Древние ноты. Ноты. История происхождения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ЗАЗВУЧАЛИ ДРЕВНИЕ НОТЫ. Древние ноты


Как появились ноты? - Мастерок.жж.рф

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

 

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

 

Ut queant laxis,Resonare fibris,Mira gestorum,Famuli tuorum,Solve polluti,Labii reatum,Sancte Ioannes!

(В переводе с латинского:

Чтобы слуги твои

голосами своими

смогли воспеть

чудные деяния твои,

очисти грех

с наших опороченных уст,

о, Святой Иоанн»)

 

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог», «Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах» и «Послание о незнакомом пении».

 

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

 

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.

 

 

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

 

 

Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле.  Ну и интереснейшая История знаков Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=31382

masterok.livejournal.com

Ноты. История происхождения

Насколько давно существует музыка, и как, сравнительно недавно, человек научился фиксировать звучание на бумаге, в виде нотных записей, позволяя распознавать написанную им музыку, для дальнейшего её воспроизведения. Сейчас уже трудно представить себе время, в котором единственный метод передачи музыки был устным. Необходимость сохранять музыкальные напевы вынудила к созданию общедоступной и приемлемой нотной системы и записи (хранения).

Ноты. Древняя запись

Ноты. Древняя запись

Большие труды были положены при создании условной графической записи музыки. Усилием не одного поколения создавались всё более сложные и совершенные схемы, позволяющие запечатлеть «живой» звук в системе условного обозначения. Виды нотных записей у разных народов были различны, и менялись на протяжении всего многовекового процветания музыкальной культуры. Не смотря на кардинальное различие между музыкальными нотациями прошедших веков и современными, остаётся одна общая закономерность: фиксация звука производилась с помощью специальных условных символов и знаков, но прошло достаточно большое количество времени, прежде чем появилась нотная запись в том виде, в котором мы её знаем.

Во время изучения и исследования древнеегипетских памятников обнаружены рисунки, с помощью которых фиксировали (изображали) записи услышанной мелодии, из всех известных этот способ является самым древним. По предположениям учёных, в Древнем Вавилоне существовал способ слоговой записи с помощью клинописи. Но развитие музыкальной грамоты не стояло на месте, и со временем в Древней Греции были придуманы буквенные обозначения звуков, которые указывали на их высоту. Вскоре эта система широко распространилась, а буквы греческого алфавита были заменены на латинские, даже сейчас

Хоральная нотация

Хоральная нотация

встречается обозначение звука «ми» латинской буквой «E», звука «соль» – буквой «G» и т.д.

Следствием длительной эволюции родилась современная нотная запись, началом которой принято считать нёвменную нотацию, возникшую в средние века. Корни происхождения этого способа точно неизвестны, вероятно, она возникла в монашеских хорах седьмого-восьмого столетия для записи григорианского хорала. Сложность и недостаток этих символов заключается в неполной ясности нотации: в них отсутствовали показатели точной длительности и высоты звуков, довольствовались только примерным планом направления мелодии. Условные обозначения нёвменной нотации состояли из ряда графических значков: точек, запятых, чёрточёк и их различных сочетаний. Такие значки служили в качестве обозначений отдельных звуков или мелодических оборотов, характер исполнения, ходы голоса вниз / вверх или повторение звуков, такие значки проставлялись сверху над текстом. Со временем недостатки этой системы были ликвидированы: высота нот отображалась на паре дополнительных горизонтальных линиях в виде букв или цвета (желтый, красный). Таким образом, постепенно зарождалась линейная нотная запись.

В девятнадцатом веке нотная запись была усовершенствована трудами итальянского музыканта (теоретик музыки) Гвидо д’Ареццо. Записывались ноты на нотной строке, состоящей всего из 4-х горизонтальных линий, параллельных между собой, кроме того, знаки обозначающие высоту и нёвмы стали записываться не только на линейках, но и между ними. Все четыре параллельных линии объединились в общую систему, напоминающую современный нотный стан.

