные ученые считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер наносил на тыльную часть зеркала рельефный рисунок. Затем шлифовал лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала.

В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Они-то и формировали рисунок внутри солнечного зайчика. Объяснение звучало весьма авторитетно, если бы не одно но. Ни в Европе, ни в Америке никто так и не смог сделать ни одного зеркала по этому рецепту.

Каково же было удивление мирового сообщества, когда в середине века японцы привезли в Европу целую партию волшебных зеркал. Где они их раздобыли — неизвестно. Может быть, украли секрет у китайских мастеров или научились делать их сами. Как бы то ни было, но в 1877 году в Лондоне была организована целая выставка волшебных зеркал из Японии! 

 Впрочем, китайцы в долгу не остались и продемонстрировали миру очередной шедевр — старинное зеркало толщиной 1,3 см. При такой толщине слоя бронзы все объяснения европейских ученых выглядели смешно и нелепо. Но самое невероятное заключалось в другом.

На этот раз рисунок в солнечном зайчике не соответствовал рельефу на обратной стороне зеркала! Там было изображено солнце, встающее над озером, а в отраженном солнечном луче на стене храма возникали луна и звезды. Волшебное зеркало задало очередную задачку ученому миру. Притом что и предыдущая еще не была разгадана…

А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

В начале XX в. поднялась новая волна интереса к китайским зеркалам. Но тут, увы, разразилась сначала Первая, а затем Вторая мировые войны. А в конце 1950-х гг. выяснилось, что волшебные зеркала ни в Китае, ни в Японии больше никто не делает — некому. Одни из старых мастеров умерли, другие были убиты…

К счастью, в 1961 г. премьер-министр Китая Джоу Эньлай, посетив Шанхайский музей, заинтересовался волшебными зеркалами и приказал восстановить их производство. Но одно дело — дать команду, и совсем другое — ее выполнить. Несколько университетов и технических институтов два года бились над решением этой задачи, но, увы, у них ничего не получалось. И только на третий год миру были явлены волшебные китайские зеркала новейшего производства, которые ни в чем не уступали древним. Изображения, отражаемые ими, то соответствовали, то не соответствовали рельефу на тыльной стороне зеркала.

Стало быть, старинную технологию удалось возродить. Но, как и прежде, секрет изготовления держался в строжайшей тайне. Cегодня несколько десятков ученых пытаются разгадать секрет китайских зеркал, но безрезультатно. Перечисляются как минимум шесть способов, по которым можно изготовить волшебное зеркало. Только почему-то никто из них не может этого сделать. Несколько лет назад русские и американские ученые разрезали волшебное зеркало, чтобы проверить, существуют ли неоднородности металла в местах, которые проецируют изображение.

В ход пошли новейшие микроскопы, жидкие кристаллы, современные технологии, но структурных неоднородностей обнаружить не удалось. В конце концов в одном научном журнале появилась статья, в которой говорилось: «В истории оптики едва ли можно отыскать столь захватывающую тайну, которая может сравняться с загадкой волшебных зеркал Востока, хотя над объяснением их удивительных свойств человечество бьется почти четыре тысячелетия».

РАЗГАДКА —В РОССИИ

У нас в Сибири есть место, которое хранит множество тайн, в том числе связанных с зеркалами. Это Минусинская котловина, расположенная в 300 км от Красноярска. Невероятно, но в этих отнюдь не солнечных краях археологи обнаружили следы древних культур, которые освоили производство бронзы в III тысячелетии до н. э., то есть раньше, чем в Китае.

Но самое невероятное заключается в том, что в Минусинской котловине найдено около четырехсот древних бронзовых зеркал. Половина из них хранится в местных музеях. Лежат эти бесценные экспонаты лицевой стороной вниз, а это наводит на мысль о том, что исследователи изучали исключительно рисунки и надписи, расположенные на обратной, тыльной стороне. А на лицевую, покрытую слоем патины, не обратили никакого внимания. 

 Я предложил сотрудникам музея сдать одно из зеркал в мастерскую и отполировать лицевую сторону. Вдруг окажется, что и эти зеркала волшебные?! Но они посмотрели на меня как на ненормального. Оно и понятно, задача музейщиков — сохранить бесценную реликвию, а не полировать зеркало, которому тысяча лет. Пусть даже для того, чтобы разгадать величайшую тайну…

В Китае о волшебных зеркалах слагали легенды. Одна из них гласит, что погожим солнечным днем жена императора гуляла по саду и любовалась своим отражением в бронзовом зеркале. Луч солнца отразился от зеркала, и на белоснежной стене дворца появилось изображение дракона. Точно такого, какой был нарисован на обратной стороне зеркала.

Так, согласно легенде, и было открыто волшебное свойство китайских зеркал, которые стали называть не иначе как прозрачными. И это их удивительное свойство нашло отражение даже в пословице: «На солнце правда всегда проступает наружу». 

Бронзовая статуэтка девушки играющей в футбол. Династия Танг (618-907 г.г. н.э.) Действительно, Китай — великая страна, с историей, которую помнит и чтет сам народ. Порой, конечно возникают споры о том, что изобретения, испокон веков считавшиеся выходцами из этой страны, имеют другие, допустим славянские корни. В таком случае каждый народ будет отстаивать свою точку зрения. А бывает и наоборот. Думаю, не каждый знает, что самый древний футбол был придуман именно в Китае и назвался он цуцзю.

Более того, в 2004 году ФИФА официально признала этот факт. На фото выше как раз запечатлен процесс игры девушек в эту игру. Очень жаль, когда история переписывается новыми правителями. Кто знает, что было придумано у нас, на Руси и что безвозвратно забыто, либо уничтожено…

Сергей ШАПОВАЛОВ

Источник

gipotezy.com

Древнее кельтское зеркало с изображением сложного математического фрактала

Каким образом инопланетная цивилизация, представители которой много тысяч лет назад предположительно побывали на нашей планете, могла бы установить контакт с нами — людьми, живущими в XXI в.?

Можно предположить, что она воспользовалась таким же «языком», каким пользуемся мы, отправляя в глубины Вселенной послания, обращенные к представителям инопланетного разума (например, послания на борту обоих американских зондов «Вояджер» и «Пионер»), то есть на самом универсальном языке — языке математики.

Возможно, они попытались оставить такие послания в виде этакой «капсулы времени». И вполне возможно, что земные культуры в своей религиозно-культовой архитектуре, устных и письменных преданиях, искусстве и тд. унаследовали некую часть таких посланий.

На оборотной стороне одного бронзового кельтского зеркала, возраст которого — более двух тысячелетий, сохранился изысканный, высокохудожественный орнамент. В его символике получили отражение удивительным образом переплетающиеся фракталы, или множества Мандельброта.

Что же такое фракталы?

При помощи геометрии фракталов можно изобразить сложные математические понятия. Впервые это понятие в 1983 г. ввел в широкий обиход математик Бенуа Мандельброт. При помощи их можно математически достоверно описать определенные объекты, формации и процессы, причем для таких фракталов характерна известная принципиальная геометрическая закономерность, или подобие.

Фракталы

Если внимательно рассмотреть их при все более и более крупном увеличении, окажется, что мы всякий раз возвращаемся к одним и тем же исходным формам. Таким путем можно описать природные процессы, явления и объекты с гораздо более высокой точностью, чем с помощью традиционных формул или расчетов.

Исследование фракталов — в значительной мере «дитя» компьютерного века, поскольку для описания множеств Мандельброта или Юлии, к примеру, необходимы громадные количества математических операций. Оптически трансформируясь в разных плоскостях и измерениях, образуя удивительно изящные симметрические орнаментальные конфигурации, фракталы постоянно — вплоть до бесконечности — увеличиваются в размерах.

