Флейта древняя. Как появились первые духовые инструменты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Флейта – древний музыкальный инструмент. Флейта древняя


Флейта Древних - Предмет - World of Warcraft

Комментарии

Комментарий от Clear

What's this item for? Doesn't happen anything if i use it in the ruins.. Do you need it for a quest?

Комментарий от shind

Use the Flute at 49, 29. Speaking with Arei will start a escort quest.

Комментарий от Rubinous

And the link to the Q: http://www.wowhead.com/?quest=4261 .

Комментарий от dodger

It can be thrown away after the quest as it is not repeatable.

Комментарий от Atreyuz

been spamming it and nothing happens, in ruins of irontree woods, no NPC apears or anything unusuall happes?now what?

Комментарий от dolmi2

Same happens to me. Tree spirits do show up but you can spam using the flute million times and the NPC won't show up.

Комментарий от amour

http://www.wowhead.com/?maps=361:498295

use the stick at that spot

Комментарий от mrdummy

The pointed spot is the broken temple place with stones in the circle. You see a night-elf statue there.That must be the place to use flute.

Комментарий от Nightlydust

Use flute at confirmed location, 49, 29.

The big tree, Arei, spawned on my first try.Nothing hostile spawns when you use the flute.

When you start the quest, Arei starts walking and stops two times during the escort where hostile mobs spawn 3 at a time. First when going over the river, and then at the end when you have reached the road. Arei doesnt aggro everything at his path, and if you aggro anything first he doesnt care to stop up and help you out, so be careful. I found it easiest to just follow him around on my mount.

Edit: The flute also stays in your inventory after you have returned the quest to Forest Song. You have to delete it yourself.

Комментарий от wingsofscion

Just a random note. You can, as a resto shaman, cast Earth Shield on Arei.

Комментарий от Glorious

kept spamming the item for hell long time, no questgiver spawned, just spirits of treants. tried all the locations avaiable. anybody did this quest after 3.0.8?

Комментарий от Sonyana

Works perfectly. Don't forget you have to use it in front of the blood elf statue. Just turn around and look at the huge tree, he's the quest giver.

Комментарий от Fruzstrated

Only one person needs the flute if you do this in a group.Me and my friend were questing together and this quest was on the way so i summoned it and they were able to accept the quest.

Комментарий от Therealtaleas

If you are a frost mage around the right level for the quest, it is impossible to solo. 3 lvl 55 mobs at a time that are COMPLETELY immune to ALL frost attacks.

Комментарий от forgetthesword

I stood right in front of the statue showed in the screenshot, and summoned him first try. Hope that helps...

Комментарий от holto97

Everyone keeps saying that this quest is easy, i did it on my lvl 54 warrior and it took nearly 15 mins cos he went south west and round anti clockwise, encountering more than ten enemies. The good thing about that is i got (with the quest reward) around 16000 xp.

Комментарий от TwILeK

On the map

Комментарий от xelepart

Soloable as an 80 paladin.

Комментарий от Kajir

Tried it just out of curiosity, don't know why you would want to call em up, but they are still summonable after 4.0.3

Комментарий от sherrasama

Actually, this item is still available in the game. If you talk to Eridan Bluewind at the Ruins of Constellas in southern Felwood, she hands you this item. It still functions as far as calling spirits but no further quests are offered. It's a flavor item now.

Комментарий от Hemingray

The Flute of the Ancients still works as of patch 6.0.2, even though the quest was removed from the game back in Cataclysm.

Summons Arei, a large treant spirit, and several smaller Treant Spirits that roam around the area for several minutes.

I'm probably the last one that still visits this poor guy. :(

Комментарий от lidren

Still works as of 12/21/16. 02:25 EST

ru.wowhead.com

Доклад о флейте | Kratkoe.com

Музыкальный инструмент флейта занимает особое место в мире музыки. Доклад на тему «Флейта» расскажет Вам более подробно об этом прекрасном инструменте. Сообщение о флейте можно дополнить интересными фактами.

Доклад про флейту

Флейта — это деревянный духовой музыкальный инструмент. Звуки, исходящие из нее, образуются благодаря рассеканию об грань потока воздуха, вместо применения язычка.

Происхождение и история флейты

Согласно греческой мифологии сын Гефеста — Ардал был изобретателем флейты. Ученые предполагают, что самой древней формой флейты был свисток. Из него постепенно прорезывали отверстия для пальцев, превращая тем самым обычный свисток в флейту.

Флейта, в современном ее варианте, была известна более 5000 лет тому назад в Египте. До сих пор на Ближнем Востоке она остается основным инструментом. В Китае ее знали еще 3000 лет назад, в Японии и Индии более 2000 лет назад.

В конце XVII века флейта была «модернизированная» мастерами из Франции – они добавили к 6-ти пальцевым отверстиям специальные клапаны для исполнения хроматического полного звукоряда. Уже в XVIII веке инструмент занял свое место в инструментальных ансамблях и симфоническом оркестре.

Звук флейты

Звучание флейты подобно волшебству. Самые красивые звуки исходят из среднего регистра.

