Древний мерв. Древний Мерв и Маргуш: четыре тысячелетия в один день
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мерв — мать городов Хорасана. Древний мерв


Древний Мерв в Туркменистане

Древний Мерв в Марыйском велаяте Туркменистана – один из древнейших городов Центральной Азии. Он расположен рядом с городом Байрамали и является частью одной из древнейших цивилизаций – Маргианы. Если раньше были известны четыре древнейших центра цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия и Китай), то теперь пятым таким центром признана Маргиана. Это один из самых больших по территории археологических объектов Центральной Азии, здесь сохранился целый ряд городищ (Эрк-Кала, Гяур-Кала, Султан-Кала, Абдуллахан-Кала и Байрамали-Кала), по которым легко прочитывается историческая топография этого легендарного города от античного времени до позднего средневековья. Среди наиболее интересных архитектурных памятников можно отметить Большую и Малую Кыз-Кала, мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда и Асхабов, мечеть Ходжа-Юсупа Хамадани и грандиозную усыпальницу Султана Санджара, считающуюся по единодушному признанию исследователей шедевром средневековой архитектуры Востока.

Древний Мерв, Туркменистан (8) Древний Мерв, Туркменистан

 

В Мерве в разные времена жили и творили Ал Хорезми, Омар Хайям, ал-Мервази, ас-Самани, Энвери и другие великие мыслители средневековья. Археологическими исследованиями установлено, что Мерв возник в VII веке до нашей эры на месте Эрк-Кала.

Мервский оазис ( 40 км от г. Мары) — одна из самых древних областей Средней Азии, раньше всех освоивших ирригацию. Поэтому неудивительно, что здесь вырос один из крупнейших городов древнего мира — Мерв (Маргуш, Маргиана, Мару ). Происхождение Мерва окутано тайнами, одно известно точно — первые письменные упоминания о нем появляются в авестийских летописях примерно в VIII-VI вв. до н.э. Летописцы не скупились на яркие эпитеты, называя его «душой царя», «матерью городов Хорасана», и, наконец, «городом, на котором держится Вселенная». Здесь жили и творили Омар Хайям, Ас-Самани, Имамаддин-Исфахани и другие великие мыслители средневековья.

Современные руины включают в себя не менее пяти древних поселений — Эрк-Кала, Гяур-Кала, Султан-Kaла, Абдуллахан-Кала и Байрамалихан-Кала. Большинство из них сильно разрушено, от некоторых остались лишь сильно оплывшие земляные холмы, но даже с учетом этого момента Мерв продолжает оставаться одним из уникальнейших памятников истории.

Среди наиболее интересных памятников истории можно отметить мавзолей султана Санджара Дар-ал-Ахира ( 1140 г н. э.), с именем которого связывают былой расцвет Великой империи Сельджукидов. Высотой почти 40 м памятник поражает воображение.

Особую уникальность этому средневековому «небоскребу» придает его легендарный купол, возведенный из двух тонких кирпичных оболочек.

Другие известные мервские памятники: Султан-Kaла, цитадель Шазриар-Арк, руины стен Абдуллахан-Кала (XV в), руины крепости и башен Байрамалихан-Кала, руины крепости Кыз-Кала (VI-VII вв. н. э.), мавзолеи Аль-Хакима ибн Амир аль-Джафари и Бурайда ибн аль-Хусейн аль-Ислами (XV в, место паломничества), мавзолей Мухаммада ибн Зейда (XII в), комплекс Талхатан-Баба с мавзолеями Талхатан-Баба, имама Касима, имама Шафи и имама Бакра эпохи сельджукидов, мечеть Юсуфа Хамадани (XIII в, современная реконструкция выполнена в XIX в), руины крепости Ерк-Кала (VI в), руины христианского храма и буддийского монастыря в Гяур-Кала (древняя Антиохия Маргиана), руины мечети Бени Макхан (VII-XII вв.), высокие стены похожих на крепости сооружений Большой и Маленький Кыз-Кала, мавзолей Кыз-Биби, а также многочисленные остатки бань, дворцов, парадных залов и других сооружений.

Древний Мерв, Туркменистан (7) Древний Мерв, Туркменистан

Также заслуживают внимания мечети Данданкана и Талхатан-Баба. (XII в.), кешк (укрепленный дом) Акуйли-Коушук (IX-XIII вв.), замок Харам-Кешк (IX-XIII вв.), городище Дурнали (I-II вв.), городище Гебеклы. Многие археологические находки, обнаруженные при раскопках древних городов можно увидеть в прекрасном Историческом музее Мерва.

В наши дни он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как наиболее хорошо сохранившийся древний центр Великого Шелкового пути.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ВБЛИЗИ МЕРВА

  • Абдуллахан-Кала (XV в.)
  • Акуйли-Коушук (IX-XIII вв.)
  • Городище Дурнали
  • Пещерное городище Екедешик
  • Эрк-Кала (VI в.)
  • Городище Гебеклы
  • Гонур-Депе
  • Гяур-Кала ( I тыс. до н.э.)
  • Замок Харам-Кешк (IX-XIII вв.)
  • Большая и Малая Кыз-Кала
  • Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда ( XI в. )
  • Султан-Кала ( XI в.)
  • Мавзолей Султана Санжара (XI в.)
  • Мечеть Талхатан-баба (XI в.)
  • Мечеть Юсуфа Хамадани (XIII в.)
Абдуллахан-Кала (XV в.)

Крепость Абдуллахан-Кала связана с именем сына Великого завоевателя Тамерлана – Шахрухом. Она была одной из первых его построек на территории уже Нового Мерва. И была завершена в рекордно короткие сроки. Снаружи крепость была выложена сырцовым кирпичом, внутреннее же пространство было отделано квадратными кирпичиками.

Стены были спроектированы с уступами. Венчали крепость 44 сторожевые вышки, имевшие изогнутую форму. Крепостные стены окружали огромные (до 30 м в ширину) и глубочайшие (до 8 м ) рвы, наполненные водой. Все это доказывает, что Абдуллахан-Кала имела важное стратегическое значение и технически была продумана совершенно. Здесь были проделаны отверстия для стрельбы из ружей, кашеты, галереи и другие защитные средства. Все это делало Абдуллахан-Кала непоколебимой крепостью.

Акуйли-Коушук (IX-XIII вв.)

В 2 км от городища Дурнали сохранились развалины средневекового кешка Акуйли-Коушук. Это один из немного хорошо сохранившихся замков того периода.

Помещения первого этажа почти все целы, второго — полуразрушены. Кешк прямоуголен, выполнен из сырца. Внешние стены второго этажа – гофрированы. В центре кешка красуется квадратный зал, высотой в два этажа. По центру от зала слева и справа расположено по пять комнат, как на первом, так и на втором этажах.

Древний Мерв, Туркменистан (9) Древний Мерв, Туркменистан (6)
Городище Дурнали

Городище Дурнали расположено в 25 км от крепости Гяур-Кала. Здесь сохранились многочисленные руины построек IX — XII вв. Однако, городище имеет более древнюю историю. Когда-то здесь располагался крупный парфянский город, окруженный мощной крепостью, которая была отреставрирована в средневековье.

Крепость имела четкую прямоугольную форму (около 180х160 м). По углам, а также вдоль стен располагались мощные башни. Крепость призвана была укрывать за своими стенами большое количество горожан: число бойниц достигало пятисот, кроме них использовался и верхний ярус — зубцы стен и башни, из-за которых осуществлялся обстрел неприятеля.

Внутренняя территория крепости почти не застроена. Только близ центра крепости сохранились руины какого-то крупного здания. Частично сохранились стены крепости. О возрасте Дурнали свидетельствуют найденные здесь монеты, датируемые I — II вв. н.э.

Пещерное городище Екедешик

Об этой пещере упоминается во многих туркменских сказаниях и легендах. Некоторые из них гласят, что в пещеру могли входить и выходить караваны верблюдов идущие в два ряда. Насколько это является правдой, неизвестно.

Доказано лишь, что пещера была образована внутри холма. И постройки внутри нее принадлежат к XIV — XV вв. Дома внутри пещеры вырыты, в них не использован никакой строительный материал. В стенах некоторых домов были сделаны полки, вероятно для украшения дома. Ученые считают, что в пещере проживало большое количество семейств. Кстати, «екедешик» в переводе означает «одно отверстие». И это вполне оправдывает единственно существующий вход в пещерное городище.

Пещера «Екедешик» поистине уникальный и самобытный памятник старины, чудесным образом сохранившийся на территории Туркменистана.