Рука Гвидо

Рука Гвидо

Гвидо д’Ареццо использовал левую руку, чтобы манипулировать участниками хора во время выступления. Он сгибал пальцы в нужное время, указывая, тем самым, какую ноту брать. Итальянский музыкант известен ещё как автор названий шестиступенного звукоряда: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Расстояние между звуками один тон, помимо «ми» и «фа», расстояние между которыми пол тона. В конце шестнадцатого века для обозначения, ныне известной, седьмой ступени ввели ноту «си», а во второй половине семнадцатого слог «ут» был заменён на «до». Эти названия используют до сих пор.

Невероятного прогресса добилась нотация в период с XIII по XVI век. Уже тогда, названая как мензуральная нотация, система наглядно отображала высоту и длительность звуков с помощью специальных графических значков, которые служили для записи нот и пауз разных длин, а также установлены предельно точные соотношения времени между длительностями. Каждая была поделена на три доли. «Максима» – название самой длинной доли, она включала в себя три «лонги», так именовались длинные ноты.

В шестнадцатом веке деление трансформировалось с трёхдольного в двухдольное. Графическая часть ощутимо преобразилась. Квадратные головки нот округлились, были введены нотные штили. Нотные знаки стали делится на закрашенные и не закрашенные в средине головки. А линейный нотный стан перешёл к более удобному – пятилинейному.

Небольшие сложности в становлении, по отношению к инструментальной музыке, потерпела пятилинейная нотация. Для записи инструментальных композиций применялись табулатуры (табы), вплоть до конца семнадцатого века. Табулатуры – схемы, представляющие собой систему из цифровых или буквенных символов, помогающих определить высоту звука, также табы содержали знаки, ответственные за обозначение ритма и динамических оттенков, и оперирует рабочими элементами конкретного музыкального инструмента. Среди схем встречались линейные и безлинейные. В линейных табах количество линий совпадало с числом струн инструмента или обозначало количество голосов в музыкальной фактуре. Со временем, к началу XVIII века, табулатурные схемы были заменены на более простые и комфортные – ноты. В современное время табы часто используются для записи гитарных партий. Они могут идти как отдельно, так и в дополнение к нотам для гитары, для облегчения гитаристу разбора нотного текста.

Трудами многих веков была создана единственная удобная и многофункциональная система нотации, позволяющая без проблем отобразить «живой» звук. В современном нотном письме присутствует огромный арсенал обозначающих знаков, и символов для сокращения нотного письма (реприза, октавный перенос, повторение мелодического оборота и т.д.), а ещё словесные дополнительные пояснения: указания темпа, метод и характер исполнения. Прогресс музыкальной грамоты не стоит на месте, по мере необходимости появляются новые определения, условные обозначения и системы нотаций, которых требует современный мир музыки.

10.06.2015 .

muzachos.com

Сирийские гимны, которым более 3 000 лет

Сегодня Сирия на гребне новостной волны. Все СМИ начинают свои потоки с Сирии. А вот немного другой материал о Сирии, который способен расширить наши знания об этой стране, о народах, которые там живут, о древнейшей культуре, которая там родилась, о сплетении религий, обычаев, языков…

Сирия – это мозаика различных культур. Это очень глубокие пласты истории. Невозможно решать сирийские проблемы в стиле черное-белое, как это пытаются делать многие западные аналитики, политологи и журналюги.

Примерно в 1950-х годах на территории современной Сирии, в древнем городище Угарит были найдены глиняные таблички с древними текстами. Тексты написаны горизонтально, слева направо, в аккадийском стиле, на хурритском языке. Было найдено много таких табличек. Большая часть табличек – сломаны на куски. Но из трех различных кусков удалось собрать табличку, представленную на фотографии. На этой табличке написаны ноты самой древней мелодии в мире.

Этим табличкам примерно 3400 лет! Ученые сумели расшифровать эти ноты и тексты. Отдельно написана музыка, отдельно – слова. И еще подробная инструкция о том, как совмещать их. Это самые древние ноты, которые были найдены на сегодняшний день. Ноты и музыка, которым 3400 лет, а возможно и больше.

Музыка называется «Гимн Никале». Никала – это жена Бога Луны. Или Хурритский гимн номер 6.

Ученые предполагают, что таблички были сделаны представителями народа Хурриты. Народность Хурриты появилась примерно за 3000 лет до нашей эры. Таким образом, есть основания предположить, что эта музыка была написана гораздо раньше, чем были созданы глиняные таблички, на которых зафиксирована музыка. Может быть, веками ранее.

