Древнейший мир. Рубрика: Древний мир
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний мир. Древнейший мир


Древний мир Википедия

Гомер — символ Древнего мира

Дре́вний мир — период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе[1]. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь[2], в Индии — империи Чола[3][4][5], а в Америке — начало европейской колонизации[6].

Термин «классическая древность» (или античность) обычно относится к греческой и римской истории, которая начинается от первой Олимпиады (776 г. до н. э.). Эта дата почти совпадает с традиционной датой основания Рима (753 г. до н. э.). Датой окончания европейской древней истории обычно считают год падения Западной Римской империи (476 г. н. э.)[7][8], а иногда — дату смерти императора Юстиниана I (565 г.)[9], появления ислама (622 г.)[10] или начало правления императора Карла Великого (800 г.)[11].

Периодизация

  • Доисторический период — каменный век (палеолит, мезолит, неолит). Самыми значительными событиями этого времени были установление современного климата в мезолите, одомашнивание животных и освоение культурных растений в неолите.
  • Бронзовый век. Освоение человеком металла. Сначала это была медь (медный век, он же халколит или энеолит), а после изобрели её сплав с оловом — бронзу. В это время была освоена письменность и первые письменные источники о истории. Главные государства этого времени: Египет, Шумерское царство, государство хеттов.
После изобретения способа добычи железа происходит обвал цивилизаций основанных на бронзе, и коллапс бронзового века.

Страны и народы Древнего мира

Средиземноморье и Ближний Восток

Азия

Америка

Народы Древнего мира

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (реконструкция)

Прочее

Войны древнего мира

См. также

Примечания

  1. ↑ История Древнего мира в 3 т., Издание третье / Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой — М.:Издательство «Наука», 1989.
  2. ↑ Gernet, J. (1996). A history of Chinese civilization. Cambridge: Cambridge University Press.
  3. ↑ Elphinstone, M. (1889). The history of India. London: Murray.
  4. ↑ Smith, V. A. (1904). The early history of India from 600 B.C. to the Muhammadan conquest, including the invasion of Alexander the Great. Oxford: Clarendon Press.
  5. ↑ Hoernle, A. F. R., & Stark, H. A. (1906). A history of India. Cuttack: Orissa mission Press.
  6. ↑ Priest, J. (1834). American antiquities, and discoveries in the West: being an exhibition of the evidence that an ancient population of partially civilized nations, differing entirely from those of the present Indians, peopled America many centuries before its discovery by Columbus, and inquiries into their origin, with a copious description of many of their stupendous works, now in ruins; with conjectures concerning what may have become of them; compiled from travels, authentic sources, and the researches of antiquarian societies. Albany: Printed by Hoffman & White
  7. ↑ Clare, I. S. (1906). Library of universal history: containing a record of the human race from the earliest historical period to the present time; embracing a general survey of the progress of mankind in national and social life, civil government, religion, literature, science and art. New York: Union Book. Page 1519 (cf., Ancient history, as we have already seen, ended with the fall of the Western Roman Empire; […])
  8. ↑ United Center for Research and Training in History. (1973). Bulgarian historical review. Sofia: Pub. House of the Bulgarian Academy of Sciences]. Page 43. (cf. … in the history of Western Europe, which marks both the end of ancient history and the beginning of the Middle Ages, is the fall of the Western Empire.)
  9. ↑ Robinson, C. A. (1951). Ancient history from prehistoric times to the death of Justinian. New York: Macmillan.
  10. ↑ Breasted, J. H. (1916). Ancient times, a history of the early world: an introduction to the study of ancient history and the career of early man. Boston: Ginn and Company.
  11. ↑ Myers, P. V. N. (1916). Ancient history. New York [etc.]: Ginn and company.
  12. ↑ University of Oxford. Classical Armenian Studies Архивная копия от 18 января 2011 на Wayback Machine
  13. ↑ Livius. Articles on Ancient History