Эрк-Кала (VI в.)

Эрк-Кала была центром древнего Мерва. Крепостные стены Эрк-Калы несколько оплыли под земляными наносами, но все еще сохранили свою высоту и мощь. Этим Эрк-Кала ярко выделяется среди других крепостей. В настоящее время высота крепостных стен с крутыми склонами и четко вырезанными башнями достигает 25—29 м. Площадь крепости составляет около 20 гектаров.

Крепость была массивным круглым сооружением, на первый взгляд без входа. На самом деле единственный въезд сюда располагался на возвышении (с южной стороны крепости). Внутри городища возвышаются остатки дворца правителя. С северной части Эрк-Калы лежала городская площадь (предназначенная для скопления больших масс народа). Именно Эрк-Кала получила некогда название города Маргуш.

Древний Мерв, Туркменистан (5)
Древний Мерв, Туркменистан (4)
Городище Гебеклы

Городище Гебеклы относится к раннепарфянскому периоду. Находится оно в 32 км от Гяур-Калы. Этот древний городок «вырос» рядом с заброшенным поселением древних маргианцев, за крепостными стенами Антиоха (Гяур-Калы).

Гебеклы был обнесен квадратной крепостью-цитаделью с единственным въездом в виде пандуса. На городище найдены фрагменты гончарных и ювелирных изделий, свидетельствующие о развитом в городе ремесленном деле.

Гонур-Депе

Не так давно, в 90-х годах, ученые археологи вскрыли в Марыйском оазисе огромный некрополь относящийся к II-I тыс. до н.э. З десь был столичный город, ныне именуемый Гонур-Депе, со своим дворцом и несколькими храмами, способными конкурировать с сооружениями Ассирии и Вавилона.

Но в этой предполагаемой «столице» находился скорее не правитель с определенными властными полномочиями, управлявший всей страной, а духовный лидер — верховный жрец. Люди почитали его не по принуждению, а по доброй воле, движимые верой. В этом смысле Гонур — это духовный, религиозный центр страны Маргуш, куда население совершало паломничество, принося подношения — плоды своего труда. Был ли Гонур единственным таким центром — вопрос пока открытый.

В захоронениях Гонур-Депе обнаружены многочисленные предметы утвари, зеркала, косметические сосуды, серебряные украшения, алебастровые и керамические вазы и множество других предметов, чей возраст оценивается III тысячелетием до н. э.

Гяур-Кала ( I тыс. до н.э.)

Древнее городище Гяур-Кала — мощнейшее фортификационное сооружение античности, площадью свыше 300 гектаров . Стены Гяур-Калы — квадратные, с холмами башен, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Длина каждой стены около 2 км.

В каждой стене были ворота. С высоты хорошо видны когда-то проходившие здесь дороги, ведшие к четырем воротам и разделявшие город на четыре части. Дорога с юга на север идет прямо от южных ворот к крепостным валам Эрк-Калы, открывая путь к цитадели, и продолжается вокруг нее по направлению к северным воротам.

В развалинах городища Гяур-Калы заключен город Антиохия Маргианская, построенный в традициях античной архитектуры. Основатель города – селевкидский царь Антиох Сотер (280-261). Будучи в Маргиане, он распорядился обвести весь оазис стеной, имевшей в окружности около 230 км и основать город Антиохию.

Стена Антиоха ограждала земли Мерва от наступающих песков пустыни и одновременно играла роль заградительного рубежа против воинственных кочевников. Следы ее доныне сохранились на севере Марыйского оазиса.

Древний Мерв, Туркменистан (3) Древний Мерв, Туркменистан (2)
Замок Харам-Кешк (IX-XIII вв.)

Харам-Кешк — одиночный замок дехканского поместья возле Гяур-Калы. Был жилым помещением в период с IX по XIII века.

В замке, построенном из кирпича-сырца, сохранился полузасыпанный первый этаж и остатки второго, с гофрированными стенами. В центре замка располагался большой квадратный зал, перекрытый куполом. С ним сообщались другие комнаты замка.

Большая и Малая Кыз-Кала

Путешествуя по Марыйскому оазису, часто видишь силуэты курганов-крепостей, оплывших под влиянием времени. Это многочисленные усадьбы-кешки средневековых феодалов. Самые крупные из них — Большая и Малая Кыз-Кала – являющиеся сегодня историческими памятниками.

Большая и Малая Кыз-Кала — небольшие крепости с гофрированными, словно сложенными в складку, наподобие гармошки, стенами. Они поставлены на земляные пандусы с легким наклоном. Небольшие окна скрыты в складках стен. Наверху стены оканчиваются зубчатыми бойницами, которые почти не сохранились.

Комнаты на первом этаже освещались пятью окнами. Ведущая вниз лестница проходила через аркообразный коридор. Планировку второго этажа можно лишь вообразить по сохранившимся фрагментам. Второй этаж имел также не менее пяти комнат, расположенных вокруг внутреннего двора.

Малая Кыз-Кала расположена примерно в ста метрах южнее Большой Кыз-Калы, построена по тому же плану, но сохранилась гораздо хуже. Гофрированный фасад сохранился только на южной и восточной сторонах строения.

Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда ( XI в. )

Выдающимся памятником Султан-Калы является мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда. Он небольшой по размерам, но вызывает восхищение выдающимся архитектурным решением. В интерьере мавзолея имеется уникальная настенная надпись на арабском языке. Буквы, искусно выточенные из жженного кирпича, рельефно выступают на фоне мелкого растительного узора, сделанного из гипса. Ее расшифровка гласит, что мавзолей был возведен над могилой представителя шиитского толка в исламе Мухаммеда ибн Зейда, потомка халифа Али в пятом колене в 1112—1113 гг.

Являясь потомком семьи пророка, а значит, претендентом на имамат, Мухаммед ибн-Зейд в VIII веке нашей эры возглавил восстание против арабских халифов Омейядов. Собравшиеся вокруг него шииты признали ибн-Зейда своим имамом, но через десять месяцев восстание было жесточайшим образом подавлено, а сам Мухаммед ибн-Зейд погиб. Тело его было распято на кресте в Куфе, а голова отрублена и отослана халифу в Дамаск. Поначалу мавзолей являл собой небольшую гробницу, где лежала голова ибн-Зейда, но постепенно она разрослась до того великолепного архитектурного комплекса, который сейчас известен всему мусульманскому миру как мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда и по праву признан одним из лучших образцов исламской архитектуры.

Мавзолей увенчан куполами, один из которых более высокий и масштабный, чем остальные. Архитектурный стиль памятника XII в. восхищает гармоничностью и простотой.

Султан-Кала ( XI в.)

В XI-XII вв. Мерв становится столицей государства Великих Сельджуков и достигает наивысшего расцвета. По приказу сельджукидского султана Мелик-шаха город был обнесен протяженной крепостной стеной и рвом. Эта крепость, площадью свыше 400 га , известна, как Султан-Кала — Крепость султанов.

В северо-восточной части Султан-Калы была возведена цитадель — Шахриар-арк, где располагались дворцовые комплексы султанов, здания административного назначения и воинские казармы.

Мавзолей Султана Санжара (XI в.)

Самым величественным архитектурным памятником Мерва является мавзолей султана Санджара под названием «Дар-ал-Ахыре» («Потусторонний мир»). Всем своим видом он отражает наивысшие достижения и расцвет державы сельджукидов. Мавзолей султана Санджара расположен в центре городища Султан-Кала. Поблизости находятся крупные монументальные здания — дворцы сельджукидских правителей и мечеть.

Мавзолей Султана Санджара – настоящий средневековый небоскреб, кубической формы, увенчанный двухъярусным куполом с бирюзовой облицовкой. Под куполом проходят трехъярусные, сквозные галереи, в виде чередующихся ажурных арок. C имволически купол обозначал небосвод и казался «парящим» в воздухе. В архитектуре мавзолея султана Санджара восхищает удивительная гармония и симметричность пропорций.

Стены в толщину у основания — 5 м . В длину стены мавзолея протянулись на 27 метров . О бщая высота мавзолея составляет 38 м .

Мавзолей построен по приказу султана Муизеддина Санджара. В 1157 г . его похоронили. Однако, в 1221 г ., когда монгольские войска взяли городище Мерв в осаду, прах султана был перезахоронен, причем, место и время остались неизвестными. Таким образом, под надгробной плитой мавзолея осталась пустота.