И здесь необходимо подчеркнуть самое важное: весь мир живой и неживой природы, вся Вселенная как в микро-, так и в макроизмерении с математической точки зрения состоит из фракталов.

Зеркало, о котором идет речь, восходит к миру кельтской культуры. В период между 350 г. до н.э. и первыми веками н.э. кельты полноправно властвовали на землях нынешней Франции, Германии, Чехии и Словении, а впоследствии расселились по всей Европе.

Это бронзовое зеркало было найдено в Десборо, Нортгемптоншир. Рисунок из фракталов на его обратной стороне выполнен в  кельтском стиле Ла-Тен (Латенская культура). Артефакт датируется 50 годом до нашей эры. Диаметр зеркала 36 см.

На оборотной стороне этого зеркала показаны два билатерально-симметричных множества Мандельброта, идентичных друг другу и распадающихся на небольшие области, но в конце концов сводимых к крупным величинам.

Если этот рисунок возник не просто (что крайне маловероятно) в результате спонтанного проблеска гениальности безвестного кельтского художника, который создал эти формы чисто случайно, в таком случае перед нами — настоящий фрактал двухтысячелетней древности, да притом такой сложный, какой мы можем получить сегодня лишь при помощи сложнейших расчетов на компьютере.

Следующий шаг в анализе этого зеркала, видимо, будет состоять в том, что математики зададутся вопросом и попытаются выяснить, какая конкретно функция здесь изображена. Что же несет в себе эта математическая формула, это послание, с помощью которого некая информация была передана из прошлого непосредственно в наше время?

Увеличенный фрагмент узора на зеркале

По-видимому, рукоятка зеркала также является составной частью этого послания. В ее оформлении легко угадываются очертания переплетающихся окружностей или колец, а ее верхнее кольцо как бы увеличивает основной мотив фрактала.

Можно — с известной натяжкой — предположить, что здесь изображено возникновение нашей Вселенной и Вселенной-двойника, состоящей из антиматерии (что символизирует зеркальное отображение одной половины фрактала другой), происшедшее после распада предыдущей Вселенной.

Это предположение основано на гипотезе о пульсирующей Вселенной, которая возникла в результате Большого взрыва и с тех пор постоянно расширяется, чтобы затем вновь сжаться, превратившись в «Большое сжатие», после чего произойдет новый «Большой взрыв», и все начнется сначала. Но доказать — или опровергнуть — эту гипотезу могут только новые, более точные математические исследования.

Есть и другие древние бронзовые кельтские зеркала, выполненные в стиле Ла-Тен и с рисунком, похожим на фракталы. Хотя тут он куда более примитивный, чем на артефакте из Десборо. Что же зашифровано в этих изображениях?

Автор: Ласло Тот

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

Древнее китайское зеркало. Секреты мастеров прошлого

- 1360 Древнее китайское зеркало. Секреты мастеров прошлого Древнее китайское зеркало. Секреты мастеров прошлого

Еще в детстве от своего деда я слышал о древнем артефакте: древнее китайское зеркало, котрое умело показать то, что простому смертному увидеть было бы невозможно. Дедушка говорил, что изготавливали их в Древнем Китае, а секрет мастеров и по сей день никто разгадать не может.

Став взрослым, я исколесил всю Поднебесную в поисках волшебных китайских зеркал. И вот однажды мне улыбнулась удача. Старый друг моего отца, знавший о моем увлечении, подарил мне бронзовое зеркало, о котором я страстно мечтал.

Оно было старинным, ручной работы, лицевая сторона немного выпуклая, отполирована так, что ею можно было пользоваться как зеркалом, а тыльную сторону украшало изображение Лэйгуна — бога грома с телом дракона и головой человека. Фигуру небожителя покрывала окись зеленого цвета, которая часто обнаруживается на старых бронзовых предметах, придавая им особый шарм и указывая на весьма почтенный возраст.

Я знал — если направить зеркало на солнце, а солнечный зайчик, отраженный им, на белую стену или лист бумаги, то на ней появится изображение, которого нет на лицевой стороне зеркала, но есть на тыльной. Дрожащими руками я взял зеркало, но только в этот момент обратил внимание на то, что день выдался пасмурный и дождливый.

Пришлось ждать. Но утром следующего дня мое терпение было вознаграждено с лихвой. Зеркало, подаренное старым китайцем, оказалось самым что ни на есть волшебным: на белом листе ватмана, который я специально припас для этого торжественного случая, отразился Лэйгун во всей красе.

В принципе Китай всегда отличался в своем развитии от других стран. Даже сейчас это самый большой экспортер товаров по всему миру. При чем это не только простые товары, но и оборудование из Китая, станки, заводы, линии, качество исполнения которых не уступает европейским, а цена всегда значительно меньше брендовых аналогов.

А ЧТО НАУКА СКАЖЕТ?

Когда в Китае научились делать прозрачные зеркала — доподлинно неизвестно, но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 г. н. э. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Тан, умершего примерно в 950 г. н. э. С ним в одной могиле было похоронено 26 жен в возрасте от 13 до 26 лет. Зеркало на всех было одно!

И только через 500 лет, в эпоху правления династии Мин, волшебные зеркала перестали быть редкостью для правителей Китая. Зеркала именно этой эпохи сейчас можно найти в крупнейших музеях мира. Я увидел и влюбился в них навсегда. И конечно же, мне, как и многим другим людям, не давала покоя тайна их изготовления.

Зато я выяснил, что на эту тему написаны десятки статей и книг. И это несмотря на то, что никто из авторов так и не смог раскрыть секрет зеркал. Как их делали? Почему возникали изображения, нанесенные на тыльную сторону зеркала? И наконец, самая главная загадка — почему только одно из сотен сделанных зеркал проявляло волшебные свойства? Ответов на эти вопросы никто не знал. Точнее, каждый автор считал, что нашел разгадку, но затем появлялся новый труд, полностью дискредитирующий предыдущий.

Первые попытки приоткрыть завесу тайны предпринял в XI в. китайский ученый Шень Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем толстая, и это приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности.

Спустя несколько столетий Дэвид Брюстер — шотландский физик и изобретатель любимой нами игрушки калейдоскопа, писал, что изображение, порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется.

В XIX в. западные ученые считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер наносил на тыльную часть зеркала рельефный рисунок. Затем шлифовал лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива.

После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Они-то и формировали рисунок внутри солнечного зайчика.

Объяснение звучало весьма авторитетно, если бы не одно но. Ни в Европе, ни в Америке никто так и не смог сделать ни одного зеркала по этому рецепту. Каково же было удивление мирового сообщества, когда в середине века японцы привезли в Европу целую партию волшебных зеркал. Где они их раздобыли — неизвестно. Может быть, украли секрет у китайских мастеров или научились делать их сами. Как бы то ни было, но в 1877 году в Лондоне была организована целая выставка волшебных зеркал из Японии!

Впрочем, китайцы в долгу не остались и продемонстрировали миру очередной шедевр — старинное зеркало толщиной 1,3 см. При такой толщине слоя бронзы все объяснения европейских ученых выглядели смешно и нелепо. Но самое невероятное заключалось в другом. На этот раз рисунок в солнечном зайчике не соответствовал рельефу на обратной стороне зеркала!

Там было изображено солнце, встающее над озером, а в отраженном солнечном луче на стене храма возникали луна и звезды. Волшебное зеркало задало очередную задачку ученому миру. Притом что и предыдущая еще не была разгадана...