Вдумайтесь: что было в вашей стране 3400 лет назад? Писал ли кто-либо из вашего народа музыку 3400 лет назад, записывал ли ее нотами? Была ли вообще у вашего народа письменность в то время?

Как пишут ученые, Хурриты растворились, перемешались с другими народами в современных Сирии, Ираке, Иране (но курды не хурриты, утверждают ученые).

И вот теперь молодые народы, которые 3400 лет назад в лучшем случае умели только пересказывать легенды и не имели письменности – учат жизни и «демократии» современных потомков Хурритов (по крайней мере, возможных потомков). Конечно, история ушла в пески, новое время, новые нравы, законы. Но современные Шариковы должны понять, что не им учить сирийцев, как жить. Сирийцев и в том числе семью Асадов, которая сплотила и мирно правит такой дремучей смесью культур, религий, историй…

Как раз 3400 лет назад в Европе бушевала страшнейшая эпидемия какой-то чумы, из-за которой умерло почти 90% населения. Эпидемия так сильно повлияла на человечество, что оставила свои следы в наших генах! Ученые обнаружили эти мутации в генах, но никакой записи об этом в европейских летописях не найдено. Видимо потому, что тогда никто не имел письменности. Записи об этой страшной чуме были найдены лишь у древнеегипетских летописцев времен фараона Тутанхамона.

Насладитесь музыкой. Музыка мне напомнила что-то космическое, фантастическое, бесконечное, повторяющиеся аккорды, с глубоким смыслом. Хотя музыка эта – самая древняя на сегодня (по нотам), она намного глубже, чем многие современные музыкальные произведения.

А здесь ноты этого гимна-музыки, переложенные на современные ноты. Кто умеет, может сыграть сам.

Автор поста: http://takeshi-katana.livejournal.com/

www.peremeny.ru

Самая древняя мелодия в мире :: Частный Корреспондент

Новости

Небо-зеркало В небе над Томском ученые зафиксировали уникальный оптический эффект gs

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне "ыыы". Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа - госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз - совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми - на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Как появились ноты

Как появились нотыКогда слушаешь музыку, вряд ли задумываешься, как и когда появились ноты. Однако и у нотного стана есть своя история появления.

Довольно продолжительное время музыку не записывали. Ее проигрывали и пели по памяти. Мелодии передавались от одного исполнителя к другому и со временем искажались. Чтобы решить эту проблему, нужно было придумать такой способ, чтобы музыка не изменялась, а исполнялась такой, какой ее записал автор. Так, со временем возник способ записывать музыку при помощи нот.

Система нот разрабатывалась довольно длительное время, с IX - и вплоть до XVIII века. Первые ноты начали записывать в римских католических соборах и церквях.

В основном церковные службы пелись по памяти. В конце IX века над словами молитвенника стали рисовать черточки палочки и всякие закарлючки, – это и были родоначальницы нот. Но это еще были даже не ноты, а скорее указатель на то, какой тон должен быть у молитвенника, направление мелодии. Однако, способ был не очень удобен, ведь в таком обозначении было легко запутаться.

И вот, к 900 году, придумали более удобный вариант для обозначения звуков. Знаки стали писать на определенном расстоянии от красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». С помощью этой записи можно было ориентироваться, где петь низко, а где высоко.

Нотный стан изобрел монах д Ареццо Гвидо. В нем находилось четыре линии. При помощи этого способа можно было показать длительность каждой ноты.

Нотный стан усовершенствовали в XIII-XIV веках, однако кардинально ничего не поменялось: ноты приобрели другую форму - «шапочки», которые означали их длительность. Вскоре, в 1600 годах ноты стали круглыми, и запись музыки стала похожей на современную.

www.vseznayka.kiev.ua

Клирос: богослужебные тексты,песнопения - Клирос

2.5. Постовые песнопения

Ирмосы Великой Субботы.

  1. Волною морскою(из обихода Н.Бахметева) *.pdf (193 кб) 11/03/05

Ирмосы Великого канона...

  1. Ирмосы Великого канона (Киево-Печерского распева) *.pdf (230 кб) 11/03/03
  2. Ирмосы Великого канона (Московского напева /гарм. архим. Матфея(Мормыля)/) *.pdf (230 кб) 11/03/03
  3. Ирмосы Великого канона (Д.С. Бортнянский) *.pdf (160 кб) 11/03/03

Да исправится молитва моя...