Но до сих пор арабская надпись на его фасаде гласит: «Это место облагорожено останками того, кто именовался султаном Санджаром, из потомков турок-сельджуков… Был он в свое время справедливым, как Александр Великий, был он покровителем ученых и поэтов, и был принят в мир ислама в состоянии процветания и счастья благодаря наукам и искусству». Мавзолей служит местом паломничества тысяч верующих, не говоря уже о том, что это главный объект притяжения для иностранных туристов.

Кстати, в народе бытует сказание о мавзолее султана Санджара… «В незапамятные времена он влюбился в небесную волшебницу — пери. В ответ на предложение выйти замуж за земного человека пери ответила: «Я могу стать твоею только в том случае, если ты исполнишь три моих условия. Первое: нельзя обнимать меня за талию. Второе: нельзя смотреть на ступни моих ног, когда я бегаю. Третье: нельзя видеть, как причесываюсь. Султан Санджар принял условия и женился на пери. Но, любопытство было столь сильным, что он нарушил все три условия. Обняв прекрасную деву за талию, он обнаружил, что у пери нет костей.

Подсмотрев, как она бегает, султан понял, что пери парит над землей, а, нарушая третье условие, он увидел, что волшебница может снимать голову, ставить ее на золотой столик и причесывать. Обнаружив обман, пери страшно разгневалась и, превратившись в белую птицу, поднялась высоко в небо. Султан Санджар со слезами просил ее: «Я умру, если не увижу тебя». Исчезая в облаках, птица ответила: «Если захочешь увидеть меня, ты должен построить в центре города самое высокое и самое красивое здание. На вершине купола оставь отверстие. Каждую пятницу я стану заглядывать в него, а ты сможешь увидеть меня. Так, благодаря небесной пери был построен этот мавзолей».

Мечеть Талхатан-баба (XI в.)

В 30 км от Старого Мерва находится средневековое селение Талхатан. Здесь на местном кладбище в средние века была построена мечеть Талхатан-баба. Мечеть являет собой правильный высокий прямоугольник. Нет ни традиционных навесов или колонн. Три стороны мечети – абсолютно глухие стены. Зато главный фасад обозначен сразу тремя арками.

Средняя арка – самая широкая. Она соответствует центральному отсеку здания. Две меньших по обе стороны от нее — боковым. Таким образом, мечеть как бы поделена арками на три отсека. Уравновешенность и гармония усиливается блестящей орнаментацией стен и однородностью внешнего и внутреннего декора с применением жженого кирпича.

Мечеть Юсуфа Хамадани (XIII в.)

Этот комплекс возник на месте погребения дервиша Абу-Якуб Юсуф ибн Айюба, родившегося в городе Хамадане (западный Иран). Над его могилой был возведен мавзолей, от которого до сегодняшних дней практически ничего не осталось.

Разрушенное строение частично перестроили и реконструировали в XIX веке. Могилу дервиша символизирует склеп из черного мрамора, украшенный цветочным орнаментом и надписями. В западном углу мавзолея расположена молельня с центральным айваном. Она составляет основную часть комплекса. Сегодня мечеть Юсуфа Хамадани – важный мусульманский храм – место поклонения верующих.

ru.dntours-business.com

Древний Мерв и Маргуш: четыре тысячелетия в один день

Марыйский велаят Туркменистана заметен вершинами не географическими, а историческими, ведь эта земля пусть и обделена горами, но хранит уникальные свидетельства и артефакты, имеющие значение для всего человечества. Многие из них оберегаются в Государственном историко-культурном заповеднике «Древний Мерв», достопримечательности которого включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, так же, как и располагающиеся на территории Туркменистана памятники Нисы и Куняургенча, признанные достоянием мировой цивилизации.

Мавзолей Султана Санджара. Древний Мерв

Мавзолей Султана Санджара

Путь в историю обычно начинается с широких улиц Мары – велаятского центра, современного города на берегах Мургаба. Тысячелетиями питал Мургаб города и пашни, стал рекой жизни для этих мест. Боле того, как показали исследования ведущих иностранных и отечественных ученых, эта река для истории человеческой цивилизации на нашей планете имеет значение не меньшее, чем, например, Нил, Инд или Евфрат.

Мерв — город просвещенного средневековья и тысячелетней античности

От Мары на три десятка километров к востоку находится город Байрамали, по соседству с которым разместились древние памятники грандиозного по меркам античности и средневековья города, одного из крупнейших по тем временам в Азии, настоящей жемчужины Востока! Общая площадь этого ядра Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв» насчитывает более полутора тысяч гектаров.

Когда-то Мургаб протекал здесь, прежде чем сменить русло, сместившись к западу. Окруженный мощными крепостными стенами с сотнями башен, древний Мерв, раскинувшийся на важнейшем торговом перекрестке Великого Шелкового пути, шумел многолюдными базарами и караван-сараями. Сюда стремились многочисленные караваны с товарами из Китая, Индии и Европы. Звон металла доносился из мастерских оружейников и ювелиров. Многочисленные библиотеки и медресе древнего Мерва были средоточием передовых знаний, здесь работали знаменитые ученые.

В мавзолее Султана Санджара

В мавзолее Султана Санджара

Сегодня среди оплывших стен Султан-калы – средневекового Мерва – поднимаются памятники тех времен. Мавзолей Султана Санджара когда-то находился в целом ансамбле величественных зданий города, бывшего резиденцией многих великих туркменских правителей. И даже спустя века он продолжает поражать масштабом архитектурного замысла, совершенством форм, созданных древними зодчими более 850 лет назад.

Глядя на вознесшийся гигантский, но визуально легкий, будто невесомый купол, сложенный из жжённого кирпича, осознаешь, какого уровня знаний достигла инженерная наука тех далеких лет. Эти знания позволили создать мастерам древности столь несравненный архитектурный шедевр.

Архитектура мавзолея султана Санджара опередила время, явив пример просвещенного средневековья. В Европе впервые подобная система купольного перекрытия появилась лишь спустя триста лет во Флоренции.

По соседству высится средневековый замок-кёшк Большая Гыз-кала, до наших дней сохранивший правильность и строгость форм, хоть и был создан зодчими из сырцового кирпича — материала не особо долговечного и не рассчитанного на экзамен времени. Сейчас Гыз-кала в строительных лесах, ведутся исследования и реставрация с тем, чтобы этот средневековый замок-крепость открыл все свои тайны нынешним поколениям и был сохранен для поколений грядущих, как яркий образец архитектуры что оставил нам древний Мерв.

Большая Гыз-кала

Большая Гыз-кала

По сути, средневековый Мерв был не просто городом, а огромной агломерацией с центром Султан-кала, населенными пригородами, защищенной резиденцией Шахрияр-арк, сложнейшей системой ирригационных сооружений, сардоб и снегохранилищ. Письменные источники свидетельствуют, что в XII веке до разрушительной битвы с завоевателями в Мерве насчитывалось 14 кварталов, 20 улиц, 11 культовых сооружений, а в окрестностях города – 160 поселений.

Мавзолеи Асхабов

Мавзолеи Асхабов

Позже Мерв снова ожил и был почитаем, об этом свидетельствуют мавзолеи Асхабов и гигантские купола снегохранилищ-бузхана, воздвигнутые в XV веке, служившие в качестве общественных холодильников, а также архитектурный комплекс Ходжа Юсуп-баба и другие сооружения. О последующих временах и позднем средневековье напоминают замки Абдуллахан-гала и Байрамалихан-гала, выросшие к юго-западу от Султан-гала в XV и XVIII веках нашей эры. Но былого величия город так и не достиг – русло Мургаба резко изменилось, и воды этой древней реки потекли в другом направлении, где и возник в начале XIX века современный Мары.

Эрк-гала

Эрк-гала

Рассказы ведущих специалистов историко-культурного заповедника позволяют заглянуть еще глубже в прошлое. С востока к Мерву средневековому примыкает Мерв античный – Эрк-гала и Гяур-гала, эти территории начали обживаться с VI-V веков до нашей эры. И даже через полторы тысячи лет, то, что осталось с тех времен, потрясает воображение, хоть сложено было все здесь из сырцового кирпича. Высота стен, окружающих город, достигала 30 метров! Толщина их доходила до 16 метров – одно из мощнейших фортификационных сооружений того времени.

Гяур-гала

Гяур-гала

Культурный слой, в котором скрыты строения Гяур-гала, имеет толщину в 12 метров. Исследования стен, охраняемых сотней башен, показали, что они реконструировались и надстраивались на протяжении почти тысячелетия.