Стоит сделать акцент на некоторых особенностях звучания инструмента:

1. Звуки из нижнего регистра немного глуховатые, но в то же время мягкие, сердечные и проникновенные

2. Особенность акустики у флейты в том, что во время игры на «пиано» высота звучания понижается, а во время игры на «форте» — звук повышается.

3. Можно изменять характер высоты звуков. Достаточно регулировать на выдохе силу воздушной струи. Конечно, прибегая к помощи механизму клапанов, закрывая соответствующие отверстия на флейте.

4. Диапазон флейты охватывает расстояние от ноты «До» первой октавы до «До» четвертой октавы.

Разновидности флейты

На сегодняшний день существуют несколько видов флейты, а именно:

  • Поперечная
  • Флейта-пикколо
  • Альтовая флейта
  • Басовая флейта
  • d’Amour,
  • Контрабасовая
  • Октобасовая
  • Гипербасовая

Интересные факты о флейте

1. В древнем Китае флейты изготавливали из кости журавля. Примечательно, что она издавала не только конкретные, отдельные ноты, но мелодии.

2. Самая миниатюрная флейта в мире – это флейта пикколо. Ее размер 50мм в дину и 55мм в ширину. Была придумана пастухами и вырезается из тростника.

3. Самая дорогая флейта согласно журналу Форбс — это флейта фирмы «Powell», изготовленная из чистой платины накануне ІІ мировой войны в 1939 году.

4. Средний вес этого музыкального инструмента составляет 600 грамм.

Надеемся, изложенная информация о флейте помогла Вам. А свой рассказ о флейте Вы можете оставлять через форму комментариев.

kratkoe.com

Флейта – древний музыкальный инструмент

Флейта – древний музыкальный инструментВ склоне пещер на юго-западе Германии, археологи обнаружили зачатки музыки и искусства ранних современных людей, мигрирующих в Европу из Африки. Данные  показывает, что одним из самых древних и в наше время известных музыкальных инструментов в мире, является  флейта, сделанная из бивня мамонта и птичьих костей.

Ученые во главе с Томасом Хайема из Оксфордского университета установили, что костям животных, из которых были сделаны флейты от 42000 до 43000 лет. Это близко к тому времени, когда первые анатомически современные люди располагались в Центральной Европе, вдоль долины реки Дунай.

Лучше всего сохранилась флейта, с пятью отверстиями для пальцев, которой было всего 35000 лет. Некоторые ученые не спешили принимать установленные годы флейты, ее хронологическую оценку сроков. Они считали, что радиоуглеродный возраст старше 30 тысяч лет может быть ненадежным.

После еще нескольких открытий, образцов изобразительного искусства и отличительных личных украшений в пещерах, доктор Конрад сказал, что новые даты подтвердили предположение о том, что Дунай был «ключевым проходом для движения древних людей и технологических нововведений в Центральной Европе между 40000 и 45000 лет назад».

В исследованиях доктора Хайема, было установлено, что кости животных были похоронены в том же слое грунта, где и флейты в пещере Гайсенклёстерле. В результате проведенных исследований ученые пришли к выводу, что предыдущие даты были установлены неправильно, так как кости животных подвергались недостаточной очистки.

Если верить новым данным, ученые доказали, что современный человек впервые переехал через Дунай 39000 лет назад, ровно тогда и начали появляться первые музыкальные инструменты – флейты.

tooya.ru

Флейта — Юнциклопедия

Название инструмента происходит от латинского слова «флатус» — «дуновение». О происхождении флейты сложены легенды. Одна из них рассказывает, что древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Спасаясь от Пана, нимфа обратилась к богу реки с мольбой спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из этого тростника свирель и назвал ее в память нимфы сиринкс (сиринкс — разновидность флейты Пана). Флейта Пана — народный многоствольный инструмент, высота звука у него зависит от длины трубок, а диапазон — от их количества. Трубочки изготовляются из ствола камыша, тростника, бамбука, а также из древесины, кости, металла. Их скрепляют тростниковыми пластинками и жгутом из молодой коры вишневого дерева или ниткой. Современные флейты бывают продольными и поперечными. Простейшие старинные музыкальные инструменты (окарины, свистульки) впоследствии стали детскими игрушками.

Поперечную флейту исполнитель держит горизонтально. Это современная оркестровая флейта. Способ извлечения звука заключается в том, что исполнитель направляет струю воздуха на острый край отверстия в стенке ствола, которая, рассекаясь, приводит в колебание заключенный внутри трубки воздушный столб. Получается характерный свистящий звук.

Продольную флейту исполнитель держит в вертикальном положении. Для извлечения звука она снабжена специальным приспособлением, похожим на детские свистульки.

В современной музыкальной практике, особенно среди детей, во многих странах мира получила распространение продольная блок-флейта. Очень легкая в звукоизвлечении, она все шире применяется и в нашей стране для начального обучения в детских музыкальных школах. Обладая приятным тембром, блок-флейта уступает поперечной флейте в глубине и выразительности звука, в динамике, ширине диапазона, в технических возможностях и поэтому в симфоническом, духовом и эстрадном оркестрах не применяется.