Ссылки

wikiredia.ru

ДРЕВНИЙ МИР это что такое ДРЕВНИЙ МИР: определение — История.НЭС

ДРЕВНИЙ МИР

в широком смысле обозначение первого и наиболее длит. периода истории человечества от начала формирования человеч. общества (800-100 тыс. лет до н. э.) до нач. феод. формации (первые века н. э.). Это понятие охватывает 2 периода - первобытное общество и рабовладельч. строй (Древний Восток и Античность). В узком смысле Д. м. - период рабовладельч. формации; изучение этого периода - предмет исследования спец. дисциплины - древней истории.

Понятие древней истории не сразу вошло в обиход науч. и обществ. мысли. У антич. авторов начальный период становления рабовладельч. общества заполнялся легендами и мифами, сводился к деяниям богов и мифич. героев. Лишь у передовых мыслителей древности (особенно у Тита Лукреция Кара) начинает складываться представление о том длит. пути, к-рый прошли люди от эпохи дикости до антич. цивилизации. Понятие структуры и развития антич. рабовладельч. общества дал величайший мыслитель античности Аристотель. В период средневековья в соответствии с господств. религ. идеологией осн. рубежом в истории человечества считалась победа христ. церкви, что нашло отражение в соч. "отцов церкви" Иеронима, Августина и др. Предшеств. история рассматривалась как период язычества, и все развитие человечества соответственно распадалось на две эпохи - язычество и христианство. Библия считалась священной историей человечества и также делилась на две эпохи: дохристианскую - Ветхий завет, и христианскую, начинающуюся с Нового завета. Однако все большее накопление знаний об антич. мире, его политич. институтах и теориях, его философии, все большее внимание к ним, особенно со времени Возрождения, производит переворот в этой теологич. концепции и ведет к становлению лишенного богословского толкования понятия древней истории (итал. гуманисты Л. Бруни, Ф. Бьондо, Н. Макиавелли, франц. гуманист Ж. Боден и др.). В эпоху Возрождения и затем в эпоху Просвещения большое значение приобретает изучение духовного наследия Д. м., его философии и науки, все больший интерес проявляется к антич. политич. борьбе; деятели бурж. революции, как заметил Маркс, охотно рядились в тогу антич. политич. деятелей и принимали их имена: так, Шометт, один из видных деятелей франц. революции конца 18 в., принял имя антич. философа-материалиста Анаксагора, а Вабеф назвал себя Гракхом в честь рим. нар. трибуна. Эпоха Просвещения осветила критически мн. стороны древней истории. Так, крупный мыслитель итальянец Дж. Вико старался уяснить, почему расцвет антич. цивилизации сменился сумерками средневековья; выдающийся англ. историк Э. Гиббон поставил вслед за ним проблему крушения антич. мира. Эта проблема стала весьма важной для всего мировоззрения, для понимания прогресса и дальнейших судеб человечества. Но просветители оставили в тени вопросы экономики и кардинальные проблемы социальных отношений. В поле их зрения находились гл. обр. политич. институты, объяснение к-рым они искали в умонастроениях, если не считать попыток Ш. Монтескье привлечь геогр. фактор. Геогр. горизонт авторов, писавших о древней истории, был еще узок. Безмолвными оставались цивилизации Египта, Вавилона, весь Др. Восток. Не видны были пути, к-рые бы связывали Запад с древними цивилизациями Китая и Индии. И все же изучение древней истории в эпоху Просвещения имело огромное значение: поднимались такие важные проблемы, как возникновение гос-ва, происхождение неравенства (напр., Ж. Руссо). Этот вопрос особенно разрабатывался утопистами. Так, Ш. Фурье горячо выступал против идеализации антич. общества с его неравенством и порабощением людей. Однако понадобилось долгое время для того, чтобы создалось представление о последовательности ранних ступеней развития человеч. общества. Антич. авторы, к-рые усердно изучались, давали для этого