А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

В начале XX в. поднялась новая волна интереса к китайским зеркалам. Но тут, увы, разразилась сначала Первая, а затем Вторая мировые войны. А в конце 1950-х гг. выяснилось, что волшебные зеркала ни в Китае, ни в Японии больше никто не делает — некому. Одни из старых мастеров умерли, другие были убиты...К счастью, в 1961 г. премьер-министр Китая Джоу Эньлай, посетив Шанхайский музей, заинтересовался волшебными зеркалами и приказал восстановить их производство.

Но одно дело — дать команду, и совсем другое — ее выполнить. Несколько университетов и технических институтов два года бились над решением этой задачи, но, увы, у них ничего не получалось. И только на третий год миру были явлены волшебные китайские зеркала новейшего производства, которые ни в чем не уступали древним. Изображения, отражаемые ими, то соответствовали, то не соответствовали рельефу на тыльной стороне зеркала. Стало быть, старинную технологию удалось возродить. Но, как и прежде, секрет изготовления держался в строжайшей тайне.

Cегодня несколько десятков ученых пытаются разгадать секрет китайских зеркал, но безрезультатно. Перечисляются как минимум шесть способов, по которым можно изготовить волшебное зеркало. Только почему-то никто из них не может этого сделать.

Несколько лет назад русские и американские ученые разрезали волшебное зеркало, чтобы проверить, существуют ли неоднородности металла в местах, которые проецируют изображение. В ход пошли новейшие микроскопы, жидкие кристаллы, современные технологии, но структурных неоднородностей обнаружить не удалось. В конце концов в одном научном журнале появилась статья, в которой говорилось: «В истории оптики едва ли можно отыскать столь захватывающую тайну, которая может сравняться с загадкой волшебных зеркал Востока, хотя над объяснением их удивительных свойств человечество бьется почти четыре тысячелетия».

РАЗГАДКА —В РОССИИ

У нас в Сибири есть место, которое хранит множество тайн, в том числе связанных с зеркалами. Это Минусинская котловина, расположенная в 300 км от Красноярска. Невероятно, но в этих отнюдь не солнечных краях археологи обнаружили следы древних культур, которые освоили производство бронзы в III тысячелетии до н. э., то есть раньше, чем в Китае.

Но самое невероятное заключается в том, что в Минусинской котловине найдено около четырехсот древних бронзовых зеркал. Половина из них хранится в местных музеях. Лежат эти бесценные экспонаты лицевой стороной вниз, а это наводит на мысль о том, что исследователи изучали исключительно рисунки и надписи, расположенные на обратной, тыльной стороне. А на лицевую, покрытую слоем патины, не обратили никакого внимания.

Я предложил сотрудникам музея сдать одно из зеркал в мастерскую и отполировать лицевую сторону. Вдруг окажется, что и эти зеркала волшебные?! Но они посмотрели на меня как на ненормального. Оно и понятно, задача музейщиков — сохранить бесценную реликвию, а не полировать зеркало, которому тысяча лет. Пусть даже для того, чтобы разгадать величайшую тайну...

В Китае о волшебных зеркалах слагали легенды. Одна из них гласит, что погожим солнечным днем жена императора гуляла по саду и любовалась своим отражением в бронзовом зеркале. Луч солнца отразился от зеркала, и на белоснежной стене дворца появилось изображение дракона. Точно такого, какой был нарисован на обратной стороне зеркала. Так, согласно легенде, и было открыто волшебное свойство китайских зеркал, которые стали называть не иначе как прозрачными. И это их удивительное свойство нашло отражение даже в пословице: «На солнце правда всегда проступает наружу».

Сергей ШАПОВАЛОВ

 

Добавить комментарий

slawa.su

Зеркала Козырева - Загадки древних зеркал.

   Легенд и преданий, связанных с загадочными свойствами зеркал, история накопила немало. Еще нашими далекими предками было замечено, что зеркала – не просто отражающие поверхности, перед которыми можно привести себя в порядок или увеличить количество света в помещении. Было замечено, что они обладают и довольно странными свойствами. 

   Существует огромное число задокументированных свидетельств о загадочных видениях, которые порой возникают в зеркалах. Сообщения эти носят поистине глобальный характер: они принадлежат самым разным эпохам и культурам, поступают с самых разных континентов. Поступают эти сообщения не только от простых, но и от известных и авторитетных людей: видных политических и общественных деятелей, ученых... При этом видения в зеркалах нередко рассказывают о вещах совершенно реальных, подтверждаемых, достоверных.

  Обратили внимание наши предки и на то, что зеркала из разных материалов по-разному влияют на здоровье. Перед одними у человека добавлялось сил, другие – наоборот, действовали угнетающе, людям перед ними становилось плохо. Отсюда многочисленные народные приметы и обычаи, связанные с зеркалами.

  Более того, испокон веку зеркала различного происхождения и конструкций использовались для таких экзотических целей, как ясновидение, гадание, путешествия во времени, интровидение (видение внутренних органов человека), благодаря которому шаманы и целители ставили довольно точные медицинские диагнозы и определяли методы лечения... «Природа полна бесчисленных оснований, которые никогда не были в опыте. И хотя природа начинается с причин и кончается опытом, нам надобно идти путем обратным, то есть начинать с опыта и с ним выискивать причину».

 

Леонардо да Винчи

В качестве зеркал исстари использовались хорошо отражающие поверхности естественного происхождения: воду, нефть, блестящую смолу, ртуть, уголь, вулканическое стекло (обсидиан), полированные камни и другие природные «зеркала». Позднее использовались зеркала искусственного происхождения: полированные металлические поверхности различных форм и размеров, стекла с амальгамой. Изготавливались и специальные конструкции из нескольких зеркал, дающие многократные переотражения.

  Кроме плоских зеркал, особой популярностью пользовались вогнутые поверхности, позволяющие фокусировать отражения. Они тоже могут быть природного и искусственного происхождения: камни и скалы определенной формы, отполированные металлические сосуды (чаши, ковшики и т.п. – особенно заполненные водой), зеркальные помещения, вращающиеся зеркала и пр. О том, что вогнутые зеркала способны не только насыщать пространство перед собой дополнительной энергией, но и «сжимать» или «растягивать» время, догадывались давно. Современные эксперименты свидетельствуют о том же. Полагают, что такие зеркала больше, чем другие, обладают способностью изменять около себя пространственно-временной континуум и вводить сознание человека в особое состояние.

  Летописи, воспоминания современников и раскопки археологов рассказывают о так называемых "психомантеумах"  греческих оракулов, куда люди отправлялись  консультироваться с духами умерших.

    Как полагают современные исследователи, эти устройства, представлявшие собой большие бронзовые котлы, отполированные изнутри, могли быть эффективным средством для получения информации из тонкого мира.

   Сохранился чертеж восьмиугольной «зеркальной комнаты» Леонардо да Винчи (1452-1519).

  О назначении этой зеркальной конструкции мы можем только догадываться. Из какого материала были сделаны зеркала, тоже неизвестно.

 Скорее всего, это были полированные металлические поверхности, поскольку плоские стеклянные зеркала таких размеров во времена Леонардо делать еще не умели.                             

Зеркало Де Винче

     Мишель Нострадамус (1503-1566).

Не менее интересно так называемое «Яйцо».

                   Мишеля Нострадамуса.

    Находясь внутри этого аппарата, великий провидец совершал свои удивительные путешествия во времени и диктовал впечатления об увиденном своему секретарю.