Поперечная флейта, подобная современной, вошла в оркестр во второй половине XVII в. Западноевропейские композиторы не только широко использовали ее в оркестре, но и написали для нее сольные и камерные сочинения. Очень любили писать для флейты М. Равель и К. Дебюсси. У последнего есть пьеса-соло для флейты «Сиринкс». В России флейта нашла применение в оркестровом творчестве всех великих музыкантов, начиная с М. И. Глинки. Многогранную роль выполняет флейта в произведениях современных композиторов.

Вместе с гобоем, кларнетом и фаготом она образует группу деревянных духовых инструментов. Разновидности флейты часто применяемые в оркестре, — флейта-пикколо (высокая флейта) и альтовая флейта (низкая флейта).

yunc.org

История флейты. 10 фактов | urokimusic

Факт №1. Флейта — это самый древний инструмент из деревянных  духовых инструментов. Точное её происхождение вы не найдете ни в одной книге. Одни говорят, что родина флейты — Китай или Индия, другие — утверждают, что Египет. Почему, спросите вы? Ответ прост — раньше люди любую дудочку называли флейтой. Вот почему флейту можно смело назвать инструментом народов мира.

Факт №2. Флейта — это   один из самых древних по происхождению музыкальных инструментов, который на заре веков и изготавливался из дерева.  Именно поэтому  ее относят к классу деревянных духовых, хотя и отливается она из олова.

Факт №3. Старинной формой флейты считают свисток из дерева или косточки какого-нибудь саблезубого мамонта, который был преобразован в свистковуюфлейту с рядом отверстий. И представьте, на этом бесхитростном “агрегате” уже можно было исполнять музыкальные произведения, а было это лет так 35 — 40 тысяч до нашей эры.

Факт №4. В Египте флейту знали ещё пять тысяч лет тому назад, а на Ближнем Востоке она остаётся основным духовым инструментом до сих пор.

Факт №5. Флейта о 5-6 пальцевых отверстиях была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. Тому подтверждение древнейшие статуи богов играющих на флейте, сохранившиеся по сей день.

Факт №6. Флейту знали в Античной Греции и Риме. Под наименованием авлоса или флейты Пана она часто фигурирует в различных мифах. Кроме того изображения музыкантов, в том числе флейтистов, имеются на старинных греческих вазах.

Факт №7. Флейта, была широко распространена в Европе в XV-XVII вв., куда она проникла с востока через Балканы.

Факт №8. К концу XVII века флейту усовершенствовали французские мастера, которые добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны. В результате флейта обрела более экспрессивное и развитые технические возможности, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту)

Факт №9. Флейта к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Факт 10. Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он первый, кто додумался отливать флейту из олова, снабдил её системой клапанов, которые закрывают отверстия и усовершенствовал строй флейты.

Если Вы хотите получить сразу всю книгу, переходите по этой ссылке fbook.urokimusic.ru Данная активная гиперссылка в конце статьи, обязательна, в случае использования данного материала на Вашем сайте. Любая перепечатка возможна только при выполнении данных условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены.

uroki-music.ru

Как появились первые духовые инструменты

Первые свистковые инструменты

Говорят, что изобретателями самых первых музыкальных инструментов были дети. Да, да. Обратили ли вы внимание на то, что исполнение музыки, музицирование называется игрой. Играют на скрипке, играют на рояле, играют на баяне и на балалайке. Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые музыканты, говорят: «оркестр играет».Кто знает может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты.

Вот древний охотник делает дырочки в высушенной звериной или птичьей косточке, чтобы нанизать их на стебель растения или жилку. Получается ожерелье. Такое ожерелье не только украшение. Ведь у хорошего охотника -большое ожерелье, а у плохого несколько косточек болтается. Сразу видно, кто более ловок и смел. Для охотника такое ожерелье-знак отличия, а для его малолетнего сына - игрушка. Сунул первобытный ребёнок косточку в рот, подул в неё - и раздался свист. Это был первый звук будущей свирели.

А кто из мальчишек не бросал камешки на дальность, соревнуясь в силе и ловкости. И уж, наверное, мальчишки заметили, что быстро летящий камень рассекает воздух со свистом. Ну а если такой камень с острыми краями привязать к верёвке или длинной палке и быстро вертеть над головой? Он будет свистеть, как чуринга в руках первобытного колдуна. А если вместо камня взять деревянную пластинку с отверстиями, то воздух будет в этих дырочках высвистывать настоящие рулады. Это и есть чуринга- древний музыкальный инструмент.

Чтобы объяснить непонятное, люди придумывали всемогущих богов, злых и добрых духов и при писывали им всё, что казалось им самым чудесным и не объяснимым.

Музыка тоже казалась им чудом. И про появление музыкальных инструментов было выдумано множество легенд и мифов. Но легенда-это вымысел, в глубине которого всегда спрятана правда.

Посмотрите на изображение странного существа - получеловека-полу зверя [репродукция с картины М. Врубеля "Пан"]. И посмотрите, что же в руках у фантастического лесного божества?

Мы видим ряд трубок различной величины, подобранных по росту и скреплённых между собой. Это музыкальный инструмент. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех народов мира. У греков такой музыкальный инструмент называется сиринкс или сиринга, у русских - кугиклы, у литовцев - скудучяй, у грузин - соинари. Но самое главное его, название - флейта Пана.