только нек-рый материал. Разрешение вопроса принесли этнография (напр., труд Л. Моргана "Древнее общество") и археология. По мере развития этих дисциплин создавалась все более реальная возможность глубже и правильнее понять начальные этапы истории Д. м., заменить легенды подлинными очертаниями ист. процесса. В 17-20 вв. в результате изучения санскритской лит-ры (англ. ученый У. Джонс, нем. ученый Хольбрун и др.), кит. первоисточников (франц. ученый Ф. Ноэль и др.), дешифровки клинописи (нем. ученый Г. Гротефенд, англ. ученый Г. Роулинсон) и егип. иероглифов (франц. ученый Ф. Шампольон) раздвинулись рамки древней истории и в это понятие были включены страны Др. Востока. Потребовалась значит. ломка прежних представлений. Воспитанные на старых идеалистич. традициях, мн. ученые ждали от расшифровки др.-вост. письмен мистич. и филос. откровений. Все фантастич. и антинаучные попытки расшифровать др.-егип. иероглифы были связаны с этим настойчивым желанием разглядеть в каждом тексте "восточную мудрость". Настроившиеся на такой лад ученые были немало поражены, когда вместо ожидаемых филос. трактатов были прочтены док-ты хоз. отчетности. Вставал вопрос, каково взаимоотношение двух частей единого понятия Д. м. - классич. древности и Др. Востока. На этот вопрос, конечно, в первую очередь, следовало дать ответ, исходя из социально-экономич. природы того и другого общества. Но бурж. теоретики начали решать задачу с другого конца - так, как им подсказывал идеалистич. метод. Старые и новые европоцентристские предрассудки, концепция т. н. зап. цивилизации толкали исследователей к возвеличиванию классич. Греции и Рима. Роковую роль в этом отношении сыграла "Философия истории" Гегеля. Продолжала существовать и другая концепция, возвеличивающая черты патриархальности и отсталости в культуре стран Др. Востока. Становилось совершенно очевидным, что на идеалистич. основе ни уяснить сущность понятия древней истории, ни установить место в ист. процессе др.-восточных цивилизаций и т. н. классич. античности невозможно. Новые непреодолимые трудности возникли перед идеалистич. историографией, когда в истории Др. Востока начали обнаруживаться такие ступени развития, к-рые нельзя было объяснить с точки зрения теорий прямолинейного прогресса. После того как в кон. 19 - нач. 20 вв. была открыта крито-микенская культура, когда многим искусствоведам росписи на дворцах напомнили памятники франц. иск-ва 18 в., идеалистич. концепции, соединявшие различные общества в понятие древней истории, были разрушены. Как случилось, что после такого расцвета искусства в Д. м. последовал период упадка - этот вопрос, поставленный бурж. историками, с еще большей силой прозвучал после открытия в 20-х гг. 20 в. развалин Мохенджо-Даро в Индии, где сохранились не только памятники иск-ва, но и материальной культуры (водопровод, мощеные улицы). В кризисе бурж. историзма, в кризисе бурж. однолинейных теорий прогресса и плоской эволюции, истолкованию новых данных по древней истории принадлежало большое место. В эпоху империализма была создана в последние десятилетия 19 в. рядом крупных бурж. ученых (нем. ученые Э. Мейер, Р. Пельман и др.) теория циклизма, отвергающая идею прогрессивной смены обществ. строя, выдвинутую марксизмом. Эта теория утверждала, что Д. м. знал "свою древность", "свое средневековье", "свой капитализм" и даже "свой гос. социализм", на основании чего делался вывод, что человечество будто бы осуждено вечно повторять уже пройденные стадии, не двигаясь вперед. В дальнейшем многие бурж. философы и социологи, ссылаясь на мат-лы древней истории, наперебой заговорили о том, что нет никакого единого ист. процесса. Видный англ. историк А. Тойнби писал, что присоединять одну древнюю цивилизацию к другой - это значит приставлять друг к другу бамбуковые палки: как бы искусно это ни делалось, живого, растущего бамбука