Так что, таков он иторико-культурный заповедник «Древний Мерв», жемчужина истории Туркменистана. А что же дальше в глубинах веков?! Эти тайны скрывают бескрайние пески  Каракумы, те их просторы, где прежде тоже цвели оазисы.

Гонур-депе или Маргуш — один из центров рождения цивилизации

Путь к еще более древней истории пролегает на сотню километров севернее, в зону старой дельты реки Мургаб. Асфальтовые ленты дорог современного оазиса проносят путников над многочисленными ирригационными каналами мимо полей и сёл. Среди них поднимаются курганы-депе, таящие в себе историю, каждый – памятник древности.

Гёбекли-депе

Гёбекли-депе

В их числе и крепость Гёбекли-депе, верхний ярус которой был хорошо исследован благодаря недавним археологическим раскопкам. Проходя по узким коридорам среди толстых, более чем метровых стен, заглядывая в небольшие комнаты с нишами, пол которых усыпан черепками древней керамики, исследователи пытаются представить, как жили тогда люди.

Продолжим путь за пределы современного оазиса – на просторы Каракумов к знаменитому Гонур-депе. Над песчаной дорогой склонились кустарники кандыма и джузгуна, покачивает в такт ветру ветвями саксаул. По весне пески выглядят приветливо, укрыты зеленой молодой травой, по которой пробежит порой заяц-толай.

Маргуш. Гонур-депе

Маргуш. Гонур-депе

Специалисты Государственного заповедника показали здесь стены древнего города – Гонура – столицы великой страны Маргуш, чья таинственная сила влекла к себе искателей колыбели человечества, испытывавших непреодолимую тягу найти здесь ответы на многие вопросы. Благодаря изысканиям, продолжавшимся на Гонур-депе три десятилетия, пески здесь расступились, открыв людям погребенные прежде исторические сокровища. От многотысячелетних песчаных наносов квартал за кварталом были расчищены культовые сооружения, многочисленные жилища рядовых общинников, ирригационные и дренажные системы из керамических труб, но главное — дворцово-храмовый комплекс — резиденция правителя, который мог обойти все четыре дворца (!) по подземным галереям.

Реставрация центра столичного города страны Маргуш. Гонур-депе

Реставрация центра столичного города страны Маргуш. Гонур-депе

Впечатлил рассказ о грандиозной работе туркменских исследователей, которым посчастливилось бок о бок трудиться на Гонур-депе с выдающимся ученым Виктором Сарианиди, внесшим огромный вклад в то, что человечество, по сути, обрело еще одну колыбель мировой цивилизации.

Итак, мы в Гонур-депе, центре легендарной страны Маргуш, история которой начиналась на берегах древнего Мургаба почти четыре тысячелетия назад! В эпоху бронзы это царство стояло на высоком уровне развития как ведущий очаг культуры древнего Востока, являя собой пятый центр мировой цивилизации, наряду с Древним Египтом, Индией, Китаем, Месопотамией.

Раскопки колесницы

Раскопки колесницы

Расцвет страны Маргуш пришелся на XXII-XVI века до нашей эры, когда на берегах Мургаба в ее состав входило свыше сотни поселений. О значении памятника Гонур-депе зримо свидетельствует архитектурное и гончарное искусство, монументальность сооружений, ювелирные изделия из золота. Найденные здесь бронзовые колесницы, погребения боевых собак и лошадей, проливают свет и на историю современных пород волкодавов и скакунов. Вот и еще одна точка «пересечения» памятников Гонур-депе тех далёких времён с современностью — образами современных пород собак и скакунов -алабая и ахалтекинца.

Прикасаясь рукой к глиняным стенам Гонур-депе, открывшимся взору благодаря стараниям археологов, чувствуешь сопричастность тем временам, когда на планете рождалась цивилизация, по сути, само человечество, возникли, ремесла, культура, искусство, архитектура.

Олег ВИНОКУРОВ 

Фото: Дмитрия ВИНОКУРОВА 

alpagama.org

Мерв — мать городов Хорасана — Неведомый мир

На территории Туркмении сохранилось множество архитектурно-археологических памятников, в руинах которых зримо предстают различные исторические эпохи. Среди них особое место занимают памятники древнего Мерва, который входит в список ЮНЕСКО «Всемирное наследие». Это городища и крепости, существовавшие в разное время на обширной территории близ реки Мургаб, на окраине современного Байрам-Али, примерно в 30 километрах от города Мары.

Самый старый «миллионер»

 

Сейчас на месте огромного города Мерва, население которого в Средние века превышало миллион человек, можно увидеть только развалины и отдельные старинные постройки. Эти руины, а также мощный — 10-12-метровый культурный слой — следы пяти разных поселений, которые, собственно, и объединяются общим названием — Древний Мерв. Во-первых, это самое древнее доисторическое укрепленное городище — Эрк-Кала; во-вторых, античный Мерв — городище Гяур-Кала; в-третьих, крепостное поселение арабского периода — Шаим-Кала; далее, самый развитый — сельджукский, или Старый Мерв с крепостью Султан-Кала в роли городского центра. Наконец, поселение более позднего, тимуридс-кого времени — Абдулла-Хан-Кала, или Новый Мерв, возведенный через два века после уничтожения старого города татаро-монголами.

Таким образом, Мерв — поселение, возникшее, очевидно, еще во II тысячелетии до н. э., — на протяжении многих веков перемещался вокруг своего исторического ядра, разрастаясь и развиваясь, словно живой организм. И каждая из прошедших эпох оставила в нем свои неповторимые следы.

Мерв являлся столицей процветающей области Маргианы и важнейшим узлом на Великом шелковом пути задолго до наступления нашей эры. В течение многих веков город активно торговал с Индией, Китаем и другими странами Востока, в нем бурно развивались культура, наука и ремесла. Что касается названия города, то в священной книге зороастрийцев «Авеста» он назван Моуру. Впоследствии название неоднократно менялось — Мар-гуш, Маргиана, Маргав, Мару и Мерв. В период Средневековья Мерв получил особый эпитет — Шахыджан, что буквально переводится как «Душа царей», иными словами — мать всех городов Хорасана, на который опирается мир.

К сожалению, большая часть зданий и сооружений Древнего Мерва настолько разрушена временем, что о былом их величии можно узнать только из учебников истории или из восточной литературы. Еще в «Тысяче и одной ночи» Мерв упоминается как административный и культурный центр Арабского Халифата. В то время им будто бы правил сказочный хозяин всех сокровищ мира халиф аль-Мамун.

Раннесредневековый Мерв был родиной врача, философа и путешественника Барзуе, певца и музыканта Барбута, поэтов Энвери и Масуди Мер-вези, историка Самани, астронома Ха-баша, философа и поэта Омара Хайяма и многих других.

Прекрасный и изобильный

Великий Омар Хайям родился в этих краяхЭрк-Кала — ядро Древнего Мерва. Благодаря оплывшим, но сохранившим прежнюю мощь стенам Эрк-Кала выделяется среди других крепостей. Площадь его составляет около 20 гектаров. Сейчас высота крепостных стен с крутыми склонами и четко вырезанными башнями достигает 25-29 метров. В центре города возвышаются остатки дворца правителя, а северная часть Эрк-Калы представляет собой огромную площадь. Именно Эрк-Калу называли некогда городом Моуру, Маргуш, или Маргианой. Он упоминался   в   Бехистунской   наскальной надписи 522 года до н. э. В ту далекую пору Маргиана была плодородным оазисом, об изобилии ее земель ходили легенды. Древнегреческий историк Страбон писал, что здесь встречались виноградные лозы, ствол которых с трудом могли охватить двое мужчин, а гроздья достигали длины в два локтя (около метра).В IV веке до н. э. город Маргуш и вся Маргианская область были завоеваны войсками Александра Македонского. Город стал именоваться Александрией Маргианской, однако, вскоре после смерти великого полководца, с распадом его огромной империи маргианс-кие земли вошли в состав сирийского государства Селевкидов.

По свидетельству Страбона, селев-кидский царь Антиох I Сотер, правивший с 281 по 261 год до н. э., был столь поражен плодородностью земель Мар-гианы, что приказал обнести оазис защитной стеной, протяженностью около 250 километров.

Антиох приказал основать город, который впоследствии в его честь стал именоваться Антиохией Маргианской. При возведении крепостной стены нового города местные зодчие опирались на высокий опыт эллинистического градостроительства. Остатки этой обширной крепости расположены в пределах Гяур-Калы. Она представляла собой мощнейшее фортификационное сооружение античности, площадью свыше 300 гектаров.