Легенда о возникновении флейты пана

Существует легенда о возникновении флейты. Однажды лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Добежав до реки, нимфа стала просить речного бога спасти её. Он внял мольбам и тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся "сирингой" или "флейтой Пана".

Вот такая легенда. Ей четыре тысячи лет. Мы знаем, что в каждой легенде есть какая-то правда. Какая же правда в этой легенде? Люди дума ли, что правда здесь -только свирель. Бородатый Пан - это, разумеется выдумка. А вот свирель из тростника - она ведь существует на самом деле. И ещё одна правда в этой легенде. Она родилась в древней Греции, значит, и свирель эту изобрели, конечно же, древние греки.

Но вот как-то раз учёные-археологи копали в степях за Волгой курган. Курганами называются древние могилы. Раскопав один из таких курганов, они обнаружили в нём восемь костяных трубочек, словно выстроившихся по росту и с ровненькими срезами.

Это была свирель, похожая на ту, о которой идёт речь в старой легенде. Но учёные очень удивились, что курган, в котором ее нашли, находится далеко от страны греков. Может быть, эту флейту завезли в далёкие края торговые люди или путешественники?

Нет, учёные высчитали, что кургану тому пять тысяч лет. Он на тысячу лет старше легенды, сочинённой древними греками. Значит, флейта попала в курган задолго до того, как про неё узнали греки. И родилась флейта намного раньше древней легенды и далеко от древнегреческой земли [А. Клёнов «Там, где музыка живет»].

Вот и выявилась в старой легенде новая правда. Правда о том, что родина одного из самых древних музыкальных инструментов не далёкая Греция, а приволжская степь. Так из легенд, древних рисунков и рукописей, археологических раскопок мы узнаем, как начиналась музыка, для чего она была нужна людям, какой она была.

Поперечная и продольная разновидности флейты

А как сложилась судьба флейты с отверстиями? Тут придется хорошенько разобраться. Во-первых, какой флейты поперечной или продольной?

Поперечная - это та, у которой отверстие для вдувания воздуха находится в одном ряду с отверстиями для пальцев. Её держат поперёк лица, несколько набок. Современный симфонический оркестр в своём составе имеет тоже поперечную флейту, только очень совершенную.

А продольная флейта - это нечто другое. У башкир это "курай", у узбеков -"най"(не путайте о молдавским),у белорусов - "дудка", "флуэр" - у молдован, "сопилка" - у украинцев, "саламури" - у грузин, "свирель" - у русских. Можно ещё перечислять названия продольных флейт многих народов мира. Но для того, чтобы понять, чем их устройство принципиально отличается от поперечных, вспомним всем известную русскую народную песню "Во поле берёза стояла", то место, где в ней поётся:

Песне этой не одна сотня лет, но исследователи фольклора относят её к не очень древним. Однако слова ее невольно возвращают нас к временам языческой Руси, когда по весне водили хороводы, приветствуя бога солнца Ярилу. Тогда, видимо, и были срезаны эти пруточки.

Вы, конечно, знаете как устроен обыкновенный свисток. Такую же клювовидную форму принимает и отверстие свирели. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады - Лель. Он тоже делал себе весной свирель из прутиков берёзы.

Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника или беззаботное пение лесных птиц?

Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поёт соловей в "Пасторальной симфонии" Бетховена и чёрный скворец в произведении французского композитора Мессиана. и весёлая птичка из симфонической сказки Прокофьева "Петя и волк".

Но флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка "Орфей"...

Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова «flatus», обозначающего дуновение.

Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр её не всегда был таким чистым и мягким. Не сразу её звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром.

Испокон веков флейта была пастушеским инструментом, её звуками пастухи созывали свои стада.

У исконных обитателей Америки мы также встретим флейту, тростниковую и даже каменную. О флейте у индейцев повествует нам

Интересно, что знакомство Васко де Гама с африканцами началось с. флейт. Когда мореходы впервые спустились на африканский берег они увидели около двухсот негров которые играли на флейтах. Одни из них производили высокие звуки, другие - более низкие, но, по словам путешественника-европейца, "вместе образовывалась гармония довольно приятная". Вот как удивила флейта первых европейцев в Африке.

С незапамятных времён бытует флейта и в Индии. Её называют здесь ванша, и уже в древних трактатах мы находим множество упоминаний о ванше, о приёмах игры на ней.

С поперечной флейтой в руках изображался бог Кришна, и когда он играл на ванше, "даже коровы, птицы, деревья и дикие животные содрогались от восторга".

В древней Элладе распространена была многоствольная флейта, флейта Пана или сиринга. Вот как описывает древнегреческий автор этот инструмент: "Си-ринга состоит из нескольких трубок, каждая трубка - это тростник. Самый высокий тростник издаёт самый высокий звук, а самый короткий звучит ниже всех. Так же, как под пальцами Афины заливается флейта, так в устах Пана поэт сиринга.

Флейтисты в Древней Греции и Риме пользовались особым почётом. Упоминания о знаменитых флейтистах встречаются у многих античных авторов. Так, рассказывают, что "жил когда-то флейтист по имени Антигенид, сладостен был каждый звук в игре этого музыканта, все лады были знакомы ему, он мог воссоздать для тебя, по твоему выбору, и простоту эолийского лада, и богатство ионийского, и грусть лидийского".