    Говорили, что секрет этой конструкции из несколько слоев разных полированных металлов ясновидящий получил от потомков тайного ордена тамплиеров…

Яйцо Ностардамуса

zerkala-kozyreva.com

Древние металлические зеркала :: Класс!ная физика

Наверно, теперь можно только спорить о том , где и когда было изготовлено первое зеркало. Уже за 8 000 лет до н.э. в Месопотамии существовали бронзовые зеркала. При раскопках найдены металлические зеркала в Египте, датируемые 3 000 годами до н.э. Самые древние зеркала, найденные при раскопках, были из блестящего обсидана, пирита или металла.

Археологи нашли на территории Древнего Китая и в Центральной Америке древние зеркала из кусков полированного обсидана. В странах Древнего Востока, в Египте, в странах Средиземноморья были найдены металлические зеркала.

 Класс!ная физика - YouTube

Это были бронзовые диски, отполированные до блеска. Бронзовое зеркало давало очень тусклое и неясное изображение. От сырости оно быстро темнело, и тогда уже ничего нельзя было в нем рассмотреть.

Позже шлифовать стали серебряные и золотые диски. Известно, что пользовались ими и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Изображение в серебряном зеркале было довольно ясное и отчетливое. Но серебро от времени тоже тускнеет. К тому же серебряное или золотое зеркало стоило, конечно, очень дорого.

Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы, а их оборотная сторона покрывалась узорами и рельефными изображениями.

В Греции, а затем и в Риме зеркало считали атрибутом богини любви, и его ручку часто выполняли в форме грациозной женской фигуры.

Ручные зеркала с гравировкой в виде фигур и орнаментов появляются у этрусков.

В 5 веке до р. х. в Греции было изобретено складное зеркало. Его зеркальная поверхность нередко защищалась крышкой с украшениями.

В древности зеркала были металлические, а потому мифическое представление солнца зеркалом, известное еще греческим философам, совпадало с уподоблением его золотому щиту.

___

Уже со II века до н.э. были известны выпуклые и вогнутые зеркала и основная геометрия отражения зеркалом предметов.

___

Несмотря на то, что уже в 13 веке появились вогнутые стеклянные зеркала, еще довольно долго в ходу были «зеркала» металлические. Отполированные медные или бронзовые пластины несколько искажали отражение, однако по цене эти зеркала были все же дешевле, чем стеклянные.

___

Делали и стальные зеркала. У нас на Руси их называли «булатными». Но и они быстро мутнели, покрывались красноватой пленкой ржавчины.

___

С древности люди старались найти применение зеркалам. Бронзовые выпуклые зеркала были установлены на Александрийском маяке ( остров Фарос ) для усиления света сигнального огня. Свет этого маяк был виден даже в Греции.

___

Известны вогнутые "зеркала тупу", изготовленные из тщательно отполированного металла: золота, серебра, меди, сплавов. Они были найдены в большом количестве в захоронениях в районе плато Наски в Перу.. "Тупу" внешне напоминали глубокую тарелку эллипсоидной или круглой формы диаметром до полуметра, насаженную ребром на подставку в рост человека. Солнечный "зайчик" от такого зеркала был виден на растоянии в несколько километров. Если его направляли на другое зеркало, оно буквально "вспыхивало" отраженным светом. Предполагается, что их использовали древние индейцы как приборы, с помощью сфокусированного солнечного луча которых можно было проводить прямые линии длиной в десятки и даже сотни метров.

В Эрмитаже хранится бронзовое зеркало 7 века до н.э. с изображением древних животных. В этом зеркале глаза зверей лежат по дуге: на одной - это точки восхода, а на другой - захода солнца”, т. е. зеркало выполняло также функции древнего солнечного календаря.

___

Первые упоминания зеркал на Руси ученые встречают в древнерусских письменных источниках XI века, а в дальнейшем они изредка встречаются в литературных памятниках XII—XV веков. Зеркало в них всегда выступает образцом чистоты и невинности: «Зерцала чиста и бескверна».

Другие страницы по теме « Страна "Зазеркалье"»

Древние металлические зеркалаСтаринные стеклянные зеркалаСигнальное зеркалоСекрет Этрусских зеркал Волшебные зеркалаЕщё о волшебных зеркалахПерископЗеркало разведчикаЗеркало художника Цилиндрические зеркалаКак делают зеркалаЗеркала АрхимедаСферические зеркалаЗеркала для развлеченийОпыты с зеркалами Калейдоскоп Необычные зеркала"Зеркальные"предрассудкиЗеркало, которое не вретВогнутые зеркалaАнтизеркало для видимого света

class-fizika.narod.ru

Древние магические китайские зеркала | Хронотон

Я уже писала о загадочных зеркалах из прошлых веков в статье " Удивительные волшебные зеркала прошлого". Однако существует еще целый ряд малоизученных магических зеркал, сделанных из бронзы.

китайские бронзовые зеркала

Их называют китайскими, хотя на самом деле подобные зеркала находили и в Японии и в России - например, на Урале. Считается, что изготовлены они во втором тысячелетии до нашей эры, хотя они могут быть более древними. Выяснить технологию их изготовления так и не удалось.

Эти зеркала хорошо известным археологам и любителям старинных артефактов, но мало кто знает, что они обладают загадочным оптическим эффектом. Если поймать им луч солнца, то в его отражении появится рисунок, нанесенный на зеркало. При этом он становится объемным, то есть, это некий 3D-кинотеатр из древних времен. Но самое удивительное, что отражается рисунок не с той стороны, которая отражает солнечные лучи, а с обратной стороны зеркал! То есть,  оно становится как бы прозрачным. Вразумительно объяснить подобный эффект пока так никому и не удалось.

китайские бронзовые зеркала

Я нашла в сети фотографии многочисленных китайских зеркал, хранящихся в музеях и у коллекционеров, но, скорей всего, эти хранители даже не подозревают о странных свойствах артефактов, находящихся в их собственности. Впрочем, не исключено, что часть из них более поздняя подделка, не обладающая магическими свойствами. Добавлю, что китайские зеркала изучались очень мало. И мне лично кажется, что они обладают еще какими-нибудь свойствами, о которых мы не знаем - возможно, это некое технологическое приспособление, оставшееся от древних цивилизаций. И обратите внимание, что некоторые рисунки на зеркалах довольно трудно поддаются определению - что же именно там изображено.

китайские бронзовые зеркала

Так выглядит обратная сторона всех зеркал - ровная гладкая поверхность, именно она отражает лучи.

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

китайские бронзовые зеркала

www.chronoton.ru

ДРЕВНЕЕ ЗЕРКАЛО. «ДРЕВНЕЕ ЗЕРКАЛО» | Перельман Даниил

 

Жил во времена династии Суй некий Хоу Шэн, уроженец Фэнъиня, муж достоинств необыкновенных. Я, Ван Ду, всегда воздавал ему почести, достойные учителя и наставника.

Незадолго до смерти преподнес он мне старинное зеркало.

– Храните его – и вы избавите людей от многих напастей, – сказал он.

Я принял подарок и дорожил им необычайно. Зеркало это было восьми цуней в поперечнике. Ручка его имела вид лежащего единорога. Вокруг ручки на исподней стороне зеркала были изображены: черепаха, дракон, феникс и тигр, согласно четырем странам света. Ниже их шли кругом восемь триграмм, еще ниже – двенадцать созвездий в образе животных. По самому ободу зеркала вились двадцать четыре знака. Написаны они были как будто почерком ли, начертания их хорошо сохранились, но в книгах таких знаков не сыщешь. Как разъяснил мне Хоу Шэн, они означали двадцать четыре времени года. Стоило подержать зеркало на солнечном свету, как изображения на исподней его стороне проступали совершенно отчетливо. И даже если потом это зеркало помещали в темноту или тень, таинственные знаки не исчезали. Стоило ударить по зеркалу, как раздавался мерный, протяжный звон и потом не затихал целый день. О, это было удивительное зеркало! Один его вид наводил на мысль о его необыкновенных свойствах, словно оно само говорило о своей сверхъестественной природе.