Во II веке Мерв достигает высшей степени своего развития, а в первой половине III века его завоевывают Са-саниды. Правление этой знаменитой династии длилось до 651 года. Затем Мерв был завоеван арабами, и именно здесь погиб последний сасанидский царь Иездигерд III.

Столица государства Великих Сельджуков

Время наивысшего развития средневекового Мерва и окончательного утверждения его планировки приходится на XI-XII вв., когда он становится столицей государства Великих Сельд-жукидов. По приказу сельджукидского султана Мелик-шаха (1072—1092 гг.) город был обнесен протяженной крепостной стеной и рвом. Сейчас эта крепость, площадью свыше 400 гектаров, известна как Султан-Кала — Крепость султанов.

Застройка города осуществлялась по обеим сторонам канала Маджан. В северо-восточной части Султан-Калы была возведена цитадель — Шахри-ар-арк, где располагались дворцовые комплексы султанов, административные здания и казармы.

Крепости Искандер-Кала и малая Султан-Кала были построены позднее, с целью защиты густонаселенных пригородов Мерва, так как в эпоху Сельджукидов городская жизнь перехлестнула далеко за крепостные стены Султан-Калы.

Антиох приказал обнести оазисОт Мерва XI-XII веков сохранился ряд прекрасных архитектурных сооружений, которые являются национальной гордостью туркменского народа. Наиболее известное из них — мавзолей султана Санджара. В строгой классической архитектуре этого памятника, с крыши которого, к слову сказать, лихо палил по басмачам из пулемета бесподобный Федор Сухов, отражены наивысшие достижения сельджукской державы периода ее расцвета. Расположенный в самом центре Султан-Калы мавзолей уцелел во время разрушения города войском татаро-монголов. Однако время не пощадило его: облупилось голубое изразцовое покрытие купола, здание приобрело более простой и менее торжественный вид.

Ныне мавзолей мрачной громадой высится над развалинами древнего города, и его одинокий силуэт виден за многие километры. Тем не менее он является прекрасным образцом средневековой архитектуры, композиционное решение которого и сейчас вызывает восхищение.

Так проходит земная слава

В 1221 году богатый и цветущий Мерв был стерт с лица земли Тулиха-ном, сыном Чингиза; по преданию, тогда погибли до 1 300 ООО его жителей. Город возродился лишь после того, как Шахрух, сын Тамерлана, был в 1396 году назначен правителем Хорасана. В 1407—1409 годах значительно южнее Древнего Мерва он закладывает Новый Мерв, и через десять лет на этом месте вырастает большой город с дворцами, площадями и крепостями. Однако уже в конце XV века Мервом овладели узбеки, которых в 1510 году сменили персы. В течение почти трех веков Мерв находился попеременно под властью Персии, Бухары, Хивы и отчасти Афганистана, лишь ненадолго обретая самостоятельность, пока в 1790 году его окончательно не разрушают бухарцы. При этом вместе с городом погибла и значительная часть цветущего Мервского оазиса вследствие уничтожения Султанбендской плотины на реке Мургаб.

От этого удара городу, много раз возрождавшемуся из руин, уже не суждено было оправиться.

Николай БЕЛ03ЕР0В

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

nmir.net

Древний Мерв

Новости | История | Древний Мерв

Древний Мерв.

Город, в котором Абу Муслим провозгласил Багдадский халифат

Крупнейший историко-культурный заповедник на территории современного Туркменистана входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В первые века Ислама Мерв был одним из самых важных центров мусульманской цивилизации. Его расцвет приходится на XI–XII века, время правления династии Великих Сельджуков, чья империя простиралась от левобережья Амударьи до Палестины. В те времена это был один из самых прекрасных городов Востока, а сегодня – крупнейший в Центральной Азии археологический парк близ небольшого городка Байрамали, где сохранились уникальные мавзолеи воинов Ислама и до сих пор почитаемых святынь, многочисленные руины мечетей, дворцов и глиняных замков, караван-сараев и базаров, а также километры мощных крепостных стен.

Мерв – название не только одного из древнейших азиатских городов, но и всей окружающей его округи в старой дельте реки Мургаб. С незапамятных времён эти земли привлекали людей своим плодородием и обилием воды. В эпоху бронзы благодатный край, названный позже страной Маргуш, или Маргианой, заселили земледельческие и полукочевые племена, создавшие уникальную культуру древневосточного типа. Но на равнине, где четыре тысячи лет назад кипела городская жизнь, теперь простирается пустыня Каракум, а открытые археологами ХХ века древние поселения медленно поглощают пески, либо их выравнивают грейдерами вчерашние колхозники, ставшие ныне безнаказанными захватчиками заповедных земель, столь соблазнительных для нового орошения. Так, уже на наших глазах уходит история, исчезают её бесценные свидетельства, зачастую даже не успевшие стать достоянием науки.

На фоне крайне скудной письменной традиции, когда целые эпохи канули в небытие, не оставив о себе никакой памяти, сохранение наследия предков становится в Туркменистане серьёзной проблемой национального масштаба. Древний Мерв, объявленный государственным историко-культурным заповедником ещё в 1988 году, а с 1999 года входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, служит примером того, как органы охраны памятников пытаются противостоять алчности предпринимателей и равнодушию местной власти. При поддержке международных организаций и зарубежных научно-исследовательских центров туркменские специалис-ты осуществляют проекты изучения и консервации отдельных сооружений древности и ведут планомерную работу по формированию их общественного статуса. Этот рутинный, но необходимый труд не имеет ничего общего с официозными кампаниями недавних лет вроде празднования 2500-летия Мерва – вымышленного юбилея, который всё откладывался, да так и не был проведён.

Такой возраст города – не что иное, как вульгаризация истории, особенно характерная для советской идеологии и не имеющая под собой серьёзных научных оснований. Ни археологи, ни востоковеды-античники не рискнут утверждать, когда именно возникло поселение на месте Мерва. Есть косвенные данные, что это произошло примерно в VII веке до новой эры, когда уже давно были заброшены оазисы эпохи бронзы в низовьях мургабской дельты, на месте нынешнего городища Эрк-кала, что возвышается над всей округой.

Но тогда это был лишь один из многочисленных населённых пунктов, далеко не самый крупный и не самый главный. Однако именно ему суждено было стать со временем важным политическим центром, который при Ахеменидах превратился в мощную цитадель, а после похода Александра Македонского стал называться Александрией Маргианской.

Эрк-кала – это древнейшее ядро Мерва, представляющее собой в плане овал. Позже к нему был пристроен с западной стороны квадратный эллинистический город – Антиохия Маргианская (ныне – Гяур-кала), развивавшийся вместе с Эрк-кала при парфянах и Сасанидах и накопивший двенадцатиметровый культурный слой! После арабского завоевания ещё западнее, но вплотную к нему выросла Султан-кала – Мерв эпохи Аббасидов и Тахиридов, а середины XI века – сельджукская столица. В начале XV века, когда она уже была необитаемой, сын Тамерлана Шахрух воздвиг в двух километрах южнее крепость Абдуллахан-кала, к которой в конце того же столетия пристроили последнее мервское городище – Байрамалихан-кала. Вот так, за веком век, пятно застройки Мерва дрейфовало вслед за уходящей водой, оставляя руины, почти нигде не перекрытые поздними наслоениями, что значительно облегчает теперь работу археологов. Но прежде чем этот движущийся в пространстве, кочующий город остановился навеки, став музеем-заповедником, он пережил бурную историю взлётов и падений царств и династий, бесчисленных войн и разрушений, но вместе с тем и созидания, возрождения жизни после острейших социальных потрясений.

В 651 году, через 19 лет после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в маленьком селении под Мервом был убит Йездигерд III – последний монарх державы Сасанидов. Эта дата стала вехой, ознаменовавшей завоевание арабами Ирана и Средней Азии, а также начало распространения Ислама среди народов этого региона, ранее исповедовавших зороастризм, буддизм, христианство, манихейство и местные формы язычества. Сразу после захвата Мерва в центре Гяур-калы была возведена соборная мечеть Бену-Махан, ставшая впоследствии составной частью культово-мемориального комплекса, который развивался вплоть до XI века. На этом месте археологически зафиксированы кладки стен и остатки минарета, а также полуколонны из резного ганча с богатой орнаментацией, украшавшие михраб. Когда самая первая соборная мечеть стала тесна, поставили другую у городских ворот на канале Разик, а в середине VIII века следующую – ещё дальше на запад, на канале Маджан. К этому времени Гяур-кала почти запустела в результате политики арабов, повсеместно выселявших жителей из укреплённых шахристанов. В результате начал расширяться рабад, куда переместилась основная жизнь города.