Высоко ценили флейтистов и просвещённые люди средневековья и Возрождения. И это несмотря на то, что церковь часто преследовала музыкантов, предавала их искусство анафеме.

Флейты в средневековом городе звучат повсюду - на площадях и шумных улицах, во время празднеств и торжественных шествий, с флейтой не расстаются бродячие скоморохи-жонглёры, без неё не обходится народное веселье. Не редкость флейта и в руках чинного придворного музыканта.

Играли в те времена на продольной флейте. Звук её мягче в сравнении с современной, более нежен, но зато он менее характерен и ярок, и сила его звучания, также значительно уступает поперечной флейте. Продольная флейта сохранялась ещё очень долго, лишь постепенно её начала сменять поперечная, пришедшая в Европу из Азии [Альманах для школьников. «Музыка и ты», вып.8, 1989].

В 17-18 веках флейта занимает своё место в оркестре и становится концертным инструментом. Исполнительские возможности инструмента уже так велики, что флейте подвластны самые разнообразные краски: и тихая меланхолическая грусть, и весёлое щебетанье, и передача самых глубоких, сокровенных переживаний человека. В медленной части концерта Перголези флейта звучит кристально чисто. Звук её струится, как прозрачный тихий ручеёк, перед нами словно возникает идиллически-пасторальная картина. А в концерте Вивальди "Ночь" флейта - певица ночи, фантастических сновидений, глубоких и порой мрачных переживаний.

Флейта в 18- начале 19 века заняла прочное место в камерной музыке, с участием этого инструмента пишут ансамбли Бах, Гендель, Телеман, Моцарт, Гайдн.

В 18 - начале 19 века флейта проникла и в русскую музыку. Глинка в прозрачных звуках инструмента услышал восточную негу, чарующую томность и использовал флейту в "Персидском хоре" в опере "Руслан и Людмила".

Иные возможности почувствовал в инструменте Римский-Корсаков. Он считал, что тембр у флейты холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного характера, что трудно найти инструмент для лучшего выражения сказочной завороженности, хрупкости, призрачности. И поручил флейте тему холодной снежной красавицы Снегурочки.

Часто использовали русские композиторы прошлого века флейту и в камерных произведениях. И это не случайно, потому что многие из них сами владели этим популярным инструментом, который в ту пору в быту был очень популярен и распространён. Глинка, например, играл на флейте в оркестре своего дяди, Бородин и Чайковский также владели флейтой. Один из самых любопытных примеров использования флейты как камерного инструмента - Квартет Алябьева для четырёх флейт.

Флейта становится модным инструментом и в быту. Играть на флейте считается галантностью, признаком хорошего тона. В пудреных париках собираются вечерами в салонах музыканты и в руках у них флейты, скрипки, виолы. Играют на вечерах и просто для себя - дома. Много упоминаний о любителях флейтового искусства мы встретим и в литературе. На флейте играет Молчалин в «Горе от ума», Урия Гип в «Давиде Копперфилде». В чопорных салонах аристократы и придворные услаждали свой слух нежной игрой на флейтах, а на улице звучала совсем иная музыка.

Как не похожи визгливые, пронзительные звуки этой флейты на галантную музыку салонов. Это военная, так называемая барабанная флейта. И не зря Сергей Прокофьев в музыке фильму "Иоручик Киже" избрал флейту для характеристики мертвого павловского царства, для обрисовки бездушной государственной машины царизма. Под такие вот звуки маршировали солдаты царской армии, и под эти же звуки секли провинившихся солдат.

Но оставим эту жуткую музыку... И вновь обратимся к флейте - нежной певице, флейте - инструменту блестящему и виртуозному. Усовершенствованная немецким музыкантом Теобальдом Бёмом, поперечная флейта в 19 веке окончательно вытеснила свою соперницу - продольную. Звук её обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности инструмента необычайно расширились. Лёгкая праздничность, мягкая меланхолия, таинственная сказочность, изображение восхитительньх картин природы - всё это стало доступно ей.

Флейте и её разновидностям - малой или пикколо, басовой и альтовой -композиторы поручают мелодии самого разнообразного характера. Флейта оказалась подходящей и для выражения пробуждающейся любви Джульетты в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта", и для создания образа совершенно противоположного - фашистского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича.

Бытование духовых инструментов у тюркских народов

Любопытные сведения можно найти о развитии духовых инструментов в Казахстане. Остановимся на этом подробнее.

Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии и Казахстана [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты» 1989].

Самые древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигнала. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогатились техническими возможностями. Если раньше мелодию исполняли лишь на нескольких трубках, то теперь ту же мелодию, благодаря отверстиям, можно было сыграть на одной.

Дальнейшее развитие духовых инструментов происходило в двух направлениях:

а) расширение диапазона за счёт увеличения трубок без отверстий;

б) расширение диапазона за счет увеличения числа отверстий.

К последнему типу инструментов относят камыс-сырнай и кос-сырнай.