– Некогда довелось мне услышать, – часто говаривал Хоу Шэн, – что Хуан-ди отлил пятнадцать зеркал, соответственно числу дней от полной луны до новолуния. Первое из них имело в поперечнике один чи и пять цуней, но каждое следующее было меньше на один цунь. Думаю, ваше зеркало – восьмое по счету.

И хотя событие это случилось в глубокой древности и книги о нем молчат, кто бы мог усомниться в словах столь достойного человека, как Хоу Шэн!

Говорят, в стародавние времена некто из рода Янов добыл чудодейственный яшмовый браслет и тем обеспечил процветание многим своим потомкам, а некий Чжан-гун утратил драгоценный меч и тем приблизил свой конец. Вспоминая об этом в наше смутное время, когда сама жизнь часто в тягость, когда полыхают дворцы и не знаешь, где настигнет тебя смертный час, я не устаю сожалеть об утрате бесценного зеркала. Поэтому я собрал воедино и расположил в строгом порядке все то удивительное, что мне известно о нем, дабы через несколько тысяч лет тот, кому попадет оно в руки, ведал о всех его замечательных свойствах.

Итак, в пятой луне седьмого года «Дае» я, оставив свою должность инспектора, возвратился в Хэдун, где присутствовал при кончине почтенного Хоу. Незадолго до своей смерти он и подарил мне это зеркало.

В шестую луну того же года я на обратном пути в Чанъань добрался до горных склонов Чанлэ, где и заночевал в семействе некоего Чэн Сюна. Незадолго до этого он взял в дом служанку необыкновенной красоты и прелести. Звали ее Ин-у. Вот почему, не успев даже распрячь свою лошадь, я начал поправлять на себе шляпу и туфли. Мне захотелось поглядеть в зеркало, и я вытащил его из дорожного мешка. Но едва Ин-у издали заметила это зеркало, как принялась отбивать земные поклоны, да с такой силой, что в кровь расшибла себе лоб. Она повторяла с отчаянием: «Не жить мне теперь на свете, не жить!»

Я вызвал хозяина, чтобы спросить у него о причинах такого поступка. Вот что он мне сообщил:

– Месяца два назад прибыл ко мне с востока один постоялец с этой вот служанкой. В дороге она занемогла, и гость попросил разрешения оставить ее у меня в доме, пообещав непременно за нею вернуться. Больше он не появлялся. Почему она так ведет себя, право, не знаю.

Я стал подозревать, что служанка эта – нечистый дух, и вытащил зеркало, желая изгнать беса. Но Ин-у взмолилась:

– Пощадите меня, я приму свой истинный облик.

Прикрыв зеркало, я ответил:

– Прежде расскажи о себе, потом уж меняй обличье. В награду я отпущу тебя.

Служанка, отвесив двойной поклон, поведала мне:

– Я лисица, явилась на свет под сосной у храма Владыки горы Хуа тысячу лет назад. Беспрестанно меняя обличье, многих морочила я, и за эти проделки суждена мне была смерть. Но, не дожидаясь, пока Владыка горы до меня доберется, я укрылась в дальних землях между реками Вэй и Хэ. Там некто Чэнь Сы-гун, уроженец Сягуя, удочерил меня, жена его, из рода Чжэн, всячески пеклась обо мне и заботилась. Мои приемные родители отдали меня замуж за своего земляка Чай Хуа. Но мы с ним не поладили, и я убежала от него на восток. Едва покинув пределы Ханьчэна, попала я в руки одного бродяги по имени Ли Цао, человека невежественного и жестокого. Он принуждал меня всюду следовать за ним. Мы бродяжничали несколько лет, пока, совсем недавно, не попали сюда, где он вдруг оставил меня. И надо же мне было нежданно-негаданно наткнуться здесь на Небесное зеркало! Теперь мне уж не скрыть от людей, кто я на самом деле.

– Значит, по-настоящему ты лисица. А скажи-ка, не затем ли ты приняла человеческий облик, чтобы чинить людям зло?

– Человеком я стала, чтобы служить людям, а не вредить, – отвечала она. – Но смена обличья есть нарушение божественного порядка, вот почему меня ожидает смерть.

– Несчастная, как мне спасти тебя? – воскликнул я.

– Не стою я вашей доброты и все же никогда ее не забуду. Но я поймана лучом Небесного зеркала, и нет мне спасения. Слишком долго была я человеком, пришла пора принять прежний облик. Но прошу вас, спрячьте зеркало в шкатулку. Хотелось бы мне выпить немного вина, а там я и умереть готова.

– А ты не убежишь, если я спрячу зеркало в шкатулку? – спросил я.

Ин-у улыбнулась.

– Только что вы говорили мне такие прекрасные слова! Хотели спасти меня. А теперь боитесь, что я убегу, едва спрячете зеркало в шкатулку. Разве могу я отплатить вам черной неблагодарностью? И зачем? От Небесного зеркала нигде не укроешься. Я прошу у судьбы лишь несколько мгновений, чтобы вкусить последнюю радость, оставшуюся мне в этой жизни.

Я тотчас же спрятал зеркало в шкатулку и распорядился подать вина. Затем позвал Сюна с семьей и с соседями, и мы вместе принялись веселиться и пировать. Охмелев от вина, Ин-у оправила на себе платье и начала плясать. При этом она пела:

Блеснуло зерцало древних времен, И вот мне приходит конец. А сколько долгих веков на земле Я в чужом обличье жила! Сулит мне много радостей жизнь, Но смерть я охотно приму. Зачем любить этот бренный мир И напрасно оттягивать срок?

Кончив петь, она дважды поклонилась и вдруг стала седой, старой лисицей. В следующий миг лисица уже была мертва. Все, кто это видел, так и вскрикнули от изумления.

Помню еще, случилось в первый день четвертой луны восьмого года «Дае» солнечное затмение. Во время затмения я находился в служебном присутствии, вкушая полуденный отдых на одной из террас. Проснулся – и вижу: солнце начало меркнуть. Чиновники сообщили мне, что ожидается полное затмение.

Желая оправить на себе одежду после сна, я достал зеркало и тут заметил, что оно потускнело и больше не отражает света. Очевидно, драгоценное зеркало имело тайную связь с силами света и тьмы Ян и Инь. Иначе отчего бы оно потеряло свой блеск, едва солнце начало гаснуть?

Вдруг сверкнул первый луч, солнце стало светить все ярче и ярче. Едва оно засияло, как к зеркалу тоже вернулся его прежний блеск. Впоследствии я всякий раз замечал, что зеркало тускнеет во время затмения солнца или луны.

В пятнадцатый день восьмой луны того же самого года меня навестил мой друг Сюэ Ся. Он принес с собой бронзовый меч длиной в целых четыре чи. Клинок меча был выкован вместе с рукоятью, которую украшали изображения феникса и свернувшегося клубком дракона. С одной стороны клинок был покрыт узором в виде языков пламени, а с другой – узором в виде волн. Блеск его слепил глаза. Сразу было видно, что вещь эта непростая.