не получится. Крупный франц. историк философии Э. Брейе заявлял, что т. н. древняя история есть на самом деле лишь процесс рождения и смерти отдельных цивилизаций. В противоположность марксизму-ленинизму, утверждающему спиралеобразное развитие истории человечества, повторяющее до нек-рой степени развитие прошлого, но каждый раз на более высокой ступени производит. сил, бурж. историки вплоть до последних лет продолжают представлять всемирную историю в виде отдельных кругов, не связанных между собой. Оставаясь в зависимости от порочной теории циклизма, бурж. историч. наука, накопившая за последние десятилетия большой материал по экономич. и социальной истории и по истории класс. борьбы, вместе с тем не только не решила, но и значительно запутала важнейшие вопросы социальной структуры древнего общества. Вот почему марксистско-ленинский анализ вопросов древней истории, казалось бы столь удаленных от политич. злобы дня и от осн. проблем идеологич. борьбы, оказался весьма важным и нужным. Марксизм-ленинизм показал, что вся древняя история есть история возникновения, развития и гибели рабовладельч. способа производства. Это была необходимая стадия в развитии человеч. общества, и Энгельс справедливо подчеркивал, что без антич. рабства не было бы совр. социализма. Анализ рабовладельч. способа произ-ва является ключом к изучению всех социальных, политич. и идеологич. форм древнего периода истории. В. И. Ленин писал: "Во времена рабовладельческие в странах наиболее передовых, культурных и цивилизованных по-тогдашнему, например, в древней Греции и Риме, которые целиком покоились на рабстве, мы имеем уже разнообразные формы государства. Тогда уже возникает различие между монархией и республикой, между аристократией и демократией" (Соч., т. 29, с. 442). Не только для политич. надстройки, но и для других форм обществ. жизни чрезвычайно важно изучить, покоились ли те или иные древние общества уже целиком на рабстве или значит. место еще занимала общинная собственность, к-рая, по выражению Маркса, являлась прочной базой вост. деспотизма. Уровень и характер развития рабовладельческих отношений объясняет конкретное многообразие различных древних обществ. Только изучение общей социологич. основы может дать твердые, совершенно объективные критерии для определения хронологич. и геогр. границ понятия древней истории. Марксистская диалектика позволяет вскрыть и те общие закономерности, к-рые объединяют рабовладельч. мир (от возникновения первых очагов цивилизации на Ниле, в Двуречье, в Индии и Китае до своеобразной ист. судьбы зап. провинций Римской империи). Марксистский диалектич. метод позволяет вскрыть и понять все то специфическое и особенное, что отделяет друг от друга этапы в развитии рабовладельч. строя, и конкретные общества, выросшие в различных условиях. Ист. материализм позволяет ответить и на вопрос, к-рый оставался совершенно неразрешимым для передовых мыслителей буржуазии, - о неизбежной гибели рабовладельч. строя и о развитии на его развалинах феодализма. Углубленное изучение древней истории вызвало к жизни спец. дисциплины, изучающие отдельные р-ны Д. м. Эти дисциплины дают конкретный материал по истории отд. обществ Д. м. и показывают, в каком направлении шло и происходит их изучение. См. статьи Античность, Древний Восток, Арабистика, Ассириология, Африканистика, Византиноведение, Востоковедение, Египтология, Индология, Иранистика, Синология, Семитология, Тюркология, Хеттология, Японоведение. Лит.: Всемирная история, т. 1-2, М., 1955-56; История др. мира во "Всемирной истории", подготовляемой Академией наук СССР, "ВДИ", 1952, No 1; Жуков Е. М., О периодизации всемирной истории, "ВИ", 1960, No 8. См. также лит. при ст. Всемирная история, Античность, Древний Восток и в ст. о др. отраслях ист. науки. Ю. П. Францев. Москва.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