Название "сырнай" является общераспространённым термином, применяемым к

различным видам музыкальных инструментов. У многих народов духовые инструменты носят названия: сур, сурма, зурна, сурнай, най, нэй, сарнай, сырбаснай. Слово «сырнай» состоит из двух слов - "сыр" и "най". В казахском языке "сыр" употребляется в значении -тайна, секрет. Словом "най" называли инструменты и некоторые трубчатые предметы. Видимо, ив этом случае название родилось в связи с выражением сокровенных чувств, которые исполнитель передавал посредством звуков.

Для отличия духовых инструментов к общему названию "сырнай" добавляли слово, связанное с особенностью устройства пли материала, из которого был изготовлен инструмент, а иногда и с приёмом звукоизвлечения. Например, камыс - сырнай (инструмент из камыша), муиз-сырнай (инструмент из рога, муиз - рог),кос - сырнай (инструмент, состоящий из двух тру-бок, кос - пара),саз - сырнай (инструмент, изготовленный из глины, саз-глина) [Б. Сарыбаев «Казахские музыкальные инструменты», 1989].

Развитие духовых инструментов в казахстане

Интересные сведения о казахских духовых инструментах можно найти во многих этнографических работах.

Этнограф Н. Слюз, побывавший, в начале 60-х годов 19 века среди каза-хов Западной Сибири, также встречается с древним духовым инструментом. "Музыкант, обыкновенно играющий на инструменте, имеющем некоторое сходство с деревенским пастушеским рожком,- пишет Слюз, -есть вместе с тем и импровизатор, восхваляющий под пронзительные звуки добродетели и доблести присутствующих". Судя по описанию характера звучания исполняемой на "рожке" воинственной музыки, инструмент типа муиз-сырнай применялся в походах как сигнальный инструмент.

В 1920-е годы А. Затаевич записывает несколько мелодий, в прошлом исполнявшихся на сырнае. Одну из них он услышал от певца Мухтара Жылкайдарова из Атбасарского района Акмолинской области.

Особенности мелодий, исполняемых на сырнае, состояли в том, что они много раз повторялись в свободной импровизации. Варьировали чаще всего в конце темы.

Камыс-сырнай и кос-сырнай исчезают на территории Казахстана постепенно. В южных районах страны долгое время бытовали инструменты и исполнительские традиции сырнаистов. И поныне в Южно-Казахстанской области встречаются старожилы, которые в прошлом славились игрой на этом инструменте. К некоторым из таких инструментов прикреплялся рог (Южно-Казахстанская область, Карагандинская область).

Камыс-сырнай и кос-сырнай, изготовленные из камыша(тростника) отличаются от других духовых инструментов по силе звучания и тембру. Своеобразный тембр создаётся благодаря язычку, посредством которого извлекается звук. Если же из этих трубок извлечь звук, как это делается на сыбызгы или флейте, то тембр будет иной.

Удалось встретить аксакалов, которые в молодости играли на камыс-сырнае и кос-сырнае. Один образец камыс-сырная с тремя отверстиями изготовил народный мастер Б. Анесов. Его инструмент имел три отверстия, от расположения которых зависел звукоряд, а старинные образцы имели до шести отверстий.

На камыс-сырнае и кос-сырнае исполнялись небольшие по диапазону, несложные народные мелодии. Звуки этих инструментов иногда служили сигнальным знаком, играли на этих инструментах в основном молодые леди, но встречались исполнители и более почтенного возраста. Камыс-сырнай и кос сырнай могут быть использованы и как солирующие и как ансамблевые инструменты.

Способы звукоизвлечения на разных инструментах различны. На камыс-сырнае каждое отверстие даёт лишь один определённый звук. При игре на камыс-сырнае и кос-сырнае можно изменять высоту тона, прижимая языком отверстие трубки,а также раздвигая губы. Потребность в дыхании при игре на этих инструментах значительно больше, чем на сыбызгы.

Древние духовые инструменты употреблялись в различных целях: сырнай, изготовленный из камышовых трубочек, был популярен среди молодёжи, а сырнай с сильным звуком, изготовленный из рогов или костей - в военных походах.

Найдены уникальные экземпляры духовых инструментов, изготовленных из глины. Это саз-сыркай, ускирик и тастаук. Эти инструменты относятся к типу окарины. Подобные инструменты изготовлялись из глины с последующим обжиганием её. Они имели различные размеры и форму (птиц, животных, рыб, наездников, многоголовых коней и т.д.) Их разрисовывали и иногда покрывали глазурью. Встречаются инструменты с диапазоном терции и более, иногда диапазон доходит и до октавы. На таких инструментах дети (реже- взрослые) исполняли народные песни. Все они представляли разновидность флейты со свистковым устройством. У некоторых народов подобные инструменты не имеют свисткового устройства. Сюда относятся и казахские глиняные инструменты. В настоящее время окариновые инструменты сохранились только как детские музыкальные инструменты-игрушки. Наибольшее распространение получили окарины с тремя-четырьмя, игровыми отверстиями.