Подавая мне меч, друг мой сказал:

– Я часто испытывал этот меч и всякий раз убеждался, что в ночь полнолуния при ясной и тихой погоде он так ярко светится, что озаряет все вокруг на расстоянии нескольких чжанов, стоит только внести его в темную комнату. У меня такое чувство, будто, владея им, я владею луной и солнцем. Зная, как вы любите старинные и необычайные вещи – ведь они вам, что голодному пища и влага жаждущему, – я решил нынешней ночью испытать этот меч у вас на глазах.

Не могу и рассказать, как я обрадовался. На счастье, погода выдалась тихая и ясная. Закрыв наглухо двери и ставни в доме, так, чтоб ни щелки нигде не осталось, мы оба стали ждать восхода луны. Только вынул я драгоценное зеркало и положил возле себя, как вдруг оно вспыхнуло ярким светом. В комнате стало светло, словно днем. Но меч, лежавший рядом с зеркалом, не излучал никакого сияния.

Сюэ Ся, потрясенный этим, взмолился: «Прошу вас, уберите зеркало прочь в шкатулку». Лишь после того, как я выполнил его просьбу, меч наконец засветился, но во много раз слабее, чем прежде.

– Видно, в этом мире и среди вещей, наделенных божественной силой, принято, чтобы одни отступали перед другими, – промолвил со вздохом мой друг, проводя рукой по мечу.

После этого я каждый раз во время полнолуния вынимал в темной комнате зеркало из шкатулки, и оно начинало сиять, озаряя все вокруг ярким светом. Но если в комнату проникали лучи луны, оно не светилось. И это понятно. Разве может зеркало соперничать с луной или солнцем?

Зимою того же года я был назначен Ответственным управителем двора редакционной службы. В обязанности мои входили отбор и представление императору сочинений по истории государства. Тогда-то и родилось во мне желание составить жизнеописание знаменитого Су Чо.

Жил в семье нашей раб лет семидесяти, по имени Бао Шэн. Когда-то он служил в охранных войсках под началом Су Чо, был сведущ в истории и жизнеописаниях, знал толк в каллиграфии и изящной словесности. Увидев как-то мои скромные наброски, он не смог скрыть своей скорби. Я спросил его, почему он опечалился.

– Было время, я часто пользовался милостями высокочтимого Су, и потому, прочитав теперь о реченьях его и деяниях, почувствовал великую скорбь. А знаете, ведь драгоценное зеркало, которое ныне находится в вашем владении, некогда поднесено было досточтимому Су его другом Мяо Цзи-цзы, уроженцем Хэнани. Он очень им дорожил. В год своей кончины досточтимый Су все грустил, ничто не веселило его, и он как-то сказал почтенному Мяо, часто навещавшему его: «Смерть моя не за горами. В чьи-то руки попадет это зеркало? Вот вздумалось мне нынче погадать о его судьбе на тысячелистнике. К счастью, вы пришли и будете свидетелем этому».

Затем он приказал мне принести охапку стеблей тысячелистника и сам совершил гадание. Закончив его, досточтимый Су сказал: «Лет через десять после того, как я умру, семье моей суждено утерять это зеркало. Я не мог доведаться, куда оно попадет. Но предметы, в которых живет божественное начало, не могут его утаить. Ныне в землях, расположенных между Фэнем и Хэ, нет-нет да и обнаружат свое присутствие чудодейственные драгоценности. Это вполне согласуется с моим гаданьем. Быть может, там, в этих землях, и будет снова найдено пропавшее зеркало?» – «Попадет ли оно в людские руки?» – спросил Мяо Цзи-цзы. Еще раз внимательно посмотрев на стебли тысячелистника, досточтимый Су ответил: «Вначале это зеркало попадет в семью Хоу, затем во владение рода Ванов, но куда оно денется потом, знать мне не дано».

Окончив рассказ, старик прослезился.

Я расспросил родичей досточтимого Су. Они подтвердили, что некогда было в их семье подобное зеркало, но исчезло неизвестно куда. Значит, Бао поведал мне правду. Поэтому, составляя жизнеописание досточтимого Су, я в конце его привел рассказ старика Бао, свидетельствующий о том, что в гадании на тысячелистнике великий ученый не знал себе равных, но хранил это в тайне и гадал лишь для себя.

В первый день первой луны девятого года «Дае» забрел в наш дом, прося подаяния, буддийский монах. Был он родом хусец. Навстречу ему вышел мой младший брат Цзи. Найдя, что он мудр и учен не в пример другим монахам, брат пригласил его в дом, предложил угощение и долго беседовал с ним. Между прочим, монах сказал:

– В вашем семействе, чьи добродетели подобны благоуханью сандала, мне кажется, есть драгоценное зеркало, не имеющее себе равных в мире. Нельзя ли взглянуть на него?

– Как вы догадались о том, учитель? – спросил мой брат.

– Ваш покорный слуга сведущ в сокровенных искусствах и хорошо различает необычные явления. Над крышей вашего благоуханного дома иногда целыми днями стоит лазоревое сияние. Когда светит луна, сияние это становится багрово-красным. Зеркало ваше излучает божественный эфир «ци». Ваш покорный слуга наблюдает это чудо вот уже два года. Выбрав благоприятный день, я пришел в надежде увидеть драгоценное зеркало.

Брат мой Цзи вынул зеркало из шкатулки. Монах упал на колени и благоговейно взял его в руки, просияв от счастья. Вот что поведал он моему брату:

– Зеркало это обладает сверхъестественными свойствами, многие из которых сокрыты от взора. Если покрыть зеркало амальгамой, а затем снять ее жемчужною пудрой и держать зеркало так, чтобы на него попадали солнечные лучи, то отраженный им луч проникает сквозь стены. Есть средство, сообщающее зеркалу способность делать внутренние органы человека видимыми для глаза. Так можно обнаружить в них смертельный недуг, не излечимый обычными способами. Если нагреть зеркало в парах расплавленного золота, омыть нефритовой водой и вновь покрыть амальгамой, а затем снять с зеркала амальгаму жемчужною пудрой и поместить его тут же в известь, то оно приобретает способность излечивать любой недуг.

Монах оставил нам амальгаму, нефритовую воду и прочие необходимые средства. Мы последовали его указаниям, и все получилось именно так, как он сказал. Но с тех пор мы больше ни разу не видели этого монаха.

Осенью того же самого года я получил должность управителя Жуйчэна. Прямо перед моей резиденцией росло огромное дерево жужуб. Было оно нескольких чжанов в обхвате, и никто не знал, сколько ему сотен лет. Все прежние управители, вступая в должность, приносили этому дереву жертвы. Стоило только кому-нибудь не принести жертву в положенный срок, как на весь тот край обрушивались неслыханные беды и несчастья.

Я всегда полагал, что оборотней создают сами люди, и наотрез отказался от позорного жертвоприношения. Но уездные чины земно просили меня о нем. Что было делать? Я уступил, хотя втайне был уверен, что дерево служит прибежищем какому-то чудищу. Люди бессильны его уничтожить, и оно бесчинствует, не встречая отпора. Однажды вечером я тайком повесил зеркало на ветку жужуба.

Наступила вторая стража. И вдруг возле самой моей резиденции послышались звуки чудовищной силы, похожие на громовые раскаты. Они сливались в непрерывный гул. Я встал посмотреть, в чем дело. Жужуб был погружен в глубокий мрак, вокруг бушевали ветер и дождь, и лишь вспышки молний освещали то вершину, то корни деревьев. На рассвете нашли под ним большую змею. Была она фиолетовая, с красным хвостом, голова зеленая, а на лбу белые рожки и княжеский знак. Мертвую змею покрывало множество ран.

Я снял зеркало с дерева и приказал убрать змею и сжечь за городскими воротами. Жужуб срубили. Ствол его оказался полым, а внизу под ним таилась в земле большая змеиная нора. Нору засыпали, и с тех пор зловещие и необычные происшествия навсегда прекратились.