Центром будущего блистательного Мерва стало западное предместье Гяур-калы. Заложил его легендарный Абу Муслим – вождь аббасидского движения в Хорасане, который в 748 году привёл сторонников Аббасидов в Мерв, чтобы провозгласить новую династию, вскоре одержавшую победу над Омейядами в борьбе за власть в Арабском Халифате. Поселившись в Мерве, он переместил правительственную резиденцию из старого города, Гяур-калы, и построил новую возле канала Маджан – там, где позже выросла Султан-кала. Дворец Абу Муслима, известный как Дар-ал-имара и сооружённый около 750 года, был претенциозным зданием, которое, согласно описанию арабского географа ал-Истахри, видевшего его через полтора века, включало купольный аудиенц-зал, четыре айвана и двор. Этот сплав сасанидских архитектурных форм (купол и айван) на века определил характер исламского зодчества в этой части света – не только гражданского, но и культового.

Несмотря на убийство Абу Муслима в 755 году, Мерв оставался основным политическим центром для всего Аббасидского, или, как его ещё называли, Багдадского халифата и даже на некоторое время стал де-факто столицей всего исламского мира.

Это было в начале IX века, после того как сюда прибыл хорасанский наместник Халифата аль-Маъмун, сын халифа Гаруна ар-Рашида. В 813 году аль-Маъмун сам стал халифом, но ещё долго после этого проживал в Мерве, рассылая оттуда все указания и назначения по всему арабскому государству. В это время Мерв пережил короткий, но блестящий период в своей истории. Архитектурных памятников IX века не осталось, но известно, что в центре Гяур-калы была восстановлена упомянутая мечеть Бену Махан. Большой подземный резервуар для воды с провалившимся куполом – вот единственный ориентир, по которому теперь можно отыскать былой комплекс этой старейшей мечети. Между тем Мерв, находившийся на восточной окраине Халифата, не очень подходил для роли имперского центра, и аль-Маъмун всё-таки переехал в Багдад, а город опять стал главным центром халифатской провинции Хорасан, куда в 821 году был назначен наместник – Тахир ибн Хусейн. Согласно ал-Истахри, он захотел переместить центр Мерва ещё дальше на запад и возвёл целый ряд зданий вдоль канала Хурмузфарра.

Первые крупные сооружения, которые встречают сегодня посетителей заповедника, – это загадочные глиняные замки-кёшки Большая и Малая Кыз-кала с их суровым ритмом плотно прижатых полуколонн, образующих гофрированные фасады. О возрасте этих исполинских жилищ существуют разные предположения. Английский исследователь Хью Кеннеди недавно обосновал гипотезу, что это вполне могли быть постройки Тахира. И если особенности их конструкций и строительных материалов не могут служить в этом случае точными индикаторами, то наличие михраба в одном из помещений Большой Кыз-калы явно указывает на то, что здание строилось уже при арабах. Гофрированные кёшки типичны для среднеазиатской архитектуры, их много не только в Мерве и его округе, но и в Хорезме, встречались они в Бухаре и Термезе, но их совершенно нет в Иране. Ясно, что это сугубо местный архитектурный тип, уходящий в доисламское прошлое и продолжавший воспроизводиться как минимум до XII века не только в сырцовом кирпиче, но и в жжёном; яркий тому пример – Рабат-и Малик, степная резиденция Караханидов в Бухарском оазисе.

В X–XI веках наступила эпоха небывалого культурного подъёма, когда в Мерв стекались лучшие умы мусульманского мира, поэты, художники и зодчие, оставившие потомкам свои нетленные произведения. Достаточно назвать живших здесь немало лет Омара Хайяма и Фахр ад-дина Гургани – автора романтического эпоса «Вис и Рамин», в котором есть такие строки о его архитектуре:

Уж если город чаровал сердца,

Представь себе величье, блеск дворца!

Сверкал он росписями стен и башен,

Китайскими узорами украшен.

Впрочем, в зависимости от настроения героини поэмы меняется и восприятие города:

Жаровня этот Мерв, а не столица,

Не город, а глубокая темница.

Расписанный дворец, чертог бесценный,

Мне огненною кажется геенной.

И всё-таки любовь к месту, где Гургани провёл немало благополучных лет в качестве поэта при дворе сельджукского султана Тогрулбека, вызывала у него совсем другие эмоции:

Прекрасен Мерв, земных владык приют!

Прекрасен Мерв, где цветники цветут!

Прекрасен Мерв зимой и в летний зной,

Он осенью прекрасен и весной!

Кто видел Мерв, кто поселился в нём,

Найдёт ли счастье в городе ином?

(Переводы С. Липкина)

Ровно тысячу лет назад Мерв стал самым большим городом Центральной Азии и одним из крупнейших на всём мусульманском Востоке: вместе

с пригородами его площадь достигала 1800 гектаров, а численность населения – 150 тысяч человек. Учитывая, что основная масса городов имела в ту эпоху от двух до пяти тысяч жителей, можно представить масштабы сельджукского Мерва. Буквально на каждом километре здесь можно увидеть то или иное свидетельство далёкого прошлого. Вокруг столичного мегаполиса ещё с парфянских времён существовала густая сеть городков и отдельно стоящих богатых усадеб. Иногда не ясно, где остатки собственно города, а где был конгломерат разросшихся деревень. В Х веке горожане составляли, по некоторым оценкам, около 40 процентов от общего числа жителей оазиса.

При султане Мелик-шахе в конце XI века была возведена или капитально перестроена сырцовая стена рабада – центральной квадратной части Султан-калы. Стену окружал глубокий и широкий ров, а по периметру стен размещалось около двухсот полукруглых башен диаметром в 4 м с двухъярусными сводчатыми камерами для стрелков. Стены достигали высоты 10–12 метров при ширине

6 метров; внутри имелись казематы и потайные лестницы. Перед монгольским нашествием стройные стены и башни Султан-калы были усилены снаружи толстыми футлярами из сырцового кирпича. На двух взаимно пересекающихся осях располагались городские ворота – мощные сооружения из жжёного кирпича, выдвинутые вперёд от линии стены. Одно из них – ворота Фируза на западной стороне – вскрыто археологами. Это во многом уникальное фортификационное устройство с лабиринтом; его привратную часть снаружи украшала облицовка из фигурного жжёного кирпича восемнадцати видов!

В северо-восточном углу Султан-калы находится Шахрияр-арк – огороженная стеной цитадель сельджукского Мерва. В её северной части – остатки сырцовых стен и арок былых казарм, а в центре – так называемый дом правителя. Это было двухэтажное здание с квадратным, четырёхайванным внутренним двором, построенное из сырца и лишь на фасадах облицованное фигурным жжёным кирпичом. По соседству – руины ещё одной сырцовой монументальной постройки, заключавшей один вытянутый и высокий зал, перекрытый сводом на подпружных арках. Фасады оформлены

в старых традициях гофрированных замков-кёшков. Возможно, это был диван – место, где собирался государственный совет. Среди других сырцовых памятников XI–XII веков выделяется загородный жилой дом в 4 километрах западнее Султан-калы. Его брутальные формы, композиция однотипных фасадов со щелевидными окнами-бойницами и планировочная структура с центральным купольным залом свидетельствуют об устойчивости традиций замковой архитектуры доарабского Мерва.

Почти на том месте, где находился дворец Абу Муслима, в середине XII века (не позднее 1152 года) был возведён мавзолей султана Санджара – последнего правителя из династии Великих Сельджуков. Он входил в ансамбль крупных царских сооружений, возвышавшихся в центре Султан-калы. Здесь находился дворец и соборная мечеть, к которой примыкал одним из своих фасадов мавзолей Санджара. Многие свидетельства указывают на его доминирующую роль: «...над ним возвышается купол голубого цвета, который виден на расстоянии одного дня пути» (Якут ал-Хамави, XIII век), «самое большое здание на свете» (Рашид-ад-дин, XIV век),

«Одна из величайших построек царств вселенной, настолько прочная, что порча не может коснуться её» (Исфизари, XV век). И в нынешнем состоянии мавзолей султана Санджара вызывает восхищение. Это огромный куб, который венчает купол диаметром 17 метров. Внешний купол, покрытый изразцами, не сохранился, но был восстановлен без облицовки в 2004 году. Высота подкупольного пространства зала – 36 метров. В верхней части куба расположена обводная галерея, выявленная на фасадах ритмом ажурных сквозных арок.