  1. Да исправится...(Д.С. Бортнянский) *.pdf (178 кб) 25/03/03
  2. Да исправится...(Д.С. Бортнянский) другая редакция *.pdf (121 кб) 25/03/03
  3. Да исправится...(свящ.Никольский) *.pdf (142 кб) 25/03/03
  4. Да исправится...(Булюкин В.) *.pdf (83 кб) 28/03/05

Ныне силы небесныя...

  1. Ныне силы небесныя...(Г. Львовский) rar - архив часть 1 , часть 2 (457 кб) 24/03/03
  2. Ныне силы небесныя...(Обиходное и Донское) *.pdf (90 кб) 12/03/03

Покаяния отверзи...

  1. Покаяния отверзи...(Д.С. Бортнянский) *.pdf (87 кб) 25/02/03
  2. Покаяния отверзи...(П.Г. Чесноков/ред.А.Шебалина/) *.pdf (365 кб) 25/02/03

На реках Вавилонских

  1. На реках Вавилонских (В. Крупицкий /в упрощ./) *.pdf (133 кб) 02/04/03
  2. На реках Вавилонских (Б.М. Ледковский /Валаамского напева/) *.pdf (426 кб) 02/04/03
  3. На реках Вавилонских (обр. А. Кастальского /Старинного напева/) *.pdf (189 кб) 02/04/03

monkhood.narod.ru

ЗАЗВУЧАЛИ ДРЕВНИЕ НОТЫ

В Государственной консерватории Узбекистана состоялась презентация макомов, возрожденных на основе рукописи древней нотной письменности «Хоразм танбур чизиги». Это мероприятие организовано совместно с Министерством по делам культуры, Хорезмской академией Маъмуна, Ургенчским государственным университетом имени Ал-Хорезми.Выступившие на церемонии министр по делам культуры Б.Курбонов, ученый-музыковед О.Матъякубов и другие отметили, что возрождение богатого прошлого, духовности, развитие национального музыкального искусства подняты в нашей стране на уровень государственной политики.Уникальная нотная запись, использовавшаяся для мелодий макомов в начале XIX века и получившая название «Хоразм танбур чизиги», была создана известным музыковедом того времени Комилом Хорезми. Один из совершенных и уникальных образцов «Танбур чизиги» хранился в доме хафиза Искандара Якубова из Хазараспа. Шли годы, рукопись передавалась по наследству детям, затем — внукам и, в частности, она досталась в наследие нашему современнику Хафизу Оллоназарову. Он, в свою очередь, преподнес ее в дар Президенту Исламу Каримову. Руководитель страны в мае нынешнего года передал эту уникальную рукопись нашему народу — в музей музыки Государственной консерватории Узбекистана.Как отмечал Президент, эта уникальная рукопись — исторический памятник нашего богатого и неповторимого музыкального искусства. Это редкостное произведение, без сомнения, станет важным руководством для изучения основ нашей национальной музыки и, вместе с тем, источником гордости для всех почитателей узбекского классического искусства.Рукопись ценна своим совершенством, неповторимостью. По мнению специалистов, ее уникальность состоит в том, что в произведении записано более 90 неизвестных музыковедам песен. Они, в основном, имеют отношение к макомам, исполняемым под аккомпанемент дутара и танбура. В ней приводятся тексты песен, в частности, газели Навои, Муниса, Огахи, Хафиза Шерази и образцы устного народного творчества. Заслуживает внимания тот факт, что в ней встречаются такие древние циклы, как «Зихий назора», «Мискин», «Рохавий», «Садри ирок», из которых до нас дошли лишь названия макомов, а их исполнение уже забыто.Творческий коллектив Ургенчского государственного университета приступил к такому благородному делу, как перевод табулатуры «Танбур чизиги» на запись посредством современной нотописи, приспособления к современным звукозаписывающим средствам. Эта рукопись является уникальным источником нашего музыкального наследия, которое еще предстоит изучить.На вечере были исполнены макомы и песни, восстановленные на основе рукописи «Хоразм танбур чизиги».Назокат Усмонова.Корр. УзА.

uz2002.ru


Смотрите также