Зимою того же года к моим обязанностям управителя Жуйчэна прибавились полномочия инспектора двора по общим делам. Я получил указ открыть государственные зернохранилища в провинции Хэбэй и выдать из них зерно для восточных земель уезда Шэнь. В Поднебесной тогда разразился великий голод. Начался мор. Особенно сильно он свирепствовал в уездах Шэнь и Пу. У одного моего подчиненного, мелкого чиновника по имени Чжан Лун-цзюй, уроженца Хэбэя, разом заболело в семье несколько десятков человек. Я пожалел его и дал ему на время драгоценное зеркало.

Ночью по моему приказу он навел лучи зеркала на больных. Они вскочили все как один, будто поднятые по тревоге. Позже они рассказали:

– Мы увидели, как Лун-цзюй приблизился к нам с луной в руках. Когда лучи ее падали на нас, холод пронизывал нас до костей.

В скором времени жар у больных спал, и к вечеру всем стало лучше. Тогда, желая помочь народу, я приказал, чтобы драгоценное зеркало вносили в дома больных жителей.

Я полагал, что зеркалу от того никакого ущерба не будет, а страдания многих тем облегчатся.

Но в ту же ночь из шкатулки, в которой хранилось зеркало, донесся печальный звон. Далеко вокруг разнеслись его звуки и долго не утихали. Я немало подивился этому.

На другое утро явился ко мне Лун-цзюй и сказал:

– Нынче ночью привиделось мне во сне удивительное существо в пурпурной шапке и лиловых одеждах. У него была голова дракона и туловище змеи. «Я дух зеркала, имя мое – Цзы-чжэнь, – поведал он мне. – Не так давно я сделал добро твоей семье, вот почему я пришел к тебе с поручением. Скажи от меня досточтимому Вану, что нынешний мор ниспослан людям самим Небом в наказание за их грехи. Зачем же он заставляет меня спасать больных против воли Неба? Не пройдет и месяца, как болезнь сама собой потеряет силу. Пусть же он меня зря не утруждает».

Поистине это было происшествие необычное и сверхъестественное, и я поторопился записать его. Наступил следующий месяц, и больные в самом деле пошли на поправку.

В десятом году «Дае» Цзи, мой младший брат, оставив должность помощника управителя Люхэ, вернулся домой, но вскоре собрался в дальнее странствие. Он решил посетить многие достопримечательные места. Я попытался отговорить его:

– Стране грозит смутное время, дороги кишат разбойниками. К чему надумал ты ехать? У нас с тобой в жилах течет единая кровь, никогда прежде мы не уезжали так далеко друг от друга. Своим путешествием ты искушаешь судьбу. Вспомни, ведь и Шан Цзы-пин некогда думал, что посетит пять священных гор и возвратится домой, а вот исчез, и никто не знает куда. Твое путешествие по святым местам в подражание совершенномудрым древности может навеки разлучить нас. Это для меня большое горе.

И я заплакал.

– Решение мое неизменно, и ничто меня не удержит, – ответил Цзи. – Со мной может случиться лишь то, что суждено мне судьбой. Разве не сказано у Конфуция: «Муж да не насилует своей воли»? Сто лет живет на свете иной человек, и много за этот долгий срок совершит он ошибок, и много выпадет на его долю бед, но только одни совершенномудрые живут, как то и следует человеку, поступают всегда лишь согласно своим желаниям, радуясь, когда проникают они в истину, огорчаясь, когда недостает у них воли.

Мне нечего было ответить, и брат мой стал собираться в дорогу.

– Перед разлукой есть у меня к вам просьба, – сказал он мне. – Ваше волшебное зеркало – вещь неземная. Опасности и неожиданности на каждом шагу подстерегают меня в пути. Я хотел бы взять его с собой в дорогу.

– Разве я что-нибудь пожалею для тебя? – ответил я и вручил ему зеркало.

Вскоре Цзи уехал, не сказав мне куда. Лишь в шестой луне тринадцатого года «Дае» прибыл он обратно в Чанъань и возвратил мне зеркало с такими словами:

– Поистине, это бесценное зеркало! Простившись с вами, я направился прежде всего к Сунским горам, чтобы взойти на вершину горы Малой пещеры – Шаоши. Поднявшись по каменным ступеням, присел я отдохнуть у Нефритового алтаря. Пока я спускался вниз с горы, солнце закатилось, и ночь застигла меня в диком ущелье.

Неподалеку увидел я каменную сторожку, где могло бы поместиться трое, а то и пятеро, и решил в ней переночевать. Ночь выдалась лунная. Неожиданно после второй стражи появились откуда-то два человека. Один – сухопарый, со светлыми усами и бровями, похож был на хусца. Другой – карлик, с седыми усами и густыми бровями, был широк лицом и смуглокож. Они величали друг друга высокочтимым Шанем и почтенным Мао. При виде меня оба разом спросили: «Что за человек прячется здесь?» – «Искатель необычайного, странствующий в неведомом», – ответил я. Они уселись. Мы долго беседовали, но чем дальше, тем странней, тем непонятней становились их речи.

Заподозрив, что дело нечисто, я незаметно сунул руку за спину, открыл шкатулку и вытащил зеркало. Едва блеснули его лучи, как оба мои собеседника утратили дар речи и повалились ничком.

Карлик оборотился вдруг черепахой, а второй, тот, что был похож лицом на хусца, стал обезьяной. Я повесил зеркало на дерево. На рассвете оба животных издохли. У черепахи от старости кожа была с зеленоватым отливом, а у обезьяны шерсть стала совсем белой.

Затем я побывал на Совок-горе, переправился через реку Ин и, проезжая через уезд Тайхэ, посетил Нефритовый колодец. По соседству с колодцем есть пруд, вода в нем густого зеленого цвета. Я расспросил о нем дровосека.

– Это священный источник, – ответил он мне. – Окрестные жители в год восемь раз приносят ему жертвы, моля о ниспосланьи счастья и удачи. Но стоит допустить малейшую оплошность в обряде, как из воды поднимается черная туча и сильный град разрушает каналы и плотины.

Я вынул зеркало и направил лучи его на пруд. Вода в пруду заклокотала и забурлила, ударил гром, такой страшный, что казалось, раскололась земля. Вдруг вся вода до единой капли выплеснулась на берег. Волны покрыли все вокруг на расстоянии двухсот с лишним шагов. Обнажилось покрытое густым илом дно пруда. Там беспомощно металась какая-то рыба, длиной более чжана, толщиною с большую руку. Голова у нее была красная, на лбу белое пятно, тело в зеленую с желтым полоску, покрытое слизью, без единой чешуи. Рыба эта походила на змею, но у ее был драконий рог и острые челюсти, как у осетра. Она билась и дергалась, испуская странное сияние, но завязла в иле и не могла уплыть. Я сразу же догадался, что это водяная змея. Без воды ей конец. Я заколол ее и изжарил. Она оказалась необыкновенно жирной и вкусной, и мяса ее с избытком хватило на несколько дней.

Затем я покинул пределы Сунского уезда, плывя по реке Бянь. На берегу этой реки стоял постоялый двор. У хозяина его, Чжан Ци, была дочь, страдавшая тяжелым недугом. Едва наступала ночь, она кричала от боли. Жалобные вопли девушки терзали душу. Я спросил, давно ли на нее напала болезнь. Оказалось, она уже с год хворает. Днем тиха и спокойна, а ночью надрывается от крика.