В декоре галереи использованы фигурные наборы жжёного кирпича и резной ганч со стилизованным растительным орнаментом и эпиграфикой. В интерьере – настенные росписи, выполненные синим и красным по белому фону. Конструкция разгрузочных арочных устройств и двойной оболочки купола мавзолея Санджара на полтора столетия опережает идеи строителей мавзолея Ольджейту-Ходабенде в Солтание (северо-запад Ирана) и на 300 лет – Филиппе Брунеллески, создателя купола знаменитого флорентийского собора.

Величественная усыпальница султана одиноко стоит среди пустынного ландшафта, где густую сеть городских кварталов время в буквальном смысле сравняло с землёй. Лишь недавно прямо напротив входа в мавзолей археологи из Великобритании начали раскапывать остатки большого базара времён Абу Муслима, но известные по средневековым источникам соборная мечеть с минаретом, султанский дворец, равно как и другие неординарные постройки, включая десять библиотек, астрономическую обсерваторию, в которой работал Омар Хайям, – даже не локализованы.

О высоком уровне архитектуры Мерва говорит и маленькая поминальная мечеть Мухаммеда ибн Зейда, построенная в пригороде близ квартала керамистов в 1112–1113 годах. Главный фасад этой символической постройки разработан в виде трёх арок с промежуточными арочными нишами и фризовыми горизонтальными вставками над ними. Тщательно отшлифованные фигурные кирпичики и гирих придают ему богатую узорность. В интерьере остались следы орнаментальной живописи, а также кирпичная куфическая надпись и редкий по форме многолопастный михраб, покрытый полихромной росписью. Стилистически близок ему другой памятник первой четверти XII века – его называют, согласно поздней традиции, Худайназар-овлия. Он также относится к категории беспортальных центрических мавзолеев, основу декора которых составляют фактурные качества жжёного кирпича.

В 1153 году Мерв был захвачен кочевниками-гузами и жестоко разграблен. Наступившее безвластие на фоне феодальных войн за обладание Хорасаном, продолжавшихся несколько десятилетий, прервало строительную активность. Лишь войдя в состав государства хорезмшахов, город смог частично оправиться после нанесённого ущерба, но уже в 1221 году оказался полностью разгромленным монголами. Спустя почти 200 лет, при Тимуридах, Мерв возродился, но достичь прежнего уровня уже не мог не только вследствие частых политических катаклизмов, но и природных факторов. Климат становился всё засушливее, пастбища истощались, Мургаб мелел, сокращались посевные площади, и люди стали покидать обжитые места.

Севернее крепостной стены Абдуллахан-калы в XV веке был разбит чарбаг – огромный парк с летней резиденцией мервского правителя. Вход в неё оформляли арочные ворота, а строго по оси возвышался парадный парковый павильон. Единственный уцелевший мервский ансамбль того периода – мавзолей асхабов, сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), похороненных в Мерве ещё в VII веке. Над их могилами при Тимуридах были поставлены мраморные плиты с великолепным резным декором и надписями, скрытые купольными киосками, а сзади, на втором плане, возведены два смежных сводчатых айвана, облицованные синими и голубыми изразцами. За ними ничего нет – они служат лишь монументальным фоном для обеих могил. Ещё в окрестностях Абдуллахан-калы можно увидеть яхданы – огромные, почти конические сырцовые купола, водружённые прямо на земле. Это были общественные холодильники: в них круглый год хранился плотно набитый зимой снег, укрытый спрессованным слоем верблюжьей колючки.

Прошло несколько веков, прежде чем Мерв снова открылся миру, теперь уже благодаря путешественникам и учёным из Европы и России. Древний город и его окрестности стали объектом пристального интереса востоковедов и археологов. Первопроходцем стал тридцатидвухлетний профессор факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета Валентин Жуковский, который в 1890 году приехал в Мерв по заданию Императорской археологической комиссии. Именно он осуществил первое подлинно научное изложение истории и исследование памятников Марыйского оазиса. Его фундаментальный труд, в своё время удостоенный золотой медали Российской академии наук, до сих пор не утратил своей практической ценности. Осенью того же 1890 года Мерв в деталях зафиксировал французский фотограф Поль Надар, который на знаменитом Восточном экспрессе выехал из Парижа и добрался сюда по только построенной тогда железной дороге через Стамбул, Тифлис, Баку, Красноводск и Ашхабад. Более тысячи снимков стали итогом путешествия, в котором соединились любопытство и мастерство человека, который, воспользовавшись новым видом транспорта и качеством фототехники тех лет, первым представил на Западе недоступные прежде образы таинственного Востока. В 1904 году Мерв посетила американская экспедиция Института Карнеги под руководством профессора Рафаэля Пампелли. И хотя его изыскания на Гяур-кале были кратковременными и эпизодическими, именно они знаменуют начало археологического изучения Мургабского оазиса.

В ХХ веке большой вклад в исследования истории и культуры Мерва внесли академики Василий Бартольд, Михаил Массон и возглавлявшаяся им с 1946 по 1986 год Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция (ЮТАКЭ). Несколько томов трудов этой миссии посвящены именно Мерву, не говоря уже о целом ряде монографий, научных сборников и статей о его памятниках, многие из которые выявили и опубликовали именно ютакинцы. Наконец, с 2001 года осуществляется Международный Мервский проект, организованный Институтом археологии Лондонского университетского колледжа на базе Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв». Десятки молодых специалистов из Туркменистана, Великобритании, Германии, Дании, Ирана, Китая, США и других стран проходят здесь стажировку, осваивая премудрости профессии, и разрабатывают собственные научные темы, добывая материал из неисчерпаемой сокровищницы Мерва.

Руслан Мурадов.

Заместитель начальника Национального управления Туркменистана по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры.