interpretive.ru

Древний мир — Язычество

В греческой мифологии Понт – это бог внутреннего моря, которое было для людей благожелательным и доступным. Понт был древнейшим божеством, сыном Эфира, олицетворяющего воздух и Геи, которая воплощала Землю. Гесиод в «Теогонии» указывает на тот факт, что Гея породила Бога Понта без отца. Он считал Понта чем-то куда большим, чем олицетворением Моря. Древнегреческий бог стал…

У правителя Куаунауака по имени Осомацинтеуктли была дочь. Ее звали Миауашиуитль. Пришло время выдавать ее замуж. Нашелся жених. Имя у него было Уицилиуитль. Жители владений Осомацинтеуктли занимались выращиванием хлопка, разнообразных плодовых деревьев, которые густо росли на той местности. В провинции Теночтитлан, откуда родом был Уицилиуитль, мешики жили очень бедно. На их столах не было вкусных…

В мифологии древней Греции все очень неоднозначно. Здесь часто на одного и того же персонажа у разных авторов есть своя точка зрения, нередко противоречащая с мнением другого автора. Одной из таких спорных фигур в греческой мифологии выступает Гелиос в амплуа бога Солнца. Основание считать его солнечным божеством действительно веское, поскольку его имя древнего греческого языка…

Древнегреческий бог Аид также известен под именами Гадес и Айдес, что является производными одного и того же корня. Аид – третий сын титанов Кронос и Реи. Царство мертвых, до которого, как известно, не доходят солнечные лучи, Аид получил в наследство именно от своих родителей. Однако, в самих текстах есть немало намеков на то, что такое…

Древние греки воображали, что всем на земле управляли боги, живущие на Олимпе, горе, находящейся в малой Азии. Им было проще, не нужно было для постройки дома готовить генеральные планы. Гомер называл эту гору «многовершинной» в том смысле, что на Балканском полуострове находилось 16 гор с таким названием. Сначала на Олимпе жили титан Офион и его…

В одном из мифов говорится, что Перс был сыном Персея и Андромеды. Он рос у родителей Андромеды Кефея и Кассиопеи. Став взрослым, он создал на востоке великое государство, а его именем теперь называют персов. Согласно другому мифу Перс был сыном бога Солнца Гелиоса и морской нимфы Персеиды. Перс управлял страной тавров и воевал со своим…

Кельсткий культ «лебедя» начал отмечаться в Европе, когда наступил бронзовый век. В некоторой степени его можно повстречать в ранней христианской иконографии. Древние народности отождествляли лебедя с Солнцем. Однако, с развитием мифологии, роль этой птицы стала не такой важной. В древней Ирландии можно встретить миф, в котором рассказывается о сне Энгуса. Этот человек изображен в мифах…

История еще одной ирландской саги повествует о важном положении оленя за время основания нового поколения королевской династии. Дойром было получено пророчество, в котором говорилось, что одному из сыновей, которого назовут Лугейд, суждено надеть корону. У отца сработала смекалка и такое имя, на всякий случай, получили все дети. Их было пятеро. Пришло время, и братья отправились…

В авестийской мифологии золотой век — царствование первочеловека Йиму, сына солнечного божества Вивахванта. Сам Йима — смертный и место его действия — земля, власть над которой обеспечивается дарованными Ахура-Маздой золотым рогом и золотой плетью. В легенде о расширении земли через каждые триста лет проявляется мифологичный принцип троичности. Золотой век Йимы также просуществовал три срока. Затем…

Без религии человек не может обойтись. Даже если эта религия атеистическая. Людям присуще религиозное чувство. Оно сопровождает людей на протяжении всей человеческой истории. Во время религиозных обрядов и ритуалов человек вступает в связь с космическими и земными силами. Религия нужна для целостного мировосприятия. Религия выше науки, через нее познаются духовный мир и сам Дух Неба…

pagandom.ru


Смотрите также