Я остался у них в доме еще на одну ночь. Заслышав крик девушки, я тотчас достал свое зеркало и направил его на больную. «Парня в шапке убили!» – закричала она. Смотрят, у подножия постели лежит огромный дохлый петух. Это был старый петух хозяина, лет семи-восьми.

Направляясь в земли, лежащие к югу от Янцзы, совершал я переправу через эту реку возле Гуанлина, как вдруг над водой сгустились темные тучи. Черный вихрь вздыбил волны. Лодочник мой помертвел от страха. Каждый миг лодка грозила опрокинуться и затонуть. Я поспешно вынул зеркало и осветил им реку на несколько шагов вокруг. Луч зеркала проник до самого дна. Ветер стих, высокие валы улеглись, и через мгновение мы были уже в спокойной гавани.

Позже я посетил перевал Пьянящего Аромата на горе Дарительнице. Там взбирался я на отвесные кручи, проникал в глубины пещер. Не раз встречались мне стаи хитрых птиц, с громкими злобными криками кружили они надо мной. Медведи много раз преграждали мне путь. Но стоило мне направить на них свое зеркало, как в страхе разлетались птицы и разбегались звери.

Я переправлялся через реку Чжэцзян в благоприятное время года, но вдруг налетела буря, начался прилив с моря. Грохот бушующих валов разносился на сотни ли.

– Волны уже настигают нас, к южному берегу не пристать. Пойдем мы рыбам на корм, ежели не повернем назад! – крикнул в испуге мой лодочник.

Я вынул зеркало и направил его на воду. Взвихренные волны, не добежав до нас, вдруг застыли, будто облака на краю неба. Вода в реке расступилась в обе стороны шагов на пятьдесят, начала опадать и понемногу светлеть. Перед нами открылся широкий проход в волнах. Черепахи и крокодилы бросились врассыпную. Мы поставили парус и быстро поплыли в южную гавань. Достигнув берега, увидели мы, как вновь выросли громады валы высотой в десять чжанов, как, бурля и клокоча, понеслись они вперед, и там, где только что спокойно плыла наша лодка, закипел яростный водоворот.

Потом посетил я гору Небесная башня, где поднимался на все неприступные кручи и проник в самые глубокие тайники пещер. Подвесив зеркало к поясу, я даже ночью не боялся бродить один по горным ущельям. Лучи его освещали на сто шагов вокруг так ярко, что любая былинка была видна. Испуганные птицы стаями подымались в воздух и с тревожными криками носились надо мной.

На обратном пути я побывал на горе Гуйцзи, где встретил некоего Чжан Шилуаня, человека необычайного. Мне, по счастью, удалось собрать его труды «О чжоуских стелах» в девяти главах и «Храм света» в шести частях.

А когда плыл я по реке Юйчжан, довелось мне побеседовать с прославленным Сюй Цзан-би, даосом. О нем говорят, что он седьмой потомок Цзин Яна и владеет искусством с помощью заговора стоять на остриях ножей и ходить по раскаленным углям. Как-то раз зашла у нас речь о бесах и других необычайных существах. Он рассказал мне, что в семье Ли Цзин-шэня, смотрителя зернохранилищ в уезде Фэньчэн, три дочери страдают от бесовского наваждения, только люди о том не ведают. Он было взялся лечить их, да без успеха.

Наш земляк Чжао Дань, человек великих способностей, занимал как раз в это время должность судебного пристава в Фэньчэнском уезде. Узнав, что я буду проездом в этих местах, он приказал одному из своих слуг встретить меня и подыскать мне удобное жилье. «Я бы желал остановиться в семье Ли Цзин-шэня», – сказал я слуге. Чжао Дань приказал Цзин-шэню приютить меня, и тот встретил меня очень радушно. Скоро у нас зашел разговор о том, какая беда у него в доме.

– Все три мои дочери, – рассказал мне Цзин-шэнь, – живут вместе в боковом флигельке. Каждый вечер понацепят они на себя украшения, разоденутся в самые нарядные платья, и лишь только стемнеет – сразу к себе. Загасят свечи. А прислушаюсь – в спальне смех и веселые речи. Уймутся лишь на рассвете, еле-еле добудишься их. Сохнут прямо на глазах, а к еде и не притронутся. Не лезет им кусок в глотку. Надумал я было строго-настрого запретить им наряжаться без толку, да где там! Грозят удавиться или в колодец броситься. Просто не знаю, что и делать.

– Покажи мне их флигелек, – попросил я Цзин-шэня.

В восточной стене флигелька имелось решетчатое окно. Опасаясь, как бы девушки не заперли ненароком дверь, так что трудно будет ее открыть, я заранее, еще днем, выломал в переплете окна четыре перемычки, заменив их простыми палочками.

Только начало вечереть, как пришел ко мне Цзин-шэнь и говорит: «Принарядились и уже пошли к себе в комнату».

Первая стража еще не кончилась, когда я подошел к окну и прислушался. До меня донеслись разговоры и смех. Я вышиб в окне перемычки из палочек и, просунув внутрь зеркало, осветил им комнату. «Моего мужа убили!» – в три голоса закричали сестры. Я ничего не увидел в темноте и оставил зеркало висеть на окне до самого утра.

Когда рассвело, все увидели, что возле дырки в стене лежит огромная дохлая крыса размером в целый чжан и четыре цуня. Была она совсем голая, без единого волоска на теле. А рядом с ней валяется старая мышь, такая жирная, что потянула бы, пожалуй, цзиней на пять, и тоже без единого волоска. Лежала там и мертвая ящерица величиной с ладонь, чешуя отливает всеми цветами радуги, на голове двое рожек, хвост более пяти цуней длиной, а кончик хвоста белый-белый.

С этого дня девушки пошли на поправку.

Позже в поисках истинной мудрости забрел я на гору Шалаш, где бродил несколько месяцев, отдыхая под вековыми деревьями, ночуя в зарослях пахучих трав. Не раз случалось мне встречать на своем пути тигров и леопардов, находить свежий след шакала и волка, но стоило только блеснуть моему зеркалу, как звери обращались в бегство. Почтенный отшельник Су Бин, муж редких познаний, постигший премудрость «Ицзина» и потому прозревший сокрытое и грядущее, заметил мне как-то:

– Священные вещи лишь на короткое время попадают в людские руки. Смуты и смерть завладели миром, человек бессилен перед ними. Поспешите вернуться в родные места, пока при вас чудодейственное зеркало и вам не страшны любые преграды.

Вняв его разумным советам, я двинулся на север в обратный путь. Путешествуя по Хэбэю, я как-то раз увидел во сне свое зеркало.

– Я всегда благоволило к вашему достойному брату, и, так как недалеко то время, когда покину я мир людей и отправлюсь в далекое странствие, я хотело бы проститься с ним. Прошу вас, поскорее возвращайтесь в Чанъань.

Во сне я обещал ему это. Наутро, припомнив мое сновидение, я впал в отчаяние, близкое к страху, и поспешил на запад по Циньской дороге. Я не нарушил данного мною слова – и вот я у вас. Боюсь, однако, это чудесное зеркало недолго пробудет в вашем доме.

Спустя несколько месяцев брат мой Цзи возвратился в Хэдун.

Пятнадцатого числа седьмой луны в тринадцатый год «Дае» из шкатулки донесся печальный звон. Он словно бы шел издалека, но все приближался и нарастал, уподобившись реву дракона и тигриному рыку. Так продолжалось довольно долго, потом все затихло. Я тут же открыл шкатулку, желая взглянуть на зеркало. Оно исчезло.

Шэнь Цзи-цзи

litresp.ru


Смотрите также