Использованы материалы сайта: http://islam.ru/

www.rgo-sib.ru

Древний Мерв | Mice Uzbekistan

  • Русский Русский
  • Français Français
  • Deutsch Deutsch
  • Italiano Italiano
  • English English
  • MY ACCOUNT
  • Русский
    • Русский
  • LOGIN
Mobile Menu Toggle Mice Uzbekistan
  • Главная
  • Узбекистан
    • Государственные символы
    • География Узбекистана
    • Культура Узбекистана
    • Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого
    • История Узбекистана
    • Кухня Узбекистана
    • Праздники Узбекистана
    • Фестивали Узбекистана
    • Традиции Узбекистана
    • Суфизм
    • Новости
    • Фото галерея
  • Туркменистан
    • О стране
    • Традиции
    • История ковра
    • Национальная кухня
    • Достопримечательности
      • Ашхабад
      • Древний Мерв
      • Маргуш
      • Древний город Ниса
      • Куня Ургенч
      • Дарваза, газовый кратер
      • Янги Кала – “Огненная крепость”
      • Ахалтекинские кони
      • Ков Ата (Бахарденское озеро)
      • Даяхатын
      • Дехистан
      • Пустыня Каракумы
    • Фотогалерея
  • Туры в Узбекистан
    • Культурные туры
      • Летние каникулы в Узбекистане
      • Узбекистан на майские праздники
      • Навруз в Узбекистане
      • Жемчужины Узбекистана
      • Золотое кольцо Узбекистана
      • Новый Год в Узбекистане
      • Пути Тамерлана
      • Трепет и тайна Востока
    • ЭКО туры
      • Голубые купола и Знойное солнце пустыни
      • Зааминский национальный парк
      • К Аральскому морю, через плато Устюрт
      • Сельский туризм | Туры в Узбекистан
      • Сельский туризм с Байсун | Туры в Узбекистан
      • Через долину Пальтау
      • Экоцентр “Джейран”
    • Активные туры
      • Авто тур
      • К озеру Урунгач
      • Конный тур на плато Пулатхан
      • Конный тур по реке Чаткал
      • Конный тур
      • Парапланеризм
      • Рыбалка в горной реке
      • Рыбалка на озере Айдаркуль
      • Рыболовный тур
      • Тур в пустыню Кызылкум
    • Винные туры
    • Гастрономические туры
      • Узбекистан для гурманов
    • Горные туры
      • Бельдерсай-Чарвак треккинг тур
      • Горнолыжный тур в Чимган и Бельдерсай | Туры в Узбекистан
      • Конный тур в нуратинских горах
      • На гору Бабайтаг
      • На гору Большой Чимган
      • На гору Патандазбоши
      • Треккинг на загадочное плато Пулатхан | Туры в Узбекистан
      • Треккинг по реке Коксу | Туры в Узбекистан
      • Треккинг по отрогам Чаткальского горного хребта
      • Треккинг через теснины Гулькамского ущелья
    • Сборные туры
      • Узбекистан на майские праздники
      • Узбекистан — Сборный Тур
    • Суффизм
    • Туры выходного дня
  • Города
    • Ташкент
    • Самарканд — Жемчужина Востока
    • Бухара
    • Хива
    • Ферганская долина
    • Шахрисабз
    • Нурата
  • Гостиницы
    • Ташкент
    • Самарканд
    • Бухара
    • Хива
    • Андижан
    • Фергана
    • Коканд
    • Нукус
    • Горнолыжные курорты
    • Санатории
  • MICE Узбекистан
    • Бизнес-туризм в Узбекистане
    • Incentive
  • Контакты
  • Транспорт
    • Расписание авиарейсов
    • Поезда
  • Главная
  • Узбекистан
    • Государственные символы
    • География Узбекистана
    • Культура Узбекистана
    • Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого
    • История Узбекистана
    • Кухня Узбекистана
    • Праздники Узбекистана
    • Фестивали Узбекистана
    • Традиции Узбекистана
    • Суфизм
    • Новости
    • Фото галерея
  • Туркменистан
    • О стране
    • Традиции
    • История ковра
    • Национальная кухня
    • Достопримечательности
      • Ашхабад
      • Древний Мерв
      • Маргуш
      • Древний город Ниса
      • Куня Ургенч
      • Дарваза, газовый кратер
      • Янги Кала – “Огненная крепость”
      • Ахалтекинские кони
      • Ков Ата (Бахарденское озеро)
      • Даяхатын
      • Дехистан
      • Пустыня Каракумы
    • Фотогалерея
  • Туры в Узбекистан
    • Культурные туры
      • Летние каникулы в Узбекистане
      • Узбекистан на майские праздники
      • Навруз в Узбекистане
      • Жемчужины Узбекистана
      • Золотое кольцо Узбекистана
      • Новый Год в Узбекистане
      • Пути Тамерлана
      • Трепет и тайна Востока
    • ЭКО туры
      • Голубые купола и Знойное солнце пустыни
      • Зааминский национальный парк
      • К Аральскому морю, через плато Устюрт
      • Сельский туризм | Туры в Узбекистан
      • Сельский туризм с Байсун | Туры в Узбекистан
      • Через долину Пальтау
      • Экоцентр “Джейран”
    • Активные туры
      • Авто тур
      • К озеру Урунгач
      • Конный тур на плато Пулатхан
      • Конный тур по реке Чаткал
      • Конный тур
      • Парапланеризм
      • Рыбалка в горной реке
      • Рыбалка на озере Айдаркуль
      • Рыболовный тур
      • Тур в пустыню Кызылкум
    • Винные туры
    • Гастрономические туры
      • Узбекистан для гурманов
    • Горные туры
      • Бельдерсай-Чарвак треккинг тур
      • Горнолыжный тур в Чимган и Бельдерсай | Туры в Узбекистан
      • Конный тур в нуратинских горах
      • На гору Бабайтаг
      • На гору Большой Чимган
      • На гору Патандазбоши
      • Треккинг на загадочное плато Пулатхан | Туры в Узбекистан
      • Треккинг по реке Коксу | Туры в Узбекистан
      • Треккинг по отрогам Чаткальского горного хребта
      • Треккинг через теснины Гулькамского ущелья
    • Сборные туры
      • Узбекистан на майские праздники
      • Узбекистан — Сборный Тур
    • Суффизм
    • Туры выходного дня
  • Города
    • Ташкент
    • Самарканд — Жемчужина Востока
    • Бухара
    • Хива
    • Ферганская долина
    • Шахрисабз
    • Нурата
  • Гостиницы
    • Ташкент
    • Самарканд
    • Бухара
    • Хива
    • Андижан
    • Фергана
    • Коканд
    • Нукус
    • Горнолыжные курорты
    • Санатории
  • MICE Узбекистан
    • Бизнес-туризм в Узбекистане
    • Incentive
  • Контакты
  • Транспорт
    • Расписание авиарейсов
    • Поезда
  • MY ACCOUNT
  • LOGIN
  • Русский
    • Русский
Mice UzbekistanMice Uzbekistan Forgot password?

Remember me

LOG IN

Древний Мерв

  • ГЛАВНАЯ
  • Туркменистан
  • Древний Мерв

mice-uzbekistan.uz

Мерв (древний город) — WiKi

  Остатки мечети в древнем Мерве. Фото — конец XIX в.

Мервский оазис был заселён уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва дошёл со своим отрядом китайский военачальник Бань Чао.

В III в. н. э. в городе появляются первые христиане.[1] Здесь формируется могущественная Мервская митрополия. Свидетельством их деятельности является христианский некрополь III—VI веков в окрестностях Старого Мерва, а также сооружение Хароба-Кошук в 18 километрах от Мерва, которое некоторыми исследователями считается руиной христианского храма.[2]

После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками.

Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам[3], было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.

В 1221 г. Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары. С приходом в 1880-е гг. русской армии (см. бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.

ru-wiki.org

Мерв (древний город) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Мерв.

Мерв (перс. مرو‎; туркм. Merw) — древнейший известный город Средней Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков. Руины Мерва — памятник Всемирного наследия человечества.

История

Мервский оазис был заселён уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го — начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв — один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва [www.google.com/search?q=ban+chao+merv&btnG=Искать+книги&tbm=bks&tbo=1&hl=ru#hl=ru&tbo=1&tbm=bks&sclient=psy-ab&q=%22Бань+Чао+двинулся+дальше+на+запад%22&oq=%22Бань+Чао+двинулся+дальше+на+запад%22&aq=f&aqi=&aql=&gs_l=serp.3...17515l19603l0l20906l3l3l0l0l0l0l1231l1800l5-1j0j1l2l0.frgbld.&pbx=1&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.r_qf.,cf.osb&fp=c9e2dacda8ac08dd&biw=1024&bih=577 дошёл со своим отрядом] китайский военачальник Бань Чао.

В III в н. э. в городе появляются первые христиане.[1] Здесь формируется могущественная Мервская митрополия. Свидетельством их деятельности является христианский некрополь III—VI веков в окрестностях Старого Мерва, а также сооружение Хароба-Кошук в 18 километрах от Мерва, которое некоторыми исследователями считается руиной христианского храма.[2]

После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв — один из главных центров арабской книжной учёности, обладавший десятью библиотеками.

Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам[3], было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.

В 1221 г. Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары. С приходом в 1880-е гг. русской армии (см. бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.

Инфраструктура

  • Цитадель Эрк-Кала площадью 12 га восходит к эпохе Ахеменидов. Над городищем возвышается здание на монолитной платформе, вокруг — сырцовая стена.
  • Территория раннесредневековой селитьбы Гяур-Кала с руинами нескольких буддийских и христианских монастырей, а также двухэтажных замков вельмож.
  • Городище Султан-Кала в форме неправильного четырёхугольника — ядро столицы турок-сельджуков, несколько западнее Гяур-Калы.
  • Цитадель Шахрияр-арк относится к сельджукскому периоду и включает протяжённые руины казарм и дворцовых сооружений, а также мавзолей султана Санджара.
  • Мавзолей Мухаммеда-ибн-3ейда на пригородной территории сельджукской столицы — возведён ок. 1112 г.
  • Южное городище Абдулла-хан-Кала представляет последний период застройки Мерва и отличается регулярной планировкой (дворец, мечети, медресе, мавзолеи).

Известные люди из Мерва

См. также

Напишите отзыв о статье "Мерв (древний город)"

Примечания

  1. ↑ Бируни. Памятники минувших поколений. — Избранные произведения. Т. 1. Таш., 1957
  2. ↑ Пугаченкова Г. А. Хароба Кошук. — ИАН ТуркмССР. 1954, № 3.
  3. ↑ [geography.about.com/library/weekly/aa011201a.htm Largest Cities Through History]

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мерв (древний город)

– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас? Князь Репнин назвал поручика Сухтелена. Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь: – II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.] – Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен. – Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете! Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти. – Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave? Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему. Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих. Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников: – Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше. На лице его было сиянье самодовольства и счастия. Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок. Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке. «Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!» Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений. Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением. – C'est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n'en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.] Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.

wiki-org.ru


Смотрите также