В 1971 году во время археологических раскопок города Отрара был найден небольшой глиняный предмет величиной с гусиное яйцо, с двумя маленькими отверстиями по диаметру, размещенные на противоположных концах. Когда его показали местным жителям, выяснилось, что это древний музыкальный инструмент саз-сырнай (саз-глина, сырнай - общий для духовых инструментов термин).

Первое, что попытались сделать - извлечь звук из этого долго молчавшего древнего инструмента. Принцип звукоизвлечения оказался близок к флейтовому. Ве-роятно, на этом инструменте исполняли небольшие древние напевы, подражали завыванию ветра, голосам птиц и животных.

О древнем саз-сырнае ещё помнят в некоторых районах Казахстана, например, рассказывают, что в Амангельдинском районе Тургайской области жил Умир-зак Турмагамбетов(умер он в 1947 году в возрасте 60 лет),который играл на сыбызгы и саз-сырнае. Саз-сырнай, принадлежавший ему, в отличие от найденного археологами при раскопках Отрара, имел три отверстия [Б. Сарыбаев « Казахские музыкальные инструменты» 1989]. Другой глиняный музыкальный инструмент - ускирик - также бытовал с древних времён. Но найти его удалось лишь в 1974г., так как в последнее столетие он постепенно вышел из употребления. Ускирик представляет собой небольшой полый глиняный сосуд, напоминающий по форме силуэт летящей птицы (по свидетельствам очевидцев, встречались ускирики, которые своими контурами напоминали верблюда или черепаху). Название инструмента "ускирик" (трескучий мороз) связано с тем, что звуки его похожи на завывание ветра в трескучий мороз. Звукоряд инструмента небольшой -до, ми, фа, соль второй октавы. На нём исполнялись короткие несложные наигрыши, инструмент был в основном забавой детей, но и среди взрослых находились любители игры на нём. Ускирик в прошлом получил распространение даже больше, чем саз-сырнай, поэтому чаще встречаются очевидцы, дающие подробные сведения о нём.

Тастаук отличался от саз-сырная и ускирика формой (походил на курицу или цыплёнка). Сходство этих инструментов - в звуков извлечении, приёмах игры. Они не имеют свистковой системы, и извлечение звука значительно отличается от других подобных им инструментов. Звуками окариновых инструментов (саз-сырнай, ускрик и тастаук) исполнители подражали голосам птиц - кокек (кукушки),таукудрет (кулика) и других, а также крикам животных. На них исполнялись и народные песни. Играли в основном дети, пастухи.

В этнографических источниках 18-19 веков чащи всего встречаются сведения о таком инструменте, как сыбызгы, что свидетельствует о широком его распространении, в народном быту. Одно из ранних сведений о сыбызгы имеется в книге капитана И. Андреева, вышедшей в 1795 году. То, что сыбызгы до второй половины 19 века была распространена повсеместно, подтверждается также записками известного исследователя Левшина. Интересные сведения имеются и у этнографа И. Липаева. "У казахских музыкантов Семипалатинской области в большом ходу сыбызгы", -пишет он. "Делается сыбызгы из тальника или какого-нибудь иного дерева, на поверхности для изящества перевязывается тонкой бечёвкой, затянутой прозрачной кожицей. Внутренность просверлена довольно искусно и чисто отделана. Отверстий для звуков только три, и вместо клапанов они закрываются - кончиками пальцев руки".

Однако к концу 19 века в ряде областей Казахстана инструмент становится уже редкостью. Неравномерное исчезновение сыбызгы среди населения различных областей подтверждают многочисленные сведения этнографов. Например, этнограф П. Тихов, хорошо изучивший Туркестанский край, сообщает: "За двенадцать лет жизни в Туркестане мне только один раз пришлось увидеть сыбызгы и то мельком." Исчезновение сыбызгы в этих краях он объясняет двумя факторами:

Об одном интересном экземпляре сыбызгы казахов Урала пишет известный учёный второй половины 18 века И. Лепёхин: "Калмыки пишут сию дудку цур, татары - курай, казахи называют оную дудку чибызгой... На тонком конце оного вырезаны три дырочки, которые игрок закрывает тремя пальцами одной руки попеременно, а другою рукой, когда надобно закрывает нижнюю, узкую дырку ствола. Широкой дырой приставляет дудку к верхним зубам и прижимает к верхней губе и языку. Чрезвычайное упражнение требуется к тому, чтобы заиграть в такую дудку: если же играет на ней хороший игрок, то голосом она походит на малую флейту". Ценность этого описания в том, что здесь говорится о приемах игры. И это важно, потому что описывается извлечение дополнительных звуков путём перекрытия нижнего отверстия трубки, что было характерным приёмом игры на сыбызгы.

Сыбызгы (что в переводе означает тростник) считалась любимым инструментом пастухов. На её изготовление не требовалось много времени: опытному мастеру достаточно было 10-15 минут. Срезалась трость длиной в 500-700 мм, в которой прорезалось три-четыре игровых отверстия. Перед игрой, ради лучшего звучания, сыбызгы внутри смачивали. Кроме тростника и дерева материалом для изготовления инструмента служил металл. Сыбызгы, изготовленную из металла, этнографы находили ещё в 1860-е годы.

Одним из сложных процессов в игре на сыбызгы является извлечение мягкого и чистого звука. Поэтому в использовании сыбызгы как оркестрового инструмента, исполнитель встретил много трудностей, связанных с простотой инструмента. Многие попытки усовершенствования инструмента не увенчались успехом. По этой причине, а также ввиду отсутствия исполнителя в настоящее время, партия сыбызгы в оркестре часто исполняется на флейте.

В наше время сыбызгистов можно встретить лишь в Восточно-Казахстанской области. Инструмент раньше исчезает в западных районах Казахстана, где известных исполнителей можно было встретить лишь в 30-е годы прошлого XX века. Старожилы Сары-Суйского района Жамбылской области, в возрасте 80-ти лет, по их воспоминаниям уже не встречали у себя на родине сыбызгистов. Это означает, что в начале XX века в этих краях сыбызгы уже не было. Зато много сыбызгистов среди казахов, проживающих в Монголии.

В 1934 году делались первые попытки усовершенствовать сыбызгы. Первый руководитель оркестра казахских народных инструментов, А.К. Жубанов вместе с известным музыкальным мастером И. Романенко в основном работали над тем, чтобы сделать инструмент пригодным для игры в оркестре. Для этого нужно было, чтобы строй и звукоряд сыбызгы соответствовал репертуару оркестра. Как уже говорилось выше, первоначально сыбызгы использовали лишь в народных ритмически несложных кюях. Труднее было, когда дело касалось партитур произведений композиторов Казахстана. Исхак Валиев в основном играл на сыбызгы, изготовленной из тростника. Настройка инструмента производилась им на слух. М. Романенко изготовил ему несколько сыбызгы из дерева, однако, эти образцы не сохранились. Один экземпляр сыбызгы с пятью отверстиями, изготовленный из металла в 1936 году, в настоящее время хранится в Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки в столице России в Москве.

Изучив сохранившиеся экземпляры инструментов, мы приходим к выводу, что до 1939 года сыбызгы ещё не была достаточно усовершенствована для игры в оркестре.

Инструмент сыбызгы очень похож на флейту. Различие у них только в способе звукоизвлечения: если флейтист струю воздуха направляет губами, то сыбызгист -языком.

Музыка, исполняемая на сыбызгы и на флейте, приобретает прозрачность и окрылённость.

www.microarticles.ru

Интересные факты о флейте. Интересно знать

Интересные факты о флейте

Флейта является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. Возраст древнейших археологических находок флейты оценивается в 35-40 тысяч лет. Этот инструмент в каждой стране получил свое развитие, поэтому современное разнообразие флейт не может не поражать. Больше познавательного расскажут факты о флейте.

  1. Флейта в Книге рекордов Гиннесса обозначена как самый древний из всех музыкальных инструментов. Старинную костяную флейту нашел в 1998 году доктор палеонтологии Иван Тюрк из Словенской академии наук на месте стоянки неандертальцев в Любляне. Возраст этой флейты, сделанной из части бедренной кости пещерного медведя, оценивается в 43-82 тысячи лет.
  2. Продольная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Древнем Египте пять тысяч лет назад, в Китае — около трех тысяч лет назад, а в Японии и Индии — более двух тысяч лет назад. До наших дней она остается основным духовым инструментом на Ближнем Востоке, а в Европе используется для исполнения старинной музыки.
  3. К пальцевым отверстиям флейты клапаны впервые были добавлены в XVII веке французскими мастерами, среди которых выделяется Жак Оттетер. Такое изобретение позволило исполнять на флейте хроматический звукоряд.
  4. К концу XVIII века продольная флейта была вытеснена поперечной, так как последняя обладала более разнообразными техническими возможностями и более экспрессивным звучанием.
  5. Главным из мастеров, который придал поперечной флейте ее современный вид, стал Теобальд Бём, немецкий мастер, флейтист и композитор. С тех пор как Бём дополнил флейту системой клапанов и колец, расположил большие пальцевые отверстия по акустическому принципу, а также перешел на использование металла, что усилило блеск звучания флейты, этот инструмент практически не изменился.
  6. Во многих странах мира флейта получила свою национальную разновидность. Так, ирландская флейта представляет собой поперечную флейту простой системы без клапанов, кена — это продольная тростниковая флейта Андского региона в Южной Америке, ди — это старинная китайская поперечная флейта из бамбука, тростника, разных пород дерева и даже камня (нефрита) и др.
  7. Одной из самых дорогих флейт в мире считается флейта производства фирмы Powell, изготовленная в 1939 году из чистой платины по заказу известного флейтиста Уильяма Кинкаида.
  8. Ученые утверждают, что игра на флейте положительно сказывается на профилактике респираторных заболеваний, положительно влияет на иммунитет и, как любой другой музыкальный инструмент, благотворно сказывается на умственном развитии детей.
  9. Флейты на протяжении истории изготавливали не только из костей животных, дерева и металла, известны флейты из горного хрусталя, стекла, драгоценных металлов, пластика и даже шоколада, при чем все такие прототипы прекрасно звучали.
  10. В наше время виртуозные флейтисты — это настоящая редкость. По статистике, в мире насчитывается всего около семи тысяч настоящих мастеров игры на флейте.
Факты из истории флейты

anydaylife.com


Смотрите также